Ольфакторные средства общения (запахи). Презентация на тему "запахи и цвет в деловом общении"


О роли обоняния в жизни человека известно пока очень немногое, однако оно имеет более важное значение, чем мы думаем. Именно запах может стать причиной вспыхнувшей вдруг симпатии. Кажется, что в один миг некая невидимая связь устанавливается между двумя людьми, которая будоражит чувства.

Каждый из нас обладает своим индивидуальным запахом, который позволяет другим людям более или менее бессознательно идентифицировать нас «носом». Этот запах может быть различным в зависимости от цвета кожи или цвета волос, компонентов пота, а также от пола, так как мужчины и женщины издают разный запах вследствие того, что вырабатывают разные секреты.

Что касается духов – известно, что любой аромат, нанесенный на кожу отдельного человека, также уникален. Например, если двое пользуются одинаковой туалетной водой, то будет пахнуть от них по-разному, потому что к аромату духов примешивается собственный запах человека.

Феромоны – это особые вещества, выделяемые железами нашего тела. Их запах стимулирует выработку эндорфинов, амфетаминов, то есть – гормонов любви. Если вырабатывается тот или иной гормон, то рождаются различные чувства: чувство страсти, повышается чувствительность эрогенных зон, повышается нежность.

В этом и кроется разгадка феноменальной сексуальной привлекательности.

Самое интересное, что ты можешь даже не осознавать, что именно подтолкнуло тебя на сближение с этим человеком – все происходит на уровне подсознания. Именно оно улавливает флюиды, обрабатывает зашифрованную в них информацию и через чувства передает: это он (она)!

Конечно, часто любовь непредсказуема и, порой, непонятна стороннему наблюдателю.

«Такого не может быть! Посмотрите на эту пару – он же «никакой», а она – длинноногая, красивая, с высшим образованием…». Знакома вам такая реалия, не так ли?

Но не надо их осуждать или винить во всем только «человеческую неразборчивость или непринципиальность». С феромонами нельзя спорить или осуждать их. Они всегда правы, в этом их биологическая сущность, в этом их сила, сила жизни.

Чтобы поддерживать свои отношения можно воспользоваться и посторонними стимуляторами.

Например, запах бергамота добавляет эротического шарма, герани и неролы – заостряет чувственность, иланг-иланга – повышает потенцию и делает оргазм более насыщенным, пачули – активизирует эрогенные зоны, розмарина – увеличивает длительность сексуального контакта, сандала – усиливает сексуальные переживания.

Почему нам нравятся одни запахи, и мы с трудом переносим другие? Причем, случается и так, что в разряд неприятных для нас запахов попадают те, которые выбирают наши близкие люди. Оказывается, по пристрастиям к тому или иному аромату можно сделать вывод о многих чертах характера человека, а, отсюда, и о совместимости людей тоже.

Поняв «язык запахов», можно лучше узнать самого себя и того, кто рядом с нами. Да и в практическом смысле это очень удобно, ведь, зная близкого человека, можно безошибочно выбирать ему в подарок те или иные духи или туалетную воду. Итак, что же говорят психологи об отношении к запахам и свойствами человеческой натуры?

Цветочными ароматами , например, лилией, фрезией, гарденией, жасмином, розой, как правило, пользуются легкие и приятные в общении люди. Человек, отдающий предпочтение этим запахам, надежный и верный друг, гостеприимный хозяин. Любители цветочных ароматов – творческие люди, вносящие необычную и оригинальную нотку даже в повседневные дела. Они любят свой дом и предпочитают домашнюю уютную атмосферу шумным компаниям и вечеринкам. Умелыми руками, дарованными от природы, они превращают окружающие их вещи в произведения искусства, питают страсть к красивым вещам и декору и, часто, увлекаются коллекционированием.

Древесные ароматы , например, сандал, кедровое дерево, предпочитают люди, отличающиеся элегантностью и чувством стиля, любящие сдержанность и сохраняющие верность классике. Это истинные интеллектуалы, обладающие многогранными знаниями и умеющие вести беседы на любые темы. Как правило, такие люди осторожны и благоразумны, не теряют самообладания в самых затруднительных ситуациях. Их считают настоящими знатоками и покорителями сердец - чувственными и изысканными.

Зеленые и лесные ароматы , например, бамбук, траву, сено, мох, утреннюю росу, выбирают сторонники здорового образа жизни и большие любители спорта и отдыха на природе. Причем, те, кто предпочитает такие запахи, вообще стараются выбирать все натуральное и «без консервантов». Среди них самое большое число вегетарианцев. Такие люди энергичны, остроумны, обладают подвижным умом и умеют находить нетривиальные решения даже самых обыденных проблем, стараясь всегда добиваться поставленных целей.

Восточные запахи - ваниль, амбру, специи, как правило, выбирают люди творческие, любящие искусство. Они традиционны в своих предпочтениях, ценят изысканность, уединение, комфорт. Среди них часто встречаются коллекционеры антиквариата. Такие люди выделяются в толпе по эффектной внешности и стильным аксессуарам, их речь изобилует множеством оригинальных эпитетов и терминов. Любители всего прекрасного, они умеют и личную жизнь превратить в причудливый и романтичный праздник.

Цитрусовые ароматы : мандарин, лимон, грейпфрут, любят люди организованные, считающие залогом личного успеха во всех областях жизни жесткую дисциплину, четкую стратегию, выверенную тактику. Настоящие перфекционисты, они любят планировать все до мельчайших деталей. А вот если нарушить их планы, то они могут быть вспыльчивыми и несдержанными, так как тяжело переживают отклонения от выбранного пути. В любви они любят доминировать. Верные себе, они чужую неверность и предательство переживают очень тяжело.

Фруктовые ароматы , такие, как черная смородина, малина, персик, арбуз, дыня, выбирают романтичные натуры. Они очень коммуникабельны, любят шумные компании с легкостью заводят друзей. На них можно положиться – верные своему слову для близких людей они готовы на любые жертвы. Любители фруктовых ароматов креативны, умеют работать в команде, обладают отличным чувством юмора. Несмотря на то, что они любят и умеют легко и изящно флиртовать, по натуре это однолюбы.

