Почему печорин не смог найти смысл жизни. «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» – трагедия судьбы Печорина по роману М.Ю


  • - Мы рассмотрели образ Печорина при встрече с опасностью. Дальше в рассуждениях героя вырисовывается его жизненная философия.
  • - Что же он считает для себя едва ли не единственным удовольствием в жизни?
  • ("…первое моё удовольствие - подчинять моей воле всё, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти…")
  • - Какую оценку он даёт себе в дневнике?
  • (Печорин не щадит себя, прежде всего это честность перед собой, самокритичность, но при этом он не стремится что-то изменить.)
  • - Размышляя над извечным вопросом, что такое счастье, какой ответ предлагает герой?
  • (" А что такое счастье? Насыщенная гордость?")
  • - К чему ведёт гордость, взлелеянная в человеке?
  • (Рядом не окажется настоящих друзей, понимающих людей.)
  • - Что же такое дружба в понимании Печорина?
  • ("… я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный…" Настоящих друзей у Печорина нет.)
  • - К чему может привести гордость, отсутствие друзей?
  • (Конечно же, к одиночеству. Печорин представляется нам не просто героем своего времени, а трагическим героем".)
  • - За несколько дней до дуэли героя занимает вопрос о смысле жизни. В чём же он видит цель собственного существования?
  • ("… зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел твёрд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений - лучший цвет жизни". Благородные стремления, по мнению героя, - самое значительное в жизни человека.)
  • - Почему Печорин не может найти смысла в жизни?
  • ("Этот человек не равнодушно, не апатически несёт своё страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища её повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. В нём неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою", - отмечает В. Г. Белинский. Незаурядная личность, наделённая умом и силой воли, стремлением к активной деятельности, не может проявить себя в окружающей жизни. Печорин не может быть счастлив и не может никому дать счастье. В этом его трагедия.)
  • - Как таких людей называют в литературе?
  • (Печорина можно назвать "лишним" человеком. В нём много жизненной энергии, потребности в действии, желания бороться и побеждать. При благоприятных условиях эти его качества могли бы быть общественно полезными, но этому мешала сама жизнь. Печорин - герой последекабрьской, трагической эпохи. Действительность не предлагала ему настоящего дела, люди, подобные Печорину, "кипели в действии пустом".)
  • - Это герой того времени, что бы мы взяли в наше время? Какие черты характера необходимы герою нашего времени?

"Мы доказали, что Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек, но мы до сих пор избегали слова эгоист,- так как избыток чувства, потребность изящного не исключают эгоизма, то мы скажем теперь, что Онегин - страдающий эгоист... Его можно назвать эгоистом поневоле» - писал про Евгения В. Г. Белинский. И здесь я соглашусь с критиком. Да, Онегин - эгоист, начиная с малых лет. Он привык жить на всём готовом, сам ничего не добиваясь; он взрослеет и, опять, у него есть всё и "труд упорный ему был тошен" . Онегин - «забав и роскоши дитя», ему чужды человеческие чувства: радости и горести, он живёт лишь для себя и считается только со своим мнением. И как тогда можно называть такого человека? Только эгоист. Но он стал таким, возможно, и не по собственному желанию, это следствие воспитания и обстановки, в которой он вырос, а значит, он «эгоист поневоле».

Онегин - это также представитель особого типа людей, как Обломов и Штольц, названный в литературе «лишними людьми». Это люди образованные, умные, имеющие критический взгляд на действительность, но стоящие на распутье (многие из них так и остались до конца жизни на это распутье). Вот и Евгений Онегин, одаренный человек, один из лучших людей своего времени, но он не сделал ничего, кроме зла, - убил друга, принес горе и причинил боль любящей его женщине, да и сам не достиг счастья. "Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям... Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры... но силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла" . 9

Часть третья:М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».

Печорин - «душа сильная, но чёрствая». Сравнительная характеристика героя с Евгением Онегиным.

Роман «Герой нашего времени» один из первых в истории русской литературы социально-психологических романов. В центре внимания автора и в центре сюжета стоит не биография героя, а человеческая личность, и душевные движения, рассматривающиеся изнутри, как психологический процесс.

