Русские композиторы классической музыки XIX и XX веков. Исполнители классической музыки Выдающиеся музыканты 19 века


Россия богата на таланты. Практически во всех видах искусств можно встретить имена наших соотечественников, которые известны по всему . Первые русские композиторы классической музыки начали творить в XIX веке, и родоначальником среди них стал Глинка Михаил Иванович. С него мы и начнем наш обзор.

Глинка Михаил Иванович (20.05 (01.06) 1804 – 03 (15).02.1857)

Михаил Глинка был потомком польских шляхтичей. Его прадед Викторин Владислав Глинка после того как Речь Посполитая лишилась города Смоленска (в 1654 г.), принял православие и перешел под российское подданство, сохранив при этом свои земли и все дворянские привилегии. Отцом композитора был капитан в отставке Иван Николаевич Глинка, матерью – Евгения Андреевна Глинка-Земелька. Большое влияние на будущего композитора оказала его бабушка, Фекла Андреевна (мать отца), которая взяла на себя воспитания мальчика до 6 лет. Когда Михаилу исполнилось 10 лет, к нему пригласили из столицы учительницу В.Ф. Кламмер, которая стала учить его игре на скрипке и фортепиано. В 13 лет Глинка приступил к обучению в столичном Благородном пансионе, где продолжал брать частные уроки музыки у таких педагогов, как Карл Цейнер и Джон Филд.

После окончания учебы в пансионе Глинка продолжил изучение музыки. В это же время он сочиняет свои первые произведения. Самые известные романсы этого периода – «Не искушай меня без нужды», «Не пой, красавица, при мне» и др. Путешествие на Кавказ в 1823 г. оставило свой след в творчестве композитора – «Персидский хор», написанный для оперы «Руслан и Людмила», создавался на основе одной из азербайджанских народных песен. Дальнейшая поездка в Италию (в частности, центр музыкальной культуры Милан) и знакомство с такими известными композиторами, как В. Беллини и Г. Доницетти, привело к созданию музыкальных произведений в итальянском стиле. Первый по-настоящему большой успех пришел к Михаилу Глинке в 1836 г., когда на сцене столичного Большого театра была поставлена опера «Жизнь за царя», описывающая подвиг Ивана Сусанина. Ее по достоинству оценила не только публика, но и сам император. Последующая творческая жизнь композитора была очень насыщенной. Им были созданы симфонии, увертюры, романсы, сонаты. Скончался М.И. Глинка в 1857 г. в Берлине. Вклад этого композитора в развитие русской классической музыки сложно переоценить. По мнению В. Стасова, Глинка создал новый русский язык в музыке, как Пушкин – в поэзии.

Чайковский Петр Ильич (25.04 (07.05) 1840 – 25.10 (06.11) 1893)

Любовь к музыке у Петра Чайковского появилась не случайно. Его отец в юные годы увлекался игрой на флейте, а мама умела играть на арфе, фортепиано, и, к тому же, неплохо пела. Когда Петру было 5 лет, его стали обучать игре на фортепиано, а в возрасте 12 лет мальчик поступил в Училище правоведения. Он был прилежным учеником и в 1859 году выпустился с отличными отметками по большинству предметов. За годы учебы Петр дополнительно занимался игрой на фортепиано – в 1855-1858 гг. его учителем был Рудольф Кюндитер. В год окончания училища Чайковский начал службу в Департаменте юстиции, но проработал там не очень долго.

В 1861 году он приступил к учебе в Музыкальном классе Русского музыкального общества, а уже в 1863 году оставил службу в Департаменте, чтобы полностью посвятить себя учебе и музыкальной карьере. В этом решении его поддержал отец, за что Чайковский был ему очень благодарен. После окончания обучения Чайковский много путешествовал и работал над своими произведениями. Он сочинял музыку в разных жанрах – оперы, балет, симфонии, фортепианные миниатюры и др. Произведения Петра Ильича Чайковского, которые прославили его по всему миру:

  • балет «Лебединое озеро»;
  • балет «Спящая красавица»;
  • опера «Евгений Онегин»;
  • опера «Щелкунчик»;
  • опера «Пиковая дама».

Римский-Корсаков Николай Андреевич (06 (18).03.1844 – 08 (21).06.1908)

У Римского-Корсакова очень рано стали проявляться музыкальные способности. В шесть лет его стали обучать игре на фортепиано, а уже в 11 лет он начал сочинять свои первые произведения. Но несмотря на его склонность к музыке, Николая в десятилетнем возрасте отдали на обучение в Морской корпус, который он с отличием закончил в 1862 году. Во время учебы мальчик продолжал заниматься музыкой, и к маю 1862 года была практически закончена первая часть его Первой симфонии. Дальнейшая служба, которая проходила на клипере «Алмаз» (1862-1865 гг.), не давала Римскому-Корсакову серьезно заниматься музыкой. Но это трехгодичное плавание с посещением ряда стран наполнило его впечатлениями, которые впоследствии воплотились в некоторых произведениях. Оставив морскую службу, Николай налаживает прерванный контакт с кружком известного композитора М.А. Балакирева, знакомится с П.И. Чайковским и А.П. Бородиным.

В последующие годы он, продолжая работу над Первой симфонией, пишет такие произведения, как «Увертюра на русские темы», «Сербская фантазия», Вторая симфония и множество романсов. Талант Римского-Корсакова был настолько очевиден, что, несмотря на отсутствие специального образования, его пригласили в Петербургскую консерваторию на должность профессора, а в 1874 году Николай Андреевич становится главой Бесплатной музыкальной школы. Кроме преподавания и написания музыки, он выступал как дирижер симфонических концертов и оперных спектаклей. Римский-Корсаков создал целый ряд произведений, посвященных сказкам. Это оперы «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко». Последняя его опера «Золотой петушок» была запрещена к показу и была поставлена только спустя год после смерти композитора.

