"человек, который увидел ангела". Человек, который видел ангела Стоит ли верить результатам


Почему мне вдруг захотелось в Париж... не знаю - решение пришло спонтанно и неожиданно. Захотелось отметить день рождение в Париже. Париж... даже в самом названии какой-то кураж-восторг. Недаром в этих краях многие люди черпали вдохновение, и я хочу... хочу вдохновиться и, наконец, начать писать
.

Сидим в кафе перед Собором Парижской Богоматери. Настроение супер! С нами гид и переводчик - живет во Франции очень давно... он что-то рассказывает. И вдруг я у него спрашиваю: «А где в Париже похоронен известный русский кинорежиссер Андрей Тарковский?» Я совсем не думала об этом пять минут назад. Почему? Почему вдруг всплыли в памяти те далекие годы? Мой выпускной, почти золотая медаль, которую я не получила из-за двойки по физкультуре и поведению... и переезд в Москву.

Москва... Москва после маленького поселка в Рязанской области, где я жила, открыла мне дверь в новый мир, который для меня, 16-летней девочки, начался с квартиры известного всем кинорежиссера Андрея Тарковского. Я не знала и не понимала тогда, какую неоценимую роль он сыграет в моей судьбе.

Человек небольшого роста с взъерошенными черными волосами, как сейчас помню его. Я жила там до того момента, пока не собралась замуж. Будучи уже беременной, сидя в этом самом французком кафе, я со слезами на глазах попросила гида отвезти меня на кладбище - поклониться Андрею и его жене. Поклониться и сказать СПАСИБО. СПАСИБО ЗА ТОТ СЛЕД, КОТОРЫЙ ОСТАЛСЯ ВО МНЕ.

Кладбище Сен Женевье де Буа. Мы идем по тропинке, и сердце замирает как будто мы идем на свидание, на свидание с этим гениальным человеком и его замечательной женой... а вот и памятник, и на нем надпись: Человек, который увидел ангела. Ну, здравствуйте, Андрей Арсентьевич... Здравствуй, Лариса.

Я кланяюсь до земли и вижу его живого. Его, нервно шагающего по комнате, размахивающего руками, в моменты, когда посетило вдохновение. И его же, но совсем другого, ушедшего глубоко в себя, которого я очень боялась.

В то время у них были всегда финансовые проблемы. Снимать не давали - денег не было. По-кожному Тарковский испытывал сильный стресс. Было такое мельтешение туда-сюда. Бесконечные встречи с нужными людьми. Слышала частые Ларисины рассказы о множестве его любовниц. Не смог добиться имущественного и социального превосходства - добирал в женщинах. Выполнять роль защитника-охотника не очень получалось. Все было на Ларисиных мощных плечах.


При этом он по-анальному всегда был предан семье. Так и говорил: «у нас настоящая, полноценная семья». Сын для него был весь смысл. Очень любил Родину. Тосковал по ней. В душе всегда был русский человек, так и не смог жить по западным законам.

Он верил в мистические вещи. Помню, в один из вечеров мы собрались за большим столом в гостиной. Речь зашла об НЛО. Тогда я сидела, слушала, и меня охватывал ужас. Никак не могла понять, как это Андрей видел их в Тучково. Он рассказывал, что это случилось во время съемок фильма «Зеркало».

Звуковой поиск никогда не давал Андрею покоя. Он чувствовал свою избранность, свое отличие от других. Все время говорил о Сотворении мира, о Боге. Искал истину. В своих работах он воплощал прежде всего звуковые нехватки. Пытался через фильмы вынести их наружу. Донести смысл. Когда он уходил глубоко в себя, то его взгляд становился жестким, а речь отрывистой.

Тарковский всегда говорил, что очень одинок, и ему часто было страшно. В такие моменты он был таким беспомощным. Просил, чтобы Лариса не отходила от него. Он во всех и всегда искал ИДЕАЛ. Много позже моя подруга Ирина Печерникова (фильм «Доживем до понедельника») сказала мне: «Знаешь, почему Тарковский принял тебя, девочку из глубинки? Он почувствовал в тебе умение любить умение сострадать. Его Душе было хорошо с тобой»

Быть может, это было действительно так. Я безмерно благодарна за эти драгоценные годы и воспоминания. За тот след, который Андрей Тарковский оставил в моей душе. Я запомнила его таким, видящим этот мир совсем не так, как другие.

