Звуковой дизайн. Сначала был звук


Что важно знать саунд-дизайнеру, в чем особенность интерактивного аудио, каково работать с человеком, делавшем звуки для Матрицы, где добыть «Святой Грааль» саунд-дизайнера и как профессия может изменить жизнь? Об этом и многом другом специально для нашего сообщества на условиях анонимности рассказал аудио-директор одной очень крупной компании.

В: Для начала, что же такое «саунд-дизайн», о котором так много в последнее время говорят?

О: Давайте сразу определимся с разными направлениями. Есть музыкальный саунд-дизайн - это создание уникальных тембров, путем изготовления различных презетов для синтезаторов или создания кастомных акустических инструментов. Если кому интересно - рекомендую посмотреть видео Diego Stocco. Он очень любит экспериментировать в этом направлении. Один из его инструментов Experibass даже был использован Хансем Циммером при создании саундтрека к фильму Шерлок Холмс.

Sound Design for Visual Media - это создание звуковых эффектов для аудиовизуального произведения (будь то фильм, ролик или игра). Разработка единого стиля звучания.

Саунд-дизайнер обязательно должен работать в постоянном контакте с людьми рисовавшими концепты, создававшими визуальные эффекты, сценаристами. Нужно разузнать природу того или иного существа или механизма. Узнать источник питания корабля, ежедневный рацион и поведение неведомой зверюшки и подчеркнуть это при помощи звука. Главное не перепутать нарезку библиотечных звуков под видео и саунд-дизайн:) Нарезка звуковых библиотек сравнима с отвариванием покупных пельменей. В крайнем случае и такое сойдет, но специалиста по варке пельменей вы шеф-поваром никогда не назовете и мишленовские звезды ему не светят.

В: Первый и самый главный вопрос, который волнует тех, кто находится в начале пути: что важно знать саунд-дизайнеру и какими навыками он должен обладать?

О: Как и любой профессиональный звукорежиссер или музыкант, саунд-дизайнер должен обладать хорошим слухом (как музыкальным, так и просто не иметь физиологических дефектов), он должен быть усидчивым (иногда в погоне за интересным звуком можно много часов подряд не издавая лишних звуков сидеть в неудобной позе, направив микрофон на какое-нибудь животное, которое только что издало несвойственный ему звук, в надежде, что оно сделает это снова), у него должно очень хорошо работать воображение, так как зачастую приходится придумывать как звучат те вещи, прямого референса которым в реальном мире мы не найдем. К примеру магия или какие-нибудь высокотехнологичные механизмы. Разбираться в психоакустике, дабы учитывать при создании звукового ряда особенности человеческого слуха и осознавать влияние звука на состояние слушателя. Ну и конечно человек должен иметь за спиной профильное или хотя бы высшее техническое образование, чтобы разбираться в физике звука, обладать навыками реверсивной инженерии и т.п. Вообще в этой профессии без хорошей технической подготовки не получится достичь значительных карьерных высот.

Еще на мой взгляд хороший саунд-дизайнер должен родиться аудиалом, т.е. с детства воспринимать окружающий мир посредством слуха. Безусловно, это можно в себе развить в сознательном возрасте, но если человек вслушивается в свою жизнь начиная с самого раннего возраста, у него накапливается очень много интересных слуховых якорей памяти, которые пригодятся в работе.

В: Последнее время я очень часто вижу резюме молодых композиторов которые предлагают услуги саунд-дизайна. Как к этому относятся в индустрии?

О: Ребята, не нужно думать, что если вы пишите хорошую музыку и умеете крутить пару синтезаторов - вы автоматом становитесь саунд-дизайнером. Это совсем не так. Саунд-дизайн - это отдельная область, которую нужно долго постигать. Здесь очень много тонкостей и очень важны специализированные знания о физике, о приборах обработки, психоакустике и т.п. Лучше развиваться в том направлении, в котором вы уже хороши, нежели хвататься за все сразу и нигде не преуспеть.

Например на западе ценят узкоспециализированных специалистов. И крайне редко на проектах композитор и саунд-дизайнер - это один человек. Я много раз был на различных звуковых конференциях в США и был свидетелем того, как молодые ребята приносили именитым профессионалам свои шоурилы, где была музыка и различные звуковые эффекты. Практически сразу же их просили остановить воспроизведение и в следующий раз, прежде чем показывать что-либо - задать себе вопрос, кем они видят себя в будущем и в какой области хотят стать лучшими, в написании музыки или в саунд-дизайне. Безусловно, хобби никто не отменял, но чтобы стать настоящим профессионалом - нужно определиться.

В: Как ты пришел в профессию?

О: Это очень интересный вопрос. Я закончил музыкальную школу и к десятому классу школы озадачился выбором профессии, которая отвечала бы моим интересам. А интересовался я психологией человека, музыкой и кинематографом. Мой отец впервые подал мне идею попытаться стать звукорежиссером, за что я ему очень благодарен. Именно он заронил в меня эту идею, после чего я отмел все возможные варианты, и настойчиво решил поступать во ВГИК. Поступил с первого раза на бюджет. Жаль, что отец не дожил до получения диплома.

