Проблема трагической судьбы России в повести А. Платонова "Котлован"



Портрет эпохи После революции 1917 года в русской литературе утвердилось направление социалистического реализма. Произведения советских писателей посвящались событиям гражданской войны, коллективизации, гигантским стройкам. Но в это же время появились и произведения, авторы которых пророчески предупреждали об опасностях, поджидавших социалистическую идею на пути превращения ее в действительность.


Идеи социализма, спроецированные в будущее, давали неожиданную и довольно безрадостную картину. Произведения такого плана получили название антиутопии, в противовес утопическим произведениям прошлого. Авторами таких произведений были А.Платонов и Е.Замятин.


Что такое тоталитаризм? Тоталитаризм (от итал. totalitario) политический режим, характеризующийся крайне широким (тотальным) контролем государства над всеми сторонами жизни общества. Целью такого контроля над экономикой и обществом является их организация по единому плану. При тоталитарном режиме всё население государства мобилизуется для поддержки правительства (правящей партии) и его идеологии, при этом декларируется приоритет общественных интересов над частными.




Утопия и антиутопия Утопия (греч. topos - "место", u-topos - "не место", "место, которого нет") жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества Антиутопия это отрицание принципа утопии, доказательство несостоятельности ее


Платон, «Государство»Платон«Государство» Томас Мор, «Утопия» («Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия») (1516)Томас Мор1516 Томмазо Кампанелла, «Город солнца» («Город Солнца, или Идеальная республика. Политический диалог») (1602)Томмазо Кампанелла«Город солнца»1602 Андреа, Иоганн Валентин, «Христианополь» («Крепость Христа, или Описание республики Христианополь») (1619)Андреа, Иоганн Валентин1619 Фрэнсис Бэкон, «Новая Атлантида» (1627)Фрэнсис Бэкон1627 Сирано де Бержерак, «Иной свет, или Государства и империи Луны»Сирано де Бержерак Дени Верас Д"Алле, «История севарамбов»Дени Верас Д"Алле Бернард Вольф, «Лимбо»Бернард Вольф Луи Мерсье, «2440 год» (1770)Луи Мерсье1770 Хаксли, Олдос, "О дивный новый мир" (1930).Хаксли, Олдос Карел Чапек, "Кракатит", "R.U.R.", "Фабрика Абсолюта", "Война с саламандрами".Карел Чапек Савченко, Владимир, "Пятое путешествие Гулливера".Савченко, ВладимирПятое путешествие Гулливера Юрий Мухин, «Командировка в город солнца» (2000)Юрий Мухин2000 Александр Лазаревич, «Нанотех»Александр Лазаревич Константин Мережковский «Рай Земной» (1903).Константин Мережковский1903


Франсуа Рабле, «Гаргантюа и Пантагрюэль»Франсуа Рабле«Гаргантюа и Пантагрюэль» Герберт Уэллс, «Когда спящий проснётся»Герберт Уэллс«Когда спящий проснётся» Герберт Уэллс, «Остров доктора Моро»Герберт Уэллс«Остров доктора Моро» Джордж Оруэлл, «1984»Джордж Оруэлл«1984» Станислав Лем, «Возвращение со звёзд», «Футурологический конгресс»Станислав Лем«Возвращение со звёзд» «Футурологический конгресс» Джек Лондон, «Железная пята»Джек Лондон«Железная пята» Синклер Льюис, «У нас это невозможно»Синклер Льюис«У нас это невозможно» Энтони Бёрджесс, «Заводной апельсин», «Вожделеющее семя»Энтони Бёрджесс«Заводной апельсин» «Вожделеющее семя» Рэй Бредбери, «451 градус по Фаренгейту»Рэй Бредбери«451 градус по Фаренгейту» Курт Воннегут, «Утопия 14» («Механическое пианино»)Курт Воннегут«Утопия 14» Филип К. Дик, «Свихнувшееся время»Филип К. Дик Иван Ефремов, «Час Быка»Иван Ефремов«Час Быка» Кристофер Прист, «Опрокинутый мир»Кристофер Прист«Опрокинутый мир» Саймак, Клиффорд, «Зачем их звать обратно с небес»Саймак, Клиффорд«Зачем их звать обратно с небес» Евгений Замятин, «Мы»Евгений Замятин Александр Зиновьев, «Глобальный человейник»Александр Зиновьев«Глобальный человейник» Валерий Брюсов, «Республика Южного Креста»Валерий Брюсов Андрей Платонов, «Чевенгур», «Котлован»Андрей Платонов«Чевенгур» Абрам Терц, «Любимов»Абрам Терц«Любимов» Юлий Даниэль, «Говорит Москва»Юлий Даниэль«Говорит Москва» Владимир Войнович, «Москва 2042»Владимир Войнович«Москва 2042» Кир Булычёв, «Любимец», «Перпендикулярный мир»Кир Булычёв«Любимец»«Перпендикулярный мир» Сергей Лукьяненко, «Тринадцатый город»Сергей Лукьяненко«Тринадцатый город» Татьяна Толстая, «Кысь»Татьяна Толстая«Кысь» Вячеслав Рыбаков, «На будущий год в Москве»Вячеслав Рыбаков«На будущий год в Москве»


