Даниил гранин биография личная жизнь. Гранин: неизвестная биография


Ушла из жизни ещё одна фальшивка брежневско-горбачёвского разлива. Начав свою писательскую деятельность в 1950 году повестью о научном превосходстве сталинского СССР над США - "Победа инженера Корсакова", власовский перевёртыш дорос в 1991 г. до трансцендентального эссе "Страх" - о преодолении совковой личностью страха перед тоталитарным коммунизмом.

Кем же на самом деле был Даниил Александрович Герман? Зачем и когда сменил настоящую фамилию на псевдоним? Каковыми в реальности были трудовой, военный, литературный пути популяризатора научных достижений СССР, агитатора-пропагандиста окопной правды, певца европейских ценностей в лице Маннергейма и Власова?

Реальные документы, по которым можно проследить его жизненный путь, отсутствуют. И это при том, что в сталинском СССР делопроизводство, как и другие сферы деятельности государственного строительства, были подняты на научную высоту.

"Родился 1 января 1919 г. в посёлке Волынь (ныне Курская область), по другим данным — в Саратовской области, в семье лесника Александра Даниловича Германа и его жены Анны Бакировны.

Каким образом Герман оказался за 1 500 км от родного очага загадка. Что случилось с семьёй лесника неизвестно. Известно, что с 1935 по 1940 года (17- 21 год) он учился в Ленинградском политтехническом институте. Во всех военных документах проходил ещё как Герман.
Срочную службу в РККА по закону о всеобщей воинской обязанности не проходил. По окончании электромеханического факультета был направлен на Кировский завод инженером.

В "Алфавитной карточке" студента Германа Д. (ЛД-1, без пагинации), в графе национальность значилось "еврей".
В наградном листе от 1942 года - "украинец". https://litrossia.ru/archive/item/7225-oldarchive

Секретарствовал Гранин Д. А. на литпоприще уже как "русский".

На Кировском заводе инженер Гранин за год выдвинулся в зам. секретаря комитета ВЛКСМ завода. С началом Великой Отечественной завод перешёл на военный режим - бронь рабочим от призыва в действующую армию, усиленный продовольственный паёк.

Википедия указывает на участие Гранина в обороне Лужского рубежа (8-13 августа 1941 г.) и в сражениях за Пулковские высоты (13 -23 сентября 1941 г.) в составе дивизии народного ополчения. Действительно три дивизии народного ополчения по 10 000 л/с формировались с 29 июня 1941 г. в Ленингардском военном округе. В обороне Лужского рубежа участвовала 1-я. Пулковские высоты защищала 2-я. Мог ли гражданин Гранин одновременно числиться в разных в/ч?

Среди многочисленных фото Гранина (в центре) удалось обнаружить лишь 3 из периода Великой Отечественной. Эта сделана до января 1943 г., когда РККА перешла на новую форму. Отсутствуют какие-либо награды.

Более того, некие документы говорят об участии Гранина в боях под Псковом в 1941 году - 3-8 июля 1941 г., где он был дважды ранен! Но под Псковом не было дивизий народного ополчения!! Они были сформированы только к началу августа 1941 г.!!! Т.о. имеем дважды раненного под Псковом Гранина, принявшего участие в сражениях 8-13 августа на Лужском рубеже и 13-23 сентября за Пулковские высоты. Маловато будет!!!

Последующий воинский путь описывается так - "на фронте в 1942 г. вступил в ВКП(б). Затем был откомандирован в Ульяновское танковое училище, воевал в танковых войсках, последняя должность на фронте — командир роты тяжёлых танков". Ульяновск находится в 1 600 км от Ленинграда.

Известно, что Гранин был старшим политруком, а затем комиссаром 2-го отдельного ремонтно-восстановительного батальона. "Батальон был сформирован только 2 мая 1942г.. Сведений о службе командиром танковой роты и награждениях орденами Красного Знамени и Отечественной войны 1 степени в ходе боевых действий не подтверждаются".

Фото после января 1943 г. Медаль "За оборону Ленинграда"(учреждена 22 декабря 1942 г.) и орден Красной звезды, о награждении которым вообще нигде не идёт разговора. Орден Красной звезды номерной.

Обнаружить оригинал фотографии, откуда сделана вырезка, не удалось. Случаи фотографирования с чужими наградами, чтобы форсануть перед родными и близкими, были довольно распространены. Использование таких фото, чтобы претендовать на реальные награды в мирное время, каралось по закону.

Встаёт вопрос - каким образом он мог быть свидетелем блокады Ленинграда, если с начала июля по конец сентября 1941 г. мотался по фронтам, а в октябре 1941 г., после двух июльских ранений(!!!), был отправлен на переподготовку в Ульяновское танковое училище. Какой степени тяжести были ранения в начале июля, позволившие принять участие в боях 8-13 августа и 13-23 сентября??? И были ли они вообще... Сведений на этот счёт из военных госпиталей не имеется.

Информация о военном пути обрывается 2 мая 1942 г. Военную историю 2-го отдельного ремонтно-восстановительного батальона я не прослеживал. Но, точно знаю, на его пути были и освобождения крупных городов Советской Отчизны и взятие вражеских столиц Европы Третьего Рейха. В ознаменование этих славных побед были отлиты медали "за взятие..." и "за освобождение..." Ни одной из них Д. А. Гранин награждён не был.
Точно известно, что в годы войны старший политрук Гранин вступил в ряды ВКП(б).

ВЫВОД: Анализ биографии и личных воспоминаний позволяет утверждать, что на передовой, как и в блокадном Ленинграде, он не был. Эта часть жизни Германа/Гранина полностью сфальсифицирована.

С 1945 по 1950 года работал в Ленэнерго и научно-исследовательском институте.
В дальнейшем — профессиональный литератор. Поскольку литературного института им. Горького не оканчивал, мы можем с полным основанием назвать Гранина писателем самородком. Если точнее - популяризатором советской науки. Ещё точнее - лектором общества "Знание", получившим по странному стечению обстоятельств возможность всесоюзного книгоиздания.

Чисто художественных романа три - «Искатели» (1954), «После свадьбы» (1958), «Иду на грозу» (1962). Тексты достаточно убогие, а от того легко трансформируемые в спектакли, киносценарии, детские утренники, радиопостановки.
В 1987 г. выпустил биографичекий роман "Зубр", посвящённый сотруднику СС Н. В. Тимофееву-Ресовскому. Ода "великому учёному биологу", принявшему личное предложение Гимлера поучаствовать в выведении арийской расы, пошла на ура в горбачёвский период. Номенклатурной верхушке КПСС срочно требовались предатели и коллаборационисты. Страну ускоренно вели к уничтожению.

С тремя полноформатными худ.произведениям Гранин выбивается в секретари - 1962, вторые секретари - 1965, первые секретари 1967-71 Ле-нин-град-ско-го от-де-ле-ния СП РСФСР. Столь стремительное движение по бюрократической лестнице оставляло немного времени на истинное творчество. От оригинального творчества отрывала необходимость сценарной обработки собственных текстов для кино- и театрального репертуара. Жаден был Даниил Александрович, рубил капусту до последнего.

Мл. политрук(лейтенант) Гранин
Много времени уходило на доносы на возможных конкурентов литературного поприща. Одним из них оказался Иосиф Бродский. Именно за действенную помощь в раскрытии истинного лица тунеядца-антисоветчика и уголовном осуждении будущего нобелианта на судебном процессе 1964 года, Д. А. Гранин получил в 1965 г. должность второго секретаря Ле-нин-град-ско-го от-де-ле-ния СП РСФСР. Вместе с должностью 3 000 руб. оклада + социальные бонусы самого широкого спектра.

