Информационный проект совместно со взрослыми «Путешествие по памятным местам гуситского движения». С помощью дополнительной


Гуситское движение объединило в себе крестьян, горожан и панов Чехии. Оно позволило дать отпор немецкому засилью и дало возможность долгое время развиваться независимо от других государств. Как оно началось? На каких условиях было закончено? Что от него получили помещики, а что крестьяне? Об этом можно узнать из статьи.

Обострение социальных противоречий

В середине пятнадцатого века в Чехии произошел политический подъем. Связан он был с экономическими успехами. Чехи славились своими серебряными рудниками, сукноделием, полотняной промышленностью, виноградарством, разведением льна, хмеля и прочих культур. Страна считалась одной из богатейших в Европе.

В пятнадцатом веке в Чехии развилась международная торговля. Товарно-денежное хозяйство захватило даже деревню. Все это привело к разложению устоявшихся феодальных форм хозяйства. В чешском обществе появились социальные противоречия.

Очень тяжелым становилось положение крестьян. Они страдали от крепостничества, ростовщичества, кабальной аренды, обезземеленья. Обострялись противоречия и в городах. Немцы захватили в свои руки ведущие отрасли промышленности, торговлю и самоуправление. Изменить ситуацию должно было гуситское движение.

Обострение в религиозной сфере

Католическая церковь также эксплуатировало и угнетало представителей народных масс. Во время Столетней войны папство увеличило поборы в Германии, Чехии, Венгрии, Польше.

Чешское государства должно было платить церкви всевозможные налоги. Страна наводнилась индульгенциями - документами, которые отпускали грехи своим покупателям.

Причины гуситского движения в Чехии связаны с экономическим, национальным и религиозным угнетением. Крестьяне, горожане, часть рыцарства направили свою злость на феодалов, немцев, католическую церковь.

Выступления Гуса

Национальные и религиозно-реформаторские настроения в чешском обществе выражал Ян Гус. Он был не только священником, но и профессором университета.

Известно, что он был родом из крестьянской семьи, появившись на свет в 1369 году в местечке Гусинец. Мыслитель был воспитанником Пражского университета, в котором позднее стал профессором и ректором.

История гуситского движения связана со взглядами Гуса, которые формировались под влиянием его современника - английского реформатора Викфела. Чешский священник выступал против существования индульгенций, растущей платы за проведение обрядов, наличия у церковников большого количества земель. Ему была чужда распущенность нравов среди представителей высшего католического духовенства.

Гус настаивал на том, чтобы богослужения проводились на чешском языке. По его мнению, церковные земли должны были перейти на государственные нужды. Духовенство не должно было становиться привилегированным сословием, поэтому реформатор выступал за то, чтобы все причащались хлебом и вином.

«Правда победит!»

Касались убеждения Гуса и социальной сферы. Он не призывал к уничтожению феодального уклада, но требовал от панов смягчения порядков. Например, он был против того, что землевладельцы забирают имущество умершего крестьянина.

Проповеди священника были понятны всем простым людям не только потому, что велись на чешском языке. Они состояли из множества примеров из обычной жизни населения. Любимыми словами реформатора были: «Правда победит!».

Сожжение Гуса

Деятельность священника не могла пройти мимо других церковников. Сначала против Гуса стал пражский архиепископ, а следом и папство. Гусу запретили проводить богослужения. Также его лишили возможности преподавать в университете, а в 1412 году ему пришлось покинуть Прагу. Опальный священник отстранился от общественной жизни, поселившись в деревне.

В 1414 году Гус был вызван на Констанцкий собор. Суд обвинял его в ереси. Правитель Сигизмунд наделил реформатора специальной грамотой, которая должна была обеспечить его владельцу неприкосновенность. Гус планировал отстоять перед собором правоту собственного учения.

Когда священник появился в Констанце, его арестовали. Он не смог выступить перед собором. Епископы сразу же приговорили его к сожжению как еретика. Сигизмунд же отказался от предоставления обещанной защиты.

В 1415 году приговор был исполнен. 6 июля на площади Констанца Гуса сожгли на костре. С этого началось массовое гуситское движение в Чехии. Горожане и крестьяне считали сожженного страдальцем и мучеником. Даже моравские паны составили письменный протест из-за казни священника.

Гуситское движение в Праге

По всей Чехии начался массовый отход от католицизма. Создавались так называемые «еретические общины», которые призывали к реализации идей Гуса. Они настаивали на реформировании церкви и общества.

Против гуситского движения в Чехии начались правительственные репрессии. Они привели к восстанию в Праге 1419 года.

Возглавил городские массы священник Ян Желивский. В результате восстания свою власть потерял король Вацлав. Правитель бежал из столицы и через несколько месяцев умер. На престол должен был взойти император Сигизмунд, но все помнили его недостойное поведение в деле с Гусом. Против него выступили все слои населения.

