Лев николаевич толстой 1900 1910 биография. Доклад: Толстой Лев Николаевич


«Великий писатель земли русской», Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в селе Ясная Поляна Тульской губернии. Отец его, гусарский подполковник, и мать, урожденная княжна Волконская, описаны отчасти в «Детстве» и «Отрочестве», отчасти в «Войне и мире». Мальчику было полтора года, когда умерла его мать, и девять лет, когда умер отец; круглый сирота, он остался на попечении своей тетки, графини Остен-Сакен; воспитание мальчика было поручено дальней родственнице, Т. А. Ергольской. Об этой доброй и кроткой женщине, имевшей благотворное влияние на порученных её воспитанию детей, впоследствии трогательно вспоминал Толстой. Будучи 24-х лет, он писал ей с Кавказа: «Слезы, которые я проливаю, думая о вас и о вашей любви к нам, так радостны, что я позволяю им течь без всякого ложного стыда».

Получивши домашнее воспитание, обычное в то время для детей помещиков, Толстой в 1844 году поступает в Казанский университет на факультет восточных языков; через год он переходит на юридический. Юноша не по летам развитой, склонный к самонаблюдению и к критическому отношению ко всему окружающему, Толстой остается чрезвычайно неудовлетворенным составом профессоров и университетским преподаванием. Вначале он довольно усердно принялся за занятия, стал писать сочинение, где проводил параллель между «Наказом » Екатерины Великой ІІ сочинениями Монтескье ; но вскоре эти занятия были заброшены, и Толстым на время завладели интересы светской жизни: блестящая внешняя сторона светского мира и его вечных празднеств, пикников, балов, раутов, увлекла впечатлительного юношу; он отдался интересам этого мира со всей страстностью своей натуры. И, как во всем в своей жизни, он был и здесь последователен до конца, отрицая в ту пору все, что не входит в круг интересов светского человека.

Но, как показано в «Детстве, Отрочестве и Юности», содержащих много автобиографического материала, в Толстом еще в детстве проявлялись черты самоуглубления, каких-то упорных нравственных и умственных исканий; мальчику вечно не давали покоя вопросы его еще смутного внутреннего мирка. Можно сказать, судя по оставленному нам писателем художественному материалу, что он беззаботного детства, с его бессознательной радостью, почти не знал. Самолюбивый, всегда все подчиняющий своему размышлению, он, как большинство великих людей, провел детство мучительное, подавленный разнообразными вопросами жизни внешней и внутренней, разрешить которые было не по его детским силам.

Вот эта-то особенность натуры юноши-Толстого взяла в нем верх через некоторый промежуток времени, проведенного в светских удовольствиях. Под влиянием собственных размышлений и чтения, Толстой задумал резко изменить свою жизнь. То, что он решил, было тотчас же приведено в исполнение. Убедившись в пустоте светской жизни, разочарованный занятиями университетскими, Толстой возвращается к своим постоянным идеалам жизни. В «Детстве» и Отрочестве» мы читаем не раз о том, как мальчик, герой повести, составляет программы будущей чистой и разумной жизни, отвечающей каким-то смутным требованиям совести. Словно неведомый голос всегда раздавался в его душе, голос нравственных велений, и заставлял идти за собой. То же было и в Казани. Толстой бросает светские развлечения, перестает посещать университет, увлекается Руссо и просиживает дни и ночи над книгами этого писателя, имевшего на него большое влияние.

В книгах Толстой ищет не умственных наслаждений и не знаний самих по себе, но практических ответов на вопросы, как жить и чем жить, т. е. в чем увидать смысл и истинное содержание жизни. Под влиянием этих размышлений и чтения книг Руссо, Толстой пишет сочинение «О цели философии», в котором определяет философию как «науку жизни», т. е. как такую, которая выясняет цели и образ жизни человека. Уже в это время книги Руссо поставили перед юным Толстым проблему, неотразимо привлекшую его умственный взгляд: о нравственном совершенствовании. Толстой путем усиленного духовного напряжения определяет план будущей своей жизни: она должна проходить в осуществлении добра и в деятельной помощи людям. Придя к этому выводу, Толстой бросает университет и едет в Ясную Поляну заняться бытом крестьян и улучшить их положение. Здесь его ждали многие неудачи и разочарования, описанные в рассказе «Утро помещика »: силами одного человека сразу такую большую задачу невозможно было решить, тем более, что работу затрудняли многие незаметные мелочи и помехи.

Лев Толстой в молодости. Фото 1848 г.

В 1851 году Толстой уезжает на Кавказ; здесь ждет его масса впечатлений, сильных и свежих, которых жаждала богатырская натура 23-летняго Толстого. Охоты на кабанов, лосей, на птиц, грандиозные картины кавказской природы, наконец, стычки и битвы с горцами (Толстой зачислился юнкером в артиллерию) – все это производило большое впечатление на будущего писателя. В битвах он был хладнокровен и отважен, всегда находился в самых опасных местах и не раз представлен был к награде. Образ жизни в то время Толстой вел спартанский, здоровый и простой; хладнокровие и мужество не покидали его в самые опасные минуты, как например, в том случае, когда на охоте на медведя он дал промах по зверю и был им смят, спасенный через минуту другими охотниками и чудом отделавшийся двумя неопасными ранами. Но он вел жизнь не только боевую и охотничью, – были у него и часы для работы литературной, о которой немногие пока знали. В конце 1851 года он сообщает Ергольской, что пишет роман, не зная, будет ли когда-нибудь он напечатан, но работа над ним доставляет ему глубокое наслаждение. Характерно для молодого Толстого это отсутствие честолюбия и выдержка в неторопливом и усердном труде. «Я три раза переделал работу, которую начал уже давно, – пишет он Ергольской, – и я рассчитываю еще раз переделать ее, чтобы быть довольным; я пишу не из тщеславия, но по влеченью, мне приятно и полезно работать, и я работаю».