Дата смерти - 1986г, 29 декабря. Родился он в 1932 году. Ему было 54года. Много это или мало? И почему гениальные люди живут мало? Остались его картины, но о них пишут кинокритики, другие творческие люди, а я хочу просто вспомнить его как человека, как личность, сыгравшую свою роль в моей жизни.

Андрей Арсеньевич Тарковский

А ндрей Тарковский родился 4 апреля 1932 года в городе село Завражье, Ивановской области. Отец, Арсений Александрович - талантливый поэт и переводчик. Мама, Мария Ивановна, актриса, литературный работник, закончившая вместе с Арсением Высшие Литературные курсы при Всероссийском Союзе Поэтов. И мама, и отец впоследствии участвовали в работах сына. Стихи отца звучат с экрана в нескольких фильмах Андрея Арсеньевича.

Когда будущему знаменитому режиссеру было всего пять лет, отец покинул семью. А жили они в Москве, в Щипковском переулке, что в Замоскворечье. Здесь же Тарковский учился в школе, вместе с другим знаменитым ныне Андреем из мира искусства - поэтом Вознесенским.

По воспоминаниям однокашников, у Тарковского уже в детстве было чувство избранности, аристократичности. Он был среди мальчишек всегда опрятен и свеж, в юности одевался вызывающе модно, хотя семья была очень бедной, особенно после ухода отца. Вел себя Андрей раскованно, даже с учителями общался, как с равными. Видимо, ощущение внутренней свободы было у него врожденным.

В 1951 году Андрей поступает в Московский Институт Восточных языков на арабское отделение, но не заканчивает курса в связи с ухудшением здоровья. В 1952–1953 годах работал в ВНИИ цветных металлов и золота, затем - геологом.

В 1954-м Андрей поступает во Всесоюзный Государственный Институт Кинематографии. Михаил Ильич Ромм становится Учителем Андрея. Дружба Андрея с Андроном Михалковым - Кончаловским выливается в совместное написание сценария для первого фильма Тарковского - «Каток и Скрипка». Этот фильм стал дипломной работой Тарковского во ВГИКе.

Премьера первого полнометражного фильма Андрея Тарковского состоялась в апреле 1962 года. Картина «Иваново Детство», созданная по роману Владимира Богомолова, в том же году получила Золотого Льва на Международном кинофестивале в Венеции.

Фильм «Андрей Рублев» в 1969-м был показан во внеконкурсной программе Каннского Кинофестиваля и получил там специальный приз, но к международному прокату эта лента была разрешена Совэкспортфильмом только в 1973 году.

Аналогичным образом, «Зеркало», фильм, содержащий автобиографические мотивы, завершенный в 1974, был разрешен к экспорту спустя много лет.

«Солярис», снятый в 1971–72 годах по мотивам одноименного романа Станислава Лема, также вызвал волну нападок и возражений со стороны коллег. «Сталкер» - последний фильм, снятый Андреем в Советском Союзе.

Могила Андрея Тарковского
на кладбище Ste-Genevieve
de Bois под Парижем

В 1976 году Тарковский поставил трагедию Шекспира «Гамлет» в Театре «Ленком».

В 1980 году ему было присуждено звание народного артиста РСФСР. В том же году он стал лауреатом итальянской премии «Давид ди Донателло» в номинации «За вклад в киноискусство» за ретроспективу фильмов.

50-летний юбилей режиссера, чьими фильмами восхищались Бергман и Феллини, не отмечался нигде, даже на Мосфильме. Просьбы Тарковского о работе Госкино игнорировало, что и привело к отъезду режиссера в Италию, где он работал по контракту над фильмом «Ностальгия». Не имея возможности снимать часть фильма в России, он был вынужден воссоздавать свою родину на фоне итальянского пейзажа. Знавшие Тарковского считают, что разлука с родиной и сыном Андреем стала причиной его смертельного заболевания. Сыну режиссера разрешили выехать уже к больному отцу только после требовательного письма президента Франции Франсуа Миттерана лично Михаилу Горбачеву. Еще работая над «Ностальгией», Тарковский говорил, что герой фильма будет тосковать по родине, сидя в мрачной комнате, похожей на больничную палату....

