Биография платонов а. Андрей платонович платонов, краткая биография



Текст приводится по книгам:
А. Платонов. Записные книжки. Материалы к биографии. – М.: Наследие, 2000.
Записная книжка чужих идей, мыслей и разговоров (1936)

Всё об Андрее Платонове
Биография
Статьи об Андрее Платонове:
Орлов В. Андрей Платонов: Последние годы
Нагибин Ю. Фрагмент дневника. Похороны Платонова
Рассадин С. За что тиран ненавидел Зощенко и Платонова
Юрьева А. Главными биографами Андрея Платонова стали осведомители НКВД-ОГПУ
Андрей Платонов: Воспоминания друзей и коллег

Важнейшие даты жизни и деятельности А. Платонова

Википедия
Иосиф Бродский об Андрее Платонове:
«Платонов родился в 1899 году и умер в 1951-м от туберкулёза, заразившись от сына, освобождения которого из тюрьмы он после долгих усилий добился, для того лишь, чтобы сын умер у него на руках. С фотографии на нас смотрит худощавое лицо, простое, как сельская местность, смотрит терпеливо и как будто с готовностью принять и преодолеть всё, что выпадет». (Бродский И. «Катастрофы в воздухе»)

Краткий биографический очерк
Из книги: Михеев М.Ю. В мир Платонова – через его язык. Предположения, факты, истолкования, догадки. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – 407 с.
«В конце 1929 года писатель подвергается „идеологической порке“ – за публикацию (совместно с Б. Пильняком) очерка „Че-Че-О“, а затем, в 1931-м, и за собственный рассказ „Усомнившийся Макар“ (опубликованный в журнале „Октябрь“ А. Фадеевым, в чем главный редактор сразу же публично раскаялся и повинился, назвав рассказ „идеологически невыдержанным, анархистским“, за что, мол, ему „поделом попало от Сталина“)».

Инсаров М. Андрей Платонович Платонов (1899–1951). Жизненный и творческий путь

Болот Н. Платонов Андрей Платонович

Михеев М.Ю. Записные книжки и дневники (30 гг.): Михаил Пришвин, Павел Филонов, Андрей Платонов, ...
Текст составлен из лекционного курса, прочитанного на историко-филологическом факультете РГГУ в 2002 г.
«При чтении платоновских записных книжек перед читателем, знакомым с основными его ключевыми темами, то мелькнет остов узнаваемого сюжета, а то вдруг появится неизвестная вариация какого-то уже известного характера. Или пронесется не развиваемая нигде далее, сразу же оборванная мысль, которая в будущем могла пригодиться автору и, в случае нового возвращения к ней, вылилась бы, может быть, в рассказ, повесть и т.п. Но чаще всего бывает так, что в записной книжке мысль Платонова, не доведенная до конца (как бы „не додуманная“ и нам, читателям, так и не преподнесенная, не понятная в силу нашей недостаточной осведомленности), как бы остановлена автором на полпути».

Кожемякин А. Новые страницы жизни и творчества писателя Андрея Платонова
«Как мне видится, следовало бы сравнить деятельность гидромелиоратора и электрификатора Андрея Платонова с его первыми литературными произведениями».

Симонов К. Глазами человека моего поколения. Размышления о И.В. Сталине
Фрагмент книги Константина Симонова (М., АПН, 1989).

Ковров М. Мистик русской победы (К 100-летию со дня рождения Андрея Платонова)

Антиутопия не страшнее жизни
Беседа корреспондента Г. Литвинцева с профессором Воронежского государственного университета Владиславом Свительским, автором сборника статей «Андрей Платонов вчера и сегодня».
«Думается, если бы у автора были готовые ответы, его произведения не действовали бы так неотразимо и не имели такой глубины и силы. Он искал истину вместе со своими героями и своим временем. Перепутья его мысли не менее сложны и трагедийны, чем перепутья самой истории. Платонов жил в своих вопросах и сомнениях. На рубеже 20–30-х годов он совершал то необходимое переосмысление идеологии и практики советской эпохи, к которому мы в широком масштабе прорвались только сегодня».

Иованович М. Гений у развилки дорог
Из записок литературоведа.
«Самым наболевшим для „нетерпеливого“ Платонова и его героев был вопрос вопросов – поиски счастья (всеобщего счастья). Русская литература вслед за Кантом, ставящим моральный закон выше эвдемонии (стремления к счастью), не знала этой категории; ее герои вели себя по-пушкински, ища не счастья, а покоя и воли. Платонову хотелось уклониться от этой традиции, „изобрести“ счастье как для отдельного человека, так и для целых народов».

Гумилевский Л.И. «Судьба и жизнь»
«Не трудно предположить, что оценка читателей будет разной. Кого-то привлекут колоритные картины прошлого, воссоздаваемые при помощи вроде бы по-житейски „приземленных“, но художественно емких деталей. Других больше заинтересуют портреты писателей (особо отметим страницы, посвященные Андрею Платонову)».

Басинский П. Скрипач не нужен
«Когда-нибудь он, конечно, будет современен. Когда-нибудь... в день Страшного суда. Когда станут бессмысленны материальные обиды, когда будет все равно, где застал тебя этот день, в „мерсе“ или „запорожце“, когда креветка покажется не слаще черствой корочки, а роскошный автобам не ровнее проселочной дороги. Когда и деньги будут не нужны».

Малая С. Платонов Андрей Платонович

Произведения Платонова

Электронная библиотека «Либрусек»
Наиболее полное собрание сочинений А. Платонова.

Библиотека Максима Мошкова
Рассказы. Повести. Inhabitant of the State. Голубая глубина (Книга стихов).

Классика.ру
Рассказы.
Повести: «Котлован», «Река Потудань», «Сокровенный человек», «Ювенильное море».
Романы: «Счастливая Москва», «Чевенгур».

Художественная литература: интернет сборник произведений
«Антисексус», «Впрок», «Город Градов», «Государственный житель», «Котлован», «Луговые мастера», «Московская скрипка», «Неодушевленный враг», «Однажды любившие», «Отец-мать» (сценарий), «Река Потудань», «Семен», «Сокровенный человек», «Счастливая Москва», «Усомнившийся Макар», «Фро», «Чевенгур», «Ювенильное Море».

