Проектная деятельность в доу по фгос. Проектная деятельность в доу


В настоящее время в дошкольном образовании на смену традиционному обучению приходит развивающее обучение, которое направлено на , формирование у дошкольников познавательного интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Метод проектов полностью соответствует требованиям и может быть осуществлен как в рамках дошкольников, так и посредством .
Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий воспитанников с обязательной презентацией этих результатов.
Цель — развивать творческие способности личности ребёнка, которые определяются задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи :
— обучать элементарному планированию;
— формировать навыки сбора и обработки информации, материалов;
— развивать творческие способности;
— формировать позитивное отношение к познавательной, исследовательской, творческой деятельности.

Основные требования к проектной деятельности:
— наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
— практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
— самостоятельная деятельность дошкольника;
— использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Типология проектов :
(по Евдокимовой Е.С. «Технология проектирования в ДОУ»)
доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и др. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
предметно-содержательная область : моно проект (в рамках одной области знания), межпредметный проект;
характер координации проекта (руководство со стороны воспитателя): непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов);
количество участников проекта (индивидуальные, парные, групповые);
продолжительность проекта (краткосрочные (1 -2 занятия), среднесрочные (до месяца), длительные.

В дошкольном учреждении могут быть:
1. Информационные проекты
— направлены на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории;
— структура информационного проекта: получение и обработка информации, получение результата, презентация.

2. Исследовательские проекты
— осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)

Пример исследовательского проекта можно посмотрет ь

3. Ролевые проекты
— это проекты с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы.
4. Творческие проекты
— как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников;
творческие проекты классифицируются по доминирующему виду творчества: художественно-изобразительные, художественно-речевые, художественно-оформительские, театральные, музыкальные и т.д.)

Деятельность педагога :
На 1 этапе — определяет тему, осуществляет планирование, организует предметно-развивающую среду, информирует родителей, изучает литературу.
В процессе совместной деятельности с воспитанниками формулирует проблему, помогает поставить цель, предлагает сразу определить продукт проекта; погружает в игровую (сюжетную), проблемную ситуацию.
На 2 этапе- помогает распределиться на группы; помогает в решении задач; помогает спланировать деятельность (с чего начать). Организует поисковую, исследовательскую деятельность детей
На 3 этапе – осуществляет практическую помощь детям, создает условия и мотивирует детей. Осуществляет контроль и координацию проекта. Фиксирует результаты поиска информации и т.д.
На 4 этапе — подготовка к презентации. Презентация (защита проекта), оценка.

Деятельность дошкольников :
На 1 этапе — вхождение в проблему, «вживание» в игровую ситуацию, принятие задачи, предложения и дополнения по итоговому продукту.
На 2 этапе — дети организуются в рабочие группы, распределяют направления по сбору материала и сферу ответственности.
На 3 этапе — накопление, систематизация и усвоение новых знаний, умений, навыков
На 4 этапе — подготовка к защите проекта, изготовление итогового продукта. Представление зрителям продуктов своей деятельности

Структура образовательного проекта:
— название проекта;
— авторы, координаторы, администраторы, организаторы проекта;
общая характеристика проекта: участники проекта, сроки реализации проекта, цель и задачи проекта, гипотеза проекта, предполагаемые результаты;
— этапы проведения проекта;
— результаты проекта, их оценка, призы и награды.

Темы проектов в дошкольном образовании достаточно разнообразны, например:
— Папа, мама, я — спортивная семья.
— Техника, которая нам помогает.
— Здравствуй, олимпиада!
— Памятники нашего города.
— Игрушки из бабушкиного сундучка и др.

Результатами проектной деятельности могут быть:
— Выставка, газета, журнал.
— Костюм, модель, коллекция.
— Музыкальное или художественное произведение, ролевая игра, инсценировка.
— Экскурсия, поход, путешествие.
— Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий.
— Спектакль, праздник, видеофильм.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

Татьяна Лунегова

Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности , которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников .

