Открытое занятие: «Работа над звуком в классе гитары. Открытый урок " работа над техническим материалом в классе гитары"



План- конспект открытого урока
педагога дополнительного образования по классу гитары Муниципального учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств №2 имени Народного артиста РСФСР А.Г.Розума» города Ржева Тверской области
Крыловой Виктории Юрьевны
Тема
: "Работа над качеством звукоизвлечения на

начальном этапе обучения в классе гитары"
Урок разработан для учащегося 1 класса

Цель урока:
Развитие и совершенствование исполнительских навыков в процессе обучения игре на гитаре
Задачи урока:

Образовательные:
- добиться осознанного грамотного исполнения различных способов звукоизвлечения на гитаре, применеия правильной аппликатуры.
Развивающие:
- развивать исполнительские навыки игры на гитаре.
Воспитательные:
- формировать внимательное отношениек звукоизвлечению и исполнительскому процессу.
Тип урока:
формирование и закрепление знаний, умений, навыков.
Основные методы и приёмы обучения:
Словесный -рассказ, беседа Наглядный - показ на инструменте практический - исполнение упражнений, попевок.
Средства обучения:
Гитара, стул, подставка под ногу, пюпитр,нотный сборник.
Структура урока:
1. Организационный момент (1мин.) 2. Игра "аппояндо"(6мин.) 3. Упражнения для левой руки (13 мин.)  чередование прижатых ладов с открытой струной  хроматизм вверх и вних в первой позиции  хроматизм со сменой позиции  хроматическая гамма в первой позиции от шесто струны до первой 4. Игра "тирандо"(10мин.) 5. Упражнения на мелодию с басом.(10мин.)
Ход урока:

1. Правильная посадка за инструментом - залог хорошего исполнения. Обратить внимание на то, чтобы ребёнок не сидел напряженно. Спина прямая, руки свободные, пальчики полукруглые. Настроение хорошее. 2. "Теремок", "Шаг, шаг, побежали". Освоение навыка игры "аппояндо" начинаем с ритмических попевок на одной открытой струне (без участия левой руки). Добиваемся ритмичной точности исполнения, игры с "замаха", а не со струны. На тонких струнах чередуем пальцы i,m . На басовых струнах активно работает палец p, следим за тем,чтобы палец не "уходил" под ладонь. Попевки "Кошкин дом", "Бубенчики" - научиться плавно переходить пальцами правой руки со струны на струну. Следить за непременным чередованием пальцев i,m. 3.Упражнения для левой руки. Добиваемся четкой скоординированности работы правой и левой рук. Следим за правильным положением левой руки: ладонь не прижимается к грифу; пальцы ставятся параллельно порожкам, на подушечки. Сила давления на струну достаточная для извлечения чистого звука, но не чрезмерная. При игре без открытой струны пальцы левой руки удерживаются на ладах по возможности дольше. Смена позиций должна происходить плавно, незаметно. В правой руке по-прежнему чередуем пальцы i,m. 4. Различные конфигурации арпеджио. Работа только правой рукой. Добиваемся свободы правой руки, работа только пальцами без участия кисти и предплечья, запястье высокое. Следим за использованием правильной аппликатуры; Добиваемся ритмически ровного движения. 5. Попевки "Тетка Агашка", "Ладушки". При игре мелодии с басом верхние ноты всегда должны исполняться с опорой на соседнюю струну, иначе звуки различаются по силе и окраске. Добиваемся одновременного звучания верхней ноты и баса, легкости исполнения.

05.12.2014г. Предмет – «Классическая гитара», учитель – Гунько М.Ю.

Открытый урок по специальности «Классическая гитара»

Тема: «Принципы работы над основными видами фактур гитарной музыки на начальном этапе обучения».

Цель: формирование у учащегося технических навыков, основанных на принципе контактного способа игры с подготовкой.

Задача: продемонстрировать методы работы над простейшими видами музыкальной фактуры, опираясь на основные принципы современной школы игры на классической гитаре.

Ход урока

Добрый день, уважаемые коллеги. Сейчас мы предоставим вашему вниманию открытый урок по специальности «Классическая гитара».

Сегодня мы возьмем три простейших вида музыкальной фактуры, и продемонстрируем методы работы с ними. Определим, на какие моменты стоит обращать особое внимание, какие задачи нужно ставить перед учеником и методы их решения. Три вида музыкальной фактуры, с которыми мы будем работать: одноголосные мелодии, элементарное двухголосие (бас и мелодия), простейшие виды арпеджио.

В своей работе я опираюсь на основные принципы новой школы игры на классической гитаре. Она была сформирована примерно в начале 80 – х годов двадцатого века. Именно тогда появились гитаристы – исполнители, педагоги и композиторы, которые направили развитие гитарной музыки по другому пути. Появление новой школы игры на классической гитаре дало серьезный толчок в развитии гитарной музыки, прежде всего в развитии техники. Исполнители – гитаристы стали более техничными, более виртуозными, арсенал технических приемов существенно обогатился, что дало возможность композиторам, пишущим музыку для классической гитары, сочинять произведения более насыщенные по фактуре, более виртуозные, искать новые формы. Историю развития школы игры на классической гитаре можно разделить на два периода: 1) с конца 19 – го века до начала 80 – х годов 20 - го века; 2) начало 80 – х годов 20 – го века и по наши дни.

Сравнивая исполнителей этих двух периодов, можно привести интересный пример: музыкальные произведения, которые исполнители старой школы играли на концертах, и они считались верхом исполнительского мастерства, сегодня с легкостью играют студенты первых – вторых курсов музыкальных колледжей и училищ, т.е. представители современной школы игры на классической гитаре.

