Когда случилось стояние на реке угре. Хан Ахмат, Большая Орда


Впрочем, и само это стояние рисуется как-то легкомысленно. Дескать, русские и ордынцы собрали армии, сошлись на реке Угре, провели там месяц да и разошлись восвояси. Иные намекают, что русским пособил «генерал Мороз» - татары откочевали на юг только по той причине, что зима в том году была ранняя и жестокая.

О том, кто олицетворял противоборствующие стороны, представление тоже смутное. С нашей стороны - Иван Великий - то ли князь, то ли колокольня. Предводителя татар помнят лишь по той причине, что поэтесса Горенко взяла псевдоним Ахматова в его честь - прабабка Анны Андреевны возводила свой род именно к Ахмату.

Малой кровью

А между тем хан Большой Орды Ахмат ждал как раз морозов: «Станет Угра - много откроется путей на Русь!» Войско ордынцев численностью от 100 до 200 тыс. сабель пыталось занять броды по Угре от Калуги до города Опакова (ныне село Палатки) - фронт длиной в 60 км. Там развернулась непрерывная четырёхдневная битва за обладание переправой. Летописные рассказы говорят об этом так: «Наши стрелами и пищальми много поганых побили, и без числа потопили в реке, а их стрелы меж наших падали и никого не уязвляли».

Особенных подвигов, достойных песен и былин, там не совершалось - в этом плане Угра не идёт ни в какое сравнение с Куликовым полем. Единственным подвигом стало вдумчивое планирование одной из крупнейших военно-политических операций Средневековья. И здесь все лавры заслуженно принадлежат Великому князю Московскому Ивану III .

Его сравнивают с Александром Невским и Дмитрием Донским. Сравнение не в пользу Ивана - доспехами с рядовыми ратниками не менялся, в первых рядах не бился и вообще почти всю кампанию просидел в Москве. Вернее, в Красном селе, поскольку москвичи обвиняли его в трусости, а архиепископ Вассиан Рыло и вовсе застыдил: «Может быть мне, пастырю духовному, рати возглавить надлежит, коли ты не возмогаешь?»

Но именно там, в далёкой от Угры ставке князя, велась самая нужная и незаметная часть работы. Разведка. Контрразведка. Расшатывание политических союзов врага. Создание диверсионных групп и психологическая война. Модернизация армии. Внедрение инновационных технологий. Планирование глубокого стратегического охвата с помощью десанта...

Окончательное решение

Когда в апреле 1480 г. Орда двинулась к границам Руси, наши войска были уже полностью мобилизованы и готовы к бою. Летописи ни словом не упоминают ни о сборе полков из других городов, ни о рассылке гонцов, как это было перед Куликовской битвой. Русские заранее знали, как и какими силами Ахмат пошёл к Москве. А без грамотной работы разведки это невозможно.

Кстати, татары всегда нападали на Москву в лоб - через Оку и Коломну. Ахмат же дал серьёзного крюка к западу. Почему? Причина проста - ему обещал помощь Казимир IV Ягеллончик, король польский и великий князь литовский . Но помощи от Литвы не было. Как назло, именно в этот момент у Казимира возникли серьёзные проблемы - начали волноваться подвластные ему русские православные князья. Ряд источников говорит о том, что дело не обошлось без агентов Москвы, которые целенаправленно мутили воду в Литве.

Памятник «Стояние на Угре 1480» Фото: Commons.wikimedia.org / StoAndrey

О том, что главным оружием русских в той битве стала артиллерия, говорят много. Но сама по себе она использовалась у нас к тому моменту уже лет сто. Инновации Ивана состояли в другом. Впервые артиллерия стала не крепостной, а полевой. Впервые широко применили целый ряд ручного стрелкового оружия. Тюфяки, стреляющие «дробосечным железом», то есть картечью. Ручницы - пушки весом около 4 кг. Ручницы лёгкие - весом около 1 кг - ими вооружали кавалерию. И, наконец, «пищали тяжёлые», к которым прилагались «станки на колёсах». Для той эпохи артиллерия считалась сильной, если на 1000 солдат приходилась 1 пушка, производившая в день от 3 до 5 выстрелов. Русские совершили реальный прорыв. Новейшим оружием обеспечили до 15% войск, а организация огня была виртуозной.

Но Ахмат был упорен. Теоретически замёрзшая Угра и впрямь могла ему сильно помочь. У конницы, перешедшей реку по льду в неожиданных местах, была масса возможностей. Идти на Москву, зайти русским в тыл, заняться грабежом окрестностей - выбор широк. И никакие русские пушки, отягощённые обозом, не могли бы ей в этом помешать. Но этого не случилось. Как раз когда Угра стала, татары внезапно отошли от берега, а потом и вовсе бежали.

В тот момент Ахмат получил страшное известие - возвращаться ему было уже некуда. Сработал план Ивана Великого - глубокий рейд «судовой ратью» по Волге к столице Орды, Сараю. Речной десант под руководством воеводы Василия Гвоздева-Ноздроватого и служилого московского татарина Нур-Девлета . Город, некогда наводивший ужас на полмира, перестал быть: «И тако пленили, жён и детей поганых без милости смерти предали, жилища же их сожгли и обратили Орду в место пусто».

