Классный час "музей в чемодане". Из истории эпистолярного жанра Положение о проекте музей в чемодане


Эпистолярный жанр и его развитие - одна из интереснейших проблем в отечественном литературоведении. Это связано с тем, что жанр письма, занимая равноправное место среди других эпических жанров, является недостаточно исследованной областью литературоведения.

Жанр письма, как известно, существует в литературе более двух тысяч лет, поэтому проблемы истории и теории эпистолярного жанра рассматриваются нами с античности до первой четверти XIX в.

Вопросы истории и теории эпистолярного жанра с античных времен интересовали теоретиков искусства, писателей, философов. Литературоведением накоплен определенный опыт, связанный с исследованием жанра письма

Эпистолярная литература охватывает большое число памятников разных эпох, разных авторов и разного содержания от подлинной переписки частных лиц до посланий, обращенных к широкому читателю. Форма письма, удобная для выражения внутреннего мира человека, охотно использовалась как чистая условность в сочетаниях биографического, этического и дидактического характера, а в поздние времена античности, когда “малые формы” стали особенно популярны, возник даже жанр беллетристического, фиктивного письма, вполне независимый от реальной переписки и сближающийся с жанром античного романа. Писание писем подчинялось четким стилистическим нормам, разработанным риторикой, и принадлежала таким образом области словесного искусства .

Письмо приспособлено к передаче возможно большей и разнообразной информации в возможно меньшем объеме послания. Подобная «экономность» сообщения закрепилось исторически: ведь частная переписка отражает всю повседневную жизнь людей за пределами их официальных отношений, а это огромный комплекс эмоций, размышлений, поступков.

Значение частных писем больше, так как интимная беседа позволяет о многом говорить открыто, поднимать вопросы, которые публично ставить нельзя - политические, философские, исторические. То есть эпистолярная литература открывала возможность для обмена мнениями по проблемам, которые считались недискуссионными.

Деятели культуры и искусства подняли язык писем на уровень языка художественных произведений. Они даже публиковали некоторые свои письма в качестве художественных и публицистических произведений. Например, статьи Н.В.Гоголя в «Выбранных местах из переписки с друзьями» являются отрывками из личных писем автора. Личные письма А.С.Пушкина, А.П.Чехова, В.А.Жуковского и многих других писателей читали в свое время в кружках и салонах как литературные произведения. А сами авторы писали письма не с меньшим старанием, чем свои художественные произведения. Сохранились черновики некоторых писем известных деятелей культуры и искусства, которые свидетельствует о тщательной работе над содержанием и слогом писем.

Все это особенно важно, когда речь идет об эпистолярном наследии великих людей, писателей, так как их письма является историческими документами для характеристики самих авторов и современной им эпохи, их языка.

Обращение к эпистолярному наследию творческой интеллигенции является неслучайным, поскольку дружеские письма писателей, театральных деятелей, художников конца XIX - начала XX веков имеет большое значение для современной культуры как в собственно языковом отношении, так и в культурно-историческом.

Творческая интеллигенция была носителем элитарной речевой культуры, что проявлялось, прежде всего, в особом языковом вкусе, то есть в системе идейных, психологических, эстетических и иных установок человека или общественной группы в отношении языка и речи на данном языке, в простоте и живости построения фразы, в явном самоконтроле речевого поведения. Именно в дружеских письмах, характерной чертой которых являются «раскованность», содержательная свобода, доверительно-дружеские отношения между коммуникантами, раскрывается «секрет» использования языка, обнаруживается система речевых предпочтений.

Дружеская переписка носила не только интимный характер, но и становилась своеобразной формой общественно-публицистических и литературных бесед, являясь творческой «лабораторией», в которой формировался русский литературный язык, наиболее полно раскрывалась языковая личность. Дружеские письма творческой интеллигенции - это своеобразные документы эпохи.

