Дом булгаковской маргариты. Особняк маргариты


В романе «Мастер и Маргрита» описывается сеанс черной магии, который проходил в театре Варьете. Судя по описанию, это здание театра Сатиры, расположенное на Триумфальная площади в доме №2, построенное в 1911 году. В 1926-1936 годах в этом доме размещался московский мюзик-холл.

Здесь и находился кабинет финдиректора Римского, который «во втором этаже театра двумя окнами выходил на Садовую, а одним... в летний сад Варьете, где помещались прохладительные буфеты, тир и открытая эстрада», то есть сад «Аквариум», в котором сейчас нет многих построек, в том числе и «голубого домика», где избивали администратора Варенуху.

Как добраться

Станции метро - Маяковская и Пушкинская.

Дом 302-бис - это дом №10 на Большой Садовой, где жил Михаил Булгаков со своей женой Татьяной, когда приехал в столицу осенью 1921 года. Четыре года они прожили в квартире №50, а затем полгода - в квартире №34.

Здание было сооружено в 1903 году по заказу табачного фабриканта Ильи Пигита архитекторами Юдицким и Милковым в стиле позднего московского модерна, а после Октябрьской революции оно стало рабочим домом-коммуной.

Нехорошая квартира располагалась в шестом подъезде на верхнем этаже, здесь и поселились Воланд и его приспешники по прибытию в Москву после гибели Берлиоза. Эта квартира была местом, где происходил контакт потусторонних сил и современного мира Москвы 20-х годов.

В этом же доме в квартире №48 этажом ниже жила Аннушка-чума. Здесь можно увидеть и лестничное окно, в которое вылетали посетители Воланда, а на первом этаже под лестницей - дворницкую каморку, где отсиживался Поплавский, дядя Берлиоза.

Сохранилась и пожарная лестница, с которой обстреливали улетающего кота Бегемота. Никанор Босой, председатель домового комитета, жил в квартире №35, чересчур любопытный гражданин Тимофей Квасцов обитал в квартире №11, а контора жилтоварищества размещалась слева у арки.

Дом имеет интересную историю: в нем располагались мастерские художников Якулова, Рябушкина и Кончаловского, сюда часто приходили Суриков, Шаляпин и Конёнков. Еще до приезда Булгакова в Москву этот дом притягивал людей со сложной судьбой: в нем бывала Фанни Каплан и здесь познакомились Сергей Есенин и Айседора Дункан.

В настоящее время в здании на Большой Садовой открыты два музея: Музей М. А. Булгакова «Нехорошая квартира» и .

Это первый в России музей писателя, расположенный в той самой нехорошей 50-й квартире, ставшей местом паломничества поклонников Михаила Булгакова. Здесь сохранена атмосфера московской коммуналки, ставшей временным прибежищем писателя.

Режим работы музея Булгакова «Нехорошая квартира» в 2019 г.

  • Вторник, среда, пятница, суббота и воскресенье - с 12:00 до 19:00
  • Четверг - с 14:00 до 21:00
  • Понедельник - выходной день

Телефон

7 (495) 699-53-66

Адрес

Москва, ул. Большая Садовая, дом №10, 6 подъезд, 4 этаж, квартира №50.

Как добраться

www.сайт
/page_21038.htm

Музей-театр Булгаковский Дом - это частный культурный центр, состоящий из театра и музея, расположенный на первом этаже здания на Большой Садовой.

Режим работы музея-театра Булгаковский дом в 2019 г.

  • С понедельника по четверг с 13:00 до 23:00
  • В пятницу с 13:00 до 01:00 ночи
  • В субботу с 12:00 до 01:00 ночи
  • В воскресенье с 12:00 до 23:00

Стоимость билетов в Музей-театр Булгаковский Дом в 2019 г.

Вход в музей бесплатный .

Проводятся платные экскурсии по музею, а также на трамвае «302 -БИС», телефон кассы для заказа экскурсий - 8 (495) 970-06-19.

Адрес

Москва, ул. Большая Садовая, дом №10

Как добраться

Станция метро «Маяковская», затем идти мимо театра Сатиры и театра Моссовета, вход через арку, 1 этаж здания.

Официальный сайт Музея-театр Булгаковский Дом

www.сайт
/page_21039.htm

С Патриарших прудов начинается действие романа «Мастер и Маргарита»: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина».

Патриаршие пруды - непростое и очень примечательное место в произведении Булгакова. Писателю очень нравились пруды и во всех версиях романа Воланд появляется именно здесь, на Патриарших.

Когда-то здесь было болото, на котором паслись козы с Козьего двора, а эти животные в народе ассоциировались с чертом и поэтому Козье болото пользовалось у местных жителей дурной славой.

Также существует легенда, по которой в глубокой древности в этих болотах язычники приносили жертвы своим богам.

И хотя в XVII веке патриарх Иоаким освятил эту местность и приказал вырыть здесь три пруда, еще долгое время Патриаршие пруды сохраняли славу места, связанного с нечистой силой.

В сквер у Патриарших прудов до сих пор приходят поклонники романа «Мастер и Маргарита» и пытаются найти скамейку, где майским вечером Берлиоз завел беседу с неизвестным в сером костюме.

Здесь Берлиоз попал под трамвай, который поворачивал с Ермолаевского переулка на Бронную, но в действительности трамвайных рельсов, описанных в романе, здесь нет и никогда не было.

Правда, на этом месте Вы можете увидеть экскурсионный трамвай с надписью «302 -БИС», следующий по Булгаковским местам столицы, поездку на котором организует музей Булгаковский дом .

Как добраться

  • От станции метро «Маяковская» идти по улице Большая Садовая мимо сада «Аквариум» до улицы Малая Бронная, затем свернуть налево
  • От станции метро «Тверская» идти до улицы Большая Бронная в направлении убывания номеров до улицы Малая Бронная, затем свернуть направо.

www.сайт
/page_21041.htm

К особняку Маргариты на улице Спиридоновка от Патриарших прудов можно пройти по Большому Патриаршему переулку. Здесь расположено одно из красивейших зданий столицы, построенное архитектором Федором Шехтелем в 1897 году в английском неоготическом стиле. Особняк был построен по заказу Саввы Тимофеевича Морозова для его любимой молодой жены Зинаиды Григорьевны. В настоящее время в здании располагается Дом приемов МИД России.

Вместе с тем, с уверенностью нельзя сказать, что Маргарита проживала именно здесь, поскольку в столице нет зданий, абсолютно точно совпадающих по описанию Булгакова. Но дом на Спиридоновке больше всего похож на особняк Маргариты.

Вместе с тем, некоторые исследователи романа отдают предпочтение другому примечательному зданию, где могла проживать Маргарита, - это особняк на Остоженке .

www.сайт
/page_21043.htm

В доме Герцена по Тверскому бульвару, 25 сейчас располагается Литературный институт, а в 1920-х годах находилось несколько литературных организаций - МАПП - Московская ассоциация пролетарских писателей и РАПП - Российская ассоциация пролетарских писателей. Этот дом описан писателем как Дом Грибоедова, в котором размещался МОССОЛИТ, возглавляемый Михаилом Александровичем Берлиозом.