Рахманинов Сергей Васильевич (20.03 (01.04) 1873 – 28.03.1943)

Рахманинов с раннего детства проявлял интерес к музыке. Уже в 4 года он начал обучаться игре на фортепиано (первая учительница – мать композитора). В возрасте 9 лет мальчик поступил в столичную консерваторию (младшее отделение), но через три года родители решили его перевести в Московский пансион. Одновременно Рахманинов поступил в Московскую консерваторию, сразу на 3 курс младшего отделения. Здесь обучение оказалось очень эффективным и плодотворным. В эти годы Рахманинов обретает известность не только как пианист, но и как композитор. Дипломная работа Рахманинова (опера «Алеко») заслужила высокую оценку у П.И. Чайковского. В последующие годы композитор работал преподавателем, дирижером и параллельно писал музыку. Не все было гладко в жизни композитора. В 1897 году у него случился первый серьезный провал, после премьеры Первой симфонии. Это произведение было не понято публикой и получило самые низкие оценки у музыкальных критиков.

В первом десятилетии XX века Рахманинов работает над Вторым и Третьим фортепианными концертами, много путешествует по Европе, гастролирует по Америке и Канаде, выступая перед местной публикой как пианист и дирижер. К сожалению, в связи с революционным движением, которое активно развернулось в России, Рахманинову пришлось покинуть родину. В он зарабатывал, выступая с концертами. Практически до 1926 года он не написал каких-либо серьезных произведений. Затяжной творческий кризис, по-видимому, был связан с сильной тоской по своей стране, которую ему пришлось оставить. И лишь спустя годы в копилке сочинений появились Четвертый концерт и Симфонические танцы.

Шостакович Дмитрий Дмитриевич (12 (25).11.1906 – 09.08.1975)

Этот композитор советской эпохи с детства был знаком с музыкой. Первой учительницей игры на фортепиано стала его мать. Серьезные намерения посвятить себя именно музыкальной карьере появились у мальчика после просмотра оперы «Сказка о царе Салтане» известного композитора Н.А. Римского-Корсакова. Шостакович с 1919 года приступил к обучению в Петроградской консерватории, которую окончил в 1923 году как пианист, и в 1925 году - как композитор.

Творческий путь Шостаковича нельзя назвать гладким. Периодически он сталкивался с непониманием, а порой и гонением со стороны властей. Но, несмотря на это, он был удостоен множества званий и наград, какими не могут похвастаться другие русские композиторы классической музыки. Это и Герой Социалистического Труда, Народный артист РСФСР, ордена Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени и множество других.

Мы рассказали о самых выдающихся русских композиторах классической музыки XIX и XX веков, которые оставили после величайшее культурное наследие.

Классическая музыка сейчас далеко не настолько популярна, какой она была в свой «золотой век» — с XVII по начало XX столетия, но она по-прежнему впечатляет и служит вдохновением для многих. Известные музыкальные композиторы, создавшие эти великие произведения, возможно, жили сотни лет назад, но их шедевры до сих пор остаются непревзойденными.

Известные немецкие композиторы

Людвиг ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен - одно из важнейших имен в истории классической музыки. Он был новатором своей эпохи, расширив масштабы симфонии, сонаты, концерта, квартета, и по-новому объединяя вокал и инструменты, хотя вокальный жанр его не так сильно интересовал. Публика не сразу приняла его новаторские идеи, однако слава слишком долго ждать себя не заставила, поэтому еще при жизни Бетховена его творчество было по достоинству оценено.

Вся жизнь Бетховена была ознаменована борьбой за здоровый слух, однако глухота все же настигла его: некоторые из важнейших работ великого композитора были созданы в течение последних десяти лет жизни, когда он был уже не в состоянии слышать. Одними из самых знаменитых произведений Бетховена являются «Лунная соната» (№ 14), пьеса «К Элизе», симфония №9, симфония №5.

Иоганн Себастьян Бах

Еще одним всемирно известным немецким композитором является Иоганн Себастьян Бах - гениальный автор, чьи произведения в XIX веке вызывали интерес даже у тех, кто не интересовался серьезной, классической музыкой. Он писал и органную музыку, и вокально-инструментальную, и музыку для других инструментов и инструментальных ансамблей, хотя оперный жанр он все же умудрился обойти. Чаще всего он занимался написанием кантат, фуг, прелюдий и ораторий, а также хоральных обработок. Именно Бах вместе с Георгом Фридрихом Генделем - последние композиторы эпохи Барокко.

За всю свою жизнь он создал более тысячи музыкальных произведений. Самые известные произведения Баха: Токката и фуга ре минор BWV 565, Пастораль BWV 590, «Бранденбургские концерты», «Крестьянская» и «Кофейная» кантаты, месса «Страсти по Матфею».

Рихард Вагнер

Вагнер был не только одним из самых влиятельных композиторов всего мира, но и одним из самых противоречивых - из-за своего антисемитского мировоззрения. Он был сторонником новой формы оперы, которую назвал «музыкальной драмой» - в ней все музыкальные и драматические элементы сливались воедино. С этой целью он разработал композиционный стиль, в котором оркестр играет такую же сильную драматическую роль, как и певцы-исполнители.

Вагнер сам писал свои либретто, которые называл «стихами». Большинство сюжетов Вагнера было основано на европейских мифах и легендах. Он более всего известен своим восемнадцатичасовым циклом эпических опер в четырех частях под названием «Кольцо нибелунга», оперой «Тристан и Изольда», а также музыкальной драмой «Парсифаль».

Известные русские композиторы

Михаил Иванович Глинка

О Глинке обычно говорят как об основоположнике русской национальной традиции в музыке, однако его русские оперы предлагали синтез западной музыки с русскими мелодиями. Первой оперой Глинки стала «Жизнь за царя», которая была хорошо принята при первой же ее постановке в 1836 году, а вот вторая опера - «Руслан и Людмила», с либретто, написанным Пушкиным, - уже не так массово. Тем не менее, она явила собой новый тип драматургии - героико-историческую оперу, или эпическую.

Глинка стал первым из русских композиторов, которые добились мирового признания. Самые известные работы Михаила Ивановича: опера «Иван Сусанин», вальс-фантазия для симфонического оркестра и увертюра-симфония на круговую русскую тему.

Петр Ильич Чайковский

Чайковский — один из самых популярных и известных композиторов во всем мире. У многих он же является и наиболее любимым русским композитором. Работы Чайковского, тем не менее, являются намного более западными, чем произведения, которые писали другие композиторы, его современники, так как он использовал и народные русские мелодии, и руководствовался наследием немецких и австрийских композиторов. Чайковский сам был не только композитором, но и дирижером, музыкальным педагогом и критиком.

Никакие другие известные композиторы России, пожалуй, не славятся созданием балетных постановок так, как этим славится Чайковский. Самыми известными балетами у Чайковского являются: «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица». Писал он и оперы; самые известные - «Пиковая дама», «Евгений Онегин».