Так окончилось иго. И так родилась та Россия, политика которой с тех пор всегда была нацелена на конечный итог - мобилизация, модернизация и полное стирание обидчиков из истории и реальности.

В ноябре нынешнего года исполнится 535 лет одному знаменательному событию. День 11 ноября это не только день Лачплесиса в Латвии и день первого постсоветского чемпионства "Зенита". Мало кто задумывается о том, когда была снята самая длительная оккупация в истории России.Ведь период монголо-татарского ига — одна из самых долгих страниц в нашей истории. Впервые русские столкнулись с монголами в 1223-ем г. на реке Калке. 13 лет спустя орды Батыевы двинулись на Русь, громя все на своем пути. Один из самых героических эпизодов первых лет нашествий — оборона Рязани и Козельска. Про оборону Рязани был снят впоследствии мультфильм "Сказ о Евпатии Коловрате", подаривший Руси одного из первых национальных героев, а Козельск можно по праву считать первым городом Русской Воинской Славы, первым городом-героем, "первым Севастополем" нашей страны. Ведь общеизвестный факт о Севастополе таков, что он выдерживал осады продолжительностью почти год: Крымская война — 350 дней, ВОВ — 250 дней. Козельск сопротивлялся 1,5 месяца, что по тем средневековым меркам был вполне приличный срок. За это время защитники города положили под его стенами порядка 5000 ордынских оккупантов, но в итоге пал. С 1240 по 1480 г. на Руси установилось монголо-татарское иго. В 1380 г. князь Дмитрий Донской положил победное начало освободительной борьбе против ордынцев. Настал момент, когда Русь окончательно сбросила с себя ярмо позорной оккупации и вздохнула полной грудью, начав раскручивать свой территориальный маховик.


Угра — небольшая речка, протекающая по территории современных Калужчины и Смоленщины и являющаяся левым притоком р. Оки, относящейся к Волжскому речному бассейну. Длина 400 км, площадь бассейна 15 700 км². Берёт начало на Смоленской возвышенности на юго-востоке Смоленской области. Долгое время Угра была рекой, пограничной между различными этноплеменными и политическими образованиями. Упоминания о военных и политических столкновениях содержатся в летописях, начиная с 1147 года: это сведения о половецких набегах, о русско-литовских порубежных конфликтах и т. д.

Наиболее широкую известность Угра приобрела в 1480 году после так называемого Стояния на реке Угре, противостояния хана Большой Орды Ахмата и великого князя московского Ивана III, считающегося окончанием монголо-татарского ига. Из-за своего оборонительного значения река получила название «Пояс Богородицы»


Завершающим этапом в свержении ордынского ига, продолжавшегося практически 2 века, послужило Великое стояние на реке Угре. Однако, в современной литературе этому противостоянию уделяется малое внимание. Гораздо более известной является Куликовская битва, но именно стояние на реке Угре завершилось полным свержением ордынского ига.

Причины и предпосылки

На тот момент знаменитая Золотая Орда потеряла свой прежний статус и целостность. Она была разорвана местными ханами на множество отдельных синдикатов внутри страны. Каждая самостоятельная территория получала сохраняла название Орда, но к ней прибавлялась еще и географическое местонахождение этого ханства. Самым крупным осколком великой Золотой Орды, была Большая Орда. Именно ею и управлял хан Ахмат. Летописцы говорят о том, что для похода на Москву Ахмед собрал все имеющиеся у него войска. Буквально все мужское население Орды было созвано для похода на Москву.

Очевидность того, что ордынцы затевают крупный поход на Москву, стала понятной еще в начале марта 1480 года. Именно в это время недалеко от реки Ока, которая на тот момент была приграничной юго-западной территории российского государства, был замечен небольшой отряд ордынцев, который был разбит воеводами из Москвы. Но это появление монголо-татар было верным знаком того, что хан Ахмат собирает силы для похода на Русь.

В 1480 году произошло Великое стояние на реке Угре. Решающие события этого противостояния случились в октябре-ноябре месяце, но подготовительная работа, особенно со стороны ордынцев, началась гораздо раньше. По сути весь 1480 год был для России годом военным, когда вся страна готовилась в решающей битве для свержения ордынского ига.

Почему же случилось противостояние, которое ознаменовало великое стояние на реке Угре? И почему это случилось именно в 1480 году? Ответ на эти вопросы прост. Лучшего момента для похода на Москву у хана Ахмата могло больше и не быть. Ведь именно в это время князь московский Иван III находился в ссоре со своими братьями Андреем и Борисом, которые угрожали уходом своего войска на службу к князю литовскому Казимиру. В это же время Казимир со своим войском вторгся на территорию Пскова. В результате в случае нападения хана Ахмата, князь Иван III грозился увязнуть не только в войне с ним, но и с князем литовским, и со своими братьями, желавшими укрепить свою власть в стране.

