Где живут мумии. Самые интересные мумии (17 фото)


Когда речь заходит о мумиях, то многие в первую очередь вспоминают древний Египет, фараонов, тела которых сохранились до сегодняшнего дня, и голливудский блокбастер «Мумия». Но на самом деле мумии – это не только Древний Египет и Голливуд. В нашем обзоре малоизвестные, а порой и просто невероятные факты о мумиях.

1. Что такое мумия


Мумия - это тело человека или животного, которое предохранено от разложения путем удаления внутренних органов, обработки содой (декагидратом карбоната натрия) и смолой, после чего было завернуто в бинты.

2. Mum - значит воск

Слово "мумия" происходит от средневекового латинского слова "mumia", заимствованного от средневекового арабского "mūmiya" и от персидского "mum" (воск), что означало забальзамированное тело, а также бальзамирующее вещество на основе битума.

3. Разнообразие мумий


Археологи обнаружили множество мумий животных, включая шакалов, кошек, бабуинов, лошадей, птиц, песчанок, рыб, змей, крокодилов, бегемотов и даже льва.

4. Анубис

Некоторые люди задаются вопросом, почему было найдено так много мумий шакалов. Объяснение этому довольно простое - богом мумификации был Анубис, египетский бог с головой шакала.

5. Искусство мумификации

Древние египтяне начали делать мумии около 3400 г. до н.э., но им потребовалось почти восемьсот лет, чтобы понять, что если вынуть внутренние органы, мумия будет сохраняться, а не гнить. Со временем мумификация стала очень сложным и длительным процессом, который длился до семидесяти дней.

6. Геродот - первый человек, описавший мумификацию


Первым человеком, который очень подробно написал о процессе мумификации, был греческий историк Геродот. Случилось это после того, как он посетил Египет около 450 до н.э.

7. Племя чинчорро

Несмотря на то, что мумии почти исключительно связывают только с Египтом, южноамериканское племя чинчорро было первым, которое начало делать мумии. Согласно последним археологическим свидетельствам, самые старые мумии чинчорро датируются седьмым тысячелетием до н.э., что в два раза старше первых египетских мумий.

8. Рентгеновский снимок мумии

Первые современные научные экспертизы мумий начали проводить в 1901 году, проведенное профессорами английского языка при правительственной школе медицины в Каире. Первый рентгеновский снимок мумии был сделан в 1903 году, когда профессора Графтон Эллиот Смит и Говард Картер использовали единственный рентгеновский аппарат в Каире на то время, чтобы изучить мумию Тутмоса IV.

9. Классика

Не все мумии были завернуты в одном и том же положении. Например, подавляющее большинство фараонов были расположены в положении лежа с руками, скрещенными на груди. Именно это положение чаще всего показывается в фильмах и популярных средствах массовой информации.

10. Осирис

Согласно египетской мифологии, бог Осирис был первой мумией в истории. Однако, его останков не было найдено.

11. Загробное гостеприимство

Именно по этой причине, после того, как мумия была вся закутанная в бинты, ее покрывали специальной тканью с нарисованным изображением Осириса. Это делалось для того, чтобы египетский бог подземного мира был добрым и гостеприимным к умершим.

12. Были-бы деньги

Многие люди ошибочно полагают, что мумифицировали только фараонов. В действительности же мумифицировали тех, кто мог себе это позволить.

13. Все свое возьму с собой

Древние египтяне верили, что вещи, которые были захоронены в гробнице вместе с мумией, помогут покойнику в жизни после смерти. Таким образом, все ценное для покойных хоронили вместе с ними. Это были предметы искусства, артефакты, сокровища и драгоценности.

14. Защита от воров

Была также предусмотрена защита от воров - древнеегипетские мифы предупреждали, что на гробницы и их содержание было наложено проклятие, которое поразит всех, кто войдет в них. Утверждалось, что ряд археологов, которые обнаружили некоторые из этих захоронений, быть поражены тотальным невезением, а некоторые даже умерли при необычных обстоятельствах.

Тем не менее, эти проклятия не смогли предотвратить разграбление множества могил и воровства драгоценных украшений и других дорогих предметов, которые "сопровождали" мумий в загробную жизнь.

15. Сомнительное развлечение

Кроме того, в викторианскую эпоху, разворачивание мумий стало популярным занятием на вечеринках. Хозяева, которые проводили званый ужин, покупали мумию, а гости могли во время вечеринки развернуть ее.

16. Незаменимый лекарственный компонент

В викторианские времена, мумии считались незаменимым компонентом во многих лекарствах. Большинство именитых врачей уверяли своих пациентов, что порошок из мумий или растертые мумии обладают удивительными целебными свойствами.

17. Рамсес III боялся рептилий

Рамсес III боялся рептилий. Именно по этой причине его мумия была найдена с одетым амулетом, который должен был защищать его от змей в загробном мире.

18. Вместилище интеллекта и эмоций

Единственный органом, который древние египтяне оставляли внутри мумии, было сердце. В то время сердце считалось центром средоточий интеллекта и эмоций - качеств, которые нужны были мертвым и в загробной жизни.

19. Прибыльный бизнес

Мумии были очень прибыльным бизнесом в древнем Египте. В процессе подготовки мумии использовались много рабочих: от бальзамировщиков и хирургов до священников и книжников.