В чем основные отличия этих двух школ? Все основные нововведения коснулись в основном техники правой руки. Техника левой руки так же претерпела некоторые изменения, но незначительные. А вот для правой были придуманы серьезные усовершенствования. Постановка правой руки была изменена. Каким образом? Для наглядности продемонстрирую несколько фотографий:

На данной фотографии Франциско Таррега – основатель школы игры на классической гитаре, яркий представитель старого направления. Здесь хорошо видна характерная постановка старой школы: изгиб в запястье, довольно высокое положение запястья над декой, пальцы по отношению к линии струн стоят перпендикулярно. При ногтевом способе звукоизвлечения, палец попадает на струну сначала подушечкой, а затем ногтем, после чего появляется звук. Данная постановка давала исполнителю очень громкий, яркий звук, иногда даже немного резкий.

Это Андреас Сеговия – гитарист, который в 20 – м веке закрепил за гитарой статус серьезного академического инструмента и вывел её на большую академическую сцену. Он так же является ярким представителем старой школы игры на классической гитаре. На этой фотографии мы так же видим характерные моменты в постановке правой руки: изгиб в запястье, высокое положение запястья по отношению к деке, линия пальцев перпендикулярна линии струн.

Теперь рассмотрим, какие изменения в постановку правой руки привнесло появление новой школы игры на классической гитаре:

Это Антон Баранов – один из лучших классических гитаристов России. В прошлом году он стал победителем конкурса Гитарной Ассоциации Америки (GFA ), в мире классической гитары этот конкурс считается самым престижным.

Какие изменения в постановке правой руки мы видим? Изгиб в запястье был устранён, положение кисти по отношению к деке стало несколько ниже. При такой постановке ногтевой способ звукоизвлечения происходит следующим образом: палец попадает на струну одновременно и подушечкой и ногтем. Это даёт исполнителю более плотный, насыщенный обертонами и низкими частотами звук. У гитаристов даже существует такое понятие – низкочастотный тон. Это тот звук, к которому нужно стремиться. Звук должен быть округлым, т.е. у него как бы есть «ядро» и оно «окружено» обертонами.

На этой фотографии американский гитарист, композитор Эндрю Йорк, яркий представитель современной школы игры на классической гитаре. Здесь мы так же видим характерные моменты современной постановки правой руки: запястье является естественным продолжением предплечья, невысокое положение запястья по отношению к деке, пальцы по отношению к линии струн стоят несколько под углом.

Изменение постановки правой руки повлияло на культуру звука гитаристов. Понятие о том, каким должен быть гитарный звук изменилось.

К вопросу о том – почему гитаристы стали более техничными. Здесь есть два основных момента. Первый объединяет в себе несколько тем, основные из которых: функциональное напряжение кисти, бессознательное и сознательное напряжение, теория релаксации, система рычагов кисти и др. Второй момент, это как раз то, что является темой нашего урока, появился контактный способ игры, или игра с подготовкой. Над этим мы и будем сейчас работать.

Для начала мы поработаем с одноголосной фактурой, т.к. это то, с чего обычно ученики начинают занятия. Уже на этом этапе учащегося важно познакомить с основными принципами игры с подготовкой. Главное здесь это то, чтобы палец защипывал струну не «с воздуха», палец нужно подготовить (отсюда название), т.е. играть «со струны».

С первых же уроков мы с учениками работаем по методике А. Виницкого. Она рассчитана на донотный период обучения. Основные принципы методики А. Виницкого чётко сформулированы в его сборнике «Учитель и ученик. 95 дуэтов», из названия которого легко понять, что материал сборника рассчитан на игру дуэтом. Основные задачи методики – развитие природных способностей учащегося, формирование слуховой - двигательной координации. На этюдах, которые есть в сборнике А. Виницкого очень удобно отрабатывать принцип игры с подготовкой. Сейчас мы сыграем несколько этюдов из этого сборника.

Учитель и ученик играют «Этюды» А. Виницкого.

Затем мы подключаем к работе левую руку, и играем несколько «Мелодий» из сборника А. Виницкого. Желательно, чтобы эти пьесы ученик играл на слух.

Учитель и ученик играют «Мелодии» А. Виницкого.

Так же важным моментом в работе над одноголосной фактурой является игра гамм. Мы с учениками играем их двумя способами. На примере гаммы До мажор мы покажем как мы это делаем. Для начала мы играем под метроном.

Ученик играет гамму До мажор в темпе 40 ударов в минуту.

Затем можно увеличить темп.

Ученик играет гамму До мажор в темпе 55 ударов в минуту.

Увеличиваем темп.

Ученик играет гамму До мажор в темпе 70 ударов в минуту.

Попробуем сыграть гамму в быстром темпе.

Ученик играет гамму До мажор в темпе 100 ударов в минуту.

Второй способ: мы играем гамму До мажор по методике А. Виницкого, дуэтом. Здесь задействована вторая октава гаммы До мажор и используется аппликатура А. Сеговии.

Учитель и ученик играют гамму До мажор по методике А. Виницкого.

Теперь мы переходим к работе над элементарным двухголосием (бас и мелодия). Для начала мы играем подготовительное упражнение только правой рукой, под метроном. Здесь так же важно следить за тем, чтобы ученик использовал способ игры с подготовкой, т.е. он должен играть не «с воздуха», а «со струны».

Ученик играет упражнение на открытых струнах правой рукой в различных темпах.

После того, как мы подготовили руку можно приступить к работе над произведениями элементарной двухголосной фактуры. Мы поиграем пьесу российского гитариста и композитора О. Киселёва «Добрая песенка из мультфильма».

Ученик играет пьесу О. Киселёва «Добрая песенка из мультфильма».