Подготовка

Отношения с Ордой, и без того бывшие напряжёнными, к началу 1470-х годов окончательно испортились. Орда продолжала распадаться; на территории прежней Золотой орды, помимо непосредственного преемника («Большой Орды»), образовались также Астраханская, Казанская, Крымская, Ногайская и Сибирская Орды. В 1472 году хан Большой Орды Ахмат начал поход на Русь. У Тарусы татары встретили многочисленное русское войско. Все попытки ордынцев переправиться через Оку были отбиты. Ордынскому войску удалось сжечь город Алексин, однако поход в целом окончился провалом. Вскоре (в том же 1472 или в 1476 году) Иван III прекратил уплату дани хану Большой Орды, что неминуемо должно было привести к новому столкновению. Однако до 1480 года Ахмат был занят борьбой с Крымским ханством.


С весны 1480 года по всей земле Русской стали собирать сильное войско, которое бы смогло противостоять численности войска хана Ахмеда. Иван III, понимая что воевать придется не только с ханом Ахматом, но и с князем Казимиром, занялся поисками союзника. Таким стал хан крымский Менги-Гирей. Он обещал, что в случае нападения на Русь ордынцев и литовцев, хан крымский введет свои войска на территорию Литовского княжества, тем самым вынудив Казимира вернуться в свои владения. После этого Иван III заключил мир с братьями, которые предоставили ему свои войска, для совместной борьбы с ханом Ахмедом. Случилось это 20 октября, когда стояние на реке Угре 1480 года уже шло.

Ход стояния

В августе 1480 года по Руси прошла весть о том, что Ахмат с огромным войском движется к южным границам Руси, но оно двигалось не на север, а западнее, что говорило о намерении хана Ахмата атаковать Русь со стороны литовцев, чтобы те могли помочь ему войсками.


Только в начале октября 1480 года войско ордынцев подошло к границам Руси и началось великое стояние на реке Угре. Русское войско находилось в районе Калуги, в городке Кременец, откуда могло своевременно реагировать на все передвижения врага, а также перекрывало путь на Москву. Такое положение войск позволяло воеводам князя Ивана III оперативно реагировать на любые маневры легкой конницы хана Ахмата.

Стояние на реке Угре 1480 года продолжается. Русские войска не стремятся перейти в атаку. Войска Большой Орды ищут, но до определенного времени безуспешно хорошие броды для форсирования реки. Большинство бродов, которых было на реке Угре достаточное количество, не были пригодны для форсирования реки конницей, поскольку пологие берега давали явное преимущество русской армии. Для перехода подходило только место недалеко от устья Угры, где и стояли противники. Иван III не торопит битву еще и соображениям того, что с каждым днем у армии Ахмата заканчивается продовольствие и сено для лошадей. Кроме того приближалась зима, что также должно было сыграть за русских.

В течение октября 1480 года войско хана Ахмата несколько раз пыталось перейти в брод реку Угру, но безрезультатно. Главным образом это было связано с тем, что монголы использовали старую тактику - закидать врага стрелами, а потом изрубить в конной атаке. Стояние на реке Угре 1480 года возможности ордынцам так атаковать не дало, поскольку мощная броня русских пехотинцев и большая дальность между берегами, делали стрелы безопасными для русских войск. А конные атаки вброд, были легко отбиты русскими за счет хорошего оружия, а также применения артиллерии, которая главным образом состояла из пушек и пищалей. Эта артиллерия носила название «броня».

После неудачных попыток перейти Угру вброд хан Ахмат стал ждать холодов, чтобы перейти реку по льду. В результате практически весь октябрь 1480 года продлилось великое стояние на реке Угре. Но уже к 22 октября река Угра стала покрываться коркой льда. Зима в тот год наступила раньше обычного. Князь Иван III принял решение отойти к городу Боровск и там дать врагу решительный бой.

26 октября 1480 года Угра встала. Русские ждали атаки ордынцев в любой момент, но она все так и не последовала. 11 ноября 1480 года русские разведчики принесли в Боровск весть о том, что армия хана Ахмеда отступила и отправилась назад в степь. Так завершилось великое стояние на реке Угре. Вместе с ним завершилось и ордынское иго на Руси.

Для тех, кто наблюдал со стороны за тем, как обе армии почти одновременно (в течение двух дней) повернули вспять, не доведя дело до сражения, это событие казалось либо странным, мистическим, либо получало упрощённое объяснение: противники испугались друг друга, струсили принять сражение. Современники приписывали это чудесному заступничеству Богородицы, которая спасла русскую землю от разорения. Видимо поэтому Угру стали называть «поясом Богородицы». Иван III с сыном и всем воинством вернулся в Москву, «и возрадовашася, и возвеселишася все людие радостию велиею зело».

Иначе были восприняты результаты «стояния» в Орде. 6 января 1481 года Ахмат был убит в результате внезапного нападения тюменского хана Ибака на степную ставку, в которую Ахмат удалился из Сарая, вероятно, опасаясь покушений. В Большой Орде началась междоусобица.


С рекой Угрой связаны и другие события. Во время Отечественной войны 1812 года территория Поугорья охранялась партизанами Дениса Давыдова и юхновскими ополченцами под командованием Семёна Храповицкого. Благодаря активным действиям партизан Юхновский уезд не был оккупирован Наполеоновской армией.
Во время Великой Отечественной войны в ходе наступления противника на Москву река Угра стала естественным рубежом, за овладение которым в октябре 1941 года разворачивались кровопролитные бои. Наиболее известное среди этих событий — оборона отрядом майора И. Г. Старчака и курсантами Подольских военных училищ моста через Угру и её берегов у города Юхнова.