Сергей Васильевич Рахманинов

Творчество Сергея Васильевича вобрало в себя традиции постромантизма и оформилось в уникальный в музыкальной культуре XX века, не похожий ни на какие другие в мире, стиль. Он всегда тяготел к крупным музыкальным формам. В основном, его произведения насыщены тоской, драматизмом, силой и мятежом; они часто отображали образы народного эпоса.

Рахманинов был известен не только как композитор, но и как пианист, поэтому значительное место в его творчестве занимают именно фортепианные произведения. он начал уже в возрасте четырех лет. Определяющим жанром у Рахманинова стал концерт для фортепиано с оркестром. Самые известные произведения Рахманинова — это Рапсодия на тему Паганини и четыре концерта для фортепиано с оркестром.

Известные композиторы мира

Джузеппе Франческо Верди

Сложно представить себе XIX век без музыки Джузеппе Верди, одного из классиков итальянской музыкальной культуры. Больше всего Верди стремился привнести в оперную постановку музыкальный реализм, всегда сам напрямую работал с певцами и либреттистами, вмешивался в работу дирижеров и не терпел фальшивого исполнения. Он говорил, что ему по душе все то, что прекрасно в искусстве.

Как и многие композиторы, наибольшую популярность Верди снискал благодаря созданию опер. Самые известные среди них - оперы «Отелло», «Аида», «Риголетто».

Фредерик Шопен

Самый известный польский композитор Фредерик Шопен всегда освещал в своих произведениях красоту своей родной земли и верил в ее величие в будущем. Его имя - гордость польского народа. Шопен выделяется в сфере классической музыки тем, что писал произведения только для исполнения на фортепиано, нежели другие известные композиторы с их многообразием симфоний и опер; теперь работы Шопена стали базой для творчества нынешних пианистов.

Занимался Шопен написанием фортепианных пьес, ноктюрнов, мазурок, этюдов, вальсов, полонезов и других форм, а самые известные среди них — это «Осенний вальс», Ноктюрн до диез минор, Весенняя рапсодия, Фантазия-экспромт до-диез минор.

Эдвард Григ

Знаменитый норвежский композитор и музыкальный деятель Эдвард Григ специализировался на камерно-вокальной и фортепианной музыке. На творчество Грига ощутимо повлияло наследие немецкого романтизма. Яркий и узнаваемый стиль Грига можно охарактеризовать таким направлением, как музыкальный импрессионизм.

Нередко при создании своих произведений Григ вдохновлялся народными сказаниями, мелодиями, легендами. Его творчество оказало огромное влияние на развитие норвежской музыкальной культуры и искусства в целом. Самые известные произведения композитора — это увертюра «Осенью», концерт для фортепиано с оркестром 1868 года, музыка к спектаклю «Пер Гюнт», сюита «Из времен Хольберга».

Вольфганг Амадей Моцарт

И, конечно же, самые известные композиторы всех времен не обойдутся без этого имени, которое знают даже люди, далекие от классической музыки. Австрийский композитор и виртуозный исполнитель, Моцарт создал ряд опер, концертов, сонат и симфоний, которые оказали огромное влияние на классическую музыку и, собственно, формировали ее.

Он рос вундеркиндом: научился играть на пианино в возрасте трех лет, а в пять уже создавал маленькие кусочки музыкальных произведений. Первая симфония была написана им в восьмилетнем возрасте, первая опера - в двенадцать лет. У Моцарта был феноменальный и поразительные способности к игре на многих музыкальных инструментах и импровизации.

За свою жизнь Моцарт создал более шестисот музыкальных произведений, одними из самых знаменитых среди которых являются опера «Свадьба Фигаро», симфония №41 «Юпитер», 3-я часть сонаты №11 «Турецкий марш», концерт для флейты и арфы с оркестром и «Реквием» ре минор, К.626.

В конце 17-18 вв. начинают появляться новые музыкальные каноны, которым будут следовать композиторы и музыканты на протяжении долгого времени. Этот век подарил миру музыки, которые внесли неоценимый вклад во всемирное культурное наследие. Композиторы 18 века знамениты такими личностями, как:

Это один из величайших немецких композиторов, интерес к личности и творчеству которого со временем не угасает, а, наоборот, все возрастает. Но, к сожалению, при жизни он не получил признания. У Иоганна не было другого выбора поприща, кроме как музыкального, потому что его предки славились своей музыкальностью.

Родился будущий гений в 1685 г. в городке Эйзенахе. Своим первым шагам в музыке он обязан отцу, который обучил его игре на скрипке. У Баха был прекрасный голос, и он пел в хоре городской школы. Окружающие не сомневались в том, что мальчик станет прекрасным музыкантом.

Рано став сиротой, в возрасте 15 лет, Иоганн начал самостоятельную жизнь. Несмотря на то, что юный композитор жил в стесненных обстоятельствах и частых переездах, интерес к музыке никогда не ослабевал у Баха, он постоянно расширял свои познания в области музыки путем самообразования.

В отличие от своих коллег-композиторов, которые во всем старались подражать иностранным музыкантам, Бах активно использовал в своих произведениях народные немецкие песни и танцы. Но Иоганн был не только талантливым композитором, но и прекрасным исполнителем на органе и клавесине. Если его не знали, как композитора, то все признавали его мастерство игры на этих инструментах.

Но придворному обществу не нравилась музыка композитора: ее считали слишком яркой, эмоциональной, человечной. Но несмотря на непризнание публикой его произведений, он никогда не подстраивался под их вкусы. Свои самые лучшие музыкальные произведения Бах написал в Лейпциге, куда переехал со своей семьей и оставался до конца жизни. Там он создал большую часть кантат, "Страсти по Иоанну", "Страсти по Матфею", Мессу си минор.

Самой большой радостью, поддержкой и опорой композитора была его семья. Сыновья тоже стали одаренными музыкантами и еще при жизни Баха приобрели известность. Его вторая жена и старшая дочь имели очень красивый голос. Поэтому Иоганн продолжал писать музыкальные произведения для своей семьи.