Коллекция редких текстов
Однажды любившие
Андрей Платонов в документах ОГПУ-НКВД-НКГБ.1930–1945 (Публикация Владимира Гончарова и Владимира Нехотина)
Машинист (либретто)
Отец-мать (сценарий)

В прекрасном и яростном мире (Машинист Мальцев)

Возвращение (Семья Иванова)

Город Градов

Котлован
«Вощев захватил свой мешок и отправился в ночь. Вопрошающее небо светило над Вощевым мучительной силой звезд, но в городе уже были потушены огни, и кто имел возможность, тот спал, наевшись ужином. Вощев спустился по крошкам земли в овраг и лег там животом вниз, чтобы уснуть и расстаться с собою. Но для сна нужен был покой ума, доверчивость его к жизни, прощение прожитого горя, а Вощев лежал в сухом напряжении сознательности и не знал полезен ли он в мире или все без него благополучно обойдется? Из неизвестного места подул ветер, чтобы люди не задохнулись, и слабым голосом сомнения дала знать о своей службе пригородная собака».

  • Художественная литература: интернет-сборник произведений

Песчаная учительница
«Прошло четыре года – самых неописуемых в жизни человека, когда лопаются почки в молодой груди и распускается женственность, сознание и рождается идея жизни. Странно, что никто никогда не помогает в этом возрасте молодому человеку одолеть мучающие его тревоги; никто не поддержит тонкого ствола, который треплет ветер сомнений и трясет землетрясение роста. Когда-нибудь молодость не будет беззащитной.
Была, конечно, у Марии и любовь, и жажда самоубийства, – эта горькая влага орошает всякую растущую жизнь».

Сокровенный человек

Счастливая Москва
«Ясная и восходящая жизнь Москвы Честновой началась с того осеннего дня, когда она сидела в школе у окна, уже во второй группе, смотрела в смерть листьев на бульваре и с интересом прочитала вывеску противоположного дома: „Рабоче-крестьянская библиотека-читальня имени А.В. Кольцова“».
  • Художественная литература: интернет-сборник произведений

Усомнившийся Макар
  • Российская Литературная Сеть: Платонов Андрей Платонович

Фро
«Молодая женщина остановилась от удивления среди столь странного света: за двадцать лет прожитой жизни она не помнила такого опустевшего, сияющего, безмолвного пространства, она чувствовала, что в ней самой слабеет сердце от легкости воздуха, от надежды, что любимый человек приедет обратно».
  • Художественная литература: интернет-сборник произведений

Чевенгур (в первой редакции – «Строители страны»)
«Появляется человек – с тем зорким и до грусти изможденным лицом, который все может починить и оборудовать, но сам прожил жизнь необорудованно. Любое изделие, от сковородки до будильника, не миновало на своем веку рук этого человека. Не отказывался он также подкидывать подметки, лить волчью дробь и штамповать поддельные медали для продажи на сельских старинных ярмарках. Себе же он никогда ничего не сделал – ни семьи, ни жилища».
Ювенильное море
Море юности
  • Художественная литература: интернет-сборник произведений

Статьи о творчестве

Раздел «Платоноведение» на сайте проекта ХРОНОС

  • Дырдин А. Путешествие в человечество. Эскиз к теме «Платонов и Пришвин»
  • Дырдин А. Горизонты странствующего духа. Андрей Платонов и апокрифическая традиция
  • Дырдин А. Андрей Платонов и Освальд Шпенглер: смысл культурно-исторического процесса
  • Дырдин А. Образ сердца в художественной философии Андрея Платонова
  • Роженцева Е. Лирический сюжет в прозе А. Платонова 1927 г. («Епифанские шлюзы» и «Однажды любившие»)
  • Яблоков Е.А. EROS EX MACHINA, или НА СТРАШНЫХ ПУТЯХ СООБЩЕНИЯ (Андрей Платонов и Эмиль Золя)
  • Яблоков Е.А.Художественная философия природы (творчество М. Пришвина и А. Платонова середины 1920-х – начала 1930-х годов)

Статьи об Андрее Платонове

  • Бобылёв Б.Г. Андрей Платонов о русской государственной идее: повесть «Город Градов»
  • Гордон А., Корниенко Н., Яблоков Е. Миры Андрея Платонова
  • Зиберов Д.А. Зарницы нежной души: Послесловие к сборнику А.П. Платонова «Потомки Солнца»
  • Корниенко Н.В. От «Родины электричества» к «Техническому роману», и обратно: метаморфозы текста Платонова 30-х годов

Боброва О. Андрей Платонов – великий русский писатель ХХ века. К 100-летию со дня рождения
«А что же есть в прозе Платонова? Есть жизнь: ее боль и кровь, величие и странности, логика и абсурд, ее хрупкость и бесконечность. Проза эта словно выталкивает человека в открытый, неуютный мир. Заставляет ощутить одиночество, страдать вместе с героями и биться над поисками истины, смысла всего сущего».

Михеев М.Ю. В мир Платонова – через его язык. Предположения, факты, истолкования, догадки
Платонов создавал в своих произведениях, по сути дела, нечто вроде религии нового времени, пытаясь противостоять как традиционным формам религиозного культа, так и сплаву разнородных мифологем, складывавшихся в рамки соцреализма.

Лютый В. О языке Андрея Платонова

Тарасов А.Б. «Третье царство» как попытка моделирования мира «нового» праведничества: А. Платонов и М. Цветаева

Суриков В. Свободная вещь Андрея Платонова
О произведениях «Чевенгур», «Котлован».
«Немножко гадко, зато потом будет хорошо... Кто ни знает этого простейшего обмана, элементарного о б м е н а душевного страдания на душевный комфорт, ежесекундно в мириадах человеческих мыслей и поступков происходящего? Кто ни знает, как невыносимо трудно устоять перед ним в повседневном, незначительном – не соблазниться доступностью покоя? Ни через этот ли обмен в каждом поступке, в каждой мысли проходит зыбкая, неуловимая грань между добром и злом? Ни здесь ли таится опасность м а с с о в о г о «соблазна» – когда какая – нибудь дразнящая всеобщим счастьем сверхидея соединяет в безумный скачок эти элементарные движения?
Андрей Платонов оказался в иной роли – в роли усомнившегося участника событий, не пожелавшего, не п о з в о л и в ш е г о себе отойти в сторону и отчаянно бросившегося в самую гущу событий, в самое жаркое и опасное место.
«Сюда нельзя, здесь бездна, здесь невиданно кровавые страдания, здесь озверение, отсюда можно выйти только на четырех лапах». Все это нужно было не сказать, а выкрикнуть – выйти наперерез взбесившейся, срывающейся с привязи здравого смысла идеи.
Требовалось уже не инакомыслие – и н а к о д е й с т в и е» .