В то время в цокольном этаже здания действительно работал ресторан с открытой летней площадкой, вход в который был свободный, а не по массолитовским пропускам. Именно сюда пришёл Иван Бездомный в поисках иностранного профессора и здесь был связан полотенцами и отправлен в клинику Стравинского. По роману это строение загорелось после «обильного и роскошного, но крайне непродолжительного» обеда Коровьева и Бегемота и как сказано в романе «здание сгорело дотла».

Как добраться

  • Ближайшие станции метро - Тверская и Пушкинская.
  • От метро идти по Тверскому бульвару около 350 метров до дома 25.

www.сайт
/page_21044.htm

Особняк Рябушинского - это самое знаменитое здание московского модерна, построенное по проекту архитектора Федора Шехтеля.

Здание расположено на Малой Никитской, дом №6 и, как мы помним, именно в этом месте, у Никитских ворот свита Воланда разделилась.

Сейчас в особняке Рябушинского расположен Музей-квартира М. Горького.

Как добраться

В Москве памятника Михаилу Булгакову нет, хотя в 1999 году по инициативе президента страховой компании «Спасские ворота» Бориса Хаита был проведен конкурс на проект памятника писателю на Патриарших прудах . Лучшей была признана работа Александра Рукавишникова, в соответствии с которой предлагалось создать скульптурный ансамбль, состоящий из нескольких скульптур - Булгакова, сидящего на берегу пруда, идущего по воде Иешуа Га-Ноцри, кота Бегемота и Азазелло, Коровьева и Понтия Пилата, Мастера и Маргариту, а также 12-ти метрового бронзового примуса-фонтана.

Однако, из-за возражений местных жителей и деятелей культуры работы по созданию ансамбля были остановлены.

Скульптуры, созданные Рукавишниковым много лет пылятся во дворе его мастерской, расположенной позади дома книги на Новом Арбате . Поклонники Булгакова смогут на них посмотреть через забор, а если повезет, то и сфотографировать их.

В 2007 году памятник Булгакову, выполненный из бронзы, был установлен в городе Киеве по Андреевскому спуску, 13, рядом с Домом-музеем писателя. Скульптура изображает писателя в натуральную величину, сидящим на скамейке.

www.сайт
/page_21045.htm

Последняя квартира Булгакова находится в Нащокинском переулке, 14, это был первый писательский кооператив, в который он переехал в феврале 1934 года.

Про свою квартиру Булгаков писал: «Замечательный дом, клянусь! Писатели живут и сверху, и сзади, и спереди, и сбоку. Молю бога о том, чтобы дом стоял нерушимо. Я счастлив, что убрался из сырой Пироговской ямы. А какое блаженство не ездить в трамвае! Господи! Хоть бы скорее весна. О, какая длинная, утомительная была эта зима. Мечтаю о том, как открою балконную дверь. Устал, устал я».

Булгаков был счастлив, что вернулся в любимые места, между Арбатом и Пречистенкой. Работая над романом «Мастер и Маргарита», он подпитывался арбатским воздухом, которым было так насыщено это великое произведение.

Работа над романом «Мастер и Маргарита» продолжалась более 12 лет, за которые было создано несколько вариантов рукописей, на одной из них сохранилась булгаковская пометка: «Дописать раньше, чем умереть. 30 октября 1934 год».

Как добраться

  • Ближайшая станция метро - Кропоткинская. От станции до дома около 300 метров пешком.

www.сайт
/page_21042.htm

На Остоженке 21 находится дом Кекушева, построенный в 1900-1903 годах архитектором Львом Николаевичем Кекушевым для себя и своей семьи.

Дом напоминает средневековый замок, имеющий ассиметричную композицию. Строение выполнено в стиле модерн и было украшено трехметровой скульптурой льва на фронтоне, что являлось визитной карточкой архитектора. К настоящему времени многие детали особняка Кекушева утрачены, в том числе скульптура льва и горельефы орлов над окнами последнего этажа башни, а также веранда левой части дома и оформление подъездов.

Но по сравнению с особняком Морозова этот дом имеет гораздо меньше совпадений в описании Булгакова - здесь нет даже дворика, в глубине которого должен располагаться особняк Маргариты.

В настоящее время здание занимает Посольство Египта.

  • Вместе с тем, самая достоверная версия - это подвал, расположенный в Мансуровском переулке, 9, где жил друг Булгакова, художник Владимир Топленинов. Булгаков часто бывал в этом доме. Евгения Владимировна Власова, жена художника, рассказывала, что Булгаков часто ночевал в специально отведенной для него комнате с печкой и в этом полуподвальчике работал над своим романом «Мастер и Маргарита». И, судя по всем описанием, Мастера он «прописал» именно здесь.
  • Евгений Марушевский

    фрилансер, постоянно путешествует по миру

    Москва - это не только небоскребы в центре города, претенциозные рестораны и люди, быстрым шагом снующие по улицам. Побывать в столице России и не пройтись по местам из романа «Мастер и Маргарита» - большое упущение. Но где же находятся эти булгаковские места в Москве?

    Первым делом необходимо посетить дом самого Булгакова. Туда же он поселил Воланда. Апартаменты находятся на Большой садовой, 10. Метро Маяковская. Пресненский район, 6 подъезд, 4 этаж, квартира 50.

    В этом доме Булгаков жил со своей первой женой. Атмосфера московской коммунальной квартиры оставила в душе писателя тяжелый отпечаток (это можно наблюдать из рассказа «Самогонное озеро»).

    Атмосфера этого место прослеживается с самого входа в здание: стены на всех этажах покрыты цитатами из романа и изображениями героев: Кот Бегемот, Воланд, Маргарита. Стены белили, но надписи не трогали.

    Время работы дома-музея Булгакова: 15:00-21:00 . Вход свободный.

    В самом музее есть гипсовые скульптуры Коровьева и Азазелло, которые встречают вас уже на входе. В этой же квартире проходил «бал у сатаны».

    Идея написать фрагмент «бал у сатаны» возникла в голове Булгакова после посещения американского посольства в Москве, куда его пригласили вместе с другими литераторами, политиками и военными.




    Здесь происходит знакомство героев романа с дьяволом, прибывшим в Москву, и его странный спор о существовании дьявола и бога. Берлиоз и бездомный признаются Воланду, что они давно перестали верить сказкам о последнем.

    Сейчас в этом месте находится один пруд, но название закрепилось с девятнадцатого века, когда водоемов было три.

    На аллее Патриарших стоит необычный круглый указатель. На нем изображены Берлиоз, Воланд и Кот Бегемот, а внизу надпись «запрещено разговаривать с незнакомцами.

    Знаменитую скамейку для съемок фильма пришлось передвигать, чтобы герои сидели спинами к пруду.




    Помните момент, когда Берлиоза задавил трамвай? Это произошло на перекрестке Малой Бронной с Ермолаевским, недалеко от дома Булгакова. Рядом находится аллея Патриарших. Встретить здесь женщину, несущую масло - не к добру. Особенно, если ее зовут Аннушка.




    Погоня Ивана за Воландом происходила с перекрестка до Арбатской площади, которая по праву считается дверью московских тайн.




    В доме № 9 на Мансуровском переулке находился подвал Мастера, где он уединялся для работы над романом о Понтии Пилате. Раньше в здании жили Топлениновы. Помещение в подвале они сдавали драматургу Ермолинскому, товарищу Булгакову. Поэтому писатель был частым гостем на Мансуровском переулке. В комнате друга Михаил Афанасьевич работал над романом и зачитывал главы из него. Дом признан субъектом культурного наследия. Этому свидетельствует специальная табличка.




