Николай Семенович Лесков: биография, творчество и личная жизнь. Лесков
Николай Семёнович Лесков родился 4 (по новому стилю - 16) февраля 1831 года первым ребёнком в семье. Его отец, сын священника из села Лески, закончил духовную семинарию, но стал чиновником - служил в Орловской уголовной палате. Семён Дмитриевич Лесков был известен в губернии как великолепный следователь, раскрывал самые сложные преступления и дослужился до чина, дававшего потомственное дворянство. Мать писателя, Мария Петровна, урождённая Алферьева, была дочь обедневшего дворянина и купеческой дочери. Её брат Сергей работал врачом, служил профессором медицины в Киевском университете. Одна из сестёр вышла замуж за богатого орловского помещика Страхова, другая - за англичанина, профессионального управляющего.
В 1839 году Семён Дмитриевич был вынужден выйти в отставку. Из Орла выросшая семья - родители, трое сыновей, две дочери - переехала в небольшое имение Паньино (Панин Хутор) в Кромском уезде. Жили небогато: бывший следователь не имел ни способностей, ни охоты к сельскому хозяйству.
В возрасте десяти лет, в 1841 году, Николай Лесков поступил в Орловскую губернскую гимназию. Учился он довольно плохо, и через пять лет получил свидетельство об окончании только двух классов. В 1847 году при помощи прежних коллег отца Лесков был зачислен на службу в уголовную палату на должность канцелярского служителя 2-го разряда. Первый чин "из четырнадцати овчин" - коллежского регистратора он получил на седьмом году службы.
В 1848 году Семён Дмитриевич Лесков умер от холеры. Меньше чем через год Николай перевёлся в Киевскую казённую палату, где его назначили помощником столоначальника по рекрутскому столу. Первый чин "из четырнадцати овчин" - коллежского регистратора он получил на седьмом году службы, когда занял место столоначальника. В Киеве Николаю покровительствовал дядя-профессор. Молодому чиновнику даже позволялось посещать лекции в университете, и он этим правом пользовался. Неожиданно для родных Николай Лесков решает жениться на дочери богатого киевского коммерсанта. Брак был несчастливый, особенно осложнились отношения после смерти первенца Лесковых - Мити. С дочерью писатель практически не общался.
В 1857 году будущий писатель принял предложение своего другого дяди, англичанина А.Я. Скотта, работать на его предприятии "Шкотт и Вилькенс". Благодаря коммерческой службе Николай Семёнович изъездил всю Россию за три года. Но дела сельскохозяйственной фирмы не были удачны, после её ликвидации в середине 1860 года Лесков вернулся в Киев, где, параллельно со службой в канцелярии генерал-губернатора, пишет статьи в киевские и столичные журналы. Через полгода, вдохновлённый своими успехами как публициста, он уехал в Санкт-Петербург.
Из-под пера Лескова в 1860-1862 гг. вышла масса статей по социологии, праву и социальной медицине. С начала 1862 года он стал постоянным сотрудником газеты "Северная пчела", в каковом качестве прославился как противник революционно-демократического движения. Брак Лескова распался.
В мае 1862 года в столице свирепствовали пожары. В поджогах огульно обвиняли так называемых нигилистов. Лесков в одной из передовиц не отверг прямо эти слухи, и на него обрушились публицисты-демократы, как если бы автор поддерживал клеветников. Разгневанный Лесков отомстил: под псевдонимом М. Стебницкий напечатал в журнале "Библиотека для чтения" антинигилистический роман "Некуда". В полемике по поводу романа прозвучали даже обвинения в сотрудничестве с Третьим отделением.
Литературная репутация Лескова погибла, не успев расцвести. На многие годы ему был закрыт доступ в популярнейшие журналы. Единственным, кто соглашался печатать его работы, оказался Михаил Николаевич Катков, редактор журнала "Русский вестник". Работать с Катковым было очень трудно: он ввёл в своём журнале идеологическую цензуру. Впоследствии Николай Семёнович утверждал, что редакторская правка исковеркала все его произведения того периода, кроме "Запечатленного ангела". "Очарованного странника" Катков вообще отказался печатать. Лесков разорвал договор с ним и оказался в трудном материальном положении.
С 1874 по 1883 год Лесков работал в особом отделе Ученого комитета Министерства народного просвещения по «рассмотрению книг, издаваемых для народа». Это приносило небольшой доход.В 1877 году, благодаря положительному отзыву императрицы Марии Александровны о романе «Соборяне», он был назначен членом учебного отдела министерства государственных имуществ. Тот же год ознаменовался для Лескова и разводом со второй женой. Сын его Андрей (1866–1953) закончил военное училище, стал офицером. В 1930-1940-х годах он написал об отце двухтомную книгу воспоминаний, вышедшую только после смерти Сталина, в 1954 году.
Статьи Лескова на церковную тематику вызвали сомнения в благонадёжности автора у самого обер-прокурора Синода Победоносцева. Приказ об увольнении шёл с самого верха, но Николай Семёнович отказался подавать прошение об отставке. В 1883 году он был уволен без прошения из Министерства народного просвещения и полностью посвятил себя писательству.
Умер Николай Семенович Лесков 5 марта (по старому стилю - 21 февраля) 1895 года в Петербурге, от астмы, которой болел последние пять лет (по другим данным, от стенокардии). За два года до смерти писатель завещал: "На похоронах моих прошу никаких речей обо мне не говорить. Я знаю, что во мне очень много дурного и что я никаких похвал и сожалений не заслуживаю. Кто хочет порицать меня, тот должен знать, что я сам себя порицал".Похоронен Николай Лесков на Волковом кладбище при завещанном им молчании.
Николай Семенович Лесков
Николай Семёнович Лесков (1831 - 1895) - прозаик, самый народный писатель России, драматург. Автор известных романов, повестей и рассказов, таких как: «Некуда», «Леди Макбет Мценского уезда», «На ножах», «Соборяне», «Левша» и многих других, создатель театральной пьесы «Расточитель».