Морские ароматы : водоросли, волны, бриз, дождь - запахи для тех, кто не любит закрытых пространств, нагромождения мебели, лишних вещей. Для них запахи морских просторов являются успокаивающими, стимулирующими деятельность и энтузиазм. Это любители активного отдыха и путешествий – накопительство не для них. Внутренняя свобода, творческие искания, взгляд, устремленный в будущее, отражается и на отношениях с близкими людьми. Они не склонны к постоянным привязанностям и всегда чувствуют себя свободными, не заботясь о чувствах окружающих, чем нередко заставляют их страдать.

Свежие ароматы воздуха, льда, морозного ветра выбирают те, кто не мыслит жизни вне города, не слишком любит отдых на природе. Эти люди любят комфорт, увлекаются модными новинками, знают толк в современном искусстве. Семейным радостям и домашнему уюту они предпочитают общение с друзьями в шумных компаниях, в общественных местах. Любители свежих ароматов редко имеют близких друзей, хотя у них обширный круг знакомств, так как очень высоко ценят себя и долго выбирают партнеров.

Именно по запаху человека можно найти свою единственную вторую половинку! По словам психологов, запах человека является одним из многих факторов, который определяет выбор спутника жизни!Так что доверяйте своему сердцу... и носу! Ведь запах человека играет большую роль в нашей жизни.

Ольфакторная система невербальной коммуникации базируется на обонянии человека и отражает приятные и неприятные запахи окружающей среды, искусственные и естественные запахи человека.

Роль ольфакторных компонентов экспрессивного поведения личности была выявлена в исследованиях, проводившихся в области культурологии, антропологии, социологии. В них подчеркивается, что существует ольфакторное поведение человека, Ольфакторная коммуникация, что запахи выполняют ряд социально-психологических функций – прежде всего, создают образ человека и управляют впечатлением, отношениями и т.д.

Система запахов, являясь безусловным невербальным индикатором индивида, может служить дополнительной характеристикой его складывающегося образа. С незапамятных времен известна "культура запахов" как специфическое средство социальной стратификации, источник межличностных контактов, характеристика функциональноролевых отношений индивидов, способ идентификации, установления тождества, принадлежности к одной микро- или макрогруппе. Общество регулирует интенсивность запахов и бытовое восприятие запахов складывается из взаимодействия врожденных и культурно приобретенных привычек. Природное обоняние корректируется правилами социальной игры. Искусству поддерживать благоприятный ольфакторный имидж обучает цивилизация.

К сожалению, психология не располагает исчерпывающими данными о том, как влияют особенности запаха индивида на формирование образа и понятия о нем. Система запаха также мало изучена и в контексте невербального поведения, хотя в его структуру многие авторы включают косметику, одежду и т.д. Большинство выводов о влиянии пола, возраста, социального статуса, типа взаимодействия на роль и значение запахов в общении были сделаны в результате личных наблюдений психологов или исходя из обыденного опыта.

Современный деловой этикет предъявляет вполне определенные требования к ольфакторному поведению. Неприятие партнера по общению и нарушение коммуникации могут быть вызваны неприятным запахом, исходящим от него. Известная поговорка гласит: "Лучше всего пахнет тот, кто ничем не пахнет". В деловом общении являются неуместными как естественный запах человека, так и использование грубых запахов дешевой парфюмерии. Легкий хороший парфюмерный запах свидетельствует об общей культуре партнеров по общению и формирует благоприятное представление о них.

Интерпретация и контроль невербального поведения

Анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда и самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают учитывать такие существенные параметры коммуникативного процесса, как намерения его участников ("подтекст" общения), эмоциональный фон, состояние здоровья партнера, его статус, пол, возраст и т.п.

Интерпретируя невербальные послания, необходимо учитывать следующие моменты:

  • уникальность невербального языка;
  • неизбежность возникновения противоречий между невербальным выражением и его психологическим содержанием;
  • изменчивость способов невербального выражения;
  • зависимость невербального сообщения от навыков кодирования, от умения человека адекватно выражать свои переживания.

Интерпретация невербального поведения требует наблюдательности, коммуникативной компетентности.

В процессе делового общения необходимо постоянно контролировать свое невербальное поведение. Для проверки языка тела целесообразно задавать себе следующие вопросы: Как я использую свою улыбку? Стою ли я прямо? Моя поза открытая? Поддерживаю ли я контакт глазами? Не выгляжу ли я нервным? Как я использую свои руки? Является ли мое рукопожатие сильным и деловым? Оптимальна ли дистанция общения?

Следует отметить, что невербальное поведение личности полифункционально :

  • создает образ партнера по общению;
  • отражает взаимоотношения партнеров по общению, формирует эти отношения;
  • является индикатором актуальных психических состояний личности;
  • выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;
  • поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися партнерами;
  • выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.

Ольфакторная модальность является одной из релевантных систем отражения невербального поведения (наряду с оптической,аккустической, тактильной системами).

Особую значимость ольфакторная информация проявляет в определенных специфических ситуациях и в контексте определенных типов взаимодействия, например, интимного общения, ухода матери за ребенком, в ситуации врач-больной и др. Выделяют два типа запахов, относящихся к ольфакторным компонентам невербального поведения: естественные (запах тела) и искусственные (косметики, парфюмерии, посторонние).

В рамках декодирующего подхода к пониманию невербального поведения, для партнеров по общению информативно любое невербальное поведение собеседника. Кодирующий подход предполагает интенцию со стороны коммуникатора в передаче какой-либо информации средствами невербального поведения, создание невербального контекста общения.

Контролируемая невербальная коммуникативная активность субъекта общения в сфере запахов возможна только в сфере искусственных запахов, поэтому использование определенной парфюмерии является показателем общей культуры человека и информативным компонентом невербального общения. Естественные запахи в настоящее время в развитых культурных сообществах являются социально нежелательными. Безусловно, они участвуют в регуляции коммуникативных процессов (например, обеспечивают узнавание друг друга партнерами, членами семьи и др). Тем не менее, представляется целесообразным выбор в качестве объекта изучения социально адекватных компонентов ольфакторной системы невербального общения.

