Ударные инструменты. Особенности и характеристика


Группа инструментов, объединяемых по способу звукоизвлечения удару. Источником звука служат твердый корпус, мембрана, струна. Различаются инструменты с определенной (литавры, колокольчики, ксилофоны) и неопределенной (барабаны, бубны, кастаньеты) …

Группа инструментов, объединяемых по способу звукоизвлечения удару. Источником звука служат твёрдый корпус, мембрана, струна. Различаются инструменты с определённой (литавры, колокольчики, ксилофон) и неопределённой (барабаны, бубны, кастаньеты) … Энциклопедический словарь

См. Музыкальные инструменты …

Те, из которых извлекают звук ударом. К ним относятся и клавишные инструменты, но преимущественно принято называть ударными применяемые в оркестре. Они делятся на инструменты с натянутыми кожами, металлические и деревянные. Некоторые из них имеют … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ударные музыкальные инструменты - ▲ музыкальный инструмент ударять мембранные: барабан. тамбурин. тамтам. литавра инстр. котлообразной формы с одной мембраной. бубен. флексатон. карийон. самозвучащие: кастаньеты. ксилофон. вибрафон. металлофон. челеста. тарелки. древн: тимпан.… … Идеографический словарь русского языка

Музыкальные инструменты, источником звука которых являются натянутые струны, а звукоизвлечение производится ударами по струне тангетом, молоточком или палочками. К С. у. м. и. относятся фортепьяно, цимбалы и др. См. Струнные музыкальные… … Большая советская энциклопедия

Струнные Щипковые Смычковые Духовые Деревянные Медные Язычковые … Википедия

Большой Энциклопедический словарь

Инструменты, предназначенные для извлечения музыкальных звуков (см. Звук музыкальный). Древнейшие функции музыкальных инструментов магическая, сигнальная и др. Существовали уже в эпоху палеолита и неолита. В современной музыкальной практике… … Энциклопедический словарь

Инструменты, обладающие способностью воспроизводить при содействии человека ритмически организованные и фиксированные по высоте звуки или четко регулированный ритм. Каждый М. и. обладает особым тембром (окраской) звучания, а также своими… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Музыкальные инструменты мира для детей , Сильви Беднар. Кто бы мог подумать, что какой-нибудь фрукт, деревянный брусок, обычные ложки, ракушка, миска или сухие зёрна могут превратиться в музыкальные инструменты? Но люди проявили удивительную…
  • МНОГОРАЗОВЫЕ НАКЛЕЙКИ. Музыкальные инструменты , Александрова О.. Маленький Тимошка мечтает научиться играть. Но вот на чём? Струнные, духовые, ударные инструменты - что же выбрать? Помоги Тимошке - приклей весёлые картинки. Наклейки многоразовые, поэтому…

Аудиозаписи

    Гобой : деревянные музыкальные инструменты / исполн. Г. Шмальфрус, Т. Варга [и др.]. – М. : Твик-Лирик, 1998. – 1 зв. кассета. – (Инструменты классической музыки).

    Кларнет : деревянные духовые инструменты / исполн. Ж. Ланселот, И. Кита [и др.]. – М. : Твик-Лирик, 1998. – 1 зв. кассета. – (Инструменты классической музыки).

    Саксофон : духовые музыкальные инструменты / исполн. Б. Марсалис, Дж. Харле [и др.]. – М. : Твик-Лирик, 1998. – 1 зв. кассета. – (Инструменты классической музыки).

    Флейта : деревянные духовые инструменты / исполн. П. Мейсен, Х. Руккер, [и др.]. – М. : Твик-Лирик, 1998. – 1 зв. кассета. – (Инструменты классической музыки).

Ударные музыкальные инструменты

Ударные музыкальные инструменты – группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) молоточков, палочек, колотушки и т. п. по звучащему телу (мембране, металлу, дереву и др.). Самое многочисленное семейство среди всех музыкальных инструментов. Благодаря простоте принципа звукоизвлечения они были первыми музыкальными инструментами (удары палками, костяными скребками, камнями). Всегда связанные с определенными ритмическими чередованиями, они образовали первый музыкальный инструментальный состав. Ударные инструменты используются в современных оркестрах, ансамблях для метроритмического, динамического и тембро-колористического оформления музыки.

С точки зрения акустики ударные инструменты характеризуются наличием в их спектрах широкой шкалы призвуков, в которых присутствует шум. Негармоничность звуков ударных инструментов немного больше, чем негармоничность у инструментов духовой группы. Спектр (тембр) звуков ударных инструментов зависит во многом от места и силы их возбуждения; степени жесткости или мягкости материала, из которого изготавливаются звучащие тела; их размеров. Звук ударных инструментов затухающий, с различной продолжительностью звучания.

Многообразие разновидностей и форм ударных музыкальных инструментов сформировало несколько вариантов их классификации. Один и тот же инструмент может принадлежать к нескольким группам.

По звуковысотности ударные музыкальные инструменты делятся:

      ударные музыкальные инструменты с определённой высотой звучания , которые могут быть настроены на определённые ноты звукоряда (литавры, ксилофон, вибрафон, колокольчики и др.) ;

      ударные музыкальные инструменты с неопределённой высотой звучания , которые не имеют настройки на определённые звуки (большой и малый барабаны, треугольник, тарелки, бубен, кастаньеты, там-там и др.).

Барабан – ударный музыкальный инструмент с неопределенной высотой звучания, представляющий собой полый корпус (или раму), служащий резонатором, на котором с одной стороны или двух сторон натянута мембрана. Мембраны у барабанов закрепляются двумя ободами и натяжными винтами, расположенными по окружности корпуса инструмента. Корпус барабана изготавливается из листовой стали или клееной фанеры, облицовывается художественным целлулоидом. Для придания барабану специфического звука над нижней мембраной натягиваются специальные струны или спирали (подструнник), которые приводятся в действие с помощью сбрасывающего механизма. Звук извлекается с помощью удара по мембране (наиболее распространённый способ) или трения. Применение синтетических мембран в барабанах позволило значительно улучшить их музыкально-акустические возможности, надежность эксплуатации, длительность службы. Различают барабаны малый и большой оркестровые , малый и большой эстрадные, том-тенор, том-бас, бонги .

