Его светлость царь. Институт политических и социальных исследований черноморско-каспийского региона


Арт. 4. Для доказательства, что намерения Его Светлости в рассуждении столь тесного его соединения со Всероссийской Империей и признания верховной власти и покровительства Всепресветлейших тоя Империи Обладателей суть непорочны, обещает Его Светлость без предварительного соглашения с главным пограничным Начальником и Министром Ее Императорского Величества, при нем аккредитуемым, не иметь сношения с окрестными Владетелями; а когда от них приедут посланцы или присланы будут письма, оные принимая, советоваться с главным пограничным Начальником и Министром Ее Императорского Величества о возвращении таковых посланцев и о надлежащей их Владетелям отповеди.

Арт. 5. Чтоб удобнее иметь всякое нужное сношение и соглашение с Российским Императорским Двором, Его Светлость Царь желает иметь при том Дворе своего министра или Резидента, а Ее Императорское Величество милостиво то приемля обещает, что оный при дворе Ее принимаем будет на ряду с прочими Владетельных Князей Министрами равного ему характера, и сверх того соизволяет и с Своей стороны содержать при Его Светлости Российского Министра или Резидента.

Арт. 6. Е. И. В., приемля с благоволением признание верховной Ее власти и покровительства над Царствами Карталинским и Грузинским (sic), обещает Именем Своим и преемников своих: 1) народы тех Царств почитать пребывающими в тесном союзе и совершенном согласии с Империей Ее и, следственно неприятелей их признавать за своих неприятелей; чего ради мир с Портой Оттоманской, или Персией, или иной державой и областью заключаемый, должен распространяться и на сии покровительствуемые Ее Величеством народы, 2) Светлейшего Царя Ираклия Теймуразовича и его дому наследников и потомков сохранять беспременно на царстве Карталинском и Кахетинском, 3) Власть, со внутренним управлением сопряженную, суд и расправу и сбор податей представить Его Светлости Царю в полную его пользу, запрещая своему Военному и Гражданскому начальству вступаться в какие-либо распоряжения.

Арт. 7. Его Светлость Царь, приемля с достодолжным благоговением толь милостивое со стороны Ее Императорского Величества обнадеживание, обещает за себя и потомков своих: 1) быть всегда готовым на службу Ее Величества с войсками своими, 2) С начальниками Российскими, обращаяся во всегдашнем сношении по всем делам до службы Ее Императорского Величества касающимся, удовлетворять их требованиям и подданных Ее Величества охранять от всяких обид и притеснений, 3) В определении к местам и возвышении их в чины отменное оказывать уважение на заслугу пред Всероссийской Империей, от покровительства коея зависит спокойствие и благоденствие Царств Карталинского и Кахетинского.

Арт. 8. В доказательство особливого Монаршего благоволения к Его Светлости Царю и народам его, и для вящего соединения с Россиею сих единоверных народов, Ее Императорское Величество соизволяет, чтобы Католикос, или начальствующий Архиепископ их состоял местом в числе Российских Архиереев в восьмой степени, именно, после Тобольского, Всемилостивейше жалуя ему навсегда титул Святейшего Синода Члена. О управлении же Грузинские церкви и отношении, каковое долженствует быть к Синоду Российскому, о том составится особливый артикул.

Арт. 9. Простирая милость свою к подданным Его Светлости Царя, Князьям и Дворянам, Е. И. В. установляет, что оные во Всероссийской Империи будут пользоваться всеми теми преимуществами и выгодами, кои Российским благородным присвоены; а Его Светлость, приемля с благодарностью толь милостивое к подданным снисхождение, обязывается прислать ко двору Е. В. списки всех благородных фамилий, дабы по оным можно было знать в точности, кому таковое отличное право принадлежит.

Арт. 10. Постановляется, что все вообще уроженцы Карталинские и Кахетинские могут в России селиться, выезжать и паки возвращаться безвозбранно; пленные же, если оные оружием или переговорами у Турок и Персиян, или других народов освобождены будут, да отпустятся восвояси по их желаниям, возвращая только издержки на их выкуп и вывоз; сие самое и Его Светлость Царь обещает исполнять свято в рассуждении Российских подданных, в плен к соседям попадающихся.