Родился 4 февраля (16 февраля) 1831 года в селе Горохове Орловской губернии в семье следователя и дочери обедневшего дворянина. У них было пятеро детей, Николай был старшим ребенком. Детство писателя прошло в городе Ореле. После ухода отца с должности, семья переезжает из Орла в село Панино. Здесь и началось изучение и познание Лесковым народа.
Образование и карьера
В 1841 году в возрасте 10 лет Лесков поступил в Орловскую гимназию. С учебой у будущего писателя не складывалось - за 5 лет учебы он окончил всего 2 класса. В 1847 году Лесков благодаря помощи друзей отца устроился на работу в Орловскую уголовную палату суда канцелярским служащим. Когда Николаю было 16 лет, от холеры умер отец, а все имущество сгорело при пожаре.
В 1849 Лесков при помощи дяди-профессора перевелся в Киев чиновником казенной палаты, где позже получил должность столоначальника. В Киеве у Лескова появился интерес к украинской культуре и великим писателям, живописи и архитектуре старого города.
В 1857 Лесков ушел с работы и поступил на коммерческую службу в большую сельскохозяйственную компанию своего дяди-англичанина, по делам которой за три года объездил большую часть России. После закрытия фирмы, в 1860 году вернулся в Киев.
1860 год считают началом творческого пути Лескова, в это время он пишет и публикует статьи в различные журналы. Через полгода он переезжает в Санкт-Петербург, где планирует заниматься литературной и журналистской деятельностью.
В 1862 году Лесков стал постоянным сотрудником газеты «Северная пчела». Работая в ней корреспондентом, посетил Западную Украину, Чехию и Польшу. Ему была близка и симпатична жизнь западных народов-побратимов, потому он углубился в изучение их искусства и быта. В 1863 году Лесков вернулся в Россию.
Долго изучая и наблюдая за жизнью русского народа, сочувствуя его горестям и нуждам, из-под пера Лескова выходят рассказы «Погасшее дело» (1862), повести «Житие одной бабы», «Овцебык» (1863), «Леди Макбет Мценского уезда» (1865).
В романах «Некуда» (1864), «Обойденные» (1865), «На ножах» (1870) писатель раскрыл тему неготовности России к революции.
Имея разногласия с революционными демократами, Лескова отказывались публиковать многие журналы. Единственным, кто печатал его работы, был Михаил Катков, редактор журнала «Русский вестник». Лескову с ним было невероятно сложно работать, редактор правил практически все произведения писателя, а некоторые и вовсе отказывался печатать.
В 1870 - 1880 он написал романы «Соборяне» (1872), «Захудалый род» (1874), где раскрыл национальную и историческую проблематику. Роман «Захудалый род» не был дописан Лесковым из-за разногласий с издателем Катковым. Также в это время он написал несколько повестей: «Островитяне»(1866), «Запечатленный ангел»(1873). К счастью, «Запечатленного ангела» не коснулась редакторская правка Михаила Каткова.
В 1881 году Лесков написал рассказ «Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)» - старинной легенде о мастерах оружейного дела.
Повесть «Заячий ремиз»(1894) была последним большим произведением писателя. В нем он критиковал политическую систему России того времени. Повесть была опубликована лишь в 1917 году после Революции.
Личная жизнь писателя
Первый брак Лескова сложился неудачно. Женой писателя в 1853 году стала дочь киевского коммерсанта Ольга Смирнова. У них было двое детей - первенец, сын Митя, который умер в младенчестве, и дочь Вера. Жена заболела психическим расстройством и лечилась в Петербурге. Брак распался.
В 1865 году Лесков жил с вдовой Екатериной Бубновой. У пары появился сын Андрей (1866-1953). Со второй женой он разошелся в 1877 году.
Последние годы
Последние пять лет жизни Лескова мучали приступы астмы, от которой впоследствии он и скончался. Умер Николай Семенович 21 февраля (5 марта) 1895 года в Санкт-Петербурге. Похоронили писателя на Волковом кладбище
Очарованный странник ( 1873 )
Краткое содержание повести
Читается за 7 мин
4 ч
По дороге к Валааму на Ладожском озере встречаются несколько путников. Один из них, одетый в послушничий подрясник и по виду «типический богатырь», рассказывает, что, имея «Божий дар» к приручиванию лошадей, он, по родительскому обещанию, всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть. По просьбе путников бывший конэсер («Я конэсер-с, <…> я в лошадях знаток и при ремонтёрах состоял для их руководствования», - говорит о себе сам герой) Иван Северьяныч, господин Флягин, рассказывает свою жизнь.
Происходя родом из дворовых людей графа К. из Орловской губернии, Иван Северьяныч с детства пристращается к лошадям и однажды «смеха ради» забивает до смерти монаха на возу. Монах является ему ночью и корит за лишение жизни без покаяния. Он же рассказывает Ивану Северьянычу, что тот - «обещанный» Богу сын, и даёт «знамение», что будет он много раз погибать и ни разу не погибнет, до того как придёт настоящая «погибель» и Иван Северьяныч пойдёт в чернецы. Вскоре Иван Северьяныч по прозвищу Голован спасает своих хозяев от неминуемой гибели в страшной пропасти и впадает в милость. Но отрубает хвост хозяйской кошке, которая таскает у него голубей, и в наказание его жестоко порют, а потом отсылают в «аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить». Последнее наказание Ивана Северьяныча «домучило», и он решается покончить с жизнью. Уготовленную для смерти верёвку обрезает цыган, с которым Иван Северьяныч уходит от графа, прихватив с собой лошадей. С цыганом Иван Северьяныч расстаётся, и, продав чиновнику серебряный крест, он получает отпускной вид и нанимается «нянькой» к маленькой дочери одного барина. За этой работой Иван Северьяныч сильно скучает, водит девочку и козу на берег реки и спит над лиманом. Здесь он встречает барыню, мать девочки, которая умоляет Ивана Северьяныча отдать ей ребёнка, но он неумолим и даже дерётся с нынешним мужем барыни офицером-уланом. Но когда видит разгневанного приближающегося хозяина, отдаёт ребёнка матери и бежит вместе с ними. Офицер отсылает беспаспортного Ивана Северьяныча прочь, и он идёт в степь, куда татары пригоняют конские косяки.