Письма писателей - важный источник, представляющий большое и разностороннее значение для изучения личности и творчества их авторов, времени, в которое они жили, людей, которые их окружали и входили с ними в непосредственное общение. Но писательское письмо - не только историческое свидетельство: оно имеет свое отличие от любого другого письменного памятника, архивной записи или даже прочих эпистолярных документов. Письмо находится в непосредственной близости к художественной литературе и может порой превращаться в особый вид художественного творчества, видоизменяя свои формы в соответствии с литературным развитием, сопутствуя последнему и предупреждая его будущие жанровые и стилистические особенности.

"В моей школе есть Музей. Являюсь его создателем и руководителем". Эти слова могут написать многие из нас, из тех, кто зашел на страницу форума.

Как сделать, чтобы Музей работал по-новому, чтобы в него спешили дети, чтобы им было интересно? Одной из полезных и интересных форм является идея "Музея в чемодане". Я прочитала о ней случайно, нашла в недрах Интернета, когда занималась подготовкой плана работы школьного научного общества, а также историко-краеведеского кружка на новый учебный год. Всегда хочется поучиться у коллег. И если встречаются интересные мысли - это здорово!

Идея активно внедряется в практику работы не только Государственных Музеев, но и школьных, и даже библиотек.

Процитирую отрывок из статьи А.Н. Терехова из Челябинска:

В последнее время, совершенствуя работу с экспонатами и экскурсантами, музеи активно используют разнообразные инновационные технологии, привлекая к участию посетителей (театрализации, интеллектуальные и ролевые игры, погружения в историческую атмосферу, интегрированные уроки, музейные праздники и т.д.) В своей деятельности они отходят от стереотипа - музея с застеклёнными экспозициями и табличками «Руками не трогать». Всё чаще экспонаты извлекаются из витрин и включаются в сферу общения всех тех, кто посещает музей.

Одной из интерактивных форм работы с музейными предметами, документами и материалами является так называемая идея создания «музея в чемодане», которая сегодня стала активно внедряться в практику. Экспозиция умещается в одном или нескольких чемоданах с музейными экспонатами, а также рисунками, тестами, фотодокументами, слайдами, фильмами, творческими заданиями. Отобранные вещи и материалы должны легко помещаться в чемодан. Особенности этой формы музейной деятельности можно показать на примере Детского музея в Нюрнберге, который, не имея собственного помещения, активно работает на базе детских садов, школ, библиотек, реализуя более 20 программ: «Мастерские», «Техника», «Быт 1900 г.» и т.д. Идея заключается в умении быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами, что очень важно для детей, поскольку они осваивают мир активно и практически. Часто в качестве примера приводят программу об истории письменности - «В мастерской переписчика». «Музей в чемодане» развёртывает в пространстве класса мир средневековых предметов - старинных книг, пергамента, письменных принадлежностей, которыми дети могут воспользоваться, чтобы написать старинные тексты. Эту программу реализуют и на базе других музеев. В настоящее время данная форма музейной работы получила широкое распространение в России. Большой интерес вызвал мобильный вариант выставки «Я и другой», которая экспонировалась примерно в десяти российских городах. Этот проект предполагал ввести в обычную школьную педагогику интерактивную настольную экспозицию, которая рассказывала бы о самобытности различных культур и этносов. Настольная экспозиция (фабула которой представляет путешествие) включает сложенные вдвое листы картона с рисунками, текстами и игровыми заданиями. Листы размещаются на столах и могут быть быстро развёрнуты. Школьники (от 10 до 14 лет) покупают билеты и начинают путешествие по выставочному пространству - включаются в те или иные жизненные ситуации во время путешествия к сверстнику из другой страны, знакомятся с традициями разных стран, с предметами, представляющими различные культуры. Чемодан с игрой-экспозицией остаётся в школе, и ученики всех классов могут дополнять игру и его наглядные пособия по ходу своего обучения. Учителя получают «Материалы для учителя», позволяющие продуктивно использовать и совершенствовать экспозицию. Рассматривая эту новую форму музейной работы, следует отметить, что «Музей в чемодане» может применяться в двух вариантах: «Музей в чемодане» из музея (когда предметы какого-либо музея вывозятся за его пределы); «Музей в чемодане» для музея (когда редкие предметы собираются в чемоданы для конкретного музея, организации выставок с последующим возвратом их владельцам). Научными сотрудниками музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме (СПб) разработана развивающая программа для школьников. В «Музей в чемодане» входят самые различные музейные экспонаты. Ученики выбирают любой предмет и делают свои предположения, как он мог попасть к Анне Ахматовой или Николаю Гумилёву. В классе тишина. Все ищут разгадку старинной коробочки из-под чая, флаконов для духов серебряного века. Благодаря «Музею в чемодане» из музея Анны Ахматовой ученики узнают о специфике литературного музея, имеют возможность побывать в антикварной лавке, учатся работать с архивами, изучают письма и воспоминания. Необычный проект «Музей в чемодане» для музея был осуществлён в музеем-заповедником «Кижи» под названием «Полевая почта». Участники - ветераны Великой Отечественной войны, их дети и внуки - выбирали свои семейные реликвии, составляли справочные тексты к экспозициям, многие из которых были дополнены рисунками, стихами и сочинениями о войне. Многие уникальные экспонаты были размещены в деревянных ящичках и вещмешках. В отличие от традиционных музейных выставок после закрытия «Полевой почты» экспонаты вернулись к своим владельцам-ветеранам и их семьям. «Музей в чемодане», как переносной или передвижной, благодаря своей мобильности активно используется для организации выездных выставок, ведения занятий в отдалённых районах, разных городах, образовательных учреждениях и доступен самым широким слоям населения. Эта форма музейной работы позволяет решить целый ряд научно-исследовательских, образовательно-воспитательных и социально значимых задач, стоящих перед современными музеями.