Теперь мы приступаем к работе над арпеджио. Здесь мы так же для начала сыграем подготовительное упражнение на открытых струнах, под метроном.

Ученик играет упражнение на арпеджио правой рукой в различных темпах.

Приступаем к работе над произведением. Мы сыграем часть пьесы итальянского гитариста и композитора Д. Синьориле «Закат».

Ученик играет пьесу Д.Синьориле «Закат».

Также полезно играть пьесы, в которых комбинируются разные виды фактуры. Для этого хорошо подходит пьеса Ф. Карулли «Вальс».

Ученик играет пьесу Ф.Карулли «Вальс».

В завершении урока ученик исполнит пьесу Фабиана Паера «Найти и потерять».

Ученик играет пьесу Ф. Паера «Найти и потерять».

Домашнее задание: Даниил, в пьесе Ф. Паера постарайся немного отделить мелодию от общей фактуры, она должна быть несколько «на поверхности». А также продолжай играть упражнения, которые развивают способ игры с подготовкой.

На этом урок завершен.

Самоанализ: Я, Гунько Максим Юрьевич, учитель музыки по классу гитары, 2 - ой категории, 05.12.2014 г. провёл открытый урок по специальности «Классическая гитара» на тему «Принципы работы над основными видами фактур гитарной музыки на начальном этапе обучения». Целью моего урока являлось развитие у учащегося способа игры с подготовкой, для этого мы использовали простейшие виды музыкальной фактуры, которые встречаются ученику на начальном этапе обучения.

В своей работе я опираюсь на современную школу игры на классической гитаре. Её основные принципы и правила очень хорошо систематизированы и тщательно разобраны в работе американского гитариста Чарльза Дункана «Искусство игры на классической гитаре». В этой книге особое внимание уделяется работе над принципами функционального напряжения кисти и игре с подготовкой. В дальнейшем мы с моими учениками продолжим работу по этой книге.

Главной задачей на моём уроке было продемонстрировать методы работы над простейшими видами музыкальной фактуры, опираясь на основные принципы современной школы игры на классической гитаре.

ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
___________________________________________________________________________

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Урмарская детская школа искусств»
Урмарского района Чувашской Республики
/429400, Чувашская Республика, Урмарский район, п. Урмары,
ул. Мира, д. 10, МБОУДО «Урмарская ДШИ»/

Открытое занятие по классу гитары

«Работа над звуком в классе гитары»

Выполнила: Михайлова Маргарита Павловна
Место выполнения работы: МБОУДО «Урмарская ДШИ» п. Урмары
Урмарского района Чувашской Республики, ул. Мира, д.10

Цель открытого занятия: развитие и формирование исполнительских навыков игры на гитаре

Задачи открытого занятия.
Обучающие:
- совершенствование и приобретение новых навыков игры на гитаре;
- обращать внимание на качество звучания инструмента;
- обучение учащегося навыкам исполнения произведения с тщательным слуховым контролем;
- умение использовать современные технические средства и комъютерные технологии.

Развивающие:
- развитие музыкального и художественного мышления, творческой активности;
- развитие внутреннего слуха;
- развитие эмоционального отношения к исполнению произведений;
- развитие исполнительского мастерства.

Воспитывающие:
- воспитывать интерес к изучаемым музыкальным произведениям;
- воспитывать внимание, умение слушать музыку;
- воспитывать навыки художественного, образного восприятия и исполнения произведений.

Тип урока: обобщающий

Продолжительность урока: 45 минут.

Оборудование и материалы, необходимые для урока:
- компьютер;
- подставка для ног;
- музыкальные инструменты: гитара;
- муз материал: 1. Гамма Соль-мажор
2. «Утушка луговая» обр. А Иванова-Крамского
3. «Позарастали стежки-дорожки» обр. А.Иванова-Крамского
4. Е.Шилин «Тарантелла»
5. Г.Купер «Тарантелла»

Ход открытого занятия:

1. Организационный момент. Приветствие.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Гамма Соль-мажор в 2 октавы
Следить за постановкой рук. Игра в позициях.
Обратить внимание на звукоизвлечение.

Домашнее задание: Гамму Ми-мажор играть различными штрихами
Разобрать гамму ми-минор во II позиции

.
4. «Утушка луговая» Р.Н.П. в обр. А Иванова-Крамского
Просмотр презентации учащегося о творчестве А.Иванова-Крамского
Проигрывание пьесы. Работа над трудными местами.
Следить за тем, чтобы мелодия звучала ярче, добиваться лучшего звучания.
Работа над ритмом и темпом, динамическими оттенками

Домашнее задание: Выучить наизусть. Сложные места отрабатывать
в медленном темпе

5. «Позарастали стежки-дорожки» Р.Н.П. в обр. А.Иванова-Крамского
Разбор произведения: ознакомиться со словами песни и нотным текстом, узнать тональность, темп, размер
Обратить внимание на штрихи, аппликатуру
Шестнадцатые ноты играть мягче и ровнее
Анализ пьесы: пьеса гомофонного склада – мелодия и аккомпанемент с басом

Домашнее задание: Внимательнее следить за аппликатурой. Мелодию играть певуче, отдельно, со счетом

6. Е. Шилин «Тарантелла»
Понятие о «тарантелле» /музыкальный словарь/
Проигрывание 1 части в медленном темпе
Отработать штрих легато во 2 части
Обратить внимание на сильные и слабые доли

Домашнее задание: Играть медленно, верной аппликатурой. Следить за звуком.

7. Г.Купер «Тарантелла»
Игра в ансамбле.
Домашнее задание: повторение партии.

8. Обобщение.
Выставление оценки.