В деревне же начались массовые выступления против церковных и немецких землевладельцев. В истории их называют гуситскими войнами. Они были разнообразными по своим требованиям. Выделяются два наиболее ярких течения.

Чашники

Одними из участников гуситского движения были так называемые чашники. Они включали в себя представителей панства, горожан и крупного рыцарства. Их позиции можно отнести к умеренным, а свое название партия получила от одного из лозунгов - причащение хлебом и вином. В то время католическая церковь делила прихожан на тех, кому во время таинства давали хлеб и вино и тех, кто получал хлеб и воду. Подобное неравенство в храме божием не нравилось большинству людей.

Чашники не стремились уничтожить монархию, они требовали создания в стране собственной церкви. Богослужение в ней должно было вестись на родном языке, а не на латыни. Также они желали провести секуляризацию церковного имущества.

В качестве правителя они выбрали принца Сигизмунда, а позднее богатого пана Юрия. Опасаясь того, что в Праге растет оппозиционное движение, они в 1422 году обманом заманили Яна Желивского, который возглавлял плебеев, в ратушу. Там его арестовали, тут же приговорили к смерти и выполнили свое решение.

Табориты

Более радикально настроена была партия таборитов. В нее входили разорившиеся рыцари, крестьяне, бедные ремесленники. Название пошло от военного лагеря протестующих - Табора. Для них цели гуситского движения сводились к более широким требованиям:

  • причащение хлебом и вином;
  • создание свободных церковных общин;
  • полная свобода проповеди;
  • создание республики, ихними словами «государства без короля»;
  • отмена крепостничества.

Для достижения поставленных целей табориты вынуждены были вступить в открытый конфликт не только с императором Сигизмундом, немецкими феодалами, католической церковью, но и с крупнейшим панством.

Возглавлял таборитов Ян Жижка. Когда в 1424 году его не стало из-за моровой язвы, полномочия принял Прокоп Великий вместе со своим помощником Прокопом Малым.

Крайние табориты

Наиболее радикально настроенными были пикарты, которые были выходцами из таборитов. Они выступали за уничтожение государства, достижения полного равенства. Их учение о боге сводилось к тому, что он живет внутри человека, подобно разуму и совести.

Возглавлял пикартов Мартин Гуска. Жижка не поддерживал подобных идей и в 1421 году расстался с крайними таборитами.

Основные этапы борьбы

В первое время чашники и табориты совместно боролись против немецких феодалов и их императора. Ян Жижка создал постоянное войско, которое состояло из крестьян (пехотинцы) и небольшого числа рыцарей.

Народная армия отличалась высокой дисциплиной, подвижностью, могла быстро создать вокруг себя укрепленный лагерь. Неприятельская конница была не способна атаковать Табор.

Гуситы нанесли немецким рыцарям несколько сокрушительных ударов. Император Сигизмунд вместе с папой предпринял пять крестовых походов против отступников. Все они оказались неудачными. Чешский сейм в 1421 году лишил немецкого правителя чешского престола.

Наиболее успешные победы гуситов:

  • битва у Витковой горы - прошла в 1420 году, крестоносцы были разгромлены войсками Жижки, так появилось памятное место гуситского движения - Жижкова гора;
  • битва под Немецким бродом - произошла в 1422 году, касалась второго крестового похода;
  • битва под горой Малишовом - состоялась в 1424 году, Жижка уже был слеп, но прекрасно справился с последним сражением, гуситы овладели центром немецкой колонизации в стране - горой Кутенберг;
  • битва у горы Усть-Лабы - прошла в 1426 году, войско возглавил Прокоп Великий, гуситы уничтожили около пятнадцати тысяч немецких рыцарей;
  • событие под горой Теховом - произошло в 1427 году, крестоносцы пустились в бегство еще до встречи с гуситами.

Немецкие рыцари боялись даже стука военных телег таборитов. Гуситское войско в 1430 году вторглось в Саксонию. Но папа и Сигизмунд придумали новый план. Они решили совершить пятый крестовый поход. Только теперь он заключался не в лобовой атаке, а в расколе гуситов. Немцы решили договориться с чашниками, которые также не хотели распространения революции.

Чашникам предложили провести частичную секуляризацию церковных земель, произвести религиозно-обрядовые преобразования. Паны и пражские мещане согласились.

Пражские компактаты

Между чашниками и немецким императором с папой в 1433 году было составлено компромиссное решение. Оно получило название Пражские компактаты. По договору чашники прекратили борьбу против немецких феодалов и направили свои силы на подавление таборитов.

В 1434 году состоялся бой под Липанами. Совместные войска чашников и немецких рыцарей разгромили гуситов. Однако табориты сражались еще несколько десятилетий. Их город Табор просуществовал до 1452 года, пока не был взят и разрушен чашниками.

