«музыкальный портрет» - музыка - методические материалы - каталог статей - мбу дпо "умоц". Музыкальный портрет


Дата: 09.12.2017г Дата:13.12.2017г Дата:23.12.2017г

Класс: 6 «В» Класс: 6 «А» Класс: 6 «Б»

Тема: « Музыкальный портрет»

Тип урока: углубление темы, развивающий, проблемный

Цель урока: Расширить и углубить представления учащихся о многогранных связях музыки и живописи.

Задачи урока:

Обучающие:

Сформировать представление о жанре музыкального портрета;

Познакомить с творческим содружеством композиторов «Могучей кучки»;

Научить детей чувствовать поэтичность, музыкальность и живописность художественных образов.

Развивающие:

Развитие исследовательских навыков;

Развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения как основы развития творческого воображения

Углубление представлений учащихся об изобразительных свойствах музыки с помощью сравнительного анализа музыки – «Песни Варлаама» М.Мусоргского и изобразительного искусства – картины И.Репина «Протодьякон»;

Выработка умения раскрыть свойства «живописной музыки» благодаря мастерскому использованию композиторами и исполнителями красок музыкальной речи (регистровых, тембровых, динамических, темпо-ритмических).

Воспитывающие:

- воспитание чувства прекрасного на примере произведений мировой музыкальной и художественной культуры;

Формирование эстетического вкуса учащихся;

Воспитание нравственно-патриотических качеств у учащихся через историю родной страны, музыкального наследия родного народа.

Педагогические технологии, используемые на уроке: технология проблемного обучения, информационно-коммуникативные технологии, технология критического мышления, групповая технология

Знания, умения, навыки, которые актуализируют, приобретут, закрепят учащиеся в ходе урока: В ходе урока обучающиеся приобретают знания о жанре музыкального портрета, умение анализировать произведения музыки и живописи, навыки сравнения произведений музыкального и изобразительного искусства, исследовательской деятельности, работы с современными электронными средствами обучения.

Оборудование: компьютер, колонки, экран, презентация о композиторах «Могучей кучки».

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рад вас всех видеть здоровыми и красивыми. С каким настроением вы пришли ко мне на урок? (…) Я надеюсь, что после урока оно станет ещё лучше. Итак, мы продолжаем путешествие по музыкальной картинной галерее.

II. Повторение пройденного и постановка новой проблемы.

Ребята, перед тем как перейти к новому разделу, давайте вспомним тему III четверти.

(Сл.1. «Можем ли мы увидеть музыку?»)

А в чём состоит цель уроков этой четверти? Что мы должны с вами выяснить?

(Связь музыки с изобразительным искусством)

Ребята, а в чём, на каких примерах и темах мы проследили уже эту связь?

(Музыка способна изображать движение, различные жизненные образы)

Правильно, ребята. И на этих уроках мы с вами убедились, что музыка и изобразительное искусство разными средствами выразительности могут изображать движение, всевозможные образы, взаимодополняя друг друга.

А тема нашего сегодняшнего урока – «Музыкальный портрет». (Сл.2)

Ребята, скажите, а какое значение имеет понятие «портрет» в изобразительном искусстве?

(Отображение визуальных характеристик модели; это повторение в линиях и красках живого лица, где через зрительный образ художник раскрывает внутренний мир человека)

А как вы считаете, исходя из темы нашего урока, что мы сегодня будем выяснять, какова цель этого урока?

(Как музыка может нарисовать музыкальный портрет)

Да, ребята. Сегодня мы с вами попытаемся ответить на вопрос, а может ли существовать музыкальный портрет? (проблемный вопрос) (Сл.3)

И рассмотрим мы это понятие на примере музыки русского композитора-классика Модеста Петровича Мусоргского.

IV. Итог.

Ребята, можно ли назвать «Песню Варлаама» музыкальным портретом?

А что музыка нам изображала?

(Характер человека, его внутренний мир.)

Так что же такое музыкальный портрет?

(Музыкальный портрет – это портрет характера героя.)

Правильно, ребята. В музыке, в отличие от живописи, на первый план выходит изображение характера и настроения героя, а внешность можно представить через воображение и фантазию. В живописном портрете всё наоборот. Итак, музыкальный портрет – это портрет характера героя. (Сл. 26)

Действительно ли музыка и изобразительное искусство так тесно взаимосвязаны друг с другом?

- Обладает ли музыка изобразительностью?

- Можем ли мы увидеть музыку?

V. Творческая деятельность учащихся.

Ребята, а теперь давайте попробуем сами стать творцами. Постарайтесь понять своё внутреннее состояние, услышать музыку своей души и написать синквейн по теме нашего урока. В нём постарайтесь отразить своё отношение к увиденному и услышанному на уроке. Вспомним схему синквейна. (Сл. 27)

(Под «Прогулку» М.Мусоргского сочиняют синквейн.)