В последние годы жизни у Баха начались серьезные проблемы со зрением, и после неудачной операции он стал слепым. Но несмотря на это, не оставил свое творчество и продолжал создавать композиции, диктуя их для записи. Его смерть осталась практически незамеченной в музыкальном обществе, и о нем скоро забыли. Интерес к его музыке появился лишь через 100 лет, когда под руководством Мендельсона было исполнено одно из прекраснейших его творений - "Страсти по Матфею", и тогда же был выпущен сборник его музыкальных композиций.

Этот гений музыки не был по достоинству оценен современниками, которые не могли осознать всю силу и глубину его таланта, недолюбливали его за сильный и независимый характер, но спустя века его творчеством интересуются и восхищаются талантом. Родился Вольфганг 27 января 1756 г. Отец его был придворным музыкантом и, рано заметив в сестре Моцарта музыкальные способности, стал обучать ее музыке.

Это и положило начало творчеству Вольфганга. У мальчика в раннем возрасте обнаружились исключительные способности к музыке: будучи в возрасте 5-6 лет, он уже создал свои первые музыкальные произведения, обладая при этом уникальным музыкальным слухом и поразительной памятью. Отец, видя, что его сын обладает редкими музыкальными талантами, решает начать концертное турне, чтобы Вольфганг приобрел известность и не стал придворным музыкантом.

Но несмотря на то, что мальчиком все восхищались и в 12 лет его произведения становились известными, общество не могло полностью оценить весь потенциал юного музыканта. Поэтому, вернувшись из турне, Вольфганг стал придворным музыкантом и очень страдал от того положения, в котором он оказался. Но не желая мириться с тем, что его не уважают и обращаются неподобающим образом, он уехал из Зальцбурга в Вену.

Именно во время своего пребывания в Вене, его талант достигает расцвета. Вскоре он женился на прекрасной девушке по имени Констанца Вебер, и даже неодобрение родителей не смогли помешать их счастью. Годы, проведенные им в Вене, нельзя назвать легкими, скорее, наоборот. Испытывая нужду, Моцарту приходилось очень много работать, что сказалось на его здоровье. Несмотря на то, что его оперы "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан" пользуются успехом, общество по-прежнему не в силах понять весь гений Вольфганга.

Незадолго до смерти Моцарт пишет свое величайшее произведение - оперу "Волшебная флейта". Одновременно с ней он создает "Реквием", но не успевает его завершить. В ночь с 4 на 5 декабря 1791 г. гениальный композитор скончался. Обстоятельства его смерти до сих пор остаются неизвестными, что порождает множество споров среди специалистов. Лишь после его кончины музыкальное общество и весь мир признали гений Моцарта, а его произведения до сих пор считаются шедеврами в музыке.

Его "Времена года" на протяжении уже нескольких столетий стоят в одном ряду с другими гениальными произведениями. Скрипач-виртуоз, получивший признание при жизни, много путешествовавший, прекрасный педагог - все это о знаменитом итальянском композиторе Антонио Вивальди.

Антонио родился 4 марта 1678 г. и стал единственным ребенком в семье, выбравшим музыкальное поприще. Его музыкальный талант проявился очень рано, и его первым учителем стал Джованни Батиста, снискавший к тому времени славу виртуоза. Изучение его манеры исполнения дает возможность предположить, что мальчик брал уроки у других знаменитых музыкантов.

Юный Антонио решает избрать карьеру священника и 18 декабря 1693 г. получает низшее церковное звание. Позднее он получил еще три "низших" и два "высших" церковных звания, необходимых для получение сана священника. Но несмотря на духовную карьеру, Вивальди продолжал весьма успешно заниматься музыкой.

И его усиленные занятия принесли результат: Антонио был назначен педагогом в одну из самых лучших "консерваторий" Венеции. Его обширная и разносторонняя музыкальная деятельность сделала "консерваторию" одной из самых выделяющихся в городе. В начале своего творчества композитор уделяет большое внимание инструментальному направлению, что можно объяснить тем, что северная часть Италии и Венеция считались центром лучших инструменталистов.

Антонио Вивальди приобрел славу за пределами Италии, его произведения пользовались успехом, а обучаться у него считали за высокую честь. В Мантуе композитор знакомится с Анной Жиро и ее сестрой Паолиной. Вскоре обе девушки стали постоянными обитательницами дома Вивальди, что вызвало недовольство церковного руководства, которому и так не нравилось, что Антонио находится в частых разъездах.

16 ноября 1737 г. от имени кардинала композитору был запрещен въезд в Феррару, что в те времена считалось позором. Это означало, что теперь вся духовная карьера Вивальди была разрушена и наносила довольно ощутимый материальный ущерб. Все сильнее ухудшались его отношения с руководством "консерватории". И дело было не только в его частых разъездах - музыка Вивальди уже стала считаться старомодной.

В конце 1740 г. Антонио расстается с "консерваторией", которая была обязана ему многолетней славой. Собираясь в длительное путешествие и испытывая материальные затруднения, Вивальди устраивает распродажу своих концертов по низкой цене. Будучи в возрасте 62 лет, композитор решает покинуть Италию и найти счастье в других странах. Но, несмотря на то, что когда-то он был всеми принимаем, его произведениями восхищались, в конце жизни Антонио Вивальди был всеми забыт и покинут. Скончался знаменитый итальянский виртуоз 28 июля 1741 г. в Вене. Он является одним из самых ярких представителей композиторов того времени, а его инструментальные композиции занимают достойное место в мировом музыкальном наследии.

Композиторы 18 века оказали огромное влияние на будущее развитие музыки, хотя они не всегда получали признание при жизни и становились известными. Просто общество той эпохи не могло оценить всей силы их таланта, красоту и глубину их . Навязываемые им рамки были слишком тесными для их дарования, для них музыка была смыслом жизни. Но потомки смогли по достоинству оценить их творчество, и до сих пор на всех концертах продолжают исполнять их гениальные произведения.

Музыка - это одно из самых прекрасных творений человечества. Она способно воздействовать на самые сокровенные струны души, побуждая к благородным и даже героическим поступками. Чтобы написать произведение, которое волновало бы сердца людей на протяжении многих десятилетий или столетий, нужно быть «поцелованным Богом» и обладать врожденным талантом. Предлагаем узнать, кто самые известные композиторы классической музыки, создавшие самые знаменитые оперы, концерты, симфонии и балеты.