Чехи признали своим королем немецкого Сигизмунда. Однако в 1437 году он умер, а новый малолетний правитель не интересовался делами провинции. Власть была у панов. Около ста лет Чехия было независима от Германии. Изменилось положение в результате Тридцатилетней войны. Но это уже история семнадцатого века.

Каковы же были итоги гуситского движения?

Значение

Гуситы потерпели поражение, однако их движение имело огромное значение в развитии Чехии. В нем переплелось воедино крупнейшее крестьянское движение, национальное выступление против немецкого господства и ранняя церковная реформация.

Значение гуситского движения:

  • был дан отпор засилью немцев в стране;
  • произошел подъем чешской культуры;
  • были созданы всевозможные памфлеты, сатирические произведения, военно-революционные гимны;
  • составлялись исторические хроники;
  • течение под названием «чешские братья» стали заниматься образованием среди народа.

Ян Гус создал чешскую грамматику и орфографию родного языка. Ею и сегодня пользуются в Чехии.

Отрицательно конец гуситского движения сказался на положении крестьян. Чешские паны не только не ликвидировали феодально-крепостническую систему. Наоборот, они провели через сейм законы, которые запрещали крестьянам выходить из поместья без разрешения пана. За неповиновение беглецов ждали самые суровые наказания.

Пострадали от решения панов и горожане. По решению сейма 1497 года высшие государственные должности в стране должны были доставаться только представителям дворянского сословия.

Мы разобрали гуситское движение и его влияние на политическую и религиозную жизнь средневековой Чехии.

ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ - широкое религиозное и общественно-политическое движение в Чехии в 1400-1485 годах, имевшее революционный характер.

На-зы-ва-ет-ся по име-ни идео-ло-га чешской Ре-фор-ма-ции Я. Гу-са . Воз-ник-ло вслед-ст-вие обо-ст-ре-ния со-ци-аль-ных, по-ли-тических и меж-на-цио-наль-ных про-ти-во-ре-чий. Про-хо-ди-ло под ло-зун-га-ми ре-фор-мы Церк-ви, хо-тя сте-пень и глу-би-на этой ре-фор-мы по-ни-ма-лись уча-ст-ни-ка-ми дви-же-ния по-раз-но-му. По-ли-тической це-лью Гуситского движения бы-ло свер-же-ние в Че-хии вла-сти немецкой оли-гар-хии - свет-ских, ду-хов-ных фео-да-лов и городского пат-ри-циа-та. В Гуситском движении уча-ст-во-ва-ли все слои чешского об-ще-ст-ва: кре-сть-ян-ст-во, го-ро-жа-не, дво-рян-ст-во, часть ду-хо-вен-ст-ва. Главными идео-ло-га-ми дви-же-ния яв-ля-лись ма-ги-ст-ры Праж-ско-го университета. На раз-ных эта-пах раз-ви-тия Гуситского движения ли-ди-рую-щая роль в нём при-над-ле-жа-ла различным со-ци-аль-ным сло-ям и груп-пам, вы-сту-пав-шим под соб-ст-вен-ны-ми ло-зун-га-ми и пре-сле-до-вав-шим свои це-ли.

Обыч-но вы-де-ля-ют несколько эта-пов раз-ви-тия Гуситского движения, ко-то-рое ино-гда пред-став-ля-ют как со-во-куп-ность не-сколь-ких дви-же-ний, объ-еди-нён-ных по вре-ме-ни, но раз-лич-ных по со-дер-жа-нию.

1-й этап Гуситского движения да-ти-ру-ет-ся при-бли-зи-тель-но 1400-1419 годами. Главным тре-бо-ва-ни-ем в этот пе-ри-од бы-ла ре-фор-ма ка-то-лической церк-ви . Уча-ст-ни-ки дви-же-ния кри-ти-ко-ва-ли её по-ро-ки (без-нрав-ст-вен-ность, тя-гу к рос-ко-ши, си-мо-нию и т. д.), вы-дви-га-ли тре-бо-ва-ния се-ку-ля-ри-за-ции цер-ков-ной соб-ст-вен-но-сти (в Че-хии ка-то-лическая цер-ковь вла-де-ла 1/3 всех зе-мель) и ли-к-ви-да-ции при-ви-ле-гий ду-хо-вен-ст-ва. Ма-ги-ст-ры Праж-ско-го университета, пре-ж-де все-го Я. Гус, вы-сту-па-ли с про-по-ве-дя-ми, уст-раи-ва-ли дис-пу-ты, пуб-ли-ко-ва-ли трак-та-ты и те-зи-сы ан-ти-цер-ков-но-го со-дер-жа-ния. Гус за-яв-лял, в ча-ст-но-сти, что су-ще-ст-вую-щая Цер-ковь при-шла в про-ти-во-ре-чие с уче-ни-ем о ней, из-ло-жен-ным в Биб-лии, и при-зы-вал вер-нуть её в то со-стоя-ние, в ко-то-ром она на-хо-ди-лась на на-чаль-ном эта-пе сво-его су-ще-ст-во-ва-ния. На-ря-ду с Гу-сом тре-бо-ва-ния ре-фор-мы Церк-ви и ли-ше-ния ду-хо-вен-ст-ва при-ви-ле-гий вы-дви-га-ли Ми-лич из Кро-мер-жи-жа, Мат-вей из Яно-ва и Ие-ро-ним Праж-ский. Их про-по-ве-ди по-лу-ча-ли ши-ро-кий от-клик у на-се-ле-ния Че-хии.