Ну а теперь прочитайте нам всем, что у вас получилось.

(Зачитывание своих синквейнов.)

А теперь давайте попробуем нарисовать своим исполнением музыкальный потрет героя песни, которую мы разучили на прошлом уроке «Песня о маленьком трубаче».

(Исполнение «Песни о маленьком трубаче» С.Никитина)

VI. Рефлексия.

Ребята, вы сегодня почувствовали себя творцами?

Значит вы сумели выразить свои чувства, эмоции, фантазии?

А что вам больше всего понравилось, запомнилось на уроке?

Ребята, у вас на партах лежат смайлики. Выходя из класса, отобразите своё настроение на доске.

(Учащиеся выходят из класса, прикрепляя к доске смайлики.)

Оказывается, человек может звучать…. В нотах, музыкальных фразах, мелодиях раскрывается его характер, изображается «лицо». Известно, что портрет, написанный художником, способен передавать сущность человека, оставляя некую тайну. Каждая часть лица, каждый изгиб тела на холсте воскрешает нас как личность, при этом сохраняя что-то сокровенное.

Музыка же, как и любой другой вид искусства, воплощает в жизнь нечто прекрасное. Она передает настроение, заряжая человека позитивом. Очень часто мы ищем себя в строках песен, пытаемся уловить любую нотку и сопоставить ее со своей личностью.

А представьте эти два величайших вида искусства вместе - живопись и музыка! Портрет человека в музыке. Интересно?

Музыкальный портрет - это…

Прежде всего, это искусство, которое раскрывает Вашу душу, музыкально передает эмоции и характер человека. Это Ваше, личное, неповторимое, как и сам человек. С помощью музыкального портрета, вы рассматриваете себя с разных сторон, раскрывая все более глубокие грани вашего внутреннего мира. Мелодия, списанная фактически с вашего «я», способствует улучшению духовного состояния — с этим не поспорить! Ведь слушая определенную музыку, Вы испытываете эмоции. А если это музыка Вашей души? Приходилось ли рассматривать ее со стороны? Это неизгладимое впечатление - реальность приобретает другие очертания: любовь, красота, безграничность…

Как составляют музыкальный портрет?

Вы никогда не задумывались, что такое умиротворение? Иногда, в некоторые моменты, ты ощущаешь какое-то душевное спокойствие. Тебя ничего не волнует, ты ходишь по нескончаемым стезям, там, глубоко внутри. Когда теряются мысли, и ты погружаешься в нечто большее, что невозможно описать. Это нечто поднимается глубоко изнутри, из самых тайных комнат сердца.

Какое количество людей способны прочесть неизведанный мир?
Музыкальный портрет может создать только гений, гений души. Он может не только прочесть, но и воспроизвести это в музыку, ощутить, понять Ваше мышление, сознание, открыть волю. Воспроизвести музыку, которая играет внутри Вас.

Все полнота искусства создания музыкального портрета обитает в уникальной среде интуитивного мира. Для того чтобы создать его, композитору нужен личный контакт с человеком либо личная фотография или видеозапись. Когда собрана вся информация о человеке, музыкант записывает портрет в студии, обеспечивая мелодии качественное звучание. В практике также бывало такое, что композитор записывает музыкальный портрет в присутствие человека, о котором пишет. Но в любом случае, с личной встречей или без нее, качество не изменится. Это в любом случае будет то, что называется - музыкальное изображение внутреннего мира.

Хотите услышать, как звучит музыкальный портрет?

Музыкальный портрет имеет два вида создания:

1) Импровизация (экспромт) — это воссоздание чувств автора сразу в запись

2) Прописанная пьеса - сложная, разработанная до мелочей композиция в нотах. Подобного рода композицию впоследствии можно аранжировать. Данная мелодия имеет вид произведения, над которым нужно трудиться определенное время.

Музыкальный портрет - историческое наследие и эксклюзивный подарок

Современного человека очень тяжело удивить, не так ли? Представьте, что Вы получаете в подарок самого себя - свой внутренний мир, давно знакомые и родные Вам чувства и переживания?.. Только облеченные в язык музыки. Это не только актуально и ново для нашего мира, это кажется невероятным и невообразимым!

Заказывая музыкальный портрет, Вы можете сделать подарок любимому человеку. Ведь автор может написать музыкальный портрет лично Ваш или, например, выразить Ваши чувства к любимому человеку - изобразить его таким, каким Вы его видите! Музыкант может написать портрет о любви, о дружбе и т.д. В музыкальном портрете можно воплотить всю многогранность личности!

Узнать об услуге и заказать музыкальный портрет можно

Музыкальные портреты персонажей оперы

Исследователи сходятся в том, что литературный текст и музыка оперы «Санктпетербургский гостиный двор» находятся в соответствии, удивительном для развития искусства того времени . Музыка вторит высказываниям героев комедии, умело воспроизводит интонации живой речи - выкрики купцов и покупателей в торговых рядах. По этому поводу интересно замечание Левашёвой. Она считает, что музыкальный язык оперы «представляет собой интерес как один из первых замечательных опытов создания речитативного, декламационного вокального стиля» .