Повесть А. Платонова «Котлован» В повести «Котлован» Андрей Платонов описывает советское общество в начале его существования и размышляет о перспективах коммунистического строя.В повести «Котлован» Андрей Платонов описывает советское общество в начале его существования и размышляет о перспективах коммунистического строя. Автор начал писать ее в декабре 1929 года, в самый пик великого перелома, или, как говорится в самой повести, в «светлый момент обобществления имущества». Автор начал писать ее в декабре 1929 года, в самый пик великого перелома, или, как говорится в самой повести, в «светлый момент обобществления имущества». Работа писателя над «Котлованом» была закончена в первой половине 1930 года.Работа писателя над «Котлованом» была закончена в первой половине 1930 года. Это антиутопия, критикующая советское общество годов.Это антиутопия, критикующая советское общество годов.



«...Скорей надо рыть землю и ставить дом, а то умрешь и не поспеешь. Пусть сейчас жизнь уходит, как теченье дыханья, но зато посредством устройства дома ее можно организовать впрок для будущего неподвижного счастья и для детства»«...Скорей надо рыть землю и ставить дом, а то умрешь и не поспеешь. Пусть сейчас жизнь уходит, как теченье дыханья, но зато посредством устройства дома ее можно организовать впрок для будущего неподвижного счастья и для детства»







Роман проникнут раздумьями о российской послереволюционной действительности. В нем угадываются сокровенные мысли о возможных и уже обнаружившихся при жизни писателя извращениях социалистической идеи. Самые тяжелые раздумья вызвала у писателя политика всеобщего строительства коммунизма. Писатель говорил, что партия организованной ненависти и организованного разрушения не способна созидать. Роман Замятина «Мы»








Заключение. Резюме. Развитие личности при тоталитарном режиме на примере героя Вощева в повести А. Платонова «Котлован» Простой рабочий Мысли по поводу смысла жизни – увольнение Работа над котлованом. Новый смысл существования Крах новой идеи. Неопределенность


Развитие личности при тоталитарном режиме на примере героя Д-503 в романе Е. Замятина «Мы» Строитель «Интеграла», восторженный почитатель Благодетеля Знакомство с I-330, другой взгляд на происходящее, возрождение собственного «я» (болезнь – образование души) Принудительная операция. Утрата личности, предательство


Заключение. Выводы В своих произведениях Е.Замятин и А.Платонов показали, что не может быть счастливым общество, не учитывающее запросы и наклонности своих граждан. Но, несмотря на все трудности и ограничения, которые подразумевает тоталитарный режим, человек все равно может развиваться, расти нравственно, становясь ЛИЧНОСТЬЮ.

  • (по роману Евгения Замятина «Мы» и повести Андрея Платонова «Котлован»)

  • Портрет эпохи

  • Что такое тоталитаризм?

  • Утопия и антиутопия

  • Повесть «Котлован»

  • Роман «Мы»

  • Заключение


Портрет эпохи

  • После революции 1917 года в русской литературе утвердилось направление социалистического реализма. Произведения советских писателей посвящались событиям гражданской войны, коллективизации, гигантским стройкам.

  • Но в это же время появились и произведения, авторы которых пророчески предупреждали об опасностях, поджидавших социалистическую идею на пути превращения ее в действительность.



Что такое тоталитаризм?

    Тоталитаризм (от итал. totalitario ) -политический режим, характеризующийся крайне широким (тотальным ) контролем государства над всеми сторонами жизни общества. Целью такого контроля над экономикой и обществом является их организация по единому плану. При тоталитарном режиме всё население государства мобилизуется для поддержки правительства (правящей партии) и его идеологии, при этом декларируется приоритет общественных интересов над частными.