    Вблизи подвала расположен прекрасный особняк с выходом в сад, где проживала Маргарита Николаевна с мужем. На последних страницах романа туда приходит Иван Николаевич. Он пересекает нефтелавку, поворачивает покосившемуся газовому фонарю и подкрадывается к решетке. За ней виден пышный сад и готический особняк, в котором Маргарита попрощалась с прежней жизнью и окунулась в захватывающий полет. Находится дом по Адресу улица Танеева, 12.

    Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх в саду прекрасного особняка в саду, в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место. Всякий может убедиться, если направится в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу, особняк цел еще до сих пор.




    От дома Грибоедова поднимайся к Пушкинской площади, сворачивай направо и иди к Тверской. Первый переулок - Большой Гнездниковский. Там впервые встретились Мастер и Маргарита.

    В этом переулке Булгаков познакомился со своей третьей женой, которая стала прототипом Маргариты. Дом № 10, где они позднее поселились, в том время был первой московской высоткой.

    Сейчас в переулке расположена учебная сцена ГИТИСа.




    В конце переулка внимание Маргариты привлекала новая пятиэтажка. Девушка подлетела ближе и увидела фасад дома, выложенный черным мрамором, широкие двери и золотую надпись «Дом Драмлита». Это здание было построены в 1930 году для деятелей искусства. Здесь, в квартире № 84, Маргарита начала свой погром.




    Здесь заседал МАССОЛИТ, которым руководил Берлиоз. В 1930-х годах организация пародировала литературные и драматические союзы, созданные для поддержки постулатов коммунистической идеологии в искусстве.




    В театре Варьете прозвучали знаменитые слова Воланда:

    Квартирный вопрос только испортил их (москвичей).

    Сейчас это здание - театр сатиры.




    Через четверть часа после начала пожара на Садовой у зеркальных дверей торгсина на Смоленском рынке появился длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним черный крупный кот.

    Это недалеко от дома на Спасской. Смоленский рынок занимал большую часть перекрестка Арбата и Садового кольца. Вместо здания «Торгсин» со страниц роман здесь располагается гастроном.




    Каменная терраса - красивейшее здание Москвы. Ему более полутораста лет. Здесь находились Воланд и Азазелло. Гипсовая балюстрада закрывала героев от лишних взглядов прохожих. Привычных современному жителю высотных зданий до войны не существовало, но дом Пашковых расположен на возвышенном месте с хорошим обзором.




    Свое путешествие герои романа заканчивают на Ленинских Воробьевых горах. От пронзительного свиста Фагота с корнем выдернулся дуб, по земле прошли трещины, вода вскипела и перекинулась на соседний берег. Мастер прощался с Москвой, оглядывая в последний раз родные окрестности.

    Здесь лучше всего и завершить пешую экскурсию по булгаковским местам в Москве.




    Экскурсии

    Лучший способ посетить все популярные булгаковские места за один день - записаться на экскурсию.

    Экскурсия на трамвае

    Чтобы полностью прочувствовать атмосферу первой половины XX века, можно отправиться на . В рамках этой экскурсии вы посетите все популярные места из «Мастера и Маргариты» и многое узнаете о жизни в Москве в тот период.

    Цена - 815 рублей с человека.

    Продолжительность - 1,5 часа.

    Пешая экскурсия

    Если хочется пройтись пешком, есть и .

    Цена - 500 рублей с человека.
    Студентам и пенсионерам - 400 рублей.
    Школьникам и детям - 300 рублей.

    Продолжительность - 2 часа.

    Экскурсия для группы

    Если хотите пойти всей семьей или с компанией друзей, то лучший вариант - . Посторонних людей не будет - только вы и экскурсовод.

    Цена с группы - 5 000 руб. Если вас больше восьми человек, то получится дешевле.

    Продолжительность - 2,5 часа.

    Действие бессмертного Булгаковского романа четко привязано к местам, в описаниях которых писатель очень конкретен, и поэтому специалистам удалось определить большинство из них, которые я и связала в единую экскурсию. Это вторая ее версия, объединившая многочисленные посты с фрагментами большого маршрута. Возможно вы пройдете маршрут целиком, возможно что-то пропустите или довольствуетесь каким-то участком - выбор за вами.
    Составляя маршрут, я стремилась, чтобы он примерно соответствовал сюжету романа: начать там, где он начинался, кончить тоже. К сожалению, тогда пришлось бы много возвращаться, поэтому получившийся вариант— компромисс между сюжетом и географией Московских улиц. Большинство фотографий сделаны в начале мая, в предпасхальную неделю, то есть, в то же время, что и в романе. Город правда не был в этом году в хорошо знакомом нам состоянии, когда "солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо", но весна была ранней и буйной, так что состояние души и погоды примерно соответствовало тому самому, нужному.
    Но хватит предисловий. "За мной, читатель!"
    Основная траектория: Метро Маяковская — Б.Садовая ул. — сад Аквариум (здесь было Варьете) — Б.Садовая, д.10 (во дворе — нехорошая квартира и музей Булгакова) — Ермолаевский пер. — Патриаршие пруды (без комментариев) — Б.Патриарший пер. — Спиридоновка (путь погони Бездомного за Воландом и его свитой, д.17 — один из кандидатов на дом Маргариты) — площадь Никитских ворот — по Тверскому бульвару до дома 25 (Массолит) и обратно - Тверская улица - Большой Гнездниковский переулок (здесь встретились Мастер и Маргарита) - вернуться к площади Никитских ворот (можно это ответвление пропустить) — Б.Никитская ул. — Ножовый пер. — Малый Ржевский пер., д.6 (лучший на мой вкус кандидат на дом Маргариты) — Б.Ржевский пер. — ул. М.Молчановка (двор дома 10 — 3 скульптуры Рукавишникова к памятнику героям романа) — перейти Новый Арбат — Арбатский пер. — Арбат — Свернуть в Б.Николопесковский пер. (здесь летала Маргарита и громила Дом Драмлита) — Арбат, 54 (Торгсин) — Денежный пер. — М.Левшинский пер. — Мансуровский пер, д.9 (дом Мастера и наверное примерно этим же путем ходила к нему Маргарита — а может и соседними переулками) — Остоженка, д.21 (самый красивый кандидат на дом Маргариты) — 1-й Зачатьевский переулок, д.13 (здесь Бездомный искал Воланда, это мое личное отнесение, в отличие от прочих, найденных в разных источниках) — Пречистенская набережная (здесь купался Бездомный) — дойти до метро Кропоткинская, доехать до станции Воробьевы горы и подняться по канатной дороге к обзорной площадки — вид на Москву с Воробьевых гор (Прощайте!), либо (более короткий вариант) вид на Москву с Патриаршего моста

    Начинаем от станции метро "Маяковская" (угол Тверской и Б.Садовой улицы). Наш первый объект по Б.Садовой — сад "Аквариум" здесь находилось Варьете и расправлялась с Варенухой свита Воланда ( .