В опере невероятно большое для того времени число персонажей - 23 1 . Многие из них получают самостоятельную характеристику. Такое обилие действующих лиц затрудняет анализ портретов действующих лиц оперы. В связи с этим для большего удобства изложения персонажи будут объединены по принципу значимости в группы. В первую очередь следует выделить главных героев, вокруг которых завязывается основной конфликт оперы. Это купец Сквалыгин и подьячий Крючкодей. К ним примыкает жена Сквалыгина - Соломонида и дочь Хавронья. Таким образом, в группу первостепенных персонажей, которым будет посвящен второй параграф основной части, попадают представители одной семьи (если считать, что Крючкодей жених Хавроньи).

Вторую группу персонажей составляют прочие представители купеческой среды. Это должники Сквалыгина торговцы Перебоев, Проторгуев, Разживин и Смекалин. Сюда же относится племянник Сквалыгина купец Хвалимов, а так же такие второстепенные герои как Офицер Прямиков, должница Щепеткова, заимодавица Крепышкина, вдова с детьми и другие эпизодические персонажи.

Музыкальные портреты главных героев оперы

Ведущий персонаж оперы, вокруг которого завязывается основная интрига - купец Ферапонт Пафнутьевич Сквалыгин. Из двадцати номеров, обрисовывающих жизнь и быт купечества, Сквалыгин участвует в двенадцати 1 . При этом у него три сольных высказывания, которые дают герою разностороннюю характеристику.

Все три арии сходны по музыкальным средствам выразительности. Их объединяет подвижное течение музыки, размер 2/4 и тональность Соль мажор. Музыкальные темы интонационно близки друг другу 2 . В ариях за счет двухдольного метра и упругого ритма раскрываются волевые качества купца, его живой, деятельный характер, направленный на обогащение. Тональное единство в данном случае не содержит какого-либо семантического смысла. Скорее всего, тональность Соль мажор была удобна для первого исполнителя партии Сквалыгина.

Первая ария купца «Режь потоне ломоточки», по мнению Левашёва, представляет собой «арию действия». Сквалыгин дает наставление жене перед приходом гостей на свадьбу, обучая её бережливости. Музыкальное решение этого номера является типичным для комических персонажей оперы buffa. Использование коротких речевых реплик, повторение непритязательной мелодии, выдержанной в ровных длительностях, и быстрый темп создают комедийный эффект. При этом наблюдается соответствие между словом и музыкой - мелодико-ритмические акценты приходятся на ключевые слова текста:

В тот момент, когда в дом к купцу приходят должница Щепеткова за оставленным в залог серебром и заимодавица Крепышкина, Сквалыгин поёт арию «Вот каков стал ныне свет». Это сольное высказывание героя обладает всеми признаками «арии обличения». Выбранный неторопливый темп Moderato подходит для выразительного, возмущённого монолога. В мелодии Сквалыгина появляется пунктирный ритм. Фаготы и первые скрипки дублируют мелодический и ритмический рельеф вокальной партии. Герой старается изобразить искреннее удивление и разочарование по поводу царящей в мире «несправедливости»:

Но такое звучание имеют только первые две фразы, далее на слова «Баламутит нас речами» появляется уже знакомая по первой арии буффонная скороговорка, и весь налёт серьёзности и негодования исчезает:

Под двадцать шестым номером звучит ещё одно сольное высказывание Сквалыгина - ария «Всяк умей-ко так прожить». Она принадлежит к распространённому в оперной литературе XVIII века типу «арии-характеристики». Здесь герой сам рассказывает о себе, излагая свою жизненную позицию. Музыка этого номера задорна и беззаботна. В её основе лежит танцевальный ритм краковяка с характерным смещением акцентов с сильной доли на слабую. На протяжении всей арии последняя восьмая такта подчеркивается яркой динамикой и трелью у первых скрипок. Валторны почти всегда вступают на вторую восьмушку такта и выделяют слабую долю яркой звучностью (Forte):

Таким образом, все три арии Сквалыгина сходны по музыкальным средствам выразительности. Их объединяет подвижное течение музыки, размер 2/4 и тональность Соль мажор. Музыкальные темы интонационно близки друг другу 2 . В ариях за счет двухдольного метра и упругого ритма раскрываются волевые качества купца, его живой, деятельный характер, направленный на обогащение. Тональное единство в данном случае не содержит какого-либо семантического смысла. Скорее всего, тональность Соль мажор была удобна для первого исполнителя партии Сквалыгина.

Меткие штрихи к портрету Сквалыгина вносят ансамблевые сцены. Вообще ансамбли преобладают в опере (12), Сквалыгин участвует в девяти из них. Большая их часть - это «ансамбли ссоры». Таковы, например, сцены Сквалыгина с барынями (I д. № 9), с бедными торговцами (III д. № 19, 20) и два дуэта с Хвалимовым (I д. № 3, 4).