Здесь же, на Угре, командир эскадрильи А. Г. Рогов повторил подвиг Н. Гастелло. В его самолёт попал зенитный снаряд. Надежды на спасение не было, и А. Г. Рогов направил горящий самолёт на одну из фашистских переправ через Угру. Двухмоторная машина, разрушив мост, глубоко врезалась в дно реки.

С Угрой связан и один из наиболее трагических эпизодов Великой Отечественной войны — гибель 33-й армии генерал-лейтенанта М. Г. Ефремова, попавшей в окружение под Вязьмой. Ударные группировки 33-й армии не смогли противостоять во много раз численно превосходящему врагу и были разгромлены. Тяжело раненый М. Г. Ефремов, не желая попасть в плен, застрелился. Павловский плацдарм, тем не менее, был удержан силами 43-й армии и остался неприступным.
Во время празднования 500-летия стояния на реке Угра в 1980 году на берегу легендарной реки был открыт памятник в честь знаменательного события российской истории, произошедшего в 1480 году в пределах Калужского края. В 1997-ом был учрежден Национальный парк "Угра".


Национальный парк Угра расположен в Калужской области, в долинах рек Угра, Жиздра, Высса и Ока. Национальный парк «Угра» образован в 1997 году по Постановлению Правительства Российской Федерации № 148 от 10.02.1997 г. С 2002 года — биосферный резерват ЮНЕСКО.

Национальный парк расположен в шести административных районах Калужской области: Юхновском, Износковском, Дзержинском, Перемышльском, Бабынинском и Козельском. Общая площадь парка — 98 623 га (из них: 43 922 га — земли лесного фонда, 1 326 га — во владение водного фонда, 53 375 га — земли без изъятия). Парк состоит из трёх участков — Угорский (64 184 га), Воротынский (3 171 га) и Жиздринский (31 268 га), и трёх отдельных кластеров. Охранная зона вокруг парка составляет 46 109 га.

Территория парка давно является туристическим районом, большой популярностью пользуются водные маршруты по Угре, Жиздре и Оке.

***
Вот и сегодня, спустя 535 лет наша история наглядно доказывает, что все различного рода оккупации Россия сбрасывала не путем диалога и переговоров, а путем прямого военного конфликта. Данная тенденция не изменилась и до сих пор. В следующем году исполнится 240 лет со дня рождения Соединенных Штатов, декларация о независимости которых была принята 4 июля 1776 г. и хочется выразить глубочайшую надежду, что вероломный удар возмездия по территории Йеллоустоуна — это вопрос относительно недолгого времени. Ведь совсем недавно, наши конструкторы выпустили альтернативу советскому БЖРК — ракетно-ядерный комплекс "Клап-К". Контейнеры-убийцы оказались настолько универсальными, что их не только невозможно отследить, но и более того — они могут быть встроены даже в дальнобойный грузовик, не говоря уже о крупных транспортных кораблях. Против такого оружия вся глобальная американская ПРО превращается по сути в кукольный баррикадный театр, а защищать американские интересы будет разве что какой-нибудь недоумок. Поэтому России по сути остается нажать первой на красную кнопку, чтобы сбросить с себя ярмо заокеанской оккупации. Ведь в этом случае ответного удара со стороны Запада уже не последует, а война может быть закончена всего-то одним-единственным точным попаданием.

На высоком живописном берегу, близ слияния рек Угры и Оки, над широкими речными просторами в начале 16 века, в память о великом Стоянии на Угре, был основан Спасо-Преображенский Воротынский монастырь. На выбор места для обители, вероятно, повлияли события «Великого Стояния на Угре». Народная память сохранила воспоминание о великом подвиге русского народа в борьбе с иноземным игом.

Это было то удивительное время, когда Великий князь Московский Иван III, объединивший русские земли в единое мощное государство, пугавшее Европу своим могуществом, стал государем Всея Руси.

О значении Великого стояния на Угре Н. М. Карамзин писал в своем труде «История государства Российского»: «Это есть великая эпоха, торжественное восстановление нашей государственной независимости, соединенное с конечным падением Большой или Золотой Орды».

После Куликовской битвы в течение ста лет татары не раз разоряли Русскую землю, сжигали города, уводили русских людей в полон. Русь продолжала платить позорную дань Орде. Но вот на Великокняжеский Московский стол восшел Иван III, мудрый и осторожный политик, собиратель русских земель. Он был первым из русских Великих князей, который никогда не приезжал к хану. Более того — он был первым, кто сел на великое княжение без прямой санкции ханской власти. Понимая неизбежность столкновения с Ордой, князь Иван, со свойственной ему предусмотрительностью, вел переговоры с Крымским ханом Менги-Гиреем, договариваясь, в случае нападения ордынцев, о поддержке. Иван III перестал платить дань Орде. Хан Ахмат должен был наказать непокорного данника. К этому его склонял и литовский король Казимир, ссылаясь на усобицу между Великим князем и его братьями.