Внеклассное мероприятие «Музей в чемодане».

4 класс .

Шмурьева Лидия Иосифовна, учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Братска Иркутской области.

Цель: в рамках экспериментальной площадки «Музейная педагогика»

расширить представление о семейных традициях;

прививать желание вести исследовательскую деятельность генеологического древа

Семьи;

Познакомить с увлечениями и творчеством учеников класса;

Оборудование: выставка книг О.В.Поздняковой;

Выставка художественных работ юных художников;

Сочинения и рисунки учеников класса;

Генеологическое древо семьи ( плакат);

Сувениры, привезенные из поездок и путешествий;

Чемодан.

Ход занятия.

1.Вступительное слово учителя.

Существует много праздников в календаре. Одни из них более значимые, другие - менее. Но есть праздник, одинаково интересный как для взрослых, так и для детей. Это, конечно же, Новый год. Какие самые яркие впечатления от него остались в вашем сердце?

Самым важным моментом встречи праздника является обращение Президента России. О чем он говорил?

Действительно, он желает здоровья всем людям страны, счастья всем семьям. И мне захотелось побольше узнать о ваших семьях, ваших интересных занятиях и увлечениях. Я предложила написать сочинения. Некоторые предлагаю Вашему вниманию.

2.Чтение отрывков своих сочинений учениками (5 человек ).

3.Объявление темы.

Сегодня к нам в гости я пригласила очень яркую, творческую семью Герасимовых. Необычными, интересными и серьезными мне показались их увлечения. Урок называется «Музей в чемодане».

4.Работа с первой группой экспонатов (Из чемодана выставляются на полку сборники стихов О.В. Поздняковой и вывешивается генеалогическое древо семьи).

А) Родители представляют древо семьи(6 поколений), особо отмечают бабушку О.В.Позднякову - поэтессу, демонстрируют сборники ее стихов.

б) Слово учителя о поэтессе. Ей 58 лет, живет в Саяногорске. 30 лет отработала в школе учителем, завучем. Сейчас на пенсии. Сбылась ее мечта - писать стихи, писать много. А легко ли писать стихи?

в) Рассуждения детей о том, что для того, чтобы писать стихи, надо иметь талант, творческие способности, огромное желание. Это тяжелый труд.

Сегодня будут звучать только ее стихи и первое - о Новогоднем празднике.

Ночь чудес.

Новогодняя ночь чудес:

В зимней сказке кружится лес.

Вон под елкою Дед Мороз

Потирает ладошкой нос.

Он Снегурочку долго ждал:

Притомился, замерз, устал.

На пороге уж Новый Год,

А девчонка все не идет!

