Нравственная культура и ее уровни. Мораль


Для того, чтобы более полно определить понятие духовно- нравственная культура личности необходимо дать определения всем состовляющим данного термина.

Нравственность - это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Мораль - это внешний свод правил и этических норм. Нравственность - это внутренняя мотивация тех или иных поступков личности, т.е. это те нормы и правила, которые инициируются самим человеком, исходят от него, это его внутренний духовный стержень.

Духовность - высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно смысловыми регуляторами её жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Другими словами - духовность это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных интересов над материальными

Нравственное развитие - в наиболее общем смысле термин обозначает процесс, с помощью которого дети воспринимают общественные понятия о правильном и неправильном. Нравственное развитие человека протекает в течение всей его жизни, но основные черты морального облика складываются в детском, подростковом и юношеском возрастах.

Каждый народ, пройдя долгий и сложный путь своего исторического развития, выработал свою систему духовных и материальных ценностей - культуру.

Культура - это сложный комплекс достижений человека, в области материальной и духовной жизни, полученный им в результате его общественно-исторической практики. Народная традиционная культура была почвой, взрастившей человека - носителя этой культуры. От поколения к поколению духовные ценности народной культуры передавались средствами народной педагогики.

Духовно-нравственное развитие и совершенствование личности определяется как процесс формирования новых ценностных ориентаций нравственного плана. Нравственность в большинстве этических учений отождествляется с моралью. Но следует различать мораль как форму общественного сознания (систему норм, требований к правилам поведения в межличностных отношениях, предъявляемых человеку обществом) и нравственность как характеристику психологической структуры личности (отвергающей или принимающей эти требования, осознающей их необходимость и испытывающей внутреннюю потребность в исполнении моральных норм, следовании им). Нравственные представления и поведение людей могут расходиться.

В некоторых определениях подчеркивается, что психологическим регулятором поиска смысла нравственных проблем у человека является совесть.

Совесть характеризует способность человека самостоятельно формулировать нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения, давать оценку их поступкам. Из всего многообразия определений можно заключить, что понятие внутренней культуры личности в самом распространенном своём смысле отражает нравственную сторону личности, её ценности и способность оценивать нравственную сторону своих и чужих поступков. Можно сказать, что это структура внутреннего (субъективного) мира человека.

Она характеризуется своим внешним проявлением в отношениях с другими людьми, в общении и поступках. Внутренняя культура личности становится в ходе усвоения индивидом ценностей своего окружения, в ходе обучения и под воздействием собственной воли и усилий, в ходе социализации.

Из всего многообразия определений можно заключить, что понятие внутренней культуры личности в самом распространенном своём смысле отражает нравственную сторону личности, её ценности и способность оценивать нравственную сторону своих и чужих поступков. Можно сказать, что это структура внутреннего (субъективного) мира человека. Она характеризуется своим внешним проявлением в отношениях с другими людьми, в общении и поступках. Внутренняя культура личности становится в ходе усвоения индивидом ценностей своего окружения, в ходе обучения и под воздействием собственной воли и усилий, в ходе социализации. Внутреннюю культуру можно оценивать как культуру высокого уровня, если она соответствует требованиям общественной морали или светской этики, проявляется в форме следования этикету, принятому в той или иной сфере деятельности личности. Важной характеристикой высокого уровня внутренней культуры личности можно выделить способность к рефлексии и готовность нести ответственность за свои действия.

Существуют объективные требования к организации внутреннего мира человека, к культуре его личности, предъявляемые спецификой социальной работы. Они выражены в профессиограмме, психограмме и кодексах профессионального поведения. Эффективное исполнение трудовых обязанностей, полностью погруженных в социальной сфере, области исключительно межчеловеческих взаимодействий, требует от специалиста следовать нравственным и этическим принципам, исповедовать определенный круг ценностей. Это колоссальное давление на внутренний мир человека (психологическое воздействие), каждое взаимодействие, каждый профессиональный контакт с клиентом оказывает влияние. Это требует устойчивой структуры внутреннего мира, которая может с минимальными затратами и максимальными результатами функционировать в таких условиях. В противном, случае специалист теряет свой единственный ресурс - свою личность, не выдерживая психологического давления, происходит деформация личности, её эмоциональное сгорание. Неподготовленная личность обречена на регулярные стрессы, которые способны привести к неврозу и более тяжелым внутренним состояния

Нравственная культура

Введение

Культура

2. Нравственность

3. Нравственная культура

Заключение

Список литературы

Введение

Каждый человек почти ежедневно прямо или косвенно сталкивается с понятием культура. Везде, где бы мы ни находились, мы видим или слышим всевозможные словосочетания и высказывания прямо или косвенно связанные с этим понятием. Например, зачастую при виде большой и шумной компании молодых людей выражающихся нецензурно и хамовато, проходящая мимо старушка вполне смело заявляет им: "Какие же вы некультурные, ребята", или же "Молодежь пошла - безнравственная".

Хотим мы этого или нет, но все что нас окружает и все то,с чем мы по сути связаны и есть культура. Это понятие прочно вошло в нашу жизнь и уже ни при каких обстоятельствах не будет нами отложено в далекий темный угол.

Наряду с тем, что мы так часто слышали слово культура, редкий из нас может похвастаться тем, что он интересовался или даже глубоко изучил это понятие. Чаще всего мы ограничиваемся лишь осмыслением своего понимания какого-либо понятия и не стремимся к большему. А на мой взгляд это не совсем правильно. Именно поэтому мне хотелось бы изучить глубже и раскрыть для себя некоторые понятия.

Исходя из темы, выбранной мною, следует, что в начале своей работы я ставлю перед собой следующие конкретные задачи: дать четкое и на мой взгляд верное понятие культуры, нравственности, а главное, как следствие (на мой взгляд) из выше упомянутого, понятие нравственной культуры.

