Развитие эмоций у детей дошкольного возраста. Группы родителей по типу реакций на переживания малыша


Развитие эмоциональной сферы у дошкольников и младших школьников.

Во многом успешность социальной адаптации ребенка зависит от того, как он умеет владеть своими чувствами. Это умение во многом определяет его место в кругу сверстников. Да и со взрослыми гораздо легче общаться, если чувства будут подвластны разуму. Владея чувствами, индивид учится управлять своим поведением, что, естественно, примиряет его с обществом.

Ребенок зачастую стесняется проявлять свои чувства. Почему это происходит? Отчасти потому, что взрослые его стыдят за их проявление. «Как тебе не стыдно плакать, ты же мальчик», — говорит отец, думая, что именно этим он вырас-тит из сына мужчину. Или: «Что ты так восторгаешься, надо быть сдержаннее». И ребенок, соотнося замечания близких с насмешками сверстников, вырастает в уверенности, что чувства проявлять плохо. Нет более печального зрелища, чем 6-7-летние мудрые старички. Но, с другой стороны, проявляя чувства, нужно научиться управлять ими.

У дошкольников и младших школьников чрезвычайно развита эмоциональная сфера. Эмоциональное благополучие складывается из отношения к нему взрослых людей, и прежде всего его родителей и близких родственников. Семья должна постоянно демонстрировать ребенку свою любовь, поддерживая в нем уверенность в его нужности и ценности.

➠ Потребность в любви — самая сильная потребность ребенка в этом возрасте. Именно она определяет «букет» чувств ребенка. И среди самых сильных, конечно, чувство любви. Ребенок учится любви, если в доме, где он растет, доминиру-ет это чувство. Для родителей очень важно научить ребенка выражению своих чувств. Если члены семьи относятся друг к другу с нежностью, то ребенок впитывает такое поведение и смотрит на мир доброжелательно.

Эмоциональное насыщение жизни ребенка может доводить его до истощения. Ведь весь день насыщен эмоциями, чувства переполняют ребенка. По каждому, может быть, на взгляд взрослого, пустяковому случаю ребенок «фонтанирует» сложной гаммой чувств. Когда ребенок эмоционально устает, он перестает адекватно воспринимать окружающий его мир. Здесь родители могут заметить отказ ребенка от выполнения элементарных правил, сопротивление указаниям родителей. Это сигнал к перемене ситуации, в которой находится ребенок. Необходимо дать ему эмоционально отдохнуть.

➠ Вторым после любви у ребенка востребовано чувство справедливости . Он трепетно относится к словам и действиям взрослых людей, направленных на оценку его поступков. Взрослые часто бывают несправедливы по отношению к ре-бенку, не задумываясь о том, что такое отношение его больно ранит. К примеру, мама не разобравшись, выговаривает сыну за поступок, который он не совершил. Ребенок плачет, доказывает, что это сделал не он. Но маме некогда разбираться, она куда-то торопится по своим делам и прекращает выяснение обстоятельств. Ребенок обижен, ему больно, он не понимает, почему мама так себя ведет. Его эмоции пуль-сируют, несправедливость разъедает душу ребенка, учит его так же несправедливо поступать и со сверстниками.

Другой пример не менее показателен. Мама с ребенком повстречала свою подругу и пересказывает ей какой-то случай, происшедший с ней. Но ребенок строго следит за правильностью пересказа. А мама то ли по забывчивости, то ли из желания приукрасить меру своего участия в описываемой коллизии сказала то, чего не было. И тут ребенок во всеуслышание поправляет ее. Часто в таких случаях мамы одергивают ребенка, а то и наказывают, поскольку им кажется, что ребенок ставит их в неловкое положение. Но это не так. У ребенка нет желания унизить или уличить взрослого, неточно выражающегося. У него очень развито чувство «правды», и он добивается точности в пересказе истории, в которой он участвовал или которую слышал от взрослых.

В эмоциональной обойме у ребенка еще много чувств. Это и ревность, и сочувствие, и злость, и зависть, и радость и... Можно еще много перечислять. Все эмоции, которые испытывает взрослый человек, испытывает и ребенок. Только в отличие от взрослого он еще не научился ими управлять. В этом ему необходимо помогать.

Воспитание чувств может идти разными путями. Нужно помнить одно, что последовательные и разумные действия родителей могут принести ощутимые плоды. Ребенок подражает всем действиям родителей. А значит, он им подражает и в проявлении чувств. Если родители сочувствуют окружающим людям, то сочувствие сформируется и у ребенка. Но ему надо помочь в этом. К примеру, если у мамы болит голова, а ребенок бегает, шалит, необходимо обратить его внимание на то, что остальные домочадцы ходят тихо и разговаривают негромко. Полезно переносить ситуацию на ребенка. Можно сказать ему приблизительно так: «Помнишь, как у тебя болел зуб? Мы все старались тебе помочь, не кричали и не топали ногами. Вот сейчас у мамы болит голова так же, как у тебя болел зуб, поэтому все стараются ей помочь».

Все проявления чувств необходимо обсуждать. Вот сосед пожалел котенка и взял его домой. Обязательно с ребенком обсудить этот поступок, объясняя при этом, почему семья не смогла поступить так же. Если у ребенка заболел его друг, желательно подсказать ему, что друга необходимо навестить.

➠ И уж, конечно, ни в коем случае нельзя стыдить ребенка за проявление чувств. Наоборот, лучше вместе с ним восхититься радугой и синим небом или каплями росы на цветке, которые утром увидел ребенок. Это полезно и для девочек, и для мальчиков.

Полезно также в семье нежно здороваться , с помощью поцелуя благодарить за еду, помощь в чем-либо. Ребенок с большим удовольствием проявляет свои чувства, если родители и родственники поддерживают подобные проявления.

На развитии чувств сказывается и чтение книг , где герои проявляют разные чувства или совершают поступки, которые могут вызывать проявления чувств со стороны окружающих. Полезно после прочтения обсудить с ребенком прочитанное и обязательно с помощью вопросов выяснить, понял ли он текст. Вопросы могут быть разные. Главное, чтобы они были направлены на обсуждение чувств. Примерный перечень вопросов может выглядеть следующим образом:

* Какие чувства испытывал герой, совершая поступок?