Произведение состоит из пяти законченных повестей, которые объединены образом Печорина. Все события развиваются на Кавказе. Место действия выбрано не случайно. На Кавказ ссылались неугодные правительству люди. Печорин принадлежит к их числу. В тревожных условиях, вызванных войной с горцами, всесторонне раскрывается деятельная натура героя, решительность и храбрость. Его сильная воля не знает преград, поставленная цель им достигается любыми средствами, но эти цели часто были мелки, бессмысленны и всегда эгоистичны. Печорин сталкивается с контрабандистами. В этой ситуации он показывает себя как человек действия. Это не романтик-мечтатель, чья воля парализована сомнениями, он решителен, но активность его оказывается беспредметной. У него нет возможности предаться деятельности крупной, совершать поступки, о которых вспоминал бы будущий историк, но он чувствует в себе силы для этого. Не даром он говорит: «Человеколюбие у меня подавлено обстоятельствами». Поэтому он растрачивает себя, ввязываясь в чужие дела, вмешиваясь в чужие судьбы и расстраивая чужое счастье. Также он ведёт скрытую борьбу с «водяным обществом», ищет приключений в отдалённой крепости, в казачьей станции и в горном ауле.

Печорин Григорий Александрович - одно из открытий М. Ю. Лермонтова. Он также как и все предыдущие герои, представляет собой определённый тип людей. В этом произведении Лермонтов продолжил тему А. С. Пушкина в «Евгении Онегине» - тему судьбы «лишних людей». Онегина и Печорина многое объединяет, благодаря чему, критик В. Г. Белинский назвал Печорина "младшим братом Онегина".

Евгений Онегин и Печорин очень похожи по характеру, оба они из светской среды, получили хорошее воспитание, стоят на высокой ступени развития, отсюда их тоска, хандра и неудовлетворенность. При этом оба героя не принимают многое из светских условностей, отрицательно относятся ко внешнему блеску, это всё им очень быстро надоедает. Несмотря на свои способности, герои не могут найти себе место в жизни, у них нет цели. Имея большой потенциал и возможности, они не прилагают никаких усилий для их развития. Печорин быстро пресытился «всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги», он скучает, как и Пушкинский герой.

Характер Печорина неоднозначен и противоречив, во многом непонятен читателю. Он говорит о себе: "Во мне два человека: один живет, в полном смысле этого слова, - другой мыслит и судит его". Многие поступки Печорина даже его близкие друзья, такие как Максим Максимыч, Вернер, Вера и другие, не могут понять и объяснить. Но при этом они не решаются обвинять своего друга в безнравственности. Возможно, потому, что в поступках Печорина всегда чувствовались естественные движения души героя. Печорин человек начитанный, развитой, интересный и приятный собеседник, обладает стальной волей, самообладанием и выдержкой. Писатель наделяет его физической силой. Он молод, полон энергии, имеет успех у женщин, невольно подчиняет своему влиянию окружающих. Казалось бы, такой человек должен быть кругом счастливым, но вряд ли его можно назвать таковым. Печорин недоволен собой и окружающими, всякое дело скоро утомляет его и становится скучным.

Сходство Онегина и Печорина также проявляется в их одинаковом отношении с женщинами. Они не могут искренне любить, также, как и не способны на настоящие и глубокие чувства. Своё внимание к женщинам, желание добиться их любви Печорин объясняет потребностью своего честолюбия, которое по его определению «есть ни что иное, как жажда власти» и первое его удовольствие: «подчинить моей воли всё, что меня окружает: возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - ни есть ли первый признак величайшего торжества власти». Как и в «Евгении Онегине», Печорин заставляет страдать тех людей, кому он дорог. Однако если Онегин разрушает жизнь другу Ленскому и возлюбленной Татьяне, то Печорин совершает более крупные ошибки. Он также убивает на дуэли своего друга, Грушницкого, но по его вине ещё умирает и девушка Бэла, которая любила Печорина больше жизни. Он оставляет несчастными и Веру, и Мери; и,наконец, до глубины души оскорбляет человека, который так полюбил и привязался к нему - Максима Максимыча. Но именно в таких ситуациях мы можем понять и рассмотреть характер Печорина с разных сторон. В отношениях с Верой он раскрывается нам с другой стороны, нежели раньше. Он не бессердечный эгоист, а становится способным на глубокую любовь. С горьким чувством он расценивает себя как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла лучшая половина души». Накануне дуэли, вспоминая всю свою прошлую жизнь, Печорин задумался «Зачем я жил, с какой целью я родился?». Отвечая на этот вопрос он пишет в своём дневнике: «А, верно, она (цель) существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». Но Печорин не нашёл этого своего «высокого назначения», не нашёл деятельности достойной его «необъятных сил». Вот оно самое странное противоречие героя: с одной стороны, «необъятные силы души», с другой стороны, мелкие и недостойные такой души поступки; он стремился «любить весь мир», но вместо этого принёс людям зло и несчастье. Кто же виноват, что Печорин превратился в такого человека, в «умную ненужность»? Сам Печорин отвечает на этот вопрос: «Во мне душа испорчена светом <....> Я был готов любить весь мир,- меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли».

