Практические задания по театральной куклы. Подготовка к показу кукольного театра, отработка навыков


Детей

Детская школа искусств п. Остроленский

Методическая разработка на тему:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С КУКЛОЙ В ТЕАТРАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ.

Работа преподавателя ДШИ

п. Остроленский:

п. Остроленский

1. Вступительная часть……………………………………….3стр.

2. Основная часть……………………………………………..4стр.

2.1. Глава 1. Происхождение перчаточной куклы………… 4стр.

2.2. Глава 2. Развитие гибкости рук…………………………..6стр.

2.3. Глава 3. Освоение навыков в работе с куклой………......8стр.

3. Заключительная часть…………………………………….12стр.

4. Список используемой литературы……………………….13стр.

Введение.

Кукольный театр – тот вид искусства, с которым дети, прежде всего, знакомятся в своей жизни. И знакомство во многом определяет отношение детей к театру вообще. Кукольный спектакль в исполнении детей просто обязан быть интересным, запоминающимся. Причем, эти впечатления касаются не только зрителей, но и самих актеров. Получить же удовольствие от своей игры может лишь тот ребенок, который свободен на сцене, имеет багаж навыков и умений. Первое, чему он должен научиться, придя в кукольный коллектив , - это умение действовать куклой, а рука оживает лишь в гибких, послушных руках.

Цель исследования – сочетание общего развития образного мышления детей со специальным, связанным с реализацией образа, перенесенного в куклу.

Задачи:

Вызвать интерес у детей к кукольному театру, проводя уроки в форме игры.

Умение связывать духовный мир человека с художественным образом

Развитие пластичности и выразительности рук актеров.

Практическая значимость – разработка может быть использована как материал для работы на теоретических и практических занятиях по предмету кукольный театр.

Структура работы:

1. Введение.

2. Основная часть.

3. Заключение.

4. Список используемой литературы.

Основная часть.

Глава 1. Происхождение перчаточной куклы.

«Театром Петрушки» называется театр, куклы которого одеваются на три пальца руки – вроде перчатки. В Италии эти куклы назывались бураттини, теперь они носят имя пупацци.

Герой по прозванию Буратино появился на сцене во Флоренции в 1580 году, к этому времени и можно отнести рождение театра Петрушки. Комическая фигура, явившаяся прототипом Петрушки, имелась уже в кукольном древнеиндийском театре, где она называлась Вадушака, а в арабском театре – Карагез. Во Франции в 18 веке объявился Гиньоль. Его так полюбили ткачи в городе Лионе , что поставили ему памятник, одев в костюм ткача. А в Англии уже с 1688 года живет парочка обладателей очень больших носов – Понч и его сварливая жена Джуди.

В России этот персонаж получил имя Петрушка.

Полное имя – Петр Иванович Уксусов. Он, как и его заграничные братья, имел огромный нос, красный колпачок с бубенчиком и был большой скандалист и забияка. Совал свой нос, куда не следует, лихо колотил своей дубинкой и правого, и виноватого. Народный герой, да и только! В честь Петрушки всех кукол данного типа стали называть петрушками, хотя они изображали на только людей, но и зверей.

Во всем мире с давних пор установились целые «действа», которым в старину придавали магическое значение. С помощью кукол воздействовали на богов, чтобы те послали богатый урожай, помогли в борьбе со стихиями.

В России всем знаком, например, обряд сожжения соломенного чучела – это символизирует приход весны. У каждого народа были свои обряды, свои игры.

До крещения на Руси было идолопоклонство, язычество. Православие,

истребляя в людях веру в старых богов, запретило всякие скоморошьи потехи во избежание «святотатства». А уж игра с куклой была, по мнению церкви, великим грехом.

И только в 17 веке при гуманном правлении царя Алексея Михайловича Романова было разрешено при дворе и скоморохам выступать с петрушкой, и медведя водить, и даже «пиесы» играть.

А вот при слабом царе Федоре Алексеевиче усилилась власть церковная – и опять начались гонения на скоморохов, и был наложен запрет на театральные зрелища.

Но никакие гонения, страшные указы о «битье батогами» за участие в балаганных игрищах не могли истребить в народе любовь к театральным зрелищам. Гонимый Петрушка стал народным героем. Поэтому, наверное, он всегда на голове носит красный колпачок и орудует дубинкой.

Петрушка долгое время просто путешествовал с ярмарки на ярмарку, пока в 1924 году не обрел свой дом в городе на Неве. Именно тогда был впервые организован постоянно действующий кукольный театр для детей.