То, к чему Гранины/Германы призывали в 1993 году, полностью воплотилось на Украине в 2014 году.

ТАК ВОТ ОН КАКОЙ - СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ!

В возрасте 95 лет в 2014 г. выступил в немецком Бундестаге перед депутатами и канцлером с покаянием перед великим немецким народом за разгром РККА/ВС СССР Европы Третьего Рейха и принуждению Гитлера к самоубийству. Умер 4 июля 2017 года в Санкт-Петербурге в 98-летнем возрасте.

p.s. Ныне произведения Гранина включены в школьные программы по литературе. В условиях керенско-власовской России демократического выбора - прямая дорога к забвению. Вы можете представить подрастающее поколение старт-аперов и менагеров, потрясённых перипетиями производственных романов, изложенных шершавым языком политрука?
Это говорит о многом, когда изымаются Горький, Маяковский, Николай Островский, как впрочем и Александр, а на их место приходят Гранины, Алексиевич и россыпь весёлых рассказов о детской гомопедерастии г-жи Улицкой.
В СССР наиболее популярные романы Гранина не достигали тиража и 30 000 экз. Это при том, что детский писатель Носов издавался 3-х миллиоными. Госрегулирование не исключало рыночной оценки качества литературного труда благодарными читателями.
Отсутствуют и литературные исследования особенностей стиля и языка Гранина. Нечего исследовать. В документах военной поры в графе национальность у Германа/Гранина значилось - "украинец".

p.s.s. фальсификация биографии Гранина/Германа была куда более изощрённой -
Кто же ты, тварь - Гранин или Герман? http://norg-norg.livejournal.com/302950.html

ВЫВОДЫ;
Кем же был Герман/Гарин Д. А.? Банальным дезертиром по жизни. Некоторые по 20-30 лет скрывались от правосудия советского народа в подвалах и под краватями родителей. Этот бесконечно перелицовывал собственную биографию, политические взгляды, социальное поведение.
Знает ли Путин, кого награждает высшими знаками отличия России? Если нет - грошь ему цена. Если да - какие герои, такова и Россия, и Путин.



писатель Гранин обсуждает с послом США Тефтом идею эпохального романа "Грантам быть!"


Настоящее имя:

Даниил Герман



Даниил Александрович Гранин - русский прозаик, киносценарист и публицист, один из ведущих мастеров советской литературы 1950-80-х годов и периода Перестройки.

Настоящее имя - Даниил Александрович Герман. Фамилию он сменил на псевдоним, чтобы его не путали с известным ленинградским писателем Юрием Германом .

Родился в Петрограде (по другим данным - в селе Волынь Курской области). Окончил электромеханический факультет Ленинградского политехнического института (1940), работал инженером энерголаборатории, затем в конструкторском бюро Кировского завода.

В начале Великой Отечественной войны в составе народного ополчения заводчан ушёл солдатом-добровольцем защищать Ленинград. Прошёл путь от рядового до офицера, награждён боевыми орденами. Закончил войну в Восточной Пруссии командиром роты тяжёлых танков.

После демобилизации работал в Ленэнерго (начальник районной кабельной сети), восстанавливая разрушенное в блокаду энергетическое хозяйство Ленинграда. Затем недолго трудился в НИИ и учился в аспирантуре Ленинградского политехнического института, но не закончил её и оставил институт (в 1954 году), так как полностью переключился на литературную деятельность.

Печатается с 1937 года, но началом своей профессиональной литературной деятельности Гранин считает публикацию в журнале «Звезда» в 1949 году рассказа «Вариант второй».

Основная тема автора - нравственные проблемы научно-технического творчества, раскрытые в романах «Искатели» (1954), «Иду на грозу» (1962), в серии художественно-документальных произведений об учёных, в частности, повестях «Эта странная жизнь» (1974, о биологе А.А. Любищеве), «Зубр» (1987, о судьбе генетика Н.В. Тимофеева-Ресовского), повестях и очерках об академике Курчатове, других физиках и математиках.

Другая неизбывная тема творчества Гранина - Великая отечественная война. О ней он начал писать не сразу. В 1968 году вышла повесть «Наш комбат», которая произвела огромное впечатление на читателей и вызвала яростные споры, потому что ставила непривычные вопросы о войне. «Непарадно» выглядит война в повести «Клавдия Вилор» (1976), романе «Мой лейтенант» (2012). Событием в жизни страны был выход «Блокадной книги» (ч. 1-2, 1977-81, совместно с А.М. Адамовичем), в которой авторы на документальном материале попытались честно и без прикрас описать жизнь в Ленинграде во время 900-дневной блокады. Не всё из написанного на эту тему удалось опубликовать в советское время, позже была напечатана «Запретная глава» из этой книги (1988). Гранин настойчиво рассуждает об истоках фашизма, о судьбе русских немцев, больше всех пострадавших в мировых войнах, об уроках этих войн («Прекрасная Ута», 1967; и другие книги)

В 1960-80-х годах Гранин много путешествовал, объехал всю Европу («Примечания к путеводителю», 1967; «Церковь в Овере», 1969; «Чужой дневник», 1982), посетил Кубу («Остров молодых», 1962) и Австралию («Месяц вверх ногами», 1966), Японию («Сад камней», 1971), Америку, Китай. Его лирическая путевая проза интеллектуально насыщена, свободна и полемична, причем «дорожные сюжеты» занимают писателя куда меньше, чем фигура путешествующего рассказчика. На фоне разноликой экзотики рассказчик обращается взглядом к собственной жизни, к своей стране, разгадывает тайну времени - прошлого и настоящего, «потреблённого и потерянного», исчезнувшего в «раскалённых паузах», осязаемого и ещё неведомого, которому предстоит быть. Гранин ощущает время со всеми контрастами и парадоксами как нравственную категорию прежде всего.

С этим связан интерес писателя и к русской истории, в частности, к Петру I («Вечера с Петром Великим», 2000), а также к истории русской литературы. Ему принадлежат эссе о Пушкине («Два лика», 1968; «Священный дар», 1971; «Отец и дочь», 1982), о Достоевском («Тринадцать ступенек», 1966), Л. Толстом («Герой, которого он любил всеми силами своей души», 1978) и других классиках (сборник «Тайный знак Петербурга», 2000). Противостояние таланта и посредственности, неоднократно наблюдавшееся в книгах об учёных, здесь трансформируется в конфликт художника и власти, в единоборство «гения» и «злодея», в спор Моцарта и Сальери. Гражданская роль искусства, его великое облагораживающее влияние на человека для Гранина очевидны. Пример тому - роман «Картина» (1980), повествующий о небольшом среднерусском городке, знакомом и по другим произведениям писателя («Дождь в чужом городе», 1974).

Писатель много и плодотворно сотрудничал с кино. По его сценариям или при его участии поставлены киноленты: на «Ленфильме» - «Искатели» (1957, реж. М. Шапиро); «После свадьбы» (1963, реж. М. Ершов); «Иду на грозу» (1965, реж. С. Микаэлян); «Первый посетитель» (1966, реж. Л. Квинихидзе); на «Мосфильме» - «Выбор цели» (1976, реж. И. Таланкин). Телевидение экранизировало «Однофамильца» (1978), «Дождь в чужом городе» (1979), «Вечера с Петром Великим» (2011). Однако большинство этих сценариев не опубликованы.