Рукопись, над которой работал в то время Толстой, была – повесть «Детство »; среди всех впечатлений Кавказа молодой писатель любил с грустью и любовью оживлять воспоминания детства, возрождая каждую черту прошлой жизни. Жизнь на Кавказе не огрубила его впечатлительной и по-детски нежной души. В 1852 году в журнале Некрасова «Современник» была напечатана первая повесть Толстого со скромной подписью Л. Н.; лишь немногие близкие люди знали автора этой повести, отмеченной в критической литературе. За «Детством» появилось «Отрочество » и ряд рассказов из кавказской военной жизни: «Набег», «Рубка леса» и крупная повесть «Казаки», выдающаяся по своим художественным достоинствам и отразившая черты нового миросозерцания. В этой повести Толстой впервые подчеркнул отрицательное отношение к городской культурной жизни и перевес над ней простой и здоровой жизни на свежем лоне природы, в близости к простым и чистым духовно народным массам.

Военная скитальческая жизнь Толстого продолжалась во время начавшейся тогда Крымской войны . Он участвовал в неудачной осаде Силистрии на Дунае и с любопытством наблюдал быт южных народов. В 1854 году произведенный в офицеры, Толстой прибыл в Севастополь, где пережил его осаду вплоть до сдачи города в 1855 году. Здесь Толстой пытался завести журнал для солдат, но не получил разрешения. Отважный, как всегда, находившийся и здесь в местах, наиболее опасных, Толстой богатые наблюдения этой осады воспроизвел в трех рассказах «Севастополь в декабре, в мае и в августе ». Появившиеся также в «Современнике», эти рассказы обратили на себя всеобщее внимание.

После падения Севастополя Толстой выходит в отставку, переселяется в Петербург и отдается по преимуществу интересам литературным; он сближается с кружком литераторов того времени – Тургеневым , Гончаровым , Островским , Некрасовым , Дружининым , дружит с Фетом . Но в значительной мере определившиеся в Толстом во время уединенной жизни в кавказской глуши его новые взгляды на жизнь, на культуру, на цели и задачи личной жизни человека – были чужды общим взглядам литераторов и отдаляли от них Толстого: он оставался в общем замкнут и одинок.

После нескольких лет жизни самоуглубленной и одинокой, достигнув нескольких определенных пунктов собственного, большим духовным напряжением созданного, миросозерцания, Толстой теперь с какой-то умственной жадностью стремится охватить все достояние духовной культуры запада. После занятий в Ясной Поляне сельским хозяйством и школой, он едет за границу, посещает Германию, Францию, Италию и Швейцарию, присматривается к жизни и учреждениям западного мира, поглощает массу книг по философии, социологии, истории, по народному образованию и пр. Все виденное и слышанное, все прочитанное, все, что поражает его ум и душу, становится материалом для внутренней переработки в процессе достижения твердых устоев миросозерцания, которых неустанно ищет мысль Толстого.

Большим событием для его внутренней жизни была смерть его брата, Николая; вопросы о цели и смысле жизни, вопросы о смерти с еще большей силой овладели его душой, склонив на время к крайне пессимистическим выводам. Но вскоре горячая жажда умственного труда и деятельности снова охватывает его. Изучая в западноевропейских странах постановку школьного дела, Толстой приходит к собственной педагогической теории, которую и пытается осуществить по возвращении в Ясную Поляну. Он заводит там школу для крестьянских детей и педагогический журнал под названием «Ясная Поляна». Воспитание, как могучее орудие для общественных реформ, представляется ему важнейшим делом жизни. В Ясной Поляне он хотел в миниатюре сделать то, что потом могло бы привиться во всем мире. В основе теории Толстого была все та же точка зрения необходимости личного совершенствования человека не путем насильственной прививки взглядов и убеждений, но в согласии с основными свойствами его натуры.

Женившись на С. А. Берс и устроив спокойную семейную жизнь, Толстой отдается изучению философии, древних классиков, собственным литературным работам, не забывая ни школы, ни сельского хозяйства. Период времени с шестидесятых до восьмидесятых годов минувшего столетия отличается для Толстого исключительной художественной производительностью: за эти годы им написаны наиболее важные по художественной ценности и выдающиеся по объему его произведения. От 1864 года по 1869-й он занят громадной исторической эпопеей «Война и мир» (см. краткое содержание и анализ этого романа). С 1873 по 1876-й год он работает над романом «Анна Каренина ». В этом романе, в истории внутренней жизни Левина уже отражается наступивший перелом в духовной жизни самого Толстого. В нем окончательно берет верх то стремление к осуществлению в личной жизни признанных им идей добра и правды, которое проявлялось в нем от юности. Интересы религиозные и морально-философские первенствуют над интересами литературно-художественными. Историю этого духовного поворота он изобразил в «Исповеди », написанной в 1881 году.

Портрет Льва Николаевича Толстого. Художник И. Репин, 1901

С этих пор Толстой свою литературную деятельность подчиняет принятым нравственным идеям, становясь проповедником и моралистом (см. толстовство), отрицая свою прожитою художественную деятельность. Умственная производительность его все так же громадна: кроме целого ряда религиозно-философских и общественных трактатов, он пишет драмы, рассказы и романы. С конца восьмидесятых годов появляются рассказы для народа: «Чем люди живы», «Два старика», «Свечка», «Упустишь огонь, не потушишь»; повести: «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Хозяин и работник», драмы «Власть тьмы» и «Плоды просвещения», и роман «Воскресение ».

Известность Толстого в эти годы становится всемирной, произведения его переводятся на языки всех стран, имя его пользуется большим почетом и уважением среди всего образованного мира; на западе устраиваются специальные общества, посвященные изучению произведений великого писателя. Ясную Поляну, где он жил, посещали люди всех стран, движимые стремлением побеседовать с великим писателем. До самого конца его жизни, конца неожиданного, поразившего весь мир, Толстой, 80-летний старец, неутомимо отдавался умственным занятиям, создавая новые философские и художественные произведения.

Желая перед концом жизни уединиться и жить в полном согласии с духом своего учения, что было всегда заветным его стремлением, Толстой выехал в последних числах октября 1910 г. из Ясной Поляны, но по пути на Кавказ заболел и должен был остановиться на станции Астапово, где скончался через 11 дней – 7 (20) ноября 1910 года.

