Презентация на тему "глобус и географическая карта". Мир глазами географа


Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Слайд 19

Описание слайда:

Слайд 20

Описание слайда:

Слайд 21

Описание слайда:

Слайд 22

Описание слайда:

Слайд 23

Описание слайда:

Слайд 24

Описание слайда:

Слайд 25

Описание слайда:

Слайд 26

Описание слайда:

Слайд 27

Описание слайда:

Слайд 28

Описание слайда:

Слайд 29

Описание слайда:

Слайд 30

Описание слайда:

Слайд 31

Описание слайда:

Слайд 32

Описание слайда:

Слайд 33

Описание слайда:

Слайд 34

Описание слайда:

Слайд 35

Описание слайда:

Слайд 36

Описание слайда:

Слайд 37

Описание слайда:

Слайд 38

Описание слайда:

Слайд 39

Описание слайда:

Слайд 40

Описание слайда:

Слайд 41

Описание слайда:

Слайд 42

Описание слайда:

Слайд 43

Описание слайда: Описание слайда:

Природные и социальные ориентиры Природные ориентиры. Стороны горизонта определяют по звездам (Полярная звезда показывает направление на север). Днем можно определить стороны горизонта при помощи часов и Солнца: на часах надо выставить местное время, направить часовую стрелку на Солнце, разделить пополам угол между стрелкой и числом 12 на циферблате. Полученная линия укажет направление север - юг (до полудня юг будет справа от Солнца, после полудня - слева). Таким же образом определяются стороны горизонта по часам и полной Луне. Большинство из растений являются своеобразными «компасами»: мхи и лишайники располагаются на северной стороне деревьев и камней, кора деревьев грубее и чернее с северной стороны. Муравейники стоят с южной стороны деревьев, а на хвойных деревьях смола обильнее накапливается с южной стороны, ветви отдельно стоящих деревьев длиннее также с южной стороны. Социальные ориентиры. Алтари и часовни православных и лютеранских церквей обращены на восток, алтари католических церквей - на запад, буддийские пагоды обращены фасадами на юг.

Слайд 45

Описание слайда:

Слайд 46

Описание слайда: Описание слайда:

Абсолютная высота (от лат. absolutus -независимый) - расстояние в метрах по вертикали от заданной точки на поверхности Земли до среднего уровня поверхности океана (моря). Абсолютная высота (от лат. absolutus -независимый) - расстояние в метрах по вертикали от заданной точки на поверхности Земли до среднего уровня поверхности океана (моря). В России абсолютная высота исчисляется от нуля футштока в Кронштадте (порт в Ленинградской области на о. Котлин, Балтийское море). Она бывает положительной (местность лежит выше уровня океана) и отрицательной (местность расположена ниже уровня океана). Положительную абсолютную высоту имеет большая часть суши. Примеры отрицательной абсолютной высоты встречаются на суше реже: впадина Каттара, Африка (-133 м), Долина Смерти, Северная Америка (-85 м). Неровности земной поверхности, т.е. рельеф и воды на географических картах отображают двумя способами: с помощью горизонталей (изогипсы -от греч. hýpsos - высота) - показывают линии с одинаковой абсолютной высотой и изобат (от греч. bathos - глубина) - показывают линии одинаковой глубины. Для определения абсолютных высот и глубин на физических картах помещают шкалу высот и глубин. Следует отметить, что при повышении высот от 0 м и более, цвет поверхности на физической карте меняет оттенок со светло-зеленого (равнины) до темно-коричневого (высокие горы). При увеличении глубины цвет поверхности также меняется с голубоватого (0 м) до темно-синего (глубочайшие впадины и желоба). Следовательно, высоту или глубину на физической карте определяют по оттенку цвета, находящемуся в спектре.

Слайд 49

Описание слайда:

Слайд 50

Описание слайда:

Слайд 51

Описание слайда:

Слайд 52

Описание слайда:

Слайд 53

Описание слайда:

Слайд 54

Описание слайда:






































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: развитие учебно-познавательного интереса к материалу о форме Земли и о ее моделях (шарообразной и плоской).