Как мне кажется, выбранная мною тема довольно-таки актуальна и интересна. Задолго до моего появления и еще долгие годы после меня жила и будет жить "нравственная культура", она будет помогать людям обучаться и становиться личностями, будет их направлять сделать верный правильный с ее точки зрения шаг, и если человек сможет понять ее позывы и оценить ее вклад в повседневность не только отдельно взятого индивидуума, а всего человеческого рода в целом, тогда я считаю, что у человечества будет надежда на светлое и святое будущее, ибо, по моему мнению, именно в нравственной культуре залог спокойствия и благосостояния людского.

1. Культура

Культура одна из важнейших областей общественной жизни. В понятии "культура" человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его творческих усилий. Но в культуре человека не только действующее, но и само изменяющееся существо.

Зачатки культуры обнаруживаются на самых ранних этапах исторического существования людей, первые представления о ней становятся возможными на достаточно высоком уровне общественного и духовного развития. Люди всегда жили в культуре, хотя не сразу стали осознавать это. Пока человек в своей жизнедеятельности зависел от чисто природных, еще не преобразованных трудом обстоятельств, решающую роль в своей жизни он приписывал не себе, а этим обстоятельствам, которые превращал в предмет религиозного почитания, или культа. Мифологические и религиозные культуры древности, обожествлявшие природные силы и стихии, наделяли природу чисто человеческими свойствами - сознанием, волей, способностью предопределять ход событий. Лишь по мере своего дальнейшего развития люди стали осознавать, что много в их жизни зависит от них самих, от того, как они мыслят и действуют. С этим связаны первые, вначале неопределенные и расплывчатые, представления о культуре. Достаточно, например, было увидеть причину хорошего урожая не в милости богов, а в качестве обработки почвы, чтобы провести различие между культом как обожествлением природы и культурой как ее возделыванием и улучшением. Уже само наличием в языке "культура" свидетельствует о понимании человеком своей особой и самостоятельной роли в мире, только ему свойственной активности, не сводимой к действию как природных,так и божественных сил. Появление данного слова означало рождение "культа" самого человека,пришедшего на смену всем иным культам древности.

Предмет истории культуры имеет свое содержание и специфику в ряду исторических дисциплин. История культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных ее сфер - истории науки и техники, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т.д. по отношению к ним история культуры выступает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой в единстве и взаимодействии всех его областей.

Культура дословно переводится как возделывание, обработка, уход, улучшение. В наиболее древних латинских текстах употребление этого слова связано с земледелием. Цицерон применил термин культура для характеристики человеческого духа. Широко известно его изречение "философия есть культура души" впоследствии употребление слова "культура" в значении воспитанности, образованности, просвещенности становится традиционным.

Стремление использовать слово "культура" не для обозначения отдельных направлений, способов и результатов преобразовательной деятельности человека, а для всего, что создано им, наметилось в XVII веке, в русле развития немецкой просветительной мысли. Первым автором, употребившим термин "культура" в этом новом, широком значении, был Самюэль Пуффендорф (1632-1694 гг).

"…Воспитание человеческого рода - это процесс и генетический, и органический - благодаря усвоению и применению переданного. Мы можем как угодно назвать этот генезис человека во втором смысле, мы можем назвать его культурой, то есть возделыванием почвы, а можем вспомнить образ света и назвать просвещением…"

Итак, под культурой мы понимаем совокупность всех материальных ценностей, всех знаний и переживаний, весь практический опыт, обращенные на решение триединой задачи - воспроизводства, сохранения и совершенствования человеческой жизни. Ни одна сфера жизни - будь то экономика или политика, семья или образование, искусство или нравственность - невозможна вне культуры.

2. Нравственность

Прежде, чем говорить о нравственной культуре, рассмотрим такие понятия, как этика, мораль, нравственность.

В настоящее время все они на бытовом уровне употребляются как идентичные. Однако, с научной точки зрения, этикой называют науку, где системообразующими являются понятия добра и зла. Под моралью следует понимать свод норм и правил достойного поведения. Нравственность - это практика такого поведения. Таким образом, выстраивается трехступенчатая структура: этика как наука, мораль как свод предписаний творения добра, нравственность как практика хорошего поведения.

Все эти понятия в совокупности составляют сущность нравственной культуры. Культура же в современном ее понимании -это процесс создания, хранения, распространения и освоения материальных, духовных и социально-политических ценностей. В личностном плане культура - это уровень, степень, величина освоения ценностей трех порядков (материального, духовного, социально-политического).

Нравственная культура является мощным фактором формирования личности человека, преобразуя и обогащая его потребности, внутренний мир в лучшую сторону.

Не могу не согласиться с мыслью известного философа Карла Поппера:

"Человек создал множество миров - миры языка, поэзии, науки. Но, пожалуй, самым важнейшим из них является мир нравственности, мир моральных ценностей и предписаний, мир моральных требований - свободы, равенства, милосердия".

Нравственность - это свод неписаных правил, определяющих благонравное поведение человека. Она опирается на нравы, то есть добровольное соглашение людей, которые пытаются соотнести свои чувства, стремления и действия с жизненными установками других людей, с интересами и достоинством всего общества.

*Ценность - это жизненная и практическая установка поведения индивида, выражающая то, что для него значимо. Один человек выше жизни ставит честь, другой жаждет свободы, третий - настаивает на несокрушимости добра, четвёртый славит всепобеждающее чувство - любовь.

На протяжении многих веков философы, религиозные мыслители, учителя жизни проявляли интерес к нравственным и этическим проблемам. Нравственное чувство, присущее только человеку, позволяло осознать его отличие от животных. Нравственное чувство во многом определяло человеческие поступки. Согласуясь с ним, люди выстраивали свои отношения с природой, с другими людьми, с обществом в целом. Наконец, нравственные нормы помогали выбирать достойный образ жизни. Многие мыслители в нравственности усматривали путь к Богу.

Мораль (от лат. moralis - "нравственный") - область нравственных ценностей, которая признаётся людьми, нравственная жизнь народа. Содержание этой сферы, её специфика меняются с течением времени и различны у разных народов. В морали всех народов и во все времена можно найти общечеловеческие ценности, нравственные принципы и предписания.