Б
ольшой барабан
звучит мощно. Его голос напоминает раскаты грома или пушечные выстрелы. Поэтому его часто используют в изобразительных целях. Играют на большом барабане с помощью деревянных палок с мягкими колотушками на конце, их делают из пробки или войлока.

Малый барабан имеет сухой и отчётливый звук, его дробь хорошо подчеркивает ритм, иногда оживляет музыку, иногда вносит тревогу. Играют на нём двумя палочками.

В состав симфонического или духового оркестра обычно входят два барабана – большой и малый , а вот в джазовом оркестре или эстрадном ансамбле ударная установка кроме этих двух включает еще до семи тамтамов , корпус которых похож на удлинённый цилиндр. Характер звучания у них иной. В ударную установку входят также и бонги – два небольших барабана, один чуть больше другого, их соединяют в единую пару и играют на них чаще всего кистями рук. В установку могут войти и конги – их корпус сужается книзу, и кожа натянута только с одной стороны.

Б
убен
– ударный музыкальный инструмент. Один из древнейших, он появился в симфоническом оркестре в XIX в. Устройство этого инструмента очень несложное: как правило, это узкий деревянный или (реже) металлический обруч (обечайка) с одной стороны затянутый мембраной из кожи или пузыря, другая сторона – открытая. Диаметр – 400–500 мм. Мембрана или приклеивается к обечайке, или натягивается с помощью «барашков» и винтов. На внутренней стороне обечайки подвешиваются бряцающие кольца, пластинки, у некоторых видов в прорези на штифтах вставляются маленькие металлические «тарелочки». Иногда еще внутри обруча на натянутые бечевки или спирали нанизываются маленькие бубенчики, колечки. Все это от малейшего прикосновения к инструменту позвякивает, создавая своеобразное звучание. Удары по мембране производят концами пальцев или основанием ладони правой руки. Бубны используют для ритмического сопровождения пляски, песни. На Востоке, где искусство игры на бубне достигло виртуозного мастерства, распространена сольная игра на этом инструменте. Азербайджанский бубен называется деф, дяф или гавал, армянский – даф или хавал, грузинский – дайра , узбекский и таджикский – дойра.

Во время игры исполнитель свободно держит инструмент в руке пальцами, ладонью, кулаком другой руки ударяет по мембране в центре и ближе к обечайке, извлекая различные по высоте и тембру звуки, проводит по коже увлажнённым пальцем правой руки, вызывая характерный вибрато, встряхивает, производя звон. Иногда ударяют инструментом по колену, локтю, голове т. д. Применяют бубен как ритмический инструмент для сопровождения танцев, сольного и хорового пения. Он входит в народные и профессиональные ансамбли, оркестры.

К
астаньеты
– (исп. castanetas , название «кастаньеты» по-испански означает «маленькие каштаны») – ударный музыкальный инструмент с неопределенной высотой звука, принадлежащий к семейству идиофонов мавроандалузского (испанского) происхождения. Кастаньеты наиболее распространены в Испании и Латинской Америке. Интересно, что, несмотря на распространенное мнение о том, что кастаньеты – это сугубо испанское изобретение, во многих других культурах также встречаются подобные музыкальные инструменты. Прообразы современных кастаньет существовали еще в Древнем Египте около 3 тыс. лет до н. э. В те времена они использовались во время религиозных церемоний. Позднее этот инструмент полюбился древним греками и римлянам. Сегодня кастаньеты (или аналогичные им инструменты) встречаются в Индии, Швейцарии, Турции и Японии, а также в некоторых других странах. Однако, несмотря на столь широкую популярность, у большинства из нас кастаньеты все же ассоциируются с образом испанской музыки, особенно с музыкой испанских цыган, стилем фламенко и т. п. Поэтому данный инструмент часто используют и в классической музыке для создания «испанского колорита».

Кастаньеты состоят и двух или трёх раковинообразных пластинок, изготовленных из твердых пород дерева, которые между собой неплотно соединены на одном конце шнуром. При игре исполнитель постукивает в необходимом ритме по одной из пластинок, создавая, таким образом, специфический ярко-щелкающий звук.

К
лавес
– (исп. clave , дословно – «ключ») – кубинский народный ударный музыкальный инструмент африканского происхождения: две круглые палочки длиной 15–25 см каждая, вырезанные из очень твердого дерева, при помощи которых задаётся основной ритм ансамбля. Исполнитель держит одну из них особым образом (так, что сжатая ладонь является резонатором) в левой руке, ударяя по ней другой палочкой.

Звук резкий, высокий, звонко щёлкающий наподобие ксилофонного, но без определенной высоты.

При необходимости могут быть подобраны две и даже три пары таких палочек, отличающихся размером и соответственно высотой своего звучания относительно друг друга (выше–ниже).

Возможны отдельные удары в любой ритмической последовательности, а также тремоло . Для этого исполнитель держит обе палочки рядом, сталкивая их попеременно то верхними, то нижними концами.

Широко применяется в кубинской музыке, а также в таких стилях латиноамериканской музыки, как мамбо, сальса и др.

К
силофон
– (итал. Xylofono , фр. Xylophone ) – ударный самозвучащий музыкальный инструмент, представляющий собой набор деревянных брусочков разных размеров, соответствующих различным по высоте звукам. Брусочки изготавливают из палисандра, клена, ореха, ели. Они располагаются параллельно в четыре ряда в порядке хроматической гаммы. Крепятся брусочки на прочных шнурках и разделяются пружинками. Шнур проходит сквозь отверстия в брусочках. Во время игры размещается на специальном столе, который оборудуется резонаторами – медными гильзами различной величины, подведенными под бруски, при этом звук становится более певучим.