Занята девчонка собой:

Изогнула брови дугой,

Губки алые подвела,

Косу русую заплела.

Смотрит в зеркало – хороша!

Только льдинкой ее душа.

А так хочется ей любить!

Счастье хочется всем дарить.

Поспеши Снегурка скорей!

Ждет тебя хоровод друзей.

Только полночь часы пробьют,

Ты забудешь печаль свою!

Твое счастье тебя найдет

И растопит на сердце лед

И закружится в сказке лес

В новогоднюю ночь чудес!

Бабушка не рядом и очень всегда ждет, когда приедут к ней дети, внуки. Об этом ее следующее стихотворение.

Синичка- вещунья.

Прилетела синичка ко мне под окно.

Поклевала, довольная, в плошке зерно,

Постучала в стекло, мол, встречайте гостей,

А сама поспешила умчаться скорей.

Вот и гости во двор: дети, внуки - семья,

А и вправду сказала синичка моя!

Накрываем на стол - угощенья рекой!

В доме - радость и смех, и на сердце покой.

Погостили, уехали - вновь тишина…

Я насыплю синичке побольше зерна!

Пусть она под окно прилетает скорей,

Чтобы вновь ко двору ожидать мне гостей.

Стихами О. Поздняковой представлены ее внучки Надежда и Елизавета Герасимовы..

Надежде. Лизоньке.

Когда в славянской древности святой Девочка - красавица

В семье на свет мужчины появлялись, С длинными косами,

Чтоб были в доме счастье и покой, Сумными, лукавыми

Надежами мальчишки нарекались. Карими глазами.

Прошли века - крестила Ольга Русь, Что это за лапонька

И имена хозяев поменяли. Кто она, откуда

С тех пор (я знаю, что не ошибусь) Эта внучка - Лизонька-

Надеждами девчонок называли. Маленькое чудо!

Ты тоже при рождении навсегда Хитро улыбаются

Святое имя это получила. Бусинки-глазенки,

Неси его достойно чрез года! За спиною прячутся

В нем все: Любовь, Надежда, Вера, Сила. Шустрые ручонки.

Будь благодарна маме и отцу Подрастает девочка

За имя нестареющее это. Лиза - Лизаветочка.

Оно прекрасно! И тебе к лицу! Мамина помощница-

С ним жить тебе на этом долгом свете. Тоненькая веточка.

Из чемодана взяты их художественные работы, другие заранее размещены в зале музея. (Девочки являются учащимися художественной школы).

5.Экскурсия по залу музея. Рассказ авторов о своих работах, технике написания, об участии в пленерах.

6. С группой учащихся они исполняют песню, т.к. занимаются в музыкальной школе.

7.Выступление заведующей музеем.

-«В любом человеке может расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если просто дать ему такую возможность»,- писал Д.Лессинг. И добавление от себя - «если человек не ленится». Об этом беседа с мамой Ольгой Владимировной.

8.Интервью.

Испытывали ли Вы когда – либо лень и как ее побеждали?

Должны ли люди заставлять себя трудиться, если совсем не хочется этого делать?

Как поступаете Вы, если к дочерям пришла лень?

Согласны ли Вы с мыслью, что заниматься любимым делом - это счастье?

9.Рассказ О.В.Герасимовой о своих увлечениях (дизайнерские находки в оформлении квартир, путешествия) с демонстрацией слайдов, сувениров (из чемодана), а также рассказ об увлечениях папы (горные лыжи, дайвинг)

10. Составление цветка счастья.

Для того, чтобы увлечься интересным делом, надо сначала помечтать. О чем мечтают люди?

Вот как об этом пишет О.В.Позднякова.

Сквозь толщу лет

Из века в век

О чем мечтает Человек?

О поле чистом-чистом,

О солнышке лучистом,

О теплых летних грозах,

Об изумрудных росах.

О речке шаловливой,

О радуге игривой,

О добром теплом море,

О радости без горя,

О ясном чистом небе

И о душистом хлебе.

А затем человек начинает воплощать мечты в жизнь. И если это получается - человек счастлив. Мы составим сейчас цветок счастья. Выберите те лепестки, где записаны качества характера, нужные для достижения цели.

