Свой бизнес. Открываем частный театр


Всем привет!

Вместо вступления.

Еще с далеких советских времен в нашем обществе выработалась концепция вечно бедного, низкооплачиваемого труда творческого работника. И этот миф успешно шагает в ногу с 21-м веком. Повторюсь – с 21-м веком! И ничего не меняется, и не может измениться по причине удобства сосуществования творческого работника с театральной системой.

Еще со студенческой скамьи актера готовят к тому, что жизнь в театре не сахар: зарплаты ниже среднего, постоянные интриги, актерские и режиссерские войны… Заработать можно только в кино, на телевидении и, конечно же, слоняясь по всякого рода «халтурам». Но эти предостережения не только не останавливают молодых людей на пути к большому искусству, но и подстегивают их с невероятной силой! Огромные конкурсы на театральный факультет в Академии, страсти, слезы, успехи, разочарования.

И вот четыре года «театралки» окончены, а впереди театр, кино, ТВ, съемки, концерты, спектакли, гастроли, фестивали и… распределение. Не все остаются в столице, многие уезжают работать в областные театры, и тут же сталкиваются с миром, настолько отличным от привычного студенческого, что хлопают своими горящими глазами в окружающем их новом пространстве.

Через год провинциальные актеры начинают понимать ситуацию, заложниками которой они оказались. Как правило, в Белорусской глубинке присутствует стандарт двух театров: взрослого - драматического и детского - театра кукол. Это первая засада для актера! Если ты не прижился в одном театре, перейти в другой не представляет возможности по причине отсутствия такового. Это положение прекрасно используют наниматели провинциальных театров для тотального контроля и воздействия на вашу личность.

Далее, в театре, как и в любой структуре, действует контрактная система, подписывая которую, вы взваливаете себе на плечи груду обязанностей, неисполнение которых приводит к тому, что наниматель по истечению срока действия контракта просто его не продлевает. И все! Идите куда хотите, дорогой товарищ! Можете ехать в столицу, но помните, что там провинциальному актеру, каковым вы отныне являетесь, не очень-то и рады.

А расторгнуть контракт досрочно по воле нанимателя, если вдруг вы его не устроили как профессионал или не понравились как личность, проще «пареной репы». Стоит только внимательно почитать свои трудовые обязанности, и вы поймете, что по желанию с вами расстаться гораздо легче, чем взять на работу.

Здесь не снимают кино, а если и заедут «подснять» пару сцен, то на главную роль не возьмут. Вас ожидает массовка или в лучшем случае эпизод. Местное телевидение возьмет на полставки за копейки, радио – то же самое. Есть возможность вести драмкружок в какой-нибудь школе, или преподавать в колледже. И, конечно же, старые добрые «халтурки» по свадьбам, юбилеям и «корпоративчикам». Вот и весь спектр ваших услуг. Этим занимались тридцать лет назад, занимаются и по сей день. Очень скоро, заработок станет для вас основным видом творчества, а театр отойдет на второй план. Это и есть неизбежность актеров любых театров. С одним различием: в столице подрабатывают по профессии, в провинции – как придется. Все эти мытарства ведут лишь к концу творческого роста, а зачастую к уходу из профессии.

В последнее время стал замечать удивительную закономерность – очень мало актеров «стационарников» приезжают на работу в областные театры. Чаще приходят ребята с улицы, которые работают и учатся при этом театре, а образование получают в процессе заочно. Отсюда и не совсем полное постижение профессии, и «местечковый» уровень культуры.

Да и не каждый репертуарный театр может похвастаться гастрольными турами по Европе и странам бывшего СНГ. Нехватка средств, проблема выезда, да и просто не желание руководства оторвать свою пятую точку от насиженного кресла. Зато план по обслуживанию сельского жителя выполняется на все сто! А иначе нельзя – план есть план. Не всегда в репертуарном театре, с его определенной концепцией, можно проявить и развить себя в творческом плане. Многих такое положение вполне устраивает, но есть люди, которым мало, а потенциал еще не иссяк.

Вот и я, пройдя медные трубы провинциальной творческой действительности, решился на самую нелепую авантюру в своей жизни – создал частный театр , который так и назвал красивым словом «Провинция» .

Зачем мне это?