Для игры ксилофон раскладывают на маленьком столике на долевых резиновых прокладках, располагающихся вдоль шнуров инструмента. Играют на ксилофоне двумя деревянными палочками с утолщением на конце. Ксилофон используют как для сольной игры, так и в оркестре. Диапазон ксилофона – от си малой октавы до до четвертой октавы.

В настоящее время чаще используются клавиатуроподобные инструменты с брусочками, расположенными в два ряда наподобие клавишей. Звук извлекается двумя выточенными из дерева палочками с утолщениями на концах – т. н. козьими ножками. Тембр звонко-пронзительный, щелкающий, в верхнем регистре – суховатый. Ксилофоны бывают разных размеров, с диапазоном 1,5–3,5 октавы. Ксилофон – очень виртуозный инструмент. На нем возможна большая беглость в быстрых пассажах, тремоло и особый эффект – глиссандо (стремительное движение палочкой по брускам).

Литавры – очень древний музыкальный инструмент. У многих народов издавна встречались инструменты, состоящие из полого сосуда, отверстие которого обтянуто кожей. Именно от них произошли современные литавры. У литавр огромный диапазон силы звука – от подражания раскатам грома до тихого, еле уловимого шороха или гула. Строение: металлический корпус в виде котла. Корпус имеет определенные, строго рассчитанные размеры, что позволяет добиться строгой высоты звука. Чтобы не мешать свободной вибрации мембраны в центре котла, снизу имеется отверстие для перемещения воздуха. Литавры представляют собой набор двух, трёх и более медных котлов с натянутой поверх кожей или пластиком, которые устанавливаются на специальную подставку. Корпус литавр изготавливают из меди, латуни или алюминия, устанавливают их на подставке – треножнике. Различают литавры винтовые, механические и педальные. Наиболее распространены педальные, так как одним нажатием на педаль можно, не прерывая игры, перестроить инструмент на нужную тональность.

Играют стоя или сидя палочками с шарообразными или дискообразными головками, изготовленными из фильца (войлок, или фетр).

По указанию композитора в нотах могут также применяться палочки с головками, изготовленными из резины, губки, древесины и из другого материала. От величины головки и степени их упругости (жесткости или мягкости) зависит во многом тембр звука. Палочки держат в обеих руках одинаково, удар ими производится энергичным движением кисти рук вниз.

Маракасы – ударный парный музыкальный инструмент с неопределенной высотой звучания из семейства идиофонов латиноамериканского происхождения. В европейскую музыку маракасы пришли из кубинских танцевальных оркестров, где применялись довольно часто как инструмент, подчеркивающий острый синкопированный ритм . Сейчас маракасы – неотъемлемая часть латиноамериканских танцев, таких как сальса, ча-ча-ча, румба, меренга и самба . Они уравновешивают страстные движения и жгучую музыку этих произведений.

Оригинальные кубинские маракасы изготавливаются из высушенного полого кокосового ореха, внутрь которого засыпаются мелкие камешки и зерна оливы. Снизу прикреплена рукоятка. При круговом движении маракас издает глуховатый шипящий звук, при потряхивании – характерный шум. Современные маракасы представляют собой шары с рукояткой, изготовленные из тонкостенного деревянного, пластмассового или металлического материала, наполненные камешками, дробью, горохом или песком. Маракасы держат за рукоятку и встряхивают при игре, создавая, таким образом, звонко-шуршащий звук, воспроизводя различные ритмические рисунки.

Разновидности: абвес, атчере, эрикунди – на Кубе, кашиши, аджа, агуэ, шере, ганза – в Бразилии, уада – в Чили.

М
аримба
– ударный музыкальный инструмент (африканского происхождения), звучащими элементами которого являются деревянные пластины (от 4 до 20), укреплённые горизонтально (при помощи кожаных или волокнистых шнуров) на двух металлических или бамбуковых рейках, расположенных параллельно или под углом друг к другу. Игровые пластины изготавливаются из древесины палисандра, что обеспечивает высокие музыкально-акустические свойства инструмента. Пластины расположены на раме в два ряда. Первый ряд содержит пластины основных тонов, второй ряд – пластины полутонов. Установленные на раме в два ряда резонаторы (металлические трубки с заглушками) настроены на частоту звука соответствующих пластин. Основные узлы маримбы закрепляются на опорной тележке с колесиками, каркас которой сделан из алюминия, что обеспечивает минимальную массу и достаточную прочность.

Звук извлекается ударами двух деревянных прямых или изогнутых палочек с каучуковыми наконечниками. В музыкальном обиходе маримба имеет также название маримбафон .

Маримба обладает мягким, сочным тембром, имеет диапазон звучания четыре октавы: от ноты до малой октавы до ноты до четвертой октавы.

Маримба может использоваться как музыкантами-профессионалами, так и для учебных целей.

Т
арелки
(итал. piatti , фр. cymbales , нем. Becken, англ. cymbals) – ударный музыкальный инструмент с неопределенной высотой звука, который состоит из двух слегка вогнутых металлических дисков с плоскими краями (изготавливаются из латуни или нейзильбера). С наружной стороны тарелки имеют выпуклости, называемые чашечками, в центре которых просверлены отверстия для крепления ремешков, необходимых для удержания в руках.

Тарелки были известны уже Античному миру и Древнему Востоку, но особенной любовью и исключительным искусством их изготовления славились турки. В Европе тарелки стали популярны в XVIII в., – после войны с османами.

Высота звучания тарелок зависит от размера, марки металлического сплава и способа их изготовления (ковка, литье). Тарелки бывают различного диаметра. В духовом оркестре применяются обычно тарелки среднего диаметра 37–45 см. На качество звука влияют способы их возбуждения, размеры, материал, из которого они изготовлены.

На тарелках, как правило, играют стоя, чтобы ничто не мешало их вибрации, и чтобы звук свободно распространялся в воздухе. Обычный прием игры на этом инструменте – косой, скользящий удар одной тарелки о другую, – после чего раздается звонкий металлический всплеск, который долго висит в воздухе. Если исполнитель хочет прекратить вибрацию тарелок, он подносит их к груди, и колебания затихают.