  • Развитие музыкально-эстетического вкуса;
  • Развитие музыкального мышления, памяти, внимания и воображения;
  • Активизация наблюдательности и самостоятельности;
  • Развитие навыков работы с энциклопедиями, справочниками (печатными изданиями), так и с компьютерными технологиями;
  • Развитие познавательного интереса, повышение мотивации к обучению;
  • Развитие умений поисковой и исследовательской познавательной деятельности;
  • Развитие умений действовать самостоятельно: обучение знаниям, как действовать, планировать деятельность, как ее реализовать и вести самоконтроль без посторонней помощи.

Воспитательные:

  • Расширение круга сведений из области музыкального искусства, формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к гитарному искусству;
  • Формирование нравственных, поведенческих и других общих качеств личности обучающихся: ответственность, чувство коллективизма, инициативность, целеустремлённость.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.

Методы реализации поставленных задач:

  • Поисковый
  • Творческий
  • Игровой

Приёмы обучения:

  • Словесный
  • Наглядный (презентационный материал)
  • Практический

Оборудование:

Музыкальные инструменты (2 гитары), подставки, микшерный пульт, экран, проектор.

Ориентация современного художественно-эстетического образования на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребёнка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков обучающихся, их познавательной активности.

Совершенно ясно, что на уроке специального инструмента, в большей степени, мы осваиваем навыки игры на инструменте, даем ребёнку знания в рамках программы. Проблема в том, что на более подробный и полный дополнительный материал из истории инструмента, жизни и творчестве композиторов, исполнителей на инструменте, на просмотр видео-исполнений ведущих гитаристов-виртуозов просто физически не хватает времени.

Для того чтобы расширить объём знаний, повысить познавательный интерес обучающихся, сформировать в них эстетические взгляды и художественный вкус, мотивировать их на самостоятельный поиск путей и вариантов решения поставленной учебной задачи, преподавателям нужно использовать в своей педагогической деятельности нестандартные (нетрадиционные) уроки.

Успешность проведения нетрадиционных уроков зависит от ряда действий преподавателя и обучающихся:

Проводится тщательная подготовка: например даются тема и предварительные задания к ней, объясняется построение урока, роль и задачи каждого ученика класса;

Главным условием является подготовка и работа над репертуаром (по теме);

Особое внимание уделяется активизации деятельности всех учащихся, включая слабых, «равнодушных», «трудных», с тем, чтобы все были заинтересованы и включены в той или иной вид активной работы.

В процессе работы, все знания, учащиеся добывают самостоятельно, в зависимости от поставленных задач. Эти задачи решаются с помощью поискового и исследовательского методов обучения. В течении полугода работы над данной темой, обучающиеся (причём все) «перелопатили» огромное количество справочной литературы, энциклопедий, материалов в интернете. Пересмотрели видеозаписи ведущих исполнителей, виртуозов классической гитары, научились обобщать и систематизировать полученную информацию, выбирать главное и интересное, сравнивать и находить особенности исполнения тех или иных произведений различных эпох и жанров, самим исполнять произведения определённых в теме композиторов.

Нетрадиционные уроки - это интересная, необычная форма предоставления материала, ведь весь материал был добыт и осмыслен обучающимися. Преподаватель только направляет, систематизирует, помогает отобрать из огромного количества информации главное и ценное, готовит репертуар и создает Презентацию (это можно поручить и старшеклассникам) и конечно же познаёт новое сам (некоторые факты стали неожиданностью).

Результат урока можно узнать в конце из анкетирования, либо опроса учащихся (желательно с применением системы поощрения), и т.д. все будет зависеть от творческой фантазии преподавателя.

Конечно, постоянно проводить нестандартные уроки по специальности нецелесообразно, можно их использовать как вводные, обобщающие, контрольные один, два раза в год. С их помощью нужно давать почувствовать ситуацию успеха обучающимся с разными музыкальными данными, так как к работе привлекаются все учащиеся класса.

Нетрадиционные уроки хорошо запоминаются, они интересны обучающимся, активизируют познавательную деятельность, творческую активность обучающихся и могут быть рекомендованы для использования в педагогической деятельности преподавателей инструментальных классов, для обновления содержания художественно-эстетического образования и совершенствования собственной педагогической деятельности в современном музыкальном образовании.

Просмотр содержимого документа
«конспект нетрадиционного урока "Мой остров гитара"»

КОНСПЕКТ

открытого урока

по специальности гитара

преподавателя МБУ ДО «ДШИ п. Старь»

Дятьковского района Брянской области

Черкесовой Елены Юрьевны

Форма: нетрадиционная УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ

Тема: « МОЙ ОСТРОВ ГИТАРА»

Вступительное слово:

Здравствуйте, дорогие ребята и гости нашего мероприятия. Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие на остров «Гитара». На нём, мы узнаем о своём любимом инструменте много интересного, зайдем в гости к великим композиторам и исполнителям, а так жевы сами исполните произведения этих композиторов и продемонстрируете свои знания и умения приобретенные за годы обучения на прекрасном инструменте, который вы выбрали для обучения.

Весь материал этого путешествия вы искали самостоятельно, в разных источниках информации. Был проделан большой путь по остову «Гитара», вы узнали много нового и интересного, и так как всё это вы проделали сами, то на всю жизнь приобрели новые знания, новые духовные и культурные ценности, способствующие вам в дальнейшем самостоятельно воспринимать и оценивать их.

Слайд №2 - Ученик: Гитара - струнный щипковый музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях. Является основным инструментом в таких стилях музыки, как классический , блюз, кантри, фламенко, рок-музыка. Изобретённая в XX векеэлектрическая гитара оказала сильное воздействие на массовую культуру.

