План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему: конспект ноод по рисованию для детей подготовительной группы тема: «богатыри земли русской. Конспект НОД в старшей группе


Богатыри - это герои русских былин, совершавшие подвиги во имя Родины, человек безмерной силы, отваги, стойкости, наделенные необыкновенным умом и смекалкой. За именем каждого из былинных богатырей стоит конкретный человек живший когда-то давно на Руси, и совершивший свои подвиги только в былинах их характеры приукрашены народом. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова. Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.



Алёша Попович сын ростовского попа Леонтия, герой былин. Алёша грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Силой Алёша не большой богатырь, зато дерзостью да хитростью взял, молодецкой удалью, находчивостью и богатырской храбростью, вспыльчивостью, хвастовством. Алеша весел, насмешлив и остер на язык. Врагов он часто побеждает не силой, а военной хитростью: притворяется глухим и заставляет противника подойти поближе, под каким-нибудь предлогом вынуждает врага обернуться и т.п.


Жила- была под Киевом вдова Мамелфа Тимофеевна. Был у неё любимый сын- богатырь Добрынюшка. По всему Киеву о Добрыне слава шла: он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав у Добрыни спокойный, ласковый. Никого он не заругает, никого он зря не обидит. Недаром его прозвали «тихий Добрынюшка». Добрыня Никитич прославился тем, что в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил из полону много людей и среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну.


Илья Муромец - самый популярный герой былин, могучий богатырь. Родина его – город Муром, село Карачарово. Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой. Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. В былинах Илья Муромец стоял во главе дружины. Авторы былин подчёркивают в нём силу, мужество, надёжность, справедливость, миролюбие. Он человек уверенной силы, опыта и житейской мудрости. Память об Илье, народная любовь к нему сохранилась до сих пор. Ему воздвигнуты памятники. Его именем называют военную технику и др.


Святогор русский богатырь огромного роста и невероятной силы. Вот что рассказывают о нём былины. Высоки на Руси Святые горы, глубоки их ущелья, страшны пропасти. Не растут там ни берёзка, ни дуб, ни осина, ни зелёная трава. Там и волк не пробежит, орёл не пролетит. Только Святогор разъезжает между утёсов на могучем коне. Ростом богатырь выше тёмного леса, головой облака подпирает, скачет по горам – горы под ним шатаются, в реку заедет – вода из реки выплёскивается. Земля-матушка носить его не могла. Конь под Святогором по колено проваливался. Держать его могли только горы, вот там-то он и проживал. Преемником, наследником его силы является Илья Муромец.


Богатырь Никита Кожемяка жил в городе Киеве в Кожевенной слободе. А Кожемякой его прозвали за то, что он мял- разминал бычьи кожи, чтобы из них шили одежду, обувь, воинское снаряжение. Сила у него была огромная. Станет печь топить- дым под тучами стелется, выйдет на Днепр бычьи кожи мочить – не одну несёт а двенадцать разом. Никита совершил такой подвиг: освободил русскую землю от Змея Горыныча.


ВОЛЬГА СВЯТОСЛАВИЧ (Волх Всеславьевич) богатырь, персонаж русских былин. Основными отличительными чертами Вольги являются хитрость, способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и животных. Князь Волга необыкновенного происхождения. Он сын княжны и Змея Горыныча. От отца он унаследовал чародейные способности, «похотелося ему много мудрости». Эти возможности Вольга употребляет на добрые дела.


Микула Селянинович – любимейший народный герой, пахарь-богатырь. Никто не в силах сравниться с ним ни по силе, ни по могуществу. Даже Святогор, сильнейший и древнейший из всех богатырей, не смог поднять сумку с тягою (силой) земною, которую небрежно обронил Микула Селянинович. «Воевать легче, чем пахать, а пахарь сильнее воина», - поучает былина о Вольге и Микуле. Она возвышает земледельческий труд перед любым трудом, и даже ратным: «деревенским людом Русь кормиться»


А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей Земле! Не топтать их коням Землю Русскую Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь – не шатается! И века простоит – не шелохнётся! А преданья старины Забывать мы не должны. Слава русской старине! Слава русской стороне

(с использованием ИКТ)

Программное содержание:

Область «Познавательное развитие» : формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской; закрепить названия элементов костюма русского богатыря, названия оружия русского воина; воспитывать интерес к истории России и своего родного края; оживить представление о былине, о былинных героях; формировать умение разгадывать загадки; продолжать формировать у детей устойчивый интерес к конструированию, формировать навыки работы с ИКТ.