На тарелках возможно исполнение тремоло , что достигается быстрым чередованием ударов по тарелкам палочками от литавр или малого барабана. В оркестровой практике также применяется игра на тарелке (или тарелках), подвешенной на специальной подставке. Выпускаются тарелки оркестровые, тарелки «чарльстон», тарелки «гонг».

Т
реугольник
– ударный музыкальный инструмент высокой тесситуры . Представляет собой изогнутый в виде не завершенного треугольника стальной прут диаметром 8–10 мм разных размеров, соответственно, разной высоты звучания (хотя и неопределенной). При игре держится в руке или подвешивается на жильной струне. Играют на треугольнике металлической палочкой без рукоятки, при необходимости (как исполнительский прием) приглушают звук левой рукой, которая держит треугольник. Звук высокий, яркий, чистый и прозрачный. Выпускаются треугольники оркестровые с двумя стальными палочками.

Трещ етка – ударный деревянный музыкальный инструмент, предназначенный для ритмического или шумового сопровождения пения, танцев, обрядов и магических ритуалов. В музыкальном инструментарии различных народов существует множество трещоток самых разнообразных форм и устройств. Употреблялся ли этот инструмент в Древней Руси в качестве музыкального инструмента письменных свидетельств нет. При археологических раскопках в Новгороде в 1992 г. были найдены 2 дощечки, которые, по предположению В. И. Поветкина, входили в комплект древних новгородских трещеток в XII в.

Трещетки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более 10 человек. Во время свадьбы трещётки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками. Использование трещеток в свадебном обряде позволяет предположить, что в прошлом этот инструмент кроме музыкальной, выполнял ещё и мистическую функцию оберегания молодых от злых духов. В ряде деревень до сих пор жива не только традиция игры, но и традиция изготовления трещёток.

В симфоническом оркестре трещетка – это ящичек, вращаемый исполнителем вокруг зубчатого колёсика на рукоятке, при этом упругая деревянная пластинка, перескакивая, с одного зубца на другой, издает характерный треск. Наиболее эффектно резкое сухое тремоло в нюансе forte или fortissimo – тихая звучность вообще невозможна; получаются также ритмически не слишком сложные последовательности отдельных «хлопков».

Чокало (тубо) – ударный музыкальный инструмент, близкий маракасам по принципу звукообразования. Это металлические (чокало) или деревянные (камесо) цилиндры, наполненные, так же как и маракасы, каким-либо сыпучим материалом. Особенностью некоторых моделей чокало, является наличие кожаной мембраны, составляющей одну из боковых стенок. Как и камесо , чокало, держат обеими руками, встряхивают в вертикальном или горизонтальном направлении или вращают. И тот и другой инструменты звучат громче и острее, чем маракасы. Постукивания по корпусу пальцами также дают более яркую звучность, чем на маракасах.

Программа

Музицирование (ансамбль), проходит в единстве с освоением музыкального инструмента и включены в единые годовые требования. Основной... оперы «Война и мир» (6); А. Рыбалкин. Скоморошина (14)*. Характерный танец (5); Г. Свиридов. Музыкаль­ный ящик (16 ...

  • «музыкальный инструмент – трещотка»

    Документ

    Трещотки. Сделать музыкальный инструмент . История музыкального инструмента – трещотка. История возникновения русских музыкальных народных инструментов уходит в далекое... детям гораздо проще познавать этот мир через громкие, звенящие звуки трещотки...

  • «коллективное музицирование» «беседы о музыке» «сольфеджио основы музыкальной грамоты» «музыкальный инструмент фортепиано»

    Программа

    Тема 1 Деревянные звуки окружающего мира 3 Тема 2 Металлические музыкальные инструменты 3 Тема 3 Звуки осенней природы... на детских музыкальных инструментах и в пении песен. Исполнение репертуара. 2 год обучения Раздел 1 «В мире звуковых...

  • Рабочая программа по музыкальному искусству

    Рабочая программа

    5. Эстонская народная песня “У каждого свой музыкальный инструмент ” 2.6. Музыкальные инструменты Повторение песен. Знакомство с тембрами фортепиано... не погасло! Песни разных народов мира . Музыкальные инструменты России. Разнообразие народных песен. ...

  • Музыка окружает нас с самого детства. И тогда же у нас появляются первые музыкальные инструменты. Помните свой первый барабанчик или бубен? А блестящий металлофон, по пластинкам которого нужно было стучать деревянной палочкой? А дудочки с дырочками на боку? На них при определенной сноровке можно было даже сыграть простые мелодии.

    Игрушечные инструменты - это первый шаг в мир настоящей музыки. Сейчас можно приобрести самые разные музыкальные игрушки: от простеньких барабанов и гармошек до почти настоящих пианино и синтезаторов. Вы думаете, это только игрушки? Вовсе нет: в подготовительных классах музыкальных школ из таких игрушек составляются целые шумовые оркестрики, в которых малыши самозабвенно дуют в дудочки, стучат в барабаны и бубны, подстегивают ритм маракасами и играют первые песенки на ксилофоне... И это их первый настоящий шаг в мир музыки.

    Виды музыкальных инструментов

    В мире музыки существует свой порядок и классификация. Инструменты подразделяются на большие группы: струнные, клавишные, ударные, духовые , а еще язычковые . Какие из них появились раньше, какие позже, сейчас трудно сказать наверняка. Но уже древние люди, стрелявшие из лука, заметили, что натянутая тетива звучит, тростниковые трубочки, если в них подуть, издают свистящие звуки, а ритм удобно отбивать на любых поверхностях всеми подручными средствами. Эти предметы стали прародителями струнных, духовых и ударных инструментов, известных уже в Древней Греции. Так же давно появились язычковые, а вот клавишные были изобретены чуть позднее. Рассмотрим эти основные группы.

