Урок внеклассного чтения по повести марка твена " принц и нищий". Хрестоматия Открытый урок принц и нищий


Слайд 1

МАРК ТВЕН
Подготовила: учитель русского языка и литературы Мытник Валентина Гавриловна

Слайд 2

Слайд 3


«Вся американская литература вышла из одной книги - «Приключений Гекльберри Финна», написанной Марком Твеном». Американский писатель Э. ХЕМИНГУЭЙ
«Наиболее чистое наслаждение я получил от очаровательного эпоса юности - Тома Сойера и Гека Финна». Английский писатель Д. ГОЛСУОРСИ

Слайд 4

МАРК ТВЕН (Сэмюэль Клеменс) (1835-1910)
«Даже самый серьезный, самый деловой американец, когда говорят об этом всемирно известном мальчике, начинает улыбаться, и глаза у него добреют». И. ИЛЬФ и Е. ПЕТРОВ о Томе Сойере
«Я читаю вашего «Принца и нищего» в четвертый раз. И я знаю: это лучшая книга для юношества из всех когда-либо написанных». Американская писательница Гарриэт БИЧЕР-СТОУ
Перейти

Слайд 5

Марк Твен (Сэмюэль Клеменс) родился 30 ноября 1835 года в Америке, в маленькой деревушке Флорида штата Миссури. Он был живым, любознательным маль-чиком и страстно любил реку. Родители знали, что если Сэмми исчез, его нужно искать на реке. Недалеко от дома Клеменсов текла маленькая речушка, которая впадала в Миссисипи. Ему еще не было пяти лет, когда он упал в воду и стал тонуть. К счастью, мимо проплывали мальчишки-негры. Они втащили мокрого, дрожащего Сэмми в свою лодку.
"Река-учитель"
Дом в посёлке Флорида, штат Миссури, где родился Сэмюэль Клеменс

Слайд 6

Вскоре семья переехала в городок Ганнибал на реке Миссисипи. Эту великую американскую реку называют учителем Марка Твена. На кораблях щеголяли модной одеждой богатые пассажиры. Темнокожие музыканты развлекали пассажиров. В детстве у Марка Твена не было желания заветнее, чем стать матросом, самому надеть белую форменку юнги или промасленную куртку механика, выучиться словечкам, какими щеголяли речные волки, и когда-нибудь пройтись по улицам Ганнибала раскачивающейся походкой лоцмана, привыкшего к качкам и штормам.
"Река-учитель"
Школа в Ганнибале

Слайд 7

В течение пяти лет Марк Твен работал лоцманом на реке. Он и псевдоним взял от реки: «марк твен - отметь два» - это означало, что глубина достаточная, чтобы корабль не сел на мель. Одолевать реку ночью, в половодье, когда она меняет свое русло, - это был вызов для молодого лоцмана. Река открывала путь в огромный мир.
"Река-учитель"
Перейти

Слайд 8

Много ездил Марк Твен по Америке, добывал серебро и золото, работал в газетах. А главное - присматривался к людям, изучал их характеры. В 1865 году он написал свой первый рассказ «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса». И сразу стал известным.

Слайд 9

Обложку самой первой его книги украшала огромная лягушка ярко-желтого цвета. Таких лягушек в природе не бывает. Но Твен ведь и написал о необыкновенной лягушке - она умела особенно далеко прыгать. Эта повесть смешит читателей уже второе столетие.
"И лягушка может сделать человека известным"
«Скачок к славе» - такую забавную карикатуру нарисовал на молодого писателя американский художник В.Дж.Уэлч
Перейти

Слайд 10

В 1876 году увидела свет самая знаменитая книга Марка Твена - «Приключения Тома Сойера». Том - озорной мальчишка, выдумщик, любитель приключений, остался самым любимым героем многих поколений читателей. Он умеет превращать будни в подлинный фейерверк выдумки и фантазии, романтики и игры.
Художник В.Сергеев

Слайд 11

Том добр и чуток к чужой беде. Нужно спасти Бекки от розог - и он, настоящий рыцарь, берет вину на себя и терпит порку без единого стона. Нужно защитить невинного Меффа Поттера, которому грозит казнь,- он выступает на суде, чувствуя на себе тяжелый взгляд индейца Джо. Гек Финн ни в чем от Тома не отстает.
Том и Гек никогда не состарятся

Слайд 12

Недаром же в городке Ганнибале друзьям - литературным героям - поставили памятник.
Том и Гек никогда не состарятся
Памятник Тому Сойеру и Геку Финну в Ганнибале
Перейти

Слайд 13

В 1884 году в Англии выходит книга «Приключения Гекльберри Финна», о которой американский писатель Эрнест Хемингуэй сказал: «Вся американская литература вышла из одной книги - «Приключений Гекльберри Финна». Встреча Гека с негром Джимом перемещает читателя из ситуации игры в другую ситуацию, где необходим нравственный выбор. Беглый раб Джим в первый раз почувствовал себя как равный с равным здесь, на плоту, рядом с Геком.