Исследования особенностей опознания невербального поведения партнерами по общению показали, что невербальные стимулы могут представлять одну или несколько из следующих категорий психологических значений: действия, состояния, отношения, качества личности, статус, роль.

Поисковое исследование, проведенное автором методом свободных ассоциаций (достраивание образа человека по запаху) показало, что для ольфакторной системы невербального отражения выделяются такие информативные категории, как пол, возраст, внешность, социальный статус, качества личности и, отчасти, состояния (настроение, например). И если пол, возраст, внешность партнера по общению репрезентируются главным образом через оптическую систему отражения, то вопрос о прогнозировании качеств личности собеседника на основании восприятия его запаха является дискуссионным.

Целью следующего проведенного исследования являлось выявление существования пространства символики, семантики запаха в терминах личностных черт. Исходя их того, что восприятие личностных качеств собеседника происходит в контексте социального взаимодействия, были выбраны для изучения не мотивационные, а характерологические личностные черты (черта как выбор определенных способов поведения в определенных ситуациях).

Испытуемым (20 человек) предлагалось оценить 11 запахов популярных духов (запахи предъявлялись в виде пробника) по 5-балльным шкалам биполярного семантического дифференциала. На полюсах шкал были указаны житейские описания 16-ти личностных черт (факторов) Кеттела.

Последовательность предъявления запахов определялась рандомизацией.

В результате факторного анализа полученной матрицы оценок, усредненной по испытуемым, были выявлены 5 факторов: креативность, активность, самоконтроль, коммуникативная компетентность, независимость.

Фактор активности прямым образом соответствует универсальному фактору активности, полученному создателем метода семантического дифференциала Осгудом; фактор самоконтроля - фактору силы (неслучайно, Кеттел упоминает о таком факторе, как эрго-сила, в терминах самоконтроля, саморегуляции). Первый фактор, креативность, может рассматриваться как соответствующий фактору оценки. Данный фактором является основным источником межиндивидуальной вариативности данных. Если факторы “силы” и “активности” включают у различных испытуемых сходные личностные черты, то “креативность” (если рассматривать ее в контексте поведения как особый социальный стиль поведения) понимается по-разному.

Предполагается, что выделенный фактор характеризует социальный стиль вообще, а в данном исследовании креативность выступает как социально желательный и высоко оцениваемый способ поведения в данной группе испытуемых.

В последнее время у российских маркетологов входит в моду понятие сенсорного маркетинга. В московском обувном салоне «Эконика» на Маросейке, где применяется сенсорный маркетинг, продажи за два месяца выросли на 40%. Салон привлекает покупателей ароматом «распускающихся почек», стильной музыкой, кофейными и шоколадными оттенками интерьера и даже приятной на ощупь упаковкой.

Описание инструмента

Маркетинговые консультанты уверены, что так называемый сенсорный маркетинг помогает выработать у человека условный рефлекс — четкую ассоциацию мелодии, звуков, запахов, цветов с определенными брендами. Главная задача сенсомаркетинга (sensory marketing) вполне безобидна: улучшить настроение покупателя, ведь большинство потребителей ждут от шопинга приятных эмоций.

Цвет

Удачное цветовое оформление интерьера привлекает покупателей, создает особую атмосферу, способствует комфортному времяпрепровождению. Согласно результатам, полученным в ходе многочисленных психологических экспериментов, ученые сделали вывод, что цвет определенным образом влияет на восприятие человеком веса тела, температуры помещения и удаленности объекта. Также установлено, что уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает и улучшает общение людей между собой. Цвет существенно влияет на психоинтеллектуальное состояние человека. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека.

Как показывают специальные исследования, 80% цвета и света «поглощаются» нервной системой и только 20% — зрением. Между цветовым решением рекламы и естественным восприятием человека существует определенная зависимость. Достоверно установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации и эмоции.

На основе цветового теста М. Люшера было проведено множество различных экспериментов, и в настоящее время можно считать уже устоявшимся мнение как западных, так и отечественных специалистов по психологии рекламы в отношении семантики цвета.

Цвета ахроматической оси:

  • Белый — холодный и чистый цвет. Он хорош тем, что не несет никаких неприятных ощущений и служит отличным фоном для хроматических цветов.
  • Черный — цвет самопогружения, с ним приходит ощущение одиночества и изоляции от окружающего мира. Черный цвет часто становится символом неприятия окружающей действительности, стремления к конфликту. Однако, как и белый цвет, служит хорошим фоном для хроматических цветов, которые, взаимодействуя с ним, усиливают свои свойства.
  • Серый — нейтральный цвет. Создает ощущение стабильности, побуждает человека к скромности, сдержанности.

Цвета хроматической оси:

  • Красный — настраивает на решительность, активность. Он направляет человека на внешний мир, вызывает возбуждение, волнение, беспокойство, желание совершить тот или иной поступок.
  • Розовый — под влиянием белого утрачивает активность, напор и сексуальность. Это цвет духовной любви и радости, он усиливает чувства, делает людей более внимательными, ласковыми и чуткими.
  • Коричневый — концентрирует на телесных ощущениях, обыденности и повседневности. Этот цвет является символом животного начала в человеке, бегства от духовных исканий. Выражает зависимость человека от общества. Вызывает ощущение стабильности.
  • Пурпурный — цвет примирения крайностей. Он служит символом выхода за пределы пространства и времени, символом Сверхсознания. С ним связывают полноту и насыщенность.
  • Оранжевый — самый теплый и энергичный цвет, жизнерадостный и импульсивный, дает оптимистический тонус, создает чувство благополучия.
  • Желтый — цвет открытости, целеустремленности. Он не только настраивает на коммуникабельность, но и помогает придать уравновешенность эмоциям, обрести внутреннее спокойствие, кроме того, способен «наделить» предмет интеллектом. Привлекает внимание и сохраняется в памяти дольше, чем другие цвета. Однако этот цвет может вызвать ощущение доступности, легкомысленности, изменчивости.
  • Темно-желтый — утрачивает под влиянием черного одухотворенность, становится похожим на коричневый. Это цвет ревности, недоверия.
  • Теплый желтый (цвет яичного желтка) — дружеский, теплый, приятный.
  • Светло-желтый (лимонный) — холодный, вызывает чувство незначительности, бесцветности.
  • Золотистый — олицетворяет стремление к власти и демонстрации своего превосходства.
  • Зеленый — воспринимается как свежий и влажный. Цвет природы, в нем сочетаются сила и равновесие. Оказывает расслабляющее, уравновешивающее воздействие.
  • Желто-зеленый — ассоциируется с ранней весной, надеждой и потенциалом.
  • Сине-зеленый — цвет сознания и рациональности. Символизирует напряжение воли, контроль над эмоциями.
  • Синий — олицетворяет отказ от желаний, покорность, милость, доверие. Этот цвет создает ощущение внутренней силы и гармонии, помогает сконцентрироваться, успокоиться.
  • Голубой — цвет мира и всеобщей гармонии, исключительно духовный, не чувственный.
  • Бирюзовый — холодный цвет, однако при сочетании с красным становится нейтральным.
  • Фиолетовый — цвет внутренней сосредоточенности. Этот цвет считается цветом магии, интуитивного мышления.