Осенью 1983-го Андрей Тарковский ставит оперу «Борис Годунов» на сцене лондонского «Ковент-Гардена». Через полтора года, в 1986-м, выходит его книга «Sculpting in Time».В 1985-м он ведет в Берлине подготовку к съемкам последнего фильма - «Жертвоприношение», который часто называют завещанием Тарковского.

В конце 1985-го, после завершения съемок «Жертвоприношения» в Швеции, Андрей возвращается в Рим уже смертельно больным. Через год, 29 декабря 1986, великий русский режиссер умер в клинике неподалеку от Парижа. Он похоронен на кладбище Русских Эмигрантов во Франции, в городке Сен-Женевьев-дю-Буа. Надпись на надгробном камне: «Человеку, который увидел Ангела».

Лауреат Ленинской премии (посмертно).

В 1993 году Фондом Андрея Тарковского учрежден «Приз Андрея Тарковского», который присуждается один раз в год в рамках Московского международного кинофестиваля «лучшему фильму конкурсной или внеконкурсной программы».

По материалам Интернет

Поколение 60-х, выросшее в эпоху брежневского безвременья, относилось к фильмам Тарковского с чувством религиозного восторга. Это был вопрос веры: если человек любил и понимал «Зеркало» или «Солярис», он становился «своим», если нет – туда ему и дорога… Его имя было как пароль: Тарковского смотрел? – Свой человек. Таких «паролей» на самом деле было немного – Пастернак, Параджанов, Хамдамов (великий режиссер, до сих пор известный только профессионалам), Солженицын, Эфрос, Шнитке, Довлатов. Сейчас стало очевидным, что именно они, а не те, кто был признан и обласкан властью, определили лицо своего времени, создали незабываемый портрет эпохи.

У каждого из них была по-своему трагическая судьба. Но жизнь Тарковского – особый разговор. Может быть потому, что о нем как о человеке известно невероятно мало. С ним не проводились интервью, поклонники не ловили его у подъезда, газеты и журналы или обходили его фильмы молчанием, или же писали неприличные фразы, за которые теперь стыдно… Мне удалось увидеть его однажды в Тбилиси на закрытом просмотре фильма «Сталкер». Вынести хоть какую-то информацию из его бурчания себе под нос так и не удалось. Он вел диалог с самим собой, не со зрителем. В жизни он был чрезвычайно закрытым, «запечатанным» человеком, не заинтересованным в общении на темы, не касающиеся искусства.

Но зато когда речь заходила о творчестве, наступала кристальная четкость мысли и ясность намерения. Становилось ясно, что он видел кадры фильма как картины. Еще не начав снимать, в своем воображении он уже видел фильм во всех подробностях. Эти образы мучили его, не давали покоя, иссушали его тело. Еще задолго до того, как у него был обнаружен рак, он был похож на живую мумию – лицо, изборожденное морщинами, выдавало непрерывную работу мысли. Как портрет Достоевского работы Перова стал символом борений и исканий интеллигента 60-х годов 19 века, так трагический образ Тарковского можно считать символом борений и исканий интеллигента 60-х годов 20 века.

Андрей Арсеньевич Тарковский родился 4 апреля 1932 года с сильной концентрацией планет в Овне. Как многие представили этого знака, он обладал напором, честолюбием и умением проводить в жизнь свои намерения. Чем больше сопротивления он встречал от властей, тем отчаяннее он боролся. Это его энтузиазму, смелости и нежеланию идти на компромиссы мы обязаны тем, что у нас есть «Зеркало», «Иваново детство», «Андрей Рублев». Он был настоящим борцом, который не знал, что такое компромисс и отступление. Говорят, что во время съемок «Рублева» он очень заботился о том, чтобы эпоха была воссоздана как можно подробнее и натуральнее. В стремлении добиться своего от актеров он шел даже на то, чтобы сделать им больно. А в одном из эпизодов поджег живую корову. Что ж, в его гороскопе действительно есть Марс в Овне, который провоцирует жестокость. Сила желания и страсть воплотить свое видение на экране настолько велика, что все отступает на задний план. Вспомните Хичкока, который во время съемок «Птиц» заставил исполнительницу главной роли Типпи Хедрен вживую испытать нападение птиц. Но в том-то и дело, что это были только слухи. На самом деле никто коровы не поджигал, и никакой жестокости по отношению к актерам проявлено не было. Но характерно то, что именно о Тарковском ходили такие слухи. Его бескомпромиссность и прямота создавали ему множество проблем.