Область «Развитие речи» : учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей, использовать в речи синонимы; формировать умение четко декламировать стихотворение; приобщать детей к словесному искусству через развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; развивать умение координировать слова с движениями.

Область «Физическое развитие» : воспитывать смелость, решительность, чувство товарищества, уверенность в своих силах и настойчивость в преодолении препятствий; совершенствовать качества в разнообразных формах двигательной деятельности; развивать умение детей скакать «прямым галопом» .

Область «Художественно – эстетическое развитие» : познакомить детей с великим полотном художника В.М. Васнецова «Богатыри» ; развивать у детей эмоциональное восприятие музыки; согласовывать ритм движений с музыкальным сопровождением.

Область «Социально-коммуникативное развитие» : активизировать основные формы приветствия и прощания; вызвать интерес к предстоящей деятельности; побуждать детей включаться в совместную с взрослым игровую ситуацию; обогащать знаниями, способствующими усвоению определенных норм морали, нравственности, патриотизма; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России и своего края, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Предварительная работа:

Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» , карта мира, России.

Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник» , «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» , «Алёша Попович и Тугарин Змей» , «Илья Муромец и Соловей-разбойник» , «Финист - Ясный Сокол» , «Никита Кожемяка» , «Михайло Данилович» , «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» , «Сказка о царе Салтане и его славном сыне царе Гвидоне» , «Святогор»

Речевое развитие: заучивание стихотворений о Родине, богатырях; знакомство с пословицами и поговорками о героизме русских воинов, о любви к своей Родине.

Музыкальная деятельность: пение песен о богатырях, о воинах земли русской.

Изобразительная деятельность: рисование: «Русская береза» , «Русский богатырь» , «Оружие богатыря» , «Богатырский конь» ; лепка «Богатырский конь» .

Словарная работа:

Русь, русичи, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, бармица) ; оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава) ; застава.

Оборудование:

Проектор со слайдами; доска; запись песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой.

Ход занятия:

На доске слайд русское поле. Дети входят в зал и осматриваются. Воспитатель обращает внимание детей на гостей.

Воспитатель: Дети, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними, подарите им тепло своих улыбок. Присаживайтесь.

Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мать и отец.

На экране слайд - карта России.

Перед вами карта России. Посмотрите на доску и ответьте, пожалуйста, какая она – наша Родина.

Дети. Большая, огромная, необъятная, красивая, богатая. В России есть океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля.

Воспитатель: Россия – самая большая страна в мире. Она имеет огромные неисчерпаемые природные богатства. А всегда ли наша Родина была такой?

Дети:

Реб. 1: Она была меньше, и людей проживало мало.

Реб. 2: Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц.

Реб. 3: Издревле на этой земле жили славяне.

Реб. 4: Кочевники часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили людей в плен.

Реб. 5: Основали славяне своё государство много лет тому назад и назвали его Русью.

Реб. 6: Русичи защищалась от врагов.

Воспитатель: Да, дети, все правильно. Наша Родина богатая и изобильная. Вот и привлекали эти богатства наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. Жить в таких условиях могли только очень выносливые и храбрые. Среди них были люди, которых называли богатырями. Они славились необыкновенной силой, об их подвигах слагались легенды, сказки и былины.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?

Дети: Богатыри – это люди, которые защищали нашу Родину от врагов, силачи, воины, борцы, добрые люди.

Воспитатель: А кто знает стихотворение о богатырях?

Реб.: Богатырь силен как вольный ветер, могуч как ураган.