Некоторые люди живут и после смерти. Болота, пустыни, вечная мерзлота преподносят ученым сюрпризы и иногда сохраняют тела в неизменном виде многие века. Мы расскажем о самых интересных находках, которые поражают не только внешностью и возрастом, но и трагическими судьбами.

Лоуланьская красавица 3800 лет

В окрестностях реки Тарим и пустыни Такла-Макан - в местах, где пролегал Великий шелковый путь, - за последние четверть века археологи нашли более 300 мумий белых людей. Таримские мумии отличаются высокии ростом, светлыми или рыжими волосами, голубыми глазами, что нетипично для китайцев.

По разным версиям ученых, это могли быть как европейцы, так и наши предки из Южной Сибири - представители афанасьевской и андроновской культур. Самая древняя мумия прекрасно сохранилась и получила имя Лоуланьская красавица: эта молодая женщина модельного роста (180 см) с аккуратными косичками льняных волос пролежала в песках 3800 лет.

Она была найдена в окрестностях Лоуланя в 1980 году, рядом был похоронен 50-летний мужчина двухметрового роста и трехмесячный ребенок с древней «бутылкой» из коровьего рога и соской из овечьего вымени. Тамирские мумии хорошо сохранились благодаря засушливому климату пустыни и присутствию солей.

Принцесса Укока 2500 лет

В 1993 году новосибирские археологи, исследовавшие курган Ак-Алаха на плоскогорье Укок, обнаружили мумию девушки примерно 25 лет. Тело лежало на боку, ноги согнуты. Хорошо сохранилась одежда усопшей: рубашка из китайского шелка, шерстяная юбка, шуба и чулки-сапоги из войлока.

Внешний вид мумии свидетельствовал о своеобразной моде тех времен: на обритую наголо голову надет парик из конского волоса, руки и плечи покрыты многочисленными татуировками. В частности, на левом плече был изображен фантастический олень с клювом грифона и рогами козерога - сакральный алтайский символ.

Все признаки указывали на принадлежность захоронения к скифской пазырыкской культуре, распространенной на Алтае 2500 лет назад. Местное население требует похоронить девушку, которую алтайцы называют Ак-Кадын (Белая Госпожа), а журналисты - принцессой Укока.

Они утверждают, что мумия охраняла «зев земли» - вход в подземное царство, который сейчас, когда она находится в Национальном музее имени Анохина, остается открытым, и именно по этой причине происходят стихийные бедствия в Горном Алтае в последние два десятилетия. Согласно последним исследованиям сибирских ученых, принцесса Укока умерла от рака молочной железы.

Человек из Толлунда более 2300 лет

В 1950 году жители датской деревни Толлунд добывали торф в болоте и на глубине 2,5 м обнаружили труп мужчины со следами насильственной смерти. Труп выглядел свежим, и датчане тут же заявили в полицию. Однако полиция уже была наслышана о болотных людях (на торфяниках Северной Европы неоднократно находили тела древних людей) и обратилась к ученым.

Вскоре человека из Толлунда (как его прозвали позже) доставили в деревянном ящике в Национальный музей Дании в Копенгагене. Исследование выявило, что этот 40-летний мужчина ростом 162 см жил в IV веке до н. э. и умер от удушения. Прекрасно уцелели не только его голова, но и внутренние органы: печень, легкие, сердце и мозг.

Сейчас голова мумии выставлена в городском музее Силькеборга с телом манекена (собственное - не сохранилось): на лице можно разглядеть щетину и мельчайшие морщинки. Это самый хорошо сохранившийся человек из железного века: он выглядит так, словно не умер, а уснул. Всего в торфяных болотах Европы было обнаружено более 1000 древних людей.

Ледяная дева 500 лет

В 1999 году на границе Аргентины и Чили во льдах вулкана Льюльяйльяко на высоте 6706 м нашли тело девочки-подростка из племени инков - она выглядела так, будто умерла пару недель назад. Ученые установили, что эта девушка 13–15 лет, которую назвали Ледяной девой, была убита тупым ударом по голове полтысячелетия назад, став жертвой религиозного обряда.

Благодаря низкой температуре ее тело и волосы прекрасно сохранились наравне с одеждой и предметами культа - рядом были найдены миски с едой, статуэтки из золота и серебра, необычный головной убор из белых перьев неизвестной птицы. Также были обнаружены тела еще двух жертв инков - девочки и мальчика 6–7 лет.

В ходе исследования ученые выяснили, что детей долгое время готовили к культу, откармливая элитными продуктами (мясом лам и маисом), пичкали кокаином и алкоголем. По мнению историков, инки выбрали для ритуалов самых красивых детей. У Ледяной девы медики диагностировали начальную стадию туберкулеза. Мумии детей инков выставлены в Музее археологии высокогорья в городе Сальта в Аргентине.

Окаменевший шахтер около 360 лет

В 1719 году шведские рудокопы обнаружили в глубине шахты в городе Фалун тело своего коллеги. Молодой человек выглядел так, будто умер недавно, однако никто из шахтеров не смог его опознать. Взглянуть на покойного приходила масса зевак, и в конце концов труп был опознан: пожилая женщина с горечью признала в нем своего жениха - Матса Израэльссона, пропавшего без вести 42 года назад (!).