Хан Джанкар продаёт своих лошадей, а татары назначают цены и за коней борются: садятся друг напротив друга и друг друга плетьми стегут. Когда на продажу выставляют нового красавца коня, Иван Северьяныч не сдерживается и, выступая за одного из ремонтёров, запарывает татарина до смерти. По «христианскому обычаю», его отводят за убийство в полицию, но он убегает от жандармов в самые «Рынь-пески». Татары «подщетинивают» ноги Ивана Северьяныча, чтобы не убежал. Иван Северьяныч передвигается лишь ползком, служит у татар лекарем, тоскует и мечтает о возвращении на родину. У него несколько жён «Наташ» и детей «Колек», которых он жалеет, но слушателям признается, что полюбить их не смог, потому как они «некрещёные». Иван Северьяныч совсем отчаивается попасть домой, но в степь приходят русские миссионеры «свою веру уставлять». Они проповедуют, но отказываются платить за Ивана Северьяныча выкуп, утверждая, что перед Богом «все равны и все равно». Спустя некоторое время одного из них убивают, Иван Северьяныч хоронит его по православному обычаю. Слушателям он объясняет, что «азията в веру надо приводить со страхом», потому как они «смирного бога без угрозы ни за что не уважат». Татары пригоняют из Хивы двух человек, которые приходят коней закупать, чтобы «войну делать». В надежде запугать татар они демонстрируют могущество своего огненного бога Талафы, но Иван Северьяныч обнаруживает ящик с фейерверком, сам представляется Талафой, обращает татар в христианскую веру и, найдя в ящиках «едкую землю», вылечивает ноги.
В степи Иван Северьяныч встречает чувашина, но отказывается с ним идти, потому как тот одновременно почитает и мордовского Керемети, и русского Николая Чудотворца. На пути попадаются русские, они крестятся и пьют водку, но прогоняют «беспаспортного» Ивана Северьяныча. В Астрахани странник попадает в острог, откуда его доставляют в родной город. Отец Илья отлучает его на три года от причастия, но сделавшийся богомольным граф отпускает «на оброк», и Иван Северьяныч устраивается по конской части. После того как он помогает мужикам выбрать хорошую лошадь, о нем идёт слава как о чародее, и каждый требует рассказать «секрет». В том числе и один князь, берущий Ивана Северьяныча к себе на должность конэсера. Иван Северьяныч покупает для князя лошадей, но периодически у него случаются пьяные «выходы», перед которыми он отдаёт князю на сохранность все деньги для покупок. Когда князь продаёт прекрасную лошадь Дидону, Иван Северьяныч сильно печалится, «делает выход», но на этот раз оставляет деньги при себе. Он молится в церкви и отправляется в трактир, где встречает «препус-тейши-пустого» человека, утверждающего, что пьёт, потому как «добровольно на себя слабость взял», чтобы другим легче было, и бросить пить ему христианские чувства не позволяют. Новый знакомый накладывает на Ивана Северьяныча магнетизм для освобождения от «усердного пьянства», а с тем чрезвычайно его поит. Ночью Иван Северьяныч попадает в другой трактир, где тратит все деньги на прекрасную певунью цыганку Грушеньку. Повинившись князю, он узнает, что хозяин и сам за Грушеньку полсотни тысяч отдал, выкупил её из табора и поселил в своём доме. Но князь - человек переменчивый, ему надоедает «любовное слово», от «изумрудов яхонтовых» в сон клонит, к тому же кончаются все деньги.
Отправившись в город, Иван Северьяныч подслушивает разговор князя с бывшей любовницей Евгенией Семеновной и узнает, что его хозяин собирается жениться, а несчастную и искренне полюбившую его Грушеньку хочет выдать замуж за Ивана Северьяныча. Вернувшись домой, он не застаёт цыганку, которую князь тайно отвозит в лес на пчельню. Но Груша сбегает от своих охранниц и, грозя, что станет «стыдною женщиной», просит Ивана Северьяныча её утопить. Иван Северьяныч просьбу исполняет, а сам в поисках скорой смерти выдаёт себя за крестьянского сына и, отдав все деньги монастырю как «вклад за Грушину душу», идёт на войну. Он мечтает погибнуть, но «ни земля, ни вода принимать не хочет», а отличившись в деле, рассказывает полковнику об убийстве цыганки. Но слова эти не подтверждаются направленным запросом, его производят в офицеры и отправляют в отставку с орденом святого Георгия. Воспользовавшись рекомендательным письмом полковника, Иван Северьяныч устраивается «справщиком» в адресный стол, но попадает на ничтожную букву «фиту», служба не ладится, и он уходит в артисты. Но репетиции проходят на страстной неделе, Ивану Северьянычу достаётся изображать «трудную роль» демона, да к тому же, заступись за бедную «дворяночку», он «треплет за вихры» одного из артистов и уходит из театра в монастырь.
По словам Ивана Северьяныча, монастырская жизнь его не тяготит, он и там остаётся при лошадях, но принимать старший постриг не считает для себя достойным и живёт в послушании. На вопрос одного из путников он рассказывает, что вначале ему являлся бес в «соблазнительном женском образе», но после усердных молитв остались только маленькие бесы, «дети». Однажды Иван Северьяныч зарубает беса топором, но он оказывается коровой. А за другое избавление от бесов его на целое лето сажают в пустой погреб, где Иван Северьяныч открывает в себе дар пророчества. На корабле Иван Северьяныч оказывается потому, что монахи отпускают его на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию. Странник признается, что ожидает близкой смерти, потому как дух внушает ополчаться и идти на войну, а ему «за народ умереть хочется». Закончив рассказ, Иван Северьяныч впадает в тихую сосредоточенность, вновь ощущая в себе наитие таинственного вещательного духа, открывающегося лишь младенцам.
Николая Семеновича Лескова можно смело называть гением того времени. Он один из немногих писателей, который смог прочувствовать народ. Эта неординарная личность имел пристрастие не только к русской литературе, но и к украинской и английской культуре.