Святая Хильдегарда Бингенская

Эта монахиня, жившая в XII веке, считается «матерью оперы». Она записала более 70 распевов, в том числе композицию Ordo Virtutum. В ней 16 женских партий «Добродетелей» и одна мужская, олицетворяющая Дьявола. Музыка святой Хильдегарды оказала большое влияние на композиторов эпохи Возрождения.

Гийом Дюфе

Незаконнорожденный сын священника с детства воспитывался при соборе французского города Комбре и пел в церковном хоре.

Впоследствии он был признан самым известным среди европейских композиторов XV века. Заслуга Дюфе в том, что ему удалось соединить средневековые техники с гармониями и фразировками, характерными для раннего Возрождения. Наряду с мессами он писал и шансон, Под его песню L’homme armé король Филипп Добрый собирал войска для крестового похода против турок.

Джованни да Палестрина

Композитор, известный также под прозвищем Джаннетто, жил в XVI веке в Италии. Ему человечество обязано созданием феномена, известного как многоголосное пение для католического богослужения.

Благодаря Джаннетто Тридентский собор произвел реформу в церковной музыке. Папа Пий Четвертый сравнил написанные им мессы с пением, которое святой Иоанн-апостол «слышал в небесном Иерусалиме».

Антонио Вивальди

Уже одного только произведения «Времена года» этого великого итальянца достаточно, чтобы он был включен в список «Известные композиторы всех времен и народов». Вивальди считается музыкантом, благодаря которому произошел переход от тяжелой по звучанию музыки в стиле барокко к легкой классике. Наряду с серьезными произведениями он написал множество очаровательных серенад, а также вошел в историю как гений, способный за 5 дней создать 3-актную оперу.

Более того, многие историки считают, что именно он больше других своих коллег-современников повлиял на формирование многих известных классических композиторов последующих поколений.

Георг Фридрих Гендель

Уже в 11 лет юный Георг был придворным клавесинистом при дворе берлинского курфюрста. Он родился в один год с Иоганном Себастьяном Бахом, но в отличие от последнего не был потомственным музыкантом.

Будучи известным композитором, Гендель сказал одному из своих почитателей, что его целью всегда было делать людей лучше с помощью своей музыки.

Иоганн Себастьян Бах

Самые известные композиторы XIX-XX веков не раз называли этого великого музыканта своим учителем. Всего он написал более 1000 произведений и вошел в историю как один из самых виртуозных органистов всех времен. Кроме того, Иоганн Себастьян Бах признан мастером полифонии, а также создателем шедевров клавирной музыки.

Людвиг ван Бетховен, родившийся через 20 лет после смерти своего старшего коллеги, назвал его «истинным отцом гармонии», а известный философ Георг Гегель - «эрудированным гением».

Впоследствии многие известные композиторы, такие как Лист, Шуман, Брамс и пр., желая выразить ему свое уважение, включали в свои произведения музыкальные фразы Баха.

Франц Йозеф Гайдн

Музыкант прожил всю жизнь в Австрии и, по его же словам, был «обречен стать оригинальным», так как был изолирован от других композиторов и не имел возможности познакомиться с тенденциями современной ему музыки.

Лишь в возрасте 47 лет Гайдн мог изменить условия контракта, по которому в течение 18 лет все его произведения считались собственностью клана венгерских магнатов Эстерхази. Это позволило ему писать такую музыку, какую ему хотелось, и достичь международной известности.

В области написания инструментальной музыки Гайдн справедливо считается одним из самых известных композиторов второй половины XVIII и начала XIX веков.

Вольфганг Амадей Моцарт


Наверно нет такого известного композитора классической музыки, чьи произведения также популярны сегодня, как композиции Моцарта. Их в современной обработке исполняют даже многие рок-звезды и используют в качестве аккомпанемента знаменитые рэперы.

Музыкальное наследие Амадея составляет более шести сотен композиций. Он относится к гениям, чей музыкальный талант проявился в самом раннем возрасте. Уже в 5 лет Вольфганг стал писать свои первые произведения, а в 6 умел превосходно играть на клавесине и на скрипке.

К числу шедевров композитора относятся «Реквием», «Свадьба Фигаро», «Турецкий марш», «Маленькая ночная серенада», «Дон Жуан», 41 симфония и пр. Они поражают своим совершенством и легкостью восприятия. Даже те, кто не считает себя поклонником классической музыки, с удовольствием слушают арии из опер композитора.

Джузеппе Верди

Те, кто интересуется вокальным искусством, признают, что один из самых известных композиторов, творивших в этом жанре, безусловно, Джузеппе Верди. Его оперы чаще всего ставятся на самых известных сценах по всему миру. Многие арии Верди входят в число наиболее исполняемых классических произведений.

При жизни композитор часто подвергался критике за потакание вкусам простого народа. Однако последующие поколения признали многие его произведения шедеврами мирового искусства. Они отличаются особой мелодичностью и их легко воспроизводят даже те, кто не обладает особым музыкальным слухом и певческим талантом.

Людвиг ван Бетховен


Композитор признан ключевой фигурой, которая обеспечила переход от романтизма к классицизму. Бетховен писал во всех современных ему музыкальных жанрах. Однако наиболее известны его инструментальные произведения, в том числе его увертюры, симфонии, сонаты и несколько концертов для скрипки и фортепиано.

Одним из наиболее часто исполняемых произведений композитора является «Ода к радости», вошедшая в состав 9-й симфонии Бетховена. Она признана официальным гимном ЕС.

Рихард Вагнер


В списке «Известные музыкальные композиторы Германии XIX века» Вагнер занимает особое место, так как считается своего рода революционером. Его произведения отличает богатая хроматика, гармония и оркестровка. Вагнер ввел в музыкальное искусство понятие лейтмотива: темы, связанной с конкретным персонажем, а также сюжетом и местом. Кроме того, композитор является основоположником музыкальной драмы, оказавшим большое влияние на развитие классической музыки.

Иоганн Штраус


Перечисляя имена известных композиторов, часто указывают только музыкантов, создававших и создающих серьезные произведения. Однако король вальса Иоганн Штраус, безусловно, достоин того, чтобы быть включенным в число людей, внесших наибольший вклад в развитие музыкальной культуры человечества.

Всего Штраус написал более 500 произведений в танцевальном жанре. Многие его вальсы и сегодня пользуются популярностью, и их слушают даже те, кто не является поклонником классической музыки.