Исполнитель музыки на гитаре называется гитарист . Человек, изготовляющий и ремонтирующий гитары, называется гитарный мастер или лютье .

Слайд №3 - Ученик: Тар - один из предшественников гитары.

Самые ранние сохранившиеся свидетельства о струнных инструментах с резонирующим корпусом и шейкой, предках современной гитары, относятся к III тысячелетию до н. э. Изображения киннора (шумеро-вавилонский струнный инструмент, упоминается в библейских сказаниях) найдены на глиняных барельефах при археологических раскопках в Месопотамии. В древнем Египтеи Индии также были известны похожие инструменты: набла, нефер, цитра в Египте, вина и ситар в Индии. В древней Греции и Риме был популярен инструмент кифара.

Слайд №4 - Ученик: Испанская гитара

В Средние века основным центром развития гитары была Испания, куда гитара попала из древнего Рима (латинская гитара) и вместе с арабскими завоевателями (мавританская гитара). В 15 веке получает распространение изобретённая в Испании гитара с пятью сдвоенными струнами (первая струна могла быть одиночной). Такие гитары получили название испанских гитар. К концу 18 века испанская гитара в процессе эволюции приобретает 6 одиночных струн и немалый репертуар произведений, на формирование которого оказал значительное влияние живший в конце 18 – начале 19 века итальянский композитор-виртуоз МауроДжулиани.

Слайд №5 - Ученик: Устройство гитары

Слайд №6 -Ученик: Русская гитара

В Россию гитара попала относительно поздно, когда в Европе она была известна уже пять веков. Но и вся западная музыка стала широко проникать в Россию лишь в конце 17 - начале 18 веков. Основательное место гитара получила благодаря приехавшим в Россию в конце XVII века итальянским композиторам и музыкантам, в первую очередь Джузеппе Сарти и Карло Каноббио. Еще через какое-то время, в начале XVIII века, гитара упрочила свое положение в России благодаря приехавшим в 1821 году в Петербург Марку Аврелию Цани де Ферранти, затем гастролировавшим Мауро Джулиани и Фернандо Сор. Сор, оставив в Москве жену-балерину, ставшую первой русской женщиной-балетмейстером, посвятил поездке в Россию музыкальное произведение для гитары с названием «Воспоминание о России». Это произведение исполняется и сейчас. Первым из значительных русских гитаристов, игравших на шестиструнном инструменте, был Николай Петрович Макаров. В России в конце XVIII - начале XIX веков становится популярным семиструнный вариант испанской гитары, во многом благодаря деятельности жившего в то время талантливого композитора и гитариста-виртуоза Андрея Сихры, написавшего более тысячи произведений для этого инструмента, получившего название «русская гитара».

Слайд №7 - Ученик: ДЖУЛИАНИ Мауро

Джулиани - (1781-1829) – выдающийся итальянский гитарист-виртуоз, композитор, признанный такими авторитетами, как Й. Гайдн и Л. Бетховен. Родился 27 июля 1781 года близ Неаполя. В детстве обучался игре на скрипке и флейте, одновременно самоучкой овладел гитарой: к двадцати годам он достиг уже столь блистательных результатов, что приобрел в Италии славу лучшего гитариста.

В 1816 году Джулиани с большим успехом гастролировал в Германии. В 1819 году выступал в Риме в концертах с Д. Россини и Н. Паганини.

Гитарные сочинения Джулиани позволяют рассматривать его как наиболее видного представителя итальянской школы, во главу которой ставилась виртуозность. Творческое наследие Джулиани насчитывает более 200 пьес. Это произведения для гитары соло (этюды, вариации, сонаты, сонатины, "Большая увертюра"), а также камерные ансамбли с участием гитары (в частности, дуэты), концерт для гитары с оркестром, так же он является автором «Школы игры на гитаре».
Сын МауроДжулиани – Михаил ДЖУЛИАНИ – гитарист, певец, композитор и педагог. С начала 1820-х гг. жил в России. Концертировал как гитарист, преподавал гитару и пение в Санкт-Петербурге. С 1850 года был профессором Парижской консерватории по классу вокала.

Джулиани «Аллегро» исполняет ученик.

Ученик: Матео Каркасси

Маттео Каркасси (1792 – 1853гг.) - итальянский классический гитарист и композитор.
С раннего детства учился играть на фортепиано, затем на гитаре, и к двадцати годам уже заслужил репутацию хорошего исполнителя.
В 1820 году поселился в Париже, где занимался концертной и педагогической деятельностью.
Его исполнение, отмеченное блестящей виртуозностью и элегантностью, пользовалось большой популярностью среди французской публики. Каркасси часто исполнял собственные сочинения, в основном это были фантазии и вариации на темы опер. Гитарист успешно концертировал в Лондоне, а также в различных городах Германии. Каркасси - один из представителей (наряду с Фердинандо Карулли и Мауро Джулиани) классической итальянской гитарной школы. Многочисленные его сочинения (сонаты, рондо, каприччио, вальсы и др.) входят в репертуар современных исполнителей.
Большое значение имеют его учебно-педагогические работы, в том числе этюды и «Школа игры на гитаре », выпущенная в печать в Париже в 1836 году и ставшая одним из наиболее популярных пособий при обучении на этом инструменте.

Исполняет ученик – Каркасси «Андантино»

Ученик: Фернандо Сор (1778 – 1839 гг.)

