Архитектура русского классицизма второй половины XVIII века. Архитектура второй половины XVIII века


(В. Баженов, М. Казаков, В. Старов).

Становление и развитие русского классицизма. Его эстетика. Особенности выражения в архитектуре. Подъем градостроительства.

Иван Егорович Старов (1745-1808). Обучение в Академии художеств, годы пенсионерства во Франции и Италии. Проблема Старов - Баженов. Ранний классицизм - стиль усадеб в Богородицке под Тулой, Никольском-Гагарине под Москвой (1773-1776/77), в Тайцах под Петербургом (1774-1780-е гг.). Строгий классицизм в творчестве Старова. Таврический дворец (1783-1789), дворец в Пелле под Петербургом (1785-1789). Градостроительная деятельность Старова (участие в планировке Екатеринослава). Василий Иванович Баженов (1737/38-1799). Обучение в Академии художеств. Пенсионерские пребывание во Франции и Италии. Баженов и французская школа зодчества. Проект Кремлевского дворца в Москве (1767-1773). Проблемы псевдоготики (Царицыно 1775-1785). Жилые дома П.Е. Пашкова (1784-1786) и И.И. Юшкова (1780-е гг.). Проблемы атрибуции произведений Баженова. Жанр архитектурной фантазии и вопрос о неосуществимости его замыслов. Баженов - теоретик архитектуры. Матвей Федорович Казаков (1738-1812) - глава московской архитектурной школы классицизма. Обучение у Д.В. Ухтомского. Первые работы в Твери. Общественные постройки - Сенат (Присутственные места) в Московском Кремле (1776-1787), зал Благородного собрания (середина 1780-х гг.), Голицынская больница (1796-1801). Культовое зодчество - церкви Филиппа Митрополита на Большой Мещанской (1777-1788) и Вознесения на Гороховом поле. Типология московского особняка. Дом И.И. Демидова ("Золотые комнаты") в Гороховском переулке (1789-1791) и дом И.И. Барышникова на Мясницкой (1797-1802). Ранний и строгий классицизм в творчестве архитектора. Особенности псевдоготических произведений - Петровский подъездной дворец (1775-1782). Баженов и Казаков.

Творчество О. Кипренского.

Расцвет русской художественной культуры первой трети XIX в. Идеи гуманизма, реалистические тенденции в русском искусстве. Расцвет академического классицизма, национальные особенности романтизма в России. Национально-патриотический подъем эпохи Отечественной войны 1812 года. Освободительное движение декабристов. О.Кипренский. Концепция личности и ее новизна. Отражение характера эпохи. Круг моделей. Романтизм как тема и метод. Типология и эволюция. Портретный рисунок. Произведения первого итальянского периода. Стилизаторские тенденции. Возвращение в Россию. Поздние произведения. Кипренский в глазах современников.

6. Творчество Б.Орловского .

Скульптура и синтез искусств в ампире. Жанры скульптуры. Классицизм и проблема романтизма в скульптурной пластике. Годы ученичество и раннее творчество. Поездка в Италию и работы этого периода. Памятники М.И.Кутузову и Барклаю де Толли. Значение творчества.

Творчество Карло Росси.

Архитектура первой четверти XIX века. Эстетические воззрения и теории. Доминанта градостроительной проблемы. Ампир в Петербурге: проблема исторического города. Синтез архитектуры и скульптуры. Ранний (до К.Росси) и поздний этапы стиля.Творчество К.И. Росси (1775-1849) и его крупнейшие архитектурные ансамбли в Петербурге. Апогей ампира. Видоизменение стиля. Источники и образцы. Роль скульптурной декорации.

Творчество К.Брюллова.

К.П. Брюллов (1799-1852) – великий русский художник. Ученические годы. Традиции академического классицизма и черты романтизма в творчестве Брюллова. «Последний день Помпеи» - выдающееся произведение русской исторической живописи. Портреты Брюллова, их правдивость, многогранность характеристик, мастерство исполнения. Парадные портреты. Работа над темами из русской истории.

Творчество А. Иванова.

Александр Иванов и его место в русском искусстве. Объем и характер его наследия. Отношение к академической школе. Ранние произведения. Соотношение библейской и античной тематики. Замысел и концепция картины “Явление Мессии”. Знакомство с Н.В. Гоголем. Проблема творческого взаимодействия. Этюдный метод Иванова и его особенности. Проблема законченности. Выставка картины в Петербурге в 1858 году. Пейзажные этюды. Человек и природа. Поздний цикл “пейзажей с мальчиками”. Жанровые акварели. Эволюция стиля. Путь к “библейским эскизам”. Замысел и программа. Стиль.

Товарищество передвижных, художественных выставок. История создания, принципы объединения, основные этапы развития. Наиболее яркие представители (И.Крамской, П.Мясоедов, Максимов, В.Маковский и др.)

Общественное движение в 1860-70-х годах, его отражение в русской публицистике, литературе и искусстве. Н.Г.Чернышевский. Роль материалистической эстетики в развитии русского реализма второй половины XIX века.

Организация Товарищества передвижных художественных выставок. Первая выставка передвижников в 1871 году. Ее состав и цели. Огромное значение передвижных выставок. Соотношение жанров и изменение тематики в 70-е годы. И.Н. Крамской и В.В. Стасов – идеологи передвижничества.

И.Н. Крамской (1837-1887) как идейный вождь нового искусства. Роль Крамского как организатора и идейного вдохновителя художников. Художественное творчество Крамского. Его портретная живопись. Поиск образа, выражающего настроение эпохи. Крестьянская тема. Крамской и молодые художники (И.Е. Репин, Ф.И. Васильев, И.И. Шишкин). Эстетические взгляды Крамского. Крамской о проблеме образования молодых художников.

Крестьянский жанр.Г.Мясоедов, К.Савицкий, В.Максимов. В.Маковский и городской жанр. Проблема типического в изображении характеров и “обстоятельств”. Н.Ярошенко

Пейзажная живопись передвижников. Наиболее яркие представители (А.Саврасов, Ф.Васильев, И.Шишкин, А.Куинджи, И.Левитан и др.).

Русский пейзаж второй половины XIX века. Ее роль в общеевропейском процессе развитии жанра. Создание национального русского пейзажа. Многообразие и богатство русской природы в творчестве М.К. Клодта, А.П. Боголюбова, И.К. Айвазовского. А.Саврасов и И.Шишкин: две концепции национального пейзажа. Истоки, эволюция. Ф.Васильев, А.Куинджи: варианты преобразования романтической традиции.А.К. Саврасов (1830-1897). Поэтичность и глубина образов родной природы. «Грачи прилетели» и ее значение в развитии русского национального пейзажа.

Ф.А. Васильев (1850-1873). Эволюция творчества. Поэзия повседневности.

И.И. Шишкин (1832-1898). Глубокое знание природы. Творческий метод. Эволюция живописного мастерства.

А.И. Куинджи (1842-1910). Особенности творческого метода художника, романтическая приподнятость и декоративность. Куинджи – педагог.

Творчество И. Репина

И.Е. Репин (1844-1930). Жанровое и тематическое многообразие творчества. Роль Стасова и Крамского в формировании его творческих установок. Обучение в Академии художеств. Картина “Бурлаки”, ее место и значение в живописи 70-х годов. Парижские работы. “Историческая картина на современный сюжет”. Картина “Крестный ход в Курской губернии”. Этюды. “Не ждали” как завершение цикла картин, посвященных судьбе народника. История и современность в картинах на исторические сюжеты. Репин-портретист. “Заседание Государственного совета” и этюды к картине. Кризисные моменты в позднем творчестве. Ученики Репина.

Творчество В. Сурикова.