Утопия и антиутопия

  • Утопия (греч . topos - "место", u-topos - "не место", "место, которого нет") - жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества

  • Антиутопия - это отрицание принципа утопии, доказательство несостоятельности ее


  • Платон, «Государство»

  • Томас Мор , «Утопия» («Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия») ()

  • Томмазо Кампанелла , «Город солнца» («Город Солнца, или Идеальная республика. Политический диалог») ()

  • Андреа, Иоганн Валентин , «Христианополь» («Крепость Христа, или Описание республики Христианополь») ()

  • Фрэнсис Бэкон , «Новая Атлантида» ()

  • Сирано де Бержерак , «Иной свет, или Государства и империи Луны»

  • Дени Верас Д"Алле , «История севарамбов»

  • Бернард Вольф , «Лимбо»

  • Луи Мерсье , «2440 год» ()

  • Хаксли, Олдос , "О дивный новый мир" (1930).

  • Карел Чапек , "Кракатит", "R.U.R.", "Фабрика Абсолюта", "Война с саламандрами".

  • Савченко, Владимир , "Пятое путешествие Гулливера ".

  • Юрий Мухин , «Командировка в город солнца» ()

  • Александр Лазаревич , «Нанотех»

  • Константин Мережковский «Рай Земной» ().


Франсуа Рабле, «Гаргантюа и Пантагрюэль»

  • Франсуа Рабле , «Гаргантюа и Пантагрюэль»

  • Герберт Уэллс , «Когда спящий проснётся»

  • Герберт Уэллс , «Остров доктора Моро»

  • Джордж Оруэлл , «1984»

  • Станислав Лем , «Возвращение со звёзд» , «Футурологический конгресс»

  • Джек Лондон , «Железная пята»

  • Синклер Льюис , «У нас это невозможно»

  • Энтони Бёрджесс , «Заводной апельсин» , «Вожделеющее семя»

  • Рэй Бредбери , «451 градус по Фаренгейту»

  • Курт Воннегут , «Утопия 14» («Механическое пианино»)


Повесть А. Платонова «Котлован»

  • В повести «Котлован» Андрей Платонов описывает советское общество в начале его существования и размышляет о перспективах коммунистического строя.

  • Автор начал писать ее в декабре 1929 года, в самый пик великого перелома, или, как говорится в самой повести, в «светлый момент обобществления имущества».

  • Работа писателя над «Котлованом» была закончена в первой половине 1930 года.


  • «...Скорей надо рыть землю и ставить дом, а то умрешь и не поспеешь. Пусть сейчас жизнь уходит, как теченье дыханья, но зато посредством устройства дома ее можно организовать впрок - для будущего неподвижного счастья и для детства»



  • «Зачем... теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением?»



Роман Замятина «Мы»

  • Роман проникнут раздумьями

  • о российской послереволюционной действительности.

  • В нем угадываются сокровенные мысли

  • о возможных и уже обнаружившихся

  • при жизни писателя извращениях

  • социалистической идеи. Самые тяжелые раздумья вызвала у писателя политика всеобщего строительства коммунизма.

  • Писатель говорил, что партия организованной ненависти и организованного разрушения не способна созидать.


  • Единое государство – типичный образец тоталитарного государства.

  • Благодетель, Хранители, Часовая Скрижаль, Зеленая Стена и др. – неизменные атрибуты тоталитарного режима.


  • Идеал жизненного поведения - “разумная механичность”, а все выходящее за ее пределы - “дикая фантазия”. “Я” перестает существовать как таковое, - оно становится клеточкой общего “мы”, песчинкой коллектива, безликой частью толпы.


  • В начале романа Д-503 придерживается традиционных для людей Единого Государства взглядов. Влияние революционерки I-330 меняет мировоззрение героя.

  • Даже в тоталитарном государстве личность развивается.


Заключение. Резюме.

  • Развитие личности при тоталитарном режиме на примере героя Вощева в повести А. Платонова «Котлован»



Заключение. Выводы

  • В своих произведениях Е.Замятин и А.Платонов показали, что не может быть счастливым общество, не учитывающее запросы и наклонности своих граждан.

  • Но, несмотря на все трудности и ограничения, которые подразумевает тоталитарный режим, человек все равно может развиваться, расти нравственно, становясь ЛИЧНОСТЬЮ.