Лев Николаевич Толстой - выдающийся русский прозаик, драматург и общественный деятель. Родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской области. По материнской линии писатель принадлежал к именитому роду князей Волконских, а по отцовской - к старинному роду графов Толстых. Прапрадед, прадед, дед и отец Льва Толстого были военными. Представители древнего рода Толстых еще при Иване Грозном служили воеводами во многих городах Руси.

Дед писателя с стороны матери, «потомок Рюрика», князь Николай Сергеевич Волконский, с семи лет был зачислен на военную службу. Он был участником русско-турецкой войны и вышел в отставку в чине генерал-аншефа. Дед писателя с отцовской стороны - граф Николай Ильич Толстой - служил во флоте, а затем в лейб-гвардии Преображенском полку. Отец писателя - граф Николай Ильич Толстой - в семнадцатилетнем возрасте добровольно поступил на военную службу. Он участвовал в Отечественной войне 1812 года, попал в плен к французам и был освобожден русскими войсками, вступившими в Париж после разгрома армии Наполеона. По материнской линии Толстой находился в родстве с Пушкиными. Их общим предком был боярин И.М. Головин, сподвижник Петра I, вместе с ним обучавшийся корабельному делу. Одна из его дочерей - прабабка поэта, другая - прабабка матери Толстого. Таким образом, Пушкин приходился Толстому четвероюродным дядей.

Детство писателя прошло в Ясной Поляне - старинном родовом имении. Интерес Толстого к истории и литературе зародился в детские годы: живя в деревне, он видел, как протекала жизнь трудового народа, от него он услышал множество народных сказок, былин, песен, легенд. Жизнь народа, его труд, интересы и взгляды, устное творчество - все живое и мудрое - открыла Толстому Ясная Поляна.

Мария Николаевна Толстая, мать писателя, была добрым и отзывчивым человеком, умной и образованной женщиной: знала французский, немецкий, английский и итальянский языки, играла на фортепиано, занималась живописью. Толстому не исполнилось и двух лет, когда умерла его мать. Писатель не запомнил ее, но так много слышал о ней от окружающих, что ясно и живо представлял ее облик и характер.

Николая Ильича Толстого, своего отца, дети любили и ценили за гуманное отношение к крепостным. Кроме занятий хозяйством и детьми, он много читал. За свою жизнь Николай Ильич собрал богатую библиотеку, состоящую из редких по тем временам книг французских классиков, исторических и естественно-исторических сочинений. Именно он первым заметил склонность своего младшего сына к живому восприятию художественного слова.

Когда Толстому шел девятый год, отец в первый раз повез его в Москву. Первые впечатления московской жизни Льва Николаевича послужили основой для многих картин, сцен и эпизодов жизни в Москве героя толстовской трилогии «Детство», «Отрочество» и «Юность» . Юный Толстой увидел не только открытую сторону жизни большого города, но и некоторые скрытые, теневые стороны. Со своим первым пребыванием в Москве писатель связывал окончание самой ранней поры своей жизни, детства, и переход к отрочеству. Первый период московской жизни Толстого продолжался недолго. Летом 1837 года, поехав по делам в Тулу, скоропостижно скончался его отец. Вскоре после смерти отца Толстому с сестрой и братьями пришлось пережить новое несчастье: умерла бабушка, которую все близкие считали главой семьи. Внезапная смерть сына стала для нее страшным ударом и менее чем через год унесла ее в могилу. Спустя несколько лет умерла первая опекунша осиротевших детей Толстых, сестра отца, Александра Ильинична Остен-Сакен. Десятилетнего Льва, трех его братьев и сестру отвезли в Казань, где жила их новая опекунша - тетушка Пелагея Ильинична Юшкова.

Толстой о своей второй опекунше писал как о женщине «доброй и очень набожной», но в то же время очень «легкомысленной и тщеславной». По воспоминаниям современников, Пелагея Ильинична не пользовалась авторитетом у Толстого и его братьев, поэтому переезд в Казань принято считать новым этапом в жизни писателя: воспитание закончилось, начался период самостоятельной жизни.

Толстой прожил в Казани более шести лет. Это была пора формирования его характера и выбора жизненного пути. Живя с братьями и сестрой у Пелагеи Ильиничны, юный Толстой два года готовился к поступлению в Казанский университет. Решив поступить на восточное отделение университета, особое внимание он уделял подготовке к экзаменам по иностранным языкам. На экзаменах по математике и русской словесности Толстой получил четверки, а по иностранным языкам - пятерки. На экзаменах по истории и географии Льва Николаевича постигла неудача - он получил неудовлетворительные отметки.

Провал на вступительных экзаменах послужил для Толстого серьезным уроком. Все лето он посвятил основательному изучению истории и географии, сдал по ним дополнительные экзамены и в сентябре 1844 года был зачислен на первый курс восточного отделения философского факультета Казанского университета по разряду арабско-турецкой словесности. Однако изучение языков не увлекло Толстого, и после летних каникул в Ясной Поляне он перевелся с восточного факультета на юридический.

Но и в дальнейшем университетские занятия не пробудили интереса Льва Николаевича к изучаемым наукам. Большую часть времени он самостоятельно занимался философией, составлял «Правила жизни» и аккуратно делал записи в дневнике. К концу третьего года учебных занятий Толстой окончательно убедился в том, что тогдашний университетский порядок только мешал самостоятельной творческой работе, и он принял решение уйти из университета. Однако университетский диплом ему был нужен, чтобы получить права для поступления на службу. И чтобы получить диплом, Толстой выдержал университетские экзамены экстерном, потратив на подготовку к ним два года жизни в деревне. Получив в конце апреля 1847 года в канцелярии университетские документы, бывший студент Толстой покинул Казань.

После выхода из университета Толстой снова уехал в Ясную Поляну, а затем в Москву. Здесь в конце 1850 года он занялся литературным творчеством. В это время он задумал написать две повести, но ни одну из них не закончил. Весной 1851 года Лев Николаевич вместе со старшим братом, Николай Николаевичем, служившим в армии офицером-артиллеристом, прибыл на Кавказ. Здесь Толстой прожил почти три года, находясь главным образом в станице Старогладковской, расположенной на левом берегу Терека. Отсюда он выезжал в Кизляр, Тифлис, Владикавказ, бывал во многих станицах и аулах.