Ордынская И.Н. «Чевенгур» Андрея Платонова – символ любви к своему народу
Это очень неблагодарное дело – писать правду о своём времени, как правило, никому не прощают таких попыток, особенно талантливым писателям, произведения которых сами словно начинают жить. Ведь уничтожить книгу часто сложнее, чем реального человека. А образы художественной литературы те часто и вовсе остаются бессмертными.

О романе «Чевенгур»
Целый ряд страшных жертв принесены коммуной ради приумножения неоднократно упоминаемого в романе «вещества существования», «вещества жизни», которое является ключевым понятием романа.

Иосиф Бродский. Послесловие к «Котловану» А. Платонова
«В наше время не принято рассматривать писателя вне социального контекста, и Платонов был бы самым подходящим объектом для подобного анализа, если бы то, что он проделывает с языком, не выходило далеко за рамки той утопии (строительство социализма в России), свидетелем и летописцем которой он предстает в „Котловане“».

О произведениях «Епифанские шлюзы», «Эфирный тракт», «Город Градов»

Баршт К.А. Истина в круглом и жидком виде. Анри Бергсон в «Котловане» Андрея Платонова // Вопросы философии. – 2007. – № 4.– С. 144–157.
Представление о том, что в «Котловане» А. Платонова описана ударная социалистическая стройка, не так уж бесспорно. Строительная тема лишь прикрывает в виде упаковочного материала то, что скрыто внутри – исполненную напряжения философскую мистерию.

Ольга Меерсон. Неостранение Андрея Платонова опасность и сила инерции восприятия
Рецензия на сборник из двух специальных номеров журнала «Essays in Poetics», где опубликованы материалы конференции по изучению платоновского творческого наследства, проведенной в 2001 г. в Оксфорде.

Логинов В. «Счастливая Москва» А. Платонова с точки зрения неискушенного компьютерного пользователя

Хенрик Хлыстовски. Послесловие к переводу «Счастливой Москвы» Андрея Платонова
«Какой же мир создан в произведениях Платонова? Этот мир (особенно в „Счастливой Москве“) целиком лишен истории, памяти и религии, мир, который хочет построить все заново, но – лишенный основного фундамента – вынужден все время убегать в будущее, в делирические несбыточные фантазии, и там помещать свои надежды. Это будущее – красиво, прекрасно и беспроблемно, но нужно до него как-то добраться, пробиться через инертность материи и человеческие пороки».

Булыгин А., Гущин А. «Постороннее пространство» . Антропонимика «Котлована» (фрагмент)

Булавка Л.А. Андрей Платонович Платонов. «Революция как паровоз»

Грачева Е. «Воодушевление»: Неснятое кино Андрея Платонова
Для Платонова это было очень важно. Он только-только начал оправляться от жесточайшего погрома, который рапповцы устроили его «бедняцкой хронике» «Впрок» («Красная Новь», 1931, № 9). Сам Сталин собственноручно украсил поля хроники пометками «Сволочь!» и «Подлец!», перепуганный Фадеев заявил, что Платонов - «кулацкий агент самой последней формации», и пошло-поехало…

В 1918 году поэт Александр Блок написал статью "Интеллигенция и революция ". В этой статье были слова о том, что интеллигенция должна слушать революцию и усвоить одну очень важную вещь - есть в народе еще неразбуженные, спящие силы, которых революция разбудит и которые скажут такие слова, каких еще никогда не говорила наша усталая, несвежая литература. Так вот, если это пророчество и было когда-то и кем-то оправдано в полной мере, то, несомненно, человеком, который родился в последний год последнего века безмятежного русского царствования (в 1899 году) в Воронеже 28 сентября по новому стилю.

Родился мальчик, которого нарекли Андреем. Родовая фамилия его была Климентов. Платонов - это псевдоним, который он взял себе. Была такая крестьянская традиция, которой он последовал. Он как бы Андрей Платонов сын, поэтому Андрей Платонов.

Его отец был паровозным мастером. Он работал в железнодорожном депо. Мать была просто домохозяйкой, говоря современным языком. В семье было очень много детей, семья жила довольно бедно в пригороде Воронежа Ямской слободе. Тем не менее, это была семья, где образование очень высоко ценилось. Андрей закончил сначала церковно-приходскую школу, где обучение было бесплатное, затем городское четырехклассное училище. После этого некоторое время он работал в железнодорожной конторе, затем на заводе.

Когда произошла революция, Андрею было 18 лет. Это очень важный момент. Пожалуй, никто так глубоко не воспринял русскую революцию, как Андрей Платонов. Ни в чьей жизни она не сказалась так благотворно, так не разбудила человека, не стимулировала его к жизни, творчеству, как Платонова.

После революции он некоторое время учился в университете на историко-филологическом факультете, но очень быстро оттуда ушел и поступил в электротехнический техникум или институт в Воронеже. Для Платонова это был очень важный выбор. Он считал, что таким должен быть путь настоящего писателя - не через гуманитарные науки, не через историю, филологию, а через техникум. Именно таким должен быть пролетарский писатель 20 века.

В Воронеже в это время ситуация была очень сложная. Шла гражданская война, город переходил из рук в руки. Платонов принимал участие в гражданской войне, пусть не как солдат-красноармеец (он был мобилизован на железнодорожном транспорте как помощник машиниста). Но он реально видел гражданскую войну. Это тоже очень важный момент.