В течение долгого времени Гранин, будучи членом Союза писателей СССР, энергично занимался общественной деятельностью, участвовал в международных встречах и симпозиумах, касающихся науки, экологии, литературы. Им опубликованы десятки интервью и публицистических статей (например, в сборнике «О наболевшем», 1988). Активный общественный деятель первых лет перестройки. Был одним из инициаторов создания российского Пен-клуба. Почётный гражданин Санкт-Петербурга. В 2016 г. Даниил Гранин стал лауреатом Премии имени доктора Фридриха Йозефа Гааза, которую ежегодно присуждает Германо-российский форум за «особый вклад в укрепление взаимоотношений России и Германии».

За свою литературную деятельность Гранин имеет множество наград. В 1976 году он получил Государственную премию СССР за роман «Клавдия Вилор»; в 1978 был повторно удостоен этой премии за сценарий фильма «Дождь в чужом городе». Он Герой Социалистического Труда (1989), лауреат Государственной премии РФ (за роман «Вечера с Петром Великим», 2001), Немецкого Большого креста за заслуги в деле примирения. Он - лауреат премии Генриха Гейне (ФРГ), член Немецкой академии искусств, почетный доктор Санкт-Петербургского гуманитарного университета, лауреат премии Александра Меня. Кроме того Гранин кавалер двух орденов Ленина, орденов Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, двух орденов Отечественной войны II степени, ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени.

Писатель скончался на 99 году жизни, в ночь на 5 июля 2017 г. Именем Гранина названа малая планета Солнечной системы номер 3120.

Фантастическое в творчестве автора. Откровенно фантастических произведений у Гранина немного. Например, это известный рассказ (последнее время называемый повестью) «Место для памятника», раскрывающий тему противостояния учёного и бюрократа с учётом фантастического допущения - если бюрократ будет иметь сведения из будущего о важности научного открытия, то что это изменит в его отношении к делу? К проблемам путешествий во времени отношение у Гранина явно заинтересованное, и герой другой повести - «Оборванный след» - попадает в будущее.

Не чужд автор и альтернативно-исторических мотивов. Характерна в этом отношении «Повесть об одном учёном и одном императоре», где приведены эпизоды жизни Наполеона Бонапарта, поданные с явно сослагательным оттенком. Элементы фантастики есть в сатирической повести «Наш дорогой Роман Авдеевич».

Но главное, что хочется выделить, говоря о фантастических мотивах в творчестве Гранина, - это романы «Искатели» и «Иду на грозу». Их традиционно относят к «реалистическим» произведениям, хотя по сути они мало отличаются от советской «производственной НФ ближнего прицела» 1950-х годов (поскольку главные герои занимаются изобретением новых приборов, ещё не существующих в реальности), вот только написаны литературным языком, который научной фантастике того времени был совершенно не свойственен.

© Компиляция А.Ермолаева из многочисленных источников в печати и в интернете, а также своих выводов

Примечание к биографии:

  • Заглавная фотография Гранина работы Валерия Плотникова.
  • О презентации нового издания «Блокадной книги»: Сергей Глезеров. Запредельные ресурсы духа (Санкт-Петербургские ведомости, 2013, №7 от 17 января, с. 3).
  • В 2003 году российское телевидение выпустило 4-серийный документальный телефильм «Я помню... Даниил Гранин» (Автор проекта: Бэлла Куркова. Режиссер: Людмила Гладкова). Он имеется на видео. Продолжительность серий по 25 минут.

    1 серия: «Очная ставка» . Как всё начиналось? Даниил Александрович вспоминает ночи в коммунальной квартире, где был написан первый рассказ «Вариант второй», и первую встречу в журнале «Звезда», куда Гранин принёс своё произведение. Но главный эпизод фильма относится к 50-м годам, когда во время доклада Маленкова, с которого началось «Ленинградское дело», в Таврическом дворце неожиданно погас свет. Таврический дворец был особым объектом в районе, в котором за снабжение электроэнергией отвечал Гранин...

    2 серия: «Совковая Атлантида» . Даниил Гранин рассказывает о том, как жила семья Германов (Граниных) в советское время, с яркими деталями. Он считает, что литература, к сожалению, в очень малой степени отразила все эти характерные признаки того времени.

    3 серия: «Начальники» . Даниил Александрович вспоминает II Съезд писателей, на котором ему было доверено вывести в Президиум Большого Кремлевского дворца Ольгу Дмитриевну Форш, которая, как старейший писатель, открывала Съезд. Но по неопытности Гранин сам остался в Президиуме и занял место, где обычно сидел Сталин... Уникальный эпизод снят в Семёновском на дальней даче Сталина. Д. Гранин рассказывает о разносе Никитой Сергеевичем Хрущевым Маргариты Алигер, Константина Симонова и других писателей.

    4 серия: «Эта странная жизнь» . Это три истории, посвященные людям, которых Даниил Гранин особенно любил и ценил: Ольга Федоровна Берггольц, Анна Андреевна Ахматова и Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский.

  • 2019 год объявлен в России Годом Гранина (Идущий на грозу // СПб ведомости, 2018, №244 от 28 декабря, с. 3 ).
  • (1976), Государственной премии РФ (2001) и премии Президента РФ. Член ВКП(б) с 1942 года .

    Биография

    Сведения из официальной биографии Гранина были опровергнуты литературоведом Михаилом Золотоносовым, который обнаружил, что в архивных документах, обнародованных в общедоступном электронном банке документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» сообщается, что на Кировском заводе Гранин был заместителем секретаря комитета ВЛКСМ , в армию в 1941 году вступил не рядовым, а был направлен в звании старшего политрука , впоследствии служил комиссаром 2-го отдельного ремонтно-восстановительного батальона (сформирован 2 мая 1942 ), сведения же о службе командиром танковой роты и награждениях орденами Красного Знамени и Отечественной войны I степени не подтверждаются .

    Впрочем, как уточняет Золотоносов, в наградном листе написано, что Гранин участвовал в боях под Псковом в 1941 году и был дважды ранен. Данные о вступлении в ВКП(б) в изученных литературоведом документах расходятся - в наградном листе указан 1940 год, но согласно личному делу из ЦГАИПД СПб , кандидатом в члены партии он стал лишь в 1941 на Кировском заводе.

    Был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета ». Был инициатором создания ленинградского общества «Милосердие». Президент Общества друзей Российской национальной библиотеки ; председатель правления Международного благотворительного фонда им. Д. С. Лихачёва . Член Всемирного клуба петербуржцев .

    В возрасте 95 лет выступил в немецком Бундестаге перед депутатами и канцлером о блокаде Ленинграда и войне .

    Творчество

    Петербургский писатель Михаил Золотоносов обвинил Гранина в подтасовке биографии, искажении фактов .

    В романе «Мой Лейтенант », действие в котором происходит в июле 1941 года, писатель неоднократно упоминает приказ «Ни шагу назад! », вышедший в реальности в июле 1942 года.