ПРОБЛЕМА ТРАГИЧЕСКОЙ СУДЬБЫ РОССИИ В ПОВЕСТИ А. ПЛАТОНОВА "КОТЛОВАН" Андрей Платонов - один из тех немногих советских писателей, которые в своем осмыслении новой эпохи сумели перейти от принятия коммунистических идей к их отрицанию. Платонов верил в революционное переустройство мира искренне, почти фанатично - и ничем в этом смысле не отличался от большинства своих современников. Ему казалось, что впервые в истории возникла наконец возможность победить в человеке эгоизм, создать общество "высшего гуманизма", общество, в котором благо других будет обязательным условием собственного счастья. Но уже в первых своих произведениях Платонов проявил себя художником, умеющим видеть мир неоднозначно, понимающим сложность души человека. Тоска по человечности в рассказах Платонова неотделима от внимания к отдельному человеку. Писатель - вольно или невольно - следовал той традиции, которая была заложена в русской литературе Гоголем и Достоевским. Очень ярко гуманизм Платонова проявился в повести "Котлован". Тема России неотделима в этой повести от поисков человечности, а размышления писателя над проблемами советской эпохи трагичны и необыкновенно глубоки. В повести "Котлован" Платонов показал российскую действительность конца двадцатых - начала тридцатых годов как эпоху почти необратимого истощения почвы, на которой вырастает "культура жизни" - культура человечности, накопленная столетиями. И это истощение неизбежно означает утрату смысла человеческого существования. Герои Платонова роют котлован для башни-общежития, дома для счастливых обитателей социализма, отбирая для этого строительства "лучших" - самых обездоленных, самых бедных людей. Но и взрослые и дети в повести гибнут, "унавоживая" почву для других, став "ступенькой" ко всеобщему счастью, достижение которого оказывается невозможным без жертв. Но фанатизм "строителей", слепая вера в идеалы не дает им возможности усомниться в правоте происходящего. Из всех персонажей повести только двое умеют взглянуть на эпоху со стороны, умеют сомневаться: Прушевский и Вощев. Прушевскому, как воздух, нужна в этом мире теплота, человечность, чувство своей необходимости не всем, не классу, а конкретному человеку. Вощев не может, не хочет чувствовать себя "винтиком", быть счастливым по приказу. Он русский правдоискатель, натура двойственная, противоречивая. В начале повести Вощев уходит бродить по свету, пытаясь найти смысл жизни. Он хочет "докопаться" до смысла всего сущего, до хода светил, до роста былинки в поле - и роста башни будущего, на строительстве которой он оказывается. И Вощев хочет знать, нужен ли для строительства всеобщего счастья именно он, живой, единственный, "отдельный", а не безличная масса. Но при этом он не протестует против конкретной бесчеловечности идеи, участвует в коллективизации. Его желание быть личностью - невольный вызов коммунистическому государству, а его жестокость - отражение бесчеловечной атмосферы эпохи. Он двойствен, как и его время, соединившее в себе и мечту о счастье, и массовые убийства. Повесть полна безысходных метафор. Герои роют котлован для дома всеобщего счастья, а сами спят в гробах, заготовленных для себя крестьянами, знающими, что ждет их в пролетарском государстве. И разве только крестьяне? Все должны превратиться в песок, в навоз, на котором вырастет цветок "прекрасного" будущего. Между возрастами нет различия, и девочка, потерявшая мать и нашедшая приют у строителей, тоже спит в гробу: она обречена, как и взрослые. В соседних деревнях идет страшный процесс коллективизации, уничтожения крестьянства, ненавистного пролетариям только потому, что у крестьянина есть хоть какая-то личная - не общая! - собственность. Дома пусты, гуляет ветер, а на кузне трудится за всех медведь-батрак, истинный пролетарий, полный ненависти к "хозяевам" и фанатичного, слепого трудолюбия. Одни запасаются гробами, не дожидаясь смерти, других сажают на плоты и сплавляют в море, на страдания и гибель. И особенно страшна полная покорность крестьянства, лишь изредка меняющаяся на одиночные вспышки бунта. Страх и жестокость определяют в повести атмосферу времени. Страх перед опасностью уклониться от генеральной линии, мгновенно из своего превратиться в предателя - и беспощадная жестокость ко всем, кто может этой линии помешать. Таковы Чиклин и Сафонов - фанатики идеи. Таков активист, днем и ночью со страшным нетерпением ждущий начальственных директив - выполняющий любое, самое абсурдное указание, не задумываясь ни на секунду над его смыслом. Там, наверху, знают, что и как надо делать для всеобщего счастья, дело остальных - выполнять приказы. Такова Россия, ослепленная идеей, уничтожающая саму себя. Насилие в повести распространяется на все: на живую природу и на человека. Но дело в том, что насилие ничего не может создать, построить. Оно способно лишь разрушать, и его итог - гробы, которые хранятся в одной из ниш котлована. У героев "Котлована" нет и никогда не будет дома - есть сарай, возле ямы котлована, место, где они умирают, ночлежка, но стен, дома, семьи нет: все развеяно, все пущено по ветру. Да и зачем он нужен, этот так и не построенный дом, если счастья в этом доме никогда не будет! Не может быть счастья для всех, счастье существует только как бережность к человеку. И котлован становится могилой для ребенка, для той самой девочки, во имя которой и приносят взрослые жертвы, уничтожая и себя, и других...