«В конечном итоге необходимо отметить, что «апатия, следствие развращённой юности и всех пороков воспитания, породила в нём томительную скуку, скука же, сочетавшись с непомерною гордостью духа властолюбивого, произвела в Печорине злодея.<...> в один прегадкий вечер он родился, что хуже смерти будто ничего не случится, а смерти не минуешь. Эти слова - ключ ко всемего подвигам: в них разгадка всей его жизни» 1 0

Сам М. Ю. Лермонтов горько подчёркивал: «Вот каковы герои нашего времени. Они не способны более к великим жертвам, ни для блага человечества, ни даже для блага собственного счастья».

Заключение.

Выводы.

«Есть только одно важное для всех дело в жизни - улучшать свою душу. Только в этом одном деле человеку не бывает помехи и только от этого дела человеку всегда бывает радостно» - эти слова принадлежат Л. Н. Толстому, который понимает смысл жизни именно так. Я думаю, нельзя не согласиться с великим писателем, ведь душа играет важнейшую роль в жизни людей. Если сравнивать разобранных мною ранее литературных героев, можно отметить, что не для всех внутренний мир являлся главной составляющей частью смысла их жизни. На мой взгляд, под данную характеристику безусловно попадает Обломов Илья Ильич, человек с добрым и чистым сердцем и кристальной душой. В принципе, Евгений Онегин и Печорин тоже не были лишены чувств, но тщательно скрывали это под своими повседневными масками. Для них внутреннее состояние людей никогда не являлось значимым аспектом по жизни. Так в чём же в итоге смыслы существования этих людей?

Обломов. Как я уже отметила, он - мечтательная натура, но без определённой цели. Его жизнь - лежание на диване и сон, большего ему и не надо. Его лень и апатия могут вызвать некую антипатию и оттолкнуть читателя от героя, но всё же «Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви - это факт, и против него спорить невозможно» 1 1 .

Штольц. Все знают его, он знает всех. Он никого не оставляет к себе равнодушным- его или уважают и ценят или боятся и ненавидят. Больше всего не любил то, что ему непонятно или недоступно, и всячески обходил это: от страстей до воображения; но при любом подходящем случае пытался найти ключ к этому, пока непостижимому. Вся жизнь в движении и суете, без этого совершенно не мог представить свой существование. Он активен, умён и расчётлив, всегда «от него веяло какой-то свежестью и силой».

Онегин. «Он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, чего ему надо, но ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность» 1 2 . Онегин в двадцать лет уже совершенно не интересуется жизнью, он лишний в своём обществе. Он не занимается ничем не потому, что не способен, а лишь потому, что он не может преодолеть себя. Он повержен скукой, но всегда чего-то ждал, только это «что-то» так и не пришло.

Печорин. Каждый видит в нём то, что он хочет видеть. Кто-то видит в нём отражение силы, храбрости и воли, способности противостоять толпе, обществу. Кто-то, наоборот, видит в нём отражение сломавшегося и потерявшего себя человека, который мстит человечеству, а месть - черта слабохарактерности. Печорин - «это душа сильная, но чёрствая, по которой все впечатления скользят почти неприметно» 1 3

Рассмотрев судьбы различных литературных героев, попытаемся провести параллель между их жизнью и жизнью людей в реальном мире. Думаю, особых отличий не будет. Если подойти к человеку и спросить: « В чём смысл твоей жизни?»,- вряд ли кто-то сможет дать точный, чёткий ответ. Это может быть работа, семья, дети, положение в обществе; для кого-то смыслом будет являться достижение душевного равновесия с собой. Однако, на мой взгляд, наиболее точное определение смыслу жизни дал Эрих Фромм, немецкий философ, психоаналитик и социальный психолог: «Главная жизненная задача человека - дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий - его собственная личность ».

Думаю, каждый из нас когда-нибудь окончательно осознает смысл жизни и добьётся поставленных целей, несмотря на всевозможные препятствия и трудности; когда-нибудь мы смело сможем сказать: «Да, я знаю, зачем живу. Да, я знаю, для чего я родился на этот свет».