Знание психологической семантики цветов помогает выбирать цветовое решение таким образом, чтобы оно соответствовало характеру и настроению потребителей и наиболее эффективно формировало их эмоциональное восприятие товара.

При создании графических фирменных знаков и визуального ряда рекламной кампании следует также учитывать некоторые особенности, выявленные психологом Т. Кенигом.

Изучая эмоциональное восприятие цветовых сочетаний, он пришел к выводу, что различные цветовые сочетания вызывают различные ощущения, и установил последовательность наиболее эффективных сочетаний цвета фона и шрифта в рекламном сообщении (табл. 10.1).

Таблица 10.1. Сочетаемость цветов фона и шрифта

цвет букв

цвет фона

При создании наружной рекламы не менее важно учитывать эффект Пуркинье, согласно которому в рекламном изображении без искусственной подсветки при внешнем ослабевании освещения меняется соотношение цветов, так как цвета красной половины спектра темнеют сильнее, чем цвета синей половины спектра, например зеленый становится светлее желтого, а синий — светлее красного.

Еще один важнейший фактор, который необходимо учитывать, — сезонность. Например, осенью и зимой большинство людей испытывают дефицит радостных эмоций. В это время реклама должна быть яркой, динамичной. Известный специалист А. Серов не рекомендует в данный период использовать нейтральные тона, поскольку они усыпляют.

Не менее важный аспект при использовании цвета в маркетинговых коммуникациях — национальные и этнические цветовые предпочтения . Например, в США красный цвет ассоциируется с любовью, желтый — с процветанием, зеленый — с надеждой, голубой — с верностью, белый олицетворяет чистоту, спокойствие, мир, а черный — символ сложной ситуации, траура.

В Китае красный цвет означает доброту и отвагу, черный — честность, а белый, в отличие от принятого европейцами символа чистоты, ассоциируется с подлостью и лживостью.

А. С. Кармин отмечает, что большую роль в культуре играет религиозная цветовая символика. В мусульманской культуре особо почитаем зеленый цвет — священный символ ислама, а в европейском мире синий цвет занимает особое место как символ чистоты, божественной силы.

Цвет — не только инструмент дизайна, но и социальная категория. Этнические сообщества демонстрируют вполне устойчивые предпочтения цветов:

  • в США — голубой (47%), зеленый (14%) и белый (13%);
  • в Японии — голубой (28%), зеленый (25%), белый (13%);
  • в России — голубой (31%), зеленый (22%), красный (10%).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что культурная специфика цвета накладывается на «естественное» психологическое значение и влияет на отношение людей к нему.

Звукосемантика

Относительно недавно на научном уровне было доказано, что каждый звук тоже окрашен в свои психологические характеристики и подсознательно воздействует на решения и поступки любого человека.

Любое сочетание звуков, в том числе и каждое слово, вызывает у человека определенные ассоциации, отсылающие нас к источнику этих звуков и их значению (звукосемантическое значение). Так, рычание или скрежет на низких тонах вызывают у человека чувство опасности и ожидание чего-то большого, даже если человек не видит источника этого звука; а высокие тона уже не воспринимаются человеком как несущие опасность, хотя они и не обязательно приятные (щебетание птиц и скрежет при трении железа о стекло являются высокими звуками).

Ученый-лингвист А.П. Журавлев приводит неожиданные результаты ряда экспериментов, в которых испытуемым предлагалось соотнести гласные звуки с каким-либо цветом, точнее, «окрасить» буквы в разные цвета. Почти все испытуемые были единодушны в своем выборе (см. главу 5 «Внедрение в язык»).

Ассоциации между определенными звуками и их значениями являются довольно устойчивыми, они могут не осознаваться потребителями, но использование ассоциированных со словом цветов в упаковке повышает коммуникативную эффективность брендов и рекламных затрат.

Звук

Звук — это особый фактор воздействия на психику человека, связанный прежде всего с психофизиологическими особенностями восприятия. Звук — нечто, воспринятое слухом и отразившееся в сознании в виде особого психического образа.

Музыка может оказать влияние на поведение покупателя. Нерядовая роль слухового восприятия особо отмечается в экспериментальных исследованиях эффективности воздействия рекламных средств на аудиторию. Английские социологи, исследовавшие проблему запоминаемости рекламы основных каналов восприятия, пришли к выводу о практическом равенстве слухового и визуального факторов восприятия. Посредством звукового воздействия участники эксперимента запомнили и смогли воспроизвести 70% предлагаемой рекламной информации, а посредством визуального — 72%. Наиболее эффективным оказалось одновременное действие аудиального и визуального рядов (86%).

Доказано, что природа звуковых явлений двойственна и помимо физического аспекта включает психофизиологический. Психологи установили, что быстрая музыка вынуждает покупателей быстрее двигаться вдоль рядов, а медленная, соответственно, способствует увеличению времени на выбор товаров. Когда звучит громкая музыка, покупатели проводят в магазине меньше времени, однако денег тратят больше. Данный принцип используется и в фастфудах, в частности, McDonald’s . Специальный служащий постоянно анализирует количество посетителей в зале и решает, какой компакт-диск поставить в данный момент. Если посетителей в зале много, ставятся динамичные записи, чтобы побыстрее освобождались места для новых посетителей. И наоборот, если посетителей мало, включается спокойная, расслабляющая музыка. Это побуждает клиентов провести в заведении больше времени, а значит — потратить больше денег.