Уже тогда он начал писать. Поэт, прозаик, драматург, публицист - практически все эти виды словесного творчества одновременно заговорили в нем. Сначала, конечно, поэт. Юноша начал писать стихи. Они, надо сказать, поражают своей невероятной гладкостью, опытностью, умелостью, подражательностью и в дурном, и в хорошем смысле этого слова. Это тем важнее подчеркнуть, что проза Платонова совершенно другая. Она оригинальна, ни на кого и ни на что не похожа, он пишет своим языком. А вот поэт Платонов - продолжатель традиций классического русского стихосложения. Платонов-публицист - это ультрареволюционер, человек, который верит в то, что революция - это не просто политический переворот, не просто смена экономической формации. Такими мелкими категориями он не мыслит. Революция - это переворот космический, который откроет людям совершенно иные горизонты. Отсюда полеты в космос, перемещение человека по всей вселенной, завоевание вселенной... Какие только мечты не приходили в голову юного Платонова и о чем он только не писал в своей публицистике, ранней прозе. Не случайно он начал как фантаст. Такой неукротимой ярости, беспредельной смелости письма нельзя встретить, пожалуй, ни у кого из его собратьев.

Платонов в силу своего характера и особенностей своего таланта так и не мог примкнуть ни к одному литературному течению или направлению. Известный скандал, который произошел в РАППе (нападки Авербаха, который был главой РАППа на Платонова) заключался в том, что его обвиняли в гуманизме, излишней доброте к человеку вместо того, чтобы показывать классовую борьбу. Тактическая ошибка Платонова состояла в том, что он хотел воспевать революцию в одиночестве, а государство это не прощало.
А дальше произошла общенациональная российская катастрофа, которая сильно изменила биографию Платонова и склад его ума. В 1921 году в России случился страшный голод. Для Платонова это был большой удар, потому что ему-то казалось, что после победы революции не может быть таких катастроф, что революция - это рывок в счастливое будущее. И вдруг оказалось, что этот рывок не состоялся, что самым главным врагом человека оказались даже не белогвардейцы, а природа, которая устроила страшную засуху, следствием которой оказался голод. И тогда Платонов писал в своих публицистических статьях, что природа - белогвардеец, природа - враг, что ее надо уничтожать и с ней надо бороться.

И это было очень по-русски. Платонов вообще очень русский писатель. В нем понимание сути русского национального мышления, которое не знает пределов и удержу, сказалось в наиболее концентрированном виде. Но отличие Платонова от других писателей, ему современных, заключается в том, что ему мало было заклеймить словами голод или в своих статьях и произведениях призывать народ, коммунистическую партию или мировую общественность бороться с голодом. Платонов пошел руками бороться с этим голодом.

После блистательного старта он уходит из литературы, литературной жизни и начинает работать губернским мелиоратором, то есть человеком, который занимается оводнением края, строительством плотин, запруд. Он считает, что писатель должен сначала руками что-то сделать, заслужить право быть писателем, а потом уже что-то писать.

Ранняя проза Платонова кипит самыми фантастическими сюжетами. Устремленность в будущее, желание устроить будущее как-то иначе, но не так как хотели коммунисты (у Платонова был свой, какой-то очень личный коммунизм) - его яркая отличительная черта. И одновременно с этим, размышляя о будущем, что отразилось в повести "Эфирный тракт ", он думает и о прошлом.

В повести "Епифанские шлюзы " Платонов обращается к петровской эпохе. Главным героем этой повести оказывается английский инженер Бертран Перри, который должен по приказу царя Петра построить канал от Оки до Волги, он терпит неудачу и все заканчивается страшной казнью героя. Здесь хорошо видно, как катастрофа разрушает естественный ход вещей. Для Платонова нормой является катастрофа. Для него мир вне катастрофы невозможен.

В конце 1926 - начале 1927 года Платонов некоторое время работал в городе Тамбове мелиоратором. Там он столкнулся с невероятной степенью бюрократизации советской жизни. Об этой бюрократизации он написал повесть, которая называется "Город Градов ". Надо сказать, что эта повесть была опубликована. Она не была встречена таким ураганным огнем критики видимо по той причине, что Платонов был свой, рабочий. И поэтому ему больше сначала прощалось, на это смотрели сквозь пальцы. Это откровенно сатирическая повесть. Платонов при всем сатирическом направлении был сатириком лишь по той причине, что слишком глубоко любил революцию. Он слишком остро чувствовал, что отрицательные, уродливые явления жизни искажают суть революции, нарушают ее высокий смысл. И он очень хотел очистить русскую революцию от бюрократизма. Этим объяснялся его пафос.

Еще одно очень важное произведение этой поры - повесть "Сокровенный человек" . Эту повесть Платонов также написал в 1927 году. Произведение - о судьбе русского человека в революцию. В ней как раз сатирическое начало если и присутствует, то оно несколько ослаблено. Зато что есть в "Сокровенном человеке" - это герой, который не умирает. Это очень важно, потому что в большинстве произведений раннего Платонова все так или иначе заканчивается смертью, гибелью, катастрофой. А вот в "Сокровенном человеке" показан герой, который проходит через гражданскую войну, через голод, которого сто раз могли убить и который, тем не менее, остается жив. Здесь происходит временная победа над трагической, катастрофической картиной мира. Платонов показывает пример героя живучего, бессметрного. Одной из идей этой повести является то, что преодолением гражданской войны, выходом из нее должно быть воскрешение всех живых и всех мертвых.

Повесть "Сокровенный человек" была опубликована в 1927 году в журнале "Молодая гвардия". Затем она вошла в авторский сборник прозы, который так и назывался "Сокровенный человек". Еще раньше вышел сборник, который назывался "Епифанские шлюзы ". В этом смысле дебют молодого Платонова был очень успешным. Он входил уверенно.

Другое дело, что критика почему-то поначалу не очень обращала на него внимание. Однако невнимание критики было для писателя спасительно, потому что очень скоро все изменится в резко отрицательную сторону. Но пока что Платонов продолжал писать.