Слайд 14

Сирота Гек понимает жизнь несравненно тоньше, чем Том. Недаром Марк Твен ведет повествование в этом романе от первого лица, от лица Гека. Сосредоточенно, как взрослый, Гек думает о неумении людей устраивать свои дела справедливо и разумно, так, чтобы не обманывать друг друга, не гнаться за бесчестными заработками, не преследовать человека только за цвет кожи.
"Приключения Гекльберри Финна"
Художник В.Горяев

Слайд 15

Начавшись как игра, как веселое приключение, плавание стало борьбой за справедливость, за честно устроенную жизнь, когда все люди свободны и все люди братья.
"Приключения Гекльберри Финна"
Художник А.Власова
Перейти

Слайд 16

«Вы думаете, Том угомонился после всех приключений, которые были с нами на реке, - ну, тех, когда мы освободили негра Джима и когда Тому прострелили ногу? Ничуть не бывало. Он еще больше разошелся - только и всего. Так начинается повесть «Том Сойер за границей» (1893 год), где Том, Гек и Джим на воздушном шаре путешествуют в Африку, ночуют в пустыне, знакомятся с пирамидами в Египте.
Художник А.Власова
Романы о Томе Сойере

Слайд 17

Через два года выходит книжка «Том Сойер - сыщик». И опять книга написана от имени Гека Финна, рассказывающего, как Тому удалось раскрыть запутанное дело, связанное с хищением бриллиантов и убийством.
Романы о Томе Сойере
Художник А.Власова
Перейти

Слайд 18

Твену всегда были дороги честные озорники. Вот и на английский трон он сажает оборвыша Тома Кенти - главного героя романа «Принц и нищий».
"Принц и нищий"
Том хотел только посмотреть на принца, но случай дал ему возможность встретиться с настоящим принцем Уэльским, очень похожим на Тома, поменяться с ним одеждой и на какое-то время стать английским королем.

Слайд 19

Том вовсе не мошенник, он пытается объяснить придворным, что случайно попал во дворец, но они и слушать ничего не хотят и объявляют его душевнобольным. А мальчишке тягостно во дворце, он хочет назад, в свой нищенский двор, но постепенно привыкает к своему новому положению и даже стесняется сам почесать свой нос, ведь для этого есть слуги. Королевский гардероб кажется ему скудным. И он заказывает новые наряды тысячами. А королевской печати находит достойное применение: он колет ею орехи.
"Принц и нищий"

Слайд 20

Только случай всё ставит на свои места. И настоящий настрадавший-ся принц, познакомившийся с жизнью простого люда, возвраща-ется во дворец. Для чего Марк Твен написал эту увлекательную сказку? Не только ради развлечения своих читателей. Он хотел, чтобы они поняли: во все времена народ тер-пел несправедливость и во все времена находились люди, которые восставали против несправедливос-ти. Рассказывая сказку о далеком прошлом, Марк Твен хотел, чтобы читатели задумались над тем, что общего у обитателей средневеко-вой Англии и людей современного мира.
"Принц и нищий"
Перейти

Слайд 21

«В записных книжках Марка Твена мы чи-таем: «Вообразил себя странствующим рыца-рем в латах в средние века. Потребности и привычки нашего времени; вытекающие отсю-да неудобства. В латах нет карманов. Не могу почесаться, насморк - не могу высморкаться, не могу достать носовой платок, не могу выте-реть нос железным рукавом. Латы накаляются на солнце, пропускают сырость, когда идет дождь, в морозную погоду превращают меня в ледышку. Когда я вхожу в церковь, раздается неприятный лязг. Не могу одеться, не могу раздеться. В меня ударяет молния. Падаю и не могу подняться». Вот такой бедняга и пригрезился писателю, и он решил написать роман «Янки из Коннек-тикута при дворе короля Артура».

Слайд 22

Роман начинается с события совершенно невероятного. В драке кто-то хватил главного героя Хэнка Моргана по голове. Когда пострадав-ший очнулся, выяснилось, что из американского города Хартворда он переместился на Британские острова, а из девятнадцатого века - в шестой, во времена короля Артура, рыцарей Круглого стола, Лансе-лота, Гиневры и чародея Мерлина.
"Янки при дворе короля Артура"
Перейти

Слайд 23

Книгу о Жанне д" Арк Марк Твен считал главным делом своей жизни. Автор предваряет роман словами Лайоша Кошута: «Обратим внимание на одну важную особенность. С тех пор, как пишется история, Жанна д" Арк является единственной среди женщин и мужчин, кто когда-либо занимал в семнадцать лет пост главно-командующего вооруженными силами страны». Сьер де Конт, от имени которого ведется повествование, - фигура вымышленная.
"Личные воспоминания о Жанне д Арк"

Слайд 24

Луи де Конт так объясняет силу Жанны: «Она вышла из народа и знала народ». Великая в бою, она была еще более великой в умении воодушевить отчаявших-ся. Она повернула ход Столет-ней войны, сражалась за свою поруганную родину, за справед-ливость, за то, чтобы война перестала опустошать француз-скую землю. Жанна, Орлеанская дева, была сожжена на костре в мае 1431 года девятнадцати лет от роду.
А почти все другие персонажи носят имена реальных лиц и изображены такими, какими встают со страниц судебных протоколов и хроник XV столетия.Давайте жить так, чтобы даже гробовщику стало жалко, когда мы умрем. Перейти

Урок зарубежной литературы по повести Марка Твена "Принц и нищий» 6-й класс

Цели:

  1. Обсудить с учениками всеобщую значимость нравственных ценностей, необходимость их сохранения.
  2. Продолжить работу по формированию умения анализировать художественное произведение.
  3. Прививать интерес к литературе.

