Учебно-методический материал на тему: Математический бой. Программа: Приветствие команд


«Математический турнир»

8 класс

Тем, кто учит математику,

Тем, кто учит математике,

Тем, кто любит математику,

Тем, кто ещё не знает,

Что может любить математику,

Наш турнир математический посвящаем!

Цели:

  • активизировать познавательный интерес к предмету;
  • обобщить и систематизировать теоретические и практические знания учащихся;
  • развивать познавательную и творческую активность;
  • формировать заинтересованность в приобретении новых знаний, умение нестандартно мыслить;
  • способствовать формированию чувства сплоченности, солидарности и здорового соперничества.

Ведущий:

Всем! Всем! Всем! Сегодня состоится математический турнир! Приглашаем всех отправиться в интересную и веселую страну, которая называется математикой! Не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку, сообразительность и конечно хорошее настроение!

Вы встретились здесь вместе-

Кто смекалистей решить,

Дело класса, дело чести

В этой встрече защитить.

Вы сражаться должны дружно, с ясной целью победить,

Оправдать надежды нужно и себя не посрамить!

Девизом нашего турнира стали слова немецкого математика Г.В.Лейбница:

«Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймёт».

Правила игры.

В игре принимают участие 2 команды. Первая команда - «Треугольник», вторая- «Квадрат». У каждого из членов команд отличительные знаки-эмблемы, по которым можно понять, кого представляет данный ученик

Ведущий: Сегодня мы проводим турнир, посвящённый математике-«царице всех наук».

Славим математику

Математика, тебя сегодня славим,

И хотим спасибо мы сказать,

Ведь о тех, кто приложил старанья,

Ты заботишься, как ласковая мать.

Развиваешь ум и память нашу,

Учишь сравнивать, трудиться, рассуждать,

А подбросив трудную задачку,

Учишь нас трудности преодолевать.

Ты нас пробуждаешь, окрыляешь,

Быть настойчивыми учишь неустанно.

И познаний жажду разжигаешь,

Предлагая неразгаданные тайны.

О. Панишева

Ведущий:

Итак, турнир я открываю,

Вам успехов пожелаю,

Думать, мыслить, не зевать,

Быстро всё в уме считать!

Представление команды.

Счётный конкурс начинаю,

Добрый день, мои друзья!

Две команды на турнире,

Их сейчас представлю я.

1.Вот команда «Треугольник»:

Пусть узнает каждый школьник,

Будут им, сказать хочу,

Все заданья по плечу!

2.Про команду №2

Разошлась уже молва.

Называется «Квадрат»,

Им любой учёный рад.

Слово предоставляется командам.

Каждая команда во главе с капитаном знакомит с названием своей команды, девизом, приветствием.

Приветствие команд.

Конкурс: «Мы желаем Вам».

Команда: «Треугольник».

Девиз: «В треугольнике друзей лучше считать,

легче решить и победить!»

1.Сегоднишний турнир мы выиграть хотим.

И просто вам победу не дадим.

Придётся попотеть и постараться

За каждое очко мы будем драться.

2.Мы смекалку проявим и отвагу,

А если вдруг не повезёт?

Победа всех когда-нибудь найдёт!

3.Пусть сильней кипит борьба.

Сильней соревнованье,

Успех решает не судьба,

А только наши знания.

4. Этот турнир сейчас

Науке посвящается,

Что математикой у нас

С любовью называется.

5.Она поможет воспитать

Такую точность мысли.

Чтоб в нашей жизни всё познать.

Измерить и исчислить.

Команда: «Квадрат».

Девиз: «У нашего квадрата

Все стороны равны,

Наши ребята дружбой сильны!»

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

Мы в поход отправляемся смело

В мир загадок и сложных задач.

2. Этот турнир ждали мы,

По нему истосковались умы

Дружно будем задачи решать-

Мы хотим математику знать.

3.Как же нам не веселиться?

Не смеяться, не шутить?

Ведь сегодня на турнире

Мы решили победить!

4. Наша команда «Квадрат»-

Приветствует всех собравшихся ребят.

Желаем всем победить,

А себе не проиграть!

5. И соревнуясь вместе с вами.

Мы остаёмся друзьями.

И так пусть борьба кипит сильней

И наша дружба крепнет с ней.

Ведущий:

И жюри мы пожелаем

Справедливей, строже быть,

Ибо сами понимаем,

Как трудно вам всех оценить!

(Жюри оценивает эмблему, девиз, приветствие каждой команды. Максимальный балл -3).

Ведущий:

Для решения большинства задач недостаточно одних знаний, необходимы находчивость и внимательность.

Разминка.

«Повторение - мать учения».

Каждая команда отвечает на вопросы. (За верный ответ - 1балл).

Команда «Треугольник».

Ромб, у которого все углы прямые (квадрат).

Сколько корней имеет уравнение =0? (1).

Кривая, являющаяся графиком функции у =. (гипербола)

Что меньше или ? (равны).

Отрезок, соединяющий противоположные вершины четырёхугольника? (диагональ).

6. Мера веса в старой России, равная 16.04кг (пуд).

7. Цифры, которые употребляли в Древнем Риме около 2500лет назад (римские).

8. Нахождение корней уравнения (решение).

Команда «Квадрат».

Самая большая хорда в круге (диаметр).

Прямоугольник. у которого все стороны равны (квадрат)).

Сколько корней имеет уравнение = 2 ? (2).

График функции у = (парабола).

Что общего у трапеции и прямоугольника?

Что больше или (равны).

Точки, из которых выходят стороны четырёхугольника (вершины).

Отрезок, соединяющий центр окружности с любой её точкой (радиус).

(После ответов обеих команд жюри подсчитывает баллы).

I . Первый тур мы начинаем,

Победителей узнаем.

Конкурс: «Один за всех, все за одного».

Разгадывание шарад.

Команды должны быстро, верно и самое главное дружно дать ответ.

(Конкурс оценивается в 2 балла.)

1.Когда меня ты режешь, то не плачешь,

И всё - таки слезу смахнёшь с лица,

А сменишь букву, - выгляжу иначе:

С началом стану я, но без конца.

(лук - луч).

2.Арифметический я знак,

В задачнике меня найдёшь

во многих строчках.

Лишь «о» ты вставишь, зная как,

И я - географическая точка.

(плюс - полюс).

3.Слово первое - почётный титул,

Им даже Монте -Кристо называли.

А второе часто говорим мы,

Если очень сильно замерзаем.

(граф - ик).

4.Предлог в моём стоит начале.

В конце же - пригородный дом.

А целое мы все решали

И у доски, и за столом. (за-дача)

Конкурс: «Шевели мозгами».

(за 2 минуты переставить буквы и получить новые слова)

РЕНИУАНВЕ (УРАВНЕНИЕ)

ЬДОРБ (ДРОБЬ)

ТЕООРЗК (ОТРЕЗОК)

МАМРГ (ГРАММ)

МЕЛЬДО (МОДЕЛЬ)

Подведение итогов.

Ведущий:

Пока команды думают над своим заданием, вы, болельщики, можете помочь заработать очки своим командам.

Назовите математические термины, понятия, символы, знаки на букву «П»

(например: прямая, пропорция, пять, подобие,…). Каждое слово-1 балл

II . Тур второй: пусть всякий знает,

Кто же лучше вычисляет?

Мне задачки прочитать,

Вам же думать и считать.

Конкурс «Наш конструктор числовой - поработай головой».

1. Реши:.

Решение:

2. Докажи, что

( + ) : ( = 0,78) = 6.

Решение: (15 + 33) : (.0,3 + 0,78.10) = 6.

Игра «Где ошибка?»

Дикобраз в подарок сыну

Сделал новую машину,

К сожалению она

Недостаточна точна.

Результаты перед вами -

Быстро всё исправьте сами.

Ведущий:

Один начинающий волшебник, герой шуточной песенки, неумело обращался с заклинаниями, в результате вместо грозы у него получилось коза. А вместо утюга - слон. Чтобы решать уравнения, нужно совершать ряд преобразований, и делать это очень осмотрительно.