На открытом воздухе труп сделался твердым, как камень - такие свойства ему придал купорос, которым пропиталось тело и одежда рудокопа. Шахтеры не знали, что делать с находкой: считать ли его минералом и отдать в музей либо захоронить как человека. В итоге Окаменевший шахтер был выставлен на обозрение, но со временем стал портиться и разлагаться из-за испарения купороса.

В 1749 году Матс Израэльссон был похоронен в церкви, однако в 1860-х в ходе ремонта рудокопа снова откопали и еще 70 лет показывали публике. Лишь в 1930 году окаменевший шахтер окончательно обрел покой на церковном кладбище в Фалуне. Судьба несостоявшихся жениха и его невесты легли в основу рассказа Гофмана «Фалунские рудники».

Покоритель Арктики 189 лет

В 1845 году экспедиция под командованием полярного исследователя Джона Франклина отправилась на двух судах к северному побережью Канады исследовать Северо-Западный проход, соединяющий Атлантический и Тихий океаны.

Все 129 человек бесследно исчезли. В ходе поисковых операций в 1850 году были обнаружены три могилы на острове Бичи. Когда их наконец вскрыли и растопили лед (это произошло лишь в 1981 году) - оказалось, что тела прекрасно сохранились благодаря условиям вечной мерзлоты.

Снимок одного из усопших - британского кочегара Джона Торрингтона родом из Манчестера - облетел все издания в начале 1980-х и вдохновил Джеймса Тейлора на написание песни The Frozen Man. Ученые установили, что кочегар умер от пневмонии, отягощенной отравлением свинцом.

Спящая красавица 96 лет

В Палермо на Сицилии находится одна из самых знаменитых выставок мумий - катакомбы капуцинов. Здесь с 1599 года хоронили итальянскую элиту: духовенство, аристократию, политиков. Они покоятся в виде скелетов, мумий и забальзамированных тел - всего более 8000 усопших. Самой последней была погребена девочка Розалия Ломбардо.

Она умерла от воспаления легких в 1920 году, не дожив семи дней до своего двухлетия. Убитый горем отец попросил известного бальзамировщика Альфредо Салафию сохранить ее тело от тлена. Спустя почти сто лет девочка, словно спящая красавица, лежит со слегка приоткрытыми глазами в часовне святой Розалии. Ученые признают, что это один из лучших способов бальзамирования.

Мумией называется специально обработанное химическим веществом тело живого существа, у которого замедляется процесс разложения тканей. Мумии хранятся сотни и даже тысячи лет, неся в себе историю наших предков, их обычаи и внешний вид. С одной стороны мумии выглядят жутко страшными, бывает мурашки по коже пробегают от одного взгляда, с другой стороны они хранят в себе интереснейшую историю древнего мира. Мы составили список из 13 самых жутких и в тоже время самых интересных мумий, когда либо обнаруженных в мире:

13. Музей мумий Гуанахуато, Мексика

Фото 13. Музей мумий Гуанахуато – в экспозиции выставлено 59 мумий, умерших в 1850-1950 годах [blogspot.ru ]

Музей мумий Гуанахуато в Мексике является одним из самых странных и ужасных в мире, здесь собрано около 111 мумий (59 из которых выставлены), умерших в период с 1850 – 1950 годах. Искаженные выражения лиц на некоторых мумиях свидетельствуют о том, что они были захоронены заживо. Ежегодно музей посещают сотни тысяч туристов.

12. Мумия малыша в местечке Qilakitsoq, Гренландия


Фото 12. Мумия 6-месячного мальчика в Гренландии (местечко Qilakitsoq) [Choffa ]

Еще один пример живого захоронения – на фото представлен 6-месячный мальчик, найденный в Гренландии. Рядом найдены еще 3 мумии женщин, возможно одна из них – мать мальчика, вместе с которой он был захоронен заживо (по эскимосским обычаям того времени). Мумии датированы 1460 годом. Благодаря ледяному климату Гренландии хорошо сохранилась одежда того времени. Всего было найдено 78 экземпляров одежды, сделанных из шкур животных, например, тюленей и оленей. На лицах взрослых были небольшие татуировки, но лицо ребенка – это просто ужас!

11. Розалия Ломбардо, Италия


Фото 11. 2-х летняя девочка, умершая в 1920 году от пневмонии [Maria lo sposo ]

Маленькой Розалии было всего 2 года, когда она умерла от пневмонии в 1920 году в Палермо (Сицилия). Опечаленный отец поручил известному бальзамировщику Альфреду Салафия мумифицировать тело Розалии Ломбардо.

10. Мумия с раскрашенным лицом, Египет


Фото 10. Мумия из Египта представлена в Британском музее [Klafubra ]

Когда мы задумываемся о мумиях, то первое что приходит в голову – это Египет. Поставлено множество фильмов с участием этих сохранившихся трупов, которые, перевязанные в бинтах, возвращаются к жизни, нападая на мирных жителей. На фото представлен один из типичных представителей мумий (экспонат выставлен на выставке в Британском музее).

9. Кристиан Фридрих фон Кальбутз, Германия


Фото 9. Рыцарь Кристиан, Германия [B. Schroeren ]

На фото представлен немецкий рыцарь Кристиан, ореол таинственности окружает этот страшный взгляд мумии.