    Напишите отзыв о статье "Гранин, Даниил Александрович"

    Примечания

    1. Золотоносов М. // Петербургская интернет-газета «Фонтанка». - 2014. - 21 апреля. В этом же выпуске опубликованы комментарии Даниила Гранина, который настаивал на том, что в Красную армию он поступил рядовым, но признал, что в августе 1942 служил комиссаром в тылу.
    2. Золотоносов М. Н. Политрук оказался вдруг // Журнал «Город 812». - 2014. - № 14. - С. 36-39.
    3. Золотоносов М. // «812» online. - 2014. - 22 апреля.
    4. Золотоносов М. // «Литературная Россия». - 2010. - № 22. - 28 мая.
    5. (рус.) . Deutsche Welle (27 января 2014). Проверено 28 января 2014.
    6. // Российская газета. - 2014. - 27 января.
    7. . ОБД «Подвиг Народа» . Проверено 17 мая 2014.
    8. в электронном банке документов «Подвиг Народа »
    9. (недоступная ссылка - история ) . Радио Эхо Москвы, Санкт-Петербург (20 октября 2008). Проверено 25 октября 2008.
    10. . Государственный Эрмитаж (2005). Проверено 25 октября 2008. .
    11. Газета «Книжное обозрение». - 2013. - № 25-26.
    12. Мягков, М. .
    13. Золотоносов, М. Н. // Литературная Россия. - 2010. - 28 мая. - № 22.
    14. Кашин, О. // Свободная пресса. - 2014. - 23 апреля.
    15. Михаил Золотоносов. // Литературная Россия. - 2014. - № 38 .

    Литература

    • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. - М . : РИК «Культура», 1996. - XVIII, 491, с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8 .
    • Золотоносов М. Н. // Литературная Россия. - 2010. - 28 мая. - № 22.
    • Сокращённый вариант статьи М. Золотоносова в «Литературной России»: Золотоносов М. Н. // «812» online. - 2010. - 3 июня.

    Ссылки

    Отрывок, характеризующий Гранин, Даниил Александрович

    – Да, – сказал князь Андрей, – отец не хотел, чтобы я пользовался этим правом; я начал службу с нижних чинов.
    – Ваш батюшка, человек старого века, очевидно стоит выше наших современников, которые так осуждают эту меру, восстановляющую только естественную справедливость.
    – Я думаю однако, что есть основание и в этих осуждениях… – сказал князь Андрей, стараясь бороться с влиянием Сперанского, которое он начинал чувствовать. Ему неприятно было во всем соглашаться с ним: он хотел противоречить. Князь Андрей, обыкновенно говоривший легко и хорошо, чувствовал теперь затруднение выражаться, говоря с Сперанским. Его слишком занимали наблюдения над личностью знаменитого человека.
    – Основание для личного честолюбия может быть, – тихо вставил свое слово Сперанский.
    – Отчасти и для государства, – сказал князь Андрей.
    – Как вы разумеете?… – сказал Сперанский, тихо опустив глаза.
    – Я почитатель Montesquieu, – сказал князь Андрей. – И его мысль о том, что le рrincipe des monarchies est l"honneur, me parait incontestable. Certains droits еt privileges de la noblesse me paraissent etre des moyens de soutenir ce sentiment. [основа монархий есть честь, мне кажется несомненной. Некоторые права и привилегии дворянства мне кажутся средствами для поддержания этого чувства.]
    Улыбка исчезла на белом лице Сперанского и физиономия его много выиграла от этого. Вероятно мысль князя Андрея показалась ему занимательною.
    – Si vous envisagez la question sous ce point de vue, [Если вы так смотрите на предмет,] – начал он, с очевидным затруднением выговаривая по французски и говоря еще медленнее, чем по русски, но совершенно спокойно. Он сказал, что честь, l"honneur, не может поддерживаться преимуществами вредными для хода службы, что честь, l"honneur, есть или: отрицательное понятие неделанья предосудительных поступков, или известный источник соревнования для получения одобрения и наград, выражающих его.
    Доводы его были сжаты, просты и ясны.
    Институт, поддерживающий эту честь, источник соревнования, есть институт, подобный Legion d"honneur [Ордену почетного легиона] великого императора Наполеона, не вредящий, а содействующий успеху службы, а не сословное или придворное преимущество.
    – Я не спорю, но нельзя отрицать, что придворное преимущество достигло той же цели, – сказал князь Андрей: – всякий придворный считает себя обязанным достойно нести свое положение.
    – Но вы им не хотели воспользоваться, князь, – сказал Сперанский, улыбкой показывая, что он, неловкий для своего собеседника спор, желает прекратить любезностью. – Ежели вы мне сделаете честь пожаловать ко мне в среду, – прибавил он, – то я, переговорив с Магницким, сообщу вам то, что может вас интересовать, и кроме того буду иметь удовольствие подробнее побеседовать с вами. – Он, закрыв глаза, поклонился, и a la francaise, [на французский манер,] не прощаясь, стараясь быть незамеченным, вышел из залы.