Что еще поражает в этом человеке - он ведь не просто был профессиональный писатель, который утром встает, садится к столу, пишет столько, сколько ему надо и так изо дня в день. Ничего подобного. Он писал в свободное от работы время какими-то урывками, какими-то часами. Но не только качество, но и просто количество написанного им в 1920-е годы поражает.

Так, в 1927-28 годах был создан один из самых великих русских романов 20 века "Чевенгур ". Это очень длинное, очень широкое, наполненное дыханием, ветром, пространством повествование о России эпохи революции и гражданской войны. В "Чевенгуре" очень сильны фольклорные мотивы. Одним из этих мотивов является мечта о том, что где-то есть блаженная страна Беловодье, град Китеж, некое утопическое место, где человеку хорошо живется. Ведь отчасти именно эта мечта о хорошей жизни на земле и была мотивом революции для большинства русских людей, особенно для русских мужиков, крестьянства. "Чевенгур" - это история о том, как социализм сам зарождается на русской земле. Не потому, что где-то был Карл Маркс и нам привили какую-то передовую теорию. Платонов понял сам этот эффект, как сама жизнь, революция зарождается в России. Этот революционный вирус, который движет русскими людьми. В его романе "Чевенгур" нет идеализации революции, но нет и ее проклятия. Это попытка понимания революции. Платонову очень дороги люди, которые делают революцию, которые верят в коммунизм. Но в то же время он хорошо понимал, что они исторически обречены. Итак, "Чевенгур" - это название города в степи, жители которого построили коммунизм или они решили, что его построили. Город "весь в коммунизме, как рыба в озере", как нечто естественное, что само собой возникло, далекое от механической жизни. Заканчивается все очень грустно, потому что этот коммунизм погибает, Платонов его хоронит. Соединение нежности и жестокости, любви и отчаяния создает поразительный эффект книги, которая глубже всего проникла в суть того, что происходит в русской истории.

Платонов продолжал внимательно вглядываться в русскую жизнь. Вслед за "Чевенгуром" наступает очень важная полоса в его судьбе, связанная с теми изменениями, которые происходили в советском обществе. Это 1929 год - год великого перелома, коллективизации. Коллективизации Платонов посвящает 2 очень важные художественные вещи. Это хроника "Впрок " и повесть "Котлован ". "Впрок " - это очерки, которые в той или иной степени выражали поддержку автором коллективизации. В них много гротеска, иронии, сатиры. Но сатира была направлена против издержек коллективизации. Сама по себе идея не подвергалась сомнению.

О "Котловане " очень хорошо сказал И. Бродский. Он отметил, что это очень мрачное произведение, что мы закрываем книгу в подавленном состоянии. Хочется отменить порядок, существующий в действительности, и объявить новое время. Это чистая правда, но та правда, которая не отвечала намерениям Платонова. Даже в "Котловане" он не подвергал сомнению общую идею правильности того, что делается в стране. Но он не смог преодолеть того метафизического ужаса, который он испытал, когда увидел реальную коллективизацию, то, как она происходит. Он много ездил по советской России. Он видел, какой ценой происходят изменения. И эмоционально, интуитивно, бессознательно он сказал "нет" тому, что происходит. А на уровне разума говорил да, это необходимо, потому что если не будет колхозов, кулаки все задушат.

В повести "Котлован" обращает на себя внимание противоречие между тем, что автор хотел сказать, и тем, что у него сказалось. Более того, сам Платонов это хорошо почувствовал. Не случайно повесть сопровождалась послесловием, постскриптумом. Сюжетно в этой повести есть девочка, которая умирает. Для героев ее смерть - крах всех надежд. Сами герои готовы умереть. Они люди старого мира и прежнего времени. Но девочка должна жить, потому что ради нее происходит все то, что происходит в стране. Строится огромный дом, вырывается котлован, происходит коллективизация. Вся эта жестокость, вся эта кровь ради этой девочки. И вдруг она умирает. Для героев наступает своего рода конец света. Они ни во что не верят, они разуверились. Автор заканчивает послесловием о том, погибнет ли СССР, как эта девочка, или вырастет. Платоновым двигала невероятная тревога. Он понимал, что страна куда-то не туда идет, что-то не так. Именно эта тревожность диктовала лучшие страницы его прозы.

Повесть "Котлован" не была опубликована при жизни писателя. Действительно, более антисоветское произведение трудно себе представить именно по той причине, что автор не ставил никаких антисоветских целей. Он как раз хотел как лучше, а получилось то, что получилось.

Еще одна очень важная особенность этой повести - ее поразительный язык. Наверное, каждый, кто начинал читать это произведение, спотыкался о его язык. Он цепляет, это может быть то главное, что есть в его произведении. Фраза Платонова устроена особым образом. У него много слов, взятых из плакатов, советских радиопередач. Например, повесть "Котлован" начинается фразой: "В день 30-летия личной жизни Вощеву сообщили, что...". А на другом конце этой фразы обычно бывает философское понятие.

Была опубликована хроника "Впрок". Она вызывала дикий гнев. Причем Платонов не первый раз попался под горячую руку Кремля. Первый раз это произошло в 1929 году, когда он написал рассказ "Усомнившийся Макар ". Рассказ, в котором никакого криминала не было. Просто говорилось про бюрократизацию советской жизни, невнимание к конкретному человеку, торжество сухой теории над зеленеющим древом жизни. Этот рассказ был ничем не страшнее, чем, например, "Город Градов". Но если последний тихо прошел, то за "Усомнившегося Макара" Платонов получил резкий пинок от власти. За хронику "Впрок" его ударили еще сильнее. Для Платонова эта критика была тем страшнее, что он хотел помочь стране, партии.

Но руки у него не опускались, он продолжал писать. Была создана пьеса "Шарманка " - крайне интересное произведение, действие которого происходит в СССР, но одним из героев этой пьесы является датский капиталист, который приехал за тем, чтобы покупать советскую душу. Произведение - попытка диалога между Советским Союзом и Западной Европой. Но Платонова после хроники "Впрок" фактически изгнали из советской литературы, однако это отлучение не было абсолютным. Небольшую лазейку ему оставили.