Два названных выше ансамбля Сквалыгина и Хвалимова из первого действия содержательно и драматургически близки арии богатого купца из третьего действия «Всяк умей-ко так прожить». Можно сказать, что они предвосхищают это сольное высказывание, потому что в споре с Хвалимовым впервые сформулированы жизненные позиции Сквалыгина.

Дуэт «Постыдися, разступися» стремительно развёртывается. Вокальные партии участников ансамбля интонационно близки. Начальная фраза Хвалимова повторяется Сквалыгиным на другой высоте, далее в их партии проникают выразительные речитативные интонации яростного спора. Подобное мелодическое единство говорит о том, что герои испытывают одно и то же чувство изумления и несогласия с мнением друг друга.

Несколько иную музыкальную характеристику получает Сквалыгин в трио «Мы станем лишь смотреть и веселиться», так как в ансамбле участвуют его единомышленники - жена Соломонида и будущий зять Крючкодей. Герои воодушевлены общей идеей обогащения, но и в данной ситуации Сквалыгин несколько противопоставляется остальным участникам ансамбля. Эта разобщенность намечается во втором предложении начального периода, где Сквалыгин вступает позже остальных и поет общий текст, но с опозданием:

Яркое проявление подобный приём находит в среднем разделе, в котором Сквалыгин сольно исполняет текст, ярко характеризующий его как человека алчного, увлеченного мыслью наживы и богатства 1:

Стану караулить сам,

Спать не буду по ночам.

В том веселье мне забава,

Миллионы чтоб скопить.

Приведённые строки, рисуют портрет человека, для которого смысл жизни заключается в богатстве. Но остальные участники ансамбля считают деньги лишь средством для достижения другой цели, о которой будет рассказано позже, и поэтому не вторят вокальной партии Сквалягина. Однако литературное противопоставление Сквалыгина Соломониде и Крючкодею в средней части номера не находит яркого воплощения в музыке - партии всех участников ансамбля одинаковы

Завершает первое действие оперы трио «Я вперёд вам объявляю», в котором участвуют Сквалыгин и две барыни, пришедшие за своим добром. Сценическая ситуация готовит слушателя к конфликтному разговору - «ансамблю-ссоре». Ремарка espressivo и движение мелкими дробными длительностями в аккомпанементе при быстром темпе Allegro настраивают на напряжённый тон звучания. Сквалыгин рьяно защищает свое богатство, его вокальная партия опирается на звуки трезвучия, что показывает твердость и уверенность купца в своих словах. Во втором разделе ансамбля, где Сквалыгин поочередно обращается к каждой из барынь, в вокальной партии появляется пунктирный ритм. Данный ансамбль выявляет новую грань образа купца как самоотверженного, вплоть до появления комического эффекта, защитника своего богатства.

Второй акт отстраняет конфликт, переводя внимание слушателя в обрядово-бытовую сферу. Но уже в самом начале третьего действия эмоциональная сфера первого акта возвращается. Сюжет разворачивается в торговых рядах Гостиного двора, куда Сквалыгин приходит, чтобы потребовать возвращения долгов с мелких купцов. Две следующие одна за другой ансамблевые сцены «Ну что ж, дружок» и «Дай за лавку мне прибавку», как и предыдущий номер, относятся к типу «ансамбля-ссоры». Но если в трио «Я вперёд вам объявляю» Сквалыгин защищался от нападок барынь, то здесь, чувствуя себя хозяином ситуации, купец сам является зачинщиком конфликта.

Ансамблю «Ну что ж, дружок» не предшествует разговорный эпизод, акт сразу начинается с музыкального номера. Сквалыгин выходит из своей лавки и, поочередно подходя к Разживину и Проторгуеву, заводит разговор о долгах. Под воздействием сценической ситуации, которая развивается в момент ансамблевого пения, складывается очень свободная и органичная форма (чередование пары периодичностей с последующим «замыканием» - ab ab c).

Средствами музыки композитор обостряет конфликтность диалогов, за счет ладотонального противопоставления. Партия Сквалыгина изложена в его «лейттональности» - Соль мажоре. Герой чувствует себя очень комфортно, потому что сложившаяся ситуация ему выгодна. Бедные торговцы как бы подстраиваются под высоту, взятую Сквалыгиным, но нерадостное настроение меняет ладовую окраску их высказывания - они отвечают «угнетателю» в одноименном соль миноре.

Мелодические рисунок партии Сквалыгина строится из коротких реплик, которые «договаривает» оркестр. В основе мелодии лежит мажорное тоническое трезвучие, что придает высказываниям крупного торговца уверенный тон:

Трио Сквалыгина, Перебоева и Смекалина «Дай за лавку мне прибавку» строится по тому же принципу, что и предыдущее, поэтому и средства характеристики богатого купца остаются прежними.