    Первое время своего пребыванья в Петербурге, князь Андрей почувствовал весь свой склад мыслей, выработавшийся в его уединенной жизни, совершенно затемненным теми мелкими заботами, которые охватили его в Петербурге.
    С вечера, возвращаясь домой, он в памятной книжке записывал 4 или 5 необходимых визитов или rendez vous [свиданий] в назначенные часы. Механизм жизни, распоряжение дня такое, чтобы везде поспеть во время, отнимали большую долю самой энергии жизни. Он ничего не делал, ни о чем даже не думал и не успевал думать, а только говорил и с успехом говорил то, что он успел прежде обдумать в деревне.
    Он иногда замечал с неудовольствием, что ему случалось в один и тот же день, в разных обществах, повторять одно и то же. Но он был так занят целые дни, что не успевал подумать о том, что он ничего не думал.
    Сперанский, как в первое свидание с ним у Кочубея, так и потом в середу дома, где Сперанский с глазу на глаз, приняв Болконского, долго и доверчиво говорил с ним, сделал сильное впечатление на князя Андрея.
    Князь Андрей такое огромное количество людей считал презренными и ничтожными существами, так ему хотелось найти в другом живой идеал того совершенства, к которому он стремился, что он легко поверил, что в Сперанском он нашел этот идеал вполне разумного и добродетельного человека. Ежели бы Сперанский был из того же общества, из которого был князь Андрей, того же воспитания и нравственных привычек, то Болконский скоро бы нашел его слабые, человеческие, не геройские стороны, но теперь этот странный для него логический склад ума тем более внушал ему уважения, что он не вполне понимал его. Кроме того, Сперанский, потому ли что он оценил способности князя Андрея, или потому что нашел нужным приобресть его себе, Сперанский кокетничал перед князем Андреем своим беспристрастным, спокойным разумом и льстил князю Андрею той тонкой лестью, соединенной с самонадеянностью, которая состоит в молчаливом признавании своего собеседника с собою вместе единственным человеком, способным понимать всю глупость всех остальных, и разумность и глубину своих мыслей.
    Во время длинного их разговора в середу вечером, Сперанский не раз говорил: «У нас смотрят на всё, что выходит из общего уровня закоренелой привычки…» или с улыбкой: «Но мы хотим, чтоб и волки были сыты и овцы целы…» или: «Они этого не могут понять…» и всё с таким выраженьем, которое говорило: «Мы: вы да я, мы понимаем, что они и кто мы ».
    Этот первый, длинный разговор с Сперанским только усилил в князе Андрее то чувство, с которым он в первый раз увидал Сперанского. Он видел в нем разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России. Сперанский в глазах князя Андрея был именно тот человек, разумно объясняющий все явления жизни, признающий действительным только то, что разумно, и ко всему умеющий прилагать мерило разумности, которым он сам так хотел быть. Всё представлялось так просто, ясно в изложении Сперанского, что князь Андрей невольно соглашался с ним во всем. Ежели он возражал и спорил, то только потому, что хотел нарочно быть самостоятельным и не совсем подчиняться мнениям Сперанского. Всё было так, всё было хорошо, но одно смущало князя Андрея: это был холодный, зеркальный, не пропускающий к себе в душу взгляд Сперанского, и его белая, нежная рука, на которую невольно смотрел князь Андрей, как смотрят обыкновенно на руки людей, имеющих власть. Зеркальный взгляд и нежная рука эта почему то раздражали князя Андрея. Неприятно поражало князя Андрея еще слишком большое презрение к людям, которое он замечал в Сперанском, и разнообразность приемов в доказательствах, которые он приводил в подтверждение своих мнений. Он употреблял все возможные орудия мысли, исключая сравнения, и слишком смело, как казалось князю Андрею, переходил от одного к другому. То он становился на почву практического деятеля и осуждал мечтателей, то на почву сатирика и иронически подсмеивался над противниками, то становился строго логичным, то вдруг поднимался в область метафизики. (Это последнее орудие доказательств он особенно часто употреблял.) Он переносил вопрос на метафизические высоты, переходил в определения пространства, времени, мысли и, вынося оттуда опровержения, опять спускался на почву спора.
    Вообще главная черта ума Сперанского, поразившая князя Андрея, была несомненная, непоколебимая вера в силу и законность ума. Видно было, что никогда Сперанскому не могла притти в голову та обыкновенная для князя Андрея мысль, что нельзя всё таки выразить всего того, что думаешь, и никогда не приходило сомнение в том, что не вздор ли всё то, что я думаю и всё то, во что я верю? И этот то особенный склад ума Сперанского более всего привлекал к себе князя Андрея.
    Первое время своего знакомства с Сперанским князь Андрей питал к нему страстное чувство восхищения, похожее на то, которое он когда то испытывал к Бонапарте. То обстоятельство, что Сперанский был сын священника, которого можно было глупым людям, как это и делали многие, пошло презирать в качестве кутейника и поповича, заставляло князя Андрея особенно бережно обходиться с своим чувством к Сперанскому, и бессознательно усиливать его в самом себе.
    В тот первый вечер, который Болконский провел у него, разговорившись о комиссии составления законов, Сперанский с иронией рассказывал князю Андрею о том, что комиссия законов существует 150 лет, стоит миллионы и ничего не сделала, что Розенкампф наклеил ярлычки на все статьи сравнительного законодательства. – И вот и всё, за что государство заплатило миллионы! – сказал он.
    – Мы хотим дать новую судебную власть Сенату, а у нас нет законов. Поэтому то таким людям, как вы, князь, грех не служить теперь.
    Князь Андрей сказал, что для этого нужно юридическое образование, которого он не имеет.
    – Да его никто не имеет, так что же вы хотите? Это circulus viciosus, [заколдованный круг,] из которого надо выйти усилием.

    Через неделю князь Андрей был членом комиссии составления воинского устава, и, чего он никак не ожидал, начальником отделения комиссии составления вагонов. По просьбе Сперанского он взял первую часть составляемого гражданского уложения и, с помощью Code Napoleon и Justiniani, [Кодекса Наполеона и Юстиниана,] работал над составлением отдела: Права лиц.

    Года два тому назад, в 1808 году, вернувшись в Петербург из своей поездки по имениям, Пьер невольно стал во главе петербургского масонства. Он устроивал столовые и надгробные ложи, вербовал новых членов, заботился о соединении различных лож и о приобретении подлинных актов. Он давал свои деньги на устройство храмин и пополнял, на сколько мог, сборы милостыни, на которые большинство членов были скупы и неаккуратны. Он почти один на свои средства поддерживал дом бедных, устроенный орденом в Петербурге. Жизнь его между тем шла по прежнему, с теми же увлечениями и распущенностью. Он любил хорошо пообедать и выпить, и, хотя и считал это безнравственным и унизительным, не мог воздержаться от увеселений холостых обществ, в которых он участвовал.
    В чаду своих занятий и увлечений Пьер однако, по прошествии года, начал чувствовать, как та почва масонства, на которой он стоял, тем более уходила из под его ног, чем тверже он старался стать на ней. Вместе с тем он чувствовал, что чем глубже уходила под его ногами почва, на которой он стоял, тем невольнее он был связан с ней. Когда он приступил к масонству, он испытывал чувство человека, доверчиво становящего ногу на ровную поверхность болота. Поставив ногу, он провалился. Чтобы вполне увериться в твердости почвы, на которой он стоял, он поставил другую ногу и провалился еще больше, завяз и уже невольно ходил по колено в болоте.
    Иосифа Алексеевича не было в Петербурге. (Он в последнее время отстранился от дел петербургских лож и безвыездно жил в Москве.) Все братья, члены лож, были Пьеру знакомые в жизни люди и ему трудно было видеть в них только братьев по каменьщичеству, а не князя Б., не Ивана Васильевича Д., которых он знал в жизни большею частию как слабых и ничтожных людей. Из под масонских фартуков и знаков он видел на них мундиры и кресты, которых они добивались в жизни. Часто, собирая милостыню и сочтя 20–30 рублей, записанных на приход, и большею частию в долг с десяти членов, из которых половина были так же богаты, как и он, Пьер вспоминал масонскую клятву о том, что каждый брат обещает отдать всё свое имущество для ближнего; и в душе его поднимались сомнения, на которых он старался не останавливаться.
    Всех братьев, которых он знал, он подразделял на четыре разряда. К первому разряду он причислял братьев, не принимающих деятельного участия ни в делах лож, ни в делах человеческих, но занятых исключительно таинствами науки ордена, занятых вопросами о тройственном наименовании Бога, или о трех началах вещей, сере, меркурии и соли, или о значении квадрата и всех фигур храма Соломонова. Пьер уважал этот разряд братьев масонов, к которому принадлежали преимущественно старые братья, и сам Иосиф Алексеевич, по мнению Пьера, но не разделял их интересов. Сердце его не лежало к мистической стороне масонства.
    Ко второму разряду Пьер причислял себя и себе подобных братьев, ищущих, колеблющихся, не нашедших еще в масонстве прямого и понятного пути, но надеющихся найти его.
    К третьему разряду он причислял братьев (их было самое большое число), не видящих в масонстве ничего, кроме внешней формы и обрядности и дорожащих строгим исполнением этой внешней формы, не заботясь о ее содержании и значении. Таковы были Виларский и даже великий мастер главной ложи.
    К четвертому разряду, наконец, причислялось тоже большое количество братьев, в особенности в последнее время вступивших в братство. Это были люди, по наблюдениям Пьера, ни во что не верующие, ничего не желающие, и поступавшие в масонство только для сближения с молодыми богатыми и сильными по связям и знатности братьями, которых весьма много было в ложе.
    Пьер начинал чувствовать себя неудовлетворенным своей деятельностью. Масонство, по крайней мере то масонство, которое он знал здесь, казалось ему иногда, основано было на одной внешности. Он и не думал сомневаться в самом масонстве, но подозревал, что русское масонство пошло по ложному пути и отклонилось от своего источника. И потому в конце года Пьер поехал за границу для посвящения себя в высшие тайны ордена.