Список используемой литературы.

    Источники (художественные произведения):

    И. А. Гончаров «Обломов»

    А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

    М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

    Дополнительная литература:

    С. Л. Франк «Смысл жизни», 1925 год

    А. В. Дружинин ««Обломов» роман И. А. Гончарова. Два тома.». С-Пб, 1859 год.

    Н. А. Добролюбов «Что такое обломовщина?»

    В. Г. Белинский «Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая. «Евгений Онегин»».

    В. Г. Белинский «Сочинения Александра Пушкина. Статья девятая.«Евгений Онегин»».

    Д. И. Писарев «Пушкин и Белинский».

    В. Г. Белинский критическая статья «Герой нашего времени»

    С. Шевырёв о романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», критическая статья.

1И. Гончаров,роман «Обломов»

2И. Гончаров,роман «Обломов»

3А. В. Дружинин ««Обломов» роман И.А. Гончарова. Два тома».(1859 год)

Проблема цели и смысла жизни на страницах романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Давно замечено, что человек отличается от всех живых существ тем, что ищет смысл в своем существовании. Как часто люди страдают и мучаются от того, что не видя г или не могут понять цели своего существования. Как часто человеку мешает наслаждаться собственным бытием мысль: «К чему я иду?» Конечно, всеми этими во и росам и задаются только люди высокоразвитые, стремящиеся к познанию. Таким был Печорин.

«Журнал Печорина» полон размышлений о смысле жизни, о взаимоотношениях личности и общества, о месте поколения в череде поколений, о роли человека в истории. Основная черта характера Печорина — стремление к самопознанию. Он постоянно анализирует свои мысли, поступки, желания, симпатии и антипатии. Печорин не сумел реализовать себя в чем-то, поэтому все его душевные и умственные силы направлены на самопознание, оно — этап становления его личности. Никто не оценит Печорина объективнее, чем он сам это делает.

Подводя итоги своей жизни в ночь перед дуэлью с Грушницким, Печорин сравнивает себя с человеком, зевающим на бале и не едущим домой потому только, что его карета еще не подана. Это рассуждение не стоит понимать слишком узко: иногда считают, что эти слова Печорина выражают его стремление вырваться из светских гостиных. Мне кажется, что слова Печорина о бале и карете следует воспринимать как чистую аллегорию. Не в светских гостиных ему тесно, а в атмосфере, его окружающей. Его трагедия состоит именно в том, что он не может вырваться из этой атмосферы. Печорин просто-напросто теряет смысл своего существования, пытается найти его, никак не находит, и от этого страдает еще больше.

Единственное занятие, которое остается Печорину — это формировать себя как личность. В процессе формирования он задается бесконечными вопросами: «Зачем я жил? для какой цели я родился?» Самой горькой и тяжелой для него является мысль, что, видимо, ему существовало «назначение высокое», но он его не угадал и поэтому оказался «выброшенным на обочину» жизни. В результате своих размышлений Печорин приходит к выводу, что живет исключительно для того, чтобы разрушать чужие надежды и губить судьбы. Действительно, все люди, с которыми судьба его сталкивает, становятся несчастными. Так было с Бэлой, которую он зачем-то похитил; с Мери, которую эксперимента ради заставил полюбить себя; с Грушницким, которого он убил на дуэли; с Верой; с Максимом Максимычем и, наверное, со многими другими, кто просто не упомянут в романе. Печорин прекрасно сознает, что губит людей, но абсолютно к этому равнодушен, впрочем, как и к собственной судьбе. Им владеет скука, поэтому даже смерть кажется герою лишь еще одним событием в ряду обыденных происшествий.

Печорин много размышляет о смерти. Думая о том, что ни один человек не оценит его верно после смерти, Печорин задается вопросом: зачем же в таком случае жить, что-то делать, чего-то добиваться? И сам же даст ответ: из любопытства. Любопытство и в самом деле — основное чувство, которое движет Печориным. Оно заставляет героя все время испытывать судьбу и вмешиваться в жизнь других людей. Испытывая судьбу, Печорин не склонен верить в предопределение. Об этом автор говорит в главе «Фаталист», которая начинается очень важным для Печорина вопросом: зачем человеку даны воля и рассудок, если существует предопределение? Именно поэтому Печорин принимает пари Вулича. Отчасти это пари нужно Печорину и для того, чтобы убедиться в собственной исключительности. Но если человек думает, что выше его желаний нет ничего на свете, то он не обретает волю, а теряет себя.