На Кавказе началась военная служба Толстого . Он принимал участие в боевых операциях русских войск. Впечатления и наблюдения Толстого отражены в его рассказах «Набег», «Рубка леса», «Разжалованный», в повести «Казаки». Позднее, обратившись к воспоминаниям этого периода жизни, Толстой создал повесть «Хаджи-Мурат». В марте 1854 года Толстой прибыл в Бухарест, где располагалось управление начальника артиллерийских войск. Отсюда в качестве штабного офицера он совершал поездки по Молдавии, Валахии и Бессарабии.

Весной и летом 1854 года писатель принимал участие в осаде турецкой крепости Силистрии. Однако главным местом военных действий в это время был Крымский полуостров. Здесь русские войска под руководством В.А. Корнилова и П.С. Нахимова одиннадцать месяцев героически обороняли Севастополь, осажденный турецкими и англо-французскими войсками. Участие в Крымской войне - важный этап в жизни Толстого. Здесь он близко узнал простых русских солдат, матросов, жителей Севастополя, стремился понять, в чем источник героизма защитников города, понять особые черты характера, свойственные защитнику Отечества. Сам Толстой проявил в обороне Севастополя храбрость и мужество.

В ноябре 1855 года Толстой отбыл из Севастополя в Петербург. К этому времени он уже заслужил признание в передовых литературных кругах. В этот период внимание общественной жизни России было сосредоточено вокруг вопроса о крепостном праве. Рассказы Толстого этого времени («Утро помещика», «Поликушка» и др.) также посвящены этой проблеме.

В 1857 году писатель совершил заграничное путешествие . Он побывал во Франции, Швейцарии, Италии и Германии. Путешествуя по разным городам, писатель с большим интересом знакомился с культурой и социальным строем западноевропейских стран. Многое из того, что он увидел, впоследствии отразилось в его творчестве. В 1860 году Толстой совершил еще одну поездку за границу. За год до этого в Ясной Поляне он открыл школу для детей. Путешествуя по городам Германии, Франции, Швейцарии, Англии и Бельгии, писатель посещал школы и изучал особенности народного образования. В большинстве школ, которые посетил Толстой, действовала палочная дисциплина и применялись телесные наказания. Вернувшись в Россию и посетив ряд школ, Толстой обнаружил, что многие методы обучения, действовавшие в западноевропейских странах, в частности в Германии, проникли и в русские школы. В это время Лев Николаевич написал ряд статей, в которых подверг критике систему народного образования и в России, и в западно-европейских странах.

Прибыв на родину после заграничной поездки, Толстой посвятил себя работе в школе и изданию педагогического журнала «Ясная Поляна». Школа, основанная писателем, располагалась неподалеку от его дома - во флигеле, сохранившемся до нашего времени. В начале 70-х годов Толстой составил и издал ряд учебников для начальной школы: «Азбуку», «Арифметику», четыре «Книги для чтения». По этим книгам выучилось не одно поколение детей. Рассказы из них с увлечением читают дети и в наше время.

В 1862 году, когда Толстой был в отъезде, в Ясную Поляну прибыли помещики и произвели обыск в доме писателя. В 1861 году царским манифестом была объявлена отмена крепостного права. При проведении реформы между помещиками и крестьянами вспыхивали споры, улаживание которых было поручено так называемым мировым посредникам. Толстой был назначен мировым посредником в Крапивенский уезд Тульской губернии. Разбирая спорные дела между дворянами и крестьянами, писатель чаще всего занимал позицию в пользу крестьянства, чем вызывал недовольство дворян. Это и послужило поводом для обыска. Из-за этого Толстому пришлось прекратить деятельность мирового посредника, закрыть школу в Ясной Поляне и отказаться от издания педагогического журнала.

В 1862 году Толстой женился на Софье Андреевне Берс , дочери московского врача. Прибыв с мужем в Ясную Поляну, Софья Андреевна всеми силами стремилась создать в имении такую обстановку, при которой ничто бы не отвлекало писателя от напряженного труда. В 60-е годы Толстой вел уединенную жизнь, полностью посвятив себя работе над «Войной и миром».

По окончании эпопеи "Война и мир" Толстой решил написать новое произведение - роман об эпохе Петра I. Однако общественные события в России, вызванные отменой крепостного права, настолько захватили писателя, что он оставил работу над историческим романом и приступил к созданию нового произведения, в котором отразилась пореформенная жизнь России. Так появился роман «Анна Каренина», работе над которым Толстой посвятил четыре года.

В начале 80-х годов Толстой переехал с семьей в Москву, чтобы заняться образованием своих подраставших детей. Здесь писатель, хорошо знакомый с деревенской нищетой, стал свидетелем городской бедности. В начале 90-х годов XIX века почти половину центральных губерний страны охватил голод, и Толстой включился в борьбу с народным бедствием. Благодаря его призыву был развернут сбор пожертвований, закупка и доставка продовольствия в деревни. В это время под руководством Толстого в деревнях Тульской и Рязанской губерний было открыто около двухсот бесплатных столовых для голодающего населения. К этому же периоду относится ряд написанных Толстым статей о голоде, в которых писатель правдиво изобразил тяжелое положение народа и осудил политику господствующих классов.

В середине 80-х годов Толстой написал драму «Власть тьмы» , в которой изображена гибель старых устоев патриархально-крестьянской России, и повесть «Смерть Ивана Ильича», посвященную судьбе человека, только перед смертью осознавшего пустоту и бессмысленность своей жизни. В 1890 году Толстой написал комедию «Плоды просвещения», в которой показано истинное положение крестьянства после отмены крепостного права. В начале 90-х годов был создан роман «Воскресенье» , над которым писатель работал с перерывами десять лет. Во всех произведениях, относящихся к данному периоду творчества, Толстой открыто показывает, кому он симпатизирует, а кого - осуждает; изображает лицемерие и ничтожество «хозяев жизни».