Сквалыгин участвует в трёх крупных ансамблевых сценах: секстете «Бьём челом за угощенье», которым завершается второе действие, секстете из третьего действия «Господа честные» и финальном октете с хором «Царствуй, истина святая». Названные ансамбли являются «ансамблями согласия», они снимают открытую напряжённость «ансамблей-ссор», тормозят развитие действия и два из них выполняют функцию финала. Эти номера дополняют характеристику героя, раскрывая новые грани его образа.

Секстет «Бьём челом за угощенье» относится к разновидности «ансамбля согласия» - «ансамблю прощания». Все действующие лица разделены на гостей, которые благодарят за приём, и хозяев, приглашающих на продолжение свадебного обряда. Стараясь изображать из себя радушного хозяина Сквалыгин, привыкший всех подчинять своей воле, общается с гостями в приказном тоне, а приглашение в его устах звучит угрожающе.

Интересен с точки зрения развития сюжета секстет «Господа честные». Сквалыгин и Крючкодей обращаются к купцам с приглашением побывать на свадебном пиру. Торговцы, находясь в замешательстве - учтивость двух злодеев пугает их - решают, поддаться ли им уговорам опасных людей. В результате сцена становится двуплановой: с одной стороны - приглашение Сквалыгина и Крючкодея, с другой - бурные споры торговцев.

Подводя итог анализу музыкального портрета Сквалыгина, можно сказать, что он получает полную и разностороннюю характеристику. При этом купец представлен в опере не односторонне, качества персонажа раскрываются в процессе действия оперы. Сквалыгин обрисован в различных бытовых условиях, и каждый раз он получает новые музыкальные штрихи к своему портрету. Бережливый хозяин дома, рьяный защитник своего имущества, безжалостный ростовщик - все эти грани образа Сквалыгина имеют музыкальное воплощение. Но можно выделить одну особенность обрисовки данного персонажа - Сквалыгин одинок и противопоставлен всем остальным действующим лицам - мнимые союзники предают его при удобном случае. Возможно, таким образом авторы оперы хотели донести до слушателя простую истину об одном из самых больших богатств на свете - о друзьях. Как гласит народная мудрость: «не имей сто рублей, а имей сто друзей».

С личностью Сквалыгина по сюжету оперы тесно связан такой персонаж, как отставной регистратор Крючкодей, который также получает в опере яркую разностороннюю характеристику. У него есть два сольных высказывания: это ария «Ах, что ныне за время» и ария из третьего действия «Я нарочно перед вами этот сделал образец».

По сюжету во второй своей арии «Я нарочно перед вами этот сделал образец» Крючкодей похваляется перед Сквалыгиным, как ловко он умеет обманывать людей. По содержанию это высказывание является «арией-характеристикой». Показательно, какими словами Крючкодей характеризует самого себя: «Я крючок. Я сучок. Хамка. Амка. Я волчок. Я придираюсь. Я прицепляюсь». Эти слова сопровождает характерная извилистая мелодия, как бы рисующая «крючки»:

Первая ария Крючкодея «Ах, что ныне за время» близка по типу «арии-жалобе». Скорбная, минорная окраска музыки пародирует стиль лирического высказывания, что создаёт комический эффект. В мелодии повторяется один и тот же оборот, приобретающий навязчивый характер. Сопровождают сольное высказывание Крючкодея флейты, которые своим холодноватым тембром подчеркивают чёрствость и бессердечность персонажа. В тексте содержится намёк на еще один порок не чуждый писцам - пьянство:

Милый мой, кабачок:

Тужит, тужит горелка,

Что писцам мал доход,

Мал и ей стал расход.

Подтверждение этой мысли можно найти в трио «Мы будем лишь смотреть и веселиться». Крючкодей в центральном разделе ансамбля вместе с Соломонидой воспевает богатство как символ безделья и беспробудного пьянства.

В секстетах «Бьём челом за угощенье» и «Господа честные» партия Крючкодея приближается по стилю к высказываниям Сквалыгина, что показывает гибкость и двуличность характера Крючкодея, способного подстраиваться, когда выгодно, под более сильного и властного человека.

Сольные и ансамблевые высказывания Крючкодея очень выразительны и при этом не похожи друг на друга по средствам музыкальной выразительности. Единственное, что постоянно присутствует в партиях подьячего, это нарочито преувеличенная механичность движения музыки в быстром темпе и трехдольном метре. Мелодия с подчеркнуто острой музыкальной интонацией зримо рисует портрет придирчивого, вредного чиновника.

Выразителен музыкальный портрет жены Сквалыгина Соломониды. Почти все вокальные номера, в которых она участвует, обрисовывают её порочное пристрастие к алкоголю. Можно вспомнить замечание бытописателя Пыляева по поводу купеческих жен: «Жёны купцов не пили пива и не играли в шашки, но хозяйка дома свою гостью отводила потихоньку в спальню, как будто для разговора, и подносила ей там по чарочке тайком, пока не напивалась допьяна» .