Он защищает землю от злобных басурман!

Он силой доброю богат, он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей и стариков и матерей!

Реб.: Богатырь, он вот каков:

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко – зорко наблюдал!

Русь – матушку защищал.

На экране слайд – картина В. М. Васнецова «Богатыри» .

Воспитатель: Богатыри – это защитники нашей Родины в древности. Вот картина «Богатыри» написал ее художник Виктор Михайлович Васнецов, он изобразил защитников в виде сказочных героев. Посмотрите, как они выглядели. Кто помнит имена богатырей?

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Воспитатель: Какими словами можно описать богатырей? Какие они?

Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные, решительные, героические.

Воспитатель: Правильно, богатыри – это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов – стояли на заставе. Слайд – застава богатырей.

Как вы думаете, с кем они боролись?

Дети: С врагами, Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем, татарами, монголами, печенегами, хазарами.

Воспитатель: Дети, а каких еще богатырей вы знаете?

Дети: Святогор, Садко, Никита Кожемяка, Вольга Всеславович, Микула Селянинович, Руслан, Дунай Иванович, Пересвет, Горыня, Дубыня, Усыня.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, все богатыри были мужчинами?

Дети: (варианты ответов)

На экране - женщина богатырь

Воспитатель: Женские образы богатырок так же как и мужские лихо сражаются в степных просторах за свободу и справедливость. Недавно в руки мне попал сборник легенд о Самарском крае Степана Егоровича Кузменко «Жемчужины Жигулей» (показать на доске) , и я прочла увлекательное стихотворение «Богатырка Усолка» . Героиня этой истории женщина, защитница родного края. (Слайд – село Усолье) . На месте села Усолье Шигонского района Самарской области, в далекие времена происходила битва между русскими и ногайцами. В ее разгар, когда кочевники уже праздновали победу, меж русскими появилась на коне женщина - богатырь, (слайд женщины богатырки на коне) так воодушевившая своих соотечественников, что ногайцы были совершенно разбиты. Усолка – богатырка нашей Самарской области.

На экране картина богатыри на конях

Воспитатель: Ребята, а вы обратили внимание, что у каждого богатыря есть конь? Для чего нужен был конь?

Дети: из беды выручит, быстро домчит, поможет победить, совет даст, может оживить богатыря живой водой, подсказывает, помогает пройти задания царя, довезет раненым до дома.

Воспитатель: А откуда вы узнали о богатырях?

Дети: из русских народных сказок, былин, поэм, рассматривали картины, пели песни, читали легенды о нашем крае.

Слайд картина «Богатыри»

Воспитатель: Вы все сказали правильно. Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником Виктором Михайловичем Васнецовым.

Воспитатель: А сейчас мы немного отдохнем и снимем напряжение.

Физкультминутка под музыкальное сопровождение

Дружно встали. Раз! Два! Три! (встают)

Мы теперь богатыри! (руки в стороны)

Ноги крепко мы поставим (ноги вместе, напряжены)

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек

И направо, и еще

Через левое плечо

Буквой «л» расставим ноги

Точно в танце – руки в боги

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

На экране богатырь. Звучит музыка. Выходит Богатырь в шлеме и кольчуге, на поясе у него меч.

Богатырь: Здравствуйте, добрые молодцы и красны девицы. Услышал я, что речь ведете обо мне. Решил зайти к вам в гости и послушать то, что вы знаете о богатырях. Сейчас я загадаю вам загадки, а про что догадайтесь сами.

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Что за полотно, чтобы от ветра закрывать лицо? (Плащ)

Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки разгадали.

Все ответы сопровождаются слайдами

Богатырь: Ребята, а какое еще древнее оружие вы знаете?

Дети: меч, булава, кистень, палица, копье, секира, топор, лук и стрелы, кинжал, цепи.

Общий слайд оружия богатырей

Богатырь: А во что еще были одеты богатыри?

Дети: доспехи, сапоги, рубаха, латы, бармица.