В.И. Суриков (1848-1916). Сюжет и тема: проблема художественного цикла. Историческое и современное. Соотношение с “хоровой картиной” передвижников. “Трилогия” 80-х годов и ее отношение к последующему этапу творчества. Впечатления заграничных путешествий и их отражение в творчестве Сурикова. Суриков-колорист. Акварельные работы. Портреты и пейзажи. Суриков в оценке современников.

Творчество В. Серова

В.А. Серов (1865-1911) – один из крупнейших мастеров эпохи. Ученические годы, И. Репин и П. Чистяков. Первые пленерные работы. Ранние портреты. Артистический портрет в творчестве Серова. Живописное новаторство и реализм. Поиск стиля на рубеже века. Концепция светского парадного портрета Творческий метод В. Серова. Галерея портретных образов 1905-1911 гг., острота психологической и социальной характеристики. Серов – график. Исторические композиции и пейзаж в творчестве художника. Проблема монументальности и декоративности. Педагогическая деятельность. Серов и «Мир искусства».

Утверждение классицизма в художественной культуре Петербурга

3.1 Особенности русского классицизма

Во второй половине XVIII века классицизм утверждается как господствующее направление художественной культуры Петербурга. Этому благоприятствовало его освоение русской литературой 40 - 50-е годы. Существенную роль в этом сыграла Академия художеств, основанная в 1757 году и находившаяся сначала в Москве, затем, через год, переведенная в Петербург. Классицизм становится ведущим направлением Академии художеств, как это было характерно и для европейских академий. Русский классицизм основан на тех же принципах, что и классицизм европейский. Но русский классицизм XVIII века имеет свои специфические черты. В нем отсутствует идея жесткого подчинения личности абсолютному государственному началу. В этом смысле русский классицизм ближе к самим истокам, к искусству античному (а в нем к греческой античности). В своем развитии русский, петербургский классицизм проходит несколько этапов: ранний (1760-е - первая половина 1780-х годов), строгий (вторая половина 1780 - 1800 год) и поздний (1800 - 1830-е годы).

Новые принципы строительства Петербурга в эпоху Просвещения. Архитектура классицизма

4.1 Старый город

В начале царствования Екатерины II, пишет М. Пыляев, Петербург «все еще имел вид возникающего города. Улицы были нешироки, из них только три главные, примыкающие к Адмиралтейству, были вымощены камнем, другие выстланы были досками, дома в лучших улицах стояли тесно друг к другу, в других же местах, как на Васильевском острове, беднейшие деревянные лачужки перемешивались с большими кирпичными домами» (рис.1).

Город во второй половине XVIII века строился и развивался в соответствии с принципами, заложенными Петром, как регулярный город. В то же время новые тенденции развития города вели к необходимости радикального пересмотра сложившейся системы, поискам новых планировочных решений.

Ранний классицизм в архитектуре Петербурга (1760 -1780 гг)

Барокко еще напоминает о себе и во внешних формах классицистических зданий, и в декоративном убранстве интерьеров. Основоположником раннего петербургского классицизма стал французский архитектор Ж.-Б.-М. Валлен-Деламот. Наиболее значительное произведение, в создании которого он участвовал вместе с А.Ф. Кокориновым и Ю.М. Фельтеном, - здание Академии художеств (1764 - 1788) (рис.7). По данным последних исследований, ему принадлежал предварительный проект здания.

К шедеврам Валлен-Деламота можно отнести Малый Эрмитаж, пристроенный к Зимнему дворцу в 1764 - 1775 годах и Арку Новой Голландии (1765), через которую, как шутливо отмечают исследователи, «классицизм вошел в Петербург» (рис.8).

Валлен-Деламот перестроил в классическом стиле Гостиный двор на Невском проспекте, начатый еще Растрелли (1752 - 1761, завершено строительство в 1785 году).

Именно Валлен-Деламоту принадлежит проект работ по устройству главных набережных города (левый берег Невы), облицовка их камнем, сооружение спусков и пристаней.

Деламоту принадлежит еще одно интересное здание на Невском проспекте - католическая церковь Святой Екатерины, заложенная им в 1762 году и, завершенная А. Ринальди (освящена в 1786 году).

Крупнейшим представителем раннего классицизма был приехавший из Рима А. Ринальди (рис.9). В Петербурге он становится архитектором «малого» двора наследника великого князя Петра Федоровича (будущего императора Петра III). С 1762 года - придворный архитектор Екатерины II.

Творчество Ринальди находится на грани барокко и классицизма. Он стал единственным архитектором русского рококо - Китайский дворец (1762 - 1768) и Катальная горка (1762 - 1774) в Ораниенбауме. В тоже время он вместе с современными ему зодчими вырабатывает принципы нового архитектурного стиля - классицизма.

Лучшее его произведение в стиле классицизма - Мраморный дворец (1768 - 1785), названный так потому, что его нижний этаж облицован гранитом, а два верхних - олонецким мрамором (рис.10). Для дворца характерны цельность и масштабность, которые определены его архитектурно-пластическим решением.

Одновременно с Мраморным дворцом Ринальди строит Гатчинский дворец (1766 - 1781). В Гатчине в еще большей степени Ринальди выступает мастером переходной эпохи в зодчестве Петербурга второй половины XVIII века. Все более меняются понятия о прекрасном. Живописность, динамика, нарядность уступают место относительной камерности, удобству, большей целесообразности в расположении помещений.

Память о себе Ринальди оставил и в Царском Селе, где им воздвигнута Чесменская колонна, Кагульский обелиск, Орловские ворота (все памятники 1770-х годов). Завершающей работой Ринальди в России была Исаакиевская церковь, на месте разобранной в 1763 году церкви Маттарнови и Гербеля. Знаменателен барочный характер сооружения. Церковь простояла до начала работ Монферана (1818).

Одним из наиболее характерных зодчих раннего классицизма был Ю.М. Фельтен (рис.11). Его имя связывают с созданием совместно с П. Егоровым знаменитой ограды Летнего сада (1773 - 1777). В решетке Летнего сада сохранено сочетание черного металла и золоченых деталей, как и в типично барочной решетке Большого Царскосельского дворца Растрелли.

Но вместо ее изменчивого, прихотливого узора в ограде Летнего сада господствует строгая вертикаль: вертикально стоящие пики пересекают прямоугольные рамы, равномерно распределенные, массивные пилоны поддерживают эти рамы, подчеркивая своим ритмом ощущение величавости и покоя.

Среди наиболее крупных произведений Фельтена, которые являются типичными памятниками архитектуры раннего классицизма, можно назвать «здание в линию с Эрмитажем» (1775 - 1785) рядом с Малым Эрмитажем и Зубовский корпус, пристроенный в 1778 - 1784 годах к Екатерининскому дворцу в Царском селе.

Романтические настроения в творчестве Фельтена нашли отражение в таких его произведениях, как Чесменский путевой дворец (1774 - 1777)и Чесменская церковь (1777 - 1780), - единый ансамбль, сочетающий традиции русской и западноевропейской средневековой архитектуры.

Строгий классицизм в архитектуре Петербурга (1780 - 1790 гг.)

Примечательной строгостью стиля отличается творчество И. Е. Старова (рис.12). Оно оказало огромное влияние на развитие классицистической школы. Так, Таврический дворец стал образцом усадебного строительства. По всей России дворяне стремились построить у себя в поместьях маленькие «Таврические дворцы».

Таврический дворец (1783 - 1789) - одна из самых значительных построек И.Е. Старова (рис.13). План дворца внешне прост: главный корпус объединяет с боковыми флигелями галерея. Средняя часть дворца имеет шестиколонный дорический порядок, увенчанный фронтоном.