* Почему ты так думаешь?

* Какие действия героя вызывают у тебя чувство одобре-ния, а какие порицания?

* Почему именно эти чувства?

* Как бы ты себя повел на месте героя книги?

* Какие чувства ты бы испытывал, когда совершал бы такие же поступки? И пр.

Безусловно, это примерный перечень вопросов. Он вполне может быть расширен и дополнен в зависимости от темы беседы. Полезно родителям составить цикл бесед по воспитанию чувств. Можно взять несколько чувств, которые на взгляд родителей слабо развиты у ребенка, и заниматься их развитием. К примеру, можно взять такие чувства, как ревность, злость, несдержанность, гордость, зависть. Подобрать рассказы или сказки, где эти чувства проиллюстрированы. Прочитать вместе с ребенком, обсудить коллизии, попро-сить его нарисовать запоминающиеся моменты или героев, которые ему понравились.

Ребенок не должен догадываться, что идет процесс воспитания. Не надо ему объявлять, что сейчас будут формировать у него чувства. Деликатно, ненавязчиво, прибегая к игре, организовывать так деятельность ребенка, чтобы проявление его чувств было логичным для всей системы семейного воспитания.

Непосредственно в момент рождения ребенка появляется и первая эмоциональная реакция – крик.

Уже на первом месяце жизни возникает улыбка, а в 2-2,5 месяца – «комплекс оживления», т. е. эмоциональные реакции (движение ручками, ножками, улыбка) при появлении взрослого и обращении его к младенцу.

В дошкольном возрасте эмоции и чувства крайне неустойчивы, однако очень разнообразны, например, интерес, гнев, удивление, отвращение, радость и т. п.

В дошкольном возрасте так же, как и в раннем детстве, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им свою окраску и выразительность. Маленький ребенок еще не умеет управлять своими переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства.

Внешнее выражение чувств у ребенка по сравнению со взрослым человеком носит более бурный, непосредственный и непроизвольный характер. Чувства ребенка быстро и ярко вспыхивают и столь же быстро гаснут; бурное веселье нередко сменяется слезами.

Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Поведение окружающих по отношению к ребенку постоянно вызывает у него разнообразные чувства – радость, гордость, обиду и т. д. Ребенок, с одной стороны, остро переживает ласку, похвалу, с другой – причиненное ему огорчение, проявленную к нему несправедливость.

Дошкольники испытывают чувства любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, часто проявляют по отношению к ним заботу, сочувствие.

Любовь и нежность по отношению к другим людям связаны с возмущением и гневом против тех, кто выступает в глазах ребенка в качестве их обидчиков. Ребенок неосознанно ставит себя на место человека, к которому он привязан, и переживает боль или несправедливость, испытанную этим человеком, как свою собственную.

Вместе с тем, когда другой ребенок (даже любимые им брат, сестра) пользуются, как кажется дошкольнику, большим вниманием, он испытывает чувство ревности.

Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся им и на персонажей художественных произведений – сказок, рассказов: он сочувствует несчастью Красной Шапочки не многим меньше, чем реальному несчастью. Он может вновь и вновь слушать одну и ту же историю, но чувства, вызываемые ею, от этого не ослабевают, а становятся даже сильнее: ребенок вживается в сказку, начинает воспринимать ее персонажей как знакомых и близких. Наиболее яркое чувство дошкольников при слушании рассказов и сказок – это сочувствие всем, кто попал в беду.

Чувства дошкольника трех-четырех лет хотя и ярки, но еще очень ситуативны и неустойчивы. Так, любовь ребенка к матери, вспыхивая время от времени, побуждает его обнимать ее, целовать, произносить нежные слова, но еще н может служить более или менее постоянным источником поступков которые бы радовали мать, приносили ей удовлетворение. Ребенок еще не способен на длительное сочувствие и заботу о других, даже очень любимых людях.

На протяжении дошкольного детства чувства ребенка приобретают значительно большую глубину и устойчивость. У старших дошкольников уже можно наблюдать проявления подлинной заботы о близких людях, поступки, которые направлены на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения.

Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления чувств ребенка. Во-первых, ребенок постепенно овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств. В отличие от трехлетнего пяти-, шестилетний дошкольник может сдержать слезы, не проявить страха и т. п. Во-вторых, он усваивает «язык чувств» - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, мимики, жестов, позы, движений, интонаций голоса.

Хотя наиболее резкие проявления чувств (плач, смех, крик) связаны с работой врожденных механизмов мозга, они только в младенчестве имеют непроизвольный характер. В дальнейшем ребенок научается ими управлять и не только подавлять в случае надобности, но и сознательно употреблять, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них. Что же касается всего богатства более тонких выразительных средств, которыми пользуются люди для выражения чувств, то они имеют общественное происхождение, и ребенок овладевает ими путем подражания.

В школьном возрасте под влиянием обучения активно формируются высшие чувства.

Младшие школьники еще недостаточно хорошо владеют своими эмоциями, но подростки на фоне роста моральных чувств достаточно хорошо осознают свои эмоциональные переживания. Существуют самые разнообразные пути воспитания эмоций. Музыка, живопись, экскурсии на природу, художественная литература – всем хорошо известные способы развития эмоциональной сферы детей.

Полезно учить детей распознавать и передавать эмоциональное состояние при помощи мимики и пантомимики, это позволит им в дальнейшем лучше понимать других людей. Тренировать эти умения можно при помощи шаблонов-пиктограмм, которые представляют схематичное выражение какой-либо эмоции.

Эмоциональную сферу детей можно развивать через игру. Игры служат той средой, где малыш проявляет свои эмоции и чувства, учится общаться.

Важно, чтобы у ребенка была такая игрушка (лучше мягкая), которой он пожалуется, поругает, пожалеет ее и т.п. Она же защитит и от одиночества, если в силу обстоятельств малыш должен остаться один.

В развитии детской эмоциональности значительна роль сказок. Чтение сказок – это никак не просто интересное времяпрепровождения, а один из способов развития внутреннего мира самого ребенка и его способности понимать внутренний мир другого человека.

Итак, в развитии эмоционального мира детей можно использовать самые разнообразные способы и приемы.