Глава 2. Развитие гибкости рук.

Развитие пластичности и выразительности рук – одна из важных задач руководителя любого театрального, а тем более детского кукольного коллектива. Руки наших детей, как правило, привыкли выполнять довольно однообразную работу: держать ручку, нажимать клавиши компьютера… Когда ребенок попадает на занятия в кукольную студию, то с удивлением узнает, насколько не слушаются его собственные руки. Не слушаются руки – не оживет кукла, не оживает кукла – не получается интересный спектакль.

Гимнастике рук обязательно должно уделяться время в ходе занятий кукольным мастерством. Первоначально упражнения выполняются в учебном полукруге без учета высоты ширмы. Затем, по мере их освоения, руки поднимаются выше, тренируется их выносливость.

Все упражнения разминки необходимо выполнять обеими руками. Равномерно развитые руки – непременное условие работы с любым типом кукол. Это качество необходимо для вынужденного отдыха уставшей руки во время репетиции или спектакля, для выхода куклы с любой стороны ширмы, для выполнения любой мизансцены. Во время разминки приходится внимательно следить за снятием излишних напряжений мышц не только рук, но и всего тела. После выполнения ряда трудных упражнений делать упражнения на расслабление.

При проведении разминки с детьми необходимо достигать атмосферы радостного творчества, интереса к проделываемым упражнениям. Конечно, при первоначальном освоении упражнений нужно контролировать каждого ребенка, точно разбирать порядок движений, это лучше делать без музыки. Когда упражнение усвоено, то музыка только помогает его выполнению. Можно выстроить порядок разминки таким образом, чтобы он напоминал некий танец рук, и исполнять его не только всей группой в учебном кругу, но и по группам руками над ширмой, определить лучших «танцоров». А может быть, из этого родится концертный номер? Когда дети почувствуют себя

хозяевами своих рук, можно доверить им создание новых упражнений, проведение собственной разминки в группе.

· гимнастика пальцев рук.

«ЦИРКУЛЬ». Описать по очереди круг разными пальцами в разных плоскостях.

«БУКВА Г». Выпрямить пальцы. Попеременно сгибать и разгибать две первые фаланги пальцев.

«ВЕЕР». Развести прямые пальцы и последовательно, начиная с мизинцев, сгибать пальцы в кулак и разгибать их. То же, начиная с больших пальцев.

«ПРУЖИНКА». Прижать пальцы друг к другу, чтобы ладони не соприкасались. Делать пружинящие движения пальцами, не отрывая их друг от друга.

«ГРЕБЕНЬ». Переплести пальцы рук. По очереди нажимать пальцами правой руки на косточку у основания левой (указательным на указательный, средним на средний и т. д.). При этом палец, на косточку которого нажимаем – выпрямляется вверх.

«ГУСЕНИЦА». Ладони вверх. Резко прижать мизинец к запястью и через всю ладонь вернуть его в исходное положение. То же, но парами пальцев обеих рук.

«ЩЕКОТКА». Чесать ладонь всеми пальцами по очереди.

· гимнастика кистей рук

«РОБОТ». Руки согнуты в локтях, ребро ладони обращено к полу. Не меняя положения предплечья, двигать кистями рук с выпрямленными пальцами в горизонтальной и вертикальной плоскостях. То же, но ладони в исходном положении направлены к полу.

«БУРАТИНО». Ладонь прямая. Пальцы прикасаются друг к другу, резко растопырить пальцы и вернуть в исходное положение.

«НОЖНИЦЫ». Напряженные выпрямленные руки над головой. Резкие движения имитируют работу ножниц.

«КАПЕЛЬКИ». Расслабляя пальцы и кисти, потряхивать ими, как бы избавляясь от капелек воды.

«ВОСЬМЕРКА». Сцепить руки перед собой в замок. Нарисовать кистями цифру 8.

«РАСТЯЖКА». Сгибать кисти так, чтобы большие пальцы дотянулись до предплечий.

Глава 3. Освоение навыков работы с куклой в детском коллективе.

Дети приходят заниматься в театр чаще всего из любопытства или за компанию с друзьями, не имея сознательного влечения к театральному искусству. Очень важно заинтересовать их с первых же занятий, и при этом дать понять, что желания участвовать в спектакле мало, нужно сначала научиться управлять куклой. Этот период для педагога один из самых сложных. Как удержать естественное желание ребенка скорее выступать и при этом не отпугнуть его «в процессе отработки навыков владения техникой движения куклы»? Нужно каждое занятие построить таким образом, чтобы ученики, осваивая новое, повторяя уже изученное, не замечали самого процесса обучения. Чтобы каждый урок заканчивался «выступлением» перед товарищами, удачным или не очень, но обязательно искренним.