Сочинение

Андрей Платонов жил в нелегкое для России время. Он верил в возможность переустройства общества, в котором общее благо будет условием собственного счастья. Но в жизни эти утопические идеи воплотить не удавалось. Очень скоро Платонов осознал, что нельзя превращать народ в обезличенную массу. Он выразил протест против насилия над личностью, превращения разумных людей в бездуховных существ, исполняющих любой приказ власти.

Этот протест звучит во многих произведениях Платонова, отличающихся своеобразностью авторского языка, символичностью образов.

Наиболее полно тема человеческой судьбы в тоталитарном государстве раскрыта в повести «Котлован». Землекопы роют котлован, на месте которого должны построить дом для «счастливых» жителей социализма. Но многие герои произведения погибают, достижение счастья оказывается невозможным без человеческих жертв. Однако фанатичная преданность идее не позволяет рабочим усомниться в правильности всего происходящего. Только Вощев стал размышлять о сущности бытия. Он был уволен из-за того, что задумался о смысле жизни «среди общего темпа труда». Вощев - натура противоречивая, символический образ искателя правды. В поисках смысла жизни Вощев попадает к землекопам.

Этот человек хочет быть личностью, своим желанием он бросает невольный вызов государству, для которого существуют только массы. Но, с другой стороны, Вощев участвует в коллективизации, проявляя жестокость по отношению к крестьянам. Это доказывает, что Вощев, несмотря ни на что, является человеком своей эпохи, своего времени.

В произведении Платонова много противопоставлений. Рабочие роют котлован, на месте которого хотят построить дом всеобщего счастья, а сами живут в сарае: «Кроме дыханья в бараке не было звука, никто не видел снов и не разговаривал с воспоминаниями, - каждый существовал без всякого излишка жизни». Девочка, потерявшая мать и нашедшая приют у землекопов, спит в гробу. Она обречена так же, как и взрослые. Настя является символом будущего, человеком, ради которого рабочие копают яму, не жалея своих сил. Но девочка умирает, котлован становится могилой для ребенка, мечта о светлом будущем похоронена, а рабочие продолжают копать.

Своеобразен язык повести «Котлован». При описании героев автор использует нестандартные, необычные выражения. «Его старые жилы и внутренности близко подходили наружу, он ощущал окружающее без расчета и сознания, но с точностью», - пишет автор про Чиклина, одного из землекопов, Козлова Платонов изображает так: «...был угрюм, ничтожен всем телом, пот слабости капал в глину с его мутного однооб разного лица». Люди в произведении подобны машинам, их лица не выражают чувств, а действия выполняются механически, бездумно. Совершенно иначе изображена у Платонова природа: «Умерший, палый лист лежал рядом с головою Вощева, его принес ветер с дальнего дерева, и теперь этому листу предстояло смирение в земле». В отличие от человека природа живая, она наделена чувствами. Человек же существует, ни о чем не задумываясь. Он разрушает почву - живое тело земли: «Чиклин спешно ломал вековой грунт, обращая всю жизнь своего тела в удары по мертвым местам».

Разрушая землю, люди убивают свою душу. Почва истощается человек утрачивает смысл существования. А в деревне идет страшный процесс раскулачивания. Крестьяне заранее-заготавливают себе гробы, так как не ожидают ничего хорошего от власти пролетариев. В домах гуляет ветер, в деревне запустение: одни запасаются гробами, других сплавляют на плотах. В жертву были принесены тысячи крестьян. Новая жизнь в стране строится на их мертвых телах. Страх и жестокость стали определяющими эпохи. Каждый мог превратиться в предателя, врага народа.

