Кузнецова И.А. Профессионально значимые компетенции в образовательном процессе подготовки артистов балета


Специфические особенности и психологическая структура
деятельности артиста балета

Труд артиста балета предъявляет высокие требования к его физическим и психическим данным (А.Я.Ваганова, 1948; Г.С.Уланова, 1954; М.М.Фокин, 1962; Л.Н.Лавровский, 1965; М.М.Габович, 1966; А.М.Мессерер, 1967; Н.Н.Серебренников, 1969 и др.). Эффективность деятельности артиста определяется техническим и художественным мастерством, так как сценическая деятельность артиста балета требует, с одной стороны, точного и свободного владения множеством сценических движений, которые используются в качестве хореографической лексики, с другой стороны, в балете требуется придать каждому движению определенную эмоциональную окраску, создать из комбинации отдельных движений целостное сценическое действие .
Главное отличие сценического искусства от других видов художественной деятельности и заключается в том, что личность актера трансформируется в личность роли и этот процесс происходит всегда на глазах у зрителей. Создания поэта- стихи, живописца- его картины могут существовать отдельно от автора, годами ожидать признания. Актеру это не дано. Изображаемое и изображение, воплощаемое и воплощение слиты в его работе воедино. Если роль создана, но по каким-то причинам не сыграна актером на публике, мы не имеем права говорить о законченном произведении искусства. Особое значение в деятельности актера имеют условия его творчества . Творчество на глазах у зрителя, обращение сразу к многим, доверительное общение с залом, когда устанавливается эмоциональная обратная связь актер – зритель – актер, все это предъявляет особые требования к воплощаемому актером образу. Особая выразительность, выпуклость его действий и переживаний, их заразительность, вероятно, могут быть названы отличительной особенностью творчества актера. Балет подобно другим видам искусства есть средство общения художника со своими современниками . В понятие "хореография" сегодня входит все, что относится к искусству танца. Специфика хореографии состоит в том, что мысли и чувства, переживания человека передаются не речью, а средствами движения и мимикой. Физические элементы танца нужно подчинить психологической концепции. Прыжок может нести радость и страдание. Надо позволить своему телу чувствовать .
Балет является самой сложной формой хореографии. Подобно тому как композитор будит воображение слушателей, создавая музыкальные образы, балетмейстер для той же цели создает образы пластические, зримые . Индивидуальность артиста балета связана не только с определенным комплексом задатков, окрашена его своеобразным воображением и темпераментом, она зависит от богатства жизненного и душевного опыта, от сложности социальных связей, от гражданской позиции актера. А профессиональные возможности, как мы видим, связаны с тем, насколько подвижна и пластична его личность. Особенности личности теснейшим образом связанны со способностью к перевоплощению. Новый сценический образ рождается из личного материала актера, как он богат и разнообразен. Артистов объединяет умение говорить со зрителем на языке художественных образов. Но ни один не затрачивает так много физических сил на подготовку к своему выступлению как артист балета. Артист балета призван создавать средствами танца живые человеческие образы, поэтому от степени одаренности и творческого отношения к своему делу зависит очень много. Его творчество всегда происходит в заданный момент и повторяется столько раз, сколько это нужно театру и зрителям . Всякий художник может творить тогда, когда им владеет вдохновение, но художник сцены должен сам владеть вдохновением и уметь вызвать его тогда, когда оно значится на афише спектакля. В этом заключается главная тайна искусства актера .