Итак, пришел новый ученик. Он смотрит на вас пытливыми глазами и горит желанием стать «артистом». С чего же начать? После гимнастики рук знакомимся с азами – правилами походки. Существуют три основных типа движения кукол: движения, создаваемые пальцами, запястьем и всей рукой. Движения пальцев внутри куклы соответствуют движениям головы и рук человека, движения запястья – сгибанию талии, движение всей руки – движению ног. Пластика куклы состоит из комбинаций этих основных движений.

Постоянно занимаясь с куклами, дети начинают чувствовать и воспроизводить их интуитивно.

Не менее важно сразу объяснить, а лучше показать детям правила движения куклы при разговоре. Кукла разговаривает, когда актер в такт словам поворачивает ее голову, выделяя важные слова жестами или движениями корпуса. Если на сцене находятся одновременно две или несколько кукол, то движется Толька та из них, которая говорит в данный момент. Остальные неподвижны и смотрят на говорящую.

Основные правила игры с куклой на ширме.

Правило первое. Правильное положение руки. Держать куклу нужно согнутой в локте рукой и совершенно прямо, кисть руки не должна отклоняться ни влево, ни вправо, ни назад. Рука с кистью должна составлять прямую линию.

Правило второе. Уровень куклы должен быть постоянным. Она должна находиться над ширмой на три четверти высоты куклы. При перемещении в глубину, на второй план – куклу надо держать выше, чтобы уровень не нарушался.

Правило третье. Ноги куклы – это ноги актера. Кукла не может ходить, поворачиваться, если ноги кукловода неподвижны. Надо двигаться с куклой – ходить, характер походки передается кукле.

Правило четвертое. Повороты кукол. Поворот головы на 180 градусов осуществляется вокруг руки, которая ее держит, как вокруг оси.

Правило пятое. Направление глаз куклы на объект внимания. Кукла, когда она смотрит в пустоту или на небо, становится мертвой. Чтобы кукла вела себя на ширме как живая, она должна быть в состоянии общения со зрителем, или с предметом, или с другой куклой.

Правило шестое. Кукла является частью человека: рука кукловода – ее тельце, а ноги – ножки куклы. Для того чтобы кукла села, нужно согнуть

кисть руки и одновременно опустить куклу ниже, на уровень ее бедер, а затем выпрямить кисть. Встает кукла, делая эти движения в обратном порядке.

Походка куклы получается, когда актер поднимает и опускает согнутую

в локте руку – делает «пружинку» - и одновременно слегка поворачивают кисть руки. При этом нужно помнить, что кукла ходит по воображаемому полу, находящемуся немного ниже уровня грядки, и «ронять» ее ниже нельзя.

Если не поворачивать кисть, а «пружинку» делать резче, получатся прыжки куклы. Если немного напрячь руку и делать все движения походки быстрее, то кукла побежит.

Если кукла ложится, то нужно точно знать для чего. «Спать» глазами к зрителю она не может, потому что, как правило, ее глаза не закрываются. Для того чтобы лечь, кукла должна сначала сесть, а потом уже ложиться.

Все другие движения кукол являются модификацией этих основных.

Основные упражнения.

Упражнение 1 . Встать по кругу и, подняв руку с куклой вверх, по команде учиться правильно ходить с куклой вперед, назад, вбок и поворачиваться, удерживая куклу на одном уровне.

Упражнение 2 . Ходить по кругу и по команде педагога менять характер походки в зависимости от характера образа, который надо изобразить. Ходить как медведь, прыгать как воробей и т. д. Хорошо, когда смена образа куклы сопровождается сменой музыкальной темы. Таким образом, тренируется и внимание.

Упражнение 3. Встать в линию перед педагогом и читать стихи, сосредоточив внимание на кукле. Это упражнение на координацию движений головы и рук куклы. Есть несколько положений рук у куклы-петрушки:

Руки могут быть сложены вместе – тогда они не загораживают голову

куклы и внимание зрителей сосредоточено на движении головы.

Обе руки раздвинуты в стороны – это очень заметный жест им не стоит злоупотреблять.

Кукла делает жест одной рукой, другая прижата к груди.

Упражнение 4. Тренировка переходов куклы с первого плана на второй. Это упражнение следует проводить за ширмой. При уходе на второй план, куклу держать выше. При переходе на первый план, опускать ниже.