Фредерик Шопен

Этот польский композитор считается одним из наиболее ярких представителей романтизма в мировой музыкальной культуре. Кроме того, Шопен является основоположником польской композиторской школы. Он немало поспособствовал узнаваемости и повышению авторитета своей родины в Европе. Среди произведений этого известного композитора особое место занимают вальсы, которые принято считать своеобразной автобиографией Шопена

Антонин Дворжак

Знаменитый чешский композитор внес огромный вклад в развитие чешской национальной музыки. Кроме всего прочего, он был виртуозным скрипачом и альтистом. Ему удалось приобрести всемирную популярность, так как любителей классической музыки привлекал симбиоз элементов национальной музыки Богемии и Моравии с европейской классикой.

К наиболее известным произведениям Дворжека относятся симфония № 9 «Из Нового света», «Реквием», опера «Русалка», «Славянские танцы», «Американский» струнный квартет и Stabat Mater.

Известные композиторы России

Наша страна внесла значительный вклад в развитие музыкальной культуры человечества.

Самые известные композиторы России - это:

  • Михаил Глинка. Композитор, творивший в первой половине XIX века, первым стал создавать масштабные произведения, на основе русских народных песен. Его наиболее известным произведением является опера «Иван Сусанин», в которой Глинка сумел соединить традиции русского хорового пения и европейского оперного искусства.
  • Петр Чайковский. Этот великий музыкант относится к самым известным композиторам мира.

Одной из своих важнейших миссий Чайковский считал преумножение славы своей родины. И это ему удалось в полной мере, так как сегодня мелодии из его произведений исполняют во всех уголках планеты, а его балеты ставятся на самых знаменитых сценических площадках мира. Особенно известны такие работы Чайковского, как балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» и др.

  • Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта» этого композитора считается одним из лучших произведений этого жанра XX века. К его достижениям относится также создание собственного стиля, признанного новым словом в мировом музыкальном искусстве.
  • Дмитрий Шостакович. В дни блокады Ленинграда весь мир был потрясен премьерным исполнением "Ленинградской симфонии" композитора. Шостаковичу удалось языком музыки передать решимость защитников города бороться до последней капли крови. Несмотря на гонение и обвинение в буржуазном декадентстве, композитор продолжил создавать оригинальные произведения, которые поставили его в один ряд с самыми известными композиторами ХХ века.

Известные композиторы современности

Так уж сложилось, что широкая публика сегодня очень мало интересуется серьезной музыкой. Чаще всего известность приходит к композиторам, если они пишут музыку к кинофильмам. Среди наиболее популярных композиторов последних десятилетий можно выделить следующих:

  • Мишель Легран. Изначально композитор приобрел известность, как виртуозный пианист и дирежер классической музыки. Однако широкую популярность он получил благодаря своим кинопроизведениям. Его музыка к фильму-опере «Шербурские зонтики» принесла Леграну первую номинацию на «Оскара». Позже композитор трижды удостоился этой награды, а также получил приз «Бенуа танца» за балет «Лилиом».
  • Людовико Эйнауди. Этот итальянский композитор предпочитает минималистический стиль, а также удачно сочетает классику с другими музыкальными направлениями. Широкому кругу любителей музыки Эйнауди известен своими саундтреками, например, у всех на слуху написанная им мелодия к французской ленте «1 + 1».
  • Филипп Гласс. Композитор изначально творил в области классики, но со временем смог стереть грань между ней и современными музыкальными направлениями. Уже несколько десятилетий Гласс играет в собственной группе Philip Glass Ensemble. Любителям кино известны его произведения, написанные к кинолентам «Иллюзионист», «Шоу Трумана», «Вкус жизни» и «Фантастическая четверку».
  • Джованни Марради. Композитор не имеет отношение к кино, но приобрел популярность благодаря ретро-классическому звучанию своих произведений, в которых использует мотивы предыдущих веков.

Теперь вам известны имена самых известных композиторов. Музыка, которую они создавали в разные века, и сегодня способна пробудить самые добрые и высокие чувства, даже в зачерствевших душах людей, забывших о высоких идеалах.

Многие знаменитые композиторы были одновременно и талантливыми исполнителями. Например, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Ференц Лист, Иоганнес Брамс, Фредерик Шопен, Шарль Валантен Алькан, Сергей Рахманинов и другие композиторы были виртуозами фортепианной игры.

Фредерик Шопен (1810-1849)


М. Водзинская «Портрет Шопена»

Польский композитор и пианист-виртуоз .

Родился в местечке близ Варшавы, по итогам Наполеоновских войн эта территория отошла к Российской империи.

Уже в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Как и Моцарт, он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», необыкновенными способностями к импровизациям, прирождённым пианизмом. Он был необычайно восприимчив к музыке и впечатлителен: мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию или аккорд.

Одна варшавская газета в январском номере за 1818 год поместила несколько строк о первой музыкальной пьесе, сочинённой маленьким композитором: «Автор этого «Полонеза» - ученик, которому ещё не исполнилось 8 лет. Это - настоящий гений музыки, с величайшей лёгкостью и исключительным вкусом . Исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей. Если бы этот вундеркинд родился во Франции или Германии, он привлёк бы к себе большее внимание».

С 1829 г. начинается артистическая деятельность Шопена. Он выступает в Вене, Кракове, Париже, исполняя свои произведения. В 1830 г. он уезжает из Варшавы и, как оказалось, навсегда. В Польше началось восстание, которое вскоре было подавлено, но по разным причинам возвратиться на родину, которую он очень любил, ему не довелось. Он завещал, чтобы его сердце после смерти перевезли в Польшу. Это завещание было исполнено: его сердце хранится в католическом храме Святого Креста в Варшаве.

Гробница с сердцем Ф. Шопена

Значение исполнительского творчества Ф. Шопена

Шопен является автором многочисленных произведений для фортепиано. Он по-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы - мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.

В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством.

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)


Русский композитор, выдающийся пианист-виртуоз , дирижёр. Родился в дворянской семье в Новгородской губернии.

Интерес к музыке обнаружился в раннем детстве. Осенью 1882 г. Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории, но затем был переведен в Москву и принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н.С. Звереву. Рано приобрёл известность как композитор, пианист и дирижёр. Выступал в Италии, Германии, в 1909 г. совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая как пианист и дирижёр. В 1917 г. получил предложение выступить с сольным концертом в Стокгольме, затем была Норвегия и Нью-Йорк. Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром.

В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолёт.