Мораль (от лат. moralis -"нравственный") нравственность, система норм и ценностных представлений, определяющих и регулирующих поведение человека. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п.

Русский философ Владимир Соловьёв (1853-1900) считал, что нравственность есть прирождённое человеческое свойство, отличающее его от животных. "Основные чувства стыда, жалости и благоговения испытывают область возможных нравственных отношений человека к тому, что ниже его, что равно ему и что выше его", - писал он в своей книге "Оправдание добра". Русский мыслитель сравнивал нравственную философию с путеводителем, который живописует места, достойные посещения, но в то же время не говорит человеку, куда ему ехать. Люди сами принимают решения, куда направить свои стопы. Поэтому, по словам Соловьёва, "никакое изложение нравственных норм, т. е. условий достижения истинной жизненной цели, не может иметь смысла для человека, сознательно поставившего себе не эту, а совсем другую цель"...

"Золотое правило нравственности": "Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе".

Нравственная культура

Я считаю, уверена, что многие считают также, что культура личности всецело основывается на её нравственной культуре в самом широком смысле. Нравственная культура предполагает как уважение к традиции, общепринятым образцам поведения, так и умение найти своё, творческое решение. В тех случаях, когда мы сталкиваемся с "вечными" проблемами, универсальными ситуациями, такими как рождение и смерть, болезнь и здоровье, молодость и старость, любовь и супружество, очень важно прислушиваться к традиции, действовать в согласии с этикетом. Так построена жизнь. И от того, насколько высок уровень культуры общества, во многом зависит его развитие и прогресс.

Нравственная культура представлена субъектами общества и их взаимоотношениями. Она включает: а) признаки и элементы культуры нравственного сознания субъектов общества; б) культуру поведения и общения; в) культуру нравственных поступков и деятельности. Нравственная культура соотносится с другими видами культуры материальной и духовной жизни общества, но прежде всего противопоставляется антиподам нравственности: злу, неравенству, несправедливости, бесчестию, отсутствию достоинства и совести, другим антиморальным явлениям.

По содержанию нравственная культура- это развитость нравственного сознания и мировоззрения субъектов общества; единство морально-должного и нравственно-сущего; проявление в системе поведения, общения и деятельности норм добра, чести, совести, долга, достоинства, любви, взаимодействия и др.; осуществление жизнедеятельности по принципам гуманизма, демократизма, трудолюбия, социального равенства, сочетания разумного эгоизма (достоинства) и альтруизма, миролюбия.

Нравственная культура- это и эффективность нравственной регуляции жизни людей, взаимодополняемость нравственной и правовой регуляции, следование "золотому правилу нравственности", правилам этикетов.

Повсеместно идут разговоры и многие даже убеждены в том, что общественная и личная нравственность переживают сегодня тяжёлый кризис. Многое вызывает тревогу. И рост преступности, и социальная несправедливость, и крушение идеалов, которые служили официальной опорой нравственности. Совершенно очевидно, что нравственная культура не может быть сколько-нибудь высокой, если социальная система неэффективная, игнорирует требования справедливости и здравого смысла.

Существует необходимость внести коррективы во взаимоотношения между людьми через нравственную культуру, что является фактором развития разумного общества, становится всё очевиднее с каждым днём.

Наше сознание имеет способ прямого воздействия на материальный мир. Это, как порой говорят, проявление торжества мысли над материей. Великий русский физиолог И.П. Павлов сказал: "Человек - единственная система, которая способна регулировать сама себя в широких пределах, то есть сама себя совершенствовать". Здесь важно отметить, что многое зависит и от нас самих.

Если мы хотим, чтобы наша цивилизация уцелела, необходимо как можно скорей предотвратить подобные происшествия. Именно поэтому наш долг, наша святая обязанность состоит в том, чтобы создать новое представление о себе и о сознании через нравственную культуру, чтобы, руководствуясь этой новой моделью на практике, человечество смогло не просто уцелеть, но оказаться на более совершенном уровне бытия.

Конечно же очевидны трещины в нравственной культуре общества, так примером на мой взгляд может послужить нравственная культура общения, сталкиваясь с различными недопониманиями между людьми при общении почти каждый день.

Нравственная культура общения предполагает наличие моральных убеждений, знаний моральных норм, готовность к моральной деятельности, здравый смысл, особенно в условиях конфликтных ситуаций.

Моральное общение - это выражение содержания и уровня духовного облика личности.

Нравственная культура общения представляет собой единство нравственного сознания и поведения. Это нередко требует от человека самоотверженности и самообладания. А когда речь идет о Родине, патриотизме, чувстве долга, то и способности самопожертвования.

Нравственная культура общения подразделяется на: 1) внутреннюю и 2) внешнюю.

Внутренняя культура - это нравственные идеалы и установки, нормы и принципы поведения, являющиеся фундаментом духовного облика личности. Это те духовные основания, на которых человек строит свои отношения с другими людьми во всех сферах общественной жизни. Внутренняя культура личности играет ведущую, определяющую роль в формировании внешней культуры общения, в которой она находит, свое проявление. Способы такого проявления могут быть многообразными - обмен с другими людьми приветствиями, важной информацией, установление различных форм сотрудничества, отношения дружбы, любви и др. Внутренняя культура проявляется в манерах поведения, способах обращения к партнеру, в умении одеваться, не вызывая нареканий со стороны окружающих.

Внутренняя и внешняя культура нравственного общения всегда взаимосвязаны, дополняют друг друга и существуют в единстве. Однако такая их взаимосвязь не всегда очевидна. Есть немало людей, у которых за кажущейся необщительностью, некоторой скрытностью обнаруживается духовно богатая личность, готовая откликнуться на вашу просьбу, оказать, если нужно, помощь и т. д. В то же время существуют и такие индивиды, которые за внешним лоском скрывают свою убогую и непорядочную сущность.

В жизни встречается немало примеров, когда для некоторых людей внешняя сторона общения становится самоцелью и фактически является прикрытием для достижения эгоистических и корыстных целей. Разновидностью такого поведения являются лицемерие, ханжество, сознательный обман.