    Духовые

    В духовых инструментах звук издается в результате колебаний столба воздуха, заключенного внутри трубки. Чем больше объем воздуха, тем более низкий звук он издает.

    Духовые делятся на две большие группы: деревянные и медные . Деревянные - флейта, кларнет, гобой, фагот, альпийский рог... - представляют собой прямую трубку с боковыми отверстиями. Закрывая или открывая отверстия пальцами, музыкант может укоротить столб воздуха и изменить высоту звука. Современные инструменты часто делаются не из дерева, а из других материалов, однако по традиции называются деревянными.

    Медные духовые задают тон любого оркестра, от духового до симфонического. Труба, валторна, тромбон, туба, геликон, целое семейство саксгорнов (баритон, тенор, альт) - типичные представители этой самой громкой группы инструментов. Позднее появился саксофон - король джаза.

    Высота звука в медных духовых меняется за счет силы выдуваемого воздуха и положения губ. Без дополнительных вентилей такая труба может издавать только ограниченное число звуков - натуральный звукоряд. Для расширения диапазона звучания и возможности попадать на все звуки была придумана система вентилей - клапанов, изменяющих высоту столба воздуха (как боковые отверстия на деревянных). Слишком длинные медные трубы, в отличие от деревянных, можно свернуть, придав им более компактную форму. Валторна, туба, геликон - примеры свернутых труб.

    Струнные

    Тетиву лука можно считать прообразом струнных инструментов - одной из самых главных групп любого оркестра. Звук здесь издается колеблющейся струной. Для усиления звука струны стали натягивать над полым корпусом - так появились лютня и мандолина, цимбалы, гусли... и хорошо знакомая нам гитара.

    Струнная группа делится на две основные подгруппы: смычковые и щипковые инструменты. К смычковым относятся скрипки всех сортов: скрипки, альты, виолончели и огромные контрабасы. Звук из них извлекается смычком, которым водят по натянутым струнам. А для щипковых смычок не нужен: музыкант пальцами защипывает струну, заставляя ее колебаться. Гитара, балалайка, лютня - щипковые инструменты. Как и красавица арфа, издающая такие нежные воркующие звуки. А вот контрабас - смычковый или щипковый инструмент? Формально он относится к смычковым, но часто, особенно в джазе, на нем играют щипками.

    Клавишные

    Если пальцы, ударяющие по струнам, заменить молоточками, а молоточки приводить в движение с помощью клавиш, получатся клавишные инструменты. Первые клавишные - клавикорды и клавесины - появились в средние века. Звучали они довольно тихо, но очень нежно и романтично. А в начале 18-го века изобрели фортепиано - инструмент, на котором можно было играть как громко (форте), так и тихо (пиано). Длинное имя обычно сокращают до более привычного "пианино". Старший брат пианино - да что там брат - король! - так и называется: рояль . Это уже инструмент не для маленьких квартир, а для концертных залов.

    К клавишным относится и самый большой - и один из самых древних! - музыкальных инструментов: орган. Это уже не ударно-клавишный, как пианино и рояль, а клавишно-духовой инструмент: не легкие музыканта, а воздуходувная машина создает поток воздуха в систему трубок. Управляется эта огромная система сложным пультом управления, в котором есть все: от мануальной (то есть ручной) клавиатуры до педалей и переключателей регистров. Да и как иначе: органы состоят из десятков тысяч отдельных трубок самых разных размеров! Зато и диапазон у них огромен: каждая трубка может звучать только на одной ноте, но когда их тысячи...

    Ударные

    Древнейшими музыкальными инструментами были ударные. Именно выстукивание ритма было первой доисторической музыкой. Звук может издавать натянутая мембрана (барабан, бубен, восточная дарбука...) или сам корпус инструмента: треугольники, тарелки, гонги, кастаньеты и прочие стучалки и гремелки. Особую группу составляют ударные, издающие звук определенной высоты: литавры, колокольчики, ксилофоны. На них уже можно сыграть мелодию. Перкуссионные ансамбли, состоящие только из ударных инструментов, устраивают целые концерты!

    Язычковые

    А можно ли еще как-то извлекать звук? Можно. Если один конец пластинки из дерева или металла закрепить, а второй оставить свободным и заставить колебаться, то получим простейший язычок - основу язычковых инструментов. Если язычок один, получим варган . К язычковым относятся гармони, баяны, аккордеоны и их миниатюрная модель - губная гармоника .


    губная гармоника

    На баяне и аккордеоне можно увидеть клавиши, поэтому они считаются и клавишными, и язычковыми. Язычковыми являются и некоторые духовые: например, в уже знакомых нам кларнете и фаготе язычок спрятан внутри трубы. Поэтому разделение инструментов на эти типы условно: существует много инструментов смешанного типа .

    В 20 веке дружное музыкальное семейство пополнилось еще одной большой семьей: электронными инструментами . Звук в них создается искусственно при помощи электронных схем, а первым образцом был легендарный терменвокс, созданный еще в 1919 году. Электронные синтезаторы могут имитировать звучание любого инструмента и даже... играть сами. Если, конечно, кто-то составит программу. :)

    Разделение инструментов на эти группы - всего лишь один из способов классификации. Существует и много других: например, китайцы объединяли инструменты в зависимости от материала, из которого они были изготовлены: деревянные, металлические, шелковые и даже каменные... Способы классификации не так важны. Гораздо важнее уметь распознавать инструменты и по внешнему виду, и по звуку. Этому мы и будем учиться.

    Ударные - самое многочисленное на сегодняшний день семейство музыкальных инструментов. Звук из инструментов этого типа извлекают посредством удара по поверхности звучащего тела. Звучащее тело может принимать различные формы и быть изготовлено из разнообразных материалов. Кроме того, вместо удара допускается встряхивание - по сути, опосредованные удары палочками, молоточками или колотушками по тому же звучащему телу.