Сор Фернандо с ранних лет обучался игре на гитаре, скрипке и виолончели, музыкальное образование получил в хоровой школе при монастыре Монсеррат, затем учился в военной академии в Барселоне.
Рано проявил композиторские способности: в тринадцать лет сочинил Торжественную мессу для солистов, хора и органа, а в 1796 году написал оперу «Телемах», поставленную в театре Санта Круз.
В 1813 году Сор уезжает в Париж, где начинает вести активную концертную и педагогическую деятельность. Два года спустя композитор перебрался в Лондон, где вышли в печать одиннадцать сборников его итальянских ариетт для голоса и фортепиано, а также сочинения для фортепиано и гитары.
В 1823 году Сор поселяется в России вместе со своей женой, балериной Фелисите Юллен, танцевавшей главную партию в московской постановке «Золушки» (балет был сочинён Фернандом Сором и поставлен в Большом театре в Москве). Через три года композитор возвращается в Париж, где публикует ряд своих новых сочинений, в том числе «Воспоминания о России», в которых использует русские народные мелодии.
Творчество Сора сыграло огромную роль в развитии гитарного искусства.
Много концертируя по Европе, он снискал себе славу выдающегося виртуоза, наравне с известными гитаристами-современниками (Мауро Джулиани , Маттео Каркасси , Фердинандо Карулли ). Как композитор Сор известен прежде всего своими сочинениями для гитары (более 60), вошедшими в репертуар ведущих мировых исполнителей. Композитор трактует гитару как серьёзный музыкальный инструмент с богатыми полифоническими возможностями.
Сор также имеет большое значение как педагог - его «Школа игры на гитаре », опубликованная в 1830 году, пользовалась огромной популярностью. Среди учеников Сора - ряд известных впоследствии гитаристов, в том числе Наполеон Кост, редактировавший и издавший после смерти композитора многие его сочинения.

Дуэт учащихся – Ф. Сор «Старинный испанский танец»

Слайд №9 - Ученик: Андрес Сеговия (1894 – 1987гг.)

Андрес Сеговия начал учиться игре на гитаре с детства у своих родственников, вдохновляясь в качестве образца виртуозной техникой гитаристов, исполняющих фламенко. В отрочестве Сеговия переехал в город Гранада, где брал уроки игры на гитаре, а в 16-летнем возрасте выступил с первым концертом в Мадриде,исполняя транскрипции различных произведений, сделанные для гитары Франсиско Таррегой, и выполненные им самим переложения Иоганна Себастьяна Баха.
Ранние выступления Сеговии были встречены прохладно - отчасти в связи с тем, что его исполнительская техника заметно отличалась от техники Тарреги и большинства его учеников: он играл с использованием не только подушечек пальцев, но и ногтей, что делает звук сильнее и резче (существует точка зрения, что это различие связано со стремлением Сеговии вынести гитару из гостиных и салонов в большие концертные залы). Постоянно расширяя гитарный репертуар (в этом состояла одна из главных заслуг этого музыканта), Сеговия перекладывал для гитары широкий круг сочинений разных авторов - в том числе такие выдающиеся и сложные произведения, как «Легенда» Исаака Альбениса и Чакона Баха. Длительным оказалось творческое содружество Сеговии и с Эйтором Вилла-Лобосом, написавшим для знаменитого гитариста целый ряд произведений, начиная с известных «Двенадцати этюдов».
С середины 1950-х гг. Сеговия много преподавал. Среди его учеников множество выдающихся современных гитаристов (Д. Вильямс, Д. Брим, А. Диас, и др.)

В 1958 году Сеговия стал обладателем премии Грэмми за лучшую запись сольной академической музыки.

До глубокой старости Андрес Сеговия продолжал концертную и педагогическую деятельность. Более семидесяти лет длился творческий путь этого великого артиста!

Слайд№10 - Видео материал: в исполнении Андреса Сеговии (Альбенис«Астурио»).

Слайд №11 - Ученик: Виктор Козлов

(родился 10.01.1958, Челябинск) - российский гитарист, композитор и музыкальный педагог. Живет и работает в Челябинске (Россия).
Заслуженный артист Российской Федерации (1997), профессор.

Лауреат I-ой премии Первого областного конкурса исполнителей на русских народных инструментах в Челябинске (1988 год), лауреат Международного конкурса композиторов (г. Эстергом - Венгрия, 1989), дипломант Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах (Н. Новгород, 1990). Музыкой начал заниматься с 8 лет (Челябинская детская музыкальная школа № 2, педагог Ш. Х. Мухатдинов).
В 1979-92 гг. учился в Челябинском музыкальном училище по классу гитары, параллельно занимался композицией в классе Ю. Е. Гальперина.
В 1988 г. закончил Уральскую государственную консерваторию (класс В.М. Дерун). Принимал участие во многих гитарных конкурсах и фестивалях в России и за рубежом.

Как композитор, является автором оригинальных сочинений для классической гитары, Виктор Козлов завоевал также дипломы I степени в Донецке (1982) и Москве (1988). Летом 1989 года его имя стало известно и за рубежом: на 9-ом Международном гитарном фестивале в Эстергоме (Венгрия) В. Козлов стал лауреатом третьей премии как композитор.
Сочинять музыку начал с 12 лет. Первые значительные опусы написаны в музыкальном училище: струнный квартет; трио для флейты, альта и гитары; вариации для фортепиано, "Хоровод и пляска" для гитары соло.

В дальнейшем Виктор Козлов отдает предпочтение сочинению миниатюр для сольной гитары и трио гитар. Популярностью пользуются юмористические пьесы Козлова: Восточный танец, "Марш солдатиков" , "Маленький детектив" , "Танец охотника" , "Кискино горе" . Особое место в его творчестве занимают многочисленные произведения для детей. Он выпустил сборник музыкальных произведений для юных гитаристов "Маленькие тайны сеньориты Гитары / Детский альбом юного гитариста", который в 1999 году был признан Русским гитарным центром (Москва) лучшим в России.
В настоящее время Виктор Козлов преподает в Челябинском Высшем музыкальном училище им. П.И. Чайковского. Среди его учеников лауреаты международных и всероссийских конкурсов, стипендиаты Международной программы "Новые имена": И. Куликова, Н. Федоренко, Е. Пушкаренко, О. Киселев, М. Бакланова, Д. Иванченко.