В: Почему решил пойти в игровую индустрию после киновуза?

О: Параллельно с учебой я упорно занимался самообразованием, бегал на различные студии, работал по ночам буквально с первого курса. Водоворот звука так затянул меня, что обратной дороги не было. По пути на учебу в метро я читал множество книг по синтезу звука, звуковой драматургии, слушал интервью и подкасты гуру киноиндустрии. Я всегда увлекался играми и стал задумываться, как именно делают звук для них. При этом интересовало не столько создание самих звуковых ассетов, т.к. тут все было более менее понятно, сколько имплементация - процесс «внедрения» звука в игру. Было очень интересно - как именно звук обрабатывается, к чему привязываются события, как работает реверберация, по какому принципу коллизия (например стены, ящики) отсекает определенные частоты звуков и т.д. Стал искать в этом направлении и понял, что саунд-дизайн для игр - это level-up после кинематографа как в творческом плане (тут и sci-fi сеттинги, и невиданные зверушки, и космические корабли - есть где разгуляться), так и в плане технологий производства и имплементации звука.

В: Какие основные отличия кино от игр?

О: Обычно все лекции по Game Audio 101 начинаются с ответа на этот вопрос:)
Кино, реклама, анимация - это linear media. У нас есть таймлайн к которому привязаны все события: звуки, эффекты, монтажные склейки. Каждый звук живет ровно столько, сколько он длится. Музыка и монтаж представляют собой единое целое (если нет авторской задумки сделать контрапункт).
А в случае с игрой, какой бы линейной она не была - мы получаем песочницу. Игрок сам волен делать то что хочет. Огромная надпись на экране гласит - «Беги по коридору!», а он разворачивается и начинает выстрелами выбивать на стене свое имя. Игра же - это практически вселенная со своими правилами. И все должно быть похоже на жизнь. Совершил действие - раздался звук. А вот какие звуки будут наполнять этот мир - это уже во власти саунд-дизайнера.

В: С какими сложностями столкнулся, попав в игровую индустрию?

О: Первая сложность с которой я столкнулся при переходе от кинематографа к играм - нельзя делать звуки слишком сочными и яркими. В кино ты стараешься наоборот «прокачать» зал, тут же нельзя допустить того, чтобы звук надоедал и вызывал дискомфорт у игрока. И, что самое важное - не должно быть повторяемости. Нельзя к примеру взять 1 звук шага и постоянно воспроизводить его - игрок сойдет с ума от повторяемого звука. Нельзя в свою очередь взять 3-4 звука шага и пускать их циклично в одном и том же порядке. Игрок сразу услышит паттерн который повторяется из раза в раз и его это будет нервировать. Помимо создания самих звуков, нужно придумать механизм их воспроизведения. Если все сделать правильно и включить смекалку, то даже натренированное ухо не заметит, что играют постоянно одни и те же 7-8 звуков. Кто-то скажет «а почему бы не взять 100 звуков и воспроизводить их как угодно». Но не забывайте, что количество памяти и бюджет на использование CPU ограничены. Как мы видим - кругом одни сложности:) Но именно это и подогревает интерес.

С музыкой тоже не так уж все просто. Она может быть привязана либо к локации, либо запускаться по определенным энкаунтерам и должна быть адаптивной - т. е. меняться в зависимости от действий игрока. При этом меняться бесшовно. Проще всего это было сделать на старых консолях, где звуковой чип выступал в качестве синтезатора, которому игра присылала команды с информацией о высоте тона, продолжительности ноты и комбинации настроек звуковых генераторов и фильтров. Сейчас же приходится придумывать сложные нодовые системы, чтобы музыкальные лупы переключались точно в bpm при изменении тех или иных параметров. И при этом чтобы композиция не превратилась в сплошную математику и не потеряла своей музыкальной ценности.

В: Выглядит несколько сложнее, чем написать музыку под видеоряд…

О: А еще есть адаптивное микширование. Хотя знаешь - это все тема не для интервью, а для отдельного мастер-класса:)

В: Ловлю на слове! А каково работать с «мастадонтами» индустрии? Например, ребятами, делавшими три части Матрицы, Dead Space"ы, Call of Duty и т.д?

О: Знаешь, иногда гораздо легче, нежели с соотечественниками. На первых порах удивляет и радует полное отсутствие пафоса у этих людей. Они тут же начинают добавляться к тебе на фейсбук, общаться и шутить. При этом работу выполняют очень быстро и качественно. Всегда готовы признать свои ошибки, что несомненный плюс. И не боятся экспериментировать и переделывать свою работу. С удовольствием делятся своим опытом и различными трюками, не боясь что у них украдут их волшебную кнопку «сделать круто», и в свою очередь не стесняются спрашивать у более молодых специалистов, если понравилось что-то из их работы. Всегда открыты для новых знаний - и этому, я считаю, нам нужно у них поучиться. Даже если ты чего-то достиг, заработал себе имя - ни в коем случае не останавливайся в развитии и не думай, что тебе с высоты твоего пьедестала не пристало спрашивать что-то у начинающих. Наоборот - и тебе знание в копилочку, и человек порадуется. «Ого! Сам Гуру у меня что-то спросил! АААА!!!»:)

В: Какие программы ты используешь в работе?