Е.В.Фетисова говоря о своеобразии профессии артиста балета отмечает, что он должен обладать целым комплексом физических и духовных качеств: гармоническим телосложением, хорошим здоровьем, выносливостью и артистизмом. Только артист с тонкой и прекрасным чувством ритма в состоянии верно почувствовать и выразительно передать на сцене музыкально-хореографический образ и воплотить содержание музыки, ее тончайшие нюансы. Без чувства ритма не может быть синхронности музыки танца. Кроме того, артист балета должен обладать хорошей музыкальной и зрительной памятью, иметь тонкий слух и острый глаз . Артист драмы, перед тем, как явиться на репетицию, получает текст своей роли; артист оперы получает и текст и ноты. Артист же балета должен запомнить не только всю музыкальную линию каждой своей партии, все выходы, вариации, ансамблевые танцы - параллельно с музыкой им должна быть усвоена и хореография, которую показывает балетмейстер. Внешние данные помогают или мешают артисту, но, разумеется, в итоге многое решает его внутренняя наполненность и артистизм. Классический танец - одно из самых сложных явлений и сейчас и в прошлом . Классический танец требует умения свободно владеть всем техническим балетным арсеналом абсолютно свободно, следовательно, в жизни каждого балетного артиста овладение техникой классического танца - процесс бесконечный. Техника - это умение выполнять все движения, из которых состоит танец. Но высокое техническое мастерство подчинено самому главному в искусстве - созданию художественного образа (Э.М. Бочарникова, 1980; Г.И. Иноземцева, 1980; А.М. Мессерер, 1967; М. Бежар, 1989; Г.С. Уланова 1970 и др.). Следовательно, наряду с техникой внешней, артисту балета необходимо обладать и техникой внутренней - актерским мастерством, помня при этом, что игра балетного актера принципиально отлична от игры драматического актера. Подлинное искусство начинается тогда, когда поза озаряется внутренним светом человеческого чувства- радости, счастья, гордости, гнева и т.д. . Музыка помогает артисту и балетмейстеру творить своим психологическим и эмоциональным содержанием. Если первым компонентом балета является драматургия, то вторым, органически с ней связанным, является музыка. "Балет- это та же симфония", - говорил П.И. Чайковский. И то же повторяли Б.В. Асафьв, С.С. Прокофьев, Р.М. Глиэр . Р.В. Захаров говорил: "Танцевальная музыка должна быть той поэмой, которая определяет и устанавливает движение и действие танцовщика. Танец... будет эхом, повторяющим то, что выскажет музыка".
Как в самых простых, так и в самых сложных и тонких движениях артиста балета можно выделить три основные компонента: силовой, пространственный и временной. Их бесчисленные комбинации создают столь же безграничные качественные сочетания движений, обеспечивающих ловкость, точность и выносливость деятельности артиста . Говоря о специфических особенностях труда артиста балета нужно отметить, что как творческая личность он нуждается в социальном одобрении. Психологический стресс, сильное физическое переутомление, монотония ежедневных классов, многочасовых репетиций зачастую однообразного репертуара - все эти составляющие негативных эмоциональных состояний сопровождают артиста балета всю его творческую жизнь . Эти состояния требуют от артиста балета огромных психических и энергетических затрат. Ярко выраженные отрицательные эмоции и высокая тревожность затрудняют взаимодействие артистов, усложняют межличностные отношения и негативно влияют на морально- психологический климат в коллективе . Любой артист должен обладать высокой способностью к мобилизации своих психофизиологических и психических резервов, а это требует больших волевых усилий.
Анализ литературы показывает, что профессиональная деятельность артиста балета имеет ряд специфических особенностей и предъявляет высокие требования к его физическим и психическим данным.
Основные профессиональные требования к индивидуальным особенностям артиста балета приведены в табл. 1.
Таблица 1.
Профессиональные требования деятельности
Профессионально важные качества