И. Молчанов, изучая возможность использования звуков и музыки в мерчандайзинге, выделил несколько принципов разработки музыкального сопровождения.

  • Музыка подбирается в зависимости от концепции магазина и представленного в нем ассортимента . Она должна гармонировать с общей стилистикой компании, для того чтобы у покупателя сформировался ряд подсознательных ассоциаций, связанных с данным брендом.
  • При подборе мелодий необходимо избегать возникновения каких-либо ненужных ассоциаций, связанных с той или иной песней, мелодией . Ничто не должно отвлекать внимание покупателей. Они не должны улавливать явный смысловой оттенок песни, иначе их внимание переключится (независимо от его желания) на анализ содержания текста. У кого-то он может вызвать негативные ассоциации, неприятные воспоминания, а кому-то он просто не понравится, что совершенно излишне. По этой же причине лучше не использовать популярные песни, широко известные мелодии. Классика также не подходит — многие люди не понимают и не воспринимают ее, а вот мелодичные обработки классической музыки вполне уместны. Лучше всего использовать мелодии смежных музыкальных стилей.
  • При составлении музыкальной программы необходимо также учитывать, какие покупатели бывают в различные часы, чтобы более точно учесть их музыкальные пристрастия. Специалисты крупнейшего в США разработчика музыкальных решений для магазинов установили, что влияние музыки зависит от того, совпадает ли она с возрастной категорией покупателей. Если совпадает, люди проводят в магазине приблизительно на 20% больше времени.
  • От использования радиостанций лучше отказаться. Новости, разговоры в эфире, резкая смена музыкального стиля и эмоциональной окраски песен нередко приводят к отрицательному эффекту. Они раздражают посетителей и отвлекают от выбора покупок. Кроме того, чужая реклама, которая постоянно идет в эфире радиостанций, да и сама подборка музыки на радио могут не соответствовать имиджу конкретного магазина.
  • Использование звуковых эффектов. Всемирно известная компания Nike открыла несколько торговых центров, где озвучены все торговые павильоны. В них раздаются звуки, характерные для соответствующего вида спорта. В одном из баскетбольных отделов слышно, как где-то вдалеке стучат по деревянному полу мячи, а в павильоне верховой езды до посетителей доносятся ржание лошадей и стук копыт.

«Звуковые эффекты способствуют пробуждению у покупателя определенного настроения, связанного с товаром: шум прибоя в рыбном отделе, звон хрустальных бокалов в отделе алкогольных напитков», — пишет Рубен Канаян, известный специалист по мерчандайзингу.

Музыка также широко используется во всех видах рекламной деятельности. В прямой рекламе музыка обычно используется:

1) в радио- и телевизионных роликах;

3) в джинглах;

4) в анонсах и музыкальных клипах;

Существуют некоторые традиционные способы озвучивания различных видов рекламы. Так, в телевизионных роликах музыка может использоваться как:

1) поддерживающий хорошее настроение фон;

2) комментарии к сюжету ролика;

4) звуковой товарный знак фирмы;

5) фактор, привлекающий внимание к ролику.

Быть услышанным — это минимальная, но важная задача аудиальных форм рекламы, без ее решения невозможно осуществить внушение и, соответственно, продвинуться к конечной цели — совершению покупки потребителем.

Для маркетинговых коммуникаций важна, прежде всего, способность звукового образа интенсивно фиксировать внимание потребителя на объекте рекламы, а также такие свойства рекламного звукового образа, как нацеленность на формирование позитивных эмоциональных реакций потребителя и соотнесенность возможных визуальных ассоциаций с качествами и свойствами рекламируемых объектов.

Музыкальный слоган

Некоторые компании имеют собственный звуковой логотип и / или звуковой слоган, который становится гармоничным дополнением фирменного стиля компании и создает дополнительную эмоциональную связь с потребителями.

Словесный слоган — краткая яркая формулировка ключевого качества, определяющего привлекательность товара, а музыкальный — это тот же самый слоган, но положенный на музыку. Как отмечают специалисты в области рекламы, музыкальный слоган имеет некоторые преимущества перед словесным, а именно:

  • музыкальная интонация делает речевую интонацию более выразительной;
  • запоминаемость музыкального слогана выше, чем словесного, так как звук является активным средством техники улучшения запоминания.

Как отмечает кандидат искусствоведения А.В. Крылова, музыка не только придает слогану большую эстетическую привлекательность, но к тому же формирует мощную эмоциональную установку и способствует легкости запоминания как слогана, так и рекламы в целом.

Музыкальный логотип

Звуковая эмблема — мощный идентификатор товара или производителя. Механизм формирования такого рода отличительного знака компании довольно прост: закрепление и многократное повторение конкретного звукового сигнала за определенного типа информацией вызывает у слушателей что-то наподобие условного рефлекса.

Таким образом, если на протяжении нескольких лет в различных рекламных роликах определенной компании будет появляться один и тот же мотив, то по прошествии определенного времени он приобретет статус звукового логотипа.

Рекламная песенка (джингл)

Многократные эксперименты доказали, что произнесенное слово воспринимается легче написанного, а произнесенное нараспев еще сильнее привлекает внимание.

  • большая эмоциональная выразительность, что способствует привлечению внимания;
  • легко запоминающаяся мелодия, основанная на типовых интонационных оборотах;
  • текст песенки обыгрывает товарную категорию или марку продукта.

Характер мелодии, ритм, тембровая окраска должны гармонировать с предметом рекламы, по-особому организовывать звуковое пространство.

Песенка может стать составляющей фирменного стиля, но для того чтобы состоялась эффективная коммуникация, необходимо, чтобы мелодия на долгое время оставалась незаменимым элементом рекламной кампании.

Однако стоит заметить, что такие методы сенсорного воздействия, как цвет и звук, уже давно и активно используют маркетологи. Более подробно остановимся на таких инновационных средствах воздействия, которые оказывают эффект на обоняние и осязание человека.