Оборудование:

  • Книга Марка Твена “Принц и нищий”.
  • Фотографии писателя, изображения литературных героев.
  • Выставка книг писателя, репродукции иллюстраций к произведениям.
  • Рисунки учащихся.
  • Карточки с заданиями
  • Презентация

Ход урока

1.Вступительное слово учителя:

Ребята, сегодня мы обратимся к творчеству Марка Твена – крупнейшего американского писателя. Посмотрите на портрет писателя, запечатлевший его в пожилом возрасте - с усами и седой шевелюрой. Старшая дочь Сюзи оставила детские воспоминания об отце: “У него очень красивые седые волосы, не слишком густые и не слишком длинные, а в самый раз; римский нос, от которого его лицо кажется еще красивее; добрые синие глаза и маленькие усики”. Вглядитесь в портрет писателя и попробуйте представить, каким был этот человек.

Учащиеся дают варианты ответов.

2.Презентация ученика по биографии писателя.

3.Беседа с учениками по материалам презентации:

Какое настоящее имя Твена?

Как появился его псевдоним?

Назовите профессии, которыми владел писатель?

Каковы были увлечения Марка Твена?

Назовите самые известные произведения автора.

4.Роман «Принц и нищий» был написан в 1881 году.

Задание : найти среди определений те, которые соответствуют роману. У доски два ученика выбирают и размещают на доске определения (верные- большое прозаическое произведение, много персонажей, несколько сюжетных линий, постановка важных проблем, значительная протяженность по времени; неверные- малое прозаическое произведение, события укладываются в один день, форма повествования- диалог)

Вывод : роман- большое прозаическое произведение, где разворачивается несколько сюжетных линий, много действующих лиц, затрагиваются важные проблемы, значительное время действия.

Задание: сгруппировать реальных и вымышленных персонажей. У доски два ученика выбирают и размещают на доске героев (реальные- принц Уэльский, леди Джейн Грей, леди Елизавета, Генрих IIIV, Мария; вымышленные- Том Кенти, Майлс Гендон, Гемфри Марло)

Вывод : в романе реальные герои действуют вместе с вымышленными персонажами

5.Работа в группах по 4-5 человек.

Задание: в группе назначается старший, который оценивает степень участия каждого в работе, 1 группа выбрать из предложенных те качества, которые проявил Том Кенти (верные- милосердие, благородство, доброта, справедливость, смекалка, ; неверные- трудолюбие, трусость, скромность, образованность). Доказать на конкретных примерах их наличие у героя. 2 группа выбирает из предложенных те качества, которые проявил принц (верные- милосердие, благородство, доброта, справедливость; неверные- скромность, честность, трудолюбие, уважение к старшим)Доказать на конкретном материале их наличие у героя. 3 группа располагает в правильной хронологии эпизоды романа (рождение принца и нищего, встреча героев, обмен одеждой, принца выгоняют из дворца, встреча принца с отцом тома, встреча с Гендоном, принца крадут бродяги, принца приютила крестьянка, принц у отшельника. Принц в тюрьме, несостоявшаяся коронация, Эдуард-король). 4 группа анализирует сцену кульминации гл 32 «День коронации». Сцену кратко пересказать. Как ведет себя Том? Как ведут себя придворные? Что объединяет Тома и принца? 5 группа придумывает вопросы-ловушки на знание содержания романа.

Через 10-15 минут группы отчитываются по итогам работы.

6. Читаем эпиграф к роману. «О, в милосердии двойная благодать: Блажен и тот, кто милует, и тот, Кого он милует. Всего сильнее Оно в руках у сильных; королям Оно пристало больше, чем корона…»

Вопрос:

Как вы понимаете эти слова Марка Твена?

Домашнее задание:

написать сочинение-миниатюру на тему: « Почему необходимо милосердие в современном мире»





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи: (Слайд 2)

Продолжить знакомство с жизнью и творчеством М.Твена;

Продолжить развивать интерес учащихся к произведениям нравственной тематики, формировать умение учащихся размышлять над нравственными качествами героев произведения;

Проанализировать основные идеи произведения, поступки героев и события романа;

Учить учащихся наблюдать за психологией человека, наделённого властью, рассуждать о милосердии как одном из лучших качеств человека, развивать в себе это качество;

Продолжить работу по развитию речи учащихся, сформировать представление о сценическом действии и его особенностях.

Оборудование:

  • портрет Марка Твена;
  • список литературы,
  • компьютерная презентация “Марк Твен фантазирует...”

Ход урока

1) Организационный момент.

Учитель объявляет тему и цель урока, создает проблемную ситуацию

2) Дополнительный материал к уроку.

Индивидуальное задание. (Слайды: 16, 17, 18, 19)

3) Работа с текстом произведения

Учитель : Давайте обратимся к началу произведения.