Похожая информация.


Развитие и особенности положительных эмоций у ребенка

Для младенцев положительные ощущения достигаются с помощью простого контактного взаимодействия, но с возрастом эмоциональная структура детей усложняется. Чем старше человек становится, тем он лучше контролирует свои эмоции. Дети же не способны скрывать своих истинных чувств, они не могут управлять своими эмоциями, которые неизбежно выплескиваются наружу. Источником переживаний для ребенка может явиться любой предмет, вызывающий интерес и непосредственно касающийся его. Благополучие относительно эмоционального состояния непосредственно влияет на развитие личности и правильных личностных качеств, вызывает ощущение защищенности, поэтому очень важно не только предотвратить появление условий для формирования отрицательных эмоций, но и создать благоприятные для положительных.

Положительные эмоции у детей

Взаимоотношения со своей семьей и чужими людьми оказывают огромное влияние на эмоциональное развитие у детей. Ребенок остро чувствует ласку, доброту, и эти ощущения способствуют формированию позитивных чувств и эмоционального благополучия. На злость и критику по отношению к нему малыш отвечает той же монетой. Детям необходимо ощущать добрые намерения со стороны окружающих, также важно не только ощущать, но и слышать о них.

Так, ребенок должен связывать похвалу не только с положительной оценкой своего действия, но и со своей личностью.

Таким путем достигается эмоциональное благополучие, которое в свою очередь обеспечит веру в себя, свои возможности и высокую самооценку.

Детям для позитивных эмоций надо немного

Очень важно, чтобы малыш в полной мере ощущал себя нужным и любимым, чтобы он был объектом чьей-то любви и направлял свою любовь на кого-то, иначе он вырастет скупым в эмоциональном плане. Ответственность за младших детей в семье или за домашнего животного поспособствует формированию эмоциональной чуткости, способности к сопереживанию и отзывчивости.

Если ребенок будет самостоятельно отвечать за кого-то и проявлять заботу, то это создаст плодотворную почву для приобретения положительных качеств в его характере и поощрит их развитие.

Отрицательные эмоции зарождаются, как правило, из-за неправильного воспитательного подхода родителей. Одно из наиболее ярких негативных чувств – чувство страха – находит развитие в спектре переживаний ребенка непосредственно из-за неадекватного поведения взрослых и воспитания. Типичным примером является ситуация, когда родитель по любому поводу накручивает себя, считая, что его детям постоянно грозит опасность. Из-за этого ребенок находится в гнетущей атмосфере тревоги и напряжения. Однако у детей чувство страха может возникнуть и без участия взрослых, например, при столкновении ребенка с чем-то новым и неизведанным или заметное внешнее изменение знакомых ему взрослых.

Негативные эмоции портят характер ребенка

Существует другая форма страха, которая вызывает скорее положительные ощущения, нежели отрицательные. Страх за жизнь и благополучие близких людей влияет на развитие таких важных качеств, как сочувствие и сопереживание.

Основная проблема отрицательных эмоций ребенка состоит в том, что родители не понимают, как обеспечить ему развитие положительных. Частая ошибка родителей в стремлении порадовать своих детей – огромное количество различных подарков и игрушек. Это способствует тому, что ребенок перестает испытывать радость от получения новых игрушек и обладания ими, это кажется ему естественным процессом.

Из-за избытка подарков дети перестают их ценить, начинают относиться к ним небрежно, ведь в случае их поломки или утери родители все равно обеспечат их новыми.

Советы родителям о поведении с детьми

Этот неправильный подход со стороны родителей напрямую влияет на развитие безответственного отношения к вещам у ребенка, который не будет ценить то, что имеет и будет воспринимать все знаки внимания как должное. В будущем такое отношение распространится на чужие и общественные вещи. Небольшое количество игрушек вызывает много радости от их обладания, а ребенок бережет и ценит их. Впоследствии это формирует не только аккуратность и бережливость как личностные качества, но и прививает уважение к труду.

Особенности положительных эмоций, формирующихся в детстве

В этот период ребенок переживает интенсивное умственное развитие, познает окружающий мир и собственное я, учится отвечать за свои поступки, и поэтому чувства, испытанные им, становятся более разумными.

Занятия любимым творчеством вызывают позитивные эмоции

Начинает развиваться чувство прекрасного, которое порождают позитивные эмоции от созерцания явлений природы или произведений искусства. Трехлетнего ребенка восхищает блестящая игрушка, но уже к шести годам ребенок чувствует красоту в музыке и гармонии красок. Чем он старше, тем глубже познает окружающий мир, а, следовательно, причины, вызывающие у него чувство прекрасного, становятся более многогранными.

На протяжении этого периода чувства детей приобретают глубину, они могут проявлять настолько взрослые чувства, как искренняя забота и беспокойство о близких.

Также ребенок извлекает много позитивных ощущений из длительной дружбы и привязанности к сверстникам. На формирование дружбы влияют уже не внешние обстоятельства, а взаимная симпатия.

Общение с сверстниками вызывает много эмоций

Формируется чувство комического, напрямую влияющее на накопление положительных эмоций. Ребенок начинает находить недостатки в поведении людей, пытается подловить собеседника на ответе и находит это забавным.

Изменением подвергаются и внешние проявления эмоциональности - с возрастом ребенок все лучше контролирует свое выражение чувств, осваивает искусство мимики и жестов.

Формированию положительных эмоций наиболее продуктивно способствует организованная творческая деятельность, такая как рисование, лепка, аппликация.

С помощью занятий такого рода у ребенка появляется возможность не только выразить свои чувства и переживания, воплотить их в необычной форме, но и увидеть настроение других детей.

Дети очень гордятся результатами своего труда

Хорошо влияют на эмоциональное развитие и занятия музыкой, которые вызывают различные ассоциации, способствуют появлению новых чувств, связанных с восприятием музыки. Ребенок прочувствует спектр разных ощущений: радость от бодрого звучания марша, грусть от печальной мелодии. Труд очень важен для развития положительных эмоций, ведь когда малыш видит результат своей деятельности, то сразу испытывает эмоциональный подъем и удовлетворение от достигнутого. В процессе же деятельности он чувствует собственную общественную значимость, испытывает много радости от общения, одобрения взрослых и детей.