Запах

Аромамаркетинг — важнейшая составляющая сенсорного маркетинга. Магазины по всему миру — от булочных и бутиков женской одежды до универмагов и магазинов мебели, даже магазины по продаже бытовой электроники — используют силу ароматов для стимулирования продаж.

Как отмечает доктор биологических наук С.Б. Пашутин, на долю запахов приходится до 10% эффекта, производимого на человека при его знакомстве с новым магазином или точкой розничной торговли, что не так уж и мало, если учитывать влияние других факторов, таких как цветовое, звуковое оформление и стиль общения с клиентами.

Как известно, запахи могут непосредственно влиять на настроение человека и изменять его. При этом определенные ароматы могут оказывать специфическое воздействие, вызывая расслабление, возбуждение (в том числе и половое) или усиление чувственности.

Так, например, некоторые соединения, содержащиеся в мускатном орехе (мускат, валериана и др.), снимают стресс, ощущения страха, подавленности, дарят ощущения счастья, спокойствия и оказывают расслабляющее действие, снижают систолическое давление. В ароматерапии известно влияние целого ряда эфирных масел на эмоциональное состояние человека (лаванда, жасмин и др.).

Запахи могут надолго сохраняться в эмоциональной памяти человека и активизировать эмоциональную память. Поэтому запахи часто используются как стимулы при изучении долговременной памяти человека. Запоминается взаимосвязь запаха с определенным контекстом. Запаховые стимулы обладают способностью возбуждать память и воображение, что часто сопровождается сильными эмоциями, сходными с теми, которые были испытаны в ситуации, связанной с определенным запахом.

Например, запах, присутствовавший во время решения сложной задачи, может вызвать стресс, если испытуемый встретится с ним позже. Важной проблемой является определение того, какие эмоции вызовет запах у того или другого человека, исходя из его опыта. Одним из решений является использование группы ароматов, которые действуют на всех одинаково, воздействие которых основано больше на физиологии, чем на психологии.

Пионером исследования запахов в современной психологии стал американский психиатр А. Хирш. Он установил, что определенные запахи вызывают конкретные действия и поведение человека.

Начинал он с простого, но очень выгодного для бизнеса дела. Он распространял специально разработанную эссенцию в розничных отделах магазинов и установил, что там резко возрастает продажа товаров по сравнению с «не-опыленными» секциями.

Потом он набрал 3000 добровольцев, страдающих от излишнего веса, и заставил их за полгода похудеть в среднем на 12,7 кг. Как только испытуемые чувствовали голод, Хирш разрешал им есть, но предлагал при этом понюхать специальный ароматизатор. Чем чаще участники опыта нюхали его, тем больше веса они сбрасывали. Некоторые худели настолько интенсивно, что их пришлось выводить из эксперимента.

Позднее клинические эксперименты показали, что ароматы лаванды, ромашки и сандалового дерева ослабляют активность головного мозга быстрее, чем любой транквилизатор. А роза, мята и гвоздика возбуждают клетки серого вещества мощнее, чем крепкий кофе (табл. 10.2).

Таблица 10.2. Реакция человека на запахи

запах

реакция

Ромашка, жасмин, лаванда, сандаловое дерево

Расслабленность

Еда, свежий хлеб

Раздражительность

Хвоя, трава

Кожа, машинное масло

Мята, корица, ваниль

Снижение раздражительности

Лимон, кофе, «запах новой машины», роза, гвоздика, древесный запах

Концентрация внимания

Морской воздух

Снятие стресса

Возбуждение аппетита

В ряде стран, прежде всего в Японии, ароматы используют для увеличения производительности труда рабочих и уменьшения стресса: цитрусовый запах — чтобы зарядить энергией, перечной мяты — повысить бдительность, лаванды — помочь расслабиться. При распространении древесного запаха группа машинисток начинает печатать намного быстрее и с меньшим количеством опечаток.

Следует отметить, что на общие для всех людей рефлексы восприятия запаха всегда накладывается специфика конкретной культуры. Так, европейца может взволновать запах церковного ладана, создаст у него особый духовный настрой. Но этот запах ничего не говорит индийскому буддисту, над которым властвуют непонятные и странные для европейца ароматы азиатских курений. У людей различных культур один и тот же запах может вызывать разные ассоциации.

Ориентируясь на европейского потребителя, маркетологи разработали наиболее благоприятные запахи для ароматизации магазинов розничной торговли.

Пекарни , расположенные в универсамах, увеличивают объемы продаж, насыщая воздух ароматом свежевыпеченного хлеба, тем самым побуждая совершать импульсные покупки.

В универсамах при входе на эскалаторы, ведущие в магазины модной дорогой одежды для состоятельных клиентов, распыляют «Chanel № 5». Всемирно известная кожевенная фирма Louis Vitton во вновь открытом магазине фирмы помимо изысканного интерьера использовала принудительную ароматизацию торгового зала специально разработанным составом, в основе которого лежит тонкий запах дорогой кожи.

Продавцы мебели используют ароматы хвойного дерева.

Магазины нижнего белья, свадебных нарядов используют утонченные, сексуальные ароматы для приведения клиентов в состояние эйфории.

Французское туристическое агентство Havas частично воспроизводит в офисах фирмы атмосферу будущих мест отдыха, подавая запах нагретого морского песка и экзотических тропических зарослей и оказывая таким образом на клиента незабываемое впечатление, особенно если на улице не слишком жарко.

Сети заправочных станций , например компания Total, во многих странах ароматизируют свой бензин, придавая ему ванильный запах. Фирма Esso ароматизирует масло для дизельных двигателей ароматом земляники.

Банки создают обстановку спокойствия, благожелательности и благополучия в расчетных центрах, используя ароматы, и даже ароматизируют чековые книжки (Банк Societe General).

Парижское метро , став первопроходцем на этом пути, уже на протяжении нескольких лет использует ароматехнологии для создания высококачественного сервиса. Распылением ароматов в поездах метро и на станциях достигаются сразу две цели — нейтрализация неприятных запахов и создание благоприятной среды, снимающей стресс и напряжение в часы пик.