Глава I “Рождение принца и рождение нищего”. (Слайд 3, 4)

Учащиеся выборочно читают главу, а затем начинаем анализпо вопросам:

Давайте посмотрим, в каких же условиях живёт семья Кенти? (Дом семьи Кенти находился в вонючем тупике, а жили они в убогойкаморке на третьем этаже. Дети (Том и две его сестры) спали на полу. Отец и бабка часто напивались и устраивали драки, избивая детей. Они научили детей просить милостыню, но сделать их ворами они не смогли. Находясь в этом страшном мире, Том не чувствовал себя несчастным, несмотря на постоянную нужду, на холод и голод.

Да, он не был несчастным, потому что в душе бедного мальчика живёт мечта. Какая? (Слайд 5)

(День и ночь Тома преследовало одно желание: увидеть настоящего принца. Он стал часто разыгрывать из себя принца, мечтая оказаться на месте богатого наследника.)

Вот однажды Том лицом к лицу сталкивается с Принцем. Давайте вспомним, как это произошло.

Ученик: (читает из главы 3 наиболее яркие эпизоды этой встречи, начиная со слов: “Бедный маленький Том в жалких лохмотьях приблизился к ограде...

Беседа по вопросам по содержанию произведения:

Почему Принцу захотелось на время стать Томом Кенти?

(Принцу захотелось на время стать Томом, чтобы вдоволь порезвиться, поиграть с ребятами так, как он этого захочет, так как у принца не было в жизни ни друзей, ни шалостей. Он всегда должен был оставаться принцем, которому непозволительно было то, что разрешалось простому сорванцу...) (Слайды 6, 7)

Какие неприятности поджидали Принца?

(Принцу пришлось несладко: на него спустили собак, его преследовали оборванцы, они издевались над ним, над его словами о том, что он из королевской семьи. А затем ещё и встреча с Джоном Кенти, который потащил Принца домой, приняв его за сына Тома.)

А как нашего героя приняли другие члены семьи?

(Бабка и отец смеялись над его словами о том, что он принадлежит к королевской семье; поговаривали о его сумасшествии. Одна лишь мать Тома с любовью и самопожертвованием относится к нему, она старается уберечь его от тяжёлой руки Джона.)

Как чувствовал себя Том на новом месте?

(Сначала его это забавляло: он с интересом рассматривал комнаты во дворце, любовался своим отражением в зеркале, но через полчаса его одолел страх: как вести себя по-королевски, чтобы никто не заподозрил ненастоящего Принца. Король решил, что с принцем не всё впорядке: сын не узнавал его сначала.“Чем дальше Том шёл меж двух рядов раззолоченных, низко кланявшихся ему придворных, тем больше он падал духом, сознавая, что он здесь пленник и, может быть вовсе не вырвется из этой раззолочённой клетки – несчастный принц, не имеющий ни единого друга, если Господь Бог по своему милосердию не сжалится над ним и не вернёт ему волю”.

Таким образом, едва став принцем, Том мечтает о возвращении к прежней вольной жизни. (Слайды 8, 9)

Расскажите о том, как Том помог людям избежать смерти.

(Том спас жизнь трём людям: он пожалел тех людей, которых ожидала смертная казнь. Он действительно переживал за их судьбы. Люди были восхищены поступком Тома, они не ожидали такого милосердия от принца.)

Но несмотря на это, власть на время изменила Тома. Докажите это, используя текст.

(Читаются отрывки из главы XXX “Успехи Тома”, в которой говорится о зазнайстве Тома, о том, как он наслаждается властью, забыв о своей семье, о подлинном принце).

Какие события происходят во время коронации?

(Происходит встреча Тома с Принцем, во время которой Том доказывает всем, что Принц настоящий. Эта сцена интересна для чтения, так как героям не совсем легко доказать во дворце, что Принц настоящий. В конце концов это им удаётся.)

Что говорится в заключении о Томе? Прочитайте это.

(“Том Кенти дожил до глубокой старости; он был красивый седовласый старик величавой и кроткой наружности. Все искренне уважали его и оказывали почёт его странной...одежде. При его появлении все расступались, давали ему дорогу и шептали друг другу:

Снимите шляпу, это королевский воспитанник!)

А какова судьба короля?

(Эдуард VI жил недолго, но достойно, он не причинял никому чрезмерных стеснений и мук.Он был справедлив, так как сам испытал когда-то лишения и знал не понаслышке о жизни простого народа.)

  • Простой мальчик из бедного квартала понял, что нельзя быть бессердечным, злым, жадным.
  • Надо любить свою страну, свой народ, заботиться обо всех людях в государстве.
  • Надо издавать справедливые законы
  • Надо заботиться о детях и стариках, чтобы у каждого человека была крыша над головой, чтобы люди не ложились спать голодными.
  • Необходимо сделать так, чтобы люди верили в свое будущее и жили свободно и счастливо.

Милосердие – основное качество короля, так как он сам познал, что такое унижение и оскорбление со стороны сильных. Делая людям добро, сам человек не менее счастлив, чем тот, для кого это добро делается.

Поэтому “в милосердии двойная благодать”.

Именно милосердию, замечательному человеческому качеству, М.Твен посвятил свой роман “Принц и нищий”.