Жестокость присуща многим героям произведения. Таковы Сафронов и Чиклин, фанатично преданные идее построения социализма. Таков и деревенский активист, который днем и ночью ожидает директиву сверху: «Каждую новую директиву он читал с любопытством будущего наслаждения, точно подглядывал в страстные тайны взрослых, центральных людей». Активист беспрекословно исполняет приказания, не задумываясь над их смыслом. Его дело - исполнять, а властям лучше знать, что хорошо для народа. Власть - символ насилия в произведении. Насилие распространяется на живую природу и на человека. Люди ничего не создают, а только разрушают. Котлован не вырыт, так как постоянно приходят директивы о его расширении. У землекопов нет дома, нет семьи, в их жизни нет смысла. Нет смысла и в жизни инженера Прушев-ского: «Прушевский не видел, кому бы он настолько требовался, чтоб непременно поддерживать себя до еще далекой смерти». Все свое время он отдает работе, единственная его цель - построить дом.

В конце повести умирает Настя, последняя радость землекопов. Вместе с ней умирает надежда, но землекопы не оставляют работу. Становится неясно, зачем строить дом, в котором никто не будет жить. Произведение построено на противопоставлении человека и природы. Нельзя разрушать их связь, иначе последствия будут плачевны. Платонов в своеобразной форме показал в повести, к чему приведут коллективизация и индустриализация. Человек в таком государстве не способен думать, чувствовать, оставаться личностью. В подобном обществе не существует отдельного человека, есть только масса - бездуховная и покорная.

Главный герой произведения Вощев попадает в бригаду, которая должна вырыть котлован. Мы узнаем, что раньше Вощев работал на заводе, но был уволен оттуда за то, что задумался над «планом общей жизни». Таким образом, в самом начале повести перед нами предстает традиционный для русской литературы образ народного искателя счастья и правды. В то же время это представитель первого поколения советской интеллигенции, едва нарождавшейся в двадцатые годы. Вощев тоскует из-за того, что никто не может ему объяснить, в чем заключается смысл жизни. Однако вскоре рабочие-землекопы объясняют ему, что смысл. жизни - в работе на благо будущих поколений.

Чиклин, Сафронов и другие рабочие живут в ужасных условиях, работают до тех пор, пока есть силы. Они живут «впрок», «заготовляя» свою жизнь для будущего всеобщего благоденствия. Эти люди негативно относятся к размышлениям Вощева, потому что, по их мнению, мыслительная деятельность является отдыхом, а не работой. А отдыхать сейчас не время. Выходит, что задумавшийся «среди общего темпа труда» Вощев потенциально опасен для идеи рытья ямы. А ведь ее роют согласно директиве сверху, в соответствии с генеральной линией! Но герой не может разобраться, зачем нужен этот котлован. Он просто разрастается во все стороны благодаря ударному труду рабочих, не приобретая при этом никакой функциональности.

Сомнения главного героя передают нам мысли самого автора, оказавшиеся действительно пророческими. Котлован строится на энтузиазме рабочих до бесконечности - он будет постоянно расти, калеча землю, уничтожая пашни и реки... Потому что главное, что движет людьми, которые руководят этим «проектом», - «угодить наверняка и забежать вперед генеральной линии». К сожалению, огромное количество ударных и часто бессмысленных строек советских времен действительно изменило нашу землю порой до неузнаваемости. В «Котловане» Платонов пытался предупредить своих современников об этом. Но его повесть не была напечатана, потому что во времена единомыслия нельзя иметь свое мнение. И об этом Платонов тоже говорит своей повестью. Тема овладевшего людьми всеобщего психоза, превращения человека в «винтик» системы - едва ли не главная в «Котловане». Создав скорбный гротеск, Платонов показывает массовый психоз всеобщего послушания, безумной жертвенности. Судьба Вощева трагична. Он так и не нашел истины: не только сути бытия, но и истины более близкой, которая помогла бы ему совершать ежедневные поступки осмысленно и достойно. Ведь даже идея светлого будущего, олицетворением которой в повести является девочка Настя, не терпит испытания временем.