Результаты применения аромамерчандайзинга (по данным исследования, проведенного в 2004 г. Европейским институтом мерчандайзинга):

  • увеличивается время пребывания клиентов в торговом зале на 15,9%;
  • повышается настроение клиентов;
  • возрастает готовность купить товар на 14,8%;
  • усиливаются впечатления от посещения магазина;
  • улучшается восприятие клиентом качества предлагаемых товаров и услуг;
  • возникает желание посетить магазин, кафе, ресторан вторично у 98% респондентов;
  • повышается производительность труда работников;
  • снимаются стрессовые ситуации в работе персонала;
  • увеличиваются импульсивные покупки товаров на 60%.

Осязание

Осязание — способность животных и человека воспринимать действие факторов внешней среды с помощью рецепторов кожи, опорно-двигательного аппарата (мышц, сухожилий, суставов и др.), а также некоторых слизистых оболочек (на губах, языке и др.).

Осязательное ощущение может быть очень разнообразным, так как оно возникает в результате комплексного восприятия различных свойств раздражителя, действующего на кожу и подкожные ткани. Восприятие предметов внешней среды с помощью осязания позволяет оценивать их форму, размеры, свойства поверхности, консистенцию, температуру, сухость или влажность, положение и перемещение в пространстве.

Физический контакт является важнейшей составляющей принятия решения о покупке. Именно по этой причине потерпело крах множество интернет-магазинов одежды. Ведь при покупке одежды ее необходимо почувствовать, примерить, ощутить фактуру.

Вот еще один пример, демонстрирующий важность осязания. Десять лет назад фотоаппарат «Kodak» обращался к четырем чувствам. Помимо зрительного образа он давал тактильные ощущения — вы держали в руках реальные фотографии.

Только что проявленные фотографии пахли по-особому. Затвор фотоаппарата щелкал. И что теперь? Все исчезло. Нет ни тактильных ощущений, ни запаха, ни звука. Осталось только зрительное восприятие.

Для возбуждения интереса к товару можно использовать ностальгию по тактильным ощущениям, так Kodak построила рекламную кампанию своих портативных принтеров. Фотография цифровая, но нам не хватает самих снимков, которые можно подержать в руках, заключить в рамку и поставить на стол. А записать на диск и отнести в студию — и лень, и некогда. «Купите себе портативный принтер и верните переживания, которых так не хватало», — призывает «Kodak ».

Гораздо труднее найти примеры компаний, обращающихся ко всем пяти чувствам. Одна из немногих — Singapore Airlines , которая, выстраивая свою маркетинговую политику при помощи музыки, запаха, манер, а также техники общения в салоне самолета, создает особое, брендированное ощущение от перелета.

Надо отметить, что любой из перечисленных элементов сенсорного маркетинга может быть использован как по отдельности, так и в совокупности с другими. Следует искать наиболее приемлемое сочетание элементов в зависимости от специфики товара и особенностей целевой аудитории.

Целесообразность применения

Сенсорный маркетинг должен дарить потребителю особые ощущения. Поддавшись магии цветов, звуков и ароматов, окунувшись в приятную атмосферу, оставив в памяти самые лучшие ассоциации от процесса покупки, он непременно захочет вернуться к продавцу. Используя элементы по отдельности или все сразу, маркетологи создают прочную эмоциональную связь с потребителем, которая обеспечивает успешность бренда.

Учитывая различные характеристики аудитории, исходя из особенностей товара, можно смоделировать наиболее благополучное для бренда потребительское поведение.

Сильные стороны

На сегодняшний день российские маркетологи-рекламисты почти не используют «чувственные» приемы для привлечения внимания потребителей. На смену понятию «уникального торгового предложения» (Unique selling proposition, USP) приходит понятие «эмоционального торгового предложения» (Emotional selling proposition, ESP). А использование цвета, звука, запаха, всевозможных тактильных стимулов непременно найдет отклик в сердцах потребителей.

Уникальность сенсорного маркетинга состоит в том, что можно воздействовать на аудиторию не только при непосредственном контакте на местах продаж, но и через рекламу, посылая покупателям не столько рациональные мотивы покупки, сколько эмоциональный призыв вспомнить, ощутить, потрогать…

При разработке маркетинговой политики фирмы или концепции рекламной кампании необходимо понимать, какие переживания важны для целевой аудитории, что их волнует и приводит в восторг. А поняв — не упустить возможность «зацепить» их чувства и, следовательно, воспитать привязанность.

Численные параметры применения

Цвет

В зависимости от площади помещения и амбиций заказчика стоимость работы специалистов по дизайну интерьера составляет $ 7000-50 000. По времени ремонт помещения может затянуться от нескольких недель до нескольких месяцев. Создание дизайнером графических образов, элементов фирменного стиля компании оценивается в среднем в $ 200-1000.

Запах

Для ароматизации торговых помещений подрядчик предоставляет на выбор спектр ароматов и в кратчайшие сроки устанавливает необходимое оборудование.

Для помещений большой площади (супермаркеты, мегасторы, салоны, гостиницы, офисные центры) предоставляются системы автоматической ароматизации воздуха большой мощности.

Действие основано на принципе нагревания ароматической жидкости и раздувания аромата по помещению площадью до 350 м 2 . Цена такого прибора — $ 1700.

Для помещений меньшей площади, для локальной ароматизации или нейтрализации неприятных запахов (частные клиники, залы игровых автоматов, магазины, парикмахерские и т. д.) используют диспенсеры, работающие по принципу впрыска аэрозоля с ароматическим веществом. Одного диспенсера хватает на помещение 125-170 м 3 , цена составляет $ 100-150, в зависимости от типа системы.

Для решения локальных задач ароматизации существуют освежители воздуха, которые устраняют запахи из длительно непроветриваемых помещений, пыльных, загрязненных тканей (занавесы, ковры, мебельная обивка и т. д.). Стоят они до $ 10 и призваны убрать (а не перебить) неприятный запах на небольшой территории и привнести новый.

Звук

Разработка фирменного музыкального оформления и / или музыкального логотипа обойдется заказчику в $ 750-1500 и займет 5-6 недель.

Особенности применения

Специалисты по сенсорному маркетингу утверждают, что россияне подвержены его воздействию больше, чем европейцы.