1.Всего лишь 2 класса гимназии закончил Николай Семенович Лесков.
2.В судебной палате обыкновенным канцелярским служащим писатель начал работать по инициативе его папы.
3.После смерти отца Лесков в судебной палате смог вырасти до заместителя столоначальника суда.
4.Только благодаря компании «Шкотт и Вилькенс» Николай Семенович Лесков стал писателем.
5.Лескова постоянно интересовал быт русского народа.
6.Лескову пришлось изучить жизненный уклад старообрядцев, а их таинственностью и мистицизмом он увлекся более всего.
- Горький был восхищен талантом Лескова и даже сравнивал его с Тургеневым и Гоголем.
8.Николай Семенович Лесков всегда оставался на стороне вегетарианства, потому как сострадание к животным было сильнее, чем желание покушать мяса.
9.Самым известным произведением данного писателя считается «Левша».
10.Николай Лесков получил хорошее духовное образование, потому что его дед был священником.
11.Николай Семенович Лесков никогда не отрицал свою принадлежность к духовному сословию.
12.Первая супруга Лескова, которую звали Ольга Васильевна Смирнова сошла с ума.
13.До самой смерти первой супруги Лесков навещал ее в психиатрической клинике.
14.Перед тем, как умереть, писатель смог выпустить сборник произведений.
15.Отец Лескова скончался от холеры в 1848 году.
16.Печатать свои произведения Николай Семенович Лесков начал в возрасте 26 лет.
17.У Лескова было несколько вымышленных псевдонимов.
18.Политическое будущее писателя было предопределено через роман «Некуда».
19.Единственное произведение Лескова, в котором не использовалась писательская редактура – «Запечатленный ангел».
20.После учебы Лескову пришлось проживать в Киеве, где он и стал вольнослушателем гуманитарного факультета.
22.Страстным коллекционером являлся Лесков. Уникальные картины, книги и часы – все это его богатые коллекции.
23.Одним из первых этот писатель вынес предложение о создании книги рецептов для вегетарианцев.
24.Писательская деятельность Лескова начиналась с публицистики.
25.С 1860-ых годов Николай Семенович Лесков начал писать о религии.
26.У Лескова был сын от гражданской жены с именем Андрей.
27.Смерть писателя наступила в 1895 году от приступа астмы, которая изнуряла его целых 5 лет жизни.
28.Лев Толстой называл Лескова «самым русским из писателей».
29.Критики обвиняли Николая Семеновича Лескова в искажении родного русского языка.
30.Десяток лет собственной жизни Николай Семенович Лесков отдал службе государству.
31.Лесков никогда не искал высшие ценности в людях.
32.У многих героев этого писателя были собственные странности.
33.Проблему с алкоголем, которая наблюдалась у русского народа, Лесков находил во множестве питейных заведений. Он считал, что так государство зарабатывает на человеке.
34.Публицистическая деятельность Николая Семеновича Лескова связана прежде всего с тематикой пожаров.
36.В конце жизни Лескова ни единое его произведение не было издано в авторском варианте.
37.В 1985 году именем Николая Семеновича Лескова был назван астероид.
38.Первое образование Лескову удалось получить в богатой семье по материнской линии.
39.Дядя Лескова был профессором медицины.
40.Николай Семенович Лесков был не единственным ребенком в семье. У него было 4 брата и сестры.
41.Похоронен писатель на Петербургском кладбище.
42.Детские и юные годы Николая Семеновича проходили в родовом имении.
43.Ребенок от первого брака Лескова умер, когда ему еще не исполнилось и года.
44.Николай Семенович Лесков за время работы в газете смог посетить европейские страны такие как: Франция, Чехия и Польша.
45.Хорошим другом Лескова был Лев Толстой.
46.Папа Лескова служил следователем в Уголовной палате, а мама была из бедной семьи.
47.Николай Семенович Лесков занимался написание не только романов и рассказов, но и пьес.
48.У Лескова было такое заболевание, как стенокардия.
49.Серьъзнейшая деятельность этого писателя началась именно в Петербурге в 1860 году.
50.Всего от Лескова его женщины родили 3 детишек.
51.На улице Фурштадской находился дом, где Лесков провел последние годы собственной жизни.
52.Николай Семенович Лесков был достаточно темпераментным и деятельным.
53.Во времена учебы Лесков сильно конфликтовал с преподавателями и из-за этого впоследствии забросил учебу вообще.
54.Три года своей жизни Лескову пришлось колесить по России.
55.Последней повестью этого писателя считается «Заячий ремиз».
56.От вступления в первый брак Лескова отговаривали его родственники.
57.В 1867 году Александринским театром была поставлена пьеса Лескова с названием «Расточитель». Эта драма про купеческую жизнь в очередной раз дала критику в сторону писателя.
58.Очень часто писатель занимался обработкой старых воспоминаний и рукописей.
59.Влияние Льва Толстого сказывалась на отношении к церкви со стороны Лескова.
60.Первый русский персонаж-вегетарианец был создан именно Николаем Семеновичем Лесковым.
61.Толстой называл Лескова «писателем будущего».
62.Мария Александровна, которая считалась императрицей того времени, после прочтения «Соборян» Лескова начала его продвигать в чиновники государственного имущества.
63.У Лескова с Веселитской была неразделенная любовь.
64.В начале 1862 года Лесков стал постоянным сотрудником газеты «Северная пчела». Там он и издавал свои передовые статьи.
65.Из-за предъявляемой Николаю Семеновичу Лескову критику он исправляться не собирался.
66.Важным элементом литературного творчества этот писатель считал именно речевые характеристики героев и индивидуализацию их языка.
67.На протяжении долгих лет Андрей Лесков создал биографию своего отца.
68.В Орловской области имеется дом-музей Лескову.
69.Николай Семенович Лесков был злоречливым человеком.
70.Роман Лескова «Чертовы куклы» был написал в стилистике Вольтера.
ЛЕСКОВ Николай Семенович родился в семье мелкого чиновника - писатель.