3) Инсценировка фрагментов произведения. (Слайды11, 12, 13, 14, 15, 16)

4) Индивидуальное задание: “Марк Твен - юморист”. (Слайды 18, 19)

5) Анкетирование учащихся .

6) Домашнее задание:

Подготовить:

1. Устный рассказ об истории создания романа “Принц и нищий”;

2. Ответ на вопрос “Какое впечатление произвел на меня роман “Принц и нищий”?

Совместное мероприятие сельского и школьного библиотекарей.

(В рамках «книжкиной» недели.)

Тема. Читательская конференция по произведению Марка Твена

«Принц и нищий».

Для учащихся 7 – 8 классов.

К 130-летию с года написания произведения (1882 г.).

Дата проведения: 23.03.2012 г.

Ответственные: сельский и школьный библиотекари.

Цель. Познакомить учащихся с жизнью Марка Твена (кратко) и его произведением «Принц и нищий». Воспитывать познавательный интерес к книге. Прививать чувство сострадания к ближнему на примере главных героев. Привлечь учащихся в библиотеку.

Оборудование. Конспект мероприятия; произведение Марка Твена «Принц и нищий»; кроссворд; портрет Марка Твена.

Краткое содержание мероприятия.

I. Вступительное слово.

III. Вопросы по содержанию произведения.

IV. Кроссворд на основе содержания произведения.

V. Заключительное слово.

Ход мероприятия.

I. Вступительное слово.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим немного о Марке Твене, американском писателе и его произведении «Принц и нищий». На дом вам давалось задание прочитать «Принц и нищий».

Все ли прочитали?

Марк Твен написал «Принца и нищего» 130 лет назад в 1882 году. И сегоднешнее мероприятие посвящается этой дате.

II . Знакомство с жизнью автора (кратко).

Но для начала хочется немного сказать об авторе.

Один из лучших американских писателей, Марк Твен сам вышел из народа. Он родился в 1835 году в неболь­шом городке Ганнибале.

Марк Твен - это литературный псевдоним писателя, а его настоящее имя было Сэмюэль Клеменс. Он родил­ся в небогатой семье и после смерти отца, двенадцати­летним мальчиком, пошел «в люди» и начал работать. Он сменил много профессий и побывал в самых отдален­ных уголках своей страны: был учеником в типографии

в родном городе; стал затем бродячим наборщиком; был старателем на Дальнем Западе, пытаясь найти в не ис­следованных еще землях полезные ископаемые; был жур­налистом. Когда Клеменс стал уже знаменитым писате­лем, больше всего он любил вспоминать о том, как он был учеником лоцмана, как учился водить пароходы по Миссисипи. И свой псевдоним «Марк Твен» он придумал в честь тяжелого, но радостного труда моряка, в память могучей, своенравной Миссисипи: «Марк Твен» в пере­воде на русский язык значит «мерка два»,- так говори­ли матросы, когда река была достаточно глубокой, что­бы пароход мог идти вперед.

Марк Твен горячо любил свою родину, многоводную реку Миссисипи, на берегу которой он вырос, широкие степи - прерии, непроходимые леса; очень любил он американских ребят, которым посвятил много произведе­ний.

III . Вопросы по содержанию произведения.

1. Из скольких глав состоит повесть?

Повесть американского писателя Марка Твена «Принц и нищий» состоит из тридцати трех глав.

2. Когда и где происходит действие романа?

Лондон, середина XVI столетия.

3. Как зовут главных героев?

Действующие лица повести – принц Эдуард Тюдор, нищий мальчик Том Кенти, благородный Майлс Гендон, впоследствии ставший графом.

4. Обрадовались ли появлению Тома?

5. А Эдуарда?

Да, ликовала вся страна.

6. Расскажите детские годы Тома в сравнении с Эдуардом (кратко).

Произведение начинается с описания великого празднества королева Англии, наконец-то подарила своему супругу, Генриху VIII наследника. В этот же день на окраине Лондона на свет появился другой ребенок - Том Кенти. Его появление на свет никто не праздновал. Жизнь будущего короля и маленького нищего Тома протекала в абсолютно разных условиях. Если принца лелеяли и опекали, то за Томом почти не ухаживали. Время шло. Мальчики подрастали. Эдуарда учили фехтованию и латинскому, а Тома приучали просить милостыню. В том же доме, где жил Том, проживал некий священник, он обучал мальчика, прививал любовь к книгам. Читая книги, мальчик забывал о своей настоящей жизни, мечта о графах, королях и принцах, воображал себя на престоле или со шпагой. Вскоре мечта о встрече с королем затмило все его существование, и Том даже объявил себя королем, «королем Двора Отбросов».

7. Как вы думаете, почему Том стал мечтать в конечном итоге о том, что он сам есть принц?

Жалкое, убогое существование, бабка и отец – тираны, плюс голод и лишения, ну и конечно же богатое воображение.

8. Как Том (нищий) встретился с Эдуардом (принцем)? Опишите эту сцену.

Том встал утром голодный и побрёл по улице мечтая и размышляя о своём сне, где он был принцем. И сам того не подозревая дошёл до дворца, где жил настоящий принц Уэльский.

9. Найдите в тексте описание Тома и Эдуарда, когда они впервые встретились.

Страница 12.