Роман «Воскресенье» больше других произведений Толстого подвергся цензуре. Большинство глав романа было выпущено или сокращено. Правящие круги развернули активную политику против писателя. Опасаясь народного возмущения, власти не решались применять против Толстого открытые репрессии. С согласия царя и по настоянию обер-прокурора Святейшего синода Победоносцева синод принял постановление об отлучении Толстого от церкви. За писателем была установлена полицейская слежка. Мировая общественность была возмущена преследованиями Льва Николаевича. Крестьянство, передовая интеллигенция и простой народ были на стороне писателя, стремились выразить ему свое уважение и поддержку. Любовь и сочувствие народа служили надежной поддержкой писателю в годы, когда реакция стремилась заставить его замолчать.

Однако, несмотря на все старания реакционных кругов, Толстой с каждым годом все резче и смелее обличал дворянско-буржуазное общество, открыто выступал против самодержавия. Произведения этого периода («После бала», «За что?», «Хаджи-Мурат», «Живой труп» ) проникнуты глубокой ненавистью к царской власти, ограниченному и честолюбивому правителю. В публицистических статьях, относящихся к этому времени, писатель резко осуждал зачинщиков войн, призывал к мирному разрешению всех споров и конфликтов.

В 1901-1902 годах Толстой перенес тяжелую болезнь. По настоянию врачей писателю пришлось поехать в Крым, где он провел более полугода.

В Крыму он встречался с писателя, артистами, художниками: Чеховым, Короленко, Горьким, Шаляпиным и др. Когда Толстой возвращался домой, на станциях его горячо приветствовали сотни простых людей. Осенью 1909 года писатель последний раз совершил поездку в Москву.

В дневниках и письмах Толстого последних десятилетий его жизни отразились тяжелые переживания, которые были вызваны разладом писателя с семьей. Толстой хотел передать принадлежащую ему землю крестьянам и желал, чтобы его произведения свободно и безвозмездно издавали все, кто захочет. Семья же писателя противилась этому, не желая отказываться ни от прав на землю, ни от прав на произведения. Старый помещичий уклад жизни, сохранившийся в Ясной Поляне, тяготил Толстого.

Летом 1881 года Толстой предпринял первую попытку уйти из Ясной Поляны, но чувство жалости к жене и детям вынудило его вернуться. Таким же результатом закончились еще несколько попыток писателя покинуть родное имение. 28 октября 1910 года он, тайно от семьи, навсегда покинул Ясную Поляну, решив отправиться на юг и провести остаток своей жизни в крестьянской избе, среди простого русского народа. Однако в дороге Толстой тяжело заболел и был вынужден сойти с поезда на небольшой станции Астапово. Последние семь дней своей жизни великий писатель провел в доме начальника станции. Известие о смерти одного из выдающихся мыслителей, замечательного писателя, великого гуманиста глубоко поразило сердца всех передовых людей этого времени. Творческое наследие Толстого имеет огромное значение для мировой литературы. С годами интерес к творчеству писателя не ослабевает, а, наоборот, растет. Как справедливо заметил А. Франс: «Своей жизнью он провозглашает искренность, прямоту, целеустремленность, твердость, спокойный и постоянный героизм, он учит, что надо быть правдивым и надо быть сильным... Именно потому, что он был полон силы, он всегда был правдив!»

Лев Николаевич Толстой появился на свет в 1828 году, 9 сентября. Семейство писателя принадлежало к дворянскому сословию. После того, как умерла мать, Льва и его сестёр с братьями воспитывал двоюродный брат отца. Их отец умер спустя 7 лет. По этой причине дети были отданы на воспитание тёте. Но вскоре тётя умерла, и дети уехали в Казань, ко второй тёте. Детство Толстого было трудным, но, однако, в своих произведениях он романтизировал этот период его жизни.

Базовое образование Лев Николаевич получил дома. Вскоре он поступил в Императорский Казанский университет на филологический факультет. Но в учёбе он не был успешным.

В то время как Толстой служил в армии, у него бы довольно много свободного времени. Уже тогда он начал писать автобиографический рассказ «Детство». Эта история содержит хорошие воспоминания из детства публициста.

Также Лев Николаевич участвовал в Крымской войне, и за этот период создал ряд произведений: «Отрочество», «Севастопольские рассказы» и так далее.

«Анна Каренина» является наиболее знаменитым творением Толстого.

Лев Толстой уснул вечным сном в 1910 году, 20 ноября. Он был предан земле в Ясной Поляне, в том месте, где он вырос.

Лев Николаевич Толстой – известный писатель, который создал кроме признанных серьёзных книг, произведения полезные для детей. Это были, в первую очередь, «Азбука» и «Книга для чтения».

Родился он в 1828 году в Тульской губернии в имении Ясная поляна, где до сих пор находится его дом-музей. Лёва стал четвертым ребенком в этой дворянской семье. Мама его (урожденная принцесса) скоро умерла, а через семь лет и отец. Эти ужасные события привели к тому, что детям пришлось переехать к тётке в Казань. Воспоминания об этих и других годах позже Лев Николаевич соберет в рассказе «Детство», который и будет первым опубликован в журнале «Современник».

Сначала Лев учился дома у немецких и французских преподавателей, он также увлекался музыкой. Подрос и поступил в Императорский Университет. Старший брат Толстого убедил его послужить в армии. Лев даже принял участие в настоящих боях. Они описаны им в «Севастопольских рассказах», в повестях «Отрочество» и «Юность».

Устав от войн, он объявил себя анархистом и уехал в Париж, где проиграл все деньги. Одумавшись, Лев Николаевич вернулся в Россию, женился на Софье Бернс. С тех пор он стал жить в родном имении и заниматься литературным творчеством.

Первым его большим произведением стал роман «Война и мир». Сочинял его писатель около десяти лет. Роман хорошо приняли и читатели, и критики. Далее Толстой создал роман «Анна Каренина», который получил ещё больший успех публики.

Толстой хотел понять жизнь. Отчаявшись найти ответ в творчестве, он ушел в церковь, но и там разочаровался. Тогда он отрекся от церкви, стал думать над своей философской теорией – «непротивление злу». Он хотел отдать всё имущество бедным… За ним стала даже следить тайная полиция!