О: Я знал, что будет этот вопрос. Не буду перечислять все, что когда-либо использовал, расскажу только про то, что установлено у меня сейчас и чем пользуюсь каждый день. Все довольно банально: Pro Tools с набором плагинов Waves Sound Designer Suite, GRM Tools, Absynth, Massive, Sound Forge для различных батч-процессов.

В: Что лежит у тебя в рюкзаке?

О: Наушники, рекордер с ветрозащитой, гитарный звукосниматель, блокнотик для заметок и мандарин:)

В: Всегда носишь с собой рекордер?

О: Да, даже во сне держу неподалеку. Не поверишь, но иногда с улицы доносятся такие интересные звуки, что бежишь сломя голову к окну, чтобы записать хотя бы какой-нибудь фрагментик.

В: Какой самый необычный звук который ты записывал?

О: Необычный звук… Ну вот пара свежих примеров. Первый - это электромагнитный фон от моего самого первого монитора, записанный при помощи гитарного звукоснимателя. Получилось отличное тональное силовое поле. Второй был записан в одном небоскребе, на лестнице. Перила на всех этажах сварены в единую конструкцию. Я приклеил 2 контактных микрофона на самом верхнем этаже, включил запись и начал спускаться на разные этажи, постукивая по перилам и всячески раскачивая их. Получились отличные импакты и протяжные скрипы, достойные огромного космического корабля или гигантского завода по производству роботов.

В: Есть ли в профессии свой Святой Грааль?

О: То, чем хотят обладать многие, но единицам открываются тайны? Есть-есть:) Хотя это не совсем уж Грааль:) Знаешь, иногда ты просто упираешься в тот факт, что тебе перестает хватать возможностей твоего любимого плагина. И когда я говорю об этом, я не имею в виду бессмысленное (или осмысленное) копание в презетах. Я говорю о том, что ты изучил инструмент/прибор обработки досконально. Узнал все его особенности, перепробовал все возможные варианты коммутации, выработал собственные техники обращения с ним. И вот, в один прекрасный момент, в очередной раз выкручивая очередной звук ты понимаешь что зашел в тупик. И тебе хочется попробовать что-то новое. Тут на помощь и приходят модулярные системы, такие как Kyma X. Они не загоняют тебя в рамки, а наоборот, подстегивают все время экспериментировать. Ты начинаешь думать совсем по-другому. Все фактуры перестают быть для тебя просто тембрами. Они становятся блоками, комбинируя которые можно получить что-то новое. Каждый полученный звук - всего лишь волноформа, способная модулировать другой звук. Или управлять каким-то параметром. И ты погружаешься все глубже и глубже.

Кто-то спросит - но почему именно Кима? Есть же множество модулярных систем - Max/MSP, Reaktor, Csound, PureData и т.п. Да, есть. И я вполне успешно с ними работал. Их единственная общая черта - это ноды. В целом Кима гораздо глубже. Аналогов ее алгоритмам спектрального морфинга просто не существует. Но она и сложнее. Гораздо. Нужно потратить не меньше года, чтобы начать разбираться в основах. Есть несколько темплейтов, которые помогают тебе изучить азы. Но дальше приходится все исследовать самому. Количество юзеров во всем мире можно пересчитать по пальцам. Я конечно утрирую, но комьюнити очень маленькое. Еще один важный момент - деньги. Удовольствие это не из дешевых. А случись что - пересылка в США тоже встанет в копеечку. Учитывая все эти факторы я очень долго размышлял - готов ли я вложить столько времени и денег в то, что может никогда не принести мне никакого профита, кроме саморазвития? Уже в процессе обучения я много раз ругал себя за это решение. Но теперь, по прошествии времени я могу сказать, что ничуть не жалею. Хотя я пока что только «царапнул поверхность». Кроличья нора невероятно глубока. Но мне нравится в нее проваливаться.:)

В: Как профессия изменила твою жизнь?

О: Она сделала меня счастливым. И это я считаю самое главное. Ну и немного потрепала мой карман - т.к. постоянно приходится покупать какие-то новые специализированные микрофоны, синтезаторы, обновлять софт. Зато каждый раз чувствуешь себя как ребенок в новогоднее утро.