8. Рамзес II, Египет


Фото 8. Мумия египетского фараона – Рамзеса Великого [ThutmoseIII ]

Представленная на фото мумия принадлежит фараону Рамзесу II (Рамзес Великий), который умер в 1213 году до н.э. и является одним из самых известных египетских фараонов. Полагают, что он был правителем Египта во времена похода Моисея и представлен таковым во многих художественных произведениях. Одной из отличительных особенностей мумии является наличие рыжих волос, символизирующие связь с богом Сетом – покровителем царской власти.

7. Женщина города Skrydstrup, Дания


Фото 7. Мумия девушки 18-19 лет, Дания [Sven Rosborn ]

Мумия женщины 18-19 лет, захоронненго в Дании в 1300 году до н.э. По ее одежде и ювелирным украшениям можно предположить, что она принадлежала к семье вождя. Девушка была захоронена в гроб из дуба, поэтому ее тело и одежда на удивление хорошо сохранились.

6. Джинджер, Египет


Фото 6. Мумия египетского взрослого человека [Jack1956 ]

Мумия Джинджер “Имбирь” – это египетская мумия взрослого мужчины, который умер более 5000 лет назад и был похоронее в песок в пустыне (в то время египтяне еще не начали мумифмкации трупов).

5. Человек Галлах, Ирландия


Фото 5. Человек Gallagh, захороненый в болоте [Mark J Healey ]

Этот странный вид мумии, известный как Человек Галлах (Gallagh), был обнаружен в болоте в Ирландии в 1821 году. Человек был похоронен в болоте в плаще с фрагментом ветки ивы вокруг шеи. Некоторые исследователи считают, что возможно его задушили.

4. Человек Рендсвюрен, Германия


Фото 4. Человек трясина Рендсвюрен [Bullenwächter ]

Человек болота Рендсвюрен (Rendswühren), подобно человеку-трясине Галлаху, был найден в болоте, на этот раз в Германии в 1871 году. Человеку было 40-50 лет, полагают что его избили до смерти, тело было найдено в 19 веке.

3. Сети I – фараон древнего Египта


Фото 3. Сети I – египетский фараон в гробнице. [Underwood and Underwood ]

Сети I правил в 1290-1279 г до н.э. Мумия фараона была захоронена в египетской гробнице. Египтяне были опытными бальзамировщиками, поэтому мы можем наблюдать их работу в наше время.

2. Принцесса Уко́ка, Алтай


Фото 2. Мумия принцессы Укок [ Джордж Герберт, 5-й граф Карнарвон, читает на веранде в доме Говарда Картера. Около 1923 года Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

5 апреля 1923 года в каирском «Континенталь-Савое» умер Джордж Карнарвон — британский аристократ и любитель-египтолог, финансировавший раскопки археолога Говарда Картера в Долине царей. Говорили о несчастливом стечении обстоятельств: укус комара и последовавший за ним неаккуратный жест бритвой, а дальше заражение крови, пневмония и смерть, вызвавшая настоящую панику каирского бомонда. Еще бы: едва все мировые газеты успели отрапортовать об уникальном открытии в Долине царей — сохранившейся почти в первозданном виде гробнице фараона Тутанхамона, — как один из главных героев события погибает в самом расцвете сил, в возрасте 56 лет. В отличие от многих других гробниц, разграбленных уже в XIX веке, в усыпальнице Тутанхамона побывали только древнеегипетские воры, оставившие после себя немало ценного. Корреспонденты фамильярно называли фараона XVIII династии Мальчиком-фараоном или просто Тутом. История открытия сама по себе была удивительной: семь лет Говард Картер, финансируемый Карнарвоном, перекапывал Долину царей в поисках неразграбленной гробницы — и только в ноябре 1922 года, когда Карнарвон уже собирался прекратить финансирование, обнаружил таковую.

После этого началась чертовщина: египтолог и корреспондент Daily Mail Артур Вейгалл, освещавший историю с самого начала, написал о том, что птичку Картера вскоре после открытия гробницы съела кобра — символ власти фараона. Еще рассказывали, что собака Карнарвона умерла в это же время в его родовом поместье Хайклер (сегодня более известном по сериалу «Аббатство Даунтон»). Узнав о кончине Карнарвона, читатели быстро соотнесли одно с другим — и проклятие гробницы стало реальностью. Вейгалл, всячески отрицавший его существование, умер в 1934 году в 54 года и был охотно занесен в число жертв гробницы.

Погребальная маска Тутанхамона. Фотография 1925 года

Говард Картер, Артур Каллендер и рабочий египтянин в погребальной камере гробницы Тутанхамона. 1924 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Объекты, найденные в гробнице. 1922 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Говард Картер и Артур Каллендер заворачивают статую перед транспортировкой. 1923 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Бюст богини Мехурт и сундуки в сокровищнице гробницы Тутанхамона. 1926 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Говард Картер изучает внутренний гроб, сделанный из чистого золота. 1925 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Церемониальная кровать в форме Небесной Коровы и другие предметы в гробнице. 1922 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Говард Картер изучает крышку второго (среднего) гроба в погребальной камере гробницы. 1925 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Артур Мейс и Альфред Лукас изучают одну из колесниц, найденных в гробнице. 1923 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Алебастровые вазы в гробнице. 1922 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Ковчег со статуей бога Анубиса на пороге сокровищницы. 1926 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Говард Картер, Артур Каллендер и рабочие в погребальной камере. 1923 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Медиаистерия вокруг Тутанхамона объяснялась еще и тем, что у репортеров в тот год было не так много громких тем для обсуждения. Лето выдалось настолько скупым на новости, что история о фермере, вырастившем крыжовник размером с яблоню, попала на первые полосы ведущих изданий. Кроме того, Карнарвон продал эксклюзивные права на освещение открытия гробницы газете The Times, что вызвало бурю протестов со стороны других репортеров и только усугубило гонку за сенсациями. Одна из американских пароходных компаний даже ввела дополнительные рейсы в Египет, чтобы все желающие туристы могли побыстрее попасть в Луксор. В результате Картер был настолько замучен прессой и зеваками, осаждавшими раскопки, что однажды даже в сердцах выпалил: «Лучше бы я вообще не находил эту гробницу!»