Арт. 11. Купечество Карталинское и Кахетинское имеет свободу отправлять свои торги в России, пользуясь тми же правами и преимуществами, коими природные Российские поданные пользуются; взаимно же Царь обещает постановить с главным начальником пограничным или с Министром Ее Величества о всемерном облегчении купечества Российского в торге их в областях его, или в проезд их для торгу в другие места, ибо без такового точного постановления и условие о выгодах его купечества места иметь не может.

Арт. 12. Сей договор делается на вечные времена; но ежели что либо усмотрено будет нужным переменить, или прибавить для взаимной пользы, оное да возымеет место по обостороннему соглашению.

Арт. 13. Ратификации на настоящий трактат долженствуют разменены быть в шесть месяцев от подписания его, или и скорее, буде возможно.

В достоверение чего, нижеподписавшиеся полномочные, по силе их полных мочей, подписали сии артикулы и приложили к ним свои печати в Георгиевской крепости, Июля 24 дня 1783 года.

Высочайше утвержденный дополнительный Артикул к договору с Царем Ираклием II. 30 сентября 1783 года (П. С. З. № 15. 840).

О венчании и помазании на Царство Царей Карталинских и Кахетинских.

Как Карталинские и Кахетинские цари от древних времен венчаются Царским венцом и помазуются на Царство Святым миром; то Е. И. В. именем Своим и Преемников своего Императорского престола не только Всемилостивейше дозволяет помянутым Царям употребление сего Священного обряда, но еще в вящее доказательство отличного Своего благоволения, жалует им сверхпрочих знаков Императорской на Царство инвеституры в договоре положенных обыкновенную Царскую корону, которую как Его Высочество ныне владеющий Царь Ираклий вторый употреблял, так Светлейшие Его преемники тою же венчаемы быть долженствуют.

Его Высочество Царь Ираклий сию Высочайшую милость Е. И. В. с достодолжным благоволением и благодарностью обещает именем своим и преемников своих, что обряд Священного тех преемников Его на Царство венчания и помазания не прежде совершаем будет, как по учинении положенной трактатом присяги на верность Всероссийскому Императорскому Престолу и по получении утвердительной Императорской грамоты с инвеститурой.

Сей Артикул имеет почитаем быть принадлежащим к числу других, трактата составляющих. В достоверие чего уполномоченные к подписанию того трактата по данной им доверенности оный подписали и печатьми укрепили.

Представление от царя Георгия имп. Павлу (октябрь 1798 года)

(Грузинский текст этого «представления» во II томе «Грамот» проф. Цагарели, № 143.)

Просить восшедший на законный царский престол свой, по кончине отца своего царя Ираклия II, царь Карталинский и Кахетинский Георгий тринадцатый о нижеследующем:

В 1783 году дан нами обет, известить по восшествии на престол Грузии, Ваше Императорское Величество о восприятии законного и наследственного нашего престола и испросить от Вашего Императорского Величества подтверждения.

Ныне, восшед на свой законный и наследственный престол Грузии и Кахетии, нижайше прошу В. И. В. о подтверждении сего, а также о признании и утверждении наследником по мне перворожденного сына моего Давида, достославной службы В. И. В. генерал-майора.

Всемилостивейший Государь, всеподданнейше прошу удовлетворения этой моей просьбы. Октябрь 1798 года. Подписал царь Карталинии, Кахетии и прочих Георгий XIII.

Утвердительная Е. И. Е. грамота царю Грузинскому Георгию от 18 апреля 1799 года С. П. (по большом Е. И. В. титуле)

(Акты, собранные Кавказскою Археограф. Комиссиею. Т. II, с. 1147, № 24.)