Признание ценности человека тесным образом связано с конкретными оценками людей, вступающих в общение. Многие сложности, возникающие в процессе общения, порождаются несоответствием самооценки личности и ее оценки окружающими. Как правило, самооценка всегда выше, чем оценка окружающих (хотя она бывает и заниженной).

Святые отцы говорили: человек формируется с детства, даже с утробы матери, а не тогда, когда закончит школу. И сейчас особое внимание должно уделяться воспитанию в нашей школе, она является главным институтом, который дает образование молодому поколению. Увы, школа сейчас утратила воспитательный момент, она дает только сумму знаний, но мы должны помнить, что за школьной скамьей решается не только то, научится ли молодой человек считать и писать, а и то, каким он вырастет. Как он воспринимает мир, как он относится к ближнему, как он оценивает все поступки.

Следовательно еще со школьной скамьи нужно проводить с детьми нравственные беседы. Начиная с двух лет, ребенок входит в сферу действия моральных норм. Узнает, что хорошо, что плохо. Сначала взрослые, а затем и ровесники начинают следить, чтобы он соблюдал определенные формы поведения. Если внушать ребенку, что необходимо проявлять заботу о тех, кто в ней нуждается, помогать человеку, испытывающему боль или горе, можно смело утверждать, что ребенок вырастет заботливым, понимающим боль и огорчение других. Для этого не требуется каких-то особых приемов и методов, просто нужно чаще демонстрировать положительные примеры. Нравственные беседы учат видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих в быту и в общественных местах (на улице, в транспорте, в магазине); усваивать понятия "честно - нечестно", "справедливо - несправедливо", "правильно - неправильно"; формируют "кодекс чести", умение поступать по справедливости, подчинять свои желания общим интересам.

Сказка - первое художественное произведение, позволяющее ребенку переживать чувство сопричастности горю и радости героев, ненавидеть жадность и вероломство, страстно желать победы добра. Сказка расширяет нравственный опыт ребенка.

Недостаточно хороших, нравственных тем на телевидении и очень много того, что разрушает душу, приносит какое-то смятение, соблазн. Телевидение должно иметь созидательную силу, помогать строить наше государство, и строить его крепким. А крепким государство не сможет быть без нравственности, без веры, без любви к Отечеству и ближнему.

Религия и нравственность тесно связаны между собой. Религия невозможна без нравственности, а нравственность невозможна без религии. Вера без дел мертва. Такой верой веруют только бесы (веруют и трепещут). Истинная же вера (живая, а не мертвая) не может быть без добрых дел. Как благоухающий по природе цветок не может не благоухать, так и истинная вера не может не свидетельствоваться доброй нравственностью. В свою очередь и нравственность без религиозной основы и без религиозного света не может существовать и непременно завянет, подобно растению, лишенному корня, влаги и солнца. Религия без нравственности подобна бесплодной смоковнице; нравственность же без религии - подобна срубленной смоковнице.

культура нравственный жизнь общество

Заключение

В заключении хотелось бы подытожить все выше сказанное. Изучив литературу, ответила на поставленные вопросы. Определила для себя четкое понятие нравственной культуры, ее роль в общественной жизни и значимость для человека.

Выявленные "пороки" нравственной культуры современности

"Спаси свою душу, начни с себя, и вокруг тебя изменятся тысячи людей". На самом деле необходимо сначала изжить проблему в себе.

Ценность и значимость нравственной культуры, как и морали, обнаруживается в поведении, общении и деятельности людей, в общественном мнении, личном примере.

Таким образом, нравственная культура - это важнейший традиционный для человека и общества элемент их культуры.

Мировое сообщество все больше внимания обращает на состояние культуры. Она понимается прежде всего как содержание и процесс жизнедеятельности людей, результат их активной и целенаправленной, хотя и не всегда целесообразной и удачной, продуктивной социальной активности. Культура выступает одним из ведущих признаков планетарной цивилизации, отличает жизнь людей от жизни других живых существ на земле и возможных вненеземных цивилизаций.

Культура является основополагающим, исторически длительно действующим показателем творчества людей, соотнесения уровней и качества развития сообществ и отдельных народов, критерием оценки исторического пути и перспективности крупных социальных субъектов, каждой отдельной личности. Культура - это "вторая природа".

Она создана людьми, указывает на принципиально иные законы и факторы функционирования общества (как общепланетарного, так и конкретных народов, государств), в отличие от естественной (первой) природы. Важно подчеркнуть, что вторая природа как культура включает не только материально-физические, но и духовные (идеальные) элементы. Данное положение также отличает культуру от естественной природы. В культуре проявляется духовно-субъективные способности и свойства людей.

Перспективы развития мирового общества в ХХ-ХХI веках все более определяются кризисными явлениями, которые возникают в лоне культуры как её антиподы и показатели культурного несовершенства человека. Одна из таких комплексных проблем - возрастание агрессивности человека, усиление деструктивности, антикультурности его поведения и деятельности не только по отношению к естественной, но и искусственной, созданной самим же человеком, социальной среде и самим людям. Современный тип личности приобретает все более угрожающую и опасную противоречивость и двойственность. Данное положение не характеризует все человечество, но тенденция достаточно явная и устойчивая.


План.

Лекция №13

«Мораль как элемент духовной культуры»

1. Мораль в жизни людей.

2. Мир моральных ценностей.

3. Нравственная культура.

Проверить!

*«Деятельность крупного ученого» (по выбору студента)

«Достижения и перспективы развития определœенной науки» (физики, химии, биологии и т. п. - с учетом интересов студента).

1.Вводно-мотивационный этап

Без Доброты нам было б слишком тесно,

Без Доброты, нам было бы темно…

Лишь с Добротой хватает в сердце места͵

Чтобы любить и помнить всœе равно.

И даже если всœе давно остыло,

Нам Доброта поможет пережить,

Все то, что в сердце болью долго ныло,

Чтобы опять виновного простить.