Общий слайд одежды богатырей

Воспитатель: Молодцы, ребята, много вы знаете о древних защитниках земли Русской.

Картина Васнецова «Богатыри»

Богатырь: А вы бы хотели пройти путь богатыря?

Воспитатель: Тогда нам нужно собираться в нелегкий и опасный путь, где нас будут ждать приключения, согласны? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть нам все преграды.

Богатырь: Но, перед тем как отправиться в дальний путь, исполним песню, потому что мы – богатыри в поход без песни не ходили.

Исполняют песню «Богатырская наша сила»

На экране слайд – изображение камня на распутье.

Воспитатель: В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:

Прямо пойдешь,

На заставу к богатырям попадешь!

Направо пойдешь,

Честь и славу найдешь!

Налево пойдешь,

Коня найдешь!

Богатырь: Да! Задача не из легких, ведь богатырю и честь нужна, и слава, и конь, и на заставе бы надо побывать.

Воспитатель: Я предлагаю вам пройти все три дороги. Согласны, ребята?

Воспитатель: И ваше первое испытание называется «Построй крепость» . Сейчас ребята проявят свои навыки в строительстве. А ну, добровольцы, выходите, свое мастерство покажите.

Интерактивная игра «Построй крепость» .

Богатырь: Молодцы, дети. Вы построили крепкую заставу. А какие же мы богатыри без верного коня? Сворачиваем налево.

Игра «Ловкие наездники»

А путь наш лежит через болото, впереди топкие грязи – повыше ноги поднимайте и шире шагайте.

Давайте покажем, какие мы наездники. Спина прямая, руки на поясе, поскакали прямым галопом.

Запись- ржание коня, на экране слайд богатырский конь.

Богатырь: Смотрите, какого мы с вами коня добыли, молодцы! А сейчас наш путь лежит направо. Вот и задание для будущих богатырей, ведь они не только сильные и отважные, но и умные. Предлагаю вам вспомнить пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине.

Мозговой штурм слайд три богатыря

Смелость силе воевода.

Тот герой кто за Родину горой.

Кто смел тот на коня сел.

За край свой насмерть стой.

Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.

Сам погибай, а товарища выручай.

С родной земли умри, не сходи.

Жить – Родине служить.

Счастье Родины – дороже жизни.

Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Богатырь: Мне пора прощаться с вами. А на прощание хочу вам оставить грамоту, в сей грамоте, богатыри завет оставили своим потомкам. Всего вам доброго.

Богатырь уходит, дети прощаются.

Воспитатель: Ну вот, сегодня мы с вами вспомнили о богатырях – защитниках земли русской. Все вы молодцы, хорошо справились с испытаниями, были внимательными, ловкими, смелыми. Давайте прочтем грамоту оставленную богатырем. Читает грамоту

Завет потомкам.

Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням землю Русскую

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнётся!

А преданья старины забывать вы не должны.

Слава русской старине! Слава русской стороне!

Воспитатель: Ну, что ж, будем помнить наказ богатырей.

Слайд – поле.

В заключение мне хочется сказать, сегодня мы убедились, что у нас подрастает достойное поколение защитников нашей Родины. Впереди у них еще много испытаний, с которыми они обязательно справятся. Ну, что ж, дети, попрощаемся с нашими гостями.

Литература:

  1. В. И. Натарова «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств» . Воронеж: Учитель, 2005;
  2. Т. А. Шорыгина «Наша Родина - Россия» - М.: Сфера, 2011;
  3. Ю. А. Кириллова «Навстречу Олимпиаде. Физкультурные досуги» . СПб: Детство – Пресс, 2012;
  4. О.Д. Ушакова «Былины о богатырях русских» . СПб: Издательский Дом «Литера» , 2010;
  5. Т. Д. Нуждина «Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду» . Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2000;
  6. Л. Ю. Лупоядова «В гостях у истории» . Смоленск: Русич, 2000.

О Т К Р Ы Т О Е З А Н Я Т И Е

в подготовительной группе.

«БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ».