Внутренняя потребность всегда выражается в гороскопе через Луну. Луна в Рыбах в гороскопе Тарковского необычайно важна для понимания его личности. Она нашла свое воплощение в картинах Тарковского, и прежде всего в «Зеркале», где буквально разлит лунный свет. (Кстати говоря, техника работы с цветом в этом фильме была революцией в кино, подобно монтажу в «Броненосце Потемкин». Именно после просмотра этого фильма Феллини и Бергман признали, что им есть чему поучиться у русского мастера). Планета в Рыбах – это знак художника, поэтичной натуры, художественного дара. Луна в Рыбах в гороскопе Тарковского нашла выражение в светлом образе Матери, которым пронизана картина. В каждом кадре чувствуется благоговейное отношение, нежное тепло и преклонение перед женщиной, давшей ему жизнь.

В астрологической карте Тарковского Луна находится в соединении с Головой Дракона. Традиционно астрология считает, что такой аспект говорит о сильном материнском влиянии, о зависимости, о глубокой связи, которая не исчезает, а только углубляется с возрастом. Андрей Арсеньевич действительно был всю жизнь влюблен в свою мать. Ее отражение можно встретить во всех немногочисленных женских образах в его фильмах – это и Хари в «Солярисе», и для него ее духовный мир был камертоном и идеалом, воплощения которого он искал, но так и не нашел в реальности. И этот поиск, эта тоска по «потерянному раю» детства, эта ненасыщаемая жажда увидеть счастье на земле и выразились в его пост-российском кино, в двух шедеврах – «Жертвоприношении» и «Ностальгии».

Когда эти фильмы впервые показали в России, у всех было странное чувство неудобства и стыда. Казалось невероятным, что Тарковский, влюбленный в Россию, оказался безжалостно выброшен за границу и не имеет даже права видеться с женой и сыном. Он оказался в обстоятельствах, когда у него не было никакого выбора. Можете себе представить, что это значит для свободолюбивого Овна, у которого к тому же Солнце в соединении с планетой свободы Ураном! Вот когда начал свое разрушительное действие Плутон, имеющий очень злые аспекты, спровоцировавшие рак и безвременный уход.

Андрей Тарковский легендарный русский режиссёр и сценарист родился 4 апреля в 1932 году в селе Завражье Ивановской области, в семье известного русского поэта Арсения Тарковского. Когда Андрею было 5 лет, отец покинул семью.

С мамой Тарковский жил в Москве. Здесь же Тарковский учился в школе. По воспоминаниям друзей, у Тарковского уже в детстве было чувство избранности, аристократичности. Он был среди мальчишек всегда опрятен и свеж, в юности одевался вызывающе модно, хотя семья была очень бедной, особенно после ухода отца.

В 1951-1952 Андрей Тарковский учился на арабском отделении ближневосточного факультета Московского института востоковедения. И, возможно никогда бы не стал режиссёром, если бы не сотрясение мозга, полученное на занятиях по физкультуре. В мае 1953 года зачислился коллектором (рабочим) в научно-исследовательскую экспедицию института Нигризолото в далекий дальневосточный Туруханский край. Там он проработал почти год на дикой реке Курейке, прошел пешком сотни километров по тайге и сделал целый альбом зарисовок, который сдан был в архив Нигризолота.

В 1954 поступил на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М.И. Ромма – в той же группе учился В.Шукшин). 1 сентября во ВГИКе Тарковский встретил свою будущую жену – Ирму. В 1960 году Андрей Тарковский окончил режиссерский факультет и защитил диплом короткометражной картиной “Каток и скрипка”, которая на Нью-Йоркском фестивале студенческих фильмов в 1961 году получила главный приз. Затем он работал с 61 года на киностудии “Мосфильм”.