Особые требования к телосложению
Соотношение роста и веса артиста балета

«Стопа танцовщика». Опорно-двигательная система артиста балета несет важную и целенаправленную нагрузку
Индекс нагруженности стопы, лотеральная ориентация стопы.

Среди многочисленных проявлений темперамента специфическое значение для хореографии имеют проявления тех его свойств, от которых в первую очередь зависит динамика деятельности артиста балета, его работоспособность.
Эмоциональная возбудимость, эмоциональная устойчивость, пластичность, мпульсивность, экстраверсия.

Регулярные интенсивные и максимальные физические и психические нагрузки требующие значительных волевых усилий.
Высокая эмоционально- волевая регуляция целенаправленной деятельности.

Балет – это интеграция мысли и движения, поэтому творческая одаренность в балете базируется не только на мышечной активности, но и на креативности мышления.
Беглость, гибкость, оригинальность и разработанность мышления.

Артистизм, умение движениями передать эмоции героя и музыки.
Танцевальность, как комплексный показатель, объединяющий музыкальность и эмоциональную выразительность движений.

Ориентация на достижение цели – постоянное повышение уровня профессионального мастерства.
Мотивация, потребность в овладении профессией.

Продолжение табл. 1
Объектом воли и сознания артиста балета в профессиональной деятельности является его собственное тело, его моторика. Для овладения сложной техникой танца необходима тонкая дифференциация пространственных и силовых характеристик движения.
Высокоразвитая способность регулировать движения по скорости, силе и амплитуде.

Артист балета должен получать удовлетворение от однообразной работы, ощущать мышечную радость от выполнения сложных движений на репетициях, от занятий хореографией
Эмоциональная привлекательность хореографических движений.

Анализ литературы по исследованиям взаимосвязей профессиональной деятельности и свойств личности показал, что в психологии четко обозначился интерес к психологическим проблемам личности профессионала, значимость которых остро ощущается в социальной практике. Несмотря на социальную востребованность исследований личности профессионала, учитывая специфику деятельности артиста балета, из анализа доступной нам литературы следует, что исследованием взаимосвязей значимости профессионального результата и особенностей личности артистов балета практически никто не занимался.

Заголовок 1Заголовок 515


Приложенные файлы

Под профессионализмом Маркова А.К. понимает «совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда» . Профессионализм, по мнению автора, складывается из двух элементов: мотивационного и операционального.

Мотивационный элемент подразумевает :

§ увлеченность менталитетом, смыслом, направленностью профессии на благо других людей, стремление проникнуть в современные гуманистические ориентации, желание оставаться в профессии;

§ мотивацию высоких уровней достижения в своем труде;

§ стремление развивать себя как профессионала, побуждение к позитивной динамике профессионального роста, использование любого шанса для профессионального роста, сильное профессиональное целеполагание;

§ гармоничное прохождение всех этапов профессионализации - от адаптации к профессии далее к мастерству, творчеству, к безболезненному завершению профессионального пути;

§ отсутствие профессиональных деформаций в мотивационной сфере, кризисов;

§ внутренний локус профессионального контроля, то есть поиск причин успех - неуспеха в себе самом и внутри профессии;

§ оптимальная психологическая цена высоких результатов в профессиональной деятельности, то есть отсутствие перегрузок, стрессов, срывов, конфликтов.

Операциональный элемент включает:

§ осознание в полном объеме черт и признаков профессионала, развитое профессиональное сознание, целостное видение облика успешного профессионала;

§ приведение себя в соответствие с требованиями профессии;

§ реальное выполнение профессиональной деятельности на уровне высоких образцов и стандартов, овладение мастерством, высокая производительность труда, надежность и устойчивость высоких результатов;

§ развитие человеком себя средствами профессии, самокомпенсация недостающих качеств, профессиональная обучаемость и открытость;

§ внесение человеком своего творческого вклада в профессию, обогащение ее опыта, преобразование и оздоровление окружающей профессиональной среды;

§ привлечение интереса общества к результатам своего труда, ибо общество может и не знать своих потребностей в результатах данного профессионального труда, этот интерес необходимо формировать.