В 1934 году Платонова включили в бригаду писателей, которая отправлялась в Туркмению для того, чтобы написать коллективную книгу о том, что происходит в этой республике. И Платонов привез оттуда (он был дважды в Туркмении - в 1934 и 1935 годах) 2 произведения. Одно - это рассказ "Такыр ", а другое - повесть "Джан ". Произведения очень нежные, лирические, глубокие по смыслу, не имеющие ничего общего с примитивным социальным заказом, который был распространен в советской литературе в 20-30-е годы.

Платонов хотел написать про лучших людей в Туркмении, про социалистическое строительство и т.д. А в результате "Такыр" - это история женского рода в Туркмении, книга о положении женщин в этой среднеазиатской республике. Главная героиня рассказа - пленница, персиянка, которую увезли из родины, захватили в плен. Она живет в Туркмении, она невольница, рабыня. Понятно, что ее положение ужасно. Платонов описывает ее чувства. Ей представлялось, что где-то растет дерево, на ветке которого сидит птичка и напевает свою песню. Караваны верблюдов идут мимо нее, скачут всадники, гудит поезд. Однако птичка поет умно и тихо, практически про себя. Неизвестно, сила кого победит - птички или гудящих поездов и караванов.

Когда это было опубликовано, на Платонова взъелись на самом верху. А ведь для него это был символ веры. Он действительно верил в слабый голос человека, в творчество, в нежность, в человеческие чувства. И этот гуманистческий пафос особенно проявился в прозе Платонова 2-й половины 30-х годов, когда он уже не писал больших романов и повестей, а писал рассказы.

Один из лучших - это рассказ "Фро ", в котором довольно мало политики и очень много любви. "Фро" - это история молодой женщины, муж которой уехал на Дальний Восток заниматься какими-то важными советскими социалистическими делами. А она этих дел не понимает и просто по-женски очень тоскует, не может без него жить. Это очень сложный рассказ, в нем сложный психологический рисунок и авторская позиция. С одной стороны, Платонов глубоко сочувствует героине, которая глубоко тоскует по мужу и ждет его. С другой стороны, Платонов все-таки был убежден в необходимости социалистических преобразований. В нем настолько сильно болело человеческое страдание на земле, что он считал, что от этого страдания надо уходить, избавляться. Поэтому замыкаться в мире любви, человеческих чувств нельзя.

Для Платонова главное - тема народа. Что будет с народом? И поэтому он все-таки считал, что время, в которое он живет, не располагает к личному счастью, требует от человека борьбы, усилий.

Атмосфера ужаса, которая давлела над 30-ми годами, предгрозовая атмосфера войны Платоновым с его невероятным чутьем и интуицией ощущалась очень остро. Когда началась война, вряд ли он был удивлен. Он хорошо понимал, какой ужасной будет война для советского народа, что если и будет победа, то она будет ценой невероятных народных жертв.

Во время войны он работает корреспондентом, писателем. Он очень много пишет рассказов. И после войны Платонов написал рассказ "Возвращение " о том, как трудно людям после войны возвращаться в мирную жизнь. Его главный герой, капитан Иванов, возвращаясь с фронта домой, на некоторое время задерживается у своей боевой подруги. А вернувшись в родной дом, узнает, что его жена, мать троих детей была ему не верна. Обиженный Иванов решает бросить семью, вернуться к своей подруге. Но он так и не смог это сделать, когда в окно отходящего поезда увидел, как за поездом бегут его дети. Прежде он ощущал жизнь через преграду самолюбия, теперь же коснулся ее обнажившимся сердцем. Война спишет все - это ложное представление, по мнению Платонова, сломало не одну судьбу, разрушило не одну семью. Но Платонов напоминает, что заслуга в этой победе в равной степени лежит и на тех, кто сражался на фронте, и на тех, кто в нечеловеческих условиях ковал победу в тылу.

В 1951 году Андрея Платоновича не стало. Его смерть тогда не произвела большого впечатления, и только в 60-70-е годы наследие Платонова стало возвращаться в наше сознание.
Лекция Алексея Варламова

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ - русский советский писатель и драматург, один из наиболее самобытных по стилю и языку русских литераторов первой половины XX века.

Родился 28 августа 1899 в Воронеже. Отец - Климентов Платон Фирсович - работал машинистом паровоза и слесарем в воронежских железнодорожных мастерских. Дважды ему присваивали звание Героя труда (в 1920 и в 1922), а в 1928 он вступил в партию. Мать - Лобочихина Мария Васильевна - дочь часового мастера, домохозяйка, мать одиннадцати (десяти) детей, Андрей - старший. Мария Васильевна рожает детей практически каждый год, Андрей, как старший, принимает участие в воспитании и, позднее, прокормлении всех своих братьев и сестёр. Оба родителя похоронены на Чугуновском кладбище Воронежа.

В 1906 поступает в церковно-приходскую школу. С 1909 по 1913 учится в городской 4-классной школе.

С 1913 (или с весны 1914) по 1915 работает подёнщиком и по найму, мальчиком в конторе страхового общества «Россия», помощником машиниста на локомобиле в имении Усть полковника Бек-Мармарчева. В 1915 работает литейщиком на трубном заводе. С осени 1915 по весну 1918 - во многих воронежских мастерских - по изделию мельничных жерновов, литью и т.д.

В 1918 поступает на электротехническое отделение Воронежского политехнического института; служит в главном революционном комитете Юго-Восточных железных дорог, в редакции журнала «Железный путь». Участвовал в Гражданской войне в качестве фронтового корреспондента. С 1919 публиковал свои произведения, сотрудничая с несколькими газетами как поэт, публицист и критик. Летом 1919 побывал как корреспондент газеты «Известия Совета Обороны Воронежского укрепленного района» в Новохопёрске. Вскоре после этого был мобилизован в РККА. Работал до осени на паровозе для военных перевозок в качестве помощника машиниста; затем был переведён в Часть Особого Назначения (ЧОН) в железнодорожный отряд рядовым стрелком. Летом 1921 закончил годичную губернскую партийную школу. В этом же году выходит его первая книга - брошюра «Электрификация», а также были опубликованы его стихотворения в коллективном сборнике «Стихи». В 1922 у него родился сын Платон. В том же году в Краснодаре выходит книга стихов Платонова «Голубая глубина». В этом же году назначается председателем губернской Комиссии по гидрофикации при земельном отделе. В 1923 Брюсов положительно откликается на книгу стихов Платонова. С 1923 по 1926 работает в губернии как инженер-мелиоратор и специалист по электрификации сельского хозяйства (зав. отделом электрификации в Губземуправлении, построил три электростанции, одну из них - в селе Рогачёвка).