Сто-рон-ни-ки Я. Гу-са, под-дер-жи-вав-шие при-зыв к борь-бе с «пло-хой Цер-ко-вью», по-сте-пен-но раз-де-ли-лись на два ла-ге-ря. За-жи-точ-ные слои (бюр-гер-ст-во, дво-рян-ст-во , уни-вер-си-тет-ские ма-ги-ст-ры) об-ра-зо-ва-ли уме-рен-ное кры-ло Гуситского движения, ко-то-рое до-би-ва-лось се-ку-ля-ри-за-ции цер-ков-но-го иму-ще-ст-ва, вве-де-ния т. н. де-шё-вой Церк-ви, ли-ше-ния ду-хо-вен-ст-ва при-ви-ле-гий. Сво-ей це-лью они про-воз-гла-си-ли вве-де-ние об-ря-да при-ча-ще-ния ми-рян «под обо-и-ми ви-да-ми» (т. е. хле-бом и ви-ном из ча-ши), не-об-хо-ди-мость ко-то-ро-го бы-ла обос-но-ва-на Яко-убе-ком из Стршиб-ра и долж-на бы-ла под-чёр-ки-вать ра-вен-ст-во всех лю-дей пе-ред Бо-гом. Сим-во-лом это-го кры-ла Гуситского движения ста-ла ча-ша, а его пред-ста-ви-те-ли по-лу-чи-ли название ут-ра-к-ви-стов или по-до-бо-ев (в русской ли-те-ра-ту-ре - чаш-ни-ков). Их про-грам-ма, на-зы-вав-шая-ся «Че-ты-ре праж-ские ста-тьи», со-дер-жа-ла тре-бо-ва-ния к императору Си-гиз-мун-ду I: под-дер-жать вве-де-ние при-ча-ще-ния ми-рян из ча-ши и сво-бод-но-го бо-го-слу-же-ния, се-ку-ля-ри-за-цию цер-ков-но-го иму-ще-ст-ва, со-хра-не-ние ус-та-но-вив-ше-го-ся в го-ро-дах по-ряд-ка. Вы-пол-не-ние этих тре-бо-ва-ний ут-ра-к-ви-сты объ-яв-ля-ли ус-ло-ви-ем при-зна-ния Си-гиз-мун-да I чешским ко-ро-лём.

Кре-сть-я-не, городская бед-но-та, мел-ко-по-ме-ст-ное дво-рян-ст-во, ре-мес-лен-ни-ки, низ-шее ду-хо-вен-ст-во и ре-лигиозные фа-на-ти-ки об-ра-зо-ва-ли ра-ди-каль-ное кры-ло Гуситского движения. В во-про-се о ре-фор-ме Церк-ви они шли зна-чи-тель-но даль-ше ут-ра-к-ви-стов, вы-сту-па-ли за пол-ную ли-к-ви-да-цию су-ще-ст-вую-щих по-ряд-ков и ус-та-нов-ле-ние спра-вед-ли-во-го об-щественного строя. Это кры-ло гу-си-тов по-лу-чи-ло название та-бо-ри-тов (по их ук-ре-п-лён-но-му ла-ге-рю Та-бор). Та-бо-ри-ты соз-да-ли ком-му-ну, в ко-то-рой пы-та-лись жить по За-ко-ну Божь-е-му. Од-на-ко сре-ди них не бы-ло по-ли-тического и идео-ло-гического един-ст-ва. Край-нее те-че-ние та-бо-ри-тов, пи-кар-ты, про-по-ве-до-ва-ли хи-лиа-сти-че-ские идеи (смотри Хи-ли-азм), од-на-ко боль-шин-ст-во пред-ста-ви-те-лей ра-ди-каль-но-го кры-ла Гуситского движения эти идеи не раз-де-ля-ло.

В 1415 году Я. Гус, а в 1416 году Ие-ро-ним Праж-ский бы-ли каз-не-ны по ре-ше-нию Кон-станц-ско-го со-бо-ра ка-то-лической церк-ви как ере-ти-ки, не-смот-ря на ох-ран-ную гра-мо-ту, вы-дан-ную им Си-гиз-мун-дом I. Из-вес-тие об их каз-ни при-ве-ло к со-ци-аль-но-му взры-ву в Че-хии.