Рассказать друзьями

Сегодня мы с вами разберем еще не до конца знакомую нам профессию “саунд-дизайнер”. Вы когда-нибудь задумывались, откуда берутся звуки в видеоиграх и фильмах? Мы имеем в виду специфические звуки перезарядки автомата, звук, с которым меч разрезает воздух и подобное. Возможно, вы думали, что при надобности записать звук шагов по снегу, записывают именно хождение по свежему снежному покрову, но это не так. То, как человеческое ухо слышит окружающие звуки, кардинально отличается от восприятия этих же звуков аппаратурой.

Дизайнер звука – это достаточно узкое направление в звукорежиссуре, но далеко не самое простое. Саунд-дизайнер должен обладать аудиальным восприятием мира, он должен уметь ассоциировать меж собой различные звуки. Такой дизайнер создает не просто аудио оболочку для игры, ролика или фильма, он вдыхает в них жизнь. Вы когда-нибудь пробовали подобрать звук к беззвучному видеоролику? Замечали, как плоская и безэмоциональная картинка оживает в тот момент, когда вы добавляете к ней звуковые эффекты и музыку?

От саунд-дизайнера требуется невероятно развитое творческое мышление. Достаточно несложно записать звуки сыплющегося песка или пение птицы. Куда большая креативность понадобится, если перед вами поставят записать, например, звуки борьбы на световых мечах, как в фильме “Звездные войны” или крики динозавров как в “Парке Юрского Периода”.

Монтаж звукового многопластового эффекта для озвучивания сцены
обледенения из к/ф «Послезавтра» (реж. Р.Эммерих)

Василий Филатов об устаревшем образовании

“Саунд-дизайнер должен знать все: режиссуру, звукорежиссуру, историю музыки и визуальных искусств. Помимо этого он должен быть хорошим менеджером, ведь часто для определенных проектов требуется команда ассистентов, которым нужно четко поставить задачи и проследить за правильным их выполнением.

Также дизайнер звука должен обладать навыками программирования, хотя бы базовыми. Тембр на синтезаторе или процессоре обработки не всегда совпадает с поставленной задачей, и зачастую нужно написать его с ноля.

К сожалению, на постсоветском пространстве мало профильных учебных заведений, да и классическая система образования настолько устарела, что толку от нее мало. Стремительный рост технологий превращает в старье то, что было актуально каких-то пару лет назад. Система, которая планирует программу обучения на пять лет вперед, уже не подходит. А вот небольшие профильные школы, которые чутко реагируют на изменение рынка, являются необходимыми.

Конечно, можно отмахнуться от посещения школы тем, что в интернете есть масса информации, но зачем самостоятельно искать то, что за тебя уже давно нашли? Если вы все-таки решили посвятить себя звуковой индустрии, вы должны постоянно и безостановочно учиться, экспериментировать и реализовывать свои самые смелые фантазии. К счастью, базовый рекордер и микрофон на сегодняшний день стоят достаточно немного, поэтому их приобретение должно стать для вас первоочередной целью. Записывайте различные фактуры, прослушивайте их, не жалейте удалять неудачные. Таким образом вы наработаете свою фонотеку. А если и не получится составить свою библиотеку звуков, то вы хотя бы на практике узнаете, как работает микрофон и реакцию аппаратуры на определенные звуки.”

Александр Лейфа о чуткости к звуку и любви к музыке

“Саунд-дизайн для меня – это продолжение работы над произведением искусства, создание полноценного аудиомира, вселенной, которая живет по своим, особенным правилам. Дизайн звука и музыка неразрывны, поэтому музыкальные навыки являются необходимыми для саунд-дизайнера. И, конечно, если вы окончили музыкальную школу, то вам будет гораздо проще.

Если вы не испытываете искренней любви к музыке и звукам, то вам в этой сфере делать совершенно нечего. Вы должны ловить кайф от создания звуковых полотен, использования различных аудио фактур, синтеза звука и т.д. Вы должны быть врожденным экспериментатором. В ином случае, вам больше подойдет спокойная работа с офисе на стабильное пособие, известное, как зарплата.

Успешность в сфере дизайна звука напрямую зависит от вашей чуткости ко всему, что касается аудио оболочки нашего мира, а также неутомимой любознательности и работоспособности. Вы должны научиться мыслить звуковыми образами. Интересуйтесь, каким образом создан тот или иной звуковой эффект, почему трек любимого исполнителя так на вас действует. Вы должны стремиться озвучивать каждый аспект своей жизни (как насчет саундтрека к завтраку?). Ваша база звуков должна расти не по дням, а по часам, а рекордер или семплер буквально должен стать частью вашего организма.”

Для того, чтобы вы смогли более близко ознакомиться с этой профессией, мы подобрали для вас несколько видеороликов о рабочем процессе саунд-дизайнера:

Дневники Саунд Дизайнера №1

Дневники Саунд Дизайнера №2

Mass Effect 3 – звуковой дизайн игры

Запись звука – DOPE Audio Desing

Небольшая документалка о том, как проходит рабочий процесс саунд-дизайнера

Итак, мы поняли, в чем заключается суть профессии “дизайнер звука” и теперь перейдем к теоретической стороне саунд-дизайна. К сожалению, книг на русском языке катастрофически мало (в нашем списке их всего две). Но, как ни крути, приходится довольствоваться тем, что есть.