Упражнение 5. На ширме 2 куклы и 2 кукловода. Им надо научиться двигаться вокруг друг друга, с куклами не сталкиваясь.

Заключение.

Кукла – «оживление» неживой материи при помощи рук актера и его фантазии. «Ожившие» герои будят воображение, рождают новые образы, которые влияют на ребенка: в работу включается мыслительный процесс.

Рассмотрев тему «Практическая работа с куклой в театральном коллективе», я выяснила, что развитие выразительности и пластичности рук – это главная задача, которую ставит перед собой педагог на уроках кукольного театра. Она осуществляется на групповых занятиях, но не менее важна и индивидуальная работа каждого ученика.

Данная работа включает в себя как теоретический, так и практический материал. Она может быть использована преподавателями театрального отделения при работе с куклой.

Список используемой литературы:

1. «Азбука театра» - М.: Современник, 1998.

2. «Хочу на сцену» - Д.: 1997.

3. «Фольклорный театр» - М.: Современник, 1988.

4. «Театр в чемодане» - СПб.: Литера, 1998.

5. Бабина Ю. «Практическая работа с куклой в детском коллективе». Я вхожу

в мир искусств – М., 2001.

Театральная кукла и техника вождения

Если вы хотите создать свой небольшой театр кукол, то должны знать, что все куклы делятся на два основных вида - верховые и низовые. К верховым куклам относятся перчаточные, одевающиеся на руку актера, как перчатка, и тростевые, туловище которых актер держит в одной руке, а другой управляет специальными проволочными тростями, прикрепленными к кистям рук куклы. Низовыми куклами управляет актер, расположенный сверху по отношению к кукле. К низовым куклам относятся марионетки-куклы на ниточках и планшетные, работающие на столе или прямо на планшете сцены.

Ключ к пониманию подхода актера-кукольника к театральной кукле можно найти, освоив, прежде всего, перчаточную куклу, наиболее тесно связанную с исполнителем, так как туловище куклы надевается прямо на руку актера.

Для упражнений с верховыми куклами нужна ширма. Самая простая ширма: к двум стульям привязываются вертикальные рейки, высота которых соответствует росту актера. Третью рейку укрепляют горизонтально, поперек двух других, образуя верхнюю часть ширмы (эта часть ширмы называется «грядка»). На грядке укрепляется ткань, закрывающая актеров («фартук»).

Обычно верховых кукол показывают из-за ширмы на 2/3 их роста (как бы до колена), чаще всего перчаточным куклам не делают ног, но если актер держит куклу на определенном уровне, у зрителей создается впечатление, что они есть. Нужно всегда помнить, что кукла ходит по «воображаемому» полу, находящемуся немного ниже уровня грядки. Зрители смотрят на куклу снизу вверх, поэтому нужно наклонять ее немного вперед (при отклонении куклы назад не видно ее лица). Рука должна быть мягкой, расслабленной, тогда она долго не будет уставать.

Существует три основных типа движений в театре перчаточной куклы: движения, создаваемые пальцами, движения, создаваемые запястьем и всей рукой. Движения пальцев внутри куклы соответствуют движениям головы и рук человека, движения запястья - сгибанию в талии, движения всей руки - движению ног. Пластика перчаточной куклы состоит из этих основных движений.

Чем дальше кукла от грядки, тем меньше она видна зрителям, поэтому для выхода на ширму ее поднимают не у грядки, а в глубине, на заднем плане, и затем подводят вперед к грядке. Точно так же, чтобы увести куклу со сцены, ее надо отвести на задний план и там опустить.

Разговаривает кукла, если актер в такт речи поворачивает ее голову, выделяя при этом важные слова движением корпуса куклы, жестами ее рук.

Если на сцене одновременно две или несколько кукол, то движется только та из них, которая разговаривает в данный момент, остальные стоят неподвижно и смотрят на говорящую.

При работе с куклами надо обращать внимание на выразительность, точность и осмысленность каждого жеста, каждого движения. Когда куклы делают из предмета, желательно, чтобы суть предмета или сочетания предметов, из которых она сделана, влияли на ее характер, способ существования, поведения.

В этой статье мы расскажем вам об основных принципах работы с театральной куклой. Эти технические особенности считаются в кукольном театре негласным законом. Кукла-петрушка во время спектакля ходит по воображаемой поверхности — актеры управляют ею из-за небольшой ширмы, показывая примерно три четверти ее роста. Кукольник перемещается вместе с куклой мелкими шажочками, покачивая рукой, на которую она надета. Такая походка один из самых сложных навыков, которым должен овладеть актер.