Отправившись в паломничество, Толстой заболел и умер – в 1910 году.

Биография Льва Толстого

В разных источниках, дата рождения Льва Николаевича Толстого, указывается по - разному. Самые распространенные версии – 28 августа 1829 года и 09 сентября 1828 года. Родился четвертым ребенком в дворянской семье, Россия, Тульская губерния, Ясная Поляна. В семье Толстых всего было 5 детей.

Его родословное древо берет начало с Рюриков, мать принадлежала к семье Волконских, а отец был графом. На 9 году жизни, Лев вместе с отцом отправились в Москву впервые. Юный писатель был на столько впечатлен, что эта поездка, дала начало таким произведениям как,Детство’’,Отрочество’’,Юность’’.

В 1830 году умерла мать Льва. Воспитание детей, после смерти матери взял на себя их дядя – двоюродный брат отца, после смерти которого, опекуном стала тетя. Когда умерла тетя - опекун, о детях начала заботиться вторая тетушка из Казани. 1873 года умер отец.

Первое образование Толстой получил дома, с учителями. В Казани, писатель жил около 6 лет, 2 года потратил на подготовку, чтоб поступить в императорский Казанский университет и его зачислили на факультет восточных языков. В 1844 году стал студентом университета.

Изучение языков для Льва Толстого не было интересным, после он попытался,связать’’ свою судьбу с юриспруденцией, но и здесь обучение не заладилось, поэтому в 1847 году бросил учебу, получил документы из учебного заведения. После неудачных попыток учиться, решил развивать фермерство. В связи с этим вернулся в родительский дом в Ясную Поляну.

В сельском хозяйстве себя не нашел, зато не плохо получалось вести личный дневник. Закончив работать в сфере фермерства, поехал в Москву, чтоб сосредоточиться на творчестве, но все задуманное пока не осуществлялось.

Совсем молодым, успел побывать на войне, вместе со своим родным братом Николаем. Ход военных событий, оказал влияние на его творчество, это заметно по некоторым произведениям, например, в повестях,Казаки’’,Хаджи – Мурат’’, в рассказах,Разжалованный’’,Рубка леса’’,Набег’’.

С 1855 года Лев Николаевич становился более искусным писателем. В то время, актуальным было право крепостных, о котором написал в своих рассказах Лев Толстой: ,Поликушка’’,Утро помещика’’ и другие.

1857-1860 года припали на путешествия. Под их впечатлением подготовил школьные учебники и стал обращать внимание на издание педагогического журнала. В 1862 году Лев Толстой взял в жены молодую Софью Берс – дочь врача. Семейная жизнь, сначала, пошла ему на пользу, тогда были написаны самые известные произведения,Война и мир’’,Анна Каренина’’.

Середина 80-х годов была плодотворной, были написаны драмы, комедии, романы. Писателя волновала тема буржуазии, он был на стороне простого народа, чтоб выразить свои мысли по этому поводу, Лев Толстой создал много произведений: ,После бала’’,За что’’,Власть тьмы’’,Воскресенье’’ и т.д.

Роман,Воскресенье”, заслуживает особого внимания. Чтоб его написать Льву Николаевичу пришлось потрудиться на протяжении 10 лет. В итоге произведение раскритиковали. Местные власти, на столько боялись его пера, что устанавливали за ним слежку, смогли отстранить от церкви, но несмотря на это, простой люд поддерживал Льва как мог.

В начале 90-х годов Лев начал болеть. Осенью 1910 года в 82-летнем возрасте, остановилось сердце писателя. Это случилось в дороге: Лев Толстой ехал в поезде, ему стало плохо, пришлось остановиться на железно – дорожной станции Астапово. Приютил больного, у себя дома, начальник станции. Через 7 дней пребывания в гостях, писатель умер.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Габдулла Тукай

    Габудалла Тукай это советский, татарский народный писатель. Его считают основателем современного татарского языка. Он внес огромный вклад в развитие татарской литературы. За свою короткую жизнь он смог изменить многих писателе, в том числе и русских.

  • Демокрит

    Демокрит родился в городе Абдеры около 460 года до новой эры. Поэтому его довольно часто называют Демокритом Абдерским. Он считается создателем атомистического материализма, хотя, если смотреть детальнее

  • Радищев Александр Николаевич

    Родился в Немцове (г.Москва). Спустя несколько лет семья переехала в село Верхнее Аблязово Саратовского наместничества (г.Петербург).

  • Достоевский Федор Михайлович

    Родился Федор Михайлович Достоевский в 1821 году в Москве. В семействе врача клиники для бедных Михаила Андреевича

  • Краткая биография Николай 2 самое главное для детей (4 класс, Окружающий мир)

    Николай II являлся последним Российским императором. Был рожден 18 мая в 1868 году в Царском селе. Николай начал обучение с 8 лет. Помимо стандартных школьных предметов, он также обучался рисованию, музыке и фехтованию

Беседа для детей 5-9 лет: «Лев Николаевич Толстой»

Дворецкая Татьяна Николаевна, ГБОУ Школа №1499 ДО №7, воспитатель
Описание: Мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, воспитателей дошкольных учреждений, учителей младших классов и родителей.
Назначение работы: Беседа познакомит детей с великим русским писателем Львом Николаевичем Толстым, его творчеством и личным вкладом в детскую литературу.

Цель: приобщение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к миру книжной культуры.
Задачи:
1. знакомить детей с биографией и творчеством писателя Льва Николаевича Толстого;
2. приобщить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к литературным произведениям;3. формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение;
4. воспитывать у детей интерес к книге и ее героям;
Атрибуты для игр: канат, 2 корзины, муляжи грибов, шапка или маска - Медведя.

Предварительная работа:
- Прочитать сказки, рассказы, басни Льва Николаевича Толстого
- Организовать выставку детских рисунков по прочитанным произведениям

Вступительное слово в стихах

Дворецкая Т.Н.
Человек души большой
Лев Николаевич Толстой.
Известный писатель талантлив от Бога.
Мудрый учитель с душой педагога.
Был генератором смелых идей.
Школу открыл для крестьянских детей.
Лев Николаевич – великий мыслитель.
Родоначальник, благотворитель.
Знатного рода, графских кровей.
Думал о бедах простых он людей.
После себя оставил наследие
Знания стали энциклопедией.
Труды его и опыт бесценный капитал.
Для многих поколений, фундаментом он стал.
Писатель знаменитый, и в 21 веке
Мы с гордостью расскажем об этом человеке!