    История появления первых ударных инструментов

    Ударные инструменты одни из самых древних. Первый прообраз ударного инструмента появился, когда первобытные люди, ударяя камнем о камень, создавали некое подобие ритма для ритуальных танцев или просто в повседневных бытовых заботах (дробление орехов, помол зерна и т.п.).

    По сути, ударным инструментом может называться любое приспособление, производящее размеренные шумы. Вначале это были камни или палочки, дощечки. Позже появилась идея выстукивать ритм по натянутой на полый корпус коже - первые барабаны.

    При раскопках мест поселения племен Центральной Африки и Дальнего Востока археологи обнаружили уже более похожие на современнее образцы Очевидно, именно они в свое время послужили примером для создания европейских ударных инструментов.

    Функциональные особенности ударных инструментов

    Звук, производимый ударными инструментами, произошел от первобытных ритмичных мелодий. Позвякивающие и звенящие прототипы современных ударных музыкальных инструментов использовались во время ритуальных плясок народами Древней Греции и Древнего Рима, стран Азии.

    А вот представители древних арабских государств использовали ударные инструменты, в частности барабаны, в военных походах. Эту традицию европейские народы переняли много позже. Небогатые в мелодичном плане, но громогласные и ритмичные, барабаны стали неизменным сопровождением военных маршей и гимнов.

    Да и в оркестре ударные инструменты нашли довольно широкое применение. Вначале доступ к европейской академической музыке им был закрыт. Постепенно ударные нашли свое применение в драматической музыке в рамках оперных и балетных оркестров, и только потом они попали в оркестры симфонические. Зато сегодня сложно представить себе оркестр без барабанов, литавр, тарелок, бубна, тамбурина или треугольника.

    Классификация ударных инструментов

    Группа ударных музыкальных инструментов не только многочисленна, но и весьма неустойчива. Разработано несколько разных способов их классификации, поэтому один и тот же инструмент может относиться сразу к нескольким подгруппам.

    Самые распространенные на сегодняшний день ударные инструменты - это литавры, вибрафон, ксилофон; различные виды барабанов, бубны, африканский барабан там-там, а также треугольник, тарелки, и многие другие.

    Ударные музыкальные инструменты появились раньше всех других музыкальных инструментов. В глубокой древности ударные инструменты использовали народы Африканского континента и Ближнего Востока для сопровождения религиозных и воинственных танцев и плясок.

    В наши дни ударные инструменты являются весьма распространенными, так как ни один ансамбль не обходится без них.

    К ударным принадлежат инструменты, у которых звук извлекается посредством удара. По музыкальным качествам, т. е. возможности получения звуков определенной высоты, все ударные инструменты подразделяются на два вида: с определенной высотой звука (литавры, ксилофон) и с неопределенной высотой звука (барабаны, тарелки и др.).

    В зависимости от вида звучащего тела (вибратора) ударные инструменты подразделяются на перепончатые (литавры, барабаны, бубен и др.), пластинчатые (ксилофоны, виброфоны, колокольчики и др.), самозвучащие (тарелки, треугольники, кастаньеты и др.).

    Громкость звучания ударного инструмента определяется размерами звучащего тела и амплитудой его колебаний, т. е. силой удара. В некоторых инструментах усиление звучания достигается добавлением резонаторов. Тембр звучания ударных инструментов зависит от многих факторов, главными из которых являются форма звучащего тела, материал, из которого инструмент изготовлен, и способ удара.

    Перепончатые ударные инструменты

    В перепончатых ударных инструментах звучащим телом является натянутая перепонка или мембрана. К ним относят-ся литавры, барабаны, бубен и др.

    Литавры — инструмент с определенной высотой звучания, имеющий металлический корпус в виде котла, в верхней части которого натянута мембрана из хорошо выделанной кожи. В настоящее время в качестве мембраны используют специальную перепонку из полимерных материалов повышенной прочности.

    Мембрана крепится на корпусе с помощью обруча и натяжных винтов. Этими винтами, расположенными по окружности, натягивают или отпускают мембрану. Таким образом осуществляется настройка литавры: если мембрану натягивать, то строй будет выше, и, наоборот, если мембрану отпускать, то строй будет ниже. Чтобы не мешать свободнойт вибрации мембраны в центре котла, снизу имеется отверстие для перемещения воздуха.

    Корпус литавр изготавливают из меди, латуни или алюминия, устанавливают их на подставке — треножнике.

    В оркестре литавры используют в наборе из двух, трех, четырех и более котлов различной величины. Диаметр современных литавр от 550 до 700 мм.

    Различают литавры винтовые, механические и педальные. Наиболее распространены педальные, так как одним нажатием на педаль можно, не прерывая игры, перестроить инструмент на нужную тональность.

    Звуковой объем литавр равен примерно квинте. Большая литавра настраивается ниже всех других. Диапазон звучания инструмента — от фа большой октавы до до малой октавы. Средняя литавра имеет диапазон звучания от си большой октавы до фа малой октавы. Малая литавра — от ре малой октавы до ля малой октавы.

    Барабаны — инструменты с неопределенной высотой звучания. Различают барабаны малый и большой оркестровые, малый и большой эстрадные, том-тенор, том-бас, бонги.

    Барабан большой оркестровый представляет собой корпус цилиндрической формы, обтянутый с двух сторон кожей или пластиком. Большой барабан имеет мощный, низкий и глухой звук, который извлекается деревянной колотушкой с шарообразным наконечником из войлока или фильца. В настоящее время для мембран барабанов стали применять вместо дорогостоящей пергаментной кожи полимерную пленку, имеющую более высокие показатели прочности и лучшие музыкально-акустические свойства.

    Мембраны у барабанов закрепляются двумя ободами и натяжными винтами, расположенными по окружности корпуса инструмента. Корпус барабана изготавливается из листовой стали или клееной фанеры, облицовывается художественным целлулоидом. Размеры 680x365 мм.

    Барабан большой эстрадный имеет форму и конструкцию, аналогичную оркестровому барабану. Размеры его 580x350 мм.