«Вера-душа народа; когда гаснет она в народе, то он
превращается в безжизненный труп, быстро
разлагающийся, предающийся тлению»

Cв. Филарет, архиепископ Черниговский

В озлюбленные братья и сестры, добро пожаловать на наш сайт!

В центральной республиканской газете Грузии «Коммунисти» от 16 октября 1986 г. была напечатана статья руководителя археологической экспедиции Бохочадзе, в которой рассказывалось о бедственной положении археологических раскопок позднеантичного городища Дзалиса, существовавшего cо II в. до н.э. по IV в. н. э. на Мухранской долине, недалеко от древней столицы Иберии Мцхеты. Сообщалось также, что уникальная мозаика Дзалисы находится на грани гибели.
Судьба городища Дзалиса так взволновала меня, что я решил созвать своих земляков и рассказать им о бедственном положении этого памятника мирового значения. Мною был собран исторический материал об этом памятнике, и вскоре, 11 января 1987 г., в морозный день, в ДК напротив Пушкинского музея, я собрал многих своих земляков. Можно с уверенностью сказать, что это было первая такая встреча-собрание моих земляков, поводом которой стало бедственное положение памятника античной культуры, имеющего мировое значение. Нами было принято решение внести свою лепту в дело спасения и восстановления этого уникального городища. Проведенное нами Собрание постановило: 1. Способствовать открытию специального счета для восстановления и сохранения городища Дзалиса; 2. Заключить договор о шефстве московской общественности над этим археологическим памятником.
Вскоре я поехал в Тбилиси со специальной миссией, чтобы заключить договор о шефстве над Дзалисой с Главным Управлением по охране памятников истории и культуры при Совете Министров ГССР и способствовать открытию специального счета для восстановления этого памятника. Несмотря на усилия с моей стороны, счет не был открыт, но был заключен договор о шефстве между московской общественностью и Главным Управлением по охране памятников истории и культуры.
Забота о Дзалисе побудила меня официально создать в Москве общественную организацию, которая могла заниматься изучением многовековой историей отношений народов России и Грузии и сохранением памятников российско-грузинских отношении по всей России. Но, в то время, в СССР не было никакой юридической базы для создания общественной организации, но нам удалось создать Любительское объединение по охране памятников истории и культуры России и Грузии, учредителем которого стало Московское отделение ВООПиКа. Было решено дать объединению название «Дзалиса». Нам было временно предоставлено Московским отделением ВООПиКа антресольное помещение на Покровском бульваре, дом 23, где ныне находится Московское отделение по охране памятников истории и культуры. Мы, после серьезной реставрации, проведенной в 1989 г., торжественно открыли культурно-просветительский центр нашего Общества.
В 1990 г., при нашем Обществе была создана первая грузинская православная община храма св. вмч. Георгия Победоносца в Грузинах (ул. Большая Грузинская, д.13). Мы обратились за благословением к Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и, получив от него одобрение, обратились к Его Святейшеству и Блаженству Святейшему и Блаженнейшему Католикосу-Патриарху всея Грузии Илии II. Вскоре, нами было получено благословение и от него. Но тут, оказалось, что здание храма не числится как исторический памятник. Нам удалось доказать его историческую ценность, собрав архивные документы. В 1991 г., мы добились официального включения храма св. вмч. Георгия Победоносца в число вновь выявленных памятников истории и культуры и наша православная Община была зарегистрирована в Краснопресненском районе г. Москвы.