Профессионализм, по мнению Марковой, достигается через прохождение следующих этапов :

1. Этап адаптации человека к профессии, первичное усвоение человеком норм, менталитетов, необходимых приемов, техник, технологий профессии; этот этап может завершиться быстро за первые 1-2 года начала работы или растянуться на годы, проходить болезненно;

2. Этап самоактуализации человека в профессии; осознание человеком своих возможностей выполнения профессиональных норм, начало саморазвития себя средствами профессии, осознание человеком своих индивидуальных возможностей выполнения профессиональной деятельности, осознанное усиление своих позитивных качеств, сглаживание негативных, укрепление индивидуального стиля, максимальная самореализация своих возможностей в профессиональной деятельности;

3. Этап свободного владения человеком профессией, проявляющегося в форме мастерства, гармонизации человека с профессией; здесь происходит усвоение высоких стандартов, воспроизведение на хорошем уровне кем-то ранее созданных методических рекомендаций, разработок, инструкций.

Значительные наработки в сфере исследования характеристик профессионализма помогли выработать целый диагностический комплекс для определения уровней его формирования. Диагностика опирается на ряд принципов:

1. Принцип этапности отбора претендентов

Первый этап - отбор по медицинским показателям проводится, как правило, врачами общего профиля и используется в основном лишь как средство обнаружения противопоказаний к обучению. Отсутствие при отборе специалистов узкого профиля - врача-психолога или психиатра-психогигиениста отрицательно сказывается на чистоте профессионального отбора.

Второй этап - выявление профессионально-пригодных, условно-пригодных и непригодных к обучению в творческом вузе. Осуществляется в процессе работы с абитуриентами мастеров и педагогов учебного заведения.

Третий этап - контрольный. Он выявляет как благоприятные, так и неблагоприятные сдвиги в профессиональной и учебной деятельности.

2. Принцип учета функциональных резервов психики гласит о большой пластичности нервной системы, огромных скрытых потенциалах, заложенных в творческой личности, и возможностях развития и вскрытия резервов человеческой психики. Отсюда следует и необходимость ведения отбора по верхнему, среднему и нижнему критериям с целью выяснения диапазона приемлемости методов профотбора и вариативности критериев.

3. Профессиографический принцип.

Профессиограмма является одним из основных диагностических инструментов. Профессиограмма, согласно Севастьянову А.И. это «система требований, предъявляемых к человеку определенной специальностью, профессией или их группой» . Частью профессиограммы является психограмма - краткая сводка требований, предъявляемых к психике человека, что составляет перечень необходимых способностей.

4. Принцип надежности, лежащий в основе профессиографической работы, учитывает усложненные условия изучения профессиональной деятельности и так называемой «помехоустойчивости» личности.

Указанные выше средства помогают определить готовность человека к профессиональной деятельности вообще. Но творческая деятельность имеет свою специфику, о которой не стоит забывать. Профессионализм артиста балета через профессиограмму не определишь, также, как не выявишь будущего мастера из числа абитуриентов только лишь по результатам теста, контрольной работы и пр. объективных методов.

Профессионализм артиста балета - это не столько объективные факторы профессиональной деятельности вообще, сколько совокупность требований, ожиданий от действий артиста на сцене, формируемая традициями, историей балета, его выдающимися исполнителями, постановщиками балета, обычными зрителями. Поэтому обратимся к пониманию профессионализма артиста балета тех людей, кто непосредственно связан с этим искусством.

Работа артиста балета - это каждодневный тяжелый труд. По мнению А. Оль, балет должен стать «стилем жизни» артиста. Времени на что-либо другое не остается. Поэтому, в первую очередь профессионал в балете - это человек, отдающий всего себя этому искусству без остатка» .

Готовность постоянно учиться у других и самосовершенствоваться - еще одно немаловажное требование к профессионалу. Вот что говорит по этому поводу один из ведущих солистов красноярского балета Александр Бутримович: «…любая подсказка воспринимается как кратчайший путь к лучшему и идет только на пользу. Стараюсь… больше слушать…» . Подтверждение этих слов находим и у А. Оль: «После работы… приходится просматривать видеоряд каких-то классических постановок чуть ли не покадрово. И это не для того, чтобы бездумно слизать чью-то технику, а чтобы разобраться и понять всю глубину исполнения» .