Во-первых, есть еще «порох в пороховницах», не разочаровался, не надоело. Во-вторых, не хочу уходить из профессии, не останавливаться, а развиваться. И в-третьих, хочу оставить после себя хоть что-то, пусть не такое большое по значимости, но великое по духу. Одни крутят у виска пальцем, другие попросту не верят, третьи смеются и не видят в том смысла. Есть боязливые и ленивые, глупые и завистливые, а иногда встречаются даже агрессивные личности.

Часто мне задают один и тот же вопрос: как? Это невозможно! Так нельзя! В Беларуси жесткое отношение к частному бизнесу, а в творческой среде отношение к тем, кто хочет, может и умеет еще хуже. На все эти вопросы я и попытаюсь ответить в своей статье.

С чего начать?

Для начала необходимо определиться со своей поставленной задачей. Для чего вы хотите организовать театр? Какие функции он будет нести в дальнейшем? А главное, какой промежуток времени вы отведете для жизни вашего детища.

Есть отличный вариант для заработка – антреприза. Известные артисты быстренько делают спектакль и объезжают с ним все областные центры. Но в провинции такой вариант не прокатит, особенно в белорусской. Во-первых, здесь нет настолько известных артистов, чтобы на них пришел зритель, а во-вторых, ехать с антрепризой из области в район бессмысленно, в столицу глупо.

Посему единственной возможностью заработка провинциала являются разъезды по школам и садам с детскими постановками. Но здесь можно легко нарваться на неприятности со стороны государственных репертуарных театров, так как и эти театры зарабатывают аналогично. А вторжение на чужую территорию может привести к нежелательным последствием. Не забывайте, у них власти поболей будет. В конце концов, это приведет к неизбежным конфликтам и постоянным гонениям вашего частного проекта. Его жизнь будет не долгой.

Я не стану заострять внимание на этом виде творческого заработка, а перейду к идее создания своего театра, идее довольно сложной и длительной.

Ярким примером удачного, на мой взгляд, частного проекта в Беларуси является минский Современный Художественный Театр (СХТ) под управлением Владимира Ушакова. О нем и о его руководителе можно почитать как в СМИ, так и в интернете. Но столица не есть провинция. В нашем случае условия куда сложнее. Здесь нужен уникальный проект, претендующий на роль долгожителя.

Шаг первый. Выбор вида, жанра и направления проекта.

Итак, вы решились. Что ж, попробуем создать уникальный театр, ваш театр, такой, какой вы хотите и о котором мечтали всю жизнь.

Первое, что нужно сделать – это определиться с видом или жанром вашего творчества. Конечно, вы можете сказать: я уже давно решил, мне нравится то или это и прочее, но подумайте, будет ли ваш проект интересен зрителю? Если да, то какому? Сможет ли он участвовать в фестивалях, конкурировать с другими проектами, занимать свою реальную нишу и зарабатывать деньги? Нужно четко определить для себя перспективу, видеть свое детище в будущем. Кем оно станет, сколько времени потребуется на его развитие и т.д.

Лично я потратил много сил на то, чтобы выбрать правильный вид своего театра. Кидался от детского к взрослому, от драмы к хореографии, от эстрады к СТЭМу, но лишь упустил драгоценное время, пока судьба не свела меня с удивительным и востребованным режиссером-постановщиком. Вместе мы сделали правильный выбор: театр кукол для детей и взрослых. Жанр, в котором можно развиваться бесконечно.

Благоприятными условиями для нашего выбора являются:

1. мобильность.

Ограниченное количество актеров (до 4-х человек),

Небольшие по размерам и легко транспортируемые декорации,

Возможность выступать на любых площадках (сценах, фойе, ресторанах и даже на свежем воздухе),

2. время просмотра.

Минимум – 35 мин

Максимум – 1:15 мин

3. востребованность.

Жанр, который будет иметь своего зрителя всегда и везде.

Шаг второй. Перспектива.

Вы хорошо продумали, чем собираетесь заниматься, определились и уже видите свою победу, огромное количество зрителей и невероятно высокий рейтинг вашего проекта. Не спешите. Нужно реально оценивать перспективу.

И самое важное дело в дальнейшем развитии - заработать себе имя. Этот процесс может занять от трех до пяти лет. Объясню почему. Пробиться на фестиваль довольно сложно: вас никто не знает, слово «частный» изначально действует на организаторов скептически. Вашу заявку даже не будут рассматривать, а без участия в фестивалях вы о себе не заявите.