  1. У ребенка сформируется высокая самооценка и ощущение собственной значимости от ласки и повторяющихся знаков внимания в виде одобрения, поощрения. Слишком частое выражение недовольства ребенком и излишняя критика не только поспособствуют возникновению негативных ощущений, но и создадут почву для низкой самооценки.
  2. Просьбы, требования и упреки даже в строгой форме должны быть наполнены любовью, которую ребенок сможет почувствовать.
  3. Не следует оставлять ребенка одиночестве на время наказания, всегда нужно находиться рядом с ним, иначе наказание из воспитательной меры перерастет в угрозу для эмоционального благополучия.
  4. Никогда не стоит беседовать с ребенком с безразличным видом, нужно проявлять участие в его жизни и любых мелочах, составляющих ее.

А главное - любовь родителей!

Положительные эмоции наполнят вашу жизнь и жизнь ваших детей, если вы заведете свои позитивные ритуалы общения.

Источник:
Развитие и особенности положительных эмоций у ребенка
Развитие положительных эмоций у ребенка наиболее продуктивно вызывает поддержка родителей и окружающих, организованная творческая деятельность.
http://detki.guru/razvitie-rebenka/razvitie-polozhitelnyh-emotsij.html

Развитие эмоций

На базе врожденных реакций и инстинктивных схем у ребенка формируется и развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его людей. В дальнейшем под влиянием усложняющихся социальных контактов формируются эмоциональные процессы.

Конечно самые ранние эмоциональные проявления у детей связаны с органическими потребностями и особенностями:

— проявления удовольствия или неудовольствия при удовлетворении или неудовлетворении потребности в еде, сне и т.п.,

— негативные эмоции страха и гнева.

Вначале эти проявления носят безусловный характер. Если взять в руки новорожденного ребенка и поднять его вверх, затем быстро опустить вниз, то можно увидеть, что ребенок весь сожмется, хотя он еще не имел в своей жизни опыта падения и — соответственно — воспоминаний о боли, которая может следовать за падением. Сжимание — инстинктивное реакция группирования, с тем чтобы получить минимум травм.

Первые проявления гнева также безусловны. Обычно они являются результатом сильного неудовольствия. Гнев — также имеет инстинктивное происхождение, по сути он является угрозой, предупреждением окружающим живым существам. Пусть малыш еще не способен никому причинить вреда, тем не менее его гневные интонации способны изменить поведение родителей, дать им сигнал, что что-то далеко не в порядке.

Дети довольно рано начинают понимать мимику других людей. Во многом это тоже носит инстинктивный характер. Для животных принципиально важно знать настроение другого животного. Ошибка может стоить жизни. Если животное не поймет угрожающую позу другого животного, то это закончится дракой с непредвиденным исходом. Ошибка другого рода — неумение распознать дружелюбное настроение. Существование союзника очень сильно облегчает борьбу за выживание. Поэтому у всех более-менее развитых животных заложено в инстинктах распознание враждебного, дружелюбного или нейтрального настроения.

В два-три года дети могут уже проявлять сострадание, сочувствие по отношению к другим людям, животным.

Большое значение в развитии эмоций имеет игра ребенка и его исследовательское поведение. В процессе такой деятельности ребенок сначала получает эмоции лишь от конечного результата, но постепенно у него получается получать удовольствие/неудовольствие и от самого процесса деятельности. Благодаря этому взаимопроникновению эмоций и деятельности первые обогащаются, становятся значительно разнообразнее. Также в игре оттачиваются заимствованные эмоции — те, которые раньше ребенок мог лишь наблюдать у других детей, взрослых (или в реальной жизни, или в фильмах). Так, например, к ребенку может прийти спортивный азарт или эмоции, связанные с самопожертвованием.

Эмоциональная сфера ребенка развивается и за счет развития умения предвосхищать удовольствие. Понимая, что скоро он может получить что-то приятное, ребенок приходит в хорошее настроение (то есть эмоции как бы «отпускаются в кредит»). Это тоже значительно разнообразит эмоциональную жизнь. Появляется эмоция разочарования (фрустрации): когда на смену положительным ожиданиям внезапно приходят неприятные результаты.

Со временем ребенок начинает осознавать роль воображения в возникновении эмоций. Оказывается, что просто воображая что-то можно испытать удовольствие или неудовольствие. В итоге ребенок начинает обильно фантазировать, воображая получение разного рода благ. Формируется даже своего рода зависимость от фантазий. Если в реальной жизни ребенок часто подвергается тем или иным психологическим травмам, он может совсем замкнуться, уйти в мир своих и заимствованных фантазий.

На формирование эмоций большое влияние оказывает окружение ребенка, представления этого окружения о допустимости или недопустимости тех или иных эмоций. Например, на мальчика может оказываться давление в стиле «мужчины не плачут». Сами по себе эмоции ярости, гнева обычно не приветствуются. Под влиянием окружения ребенок учится контролировать и управлять собственными эмоциями.

Большое значение для развития личности имеют эмоции, связанные с достижением. Чем раньше ребенок испытает удовольствие от того, что сам поставил какую-то сложную цель, сам ее добился, приложив изрядно усилий, тем конструктивнее его будет развитие в целом. Ранний опыт самостоятельных достижений закладывает на всю жизнь высокий уровень мотивации достижения. Поэтому любой, даже самый строгий, родитель должен оставлять своему ребенку хотя бы маленькую лазейку для проявления самостоятельности.

Стиль воспитания вообще оказывает очень большое влияние на структуру эмоций подрастающего человека. В семьях, где принято довольно жестко наказывать за проступки, чаще вырастают дети, склонные к внезапным всплескам агрессии, ярости, гнева. В семьях, где наказания вообще не применяются, чаще вырастают дети, слабо контролирующие свои эмоции и поведение в целом, склонные к сугубо гедонистическому образу мыслей и действий.