В.В. Козлов - основатель южно-уральской гитарной школы (автор программ для всех ступеней обучения). На протяжении нескольких лет он является участником и художественным руководителем Трио гитаристов Урала, в состав которого помимо самого Виктора Козлова входят Шариф Мухатдинов и Виктор Ковба. Являясь председателем Челябинской областной Ассоциации классических гитаристов, он стал инициатором проведения в Челябинске международных фестивалей "Классическая гитара на Урале" (с 1991).

Слайд №12 - Видео материал: Виктор Козлов «Восточный танец»

Слайд №13 - Ученик: Олег Копенков

КОПЕНКОВ ОЛЕГ – гитарист, композитор, аранжировщик, ведущий концертов, ведущий радиопрограмм, ди-джей, председатль Клуба Гитаристов Беларуси, литератор, педагог, продюссер.

Родился 01сентября 1962 в Минске. Учился в ДМШ № 2 по классу баяна у преподавателя Александра Динина, в Средней школе № 102 с музыкальным уклоном по классу гитары у Георгия Станкевича. В музыкальном училище занимался в классе Владимира Белышева, Бенигны Мацкевич и Анатолия Побережного.

В Университете культуры преподавателем был Владимир Угольник. С 1990г. играет в дуэте с Сергеем Кабановым (дуэт «КОПАКАБАНА»).

С 2005 года начал писать музыку для гитары. Вышли в свет 10 авторских сборников:«Мне иногда бывает грустно», «Копенков в стиле… № 2», «Копенков в стиле… № 3», «Край мой чаровны», «Карнавал», «Давай споём!», «Только крупные формы», «Миниатюры», «С миру по нотке» и «Только для тебя».

Гастроли: Беларусь, Латвия, Литва, Польша, Украина, Эстония.

Фестивали: «Хрустальные струны» (Жданов 1986, 1988), «Серебренные струны» (Симферополь 1987, 1989), Всесоюзные фестивали гитаристов (Минск 1987-1991), (Фрунзе 1989), (Днепропетровск 1987, 1989), (Ленинград 1989), (Киев 1990), «Ренессанс гитары» (Гомель-Минск 1995-2009).

Награды: дипломы Международных конкурсов композиторов (2007, 2008, 2009 и 2010).

Дуэт учащихся - Олег Копенков “А может быть”

Видео найденое и понравившееся учащимся класса:

Видео материал: Дуэт гитаристов “Аргентинская мелодия” и “Коррида”

Видео материал: Китайские дети играют на гитарах

Заключение: Вот мы и закончили своё путешествие по острову “Гитара”

Вы узнали много нового, услышали произведения в исполнении профессионалов и учащихся, которые только начинают свой путь в мире музыки и искусства. И конечно же в конце урока, я хочу узнать у путешественников, плодотворно ли мы провели время на Остове “Гитара”:

ВОПРОСЫ:

1. Как назывались предшественники гитары? (тар, киннора, набла, цитра, кифара, вина, ситар….);

2. Как называется верхняя часть грифа? (головка или голова);

3. Сколько струн у Испанской гитары? (было 5, в последствии, 6 струн);

4. Как мы называем резонаторное отверстие на корпусе? (розетка)

5. Когда гитара получила распространение в России? (в конце 17 века);

6. С какими композиторами вы познакомились сегодня? (Ф. Сор, М.Каркасси, М. Джулиани, В. Козлов, О. Копенков, А. Сеговия);

7. Какой классический композитор жил работал некоторое время в России? (Фернандо Сор);

8. Виктор Козлов – это классический или современный композитор и исполнитель? (Современный);

9. Чей творческий путь длился более 70 лет? (А. Сеговия);

10. Джулиани – итальянский или испанский гитарист-виртуоз? (итальянский).

11. МатеоКаркасси – русский композитор? (итальянский).

12. Где живёт и работает Олег Копенков? (Белоруссия).

14. Кто сочинил произведение «Кискино горе»? (Виктор Козлов).

План урока:

1)Организационный момент

2)Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.

3)Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесбрегающей технологии).

4)Проблемная ситуация на основе учебного материала.

5)Закрепление пройденного материала – выразительные средства в музыке (использование игровой технологии).

6)Итог урока.

7)Домашнее задание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление системой образования администрации Луховицкого муниципального района

МБОУ ДОД «Краснопоймовская сельская ДМШ»

Открытый урок по специальности

(Отделение народных инструментов)

По теме: «Основные этапы начального обучения игры на гитаре»

Преподаватель: Романова О.Н.

П. Красная пойма 2012 год

Тип урока : комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).

Урок включает:

Организационную и содержательную установку

Проверку глубины понимания и прочности знаний учащегося

Взаимодействие преподавателя и ребенка на основе сообщения – усвоение новых знаний, умений, навыков

Закрепление изученного материала и упражнений

Диагностику прочности усвоения знаний

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Вид урока : традиционный

Цель урока : закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале упражнений, дидактических игр и изучаемых произведений.

Методы обучения :

1)Перспективный: словесная передача и слуховое восприятие. Преподаватель сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает.

2)Репродуктивный: запоминание учащимся сообщенной преподавателем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.

3)Практический: музыкально- дидактические игры, повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.