Над ним монументальный, торжественный купол спокойного рисунка. Дорический ордер украшает и боковые корпуса, обращенные внутрь парадного двора. Экстерьер прост и величественен, как бы скрывает роскошь и театральность интерьеров.

Многое в комплексе дворца изменило время. Архитектор Руска в александровское время изъял все оставшиеся детали роскошного архитектурно-декоративного убранства, из-за поднятия пола изменил гармонические пропорции ионических колонн, уничтожил ощущение сквозных перспектив.

Одним из главных принципов классицизма становится принцип гармонии архитектурной и природной среды. Наиболее полно он проявился в творчестве Чарлза Камерона (рис.14).

В 1779 году Камерон приехал в Россию и стал архитектором Екатерины II. Сразу же он получил заказ, который отвечал его интересам в архитектуре: Агатовы комнаты и Холодные бани в Царском селе (1780-1785).

Одновременно Камерон вел работы в селе Павловском, которое Павел отдал жене, Марии Федоровне. Он возводит ряд павильонов в парке: ротонду «Храм дружбы», поставленную в самой излучине реки Славянки; колоннаду Аполлона, Молочный домик, Павильон трех граций и т.д. Камерон принял участие в разбивке Павловского парка, подчеркнуто естественного (английского), только что входившего в моду и доведенного до совершенства декоратором Пьетро Гонзага.

В духе строгого классицизма решал Камерон Павловский дворец (1782 - 1786), квадратный в плане, с центральным круглым Итальянским залом, увенчанным плоским куполом, соединенным галереями с боковыми флигелями. Все вместе образует обширное пространство двора. Дворец представляет палладианский тип дворцовой постройки, в нем много чисто камероновской гармонии и теплоты.

80-е годы XVIII века - время расцвета творчества Джакомо Кваренги (1744 - 1817) (рис.15), одного из величайших архитекторов XVIII столетия. В 1779 году он приезжает по приглашению императрицы в Петербург и остается здесь до конца жизни. В столице Кваренги много строит. Трехчастной схеме здания, состоящего из центрального корпуса и двух флигелей, соединенных с ним галереями, Кваренги дает множество толкований. Центр композиции выделяется портиком.

Типичным для него является здание Академии наук (1783 - 1789). Фасады здания не декорированы, есть только строгие треугольные фронтончики над оконными проемами. Основной центр выделен восьмиколонным ионическим портиком. Принцип усадьбы (главный дом в глубине двора) применен Кваренги при строительстве Ассигнационного банка (1783 - 1789), с решеткой, ограждающей пространство по Садовой улице.

Придворный Эрмитажный театр, построенный Кваренги в 1783 - 1787 годах, стал одним из красивейших и лучших камерных театров мира. В нем мастер отступил от традиционных для XVIII века ярусов лож, расположив места амфитеатром по образу знаменитого театра Палладио в Виченце близ Венеции. Кваренги считал театр своим лучшим творением.

Самое поэтическое создание зодчего - Александровский дворец в Царском Селе (1792 - 1796), предназначенный Екатериной для любимого первого внука. Основной мотив дворца - мощная двойная колоннада коринфского ордера, соединяющая боковые крылья дворца. Чистой строгой архитектурой, без всякого пластического декора мастер достигает почти барочной живописности.

Последним выдающимся архитектором XVIII века был Винченцо Бренна (рис.16). В Россию он приехал по приглашению Павла I и был ведущим архитектором Петербурга в годы его правления. Много и плодотворно работал в Павловске и Гатчине. Он перестраивал и достраивал дворцы, переделывал и создавал их интерьеры, усовершенствовал парки, всему придавая военизированный, "бренновский" дух, столь близкий сердцу Павла Петровича.

Вершиной творчества архитектора стал Михайловский замок - своеобразный символ эпохи царствования Павла I и наиболее значительное ее архитектурное произведение. С первого же дня восшествия на престол Павел I решил осуществить проект строительства дворца-замка.

Император повелел воздвигнуть его на месте Летнего дворца, построенного в 1741 - 1745 годах архитектором Растрелли.

Император сам составил первый набросок плана Михайловского замка и не жалел средств на его сооружение. Уже в царствование Александра I была подсчитана сумма израсходованных на строительство дворца денег. Она составила астрономическую цифру в масштабах цен того времени 6 171 069 рублей (по первоначальной смете - 791 200 рублей). Это была самая дорогостоящая постройка XVIII века. Профессиональное решение проекта принадлежало архитекторам Баженову и Бренне. Процесс реализации проекта осуществлял В. Бренна, который отказался от многих предложений Баженова.

Михайловский замок (1797 - 1801) можно рассматривать как проявление в конце XVIII века романтизма в рамках строгого классицизма. В своем творчестве Бренна нередко обращался к наследию барокко. Так, если главный фасад Михайловского замка выдержан в духе строгого классицизма (развитый ризалит, центральный портик, колоннада), то противоположный фасад, выходящий на Мойку с его выступающими и западающими частями, несет в себе творчески переработанные черты барочной архитектуры.

Бренну можно назвать предвестником высокого классицизма, или русского ампира, получившего развитие в первой трети XIX века.

Бренна оставил после себя ученика - великого архитектора, главного выразителя идей петербургского ампира К. Росси. Творчество Бренны подводит черту под архитектурой Петербурга XVIII века и намечает пути новой градостроительной эпохи.

Русский классицизм в литературе, музыке, архитектуре

Русский классицизм в литературе

Классицизм стал ведущим направлением в русской литературе в XVIII веке и связан с именами а, А. Сумарокова, Д. Фонвизина. Для классицизма характерны следующие жанровые формы: ода, трагедия, поэма, комедия, стихотворная сатира, басня, элегия. Классицизм, как литературное направление, зародился в Италии в середине XVI века. В XVII веке он получил полное художественное выражение во Франции в творчестве Корнеля, Расина, Мольера, Лафонтена.

В целом, европейский классицизм неразрывно связан с эпохой абсолютизма. Своеобразие русского классицизма заключается в том, что он развивался в эпоху становления национальной государственности. Это серьезно отразилось на литературе, которая становилась важнейшим средством утверждения идей гражданственности.

Первым представителем русского классицизма в литературе считается Антиох Кантемир (1708-1744 гг.). Он стал основателем сатиры в России и предшественником а, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя. Защищая петровские преобразования, Кантемир выступал против реакционного дворянства и духовенства.

Еще одним представителем классицизма в русской литературе является (1703-1768 гг.). Он был первым русским профессором, закончил образование в Сорбонне. Тредиаковский писал поэмы, оды, трагедии, басни, элегии. Одной из главных его заслуг стала проведенная реформа стихосложения. М. В. Ломоносова (1711-1765 гг.) Белинский назвал "Петром Великим нашей литературы". Этот незаурядный человек проявил себя в различных областях научного знания. При этом Ломоносов был поэтом и филологом. Он завершил реформу стихосложения, положил начало формированию русского литературного языка и создал жанр русской оды.



А. П. Сумароков (1718-1777 гг.) ставил своей задачей воспитание дворянского сословия, утверждение в нем гражданских идеалов. Он писал, по большей части, трагедии. Перечисленные писатели относятся к первому периоду развития русского классицизма (30-50-е гг. XVIII века). Их творчество объединяет стремление разрешить общенациональные задачи: развитие просвещения и науки, создание литературы и национального языка.

Второй период развития классицизма в русской литературе приходится на конец XVIII века и связан с именами Д. И. Фонвизина, Г. Р. Державина, Я. Б. Княжнина и др. Д. И. Фонвизин (1745-1792 гг.) прославился двумя комедиями: "Бригадир" и "Недоросль". В своем творчестве он обратился к негативным сторонам русской жизни и подверг их острой критике. Крупнейшим представителем высокой поэзии был Г. Р. Державин (1743-1816 гг.). Он работал в самых разнообразных жанрах, но самыми известными стали его оды, соединяющие лирику с сатирой.