1. Звуковой дизайн в кинематографе и мультимедиа

Данная книга является весьма подробным экскурсом в мир звуковых образов кинематографа, мультимедиа видеоигр. Она расскажет читателю о том, как создавались различные звуки для отечественных и зарубежных фильмов и откроет секреты лучших специалистов по звуку. Также книга содержит в себе практические указания, как самостоятельно работать со звуком, записывать и обрабатывать его, как создавать голоса фантастических персонажей и синтезировать необычные звуковые эффекты.

2. Звуковой дизайн в видеоиграх

Еще одна книга Антона Деникина о звуковом дизайне, только здесь раскрывается более узкий профиль – звук в видеоиграх. Она расскажет вам о технологиях и секретах, которые доступны достаточно небольшому количеству специалистов на постсоветском пространстве. В книге вы найдете полезные рекомендации и поэтапное объяснение всех процессов саунд-дизайна.

3. The Sound Effect Bible

Данная книга не зря носит столь громкое название. Она является полноценным пособием по записи и обработке звуков и действительно является “Библией звуков”. Она поможет вам понять все тонкости рабочего процесса дизайна звука. В целом, эта книга вполне подходит для настольной книги саунд-дизайнера.

4. Designing Sound

Этак книга учит понимать и создавать звуки с чистого листа. В нее входят процессы создания звукового оформления для фильмов, медиа, видеоигр и анимации. В книге объясняется изначальная природа звуков. Особенной ее ценность является систематичность и последовательность уроков.

5. Sound Design: The Expressive Power of Music, Voice and Sound Effects in Cinema

Достаточно просто написанная книга, которая рассказывает читателю о том, как составлять истории, развивать персонажей и вызывать у зрителей эмоции, создавая звуковое оформление картины. Помимо теоретической части, в этой книге вы найдете отличные упражнения, которые помогут развить и усовершенствовать нужные навыки.

И в заключение мы хотим вам немного рассказать о программах, которые понадобятся дизайнеру звука.

1. Adobe Audition

Одна из самых популярных программ для работы со звуком. Имеет очень и очень широкий спектр функций и позволяет делать со звуком практически все, что душе угодно. Большинство звукорежиссеров пользуются этой программой. Она является классическим ПО для работы со звуком.

2. Sound Forge

Sound Forge – это полноценный конкурент Adobe Audition. Обладает все теми же функциями и так же широко используется в профессионально работе со звуком. Поддерживает работу с несколькими треками одновременно и умеет сохранять звуки в огромном количестве форматов.

3. Omnisphere

Эта программа содержит в себе массу функций для синтеза звука. Также, здесь есть и стоя библиотека звуков, которая, к слову, достаточно обширна. Программа позволяет миксовать звуки, синтезировать новые, и при этом предоставляет отличное звучание за счет мощного движка.

4. Traction

Еще одна многофункциональная программа с историей в целых 12 лет. Хороша тем, что не слишком требовательна к характеристикам компьютера. Обладает массой функций микширования, большим количеством эффектов, а также позволяет записывать различные звуки.

5. Reaktor

Эта программа позволяет с чистого листа построить нужный звук, не “пачкая руки” записью настоящего звука. Возможно, заменить натуральное звучание и не удастся, но создать какие-то нереальные и футуристические звуки здесь вполне можно. Хотя, кто знает, может именно у вас и получится создать естественное звучание с помощью программы.

Антон Деникин, звукорежиссер, доцент ГИТР им. Литовчина, кандидат культурологии

Как практикующему звукорежиссеру телевидения и радио мне часто приходится подбирать и записывать разнообразные шумы, эффекты, музыку и выполнять их редактирование. Это творческая работа, она полна интересных и неожиданных открытий, поскольку позволяет самыми необычными способами экспериментировать со звуками, добиваясь того или иного эффекта, синтезировать новые звуки для фильма, видеоролика или спектакля.

Если вы пробовали подбирать звуки под смонтированное изображение, то, вероятно, отмечали удивительное превращение, ту «магию», которая возникает в момент, когда беззвучные плоские кадры вдруг преображаются, «оживают» после добавления подходящего звука. Это особое мастерство преображения «движущихся картинок» и есть творчество дизайнера звука.

Последнее время все чаще в титрах к фильмам указываются имена звуковых дизайнеров (англ. Sound Designer ). И если собственно профессия дизайнер , ставшая столь популярной в наше время, уже не вызывает ни у кого удивления, то профессия дизайнер звука пока необычна.

Бен Бертт (Ben Burtt) - один из самых авторитетных американских дизайнеров звука, звукорежиссер, продюсер, сценарист, четырехкратный обладатель премии «Оскар». Среди фильмов, над звуком которых работал Бертт: «Инопланетянин», «Индиана Джонс. Искатели потерянного ковчега», «Звездные войны», «ВАЛЛИ», «Звездный путь» и др. Будучи на протяжении последних тридцати лет одним из самых опытных экспертов в области озвучения кинофильмов, Бертт оказал значительное влияние на развитие и популяризацию звукового дизайна в США и по всему миру.