    Следующий адрес — знаменитая "нехорошая квартира" (Б.Садовая, д.10, пройти совсем немного по Б.Садовой и свернуть во двор по указателю).
    Не зря именно там стремился поселиться Воланд — от Варьете рукой подать. Классический Московский колодцеобразный двор. Почти сразу взгляд падает на скульптуру Коровьева с Бегемотом другие Булгаковские атрибуты, оформляющие вход в Культурный центр «Булгаковский дом» .

    Тем не менее, Воланд жил не здесь, а в квартире, которая находится в следующем подъезде на четвертом этаже. Ведет туда лестница, которая сама по себе является культурным феноменом. Вот мои первые впечатления оттуда.
    "...В этом подъезде побывать нужно. Уже забытый колодец старых московских лестниц исписан плотными слоями. Здесь и Цой, и Диана Арбенина и классические надписи по типу "здесь был Вася" и "Боги, боги, как грустна наша жизнь" и стихи (по-видимому собственные) и черный котище, нарисованный на окне. В общем, четыре этажа мы пробираемся между "говорящими стенами", насыщенными духом того, что народ хотел сказать перед лицом героев романа. Последний штрих — бомж, спящий посередине последнего лестничного пролета."

    Лестница периодически закрашивается, а потом изрисовывается снова. А в квартире находится Государственный музей Булгакова

    Дальше мы возвращаемся к началу романа и направляемся на Патриаршие пруды, которые совсем рядом.
    Ну что сказать про Патриаршие? Наверное все уже сказал Булгаков. Можно просто пройтись и попытаться представить, где же стояла та самая лавочка, где рассказывал о Понтии Пилате Воланд, и где со стороны Бронной был тот самый турникет, около которого Аннушка пролила масло.

    Обходим пруд и по БольшомуПатриаршему переулку выходим на Спиридоновку. Здесь, догоняя Воланда, бежал по Спиридоновке Бездомный и он же в эпилоге "через Спиридоновку с пустыми и незрячими глазами идет в арбатские переулки".

    Здесь обращаем внимание на дом 17 — особняк Саввы Морозова (архитектор Шехтель) - первый на нашем пути "кандидат" на дом Маргариты. Вообще что-то странное творится с домом Маргариты: ни один из вариантов не подходит полностью, а ведь именно про него Булгаков писал: "Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу — особняк цел еще до сих пор". Многочисленность "кандидатов" на дом Маргариты и недостатки каждого из них заставляют думать, что возможно до наших дней он не уцелел. Тем не менее, каждый из "кандидатов" по своему интересен и красив.

    С сюжетом романа косвенно пересекается и Особняк Рябушинских в начале Спиридоновки , он же - музей М.Горького. Сюда поучительно заглянуть непосредственно после музея Булгакова, чтобы сравнить условия жизни советских писателей.

    Спиридоновка приводит нас к площади Никитских ворот. Дальше пути Воланда и его спутников разделились, соответственно разветвляются и возможные маршруты. Можно пройти по Большой Никитской к Александровскому саду (именно так, судя по тексту, Бездомный гнался за Воландом), где беседовал с Маргаритой Азазелло, и вернуться на Арбатскую площадь по Знаменке, кинув взгляд на стоящее на углу Моховой и Знаменки здание дома Пашкова, "одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад", на каменной террасе на крыше которого в последних главах романа наблюдал за сгущающейся грозой Воланд и куда приходил к нему Левий Матфей. Можно от Никитской площади пройти по Никитскому бульвару до Арбатской площади (туда уехал на трамвае Коровьев). Но наш маршрут сделает небольшое ответвление и пойдет по другому бульвару - Тверскому (возможно именно так поехал на подножке трамвая Бегемот).
    Доходим до дома 25: "старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунной решеткой".

    Сейчас это здание Литературного института, а в романе — Дом Грибоедова, или МАССОЛИТ. Кстати, еще одна возможность приблизиться к МАССОЛИТовскому духу — поообедать в знаменитом дубовом зале ресторана современного Дома Литераторов — ЦДЛ, Б.Никитская, д.53 — куда, сколько знаю, сейчас пускают всех желающих.
    От Тверского бульвара выходим на Тверскую, проходим по ней совсем немного и сворачиваем в Большой Гнездниковский переулок. Именно здесь состоялась встреча Мастера и Маргариты (помните: "Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась... Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно"). И мы пройдем этот путь по искривляющемуся переулку.

    Вернувшись к площади Никитских ворот, продолжаем маршрут, повторяя путь Бездомного в эпилоге — по Большой Никитской улице до Ножового переулка и дальше в Малый Ржевский переулок, д.6 — именно здесь находится самый подходящий (на мой субъективный взгляд) "кандидат" на дом Маргариты ( .

    Жаль, что появившаяся много после Булгакова "вставная челюсть" Нового Арбата уже не дает возможности проследить путь полета Маргариты. Поэтому хочется по возможности быстрее миновать его, как досадное препятствие на Булгаковском маршруте. Однако на подступах к Новому Арбату есть еще один объект, заслуживающий внимания. "На задворках" магазина Дом Книги на Новом Арбате (двор дома №10 по ул. Малая Молчановка) находятся скульптуры - работы Александра Рукавишникова, фрагменты несостоявшегося памятника Булгакову и героям его романа (см. также верхнее фото)

    Дальше пересекаем Новый Арбат по подземному переходу около Дома Книги и выходим на Арбат. Арбат сегодня отлакирован и набит питательно-развлекательными заведениями, мало что роднит его с тем Арбатом, где "под Маргаритой плыли крыши автобусов, троллейбусов и легковых машин". Одннако мы пройдем его почти весь, потому что стоит свернуть в Большой Николопесковский переулок. Именно здесь летала Маргарита и здесь в Доме Драмлита она громила квартиру Латунского.

    Правда по данным литературоведов, сама "роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома" перенесена фантазией Булгакова из Лаврушинского переулка (д.17 , р-н метро Третьяковская).
    А в доме 54 по Арбату находился Торгсин, где состоялись последние московские похождения Коровьева и Бегемота.

    Дальнейший маршрут строго не фиксирован, потому что выйти с Арбата на Пречистенку можно разными путями. Арбатские переулки неплохо сохранились, можно поплутать по ним, пытаясь представить себе пути погони Бездомного за Воландом (мы опять к нему возвращаемся) и пути других булгаковских героев. Выйдя на Пречистенку, нужно перейти ее и по Мансуровскому переулку выйти к одному из самых интересных мест на маршруте. Дом 9 — дом Мастера, те самые "две комнаты в подвале маленького домика в садике" ( .

    По Мансуровскому переулку выходим на Остоженку и проходим немного налево, до дома 21. Это последний и на мой вкус самый подходящий по архитектуре "кандидат" на дом Маргариты. Небольшой и очень красивый дом действительно напоминает маленький готический замок, а в большом полукруглом окне второго этажа так легко представить Маргариту.

    Дальше стоит пройти до конца путь погони Бездомного и найти дом 13 в переулке, описанном, как "унылый, гадкий и скупо освещенный", где в квартире 47 тот пытался найти Воланда. Из всех оставшихся на сегодня тринадцатых домов в переулках, ведущих к Москве-реке, наиболее подходящим мне показался дом в 1-м Зачатьевском переулке, построенный в 20-е годы 20 века.