Методические приемы :

Словесный, наглядный, практический

Активация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика

Развитие мышления, творческой инициативы

Приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать воспроизводимый звук; правильно исполнять мелодию и передавать ритмический рисунок.

Психологические условия на уроке :

Мобилизация внимания, познавательная активность, оптимальный темп урока, гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом складывающей ситуации, психологический микроклимат на уроке.

Задачи урока :

В интересной для ребенка форме закрепить понятие выразительных средств в музыке и их влияние на эмоционально-образный тон произведения, для расширения творческих возможностей учащегося в процессе обучения на инструменте.

1)Образовательные: закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, тембр, ритм, мелодию), продолжить формирование практических навыков, работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе).

2)Развивающие: развитие слуха, координация движений, образное музыкальное мышление, творческая активность через различные виды деятельности.

3)Воспитывающие: воспитывать любовь к музыке, воспитывать эстетический вкус, воспитывать усидчивость, трудолюбие, собранность.

Средства обучения:

Инструмент (гитара), стул, подставка для ног, пульт, нотные пособия, рисунок, музыкальные ребусы.

Применение педагогических технологий:

1.Здоровьесберегающая :

Развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память. Музыкальные занятия учат рациональнее использовать свой рабочий день, он будет более организован.

Рациональная организация урока: динамическая пауза, включение игровых моментов, упражнения.

Чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется разбором нотного материала, повторением выученных пьес и слушание музыки).

На уроке важен психологический комфорт, стиль общения преподавателя с учеником, заряд позитивных эмоций, проявление доброжелательности.

2.Технология личностно-ориентированного обучения:

Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса есть личностно-ориентированная педагогика. В основе этой технологии лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие, прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. На уроке создаются условия для самореализации ученика, развитие индивидуальных познавательных способностей, творческого воображения.

Упражнения «Шагающие пальчики», «Фокус-покус».

Это задание стимулирует ученика к самостоятельному выбору способов решения данной задачи; выявляет субъективный опыт ученика; оценивает не только результат, а главным образом процесс учения; стимулирует на саморазвитие, самовыражение в ходе овладения знаниями.

3.Технология проблемного обучения:

Эта технология подразумевает последовательное и целенаправленное выдвижение учебных проблем перед обучающимся. Ученик включается в активную мыслительную деятельность, высказывает собственное мнение и активно усваивает знания.

4.Технология формирования мотивации или игровая технология :

Технология подразумевает организацию игровой деятельности, направленную на поиск, обработку и усвоение учебной информации. Хорошо использовать ее в период начального обучения. Включение в учебный процесс игровых моментов повышает интерес ученика к занятиям на инструменте, активизирует его творческую деятельность. Преподаватель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха». Ощущение успеха повышает мотивацию к обучению, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте и вызывает положительные эмоции.

План урока:

1)Организационный момент

2)Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.

3)Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесбрегающей технологии).

4)Проблемная ситуация на основе учебного материала.

5)Закрепление пройденного материала – выразительные средства в музыке (использование игровой технологии).

6)Итог урока.

7)Домашнее задание.

Ход урока:

1)Организационный момент . Приветствие, посадка за инструментом, настрой на активную творческую работу.

2)Разминка. Упражнения «Шагающие пальчики» , направленные на свободу пальцев правой руки. (Следим за качеством звукоизвлечения и свободой пальцев правой руки).

Упражнение «Фокус-покус» (простучать ритмический рисунок стихотворения):

Фокус – покус, трали – вали,

Едет мышь на самосвале.

Ты чего же, это, мышь,

Сверху вниз на нас глядишь?

Кыш, кыш, кыш.

П П П П

1 1 2 2 1 1 3 3

П П П П

1 1 4 4 1 1 3 3

П П П |

1 1 2 2 1 1 3

П П П |

1 1 4 4 1 1 2

Закрепление навыка non legato на изучении гаммы фа мажор . Исполнение с опорой на первый звук, работа с динамикой.

Повторение гамм до мажор и ре мажор в подвижном темпе, с использованием динамических оттенков и различных ритмических рисунков (использование длительностей - четвертных и восьмых).

Л.Панайотов Этюд (ля минор).

3)Работа с музыкальным материалом с использование здоровьесберегающей технологией. Ученица исполняет выученные ранее пьесы.

Н.Поняев «Осень» (прослушивание, работа над образом, работа над динамикой), использование наглядного пособия (рисунок).

Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай» (работа над трудными местами).

Физ. разминка:

Упражнение для глаз - подвигать глазками вправо, влево, вверх, вниз, закрыть их, открыть.

Упражнение «Сороконожка» - сомкнуть руки в кольцо (правая рука находится верху), поочередно переступать пальцами обеих рук по поверхности рук, проговаривая текст: «Две сороконожки бежали по дорожке. Побежали, побежали и друг дружочку догнали».

4)Проблемная ситуация на основе учебного материала

Обработка В.Калинина русская народная песня «Как при лужку»

(разбор нотного текста, просмотр отдельных партий – темы и аккомпанемента, проигрывание темы со словами песни, соединение 2-х партий).

5)Закрепление пройденного материала (ноты первой и второй октавы, выразительные средства в музыке) с использованием игровой технологии (рисунки, ребусы).

6)Итог урока:

Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Одновременное развитие слуха, чувства ритма, умение читать нотную запись, играть выразительно повышает эффективность овладения каждым навыком в отдельности и обеспечивает целостный, системный подход к обучению. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на творческом процессе. Зажигая искру интереса в познании увлекательного мира музыки, мы воспитываем в ученике любовь к искусству, формируем его художественно-эстетический вкус.

7)Домашнее задание, проставление оценки.


Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...