В том же 1991 г., члены православной Общины при храме св. вмч. Георгия Победоносца в Грузинах создали и зарегистрировали Православное братство во имя св. вмч. Георгия Победоносца и св. равноап. Нины Просветительницы Грузии. После чего мы обратились к президенту Б.Н.Ельцину с убедительной просьбой ускорить передачу храма св. вмч. Георгия Победоносца в Грузинах Общине храма и созданному Православному братству. Открытое письмо, содержавшее эту просьбу, было опубликовано в газете «Федерация» от 15 апреля 1992 г.
В 1992 году, мы добились передачи храма св. вмч. Георгия Победоносца в Грузинах Общине храма и Православному Братству. В 1993 г., Братство учредило Православную гимназию во имя св. равноап. Нины Просветительницы Грузии. В том же году, нами была создана Русско-грузинская община храма Преображения Господня в с. Стародуб Каширского р-на Московской области. Эта Община получила благословение от Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, после восстановления храма, проводить службу на русском и грузинском языках. На сегодняшний день храм в целом восстановлен, но продолжаются некоторые реставрационные работы, и проводится служба пока только на русском языке. Недалеко от храма, планируется строительство здания православной русско-грузинской гимназии во имя св. Нины и св. вмч. Георгия. Со временем, здесь намечается создание Международного духовно-культурного и просветительского центра русско-грузинской дружбы, а также крестьянского хозяйства для нужд наших обществ.
В 1994 г. в Театре Эстрады, в 1995 г. в киноконцертном зале гостиницы «Космос», а также в некоторых других московских залах нами были проведены многочисленные благотворительные концерты с целью собрать средства для восстановления храма Преображения Господня. В ЦДХ и других выставочных залах г. Москвы, проводились выставки-продажи произведений живописи из фонда Любительского Объединения «Дзалиса».
В 1998 г., наше Общество содействовало проведению 10-го Международного фестиваля православной музыки в Москве, на котором выступил известный грузинский народный хор «Рустави». В 1999 г., наше Общество выступило одним из учредителей 11-го Международного фестиваля православной музыки в Москве.
В 1999 году Любительское объединение «Дзалиса» было официально реорганизовано в Общество русско-грузинской дружбы «Дзалиса», которое совместно с Любительским Объединением и Православным братством ведет широкую духовно-просветительскую и культурно-просветительскую работу.
Сегодня нашей целью является сближение единоверных русского и грузинского народов на основе традиций многовековой совместной жизни.
В 2000 г., по благословению Его Святейшества и Блаженства Католикоса-Патриарха всея Грузии и Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Общество «Дзалиса» и Братство провели Крестный ход в честь 2000-летия Рождества Христова по маршруту Москва-Владикавказ-Тбилиси-Мцхета. В 2003 г. нами был проведен Крестный Ход в честь Георгия Победоносца по тому же маршруту.
В 2001 г. Обществом было учреждено звание «Почетный член Общества «Дзалиса». Ими стали: заслуженный деятель искусств России и Грузии Р.А. Джаниашвили, Чрезвычайный и полномочный посол Грузии в России З.И. Абашидзе, президент республики Осетия-Алания А.С.Дзасохов, предприниматели Д.И.Иакобашвили, Г.П.Харчилава и другие.
В 2006 году Обществом «Дзалиса» и Братством был учрежден орден св. равноап. Нины Просветительницы Грузии четырех степеней. За шесть лет нами были награждены многие известные люди, среди них были высшие духовные лица, известные государственные и общественные деятели, всемирно известные деятели культуры и науки.
3 июня 2011 г., мы торжественно отметили 25-летие общество «Дзалиса» и 20-летие Братства. Тогда, мы наметили в течении всего 2012 года проводить фестиваль русско-грузинской культуры в Москве, Московской области и во многих городах России, где веками проживает грузинская диаспора.