Предметные задачи урока:

  • развивать представления о том, как происходили накопление, обобщение, фиксация географических знаний в истории человечества;
  • формировать понимание того, что глобус – это модель Земли; карта - плоскостное изображение земной поверхности;
  • ознакомить с расположением географических объектов на глобусе и географической карте.

Личностные задачи урока: создать условия для проявления интереса к новому материалу, формирования представления об основных моральных нормах поведения.

Метапредметные задачи урока:

  • принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (регулятивные);
  • строить сообщения в устной форме, находить в тексте ответ на заданный вопрос (познавательные);
  • использовать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию, слушать собеседника излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей; (коммуникативные);
  • учиться правильно давать определения изучаемых понятии?;
  • получать различную информацию из различных источников (учебник, интернет, глобус, карты).

Оборудование: глобус, карта полушарий, проектор, приложение .

Ход урока

Этап Содержание этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечания
1. Организационный: позитивный настрой, проверка готовности к уроку
2. Актуализация знаний Географический диктант:

1. Земля имеет форму...

2. На каком месте среди всех планет относительно солнца находится Земля?

3. Радиусы Земли неодинаковые, тот, что больше - ..., тот, что меньше....

4. Движение Земли вокруг своей оси называется...

5. Орбитальное движение длится...

6. Линия, по которой Земля движется вокруг солнца, называется...

7. Один оборот вокруг Солнца Земля делает за....

9. Две точки Земной поверхности, не участвующие в осевом вращении, называются....

10..Линия, одинаково удалённая от северного и южного полюса, которая делит земной шар на два полушария, называется...

С помощью проектора демонстрирует вопросы для проверки имеющихся знаний

Итог: во время работы мы вспомнили географические термины, которые помогут нам расширить знания, как вы думаете, о чем? (о нашей планете)

1. Отвечают на вопросы в тетради:

1. Геоид (приплюснутый у полюсов шар)

3. экваториальный, полярный

4. осевое (суточное)

5. 365 - (366 суток)

10. экватор

2. Обмениваются тетрадями с соседом по парте (взаимопроверка, оценивание)

НОРМА ОЦЕНОК НА ДОСКЕ

(исходим из количества ошибок)

6 и больше = “2”

3. Проблемная ситуация. Формулировка цели, постановка задач Слайды 5 Внимательно посмотрите на слайд и попробуйте определить:

Почему именно эти предметы размещены на слайде? О чём пойдёт речь на уроке? Какова будет наша цель?

Демонстрирует слайд.

Организует обсуждение, резюмирует высказывания детей

Предлагают варианты формулировки цели.

Отвечают на вопросы

Слайды 6-16 история создания разных глобусов. Рассказ учителя об истории создания различных глобусов.

Объяснение учителя может быть заменено предварительно подготовленными сообщениями учащихся об истории создания различных глобусов (учитель демонстрирует, сопровождает рассказ изображением)

Корректирует ответы

Сообщения учащихся об истории создания глобусов. Учащиеся сравнивают изображения, пытаются сформулировать заключение: что изображается на глобусе, почему создание глобуса-это шаг вперёд в истории науки, в чём преимущества и недостатки глобуса.
Просмотр мультипликационного ролика Проблемное задание Поиск ответа на вопрос: Что в мультфильме выдумка, что научно доказанная истина?

Обсуждение, дополнение ответов одноклассников

Посмотрите на изображение на слайдах 19-21 Постановка вопроса:

Что представляла собой старинная карта?

Организация дискуссии:

Почему плоскостное изображение земной поверхности было необходимо? В чём преимущества карты? В чём недостатки? Почему карты древности отличаются от тех, что висят у нас в классе и собраны в ваших атласах?