Бедный маленький Том в жалких лохмотьях прибли­зился к ограде и медленно, несмело прошел мимо часо­вых; сердце его сильно стучало, в душе пробудилась на­дежда. И вдруг он увидел сквозь золотую решетку такое зрелище, что чуть не вскрикнул от радости. За оградой стоял миловидный мальчик, смуглый и загорелый от игр и гимнастических упражнений на воздухе, разодетый в шелка и атлас, сверкающий драгоценными каменьями; на боку у него висела маленькая шпага, усыпанная са­моцветами, и кинжал; на ногах были высокие изящные сапожки с красными каблучками, а на голове - прелест­ная алая шапочка с ниспадающими на плечи перьями, скрепленными крупным драгоценным камнем. Поблизо­сти стояло несколько пышно разодетых господ - без со­мнения, его слуги. О, это, конечно, принц! Настоящий, живой принц! Тут не могло быть и тени сомнения. Нако­нец-то была услышана молитва мальчишки - нищего!

10. Почему принц пригласил к себе Тома?

Потому что солдат на глазах у принца жестоко оттолкнул его от ограды. Эдуард решил заступиться за него и пригласил к себе. Отослал всех слуг, стал разговаривать с Томом и кормить его.

11. Как и почему мальчики поменялись одеждой?

Принцу показалась интересной жизнь простого подданного Тома, а Том как вы знаете, всю жизнь мечтал побывать принцем. Поэтому они поменялись одеждой.

12. Когда мальчики подошли к зеркалу, что они увидели?

Тут они и заметили, что Эдуард как две капли воды похож на Тома, а Том – на Эдуарда.

13. Как принц оказался на улице?

Затем принц сказал Тому ждать его, сам же он направился в сад, желая наказать солдата за оплеуху Тому. Когда принц оказался в саду, толпа встретила его улюлюканьем, солдат схватил за руку и швырнул в толпу. Не было сомнения – принца приняли за Тома, который в это время в королевском наряде находился в покоях Эдуарда. Так начались приключения Тома Кенти в королевском дворце и настоящего принца на улицах Лондона.

14. Что произошло с Томом во дворце?

Его приняли за Эдуарда, даже и не заметили, что произошла подмена. Но так как Том был немного образованным, поэтому король – отец принца – признал его как принца. Но так как Том многого не знал из жизни принца, то все решили, что принц сошёл с ума. И об этой болезни разговаривать было запрещено под страхом смерти.

15. Расскажите злоключения принца.

На несчастного принца разъяренный Джон Кенти замахивается дубиной; вступившийся старик-священник под его ударом падает замертво. Мать Тома рыдает при виде обезумевшего сына, но затем устраивает испытание: внезапно будит его, держа перед его глазами свечу, но принц не прикрывает глаза ладонью наружу, как это всегда делал Том. Мать не знает, что и думать. Джон Кенти узнает о смерти священника и бежит со всем семейством. В суматохе упомянутого выше празднества принц скрывается. И понимает, что Лондон чествует самозванца. Его негодующие протесты вызывают новые глумления. Но его со шпагой в руке отбивает у черни один мужчина.

16. Кто спас принца?

Майлс Гендон - статный воин в щегольской, но потрепанной одежде.

17. Что в это время делает Том?

Его учат скрывать свой недуг, но недоразумения сыплются градом, за обедом он пытается пить воду для омовения рук и не знает, имеет ли он право без помощи слуг почесать свой нос. Между тем казнь Норфолька откладывается из-за исчезновения большой государственной печати, переданной принцу Уэльскому. Но Том, разумеется, не может вспомнить, даже как она выглядит, что, однако, не мешает ему сделаться центральной фигурой роскошного празднества на реке.

18. Как мальчики воспринимают весть о смерти короля?

К Тому на пир врывается гонец: «Король умер!» - и вся зала разражается кликами: «Да здравствует король!» И новый владыка Англии велит помиловать Норфолька - кончилось царство крови! А Эдуард, оплакивая отца, с гордостью начинает именовать себя уже не принцем, а королем.

19. Расскажите, кто такой Майлс Гендон?

В бедной харчевне Майлс Гендон прислуживает королю, хотя ему не дозволяется даже сесть. Из рассказа Майлса юный король узнает, что тот после многолетних приключений возвращается к себе домой, где у него остался богатый старик отец, находящийся под влиянием своего вероломного любимчика младшего сына Гью, ещё один брат Артур, а также любимая (и любящая) кузина Эдит. В Гендон-холле найдет приют и король. Майлс просит одного - права ему и его потомкам сидеть в присутствии короля.

20. Где жил король с Джоном Кенти, после того как обманом увёл его от Майлса Гендона?

Джон Кенти хитростью уводит короля из-под крылышка Майлса, и король попадает в воровскую шайку. Ему удается бежать, и он попадает в хижину безумного отшельника, который едва не убивает его за то, что его отец разорил монастыри, введя в Англии протестантизм. На этот раз Эдуарда спасает Джон Кенти. Покуда мнимый король творит суд, удивляя вельмож своей простонародной сметкой, истинный король среди воров и прохвостов встречает и честных людей, ставших жертвами английских законов. Смелость короля в конце концов помогает ему завоевать уважение даже среди бродяг.