Печорин принадлежит к поколению, потерявшему веру в добро и справедливость. У этого поколения нет уверенности в завтрашнем дне. Сам Печорин называет своих современников и себя «жалкими потомками», у которых нет ни убеждений, ни гордости, ни наслаждения, ни страха, кроме страха смерти. Когда у человека нет веры, у него нет и уверенности ни в чем. Теряется смысл жизни. Так же и Печорин с его раздвоенным сознанием и вечными экспериментами над судьбой лишен веры. Для него жизнь пуста и бессмысленна. В этом не только его трагедия, но и трагедия целого поколения.

(Незаурядная личность, наделённая умом и силой воли, стремлением к активной деятельности, не может проявить себя в окружающей жизни. Печорин не может быть счастлив и не может никому дать счастье. В этом его трагедия.)

Вывод: Вообще говоря, Печорин - человек неординарный, умный, образованный, сильный волей, храбрый... Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию, Печорин не может удержаться на одном месте, в одной обстановке, в окружении одних и тех же людей. Не от этого ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной, пусть даже с той, в которую влюблен? Через некоторое время его одолевает скука и он начинает искать чего-то нового. Не от этого ли он ломает их судьбы? Печорина не прельщает такая судьба, и он действует. Действует, не считаясь с чувствами других людей, практически не обращая на них внимания. Да, он эгоист. И в этом его трагедия. Но один ли Печорин в этом виноват?

(видео-монолог Печорина из к/ф 2006 г.)

Итак, "все". Кого он имеет в виду? Естественно, общество. Да, то самое общество, которое мешало Онегину.С одной стороны неординарный, умный человек, с другой стороны эгоист, разбивающий сердца и разрушающий жизни, он - "злой гений" и в то же время жертва общества.

4. Печорин – «лишний человек»,как и Онегин.Сравнить двух героев.

Печорин-герой?

VІ Итоги урока

1. Проблемные вопросы:

- в чем трагедия Печорина?

Позитивные и негативные качества Печорина?

Почему Лермонтов нарушает последовательность романа?

Оценивание учащихся.

Заключительное слово учителя : Печорин не может быть счастлив и не может никому дать счастья – в этом его трагедия. Мы видим двух Печориных. Поступки его противоречивы. Только что по велению своего сердца он мчится в погоню за Верой. В нём пробуждаются лучшие человеческие качества.

Видим его благородный порыв, но … конь издох, идти он дальше не мог, мысли его постепенно приходят в обычный порядок, и вот он уже опять холоден, опять с привычной насмешкой смеётся над собой и судит себя. Это может сделать только Печорин.

Эпизод прощания с Мери также важен для понимания Печорина.

Мы увидели, что в нём сочетаются как бы два человека. Его поведение противоречиво: то он поддаётся порыву своего сердца, то с хладнокровием обдумывает свои поступки. В нём сочетаются эгоизм и человечность, жестокость и способность к жалости, отзывчивость.

Николаевская Россия не дала Печорину возможности действовать, лишила его жизнь высокой цели и смысла, и герой постоянно ощущает свою ненужность, ему скучно, он не удовлетворяется ничем. Ни талант, ни способности, ни умение оказаться победителем во всех стычках с судьбой и людьми не приносят Печорину счастья и радости.

VІІ Домашнее задание

Сделать карточку с вопросами по роману,на которые еще не нашли ответ, характеристика женских образов романа.

УРОК № 58

Тема. Урок развития речи. Печорин и байронический герой. Печорин и Онегин.

Цель: обобщить образ Печорина; раскрыть трагедию одаренной личности в условиях самодержавия; во-говорить сходство и контрастность образов Печорина, Онегина, «байронического героя»; развивать критическое мышление и толерантное отношение к окружающим.

Оборудование: таблицы результатов групповой работы с предыдущего урока, заготовка трех кругов («Круги Вена»), маркеры.

Тип урока: развитие связной речи.

В одиночестве человек чувствует себя менее одинокой.

Дж. Байрон

ХОД УРОКА

И. Актуализация опорных знаний

Беседа

Почему Печорин вмешался в жизнь контрабандистов?

Чем закончилось его вмешательства?

Как складываются взаимоотношения Печорина с «водяным обществом» в повести «Княжна Мери»?

Что общего у Печорина и Вернера? Почему они не стали друзьями?

С какой целью Лермонтов противопоставил Печоріну Грушницького?