Я. Б. Княжнин (1742-1791 гг.) прославился своими комедиями и трагедией "Вадим Новгородский", в которой провозглашается героический образ гражданина. В целом для второго этапа характерны гражданские мотивы, приобретающие социальную окраску и критическое восприятие русской действительности. Третий этап в развитии русского классицизма в литературе занимает первую треть XIX века. Он связан с именами А. С. Шишкова, А. С. Ширинского-Шихматова, А. Н. Грузинцева. В этот период классицизм начинает вытесняться романтизмом. Тяжеловесные оды и трагедии выглядят устаревшими и не отвечающими требованиям времени.

Русский классицизм в архитектуре

В истории русской архитектуры к периоду классицизма относятся 1760-1820 гг. В этой области искусства очень отчетливо проявились такие признаки классицизма, как культ разума и идеального порядка и преклонение перед античными образцами. Классицизм в архитектуре стал закономерным этапом завершения эпохи петровских преобразований и отказа от пластической избыточности барокко.

В основе перехода к классицизму в архитектуре лежало государственное устройство Российской империи, в которой был провозглашен "просвещенный абсолютизм". Большое значение имели два государственных акта Екатерины II. Реформа административного устройства положила начало городскому самоуправлению. Это привело к появлению новых типов общественных зданий: судов, казначейств, дворянских и купеческих собраний и т. д.

Указ 1763 г. предусматривал подготовку "специальных планов" градостроительства. Хаотичная застройка городов сменялась четким планированием. Расцвет русской культуры привел к массовому строительству театров, музеев, библиотек. Характерной особенностью русской архитектуры было то, что заказчиком крупного строительства всегда выступало государство. На всех чертежах эпохи неизменно содержится надпись императора (императрицы): "Быть по сему". Строительство дворцов, усадеб, музеев часто осуществляется по личным заказам императорской семьи. Инициаторами строительства выдающихся памятников архитектуры также часто выступали богатые вельможи: Юсуповы, Голицыны, Шереметевы. Средние и мелкие помещики не могли воспользоваться услугами знаменитых архитекторов. Тем не менее, обустраивая свои усадьбы, они подражали общему стилю эпохи.

Купечество и промышленники в строительстве также склоняются к классицизму, благодаря провозглашенному им здравому смыслу и прямому расчету. Архитектура русского классицизма устанавливает новую систему ценностей. "Просвещенная монархия" отождествляется с достоинством и порядком. На один уровень с пышностью и великолепием поднимается "благородная простота". Успехи русской армии в конце XVIII - начале XIX вв. приводят к тому, что в архитектуре неизменно присутствуют военные сюжеты, призванные подчеркнуть значение воинской доблести.

Благодаря развитию образования в России пробуждается огромный интерес к античной истории. Искусство Древней Греции и Древнего Рима становится образцом для подражания, что неизбежно находит выражение в русской архитектуре. Античность вызывает восхищение как у закоренелых крепостников, так и у представителей образованного дворянства. В развитии архитектуры классицизма в России выделяются три периода: "ранний", "строгий" и "высокий" классицизм. Для раннего периода характерно сохранение влияние стиля барокко, которое неуклонно снижается. Этот период приходится на правление Екатерины II и связан с именами Ринальди, В. Баженова, Д. Кваренги, М. Казакова и др.

Первая треть XIX века - период "строгого" классицизма, который часто называют термином "ампир". Русская архитектура ориентируется на французские образцы. Она призвана всемерно подчеркнуть мощь Российской империи. Среди архитекторов этого периода выделяются К. Росси, А. Захаров, А. Воронихин и др. Вторая треть XIX века - "поздний" или "николаевский" классицизм, для которого характерны официальные или "казенные" постройки. Этот период представлен именами В. Беретти, А. Мельникова и др.

Русский классицизм в живописи

В XVIII веке характер русской живописи значительно изменился. В Средние века она полностью находилась под влиянием церкви. Художники были обязаны изображать только Бога и святых. В целом, господствовала иконопись. Век Просвещения освободил живописцев от этого и переключил внимание на человека. Большой популярностью начинает пользоваться портретная живопись.

В духе классицизма создаются т. н. парадные и аллегорические портреты. Для первых характерно изображение человека в гордой позе, отражающей его величие (портрет А. Б. Куракина, худ. В. Л. Боровиковский). На аллегорический портрете человек представал в образе античного божества или героя. Самый яркий пример - - законодательница", на которой императрица изображена в образе богини правосудия Фемиды.

Начатое Петром заимствование европейских достижений позволило русским художникам обратиться к новым жанрам (пейзаж, натюрморт) и освоить новые приемы: светотень, линейную и воздушную перспективу, масляную живопись. Самый заметный след классицизм оставил в русской исторической живописи. Художники брали сюжеты для картин из античной истории и мифологии, считающейся образцом для подражания.

Один из наиболее ярких примеров - картина А. П. Лосенко "Прощание Гектора с Андромахой". Сцена выбрана не случайно: Гектор предстает настоящим гражданином и патриотом, для которого на первом месте находится общественное благо. Одним из выдающихся художников эпохи классицизма был И. Н. Никитин (1690-1742 гг.), который первым обратился к портретной живописи. Самая известная работа мастера - портрет канцлера Г. И. Головкина. Ему же принадлежит знаменитая картина "Петр I на смертном одре".

(1716-1795 гг.) известен двумя парадными портретами Петра III. Основоположником русской исторической живописи считается А. П. Лосенко (1737-1773 гг.). Самые известные его полотна - "Владимир и Рогнеда" (за эту картину художник получил звание профессора Академии художеств) и "Прощание Гектора с Андромахой".

Русский классицизм в музыке

Русская музыка дольше, чем другие направления искусства, сохраняла зависимость от церкви. Церковная музыка до конца XVIII века оставалась единственной формой творчества русских композиторов. При этом иностранные музыканты, приезжающие в Россию, не обращали никакого внимания на сложившиеся национальные музыкальные традиции. Это привело к тому, что русская музыка "запоздала" в переходе к классицизму.

Во время формирования национальной композиторской школы (последняя треть XVIII века) классицизм уже начинает утрачивать свои позиции в искусстве. Поэтому в русской музыке классицизм не стал господствующим направлением, происходило смешение и взаимовлияние различных стилей. К самым известным русским композиторам этой эпохи относятся Д. С. Бортянский, В. А. Пашкевич, Е. И. Фомин, в творчестве которых заметны элементы классической образности.

"Орфей" Фомина стал уникальным произведением, в котором классицизм соединяется с предромантическими и сентименталистскими элементами. Музыка Бортянского содержит присущую классицизму стройность, законченность и уравновешенность формы. Но при этом классическая строгость органически сочетается с романтической страстностью и чувствительными тонами, родственными сентиментализму.

Русская музыка конца XVIII века в целом находилась на уровне "раннего" европейского классицизма. В это время в Европе уже господствовал симфонизм, как ведущий метод художественного обобщения в музыке. Русские композиторы еще только начинали осваивать этот метод. Главная особенность творчества русских композиторов второй половины XVIII века - сохранение национальных особенностей при активном восприятии европейских норм музыкального мышления.

Самым важным достижением этого периода стало формирование русской композиторской школы, проявившей себя в опере, в монументальной хоровой музыке и в камерных жанрах.