«Найди ошибку!»

1. 5х - 20=9х - 36

5(х - 4)=9(х - 4); разделить на (х - 4)

5=9

Ответ: корней нет.

2.Выполняя задания на преобразование выражений, содержащих степени, ученик допустил ошибки:

5*5*5*5=4 5 4. 2 3 +2 7 =2 10

2 3 *2 7 =4 10 5. 7 1 =1

2 30 /2 10 =2 3 6. (2х) 3 =2х 3

Какие определения, свойства, правила не знает ученик?

Конкурс: «Книга - книгой, а мозгами двигай».

На доске прикрепляются геометрические фигуры. Нужно каждой фигуре найти её пару - карточку с нахождением её площади. На обратной стороне карточки буква. Составив слово, должны угадать учёного математика, на могиле которого был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Спустя почти 200лет по этому чертежу

Вызываются по 2 участника из команд. ( За верный ответ - 1балл.)

а h

а h

а h

ав

(а+в) h

А

Р

Х

И

М

Е

Д

Жюри проверяет конкурс, объявляет его результат.

III . Третий тур мы начинаем,

Победителей узнаем.

Будут трудные задачи,

Пожелаем всем удачи!

И вот, наконец, конкурс капитанов: «Почтовый ящик».

Капитаны каждой команды достают задачи и после размышления дают ответ. (Каждый ответ оценивается в 1 балл).

1.В колесе 10 спиц. Сколько промежутков между спицами? (10).

2. От куска материи длиной 200 метров отрезали каждый раз по 20м. Через сколько дней отрезали последний кусок? (Через 9 дней).

3. Угол в 1 градус рассматривают в лупу, дающую 4-х кратное увеличение. Какой величины окажется угол? (В 1 градус).

4. Любой месяц начинается с 1 и кончается на 30 или 31. Какой месяц имеет число 28?

5.Что надо сделать, чтобы 4 парня остались в одном сапоге? (Снять 1 сапог).

6.Профессор ложится спать в 20 часов. Ставит будильник на 9 часов утра.

Сколько часов проспит профессор? (1 час).

Домашнее задание.

Галерея замечательных чисел.

«Дождь звёзд и синие поля послушны числам».

Велимир Хлебников

Ведущий: Две стихии господствуют в математике - числа и фигуры с их бесконечным многообразием свойств и взаимосвязей.

Самые древние по происхождению числа - натуральные. «Ручейки» натуральных чисел, сливаясь, порождают безбрежный океан вещественных и разного рода особых специальных чисел

(Каждая команда представляет своё число. Максимальная оценка - 5баллов).)

IV . Вы ребята, все устали.

Много думали, считали,

Отдохнуть уже пора!

Так четвёртый тур - «Игра!»

Проведём игру « Узнай слово!» Решив примеры, вы должны узнать учёного, который ввёл запись степеней.

1. д

3. К

4. А

5. Х 5 =243 Р

512 Т

КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ.

(Участвуют болельщики обеих команд). Болельщики могут принести команде очки, если правильно справятся с заданием.

Конкурс «Геометрия трав».

Назовите слова математического происхождения, которые есть в стихотворении.

Математик несбывшийся, странник.

Оглядись, удивляясь стократ:

В травах - срез волчеца - пятигранник,

А сеченье душицы - квадрат.

Всё на свете покажется внове

Под гольцом, чья вершина в снегу:

Водосбор - треуголен в основе

На цветущем альпийском лугу!

Где же круг?

Возле иглистой розы,

Там, где луг поднебесный скалист,

Вижу - с ветром играет берёзы

Треугольноромбический лист…

Подмечайте математику вокруг себя - в быту и природе. Для наблюдательного человека даже простые срезы растений - красивые геометрические фигуры.

Вот закончилась игра,

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился

И в турнире отличился?

Пока жюри поводит итог вопрос для всех.

Вопрос. Эту теорему изучают в средней школе и называют «теоремой невесты». Сформулируйте её.

Подсказки:

Теорему доказывают в курсе геометрии и считают одной из важнейших теорем курса.

Теорема используется на каждом шагу при изучении геометрических вопросов.

Учёный, сформулировавший данную теорему, родился на острове Самосе. В молодости он путешествовал по Египту, жил в Вавилоне, где имел возможность в течение 12 лет изучать астрономию и астрологию у халдейских жрецов.

Этому учёному, кроме данной теоремы, приписывается ещё ряд замечательных открытий, в том числе теорема о сумме внутренних углов треугольника.

Частные случаи этой теоремы были известны некоторым другим народам ещё до её открытия.

В строительной практике египтяне использовали так называемый «египетский треугольник» - треугольник со сторонами 3, 4, 5. (египтяне знали, что указанный треугольник является прямоугольным и для него выполняется соотношение 3 2 + 4 2 = 5 2 , т.е. как раз то, что утверждает теорема Пифагора).

Подведение итогов. Объявление победителей. Вручение призов.

Спасибо всем за участие!

Ведущий:

Пришел час расставанья,

Пусть мат.турнир в сердцах живет!

Давайте скажем «До свиданья»!

До встречи через год!

Литература:

  1. Гаврилова Т.Д. Занимательная математика.5 - 11кл. Волгоград: Учитель, 2004.
  2. Гончарова Л.В. Предметная неделя в школе. Волгоград: Учитель,2003.
  3. Иченская М.А. Отдыхаем с математикой.5 - 11кл. Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Кордемский В.Г. Удивительный мир чисел. Книга для учителя.Москва: Просвещение, 1986.
  5. Лепёхина Т.А. Математическое ассорти. Волгоград: Учитель, 2009.
  6. Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка.Москва:1988.
  7. Панищева О.В.. Математика в стихах Волгоград: Учитель, 2008.

Математический бой

Турнир умников


Визитная карточка команды

  • Приветствие
  • Девиз

I I тур

«Разминка»

  • Какой раздел математики изучает действия с числами?
  • Как называется равенство с переменными?
  • Назовите график квадратичной функции?
  • Результат какого действия называется суммой?
  • Какая функция называется линейной?
  • Назовите наименьшее простое число?
  • Как называется дробь, числитель которой меньше знаменателя?

  • Назовите наименьшее натуральное число?
  • Как называется функция вида y = ax² + bx + c?
  • Чему равна сумма чисел от -200 до 200?
  • Какие три одинаковых числа нужно сложить, чтобы получить 18?
  • Как называются числа при умножении?
  • Чему равен арифметический квадратный корень из 169.
  • Назовите число, «разделяющее» положительные и отрицательные числа.
  • Сколько корней имеет квадратное уравнение, если дискриминант больше нуля?
  • Что больше или 2 ?

I I I тур

«Кто быстрее?»

  • x 2 − 2x − 3 = 0
  • -=0
  • sin (- x) = sin (-)
  • 1,2(3 b +5)=2(2,4 b – 3,6)

I V тур

«Конкурс зрителей»

  • Без чего не могут обойтись математики, барабанщики и охотники?
  • Какую часть часа составляют 15 минут?
  • Как называется результат сложения?
  • Сколько месяцев в году имеют 28 дней?
  • Что легче: один килограмм ваты или один килограмм железа?
  • Гусь весит 1 кг, сколько он будет весить стоя на двух ногах?

I V тур

«Конкурс зрителей»

  • Сколько раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать?
  • Сколько орехов в пустом стакане?
  • В семье 6 дочерей. Каждая имеет брата. Сколько всего детей в семье?
  • Как называются прямые, которые никогда не пересекутся?
  • Какой знак надо поставить между числами 2 и 3 , чтобы получилось число большее двух, но меньшее трех?
  • Как называется луч, делящий угол пополам?

I V тур

«Конкурс зрителей»

  • Как называется операция обратная делению?
  • Сколько человек не ждут одного?
  • Назовите три дня подряд, не пользуясь названиями дней недели и числами.
  • На березе росло 90 яблок. Подул сильный ветер, и 10 яблок упало. Сколько осталось?
  • Какое колесо не крутится при правом повороте?
  • Как правильно сказать: "9 и 7 будет 15" или "9 плюс 7 равно 15"?
  • В колесе 10 спиц. Сколько промежутков между спицами?