Огромное влияние на формирование эмоций имеет усваиваемая система ценностей, этические принципы (что такое хорошо и что такое плохо). С одной стороны эмоции обогащаются за счет того, что появляются эмоции и чувства, связанные с пониманием долга, ответственности, взаимопомощи, сострадания и т.д. С другой стороны ребенок понимает, что некоторые эмоции (например обиды или зависти) сами по себе — это плохо. Просто переживая обиду или зависть, желая зла кому-то, можно тем самым совершать плохой поступок. Характер долга носит для ребенка весьма смутный характер. В своем воображении он проигрывает разные сценарии, в некоторых он поступает плохо, после чего наступает какое-то смутное возмездие. Несмотря на эту смутность, а где-то и благодаря ей, ребенок испытывает страх.

Эмоции развиваются и за счет появления эстетических чувств. Прослушивание музыки, наблюдение красивых вещей и людей с одной стороны развивает вкус к прекрасному, а с другой — обогащает эмоциональный мир ребенка. В созерцании прекрасного ребенок понимает, что удовольствие не всегда связана с очевидным (едой, питьем, забавными играми), но в нем может быть элемент загадочности.

Уже с детского сада у ребенка начинают формироваться эмоции, связанные с социальным статусом его семьи. Материальное благополучие, полная или не полная семья, должности родителей и их образ жизни — все это может быть как предметом гордости, так и стыда. В значительной мере это сказывается на формировании самооценки ребенка. При этом любые изменения в самооценке — как в большую, так и в меньшую сторону — сопровождаются выплеском эмоций, положительных или отрицательных. Сила подобных эмоций может определить характер человека, особенности его эмоциональной сферы на всю жизнь.

С приходом ребенка в школу активно развиваются когнитивные эмоции. У ребенка появляются любимые и нелюбимые школьные предметы. Радость познания может быть эпизодической, но может целиком поглотить ребенка. Успехи в обучении также очень сильно влияют на самооценку ребенка.

Источник:
Развитие эмоций
На базе врожденных реакций и инстинктивных схем у ребенка формируется и развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его людей. В дальнейшем под влиянием усложняющихся социальных
http://azps.ru/articles/cmmn/razvitie_emociy.html

Развитие эмоций и чувств

Эмоции проходят общий для всех высших психических функций путь развития. На базе врожденных реакций у ребенка развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его людей. Под влиянием усложняющихся контактов формируются эмоциональные процессы. Наиболее ранние эмоциональные проявления у детей связаны с органическими потребностями.

У детей также очень рано проявляются сочувствие и сострадание. Так, двухлетний ребенок может плакать, когда ему показывают плачущего человека. Некоторые трехлетние дети чутко реагируют, когда обижают животных.

Положительные эмоции у ребенка развиваются постепенно, через игру. Исследования К. Бюлера показали, что момент переживания удовольствия в детских играх сдвигается от радости до удовольствия в момент получения результата в процессе игры, у детей постарше появляется предвосхищение удовольствия.

С формированием позитивных и негативных эмоций у детей постепенно формируются нравственные чувства. Первые представления детей о том, что «хорошо» и что «плохо», связаны с личными интересами как самого ребенка, так и других людей. К началу школьного обучения у детей отмечается высокий уровень контроля за своим поведением, тесно связанный с развитием нравственных чувств (чувство ответственности, стыда).

Эстетические чувства начинают формироваться достаточно рано, источником их развития являются занятия рисованием, пением, музыкой, посещение театров, картинных галерей, концертов. Однако дошкольники и учащиеся младших классов в ряде случаев еще не могут должным образом оценить художественные произведения.

В школьном возрасте меняются жизненные идеалы, появляются новые источники проявления чувств. Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их носителя. Такое развитие может проходить в трех направлениях:
1) при включении в эмоциональную сферу переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей;
2) в повышении уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств;
3) при постепенном включении в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности.

В этой статье:

Эмоции и чувства является неотъемлемой частью жизни любого человека. Каждый ребенок должен научиться понимать эмоции и состояние окружающих его людей. Кроме того, следует научиться контролировать собственный эмоциональный фон. Все эти навыки гарантируют легкое общение со сверстниками и старшим поколением.

Развитие эмоциональной сферы детей

Эмоциональное развитие детей происходит постепенно. С первых минут жизни ребенок учится делиться своими желаниями, которые в этот момент в первую очередь проявляются через эмоции. Это кратковременные неосознанные реакции, которые у малыша развиваются полным ходом. Именно поэтому с новорожденными, пока они бодрствуют, так важно постоянно находиться рядом, играя и общаясь.

Самый ранний возраст – это очень насыщенный период общего эмоционального развития. В первые три года жизни ребенку приходится пережить два ключевых момента. Первый – аффективный кризис, второй – кризис трех лет. Ни один из данных кризисов не останавливает эмоционального развития малыша, а наоборот – ускоряет и углубляет его через создание прочных отношений с окружающим миром.

Каждый отдельный этап жизни сталкивает кроху с различными особенностями собственного развития.


Эмоциональное развитие дошкольников

Успешная социальная адаптация во многом зависит от умения владеть собственными чувствами. Именно это умение позволяет занять определенное место среди сверстников. Найти общий язык со взрослыми также намного проще, когда чувства подчиняются разуму. Власть над чувствами позволяет индивиду учиться контролировать свое поведение, что ведет к примирению с
обществом.

Зачастую дети стесняются показывать свои эмоции и чувства. Обычно это является результатом укора за их проявление со стороны взрослых, чаще – родителей. Детей стыдят, когда они плачут, ведь они же почти взрослые или настоящие мужчины, а им не положено распускать нюни. Когда малыши восторгаются, им рекомендуют сдерживать эмоции и не привлекать внимания. Так, сопоставляя замечания взрослых и насмешки сверстников, дети учатся сдерживать свои чувства и эмоции, в результате чего превращаются в мудрых шестилетних-семилетних старичков.

Однако именно в младшем дошкольном возрасте эмоциональная сфера находится на пике своего развития. Эмоции так и хлещут из детей. И они вроде бы должны учиться их контролировать. Но ведь контроль не предполагает уничтожение или полное заглушение испытываемых ощущений.

Эмоциональное благополучие ребенка состоит из того, как относятся к маленькому индивиду взрослые, в первую очередь – близкие и родные люди. Ребенок должен постоянно чувствовать любовь своей семьи. Она поддерживает уверенность в собственной значимости.