Еще одно правило: если кукла говорит — она двигается, а если молчит, то она недвижима, но при этом не безжизненна — актер должен придать ей выразительную позу, или реагировать на слова партнера при помощи жестов. Кукловоду необходимо следить и за направлением взгляда куклы, держать ее прямо и ровно, контролировать весь процесс ее поведения и передать зрителю весь эмоциональный подтекст. Жестикуляция петрушки ограничена, ведь руки не имеют сгибов, но это с лихвой окупается пылким темпераментом персонажа. Петрушка кукла по своему использованию — универсальная и ее можно одевать на любую руку, поэтому часто актер работает одновременно с двумя, надетыми на обе руки.

Непростой момент в работе с такой куклой — удерживание предметов. Петрушка очень уверенно держит предмет двумя руками. А вот если удержать его нужно в одной руке, то без помощи вспомогательных приспособлений не обойтись — поможет проволока, или углубление, в которое можно положить руку куклы.

Тростевая кукла не может так же бойко работать с предметом на глазах у публики. В этом случае ей помогают — прикрепляют предмет к кисти руки при помощи проволоки или резинки. Если кукла появляется с предметом лишь иногда, то для нее подготавливают сменную кисть, и меняют ее по мере надобности за ширмой или развернув куклу спиной к зрителю. Бывает, что кукла держит предмет лишь условно, а на самом деле его придерживает рядом с рукой куклы другой актер. Тростевая кукла управляется при помощи правой руки, а на левую надевают саму куклу. Руки можно менять, если этого требует мизансцена.

Ошибки начинающих кукловодов чаще всего связаны именно с управлением тростями. Они не держат обе трости в руке одновременно, а берут в руки то одну, то другую. Выходит, что кукла двигает только одной рукой, а вторая чаще остается неподвижной в течении всего спектакля. Трости надо держать поближе к телу куклы, чтобы не выдавать их присутствия. Чтобы сделать сложный жест тростевой куклой, необходима помощь второго актера.


  • В начале 19 века в Америку пришел кинематограф. Это новое направление в искусстве вытесняло другие существующие. Для множества людей увидеть, как...


  • В Британии в 19 веке был очень популярен кукольный театр. В наше время мы удивляемся тому, что люди до сих пор ходят в театры, а к тому же в...


  • Проследить историю кукольного театра в Европе трудно из-за большого промежутка в каких-либо исторических свидетельствах. Появившись в период Римской...


  • Если заглянуть немного в японскую историю кукольного театра, то она непрерывно связана с охотниками, которые в свободное время нашли себе интересное...


  • 9-го декабря в Рязани состоялись весьма необычные состязания. Настоящим интеллектуальным рингом стал камерный зал в областной филармонии. ...

Кукольный театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе детского сада по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию детей.

Дошкольники очень любят смотреть спектакли кукольного театра. Он им близок, понятен, доступен. Дети видят на ширме знакомых и любимых кукол: мишку, собачку, зайку, кошку, которые ожили, задвигались, заговорили, стали ещё привлекательнее и интереснее. Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребёнка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия.

В кукольных спектаклях используются куклы, надевающиеся на руку, как перчатки. Их так и называют – ручные куклы или петрушки. Это потому, что их устройство заимствовано у народного кукольного театра, главным персонажем которого был Петрушка. Когда такая кукла надета на руку, кукловод может управлять движениями головы и ручек куклы.

Несмотря на то, что лицо куклы неподвижно, а движения ограничены, она производит впечатление живого существа. Это достигается тем, что кукла может правдиво и довольно точно передать поведение героя сказки в определённых обстоятельствах.

Как правило, в детском саду, кукольные спектакли готовят и показывают детям воспитатели. Но справиться с ролью кукловода могут и дети старшего дошкольного возраста.

Прежде, чем приступить к работе над конкретными ролями в кукольном спектакле, нужно усвоить некоторые общие правила ведения кукол.