Летом 1480 г. «вся ордынская сила» двинулась на Русь. Узнав о готовящемся походе, Иван III направил войска под управлением своего сына Ивана «Молодшего» к хорошо укрепленному Серпухову. Сам же Великий князь «ста на Коломне», заняв переправы через Оку на дороге из Орды на Русь. Но Ахмат не решился идти на открытый бой без своего союзника короля Казимира Литовского. Он обошел Оку по Литовской территории и вышел к Угре, «ожидая Казимировой помощи». Узнав об этом, Великий князь послал русскую рать к Угре. Войска растянулись по Оке и Угре на 60 верст: «и пришедше и сташа на Угре, и броды и перевозы отъяша». В начале октября татары подошли к границе с Московским государством, которая проходила по реке Угре.

«А сам же князь еха с Коломны на Москву к Всемилостивому Спасу и Пречистой Госпоже Богородице и ко всем чудотворцам, прося помощи и заступления православному христианству и на совет и думу ко отцу своему и митрополиту Геронтию, и ко своей матери великой княгине Марфе, и к своему дяде князю Михаилу Андреевичу и к духовному своему отцу архиепископу Вассиану Ростовскому и ко всем своим боляром: вси бо тогда быша в осаде на Москве. И молиша его великим молением чтобы стоял крепко за православное христианство противу бесерменства».

Получив благословение на битву, Великий князь оставил основные силы на Угре, а сам отправился с малым войском к Кременцу. Его положение осложнялось тем, что его родные братья, обиженные на него за несправедливый, по их мнению, раздел имущества, «отложились» от Москвы и просили покровительства у литовского короля. Великий князь Иван, ввиду опасности от татар, старался загладить свою вину перед братьями. Он попросил свою мать, инокиню Марфу, примирить с ним братьев, обещая выполнить все их условия. Братья согласились присоединить свои силы к русскому войску. На «украину» же литовских земель напал крымский хан Менгли-Гирей, «служа Великому князю».

В начале октября начались ожесточенные бои на переправах через Угру.

«А наши стрелами и пищалями многих побиша; а их стрелы межи наших падаху и никого же уязвляху и отбиша их от берегу». В этих боях на стороне русских было удачно применено огнестрельное оружие. Сражения длились четыре дня, но татары так и не смогли переправиться через Угру. Татарские мурзы попытались «перелести Угру» в районе Опакова, «не чая туто силы Великого князя». Но и здесь натолкнулись они на твердое сопротивление русских войск.

Мудрость Ивана III, как государственного мужа, ответственного за судьбу вверенных ему Богом людей, проявилась в том, что он не искал генерального сражения с татарами, не хотел подвергать людей опасности, но желал добиться победы над Ордой малой кровью. Он всегда предпочитал терпение и осторожность. Великий князь начал переговоры с Ордой. По мнению многих историков, это было сделано только для того, чтобы оттянуть время. Переговоры видимого результата не дали, но позволили выиграть время, дождаться примирения с мятежными братьями.

Весть о переговорах обеспокоила духовника Великого князя архиепископа ростовского Вассиана. Он направил пламенное послание своему духовному сыну, стремясь укрепить в нем желание твердо стоять за православное христианство «противу безбожному бессерменству». Война эта воспринималась им как священная, как брань за веру Христову против нечестия. И воистину блажен человек, «иже положит душу свою за други своя». Поэтому, пишет архиепископ Вассиан: «Аще ли убо ты, о крепкий царю и храбрый, и еже о тебе христолюбивое воинство до крове и до смерти постраждут за православную Христову веру, яко истиннии присныя чада церковная, в ней же породишася духовною и нетленною банею, святым крещением, яко же мученицы своею кровию блажени бо и преблажени будут в вечном наслаждении, улучившее сие крещение, по нем же не возмогут согрешить, но восприимут от Всесодетеля Бога венца нетленныя и радость неизреченную, иже око не виде и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыде…».

Заверяя Великого князя в усердной молитве о победе русского оружия, архиепископ Вассиан свидетельствовал: «Святому митрополиту, вкупе же и нам, богомольцам вашего благородства, со всеми боголюбивыми соборы молитву непрестанно сотворяющим, по всем церквам всегда молебны и святую службу во всей вашей отчине о вашей победе совершающим, и всем христианом, непрестанно Бога молящим, дабы даровал тебе победу на сопротивныя враги, еже надеемся улучити от всемилостивого Бога». Всю надежду старец Вассиан понуждал возлагать на Господа, Который «гордым противится, смиренным же дает благодать», Который «мертвит и живит, и даст крепость князем нашим, и вознесет рог Христа Своего», наставлял искать милости Божией через покаяние: «точию нашего ради согрешения и неисправления к Богу, паче же осияния, еже не уповати на Бога, попусти Бог на преже тебе прародительству их и на всю землю нашу окаянного Батыя… Ныне же той же Господь, аще покаемся вседушевно престати от греха, восставит нам Господь тебя, государя нашего…Тако глаголет Господь: «Аз воздвигох тя, царя правды, призвах тя правдою и прият за руку десную, и укрепих тя, да послушают тебя языцы. И крепость царем разрушу, отворю ти двери и грады, да не затворятся. Аз пред тобою пойду и горы поровняю, и двери медяные сокрушу, и затворы железныя сломлю». «Таковое же послание бысть на укрепление и на пользу многим, якоже самому благочестивому самодержцу, тако и всему его воинству».