Высказывают предположения вступают в дискуссию. Учатся отстаивать свою точку зрения при этом выслушивают точку зрения одноклассников
Гимнастика для глаз:

Дети закрывают глаза под тихую музыку выполняют команды учителя:

“Представили наш ученический глобус, сосредоточили взгляд закрытых глаз на экваторе. Поехали в восточном направлении, сделали полный оборот, глаз не открываем, прыгнули взглядом на северный полюс, на южный, вновь на северный и снова на южный, вновь сосредоточили взгляд закрытых глаз на экваторе, поехали по линии экватора в западном направлении. Увеличили мысленно глобус в два раза и проделали ту же процедуру ещё раз”

Продолжение Слайд 22. Условные знаки на карте и в атласе Предлагает проанализировать изображения карты и глобуса Изучают условные знаки карты, цветовую шкалу, масштаб
Различие географических карт

Многообразие карт

Вводит новые понятия (план, топографическая карта, аэрофотоснимки, космические снимки, атлас); демонстрирует на слайдах 23-37 Просматривая различные слайды, пытаются определить, в чём различие, сходство, преимущества и недостатки каждого вида изображений.
4 Закрепление новых знаний Продолжите фразу: Я считаю, что глобус (карта) для работы важнее и удобнее, потому что..... Помогает сформулировать ответы Отвечают на вопросы, сравнивают
5 Рефлексия Что удивило на уроке?

О чём хотели бы узнать ещё?

Организует обсуждение Высказываются
6 Домашнее задание Параграф 5.

ВАШИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Ответы на вопросы развёрнутые, доказательные (оформляем в тетради), используя различные источники информации

Пояснение требований к выполнению домашнего задания Записывают в тетради вопросы:

1. Может ли быть космический глобус?

2. Могут ли быть аэрофотосъёмки всей земной поверхности? Если “да”, то можно ли из них составить карту или глобус, если “нет”, то почему?

3. Зачем человеку нужны разные карты, ведь на них изображается одна и та же поверхность, не лучше ли сделать одну, но качественно?

Глобус и карта – это главные символы географической науки, напоминающие нам о заманчивых путешествиях в дальние страны. Несмотря на то, что оба указанных объекта изображают земную поверхность, между ними существует целый ряд принципиальных отличий.

Карта – это обобщенное изображение земной поверхности, выполненное на плоскости, в масштабе, при помощи условных знаков.

Сравнение

Глобус – это самая точная модель Земли. Он появился в 1942 году благодаря немцу Мартину Бехайму, работавшему в Географическом институте. На первой модели отсутствовала половина материков и островов, существующих на Земле, но именно она стала предтечей эпохи Великих географических открытий. На современном глобусе изображены все находящиеся на планете материки и океаны. Традиционно глобусы выпускают двух видов – общегеографические и политические.

Глобус

Карта появилась в III столетии до нашей эры. Некто Эратосфен, позже названный «отцом географии», изобразил известные на то время части Европы, Азии и Африки, а также начертал на своей карте зачатки градусной сетки.

Именно гладкая поверхность глобуса подчеркивает: относительные высоты на Земле намного уступают ее горизонтальным расстояниям. Особенностью данного предмета является то, что градусная сетка, форма меридианов-параллелей, конфигурация географических объектов, их линейные и территориальные размеры соответствуют действительным, то есть изображены без искажений. Естественно, учитывается и масштаб.

Из-за того что глобус соответствует принципам равновеликости, равнопромежуточности и равноугольности, он является незаменимым прибором в космонавтике, морской и воздушной навигации.

Поскольку карта презентует земную поверхность, изображенную на плоскости, все предметы, их конфигурация, площади и расстояния на ней поддаются искажению. Поэтому, в зависимости от предназначения карты, выбирается проекция – цилиндрическая, коническая или азимутальная, которая максимально уменьшает искажения.


Карта Росии

Все объекты на карте изображаются с помощью условных знаков: значковых, линейных, линий движения, изолиний, способом ареалов и послойного раскрашивания, что облегчает картографирование и улучшает степень восприятия информации ее потребителем.

Карты делятся по уровню уменьшения земной поверхности – крупно-, средне- и мелкомасштабные, по предназначению, по содержанию и по площади освещаемой территории.

Карты более удобны в использовании, чем глобусы.

Выводы сайт

  1. Карта появилась раньше, глобус — на восемнадцать столетий позже.
  2. На глобусе изображена вся Земля, а карта может демонстрировать зрителям как всю планету, так и отдельные материки, страны, части света, области, города, улицы.
  3. Географические объекты, их площади и расстояния между ними передаются на глобусе без искажений, в отличие от изображения на карте.
  4. Глобус менее удобен в использовании, чем карта.
Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...