  1. Следует держать куклы на определённом уровне по отношению к ширме, из-за которой их показывают. Кукла, поставленная вплотную к краю ширмы, должна возвышаться над ширмой примерно на две трети соей высоты. Отводя куклу в глубину, нужно поднимать её повыше для того, чтобы передние зрители могли её видеть, так как, чем дальше кукла отведена от края ширмы, тем хуже она становится видна.
  2. Когда кукла не жестикулирует и не совершает каких либо физических действий, её руки должны быть прижаты к туловищу (при этом правая ручка придерживает левую).
  3. Держать куклу следует прямо. Наклон куклы осуществляется наклоном кисти руки исполнителя. Следует помнить о том, что талия куклы приходится как раз на запястье руки, и ни в коем случае нельзя наклонять её всю, держащую куклу, руку.
  4. Чтобы посадить куклу, нужно сначала наклонить её, согнув в запястье руку, на которую надета кукла, а потом, оперев запястье на то место, куда сажается кукла, выпрямить кисть руки. Когда сидевшая ранее кукла встаёт, она тоже должна сначала наклониться вперёд, а потом выпрямиться и одновременно приподняться до обычного уровня стоящей куклы.
  5. Если у куклы есть ноги, её можно посадить на край ширмы лицом к зрителям. В этом случае следует усадить куклу, держа её в профиль, и постепенно поворачивать лицом к зрителям, одновременно перекидывая её ноги через край ширмы. Если у куклы нет ног, нужно, сажая её на край ширмы, на место воображаемых колен поставить снизу свободную руку кукловода, прикрыв её одеждой куклы.
  6. Движения куклы и текст, произносимый от её имени, должны быть обращены к определённому объекту – к предмету или персонажу. Это достигается тем, что куклу поворачивают всем корпусом или головой в ту сторону, куда она должна смотреть. Направить «взгляд» куклы на нужный предмет – значит направить её нос в эту сторону. Это же правило нужно соблюдать, когда кукла слушает то, что ей говорят.
  7. «Говорящая» кукла должна подчёркивать наиболее важные слова движениями головы или рук, так как это делает человек в жизни.
  8. Когда одна кукла говорит, остальные должны быть неподвижны, иначе непонятно, какая из кукол говорит.

Усвоению этих правил нужно посвятить несколько занятий. Знакомиться с куклами и усваивать навыки игры с ними лучше не на абстрактных действиях вообще, а на основе небольших сценок, так называемых этюдов. Сюжеты их могут быть очень простыми, например: встреча (куклы встречаются, здороваются; встреча может быть радостной или наоборот неприятной, нежелательной), игра в жмурки и т.д.

Прочитав несколько раз пьесу по ролям, можно попробовать, сидя за столом, надеть куклы на руки и произносить текст от их лица, стараясь найти такие интонации, жесты и движения головы кукол, которые соответствовали бы смыслу происходящего действия.

В процессе разбора пьесы и читок по ролям (без кукол и с куклами) исполнители ролей обычно легко запоминают текст. С теми, у кого не получается быстро запомнить текст, следует позаниматься дополнительно, чтобы специально заучить текст.

К тому времени, как начнутся репетиции на кукольной сцене – ширме (в декорациях, с реквизитом), всем исполнителям необходимо знать текст наизусть.

Устойчивые навыки правильного ведения куклы вырабатываются постепенно, в практической работе с куклой. На репетициях и спектаклях нужно внимательно следить за тем, чтобы общие правила применялись в конкретных обстоятельствах пьесы, в ролях. При тщательно подготовленном спектакле, удовольствие от театрализованного действия получат и зрители и артисты-кукловоды.

Литература :

  1. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам: театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек., М,; Просвещение, 1982 год
  2. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 год.
  3. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика - Синтез, 2008 год.

Спектакль – это произведение театрального искусства, которое создаётся на основе драматического или театральносценического произведения в соответствии с замыслом режиссёра и под его руководством совместными усилиями актёров, а также художника и композитора. Театр – место для зрелищ Театр – род Сцена -площадка, искусства, на которой специфическим происходит представлен средством ие выражения Сцена – часть которого действия, является акта в пьесе, сценическое спектакле действие, Сцена – в возникающее в широком процессе игры смысле то актёров перед же, что театр публикой ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

ТИПЫ ТЕАТРОВ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ВИДЫ ТЕАТР КОМЕДИИ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ТЕАТР ТЕНЕЙ

ИЗ ИСТОРИИ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА В старой России не было государственных кукольных театров. На ярмарках, на бульварах, в городских дворах давали маленькие представления бродячие фокусники, акробаты и кукольники. Обычно один из них крутил ручку шарманки. Под громкие звуки музыки кукольник показывал из-за маленькой ширмы, как смешной, длинноносый крикливый Петрушка бьет палкой царского офицера, который его хочет забрать в солдаты. От ловкого Петрушки доставалось и невежде-доктору, не умевшему лечить, и обманщику-торговцу. Жизнь народных кукольников - бродячих актеров была очень тяжелой и мало чем отличалась от жизни нищих. После представления актер-кукольник снимал шапку и протягивал ее зрителям. Кто хотел, бросал в шапку медные копейки. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