  • Вторжение классицизма в архитектуру ярко иллюстрирует неудача знаменитого архитектора Растрелли. В 1757 г. он спроектировал Гостиный двор в Петербурге в стиле барокко. Но строительство по требованию купцов было закончено в духе "более простого" (т. е. дешевого) классицизма по проекту Ж.-Б. Валлен-Деламота.
  • "Прорубленное" Петром I окно в Европу не смогло ограничить традиционный неограниченный характер царской власти.
  • Считающийся главным художником России И. Н. Никитин в 1732 г. был по доносу обвинен в "злоумышлениях" против Ф. Прокоповича. Вместе с братом он пять лет провел в Петропавловской крепости, а затем был сослан в Тобольск.
  • Один из выдающихся русских архитекторов классицизма В. И. Баженов за свои успехи был награжден командировкой за границу. Во Франции его талант оценили по достоинству: Людовик XV предложил Баженову стать архитектором французского двора. Зодчий отказался, объяснив это одной фразой: "Без родины не могу".

Вторая половина XVIII столетия – период расцвета абсолютной монархии в России, могущества русского дворянства. Но в расцвете абсолютистской системы были заложены и причины ее надвигающегося кризиса. Централизующей силе абсолютной монархии противостояли, с одной стороны, крестьянские движения (восстание Пугачева), с другой – вольнодумство («вольтерьянство») просвещенных дворян, их увлечение масонскими (Новиков) и тираноборческими (Радищев) идеями. Напряженному развитию русской общественной мысли и русской литературы этих лет (Сумароков, Фонвизин) соответствовал быстрый взлет русской художественной культуры второй половины XVIII в., формирование целого поколения мастеров, представленного крупными творческими индивидуальностями. Этот подъем обусловлен, несомненно, развитием национального искусства в предшествующий период, в овеянное высоким гражданственным идеалом петровское время, в годы елизаветинского правления, когда русское барокко столь блистательно проявило себя в грандиозных архитектурных ансамблях, в монументальной живописи и пластике.

Основание Академии художеств (1757), первого и отныне крупнейшего художественного центра, определило пути русского искусства на протяжении всей второй половины столетия. В течение многих десятилетий XVIII в. Академия, основанная инициативой И.И. Шувалова, куратора Московского университета, и при помощи М.В. Ломоносова, была единственным в России высшим художественным заведением. Академия взрастила высокопрофессиональных архитекторов, скульпторов, живописцев и графиков, решавших вaжнeйшиe художественные задачи русской жизни. Основой художественного образования было изучение великих мастеров прошлого, прежде всего античности. В соответствии с этими канонами окружающая действительность, природа должны быть «исправлены», «улучшены» под кистью художника. Вместе с тем в русской Академии работа над натурой (прежде всего рисование и лепка с натурщиков) занимала значительное место в системе обучения. В 1764 г. Академия принимает новый устав. Закладывается новое здание. При Академии открывается Воспитательное училище, куда принимают учиться с малолетнего возраста. На открытии этой «новой» Академии выступил поэт А.П. Сумароков, говоривший о воспитательной и просветительской миссии искусства и художников. М.В. Ломоносов, избранный почетным членом Академии художеств, выразил эту же мысль такими словами: «...благополучны вы, сыны Российские, что можете преуспевать в похвальном подвиге ревностного учения и представить перед очами просвещенные Европы проницательное остроумие, твердое рассуждение и ко всем искусствам особливую способность нашего народа...»

Ведущим направлением Академии становится классицизм, как это было характерно и для европейских академий. Его благородные идеалы, высокопатриотические, гражданственные идеи служения отечеству, его восхищение внутренней и внешней красотой человека, тяга к гармонии – все это питается философией просветительства, движения, возникшего в Англии и во Франции и ставшего скоро общеевропейским. Русские художники в этот период постигают опыт мировой художественной культуры. Пенсионерство, возрожденное Академией художеств, не было уже простым ученичеством, как это понималось в первой трети XVIII в., оно выглядело художественным сотрудничеством, принесшим русским мастерам быстрое европейское признание. В ином положении находятся теперь и иностранцы: это уже не мэтры-учителя, а мастера, чье место в художественной среде российского государства зависит прежде всего от их собственных дарований, от степени таланта.

Русский классицизм основан, конечно, на тех же принципах, что и классицизм европейский. Он привержен большим обобщениям, «общечеловеческому», стремится к гармонии, логике, упорядоченности. Идея Отечества, так же, как и руссоистская идея «естественного человека»,–основные в его программе. Высокогражданственное чувство сказалось и в архитектуре эпохи классицизма, и в монументальной скульптуре, в исторической живописи, и даже в таком как будто отдаленном от прямого выражения духа государственности жанре, каким был портрет. Но в русском классицизме отсутствует идея жесткого подчинения личности абсолютному государственному началу. В этом смысле русский классицизм ближе к самим истокам, к искусству античному, с его воплощением логического, разумного, естественности, простоты и верности природе как идеальных понятий, выдвигавшихся просветительской философией в качестве исходных критериев прекрасного. Античная и ренессансная система композиционных приемов и пластических форм пересматривалась русскими художниками применительно к национальным традициям, к русскому образу жизни.

Распространению классицистических идей во многом способствовала политическая ситуация первого десятилетия екатерининского времени, когда дворяне возлагали надежды на демократические преобразования общества и видели в Екатерине идеал «просвещенной монархини». В соответствии с идеями Просвещения, сопричастный судьбам родины гражданин по-настоящему счастлив, если живет в гармонии с природой, в союзе с которой он черпает свои нравственные силы. Русский классицизм овеян более теплым и задушевным чувством, менее официален, чем его европейский прототип. В своем развитии он проходит несколько этапов: ранний классицизм (60-е – первая половина 80-х годов), строгий, или зрелый (вторая половина 80-х – 90-е годы, вплоть до 1800 г.), и поздний, развивающийся до 30-х годов XIX в. включительно. Благодаря отсутствию суровой нормативности (общественные тенденции особенно ярко выражены в период раннего классицизма) параллельно ему развиваются иные стилевые направления. Так, ведет свое начало еще от эпохи рокайля псевдоготика; шинуазри («китайщина») и тюркери («туретчина») используют традиции Дальнего Востока и Передней Азии.

Уходящее рококо оказало определенное воздействие на формирующийся сентиментализм, который, в свою очередь, повлиял на романтизм XIX в. Но было бы глубоко ошибочным рассматривать историю искусства как простую смену одного стиля другим. В действительности этот процесс многообразен, а в русском XVIII в., как уже говорилось, он особенно сложен.

Рожденный на английской почве, сентиментализм в России имел самые тесные связи с предшествующим рококо, он углубил интерес к внутреннему миру человека, к «извивам» его души. Но вместе с тем он развивался в России в тесной связи с классицизмом, хотя и обладал собственной мировоззренческой природой. «Ампирные» портреты Боровиковского начала XIX в. с их культом семейственности, например, прямо перекликаются с сентименталистскими настроениями. «Сентиментальные» портреты Боровиковского 90-х годов в свою очередь близки во многом руссоистской идее «естественности», «естественного человека», характерной для программы классицизма. Взволнованность, как бы живое обращение к зрителю в образах позднего Левицкого или позднего Шубина, ощущение трагических предчувствий в баженовских постройках времени недолгого правления Павла I говорят о кризисе классицистического понимания гармонической личности, о существенных изменениях в эстетике, наступающих вместе с новым веком.