V тур

«Разгадайте ребус»


СИЛАЧ

5,2,1,3,



ЗНАМ


Рисунки Савченко Е.М.

СТВО



ОДИН

ЦА Ь


VI тур

«Головоломка»

Найдите имена

трех ученых-математиков

П

И


Вот закончилась игра, Результат узнать пора. Кто же лучше всех трудился И в турнире отличился?



Учитесь думать, объяснять, Учитесь мыслить, рассуждать. Ведь в математике, друзья, Без логики никак нельзя.


«Задачи шутки»

Крышка стола имеет 4 угла. Один отпилили. Сколько углов стало у стола?

5 углов


«Задачи шутки»

Что больше произведение всех цифр или их сумма?

Сумма


«Задачи шутки»

К 7 прибавить 5. Как правильно записать: « одиннадцать » или « адиннадцать »?

Двенадцать


Благодарим наших великолепных участников за игру

Спасибо ВСЕМ!!!

Математический КВН

«Мы пока не Архимеды…..»

(для учащихся 9 класса)
Задачи:

Фронтально повторить учебный материал по математике;

Развить логическое мышление, речь, внимание и память;

Расширить кругозора учащихся;

Воспитать интерес к математике.
Девиз: «Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий».
В игре принимают участие 2 команды: команда «Радиус» (радостные, активные, дружные, изобретательные, умные, смелые) и команда «Фигура» (физкультурные инициативные, грамотные, умелые, развесёлые, азартные).
Программа:


  1. Приветствие команд.

  2. Разминка.

  3. Математический калейдоскоп.

  4. Конкурс капитанов.

  5. Конкурс «Кто больше?»

  6. Домашнее задание (музыкальный конкурс).

  7. Подведение итогов игр, конкурсов КВН.

Между конкурсами – музыкальные паузы и конкурсы с болельщиками.

Всю игру оценивает жюри, в состав которого входят учителя математики и по одному представителю от учащихся того класса, который участвует в игре.
Ход мероприятия.


  1. Вступительное слово учителя.

Звучит музыка – вступление к телевизионной игре КВН.


Дорогие гости и участники игры! Вы все, конечно, хорошо знаете это музыкальное вступление к телевизионной игре КВН: «Мы начинаем КВН – для кого, для чего?...»

Для кого же мы сегодня начинаем КВН? Конечно, для вас, мои ученики. Чтобы вы сегодня немножко отвлеклись и повеселились, лучше узнали таланты и способности друг друга (а их у вас очень много), подумали над вопросами и ответами, проявили солидарность с командами, повысили свой интеллект, заразились чувством здорового азарта и соревнования, в общем – провели время с пользой.

А для чего мы начинаем КВН? Для того, чтобы никто из вас не задавал такой знакомый всем учителям математики вопрос: «А зачем мне математика? Мне она в жизни не пригодится». Слово «математика» пришло к нам из древнего языка: произошло от древнегреческих слов «математикэ» и «матема» - «познание, наука». Математика – наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира. И если есть упражнения для развития тела, то математика призвана развивать логическое мышление, внимание, тренировать мозг. Недаром её называют «гимнастикой ума».

Я хочу, чтобы вы убедились, что математика – чудесная, не сухая наука и что заниматься ею так же увлекательно, как и играть в КВН.

Итак, мы начинаем КВН.


  1. Проведение конкурсов и игр.

- Приветствие команд.

1 ведущий. Чтоб нам КВН не нарушить порядок,

Приветствия ваши мы выслушать рады.
Команда «Радиус» (на мелодию народных частушек)

Математику учить,

Что по бурному морю плыть:

Коль не знаешь, как грести,

То тебе не вылезти. Ох!
Вот фигура к нам пришла,

Мы желаем ей добра.

И приветствуем мы их

Как соперников своих. Ох!


Ну а почтеннейшему нашему жюри

Справедливого решения желаем мы.

Ставьте «пять» вы дружно, вместе

Тем, кто удостоен чести.


А ещё желаем всем

Посмотреть наш КВН,

В нём участие принять

И команды поддержать.

Команда «Фигура» (на мотив песни «Московские окна»).

Мы пришли сегодня к вам, друзья,

Нам без знаний жить никак нельзя.

И пусть кризисы вокруг,

Будем мы учиться, друг,

И станет шире знаний наших круг!

Мы приветствуем своих гостей,

Мы приветствуем учителей,

И, конечно, же жюри,

Справедливо чтобы они оценки ставить

Нам сейчас могли!
И, конечно, «Радиус», привет!

Будем мы сражаться – спору нет.

А наша школа дорогая путеводною звездой

Светит нам будет много-много лет!


- Разминка
2 ведущий. Чтобы всё в КВНе прошло без заминки,

Его мы начнём …

Ну, конечно, с разминки!
Каждой команде предлагают выбрать конверт, в котором находятся вопросы. Учитель читает вопросы из выбранного конверта.
Вопросы одной команде:


  1. 1 процент от 1 тысячи рублей? (10 рублей)

  2. Можно ли при умножении чисел получить ноль? (да)

  3. Чему равен 1 пуд (16 кг)

  4. Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения? (Ф.Виет)

  5. Наименьшее натуральное число (1)

  6. Периметр квадрата 20 см. Чему равна площадь его? (25 см 2)

  7. Как найти неизвестное делимое? (частное умножить на делитель)

  8. Как называется вторая координата точки? (ордината)

  9. Найди третью часть от 60 (20)

  10. Как называется функция вида у = кх + в? (линейная)

  11. Являются ли диагонали прямоугольника взаимно перпендикулярными? (нет)

  12. Параллелограмм, у которого все углы прямые? (прямоугольник)

  13. Отрезок, соединяющий противоположные вершины четырёхугольника? (диагональ)

  14. Отрезок, соединяющий две любые точки окружности? (хорда)

Вопросы другой команде:


  1. Как называется сотая часть числа? (процент)

  2. Первая женщина-математик (Софья Ковалевская)

  3. Назови наибольшее отрицательное число (-1)

  4. Площадь квадрата 49 м 2 . чему равен периметр? (28 м)

  5. Как найти неизвестное вычитаемое? (из уменьшаемого – разность)

  6. Как называется наука, изучающая свойства фигур на плоскости? (планиметрия)

  7. Как называется утверждение, требующее доказательства? (теорема)

  8. Как называется первая координата точки? (абсцисса)

  9. Разделите сто на половину его (2)

  10. Как называется функция вида у = ах 2 + вх + с (квадратичная)

  11. Вo каком четырёхугольнике диагонали взаимно перпендикулярны? (ромб, квадрат)

  12. Четырёхугольник, у которого только две противолежащие стороны параллельны? (трапеция)

  13. Сумма длин всех сторон многоугольника (периметр)

  14. Можно при делении чисел получить ноль? (да)

Послушаем жюри.


- Математический калейдоскоп.
1 ведущий. Ну а теперь, команды, стоп –

Математический калейдоскоп!

Кто в терминах не знает затрудненья,

Напишет всё сейчас без промедленья.


Учитель. На бумаге, скрученной в рулон, написаны формулы. Необходимо указать, что это за формулы (письменно)
Формулы для одной команды:

  1. х 2 –у 2 = (х-у)(х+у)

  2. с 2 = а 2 +в 2

  3. S = а 2

  4. Р = 2 (а+в)

  5. а м а п = а м+п

Формулы для другой команды:


  1. (х-у) 2 = х 2 - 2ху + у 2

  2. а 2 =с 2 – в 2

  3. Р = 4а

  4. S = ав

  5. (а м) п = а мп

Пока жюри оценивает этот конкурс, мы предлагаем вам послушать частушки.


  1. Мы весёлые ребята,
Очень весело живём:

И задачи мы решаем,

И частушки вам споём.

2) В нашем классе все ребята

Хороши, как на подбор.