21. Как король попадает под суд? Каким образом он спасается?

Молодой мошенник Гуго, которого король поколотил палкой по всем правилам фехтовального искусства, подбрасывает ему краденого поросенка, так что король едва не попадает на виселицу, но спасается благодаря находчивости появившегося, как всегда, вовремя Майлса Гендона. (устраивает побег)

Гендон-холл. Законное поместье Майлса Гкендона.

23. Как король и Майлс Гендон попадают в тюрьму?

В Гендон-холле их ждет удар: отец и брат Артур умерли, а Гью на основании подделанного им письма о смерти Майлса завладел наследством и женился на Эдит. Гью объявляет Майлса самозванцем, Эдит тоже отрекается от него, испуганная угрозой Гью в противном случае убить Майлса. Гью так влиятелен, что никто в округе не решается опознать законного наследника. Майлс и король попадают в тюрьму, где король вновь видит в действии свирепые английские законы.

24. Каким образом Майлс Гендон зарабатывает титул графа?

Майлс Гендон, сидя в колодках у позорного столба, принимает на себя ещё и плети, которые навлекает своей дерзостью король.

25. Куда после этого двинулись путники?

Затем Майлс с королем отправляются за правдой в Лондон.

26. Что происходит в душе у Тома Кенти когда он видит в толпе свою родную мать?

А в Лондоне во время коронационного шествия мать Тома Кенти узнает его по характерному жесту, но он делает вид, что не знает её. От стыда торжество меркнет для него.

27. Что произошло во время коронации?

В тот миг, когда архиепископ Кентерберийский готов возложить на голову Тома Кенти корону, является истинный король. С великодушной помощью Тома он доказывает свое королевское происхождение, припомнив, куда он спрятал исчезнувшую государственную печать.

28. Что произошло с Майлсом Гендоном после коронации Эдуарда VI?

Ошеломленный Майлс Гендон, с трудом попавший на прием к королю, демонстративно садится в его присутствии, чтобы удостовериться, что ему не изменяет зрение. Майлс получает в награду крупное состояние и звание пэра Англии вместе с титулом графа Кентского.

29. Чем заканчивается произведение?

Опозоренный Гью умирает на чужбине, а Майлс женится на Эдит. Том Кенти доживает до глубокой старости, пользуясь особым почетом за то, что «сидел на престоле».

А король Эдуард Шестой оставляет о себе память царствованием на редкость милосердным по тогдашним жестоким временам. Когда какой-нибудь раззолоченный сановник упрекал его в излишней мягкости, король отвечал голосом, полным сострадания: «Что ты знаешь об угнетениях и муках? Об этом знаю я, знает мой народ, но не ты».

30. Какова главная мысль произведения?

Рассказывая о необыкновенной судьбе своих малень­ких героев, Марк Твен говорит читателю: управлять стра­ной может только человек, связанный с народом, человек, который все время помнит и думает о простых людях; справедливы только те законы, цель которых - благо народное.

Эта мысль - главная идея произведения.

IV . Кроссворд на основе содержания произведения.

1. Кем называл себя монах – отшельник? (архангел)

2. К какой казни были приговорены женщины – бобтистки? (костёр)

3. Страна, где происходят события? (Англия)

4. За что судили короля, когда его подставил Гуго? (поросёнок)

5. Чем колол орехи Том Кенти во дворце? (печать)

6. Титул Майкла Гендона, пожалованный ему королём. Граф)

7. Болезнь, которую ставили как нищему, так и принцу. (безумие)

V . Заключительное слово.

Разве могли в жизни произойти те необыкновенные события, о которых рассказал Марк Твен? В книге вы прочли, будто бы в Англии около четырехсот лет тому назад королем стал маленький оборвыш со Двор а Отбро­сов, а принц Эдуард VI вдруг оказался за стенами своего великолепного дворца, без власти, без слуг, никем не при­знанным бродягой, нищим. Разве был такой случай в истории Англии?

Нет, конечно. Английская история не знала такого чудесного, сказочного приключения. Недаром и сам пи­сатель предупреждает в предисловии тех, кто возьмется за его книгу: повесть эта похожа скорее на старинное предание. Но преданию этому можно верить в главном - вы узнаете о том, какой была Англия в XVI веке.

История, ее смысл, ее уроки интересовали Твена особенно сильно. И неудивительно, что все эти размышления заполняют страницы «Принца и нищего». Никогда прежде Твен не обращался к исторический прозе. Но «Принца и нищего» он писал для своих дочерей и хотел поговорить с ними о самом главном - о том, каким создала человека природа и как меняют его природу условности и нелепости, несправедливости и жестокости, с которыми каждый сталкивается, вступая во взрослую жизнь. Он создавал философскую сказку. История была для него материалом гораздо более богатым, чем современность.

Но тут же возникали свои трудности. В историческом жанре существует собственная традиция и есть собственные корифеи - ими в ту пору, да и позднее, оставались Вальтер Скотт и Фенимор Купер. Прежде всего Скотт. Купера мы сегодня тоже считаем историческим романистом:, но для своих первых читателей он был вполне злободневен: ведь события, о которых он пишет,- это война Америки за независимость, ранние годы фроптлра, иначе говоря: время, еще очень близкое к тому, когда жил сам автор «Следопыта», -«Прерии», Последнего из могикан. А Скотт описывал действительно далекую эпоху - средневековье, крестовые походы, борьбу Шотландии против англичан, подвиги рыцарей л героев-простолюдинов.