У Соломониды одно сольное высказывание. Опера открывается разговорным диалогом со Сквалыгиным о предстоящей свадьбе, который перерастает в арию Соломониды «Муженёк мой дорогой».

Ария даёт неоднозначный портрет купчихи. С одной стороны, в общении с мужем она проявляет себя как послушная жена. Мягкие ласково-просительные, как бы извиняющиеся интонации мелодии в сочетании с умеренным темпом и приглушенной звучностью дают характеристику человека, знающего свои «грехи»:

Allegro moderato

Но неожиданно последние слова каждой строфы заканчиваются резким динамическим нарастанием, звучат утвердительно, напористо и настойчиво.

Во второй части арии за счет дробления длительностей (восьмые и четверти сменяются шестнадцатыми и восьмыми) возникает эффект ускорения движения, намечается динамизация развития к концу номера 1 . Оркестр, на протяжении всего номера неспешно следующий за мелодией и оплетающий её подголосками, в заключении звучит ярко на forte.

В комментариях к партитуре указывается, что мелодия арии основана на теме народной девичьей песни «Я по светлице хожу» и заимствована авторами либо из сборника Трутовского, где она помещена под № 27, либо из сборника Львова - Прача (№ 54). О народном происхождении этой темы говорит её неквадратная структура (6 тактов), сама же мелодия, гармонизованная в рамках классической гармонии, теряет народный колорит.

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на каноны классицистской драматургии о одноплановости характеристик персонажей, главные действующие лица оперы представлены многогранно. Большей частью они охарактеризованы через сольные вокальные высказывания. Совокупность всех музыкальных характеристик персонажей в ряде сольных и ансамблевых высказываний способствует созданию яркого, выпуклого портрета.

Публикации раздела Музыка

Музыкальные портреты

З инаида Волконская, Елизавета Гилельс, Анна Есипова и Наталия Сац - настоящие звезды прошлых веков. Имена этих женщин были известны далеко за пределами России, их выступлений и постановок ждали любители музыки по всему миру. «Культура.РФ» рассказывает о творческом пути четырех выдающихся исполнительниц.

Зинаида Волконская (1789–1862)

Орест Кипренский. Портрет Зинаиды Волконской. 1830. Государственный Эрмитаж

После смерти своего педагога Сергей Прокофьев писал: «Я оказался ее последним учеником-победителем из той колоссальной фаланги лауреатов, которых она готовила на своей фабрике» .

Наталия Сац (1903–1993)

Наталия Сац. Фотография: teatr-sats.ru

Наталию с детства окружали люди творчества. Друзьями семьи и частыми гостями московского дома были Сергей Рахманинов , Константин Станиславский , Евгений Вахтангов и другие деятели искусства. А ее театральный дебют состоялся, когда девочке едва исполнился год.

В 1921 году 17-летняя Наталия Сац основала Московский театр для детей (современный РАМТ), художественным руководителем которого оставалась в течение 16 лет. Один из самых авторитетных отечественных театральных критиков Павел Марков вспоминал о Сац как о «девушке, почти девочке, которая стремительно и энергично вошла в сложный строй московской театральной жизни и навсегда сохранила ответственное понимание своего жизненного и творческого признания» . Она стремилась создать такой театр, который стал бы для детей всех возрастов порталом в светлый и сказочный мир, местом ничем не ограниченной фантазии - и ей это удалось.

Культовый немецкий дирижер Отто Клемперер, посмотрев режиссерские работы Сац в детском театре, пригласил ее в Берлин и предложил поставить оперу Джузеппе Верди «Фальстаф» в «Кролль-опере». Для Сац эта постановка оказалась настоящим прорывом: она стала первой в мире женщиной-режиссером опер - и без преувеличения всемирно известным театральным деятелем. Успешными стали и другие ее зарубежные оперные постановки: «Кольцо нибелунга» Рихарда Вагнера и «Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта в аргентинском «Театро Колон». Газеты Буэнос-Айреса писали: «Русская художница-режиссер создала новую эпоху в искусстве оперы. Спектакль [«Свадьба Фигаро»] глубоко психологичен, как это бывает только в драме, и этим нов и привлекателен для зрителя» .

После возвращения в СССР в 1937 году Наталия Сац была арестована как жена «изменника Родины». Ее мужа - наркома внутренней торговли Израиля Вейцера - обвинили в контрреволюционной деятельности. В ГУЛАГе Сац провела пять лет, а после освобождения уехала в Алма-Ату, так как не имела права вернуться в Москву. В Казахстане она открыла первый Алма-Атинский театр юного зрителя, где работала в течение 13 лет.