Воспитатель:

ЦЕЛИ:

1. Воспитание мужественности у мальчиков.

2. Закрепление знаний о героях сказок и героях Великой Отечественной войны.

ОБОРУДОВАНИЕ:

аснецова «Витязь на распутье», «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке», А. Бубнова «Утро на Куликовом поле», портреты героев ВОВ.

ПОДГОТОВКА:

Словарная работа: экскурсовод, экскурсанты, богатыри, витязь , застава, клинок, орден, гимнастерка, автомат, Герой Советского Союза.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель.

Сегодня мы с вами пойдем на экскурсию в картинную галерею. Тема экскурсии – «Богатыри Земли Русской». У нас как в настоящем музее будет несколько залов. Экскурсоводом буду я, а вы, экскурсанты, будете мне помогать. А вот и наш первый зал. Выставлены картины В. Васнецова «Витязь на распутье», «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке», и А. Бубнова «Утро на Куликовом поле».

Тихо звучит музыка, звон колоколов.

Экскурсовод.

Богатыри – слово древнее. Что оно обозначает?

Дети:

Богатырь – сильный, смелый, удачливый воин, счастливый в бою.

Экскурсовод:

Как еще называли богатырей?

Дети:

Экскурсовод:

Посмотрите внимательно на эти картины и скажите, кого из богатырей вы узнали?

Дети:

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Экскурсовод:

На какой картине они все изображены?

Дети:

«Богатыри».

Экскурсовод:

Кто написал эту картину?

Дети:

Васнецов.

Экскурсовод:

Остановились в поле три всадника. Замерли под ними разгоряченные кони, как будто опасность в степи почувствовали. Богатыри повернули головы. Они предвидят битву. Дети, опишите Илью Муромца, какое у него лицо, каков он сам? Что вы знаете о его характере, о происхождении?

Дети:

Илья Муромец – крестьянский сын. Он уже не молодой, добрый. Сильный, спокойный, рассудительный, степенный, умный. Он победил Соловья-разбойника, Чудо-Юдо. Служил он не за богатство, не за славу, защищал Землю Русскую, народ.

Экскурсовод:

Как имя второго богатыря?

Дети:

Добрыня Никитич.

Экскурсовод:

О чем говорит это имя?

Дети:

Добрыня – добрый, его любил народ.

Экскурсовод:

Кто может рассказать об этом богатыре?

Дети:

Ответы детей.

Экскурсовод:

Я дополню ваши ответы. Далеко о Добрыне шла слава: он и статен, и высок, и грамотен, и в бою смел, и на пиру весел. Добрыня и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав у Добрыни спокойный да ласковый. Никого он не заругает, никого зря не обидит. Недаром прозвали его Добрыня.

В славном городе Ростове рос Алеша, по прозвищу Попович. С малых лет копье держал, из лука стрелял, коней укрощал. На заставу взяли его старшие товарищи, чтобы учить его ратной службе, чтобы он стал богатырем. Каким вы видите Алешу Поповича?

Дети:

Сильный, красивый, задумчивый, любит играть на гуслях.

Экскурсовод:

Как стоят богатыри?

Дети:

Рядом, они дружны, плечом к плечу, не оставят в беде друг друга. Не пробиться врагу через богатырскую заставу.

Экскурсовод:

Когда есть такая защита – народ себя чувствует сильным, надежна защита молодецкая.

В картине художник воспел непобедимый русский народ. Васнецов говорил: «Мы не щадили себя, боролись и будем бороться за независимость нашей земли. Русские люди никогда не боятся того, что сулит им будущее. И в наши дни народ славит своих защитников. Слава богатырям Земли Русской!»

Переходим в следующий зал. Что вы здесь видите?

Дети:

Портреты мужчин, военных.

Экскурсовод:

Это, ребята, герои Великой Отечественной войны. Давайте рассмотрим несколько портретов.

Выставлены портреты героев ВОВ, не обязательно упомянутые, можно по выбору воспитателя.

Экскурсовод:

Вот портрет Сизова Бориса Ивановича. Что вы можете рассказать о нем?