Учился в Орловской гимназии, служил чиновником в Орле и Киеве. Литературную деятельность начал со статей по экономическим вопросам, затем писал политические статьи в газете «Северная пчела». Одна из его статей о петербургских пожарах (1862) послужила началом полемики Лескова с революционной демократией. Уехав на год за границу, он пишет там рассказ «Овцебык» (1862) и начинает работать над антинигилистическим романом «Некуда», который был напечатан в 1864.
В рассказе «Овцебык» Николай Семенович рисует образ революционного демократа, жертвующего всей своей жизнью для борьбы за пробуждение классового сознания в народе. Но, изображая семинариста Богословского как чистого и самоотверженного человека, писатель в то же время смеется над той политической пропагандой, которую он проводит среди крестьян, показывает полную оторванность Богословского от жизни, его чуждость народу.
В романе - «Некуда» - Лесков рисует многие образы революционных демократов в резко сатирическом, злобно шаржированном виде. Вся демократическая критика осудила этот роман. Рисуя молодых людей, живущих в коммуне, писатель хотел высмеять конкретные факты того времени: коммуну писателя В. А. Слепцова и другие коммуны. Роман «Некуда» полемически заострен против романа Чернышевского «Что делать?». Лесков дает совершенно противоположную Чернышевскому трактовку идейной борьбы 60-х гг., пытаясь зачеркнуть программу действия, которую намечал для своих героев Чернышевский .
Идеи и поступки героев «Что делать?» Николай Семенович пересматривает и в другом своем романе - «Обойденные» (1865). Здесь он дает совсем иное разрешение и любовного конфликта, и проблемы трудовой деятельности героини (противопоставив частную мастерскую общественной мастерской Веры Павловны).
В 1862-63 Николай Семенович пишет ряд подлинно реалистических повестей и рассказов о крепостной деревне, в которых рисует яркие картины нищеты, невежества, бесправия крестьянства:
«Погасшее дело» ,
«Язвительный» ,
«Житие одной бабы» , а также и стихийный протест крестьян против физической и духовной кабалы.
Особенной художественной силой отличается повесть «Житие одной бабы» (1863), в которой показана трагическая гибель крестьянки, защищающей свое право на жизнь с любимым. В этой повести используется фольклор: сказочная речь, народные песни.
Эта же тема страстной любви необычайно ярко разрешена в повести «Леди Макбет Мценского уезда» (1865). Мастерство Лескова - художника проявилось здесь в изображении характеров и в построении драматически напряженного сюжета.
В 1867 Николай Семенович публикует драму «Расточитель» , главная тема которой - обличение жестокости нравов собственнического общества. В ней вскрываются язвы буржуазной действительности тех лет, рисуется ряд ярких типов купцов старого и нового «закала». Пьесе «Расточитель», как и повести «Леди Макбет Мценского уезда», свойствен налет мелодраматизма, чувствуется в ней и антинигилистическая направленность, но все это не меняет глубоко реалистического изображения жизни буржуазии. По содержанию и приемам сатирической типизации драма «Расточитель» близка к комедии Щедрина «Смерть Пазухина».
В повести «Воительница» (1866), писатель блестяще нарисовал сатирический тип мещанки-человеконенавистницы и ханжи, морально искалеченной средой.
Реалистические произведения 60-х гг., и особенно сатира «Воительницы» и «Расточителя», не дают оснований зачислять его в этот период безоговорочно в реакционный лагерь, они свидетельствуют скорее об отсутствии у него твердых идейных позиций.
Резкую полемику с революционно-демократическим движением Николай Семенович продолжал вести и в начале 70-х гг.
В 1870 он пишет книгу «Загадочный человек» , где излагает биографию действовавшего в России революционера Артура Бенни. В этой книге он рисует с презрительной иронией и даже гневом революционно-демократическое движение 60-х гг., осмеивает конкретных деятелей этого движения: Герцена , Некрасова , братьев Н. Курочкина и В. Курочкина , Ничипоренко и других. Книга служила как бы публицистическим введением к роману «На ножах» (1871) - откровенному пасквилю на демократическое движение тех лет. Извращение действительности здесь настолько явно, что даже Достоевский , создавший в это время реакционный роман «Бесы», писал А. Н. Майкову, что в романе «На ножах» «много вранья, много черт знает чего, точно на луне происходит. Нигилисты искажены до бездельничества» («Письма», т. 2, с. 320). «На ножах» было последним произведением Лескова, целиком посвященным полемике с революционной демократией, хотя «призрак нигилизма» (выражение Щедрина) преследовал его еще ряд лет.
Карикатурными образами нигилистов Николай Семенович испортил и свой реалистический роман- хронику «Соборяне» (1872), в котором нигилисты, в сущности, не играют никакой роли. Основная сюжетная линия романа связана с духовной драмой протопопа Туберозова и дьякона Ахиллы, борющихся с церковной и мирской несправедливостью. Это подлинно русские богатыри, люди с чистой душой, рыцари правды и добра. Но протест их бесплоден, борьба за церковь «истинную», свободную от мирской грязи не могла ни к чему привести. И Ахилла и Туберозов были чужды массе церковников, той самой корыстной, неразрывно связанной с мирскими властями массе, которую писатель некоторое время спустя изобразил в хронике «Мелочи архиерейской жизни» .
Очень скоро Лесков понял, что на почве «идеализированной Византии» «развиваться нельзя», и признавался, что не стал бы писать «Соборян» так, как они написаны. Образы «Соборян» положили начало галерее лесковских праведников. Характеризуя идейную позицию Лескова начала 70-х гг., Горький писал: «После злого романа «На ножах» литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью, или, скорее, иконописью,- он начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников. Он как бы поставил себе целью ободрить, воодушевить Русь, измученную рабством. В душе этого человека странно соединялись уверенность и сомнение, идеализм и скептицизм» (Собр. соч., т. 24, М., 1953, с. 231-233).