От звукового дизайна западные специалисты ждут роста продаж примерно в 10%, тогда как российские надеются увеличить продажи минимум на треть, утверждает А. Малинина, программный директор компании Радио 21 , занимающейся специально разработанной для магазинов «радиоподпиской».

При использовании элементов сенсорного маркетинга необходимо учитывать некоторые культурные стереотипы и ассоциации. Например, излюбленным цветом в России всегда был красный, он ассоциировался с богатством и любовью.

В последнее время в силу известных событий этот цвет был несколько дискредитирован. Однако до сих пор цветами, украсившими российский флаг, остаются красный, белый (символ чистоты и духовного совершенствования) и синий (доблести и чести).

Скандалы и кризисы, связанные с инструментом

Франция в свое время пережила невиданный бум развития крупных магазинов, вынудивший правительство принять законы, ограничивающие создание новых и укрупнение действующих торговых центров и гипермаркетов. В связи с этим особый интерес представляет новый двухуровневый торговый центр «Carre Senart» площадью 55 000 м 2 ; с одной стороны, в нем были внедрены все самые передовые технологии, а с другой — он находится в окружении давно и успешно работающих конкурентов (его окружают четыре торговых центра и два гипермаркета), что предъявляло сверхвысокие требования к его «раскрутке».

В сложившейся непростой ситуации руководство центра приняло решение сосредоточиться на оригинальной концепции, к разработке были подключены и жители близлежащих районов.

Проведенные исследования показали, что население желает видеть в торговом центре воплощение таких ценностей, как семья, экология, современность, практичность, приятная атмосфера и спокойствие. «Carre Senart» позиционировался как место семейного эко-шопинга, где покупатели получают удовольствие от близости к природе.

При его постройке использовались только натуральные материалы, электричество поступает от специальной ветровой электростанции, на автостоянку по системе громкого вещания транслируется пение птиц, весь центр разбит на зоны, в каждой из которой применен полный арсенал средств сенсорного маркетинга (добавленные в систему кондиционирования ароматы распространяют в зависимости от сезона запахи скошенной травы, кедра, моря и т. д.), лифт с трехмерным изображением создает иллюзию спуска по водопаду, внутренние указатели выполнены в виде гранитных валунов, помимо традиционной детской комнаты в центре открыт пони-клуб и т. д. и т. п.

Для «Carre Senart» было запланировано 10 млн посетителей в год и эти прогнозы оправдываются, что говорит лишь о том, что даже в условиях жесточайшей конкуренции грамотно подобранная стратегия продвижения торгового центра на высококонкурентный рынок может принести ощутимые результаты.

Слабые стороны

Приятный, но неправильно выбранный аромат может негативно сказаться на покупательской активности посетителей. К такому выводу пришли в магазине женского белья «Fredericks of Hollywood». Несколько лет назад здесь стали применять сладкий аромат цветов, используя опыт магазина нижнего белья «Victoria’s Secret».

К удивлению продавцов, объем продаж в магазине практически сразу упал, и от ароматизаторов пришлось отказаться. По мнению экспертов, причина оказалась в незнании покупательской аудитории. Магазины «Victoria’s Secret» с их мягкой розовой атмосферой будуара были нацелены на женщин, в то время как более провокационный магазин «Fredericks of Hollywood» больше привлекал... мужчин, которые покупали подарки своим дамам. Здесь продавали своего рода мужские фантазии на тему женского белья, и цветочный запах, видимо, в них не входил. Возможно, если бы в магазине «Fredericks of Hollywood» установили ароматизаторы с более чувственным, сладострастным ароматом, то владельцы получили бы желаемый результат.

Однако руководство не стало рисковать и в конце концов подобрало запах лаванды, который хорошо действовал на мужчин, выбирающих подарки для матерей. При этом аромат оказывал прямо противоположное воздействие на покупателей, выбирающих крикливое белье для жен или подруг. Эта категория людей, как правило, покидала магазин ничего не купив.

Неумелое использование цвета в интерьере может отпугнуть покупателей. Но помимо психологических факторов необходимо учитывать те цвета, которые использует для самоидентификации конкурент, и стараться избегать совпадения цветов основных элементов фирменного стиля.

Не стоит забывать и о том, что чувственное восприятие у всех людей разное и действует оно по-разному.

Выводы

Сведем данные по инструменту «сенсорный маркетинг» в табл. 10.3.

Таблица 10.3. Сенсорный маркетинг

Параметр

1. Русское название инструмента

Сенсорный маркетинг

2. Английское название инструмента

Sensory marketing

3. Принадлежность к подсистеме МК: ATL/ BTL/TTL

4. Цели инструмента

Сформировать посредством цвета, звука, запаха целостный образ бренда и желание приобрести товар

5. Задачи для достижения целей

Улучшить настроение потребителя во время совершения покупки

6. Преобладающие целевые аудитории

Применим ко всем целевым аудиториям, но для каждой необходимо проводить отдельные исследования

7. Особенность целевых аудиторий

Нет данных

8. SWOT: сила инструмента

Воздействие на психофизиологическом уровне

9. SWOT: слабость инструмента

Необходимо проведение детального анализа перед внедрением, так как высока вероятность ошибок, что связано с индивидуальными психическими особенностями и демографическими критериями целевых групп

10. SWOT: при каких особенностях внешней среды применяется

Прогнозируемые условия сенсорного восприятия: освещение, акустика, возможности контроля циркуляции воздушных масс, безветрие при применении на открытом воздухе

11 SWOT: при каких особенностях внешней среды применять рискованно

При применении в наружной рекламе следует учитывать разную меру выцветаемости красок. Наименее стойкий краситель при интенсивном солнечном свете — желтый. Запахи рискованно применять при целевой аудитории, состоящей из представителей разного возраста и пола. Возможность отражения и переотражения — ревербации от предметов окружающей среды может решительным образом исказить звуковое поле и скорректировать проектный эффект

12. Стоимость применения

Каждый элемент оценивается отдельно, в среднем, учитывая такие параметры, как площадь помещения, желание и возможности заказчика, одновременное использование всех трех элементов сенсорного маркетинга будет стоить в пределах $ 12 000-60 000

13. Особенности организации сообщения

Нет данных

14. Особенности применения в России

В России следует учитывать некоторые культурные стереотипы

15. Иные особенности

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...