Ход беседы:
Ведущая: Дорогие ребята сегодня мы познакомимся с удивительным человеком и великим писателем.
(Слайд №1)
Под городом Тула есть такое место Ясная Поляна, где 9 сентября 1828 года, родился великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, княжна Мария Николаевна Волконская. Его отец – граф Николай Ильич – вел свою родословную от Ивана Ивановича Толстого, служившего воеводой при царе Иване Грозном.
(Слайд №2)
Детские годы маленького писателя прошли в Ясной Поляне. Лев Толстой начальное образование получил дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели. Он рано потерял родителей. Мать Льва Толстого умерла, когда ему было полтора года, а отец скончался, когда мальчику шел девятый год. Осиротевших детей (трех братьев и сестру) взяла к себе их тетка, жившая в Казани. Она стала опекуном детей. В городе Казани Лев Толстой прожил шесть лет.
В 1844 году он поступил в Казанский университет. Занятия по программе и учебникам тяготили его и проучивший 3 года, он решает покинуть заведение. Лев Толстой уехал из Казани, на Кавказ, где его старший брат Николай Николаевич Толстой служил в действующей армии в чине офицера-артиллериста.


Молодому Льву Толстому хотелось проверить себя, храбрый ли он человек, и увидеть своими глазами, что такое война. Он поступил в армию, сначала был юнкером, потом сдав экзамены, получил младший офицерский чин.
Лев Николаевич Толстой был участником обороны города Севастополя. Награжден орденом святой Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя.
Русские люди издавна славили смелость, храбрость и отвагу.
Послушайте, какие поговорки слагались на Руси:
Где смелость, там и победа.

Не теряй отвагу, назад ни шагу.
Солдатское дело - воевать храбро и умело.
Кто в бою не бывал, тот и храбрости не испытал.
Сейчас мы проверим, какие наши мальчики смелые и храбрые.
Выходите в центр зала. Проводится игра: Перетягивание каната.
Лев Толстой дважды ездил заграницу в 1850 и в 1860 годах.
(Слайд №3)
Вернувшись обратно в Ясную Поляну, родовое имение Лев Толстой открывает школу для крепостных детей. В то время в стране было крепостное право – это когда все крестьяне подчинялись и принадлежали помещику. Раньше даже в городах школ было не много, и в них учились только дети из богатых и знатных семей. В деревнях жили люди и были они поголовно безграмотны.


Лев Николаевич Толстой объявил, что школа будет бесплатная, что в ней не будет телесных наказаний. Дело в том, что в те времена было принято наказывать детей, их били розгами (тонким прутиком) за плохое поведение, за неправильный ответ, за не выученный урок, за непослушание.
(Слайд №4)
Сперва крестьяне пожимали плечами: где это видано, чтоб бесплатно учили. Люди сомневались, будет ли прок от таких уроков, если не посечь озорного, да ленивого ребенка.
В те времена в крестьянских семьях детей было много по 10 – 12 человек. И все они помогали по хозяйству родителям.


Но вскоре они увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа, ни на какую другую.
(Слайд №5)
«Если, - писал Л.Н.Толстой - урок будет слишком труден, ученик потеряет надежду исполнить заданное, займется другим, и не будет делать никаких усилий; если урок слишком легок, будет то же самое. Нужно стараться, чтобы все внимание ученика могло быть поглощено заданным уроком. Для этого давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении».
(Слайд №6)
О силе знаний сохранились и дожили до наших дней народные пословицы:
Испокон века книга растит человека.
Добро того учить, кто слушает.
Азбука - к мудрости ступенька.
Век живи - век учись.
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Без терпенья нет ученья.
Грамоте учиться - всегда пригодится.

(Слайд №7)


В Толстовской школе, ребята учились читать, писать, считать, были у них уроки по истории, естествознанию, рисованию и пению. Дети чувствовали себя в школе свободно и весело. В классе маленькие ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый мог спросить учителя обо всем, о чем ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую интересную беседу, а иногда и в игру. На дом уроков не задавали.
(Слайд №8)
На переменах и после занятий Лев Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, играл с ними в игры, бегал наперегонки. Зимой катался с детьми на санках с гор, летом водил их на речку или в лес за грибами и ягодами.


(Слайд №9)
Давайте ребята, и мы с Вами поиграем в игру: «Грибники»
Правила: Дети разбиваются на 2 команды, у каждой команды по 1 корзине. По сигналу дети собирают грибы.
Условие: в руки можно брать только 1 гриб.
Звучит музыка, дети собирают грибы и кладут в свою общую командную корзину.
Музыка затихает, на поляну выходит медведь (начинает реветь), грибники замирают и не двигаются. Медведь обходит грибников, если грибник зашевелился, медведь его съедает. (Съеденного грибника сажают на стул). По окончанию игры проводится подсчет грибов в корзинах. Выигрывает та команда, которая собрала больше всех грибов и у кого в команде больше грибников остались целыми и невредимыми.
(Слайд №10)
В то время книг для детей было мало. Лев Николаевич Толстой решает написать книгу для детей. Азбука вышла в 1872 году. В этой книге Лев Николаевич собрал лучшие сказки, басни, пословицы, рассказы, былины и поговорки. Маленькие поучительные произведения, заставляют детей во всем мире сочувствовать и переживать, радоваться и огорчаться.