В 1965 году Наталия Сац, уже вернувшись в столицу, основала первый в мире Детский музыкальный театр. Она ставила не только детские спектакли, но и «взрослые» оперы Моцарта, Пуччини, а в симфонические абонементы включала «серьезную» музыкальную классику.

В последние годы жизни Наталия Сац преподавала в ГИТИСе , основала благотворительный фонд содействия развитию искусства для детей и написала множество книг и пособий по вопросам музыкального воспитания.

Елизавета Гилельс (1919–2008)

Елизавета Гилельс и Леонид Коган. Фотография: alefmagazine.com

Елизавета Гилельс, младшая сестра пианиста Эмиля Гилельса, родилась в Одессе. Семья всемирно известных исполнителей была отнюдь не музыкальной: отец Григорий служил бухгалтером на сахарной фабрике, а мать Эсфирь вела домашнее хозяйство.

Лиза Гилельс впервые взяла в руки скрипку в шесть лет, а азам музыкального искусства ее обучал известный одесский педагог Петр Столярский. Еще подростком Гилельс заявила о себе как о вундеркинде: в 1935 году юная скрипачка получила вторую премию на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. А в 1937 году, когда ей было 17, Елизавета в составе делегации советских скрипачей произвела фурор на Конкурсе имени Эжена Изаи в Брюсселе. Первую премию конкурса присудили Давиду Ойстраху, вторую - исполнителю из Австрии, а Гилельс и ее коллеги разделили места с третьего по шестое. Эта триумфальная победа прославила Елизавету Гилельс и в Советском Союзе, и за его пределами.

Когда советские музыканты возвращались из Бельгии, их встречала торжественная процессия, участником которой был талантливый, но в те годы еще неизвестный скрипач Леонид Коган. Свой букет он вручил именно Елизавете Гилельс, талантом которой всегда восхищался: так состоялось знакомство будущих супругов. Правда, парой они стали не сразу. Гилельс недавно стала звездой, активно выступала и гастролировала, к тому же была старше. Но однажды она услышала выступление неизвестного скрипача по радио. Виртуозная игра поразила ее, и, когда диктор объявил имя исполнителя - а им был Леонид Коган, - уже Гилельс стала его большой поклонницей.

Музыканты поженились в 1949 году. Гилельс и Коган долгие годы играли в дуэте, исполняли сочинения для двух скрипок Иоганна Себастьяна Баха, Антонио Вивальди, Эжена Изаи. Постепенно Елизавета отказалась от сольной карьеры: в 1952 году у пары родился сын - Павел Коган, он стал известным скрипачом и дирижером, а спустя еще два года появилась дочь Нина, одаренная пианистка и талантливый педагог.

С 1966 года Елизавета Гилельс стала преподавать в Московской консерватории. Ее учениками были скрипачи Илья Калер, Александр Рождественский, Илья Груберт и другие талантливые музыканты. После смерти Леонида Когана в 1982 году Гилельс занималась систематизацией его наследия: подготовкой к печати книг и выпуском записей.

Муниципальное образовательное учреждение

Болшевская средняя общеобразовательная школа №6

с углубленным изучением предметов

художественно-эстетического цикла

__________________________________________________________

Московская область, г. Королев, улица Комитетский лес, д. 14, тел. 515-02-55

«Музыкальный портрет»

Открытый урок в 6-ом классе

В рамках семинара

«Творческое развитие личности на уроках ХЭЦ»

Учитель музыки

Шпинёва В.И.,

г. Королёв

2007 г.

ТЕМА урока: Музыкальный портрет (6 класс).

Цель урока : формирование у учащихся понятия о музыкальном портрете и художественных средствах создания портрета в различных видах искусства.

Задачи:

    расширение общекультурного кругозора учащихся;

    формирование культуры пения;

    формирование глубокого, осознанного восприятия произведений искусства;

    развитие художественного вкуса;

    воспитание творческой активности.

Форма урока : интегрированный урок.

Оборудование : фортепиано, музыкальный центр, репродукции картин, проектор, экран.

ХОД УРОКА.

    Организационный момент. Музыкальное приветствие.

Учитель. Ребята! Мы с вами уже не раз убеждались в том, насколько многообразен мир искусства. Сегодня мы поговорим об одном из жанров искусства – портрете.

    В чем особенности этого жанра?

    В каких видах искусства можно создать портрет?

    Привести примеры.

Учащиеся отвечают на вопросы, приводят свои примеры.

Учитель. Выдающийся итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер Леонардо да Винчи сказал, что «живопись и музыка как сестры, они желанны всем и понятны». Ведь можно не знать языка, на котором говорили Бетховен или Рафаэль, надо только смотреть, слушать и размышлять…

Продолжая эту мысль, я хочу сейчас вам предложить рассмотреть репродукцию картины русского художника М.А.Врубеля «Царевна-лебедь». На экране слайд «Царевна-лебедь» М. А. Врубеля.

Вопросы к картине :

    Опишите Царевну-Лебедь Михаила Врубеля.