То, что рабочие видят реального ребенка, ради которого стоит жить «впрок», вдохновляет их и заставляет работать еще больше. Кроме того, мы видим, что рабочие воспринимают Настю как символ будущего благоденствия, коммунизма (Сафронов приветствует девочку как «элемент будущего»). Сама Настя говорит: «Главный - Ленин, а второй - Буденный. Когда их не было, а жили одни буржуи, то и я не рожалась, потому что не хотела. А как стал Ленин, так и я стала!» Но девочка Настя, единственная радость и надежда землекопов, умирает. Глядя на умирающую Настю, Вощев думает: «Зачем... теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением?» Но землекопы все равно продолжают свою работу...

Мне кажется, что смерть девочки, символизировавшей собой не просто будущее, а коммунистическое будущее, имеет два значения. Во-первых, Платонов говорит нам о том, что никакая, пусть даже самая благородная цель, не оправдывает человеческие жертвы, насилие над личностью, тем более смерти ребенка, в чем он перекликается с Достоевским. А во-вторых, Платонов просто предсказывает недолговечность утопической идеи «полного душевного коммунизма».

Выступая против насилия над личностью, против полного физического и духовного равенства (единомыслия), Платонов обвиняет тоталитарное государство в том, что оно пытается сделать из людей марионеток.

Он пишет, что кто-то: "Один (или Несколько) вынул из человеческих сердец веру и узурпировал истину, наделав из нее массу кумачовых плакатов об ударном темпе и энтузиазме. А на место Бога теперь претендует реальный живой человек - «вождь всех времен и народов». Повесть Платонова «Котлован» - свидетельство того, что автор уже тогда понимал антидемократичность Советской власти и видел, к чему может привести такое развитие событий.

Личность растворяется в массе, вера исчезает с приходом живых идолов. Наверное, именно поэтому в полном молчании исчезает Плот, на который, не расходуя средств на умерщвление, погрузили неугодных: и середняков, и бедняков, и несознательных бедняков. Плот - это символ воздействия на непослушных. В нем находит отражение трагический исход в лагеря и ссылки. В чем же были виноваты крестьяне? В отличие от рабочих-землекопов они заботились не о всеобщем благе, а о том, как прокормить собственные семьи. Крестьяне не ожидали от Советской власти ничего хорошего. Поэтому у каждого жителя деревни вплоть до маленьких детей был заготовлен гроб-Повесть Платонова «Котлован» - это не только суровое пророчество, но и предупреждение всем поколениям. Нет ценности выше человеческой личности, не возомни из себя бога - автор призывает читателя вернуться к вечным нравственным постулатам. Этим и рядом других произведений Платонов со всей силой своего таланта показывает ошибочность и опасность пути, по которому шла наша страна в те страшные годы.

Другие сочинения по этому произведению

Грустно существующие люди (по повести А. Платонова «Котлован») А.П.Платонов. "Котлован". Библейские мотивы в повести А. Платонова «Котлован». Драматизм приобщения к новой жизни (По повести А. П. Платонова «Котлован») Люди в произведении А. Платонова «Котлован». О чем я рассуждала, читая «Котлован» Основные образы повести А. П. Платонова «Котлован» Особенности стиля повести А. Платонова «Котлован» Предсказания в произведениях "Котлован" Платонова и "Мы" Замятина Предсказания и предостережения произведений Замятина и Платонова («Мы» и «Котлован»). Проблема коллективизации и образ активиста в повести Платонова «Котлован» Проблематика и идея повести А. Платонова «Котлован» Проблематика повести А. П. Платонова «Котлован» Пророчество Платонова в повести «Котлован» Рецензия-отзыв на повесть А. П. Платонова «Котлован» Смысл названия повести А. Платонова «Котлован» Смысл названия повести А. П. Платонова «Котлован» Строительство «нового мира» в повести А. Платонова «Котлован». Тема смысла жизни в повести А. П. Платонова «Котлован» Философский смысл произведения А. П. Платонова «Котлован» Художественное своеобразие произведения А. Платонова «Котлован». Человек и тоталитарное государство в повести А. П. Платонова «Котлован» "Котлован" А. Платонова как художественный документ эпохи Истина как смысл жизни (по повести Платонова «Котлован») Герои повести «Котлован» Система персонажей повести «Котлован»

Предсказания в произведениях "Котлован" Платонова и "Мы" Замятина

Настоящий писатель - это всегда мыслитель, стремящийся заглянуть в будущее, предсказать жизнь потомков. Но писатель - это и человек, создающий систему: нравственных ценностей, взглядов на историю, развитие общества. Литература часто становилась средством пропаганды идей писателя. С этим, в частности, связано возникновение в литературе жанра утопии. В произведениях этого жанра изображался идеальный, с точки зрения автора, принцип построения общества. Но параллельно развивается и жанр антиутопии.