ТРОСТЕВАЯ ВЕРХОВЫЕ КУКЛЫ ПАЛЬЧИКОВАЯ Управляется одним или несколькими актёрами с помощью тростей ВИДЫ НАД ШИРМОЙ Управляется пальцами кукловода ТЕАТРАЛЬНЫХ ПЕРЧАТОЧНАЯ Управляется кистью кукловода КУКОЛ

ТРОСТЕВЫЕ КУКЛЫ Тростевые куклы - больше перчаточных (размер головы может быть до 20 см). Эту куклу поднимают над ширмой с помощью вставленного внутрь стержня, который называется "гапит". К рукам куклы прикреплены трости - палочки (проволочки), которыми двигает кукловод. Руки куклы сгибаются в локтях, голова может поворачиваться и наклоняться. Такие куклы с их плавными и величественными движениями незаменимы в героических и романтических представлениях. Конструкция их позволяет совершить самые разнообразные движения и насыщать спектакль интересными трюками и находками. Большинство кукольных театров нашей страны, в том числе и Центральный театр кукол С. В. Образцова, в своей работе используют самые разнообразные системы тростевых кукол. Эти куклы называются верховыми, так как актёры во время выступления поднимают их над собой. При этом зритель видит их не в полный рост - нижняя часть скрыта ширмой. Поэтому верховых кукол часто делают без ног ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

КУКЛЫ - ВАРЕЖКИ. ВИДЫ Куклы - варежки родились из обыкновенных вязаных варежек. Варежки не обязательно должны быть вязаными из пряжи, выразительнее смотрятся куклы, сшитые на основе рабочих рукавиц, т. к. здесь имеется большая возможность для аппликации лиц, мордочек и одежды. Эти куклы хороши тем, что очень просты в управлении, предназначены для детей самых младших возрастов. Мы можем изготовить такие "варежки" по любой сказке. ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

ТРОСТЕВАЯ КУКЛА С ОТКРЫВАЮЩИМСЯ РТОМ. ВИДЫ Представляем Вам новые игрушки для кукольного театра. Это тростевые куклы с открывающимся ртом. Рука всовывается в рот (пасть) игрушки и управляет им. Другая рука с помощью тростей управляет « руками» куклы. ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ Общая высота куклы 5055 см.

КОНУСНЫЙ ТЕАТР. ВИДЫ Не обязательно на занятиях с детьми, разыгрывая с ними какую либо сказку иметь ширму, декорации, специально оборудованное место. Можно показать детям сказку или вместе сними разыграть пьесу на обыкновенном столе. Куклы, предназначенные для этой цели должны устойчиво стоять на столе, легко по нему перемещаться. Театр на столе - это самый простой и доступный всем возрастам детей театр. Туловище кукол выполнено в виде конуса, к которому крепятся голова и руки куклы. Величина такой куклы может быть от 30 до 10 см. ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР. Куклы, надевающиеся на палец - самые маленькие артисты кукольных театров. Их высота всего 7 - 9 сантиметров. Таких малышек можно без труда взять с собой в любое путешествие, на прогулку или при визите к комулибо. Такие куколки могут стать очаровательным сувениром для сына или дочки вашей подруги, особенно если это их любимый сказочный персонаж. Крохотные марионетки станут товарищами по играм для ребёнка уже в возрасте трёх лет. Но не стоит давать их совсем маленьким детям, чтобы они не оторвали и не проглотили приклеенные детали. Куклу ребёнок надевает на пальцы и сам действует за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму (если она есть). Можно обойтись и без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке "Репка" друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль может показывать один ребёнок с помощью своих пальцев. Сказки "Двенадцать месяцев", "Гуси- лебеди" и др. с множеством персонажей могут показывать двое или трое детей. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

ШАГАЮЩИЕ КУКЛЫ. ВИДЫ Эти игрушки могут служить в качестве настольного театра, предназначены для развития моторики детской руки. ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

КУКЛЫ «ЖИВОЙ РУКИ» . Яркими и выразительными возможностями ВИДЫ обладает очень простая кукла с "живой" рукой. Если в перчаточных и тростевых куклах хотя бы подразумевается корпус, то тут его нет. Вместо рук куклы работают руки кукловода в перчатках, пришитых к платью - костюму куклы. Основа имитации костюма куклы - треугольник или квадрат из ткани. Голова куклы (до 25 - 30 см в диаметре) крепится к костюму в районе шеи и вешается на верёвочках на шею кукловода. ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ Такая кукла позволяет выделить самые тонкие нюансы чувств и настроений героя, она обладает выразительной жестикуляцией и может исполнять сложные действия, недоступные другим куклам (указывать, писать, брать за руку, погладить по голове ребёнка и пр.)