Карамзин писал: «Никто ревностнее Духовенства не ходатайствовал тогда за свободу Отечества и за необходимость утвердить оную мечом». Горячая молитва духовенства и всех русских людей возносилась ко Господу, сила Божия вдохновляла послание архиепископа Вассиана, чтобы загорелся дух народный любовью к своему Православному Отечеству, чтобы в едином порыве устремился русский народ к освобождению от иноверного рабства: «И тако Божиим промыслом без всякого сомнения единодушно охрабришася все Русское воинство и по многи дни бияхуся с погаными, стояще лето все и осень».

И внял Господь слезным прошениям всего русского народа. Сбылись пророческие слова послания архиепископа Вассиана. Летописцы писали: «Да не похвалятся легкомысленные страхом их оружия, нет, не оружие, не мудрость человеческая, но Сам Господь спас ныне Россию». В тот год морозы начались необычайно рано. Еще до их наступления Ахмат похвалялся: «Реки станут, и много дорог будет тогда на Русь». Когда Угра начала «ставитися», Великий князь предусмотрительно решил отойти к Боровску со всеми своими силами, «глаголаше, яко на тех полех бой с ними поставим». И вот в канун Михайлова дня (когда празднуется память святого Архистратига Божия Михаила, покровителя христолюбивого воинства) «бысть преславное чудо Пресвятыя Богородицы. Егда отступиша от брегу наши, тогда татарове страхом одержимы побегоша, мняще яко берег даяху им Русь и хотят с ними битися, а наши мняху татар за ними реку перешедших и за ними женут… и бе дивно тогда совершися Пречистыя чудо: едини от других бежаху и никто же женяше. Царь же бежа в Орду, и прииде на него нагайский царь Ивак и Орду взя и его уби…».

«Прииде тогда князь Великий из Боровска на Москву, и с сыном своим Великим князем Иваном, и с братиею, и со всеми силами и похвалил Бога и Пречистую Богородицу, и великих чудотворцев и всех святых».

«Взрадоваша же ся и взвеселишася вси люди радостию велию зело и похвалиша Бога и Пречистую Богородицу, и великих русских чудотворцев о преславнем спасении, избавльшеся от поганых татар»

«В граде же богоспасаемем Москве от того времени уставиша праздник праздновати Пречистой Богородицы и хожение с кресты июня 23»

Известный историк Ю. Г. Алексеев, глубоко изучавший события Великого стояния на Угре, писал: «Борьба на Оке и Угре летом-осенью 1480 г. закончилась полной победой. Русская земля спасена от огромного по размаху и замыслам ордынского нашествия. Однако в ноябре 1480 г. даже самые проницательные и дальновидные люди едва ли отдавали себе полный отчет в действительном значении происшедших событий. Победа на Угре осенью 1480 г. относится к тем подлинно великим историческим феноменам, реальное значение которых с течением времени возрастает, и осознание их истинного смысла и масштабов приходит только впоследствии… В целом действия русского командования в 1480 г. представляются образцовыми как пример стратегической оборонительной операции в сложных военно-политических условиях, проведенной на самом высоком уровне и с самыми положительными результатами. Успешное завершение этой операции в ноябре 1480 г. означало коренной перелом во всей военно-политической обстановке и благополучное разрешение самого серьезного и опасного кризиса, перед лицом которого стояло молодое Русское государство… Бескровная победа на Угре — крупнейшее событие эпохи, а воскресенье 12 ноября 1480 г. — первый день полностью независимого Русского государства — одна из важнейших дат в истории нашего Отечества».

Это историческое событие, описанное во всех учебниках по Истории России, имеет особое памятное отношение у Русской Православной Церкви. Именно поэтому на территории Владимирского скита, открытого неподалёку от Калужской Свято-Тихоновой пустыни, был открыт музей-диорама посвящённый этому событию, а также установлен первый в России памятник Великому князю Иоанну III.

В мае 2007 года, в селе Дворцы Калужской области, в 20 километрах от города Калуги, в 175 км от города Москвы началось строительство Владимирского скита в память о великом событии из русской истории, которое именуется, как "Великое стояние на реке Угре 1480 года". Скит создан по инициативе и трудами Мужского монастыря Успения Пресвятой Богородицы Калужской Свято-Тихоновой пустыни, который расположен неподалёку, на расстоянии около 3 километров.

На сегодняшний день на территории скита открыт храм в честь иконы Божьей Матери "Владимирская", музей-диорама посвященный Великому стоянию на реке Угре, памятник великому князю Иоанну III. Открытие памятника состоялось 8 июля 2017 года и оно предшествовало открытию другого памятника этому великому царю, который в Истории России именуется, как Иван III Васильевич. Церковь же традиционно величает его по-старославянски Иоанном III.

Об открытии памятника Ивану III в городе Калуге перед зданием администрации Калужской области мы писали в статье Памятник Ивану III Васильевичу в Калуге .

Подъезжаем к музею и видим вот такую красоту.


Напротив центрального входа на территорию Владимирского скита расположен памятник Великому князю Иоанну III. Запечатлев памятник на фото, мы поспешили на экскурсию. Экскурсия по музею-диораме проводится каждый час, взрослый билет стоит 300 рублей.