    Барабан малый оркестровый имеет вид невысокого цилиндра, обтянутого с двух сторон кожей или пластиком. Мембраны (перепонки) крепятся к корпусу с помощью двух ободов и стяжных винтов.

    Для придания барабану специфического звука над нижней мембраной натягиваются специальные струны или спирали (подструнник), которые приводятся в действие с помощью сбрасывающего механизма.

    Применение синтетических мембран в барабанах позволило значительно улучшить их музыкально-акустические возможности, надежность эксплуатации, длительность службы и товарный вид. Размеры малого оркестрового барабана 340x170 мм.

    Малые оркестровые барабаны включены в состав военных духовых оркестров, они применяются и в симфонических оркестрах.

    Барабан малый эстрадный имеет то же устройство, что и оркестровый. Размеры его 356x118 мм.

    Барабан том-том-тенор и барабан том-том-бас не отличаются по устройству и применяются в эстрадных ударных установках. Барабан том-тенор крепится при помощи кронштейна к большому барабану, барабан том-том-бас устанавливают на полу на специальной подставке.

    Бонги представляют собой барабаны небольших размеров с натянутой с одной стороны кожей или пластиком. Они входят в состав эстрадной ударной установки. Между собой бонги соединяются переходниками.

    Бубен — представляет собой обруч (обечайку), у которого с одной стороны натянута кожа или пластик. В корпусе обруча сделаны специальные прорези, в которых укреплены латунные пластинки, имеющие вид маленьких оркестровых тарелочек. Иногда еще внутри обруча на натянутые бечевки или спирали нанизываются маленькие бубенчики, колечки. Все это от малейшего прикосновения к инструменту позвякивает, создавая своеобразное звучание. Удары по мембране производят концами пальцев или основанием ладони правой руки.

    Бубны используют для ритмического сопровождения пляски, песни. На Востоке, где искусство игры на бубне достигло виртуозного мастерства, распространена сольная игра на этом инструменте. Азербайджанский бубен называется деф, дяф или гавал, армянский — даф или хавал, грузинский — дайра, узбекский и таджикский — дойра.

    Пластинчатые ударные инструменты

    К пластинчатым ударным инструментам с определенной высотой звучания относятся ксилофон, металлофон, марим-бафон (маримба), виброфон, колокольчики, колокола.

    Ксилофон — представляет собой набор деревянных брусочков разных размеров, соответствующих различным по высоте звукам. Брусочки изготавливают из палисандра, клена, ореха, ели. Они располагаются параллельно в четыре ряда в порядке хроматической гаммы. Крепятся брусочки на прочных шнурках и разделяются пружинками. Шнур проходит сквозь отверстия в брусочках. Для игры ксилофон раскладывают на маленьком столике на долевых резиновых прокладках, располагающихся вдоль шнуров инструмента.

    Играют на ксилофоне двумя деревянными палочками с утолщением на конце. Ксилофон используют как для сольной игры, так и в оркестре.

    Диапазон ксилофона — от си малой октавы до до четвертой октавы.


    Металлофоны сходны с ксилофонами, только звуковые пластины изготовлены из металла (латуни или бронзы).

    Маримбафоны (маримба) — ударный музыкальный инструмент, звучащими элементами которого являются деревянные пластины, а для усиления звучания на нем установлены трубчатые металлические резонаторы.

    Маримба обладает мягким, сочным тембром, имеет диапазон звучания четыре октавы: от ноты до малой октавы до ноты до четвертой октавы.

    Игровые пластины изготавливаются из древесины палисандра, что обеспечивает высокие музыкально-акустические свойства инструмента. Пластины расположены на раме в два ряда. Первый ряд содержит пластины основных тонов, второй ряд — пластины полутонов. Установленные на раме в два ряда резонаторы (металлические трубки с заглушками) настроены на частоту звука соответствующих пластин.

    Основные узлы маримбы закрепляются на опорной тележке с колесиками, каркас которой сделан из алюминия, что обеспечивает минимальную массу и достаточную прочность.

    Маримба может использоваться как музыкантами-профессионалами, так и для учебных целей.

    Вибрафон представляет собой набор хроматически настроенных алюминиевых пластин, расположенных в два ряда аналогично фортепианной клавиатуре. Пластины устанавливаются на высокой станине (столе) и крепятся на шнурках. Под каждой пластиной в центре находятся цилиндрические резонаторы соответствующей величины. Через все резонаторы в верхней части проходят оси, на которых крепятся вентиляторные крыльчатки — веерочки. С боку станины вмонтирован портативный бесшумный электродвигатель, который равномерно вращает крыльчатки на протяжении всей игры на инструменте. Таким образом достигается вибрация. Инструмент имеет демпферное устройство, соединенное с педалью под станиной, для приглушения звука ногой. Играют на вибрафоне двумя, тремя, четырьмя иногда и более длинными палочками с резиновыми шариками на концах.

    Диапазон вибрафона — от фа малой октавы до фа третьей октавы или от до первой октавы до ля третьей октавы.

    Вибрафон используют в симфоническом оркестре, но чаще в эстрадном оркестре или как сольный инструмент.

    Колокола — набор ударных инструментов, которые применяются в оперном и симфоническом оркестрах для имитации колокольного звона. Колокол состоит из набора цилиндрических труб от 12 до 18 штук, настроенных хроматически. Трубы обычно латунные никелированные или стальные хромированные диаметром 25—38 мм. Их подвешивают в раме-стойке высотой около 2 м. Звук извлекают ударом деревянного молота по трубам. Колокола снабжены педально-демпферным устройством для глушения звука. Диапазон колоколов 1—11/ 2 октавы, обычно от фа большой октавы.

    Колокольчики — ударный музыкальный инструмент, который состоит из 23—25 хроматически настроенных металлических пластинок, размещенных в плоском ящике в два ряда ступенями. Верхний ряд соответствует черным, а нижний ряд — белым клавишам фортепиано.

    Диапазон звучания колокольчиков равен двум октавам: от ноты до первой октавы до ноты до третьей октавы и зависит от числа пластинок.