Соотнесенность балета и актерского искусства подчеркивается неоднократно: «Когда актеру балета удается соединить блестящее знание ремесла, техники танца с умом, увствами и творческим воображением, ему по праву принадлежит звание художника», - говорит Габович М.М. . То же находим и у А. Оль: «Если в спектакле нет энергетики, выстроенных ролей, не спасут ни красивая музыка, ни роскошные костюмы и декорации - это будет скучно и непрофессионально» .

Серьезные требования в балете предъявляются и к физическому состоянию исполнителя. «От строения мышц и связок, а в какой-то мере и костного остова фигуры человека, прежде всего, зависит, сможет ли он выполнить то или иное движение…», - утверждает Лопухов Ф.В. . Профессионал в балете всегда в хорошей физической форме, пластичен и артистичен. Индивидуальные физиологические особенности солиста определяют его амплуа на сцене.

Профессионализм - комплексная характеристика уровня мастерства специалиста. Профессионализм артиста балета формируется в процессе длительного обучения и каждодневного труда. Профессионал в балете это физически и интеллектуально развитый, творчески одаренный человек, психологически устойчивый к разного рода неурядицам. Достижение профессионализма возможно лишь через практическую деятельность человека, через саморазвитие, активную помощь уже сформировавшихся мастеров.

Э. В. Лейбов в 1904 г . изучал травматизм среди артистов балета Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова и частично среди артистов балета Большого театра Союза ССР. Он взял 100 актов о несчастных случаях у артистов балета и провел анализ травматизма. Результаты этого метода недостоверны, ибо акты о несчастных случаях составляются инженерами по технике безопасности, не имеющими достаточного представления о специфике труда артистов; в графе о причипе травм они чаще всего пишут «но вине артиста».

Однако некоторые положения Э. Б. Лейбова заслуживают внимания и изучения. Это создание врачебно-балетного диспансера, неравномерное распределение нагрузок среди артистов, санитарно-гигиенический контроль за их работой, режимом питания и отдыха.

Для выявления жэ истинных причин травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата необходимо длительное наблюдение за артистами балета, присутствие врача в классе, изучение движений артистов, методики преподавания того или иного педагога, присутствие на репетициях, за кулисами во время спектакля. Врач должен работать в содружестве с педагогами и репетиторами, лечить артистов балета в поликлинике и в условиях стационара.

В феврале 1965 г . вышло постановление Президиума ЦК профсоюзов работников культуры «О состоянии и мерах улучшения условий труда артистов балета». После этого при участии профессоров М. В. Волкова (ЦИТО)), С. П. Летунова (Научно-исследовательский институт физкультуры) и главного врача поликлиники Большого театра Союза ССР и ВТО заслуженного врача РСФСР М. И. Горловина при Большом театре был организован прачебпо-балотный диспансер со штатом врачей, сестер и массажистов. Работа по изучению и профилактике травматизма у артистов балета начата на базе этого диспансера в 1967 г., что позволило снизить количество травм и заболеваний более чем в 2,5 раза по сравнению с 1965 г.

Для того чтобы правильно трактовать механизм травм и заболеваний опорпо-двигатольного аппарата у артистов балета, правильно оказывать лечебную помощь с целью быстрейшего возвращения артиста па сцону боз потери балетной формы, необходимо знать некоторые элементы хореографии, как классической, так и пародпой.

Главное средство сцепической выразительности в современном балете - это танец, имеющий ряд ветвей: классический, характерный, народный, танец «модерн». Подсобное сродство - пантомима, т. е. искусство выражать чувства и мысли посредством мимики и жеста.

Каждый вид танца накладывает отпечаток на характер травмы и вид заболевания того или отдела опорно-двигательного аппарата; немаловажное значение имеют также обувь и одежда танцовщика.

Знание всех видов нагрузок необходимо для врачей , занимающихся лечением артистов . В зависимости от вида травмы или заболевания, от срока лечения решаются вопросы общей и профессиональной реабилитации.