В первом зале музея расположены картины художника Павла Рыженко. На одной картине изображён преподобный Тихон Калужский. Этот святой старец был непосредственным участником событий Великого стояния на реке Угре. Именно он был основателем монастыря, впоследствии названного в его честь Калужской Свято-Тихоновой пустынью.

На этой картине изображён преподобный отец Сергий, благославляющий Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Подробное пояснение к картине можно посмотреть на фото ниже.

На этой картине художник изображает Великого князя Иоанна III, который держит в руках меч и, видимо, собирается на битву с татарами. На лицах его собеседников можно увидеть, как согласие в необходимости предстоящего сражения, так и неуверенность в победе.

В этом зале фотографировать разрешено. Но в следующем зале, где расположена сама диорама битвы, фотографирование запрещено. Общий вид диорамы можно увидеть на сайте музея . Диорама выполнена студией военных художников имени М.Б. Грекова. Заслуженный художник России Павел Рыженко на огромном холсте размером 23,6 метров в ширину и 6,7 метров в высоту изобразил 155 персонажей, живописно показал дух и жизнь русского военного лагеря.

Экскурсовод сообщила, что свою работу художник выполнил за два месяца!!! Он был очень увлечён работой, торопился сделать её быстро. Но, к сожалению, после окончания картины художник умер, причина смерти - инсульт. Ему было всего 44 года. Мне подумалось, что может быть он переутомился. Потому что 2 месяца - это какой-то просто нереальный срок. Художники пишут картины годами. Очень печальное известие.

Диораму лучше смотреть с верхнего яруса, так лучше виден весь обзор сражения. На дальнем плане изображена река Угра, которая в этом месте делает петлю. На одном берегу расположились войска Иоанна III, на другом - войска хана Ахмата. За рекой видны бесчисленные шатры татарского войска. Лагерь русских расположен на переднем плане. Здесь можно увидеть воинов, мастеровых, священников, пленных татар. На картине художник изобразил Преподобного Тихона, а также себя, вид сзади.

На самом переднем плане композиция диорамы дополнена фигурами людей, что даёт возможность хорошо представить театр военных действий в трёхмерном виде. При просмотре звучит голос диктора, слышаться выстрелы пушек, цокот копыт, голоса людей, пение птиц, звон колоколов, ощущается запах осенней листвы. В, общем, задействованы все органы восприятия человека.

После завершения просмотра диорамы, мы перешли на второй этаж музея, где можно было посмотреть экспонаты, связанные с событиями того времени.


На этой фотографии мы видим изображение реки Угры и того места, где проходили исторические события с высоты птичьего полёта, в наше современное время. Ландшафт местности вероятно изменился с того времени, но навряд ли столь значительно. Мы видим, что то место, где стояли русские войска, защищены рекой Угрой, как поясом. Поэтому, видимо, и возникло такое название "Угра - Пояс Пресвятой Богородицы".

Здесь можно увидеть одежду и амуницию воинов того времени.

На постаменте расположена гипсовая модель памятника Иоанну III, установленному перед зданием музея.

Из окна зала виден и оригинал памятника Великому князю.

На схеме расположен план военной компании.

А также карта памятных мест, связанных с этим событием.

Следующий зал музея посвящён художнику, создателю диорамы, Павлу Рыженко. Он родился в городе Калуге 11 июля 1970 года. Закончил Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, учился у профессора Ильи Глазунова. Закончил аспирантуру при академии, получив звание доцента. Скоропостижно скончался 16 июля 2014 года в городе Москве.

Закончив свою экскурсию, мы перешли в монастырскую чайную, где отведали вкуснейший монастырский чай с пряником.

А также посмотрели фильм о строительстве Владимирского скита, музея-диорамы и о художнике Павле Рыженко.


Чайная великолепно оформлена и все угощения необыкновенно вкусны.



После чаепития я ещё походила по двору, осмотрела остальные постройки.



Ещё одна главная достопримечательность Владимирского скита - это храм в честь иконы Божией Матери "Владимирская". Храм также очень красивый, внутрь храма я не заходила.

В этом строящемся здании планируется открытие музея, посвящённое российской государственности.

В башне здания музея находится смотровая площадка, забравшись на которую можно осмотреть окрестности.

Остальные фотографии смотрите ниже.

Как мы видим, Русская Православная Церковь имеет к историческому событию "Великое стояние на реке Угре 1480 года" своё большое памятное отношение. Поэтому ещё в древности здесь был построен монастырь Калужская Свято-Тихонова пустынь, а в наше время строится и развивается Владимирский скит. Названо это событие "стоянием" потому, что оно было бескровным и всё благодаря заступничеству Божьему и Царицы Небесной.

Калужская газета "Весть" так комментирует это отношение:

Есть исторический факт, что 23 июня 1480 года, накануне грозных событий осени 1480 года, из Владимира в Москву была доставлена почитаемая чудотворная икона Владимирской Божьей Матери. Долгое время этот образ, по преданию написанный евангелистом Лукой, хранился в Киеве, пока не был перевезен князем Андреем Боголюбским в Успенский собор города Владимира. Перед иконой стали совершать непрерывные молебны, что имело крайне важное значение для духовного состояния русских воинов.