Несмотря на то что ни на входе в гробницу, ни в погребальной комнате так и не нашли никаких посланий с проклятиями, легенда продолжала курсировать и только набирала обороты, когда умирал кто-нибудь хоть как-то связанный с гробницей. Количество предполагаемых «жертв проклятия» варьируется от 22 до 36 человек; при этом, согласно данным, опубликованным в The British Medical Journal, средний возраст умерших составлял 70 лет. «Тутмания», как тогда говорили, охватила и киноиндустрию — в 1932 году вышел фильм «Мумия» с главным актером фильмов ужасов Борисом Карлоффом.

Согласно популярным представлениям, именно открытие гробницы Тутанхамона положило начало легендам о проклятиях, которые позже капитализировали писатели-фантасты и Голливуд. Однако при таком объяснении удивляет готовность, с которой образованные европейцы на протяжении всей первой половины XX века распространяли невероятные истории о мумиях и фараонах. В действительности это было обусловлено тем, что к 1923 году страшные сказки о мстительных мумиях и древних египетских проклятиях были частью популярного ориенталистского фольклора уже больше века.


Кадр из сериала «Пуаро Агаты Кристи». 1993 год В рассказе Агаты Кристи «Тайна египетской гробницы», обыгрывающем историю Тутанхамона, единственный человек, не воспринимающий всерьез проклятие, — опытный и циничный сыщик Эркюль Пуаро. ITV

21 июля 1798 года французские боевые отряды встретились с армией мамлюков в тени великих пирамид Гизы — свидетельства величия Древнего царства. Прологом к Битве у пирамид считается ставший крылатым монолог Наполеона Бонапарта:

«Солдаты! Вы прибыли в эти края, чтобы вырвать их из варварства, принести цивилизацию на Восток и уберечь эту прекрасную часть мира от английского ига. Мы будем воевать. Знайте, что сорок веков смотрят на вас с высоты этих пирамид».

Несмотря на то что египетская кампания закончилась для Бонапарта поражением при Абукире, торжеством британского флота и лично адмирала Нельсона, авантюра Наполеона имела успех — но не военный, а научный. На берега Нила вместе с ним отправились не только солдаты, но и целая армия ученых — 167 человек: лучшие французские математики, химики, физики, геологи, историки, художники, биологи и инженеры. На месте они основали главную научную институцию тех времен по изучению Египта — Institut d’Égypte. Под его эгидой была выпущена серия публикаций «Description de l’Égypte», из которой многие европейцы впервые узнали о великой истории древней цивилизации. Вкус к египетским древностям проснулся и у англичан, которые после победы в Абукире получили немало французских трофеев, в том числе знаменитый Розеттский камень Каменная плита, найденная капитаном французских войск в 1799-м году в Египте, близ города Розетта. На плите выбиты три идентичных по смыслу текста: один записан древнеегипетскими иероглифами, другой — на древнегреческом, и третий — демотическим письмом, скорописью Древнего Египта. Сопоставив их, лингвисты смогли впервые расшифровать иероглифы. . Обелиски, изящные статуи богов и фараонов, погребальные и ритуальные предметы покидали Египет на французских и британских кораблях. Не регулируемые никакими властями раскопки, граничащие с вандализмом, создали обширный рынок торговли древностями — не успев появиться на рынке, лучшие экспонаты сразу же оказывались в частных коллекциях богатых аристократов Лондона и Парижа.

В 1821 году в театре неподалеку от Пиккадилли была воссоздана гробница фараона Сети I, более известная как гробница Бельцони — в честь археолога и путешественника Джованни Бельцони, ответственного за находку в 1817 году. За время показа аттракцион посетили тысячи лондонцев. Английский поэт Гораций Смит, состязавшийся с поэтом Шелли в написании сонетов, посвященных Нилу, сочинил «Обращение к мумии » — оно было публично зачитано на выставке.

Разворачивание мумий, привезенных из Египта, в 1820-е годы стало популярным светским развлечением. Приглашения на подобные события выглядели так: «Lord Londesborough at Home: A Mummy from Thebes to be unrolled at half-past Two» («Лорд Лондсборо приглашает: мумию из Фив будут разворачивать в половине третьего»).


Приглашение на разворачивание мумии. 1850 год UCL Institute of Archaeology

За техническую часть представления отвечали настоящие хирурги. Главным специалистом в области mummy unwrapping считался Томас Петтигрю по кличке Мумия. За всю свою яркую карьеру Петтигрю публично развернул более 30 мумий.

В 1824 году архитектор Английского банка сэр Джон Соун в обход Британского музея выкупил за 2000 фунтов изящный алебастровый саркофаг Сети I (мумия была найдена только в 1881 году).