В озлюбленные братья и сестры!

26 января 2012 г., накануне праздника св. равноапостольной Нины, который мы ежегодно традиционно отмечаем в Международном фонде Славянской письменности и культуры, мы торжественно открыли Фестиваль русско-грузинской культуры. В течении всего года, мы намечаем проведение культурно-просветительских мероприятии в России, Грузии и, возможно, в других странах. Намечается проведение международного Крестного хода и открытие русско-грузинской православной гимназии, а также открытие русско-грузинской классической гимназии в Москве, Санкт-Петербурге и, со временем, в Тбилиси и Кутаиси. Для реализации наших проектов нам необходимо привлечение немалых средств и поэтому мы учредили благотворительный фонд «Дзалиса». Также намечается проведения съезда н ашего Общества и создание Парламента народной дипломатии.

Т.И.Д жандиери ,
Президент Общества Русско-грузинской дружбы «Дзалиса»

Председатель Православного братства во св. Великомученика Георгия Победоносца и св. равноапостольной Нины Просветительницы Грузии,
Казачий полковник
, Академик МАДЕНМ

24.07.1783 (6.08). - Подписан Георгиевский трактат (в крепости Св. Георгия) грузинским царем Ираклием II о вступлении Грузии под покровительство России

Георгиевский трактат

24 июля 1783 г. в крепости был подписан Договор о признании царем Карталинским и Кахетинским Ираклием II покровительства и верховной власти России (Георгиевский трактат). На его основании грузинский царь Ираклий II признал покровительство России и отказался от самостоятельной внешней политики, обязавшись своими войсками служить России. Со своей стороны ручалась за сохранение целостности владений Ираклия II, предоставляла православной Грузии полную автономию и в то же время защиту. Георгиевский трактат резко ослабил позиции и политику иноверных государств Ирана и Турции в Закавказье, уничтожив их постоянные притязания на Восточную Грузию.

В преамбуле договора провозглашено:

Во имя Бога всемогущего единого в Троице святой славимого.

От давнего времени Всероссийская империя по единоверию с грузинскими народами служила защитой, помощью и убежищем тем народам и светлейшим владетелям их против угнетений, коим они от соседей своих подвержены были. Покровительство всероссийскими самодержцами царям грузинским, роду и подданным их даруемое, произвело ту зависимость последних от первых, которая наипаче оказывается из самого российско-императорского титула. Е.и.в., ныне благополучно царствующая, достаточным образом изъявила монаршее свое к сим народам благоволение и великодушный о благе их промысел сильными своими стараниями, приложенными о избавлении их от ига рабства и от поносной дани отроками и отроковицами, которую некоторые из сих народов давать обязаны были, и продолжением своего монаршего призрения ко владетелям оных. В сем самом расположении снисходя на прошения, ко престолу ее принесенные от светлейшего царя карталинского и кахетинского Ираклия Теймуразовича о принятии его со всеми его наследниками и преемниками и со всеми его царствами и областями в монаршее покровительство е.в. и ее высоких наследников и преемников, с признанием верховной власти всероссийских императоров над царями карталинскими и кахетинскими, всемилостивейше восхотела постановить и заключить с помянутым светлейшим царем дружественный договор, посредством коего, с одной стороны, его светлость, именем своим и своих преемников признавая верховную власть и покровительство е.и.в. и высоких ее преемников над владетелями и народами царств Карталинского и Кахетинского и прочих областей, к ним принадлежащих, ознаменил бы торжественным и точным образом обязательства свои в рассуждении Всероссийской империи; а с другой, е.и.в. такожде могла бы ознаменить торжественно, каковые преимущества и выгоды от щедрой и сильной ее десницы даруются помянутым народам и светлейшим их владетелям. К заключению такого договора е.и.в. уполномочить изволила светлейшего князя Римской империи Григория Александровича Потемкина, войск своих генерал-аншефа, повелевающего легкой конницей регулярной и нерегулярной и многими другими военными силами, сенатора, государственной военной коллегии вице-президента, астраханского, саратовского, азовского и новороссийского государева наместника, своего генерал-адъютанта и действительного камергера, кавалергардского корпуса поручика, лейб-гвардии Преображенского полка подполковника, главного начальника мастеровой оружейной палаты, кавалера орденов Св. апостола Андрея, Александра Невского, военного Св.великомученика Георгия и Св. равноапостольного князя Владиміра больших крестов; королевских прусского Черного и польского Белого Орлов и Св. Станислава, шведского Серафимов, датского Слона и Голстинского Св. Анны, со властию, за отсутствием своим избрать и снабдить полною мочью от себя, кого он за благо рассудит, который по тому избрал и уполномочил превосходительного господина от армии е.и.в. генерал-поручика, войсками в Астраханской губернии командующего, е.и.в. действительного камергера и орденов российских Св.Александра Невского, военного великомученика и победоносца Георгия и голстинского Св.Анны кавалера Павла Потемкина, а его светлость карталинский и кахетинский царь Ираклий Теймуразович избрал и уполномочил с своей стороны их сиятельств своего генерала от левой руки князя Ивана Константиновича Багратиона и его светлости генерал-адъютанта князя Гарсевана Чавчавадзева. Помянутые полномочные, приступив с помощью Божией к делу и разменяв взаимные полномочия, по силе их постановили, заключили и подписали следующие артикулы. (...)