Дети:

Сильный, храбрый, отважный, молодой. На нем гимнастерка с погонами и орден, в руке у него клинок.

Экскурсовод:

Обратите внимание на его лицо – какое оно мужественное, у него смелые глаза, решительный взгляд, он как бы зовет в бой своих товарищей.

Это русский, гвардии старший лейтенант Сизов. В марте 1945 года гитлеровцы появились в районе штаба дивизии. Сизов возглавил сводный отряд. Но силы были не равны. Когда кончились патроны, он выхватил клинок и бросился в рукопашную схватку, увлекая за собой товарищей. Раненый Сизов сражался до последней капли крови. Ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

А вот портрет Героя Советского Союза Асанова Даира Асановича. Он по национальности киргиз. В годы войны был наводчиком оружия. В одном из боев он уничтожил 8 танков, 6 бронемашин и 40 автоматчиков противника. Когда орудие вышло из строя, он отстреливался из автомата. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Посмотрите на портрет. Что вы можете сказать об этом человеке?

Дети:

Он сильный, храбрый, у него открытый смелый взгляд.

Экскурсовод:

Каким бы храбрым ты ни был, но один в поле не воин. А когда мы вместе – мы сила.

На войне бойцы сложили много пословиц и поговорок. А знаете ли вы их?

Дети:

Умелый боец везде молодец.

Хорош в строю – силен в бою.

Солдатское дело – воевать храбро и умело

Русский солдат – не знает преград.

Красна девушка косами, а солдат – орденами.

Друг за друга стой – и выиграешь бой.

Экскурсовод:

Наш народ перенес страшную и тяжелую войну и вышел победителем. Только сильные, умелые, ловкие воины смогли победить в этой войне.

Ребенок:

За все, что есть сейчас у нас,

За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам,

Спасибо доблестным солдатам,

Что отстояли мир когда-то.

Спасибо дедам и отцам!

Экскурсовод:

Вы так же будете защищать свою Родину от врагов? Какими должны стать наши мальчики?

Давайте перейдем в следующий зал. Он еще пустой, но мы его украсим рисунками. Вы сейчас сами будете художниками. Мальчики нарисуют картины на тему «Я будущий защитник», а девочки могут нарисовать картины на тему «Какими мы хотим видеть наших мальчиков, когда они станут взрослыми».

Ребята за партами рисуют под песню «Богатырская сила».

Рисунки используются для оформления групповой книги по проекту «Земной поклон, солдат России, за ратный подвиг на войне».

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю русскую,

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь — не шатается!

И века простоит — не шелохнется!

Древняя Русь славилась далеко за её пределами. Русь была большим и богатым государством. Чужеземцы, посещавшие столицу Древней Руси — Киев, рассказывали о его богатстве. Недаром Главные ворота Киева назывались Золотыми. Обитые золочёной медью, они ярко блестели на солнце. Золотом горели и купола многочисленных церквей.

Были на Руси и «могучие богатыри». «Богатырская тема» с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино. Это от того, что с давних времен и, можно сказать, до нашего времени со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.

Мы достали репродукции картины «Богатыри» и стали ее рассматривать. Прочитали стихотворение Андрея Усачева про богатырей.

Вот они, знаменитые три богатыря русских. Три воина на могучих конях. Стоят они на страже русских границ. Старший, самый сильный и мудрый – Илья Муромец.

Средний — Добрыня Никитич. Он искусен не только в воинском ремесле, но и в науках, и в игре шахматной. Если нужно, какое дело миром уладить – лучше Добрыни никто не справится. И богатырской силы и храбрости ему не занимать: одолел самого Змея Горыныча! Забаву Путятишну, племянницу князя Владимира, вызволил из змеевых пещер.

Младший – Алеша Попович, победитель Тугарина Змеевича. У Алеши главное – смекалка да хитрость. Веселый человек Алеша, потому и любят его товарищи.

Мы вспомнили былины про каждого из богатырей и прочитали их.