Упорство

Внимание

Лень

Терпение счастье

Зависть

Сосредоточенность

Забывчивость

Трудолюбие

Воля

Необязательность

Представьте, что вы дотронулись до этого цветка. Что вы ощутили?

Конечно, тепло. Это хорошие качества перетекают в вас маленьким ручейком. У вас и так уже есть и любимые занятия, и увлечения.

11.Демонстрация рисунков ребят и беседа по ним на тему «Наши увлечения» (Из чемодана)

12. Заключительное слово учителя.

Ваши учеба и увлечения - это ваш труд. Какие пословицы о труде помните?

«Суди о прожитом дне не по урожаю, который ты собрал, а по тем семенам, что ты посеял в этот день».

«Дело мастера боится»

« Каков уход, таков и плод»

« Всякий человек в деле познается»

13.Вручение благодарственного письма семье Герасимовых. О.В.Поздняковой мы отправляем сияющее сердце, в которое мы поместили 30 наших сердец с пожеланиями добра, здоровья, счастья (Выполнена коллективная работа на уроке технологии ).

Литература:

1.Позднякова О.В. Сборники стихов.

«Голь на выдумки хитра». Эта пословица как никогда подходит для учителей, чей пыл и желание работать «на всю катушку» не расходятся с делом. Так получилось и в нашей средней 400 школе имени Александра Невского. Несмотря на то, что в школе уже 20 лет существует замечательный музей «Сыны Отечества», состоящий из двух залов – Александровского и Кавалерского, творческим и неординарным педагогам удалось воплотить в жизнь давнюю мечту создания мобильного музея – «Музей в чемодане». Отличие такого музея от стационарного тем, что экспонаты можно не только разглядывать, но и трогать, и даже примерять. Это повышает интерес учащихся, особенно начальной школы к изучаемым предметам. Идея заключается в умении быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами, что очень важно для детей, поскольку они осваивают мир активно и практически.

Такой чемодан и оказался на антресоли одного из наших педагогов. Особая ценность этого чемодана оказалась в том, что он был выпущен в 1978 году на Усть-Фанерном комбинате, рядом с которым и располагается наша школа. Вот вам и история! И тут работа закипела! Первое, что пришло в голову, это создание экспозиции, посвященной ВОВ и приурочить её к 70-летию Великой Победы. Общими усилиями собрали предметы, так или иначе связанные с солдатскими боевыми буднями. Это и армейский котелок с флягой, солдатский вещмешок, тельняшка и гюйс, пилотка и солдатский письмо - треугольник. На такой экскурсии-проекте ребята узнали и о том, какие военные песни помогли людям не только выжить, но и победить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Голь на выдумки хитра». Эта пословица как никогда подходит для учителей, чей пыл и желание работать «на всю катушку» не расходятся с делом. Так получилось и в нашей средней 400 школе имени Александра Невского. Несмотря на то, что в школе уже 20 лет существует замечательный музей «Сыны Отечества», состоящий из двух залов – Александровского и Кавалерского, творческим и неординарным педагогам удалось воплотить в жизнь давнюю мечту создания мобильного музея – «Музей в чемодане». Отличие такого музея от стационарного тем, что экспонаты можно не только разглядывать, но и трогать, и даже примерять. Это повышает интерес учащихся, особенно начальной школы к изучаемым предметам. Идея заключается в умении быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами, что очень важно для детей, поскольку они осваивают мир активно и практически. А началось все с замечательного стихотворения Татьяны Лавровой «Ода о старом чемодане»

Где-то в дальнем углу антресолей

Дерматиновый, пылью покрытый,

Чемоданчик потертый, забытый.

В нем хранятся обрывки историй.

Такой чемодан и оказался на антресоли одного из наших педагогов. Особая ценность этого чемодана оказалась в том, что он был выпущен в 1978 году на Усть-Фанерном комбинате, рядом с которым и располагается наша школа. Вот вам и история! И тут работа закипела! Первое, что пришло в голову, это создание экспозиции, посвященной ВОВ и приурочить её к 70-летию Великой Победы. Общими усилиями собрали предметы, так или иначе связанные с солдатскими боевыми буднями. Это и армейский котелок с флягой, солдатский вещмешок, тельняшка и гюйс, пилотка и солдатский письмо - треугольник. На такой экскурсии-проекте ребята узнали и о том, какие военные песни помогли людям не только выжить, но и победить.