    Переулком можно выйти к реке, где купался Бездомный. Спуска к воде сейчас нет, но сама река и вид на фабрику Красный Октябрь почти такие же, как в те времена.
    Если еще остался энтузиазм, можно закончить прогулку там же, где прощаются с Москвой ее герои: дойти до метро Кропоткинская, доехать до Воробьевых гор и подняться на канатке на обзорную площадку.
    Здесь, на Воробьевых горах, прощались с городом Воланд со свитой и Мастер с Маргаритой и издавал свой свист Коровьев. Вы, как и они, увидите "пряничные башни Девичьего (Новодевичьего) монастыря".

    Гляньте и вы на город, приобретший со времен Булгакова уже совсем иной облик, где за современными зданиями скрыты те улицы и переулки, по которым ходили наши герои.
    Если у вас уже нет сил или времени добираться до Воробьевых гор, можно попрощаться с Москвой с Патриаршего моста. Правда его не было во времена Булгакова, но глядя на кремлевские стены, на исезнувший и возродившийся в новом обличье Храм Христа Спасителя, на разнокалиберные дома и спокойную реку - глядя на все это, так и хочется сказать словами Воланда: "Какой интересный город, не правда ли?"

    Нерешенной для меня загадкой остается местонахождение психиатрической больницы, где лежал Бездомный — "знаменитая психиатрическая клиника, недавно отстроенная под Москвой на берегу реки" — неизвестно. Слыхала, что называли "кандидата" в Химках, но подробностей не знаю. Также по своему статусу подходит больница им.Ганнушкина в Сокольниках, на берегу Яузы, она же — научно-исследовательский Институт психиатрии. Однако это во времена Булгакова было далеко не "под Москвой".

    Окончила Московский Государственный Университет им. Ломоносова. Долгое время занимала пост управляющего директора в одном из банков Москвы. Начиная с 2010 года являлась главным издателем архитектурного журнала «Проект Классика».

    В конце 2010 года организовала ярмарку Cosmoscow, а через пять лет после этого вошла в список самых значимых людей в современном искусстве. В рамках проекта Cosmoscow прошли три международных выставки - в 2010, 2014 и в 2015 годах, получившие признание по всему миру.

    Дом Маргариты Пушкиной

    Несколько лет назад вместе с мужем она задумалась о собственном жилье за городом и для того, чтобы правильно его оформить, обратилась в уже знакомое им архитектурное бюро PANACOM к знакомому архитектору Лане Гриневой. С ней семья уже сотрудничала при оформлении городской жилплощади.

    Больше всего хозяевам хотелось четких линий и абсолютной гармонии, а задача дизайнера заключалась в том, чтобы создать интересный интерьер вне времени и стиля. В интерьере двухэтажного особняка много белых и бежевых цветов, большое количество текстиля, а все предметы мебели имеют четкие и пропорциональные линии. Отличительным моментом в дизайне является отсутствие плинтусов, за счет чего создается ощущение парения стен.

    На первом этаже расположена большая гостиная, в которую ведет холл со скульптурой летчицы и пропеллера выглядывающего из стены и небольшой банкеткой. Вся мебель в особняке изготовлена известными дизайнерами, а на стенах висят картины из личной коллекции Маргариты.

    В гостиной, как и в большинстве загородных особняков, установлен камин с небольшой прикаминной зоной, в которой стоит темно-коричневое кресло от Andrew Martin. Мягкая зона очень просторная и совсем простая в оформлении. Диван выполнен в белом цвете с черными элементами, но привлекает к себе внимание не он, а необычный дизайнерский ковер, сшитый из множества лоскутов старых ковров.

    Столовая располагается на деревянном подиуме, обеденный комплект выполнен на заказ. Ярким акцентом здесь является люстра, с черным абажуром, свисающая с потолка.

    Многофункциональная кухня от bulthaup оформлена в современной классике с использованием большого количества хрома, оттеняет который деревянные планки за кухонным гарнитуром.

    На второй этаж ведет лестница с белоснежными перекладинами. Освещает это место винтажная люстра от Taraxacum, которая идеально подошла к картине «Чистый понедельник».

    На втором этаже находится спальня в оформлении которой так же использовались арт-объекты современного искусства, такие как неоновый контур британской художницы Трейси Эмин и «Критик» стоящий на прикроватной тумбочке, от арт-группировки ЗИП.

    В отделке ванной удалось гармонично сочетать мраморную плитку с многочисленными прожилками и каменную мозаику серых тонов.

    Коттедж находится в березовом лесу в ближнем Подмосковье. На открытой террасе рядом с домом расположена современная лаундж-зона с применением древесных акцентов, а вокруг в хаотичном виде растут березы. Их хозяйка специально не стала вырубать, чтобы не испортить естественного ландшафта, а обустроила все вокруг них.

    Квартира Маргариты Пушкиной

    Любимый дизайнер хозяйки Лана Гринева также оформляла и четырехкомнатную квартиру на Остоженке, которая находится на втором этаже шестиэтажного дома в переулке Коробейников, 1.

    Дизайн включает в себя применение огромного количества натуральных покрытий нескольких пород дерева и мрамора, применяемых в слэбах, мебели и перегородках, а так же в облицовке ванных комнат.

    Отличительной особенностью проекта является многофункциональность и простота. На 245 квадратных метрах расположено три спальни (мастер-спальня, детская и гостевая) и одно большое гостевое пространство, соединяющее в себе гостиную, кухню и столовую.

    За счет двери, выдвигающейся из стены в холле, при желании можно полностью отделить приватную зону от гостевой, а благодаря стеклянным перегородкам кухня изолируется от гостиной и столовой.

    Кухонный гарнитур, также как и в загородном коттедже от Bulthaup - эту марку Лана очень любит и применяет её практически во всех своих проектах.

    Жилплощадь оснащена современной системой «умный дом», что позволяет управлять многими функциями удаленно и программировать действия на несколько часов, дней и недель вперед. Такая система позволила сэкономить более 20% электроэнергии и избежать монтажа лишних электро-розеток и выключателей.

    Все системы хранения полностью скрыты в стеновых панелях, а то, что устанавливалось «на виду», подбиралось с особой тщательностью. Картины и статуэтки из личной коллекции искусствоведа, а мебельные композиции приобретались только известных дизайнеров, либо изготавливались на заказ.

    Главная ванная оформлена с применением сантехники известных марок и полностью уложена мрамором от Аrabescato, в её оформлении все просто и лаконично.

    По некоторым неподтвержденным данным, квартира выставлена на продажу. По данным ЦИАН, четырехкомнатные квартиры на Коробейников, 1 стоят от 200 до 350 млн. руб.

    Декабрь 2008 г.

    Адреса (в порядке посещения):

    • Остоженка, 21
    • Мансуровский переулок, 9
    • Пречистенка, 16
    • Пожарский переулок, 12
    • Пречистенская набережная
    • Арбат, 54/2
    • Спасопесковская площадка, 10
    • Малый Власьевский переулок, 12
    • Малый Патриарший переулок
    • Спиридоновка, 17

    Адреса расставлены в том порядке, в котором, на мой взгляд, наиболее удобно их объехать на автомобиле, не нарезая ненужных кругов по городу.

    Особняк Маргариты (версия первая)
    Остоженка, 21

    Первый претендент на прообраз особняка Маргариты – дом архитектора Кекушева, им же построенный в стиле модерна в 1901 году, с круглой островерхой башней и другими готическими деталями. Ныне – египетское посольство.