Лишь с Добротой способны к Состраданью,

И Милосœердию готовы век служить,

И чтобы быть Подобием созданью

Необходимо с добрым сердцем жить.

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

1. Мораль в жизни людей

Представьте, что сейчас, уходя из класса, я сказала бы вам: «Я ухожу на 20 минут, а вы что хотите, то и делайте. Вам за это ничего не будет». Что бы вы делали. Естественно в такие минуты у человека возникает желание крушить, ломать вес вокруᴦ. Да, сидит в человеке некий гений разрушения. Но всœе ли бросились бы ломать мебель, рисовать на стенах? Что вас сдерживает? Все – таки есть нечто, что нас сдерживает от таких поступков. Это нечто и есть мораль, нравственность.

Об этом и пойдет речь сегодня на уроке.

Такие понятия как мораль и нравственность и показывают нам – что есть человечного в человеке. Чем он отличается от животного. Мораль и нравственность изучает такая наука как этика.

Мораль - это совокупность правил и норм, определяющих отношение человека к социуму (обществу) и наоборот.

Мораль также является регулятором общественной жизни. Почему мы всœе не выплескиваем агрессию, а сдерживаемся? А сдерживает нас мораль. Мы боимся осуждения со стороны общества и хотим придерживаться его правил и рамок. Мораль – как узкое платье вроде бы в нем тесно, а с другой стороны оно защищает от осуждения, порицания.

Мораль- специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни- труде, быте, политике, науке, семейных, личных, государственных отношениях

Другим видом поведения личности является разрешение моральных ситуаций, требующих активного привлечения моральных представлений и этических категорий. Этические категории - это фундаментальные понятия морали, отражающие события жизни с точки зрения самых общих моральных оценок.

2. Мир моральных ценностей .

оценка убийства в разные исторические эпохи - от древности до современности - или отношение к ростовщичеству в Средние века и последующие периоды истории).

Другой моральной категорией является категория долга . В ней на уровне общественного мнения (сознания) представлена совокупность обязанностей человека перед обществом, а на уровне индивидуального сознания - понимание личностью этих обязанностей и принятие их ею. Требование долга является моральной основой социальной дисциплины.

Важной моральной категорией является совесть, отражающая способность личности к эмоциональной оценке совершенных и совершаемых ею поступков, соотносимых с идеей должного. Совесть - это «сторожевой пункт» общества в индивидуальном сознании. Не случайно Гитлер говорил о

«химере совести», утверждая, что «совесть, как и образование, портит людей»: манипуляция личностью возможна лишь при условии отключения совести. Деградация личности всœегда начиналась с проявления бессовестности. Совесть ограждает общество и людей от нежелательных поступков, пробуждая в них тягостное состояние, называемое голосом или угрызениями совести.

Категории чести и достоинства личности отражают признание ценности личности на основе наличия у нее некоторых обязательных черт: благородства, готовности к самоотверженности, определœенной сдержанности и соблюдения в отношениях с другими людьми правил, принятых той или

иной референтной группой.

Категория счастья фиксирует переживания человека, удовлетворенного своей деятельностью, своим положением и открывающимися перспективами. История знает самые различные трактовки счастья. Понятно, что достижение этого состояния обеспечивает непрерывный процесс жизнедеятельности; его остановка по тем или иным причинам немедленно создает чувство дискомфорта.

Наконец, моральный идеал - это- это представление о совершенной системе моральных норм, воплощаемых в деятельности и поведении личности.

Понятно, что нравственная культура личности будет различна у разных людей. Как вы думаете, почему? (факторы, определяющие уровень нравственной культуры: низкая общая культура людей; принадлежность к различным группам и слоям; различные интересы, цели своей жизни и деятельности; различия в степени нравственных переживаний, сопереживаний)

Какие качества представляют для вас наибольшую ценность?

Каждый рожден как бы «начерно», условно назван «человек». Но по-настоящему каждому нужно еще заслужить это имя. Что, по вашему мнению, для этого нужно делать?

В повсœедневной жизни реализация нравственных норм и требований, осуществление нравственного идеала встречают ряд трудностей и препятствий. Часть из них связана с низкой общей культурой людей, не воспринимающих те или иные этические категории (честь, долг, совесть и др.).Другие трудности связаны с тем, что люди принадлежат к различным социальным группам, имеющим неодинаковые фундаментальные интересы и цели своей жизни и поведения. Это приводит к тому, что возникает столкновение и противостояние жизненных позиций и их отражений в ре-

альной практике нравственной жизни. Эгоистические групповые и индивидуалистические идеалы и цели заставляют отступить на задний план или вообще исчезнуть с горизонта общесоциумные задачи и интересы. Люди довольно часто клянутся ими, но действуют по своим специализированным индивидуальным и групповым программам. Наконец, невоспитанность личности проявляется в отсутствии у нее собственного нравственного переживания общесоциумных нравственных требований и норм, в отсутствии чуткости к положению и душевному состоянию других людей и целых социальных групп (в этике такое явление принято называть параличом эмпатии, т. е. сопереживания).


  • - Нравственная культура.

    Актуальность данного направления определяется следующими обстоятельствами: - произошла утрата (частичная или полная) нравственных идеалов, девальвация фундаментальных ценностей - добра, сострадания, совести. Сохраняется ориентация на идеалы, основанные на принципах... [читать подробенее]


  • - Мораль. Нравственная культура личности.

    Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль. Мораль (от лат. moralis, mores - нравственный, относящийся к нраву, характеру) - форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. По вопросу... [читать подробенее]


  • - Современная нравственная культура и нравственные ценности

    В XIX в. нравственная культура теоретически обосновывалась в морали так называемого «разумного эгоизма». Практически же она реализовывалась в рационализованных нормах буржуазной морали, базировавшихся на христианских заповедях. На первый план при этом выдвигалось... [читать подробенее]


  • - Мораль. Нравственная культура

    [читать подробенее]


  • - Мораль. Нравственная культура

    С древнейших времен люди стали задумываться о смысле поступков, их оценке, о душе человека и его внутреннем мире, о том, «что такое хорошо и что такое плохо» (то есть о добре и зле). Добро – это основная моральная святыня, показывающая содержание нравственных ценностей. Ей...