На подлинном подписано:

Павел Потемкин. Князь Иван Багратион. Князь Гарсеван Чавчавадзев.

Печатями и подписями было подтверждено: «Сей договор делается на вечные времена, но ежели что-либо усмотрено будет нужным применить или прибавить для взаимной пользы, оное да возымеет место по обостороннему соглашению ».

За подписанием Георгиевского трактата последовала цепочка важных исторических событий. По распоряжению П.С. Потемкина для связи с Грузией была построена Военно-Грузинская дорога через Крестовый перевал в Осетии, которая ранее вошла в состав Российской империи согласно с Турцией (1774 г.). Дорога, которую строили 800 солдат, была открыта уже осенью 1783 г., и князь сам проехал по ней в Тефлис. Для охраны дороги от нападения ингушей в 1784 г. была основана крепость Владикавказ.

В 1791 г. по требованию России Турция отказалась от своих претензий на Грузию. Это стало одним из условий подписания , после очередной русско-турецкой войны.

Примеру Ираклия II последовали и другие владетели Закавказья. Правители Армении в 1783 г. также обратились с просьбой о защите. В 1801 г. Западная Грузия присоединилась к договору.

Георгиевский трактат заявил о себе в 1795 г., когда большая армия иранского шаха Ага-Моххамед-хана вторглась в Грузию. Россия поначалу успела послать на помощь Ираклию II лишь два батальона солдат с четырьмя орудиями. Грузинские и русские войска не смогли остановить агрессора, который захватил Тбилиси, разграбил и разрушил его, а уцелевших увел в рабство. В ответ Россия объявила войну Ирану и предприняла "персидский поход" в его азербайджанские провинции. В 1796 г. русские войска заняли все побережье Каспия от Дербента до Баку и Шемахи.

Агрессии со стороны Ирана подверглась и Армения. Следствием этого было переселение в 1797 г. большого числа армян на Кавказскую линию.

Следуя традициям, положенным Георгиевским трактатом, в 1802 г. в Георгиевске прошел съезд владетелей Кавказа, на который прибыли представители горских народов.

В 1984 г. на Горийской улице в Георгиевске был открыт памятный знак в честь 200-летия подписания Георгиевского трактата. Авторы памятника творческая группа архитекторов Грузии: Н.Н.Чхенкели, А.А.Бахтадзе, И.Г.Заалишвили.

Никольская церковь в Георгиевске, в которой в 1783 г. был торжественно отслужен молебен в честь подписания Георгиевского трактата. Его совершили грузинский архимандрит Гайоз с двумя полковыми священниками.

Стены храма помнят многих известных людей, посещавших его:

Участившиеся случаи расправы с непокорными боярами, бегство в Литву бывших сподвижников царя и рост общего недовольства властью спровоцировали Ивана IV на решительный шаг по отношению к собственному народу. В декабре 1564 года царь вместе с семьёй, казной и отобранными боярами и дворянами покидает Москву.

Обосновавшись в подмосковной Александровской слободе, Иван Васильевич Грозный 3 января 1565 года отправляет митрополиту Афанасию пространное послание. В нём он обвинил своих ближайших подданных в том, что они «людям многие убытки делали и казны его государьские тощили»,

а бояре и воеводы «земли его государьские себе розоимали и другом своим и племени его государьские земли раздавали». В конце послания Иван IV сообщал, что из-за всех перенесённых обид он «государство свое оставил».