    Основание поселить сюда Маргариту – единственное (и неубедительное): некогда знакомый Булгакова артист Малого театр Сергей Топленинов познакомился с жившей неподалеку от него дочерью архитектора Кекушева. Для этого, правда, Топленинов должен был быть по меньшей мере прототипом Мастера… Прототип или нет, но именно его пристанище стало прообразом дома Мастера.

    Впрочем, особняк на Остоженке на роль дома Маргариты не тянет. Убедитесь сами: тот – двухэтажный, удален от "красной линии", – между домом и тротуаром имеется решетчатая ограда и сад. И где все это, спрашиваю я вас, уважаемые исследователи-краеведы?

    Единственная причина заглянуть по этому адресу – близость к дому Мастера.

    Дом, где жил Мастер
    Мансуровский пер., 9

    Когда-то этот дом принадлежал Сергею Топленинову, у которого Михаил Афанасьевич часто бывал в гостях и которому (одному из первых) читал свой роман. "Так это ты наш подвал описал?" – изумился хозяин. "Тс-с!" – улыбнулся Булгаков и поднес к губам палец.

    – Ах, это был золотой век, – блестя глазами, шептал рассказчик, – совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой, – почему-то особенно горделиво подчеркнул он, – маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен. Ах, ах, ах! Зимою я очень редко видел в оконце чьи-нибудь черные ноги и слышал хруст снега под ними. И в печке у меня вечно пылал огонь! Но внезапно наступила весна, и сквозь мутные стекла увидел я сперва голые, а затем одевающиеся в зелень кусты сирени.

    Глядя на этот дом, я не мог избавиться от какого-то чувства, охватившего меня: такой убогий домик совершенно не вязался в моем представлении с положительным образом главного героя романа. Почему же Булгаков не поселил его в соседнем доме? Такая богатая усадьба под боком!

    Городская усадьба А.В. Кузнецова 1-ой половины XIX века

    Впрочем, кто это сказал, что Мастер – положительный персонаж?

    – Я – мастер, – он сделался суров и вынул из кармана халата совершенно засаленную черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой "М". Он надел эту шапочку и показался Ивану и в профиль и в фас, чтобы доказать, что он – мастер.

    Дом Ученых
    Пречистенка, 16

    Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой. Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована, и в зимнее время на ней возвышался сугроб с лопатой, а в летнее время она превращалась в великолепнейшее отделение летнего ресторана под парусиновым тентом.

    За описанный в романе "Дом Грибоедова" настолько легко принять здание Литинститута на Тверском бульваре, 25, что их идентичность никем не оспаривается, а принимается как несомненный факт.

    Но прочитаем же описание современников: "Владение, занимаемое сейчас Домом ученых, имеет свою интересную историю. В начале пушкинских времен оно принадлежало Ивану Петровичу Архарову... В его доме собиралась вся "грибоедовская" Москва. В конце тридцатых годов прошлого века здесь был дом И.А. Нарышкина, посаженного отца Н.Н. Пушкиной. Здесь был наш знаменитый поэт. Таким образом, место, занимаемое сейчас Домом ученых, связано с драгоценным для нас именем великого поэта".

    Впервые в романе "Грибоедов" встречается при описании неудачной погони Бездомного за преступной шайкой. Искупавшись в Москве-реке, он воскликнул: "К Грибоедову!". По пути он слышит, как из всех окон, из всех дверей, из всех подворотен, с крыш и чердаков, из подвалов и дворов вырывается хриплый рев полонеза из оперы "Евгений Онегин"...

    В романе "Дом Грибоедова" фигурирует еще в двух эпизодах. И во всех случаях при приближении к нему разных персонажей Булгаков упоминает Пушкина. Вот поэт Рюхин добирается к "Дому Грибоедова" в грузовике, застрявшем у постамента с "металлическим человеком". Его фамилия не приводится, но полную ясность вносят размышления Рюхина: "Что-нибудь особенное есть в этих словах: "Буря мглою..."? Не понимаю!.. Повезло, повезло! – вдруг ядовито заключил Рюхин... – стрелял, стрелял в него этот белогвардеец и раздробил бедро и обеспечил бессмертие...".

    В третьем связанном с этим домом эпизоде Коровьев говорит Бегемоту о его обитателях: "...Ты представляешь себе, какой поднимется шум, когда кто-нибудь из них для начала преподнесет читающей публике "Ревизора" или, на самый худой конец, "Евгения Онегина"?"

    Неубедительно? Хорошо, вот еще фраза из романа:

    Превосходная лоза, прокуратор, но это – не «Фалерно»?
    – «Цекуба», тридцатилетнее, – любезно отозвался прокуратор.

    В писательской среде 1920–30-х годов была известна аббревиатура "Цекубу", происходящая от названия "Центральной комиссии по улучшению быта ученых", образованной по инициативе Горького. "При ней ("Цекубу") Дом ученых , сначала в Петрограде, а затем в Москве", директором которого стала гражданская жена Горького Мария Федоровна Андреева.

    И напоследок вспомним, что Бездомный купался в Москве-реке недалеко от Пречистенки. "И на всем его трудном пути... тяжелый бас пел о своей любви к Татьяне". Начав путь при звуках полонеза, Бездомный закончил его при исполнении следующей за ним арии Гремина. А это – считанные минуты. И действительно, от Дома Ученых до набережной рукой подать.

    Проедемся по маршруту Ивана Бездомного.

    Пречистенка – направо к Храму Христа-Спасителя на Соймоновский проезд – направо на Курсовой переулок – направо на Пожарский переулок

    Дом, куда в поисках профессора зашел Иванушка
    Пожарский, 12

    Профессор исчез.

    Иван Николаевич смутился, но ненадолго, потому что вдруг сообразил, что профессор непременно должен оказаться в доме N 13 и обязательно в квартире 47.

    Ворвавшись в подъезд, Иван Николаевич взлетел на второй этаж, немедленно нашел эту квартиру и позвонил нетерпеливо. Ждать пришлось недолго: открыла Ивану дверь какая-то девочка лет пяти и, ни о чем не справляясь у пришедшего, немедленно ушла куда-то.

    В районе исчезновения профессора жили друзья Булгакова – семья Николая Николаевича Лямина. В квартире 66 "громадная, до крайности запущенная передняя", в которой по сей день стоит "громадный ларь, обитый железом", черный ход ведет из кухни во двор, откуда через арку можно выйти в "унылый, гадкий и скупо освещенный" Пожарский (Савельевский) переулок.

    В громадной, до крайности запущенной передней, слабо освещенной малюсенькой угольной лампочкой под высоким, черным от грязи потолком, на стене висел велосипед без шин, стоял громадный ларь, обитый железом, а на полке над вешалкой лежала зимняя шапка, и длинные ее уши свешивались вниз. За одной из дверей гулкий мужской голос в радиоаппарате сердито кричал что-то стихами.

    Иван Николаевич ничуть не растерялся в незнакомой обстановке и прямо устремился в коридор, рассуждая так: "Он, конечно, спрятался в ванной". В коридоре было темно. Потыкавшись в стены, Иван увидел слабенькую полоску света внизу под дверью, нашарил ручку и несильно рванул ее. Крючок отскочил, и Иван оказался именно в ванной и подумал о том, что ему повезло.