  • Слова "нравственность", "мораль", "этика" близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках. Понятие «этика» (от греч. ethos – нрав, характер, обычай) ввел 2300 лет назад Аристотель, который называл "этическими добродетелями" качества человека, проявляющиеся в его поведении: мужество, благоразумие, честность, а "этикой" – науку об этих качествах.

    Понятие«мораль» (от лат. mores – нрав, обычай) ввел Цицерон по аналогии с понятиями, введенными Аристотелем. Понятие «нравственность» (от русского нрав ) употребляется с XVIII века как синоним двух первых.

    Сегодня данные понятия используются как синонимы, однако имеют оттенки смыслов:

    · нравственность, мораль – ценности, принципы, нормы, определяющие поведение человека;

    · этика – а) сами эти принципы (например, врачебная этика); б) наука о них (наука о нравственности, морали);

    · понятие "мораль" может быть употреблено с негативной оценкой (например, человеконенавистническая мораль); понятие "нравственность" – только с положительной оценкой.

    Нравственная культура – это комплекс ценностей и норм, регулирующих отношения между людьми в их повседневной жизни.

    Основные аспекты нравственной культуры – это 1) ценности и 2) регулятивы (нормы). Ценности – то, что древние считали этическими добродетелями (справедливость, честность, трудолюбие, патриотизм). Нравственные (моральные) регулятивы – правила поведения, ориентированные на указанные ценности.

    В каждой культуре есть определенная система общепризнанных регулятивов, которые считаются обязательными для всех. Такие регулятивы называются нормами морали. В Ветхом завете их 10 – "заповедей Божьих", написанных на скрижалях. В Новом завете – 7.

    Нравственные ценности и регулятивы тесно связаны между собой. Любое правило подразумевает наличие ценности, на которую оно направлено. Например, честность – нравственная ценность, из нее вытекает регулятив "Будь честен".

    Важнейшей особенностью нравственности является финальность нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов. Цель нравственности – самоцель, высшая, финальная цель, которая не может быть средством достижения других целей. Поэтому нельзя ответить на вопрос "Зачем стремиться к нравственным ценностям?". Императивность означает долженствование, обязательность к выполнению.

    Основные социокультурные функции морали:

    1. Мотивационная функция. Нравственные принципы (ценности, нормы) мотивируют поведение человека как причины каких-либо поступков. В результате воспитания и самовоспитания формируется установки, в соответствии с которыми человек совершает то, что должно, и не совершает то, что не должно делать. Поэтому, оценивая поступок человека, мы оцениваем а) его результат, сам поступок; б) его мотив. На основе первого и второго оценивается сама личность;

    2. Конститутивная функция (от лат. constitus – утвердившийся, установленный) утверждает ведущую роль нравственности в культуре. "Этическое является конституирующим элементом культуры", – писал А. Швейцер. Нравственные ценности и нормы – главные, ведущие, центральные в любой культуре, приоритетные по сравнению с другими аспектами культуры. Поэтому критерии нравственности являются определяющими при оценке достижений науки, политики, искусства;

    3. Координационная функция (вытекает из предыдущей): мораль обеспечивает единство, согласованность действий, общность людей в самых различных ситуациях. Основные моральные принципы носят общезначимый характер.

    Процесс нравственного развития личности, формирования нравственной культуры проходит в 3 этапа :

    1) Элементарная нравственность . Для нее характерна регуляция извне. Главный мотив нравственного поведения – страх, боязнь наказания за нарушение норм. Уровень нравственности зависит от того, кто дает предписания, указания;

    2) Конвенциональная нравственность . В ее основе также лежит внешняя моральная регуляция, однако происходит и выработка собственных представлений о добре и зле. Конвенциональная мораль ориентирована на общественное мнение. Моральные требования воспринимаются как необходимые для выполнения; критического отношения к ним нет. Личность выполняет правила не потому, что принимает их как обязательные для себя, а для того, чтобы выглядеть "хорошим" в глазах других. Главные мотивы нравственного поведения – стыд и честь;

    3) Автономная нравственность . Возникает как результат интериоризации общественного мнения. Она автономна, так как не зависит от мнения окружающих людей. Личность совершает хорошие поступки не потому, что ее похвалят, вознаградят или осудят, а потому, что они возникают из внутренней потребности ("Не могу иначе"). Главный мотив нравственного поведения – совесть. Стыд – выражение ответственности перед другими людьми; совесть – перед собой.



    Типы морали:

    1) Гедонизм – этика удовольствия . Разновидность гедонизма – эвдемонизм, этика счастья (пример – Дон Жуан). Ригоризм – этика долга. Высший нравственный принцип – долг.

    2) Эгоизм (эго – я) – этика жизни для себя. С точки зрения эгоиста, благо – то, что соответствует интересам самого человека. Альтруиз м (лат. alter – другой) – этика жизни для других.

    3) Индивидуализм – признание приоритета личных интересов перед общественными, автономия личности, нонконформизм. Коллективизм – зависимость от коллектива, подчинение своих интересов общественным, конформизм.

    4) Этика борьбы – этика сотрудничества. Данная типология введена В.Лефевром.

    Основные принципы этики борьбы :

    1. допустим компромисс между добром и злом, если он впоследствии может принести пользу для добра;

    2. цель оправдывает средства; т.е. если цель – добро, можно допустить аморальные средства;

    3. непримиримость, ориентация на борьбу в отношениях с людьми, занимающими иную позицию: "Кто не с нами, тот против нас", "Если враг не сдается, его уничтожают";

    Основные принципы этики сотрудничества :

    1. компромисс между добром и злом недопустим; осуждается всякое отступление от добра;

    2. цель не оправдывает средства; нельзя во имя "хорошей" цели использовать "нехорошие" средства;

    3. в отношениях между людьми должна господствовать ориентация на сотрудничество, даже если они придерживаются разных взглядов.