Наиболее полно классицизм выразил себя в архитектуре и монументально-декоративной пластике второй половины XVIII в. Крупнейшие мастера раннего классицизма А.Ф. Кокоринов (1726– 1772) и француз Ж.-Б. Валлен-Деламот (1729–1800) – авторы проекта здания Академии художеств в Петербурге (1764–1788), в котором учтено важное в градостроительном отношении местоположение здания на берегу Невы. В плане оно представляет собой почти квадрат, в который вписан круглый внутренний двор, а по углам –малые служебные. Цокольный и первый этажи являются неким рустованным пьедесталом, два верхних объединены общим ордером. Почти ничто уже не говорит об уходящем барокко, лишь средняя часть фасада с колоннами и статуями построена на игре выпуклых и вогнутых поверхностей. Все привычные для барокко элементы: филенки, тяги, наличники –строго упорядочены. Кокоринов стал первым профессором-руководителем архитектурного класса в Академии, здание которой он строил. Валлен-Деламоту принадлежит также здание Малого Эрмитажа (1764–1769) и фасады и арки лесных складов Адмиралтейства, так называемая «новая Голландия» (1765–1780), строительство которых было начато еще С. Чевакинским.

Важнейшей государственной задачей 60–80-х годов было оформление набережных основной водной артерии Петербурга – Невы. В связи с этим со стороны Невы была возведена ставшая потом столь знаменитой ограда Летнего сада (1771–1786), автором которой считаются Ю.М. Фельтен (1730–1801) и его помощник П. Егоров. В ней сохранено то же сочетание черного металла и золоченых деталей, как и в типично барочной ограде Большого Царскосельского дворца. Но вместо подвижного, изменчивого, свободного и прихотливого узора в решетке Летнего сада господствует вертикаль: вертикально стоящие пики пересекают прямоугольные рамы, равномерно распределенные массивные пилоны поддерживают эти рамы, подчеркивая своим ритмом общее ощущение величавости и покоя. Фельтену принадлежит также здание Старого Эрмитажа (1771–1787) и галерея-переход над Зимней канавкой (1783–1784). Как и многие современники, Фельтен занимался переделкой интерьеров Большого Петергофского дворца (Белая столовая, Тронный и Чесменский залы), сохранившихся в «фельтеновском варианте» до Великой Отечественной войны. Тронный зал при Фельтене был украшен знаменитым конным портретом Екатерины II кисти Эриксена. Аванзал украшали картины на темы знаменитой победы русского флота над турецким (отсюда название зала Чесменский). В честь Чесменского же сражения Фельтен построил в 7 верстах от Петербурга по дороге в Царское Село в местности, носящей финское название Кикерикексен («Лягушачье болото»), Чесменский дворец (1774–1777) и Чесменскую церковь (1777– 1780). Последняя – «готический» парафраз к устойчивому типу древнерусских храмов XVII в. под Москвой (в Уборах, Дубровицах, Филях). Исполненная в красном кирпиче с белокаменными деталями, церковь представляет собой в плане четырехлистник с полукружиями апсид по центру всех сторон.

Данью упоминавшемуся увлечению «китайщиной» является Китайский дворец в Ораниенбауме (г. Ломоносов) под Петербургом, построенный Антонио Ринальди (ок. 1710–1794; в России – с 50-х годов). Китайский дворец (1762–1768) –изысканное здание, интерьер которого отделан в формах, близких к рококо, и украшен в «китайском» духе, – «чудо XVIII века», как его называли «мирискусники», с замечательными росписями бр. Бароцци и Торелли Ст., с присланным Тьеполо плафоном. В рокайльном духе были исполнены и парковые увеселения в Ораниенбауме, вроде Катальной горки (1762–1774). В ансамбле рокайльных интерьеров огромную роль играет сочетание разных материалов, разнообразие фактур: живописные панно, лак, фарфор, стеклярус, вышивка, позолота, мрамор. Все это мы видим в Китайском дворце и Фарфоровом кабинете Катальной горки.

Несколько позже Ринальди строит в Петербурге Мраморный дворец (1768–1785), названный так потому, что нижний этаж его облицован гранитом, а два верхних, объединенных коринфскими пилястрами и полуколоннами,– цветным олонецким мрамором. В этот период архитектуре вообще свойственно использование естественного материала, тонкое понимание красоты разных пород камня. Мраморный дворец был подарен Екатериной графу Григорию Орлову, когда он уходил в отставку. С именем Орлова связана и работа Ринальди в Гатчине, где архитектор начал строить дворец (1766–1772), после смерти Орлова (1783) отданный императрицей наследнику, великому князю Павлу Петровичу. Уже при Павле дворец был перестроен В. Бренной, но тонкий, изысканный вкус Ринальди, его руку можно увидеть в интерьерах Колонного и Белого залов. Много работал Ринальди и в Царском Селе, где им воздвигнуты Катульский обелиск, Чесменская колонна, Орловские ворота (все – в 70-е годы).

По праву величайшим мастером русского классицизма, чьи работы способствовали признанию русского зодчества в Европе, художником необычайной фантазии, оказавшим огромное влияние на развитие не только практического зодчества, но и архитектурной теории, был Василий Иванович Баженов (1737/38–1799), и это при том, что большинство его проектов даже не было осуществлено. Он вырос в Московском Кремле, где его отец был псаломщиком одной из церквей, учился вместе с М.Ф. Казаковым в архитектурной команде Ухтомского, затем в гимназии при Московском университете. В 1756 г. был отправлен в Петербург в учение к Савве Чевакинскому. Окончив в 1760 г. Академию художеств (относительно которой по праву заявлял, что она «мною первым началась...»), Баженов поехал пенсионером во Францию и Италию. Живя за границей, он пользовался такой известностью, что был избран профессором Римской, членом Флорентийской и Болонской академий, а по возвращении в Россию в 1762 г. получил звание академика. Но на родине судьба его сложилась трагически. Дважды императрица сама прерывала осуществление его главнейших проектов: Кремлевского дворца (1767–1773) и дворцово-паркового ансамбля в Царицыне под Москвой (1775–1785). В этих работах Баженов дал совершенно новое по сравнению с серединой века толкование темы городского и загородного дворцов. Его проект Кремлевского Дворца подразумевал реконструкцию всего Кремля. Это был, по сути, проект нового центра Москвы. В него входили царский дворец (нижний ярус которого вместе с откосом холма образовывал мощный цоколь, а главный фасад выходил на Москву-реку), Коллегии, Арсенал, Театр, площадь, задуманная наподобие античного форума, с трибунами для народных собраний. Ансамбль Иоанновской площади со знаменитыми кремлевскими соборами и колокольней Ивана Великого естественно вливался, по идее архитектора, в новую планировку. Сам Кремль благодаря тому, что Баженов решил продолжить три улицы проездами на территорию дворца, органично соединялся с городскими ансамблями. Зодчий сумел использовать в архитектурном образе особенности данной местности, и грандиозные фасады в баженовском проекте то огибают кремлевские холмы, то возносятся на гигантских пьедесталах. Потрясает своей фантазией решение главного зала с целыми «рощами», как назвал их один исследователь, коринфских колонн. Феерия и грандиозность баженовских образов недаром напоминает величественные фантазии Пиранези.


Чесменская церковь

В 1773 г. состоялась торжественная закладка дворца, на которой Баженов произнес свою знаменитую речь, характеризующую его как передового художника-мыслителя, умеющего учиться у национальной, древнерусской архитектуры. Но уже в 1775 г. работы были прекращены. Екатерину не устраивало конструктивное решение в целом.

По сути, по той же причине императрица велела срыть ряд корпусов дворцово-паркового ансамбля Царицыно, а возведение нового дворца поручила Казакову. Но и этот дворец не был завершен.