Что вам понравилось в личности Печорина, а чего вы не понимаете?

2. Проверка домашнего задания

Проводится анализ записей в таблице Елвермана (основная работа - с информацией второй колонки). Пример:

Мотивация учебной деятельности

Учитель. О поколении, к которому принадлежит Печорин, Герцен писал: «...Все мы в большей или меньшей степени Онєгіни, если только не предпочитаем быть чиновниками или помещиками... Мы занимаемся всем: физикой, философией, любовью, военным искусством, мистицизмом, чтобы только рассеяться, чтобы забыть о огромную пустоту, которая угнетает нас...». Роман Пушкина повлиял на формирование замысла Лермонтова - создать образ «героя своего времени». Иначе как объяснить наличие в романе «Герой нашего времени» того, что было задумано, но не воплощено в окончательном варианте текста «Евгения Онегина»? А если говорить про общие черты обеих упомянутых героев и байроновского типа героя, то следует признать их в чем-то очень похожими, но одновременно и сугубо индивидуальными. (Объявление темы, цели урока и работа с эпиграфом.)

Работа над темой урока

1. Печорин и байронический герой. Коллективная работа

Беседа

Какие черты байронического героя вы заметили в образе Печорина? (Одиночество непокоренного свободолюбивого бунтаря со стражденною душой, постоянное недовольство собой, своей жизнью и стремление найти «себя настоящего», свое место в жизни)

Что, по вашему мнению, мешает Печоріну жить полноценной жизнью? (Противоречия жизни: он расценивает самого себя как «нравственного калеку», у которого зсохлась, испарилась, умерла «кращаполовина души». Перед дуэлью Печорин задумывался: для чего он жил, для какой цели родился? Он говорит: «А, действительно, она существовала и, наверное, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе своей силы безграничны». И он не нашел деятельности, которая соответствовала бы его «безграничным силам». Он потратил их на ломание жизни «честных контрабандистов», похищения Белы, убийство Грушницького т.д. Он чувствует, что приносит горе или гибель каждому, с кем сближается. А это свидетельствует о обостренное чувство совести у героя.)

2. Печорин и Онегин. Коллективная работа с последующим обобщением

Беседа

Что объединяет героев романов Пушкина и Лермонтова?

Что их отличает?

Чем отличаются сцены дуэли в романах «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени»?

Почему Пушкин винит своего героя в убийстве, а Лермонтов прощает Печорина, находит ему оправдание?

Каковы проблемы личного счастья в романе Пушкина, а какие - в романе Лермонтова? Как их решают герои?

Почему героев обоих романов называют «героями своего времени»?

Можно ли их назвать «лишними людьми»? Почему?

Итог

Евгений Онегин Пушкина живет типичным для «золотой молодежи» того времени жизнью: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Он выделяется из общей массы аристократической молодежи. Автор подчеркивает его «мечтам преданность, странность и резкий, холодный рассудок, честь, благородство души. Онегин не разочаровался в образе жизни и интересах светского общества, ему импонирует политическая и социальная ситуация в России.

Лермонтовский Печорин сначала стремится светских удовольствий, потом разочаровывается в них, делает попытку заняться наукой, читать книги и охладевает ко всему.

Герцен назвал Печорина «младшим братом Онегина». Печорин - это «Онегин нашего времени, герой нашего времени»,- так сказал о нем Белинский. «Онегин скучает, Печорин глубоко страдает.» Состояние Печорина является трагичнее, он по натуре более талантливый и чувственный. Это - сильная и волевая личность, которая стремится деятельности. И несмотря одаренности и богатстве духовных сил он, по его собственному признанию,- «нравственный калека». Его характер и поведение полны противоречий.

Противоречия Печорина, по определению Лермонтова,- «болезнь» поколения того времени. Печорин говорит: «Целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или разуму». С одной стороны, Печорин - скептик, разочарована человек, с другой,- в нем огромная жажда жизни и деятельности. В нем здо-кадровый смысл борется с чувствами, умом и сердцем. Свое внимание к женщинам Печорин объясняет потребностью честолюбия, но мы видим, что он способен на глубокую любовь. За Онегиным мы замечали то же самое. Цель и смысл жизни для Онегина имели свой философский интерес, но не стали основным вопросом, как для Печорина. Кто виноват в том, что Печорин превратился в «умную ненужность», в «лишнего человека»? Сам герой на вопрос отвечает так: «Во мне душа испорчена светом», то есть светским обществом, в котором он жил и от которого убежать не смог. «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и миром: лучшие мои чувства, боясь насмешек, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли.»