Весной 1924 участвует в Первом Всероссийском гидрологическом съезде, у него возникают проекты гидрофикации края, планы страхования урожаев от засухи. Тогда же, весной 1924, вновь подаёт заявление о вступлении в РКП(б) и принимается ячейкой ГЗО в кандидаты, но так и не вступает. В июне 1925 состоялась первая встреча Платонова с В. Б. Шкловским, прилетевшим в Воронеж на самолёте Авиахима для пропаганды достижений советской авиации с лозунгом «Лицом к деревне». В 1920-х сменил свою фамилию с Климентов на Платонов (псевдоним образован от имени отца писателя).

В 1931 опубликованное произведение «Впрок» вызвало резкую критику А. А. Фадеева и И. В. Сталина. Писатель получил возможность перевести дух только тогда, когда РАПП сам был посечён за перегибы и распущен. В 1934 Платонова даже включили в коллективную писательскую поездку по Средней Азии - и это уже было знаком некоторого доверия. Из Туркмении писатель привёз рассказ «Такыр», и вновь началось его преследование: в «Правде» (18 января 1935) появилась разгромная статья, после которой журналы снова перестали брать платоновские тексты и возвращали уже принятые. В 1936 публикуются рассказы «Фро», «Бессмертие», «Глиняный дом в уездном саду», «Третий сын», «Семён», в 1937 - повесть «Река Потудань».

В мае 1938 был арестован пятнадцатилетний сын писателя, вернувшийся после хлопот друзей Платонова из заключения осенью 1940 неизлечимо больным туберкулёзом. Писатель заразится от сына, ухаживая за ним, с этих пор и до смерти он будет носить в себе туберкулёз. В январе 1943 сын Платонова умер.

Во время Великой Отечественной войны писатель в звании капитана служит военным корреспондентом газеты «Красная звезда», военные рассказы Платонова появляются в печати. Существует мнение, что это было сделано с личного разрешения Сталина.

В конце 1946 был напечатан рассказ Платонова «Возвращение» («Семья Иванова»), за который писатель в 1947 подвергся нападкам и был обвинён в клевете. В конце 1940-х, лишённый возможности зарабатывать на жизнь сочинительством, Платонов занимается литературной обработкой русских и башкирских сказок, которые печатаются в детских журналах. Мировоззрение Платонова эволюционировало от веры в переустройство социализма к ироничному изображению будущего.

Умер 5 января 1951 в Москве от туберкулёза. Похоронен на Армянском кладбище. У писателя осталась дочь - Мария Платонова, которая готовила книги отца к изданию.

Платонов Андрей Платонович 1899-1951 русский писатель советских времен.

Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился в многодетной (11 детей), жившей часто на грани нищеты семье слесаря железнодорожных мастерских на рабочей окраине Воронежа, в Ямской слободке. «В Ямской были плетни, огороды, лопуховые пустыри, не дома, а хаты, куры, сапожники и много мужиков на Задонской большой дороге…» На всю жизнь писатель сохранил самые добрые воспоминания о своей учительнице Аполлинарии Николаевне. «Я её никогда не забуду, потому что я через неё узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека», - писал Платонов в автобиографии.

В возрасте 7 лет поступил в церковно-приходскую школу. С 10 до 13 лет учился в городской школе, а затем поступил подёнщиком в страховую контору. Также работал помощником машиниста, в производстве мельничных жерновов, литейщиком на трубном заводе и выполнял прочую посильную работу.

Будучи старшим сыном, Андрей Платонович помогает родителям в воспитании братьев и сестер, а позже начинает обеспечивать материально.

С 1918 года стал учиться в техническом училище Воронежа. Фамилию сменил в 1920 году.

Писательскую свою работу он, как большинство литераторов, начал в провинциальных газетах и журналах.

Во время гражданской войны работал военным корреспондентом. За этим последовала активная творческая деятельность: Андрей Платонович Платонов проявил себя как талантливый писатель (публицист, поэт) и критик. В 1921 году он публикует свою первую книгу «Электрификация».
Как и многие известные прозаики, в начале своего творческого пути был поэтом. В 1922 году была издана книжка его стихов «Голубая глубина». Её заметил известный русский поэт Валерий Яковлевич Брюсов. Первый сборник рассказов Платонова вышел в 1927 году.

Не все работы Платонова встречали всеобщее одобрение. Опубликованное в 1931 году произведение «Впрок» вызвало критику со стороны А. А. Фадеева и Сталина. В 1934 году писатель поехал в Среднюю Азию, там написал рассказ «Такыр». Эта работа тоже вызвала негодование, и некоторые редакции перестали брать его тексты. В 1936 году он смог опубликовать ещё несколько рассказов. К началу 1930-х годов относится выход самой нашумевшей книги писателя – антиутопической повести «Котлован».

В 1938 году был арестован единственный сын Платонова. Несмотря на то, что писателю удалось похлопотать и вызволить его через пару лет, юноша неизлечимо заболел туберкулезом и в начале 1943 года скончался. Платнов ухаживая за сыном, также заболел и до конца жизни носил в себе туберкулёз.

В годы Отечественной войны писатель служил военным корреспондентом в газете «Красная звезда» и выпускал в печать свои военные рассказы. За рассказ «Возвращение» (1946) он подвергся очередным нападкам.

Сказки Платонов начал писать уже в конце своей жизни. Одно из его самых последних произведений - мудрая, немного грустная сказка-быль «Неизвестный цветок». Рассказ «Никита» - не сказка, но и в нём есть фантастическое.

В последние годы занимался обработкой русских и башкирских сказок для детских журналов. Умер А. Платонов в январе 1951 года и был похоронен на Армянском кладбище Москвы.