(слайд №11)
Произведения, написанные Львом Николаевичем Толстым, хранят полезные и мудрые советы, учат понимать окружающий мир и взаимоотношения между людьми.
(Слайд №12)
Творчество Льва Николаевича Толстого настоящая кладовая для детей. Дети маленькие и внимательные слушатели, которые учатся любви, доброте, смелости, справедливости, находчивости, честности.
Дети – строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы для них были написаны и ясно, и занимательно, и нравственно… Простота – это огромное и труднодостижимое достоинство.
Л.Н. Толстой.
(Слайд №13)
Лев Николаевич Толстой был мастер придумывать для детей разные игры и забавы. Вот некоторые из них. Попробуйте отгадать ребятки, интересные загадки.
По морю идет, а до берега дойдет – пропадает. (Волна)
На дворе горой, а в избе – водой. (Снег)
Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. (Топор)
Семьдесят одежек, все без застежек. (Капуста)
Дедушка без топора мост мостит. (Мороз)
У двух матерей по пяти сыновей. (Руки)
Скручен, связан, по избе пляшет. (Веник)
Сам деревянный, а голова железная. (Молоток)
Всякому мальчику по чуланчику. (Печатка)


(Слайд №14)

Льва Николаевича Толстого писал для детей поговорки.
Где цветок, там и медок.
Неизведанный друг, не хорош для услуг.
Другу сколько можно помогай.
Красна птица пером, а человек умом.
Капля мала, а по капле море.
Не бери горсткой, а бери щепоткой.
Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
Лето собирает, зима съедает.
Умей взять, умей и дать.
Сразу всему не научишься.
Ученье свет, не ученье - тьма.
Конец - делу венец.

Ведущая: Ну, а в конце нашего мероприятия приглашаем Вас, поиграть в подвижную игру:
«Золотые ворота» .


Правила игры: Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх). Остальные играющие берутся за руки и начинают водить хоровод, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Нельзя останавливаться!
Все играющие хором произносят слова (припевая)

«Золотые ворота, проходите, господа:
Первый раз прощается,
Второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим вас!»

Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» - водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников хоровода, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами». Когда «ворота» разрастутся до 4-х человек, можно разделить их и сделать двое ворот, а можно оставить и просто гигантские «ворота». Если в игре «господ» осталось мало, приходить под воротами желательно передвигаясь змейкой. Игра, обычно, идет до двух последних не пойманных игроков. Они становятся новыми ведущими, образуют новые ворота.
(Слайд №14 и №15)

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Краткая биография Льва Николаевича Толстого. Родился в 1828 году в аристократической семье. Отец, граф Николай Ильич Толстой — отставной подполковник Павлоградского гусарского полка, участник Отечественной войны. Мать – княжна Мария Николаевна Волконская.

Родители будущего писателя умерли рано, мать – когда ему было 2 года, отец – в 9 лет. Осиротевших пятерых детей растили родственники-опекуны.

В 1844-46 гг. Лев Николаевич Толстой пытался учиться в университете, но учёба давалась ему с великим трудом, и учебное заведение он бросил. После этого граф четыре года прожил в своём имении, пытаясь по-новому строить отношения с крестьянами; способствовал открытию новых школ в деревнях.

В то же время он временами приезжал в Москву, где предавался азартным играм, что не раз подрывало его материальное положение. После очередного крупного проигрыша он в 1851 году уехал в армию на Кавказ, где в то время служил его старший брат.

Именно на Кавказе Лев Николаевич открыл в себе потребность к творчеству. Создал автобиографическую повесть «Детство» и отослал рукопись (подписавшись просто: «ЛНТ») на суд Николая Некрасова, известного поэта и издателя авторитетного литературного ежемесячника «Современник». Тот опубликовал повесть, назвав Толстого «новым и надёжным талантом» в русской литературе.

Пять лет Толстой служит артиллерийским офицером. Сначала он участвует в чеченской кампании, затем в боях с турками на Дунае, затем в Крыму, где он геройски показал себя во время обороны Севастополя, за что был награждён Орденом св. Анны.

Всё свободное от службы время он отдаёт творчеству. «Отрочество» и «Юность», следующие части автобиографической трилогии, также были напечатаны в «Современнике» и стали очень популярными. Мало кому из писателей удалось так тонко исследовать душевную жизнь человека и при этом передать всё это таким простым и лёгким слогом.

Яркие и интересные сцены из армейской и военной жизни Толстого нашли отражение в его «Казаках», «Хаджи-Мурате», «Рубке леса», «Набеге», и особенно – в великолепных «Севастопольских рассказах».

После отставки Толстой отправился в долгое путешествие по Европе. Вернувшись домой, он целиком посвятил себя народному просвещению. Помог в открытии 20 сельских школ в Тульской губернии, в школе в Ясной Поляне преподавал сам, составлял азбуки и обучающие книжки для детей. В 1862 г. он женился на 18-летней Софье Берс, а в 1863 г. вернулся к литературной деятельности и начал работу над своим величайшем произведением – романом-эпопеей «Война и мир».

Толстой чрезвычайно ответственно подошёл к работе, изучив тысячи источников об Отечественной войне 1812 года: мемуары, письма современников и участников событий. Первая часть вышла в свет в 1865 году, а закончил роман писатель лишь в 1869 г.

Роман поразил и продолжает поражать читателей сочетанием эпической картины исторических событий с живыми судьбами людей, глубоким проникновением в душевные переживания и метания людей. Вторым всемирно признанным произведением писателя стал роман «Анна Каренина» (1873-77 гг.).

В последние десятилетия XIX в. Толстой много философствовал на тему веры и смысла жизни. Эти искания нашли отражение в его религиозных трактатах, в которых пытался разобраться в сущности христианства и передать его принципы понятным языком.

Во главу угла Толстой ставил нравственное очищение и самосовершенствование личности, а также принцип непротивления злу насилием. Писатель критиковал официальную православную церковь за её догматизм и тесную связь с государством, за что Синод отлучил его от церкви.

Но, несмотря на это, до конца жизни к Толстому приезжали со всей страны последователи его религиозно-нравственного учения. Не прекращал писатель и своей работы по поддержке сельских школ.

В последние годы жизни Лев Николаевич Толстой решил отказаться от всей частной собственности, чем вызвал недовольство жены и детей. Обидевшись на них, он в возрасте 82 лет решил уйти из дома, сел на поезд, но вскоре сильно простудился и умер. Это случилось в 1910 году.

Лев Николаевич вошёл в историю не только как гениальный всемирно известный писатель, но и как великий педагог, богослов и проповедник христианства.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...