30.7.1419 года в Пра-ге на-ча-лось вос-ста-ние, ко-то-рое зна-ме-но-ва-ло на-ча-ло 2-го эта-па раз-ви-тия Гуситского движения, час-то име-нуе-мо-го в ли-те-ра-ту-ре гу-сит-ской ре-во-лю-ци-ей. На этом эта-пе ве-ду-щую роль в Гуситском движении иг-ра-ли ра-дикаль-ные кру-ги во гла-ве с Я. Же-лив-ским. Они за-хва-ти-ли власть в Пра-ге и ря-де других го-ро-дов Че-хии, на-ча-ли гро-мить ка-то-лические мо-на-сты-ри и церк-ви. Си-гиз-мунд I от-верг ус-ло-вия «Че-ты-рёх праж-ских ста-тей». Опи-ра-ясь на со-юз с па-пой Мар-ти-ном V, он объ-е-ди-нил про-тив-ни-ков гу-си-тов в Че-хии и за ру-бе-жом и по-пы-тал-ся по-да-вить Гуситское движение си-лой. В 1420-1431 годах про-тив гу-си-тов бы-ло ор-га-ни-зо-ва-но 5 кре-сто-вых по-хо-дов. В этот пе-ри-од встал во-прос не толь-ко о су-ще-ст-во-ва-нии Че-хии как го-су-дар-ст-ва, но и че-хов как на-ро-да. Че-хи бы-ли объ-яв-ле-ны ка-то-лической цер-ко-вью ере-ти-ка-ми, под-ле-жа-щи-ми ис-треб-ле-нию, а кре-сто-нос-цам обе-ща-но от-пу-ще-ние гре-хов и воз-на-гра-ж-де-ние иму-ще-ст-вом унич-то-жен-ных ими ере-ти-ков. Од-на-ко по-пыт-ки во-енного раз-гро-ма гу-си-тов за-кон-чи-лись про-ва-лом. 14.7.1420 года кре-сто-нос-цы бы-ли на-го-ло-ву раз-би-ты гу-си-та-ми под руководством Я. Жиж-ки и Про-ко-па Ве-ли-ко-го на Вит-ко-вой го-ре. 10.1.1422 года под Не-мец-ки-Бро-дом уча-ст-ни-ки 2-го кре-сто-во-го по-хо-да бы-ли раз-гром-ле-ны гу-сит-ским вой-ском под ко-мандованием Жиж-ки. 3-й кре-сто-вый по-ход за-вер-шил-ся осе-нью 1422 года бег-ст-вом кре-сто-нос-цев из-под Та-хо-ва. 16.6.1426 года вой-ска Си-гиз-мун-да I по-тер-пе-ли по-ра-же-ние при Ус-ти от чешской ар-мии, ко-то-рой ко-ман-до-вал Про-коп Ве-ли-кий. 4.8.1427 года у Та-хо-ва и 14.8.1431 года при До-маж-ли-це гу-си-ты раз-би-ли вой-ска, уча-ст-во-вав-шие со-от-вет-ст-вен-но в 4-м и 5-м кре-сто-вых по-хо-дах. Бо-рясь с внеш-ни-ми вра-га-ми, гу-си-ты пред-при-ня-ли ряд т. н. пре-крас-ных по-хо-дов за пре-де-лы Че-хии. В 1427-1428 годах они втор-га-лись в Си-ле-зию, в 1429-1430 годах в Сак-со-нию, Верх-нюю Фран-ко-нию и Ба-ва-рию, в 1433 году в Восточную Сло-ва-кию и по-пы-та-лись про-бить-ся к Бал-тий-ско-му мо-рю. Борь-ба гу-си-тов с втор-же-ния-ми кре-сто-нос-цев и их за-гра-нич-ные по-хо-ды по-лу-чи-ли название гу-сит-ских войн.

Внеш-няя уг-ро-за спо-соб-ст-во-ва-ла кон-со-ли-да-ции гу-си-тов. Од-на-ко по ме-ре её ос-лаб-ле-ния раз-но-гла-сия в Гуситском движении обо-ст-ри-лись, что при-ве-ло к воо-руж. столк-но-ве-ни-ям ме-ж-ду различными те-че-ния-ми гу-си-тов.

В хо-де гу-сит-ских войн про-изош-ла эво-лю-ция Гуситского движения. Та-бо-рит-ская урав-ни-тель-ная об-щи-на рас-па-лась, пи-кар-ты и их идео-лог М. Гус-ка бы-ли ис-треб-ле-ны уме-рен-ны-ми та-бо-ри-та-ми. Ли-ди-рую-щее по-ло-же-ние в Та-бо-ре за-ня-ли во-енные во-ж-ди и пред-ста-ви-те-ли ры-цар-ст-ва, взяв-шие на се-бя фор-ми-ро-ва-ние ар-мии, ко-то-рая на-нес-ла по-ра-же-ние кре-сто-нос-цам. В 1423 году в ре-зуль-та-те но-во-го раз-ме-же-ва-ния в ла-ге-ре та-бо-ри-тов от не-го от-де-ли-лось но-вое ра-ди-каль-ное кры-ло во гла-ве с Я. Жиж-кой, об-ра-зо-вав-шее свой во-енный и по-ли-тический центр (Ма-лый Та-бор) в Гра-дец-Кра-ло-ве.