Баженовский ансамбль в Царицыне составлял единое целое с окружающим корпуса парком. Называя свой преднамеренный уход от норм классики «готикой», Баженов подразумевал прежде всего древнерусские традиции, которые он глубоко и творчески сумел претворить в этом ансамбле. В зодчестве Древней Руси были заимствованы Баженовым строительные материалы – сочетание кирпичной постройки с белокаменными деталями. От баженовского замысла остались Фигурные ворота и Фигурный мост, Полуциркульный дворец, Оперный дом, Хлебный дом (кухня), восьмигранный Кавалерский корпус. Умению располагать здание в природной среде Баженов учился у древнерусских зодчих. Это прекрасно видно на примере дома П.Е. Пашкова (1784–1786, старое здание РГБ) в Москве, расположенного на откосе высокого холма, напротив Кремля, у впадения Неглинки в Москву-реку,–одного из самых красивых домов столицы и по сей день.

Баженов принимал участие в начальном варианте проектирования Михайловского (Инженерного) замка в Петербурге и двух павильонов около него, задуманных как пропилеи, ведущие на территорию замка (1798–1801). Дальнейшая разработка проекта и его осуществление принадлежатВ.Ф. Бренне. Баженов был одним из крупнейших деятелей русского просвещения, размах творчества его был огромен: замыслы реорганизации Академии художеств, организация картинной галереи, создание «Модельного дома» – основного проектного центра Москвы и центра русской теоретической мысли в архитектуре, «партикулярной Академии», как ее называл сам Баженов, участие в переводе Витрувия, обращение к древнерусскому наследию и пр. С его творчеством как архитектора связывается становление и утверждение классицизма.

Вместе с Баженовым участвовал в процессе становления русского классицизма Матвей Федорович Казаков (1738–1812). Он наиболее яркий выразитель московской школы зодчества, недаром появилось такое выражение «казаковская Москва». Казаков учился в школе Ухтомского, не был пенсионером и античные и ренессансные памятники изучал по чертежам, увражам и моделям. Большой школой для него была совместная работа с пригласившим его Баженовым над проектом Кремлевского Дворца. В Кремле Казаков создает и самостоятельную, очень значительную постройку – здание Сената (Присутственные места, 1776–1787). Сенат представляет собой почти равносторонний треугольник, одна сторона которого параллельна кремлевской стене, выходящей на Красную площадь. Парадный круглый зал находится в глубине у самой вершины треугольника. Замкнутый, соответственно также треугольный по форме, двор разделен двумя корпусами на три части, отделяя центральный парадный двор от двух служебных угловых. Внешне центры фасадов отмечены дорическими портиками, а ротонда в парадном дворе – изогнутой по дуге дорической колоннадой. Купол парадного зала, кстати, играет большую роль во всем ансамбле Красной площади.

Ренессансные идеи гармонии и покоя, воспринятые русскими классицистами, Казаков воплощает в типе ротонды. Примером такого ясного, конструктивного решения является церковь Филиппа Митрополита (1777–1788), с ее просторным светлым интерьером, в которой купол опирается на свободно стоящую колоннаду. С творчеством Казакова во многом связан расцвет зрелого, или строгого, классицизма. Среди построек этого периода можно назвать Колонный зал Благородного собрания (середина 1780-х годов), в котором центральное пространство, предназначенное для торжественных церемоний, выделено коринфской колоннадой, а состояние праздничности усилено сверканием многочисленных люстр и подсветкой потолка.

Излюбленный прием ротонды, украшенной кольцом колонн (в данном случае ионических), использован Казаковым в одной из крупнейших последних работ мастера – здании Голицынской больницы (1796–1801). Сочетание трехэтажного корпуса с боковыми флигелями и большим садом позади – принцип, которым Казаков широко пользовался и при постройке жилых домов (например, дом И.И. Демидова в Гороховом переулке, 1789–1791; дом М.П. Губина на Петровке, 90-е годы). Вообще Казаков развивал оба типа особняка: по красной линии и в глубине двора. Напомним также, что Казаков – создатель здания Московского университета, к сожалению, сгоревшего в 1812 г. и восстановленного Д. И. Жилярди уже с большими изменениями.

Третий крупнейший зодчий второй половины XVIII в.– Иван Егорович Старов (1744–1808). Как и Баженов, он учился сначала в гимназии при Московском университете, затем в Академии художеств и был пенсионером во Франции и Италии. В духе раннего классицизма решены его некоторые загородные усадьбы (Никольское-Гагарино под Москвой, 1773–1776). В эти же годы он возводит в Петербурге Троицкий собор Александро-Невской лавры на месте старого, начатого еще при Петре и предназначенного теперь служить мавзолеем Александра Невского (1774–1790). Отсюда сохраненный им тип трехнефной базилики с куполом и двумя башнями-колокольнями. Благодаря реконструкции Старовым подъезда к Лавре, въездных ворот и площади около них был создан целостный ансамбль, который включил в себя архитектуру начала и конца столетия и завершил Невскую перспективу. Но самое значительное сооружение Старова –Таврический дворец (1782–1789). Он возник в то время, когда (после пугачевского восстания) сама Екатерина предпочитала роли просвещенной монархини роль «первой помещицы». В этих новых условиях акцент в архитектуре делается на строительстве не общественных зданий, а городских дворцов или усадеб. Ощущением радости жизни, ее разнообразием, богатством красок, форм, пространства веет от этого лучшего создания Старова. Его Таврический дворец – огромная городская усадьба Г.А. Потемкина – предназначен для торжественных приемов и пиршеств. Главный корпус размещен в глубине парадного двора. Главный зал, которому закругленные торцы придают овальную форму, делит весь комплекс интерьеров на две части: с одной стороны –комнаты, объединенные купольным залом, с другой – зимний сад. Экстерьер здания очень скромен, но он скрывает роскошь и даже некоторую преднамеренную театральность интерьеров. К сожалению, многое в его комплексе изменило время. Исчез канал, прорытый перед дворцом и позволявший подъезжать к зданию прямо с Невы. Не сохранился и зимний сад, где стояла беседка со статуей Екатерины работы Шубина. Но дух высокого искусства ощущается в общем облике дворца и по сей день.

В 80–90-е годы в русскую архитектуру строгого стиля входят такие зодчие, как Кваренги, Львов, Камерон. С 1780 г. в Петербурге работает итальянец Джакомо Кваренги (1744–1817). Приехавший в Россию на 36-м году жизни, воспитанный на античных и ренессансных памятниках своей родины, он более всего почитал творчество и теорию великого итальянского архитектора эпохи Возрождения Палладио. В России Кваренги начал изучать ее национальное, древнее зодчество и проникся проблемами и задачами русского искусства, творчески перерабатывая палладианские идеи. Основная его деятельность протекала в Петербурге. Трехчастной схеме здания, состоящего из центрального корпуса и двух флигелей, соединенных с ним галереями, Кваренги дает множество толкований. Центр композиции выделяется портиком. Кваренги построил здание Академии наук (1783–1789), знаменующее собой начало зрелого классицизма. Фасады здания не декорированы, есть только строгие треугольные фронтончики-сандрики над оконными проемами. Основной центр выделен восьмиколонным ионическим портиком, парадность которого усиливается благодаря типично петербургскому крыльцу с лестницей на два «всхода». Принцип усадьбы (главный дом в глубине парадного двора) применен в Ассигнационном банке (1783–1789). В 80-е годы Кваренги строит в Зимнем дворце «Лоджии Рафаэля» и сооружает Эрмитажный театр, в котором он, отступая от традиционных для XVIII в. ярусов лож, расположил места амфитеатром, по образцу знаменитого театра Палладио в Виченце недалеко от Венеции. В 1792–1796 гг. Кваренги строит Александровский дворец в Царском Селе, где основным мотивом становится мощная колоннада коринфского ордера. Одной из замечательных построек Кваренги было здание Смольного института (1806–1808), который имеет четкую рациональную планировку в соответствии с требованиями учебного заведения. План его типичен для Кваренги: центр фасада украшен величественным восьмиколонным портиком, парадный двор ограничен крыльями здания и оградой. В честь возвращения русской гвардии из Парижа в 1814 г. по проекту Кваренги были воздвигнуты из временных материалов Нарвские триумфальные ворота, позже переведенные В. П. Стасовым в более прочный материал (кирпич, металл) и установленные на другом месте.