ПЕРЧАТОЧНЫЕ КУКЛЫ. Иначе её называют петрушечная, потому что именно так устроен Петрушка. На Руси издревле существовали петрушечники - актёры, выступавшие с куклами - Петрушками, надеваемыми на руку актёра. При этом указательный палец актёра проходит в голову куклы, а большой и средний - в рукава её костюма. Движения её головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ Голова перчаточной куклы может быть размером от шарика для пинг-понга до крупного яблока. Слишком большая голова затрудняет работу актёра, ведь её вес приходится на его один палец. КУКОЛ Перчаточные куклы очень подвижные и выразительные. Правда, руки у них торчат вверх, но опытные актёры действуют ими очень ловко. В Китае, например, где кукольное искусство необычайно развито, кукольники ухитряются закладывать руки кукле за спину или раскрывать ими крошечный зонтик. С помощью перчаточных кукол можно разыгрывать различные сценки на злободневные темы, использовать их в качестве смешных помощников на занятиях в детских садиках, ставить различные спектакли и даже эстрадные номера.

НАПОЛЬНЫЕ КУКЛЫ. ВИДЫ Напольные куклы - большие куклы. Их рост зависит от роста кукловода и может быть от 1 м до 1, 5 м. Работать с такими куклами очень интересно. Их водит " в открытую" один или два исполнителя. У этой куклы имеются большие пустые (без наполнителя) сшитые ладошки и тапочки, в которые кукловод вставляет свои ладони и ступни, голову такой куклы можно повесить кукловоду на шею с помощью веревок, или поместить руку кукловода в карман, имеющийся сзади на голове куклы (тогда кукла может поворачивать и наклонять голову). ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ Большие куклы обладают богатыми сценическими возможностями: они ходят среди детей, зрителей, берут их за руки, могут станцевать с ними, наклониться над рисующим ребёнком и посмотреть чем он занимается, как пишет и т. д.

ПЕРЧАТОЧНЫЕ КУКЛЫ ИЛИ БИБАБО. Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, т. е. момент загадочности исчез, то водящие могут выходить к зрителям, общаться сними, подавать им что-то, брать за руку, вовлекать в игру. Такое "разоблачение" не снижает, а скорее поднимает интерес и активность ребят. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ Когда дети увидят игру взрослого с куклами бибабо, они скорее всего захотят сами научиться водить такие куклы. Если кукла окажется велика для детской руки, то в головку куклы можно вставить не один, а два детских пальчика. Укоротите рукава куклы, чтобы детские пальцы входили в патронки рук куклы. Можно изготовить куклы и специально для детских рук. Покажите ребятам как следует двигаться кукле, как её водить на ширме. Куклы должны постоянно двигаться, как живые, их нельзя зафиксировать на плоскости, столе. Но зато с ними можно создать много весёлых сценок и использовать те же куклы в повторных играх, постоянно поддерживая интерес ребят к ним. КУКОЛ

КУКЛЫ МАРИОНЕТКИ. Куклы марионетки управляются не снизу, а сверху. Кукловод, находящийся выше куклы, держит в руках крестовину - так называемую "вагу", где сходятся все нити, идущие от куклы. Нити прикрепляются к её плечам, коленям, локтям, голове. Подтягивая нужные нити или поворачивая планки, актёр заставляет куклу двигать руками и ногами. Количество нитей может быть до тридцати штук - в этом случае куклой управляют несколько человек. Марионетки могут ходить, садиться, двигать руками и ногами одновременно, танцевать, наклоняться. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

НОВЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРУШКИ. ВИДЫ Создан новый вид игрушек для театра - игрушки с открывающимся ртом (пастью) ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ Кроме вышеперечисленных кукол для кукольного театра изготавливают самые разнообразные оригинальные мягкие игрушки и сувениры, изготавливают также композиции из игрушек по любым известным сказкам и мультфильмам. Размер игрушек для композиции и их количество могут быть любыми.

ТЕНЕВЫЕ КУКЛЫ ТЕАТР ТЕНЕЙ Плоские рисованные куклы прислоняются к экрану и подсвечиваются. Главное – силуэт. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...