Николай Семеновичи Лесков начинает переоценивать свое отношение к окружающей действительности. Он открыто заявляет об отходе от реакционного литературного лагеря, руководимого М. Н. Катковым. «Я не могу не чувствовать к нему того, чего не может не чувствовать литературный человек к убийце родной литературы»,- пишет писатель о Каткове.
Расходится он и со славянофилами, о чем свидетельствуют его письма к И. Аксакову . В этот период он приступает к созданию сатирических произведений, в которых с особой отчетливостью видно постепенное сближение его с демократическим лагерем.
Повесть-обозрение «Смех и горе» (1871), открывает собой как бы новый этап в творческом развитии писателя «Я стал думать ответственно, когда написал «Смех и горе», и с тех пор остался в этом настроении - критическом и, по силам моим, незлобивом и снисходительном»,- писал впоследствии Лесков. В повести «Смех и горе» рисуется жизнь помещика Ватажкова, для которого Россия - это страна «сюрпризов», где рядовой человек не в силах бороться: «Здесь, что ни шаг, то сюрприз, и притом самый скверный». Глубокие закономерности несправедливого общественного строя писатель показал лишь как цепь несчастных случайностей - «сюрпризов», выпавших на долю неудачника Ватажкова. И, тем не менее, сатира эта давала богатый материал для раздумий. В повести не только изображена жизнь широких слоев пореформенной России, но и создан ряд ярких сатирических типов, приближающихся к типам демократической сатиры тех лет. Поиски сатирических приемов у Лескова шли под несомненным влиянием Щедрина, хотя его сатира 70-х гг. и лишена наступательного щедринского духа. Рассказчик обычно избирается Лесковым самый неискушенный в социальных вопросах, чаще всего это рядовой обыватель. Это и определяет характерную особенность сатиры тех лет - ее бытовизм.
Положительные образы «Соборян», тема талантливости, духовной и физической мощи русского народа получают свое дальнейшее развитие в повестях «Очарованный странник» и «Запечатленный ангел» , написанных в 1873.
Герой «Очарованного странника» - Иван Северьянович Флягин - беглый крепостной, по внешнему виду напоминающий Ахиллу Десницыца из «Соборян». Все чувства в нем доведены до крайних размеров: и любовь, и радость, и доброта, и гнев. Сердце его полно всеобъемлющей любви к родине и многострадальному русскому народу. «Мне за народ очень помереть хочется»,- говорит Флягин. Он человек несгибаемой воли, неподкупной честности и благородства. Эти его качества, как и вся его жизнь, наполненная великими страданиями, типичны для всего русского народа в целом. Прав был Горький, отмечая типичность, народность лесковских героев: «В каждом рассказе Лескова вы чувствуете, что его основная дума - дума не о судьбе лица, а судьбе России».
Олицетворением яркой талантливости русского народа являются в повести «Запечатленный ангел» крестьяне - строители Киевского моста, поражающие своим искусством англичан. Они сердцем понимают и чувствуют великую красоту старинной русской живописи и готовы отдать за нее жизнь. В столкновении мужицкой артели с алчными, продажными чиновниками моральная победа остается на стороне мужиков.
В «Запечатленном ангеле» и «Очарованном страннике» язык писателя достигает необычайной художественной выразительности. Рассказ ведется от лица основных героев, и читатель видит воочию не только события, обстановку, но через речь видит внешность и поведение каждого, даже незначительного, персонажа.
В творчестве Николая Семеновича 70-х и последующих годов чрезвычайно сильны мотивы национальной самобытности русского народа, веры в свои силы, в светлое будущее России. Мотивы эти легли в основу сатирической повести «Железная воля» (1876), а также повести «Сказ о тульском Косом Левше и стальной блохе» (1881).
Николай Семенович создал в «Сказе о Левше» целую галерею сатирических типов: царь Николай I, подхалимы и трусы «русские» придворные графы Кисельвроде, Клейнмихели и прочих. Все они - сила, чуждая народу, грабящая его и издевающаяся над ним. Им противостоит человек, который только один и думает о судьбе России, о ее славе. Это талантливый умелец-самоучка Левша. Лесков сам отмечал, что Левша - образ обобщенный: «В Левше я имел мысль вывести не одного человека, а там, где стоит «Левша», надо читать «русский народ». «Олицетворенный народною фантазиею мира», наделенный духовным богатством простого русского народа, Левша сумел «посрамить» англичан, стать выше их, презрительно отнестись к их обеспеченно-бескрылому практицизму и самодовольству. Судьба Левши трагична, как была трагична судьба всего угнетенного народа России. Оригинален язык «Сказа о Левше». Сказитель выступает в нем как представитель народа, и поэтому его речь, а часто и его облик сливаются с речью и обликом самого Левши. Речь других персонажей передается также через восприятие сказителя. Он переосмысливает комически и сатирически язык чуждой ему среды (и русской и английской), многие понятия и слова трактует по-своему, с точки зрения своего представления о действительности, использует чисто народную речь, создает новые словосочетания.
Подобную же манеру сказа использовал он и в повести «Леон - дворецкий сын» (1881), стилизованной под народный язык XVII в. Тема гибели народных талантов на Руси, тема обличения крепостнического строя с большим художественным мастерством решается писателем и в повести «Тупейный художник» (1883). В ней рассказывается о зверски растоптанной любви, о жизни, погубленной деспотом, имеющим власть над людьми. В русской литературе мало книг, запечатлевших период крепостного права с такой художественной силой.
В 70-80-е гг. Николай Семенович пишет ряд произведений, посвященных изображению русских праведников («Несмертельный Голован», «Однодум», «Печорские антики» ). Многие рассказы написаны на сюжет Евангелия и Пролога. Праведники в легендах Лескова теряли свой божественный облик. Они действовали как подлинно живые, страдающие, любящие люди («Скоморох Памфалон», «Аскалонский злодей», «Прекрасная Аза», «Невинный Пруденций» и другие). В легендах проявилось высокое мастерство стилизации, присущее автору.
Большое место в творчестве Николая Семеновича занимает тема обличения русского церковничества. Особенно острую, сатирическую окраску приобретает она с конца 70-х гг. Это было вызвано эволюцией миросозерцания Лескова, его заботой о борьбе с невежеством народа, с его вековыми предрассудками.