Уме-рен-ные гу-си-ты в ре-зуль-та-те войн до-би-лись по-став-лен-ных це-лей: цер-ков-ные зем-ли бы-ли се-ку-ля-ри-зи-ро-ва-ны, из го-ро-дов из-гна-ны кон-ку-рен-ты - немецкие бюр-ге-ры. Цер-ковь Че-хии бы-ла ре-фор-ми-ро-ва-на в со-от-вет-ст-вии с гу-сит-ским уче-ни-ем. Это кры-ло Гуситского движения ста-ло скло-нять-ся к ком-про-мис-су с ка-то-лической Ев-ро-пой и к при-ми-ре-нию с Си-гиз-мун-дом I при ус-ло-вии при-зна-ния их основных тре-бо-ва-ний.

Та-бо-рит-ский ла-герь не счи-тал свои тре-бо-ва-ния вы-пол-нен-ны-ми, и хо-тя та-бо-ри-ты не бы-ли еди-ны-ми, их ар-мия про-дол-жа-ла ос-та-вать-ся но-си-те-лем ре-во-люционных тра-ди-ций и ме-ша-ла пра-во-му кры-лу Гуситского движения вос-поль-зо-вать-ся в пол-ной ме-ре пло-да-ми во-енных по-бед. Кро-ме то-го, про-дол-жи-тель-ные во-енные дей-ст-вия и бло-ка-да Че-хии ка-то-лическими го-су-дар-ст-ва-ми по-дор-ва-ли её эко-но-ми-ку и тор-гов-лю. В этой об-ста-нов-ке ут-ра-к-ви-сты всту-пи-ли в сго-вор с ка-то-ли-ка-ми и, объ-е-ди-нив-шись с ни-ми, 30.5.1434 года у деревни Ли-па-ны, близ Пра-ги, раз-гро-ми-ли ар-мию та-бо-ри-тов под ко-мандованием Про-ко-па Ве-ли-ко-го. Од-на-ко от-ря-ды та-бо-ри-тов, воз-глав-ляе-мые Я. Ро-га-чём из Ду-бы, про-дол-жа-ли ока-зы-вать со-про-тив-ле-ние до 1437 года, но и они бы-ли унич-то-же-ны, ко-гда па-ла их по-след-няя кре-пость Си-он. Тем са-мым за-вер-шил-ся ре-во-люционный этап Гуситского движения. Ре-шаю-щей си-лой ста-ли уме-рен-ные гу-си-ты, ко-то-рые вы-ра-бо-та-ли ус-ло-вия для при-зна-ния Си-гиз-мун-да I чешским ко-ро-лём. В это же вре-мя бы-ло дос-тиг-ну-то со-гла-ше-ние с ка-то-лической цер-ко-вью, ко-то-рая на Ба-зель-ском со-бо-ре в 1433 году при-зна-ла пра-во ми-рян на при-ча-ще-ние из ча-ши на тер-ри-то-рии Че-хии. 5.6.1436 года на съез-де в Йи-гла-ве бы-ли про-воз-гла-ше-ны Праж-ские ком-пак-та-ты, ко-то-рые гу-си-ты тол-ко-ва-ли как при-зна-ние всех про-изо-шед-ших из-ме-не-ний. В ию-ле 1436 года они бы-ли приз-на-ны Си-гиз-мун-дом I.