Математику не знают,

«Хорошистов» недобор.

3) Математика поможет

Вам отличниками стать,

Научитесь вы, ребята,

Уравнения решать.

4) Мы задачи на движенье

Порешать всегда хотим,

Наше в классе поведенье

Всем известно – не молчим.

5) Мы весёлые ребята

С вами распрощаемся

И опять на КВНе

Скоро повстречаемся.
Жюри объявляет результаты калейдоскопа и общее количество баллов.
- Конкурс капитанов.
2 ведущий. Как песня не может прожить без баяна,

Команда не может без капитана!


Капитаны выбирают конверт с заданием.
Задания для капитана одной команды:

  1. Разгадать кроссворд (5 баллов)

  1. Зависимость одной величины от другой. (функция)

  2. Параллелограмм с равными сторонами (ромб)

  3. Тригонометрическая функция (косинус)

  4. прямоугольный параллелепипед с равными измерениями (куб)

  5. … абсцисс (ось)

  1. отгадать загадку (5 баллов)
Я приношу с собою боль,

В лице – большое искаженье.

А «ф» на «п» заменишь коль,


  1. Математическая шарада (5 баллов)

Привычное слово кудлатой наседки

Поставьте на первое место.

Важна для любого оркестра.

Пятнадцатая в алфавите.

На месте четвёртом. Прочтите. (косинус)


  1. Написать математические термины на букву «с» (за каждое слово – 1 балл).

Задания для капитана другой команды:


  1. разгадать кроссворд (5 баллов)


  1. Абсолютная величина числа (модуль)

  2. График квадратичной функции (парабола)

  3. Теорема, не требующая доказательства (аксиома)

  4. …определения функции (область)

  5. Решаем … с помощью уравнения (задача)

2) отгадать загадку (5 баллов)

Я приношу с собою боль,

В лице – большое искаженье.

А «ф» на «п» заменишь коль,

То превращусь я в знак сложения. (флюс – плюс)


3)Математическая шарада (5 баллов)
Привычное слово кудлатой наседки

Поставьте на первое место.

На месте втором, посмотрите-ка, - нота,

Важна для любого оркестра.

На третьем одна одинокая буква,

Пятнадцатая в алфавите.

Один из волос на мордашке котёнка

На месте четвёртом. Прочтите. (косинус)


4) Написать математические термины на букву «д» (за каждое слово – 1 балл)
Учитель. Пока капитаны выполняют задания, команды тоже заняты делом.

Задания для команд (в конвертах):


    1. Разгадайте кроссворд
По горизонтали:

  1. Деление числителя и знаменателя на одно и то же число (сокращение)

  2. Частное двух чисел (отношение)

  3. Дробь, у которой числитель и знаменатель взаимно простые числа (несократимая)

  4. НОД (24,36) = ? (двенадцать)

  5. Сотая часть числа (процент)

По вертикали:


  1. Название дроби, у которой числитель больше или равен знаменателю (неправильная).

  2. Для нахождения общего знаменателя надо находить НОД или НОК? (НОК)

  3. Действие, при помощи которого находится дробь от числа (умножение) Для сокращения дроби нужно находить НОД или НОК? (НОД).

2 ведущий. В это время болельщикам предлагаем ответить на вопросы. 1.Назовите имена:

А) Трёх поросят из сказки «Три поросёнка» (Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф).

Б) Трёх толстяков из сказки Ю.Олеши «Три толстяка» (без имён).

В) трёх мушкетёров из романа А.Дюма «Три мушкетёра» (Атос, Портос, Арамис)

Г) Трёх былинных героев на картине художника Васнецова «Три богатыря» (Алёша Попович, Добрыня Никитыч, Илья Муромец).

Д) Трёх медведей из сказки Льва Толстого «Три медведя» (Анастасия Петровна, Михаил Потапыч, Мишутка)


2.Из слова «геометрия» составьте как можно больше слов.(метр, ритм, метро, тир, тигр, гиря, море)
3.Угадайте мелодию и скажите фразу, в которой будет математический термин.

- «Учат в школе» (к 4+2)

- «Вместе весело шагать по просторам» (раз-дощечка, два – дощечка)

- «Крокодил Гена» (и подарит 500 эскимо)

- «Жили у бабуси» (2 весёлых гуся)
Капитаны команд и команды сдают выполненные задания. Жюри проверяет правильность ответов и оценивает команды.
- Конкурс «Кто больше?»
2 ведущий. Нелёгкий вопрос-то,

Но верь одному:

Всё сложно и просто,

Считай по уму!


Команды выбирают конверты с заданием. Учитель читает вопросы из выбранного конверта. За каждый правильный ответ – 1 балл.(блиц- турнир)
Вопросы для одной команды:

    1. в каком треугольнике все высоты пересекаются в вершине? (прямоугольном)

    2. число десятков в тысяче (100)

    3. математическое предложение, не требующее доказательства (аксиома)

    4. сумма длин сторон многоугольника (периметр)

    5. в каком числе столько же цифр, сколько букв в его написании? (сто)

    6. дробь, меньшая единицы (правильная)

    7. НОД взаимно простых чисел (1)

    8. Сумма противоположных чисел (0)

    9. Какой угол опишет минутная стрелка за 5 минут (30)

    10. Как называется равенство, верное при любых допустимых значениях переменной (тождество)

    11. Модуль нуля (0)

    12. Сколько углов останется у ромба, если один отрезать (5)

    13. Луч, делящий угол пополам (биссектриса)

    14. Сколько граней у шестигранного карандаша (8)

    15. Непересекающиеся прямые на плоскости (параллельные)

    16. Наименьшее семизначное число (1000000)

    17. Сколько вершин у куба (8)

    18. Бревно распилили на 8 частей. Сколько сделали распилов (7)

    19. Треугольник со сторонами 3,4,5 (египетский)

    20. Угол, на который поворачивается солдат по команде «кругом» (180)

Вопросы для другой команды:


  1. сколько кг в половине тонны (500)

  2. кратчайшее расстояние от точки до прямой (перпендикуляр)

  3. отрезок, соединяющий 2 точки окружности и проходящий через её центр (диаметр)

  4. Значение переменной при решении уравнения (корень)

  5. Деление числителя и знаменателя на одно и то же число, отличное от нуля (сокращение)

  6. Два числа, произведение которых равно 1 (взаимно обратные)

  7. Треугольник с прямым углом (прямоугольный)

  8. Наименьшее простое число (2)

  9. Число, на которое делят (делитель)

  10. Результат сложения чисел (сумма)

  11. В обыкновенной дроби число, записанное над чертой (числитель)

  12. Трое играли в шахматы. Всего было сыграно три партии. Сколько партий сыграл каждый? (2)

  13. Часть прямой, ограниченная двумя точками (отрезок)

  14. Какая цифра в переводе с латинского языка означает «ничего» (0)

  15. Инструмент для измерения углов на плоскости (транспортир)

  16. Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками (противоположные)

  17. Равенство двух отношений (пропорция)

  18. Произведение трёх измерений прямоугольного параллелепипеда (объём)

  19. Модуль числа 5 (5)

  20. Тысячная доля килограмма (грамм)

Учитель. Пока жюри подсчитывает баллы, у нас несколько интересных сообщений с подсказками.


2 ведущий. Кто ничего не замечает,

Тот ничего не изучает.

Кто ничего не изучает –

Тот вечно хнычет и скучает.


Для всех.

Вопрос. Эту теорему изучают в средней школе и называют «теоремой невесты». Сформулируйте её.

Подсказки:


  1. Теорему доказывают в курсе геометрии и считают одной из важнейших теорем курса.

  2. Теорема используется на каждом шагу при изучении геометрических вопросов.

  3. Учёный, сформулировавший данную теорему, родился на острове Самосе. В молодости он путешествовал по Египту, жил в Вавилоне, где имел возможность в течение 12 лет изучать астрономию и астрологию у халдейских жрецов.

  4. Этому учёному, кроме данной теоремы, приписывается ещё ряд замечательных открытий, в том числе теорема о сумме внутренних углов треугольника.