В конце 70-х годов в Россию приехал архитектор Чарлз Камерон (1743–1812), шотландец по происхождению, много изучавший итальянские памятники и прославившийся капитальным увражем «Термы римлян». Его талант проявился главным образом в изысканных дворцово-парковых загородных ансамблях, где Камерон показал свой удивительный дар в оформлении интерьеров, понимание гармонии архитектуры и природы, чувство единого стиля. В Царском Селе Камерон создает комплекс из галереи, получившей имя ее создателя – Камероновой, примыкающего к ней двухэтажного здания: Агатовых комнат (второй этаж) и Холодных бань в первом этаже и висячего сада – напоминание об античности рядом с блеском и пышностью барокко Екатерининского дворца (ансамбль Камерона прямо примыкает ко дворцу). Он строит комплекс на сопоставлении и контрасте. Так, корпус Агатовых комнат очень легок, что подчеркивается портиком из колонн ионического ордера(заметим, что Камерон всегда использовал греческие, а не римские типы ордеров), а отделанный рустом фасад Холодных бань преднамеренно тяжел и величествен. Так же противопоставлен верх и низ Камероновой галереи. Высочайший вкус проявил Камерон в отделке некоторых залов Екатерининского дворца («Зеленая столовая», «Лионская гостиная», личные комнаты Екатерины – «Табакерка» и «Опочивальня»).

В более сдержанном духе строгого классицизма решает Камерон Павловский дворец (1782–1786), квадратный в плане, с центральным круглым «Итальянским» залом, увенчанным куполом, и галереями, соединяющими боковые флигеля и охватывающими пространство двора. Но его парковые сооружения (Колоннада Аполлона, «Храм дружбы») полны поэзии и вполне гармонируют по настроению с общим характером прекрасного «английского парка», т. е. парка подчеркнуто естественного, пейзажного, только что входившего в моду, автором которого явился знаменитый декоратор Пьетро Гонзага, работавший в Павловске несколько десятилетий.

Палладианские идеи в русской архитектуре развивал и Николай Александрович Львов (1751–1803), занятия которого зодчеством были лишь одной из сторон его многогранной деятельности (архитектор, рисовальщик, гравер, поэт, музыкант, фольклорист, теоретик искусства, горный инженер и пр.). В 80–90-е годы он строил много церквей (собор св. Иосифа в Могилеве, Борисоглебский монастырь в Торжке, церкви в Арпачеве и селе Никольское – его родных местах в Тверской губернии). В Петербурге он оставил о себе память Невскими воротами Петропавловской крепости – главными воротами, выходящими на Неву; зданием Почтового стана с огромным внутренним двором для почтовых карет (теперь это застекленный зал Главпочтамта); церковью и колокольней на Шлиссельбургском тракте, названными петербуржцами «Кулич» и «Пасха», и Приоратским дворцом в Гатчине.

Последний по времени зодчий XVIII в. Винченцо Бренна (1747–1818) по праву считается архитектором Павла и Марии Федоровны. По приезде в Россию он превращается из живописца-декоратора, чему учился на родине, в декоратора-архитектора, а с середины 80-х годов, отстранив Камерона, становится главным руководителем всех работ в Павловске, придав павловскому дворцу и его интерьерам, по остроумному замечанию Грабаря, «воинственный дух Марса». Бренна много и плодотворно работал в Гатчине – во дворце и парке. Но главная его работа – Михайловский замок в Петербурге (1798–1801). Оттолкнувшись от общего решения и плана гениального Баженова, он создал свой тип настоящего крепостного замка, в котором его владелец император Павел I успел прожить только 40 дней.

18 век в архитектуре и градостроительстве России считается важным и знаковым. Он характеризуется тремя направлениями – барокко, рококо и классицизмом, проявившимися последовательно в течение века. В этот период появляются новее города, создаются объекты, которые в наше время считаются признанными историческими и архитектурными памятниками.

Основание Санкт-Петербурга дало мощный толчок к развитию архитектуры России, с деятельностью Петра I начинается новый этап в развитии русского барокко - петровское барокко. Это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры.

В 1760 -х годах на смену барокко в русской архитектуре постепенно приходит классицизм. Яркими центрами русского классицизма стали Санкт-Петербург и Москва. В Петербурге классицизм сложился как завершенный вариант стиля в 1780 -х годах, его мастерами были Иван Егорович Старов и Джакомо Кваренги.

Этому течению характерны строгость античных форм, простота и рациональность конструкций. В отличие от строений в стиле барокко, заполнивших собой Петербург и его окрестности, классицизм наиболее проявил себя в московских постройках того времени.

Растрелли Ф. Б. Родился предположительно в Париже. Первоначальное образование получил под руководством отца скульптора Карла-Варфоломея Растрелли. Приглашен в Россию 1830 году. В Петербурге было сооружено несколько выдающихся ансамблей, в том числе Смольный монастырь, а также Петергофский (1747 -1752) и Царскосельский дворцы (1752 -1757), здание Зимнего дворца, собор Св. Андрея в Киеве (1774 -1748) и Смольный монастырь (1748 -1755)

Чарльз Камерон В 1779 приглашен в Россию для строительства терм в Царском селе как наиболее известный в Европе исследователь построек этого типа. В 1779 определен архитектором императорского двора, отвечавшим за "строения" Царского Села. Его наиболее выдающиеся работы в этом ансамбле комплекс терм, включающий "Холодные бани", "Агатовые комнаты" (1779 -1785), прогулочную "Камеронову галерею" и "Висячий сад" (1783 -1786), а также пандус.

Василий Иванович Баженов - первое в истории отечественной архитектуры имя международного масштаба. Он поднял русскую архитектуру до европейского мастерства в внес в нес самобытные национальные черты, благодаря чему можно говорить о «русском классицизме» . Великие архитектурные замыслы Баженова, такие, как Большой Кремлевский дворец, ансамбль в Царицыне, не были реализованы

Без всяких оснований ему приписывался Каменноостровский дворец - дворец великого князя Павла Петровича на Каменном острове и работы в Гатчинском дворце. Документально только подтверждается его участие в разработке одного из проектов Михайловского замка. Как установили петербургские исследователи, авторство этого грандиозного сооружения приписать только Баженову невозможно.

В начале XIX века в классицизме происходят существенные изменения, появляется стиль ампир. Его появление и развитие в России связывают с именами таких архитекторов как Андрей Никифорович Воронихин, Андреян Дмитриевич Захаров и Жан Тома де Томон.

Ампир Ампир, или имперский стиль, возник во Франции в период Наполеона I. Является завершающим этапом классицизма. Российский ампир получил разделение на московский и петербургский, причем такое деление определялось не столько территориальным признаком, сколько степенью отрыва от классицизма - московский стоял к нему ближе. Наиболее известным представителем петербургского направления ампира стал архитектор Карл Росси

Шедевром архитектуры классицизма XIX века принято считать построенный по проекту Захарова комплекс зданий Адмиралтейства Горбатый мост в Гатчине

На период 18 века относятся и изменения, коснувшиеся множества провинциальных городов того времени, – Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Архангельска, Одоева Богородицка, Ораниенбаума, ныне Ломоносова, Царского села, ныне Пушкина и так далее. С 18 века берут свое начало Петрозаводск, Таганрог, Екатеринбург и многие другие города, ставшие в тот период и впоследствии важными промышленными и экономическими центрами российского государства.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...