Ещё в 61-м году Тарковский подал заявку на съёмки “Андрея Рублёва”, но съёмки были запущены только через три года. Поэтому полнометражным дебютом Тарковского стал фильм “Иваново детство” (постановку которого сначала дали другому режиссёру), поставленный по мотивам военного рассказа В.Богомолова “Иван”. Пронзительно-трагическая история о попавшем на фронт подростке (Н.Бурляев), с ее контрастным противопоставлением светлого мира детства и мрачных реалий войны, произвела подлинную сенсацию в мировом кино. Этот фильм был удостоен многих престижных кинематографических премий. После “Иванова детства” у Тарковского и Ирмы родился сын Арсений.

Тогда же режиссер приступил к работе над картиной об Андрее Рублеве. В сценарии, написанном совместно с А. Михалковым-Кончаловским, проглядывала двойственность костюмно-исторической саги и авторского фильма-проповеди. Съемки картины (начаты в 1964) проходили сложно. Коммунистические чиновники от искусства узрели в фильме какие-то невыгодные параллели с современной действительностью, многих полуграмотных “искусствоведов в штатском” раздражала и непривычная форма произведения. С большими цензурными поправками “Андрей Рублев” был выпущен в отечественный прокат ограниченным числом кинокопий. Зато за границей наши партийные руководители искусством хвастались картиной Тарковского, демонстрируя, что даже при социализме необычный художник имеет возможность реализоваться.


За двадцать лет работы в кино режиссеру позволили сделать на родине всего пять фильмов, причем выход каждого из них сопровождался унизительными издевательствами – бесконечными придирками, поправками, организацией травли в прессе, политическими обвинениями, хотя никакой борьбы с коммунистами Тарковский не вел.

В 1969 французская фирма, получившая права на зарубежный прокат “Рублева”, с успехом показала его на Каннском фестивале (премия ФИПРЕССИ, 1969). После этого фильм на многие годы стал объектом зрительского ажиотажа в СССР, а Тарковский прочно утвердился в звании главного «эстета» и «нонконформиста» советского экрана. Картина была включена в число 100 лучших фильмов в истории кино.
В 1970 Андрей Тарковский официально развёлся с Ирмой. Отношения Тарковского с сыном Арсением так и не сложились…. Позднее Андрей Тарковский вновь женился.
Вскоре эстетическое и идейно-нравственное кредо Тарковского нашло столь же яркое выражение и в жанре кинофантастики. В отличие от Рублева, герои философско-фантастической драмы “Солярис” (по одноименному роману С.Лема) – это представители технократической цивилизации будущего, обитающие в искусственном мирке космической станции. Однако и здесь Тарковский провел свою идею изначальной, “божественной” духовности человека, продлив ее за пределы национальных и культурных границ (в атрибутике фильма рублевская Троица равноправно уживается с музыкой И.С.Баха и картинами П.Брейгеля, а композиция финального кадра является буквальной цитатой Рембрандта). В Каннах (1972), кроме Специального приза жюри, «Солярис» получил еще и Приз Международного евангелического центра.
Тогда же в 1972 году Тарковский осуществил свою первую театральную постановку по пьесе Шекспира “Гамлет”. Вернулся к сцене Тарковский только в 1983 году, поставив в Лондоне на сцене “Ковент Гарден” спектакль “Борис Годунов”.


Высшим достижением Тарковского стало “Зеркало” (1974), где его муза философско-поэтической рефлексии не сковывается рамками традиционного сюжета, а лишь находит нужный ей фрагмент в богатом наборе визуальных ассоциаций и воспоминаний художника – автора и героя. Смысловая структура картины оказалась удивительно многомерной – наряду с философско-поэтическими “кодами” в некоторых эпизодах легко расшифровывалась и нота политического инакомыслия (эпизод в типографии и др.). Фильм практически не получил проката и обострил скрытое противостояние режиссера и власти. На совместном заседании коллегии Госкино и секретариата правления Союза кинематографистов картину Тарковского назвали непонятной, не массовой и в общем не удачной. У Андрея Арсеньевича было своё мнение на этот счёт: “Поскольку кино все-таки искусство, то оно не может быть понятно больше, чем все другие виды искусства… Я не вижу в массовости никакого смысла… Родился какой-то миф о моей недоступности и непонятности”.