Значение исполнительского творчества С. Рахманинова

Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются:

1) глубокая содержательность исполнения;

2) внимание к интонационному богатству музыки;

3) «пение на фортепиано» - имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации.

Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.

Скульптор Олег Комов. Памятник Рахманинову в Москве на Страстном бульваре

Эмиль Гилельс (1916-1985)

Русский советский пианист, один из величайших пианистов XX века .

Родился в Одессе. Заниматься игрой на фортепиано начал в возрасте пяти с половиной лет. Быстро добившись значительных успехов, Гилельс впервые выступает на публике в мае 1929 г., исполняя сочинения Ф. Листа, Ф. Шопена, Д. Скарлатти и других композиторов. Известность пришла к музыканту после его победы в 1933 г. на Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, за которым последовали многочисленные концерты по СССР. В годы Великой Отечественной войны Гилельс участвовал в военно-шефской работе, осенью 1943 г. дал концерты в блокадном Ленинграде, после окончания войны вернулся к активной концертной и преподавательской деятельности.

Часто выступал со своей младшей сестрой, скрипачкой Елизаветой Гилельс. В 1950 г. сформировал фортепианное трио вместе с Л. Б. Коганом (скрипка) и М. Л. Ростроповичем (виолончель), а в 1945 г. впервые выступил с концертами за рубежом (став одним из первых советских музыкантов, которым было разрешено это сделать), гастролировал в Италии, Швейцарии, Франции и странах Скандинавии. В 1954 г. первым из советских музыкантов выступил в зале "Плейель" в Париже. В 1955 г. пианист стал первым советским музыкантом, приехавшим с концертами в США, где он исполнил Первый фортепианный концерт П. И. Чайковского и Третий концерт Рахманинова с Филадельфийским оркестром под управлением Ю. Орманди, а вскоре дал сольный концерт в Карнеги-холле, прошедший с огромным успехом. В 1960-1970-х годах Гилельс был одним из наиболее востребованных в мире советских музыкантов, проводя на концертах и зарубежных гастролях около девяти месяцев в год.

Значение исполнительского творчества Э. Гилельса

Гилельс - один из крупнейших музыкантов XX века. Необычайно широкий репертуар пианиста охватывал фортепианные произведения от эпохи барокко (И. С. Бах, Д. Скарлатти) до музыки XX века. Особое значение в его творчестве имели произведения Бетховена. Гилельс неоднократно исполнял и записывал все фортепианные концерты композитора, но не успел завершить работу по записи всех его фортепианных сонат. Его игру отличали безупречная техника, яркость и сила исполнения и в то же время глубокая лиричность и деликатность интерпретации, тонкое чувство стиля.

Ван Клиберн (1934-2013)



Американский пианист, первый победитель Международного конкурса имени Чайковского (1958) . Первые уроки фортепианной игры получил в возрасте трёх лет у своей матери. Когда Клиберну было шесть лет, семья переехала в Техас, где он в тринадцать лет выиграл конкурс, а вскоре дебютировал в Карнеги-холле.

Мировую известность имя Клиберна получило после сенсационной победы на первом Международном конкурсе имени Чайковского в Москве в 1958 г. Молодой пианист завоевал симпатии как членов жюри, так и публики. Это было тем более удивительно, что действие происходило в разгар "холодной войны". По возвращении на родину Клиберну был устроен пышный восторженный приём. Музыкант полюбил СССР и после конкурса ещё неоднократно приезжал с концертами в Россию.

С 1962 года в Форт-Уэрте (Техас) проводится Конкурс пианистов имени Вана Клиберна.

Международные конкурсы пианистов

В настоящее время проводится множество международных конкурсов пианистов:

Международный конкурс пианистов, Женева (Швейцария);

Международный конкурс пианистов им. И. Альбениса, Испания;

Международный конкурс им. Брамса, Австрия;

Международный конкурс пианистов, Швеция;

Международный конкурс пианистов им. Р. Шумана, Италия;

Международный конкурс пианистов, Япония;

Международный конкурс пианистов, Норвегия;

Международный конкурс пианистов им. Королевы Елизаветы, Бельгия;

Международный конкурс пианистов им. Ван Клиберна, США, Техас;

Международный конкурс пианистов-любителей, Калифорния, США;

Международный конкурс пианистов «Clara-Haskil», Швейцария;

Международный конкурс юных пианистов им. Ф. Шопена, Австралия;

Международный конкурс пианистов им. Бетховена, Австрия;

Международный конкурc пианистов и фортепианных ансамблей им. Ф. Листа, США;

Международный конкурс пианистов «Русский сезон в Екатеринбурге» и многие другие.

На всех этих конкурсах проявляются новые дарования и творческие личности, обогащающие исполнительское мастерство.

Никколо Паганини (1782-1840)


Итальянский композитор, скрипач и гитарист-виртуоз. Одна из наиболее ярких личностей музыкальной истории XVIII-XIX вв. Признанный гений мирового музыкального искусства .

Когда мальчику исполнилось пять лет, отец, заметив способности сына, начал учить его музыке сначала на мандолине, а с шести лет - на скрипке, хотя сам не был музыкантом. По воспоминаниям самого музыканта, отец строго наказывал его, если он не проявлял должного прилежания, и это впоследствии сказалось на его и без того слабом здоровье. Однако Никколо сам всё более увлекался инструментом и усердно упражнялся, надеясь найти ещё не известные сочетания звуков, которые удивили бы слушателей. Ребёнком он написал несколько произведений для скрипки, которые были трудны, однако сам он их успешно исполнял.

Первый публичный концерт Никколо дал в 1795 г. в генуэзском театре Сант-Агостино. Используя приёмы мастеров прошлого, Паганини совершенствовался в исполнении переходов, стаккато, пиццикато, (в том числе в гаммах, простых и двойных трелях и флажолетах), необычных аккордов, диссонансов, стремился к верному извлечению звуков при самой высокой скорости. Он выполнял упражнения много часов в день до полного изнеможения. В результате этих занятий Паганини стал непревзойдённым скрипачом-виртуозом .