Кроме потребности в любви, которая является самой сильной, крохе еще нужна справедливость. Если любовь формирует главный «букет» детских чувств, позволяющих смотреть на окружающий мир доброжелательно, то справедливость нужна для оценки его же поступков взрослыми, которые иногда ранят душу, не разобравшись в ситуации, что заставляет чадо в будущем поступать так же.

Для воспитания и развития чувств и эмоций ребенка нужны еще последовательность, разумность действий и соответствие действий словам. Причем все это относится к поведению родителей, а не ребенка.

Любое новое проявление чувств рекомендуется обсудить. Например, соседка пожалела котенка. Что ею двигало?
Хорошо это или плохо? А если заболела подружка? Надо подсказать ребенку, что ее можно навестить или хотя бы позвонить и поинтересоваться самочувствием.

И самое главное – никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя стыдить ребенка за искреннее проявление чувств! Лучше присоединиться к нему и порадоваться теплому летнему дождику, поохать при виде двойной радуги, похихикать из-за смешного костюма пробегающей мимо собачки, повосторгаться ярким платьем женщины напротив… Это позволит ему вырасти искренним и эмоционально открытым.

Эмоциональная сфера, жизнь чувств проходит у ребёнка длинный путь развития, прежде чем достигнет той сложности и многообразия, которые доступны взрослому человеку.

На основании наблюдений, проведённых над эмоциональными реакциями новорождённых, Уотсон утверждает, что реакция гнева, страха и любви у детей врождённы. Однако целый ряд последующих более тщательных исследований (М. Шерман, Пратт, Нельсон, Сун 155 и др.) показал, что реакции страха и гнева в первое время после рождения неразличимы; они дифференцируются позже. Повторив опыты Уотсона, Шерман установил - путём опроса многих лиц, в числе которых были также лица, специализировавшиеся на уходе за детьми, - что определение характера эмоциональной реакции младенцев основывалось по преимуществу на знании ситуации, стимула; в тех случаях, когда эти последние были неизвестны, определение эмоциональной реакции становилось очень шатким, недостоверным.

Шерман, Бридж, Бюлер и др. допускают поэтому в качестве первичных лишь очень недифференцированные реакции «избегания неудовольствия», на основе которых лишь впоследствии образуются относительно сложные реакции «страха» и «гнева», объединяющие в единое целое ряд компонентов, и такую же недифференцированную сначала положительную реакцию.

Самые ранние эмоциональные проявления ребёнка связаны прежде всего с органическими потребностями и ощущениями. Потребность в пище, ощущения холода и мокроты, утрата равновесия, давление и препятствие свободе движений вызывают первые отрицательные реакции ребёнка эмоционально-аффективного типа, аналогичные реакции страха, гнева и др. Ласка уже очень рано, через несколько недель после рождения, вызывает многообразные внешние проявления, обычно связанные с чувством удовольствия: общее возбуждение, потягивания, вздохи, ускорение пульса и периферического кровообращения, больший блеск глаз и пр. Аналогичное возбуждение вызывают движения. Мышечные, кинестетические ощущения очень рано порождают проявления, напоминающие выражение радости, - общее возбуждение, вздрагивание, гортанные звуки и щебетание, очень похожее на выражение удовольствия. С возрастающей лёгкостью движений сопровождающие их положительные эмоциональные проявления увеличиваются.

Внешние возбудители эмоциональных реакций сначала очень немногочисленны и ограничиваются элементарным раздражителем: реакция «гнева», например, вызывается стеснением движений при пеленании, реакция «страха» - утратой опоры и громкими звуками (Уотсон).

Важнейший этап в дальнейшем эмоциональном развитии ребёнка наступает тогда, когда не только ощущения, но уже и представления начинают вызывать всё более многообразные и сложные чувства. На этой новой основе возникают новые чувства, отражающие всё более сложную и всё более сознательную жизнь. Расширяется круг тех явлений, которые вызывают эмоции. Не только сильный шум или утрата равновесия, но и целый ряд других явлений, необычных для ребёнка или представляющихся ему на основании его расширяющегося опыта угрожающими, опасными, могут уже вызвать у него страх. Необходимым становится в связи с этим достаточно бережное и правильное обращение с ребёнком, чтобы не внедрить в него уже в ранние годы ненужного страха перед целым рядом явлений.

Заодно с расширением круга явлений, которые вызывают у ребёнка определённые, уже доступные ему эмоции, расширяется и круг эмоций или чувств, доступных ребёнку. Рано проявляется у ребёнка чувство симпатии к близким людям, непосредственно его окружающим, заботящимся о нём. Уже в раннем детстве, в преддошкольном возрасте можно наблюдать у детей более или менее ярко выраженные симпатии и предпочтения к матери или отцу, к бабушке и т. д. Это чувство симпатии постепенно начинает распространяться на более широкий круг людей, обнимая и тех, кто менее близко соприкасается с ребёнком, на животных и т. д. Оно становится вместе с тем всё более сознательным.

С этого, сначала очень несложного, чувства симпатии начинается развитие у ребёнка социальных чувств. В связи с развитием социальных чувств совершается и развитие личностных чувств - самолюбия, чувствительности к обиде, к порицанию и к похвале и т. д.

В дошкольном возрасте, а иногда и раньше можно наблюдать у детей уже и проявление эстетических чувств. Маленький Серёжа Б. мог в возрасте 2 лет часами с блаженной улыбкой и вспышками величайшего восхищения слушать музыку - Баха, Моцарта, Бетховена. В 2 года, услыхав впервые мычание коровы, он стал со страдальческой гримасой и слезами на глазах жаловаться матери - «как она некрасиво поёт» - и просил, чтобы это «пение» прекратили.

Тонкостью своего эстетического чувства некоторые дети резко выделяются среди своих сверстников. Нужно вообще сказать, что в отношении эстетических, как и вообще всех высших, более тонких чувств существуют очень значительные индивидуальные различия; индивидуальные особенности в этом отношении уже сравнительно рано начинают перевешивать возрастные.