    5) Мужская этика – женская этика. Обусловлена различиями в требованиях к гендерному поведению мужчин и женщин.

    Основные принципы современной нравственной культуры:

    1. "Золотое правило" нравственности . Исторически первое представление о справедливости – талион, в основе которого лежит идея равного возмездия. Талион регулировал отношения между родами. С распадом рода около 500 г. до н.э. (Китай, Индия, Греция) выдвигается "золотое правило нравственности": "Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе". В отличие от талиона, "золотое правило" регулирует отношения между личностями – оно более справедливо, так как исходит из признания равенства людей;

    2. Моральная автономия личности – завоевание Нового времени. Принцип автономии предполагает а) уважение к человеку, б) наличие у него самоуважения, в) ответственность за последствия своих действий, г) свободу в выборе своего поведения;

    3. Гуманизм , который понимается как а) человеколюбие, забота о его счастье и благополучии; б) отказ от всех форм насилия над личностью; в) равенство людей, социальные и естественные права человека на жизнь, свободу, охрану здоровья, духовное развитие и т.д. Началом идей гуманизма в европейской культуре стала эпоха Возрождения.

    Человеческая история – противоречивый процесс, где немало зла и насилия над человеком. Однако развитие гуманистических отношений – единственный путь дальнейшего развития человечества.

    Литература

    1. Кармин А.С. Культурология. Культура социальных отношений [Текст] / А.С.Кармин. СПб.: Лань, 2000. – 128 с.

    2. Этика: Учебник [Текст] / Под общей редакцией А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. – М.: Гардарики, 2004. – 496 с.

    2.5 Политическая культура

    Политика – область человеческих отношений и взаимодействий по поводу власти. В данном случае власть понимается как высшая, суверенная власть в обществе, которая принадлежит государству.

    Политическая культура – совокупность регулятивов и ценностей, определяющих участие людей в политической жизни .

    Политическая культура складывается в обществе под влиянием социально-экономических условий, которые порождают у людей потребность в силе, обеспечивающей порядок в обществе, защиту жизни и имущества граждан, их прав и свобод. Такой силой является государство.

    Политическая культура определяется особенностями национальной культуры. И всякая государственная власть стабильна до тех пор, пока пользуется поддержкой народа.

    Политическая культура выражается в политическом поведении. Существуют разные типы политического поведения . Так, М Вебер различает:

    1) политиков «по случаю» – ими являются все люди, поскольку участвуют в выборах, митингах и демонстрациях, реже – в бунтах, революциях; их особенно много в переломные моменты истории;

    2) политики "по совместительству" – более или менее активные члены партий, доверенные лица депутатов, члены совещательных органов. Но политика не является для них главным делом жизни ни в материальном, ни в духовном плане;

    3) "профессиональные политики" – люди, для которых политическая деятельность является основным жизненным занятием: представители государственной власти, партийные функционеры, общественные деятели. Их М. Вебер также делит на тех, кто:

    а) живет "за счет политики", то есть для них политика – профессия и источник дохода;

    б) живет "для политики", то есть видят в реализации политических идей смысл своей жизни.

    Функции политической культуры:

    1) она формирует отношение людей к существующей власти. Власть признается легитимной (законной), когда она вызывает положительное отношение людей. Легитимация существующей власти – главная задача политики;

    2) она определяет политическую организацию общества, то есть его государственное устройство. Государство может быть:

    По своей структуре: унитарным и федеративным;

    По форме правления: монархией или республикой.

    Политическая организация включает в себя не только государственное устройство, но и всю систему политических отношений в стране, различные негосударственные общественные силы: партии, политические движения, течения, предвыборные блоки, СМИ, профсоюзы; религиозные, молодёжные и другие объединения граждан.

    Типы политической культуры определяются в соответствии с типологией легитимной власти, предлагаемой М. Вебером. М. Вебер выделяют 3 типа власти :

    1) традиционная, основанная на вере в священность существующих обычаев;

    2) харизматическая власть, основанная на вере людей в особые, экстраординарные качества властителя, данные ему природой или судьбой, Богом;

    3) легальная власть, опирающаяся на рациональную систему правовых норм.

    Соответственно, выделяются 3 типа политической культуры :

    1) Правовая культура традиционного типа : легитимной считается традиционная власть. Такой тип власти характерен для патриархальных обществ. Общество уподобляется семье, где правитель – отец, а подданные – дети, которые должны любить его и подчиняться беспрекословно. Уровень свободы крайне низок, как и уровень политической активности;

    2) Правовая культура харизматического типа : легитимной считается харизматическая власть. Правитель обладает непререкаемым авторитетом, основанном на вере в его сверхъестественные способности. Характерна для переходных эпох и основана так же, как и первая, на личных отношениях. Основным источником законов выступает правитель, который часто обожествляется и становится объектом священного культа (Иисус, Мухаммед, Будда, Наполеон, Ганди, Гитлер, Ленин, Сталин и др.);

    3) Правовая культура легального типа : легитимной признается легальная власть. Управление осуществляется с помощью бюрократического аппарата. Власть безлична, так как принадлежит не конкретному лицу, а должностям, которые носят выборный характер. Характерна для современных обществ.

    Существует две модели правовой культуры, которым соответствуют два вида политических режимов – тоталитарный и демократический.

    1) Тоталитарная модель (от лат. totalitas – целостность, целое),её черты:

    · концентрация власти в руках одного лица – лидера правящей партии;

    · сращение партийного аппарата с государством,

    · неправовой характер государства;

    · использование административно-командных методов управления;

    · тотальный контроль государства за всеми сферами жизни общества, в том числе за частной жизнью граждан;

    · отсутствие политического плюрализма, единомыслие;

    · большая значимость идеологии, которая выступает в роли "квазирелигии", обосновывающей легитимность власти;

    · отсутствие свободы слова, цензура печати;

    · ограничение прав и свобод личности;

    · доминирование коллективных интересов над личными;

    · приоритет идеологических ценностей над всеми другими;

    · главенство политики над экономикой;

    · ксенофобия (враждебное отношение ко всему чужому);

    · отсутствие личной инициативы, самодеятельности и т.д.;

    2) Демократическая модель, её черты:

    · подконтрольность государственной власти населению;

    · выборность и сменяемость государственной власти;

    · правовой характер государства;

    · политический плюрализм, наличие разнообразных политических организаций;

    · разделение властей;

    · интересы личности доминируют над интересами государства;

    · свобода слова и печати;

    · высокая общественная активность масс;

    · ограничение вмешательства государства в частную жизнь граждан, в жизнь гражданского общества и т.д.