  5. Частные случаи этой теоремы были известны некоторым другим народам ещё до её открытия.

  6. В строительной практике египтяне использовали так называемый «египетский треугольник» - треугольник со сторонами 3, 4, 5. (египтяне знали, что указанный треугольник является прямоугольным и для него выполняется соотношение 3 2 + 4 2 = 5 2 , т.е. как раз то, что утверждает теорема Пифагора).

- Домашнее задание (музыкальный конкурс)
Учитель. И у нас последний конкурс «Домашнее задание» (музыкальный). Каждой команде необходимо спеть песню и показать сценку.
Первая часть домашнего задания.

1 ведущий.

Сказку не простую, а математическую

Вам сейчас покажут без прикрас.

Может быть, там будет что-то фантастическое.

Что ж, мы начинаем слушать их рассказ.


Одна команда показывает инсценировку сказки «Легенда о шахматах».
Действующие лица – ведущий, шах, визирь, мудрец, счетовод.
На сцене полумрак, на ковре, на подушках лежит шах. Ему скучно. Стража шаха обмахивает его опахалами. Из-за занавеса слышен голос ведущего.

Ведущий. Один мудрец придумал игру, которую мы сейчас называем «шахматы». Объяснил он шаху правила игры, и игра ему очень понравилась. Шах решил щедро наградить мудреца.

Шах.(громко кричит). Визирь! Визирь!

Визирь (вбегает и падает на колени). Слушаю и повинуюсь, мой господин.

Шах. Награди Мудреца, дай ему всё, что он захочет. Я достаточно богат, чтобы быть щедрым.

Визирь (кричит) Позвать Мудреца! (появляется Мудрец, похожий на звездочёта) Что ты хочешь, Мудрец, за свою игру?

Мудрец. О, Великий шах! Я не буду просить золото и драгоценности. Я хочу, чтобы на первую клетку шахматной доски положили одно зерно, на вторую – два зерна, на третью – четыре зерна и так до 64 клетки, постоянно удваивая число зёрен предыдущей клетки.

Шах (смеётся). Я, что, похож на нищего? Что, я не могу одарить тебя по достоинству? Проси что-нибудь другое.

Мудрец. О, могущественный повелитель! Не гневайся, но больше мне ничего не надо.

Шах (недовольно махнув рукой). Визирь, дай ему то, что он просит.

Ведущий. Прошло несколько дней. Шах целыми днями играл в шахматы и вспоминал о Мудреце.

Шах. Визирь! Визирь!

Визирь (вбегает и падает на колени). Я здесь, мой повелитель!

Шах. Наградили Мудреца?

Визирь. О нет, Великий шах! Все счетоводы государства считают зерно.

Шах. Как вы могли ослушаться? Позвать сюда счетовода! (на коленях вползает Счетовод, непрерывно кланяясь) Почему ещё мудрец не награждён?

Счетовод. О, великий и светлейший государь! Во всём твоём государстве нет столько зёрен, на всей Земле не растёт такого количества зерна, которое хочет получить Мудрец.

Шах. Сколько же ему нужно дать?

Счетовод. Вот это число: 18446744073709551615. Если 10 зёрен весят один грамм, то ты должен ему отдать 184 миллиарда 467 миллионов 440 тысяч 737 тонн 95 килограммов и 516 граммов пшеницы, мой повелитель!. Если на всей Земле за год выращивают 2 миллиарда тонн, то, чтобы отдать ему всё зерно, его нужно выращивать 92 года. А ведь на Земле ещё никогда не выращивали по 2 миллиарда тонн пшеницы, о повелитель!

Шах. Мудрец всегда мудрец!

Ведущий. Индусский царь Шерам (индийский принц Сирен) научился играть в шахматы и восхищён остроумием и разнообразием положений в этой игре.

18 квинтильонов 446 квадрильонов 744 триллиона 073 биллиона 709 миллионов 551 тысяча 615. если бы царю удалось засеять пшеницей площадь всей поверхности Земли, считая и моря, и океаны, и горы, и пустыню, и Арктику с Антарктикой, и получить удовлетворительный урожай, то, пожалуй, лет за 5 он смог бы рассчитаться.


Другая команда показывает инсценировку сказки «Мужик и купец».
Действующие лица – ведущий, купец, жена, мужик.
На сцене стол, на столе самовар, лавка, у окна сидят купчиха и её дочь, входит купец.
Купец. Послушай, жена, на базаре я встретил глупого мужика и заключил с ним выгодную сделку.

Жена. Какую?

Купец. Он каждый день будет приносить мне по 100000 рублей, а я ему в первый день отдам копейку. Ты слышишь, копейку за 100000 рублей! Во второй – 4 копейки и так целый месяц будет носить каждый день по 100000 рублей.

Жена. Откуда у этого глупца столько денег?

Купец. Это не наше дело. Об одном жалею, что заключил договор только на один месяц. Боюсь, что этот чудак поймёт, что его обманывают, и не принесёт свои деньги.

Раздаётся стук. Жена выглядывает в окно.

Жена. Там кто-то пришёл.

Купец (выглядывает в окно) Это он!

Входит мужик.

Мужик. Получай, купец, свои деньги и отдай мне копейку!

Взяв свою копейку, уходит.

Купец. Как я боялся, что он не придёт. А вдруг завтра он не придёт? Или придёт и заберёт свои деньги?

Жена. Успокойся! Если он сегодня не понял, что его обманывают, не думаю, что он поймёт это завтра. Говорят же: «Если дурак, то надолго».

Купец. Так-то оно так, да всё равно боязно.

Ведущий. Каждый день мужик приносил по 100000 рублей и забирал свои копейки. Вначале купец радовался и не задумывался над тем, сколько он отдаёт мужику. На 24-й день он отдал 83000, а на 25 –й – 166000, а на 27-й день – 671000 рублей.

Купец. О горе мне, горе! Мужик оказался не так глуп. Ведь он отдал мне всего 3 миллиона, а получил от меня 10 миллионов рублей! Какой я глупец! Разве можно было заключать сделки на базаре!

Ведущий. Видите, как неожиданны бывают результаты, когда ты не знаешь математику. Вероятно, ни шах, ни купец не оказались бы в безвыходном положении, знай они хоть чуть-чуть математику.

Вторая часть домашнего задания.

1 ведущий.

И стоит в стране чудесной

Новый город со дворцом,

А во дворце златоглавом

Знаки дружно там живут,

Знаки терем стерегут,

Вместе песенку поют.
Исполняет первая команда на мотив песни «Зайка моя».
Плюсик ты мой, я – твой минус,

Косинус ты, - я – твой синус,

Ты аксиома, я – теорема,

Следствие ты, а я – лемма.

Ма-те-ма-ти-ка моя…

Припев: Я ночами плохо сплю,

Математику я так люблю,

Математику я так давно, давно люблю.

Я и днём теперь не сплю,

Я и вечером не сплю,

Всё учу, учу, учу, учу, учу.

Знание ты, я – шпаргалка,

Если ты нуль, то я – палка.

Ты ордината, то я – абсцисса,

Ты уголок, я – биссектриса.

Ма-те-ма-ти-ка моя…

Частное ты, я – делитель,

Ты знаменатель, я – числитель.

Ты мой кружок, я – твой сектор,

Ты модуль мой, я – твой вектор.

Ма-те-ма-ти-ка моя…

Сумма моя, а я – разность,

Дольная ты, а я – кратность,

Гипотенуза ты, я – твой катет,

Терминов нам с тобой хватит.

Ма-те-ма-ти-ка моя…


2 ведущий.

За высокими горами,

За синими морями,

В тридесятом государстве

Живёт прекрасная страна

Математика.


Вторая команда исполняет песню на мотив песни «Коммунальная квартира».
Эх, страна моя родная,

Край загадок и чудес!

Где ещё такое счастье,

Где ещё такой прогресс?!

Под одной огромной крышей

И просторней, и светлей.

Ни к чему нам дом отдельный,

Вместе будет веселей.

Это математики, математики квартира,

Это математики, математики страна.