В 20-е годы XIX ст., годы Онегина, из дворянского сословия вышли декабристы. А Печорин - человек 30-х годов, типичный герой своего времени.

Рефлексия

V. «Круги Вена»

Сравниваются байронический герой, Онегин и Печорин - три круга имеют общую поверхность и индивидуальные плоскости: круги заполняются сначала коллективно, затем работа продолжается в тетрадях.

VI. Возвращение к эпиграфа урока.

Написание эссе, темой которого является эпиграф

Домашнее задание

Подготовиться характеризовать женские образы романа.

Тема: Моральные ценности личности на примере главных героев произведений Пушкина А.С. «Евгений Онегин» и Лермонтова М.Ю. «Герой нашего времени».

Данные об авторе Автор(ы): Асанова Алла Валерьевна Место работы, должность: Саратовская область Балаковский район п. Николевский МОУ "СОШ п. Николевский" учитель истории и обществознания Регион: Саратовская область Характеристики урока (занятия) Уровень образования: основное общее образование Целевая аудитория: Учащийся (студент) Класс(ы): 9 класс Предмет(ы): Обществознание Цель урока: Закрепить формирование представлений учащихся, что основным и единственным субъектом моральной деятельности является личность, ответственная за свои поступки. Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний Учащихся в классе (аудитории): Используемые учебники и учебные пособия: Учебники литературы и обществознания автор Боголюбов 9 класс; тексты произведений Пушкина "Евгений Онегин" и Лермонтова "Герой нашего времени" ; критические статьи Белинского; выдержки из текстов Евгений Онегин и Герой нашего времени; Используемая методическая литература: Методическое пособие по обществознанию автор Боголюбов 8-9 класс, рабочая тетрадь по обществознанию автор Боголюбов 9 класс, Используемое оборудование: Доска с эпиграфом и таблицей (Как понимали личность И.Кант и З.Фрейд); определения понятий на отдельных листах, прикрепленных к доске; учебники литературы и обществознания; тексты произведений Пушкина и Лермонтова; критические статьи Белинского; выдержки из текстов Евгений Онегин и Герой нашего времени; карточки с заданиями; заготовки для игры «Ромашка» 4 штуки; таблицы «Жизненные ценности Е. Онегина и Г. Печорина»; рабочие тетради. Краткое описание: Интегрированный урок обществознания и литературы Тема: Моральные ценности личности на примере главных героев произведений Пушкина А.С. «Евгений Онегин» и Лермонтова М.Ю. «Герой нашего времени». Тип урока: обобщение и повторение знаний Цель: Закрепить формирование представлений учащихся, что основным и единственным субъектом моральной деятельности является личность, ответственная за свои поступки. Задачи: 1 Повторить терминологию, способы работы с текстом. 2 Развивать умения рассуждать и делать выводы, сравнивать, подводить итог. 3 Воспитывать в учащихся моральные и нравственные качества, потребность в хороших поступках. Класс: 9 класс Интегрирование предметов: обществознание и литература Оборудование: Доска с эпиграфом и таблицей (Как понимали личность И.Кант и З.Фрейд); определения понятий на отдельных листах, прикрепленных к доске; учебники литературы и обществознания; тексты произведений Пушкина и Лермонтова; критические статьи Белинского; выдержки из текстов Евгений Онегин и Герой нашего времени; карточки с заданиями; заготовки для игры «Ромашка» 4 штуки; таблицы «Жизненные ценности Е. Онегина и Г. Печорина»; рабочие тетради. Понятия: Личность, индивидуум, индивидуализм, человек, общество, индивидуальность, ценности, мораль, нравственность, моральные нормы, моральная ответственность. Ход урока Организация класса. Постановка целей урока. Учитель обществознания. Ребята сегодня мы с Вами еще раз поговорим о морали и нравственности, разберем связь личных качеств и ценностей с поведением людей на примере героев произведений Пушкина и Лермонтова. Изучение нового материала 1) Личность (на доске вывешены понятия и их определения: человек, индивид, индивидуальность, личность, индивидуум) Учитель обществознания. - Как связаны между собой эти понятия? - Дайте краткую характеристику личностей Е. Онегина и Г. Печорина, используя текст произведений и критическую литературу. - Обратите внимание на таблицу на доске, проследим, как понимали что такое личность И. Кант и З. Фрейд, выявим схожесть и различие в их точках зрения.