Ео между шотландским бардом и создателем: Кожаного Чулка при всем том есть много общего. Оба они любили изображать людей сильных и не зависимых,-выводя: на сцену персонажей, имевших только отдаленное сходство с реальными историческими лицами и, скорее, воплощающих романтический идеал личности. Оба обладали способностью передать не просто колорит, а самую суть описываемой эпохи, и поэтому их так высоко ценили современники, к примеру Белинский, отзывавшийся и о Скотте, и о Купере с глубочайшим уважением. Оба больше веек других сделали дли того, чтобы исторический роман из развлекательного чтения стал настоящей литературой.

Только неверно было думать, будто никто уже не сможет написать об истории иначе, чем Скотт и Купер. Между тем именно так и считалось. Подражали им обоим просто рабски, Скотту в особенности. И Твена эти бездарные копии раздражали так сильно, что он переставал замечать достоинства и в самом оригинале - в «Айвенго» или в «Роб Рое» и «Квентине Дорварде»,

Конечно, он был неправ, когда с такой пристрастностью судил о своих предшественниках, создавших исторический роман как полноценный литературный жанр. Суть дела заключалась не в том, что Твен не принимал Вальтера Скотта. Это реалистическая школа не принимала романтическую. Такое в истории литературы случается постоянно. Романтики тоже отвергали тех, кому шли на смену,- классицистов да и просветителей, II были точно так же несправедливы, как Твен по отношению к ним самим.

С дистанции времени хорошо видно, что каждое крупное явление в искусстве необходимо, чтобы сложилась плодотворная традиция и возникла органичная преемственность. Но ведь дистанция эта должна возникнуть. А пока ее нет, кажется, будто ближайшие предшественники писали совсем не так, как нужно.

всем не так, как нужно. И с ними спорят куда яростнее, чем с писателями, которые творили давно.

Вог потому-то столько ядовитых стрел выпустил Твен в Вальтера Скотта, когда - одновременно с работой над «Принцем и нищим» - заканчивал цикл очерков о жизни на Миссисипи в пору своей молодости. Впоследствии от него сильно достанется и Куперу - за мелодраматичные переживания персонажей и их цветистую речь, за неуважение к здравому смыслу и приверженность к пафосу, за то, что невежественный охотник, у него изъясняется так, словно десятилетие провел среди придворных вельмож, и за другие «литературные грехи». Но Вальтера Скотта он изобличал еще язвительнее. Твену представлялось, что Скотт не просто привил литературе напыщенный стиль, но оказывал пагубное воздействие на своих многочисленных поклонников. Ведь, вместо того чтобы учить честности и мужеству, Скотт своими романами «заставляет весь мир влюбиться в сны и видения, в сгнившие и скотские формы религии, в глупость, пустоту, мнимое величие… безмозглого и ничтожного, давно исчезнувшего общества». Твен полагал, что нравы на американском Юге с его кичливостью и фанаберией были прямым результатом повального увлечения книгами сэра Вальтера. И значит, «он причинил неизмеримый вред, быть может, самой большой и стойкий вред из всех доселе живших писателей».

Твен заботился не столько о достоверности создаваемых им картин прошлого, сколько о том, чтобы они заставляли снова и снова задуматься, что истинно, а что глубоко ложно и постыдно в побуждениях и устремлениях людей, их образе мыслей, их поведении, в общем-то неизменных, как, по сути, неизменен во все эпохи и сам человек. У него не было ни малейшего преклонения перед стариной. Наоборот, старина - и уж тем более средневековье - его не притягивала, а отталкивала. Одному из друзей он как-то сказал, что не любит зарываться в книгах историков: «То, о чем они пишут, слишком для нас унизительно».

И с Вальтером Скоттом он спорил не только впрямую, как на страницах своих очерков о Миссисипи былой поры, Он полемизировал с великим шотландцем и тогда, когда описывал в своих исторических произведениях средневековые нравы, понятия л порядки паленого времени. Скотт с увлечением а патетикой изображал пышность королевских дворцов, утонченный этикет рыцарей, изысканных в обращении сановников, бесстрашных и чистых сердцем аристократов. А Твен на полях мемуаров герцога Сен-Симона, долгие годы проведшего при дворе фратщузских королей Людовика XIV и малолетнего Людовика XV,- эту книгу автор «Принца и нищего» читал как раз во время работы над своей цервой исторический повестью - записывает: «Двор - всего лишь сборище голодных псов и кошек, отчаянно дерущихся за кусок падали. Уже в рассказе о лондонском уличном оборвыше Томе Кенти и наследнике английского престола Эдуарде, принце Уэльском, придворная знатъ - вес эти лорды, графы, пэры и канцлеры выглядят комично, чтобы не слазать - жалко. Четырнадцать лет спустя, повествуя о Жанне д’Арк, Твеи покажет короля Карла VII и его окружение не просто жеманными и смешными паяцами, а преступниками.

окружение не просто жеманными и смешными паяцами, а преступниками.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...