Н. Е. Высотская (1979) выявила, что все характеристики успешности овладения хо­реографическим искусством выражены больше у тех учащихся хореографического училища, которые имеют высокую эмоциональную реактивность (табл. 10.2).

Таблица 10.2

Выраженность профессиональных характеристик у учащихся хореографического училища с различной эмоциональной реактивностью (баллы)

В учебном процессе (при становлении артиста балета) возникает немало психологических трудностей: 1. Несоответствие ожиданий (представление о балете вообще и реальном учебном про­цессе), что нередко ведет к разочарованию, снижению мотивации. Можно выделить 2 аспекта «обмана ожиданий»: а) между типичными для детей представлениями о балете как «празднике» (почерпну­тыми из просмотра телепередач) и реальной «черновой работой»; б) между привычкой детей (особенно младших школьников) руководствоваться в дви­гательной деятельности «принципом удовольствия» и реальным требованием рабо­тать через «не могу» и «не хочу». 2. Необходимость положительно зарекомендовать себя с первых занятий при полном отстутствии профессиональной подготовки. 3. Для значительной части учащихся актуальна проблема преодоления страхов, ко­торых наиболее типичными являются: : «боязнь педагога», «страх профессиональных экзаменов», «страх считаться неперспективным». Соснина И. Г., 2004. С 499-500.

Е. В. Фетисовой (1994) высокий нейротизм был выявлен у 84,4% артистов балета. Характерной для них оказалась и высокая тревожность. Очевидно, это не случайно. Н. В. Рождественская (1980) показала, что низкая тревожность может служить помехой творчеству. Да и сами артисты указывали на необходимость эмоционального подъема, беспокойства. Это нашло подтверждение и в работе Н. Е. Высотской: низкий нейротизм был только у учащихся с плохой эмоциональ­ной выразительностью. У тех, у кого эмоциональная выразительность высокая, чаще всего был средний нейротизм.

А. X. Пашиной (1991) были выделены 2 группы: сведущие солисты» и «рядовые артисты». Так называемые «рядовые» артисты характеризовались высокой тревож­ностью и эмоциональной неустойчивостью. Эти особенности эмоциональной сферы коррелировали с чрезмерной психической напряженностью, которая обусловли­вает трудности самовыражения и творческого перевоплощения на сцене. Эмоцио­нальный слух у «рядовых» артистов соответствовал норме. Выявлена у них и неко­торая эмоциональная заторможенность, чрезмерное ограничение чувств.

У «ведущих солистов» тревожность была на верхнем уровне нормы или чуть выше, а эмоциональный слух был высокоразвитым.

В обеих группах на слух лучше определялась эмоция радости и нейтральное состояние, хуже - гнев и печаль. Это было специфичным для артистов балета по сравнению с медиками и инженерами, которые тоже лучше всего определяют ней­тральное состояние, но вторым по определяемости у них идет страх, затем - пе­чаль и гнев, а радость по количеству правильных опознаний стоит на последнем месте (Пашина, 1991).

Л. Н. Кулешова и Т. Ю. Горбушина (2003) выявили, что артисты балета обла­дают высокой интернальностью.

По данным Л. Я. Дорфмана (1988), экстраверты-танцовщики выбирают партии, побуждающие к переживанию гнева, а интроверты-танцовщики - к переживани­ям печали и страха.

Изучение связи свойств нервной системы с выраженностью у учащихся хоре­ографического училища профессионально важных качеств показало, что эмоцио­нальность, артистичность, «танцевальность» наиболее выражены у лиц с подвиж­ностью нервных процессов и с преобладанием возбуждения по «внешнему» балансу. Координированность движений, вестибулярная устойчивость, прыгучесть в большей мере связаны с инертностью нервных процессов и с преобладанием тор­можения по «внешнему» балансу. Слабость нервной системы обнаружилась преж­де всего у учащихся с хорошей «танцевальностью», координированностью, с хоро­шим вращением.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...