Что же делать? Искать средства! Одалживать, брать кредиты, искать помощи, жить до нельзя скромно. Спросите, зачем? Отвечу: чтобы выплатить гонорар постановщику, художнику, композитору. Это неизбежно, если вы действительно хотите развивать свой проект. Вашу заявку скорее примут, если увидят в ней имя известного человека. И зритель в первую очередь придет не на вас, а на имя востребованного режиссера, который по каким-то соображениям взялся за ваш проект, или художника, который оформил именно ваш спектакль.

Традиционно считается, что отечественный театральный рынок пересыщен и государственными, и частными театрами, а зрителю предлагается широчайший выбор этой услуги. Но это не так.

В России частные театры – явление новое и в малый бизнес не вписывающееся. Вызвано это тем, что театр, в отличие от цирка или кино, считается некоммерческой сферой, которая существенной прибыли принести не может. А с другой стороны профессия антрепренера – содержателя или владельца частного театра – сегодня канула в небытие. Возможно, именно поэтому молодые актёры и труппы остаются, занимаются театральной деятельностью как хобби.

Но именно поэтому начинающему предпринимателю можно попробовать свои силы на этом поприще и прилично заработать. Грамотно организованный частный театр может стать солидным бизнесом и обеспечить владельцу и актёрам солидные заработки.

Открывая собственный театр, стоит в первую очередь обратить внимание на готовые фирмы СРО здесь https://единыйбизнес.рф/gotovye-firmy-s-sro/ . Это может оказаться прекрасным вариантом, поскольку такое решение сразу снимет многие организационные проблемы.

Сразу необходимо определиться, будет у театра собственное помещение, или он будет «бродячим». Это зависит от таких факторов, как величина стартового капитала, города, концепция театра, возможностей выезда на гастроли. Помещение можно и арендовать, но тут важно найти подходящий объект недвижимости. Рассматривая вопрос покупки собственного помещения или его строительства, нужно задаться вопросом, а будет ли такая инвестиция выгодной. Впрочем, если речь идёт о городах-миллионниках, то помещение всегда будет стоить больше, чем придётся потратить на его строительство. Некоторые предпочитают купить 2-3 автофургона для перевозки актёров и реквизита выездного театра.

Достаточно обратиться к специалистам https://единыйбизнес.рф, чтобы получить любой допуск СРО на сайте https://единыйбизнес.рф и подготовку всей необходимой документации.

Следующий вопрос, который необходимо будет решить, когда все формальности выполнены – подбор труппы. Понятно, что «звёзды» первой величины в неизвестный театр не пойдёт. Но это не трагедия. Во-первых, в случае с молодыми актёрами удастся сэкономить на гонорарах, а во-вторых, слава – категория преходящая.

Ещё один важный момент – формирование стоимости билетов. Конкретные цифры назвать сложно. За хороший спектакль цена в 1000 – 1500 рублей вполне допустима. И конечно, стоит принимать за ориентир цены на билеты в других театрах своего города. В начале деятельности стоит установить планку на уровне 75 – 90% от цены на билеты уже известных театров.

Понравилась эта новость? Тогда жми .

В 2016 году в Киеве появился новый независимый театр «Мизантроп». Коллектив уже отметился громкими мультижанровыми постановками «Три сестры» и «Приглашение на казнь». Platfor.ma поговорила с одним из идеологов проекта, композитором Дмитрием Саратским, чтобы подготовить пошаговую инструкцию по созданию независимого театра в Украине.

Поймите, что вам нужен театр.

Создание своего театра начинается, в первую очередь, с мысли о невозможности работать иначе. Когда понимаешь, что иного пути нет и, для того чтобы реализовать свои творческие замыслы, тебе не подходит ни одна из существующих площадок - начинаешь задумываться, а может стоит создать что-то свое? Быть независимым от конъюнктуры, директоров, продюсеров, государства и прочих «нетворческих» факторов. Ну а дальше - это вопрос воли и наличия единомышленников - потому что путь этот очень тяжелый и совершенно непредсказуемый.

Убедитесь, что закон не против вашего театра.

На сегодняшний день регистрация - это не такой уж важный аспект существования театрального коллектива. Можно работать как ЧП или ТОВ, можно примкнуть к уже существующему театру и быть своего рода «подразделением», а можно вообще ничего такого не предпринимать и просто играть спектакли. Единственное, для чего необходимы какие-то юридические обоснования - это продажа билетов. Но тут тоже все довольно просто: достаточно заключить договор с одним из многочисленных билетных операторов и реализовывать билеты через них.