    Летом еще в 1809 году, Пьер вернулся в Петербург. По переписке наших масонов с заграничными было известно, что Безухий успел за границей получить доверие многих высокопоставленных лиц, проник многие тайны, был возведен в высшую степень и везет с собою многое для общего блага каменьщического дела в России. Петербургские масоны все приехали к нему, заискивая в нем, и всем показалось, что он что то скрывает и готовит.
    Назначено было торжественное заседание ложи 2 го градуса, в которой Пьер обещал сообщить то, что он имеет передать петербургским братьям от высших руководителей ордена. Заседание было полно. После обыкновенных обрядов Пьер встал и начал свою речь.
    – Любезные братья, – начал он, краснея и запинаясь и держа в руке написанную речь. – Недостаточно блюсти в тиши ложи наши таинства – нужно действовать… действовать. Мы находимся в усыплении, а нам нужно действовать. – Пьер взял свою тетрадь и начал читать.
    «Для распространения чистой истины и доставления торжества добродетели, читал он, должны мы очистить людей от предрассудков, распространить правила, сообразные с духом времени, принять на себя воспитание юношества, соединиться неразрывными узами с умнейшими людьми, смело и вместе благоразумно преодолевать суеверие, неверие и глупость, образовать из преданных нам людей, связанных между собою единством цели и имеющих власть и силу.
    «Для достижения сей цели должно доставить добродетели перевес над пороком, должно стараться, чтобы честный человек обретал еще в сем мире вечную награду за свои добродетели. Но в сих великих намерениях препятствуют нам весьма много – нынешние политические учреждения. Что же делать при таковом положении вещей? Благоприятствовать ли революциям, всё ниспровергнуть, изгнать силу силой?… Нет, мы весьма далеки от того. Всякая насильственная реформа достойна порицания, потому что ни мало не исправит зла, пока люди остаются таковы, каковы они есть, и потому что мудрость не имеет нужды в насилии.
    «Весь план ордена должен быть основан на том, чтоб образовать людей твердых, добродетельных и связанных единством убеждения, убеждения, состоящего в том, чтобы везде и всеми силами преследовать порок и глупость и покровительствовать таланты и добродетель: извлекать из праха людей достойных, присоединяя их к нашему братству. Тогда только орден наш будет иметь власть – нечувствительно вязать руки покровителям беспорядка и управлять ими так, чтоб они того не примечали. Одним словом, надобно учредить всеобщий владычествующий образ правления, который распространялся бы над целым светом, не разрушая гражданских уз, и при коем все прочие правления могли бы продолжаться обыкновенным своим порядком и делать всё, кроме того только, что препятствует великой цели нашего ордена, то есть доставлению добродетели торжества над пороком. Сию цель предполагало само христианство. Оно учило людей быть мудрыми и добрыми, и для собственной своей выгоды следовать примеру и наставлениям лучших и мудрейших человеков.
    «Тогда, когда всё погружено было во мраке, достаточно было, конечно, одного проповедания: новость истины придавала ей особенную силу, но ныне потребны для нас гораздо сильнейшие средства. Теперь нужно, чтобы человек, управляемый своими чувствами, находил в добродетели чувственные прелести. Нельзя искоренить страстей; должно только стараться направить их к благородной цели, и потому надобно, чтобы каждый мог удовлетворять своим страстям в пределах добродетели, и чтобы наш орден доставлял к тому средства.
    «Как скоро будет у нас некоторое число достойных людей в каждом государстве, каждый из них образует опять двух других, и все они тесно между собой соединятся – тогда всё будет возможно для ордена, который втайне успел уже сделать многое ко благу человечества».
    Речь эта произвела не только сильное впечатление, но и волнение в ложе. Большинство же братьев, видевшее в этой речи опасные замыслы иллюминатства, с удивившею Пьера холодностью приняло его речь. Великий мастер стал возражать Пьеру. Пьер с большим и большим жаром стал развивать свои мысли. Давно не было столь бурного заседания. Составились партии: одни обвиняли Пьера, осуждая его в иллюминатстве; другие поддерживали его. Пьера в первый раз поразило на этом собрании то бесконечное разнообразие умов человеческих, которое делает то, что никакая истина одинаково не представляется двум людям. Даже те из членов, которые казалось были на его стороне, понимали его по своему, с ограничениями, изменениями, на которые он не мог согласиться, так как главная потребность Пьера состояла именно в том, чтобы передать свою мысль другому точно так, как он сам понимал ее.
    По окончании заседания великий мастер с недоброжелательством и иронией сделал Безухому замечание о его горячности и о том, что не одна любовь к добродетели, но и увлечение борьбы руководило им в споре. Пьер не отвечал ему и коротко спросил, будет ли принято его предложение. Ему сказали, что нет, и Пьер, не дожидаясь обычных формальностей, вышел из ложи и уехал домой.

    На Пьера опять нашла та тоска, которой он так боялся. Он три дня после произнесения своей речи в ложе лежал дома на диване, никого не принимая и никуда не выезжая.
    В это время он получил письмо от жены, которая умоляла его о свидании, писала о своей грусти по нем и о желании посвятить ему всю свою жизнь.
    В конце письма она извещала его, что на днях приедет в Петербург из за границы.
    Вслед за письмом в уединение Пьера ворвался один из менее других уважаемых им братьев масонов и, наведя разговор на супружеские отношения Пьера, в виде братского совета, высказал ему мысль о том, что строгость его к жене несправедлива, и что Пьер отступает от первых правил масона, не прощая кающуюся.
    В это же самое время теща его, жена князя Василья, присылала за ним, умоляя его хоть на несколько минут посетить ее для переговоров о весьма важном деле. Пьер видел, что был заговор против него, что его хотели соединить с женою, и это было даже не неприятно ему в том состоянии, в котором он находился. Ему было всё равно: Пьер ничто в жизни не считал делом большой важности, и под влиянием тоски, которая теперь овладела им, он не дорожил ни своею свободою, ни своим упорством в наказании жены.
    «Никто не прав, никто не виноват, стало быть и она не виновата», думал он. – Ежели Пьер не изъявил тотчас же согласия на соединение с женою, то только потому, что в состоянии тоски, в котором он находился, он не был в силах ничего предпринять. Ежели бы жена приехала к нему, он бы теперь не прогнал ее. Разве не всё равно было в сравнении с тем, что занимало Пьера, жить или не жить с женою?
    Не отвечая ничего ни жене, ни теще, Пьер раз поздним вечером собрался в дорогу и уехал в Москву, чтобы повидаться с Иосифом Алексеевичем. Вот что писал Пьер в дневнике своем.
    «Москва, 17 го ноября.
    Сейчас только приехал от благодетеля, и спешу записать всё, что я испытал при этом. Иосиф Алексеевич живет бедно и страдает третий год мучительною болезнью пузыря. Никто никогда не слыхал от него стона, или слова ропота. С утра и до поздней ночи, за исключением часов, в которые он кушает самую простую пищу, он работает над наукой. Он принял меня милостиво и посадил на кровати, на которой он лежал; я сделал ему знак рыцарей Востока и Иерусалима, он ответил мне тем же, и с кроткой улыбкой спросил меня о том, что я узнал и приобрел в прусских и шотландских ложах. Я рассказал ему всё, как умел, передав те основания, которые я предлагал в нашей петербургской ложе и сообщил о дурном приеме, сделанном мне, и о разрыве, происшедшем между мною и братьями. Иосиф Алексеевич, изрядно помолчав и подумав, на всё это изложил мне свой взгляд, который мгновенно осветил мне всё прошедшее и весь будущий путь, предлежащий мне. Он удивил меня, спросив о том, помню ли я, в чем состоит троякая цель ордена: 1) в хранении и познании таинства; 2) в очищении и исправлении себя для воспринятия оного и 3) в исправлении рода человеческого чрез стремление к таковому очищению. Какая есть главнейшая и первая цель из этих трех? Конечно собственное исправление и очищение. Только к этой цели мы можем всегда стремиться независимо от всех обстоятельств. Но вместе с тем эта то цель и требует от нас наиболее трудов, и потому, заблуждаясь гордостью, мы, упуская эту цель, беремся либо за таинство, которое недостойны воспринять по нечистоте своей, либо беремся за исправление рода человеческого, когда сами из себя являем пример мерзости и разврата. Иллюминатство не есть чистое учение именно потому, что оно увлеклось общественной деятельностью и преисполнено гордости. На этом основании Иосиф Алексеевич осудил мою речь и всю мою деятельность. Я согласился с ним в глубине души своей. По случаю разговора нашего о моих семейных делах, он сказал мне: – Главная обязанность истинного масона, как я сказал вам, состоит в совершенствовании самого себя. Но часто мы думаем, что, удалив от себя все трудности нашей жизни, мы скорее достигнем этой цели; напротив, государь мой, сказал он мне, только в среде светских волнений можем мы достигнуть трех главных целей: 1) самопознания, ибо человек может познавать себя только через сравнение, 2) совершенствования, только борьбой достигается оно, и 3) достигнуть главной добродетели – любви к смерти. Только превратности жизни могут показать нам тщету ее и могут содействовать – нашей врожденной любви к смерти или возрождению к новой жизни. Слова эти тем более замечательны, что Иосиф Алексеевич, несмотря на свои тяжкие физические страдания, никогда не тяготится жизнию, а любит смерть, к которой он, несмотря на всю чистоту и высоту своего внутреннего человека, не чувствует еще себя достаточно готовым. Потом благодетель объяснил мне вполне значение великого квадрата мироздания и указал на то, что тройственное и седьмое число суть основание всего. Он советовал мне не отстраняться от общения с петербургскими братьями и, занимая в ложе только должности 2 го градуса, стараться, отвлекая братьев от увлечений гордости, обращать их на истинный путь самопознания и совершенствования. Кроме того для себя лично советовал мне первее всего следить за самим собою, и с этою целью дал мне тетрадь, ту самую, в которой я пишу и буду вписывать впредь все свои поступки».