    Однако повезло не так уж, как бы нужно было! На Ивана пахнуло влажным, теплом и, при свете углей, тлеющих в колонке, он разглядел большие корыта, висящие на стене, и ванну, всю в черных страшных пятнах от сбитой эмали. Так вот, в этой ванне стояла голая гражданка, вся в мыле и с мочалкой в руках. Она близоруко прищурилась на ворвавшегося Ивана и, очевидно, обознавшись в адском освещении, сказала тихо и весело:
    – Кирюшка! Бросьте трепаться! Что вы, с ума сошли?.. Федор Иваныч сейчас вернется. Вон отсюда сейчас же! – и махнула на Ивана мочалкой.

    Разворачиваемся к Курсовому переулку, направо на 1-ый Зачатьевский – на Пречистенскую набережную налево

    Место, где купался Иван
    Набережная Москвы-реки, продолжение Пожарского переулка

    Здесь, на продолжении Пожарского переулка когда-то был спуск к воде.

    Через самое короткое время можно было увидеть Ивана Николаевича на гранитных ступенях амфитеатра Москвы-реки.

    Сняв с себя одежду, Иван поручил ее какому-то приятному бородачу, курящему самокрутку возле рваной белой толстовки и расшнурованных стоптанных ботинок. Помахав руками, чтобы остыть, Иван ласточкой кинулся в воду. Дух перехватило у него, до того была холодна вода, и мелькнула даже мысль, что не удастся, пожалуй, выскочить на поверхность. Однако выскочить удалось, и, отдуваясь и фыркая, с круглыми от ужаса глазами, Иван Николаевич начал плавать в пахнущей нефтью черной воде меж изломанных зигзагов береговых фонарей.

    Когда мокрый Иван приплясал по ступеням к тому месту, где осталось под охраной бородача его платье, выяснилось, что похищено не только второе, но и первый, то есть сам бородач. Точно на том месте, где была груда платья, остались полосатые кальсоны, рваная толстовка, свеча, иконка и коробка спичек. Погрозив в бессильной злобе кому-то вдаль кулаком, Иван облачился в то, что было оставлено.

    Пречистенская наб. – направо на Новокрымский пер – налево – Садовое кольцо (Зубовский бульвар – Смоленский бульвар) – угол с Арбатом

    Торгсин
    Арбат, 54/2

    Слово "торгсин" – это сокращение от словосочетания "торговля с иностранцами" (потом такие магазины называли "Березка"). Предназначались для сбора валютной выручки на территории нашей необъятной. Приедет к нам, бывало, иностранец – и ну в «Березку», втридорога покупать то, что на родине-то ему не сильно надо… Кстати, таким «иностранцем» в романе оказался "сиреневый толстяк".

    Он выхватил поднос, сбросив с него остатки погубленной Бегемотом шоколадной эйфелевой башни, взмахнул им, левой рукой сорвал с иностранца шляпу, а правой с размаху ударил подносом плашмя иностранца по плешивой голове. Прокатился такой звук, какой бывает, когда с грузовика сбрасывают на землю листовое железо. Толстяк, белея, повалился навзничь и сел в кадку с керченской сельдью, выбив из нее фонтан селедочного рассола. Тут же стряслось и второе чудо. Сиреневый, провалившись в кадку, на чистом русском языке, без признаков какого-либо акцента, вскричал:
    – Убивают! Милицию! Меня бандиты убивают! – очевидно, вследствие потрясения, внезапно овладев до тех пор неизвестным ему языком.

    Дом в стиле конструктивизма, где первый этаж занимал крупнейший московский Торгсин, был построен в 1928–33 гг. (архитекторы В. Маят и В. Олтаржевский).

    Примерно через четверть часа после начала пожара на Садовой, у зеркальных дверей торгсина на Смоленском рынке появился длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним черный крупный кот.

    Ловко извиваясь среди прохожих, гражданин открыл наружную дверь магазина. Но тут маленький, костлявый и крайне недоброжелательный швейцар преградил ему путь и раздраженно сказал:
    – С котами нельзя.
    – Я извиняюсь, – задребезжал длинный и приложил узловатую руку к уху, как тугоухий, – с котами, вы говорите? А где же вы видите кота?
    Швейцар выпучил глаза, и было отчего: никакого кота у ног гражданина уже не оказалось, а из-за плеча его вместо этого уже высовывался и порывался в магазин толстяк в рваной кепке, действительно, немного смахивающий рожей на кота. В руках у толстяка имелся примус.
    Эта парочка посетителей почему-то не понравилась швейцару-мизантропу.
    – У нас только на валюту, – прохрипел он, раздраженно глядя из-под лохматых, как бы молью изъеденных, сивых бровей.
    – Дорогой мой, – задребезжал длинный, сверкая глазом из разбитого пенсне, – а откуда вам известно, что у меня ее нет? Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого, драгоценнейший страж! Вы можете ошибиться, и притом весьма крупно. Перечтите еще раз хотя бы историю знаменитого калифа Гарун-аль-Рашида. Но в данном случае, откидывая эту историю временно в сторону, я хочу сказать вам, что я нажалуюсь на вас заведующему и порасскажу ему о вас таких вещей, что не пришлось бы вам покинуть ваш пост между сверкающими зеркальными дверями.
    – У меня, может быть, полный примус валюты, – запальчиво встрял в разговор и котообразный толстяк, так и прущий в магазин. Сзади уже напирала и сердилась публика. С ненавистью и сомнением глядя на диковинную парочку, швейцар посторонился, и наши знакомые, Коровьев и Бегемот, очутились в магазине.

    Продолжаем движение по Садовому кольцу – направо на пер. Каменная Слобода

    «Спасо-Хаус»
    Спасопесковская площадка, 10

    Вскоре после того как американские дипломаты переехали в Москву, Спасо-Хаус стал местом проведения целого ряда важных и долгожданных мероприятий. Два приема, проведенных в начале дипломатической истории Спасо-Хауса, считаются поистине легендарными. Первый из них – рождественский прием в канун 1934 года, когда посол Буллит дал указание своему переводчику Чарльзу Тейеру устроить, как он сам потом вспоминал, «что-нибудь сногсшибательное» для всех американцев, проживающих в Москве. Жена советника посольства предложила устроить вечеринку с участием зверей. Но когда Тейер пришел в Московский зоопарк, взволнованный директор отказался дать животных для проведения каких-либо мероприятий в посольстве иностранной державы. Впавший в отчаяние Тейер обратился в Московский цирк, где ему удалось найти трех тюленей, которые могли бы выступить в Спасо-Хаусе с цирковыми трюками.

    Вечером гости посла собрались в зале приемов, свет был потушен, и лишь прожекторы освещали тюленей, которые по очереди внесли в зал на своих мордочках новогоднюю елку, поднос с бокалами и бутылку шампанского. После этого впечатляющего шествия тюлени продемонстрировали публике еще несколько трюков, но под конец представления выпивший лишнего дрессировщик неожиданно потерял сознание. Произошла сумятица, и неуправляемые тюлени разбрелись по Спасо-Хаусу, а Тейер и другие сотрудники посольства долго не могли загнать их в клетку. К счастью, посол Буллит был вызван в Вашингтон и на этом приеме не присутствовал, что и спасло карьеру Тейера.