Уже в пределах дошкольного возраста эмоциональная жизнь ребёнка может достичь относительно значительного богатства и разнообразия, в особенности если воспитание даёт для их развития достаточную пищу. При всём том эмоциональная жизнь ребёнка-дошкольника, конечно, ещё очень существенно отличается от эмоциональной жизни взрослого. И у маленького дошкольника есть свои радости и печали, и для него они такие же большие и важные, как для взрослых те, которые их волнуют, но это другие радости и другие печали, другие события их вызывают, и само содержание чувств иное.

При всём многообразии индивидуальных различий в эмоциональных проявлениях разных детей некоторые общие черты, характеризующие более общие возрастные особенности эмоциональной сферы дошкольника, проявляются скорей всего в общей динамической стороне эмоциональных проявлений. В дошкольном возрасте детям по большей части свойственна относительно значительная эмоциональная возбудимость и слабая эмоциональная устойчивость. И в этом отношении, конечно, возможны значительные индивидуальные различия, связанные с особенностями темперамента. Но по большей части преддошкольник и маленький дошкольник легко приходят в возбуждение; малейший повод может вызвать проявление шумной радости или печали. Эти чувства так же быстро гаснут, как и загораются; иногда на глазах ребёнка ещё не просохли слёзы, а на губах уже играет улыбка. Значительная эмоциональная возбудимость дошкольника сказывается и на восприятии, и на мышлении дошкольника; она накладывает отпечаток на все его психические проявления, на весь психический облик ребёнка.

В школьном возрасте обычно наблюдается значительное снижение эмоциональной возбудимости. Благодаря этому дети 9-11 лет часто производят впечатление относительно большей уравновешенности и кажутся в этом отношении порой более похожими на взрослых, чем даже подростки, снова часто более возбудимые. При всём том устойчивость эмоциональных проявлений у ребёнка в первом школьном возрасте обычно не очень велика. Нет ещё в частности устойчивого круга сложившихся интересов.

По своему содержанию чувства школьника становятся значительно содержательнее и сложнее. Общее умственное развитие ребёнка под влиянием школьного обучения сказывается и на его чувствах, делает их осмысленнее, разумнее, сложнее. Вхождение в школу обычно знаменуетновый этап и для эмоциональной жизни ребёнка. Поступление в школу и начало школьного обучения, с одной стороны, сильно расширяет умственные горизонты ребёнка, порождает новые интересы, даёт новое содержание и направление его эмоциональной жизни; с другой стороны, с вхождением в школу изменяются и отношения ребёнка с окружающими. Вхождение в школьный коллектив, расширение круга интересов и изменение характера связей с окружающими приводит к новому развитию социальных чувств. Иной характер приобретают товарищеские и дружеские чувства. Чувства симпатии становятся более сознательными, мотивированными и более прочными; завязываются товарищеские связи, которые иногда объединяют детей на много лет. Ввиду особой роли, которая принадлежит учителю в школе, существенное место в эмоциональной жизни ребёнка в школьные годы может и должно занять отношение к учителю.

При правильной постановке общественного воспитания в школе чувства ребёнка рано начинают выходить за пределы ближайшего окружения. Если при воспитании ребёнка в замкнутой буржуазной семье или мнимо «аполитичной» школе все чувства ребёнка обычно ограничены сферой узко личных отношений, то это ни в коем случае не является будто бы всеобщей возрастной закономерностью. Нашим, даже младшим, школьникам оказываются доступными чувства симпатии к угнетённым, негодование по отношению к их угнетателям, восхищение перед героизмом советских лётчиков и т. п.

Наряду с высоким развитием эстетического чувства у некоторых совсем маленьких детей, нередко приходится наблюдать большую ещё незрелость в этом отношении у школьников. Маленькие школьники, например, редко умеют отличить художественное совершенство или несовершенство игры актёра от привлекательности или непривлекательности изображаемого им действующего лица и т. п. Развитие эстетических чувств, связанных с пониманием художественной ценности произведений искусства, требует специальной культуры, эстетического воспитания.

Значительные сдвиги происходят в процессе развития в дифференцированности эмоций и их объективности. Эмоции становятся менее диффузны. У ребёнка эмоциональное отношение к предмету распространяется на все его части и с частей на весь предмет. Дети в начале школьного возраста могут найти красивым даже самый безобразный почерк, если ребёнок, которому он принадлежал, им симпатичен. Лишь позднее эмоциональные оценки становятся более дифференцированными и объективными - ребёнок мог быть симпатичен, а почерк его - не нравиться, и наоборот, - ребёнок может не нравиться, а почерк его - признан красивым.

Сначала субъективные эмоциональные переживания ребёнка в известной мере непосредственно включаются в его восприятия, и лишь затем познание мира и эмоциональное к нему отношение дифференцируются. В дальнейшем отношение чувств к предметному миру снова восстанавливается на новой основе: отдифференцировавшись от восприятия, чувства получают вместе с тем всё более определённую предметную отнесённость; они организуются вокруг определённых предметных областей и становятся всё более стойкими формами предметного сознания, выражая изменённое отношение подрастающего человека к миру. Сначала они относятся преимущественно к частным реальным объектам. Затем, особенно в подростковом и юношеском возрасте, происходит двоякий сдвиг: не ограничиваясь единичными частными объектами, эмоции распространяются на область общего и отвлечённого; не только вещи, но и идеи начинают привлекать к себе. Вместе с тем преодолевается эмоциональная поглощённость непосредственным окружением, характерная сначала для детей. Эмоциональное развитие человека проходит в этом отношении путь, аналогичный пути его интеллектуального развития: чувство, как и мысль ребёнка, сначала поглощено непосредственно данным; лишь на определённом уровне развития оно высвобождается от непосредственного окружения - родных, близких, в которое ребёнок врос, и начинает сознательно направляться за пределы этого узкого окружения. Заодно с перемещением эмоций от единичных и частных объектов в область общего и абстрактного, происходит другой, не менее показательный сдвиг - чувство становится избирательным. Его объект из частного и единичного становится индивидуализированным: вот именно этот человек и толькоон привлекает к себе. Лишь соединение этих двух моментов - индивидуализации с общностью и идейностью - определяет специфику зрелого чувства, формирующегося у подростка.