2) Понятие ценности.

Что такое ценность?

Перечислите Ваши жизненные ценности.

Учитель литературы.

Разобраться в ценностях героев Пушкина и Лермонтова поможет Вам следующее задание. Заполните табличку, отметьте в ней главные ценности Онегина и Печорина и вслух обоснуйте Ваш выбор. (таблички раздаются всем уч-ся)

Учитель обществознания.

3) Что такое мораль?

Вопросы и задания классу

Зачем человеку мораль?

Сейчас двое из Вас получат карточки с индивидуальными заданиями. Вы должны их выполнить в тетради и кратко нам объяснить Ваше понимание проблемы

Задание 1

Прочитайте христианские заповеди, чему они учат?

-Почитай отца своего и мать свою.

- Не убивай.

- Не прелюбодействуй.

-Не кради.

- Не лги.

-Не завидуй.

Задание 2

Во многих религиях мира есть общие принципы и системы нравственных ценностей. Какие выводы можно сделать из их анализа.

-Не делай другим того, что сам считаешь злом (Буддизм)

-Что ненавистно тебе, того не делай другому (Иудаизм)

-Считай прибыль ближнего своего его прибылью, а его потерю своей потерей (Даосизм)

Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре и брату своим, того же, что себе желает. (Ислам)

Учитель литературы.

Раскрыть отношение героев Пушкина и Лермонтова к окружающим их людям. Показать моральные и аморальные поступки, (раздать выдержки из текстов произведений всем уч-ся)

Учитель обществознания.

4) Моральная ответственность

Что такое моральная ответственность?

Какое наказание следует дать человеку за нарушение моральных норм?

Учитель литературы.

Поступки имеют последствия, иногда их трудно просчитать. Но так как человек должен отвечать за свои действия и поступки, то он должен взвешивать и просчитывать все возможные варианты последствий своих поступков. Давайте возьмем знаменитую Бэлу Лермонтова. Герой, совершил необдуманный поступок, по отношению к Бэле, он поступил опрометчиво, тем самым навредил себе, внес горе и раздор в семью, испортил жизнь самой Бэлы.


В известном произведении русского писателя М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» описывается трагическая судьба Григория Печорина, который всю жизнь пытался понять «для какой цели родился» и в чем вообще заключен истинный смысл существования. Пытаясь ответить на эти вечные вопросы, он скитался по всему свету, знакомясь с разными людьми и в конечном итоге разочаровывая их своим поведением и поступками.

Герой так и не смог понять своего истинного предназначения, ведь он не видел настоящего счастья в жизни. Печорин не имел способности искренне и безответно любить другого человека, не мог длительное время сохранять дружеские отношения и тем самым постоянно обрекал себя на одиночество и размышления о смысле жизни.

Григорий родился в дворянской семье и всегда вызывал уважение у женщин, пользовался общественной популярностью. Однако он сам избрал себе тропу изгнанника, проявляя ненависть к устройству жизни и не умея общаться с людьми. Так, например, он сначала всеми силами пытается добиться Бэлы, а потом, когда девушка ему наскучила, Григорий бросает ее. В связи с этим Бэла впоследствии умирает, а главный герой идет дальше, так как больше не видит смысла в этих отношениях. В этом также проявляется неоднозначность Печорина, ведь с одной стороны, он хотел обрести истинное счастье с Бэлой, а с другой, понял, что не может жить по обычным человеческим законам.

Печорин видел свой смысл жизни в чем-то высоком, недоступном для понимания других. Нанося вред людям, он создавал проблемы и в собственной жизни, страдая не меньше своих жертв. Но он не сочувствовал им, а тосковал лишь о том, что не может найти свое предназначение. На пути к поиску себя и истинных жизненных ценностей герой убивает Грушницкого на дуэли, делает несчастными Веру и княжну Мэри, разочаровывает Максима Максимыча, много ездит по всему свету, подвергая себя риску и опасности, но так и не может полностью проявить себя.

Таким образом, трагедия Печорина заключается в том, что он был незаурядной личностью, не способной проявить себя в условиях современного ему общества. В нем он казался лишним человеком, приносящим только вред и жестокость. Возможно, если бы герой родился в другое время, он бы смог полноценно жить и развиваться. Но, к сожалению, ему досталась другая судьба, в рамках которой он не смог полностью открыться этому миру и показать все свои положительные качества.

Обновлено: 2018-06-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...