Саркофаг Сети I в Доме-музее сэра Джона Соуна Sir John Soane’s Museum, London

По случаю покупки Соун закатил масштабное суаре: на протяжении трех вечеров в комнате, обставленной для пущего эффекта масляными лампами, представители лондонского истеблишмента поднимали бокалы за Сети I. Дошло до того, что целые аллеи на кладбищах оформлялись в стиле луксорской Долины царей. На парижском кладбище Пер-Лашез, открытом по указу Наполеона в 1804 году, и сегодня можно увидеть несколько выдающихся экземпляров египтомании, в частности могилы участников наполеоновской экспедиции — математиков Жозефа Фурье и Гаспара Монжа. Неподалеку от них возвышается обелиск Жана Франсуа Шампольона — молодого французского гения, расшифровавшего в 1822 году Розеттский камень и положившего начало египтологии.

Могила Гаспара Монжа на кладбище Пер-Лашез. Гравюра из книги «Manuel et itinéraire du curieux dans le cimetière du Père la Chaise». 1828 год Wikimedia Commons

В Англии погребальная мода на Древний Египет лучше всего видна на Хайгейтском кладбище, открытом в 1839 году. Египетская авеню Хайгета насчитывает 16 склепов — по восемь с каждой стороны. Вход на авеню украшает массивная арка в обрамлении крупных колонн в духе Карнакского храма и двух египетских обелисков. В 1820-30-е годы обелиски начали появляться на могилах людей, не имевших к Египту никакого отношения, — и быстро стали неотъемлемой частью викторианского кладбищенского пейзажа.


Египетская аллея на Хайгейтском кладбище. Гравюра XIX века Friends of Highgate Cemetery

В появлении египетской символики на европейских кладбищах нет ничего удивительного — практически все знания о Древнем Египте, которыми располагали ученые и обыватели, были связаны с темой смерти: из устройства усыпальниц и пирамид они узнавали о загробном мире египтян, храмы рассказывали о богах и мифологии. О жизни и быте обычных людей было известно очень мало. Получалось, что Древний Египет был цивилизацией великих фараонов и их жрецов. Отсюда и мистификация, ощущение тайны и сакральности, окружающей Древний Египет и все, что с ним связано.

Несмотря на то что горожане толпами и без всякой опаски ходили смотреть на мумифицированные тела древних египтян, уже в 1820-е стали появляться первые страхи и опасения. Они нашли отражение в литературных произведе-ниях, которые историки позже назовут египетской готикой. Первым автором в этом жанре была Джейн Уэбб-Лудон. Под впечатлением от лондонской египтомании и романа Мэри Шелли «Франкенштейн» она написала в 1827 году готический хоррор «Мумия! ».

Кроме того, что Лудон была одной из первых писательниц-фантастов (действие книги происходит в XXII веке в мире, наполненном невероятными технологиями, одна из которых подозрительно напоминает интернет), она еще и придумала образ мстительной мумии. Правда, в книге Лудон месть мумии по имени Хеопс принимает форму скорее личного реванша, нежели страшного проклятия, которое может постигнуть каждого.

Имперская паранойя только подпитывала суеверный ужас перед древнеегипетскими тайнами. Одновременно происходил любопытный процесс адаптации экзотического жанра к классической викторианской готике: ожившие мумии разгуливали по мрачным старинным особнякам со скрипящими половицами. Впрочем, само появление мумии в контексте английского особняка выглядело вполне правдоподобно: англичане, побывавшие в Египте, часто привозили подобные артефакты к себе домой — в домашние музеи. В 1860-е годы появляется еще один гибридный жанр — рассказы о привидениях в египетском антураже, вроде «Египетской истории о привидениях» («An Egyptian Ghost Story») о призраках в коптском монастыре. В коротком рассказе «История поместья Бэлброу », опубликованном в 1898 году, английское привидение-вампир завладевает телом мумии, привезенной хозяином дома из Египта, и начинает терроризировать домочадцев.

К концу XIX века политическая и экономическая ситуация в Египте заметно ухудшилась. Непомерные траты хедива Исмаила, а также неоправданное доверие, которое хедив оказывал своим европейским «советникам», постепенно привели страну на грань банкротства. Сначала британский премьер-министр Дизраэли в 1875 году совершает на деньги лондонских Ротшильдов «покупку века» — 47 % акций Суэцкого канала, — а через год англичане с французами устанавливают финансовый контроль над Египтом и создают Кассу египетского долга. В 1882 году Великобритания, подавив мощное восстание египетского офицерства, оккупирует страну фараонов.

Иллюстрация к роману «Фарос-египтянин» из журнала The Windsor Magazine. 1898 год Project Gutenberg

Одновременно археологи совершают потрясающие находки в Фиванском некрополе. Египет становится еще ближе к обывателю, читающему ежедневные газеты и посещающему публичные лекции и салоны. Именно в этот период египетская готика переживает настоящий расцвет. В 1898-1899 годах выходит роман «Фарос-египтянин » Гая Бутби, близкого друга Редьярда Киплинга. По сюжету Фарос — это мстящий осквернившим его землю англичанам Птахмес, верховный жрец фараона XIX династии Мернептаха, сына Рамзеса II. Антиколониальный мотив (вернее, страх перед ним) чувствуется на протяжении всего рассказа. В частности, в эпизоде про мумию, которую отец главного героя вывез в свое время из Египта, встречаются такие слова: «О, мой друг из XIX века, твой отец украл меня из моей родной земли и из могилы, которая была предписана мне богами. Но остерегайся, так как наказание преследует тебя и уже скоро настигнет».