Современному дошкольнику необходимо уметь самому добывать знания; у него должны быть развиты исследовательские, рефлексивные навыки. Педагогу нужно сформировать умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности , т. е. компетенции.

Задача трудная, но разрешимая. Все вышеперечисленное может обеспечить использование в практике детских садов метода проектов .

Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми суммы знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов. Этому способствует личностно – ориентированный подход в воспитании и образовании . Основываясь на личностно-ориентированном подходе к воспитанию и образованию , метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

В европейских языках слово «проект » заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед» , «выступающий» , «бросающийся в глаза» . В переводе с греческого проект – это путь исследования.

Ряд авторов (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников , как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

В новое время этот термин связывается с понятием «проблема» . Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.

Выполнение любого проекта предусматривает основные этапы :

Выбор цели проекта - воспитатель помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.

Разработка проекта - составление плана деятельности по достижению цели : к кому обратится за помощью , определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научится работать для достижения цели.

Выполнение проекта - выполняется практическая часть проекта .

Подведение итогов - проводится «разбор полетов» , оценка результатов и определение задач для новых проектов .

Проекты бывают разных видов :

Творческие - после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника .

Исследовательские - дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.

Игровые - это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки , по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Информационные - дети собирают информацию и реализуют ее , ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков) .

Внедрение проектного метода в нашем детском саду началось несколько лет назад.

Чтобы добиться результатов в данном направлении наши воспитатели освоили новую технологию (метод проектов , что позволило изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность , активность, любознательность, вовлечь родителей в образовательный процесс , создать предметно – пространственную среду в соответствии с требованиями метода проектов .

Практика первых проектов доказала эффективность этого метода в развитии и воспитании детей. Дети старшей и подготовительной группы получили Дипломы победителя на муниципальном конкурсе исследовательских работ («Эта загадочная плесень» , «Как тебе живется, белый медведь» ).

Дети средней группы составляли проекты совместно с родителями («Деревья родного края» , «Улица, на которой я живу» , «Птицы, зимующие в нашем крае» ).

Вся эта деятельность способствовала развитию у детей самостоятельности, они учились работать в группах; знания, умения и навыки, приобретенные дошкольниками во время работы над проектами , усваиваются надолго, т. е. повышается качество образования .

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Литература :

1. Образовательные проекты в детском саду . Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М : Айрис-пресс, 2008.

2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт. -сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, - 3-е изд. -М :АРКТИ, 2005.




Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Внедрение проектного метода в ДОУ даёт ребёнку возможность: экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент

практической реализации ФГОС»

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I. Проектный метод в деятельности ДОУ…………………………...4

§ 1.1 Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС……. 4

§ 1.2 Классификация и виды проектов…………………………………………. 5

§ 1.3 Цели и задачи проектного метода………………………………………… 7

§ 1.4 Внедрение проектного метода в ДОУ……………………………………. 8

Заключение……………………………………………………………………...9

Список используемой литературы………………………………………….10

Введение

Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952), американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, политики.

Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик (1871-1965), который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.

В последнее время проектный метод активно внедряется в отечественную педагогику. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в учебном процессе.

Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе «делания». Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.

Проект понимается как специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием и совместным творческим созиданием.

Цель работы: выявить специфику использования метода проектов в системе обучения и воспитания дошкольников в условиях ДОУ.

Задачи:

1) изучить проектный метод в системе развития и воспитания дошкольников;

2) разработать проект воспитания детей дошкольного возраста;

3) сделать выводы по результатам реализации проекта.


Содержание работы направлено на изучение и внедрение проектного метода в ДОУ.

Глава I. Проектный метод в деятельности ДОУ

§1.1 Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать.

В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ «Об образовании» и ФГОС , образовательное учреждение обязано:

Обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;

Обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

Реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и

Рассуждений;

Помнить, что ребенок - активный участник педагогического процесса;

Привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь

На их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их

Социальный опыт;

Обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие

Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии - кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

В этой связи, педагоги дошкольных учреждений стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность . Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

“Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей над определённой практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов.