Народ читает книги бережно и медленно. Будучи тружеником, он знает, сколько надо претворить, испытать и пережить действительности, чтобы произошла настоящая мысль и народилось точное, истинное слово.

Андрей Платонович Платонов (1899-1951) - русский писатель, драматург, журналист и критик. Его считают одним из наиболее самобытных литераторов первой половины XX века. Прозаик отличался оригинальным языком и манерой повествования. Его произведения наполнены косноязычием, поразительной шероховатостью слов и огромным количеством метафор. Самыми известными в творчестве Платонова стали повести «Епифанские шлюзы», «Река Потудань» и «Происхождение мастера». Его лучшие сочинения были опубликованы уже после смерти автора.

Большая семья

Андрей Климентов (настоящая фамилия прозаика) появился на свет 28 августа 1899 в Воронеже. Он вырос в обычной семье рабочих, у них было еще 10 детей. Родители жили небогато, поэтому с подросткового возраста мальчик начал подрабатывать и помогать им. Платон Фирсович, отец, работал слесарем в железнодорожной мастерской. Его супруга, Мария Васильевна, была дочерью часового мастера. После свадьбы она сидела дома, вела хозяйство и занималась воспитанием детей.

Будущий писатель учился в церковно-приходской школе. После ее успешного окончания он поступил в училище, затем обучался в железнодорожном техникуме. С 13 лет он работал: сначала Андрюша устроился помощником машиниста, затем он был литейщиком и электротехником на заводе по ремонту паровозов. Были в жизни Климентова и другие места работы - страховое общество, имение полковника, разные мастерские Воронежа.

Военное время

Октябрьская революция ознаменовала начало новой эпохи в жизни Климентова и его сверстников. В то время он начал работать в журналах и газетах, писал стихи и прозу. Также он часто выступал в роли публициста и рецензента. В 1919 Андрей ушел на войну. Через год он сменил фамилию и стал военным корреспондентом.

Когда битва закончилась, Платонов смог поступить в Политехнический институт. Его дебютная книга была опубликована в 1921, она называлась «Электрификация». Первые рассказы были наполнены агрессией, идеалистическими планами и революционными идеями. Но со временем писатель кардинально изменил свое мнение из-за нереальности задуманного. Не последнюю роль в перемене взглядов сыграла его будущая супруга.

В 1922 был выпущен сборник стихов Андрея «Голубая глубина». Эту книгу высоко оценили критики, она понравилась и читателям. Поэт Валерий Брюсов также хвалил сочинения Платонова. В этом году произошло еще одно событие - прозаика пригласили занять пост председателя губернской комиссии по гидрофикации при земельном отделе. До 1926 он работал там и даже пытался вступить в РКП (б), но в итоге передумал.

Переезд в Москву и конфликты с властью

Литератор получил диплом в 1926 году и сразу же переехал в Москву. Одновременно с этим он закончил работать над рукописью произведения «Епифанские шлюзы». Именно эта книга принесла Платонову известность. С 1928 он начал сотрудничать с такими печатными изданиями, как «Новый мир», «Октябрь» и «Красная новь». Также писатель выпустил несколько пьес, в их числе «Высокое напряжение» и «Пушкин в лицее».

В течение последующих трех лет он написал повесть «Котлован» и роман «Чевенгур», однако они были опубликованы уже после смерти прозаика. В 1929 вышла всего одна часть романа под названием «Происхождение мастера». Эти главы вызвали шквал нападок и критики, на восемь лет произведение пришлось отложить в стол.

Переезд и некоторые зачатки известности вдохновили Андрея. За несколько лет он выпустил внушительное количество рассказов и повестей. В их числе «Ямская слобода», «Сокровенный человек», «Город Градов», «Эфирный тракт» и «Песчаная учительница». Далеко не все его сочинения печатались, поскольку у писателя были натянутые отношения с правительством и цензурой.

В 1931 вышла повесть «Впрок», которая вызвала недовольство со стороны Фадеева и Сталина. Диктатор приложил все усилия, чтобы писатель не смог издавать свои произведения в будущем. И только после роспуска РАПП давление прекратилось. До этого Сталин лично читал сочинения Андрея Платоновича и даже писал на полях бранные слова, описывающие его отношение к автору.

Во время войны Платонов вновь стал работать военным корреспондентом. Благодаря этому его сочинения начали печатать. В 1934 он участвовал в коллективной поездке по Средней Азии. В Туркмении литератор сочинил рассказ «Такыр», который снова вызвал волну негатива со стороны прессы. В журнале «Правда» напечатали разгромную статью, после которой практически все произведения возвращались автору. Но в 1936 ему удалось напечатать несколько рассказов, а в 1937 вышла повесть «Река Потудань».

Последние годы жизни

В мае 1938 за «антисоветскую пропаганду» арестовали сына Платонова. Тот вернулся через несколько лет, он был болен туберкулезом. В 1943 юношу похоронили, а отец заразился от него болезнью.

В 1946 Андрей Платонович был демобилизован, тогда же он опубликовал рассказ «Возвращение». На этот раз из-за критики он навсегда лишился возможности печатать свои произведения. Возможно, именно эти события заставили писателя переосмыслить свое отношение к революционным идеям и их реалистичности.

В пятидесятых годах литератор окончательно разочаровался в военной тематике. Он посвящал все время обработке народных сказок, подрабатывал дворником. Пятого января 1951 года прозаик умер вследствие долгой борьбы с туберкулезом. Его похоронили на Армянском кладбище.

В шестидесятые годы читатели заново открыли для себя произведения Платонова, о нем начали говорить везде. В честь литератора назвали улицу, гимназию и библиотеку. Также в центре города был воздвигнут его памятник.

Личная жизнь писателя не была наполнена событиями. Еще в 22 года он встретил свою любовь - Марию Кашинцеву. Именно ей был посвящен рассказ с элементами биографии «Песчаная учительница». Андрей в красках описал, как возлюбленная в 1921 уехала от него в захолустье. В итоге ему все-таки удалось завоевать ее сердце, а беременность окончательно привязала девушку к прозаику. В 1922 у них родился сын Платон. В 1944 появилась на свет дочь Маша.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...