Очень характерна книга сатирических очерков «Мелочи архиерейской жизни» (1878-80), в которой зло высмеиваются мелочность, самодурство, стяжательство «святых отцов», а также иезуитские законы церкви и правительства о браке, используемые церковной иерархией в своих корыстных целях. В книге с непоследовательностью перемешано и очень важное и мелкое, и резкая сатира и просто фельетоны, анекдотические факты, и тем не менее в целом она сильно бьет по церкви как верной прислужнице эксплуататорских классов, разоблачает ее реакционную социальную роль, хотя и не с атеистических позиций, а с ложных позиций ее обновления. В этот период писатель переоценивает созданные им ранее положительные образы духовенства, в том числе и образы «Соборян». «Клятвы разрешать; ножи благословлять, отъем через силу освящать; браки разводить; детей закрепощать; оказывать протекции у Создателя или проклинать и делать еще тысячи пошлостей и подлостей, фальсифицирующих все заповеди и просьбы «повешенного на кресте праведника» - вот что я хотел бы показать людям»,- с гневом пишет Лесков. Кроме «Мелочей архиерейской жизни», Николай Семенович написал большое количество антицерковных рассказов и очерков, которые вошли (вместе с «Мелочами архиерейской жизни») в 6-й т. его первого собр. соч., который по постановлению духовной цензуры был изъят и сожжен.
Сатирические образы попов-шпионов и мздоимцев встречаются также во многих его произведениях:
«Шерамур» ,
в цикле новелл
«Заметки неизвестного» ,
«Святочные рассказы» ,
«Рассказы кстати» ,
повестях
«Полунощники» ,
«Зимний день» ,
«Заячий ремиз» и других.
В своей антицерковной сатире Николай Семенович шел вслед за Толстым, начавшим в 80-е гг. борьбу с официальной церковью. Л. Толстой оказал огромное влияние на формирование идеологии писателя и на его творчество, особенно в 80-е гг., но Лесков не был толстовцем и не принимал его теории непротивления злу. Процесс демократизации творчества писателя становится особенно очевидным в 80 - 90-е гг. Писатель идет по пути углубления критики действительности, подвергая при этом коренному пересмотру свои прежние взгляды и убеждения. Он подходит к разрешению основных социальных проблем, которые стояли в центре внимания демократической литературы этого периода.
Эволюция мировоззрения Лескова проходила трудно и мучительно. В письме к критику Протопопову он говорит о своем «трудном росте»: «Дворянские тенденции, церковная набожность, узкая национальность и государственность, слава страны и тому подобное. Во всем этом я вырос, и все это мне часто казалось противно, но... я не видел, «где истина»!»
В сатирических произведениях 80-х гг. большое место занимает борьба против антинародного бюрократического аппарата самодержавия. В этой борьбе он шел вместе со Щедриным, Чеховым и Л. Толстым. Он создает ряд сатирически обобщенных типов чиновников-хищников, олицетворяющих антинародность самодержавия рассказы:
«Белый орел» ,
«Простое средство» ,
«Старый гений» ,
«Человек на часах» .
Образы буржуазии, нарисованные в рассказах
«Полунощники» ,
«Чертогон» ,
«Грабеж» ,
«Отборное зерно» и других, имеют много общего с подобными же образами Щедрина, Некрасова, Островского , Мамина-Сибиряка. Но основное внимание писатель уделил моральному облику буржуа, оставив в стороне его политическую деятельность.
В начале 90-х гг. Николай Семенович создал ряд политически острых сатирических произведений:
рассказы
«Административная грация» (1893),
«Загон» (1893),
«Полунощники» (1891),
«Зимний день» (1894),
«Дама и фефела» (1894),
Главная особенность этих произведений - их открытая направленность против реакции 80-90-х гг., прямая защита прогрессивных сил России, в частности революционеров, показ духовной, моральной растленности правящих классов и гневное обличение их методов политической борьбы с революционным движением. Злыми сделались и краски сатиры, стал неизмеримо тоньше рисунок образа, бытовая сатира уступила место сатире социальной, появились глубокие обобщения, выраженные в образной и публицистической форме. Лесков прекрасно сознавал разрушительную силу этих произведений: «Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки... Эти вещи не нравятся публике за цинизм и прямоту. Да я и не хочу нравиться публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает... Я хочу бичевать ее и мучить. Роман становится обвинительным актом над жизнью».
В рассказе «Административная грация» он рисует борьбу объединенного лагеря реакции в лице министра, губернатора, попа и полиции против прогрессивно настроенного профессора, доведенного их травлей и клеветой до самоубийства. Рассказ этот не смог быть напечатан при жизни писателя и появился лишь в советское время.
В очерке «Загон» сатира Николая Семеновича достигает особенно широкого политического обобщения. Рисуя картины нищей и дикой жизни народа, не верящего ни в какие реформы, проводимые господами, Он показывает не менее дикую, полную суеверий жизнь правящего общества. Этим обществом руководят «апостолы» мракобесия и реакции вроде Каткова, проповедующие отделение России «китайской стеной» от других государств, образование собственного российского «загона». Правящие круги и реакционная пресса, выражающая их мнение, стремятся навсегда удержать народ в кабале и невежестве. Не прибегая в очерке к гиперболе, подбирает такие реально существовавшие факты, которые выглядят еще более разительно, чем самая злая сатирическая гипербола. Публицистический накал лесковской сатиры здесь во многом близок к сатире Щедрина, хотя Лесков и не смог подняться до щедринских высот сатирического обобщения.
Еще более ярки и разнообразны по своей художественной форме сатирические повести Лескова Н. С. «Полунощники», «Зимний день», «Заячий ремиз». В них созданы положительные образы прогрессивной молодежи, борющейся за права народа. В основном это образы девушек-дворянок, порвавших со своим классом. Но идеал Лескова- не активный революционер, а просветитель, борющийся за усовершенствование общественного строя средствами морального убеждения, пропагандой евангельских идеалов добра, справедливости, равенства.