Если ты работаешь как ФОП или ТОВ, то тебе не обязательно доказывать что ты именно театр, а не что-нибудь другое, - зритель сам даст оценку твоему творчеству, но если же вам хочется каким-то образом приобщиться к государственным или муниципальным бюджетам, то тут уже придется столкнуться с бюрократической машиной во всей ее красе.

Хотя, если честно, это не имеет никакого смысла, так как стать «национальным», то есть подчиняться Министерству культуры могут лишь избранные коллективы, их очень мало - а звание «муниципального» или «областного» театра практически ничего не дает в финансовом плане. Скорее наоборот - это лишнее внимание со стороны власти, а значит: контроль за репертуаром, тендерные закупки буквально всего (даже батареек в микрофоны) и еще, не дай бог, какие-то заказные спектакли на праздники. В общем, одни минусы. Помещение, если у вас такового нет, вам никто не выделит, так как театры у нас не строятся уже лет 80. Так что, как не крути, - свобода и независимость сегодня лучше.

Найдите людей.

Для независимого театра люди - это и есть главный фактор успеха, потому что, не имея крыши над головой, не имея долгосрочных планов и финансовой поддержки, единственное, что может заставить коллег идти за тобой, - это их любовь к искусству и готовность жертвовать ради него. Жертвовать временем, заработками, сном, здоровьем - да практически всем, что у них есть. И если ты находишь таких людей - то шанс на будущее есть, если же ты ищешь людей по каким-то другим критериям - в сфере независимого театра - ты обречен на неудачу.

    Потратьте кучу времени на поиск денег.

    В нашем случае занятие, которое отнимает больше всего времени, - это поиск инвестиций. У нас самих нет достаточных средств для реализации задуманных постановок, поэтому мы просто берем деньги в долг, а потом в процессе проката отдаем их. Но это наш путь, и вполне возможно, что не всем нужно следовать такому примеру.

    Безусловно, работа над спектаклем, особенно в том формате, в котором работаем мы, а именно мультижанровый театр, в котором есть и сценическая, и музыкальная, и хореографическая, и световая составляющие, - это очень трудоемкий процесс. Кроме всего прочего, поскольку инвестиция и бюджет не резиновые - многое приходится делать самим: начиная от костюмов и заканчивая перемещением декораций и монтажом звука или света. Ведь чем больше привлекаешь специалистов, тем меньше остается денег на ткани, материалы, микрофоны и тому подобное. Приходится сильно экономить. Так что, если у вас, например, есть друг или родственник, готовый инвестировать в вас, - ни в коем случае не пренебрегайте этой помощью. Главное - не позволяйте этим людям влиять на творческий процесс, иначе все пойдет прахом.

    Определитесь, что хотите поставить.

    В нашем случае было немного необычно: сначала мы решили сделать спектакль «Три сестры», а только после его успеха решились презентовать театр и заявить о себе, как о новом коллективе. Но в целом нужно делать только то, что нравится, иначе нет смысла создавать свой театр. Если вы собираетесь под кого-то подстраиваться, пытаться поймать тренд или настроение публики - нет смысла создавать что-то новое. Главным тезисом должно быть: «творчество в чистом виде».

    Займитесь репетициями.

    Наши репетиции длятся по 12 часов и это мало кто выдерживает! Все потому что, ввиду очень плотных графиков, мы не можем себе позволить репетировать спектакль на протяжении полугода. Когда коллектив только начал свою жизнь, он априори не может сразу приносить деньги, именно поэтому каждый из нас (и создатели, и артисты) занимается еще множеством других проектов, которые позволяют нам держаться на плаву. Ну, а если рассматривать идеальный вариант - то репетиции должны длиться ровно столько, сколько необходимо, и предугадать это невозможно. Все зависит от жанра спектакля, от пьесы, лежащей в основе, от вдохновения режиссера в конце концов - а тут все непредсказуемо.

    Найдите зрителей.

    Есть мнение, что привлечь публику новому коллективу очень сложно, раз уж зрители не ходят даже на именитые театры. На самом-то деле все очень просто: нужно заставить людей поверить в то, что театр - это не скучно. Что это круче, чем кино, потому что все происходит здесь и сейчас. Что театр - это место, где люди, твои современники, будут на твоем языке говорить с тобой о проблемах, волнующих тебя. Не учить, не демонстрировать что-то, а общаться! И если ваш театр действительно живой и действительно актуальный, то эффект «сарафанного радио» будет привлекать все большую и большую аудиторию. Если же вы не такие - никакая реклама не поможет.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...