Постепенно у него сформировалась своя собственная исполнительская манера. Известность ему принесли его необычный вид и поведение во время концертов. Залы на его выступлениях заполняли не только ценители высокого искусства, но и публика, привлечённая внешними эффектами и невероятными приёмами игры, которые демонстрировал Паганини. Он держал себя подчёркнуто загадочно и вначале не пресекал распространение о себе самых фантастических слухов. Однажды на концерте внезапно лопнула струна на скрипке. Не останавливаясь, Паганини продолжал концерт. Он мог играть не только на трёх, но и на двух, и даже на одной струне. Так, во время службы при дворе Элизы Бонапарт он написал и исполнял пьесу «Любовная сцена» для струн ля и ми , а позднее, ко дню рождения императора Наполеона - сонату для струны соль «Наполеон».

Его слава ещё более возросла после путешествия по Германии, Франции и Англии.

Значение исполнительского творчества Н. Паганини


Непревзойденный успех Паганини заключался не только в его музыкальном даровании, но и в необычайной технике, в безукоризненной чистоте, с которой он исполнял труднейшие пассажи, и в новых возможностях скрипичной техники, открытых им. Он сознавал, что богатые средства скрипки не вполне ещё реализованы. Он пользовался новыми эффектами в скрипичной технике. Разнообразие красок, широкое применение натуральных и искусственных флажолетов, быстрое чередование пиццикато с арко, искусное и разнообразное применение стаккато, широкое применение двойных нот и аккордов, замечательное разнообразие применения смычка, исполнение на струне соль – всё это приводило в удивление публику, которая никогда не слышала таких скрипичных эффектов. Паганини был настоящим виртуозом , обладавшим яркой индивидуальностью; он основывал свою игру на оригинальных технических приёмах, которые исполнял с непогрешимой чистотой и уверенностью.

Паганини настолько широко раскрывал возможности скрипки, что его современники подозревали, будто он владеет какой-то особенной тайной, скрытой от других. О нём говорили даже, что он продал душу дьяволу.

Все скрипичное искусство последующих эпох развивалось под влиянием стиля Паганини. Его собственные сочинения очень трудны для исполнения, чтобы их исполнить, надо владеть техническими приёмами Паганини.

Но в наше время есть немало исполнителей уровня Паганини, которые успешно исполняют его Первый концерт ре мажор, Второй концерт си минор и 24 каприса.

Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок Страдивари, Гварнери, Амати, из которых свою замечательную и наиболее любимую и известную скрипку работы Гварнери завещал родному городу Генуе, не желая, чтобы какой-нибудь другой артист на ней играл.

Давид Ойстрах (1908-1974)


Советский скрипач, альтист, дирижёр и педагог.

Родился в Одессе. С пяти лет обучался игре на скрипке и альте. Окончил Одесскую консерваторию. Ещё будучи студентом, выступал с Одесским симфоническим оркестром как солист и как дирижёр. В 1935 г. Д. Ойстрах побеждает на втором Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей и в том же году получает вторую премию на Международном конкурсе имени Венявского. Два года спустя Ойстрах выигрывает конкурс имени Эжена Изаи в Брюсселе и обретает мировую известность.

С 1934 г. Ойстрах преподавал в Московской консерватории, где среди его учеников были его сын Игорь , победитель Первого конкурса имени Чайковского Валерий Климов , Виктор Пикайзен , Семён Снитковский , Олег Каган , Михаил Готсдинер , Леонарда Бруштейн , Леонид Фейгин , Лиана Исакадзе , Гидон Кремер , Олег Крыса , Александр Винницкий и другие выдающиеся скрипачи. Ойстрах был бессменным председателем жюри в номинации «скрипка» на первых пяти конкурсах имени П. И. Чайковского.

Значение исполнительского творчества Д. Ойстраха

Давид Ойстрах - один из наиболее выдающихся представителей отечественной скрипичной школы. Его исполнение отличалось виртуозным владением инструментом , техническим мастерством , ярким и тёплым звучанием инструмента. В его репертуар входили классические и романтические произведения (исполнение Ойстрахом скрипичных сонат Бетховена совместно с пианистом Львом Обориным до сих пор считается одной из лучших интерпретаций этого цикла), но он также играл и произведения современных авторов (Скрипичный концерт Хиндемита). Ойстраху посвятили сочинения С. Прокофьев, Д. Шостакович, Н. Мясковский, М. Вайнберг.

Международные конкурсы скрипачей

Международный конкурс скрипачей им. Д. Ойстраха, Москва;

Международный конурс скрипачей Michael Hill, Новая Зеландия;

Международный конкурс скрипачей, Монако;

Международный конкурс скрипачей, Германия;

Международный конкурс скрипачей, Япония;

Международный конкурс скрипачей им. Ф.Листа, Венгрия;

Московский международный конкурс скрипачей им. Паганини;

Международный конкурс скрипачей имени Йозефа Иоахима;

Московский международный конкурс скрипачей им. Д. Ойстраха;

Международный конкурс скрипачей им. Венявского и др.

Мстислав Ростропович (1927-2007)


В его исполнении прозвучал весь репертуар виолончельной музыки. Многих крупнейших композиторов он вдохновил на создание произведений с сольным исполнением на виолончели. Около 60 современных композиторов посвятили свои произведения Ростроповичу, среди них Шостакович, Бриттен , Бернстайн. «Я ведь играю не звуки, а эмоции, которые ощущал композитор, когда писал свое сочинение. Звуки - это не более чем провода. А в эмоции я включаюсь уже с первой ноты, как только начинает звучать оркестр. А вообще, секрет исполнения - это когда ты как будто сочиняешь музыку заново», - говорил он.

Мстислав Леопольдович Ростропович навсегда вошёл в историю музыки как блестящий исполнитель, истинный виртуоз виолончели . Его игра, всегда одновременно отточенная и эмоциональная, принесла ему без преувеличения всемирную славу. «Неистовому Мстиславу» рукоплескали все крупнейшие концертные залы и даже площади, его поклонниками были и остаются монархи и президенты, музыканты и актёры, преподаватели и студенты. Но не только музыкой вошёл М. Л. Ростропович в нашу память: активной гражданской позицией, меценатством, интересом и вниманием к истории своей семьи.

Международный конкурс имени П. И. Чайковского

Это международный конкурс академических музыкантов, который проводится с 1958 г. раз в 4 года.

Первый конкурс им. Чайковского проводился по двум специальностям: фортепиано и скрипка . Со второго конкурса в 1962 г. введена виолончель , с третьего в 1966 г. - вокал .

Перед лауреатами международных конкурсов классической музыки открываются сцены крупнейших музыкальных центров мира.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...