По утрам шурша листами,

Собирается народ,

Пифагор штаны стирает,

Эйлер интеграл берёт,

Гаусс корни извлекает,

Ньютон делает бином.

Кто-то оси расставляет,

Архимед сидит с числом.


К вечеру им всем не спится,

В логарифмы Бриг глядит,

Брадис возится с таблицей,

Измеряет мир Евклид.

Сам Безу там без остатка

Делит сложный многочлен.

Ни к чему нам дом отдельный,

Вместе будет веселей.


1 ведущий.

И отныне ежедневно

Вместе будем непременно

Математику прославлять

И почёт ей воздавать.
Обе команды исполняют гимн математике (на мотив песни «Чему учат в школе?»)

Гимн математике

Уравнения решать, радикалы вычислять –

Интересная у алгебры задача!

Интегралы добывать,

Дробь делить и умножать

Постараешься – придёт к тебе удача! (3 строчки по 2 раза)


Геометрия нужна, но она ведь так сложна!

То фигура, то тела – не разберёшься.

Аксиомы там нужны,

Теоремы так важны,

Их учи – и результата ты добьёшься!
Все науки хороши

Для развития души.

Их и сами все вы знаете, конечно,

Для развития ума математика нужна,

Это было, это будет, это вечно.
- Подведение итогов игр, конкурсов КВН.


  1. Заключительное слово учителя.

Математика – это орудие, с помощью которого человек познаёт и покоряет себе окружающий мир. Чтобы сделать в математике открытие, надо любить её так, как любил её каждый из великих математиков, как любили и любят её десятки и сотни других людей. Сделайте хотя бы малую часть того, что сделал каждый из них, и мир навсегда останется благодарным вам. Полюбите математику!


Награждения команд за победу и участие.

ведущий. В это время болельщикам предлагаем ответить на вопросы)Для сокращения дроби нужно находить НОД или НОК?

Часовских Тамара Васильевна

учитель математики высшей квалификационной категории

Математический турнир: «Весёлый час»

Цели проведения турнира:
развитие творческих способностей учащихся; сплочение детского коллектива; пробуждение желания заниматься изучением одной из интереснейших наук, расширение кругозора учащихся.
Девиз: «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем!»

Подготовка к турниру.
1. Выбрать участников турнира.
2. Предложить подготовить домашнее задание.
3. Подготовить номера художественной самодеятельности.
4. Подготовить математические газеты для оформления класса.

Правила проведения турнира:
1. В турнире участвуют команды от двух классов:8А и 8В.
2. В каждой команде по 6 человек, из которых выбирают капитана.
3. Жюри и ведущий - старшеклассники.
4. За каждый конкурс жюри подсчитывает баллы и определяет победителя.

Программа:
1. Приветствие команд.
2. Разминка.

4. Конкурс капитанов.
5. Конкурс «Кто больше?»
6. Домашнее задание.
7. Подведение итогов и награждение команды- победителя и наиболее отличившихся участников.

Ход проведения турнира
I. Вступительное слово учителя.
Дорогие гости и учащиеся! Для кого же мы сегодня проводим турнир «Весёлый час»?
Конечно, для вас, мои ученики. Чтобы вы сегодня немножко отвлеклись и повеселились, лучше узнали таланты и способности друг друга, подумали над вопросами и ответами, проявили солидарность с командами, повысили свой интеллект, заразились чувством здорового азарта и соревнования, в общем – провели время с пользой.
Я хочу, чтобы вы убедились, что математика – чудесная, не сухая наука и что заниматься ею так же увлекательно, как и играть.
Итак, мы начинаем турнир.
II. Проведение конкурсов и игр.
Ведущий:
Уже готово всё к сраженью,
Команды лишь сигнала ждут.
Одну минуточку терпенья,
Я вам представлю грозный суд (представляет жюри).

Болельщиков предупреждаем,
Что встреча будет горяча,
И поэтому мы вам желаем
Болеть без вызова врача.

1. Приветствие команд.
Команда 1-ая: БАМ.
Наш девиз: «Будем активнее мыслить»
Приветствие на мотив песни «Орлёнок»:
Смелей, математик, взлети над трибуной,
Жюри с высоты огляди.
Мы нашей команде победу добудем,
Оставив вас всех позади.

Команда 2-ая: ПУПС.
Наш девиз: «Пусть ум победит силу»
Приветствие на мотив песни «Московские окна»:
Мы приветствуем команду БАМ,
Мы приветствуем, конечно, зал,
И, конечно, же жюри,
Справедливо чтоб они
Оценки ставить нам сейчас могли!

2. Разминка.
Ведущий:
Чтобы всё в турнире прошло без заминки,
Его мы начнём...
Ну, конечно, с разминки!
Каждой команде предлагают выбрать конверт, в котором находятся вопросы.

Вопросы команде БАМ:
1) 1% от 1тыс. рублей? (10руб.)
2) Единица скорости на море (узел)
3) Можно ли при умножении чисел получить ноль? (да)
4) Чему равен 1 пуд? (16кг)
5) Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения? (Ф. Виет)
6) Наименьшее натуральное число (1).
7) Периметр квадрата – 20см. Чему равна его площадь? (25〖см〗^2)
8) Как найти неизвестное делимое?
9) Как называется вторая координата точки? (ордината)
10) Что больше √20 или 2√5? (равны)
11) Найти третью часть от 60. (20)
12) Найти корень уравнения: IxI= –4 (нет корней).
13) Как называется функция вида: y = kx + b ? (линейная)
14) Параллелограмм, у которого все углы прямые? (прямоугольник)
15) Отрезок, соединяющий две любые точки окружности? (хорда)

Вопросы команде ПУПС:
1) Как называется сотая часть числа? (процент)
2) Как найти неизвестный делитель?
3) Назовите единицу массы драгоценных камней. (Карат)
4) Первая женщина-математик. (Софья Ковалевская)
5) Назовите наибольшее отрицательное число. (–1)
6) Площадь квадрата 49 м^(2). Чему равен его периметр? (28
7) Как найти неизвестное вычитаемое?
8)Как называется наука, изучающая свойства фигур на плоскости? (планиметрия)
9)Как называется утверждение, требующее доказательства? (теорема)
10) Как называется первая координата точки? (абсцисса)
11) Что больше 5 или √28 ? (√28)
12)Разделите 100 на половину. (200)
13) Как называется функция вида: y = ax^2+ bx+c? (квадратичная)
14) Найдите корень уравнения: x2 = – 9 (нет корней)
15) Четырёхугольник, у которого только две противолежащие стороны параллельны? (трапеция)
Ведущий: А пока жюри совещается, оценивает конкурсы, послушаем басню.
Выступает один из участников 1-ой команды.
Медвежья услуга
У волка, зайца и медведя
Настали трудные деньки,
Крот перестал учиться в школе
И им – готовят дневники!
За всех учёный крот трудился,
Решал задачи и примеры,
И выручал он нерадивых,
Подсказывая им без меры.
Крот заболел – у всех беда,
Уж очень строг учитель Дрозд.
На математике, пожалуй.
Получит кто-то лишний «хвост»!
Медведь решил подзаниматься:
Где подучить, а где – схитрить.
Но, в общем, в чём-то постараться
Дрозда решил перехитрить.
Дрозд вызвал Зайца отвечать:
«Скажи, любезный, что ты знаешь
О треугольнике и круге?»
Зайчишка, чтобы не молчать,
Поддержку ищет в сильном друге.
Медведь, стараясь угодить
Трусливому Зайчишке,
Повёл себя перед Дроздом
Проказливым мальчишкой.
Он стал кривляться и шептать
Старательно и нудно.
А Заяц – на доске писать,
Хотя и было трудно.
Медведю, видно, как всегда.
Не всё учить хотелось,
Его подсказка иногда
На языке вертелась.
Так и сейчас, сказав не то,
Помог он плохо другу,
Он оказал ему опять
Медвежью услугу!