Повести "Котлован" Платонова и «Мы» Замятина были написаны примерно в одно время и оба они являются в большей или меньшей мере антиутопичными, то есть, заглядывая в будущее, они несут в себе недоброе пророчество. Действительность, в которой жили писатели, заставляла их задуматься: так ли хорошо будет то, что получится в результате того, что происходит в данный момент, к чему движется человечество и что есть прогресс, а что регресс? Авторы обоих произведений видели в существующем мире, в пришедшем к власти коммунизме, тенденцию к потере человеком своей индивидуальности, к обезличиванию серой одинаковой массы.

Платонов в своей повести "Котлован" видит эту сторону коммунизма, коллективизации и образно описывает то, как люди, работающие на этом котловане подавляли, убивали в себе мысли, тем самым превращаясь в обезличенную массу или колхоз (от названия ничего не меняется). В них рождались лишь воспоминания, так как “больше ничего думать” они не могли. Но чтобы спокойно заснуть, не разбудить в себе страшных сомнений, они пытались и не вспоминать. Они жили только трудом, но чувствовали, что это не жизнь. Отсюда тоска, равнодушие, им приходилось “терпеть свою жизнь”, многие хотели покончить жизнь самоубийством. Пусть котлован это лишь фантастический гротескный образ, но с помощью него Платонов отразил то что происходит вокруг, и угнетающе воздействуя на читателя образы повести заставляют задуматься о правильности и оправданности строительства этого "пролетарского дома", то есть коммунизма как такового. Таким образом, автор развенчивает миф о “светлом будущем”, показывая, что рабочие эти живут не ради счастья, а ради котлована. Ужасные картины советской жизни противопоставляются идеологии и целям, провозглашенным коммунистами, и при этом показывается, что человек превратился из разумного существа в придаток пропагандистской машины. Образ главного героя Вощева в повести отражает сознание обыкновенного человека, который пытается понять и осмыслить новые законы и устои. У него и в мыслях нет противопоставлять себя остальным. Но он начал думать, и потому его увольняют. Такие люди опасны существующему режиму. Они нужны только для того, чтобы рыть котлован. Здесь автор указывает на тоталитарность государственного аппарата и отсутствие подлинной демократии в СССР.

Похожий сюжет развивается в романе Замятина Мы. Произведение проникнуто раздумьями о российской послереволюционной действительности. В нем угадываются мысли о возможных и уже обнаружившихся при жизни писателя извращениях социалистической идеи. В романе “Мы” в фантастическом и гротесковом облике предстает перед читателем взгляд в будущее. Приводится мечта сильных мира сего: “Жизнь должна стать стройной машиной и с механической неизбежностью вести нас к желанной цели” и здесь нетрудно провести параллель с современной писателю действительностью. Перед нами разворачивается “математически совершенная жизнь” Единого Государства. Символический образ “огнедышащего интеграла”, чуда технической мысли и одновременно орудия жесточайшего порабощения, предстает в начале романа. Бездушная техника вместе с деспотической властью превратили человека в придаток машины, отняв у него свободу и воспитав в добровольном рабстве. Мир без любви, без души, без поэзии. Человеку-“нумеру”, лишенному имени, было внушено, что “наша несвобода” есть “наше счастье” и что это “счастье” - в отказе от “я” и растворении в безличном “мы”.

Тем не менее,

Несмотря на всю пессимистичность и антиутопичность произведений Платонова и Замятина, в повести и того и другого мы все же можем найти оптимистичную нотку, оставляющую надежду на то, что людей все-таки не так уж просто сделать бездушными роботами.

Замятин показывает, что в обществе, где все направлено на подавление личности, где игнорируется человеческое “я”, где единоличная власть является неограниченной, возможен бунт. Способность и желание чувствовать, любить, быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. Но власти находят выход: у человека при помощи операции удаляют фантазию - последнее, что заставляло его поднимать гордо голову, чувствовать себя разумным и сильным. И остается надежда, что человеческое достоинство не умрет при любом режиме.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...