    Самозвучащие ударные инструменты

    К самозвучащим ударным инструментам относятся: тарелки, треугольники, там-тамы, кастаньеты, маракасы, погремушки и др.

    Тарелки представляют собой металлические диски, изготовленные из латуни или нейзильбера. Дискам тарелок придана несколько сферическая форма, к центру прикреплены кожаные ремешки.

    При ударе тарелок друг о друга издается продолжительный звенящий звук. Иногда применяют одну тарелку и извлекают звук ударом палочки или металлической щетки. Выпускаются тарелки оркестровые, тарелки "чарльстон", тарелки "гонг". Звучат тарелки резко, звеняще.

    Треугольник оркестровый представляет собой стальной прут, которому придана незамкнутая треугольная форма. При игре треугольник свободно подвешивают и ударяют по нему металлической палочкой, выполняя различные ритмические рисунки.

    Звук треугольника яркий, звенящий. Применяется треугольник в различных оркестрах и ансамблях. Выпускаются треугольники оркестровые с двумя стальными палочками.

    Там-там или гонг — бронзовый диск с загнутыми краями, по центру которого ударяют колотушкой с войлочным наконечником, звук гонга глубокий, густой и мрачный, достигает полной силы не сразу после удара, а постепенно.

    Кастаньеты — в Испании являются народным инструментом. Кастаньеты имеют форму раковин, обращенных одна 1С другой вогнутой (сферической) стороной и связанных шнуром. Изготавливают их из дерева твердых пород и пластмассы. Выпускают кастаньеты двойные и одинарные.

    Маракасы — шары из древесины или пластмассы, наполненные небольшим количеством мелких кусочков металла (дробью), снаружи маракасы красочно оформлены. Для удобства удержания во время игры они снабжены ручкой.


    Встряхивая маракасы, воспроизводят различные ритмические рисунки.

    Маракасы находят применение в оркестрах, но чаще в эстрадных ансамблях.

    Погремушки представляют собой наборы маленьких тарелочек, укрепленных на деревянной пластине.

    Ударная установка эстрадного ансамбля

    Для полного изучения группы ударных музыкальных инструментов специалисту, занимающемуся их реализацией, необходимо знать состав ударных установок (комплектов). Наиболее распространен следующий состав ударных установок: большой барабан, малый барабан, спаренная тарелка "чарльстон" (хей-хет), тарелка одинарная большая, тарелка одинарная малая, бонги, том-том бас, том-том тенор, том-том альт.

    Прямо перед исполнителем на полу устанавливается большой барабан, он имеет упорные ножки для устойчивости. Сверху на барабане при помощи кронштейнов могут быть закреплены барабаны том-том тенор и том-том альт, дополнительно на большом барабане предусмотрена подставка для оркестровой тарелки. Кронштейны, закрепляющие том-том тенор и том-том альт на большом барабане, регулируют их высоту.

    Неотъемлемой частью большого барабана является механическая педаль, при помощи которой исполнитель извлекает из барабана звук.

    В состав ударной установки обязательно входит малый эстрадный барабан, который крепится на специальной подставке тремя прихватами: двумя откидными и одним выдвижным. Подставка устанавливается на полу; она представляет собой стойку, снабженную стопорным устройством для фиксации в заданном положении и регулировки наклона малого барабана.

    Малый барабан имеет сбрасывающее устройство, а также глушитель, которые используются для регулировки тембра звука.

    В комплект ударной установки могут входить одновременно несколько разных по размерам том-том барабанов, том-том альтов и том-том теноров. Том-том бас устанавливается с правой стороны от исполнителя и имеет ножки, с помощью которых можно регулировать высоту инструмента.

    Барабаны бонги, входящие в ударную установку, размещаются на отдельной подставке.

    В состав ударной установки входят также оркестровые тарелки с подставкой, механическая подставка для тарелок "чарльстон", стул.

    Сопутствующими инструментами ударной установки являются маракасы, кастаньеты, треугольники, а также другие шумовые инструменты.

    Запасные части и принадлежности к ударным инструментам

    К запасным частям и принадлежностям ударных инструментов относятся: подставки для малого барабана, подставки для оркестровых тарелок, механическая педальная подставка для оркестровых тарелок "чарльстон", механическая колотушка для большого барабана, палочки литавровые, палочки к малому барабану, палочки барабанные эстрадные, щеточки оркестровые, колотушки для большого барабана, кожа для большого барабана, ремни, футляры.

    В ударных музыкальных инструментах звук извлекается ударом какого-либо приспособления или отдельных частей инструмента друг о друга.

    Ударные инструменты подразделяют на перепоночные, пластинчатые, самозвучащие.

    К перепоночным относят инструменты, у которых источником звука является натянутая перепонка (литавры, барабаны), звук извлекается ударом о перепонку каким-либо приспособлением (например, колотушкой). В пластинчатых инструментах (ксилофоны и др.) в качестве звучащего тела используют деревянные или металлические пластинки, бруски.

    В самозвучащих инструментах (тарелки, кастаньеты и др.) источником звука является сам инструмент или его корпус.

    Ударные музыкальные инструменты — это инструменты, звучащие тела которых возбуждаются ударами или встряхиванием.

    По источнику звука ударные инструменты подразделяют на:

    Пластинчатые — в них источником звука являются деревянные и металлические пластинки, бруски или трубки, по которым музыкант ударяет палочками (ксилофон, металлофон, колокольчики);

    Перепончатые — в них звучит натянутая перепонка — мембрана (литавры, барабан, бубен и др). Литавры представляют собой набор из нескольких металлических котлов разной величины, покрытых сверху перепонкой из кожи. Натяжение перепонки может изменяться специальным устройством, при этом изменяется высота извлекаемых колотушкой звуков;

    Самозвучащие — в этих инструментах источником звука является сам корпус (тарелки, треугольники, кастаньеты, маракасы).

    Выбор редакции
    Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

    Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

    Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

    Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
    Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
    Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
    Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
    Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
    Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...