Жюри объявляет каждой команде баллы.
3. Математический калейдоскоп.
Слайд 1. Формулы 1-ой команде: Слайд 2. Формулы для 2-ой команды:
1. x^(2 _) y2=(x-y)(x+y) 1. (x – y)(x +y) = x2 – y2
2.〖(x+y)〗^2=x2 +2xy + y2 2. (x – y)2 = x2 – 2xy +y2
3. c2 = a2 + b2 3. a2 = c2 – b2
4. Д = b2– 4ac 4. x=(-b±√(b^2-4ac))/2a
5. am an = am+n 5. am: an = am– n
6. S = a2 6. a⁰ = ?
7. S = 1/2 ab 7. S = ab
8. sin 30⁰ =? 8. cos 60⁰ = ?
Ведущий: пока жюри оценивает этот конкурс,
участники 2-ой команды выступают с частушками.

1. Мы весёлые ребята, 2. В нашем классе все ребята 3.Математика поможет
Очень весело живём: Хороши, как на подбор Вам отличниками стать,
И задачи мы решаем, Математику не знают, Научитесь вы, ребята,
И частушки вам споём. «Хорошистов» недобор. Уравнения решать.

4.Мы задачи на движенье 5. «Нам нужны одни пятёрки» – 6. Говорила Двойка Тройке,
Порешать всегда хотим, Говорят отличники. Что она красавица.
Наше в классе поведенье Ну а чем другие хуже Потому, наверное,
Всем известно – не молчим. Ох, единоличники! Ребятам очень нравится.

7. Мы подружки-хохотушки
С вами распрощаемся
Потом снова на турнире
Скоро повстречаемся.
Жюри объявляет результаты конкурса «Калейдоскоп» и общее количество баллов.

4. Конкурс капитанов.
Капитанам необходимо выбрать конверт с заданием.
Задания для капитана 1-ой команды:
1) Разгадать кроссворд:

1. Зависимость одной величины от другой. (Функция)
2. Параллелограмм с равными сторонами. (Ромб)
3. Тригонометрическая функция. (Косинус)
4. Прямоугольный параллелепипед с равными измерениями. (Куб)
5. ... абсцисс. (Ось)

2) Отгадать загадку.
Я приношу с собою боль,
В лице – большое искаженье.
А «ф» на «п» заменишь коль,
То превращусь я в знак сложения. (Флюс – плюс)
3) Написать математические термины на букву «с» (за каждое слово один балл)

Задания для капитана 2-ой команды:
1) Разгадать кроссворд.

1.Абсолютная величина числа. (Модуль)
2. График квадратичной функции. (Парабола)
3. Теорема, не требующая доказательства. (Аксиома)
4. .... определения функции. (Область)
5. Бином... (Ньютона).
2) Аналогично (отгадать загадку).
3) Написать математические термины на букву «д» (за каждое слово один балл)

Пока жюри подчитывает баллы, ведущий проводит конкурсы с болельщиками.
1) Ответьте на вопросы. Назовите имена:
- трёх поросят из сказки «три поросёнка». (Наф- Наф; Ниф-Ниф; Нуф-Нуф);
-трёх толстяков из сказки Ю. Олеши «Три толстяка». (Без имён);
- трёх мушкетёров, из романа А. Дюма «Три мушкетёра». (Атос, Портос, Арамис);
- трёх былинных героев на картине художника Васнецова «три богатыря». (Алёша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец);
- трёх медведей из сказки Л. Толстого «Три медведя».(Анастасия Петровна, Михаил Потапыч, Мишутка)
2) Из слова «геометрия» составьте как можно больше слов.
3) Угадайте мелодию и скажите фразу, в которой будет математический термин.
1. «Учат в школе». (К 4 + 2)
2. «Вместе весело шагать по просторам». (Раз дощечка, два – дощечка)
3. «Крокодил Гена». (И подарит 500 эскимо)
4. «В траве сидел кузнечик». (он ел одну лишь травку)
5. «Там вдали за рекой». (Сотня юных бойцов)
6. «Золотая свадьба». (40 правнуков и 25 внучат)
7. «Жили у бабуси». (Два весёлых гуся»)
8. «Три белых коня».
9. «Песенка про зарядку». (1, 2, 3, 4 – хобот выше, уши шире)
Жюри объявляет результаты после конкурса капитанов и общее количество баллов у обеих команд.

5. Конкурс «Кто больше?».
Ведущий: Нелёгкий вопрос-то,
Но верь одному:
Всё сложно и просто,
Считай по уму!
Команды выбирают конверты с заданием.
Вопросы для 1-ой команды:
1) В каком треугольнике все высоты пересекаются в вершине? (Прямоугольном)
2) Сумма длин сторон многоугольника. (Периметр)
3) В каком числе столько же цифр, сколько букв в его написании? (Сто)
4) Дробь, меньшая единицы? (Правильная)
5) Какой угол опишет минутная стрелка за 5 минут? (30⁰)
6) Как называется равенство, верное при любых допустимых значениях переменной? (Уравнение)
7)Луч, делящий угол пополам? (биссектриса)
8) Сколько вершин у куба? (8)
9) Бревно распилили на8 частей. Сколько сделали распилов? (7)
10) Сколько биссектрис можно провести в треугольнике? (3)
11) Треугольник со сторонами 3, 4, 5 ? (Египетский)
12) Угол, на который поворачивается солдат при команде «кругом» ? (180⁰)
Вопросы 2-ой команде:
1) Сколько кг в половине тонны? (500)
2) Кратчайшее расстояние от точки до прямой? (Перпендикуляр)
3) Отрезок, соединяющий 2 точки окружности и проходящий через её центр? (Диаметр)
4) Количество делителей простого числа? (Два)
5) Деление числителя и знаменателя на одно и то же число, отличное от нуля? (Сокращение)
6) Число, на которое делят? (Делитель)
7) Какая цифра в переводе латинского языка означает «ничего»? (0)
8) Произведение трёх измерений прямоугольного параллелепипеда? (Объём)
9) Геометрическая фигура, состоящая из двух лучей, имеющих общее начало? (Угол)
10) Вид графика x2 + y2 = r2 ? (Окружность)
11) Равенство двух отношений? (Пропорция)
12) Сколько градусов содержит угол, если он составляет половину развёрнутого угла? (90⁰)

Ведущий: пока жюри подсчитывает баллы, у нас
несколько интересных сообщений с подсказками:
Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает –
Тот вечно хнычет и скучает.
Вопрос. Эту теорему изучают в средней школе и называют «теоремой невесты». Сформулируйте её.
Подсказки:
1. Теорему доказывают в курсе геометрии и считают одной из важнейших теорем курса.
2. Теорема используется на каждом шагу при изучении геометрических вопросов.
3. Учёный, сформулировавший данную теорему, родился на острове Самосе. В молодости он путешествовал по Египту, жил в Вавилоне, где имел возможность в течение 12 лет изучать астрономию и астрологию у халдейских жрецов.
4. Этому учёному, кроме данной теоремы, приписывают ещё ряд замечательных открытий, в том числе теорема о сумме внутренних углов треугольника.
5. Частные случаи этой теоремы были известны некоторым другим народам ещё до её открытия.
6. В строительной практике египтяне использовали так называемый «египетский треугольник» - треугольник со сторонами 3, 4, 5.
У математиков арабского Востока эта теорема получила название «теоремой невесты», за сходство чертежа с пчёлкой, бабочкой, что по-гречески называлось нимфой. При переводе с греческого арабский переводчик, не обратив внимание на чертёж, перевёл слово «нимфа» как «невеста», а не «бабочка».
Жюри объявляет результаты конкурса.