    Какими художественными средствами пользуется художник?

    Какое впечатление производит на вас эта картина?

Учащиеся отвечают на вопросы, подчеркивают таинственность, гордую красоту сказочной девушки-птицы, отмечают необыкновенный дар живописца, создавшего портрет фантастического существа. Это сказочная девушка-птица, величавая красота которой свойственна народным сказкам. Глаза широко открыты, словно она все видит и сегодня и завтра. Губы сомкнуты: кажется, она что-то хочет сказать, но молчит. Венец-кокошник усыпан изумрудными самоцветными камнями. Белая воздушная фата обрамляет тонкие черты лица. Огромные белоснежные крылья, за спиной волнуется море. Сказочная атмосфера, все как будто заколдовано, но мы слышим биение живой русской сказки.

Учитель. В каком литературном произведении мы встречаемся с Царевной-лебедем? Как описывает ее автор?

Учащиеся отвечают на вопросы, называя «Сказку о царе Салтане» А.С.Пушкина . Учитель напоминает строки из этого произведения, в которых дается портрет Царевны-лебедь.

    Учитель. Мы посмотрели портрет живописный, прочитали описание внешности персонажа в литературном произведении. А ведь и многие композиторы обращались к этому сюжету. Я вам сейчас сыграю фрагмент произведения русского композитора 19 века. Что это за произведение?

Учитель играет на фортепиано фрагмент из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Учащиеся узнают это произведение и говорят, что в нем тоже создан портрет Царевны-лебедь.

Учитель. Французский композитор К. Сен-Санс написал «Большую зоологическую фантазию «Карнавал животных», в которой также звучит тема Лебедя.

Послушайте «Лебедь» Сен-Санса и опишите характер музыки.

Учитель играет на фортепиано.

Ответы учащихся : Спокойный темп, сопровождение рисует легкое покачивание волн, на фоне которого звучит необыкновенно красивая мелодия. Она очень выразительна, а потому легко запоминается. Вначале звучит тихо, а затем постепенно динамика усиливается, и мелодия звучит, как гимн красоте. Звучит широко, как всплеск волны, а затем как будто постепенно успокаивается, и все замирает.

Учитель. Обратите внимание еще на такой момент: в музыке, как и в изобразительном искусстве, важно не только просто изображение, передача внешнего облика, но и проникновение в глубинную, душевную сущность персонажа. Эта пьеса – яркий тому пример.

    Учащимся демонстрируется слайд с двумя портретами: В.Л.Боровиковский «Портрет М.Лопухиной» и А.П.Рябушкин «Портрет московской девушки XVII века».

Учитель. А теперь, ребята, посмотрите на эти два портрета, послушайте музыкальное произведение и подумайте, к какому портрету эта музыка больше подходит и почему.

Звучит вальс Ф. Шопена си-минор.

Вопросы :

Ответы: Музыка романтичная, «кружевная», передает ощущение спокойствия и задумчивости. Такие же чувства вызывает портрет Лопухиной.

    Учитель. Мы смотрели живописный портрет и слушали созвучный ему портрет музыкальный. А теперь хором споем песню, которую мы с вами учили: «Учительский вальс» А.Зарубы.

Учащиеся встают из-за столов, выстраиваются в хор и исполняют песню, которую учили на предыдущих уроках.

Учитель. Подумайте, какой портрет рисует нам эта музыка?

Ответы: Перед нами портрет учителя. Характер музыки плавный, размеренный, спокойный, как характер учителя.

Учащиеся рассаживаются по своим местам.

    Учитель. Послушайте сейчас одно произведение и постарайтесь ответить на вопрос: можно ли в этой музыке увидеть портрет. Если да, то чей?

Звучит фонограмма «Песениа солдата» А. Петрова .

Ответы: Шутливый характер музыки рисует выразительный портрет бравого солдата, прошедшего сражения и оставшегося живым.

Домашнее задание : нарисовать портрет этого солдата.

    Учитель. В заключении мы с вами будем музыкальными средствами создавать образ нашей родины, исполняя Гимн России.

Ребята встают.

Учитель. Гимн – это торжественная песнь, величественная и гордая. Она раздольная, как необъятные просторы нашей Родины; неторопливая, как течение наших полноводных рек; возвышенная, как наши холмы и горы; глубокая, как наши заповедные леса. Мы поем Гимн России и видим Красную площадь, храм Василия Блаженного, Кремль, свой родной город, свою улицу, свой дом…

Учащиеся поют Гимн России.

    Учитель предлагает подвести итог урока.

    Что вы узнали на этом уроке?

    Какое музыкальное произведение вам больше всего понравилось?

    Какая картина произвела на вас наиболее сильное впечатление?

    В каком виде искусства вам хотелось бы создать портрет и кого бы и как вы изобразили?

В конце урока учащимся предлагается отметить самые интересные ответы своих товарищей, выставляются оценки с учетом мнения учащихся.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...