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

§1.2 Классификация и виды проектов

В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам:

  • по виду;
  • по составу участников;
  • по срокам реализации.

В практике дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

  • исследовательско-творческие - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.);
  • ролево-игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы;
  • информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т.п.;
  • творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.

Кроме того, используются и такие виды проектов, как:

  • комплексные, например «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
  • межгрупповые, например «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
  • групповые, например «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
  • индивидуальные, например «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
  • исследовательские, например «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

Другими признаками классификации являются:

состав участников:

  • групповой,
  • подгрупповой,
  • личный,
  • семейный,
  • парный;

срок реализации:

  • краткосрочный – до 1 месяца;
  • средней продолжительности – до 3 месяцев;
  • долгосрочный – до 1 года.

§1.3 Цели и задачи проектного метода

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. развитие познавательных способностей;
3. развитие творческого воображения;
4. развитие творческого мышления;
5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль

Педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации

(вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности

(практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной

Инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с

Помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие

Решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение

Конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской

Деятельности.

§1.4 Внедрение проектного метода в ДОУ

Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

Занятия с включением проблемных ситуаций,

Детского экспериментирования;

Комплексные блочно-тематические занятия;

Интеграция: частичная или полная;

Метод проектов, как форма организации образовательного пространства.

Работа в данном направлении реализуется через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.

Внедрение проектного метода в ДОУ даёт ребёнку возможность: экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Заключение

Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

Кроме того, метод проекта способствует повышению профессионально-личностной компетентности, изменению отношения педагогов к нововведениям в образовании, созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха, формированию уверенности, развитию креативности.

Список используемой литературы

1.Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (ред. от 28.02.2012) // Собрание законодательства РФ от 15.01.1996. - № 3.

2.Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. - 2006. - №7.

3.Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

4.Виноградова Н.А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.

5.Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.

6.Кудрявцева А.И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г.Д.Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий, 2011. - С.80-84.

7.Кузнецова А.А. В помощь специалистам Центра «Проект шаг за шагом». Методическое пособие / А.А.Кузнецова, И.В.Матвеева. - Ярославль: Методическое отделение Центра «Наставник», 2009. - 40 с.

8.Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? / Н.Ю.Пахомова. // Методист. - 2004. №1. - С.42.

9.Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов / И.А.Сырова, О.Г.Чеховских. - Самара: Изд-во СФМГПУ, 2009. - 72 с.

10.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие // Л.С.Кисилева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода и др. - М.: АРКТИ, 2003 - 96 с.

11.Сапранова С.И. Проектная деятельность / С.И.Сапранова // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №2.

12.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения / А.С.Сиденко // Журнал «Завуч». - 2003. - №6


Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.
Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.
В ФГОСе Дошкольного образования от « 17 » октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.
Давайте рассмотрим подробнее некоторые пункты документа, которые можно реализовать посредством проектной деятельности;
Часть 1 Общие положения
В основе Стандарта заложены принципы: (вот некоторые из них)
1.4 принципы дошкольного образования:
3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4.поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5.сотрудничество Организации с семьёй;
7.формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
Часть 2 Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему
2.1. Программа направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества совзрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
Часть 3. Требования к условиям реализации основной Образовательной программы дошкольного образования
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
2.способствует профессиональному развитию педагогических работников;
3.создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5. создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности
- п. 3.2.5. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Метод проектов как педагогическая технология - это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути,то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться винформационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Основное предназначение метода проектов - предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемых как в ФГТ, так и ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией
Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:
Проблема;
Проектирование или планирование;
Поиск информации;
Продукт;
Презентация.
Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы(фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).
Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду:
в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (приподдержки педагога), сотворчество ребят и взрослых;
развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.​

Советы
воспитателю по работе над проектом

Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.

Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

Развивать творческое воображение и фантазию детей.

Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.

В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики.

В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...