6. Домашнее задание (музыкальный конкурс).
Ведущий: И стоит в стране чудесной
Новый город со дворцом,
А во дворце златоглавом
Знаки дружно там живут,
Знаки терем стерегут,
Вместе песенку поют.
Исполняет 1-ая команда песню на мотив «Зайка моя»
1. Плюсик ты мой, я – твой минус,
Косинус ты, я – твой синус,
Ты аксиома, я – теорема,
Следствие ты, а я – лемма.
Ма-те-ма-ти-ка моя...
Припев:
Я ночами плохо сплю,
Математику я так люблю,
Математику я так давно, давно люблю.
Я и днём теперь не сплю,
Я и вечером не сплю,
Всё учу, учу, учу, учу, учу.
Ведущий: За высокими горами,
За синими морями,
В тридесятом государстве
Живёт прекрасная страна
Математика.
Исполняет 2-ая команда песню на мотив «Коммунальная квартира».
1. Эх, страна моя родная,
Край загадок и чудес!
Где ещё такое счастье,
Где ещё такой прогресс?!
Под одной огромной крышей
И просторней и светлей,
Ни к чему нам дом отдельный,
Вместе будет веселей.
Припев:
Это математики, математики квартира
Это математики, математики страна.
Ведущий: И отныне ежедневно
Вместе будим непременно
Математику прославлять
И почёт ей воздавать.
Обе команды исполняют гимн математике (на мотив песни «Чему учат в школе»).
Гимн математике
Уравнения решать, радикалы вычислять – Геометрия нужна, нона ведь так сложна!
Интересная у алгебры задача! То фигура, то тела –не разберёшься.
Интегралы добывать, Аксиомы нам нужны,
Дробь делить и умножать Теоремы так важны,
Постараешься – придёт к тебе удача! Их учи – и результата ты добьёшься!

Все науки хороши
Для развития души.
Их и сами все вы знаете, конечно,
Для развития ума математика нужна,
Это было, это будет, это вечно!

7. Подведение итогов.
III. Заключительное слово учителя.
Математика – это орудие, с помощью которого человек познаёт и покоряет себе окружающий мир. Чтобы сделать в математике открытие, надо любить её так, как любил её каждый из великих математиков, как любили и любят её десятки и сотни других людей. Сделайте хотя бы малую часть того, что сделал каждый из них, и мир навсегда останется благодарным вам. Полюбите математику!

Приветствие командам от учащихся в зале. Выходят четыре ученика.
1. Мы сегодня в этом зале 2. Мы подумали и вместе порешили,
Встречались с шутками, друзья. Находили верный мы ответ.
Посмеялись с вами, помечтали, И от всех, сидящих в этом зале
Многое узнали для себя. Я передаю вам всем привет.

3. Здесь смекалку вашу всю познали, 4. Вы ещё не раз скрестите шпаги.
И мы поклоняемся все ей. И не раз победа к вам придёт.
Я приветствую от всех сидящих в зале Турнира поднимите флаги,
Всех играющих в турнире здесь. Бросьте клич:
«К познанью! В путь! Вперёд!»
Жюри объявляет результаты турнира. Награждаются команды за победу и наиболее активные участники.

Приветствие команд Это чьи скрестились шпаги? Кто затеял этот спор? И способен дать отпор? Это знай, не мушкетеры Всем известного Дюма, А умельцы и актеры, люди острого ума. Жажда новых испытаний Привела на КВН Всех поклонников исканий И великих перемен. Будет бой сегодня грозный, Но без шпаг и без рапир, И веселый, и серьезный, Он посеет только мир.



1. В истории науки принято называть ЕГО первым математиком из города Милет – греческого купца, путешественника и философа (VII в.до.н.э.). Конечно, существуют более ранние египетские и вавилонские источники, содержащие разнообразные арифметические и геометрические сведения, но в них нет даже намётка на доказательства. ЕМУ же приписывают первые математические теоремы (Диаметр делит круг пополам, теоремы о равенстве вертикальных углов, о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника и т. д.). Он сделал ряд открытий в области астрономии, установил время равноденствий и солнцестояний, определил продолжительность года. ОН был причислен к группе «семи мудрецов». 2. ОН (III в. до н.э.) – древнегреческий математик, автор труда «Начала» в 13 книгах, в котором изложены основы геометрии, теории чисел, метод определения площадей и объёмов. Он самоотверженно любил науку и никогда не допускал неискренности. Однажды царь обратился к нему с вопросом, нет ли более краткого пути для познания его трудов. На что он гордо ответил, что «в математике нет царской дороги». В истории Западного мира его книга после Библии издавалась наибольшее число раз и более всего изучалась.


Немного истории… 3. ОН (VI в.до н.э.) – древнегреческий философ и математик, преобразовал математику из собрания формул и рецептов в абстрактную дедуктивную науку; ему приписывают изучение свойств целых чисел и пропорций, доказательство теоремы о соотношении сторон прямоугольного треугольника. По легенде, в честь открытия своей знаменитой теоремы о катетах и гипотенузе, учёный принёс в жертву 100 быков. Но позже выяснилось, что эта теорема была известна ещё древним шумерам. На сегодняшний день известно около 150 доказательств этой теоремы. 4. ОН () – швейцарский математик, физик, астроном, работал в России и Германии. Внёс вклад в теорию чисел, геометрию, математический анализ, вывел теорему о связи рёбер, вершин и граней многогранника. Он внёс большой вклад в топологию-раздел геометрии, который изучает свойства фигуры, не меняющейся при непрерывных деформациях.


Это интересно! Вопросы одной команде: 1 процент от 1 тысячи рублей? Можно ли при умножении чисел получить ноль? Чему равен 1 пуд? Первая женщина-математик. Наименьшее натуральное число. Периметр квадрата 20 см. Чему равна площадь его? Как найти неизвестное делимое? Как называется вторая координата точки? Найди третью часть от 60. Как называется функция вида у = кх + в?


Являются ли диагонали прямоугольника взаимно перпендикулярными? Четурехугольник, у которого все углы прямые? Отрезок, соединяющий противоположные вершины четырёхугольника? Отрезок, соединяющий две любые точки окружности? Угол больше прямого, но меньше развернутого. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны. Сколько нулей в записи миллион. Прибор для построения окружности. Наибольшее двузначное число.


Это интересно! Вопросы другой команде: Как называется сотая часть числа? Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения? Назови наибольшее отрицательное число Площадь квадрата 49 м 2. чему равен периметр? Как найти неизвестное вычитаемое? Как называется наука, изучающая свойства фигур на плоскости? Как называется утверждение, требующее доказательства? Как называется первая координата точки? Разделите сто на половину его Как называется функция вида у = ах 2 + вх + с


Вo каком четырёхугольнике диагонали взаимно перпендикулярны? Четырёхугольник, у которого только две противолежащие стороны параллельны? Сумма длин всех сторон многоугольника Можно при делении чисел получить ноль? Величина прямого угла. Сколько лет в одном веке? Что больше ½ или 1/3? Прибор для измерения отрезка. Часть прямой, ограниченная двумя точками?


Интеллектуальный мини-турнир. 1. По мнению Л.Н.Толстого, каждый человек подобен дроби. Числитель дроби – это то, что человек собой представляет. А что представляет, по мнению писателя, знаменатель этой дроби? А). То, как этот человек выглядит. Б). То, что он о себе думает. В). То, что про него думают другие.


Интеллектуальный мини-турнир. 2. Виктор Гюго заметил однажды, что разум человеческий владеет тремя ключами, позволяющими людям знать, думать, мечтать. Выберите, какие это, по вашему мнению, ключи? А). Красота, разум, истина. Б). Цвет, звук, мысль. В). Буква, цифра, нота.


Интеллектуальный мини-турнир. 4. Пифагор является одной из наиболее интересных личностей в истории. Он основал религию, которая нашла свое воплощение в особом религиозном ордене. Выберите из представленных вариантов предписание, которое действительно являлось предписанием пифагорейского ордена. А). Не плюй в колодец. Б). Не подставляй ногу. В). Не откусывай от целой булки.


Интеллектуальный мини-турнир. 5. Великий ученый Альберт Эйнштейн говорил так: «Мне приходится делить время между политикой и некоторым предметом. Однако некоторый предмет, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а этот предмет будет существовать вечно». Ответьте на вопрос, между чем Эйнштейну приходилось делить время? А). Между политикой и книгой. Б). Между политикой и физикой. В). Между политикой и уравнениями.







Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...