После прочтения былин снова вернулись к картине и я стала задавать Даше вопросы. Каким нарисовал художник каждого из богатырей. Что их объединяет? Каков пейзаж? Кто старший? Как он выглядит? Как сидит? Как вооружен? Так ли спокоен Добрыня Никитич? Как вооружен? Как выглядит Алеша Попович? Как он смотрит? Чем вооружен? Что видим сбоку?

«Богатыри» — самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова – это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому – картина, призванная выразить дух русского народа.

Я предложила Даше выполнить задание на карточке и собрать богатыря в дорогу.

Потом я включила симфонию «Богатырская» А.П.Бородина. (часть 1). Мы стали ее слушать и представлять себе героев симфонии? В музыке Бородина ощущаются люди сильные, могучие, люди — богатыри. Все время музыка была такой грозной, могучей, сильной, или ее характер менялся? А всегда ли была грозная и могучая музыка? (нет) встречалась и более певучая, спокойная, даже лиричная. Мысленно представляешь образ Древней Руси, ее бескрайние степи, здесь богатыри любуются просторами, родной природой, примечают во поле нет ли где ворога, не обижают ли где кого.

Прочитали с Дашей стихотворение и Даша стала рассуждать, насколько стих, музыка, картина передают дух богатырей и русского народа.

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

Можно загадать загадки, чтобы ребенок определил про кого они написаны:

Свист соловьиный,

Взор орлиный –

Не зверь, не охотник,

А… (Соловей-Разбойник)

Из-за сопок и полей

Показался некий зверь.

В ноздри он дышал огнем,

Ночью стало, словно днем.

Он украл Забаву,

Потащил в дубраву.

(Змей Огненный)

Провели с Дашей физкультминутку

Дружно встали – раз, два, три –

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек,

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки,

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

Далее мы приступили к воссозданию картины. В нашем арсенале уже было два богатыря, поэтому Даша предложила нарисовать третьего. Рисовала и вырезала сама, я только помогла ей сделать для него подставку и приклеить его (еще бороду обвела). Наши богатыри получились без коней, но от этого они не стали менее мужественными.

Программное содержание:

  • развивать интерес к истории культуры Родины; воспитание уважения к героям былин, защитникам народа; обогащение и активизация словаря по теме;
  • развитие конструктивно-творческих способностей;
  • воспитание положительного эмоционально-эстетического отношения к героям былин, патриотических чувств, а также коммуникативных умений и навыков.
Материал: картина Васнецова «Три богатыря», пластиковое яйцо, игла-зубочистка, магнитофон, «Былинные наигрыши» (музыка); телевизор и DVD, отрывок из фильма «Финист - ясный сокол», три сундука, филин из фанеры с заклинанием.

Ход занятия

- Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы!

Так ребята раньше приветствовали друг друга.

А вы знаете, что значит слово «здравствуй»?

Дети: по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу добра, благополучия, здоровья. «Здравствуйте» означает «будьте здоровы, живите долго».

Да ребята, богата земля русская всем. Она может накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защитить себя не может.

Защита отечества – долг тех, кто ест хлеб ее, пьет воду ее, любуется красотой ее.

В давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов; они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.

И каждый раз на защиту своей родины вставали русские люди.

Ребята, скажите, как назывались тогда защитники Руси?

Защитниками земли русской назывались богатырями.

А кто такие защитники Отечества?

Те, кто защищает Родину, охраняет, оберегает, предупреждает от опасности.

Скажите ребята, какими они были, как вы их себе представляете?

Они были сильными, смелыми, могучими, высокими, мужественными, отважными.

Сейчас, ребята, я вам покажу отрывок из сказки, в которой показано какие были богатыри, как защищали землю русскую (смотрят отрывок).

О богатырской силушке, о богатырях народ складывал песни – сказания, которые назывались былинами. Они дошли до наших времен, их передавали «из уст в уста» - сказатели. Они играли на гуслях и сказывали былины.

Ребята, а как вы думаете, кто такие сказатели? Что такое гусли?