В «оставленной» Москве стали срочно собирать депутацию к царю. Возглавить её общим решением поручили новгородскому архиепископу Пимену.

Неудачи в войне с Литвой, постоянные доносы об изменах и переход на вражескую сторону близкого друга Андрея Курбского пробудили в Иване Грозном самые страшные стороны человеческой натуры. И без того впечатлительный с детства царь начал подозревать всех без разбора, а чтобы защититься от врагов, окружил себя только лично преданными людьми.

Появление в Александровской слободе архиепископа Пимена с делегацией закончилось подачей прошения царю. Фактически это было всеобщее согласие на царский произвол в управлении страной: «как ему, государю, годно: и хто будет ему, государю, и его государству изменники и лиходеи, и над теми в животе и в казни его государская воля».

Вот тут-то Иван Васильевич и развернулся по-настоящему, по-царски. Он заявил, что всё управление Московским царством останется прежним, но внутри страны он создаст «государеву светлость Опричнину», то есть выделит особые земли, на которых получат наделы служащие его двора - опричники.

В Опричнину попали в основном северо-восточные русские земли, где было мало бояр-вотчинников. Центром Опричнины стала Александровская слобода, новая резиденция Ивана Грозного. Указ о введении Опричнины был утверждён высшими органами духовной и светской власти - Освященным собором и Боярской Думой.

Лишь члены Земского собора 1566 г. попытались протестовать против Опричнины, подав челобитную с 300 подписями об её отмене. Все челобитчики были немедленно посажены в тюрьму, но быстро выпущены (как полагает историк Руслан Скрынников, благодаря вмешательству митрополита Филиппа). Впоследствии 50 из них подвергли торговой казни, нескольким урезали языки, трёх обезглавили.

После такого «политического» урегулирования вопроса Иван IV взялся за реформирование военной составляющей Опричнины. Уже в 1565 году был сформирован отряд в 1000 человек, отобранных из «опричных» уездов. Каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими. В дальнейшем число «опричников» достигло 6000 человек.

Назначив себя опричным игуменом, царь с особым тщанием исполнял монашеские обязанности. В полночь все вставали на полунощницу, в четыре утра к заутрене, в восемь начиналась обедня. Царь показывал пример благочестия: сам звонил к заутрене, пел на клиросе, усердно молился. В целом богослужение занимало около 9 часов в день.

Но при этом приказы о казнях и пытках отдавались нередко прямо в церкви. Как писал историк Г. П. Федотов, «не отрицая покаянных настроений царя, нельзя не видеть, что он умел в налаженных бытовых формах совмещать зверство с церковной набожностью, оскверняя самую идею православного царства».

Поскольку волею царя опричники были освобождены от судебной ответственности, с их помощью Иоанн IV начал конфискацию боярских и княжеских вотчин, передавая их дворянам-опричникам. Новому митрополиту всея Руси Филиппу пришлось подписать грамоту, согласно которой он обещал «в опричнину и царский обиход не вступаться и, по поставлении, из-за опричнины... митрополии не оставлять».

Но даже несмотря на зверское устрашение народа, царю не было покоя. В начале сентября 1567 г. Грозный вызвал к себе английского посланника Дженкинсона и через него передал королеве Елизавете I просьбу о предоставлении убежища в Англии. Это было связано с известием о заговоре в земщине, поставившем целью свергнуть его с престола в пользу Владимира Андреевича.

Одновременно по этому делу последовал ряд казней. Был привлечен к нему и конюший боярин Иван Фёдоров-Челяднин, известный в народе своей неподкупностью. Страсти в стране накалялись, и 22 марта 1568 г. митрополит Филипп в Успенском соборе Кремля отказался благословить царя и потребовал отменить Опричнину. Здесь же опричники насмерть забили железными палками слуг митрополита, а Филипп был низвергнут из сана и сослан в Тверь.