Само сочетание слов «звуковой дизайн» может показаться странным. Действительно, дизайн (от англ. design - замысел, проект, конструкция, чертеж, рисунок) чаще ассоциируется с созданием внешнего облика объектов, предметов, приборов. Но звук - колебания воздушных волн, улавливаемые человеческим слухом - не может быть зафиксирован визуально без применения специальных приборов. Можно ли конструировать или моделировать «внешний облик» звука?

Дэн Дэвис - известный американский звукорежиссер и дизайнер звука, принимавший участие в создании таких фильмов как: трилогия «Матрица» (1999-2003), «Планета сокровищ» (2002), «Готти» (1996), «8 миля», (2002), (2000), «Красная планета» (2000),«Дом ночных призраков» (1999) и др. Дэвис является директором студии «Danetracks», расположенной в Западном Голливуде и специализирующейся на звуковом дизайне для кино и видеопродукции. Дэвис получил множество наград за свою работу в области звукового дизайна, включая премию «Оскар», премию Британской Академиикино и телевидения (BAFTA) и несколько премий Американской ассоциации звукорежиссеров.

Благодаря возможностям новейшей аппаратуры звукозапись и обработка звука перешли на уровень, при котором стало возможным не только точное звуковоспроизведение, но и высококачественное моделирование звука, создание новых необычных звуковых элементов при помощи синтеза и обработки.

Звуки световых мечей из киноэпопеи «Звездные войны» (реж. Джордж Лукас), крики динозавров из фильма «Парк Юрского периода» (реж. Стивен Спилберг), звуки машин будущего из фильма «Пятый элемент» (реж. Люк Бессон), звуки движений и действий героев в компьютерных играх, звуковые эффекты в телепередачах и видеопрезентациях - все эти оригинальные компоненты кино- и видеофонограммы требуют от их создателя, дизайнера звука , большой изобретательности, знаний и опыта, и способны действительно улучшить и обострить зрительское восприятие событий экранного мира.

В нашей отечественной киноиндустрии за создание сферы звуковых образов фильма традиционно отвечает звукорежиссер. В его задачу входит весь спектр работ по озвучению экранного действия, начиная с организации записи звука на съемочной площадке, заканчивая работой над монтажом и микшированием звука в монтажно-тонировочный период. В работу звукорежиссера входит, в том числе, подбор и запись звуковых эффектов и шумов для фильма.

Дизайн звука может рассматриваться как составная часть профессии звукорежиссера, но с некоторыми оговорками. Дело в том, что в американском и европейском кинопроизводстве профессия звукорежиссера в том виде, как ее понимают в отечественном кино, давно не встречается. Звук в современных блокбастерах, видеоиграх, мультимедиа-проектах настолько разнообразен, что один специалист, даже очень хороший, физически не сможет выполнить в срок весь массив работ по озвучению экранного действия. Поэтому эти обязанности разделены внутри большой команды специалистов по звуку -звукооператоров первичной записи звука на съемочной площадке, звукорежиссеров студийного озвучания, звукорежиссеров записи музыки, операторов перезаписи, монтажеров звука, саунд-дизайнеров, инженеров и техников по эксплуатации оборудования и др. Ими руководит супервайзер , выполняющий административные функции. Такое разделение на практике позволяет достичь большей мобильности производства, скорости и качества выполнения работ.

Большое количество технологически сложных фильмов, в том числе фантастических, звуковые треки которых особенно насыщены шумовыми эффектами, обусловило выделение дизайнера звука в самостоятельную специальность.

Рэнди Том - один из самых именитых американских звукорежиссеров, дизайнер и редактор звука. Начиная с 1983 года, работает в самой крупной студии звукового дизайна в США «Skywalker Sound», занимая должность творческого директора. Два раза удостоен премии «Оскар», четыре раза получил награду Американской ассоциации звукорежиссеров. Работал над созданием звука для многих фильмов, среди которых: «Форрест Гамп» (1994), «Марс атакует!» (1996), «Джуманджи», (1995), «Контакт» (1997), «Ледниковый период. Эра динозавров», «Как приручить дракона» (2010), «Рататуй» (2007), «Гарри Поттер и кубок огня» (2005), «Война миров» (2005), «Шрэк 2» (2004), «Шрэк 4-D» (2003), «Лара Крофт: расхитительница гробниц» и мн. др.

Она находится на пересечении специальностей монтажера звука, звукорежиссера и звукооператора. Дизайнер занимается и проведением звукозаписи, и редактированием (монтажер и музыкальный редактор), и микшированием звука (звукорежиссер перезаписи). Но если звукооператор отвечает за качество звукозаписи (например, во время съемок на съемочной площадке), звукорежиссер перезаписи отвечает за качество финального микширования звука, то работа саунд-дизайнера заключается в разработке, отборе и организации звукошумового материала, размещении звука в структуре аудиовизуального проекта .