Примериваясь к новому проекту, Тарковский пишет сценарии, читает лекции по режиссуре, ставит Гамлета в Театре Ленинского комсомола (1977).
В 1980 Тарковскому было присвоено звание народного артиста РСФСР. Вместе с тем на деле конфликт с властью только углубился.


“Время путешествий” Тарковский снимал в Италии: просьбы режиссёра о работе Госкино игнорировало, что привело к отъезду. “Время путешествий” – это документальный фильм о Тарковском и его друге Тонино Гуэрра в Италии. В переживаниях оторванного от родных корней писателя Горчакова – главного героя следующего творения: “Ностальгия” – практически “зеркально” отразилось его собственное состояние душевной горечи и отчаяния. После съемок ‘Ностальгии’ Тарковскому предложили за границей поработать еще, он согласился. Однако бдительные партийные чиновники сочли, что ему хватит торчать за границей и следует возвращаться в СССР. Хотя тут никакой работы ему не предлагали. С детства наделенный повышенным чувством собственного достоинства, Андрей Тарковский решил, что своей судьбой он должен распоряжаться сам. Он отказался возвращаться в Советский Союз, за что его тут же объявили предателем, фильмы изъяли из проката, имя запретили упоминать. Супругу и сына отказались выпустить к Тарковскому за границу. Однако волнение от разлуки с семьей, может быть навсегда, а также несомненные переживания за резкий поворот в судьбе, сказались на его здоровье.
В Швеции Тарковский начал съемки своего последнего фильма ‘Жертвоприношение’ – камерной философской притчи.

Меж тем здоровье продолжало ухудшаться. Врачи поставили страшный диагноз: рак лёгких. Французская кинозвезда Марина Влади, связанная с Россией и происхождением, и семейными узами (она была долгое время женой Владимира Высоцкого), оказывала Тарковскому всяческую помощь, включая материальную. Он лёг в дорогую и престижную больницу в пригороде Парижа, но медицина была уже бессильна.
Когда пришло известие о страшном диагнозе, Тарковские находились в сложном материальном положении. Деньги за «Жертвоприношение», еще не были получены; медицинской страховки не было, а курс лечения требовал значительных денег - 40 тысяч франков. Деньги на это дала Марина Влади. Узнав о бедственной ситуации, она без лишних слов вынула чековую книжку и выписала чек на нужную сумму. В дальнейшем муж Марины Влади, профессор Леон Шварценберг стал лечащим врачом Андрея.
Знавшие Тарковского считают, что разлука с родиной и сыном Андреем стала причиной его смертельного заболевания. Сыну режиссера разрешили выехать уже к больному отцу только после требовательного письма президента Франции Франсуа Миттерана лично Михаилу Горбачеву.
29 декабря 1986 года Андрей Тарковский “ушёл”… Сотни людей собрались во дворе Свято-Александро-Невского собора, где отпевали Андрея. На церковных ступенях Мстислав Ростропович на виолончели играл возвышенно-строгую «Сарабанду» Баха.
Последним пристанищем Андрея Тарковского стало Русское кладбище в Париже: Сен-Женевьев-де-Буа. На могиле Тарковского надпись: “Человеку, который увидел Ангела” – Тарковский часто говорил, что в творчестве ему помогает ангел…

Человек, который увидел Ангела. Андрей Тарковский - православный.

Человек, который увидел Ангела. Андрей Тарковский - православный.