Летом того же года Фёдоров-Челяднин прилюдно был обвинен в том, что якобы с помощью своих слуг собирался свергнуть царя. Федорову, переодетому для издёвки в царское платье и посаженному на трон, царь собственноручно нанес удар ножом, после чего опричники изрезали своими ножами его и ещё 30 человек, признанных сообщниками. На жаргоне опричников убить тогда звучало как «отделать».

В царском «Синодике опальным» (поминальной книге) под 1568 годом записано: «Отделано Ивана Петровича Федорова; на Москве отделаны Михаил Колычев да три сына его; по городам в князя Андрея Катырева, князя Федора Троекурова, Михаила Лыкова с племянником». Их поместья были разгромлены, все слуги перебиты: «Отделано 369 человек и всего отделано июля по 6-е число».

В 1569 году царь наконец покончил со своим двоюродным братом Владимиром Старицким: он был обвинен в намерении отравить царя и казнен вместе со слугами, его мать Ефросиния Старицкая утоплена с 12 монахинями в реке Шексне.

В конце 1569 года царь начал поход на Новгород, поводом к которому послужил донос, поданный неким бродягой, волынцем Петром, за что-то наказанным в Новгороде. В доносе сообщалось о намерении новгородцев во главе с архиепископом Пименом посадить на престол князя Владимира Старицкого и передать Новгород и Псков польскому королю.

Двинувшись на Новгород осенью 1569 года, опричники устроили массовые убийства и грабежи в Твери, Клину, Торжке и других встречных городах. В Тверском Отрочем монастыре в декабре 1569 года Малюта Скуратов лично задушил митрополита Филиппа, отказавшегося благословить поход на Новгород. На земле заступиться за Великий Новгород теперь было некому …

КОРОЛЕВСКИЕ НАХОДКИ НА ВЛАДЫЧНОМ ДВОРЕ

Раскопки этого сезона не перестают радовать нас новыми открытиями. Вслед за интереснейшими берестяными грамотами на Владычном дворе открылись потрясающей красоты архитектурные остатки каменной постройки, найденной экспедицией Петербургского госуниверситета под руководством В.А. Булкина и И.В. Антипова.
По предварительному заключению, найденные к западу от Софийского собора руины являются остатками палат архиепископа Василия Калики. Об их строительстве сообщают новгородские летописи в 1350 году: «Того же лета владыко Василеи поставил полату камену у себя на дворе подле Рожества».
На датировку руин указывают размеры и особые качества кирпича и соотношение с сохранившимися постройками Владычного двора, в первую очередь - Грановитой палатой. По признанию археологов, это редчайшая находка памятника гражданской архитектуры XIV века, да ещё с сохранившимися сводами!
А в раскопе к западу от Грановитой палаты из слоёв рубежа XIV-XV веков извлечена шахматная фигурка, судя по всему - король. Это ещё одно пополнение коллекции шахмат XIII-XV веков, свидетельствующей о широкой популярности этой игры среди новгородцев. Фигурка вырезана из плотной древесины, скорее всего можжевельника, и украшена поверху кружочками и шишечкой. За эту шишечку могли держаться как сами владыки, так и их высокие гости, совершая на шахматной доске очередную рокировку.

ГРАД, КУРЯНЫ И ПОЖАРЫ

1565 г. - «Месяца июня в 15 день в пяток 8 недели по пасхе был град добре велик. Да того же дни много летело из леса в Новград курянов» (Новгородская вторая (архивская) летопись).
1567 г. - «Месяца июля в 28 в понеделник горело во Славне на 1 часу ночном на Зогородцком улици, а згорело дворов 14, да церковь огорела Илья святыи и все маковици, а креста не снели, а загорелось у Ефрема у серебреника во дворе» (Там же).
1569 г. - «Владыка Новгородцкои в те поры на Москве был 15 недель без дву ден … Да тои же весны без владыкы на Веряжи реки мелница сгорела со всем запасом. Да того же месяца 28 день в неделю на Верецкои улици в берегу двор згорел. Да того же месяца в 17 день в пяток 5 недели … згорел двор на Дворищи платяной» (Там же).

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...