      Даниил Александрович Гранин Имя при рождении: Даниил Александрович Герман Дата рождения: 1 января 1919(19190101) Место рождения: село Волынь (Курская область) Гражданство … Википедия

      Настоящая фамилия Герман (р. 1919), русский писатель, Герой Социалистического Труда (1989). Образы учёных подвижников, нравственно психологические проблемы научной интеллигенции в романах о физиках «Искатели» (1954), «Иду на грозу» (1962), в… … Энциклопедический словарь

      - (псевд. Даниила Александровича Германа) (р.1919). Видный рус. сов. прозаик, киносценарист, более известный произв. др. жанров, один из ведущих мастеров сов. лит ры 1950 80 х гг. Род. в с. Волынь (ныне Курской обл.), окончил Ленингр. (ныне СПБ)… … Большая биографическая энциклопедия

      Гранин, Даниил Александрович - Даниил Гранин. ГРАНИН (настоящая фамилия Герман) Даниил Александрович (родился в 1919), русский писатель. Нравственно психологические проблемы научной интеллигенции в романе “Искатели” (1954), “Иду на грозу” (1962). Художественно документальное… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      Гранин (псевдоним; настоящая фамилия Герман) Даниил Александрович (р. 1. 1. 1919, с. Волынь, ныне Курской обл.), русский советский писатель. Член КПСС с 1942. В 1940 окончил Ленинградский политехнический институт, работал на Кировском заводе.… … Большая советская энциклопедия

      ГРАНИН (наст. фам. Герман) Даниил Александрович (р. 1919) русский писатель, Герой Социалистического Труда (1989). Нравственно психологические проблемы научной интеллигенции в романах Искатели (1954), Иду на грозу (1962). Художественно… … Большой Энциклопедический словарь

      ГРАНИН (Герман) Даниил Александрович (р. 01 января 1919, город Волынь, Курская область), сценарист; лауреат Гос. премии СССР (1978, за участие в фильме «Дождь в чужом городе»); кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени (1999).… … Энциклопедия кино

      ГРАНИН Даниил Александрович - ГРАНИН (наст. фам. Герман) Даниил Александрович (р. 1919), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1942. Ром. «Искатели» (1954), «После свадьбы» (1958), «Иду на грозу» (1962), «Картина» (1980). Док. проза: Клавдия Вилор» (1976; Гос. пр. СССР,… … Литературный энциклопедический словарь

      ГРАНИН Даниил Александрович - ГРА НИН (наст. фам. Герман) Даниил Александрович (р. 1.1.1919) сов. писатель, сценарист. Чл. КПСС с 1942. В 1940 окончил Ленингр. политехнич. ин т. Печатается с 1949. Его осн. тема нравств. проблемы науч. технич. творчества. По своим романам … Кино: Энциклопедический словарь

      - (наст. фам. Герман; р. 1918) – рус. писатель. Род. в семье лесника. Работал ст. инженером энерголаборатории, затем в КБ. В 1949 50 ст. инженер научно исследоват. ин та. Печататься начал в 1949. Осн. тема произв. – романтика и поэзия научно технич … Энциклопедический словарь псевдонимов

    Книги

    • Ленинградский каталог
    • Ленинградский каталог , Гранин Даниил Александрович. Даниил Александрович Гранин - лауреат Государственной премии, Герой Социалистического Труда, участник Великой Отечественной войны, кавалер многих орденов и медалей, выдающийся писатель своего…

    Признанный классик русской литературы, участник Великой Отечественной войны Даниил Гранин. Он родился в 1919 году, когда страна только восстанавливалась после революции. В 21 год Гранин ушел на фронт – и спустя долгих четыре года, в 25 лет, после окончания боевых действий, он вернулся на родину, которой его силами и силами тысяч других таких же молодых людей предстояло возрождаться уже после тяжелой войны. В 30 лет Даниил Гранин уже печатался. К 1976 году он получил первую государственную награду. До последних дней своей жизни он писал, писал, писал…

    Несмотря на то, что Даниил Александрович Гранин оставался нашим современником, о нем до сих пор многое неизвестно. Существуют разные мнения даже касательно его места рождения. Например, некоторые исследователи его творчества считают, что Гранин родился в Саратовской области, хотя официальная биография говорит о том, что это произошло под Курском.

    1 января 1919 года, когда весь мир отмечал Новый год, лесник Александр Данилович Герман и его супруга Анна Бакировна встречали своего новорожденного сына Даниила. Никто не мог представить, каких высот добьется деревенский мальчик, родившийся в совершенно новой стране в абсолютно безумное время.