Отец Силуан (Ливи) служит в Италии по старому стилю и находится в евхаристическом общении с Русской Зарубежной Церковью. Недавно он гостил в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле и поведал о малоизвестных фактах из жизни Андрея Тарковского.
Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что Андрей Тарковский не был просоветским деятелем искусства. Его сложная творческая судьба, вынужденная эмиграция - тому свидетельство. Но мало кто знает, что Андрей Тарковский был православным христианином и не только в нарицательном, но и в самом буквальном смысле слова. К сожалению, об Андрее Тарковском ходит много мифов или просто неверной инфомации. Недавно пришлось встретить вот такое высказывание: «Тарковский НЕ был православным человеком, например точно известно, что к Церкви (все равно какой деноминации) он не принадлежал (на смертном одре он не исповедывался и не причащался), да и в жизни, по крайней мере, заграничной, этого не делал. Как мне известно от людей знавших его, он скорее увлекался (в конце жизни по крайней мере) чем-то типа Сведенборга».
Приведем здесь свидетельство другого лица, также лично знавшего Андрея Тарковского и может быть знавшего его внутренний мир лучше других...
С 1982 года до своей смерти Андрей Тарковский был в эмиграции и жил главным образом во Флоренции и Париже, а также и в других европейских городах. В эти годы он посещал православный монастырь Преп. Серафима Саровского в Пистое (Италия), и был хорошо знаком с отцом Силуаном (Ливи), так как последний почти каждое воскресение служил во Флоренции. Сохранились фотографии снятыя во время визита Андрея Тарковского в монастырь Преп. Серафима в Пистое.
В конце 1985 года, после завершения фильма «Жертвоприношение» в Швеции, Андрей Тарковский возвратился во Флоренцию. Он уже тяжело был болен и в последний год жизни отец Силуан неоднократно исповедовал и причащал его, во флорентийском доме Тарковских. Отец Силуан говорит про Андрея Торковского, что это был глубоко и тонко верующий человек. Как человек творческий Андрей был человеком со сложной и напряженной внутренней духовной жизнью.
Непосредственно перед смертью, Андрея повезли во Францию, так как он не хотел быть похоронен на католическом кладбище, а желал быть похороненным на православном кладбище. После кончины 29 декабря 1986 года во Франции, Андрей был отпет по православному чину и похоронен на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.
Сорокоуст по Андрею, по просьбе семьи, служил во Флоренции отец Силуан, и на многих богослужениях в этот период присутствовала супруга и дети Андрея.
Эти факты гармонично вписываются в жизнь Андрея Тарковского, творчество и мировоззрение коего нельзя понять вне Православия.
Как пример его православного творчества, можно привести фильм «Андрей Рублев». Удивительно, как точно удалось Андрею Тарковскому показать переломы монашеской жизни, внутренний мир инока и непростые внутримонастырские отношения.
В заключении приведем цитату из интервью Андрея Тарковского, которое он дал в Лондоне в 1983 (!) году.
Андрей Тарковский говорит: «Мы ставим перед собой... проблемы, стараемся их решать и при этом думаем, что спасаем современный мир, который находится в кризисе. Но мы заблуждаемся. По-моему, это даже очень опасно - заниматься такими проблемами, потому что они отвлекают нас от главной задачи, от борьбы за ДУХОВНОСТЬ.
Борьба за духовность ведется во всех направлениях. Это понимает каждый. Каждый, даже совсем необразованный, но духовно развитый человек понимает... Он бережет свой внутренний духовный мир. Это очень важно. Мы хотим жить, понимая смысл жизни и выполняя свой жизненный долг на этой земле, но часто нам это не удается. Мы еще слишком слабы. Но важно выбрать путь и следовать ему...
Беда заключается в том, что современная цивилизация зашла в тупик. Нам нужно время, чтобы изменить общество духовно. НО ЭТОГО ВРЕМЕНИ У НАС БОЛЬШЕ НЕТ. Процессы, которые человек уже запустил, технические рычаги, на которые он уже нажал, теперь функционируют сами по себе. Люди, политики, стали рабами системы, которую они сами создали. Людьми уже управляет компьютер. Чтобы его выключить, нужны умственные усилия, на которые у нас не хватает времени.
Единственная надежда - она остается - заключается в том, что человек в тот последний момент, в который он еще сможет выключить компьютер, будет ОЗАРЕН СВЫШЕ. Только это еще может нас спасти».
Иначе как пророчеством эти строки назвать нельзя. И вышло это пророчество из уст и сердца Андрея Тарковского, православного художника и христианина, на могильном памятнике коего неслучайно помещена надпись: «Человеку, который увидел Ангела».

Инок Всеволод (Филипьев) (публикация с личного разрешения о. Всеволода)

Публикация по материалам сайта

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...