    Литература

    1. Вебер М. Политика как призвание и профессия [Текст] / М. Вебер // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

    2. Кармин А.С. Культурология. Культура социальных отношений [Текст] / А.С. Кармин – СПб.: Лань, 2000. – 128 с.

    3. Малькова Т.П., Фролова М.А. Масса. Элита. Лидер [Текст] / Т.П. Малькова, М.А. Фролова. – М.: Знание, 1992. – 40 с.

    2.6 Правовая культура

    Право – специализированная сфера культуры, в которой содержанием и целью деятельности всех субъектов является обеспечение социального порядка и защиты прав человека посредством законов.

    Право по своему значению в жизни общества близкоморали, так как регулирует поведение и отношения людей, но

    · мораль старше по возрасту, возникла давно; право же возникает вместе с классовым расслоением общества и возникновением государства;

    · выполнение правовых норм контролируется общественной властью, является обязательным, а их нарушение должно быть наказано. Мораль не носит такого принудительного, обязательного характера;

    · мораль – "внутренний" регулятор поведения человека; право – "внешний", государственный.

    Тем не менее, право должно подчиняться нравственным требованиям: хорошие законы – это такие законы, которые не противоречат устоявшейся в обществе морали.

    Правовая культура – это комплекс регулятивов и ценностей, на которых строится реально существующий в стране правопорядок .

    Первыми в мире правовыми документами, возникшими на заре цивилизации, были законы царя Хаммурапи, высеченные на базальтовых столбах и включающие в себя 282 статьи (XVIII в. до н.э.); в Индии – "Законы Ману", включающие 2685 статей, написанных ритмичной прозой (I в. до н.э.). Первые правовые документы основаны на идее талиона – наказание должно быть равно преступлению ("око за око, зуб за зуб"). Древнее право несет на себе черты классового расслоения, служит защите богатства, собственности. Характерна крайняя жестокость наказаний: отрубание головы, утопление, посажение на кол, членовредительство.

    Значительный шаг в развитии правовой культуры был сделан в античности, особенно в Древнем Риме. Законы основаны на принципе равенства всех свободных граждан перед законом. Выделяются различные области права: гражданское, административное, уголовное, семейное. Регламентируется процесс судебного разбирательства. Римское право легло в основу европейского права.

    Функции правовой культуры:

    1. правовая культура обусловливает характер и формы законодательства, существующего в стране;

    2. обусловливает действия властей, т.е. их отношение к создаваемым ими законам, соблюдение законов и контроль за соблюдением законов населением;

    3. определяет правовое поведение населения, т.е. определяет, насколько граждане страны знают законы, соблюдают их, пользуются своими правами и выполняют свои обязанности.

    Соответственно, в правовой культуре выделяются 3 основных аспекта :

    I. культура законодательства , которое в настоящее время строится в соответствии со следующими принципами:

    1) принцип социальной справедливости (наказание должно быть соразмерно преступлению);

    2) принцип равноправия (равенство всех граждан перед законом);

    3) принцип охраны прав личности (защита прав личности от посягательств со стороны государства);

    4) принцип единства прав и обязанностей (нет прав без обязанностей, и наоборот);

    5) презумпция невиновности (всякий человек считается ни в чем не виновным, если не доказано обратное).

    II. правовая культура власти : власть исполнительная, законодательная, судебная должна действовать в интересах людей, народа, всего населения страны, а не в своих собственных интересах.

    Основные требования к правовой культуре власти:

    · законы должны создаваться и изменяться в соответствии с потребностями и интересами народа;

    · власть обязана неукоснительно поддерживать законный порядок;

    · наказание должно быть неотвратимым и реабилитирующим (идеал, пока недостижимый в современном обществе).

    III. правовая культура населения – самая важная составляющая правовой культуры. Если правовая культура населения низка, то власть а) либо допускает вседозволенность, приводящую к массовому беспорядку; б) либо вынуждена прибегать к применению силы, террору.

    Требования к правовой культуре населения:

    1. Уважение к закону . Отсутствие подобного уважения – характерная черта правовой культуры населения в России, что находит свое отражение в известной русской пословице "Закон, что дышло – куда повернешь, туда и вышло". Недоверие к закону, обусловленное всеми особенностями национальной истории; бесправие личности, подчинение её интересам государства, отсутствие человеческого достоинства – особенности правовой культуры в России;

    2. Знание законов . Законы нужно знать, потому что

    а) незнание законов не освобождает от ответственности, а знание может помочь не совершать преступления;

    б) человек, не знающий законов, может оказаться жертвой обмана, мошенничества со стороны других людей;

    3. Обращение к закону. Разрешать конфликты, возникающие между людьми, необходимо в рамках права, а не путем угроз, скандалов и прочих средств. Например, в современных западных странах у каждой семьи среднего достатка имеется свой адвокат. "Обратитесь к моему адвокату" – первая реакция человека, столкнувшегося с правовыми органами. В США в настоящее время насчитывается более 700 тыс. адвокатов, а судиться с кем-либо – достаточно обычное явление для рядового американца.

    Литература

    1. Кармин А.С. Культурология. Культура социальных отношений [Текст] / А.С. Кармин – СПб.: Лань, 2000. – 128 с.

    2. Оболонский А.В. Драма российской политической истории: система против личности [Текст] / А.В. Оболонский. – М.: Юрист, 1994. – 352 с.

    Выбор редакции
    Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

    Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

    Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

    Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
    Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
    Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
    Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
    Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
    Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...