Специфика звукового дизайна как профессии заключается в стремлении дизайнера средствами проектирования, синтезирования и записи звука найти адекватные решения задач, связанных со звуковым оформлением визуального ряда, причем предоставить практический результат в строго определенный производственными требованиями срок.

Специфика звукового дизайна состоит не только в создании привлекательного продукта, но и в соблюдении особых технологических требований, необходимых для его дальнейшего использования. Важно учитывать стилевые и жанровые особенности конкретного проекта, его технические параметры (формат, размер, параметры звуковых файлов и пр.), звуковые материалы (исходные фонограммы) и их свойства, различные технологии записи и обработки звука. Немаловажным фактором для звукового дизайна является финальная подготовка продукта, так называемый «премастеринг» звука. При этом следует учитывать, что и это, как правило, не последнее звено в производственной цепочке, так как далее звук попадает к звукорежиссеру перезаписи для микширования (или программисту в видеоиграх), и только на этом последнем этапе звуковой дизайн обретает конечный вид в форме финальной звуковой дорожки.

Таким образом, зарубежное понимание специфики дизайна звука наиболее близко к тому, что у нас могло быть называться «звукорежиссер-постановщик». Находя звуковое решение экранного проекта, записывая и отбирая необходимые шумы, звуковые эффекты и музыкальные фрагменты, дизайнер звука создает звуковой образ аудиовизуального произведения. В совместном творчестве с режиссером и композитором он формирует драматургически обоснованные звуковые акценты, звукошумовые лейтмотивы, конструирует звуковые мизансцены, записывает звуковые фоны, шумы и специальные звуковые эффекты, а затем в соответствии с изображением размещает их в звуковой дорожке фильма, мультимедийного проекта, видеоигры и пр.

Необходимо отметить, что в наше время профессия саунд-дизайнера получила должную оценку и поддержку. Ряд авторитетных международных организаций, институтов и фондов ежегодно вручают призы за лучший звуковой дизайн аудиовизуальных проектов, видеоигр, мультимедийных программ, театральных постановок, и конечно, за звуковой дизайн в кинематографе.

Средствами дизайна создается звуковая информация самой разной сложности и назначения - от краткого рекламного объявления на радио до полноценной звуковой дорожки кинофильма, от нескольких звукошумовых эффектов для видеоигры до звукового сопровождения для огромного сетевого портала. Для этого используются средства звукотембрального синтеза, монтажа, обработки звука.

Монтаж нескольких пластов записей выстрелов и обработка каждого пласта в программе Pro Tools
для создания единого эффектного выстрела из пушки

Дизайнер звука работает со звуковыми эффектами и шумами, создавая из них в соответствии с экранным или сценическим действием многопластовые композиции. При этом каждый звуковой эффект представляет из себя комплексный многопластовый (многослойный) звуковой «микс», состоящий из подобранных дизайнером и правильно размещенных в звуковом пространстве элементов - звуковых пластов (англ. Layer - слой, пласт).

Дизайнер совмещает и микширует несколько звуковых пластов с целью создания из исходных звуковых элементов совершенно новые звучания, в которых прежние звуковые составляющие уже слабо улавливаются на слух. В результате по выражению известного дизайнера звука Вэйда Уилсона получаются своеобразные «аккорды из звуковых эффектов», совершенно меняющие сонорные характеристики первичных звуков. Так, например, голоса гигантских рептилий из известного фильма “Парк Юрского Периода” (реж. С. Спилберг) состояли из целого набора голосов современных птиц и зверей, звуки которых известный дизайнер звука Гари Рюдстрём собрал воедино.

Многослойность звуковых пластов - один из отличительных признаков звукового дизайна. Реализация многослойности в звуковой дорожке кинофильма стала доступна благодаря технологическому усовершенствованию систем звукозаписи и звуковоспроизведения. Стандартизированные по акустическим параметрам звукоусилительные комплексы современных кинозалов позволяют с высоким качеством воспроизводить широкий спектр звуковых частот, создавая эффект достоверного реалистичного звучания. Одной из основных сложностей для дизайнера является подбор гармонично сочетающихся друг с другом звуковых пластов, частотные диапазоны которых мало пересекаются.

Гари Рюдстрём (Gary Rydstrom) - ведущий американский специалист в области звукового дизайна, редактор и звукорежиссер. Семикратный обладатель премии «Оскар» и множества других премий в области кинозвука. Работал над звуком к таким фильмам как: «Индиана Джонс и Храм Судьбы» (1984), «Кокон» (1985), «Термина-тор 2», «Парк Юрского периода» (1993), «Титаник» (1997), «Спасая рядового Райана» (1998); «Люди Икс» (2000), «Особое мнение» (2002); «Искусственный интеллект» (2001) и мн. др.