    Когда Даниил подрос, родители приняли решение переехать в Ленинград, чтобы дать сыну достойное образование. Именно там, на Моховой улице близ Литейного проспекта, стояла школа, в которой юной Даниил Герман, по его воспоминаниям, «влюбился в учебу». Особенно ему нравились уроки физики, хотя при этом вторым важнейшим для него предметом, конечно же, была литература. За средним образованием, легко давшимся юноше, последовало высшее – однако тут не обошлось без колебаний. Даниил страстно любил историю, книги, литературу и язык, но родители настояли на своем: раз юноша интересуется физикой, то самым правильным будет поступить на инженерную специальность. Так будущий писатель оказался в Ленинградском политехническом институте (ныне Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого).

    Даниил Гранин в 1940-е годы/ Фото: РИА "Новости"

    Даниил Герман был принят на электромеханический факультет, который выдал ему диплом в 1940 году, за год до начала Великой Отечественной войны. Сразу по окончании вуза молодого специалиста сразу же взяли на работу на Кировский завод Северной столицы. В июле 1941 года именно оттуда 21-летний петербуржец добровольцем ушел на фронт в составе заводского народного ополчения. В будущем ни одно интервью прославленного писателя е обходилось без вопросов о войне, многие его тексты и книги были посвящены великой трагедии, у большинства читателей его имя неразрывно связано с Великой Отечественной войной. Особое место в его библиографии занимает «Блокадная книга» - сборник документальной прозы о блокаде Ленинграда (1941 – 1944), написанной в соавторстве с белорусским прозаиком Алесем Адамовичем. Его по праву называли «последним писателем Великой Отечественной войны».

    Начало Великой Отечественной войны Даниил Герман встретил на Ленинградском и Прибалтийском фронтах, затем воевал на Лужском рубеже, на Пулковых высотах. В 1943 году был откомандирован в Ульяновское танковое училище и далее воевал в войсках тяжелой артиллерии. Так он дослужился до командира танковой роты, в звании которого закончил в войну на территории Восточной Пруссии. В 1945 году, после Великой Отечественной войны, он вернулся к инженерной службе, занимался восстановлением энергетического хозяйства в послевоенном Ленинграде.

    Даниил Гранин и Алесь Адамович на встрече с ветеранами-блокадниками. В центре - одна из героинь "Блокадной книги" Евгения Строганова/ Фото: Алексей Варфоломеев, РИА "Новости"

    Хотя сам писатель считал своим литературным дебютом рассказ «Вариант второй», опубликованный в 1949 году в журнале «Звезда», его творческая карьера началась намного раньше. Еще до войны он писал рассказы о Парижской коммуне в журнал «Резец» - они датируются 1937 годом. Спустя многие годы он вернулся к ним и превратил короткие тексты в историческую повесть «Ярослав Домбровский». Но публикация в «Звезде» действительно открыла миру нового писателя- именно тогда, в 1949 году, уроженец Курской губернии Даниил Александрович Герман взял свой знаменитый псевдоним Гранин. Это произошло по просьбе журнального редактора отдела прозы, его однофамильца Юрия Германа. В том же году была напечатана «Победа инженера Корсакова» (1950). Он выбрал для своего творчества тему, которая была важна для всего СССР – науку и промышленность. Его героями были инженеры и ученые, исследователи и строители ГЭС. Много позже, уже став знаменитым писателем, он создал документальные биографические произведения, в которых рассказал истории биолога-генетика Николая Тимофеева-Ресовского (1987) и биолога и энтомолога Александра Любищева (1974), которые внесли большой вклад в развитие и популяризацию науки в СССР.

    Известность пришла к Гранину в 1955 году после публикации романа «Искатели» . История о советском ученом Андрее Лобанове понравилась всем - и коллегам, и читателям, и властям.Изобретатель не только пытается создать уникальный для того времени прибор – локатор для поиска мест разрыва телефонных сетей, но и ведет борьбу с бумажной волокитой и бюрократической системой во имя научных изысканий. После этой работы Гранина не только избрали делегатом на Второй съезд писателей, но и впервые в жизни экранизировали его роман. Полнометражный цветной фильм 1956 года был поставлен на «Ленфильме» Михаилом Шапиро. Публика была в восторге!

    Спустя еще несколько лет писатель вновь оказался впереди коллег по цеху - его роман «Иду на грозу» стал открытием для советского читателя. Его называли прорывом, его считали лучшим романом года (если не десятилетия). В центре сюжета романа 1962 года снова оказались ученые, молодые физики Сергей и Олег. Еще студентами они начали изучать грозу и решили, что могут обуздать стихию. Их цель проста - они хотят научиться управлять вспышками молний и раскатами грома. Но в какой-то момент между друзьями возникает противоречие. Один считает, что в основе всего лежит поиск истины, в то время как другой готов пойти на все ради успеха. Экзистенциальный и психологический, по-своему революционный роман не прошел мимо читателей и стал настольной книгой своего и последующего поколений. «Иду на грозу» был дважды экранизирован - в 1965 на «Ленфильме» был снят одноименный фильм Сергея Микаэляна, а в 1987 на «Мосфильме» был подготовлен ремейк «Поражение» Булата Мансурова.

    Наконец в 70-х имя Даниила Гранина вновь появилось на страницах газет и журналов. В «Новом мире» вышла подборка документальной прозы, которая позже была опубликована в виде «Блокадной книги». Она стала одной из самых обсуждаемых не только среди ленинградцев, но и по всей стране. Хроника блокады Ленинграда, пугающие документальные сюжеты прошлого стали открытием - многие читатели вступали в полемику с писателем, спорили с ним и обвиняли в фальсификации. Отметим, что первая часть «Блокадной книги» была опубликована в московском толстом литературном журнале неспроста. В «Новом мире» текст вышел еще в 1977 году, но в Ленинграде, где в те времена первым секретарем Ленинградского обкома КПСС был жесткий управленец Григорий Романов, был наложен запрет на печать блокадных историй Гранина и Адамовича. Книга появилась на свет лишь в 1984 году, после смены городского руководства и переезда Григория Романова в столицу.

    До последних дней Даниил Гранин писал - за годы жизни он создал десятки крупных и малых произведений, среди которых «Обратный билет» , «Река времен» , «Зубр» , «Наш комбат» , «Неизвестный человек», «Вечера с Петром Великим», «Мой лейтенант» и многие другие. В библиографии Гранина встречаются шпионские и документальные романы, биографии советских и европейских ученых, повести и эссе, очерки о путешествиях и научные статьи.

    Весной 2017 года в Москве была издана последняя книга Даниила Гранина «Она и все остальное» . Свежая работа лишь косвенно касалась военной темы - новый роман был написан в первую очередь о любви. Об отношениях питерского инженера и немки, изучающей наследие архитектора Шпреера, видного деятеля Третьего рейха. Критики даже успели сравнить его с бунинской прозой, настолько нетипичной для Гранина стала «Она и все остальное».

    Даниил Гранин скончался 4 июля в Санкт-Петербурге. Писатель и общественный деятель, киносценарист и ветеран войны, он не дожил до 100-летнего юбилея всего полтора года. В 2017 году он был награжден президентом России Владимиром Путиным государственной премией «За выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности». Кроме того, он становился лауреатом государственных премий СССР и дважды РФ, а также Президента РФ. С 2005 года он носил звание Почетного гражданина Санкт-Петербурга.

    Прощание с писателем пройдет в Таврическом музее Санкт-Петербурга 8 июля. В этот же день Даниил Гранин будет похоронен на Комаровском кладбище рядом с супругой.

    Выбор редакции
    Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

    Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

    Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

    Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
    Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
    Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
    Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
    Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
    Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...