Покровительство Божьей Матери, как мы знаем из летописей и, в частности, Лицевого летописного свода сопутствовало многим эпизодам Великого стояния.

Именно в силу этого Угра после победы над ордынцами стала называться Поясом Пресвятой (Пречистой) Богородицы. Летописец так сообщает нам об этом: «…и могу нарещи ту реку (Угру) пояс самыя Пресвятыя Богородицы, аки твердь от поганых защищающу Русскую землю». Пояс Богородицы – подлинно русское выражение, построенное на традиционных символах: Богородицы как заступницы земли Русской и пояса – оберега от злых сил. Не случайно борьба за этот «пояс» воспринималась народом как судьбоносное для Отечества событие.

В память о Великом стоянии и в благодарность о спасении Отечества наши предки стали возводить по берегам Угры православные монастыри и храмы, освящавшие эти земли и закреплявшие их за нашим Отечеством. Среди них: Спасо-Воротынский монастырь XVI века с церковью Введения Пресвятой Богородицы, бывший юхновский Казанский монастырь того же времени с храмом Покрова Пресвятой Богородицы, Успенский собор в Перемышле, Успенский Гремячев и Успенский Шаровкин монастыри на Оке и Жиздре, Успенский собор Свято-Тихоновой пустыни и, наконец, Владимирский собор скита этой обители.

Надеюсь, что рассказ наш был интересен, а ещё интереснее, конечно, посетить музей и диораму самостоятельно.

Стояние на Угре привело к освобождению Руси от монгольского ига. Страна не только освободилась от тяжелой дани, но и на европейской арене появился новый игрок - Московское царство. Русь стала вольна в своих действиях.

Во второй половине XV века положение Золотой Орды было значительно ослаблено междоусобными распрями. Казна государства, которая пополнялась лишь московской данью и набегами на соседние государства, была практически пуста. О слабости Орды свидетельствует набег вятских ушкуйников на столицу - Сарай, который был полностью разграблен и сожжен. В ответ на дерзкий набег хан Ахмат начал готовить военный поход, чтобы наказать русских. А заодно и пополнить пустую казну. Итогом этого похода стало Великое стояние на реке Угре 1480 года.

В 1471 году во главе огромного войска Ахмат вторгся в пределы Руси. Но все переходы через реку Ока были перекрыты московскими войсками. Тогда монголы осадили приграничный городок Алексин. Штурм города был отбит его защитниками. Тогда татары обложили деревянные стены хворостом и соломой, а после подожгли их. Русские войска, стоявшие на другом берегу реки, так и не пришли на помощь горящему городу. После пожара монголы сразу ушли в степи. В ответ на поход Ахмата Москва отказалась платить дань ордынцам.

Иван III вел активную внешнюю политику. Был заключен военный союз с крымским с которым Орда вела затяжную борьбу. Междоусобные войны внутри Золотой Орды позволили Руси подготовиться к генеральному сражению.

Момент для похода на Русь Ахмат подобрал очень удачно. В это время Иван III вел борьбу со своими братьями Борисом Волоцким и Андреем Большим, которые были против увеличения власти московского князя. Часть сил была отвлечена в псковской земле, где велась борьба с ливонским орденом. Также Золотая Орда заключила военный союз с польским королем Казимиром IV.

Осенью 1480 года с большим войском вступил на русскую землю. В ответ на вторжение татар Иван III стал сосредотачивать войска у берега реки Оки. В конце сентября царские братья прекратили борьбу с Москвой и, получив прощение, вступили в войско князя московского. Армия монголов двигалась через вассальные литовские земли, собираясь объединить свои силы с Казимиром IV. Но тот был атакован и прийти на помощь не смог. Татары стали готовиться к переправе. Место было выбрано на 5-километровом участке у слияния и Росвянка. Битва за переправу началась 8 октября и длилась четыре дня. В это время впервые русскими войсками была использована артиллерия. Монгольские атаки были отбиты, они были вынуждены отступить на несколько верст от реки, и началось Великое стояние на Угре.

Переговоры не привели ни к каким результатам. Ни одна из сторон не хотела уступать. Иван III старался тянуть время. Стояние на продолжалось, никто не решался на активные боевые действия. Монголы, увлеченные походом, оставили свою столицу без прикрытия, и в сторону нее двигался крупный отряд русских. Начавшиеся в конце октября морозы заставили татар испытывать большой недостаток в продовольствии. Морозы привели и к образованию льда на реке. В результате чего Иван III решил отвести войска чуть дальше к Боровску, где было удобное место для сражения.

Стояние на Угре для стороннего наблюдателя показалось бы нерешительностью правителей. Но русскому царю просто не было необходимости переводить свои войска через реку и проливать кровь своих подданных. Действия же хана Ахмата показывали его неуверенность в собственных силах. К тому же ярко проявилось отсталость монголов в вооружении. Русские войска уже имели огнестрельное оружие, а также для защиты переправ использовали артиллерию.

Великое стояние на Угре привело к официальному освобождению Руси от монгольского владычества. Хана Ахмата в скором времени убили в собственном же шатре посланцы сибирского хана Ибака.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...