В «Полунощниках» запечатлен буржуазный и мещанский быт 80-х гг., с его невежеством, жестокостью, страхом перед общественным движением и верой в чудеса мракобеса Иоанна Кронштадского. Пластическая выразительность образов «Полунощников» достигается писателем в основном подчеркиванием их социальных качеств и своеобразным, неповторимо индивидуальным языком. Здесь же Николай Семенович создает и сатирические образы-символы, определяя сущность их кличками: «Ехидна», «Тарантул» и тому подобное.
Но особенно выразительны итоги идейной эволюции Лескова и художественные достижения его сатиры в повести «Заячий ремиз», изображающей политическую борьбу в период реакции 80-х гг. Говоря о эзоповском стиле в этой повести, Лесков писал: «В повести есть «деликатная материя», но все, что щекотливо, очень тщательно маскировано и умышленно запутано. Колорит малороссийский и сумасшедший». В этой повести Николай Семенович показал себя блестящим учеником Щедрина и Гоголя , продолжавшим их традиции в новой исторической обстановке. В центре повести - Оноприй Перегуд, дворянин и бывший становой пристав, находящийся на излечении в сумасшедшем доме. Помешался он на почве ловли «сицилистов», которой от него требовали охранка и местные полицейские и духовные власти. «Что за ужасная среда, в которой он жил... Помилуйте, какая голова может это выдержать и сохранить здравый ум!»- говорит один из героев повести. Перегуд - слуга и вместе с тем жертва реакции, жалкое и страшное порождение самодержавного строя. Способы сатирической типизации в «Заячьем ремизе» обусловлены политической задачей, поставленной Лесковым: изобразить общественный строй России как царство произвола и безумия. Поэтому Николай Семенович пользовался средствами гиперболы, сатирической фантастики, гротеска.
«Лесков Николай Семенович- волшебник слова, но он писал не пластически, а рассказывал и в этом искусстве не имеет себе равного»,- писал М. Горький.
Действительно, стиль Лескова характерен тем, что основное внимание уделяется речи персонажа, при помощи которой создается полное представление об эпохе, о конкретной среде, о характере людей, об их действиях. Секрет словесного мастерства Николая Семеновича заключается в его прекрасном знании народной жизни, быта, идейных и нравственных особенностей облика всех сословий и классов России 2-й половины XIX в. «Пронзил всю Русь»,- метко сказал о Лескове один из героев Горького.
Умер - , Петербург.
Русские писатели. Биобиблиографический словарь.
Русский писатель Николай Семенович Лесков родился 16 февраля (4 февраля по старому стилю) 1831 г. в селе Горохово Орловской губернии. Его дед был священнослужителем в селе Лески Карачевского уезда Орловской губернии. От названия села Лески и была образована родовая фамилия Лесковых. Отец Николая Лескова, Семен Дмитриевич (1789-1848), служил заседателем орловской палаты уголовного суда и по выслуге лет получил потомственное дворянство. Мать - Марья Петровна Алферьева (1813-1886) принадлежала к дворянскому роду.
Детские годы Николая Лескова прошли в Орле , а в 1839 г., когда его отец вышел в отставку и купил хутор Панино в Кромском уезде Орловской губернии, вся семья уехала из Орла в свое крошечное имение. Первоначальное образование Лесков получил в Горохово в доме Страховых, богатых родственников по матери, куда он был отдан родителями из-за недостатка собственных средств для домашнего образования.
В 1941 г. Николая Лескова отправили учиться в Орловскую губернскую гимназию, но учился он неровно и в 1846 г., не выдержав переводных экзаменов, был исключен. Отец устроил его на службу писцом в Орловской палате уголовного суда. В те годы он много читал, вращался в кругу орловской интеллигенции. Внезапная смерть отца в 1848 г. и "бедственное разорение" семьи изменили судьбу Николая Лескова. В конце 1949 г. он переехал в Киев, где жил у своего дяди, профессора университета.
С 1949 по 1956 гг. он служил в Киевской казенной палате на различных должностях: сначала помощником столоначальника по рекрутскому столу ревизского отделения, с 1853 г. - коллежским регистратором, затем столоначальником, с 1856 г. - губернским секретарем. В эти годы Лесков много занимался самообразованием. В качестве вольнослушателя он посещал в Киевском университете лекции по агрономии, анатомии, криминалистике, государственному праву, изучал польский язык, участвовал в религиозно-философском студенческом кружке, общался с паломниками, сектантами, старообрядцами.
В 1930-1940 гг. Андреем Лесковым (1866-1953), сыном писателя, было составлено жизнеописание Николая Лескова, изданное в 1954 г. в двух томах.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.
- Белая мышь толкование по соннику
- Плавание, Юлия Ефимова: биография участницы Олимпиады в Рио
- Святой преподобный антоний римлянин, новгородский чудотворец
- Рецепт: Печенье "Кинако" - из соевой муки Соевая мука что
- Чем полезно соевое молоко для красоты и здоровья и как его приготовить дома Соевое молоко из соевых бобов
- Имитированная икра: из чего её делают, польза и вред
- Рецепт: Мясные клубочки - в слоеном тесте запеченные в духовом шкафу Ингредиенты на мясные клубочки в слоеном тесте
- Замороженная вишня – калорийность продукта; как заготовить на зиму в домашних условиях с видео; применение в кулинарии; польза и вред
- Лев и Близнецы: совместимость двух сильных знаков Лев и близнецы гороскоп
- Интересные факты о киевском софийском соборе
- Фенол сообщение. Применение фенола. Физические свойства фенола
- Рубль — круглый: смотри, чтоб не укатился
- Какие желания можно загадать?
- Андреевская церковь – шедевр архитектурного стиля барокко
- К чему снится лошадь женщине, незамужней девушке, беременной?
- Как приготовить сырный крекер
- Гороскоп — Весы Гороскоп с 18 по 25 сентября
- К чему снятся татуировки: значение сна
- Икона спиридона тримифунтского в чем помогает
- День народного единства - история появления праздника