Дизайнер, используя библиотеки звуков, записывает, обрабатывает и монтирует звукошумовые эффекты, экспериментируя и добиваясь наилучшего сочетания визуальной и звуковой выразительности в проекте. Дизайнеры звука могут создавать композиции, как монтируя и обрабатывая записанные ранее звуковые фрагменты и музыку, так и синтезируя совершенно новые звуки. Подбирая и объединяя отдельные звуковые компоненты, дизайнер получает наиболее эффектный звук.

Звуковые эффекты и шумы в современных фильмах имеют многопластовую структуру. Один звукошумовой эффект может состоять из трех-четырех и более пластов, каждый из которых имеет собственные тембральные, частотные и динамические характеристики. Например, даже простой звук дребезжания люминисцентной лампы может состоять из трех независимых компонентов: люминисцентного потрескивания, среднечастотного музыкального тона и специфического гудения (такой эффект представлен в звуковой дорожке к фильму «Чужой», реж. Ридли Скотт).

Зрители обычно обращают внимание на то, как эффектно в современных фильмах и видеоиграх звучит взрывы, рукопашный бой, акустические фоны и пр. Все это - благодаря их многослойной фактуре, состоящей из точно отобранных дизайнером звуковых элементов.

Чем больше звуковых пластов использует дизайнер, тем более насыщенной получается звуковая дорожка проекта, возрастает общая громкость. Современные звуковые дорожки к кино- и видеофильмам изобилуют множеством звукошумовых эффектов, совмещающихся с диалогами и музыкой, которые нередко складываются в 4-8 одновременно воспроизводимых пластов. В кульминационных и динамических сценах в кино, а также в интерактивных компьютерных видеоиграх многопластовые звуковые дорожки становятся в наши дни стандартом, в результате чего возрастают требования к точности работы специалистов по звуку, усложняются техники микширования, перезаписи и обработки звука. Так, например, в начальной динамичной сцене в фильме «Война миров» (реж. Стивен Спилберг, 2005) фонограмма состоит исключительно из звукошумовых элементов, в кульминационные моменты совмещающихся в 5-6 одновременных звуковых пластов.

В условиях, когда звуковая дорожка проекта состоит из самых разных, подобранных раздельно компонентов, важная задача дизайнера звука - заставить зрителя поверить, что звуки и экранное действие являются единым нераздельным целым. Дизайнер воссоздает такое звуковое пространство, которое поможет перенести зрителя в реальность, создаваемую экранным действием.

Монтаж звукового многопластового эффекта для озвучения сцены
обледенения из к/ф «Послезавтра» (реж. Р.Эммерих)

Еще одна задача - это стилистически точное и жанрово обусловленное оформление звукового пространства аудиовизуального проекта. Создавая те или иные звуковые элементы для проекта, дизайнер должен учитывать его формат и технические установки, а также художественную концепцию проекта - его жанр, стиль и предметную среду периода, к которому относится экранное действие, и т.п.

Кадр из к/ф «Начало» (реж. Кристофера Нолана).
Справа: монтаж шумов для представленного эпизода

В работу дизайнера входит поиск способов усиления при помощи звука выразительности экранного действия, в том числе путем замены звуков, записанных во время съемок, на созданные искусственно, но более эффектные и выразительные.

Некоторые звуки, разработанные известными дизайнерами для использования в каком-либо одном проекте, оказываются столь эффективными и запоминающимися, что начинают использоваться в других проектах и становятся своеобразными «клише», узнаваемыми звуковыми символами. Например, характерный звук дыхания Лорда Вейдера из киноэпопеи «Звездные войны», созданный дизайнером звука Беном Берттом, многократно использовался в различных кино- и телефильмах, став символом страха и злой коварной силы. Иной пример -знаменитый «Крик Вильгельма» («The Wilhelm Scream»), представляющий собой крик со специфической интонацией. Этот звук был впервые использован в голливудском кинофильме «Далекие барабаны» (реж.Рауль Уолш) в 1951 году.

Впоследствии этот звук стал настолько популярен, что превратился в звуковое клише, кочующее из фильма в фильм - с 1951 по 2010 годы этот звук использовался более чем в двухстах кинофильмах, анимационных лентах, видеоиграх. (The Wilhelm Scream)

Востребованность профессии в современной медиаиндустрии способствует развитию звукового дизайна как инновационной специальности наряду с традиционными сферами профессиональной деятельности в области звука, такими, как звукорежиссура, звукооператорство, аудиопродюсирование и др.

Звуковой дизайн на телеканале Discovery Channel

Звуковой дизайн - чрезвычайно интересный и творческий процесс работы над озвучением экранного действия. Он требует от специалиста особых навыков и комплексных знаний. Качественный и продуманный звук оказывает значительное влияние на привлекательность экранного продукта для зрителя. От успешно выполненного звукового дизайна во многом зависит успех на рынке каждого нового экранного проекта!

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...