Коварный (и, вероятно, бессмертный) жрец, одетый как обычный лондонец, заманивает добродушного англичанина в Египет, где заражает того чумой. Ничего не подозревающий европеец плывет обратно в Англию — в итоге миллионы погибают от эпидемии. Но до этого Фарос устраивает своей жертве экскурсию по английскому парламенту и закрытым клубам, демонстрируя ему коррумпированность элиты. Удивительный сюжет соединил в себе все потаенные страхи жителя империи, в том числе и боязнь подхватить на Востоке страшную болезнь — не случайно в Порт-Саиде был установлен карантин для выезжающих в Британию судов. По удивительному стечению обстоятельств мумия настоящего Мернептаха была найдена археологами в 1898 году, когда автор романа Бутби был на отдыхе в Египте.

Первое издание книги Ричарда Марша «Скарабей». 1897 год

Из сочинений египетской готики создается ощущение, что мести восставших мумий и фараонов больше всего боялись элиты: в книге Ричарда Марша «Скарабей » древнеегипетское создание, не имеющее определенной формы, нападает именно на члена британского парламента. Собственно, ответственность политических элит за установление оккупации, а позже и протектората, была бесспорна — отсюда и страх возмездия, которое настигнет их первыми.

Книга была опубликована в один год с романом «Дракула» Брэма Стокера и значительно опередила его по продажам. Возможно, именно успех конкурента вдохновил Брэма Стокера на его другой роман «Проклятие мумии, или Камень семи звезд », рассказывающий историю о том, как молодой адвокат пытается оживить мумию египетской царицы Теры (в 1971 году по нему сняли фильм «Blood from the Mummy’s Tomb»).

Рассказы о смертоносных мумиях египетских цариц и жриц из литературного жанра постепенно переходили в разряд народных суеверий — и, наоборот, суеверия подпитывали литературу. Так, на протяжении нескольких лет в Британском музее разворачивалась настоящая драма с саркофагом под непримечательным серийным номером ЕА 22542.

Обложка журнала Pearson’s Magazine с историей «несчастливой мумии». 1909 год Wikimedia Commons

История, обросшая слухами и выдумками, берет свое начало в 1889 году, когда Британский музей получил от частного коллекционера саркофаг. При его осмотре стало понятно, что он принадлежал состоятельной женщине. Египтолог Уоллис Бадж, работавший тогда в департаменте египетских и ассирийских древностей, обозначил ее в музейном каталоге как жрицу Амона-Ра, предположительно XXI или XXII династии. Несмотря на то что саркофаг был пустым, все упорно говорили о мумии и распространяли странные истории: мол, купивший ее в Египте британец прострелил себе руку, после чего подарил мумию своей знакомой — от той в скором времени ушел жених, потом у нее заболела и умерла мать, а вскоре и сама она слегла. После чего «несчастливая мумия», как ее прозвали, попала в Британский музей. В музее козни мумии не прекратились — рассказывали, что со снимавшими ее фотографами случались разные неприятные инциденты. Написавший о ней журналист Бертрам Флетчер Робинсон умер через три года после публикации — ему было 36 лет. Близкий друг Робинсона Артур Конан Дойл сразу же заявил, что тот стал жертвой проклятия мумии. Разошлись даже слухи о том, что музей решил избавиться от мумии и послал ее в дар Метрополитену на лайнере «Титаник» в 1912 году — хотя саркофаг все эти годы не покидал здание на Грейт-Расселл-стрит, и на него и сегодня можно посмотреть в зале № 62 (так как «несчастливая мумия» до сих пор пользуется популярностью у публики, иногда саркофаг увозят на временные выставки). Кстати, создатель Шерлока Холмса внес свой посильный вклад не только в становление легенды о «несчастливой мумии», но и в жанр египетской готики: в 1890 году он выпустил короткий рассказ «Кольцо Тота », в котором египтолог, заснувший за работой в Лувре, обнаруживает себя взаперти с мумиями и почти бессмертным жрецом Осириса Сосрой. Еще в одном рассказе Дойла «Лот номер 249 », вышедшем двумя годами позже, мумия нападает на студентов Оксфорда: оказывается, что она действует по указке одного из учащихся.

Таким образом, к 1920-м годам среди прочих популярных представлений европейцев о Египте прочно укоренились легенды о смертоносных мумиях и проклятиях пирамид. Поэтому когда в 1923 году репортеры начали сообщать о том, что участники экспедиции Картера и причастные к раскопкам гробницы Тутанхамона один за другим умирают, быстро нашлось объяснение, которое понравилось бы читателям Daily Mail. Публика, знакомая с рассказами Конан Дойла и Брэма Стокера, если и не верила в проклятие, то охотно его обсуждала — оживали не мумии, а знакомые с детства сюжеты.

Историки пытались посчитать, сколько рассказов и романов о мумиях и проклятиях вышло за весь колониальный период до начала Первой мировой войны — получилось что-то около сотни. Однако египетская готика не ограничивалась литературой — она создала целый набор довольно сомнительных представлений о Древнем Египте, которые до сих пор продолжают транслироваться в поп-культуре.