Это люди, которые рассказывали эти былины.

Гусли – это струнный музыкальный инструмент.

Правильно, ребята (прослушивание музыкального инструмента на магнитофоне).

Скажите, ребята, с какими былинами мы с вами познакомились?

- «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугари».

Ребята, а вы хотите отправиться в прошлое нашей Родины. Во время Руси богатырской? У меня есть «Волшебная книга истории». Давай пройдем через отрывшуюся страницу, и она перенесет нас в далекое прошлое (дети символически проходят через страницу «Волшебной книги истории»).

Давайте же закроем глаза и представим, что мы в прошлом, сделаем шаг и глазки откроем.

Но что это? Закачалась вдруг земля – матушка. Завыли ветры буйные. На дубах орлы раскричались. Хочет напасть на землю русскую чудище поганое.

Что же нам делать? Нет ли среди вас добрых молодцев да красных девиц, готовых защитить землю – матушку?

А кто же нам поможет защитить землю – матушку?

А давайте же с вами поиграем.

Пальчиковая игра «Дом»

На опушке дом стоит

На дверях замок висит,

За дверями стоит стол,

Вокруг дома частокол.

Старый Филин здесь сидит

Во все стороны глядит.

(стоит фанерный дом, на нем Филин, в лапах скрученная бумага).

Ой, ребята, у него в лапах и правда что – то есть. Это загадка – подсказка. Если отгадаете ее, узнаете, как победить чудовище.

Выше леса стоячего

Ниже облака ходячего

Летит ни птица и ни зверь,

А с тремя головами змей.

Богатырей примечает,

Изо ртов огонь пускает,

Никого не боится,

А смерть его в яйце хранится.

Ребята, нам надо его смерть найти. Она находится в яйце, а яйцо – то в сундуке. И не один – то сундук. Ну – ка, дружина моя стройся!

(Дети строятся друг за другом и маршируют.)

Вот мы с вами и добрались до заветных сундуков. В сундуках лежат задания. Выполнив их. Мы сможем найти смерть Змея Горыныча.

Достаю из сундука задания.

  • Назвать имена русских богатырей.

Русские богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович

(показать их на картине Васнецова «Богатыри», дети показывают и называют).

  • Назвать и показать оружие и доспехи богатырей.

А сейчас ребята нужно проявить смекалку, показать знание народной мудрости. Объявляю турнир пословиц и поговорок о подвигах и героях:

«Жить – Родине служить»

«Где смелость – там победа»

«Один в поле не воин»

«Герой – за родину горой»

«Русский боец – всем молодец»

«И сила уму уступает»

«Смелость города берет»

«Смелый в бою не дрожит»

«Смелому победа идет в руки»

- Молодцы, много знаете пословиц и поговорок.

«От топота копыт пыль по полю летит»

Молодцы ребята. Все старались сказать тихо, быстро, медленно, громко.

Из второго сундука достаю задание.

  • Построить богатырскую заставу на пути у Змея Горыныча (детская продуктивная деятельность).

Дети строят из кубиков крепость. По окончанию стройки прошу рассказать о постройке.

Подходим к третьему сундуку

Ну вот можно добраться и до третьего сундука (дети достают «яйцо» и протыкают его иголкой.

Читаю отрывок из былины:

«Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю Русскую.

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается

И века простоит – не шелохнется!

А сильные, могучие

Богатыри на славной Руси!»

(Ломаю иглу.)

Так уж повелось на Руси: народ русский не только умеет землю от врага защищать и трудится на славу, но и отдыхать – веселиться, любить, песни петь да в игры играть.

Игра русская народная «Жмурки»

Ну вот мы и не заметили с вами, как солнышко красное закатилось, пора возвращаться (дети уходят через страницу «Волшебной книги истории»).

Славится русский народ гостеприимством и угощением знатным.

Тары – бары, растабары

Выпьем ай из самовара

С сушками, ватрушками

И блинами русскими.

(Подаю поднос детям с сушками, ватрушками, конфетами.)

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...