По-сле раз-гро-ма ра-ди-каль-но-го ла-ге-ря Гуситское движение всту-пи-ло в но-вый, 3-й этап сво-его раз-ви-тия - фа-зу со-гла-ше-ний с бывшими про-тив-ни-ка-ми и ре-ор-га-ни-за-ции об-ще-ст-ва. Этот про-цесс со-про-во-ж-дал-ся по-ли-тической борь-бой в ут-ра-к-ви-ст-ском и ка-то-лическом ла-ге-рях. По-бе-ду в ней одер-жа-ли ут-ра-к-ви-сты, из-брав-шие в 1458 году ко-ро-лём Йир-жи из По-деб-рад. При нём ук-ре-пи-лось по-ло-же-ние гу-сит-ской церк-ви, по-ли-тическая власть ут-ра-к-ви-стов, ста-ли вос-ста-нав-ли-вать-ся ме-ж-ду-народные кон-так-ты Че-хии. Од-на-ко внутренняя ста-биль-ность в стра-не на-ру-ша-ла по-ли-ти-ка римской ку-рии и стрем-ле-ние ка-то-лического ду-хо-вен-ст-ва вер-нуть се-бе преж-ние по-зи-ции. На-ча-лась вой-на ме-ж-ду чешским ко-ро-лём и его про-тив-ни-ка-ми - сою-зом ка-то-лического ду-хо-вен-ст-ва, под-дер-жан-но-го па-пой Рим-ским, и венгерским ко-ро-лём Мат-ве-ем Кор-ви-ном. В 1471 году Йир-жи из По-деб-рад умер. На чешский пре-стол ут-ра-к-ви-ст-ски-ми со-сло-вия-ми был из-бран Вла-ди-слав II Ягел-лон-чик, ка-то-лик, сын польского ко-ро-ля Ка-зи-ми-ра IV Ягел-лон-чи-ка, на ус-ло-ви-ях, мак-си-маль-но ог-ра-ни-чи-вав-ших ко-ро-лев-скую власть. По-ли-тическое управ-ле-ние со-сре-до-то-чи-лось в ру-ках со-слов-ной об-щи-ны из пред-ста-ви-те-лей дво-рян-ст-ва и ко-ро-лев-ских го-ро-дов. Вла-ди-слав II под-дер-жи-вал ка-то-ли-ков, что ста-ло при-чи-ной вос-ста-ния праж-ских ут-ра-к-ви-стов в 1483 году. Оно по-ка-за-ло, что ка-то-лическое мень-шин-ст-во не мо-жет вос-ста-но-вить до-гу-сит-ские по-ряд-ки. Ме-ж-ду кон-фес-сио-наль-ны-ми фрак-ция-ми в 1485 году был за-клю-чён Кут-но-гор-ский ре-лигиозный мир, ус-та-но-вив-ший рав-но-пра-вие ка-то-лической и ут-ра-к-ви-ст-ской церк-вей и в их рам-ках - сво-бо-ду ве-ро-ис-по-ве-да-ния для всех сло-ёв чешского об-ще-ст-ва. Это со-бы-тие за-вер-ши-ло гу-сит-ский пе-ри-од чешской ис-то-рии.

Гуситское движение - од-но из важ-ней-ших со-бы-тий ев-ропейской ис-то-рии XV века. Оно но-си-ло об-ще-на-род-ный, ре-во-люционный ха-рак-тер, име-ло чёт-ко сфор-му-ли-ро-ван-ную идео-ло-гию и пре-сле-до-ва-ло цель до-бить-ся ре-фор-мы Церк-ви. Гу-си-там пер-вы-ми в Ев-ро-пе уда-лось по-дор-вать ге-ге-мо-нию цер-ков-ной идео-ло-гии и ос-ла-бить вла-ст-ные и иму-ще-ст-вен-ные по-зи-ции ка-то-лической церк-ви. Гу-сит-ские бо-го-сло-вы про-воз-гла-ша-ли не толь-ко ра-вен-ст-во всех пе-ред Бо-гом, но и сво-бо-ду мыс-ли и лич-но-сти. Гу-сит-ские пол-ко-вод-цы соз-да-ли но-вый тип ар-мии, но-вое ору-жие и но-вую во-енную так-ти-ку, что обес-пе-чи-ва-ло им не-по-бе-ди-мость и ис-поль-зо-ва-лось в ев-ропейских ар-ми-ях позд-ней-ших сто-ле-тий. Гуситское движение спо-соб-ст-во-ва-ло фор-ми-ро-ва-нию чешского национального соз-на-ния, со-хра-не-нию чешской национальной куль-ту-ры. С на-ча-лом Ре-фор-ма-ции в Ев-ро-пе в начале XVI века, про-воз-ве-ст-ни-ка-ми ко-то-рой вы-сту-пи-ли гу-си-ты, ут-ра-к-ви-сты сли-лись с лю-те-ра-на-ми.

1) Заполните контурную карту "Гуситские войны"

1.Закрасьте территорию Чехии в начале XIV века.

2.Обозначьте: а) границы Чешского королевства в начале XV века; б) границу Священной Римской империи.

3.Подпишите названия: Чехия, Моравия, Силезия, Польша, Тевтонский орден, Венгрия, Священная Римская империя, Прага, Табор, Липаны.

4.Обведите цветными кружками основные центры гуситского движения.

5.Покажите стрелками: а) Крестовые походы против гуситов; б) походы таборитов во главе с Яном Жижкой на помощь Праге в 1420 году; в) основные направления зарубежных походов таборитов;

6.Обозначьте места важнейших битв и подпишите их даты.

2) Заполните таблицу "Сторонники Яна Гуса".

  • Линии сравнения

    Сторонники - гуситы

    умеренные

    табориты

    1. Состав участников

    Зажиточные горожане и дворяне

    Крестьяне, основная масса горожан, бедное дворянство

    2. Требования

    Реформирование церковной службы, отмена церковных привилегий и упразднение землевладений церкви

    Реформирование церкви; уничтожение частной собственности; отмена повинностей, налогов и крепостной системы.