Источники

  • Beynon M. London’s Curse: Murder, Black Magic and Tutankhamun in the 1920s West End.
  • Brier B. Egyptomania: Our Three Thousand Year Obsession with the Land of the Pharaohs.
  • Bulfin A. The Fiction of Gothic Egypt and British Imperial Paranoia: The Curse of the Suez Canal.

    English Literature in Transition, 1880–1920. Vol. 54. № 4. 2011.

  • Day J. The Mummy’s Curse: Mummymania in the English-speaking World.
  • Hankey J. A Passion for Egypt: Arthur Weigall, Tutankhamun and the «Curse of the Pharaohs».

    L., N. Y., 2007.

  • Luckhurst R. The Mummy’s Curse: The True History of a Dark Fantasy.
  • Riggs C. Unwrapping Ancient Egypt.

В голливудских фильмах археологи безрассудно проникают в древние гробницы, за что жестоко расплачиваются – египетские мумии всегда наказывают! Но в реальной жизни учёных не напугать проклятиями фараонов – мумии для них поистине ценная находка, настоящее окно в древний мир и плацдарм для исследований!


Связь с загробным миром

Мумия – это сохранённое при помощи бальзамирования тело живого существа. За счёт специальной химической обработки процесс разложения тканей замедляется или вовсе прекращается, поэтому посланники из далёкого прошлого впечатляют своей сохранностью. Слово «мумия» в европейских языках впервые было упомянуто около 1000 года – оно произошло от персидского mum – «воск». Обряд сохранения тел был известен во многих странах древнего мира, однако широкую известность получили именно египетские мумии . В стране их называли «саху» и считали своеобразным средством связи с загробным миром.

Секреты бальзамирования

Древние египтяне верили, что искусству бальзамирования людей обучил бог Анубис. Как именно он это сделал, остаётся загадкой – как и многие секреты погребального культа. Процесс мумификации был дорогостоящим, чести удостаивались преимущественно знатные и влиятельные люди – жрецы, фараоны, аристократы.

Отец истории Геродот описывал различные способы обработки тел – в зависимости от кошелька и положения умершего применяли особые смеси благовоний, кедровое масло или сок редьки. Затем почившего обрабатывали миррой, маслами и другими средствами, стараясь максимально сохранить черты лица, обвивали драгоценной тканью – виссоном. Правителей бережно укладывали в саркофаги и помещали в пирамиды. Бальзамированию подвергались не только люди – мумиями становились и священные животные, например, кошки, крокодилы, быки, ястребы.

Проклятия фараонов

Вместе с фараонами в гробницах оказывались их личные вещи, которые могли потребоваться в загробном мире. Учитывая высокое положение владельцев, многие предметы не имели цены, поэтому будоражили воображение жаждущих богатства. Египтяне делали в усыпальницах глубокие колодцы, на дне которых незадачливые расхитители гробниц сами становились мумиями, через столетия вводя учёных в заблуждение. Позднее это породило легенды о проклятиях гробниц и хитроумных ловушках. В Европе порошок из мумий считался едва ли не панацеей, частицы погребального покрова использовались в магических целях, а сохранившимся останкам среди алхимиков и вовсе цены не было, поэтому авантюристы активно вскрывали гробницы и перевозили полуистлевшие тела. Во время перевозки корабли попадали в штормы – непредсказуемое, но естественное природное явление, и всё же неспокойная совесть расхитителей связывала разыгравшуюся бурю с наличием полуистлевшей тысячелетней красотки на борту. Многие причастные к грабежу умирали – причиной мог быть грибок или частицы бальзамирования: не исключено, что применялся какой-то яд.

Вскрытие могилы Тутанхамона в XX веке и последовавшие после этого события преждевременные смерти некоторых участников археологической экспедиции воодушевили журналистов на создание легенды о проклятиях египетских мумий . Конечно, мало кому понравится, если его покой будут тревожить, но версия магической кары отвергается сразу хотя бы потому, что в египетской религиозной практике в принципе не существовало понятия о проклятии. Но голливудские фильмы культивировали страхи – просто потому, что это захватывающе. Так, древние египтяне были гениальными строителями, сумевшими внедрить в стены пирамид арбалеты (появившиеся намного позже) и камни-ловушки – наступишь не туда, и потолок рухнет всем на головы. Герои блокбастеров превращаются в пепел из-за паров серной кислоты, тонут в бурном потоке воды посреди пустыни и под конец убегают от ожившего трупа в бинтах, ибо бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Сохранившиеся египетские мумии со своим скарбом – это ценнейшие для археологов находки, дающие представление о жизни, традициях и обычаях древнего мира.

«Дом Египта» в ЭТНОМИРе

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

В этнографическом парке-музее «ЭТНОМИР» на площади 140 га представлены архитектура, национальная кухня, ремёсла, традиции и быт практически всех стран. Сердце парка - Улица Мира, каждый павильон которой задуман как отражение культуры и традиций разных регионов мира. На Улице Мира в павильоне «Вокруг света» всегда светло, тепло и хорошая погода - идеальные условия для того, чтобы совершить кругосветное путешествие. Можно гулять по Улице Мира самостоятельно или в составе группы с обзорной экскурсией. В любом случае вы обязательно попадёте в , экспозиция которого весьма достоверно знакомит с древним наследием этой страны.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...