    Несмотря на неразбериху, случившуюся на рождественском приеме 1934 года, весной 1935 года американское посольство организовало еще одно историческое мероприятие – официальный прием для представителей всех зарубежных дипломатических миссий, работающих в Москве. В задачу Тейера входило устроить такое мероприятие, которое по своему размаху превосходило бы все когда-либо проводимые посольские приемы в Москве. Теперь жена советника предложила устроить вечер в пасторальном стиле, который назывался бы «Весенний фестиваль». Памятуя о горьком опыте с тюленями, Тейер с опаской отнесся к идее использования животных, но, как он позже напишет в своих мемуарах, «когда ты всего лишь переводчик, ты понимаешь, что лучше не спорить с женой высокопоставленного дипломата». Для этого праздника Тейер взял животных в Московском зоопарке – директор зоопарка уже «не так, как в прошлый раз, нервничал в ходе общения с иностранцами». Удалось раздобыть несколько горных коз, десяток белых петухов и медвежонка, которого предполагалось держать на протяжении всего вечера на специально сооруженной небольшой платформе. Для полноты ощущений рабочие соорудили в зале приемов искусственный лес из 10 березок – их выкопали заранее и временно поместили в одну из ванных комнат Спасо-Хауса. И, наконец, был сооружен вольер для фазанов, маленьких попугайчиков и сотни зябликов, также позаимствованных у Московского зоопарка. В завершении всего обеденный стол был украшен финскими тюльпанами и листьями цикория, зеленеющими на влажном войлоке, что, по замыслу авторов композиции, должно было имитировать лужайку.

    «Весенний фестиваль» 24 апреля 1935 года останется в памяти, пожалуй, как самый роскошный и ослепительный прием, когда-либо организованный американской дипломатической миссией за рубежом. Этот прием собрал в Спасо-Хаусе более 400 гостей. Среди приглашенных были руководящие члены советского Политбюро и Красной армии, такие как нарком иностранных дел Литвинов, нарком обороны Климент Ворошилов, председатель Центрального комитета коммунистической партии Лазарь Каганович, бывший глава Коминтерна Николай Бухарин, большевистский писатель и член редколлегии газеты «Известия» Карл Радек и три маршала Советского Союза – Александр Егоров, Михаил Тухачевский и Семен Буденный. По мнению Тейера, «все самые весомые фигуры в Москве, за исключением Сталина, присутствовали на этом фестивале». Даже несмотря на то, что медвежонка вырвало прямо на мундир одного советского генерала (Радек шутки ради налил ему в бутылочку шампанского вместо молока), вечер имел оглушительный успех и продолжался до самого утра. Когда последние гости разошлись, Тейер начал загонять птиц в клетки. Но ужасно устав после приема, он случайно забыл запереть дверь вольера, когда пошел спать. Не успел он заснуть, как камердинер посла разбудил его и сказал, что тот хочет срочно видеть его в зале приемов. Когда Тейер вошел в зал, он увидел, как посол наблюдает за полетом стаи зябликов, которые вылетели из вольера и «мирно парили» высоко под потолком. Служитель зоопарка, вызванный специально для отлова птиц, не смог ничего сделать, так как потолки в Спасо-Хаусе очень высокие, и Тейеру пришлось только беспомощно наблюдать, как птицы разлетаются по всему дому, «чирикая и оставляя за собой характерные следы».

    Неудивительно, что после «Весеннего фестиваля» посол Буллит уже никогда не просил Чарльза Тейера устраивать какие-либо мероприятия в Спасо-Хаусе.

    Есть мнение, что именно этот прием и стал прообразом «весеннего бала полнолуния» в романе.

    Назад по Карманицкому пер – налево на Денежный пер – налево на Глазовский пер – через Б. Могильцевский пер налево на Б.Власьевский – направо на Гагаринский – налево на М.Власьевский

    Особняк Маргариты (версия вторая)
    Малый Власьевский, 12

    Говорят, незадолго до своей кончины жена Булгакова Елена Сергеевна рассказывала о географических прообразах адресов романа и назвала дом 12 в Малом Власьевском переулке как "особняк Маргариты".

    Пролетев по своему переулку, Маргарита попала в другой, пересекавший первый под прямым углом. Этот заплатанный, заштопанный, кривой и длинный переулок... она перерезала в одно мгновение... Третий переулок вел прямо к Арбату.

    Действительно, если проверить этот маршрут по карте, вроде все сходится: "свой" Малый Власьевский пересекает Сивцев Вражек ("в одно мгновение") и в виде Калошина переулка выходит к Арбату...

    Но... смотрел я на этот дом – и как-то не уживался он в моей голове с образом Маргариты. Какой-то он уютный, домашний. Не такой была ведьма:

    Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится. Среди знакомых ее мужа попадались интересные люди. Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире. Словом... Она была счастлива? Ни одной минуты! С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья. Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами?

    В общем, особняк отнюдь не готический и фонаря с трехстворчатым окном не видно.

    В некоторых источниках фигурирует еще дом 9 по Малому Власьевскому, но мне это кажется каким-то недоразумением.

    Малый Власьевский – налево на Сивцев Вражек – налево на Денежный пер – направо на Глазовский пер – направо на Садовое кольцо (Смоленский бульвар) – направо на Малую Бронную – направо на Ермолаевский пер.

    Патриаршие пруды

    Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.

    Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактор толстого художественного журнала, а молодой спутник его – поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный.

    Малый Патриарший – налево – Вспольный пер – налево – Гранатный – налево – Спиридоновка

    Особняк Маргариты (версия третья)
    Спиридоновка, 17

    Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу – особняк еще цел до сих пор.

    Особняк с безусловными с элементами готики, в отличие от всех остальных претендентов как нельзя лучше подходит на роль жилища героини романа. Он был построен в 1898 году по проекту академика архитектуры Шехтеля для миллионера Саввы Морозова.

    Иван Николаевич... снимается с места и всегда по одному и тому же маршруту, через Спиридоновку, с пустыми и незрячими глазами идет в Арбатские переулки.

    Он проходит мимо нефтелавки, поворачивает там, где висит покосившийся старый газовый фонарь, и подкрадывается к решетке, за которой он видит пышный, но еще не одетый сад, а в нем – окрашенный луною с того боку, где выступает фонарь с трехстворчатым окном, и темный с другого – готический особняк.

    Есть еще одна деталь, связывающая этот дом с главной героиней романа: Савва Морозов был влюблен в актрису Марию Федоровну Андрееву. Очевидно, она бывала в этом особняке. И внешностью она напоминала Маргариту. Но миллионеру Морозову она предпочла бедного писателя, мастера, а именно – Максима Горького.

    Мастер и Маргарита?
    М. Андреева и М. Горький позируют И. Репину.
    Куоккала, 1905 год

    Удивленные, возвращаемся домой.

    – ...А вам скажу, – улыбнувшись, обратился он к мастеру, – что ваш роман еще принесет вам сюрпризы.
    – Это очень грустно, – ответил мастер.
    – Нет, нет, это не грустно, – сказал Воланд, – ничего страшного уже не будет.


    Похожие прогулки:


    Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»

    Альфред Барков «Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: альтернативное прочтение»

    Покатушка "Мастер и Маргарита" . Велосипедная прогулка, ставшая базовой для нашего маршрута.

    Выбор редакции
    Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

    Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

    Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

    Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
    Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
    Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
    Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
    Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
    Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...