    3. Средства борьбы


    4. Итоги борьбы

    Рыцарская кавалерия и пехота с типичным вооружением

    Поражение. Многие крестьяне вернулись к феодалам. Перестали платить десятину

    Рыцарская кавалерия, пехота, вооруженная цепами, косами, пиками, топорами. Пушки небольшие

    Завладели церковными владениями, утвердилась гуситская церковь

3) Почему папа римский объявил Крестовые походы против гуситов?

    Ответ: Католическая церковь не хотела терять свои богатсва в Чехии. Папа Римский и императоры предприняли против гуситов 5 походов, но все они закончились поражением.

первоначально нанесем на карту основные места

В начале XV века небольшая церковь на одной из улиц Праги привлекала многих людей. Сюда приходили горожане, крестьяне и рыцари послушать пламенные проповеди профессора Пражского университета Яна Гуса (1371-1415). Ян Гус беспощадно обличал духовенство за то, что оно отступает от провозглашенной в Евангелии бедности. Он возмущался торговлей церковными должностями в Риме, продажей индульгенций в Чехии и называл папу главным мошенником. «Даже последний грошик, который прячет бедная старушка, и тот умеет вытянуть недостойный священнослужитель. Как же не сказать после этого, что он хитрее и злее вора?» - говорил Гус.

В 1419 году произошло восстание в Праге. Горожане-чехи ворвались в ратушу, выбросили из окна ненавистных правителей города. Из других городов стали изгонять немецких богачей. Восставшие громили монастыри, убивали или изгоняли служителей церкви. Паны (чешские феодалы) захватывали церковные земли.

Начало вооруженной борьбы. Гуситы. Табориты собирались на горе Табор на юге Чехии (отсюда их название). Здесь они заложили город, обнесли его мощными стенами и назвали, как и гору, Табором. Люди, приходившие в Табор, опускали свои деньги в особые бочки на улицах. Эти средства шли на вооружение восставших и помощь беднякам. В Таборе все считались равными и называли друг друга братьями и сестрами.

Крестовые походы против гуситов. Ожесточенная битва завязалась на холме у восточных ворот - Витковой горе, где небольшой отряд таборитов стойко отбивал атаки рыцарской конницы. В решающий момент в тыл рыцарям ударил отряд горожан. Крестоносцы в смятении бежали от стен Праги. Папа и император предприняли против гуситов еще четыре похода, которые закончились так же бесславно

Чехия устала от многолетних войн, была разорена вражескими нашествиями и внутренней борьбой. Первыми сдались умеренные. Разуверившись в успехе Крестовых походов, папа и император вступили в переговоры с умеренными. И когда пала признал новые церковные порядки в Чехии, умеренные образовали большое войско для борьбы с таборитами. В 1434 году у городка Липаны, к востоку от Праги, умеренные напали на таборитов и путем хитрых маневров разгромили их. После поражения у Липан лишь отдельные отряды таборитов продолжали военные действия, пока окончательно не были рассеяны.

Значение гуситского движения. Чешский народ в течение 15 лет (с 1419 по 1434 г.) героически боролся против католической церкви и полчищ крестоносцев. В результате на два столетия среди части чешского народа утвердилась гуситская церковь; другая часть населения осталась католической. Католическая церковь так и не смогла полностью вернуть в Чехии утраченные земли и восстановить разрушенные монастыри. Крестьяне перестали платить десятину. В годы гуситских войн большую роль в управлении страной играл сейм - собрание представителей сословий. Сейм сохранился и в даль­нейшем. Как и в других странах, в Чехии утвердилась сословная монархия. Святой Вацлав – покровитель Чехии

Выбор редакции
«Максим Горький - волжский Буревестник» Руководитель: Рондарь Ирина Николаевна, город Волгоград ГАПОУ «Волгоградский техникум...

Гуситское движение объединило в себе крестьян, горожан и панов Чехии. Оно позволило дать отпор немецкому засилью и дало возможность...

В сентябре этого года исполнилось 90 лет со дня такого «эпохального» события, как принятие Великим Князем Кириллом Владимировичем титула...

Самая сильная молитва о здоровье детей — это молитва та, которая исходит из самой глубины материнского сердца. Почему именно...
Простейшими органическими соединениями являются углеводороды , состоящие из углерода и водорода. В зависимости от характера химических...
Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса. Тема урока: Цели: Знать: знаки химических элементов, их названия и...
В качестве иллюстрации - сохранившиеся фотографии группы Дятлова в этом, последнем маршруте. Галерея Тайн и Загадок. СТРАНА ТАИНСТВЕННЫХ...
Щека является неотъемлемой частью лица каждого из нас. Когда человек оказывается во власти Морфея, он видит во сне то, что больше всего...
Бревно у всех народов символизирует пенис. Поэтому почти все пословицы и поговорки, в которых фигурирует бревно надо понимать надлежащим...