Происходящий у подростка и юноши процесс включения его в культуру той общественной среды, к которой он принадлежит, влечёт за собой расширение и перестройку его эмоциональной сферы. Новые области предметного мира приобретают для него жизненный смысл, и новые чувства начинают светиться и пламенеть в нём. В человеке формируются новые чувства - этические, эстетические и т. д., и новые сферы бытия, до сих пор блёклые и безразличные, загораются яркой, праздничной жизнью. Чувства человека при этом всё более объективируются, «опредмечиваются»; они теряют узко личный характер: нравится и привлекает уже не только то, что приятно. Вместо того чтобы полонить и направлять суждение человека, чувство начинает часто перестраиваться и направляться в сторону, определяемую идеологией.

Подросток включается в коллектив, объединённый идейными интересами и установками; сами чувства его перестраиваются; для него становятся доступными чувства к другим людям на основе идейной общности. Социальное, а в классовом обществе классовое содержание эмоций выступает всё более явственно и осознанно. Растёт и крепнет чувство классовой солидарности. Оно начинает охватывать трудящихся всего человечества. Вместе с тем всё сознательнее становится совсем особое чувство советского патриотизма, который теснейшим образом сочетается с интернационализмом, чувство к своей родине, являющейся идейной родиной трудящихся всего мира.

В эмоциональной сфере находит себе отражение всё многообразие социальных отношений, в которые включается юноша, и идеология, из которой он исходит. Вместе с тем его чувства становятся и всё более индивидуализированными, - они всё в большей степени выражают его характер. Всё более многообразными становятся проявляющиеся в них индивидуальные различия установок, интересов, идеалов, отражающие индивидуальный путь развития юноши, формирования его личности и её направленность. В этом процессе формирования личности подрастающего человека существенную роль играет воспитание.

Развитие эмоций неразрывно связано с развитием личности в целом. Эмоции и чувства, которые появляются у человека на определённой стадии его развития, не являются обязательно лишь продолжением, хотя и усложнённым опытом, его эмоций на предшествовавшей стадии. Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории; изменяются установки личности, её отношение к миру, складывающееся в деятельности и отражающееся в сознании, и вместе с ними преобразуются эмоции. Эмоции не развиваются из эмоций в замкнутом ряду Чувства, специфичные для одного периода, не находятся в непрерывной связи с чувствами предшествующего периода. Новые чувства появляются вместо старых, уже отживших. Когда определённая эпоха в жизни человека отходит в прошлое и на смену ей приходит новая, то вместе с тем одна система эмоций сменяется другой. В развитии эмоциональной жизни имеется, конечно, известная преемственность. Но переход от чувств одного периода к чувствам последующего опосредован всем развитием личности.

В свою очередь одно какое-нибудь чувство, ставшее особенно значительным переживанием для данной личности, может определить как бы новый период в её жизни и наложить на весь её облик новый отпечаток. В. Г. Короленко в своих автобиографических записках рассказывает, как впечатление, произведённое на него первым уроком нового учителя, стало как бы поворотным моментом в истории его развития, а А. М. Горький в «Детстве» пишет: «Дни нездоровья (после обиды, нанесённой ему побоями деда. - С. Р. ) были для меня большими днями жизни. В течение их я, должно быть, сильно вырос и почувствовал что-то особенное. С тех пор у меня явилось беспокойное внимание к людям, и, точно мне содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой». 156

Воспитание через эмоциональное воздействие - очень тонкий процесс. Менее всего именно здесь, в развитии эмоциональной стороны личности, приемлемо и допустимо механистическое упрощенчество. Теоретические ошибки механистических теорий могут привести на практике к очень пагубным последствиям.

Для представителей тех теорий, для которых эмоция - или бесполезный пережиток, или дезорганизатор нашего поведения, единственным педагогическим выводом должно было бы быть признание целесообразности подавления и преодоления эмоций. Но в действительности эмоции выступают далеко не только как дезорганизующие «шоки»; они могут быть мощным стимулом к деятельности, мобилизующим нашу энергию.

Основная задача поэтому заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направить. Это большая по своему жизненному значению проблема.

При её разрешении нужно учесть следующее: можно себе поставить сознательную цель что-нибудь понаблюдать, запомнить, продумать и т. д., но нельзя себе поставить прямой целью испытать определённое чувство. Всякая попытка его непосредственно вызвать в себе может породить лишь игру в чувство, актёрскую позу, вывих, фальшь, - что угодно, но только не чувство. Большой мастер практической - сценической - психологии К. С. Станиславский отлично это понимал и ярко показал. Сказанное им относится не только к чувствам актёра на сцене. То же верно и для чувств человека в жизни. Подлинные чувства - переживания - плод жизни. Они не делаются, они возникают, зарождаются, живут и умирают, но возникают они, так сказать, по ходу действия, в зависимости от изменяющихся в процессе деятельности человека его отношений к окружающему. Поэтому нельзя произвольно по заказу вызывать у себя чувство: чувство в своей непосредственности прямо не подвластно извне на него действующей воле, оно - своевольное дитя природы. Но чувства можно косвенно, опосредованно направлять и регулировать через посредство деятельности, в которой они и проявляются и формируются.

Формирование и переделка эмоций совершается по преимуществу в результате включения человека в новую практику, изменяющую его основные установки, общую направленность личности. Существенное значение имеет при этом не голая автоматическая деятельность, а новое осознание стоящих перед человеком задач и целей. Существенное значение в воспитании эмоций имеет также повышение общего уровня развития и широты его, совершающееся в процессе умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Если неправильно стремление подавлять или искоренять эмоции, то, однако, умение регулировать их проявления необходимо. Желательно, чтобы наша деятельность, направленная на разрешение стоящих перед нами задач, была насыщена эмоциональностью, мобилизующей нашу энергию, но эмоции не должны превратиться в основной регулятор нашей деятельности. Признание их основным регулятором в конечном счёте неизбежно оказывается более или менее утончённой формой старой гедонической теории, согласно которой высший закон, определяющий человеческое поведение, сводится к тому, что человек всегда стремится к наслаждению или удовольствию, к приятному и избегает неприятного. Это утверждение не соответствует не только какой-нибудь выспренной морали, но и трезвым фактам действительности. Эмоциональные факторы могут быть одним из мотивов поведения, но вопрос о регулировании человеческой деятельности в целом не решается одними эмоциями; он ставит перед психологией проблему воли.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...