Рассматривая эту новую форму музейной работы, следует отметить, что «Музей в чемодане» может применяться в двух вариантах: «Музей в чемодане» из музея (когда предметы какого-либо музея вывозятся за его пределы); «Музей в чемодане» для музея (когда редкие предметы собираются в чемоданы для конкретного музея, организации выставок с последующим возвратом их владельцам). «Музей в чемодане», как переносной или передвижной, благодаря своей мобильности может быть использован для организации выездных выставок, ведения занятий в отдалённых районах, разных городах, образовательных учреждениях, детских садах и доступен самым широким слоям населения. Эта форма музейной работы позволяет решить целый ряд научно-исследовательских, образовательно-воспитательных и социально значимых задач, стоящих перед современными музеями.

Проект «Музей в Чемодане»,

посвященный 70-летию Великой Победы

Цели проекта - содействие в гражданско-патриотическом и нравственном воспитании учащихся .

Ход занятия:

I Орг. момент

II Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сегодня стартует необычный проект, который называется «Музей в Чемодане». Это необычный мобильный музей, в который мы не только заглянем, но и познакомимся с его экспонатами. Необычность нашего музея в том, что он будет перемещаться из класса в класс, а его экспонаты можно будет потрогать и даже примерить. Сегодняшняя наша экспозиция посвящена ВОВ.

III Актуализация знаний.

  1. Вещевой мешок армейский с которым когда-то солдаты прошли не одну боевую схватку - очень простая, но при этом весьма функциональная деталь амуниции. На вид, вещмешок напоминает бесформенный рюкзак, изготовленный из плотной ткани расцветки хаки. Конструкция вещмешка была разработана еще для императорской армии России, и по сей день его модель не изменилась, она та же, что и была в 1800- 1917 годах. Позднее ее использовали солдаты и офицеры Красной армии во времена Великой Отечественной Войны. Простота и скорость изготовления этого вещмешка позволяла оснащать армию в полной мере. Горловина мешка закрывается с помощью лямок.
  2. Рассматривая форму матросов разных флотов, замечаешь, что все они имеют одну общую деталь – полосатую тельняшку . Как она появилась на флоте и почему полосатая? Слово «тельняшка» произошло от слова «тельник», нижняя рубашка на «голое» тело. История тельняшки увлекательна. Сине-белая полосатая роба стала частью обмундирования английских военных моряков в середине XVIII века, когда флот был ещё парусным. Забравшегося на мачту матроса прекрасно видели другие члены экипажа, но приближавшийся издалека неприятель его едва различал, - матрос сливался с белым парусом и синим небом. Кстати, российские матросы стали носить тельняшки с 1860-го года.
  3. Украшением рубахи флотского костюма является большой воротник синего цвета с тремя белыми полосами по краю. История его возникновения весьма любопытна. В старину матросам предписывалось ношение пудреных париков и намасленных косичек из конского волоса. Косички пачкали робу, а матросов за это наказывали, вот они и придумали подвешивать под косичку лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а лоскут превратился в синий воротник, напоминающий нам о старых временах. Функция полос: широко распространено мнение, будто они были введены в память о трех победах русского флота: у Гангута в 1714 году, Чесмы в 1770-м и Синопа в 1853-м. Но оказывается, это не более чем красивая и высокопатриотичная легенда. На самом деле история такова. У Петра I во флоте было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй – по две, и у третьей, особо приближенной Петру – по три полоски. Таким образом три полосы стали означать особую приближенность к Петру гвардии флота. Форменный воротник также называют гюйсом.
  4. Парадная офицерская пилотка – слово пилотка произошло от слова «пилот» и ранее принадлежала летчикам. Похожие пилотки надевали летчики во время технического обслуживания самолета. Они защищали головы от падающей грязи и масла. Позднее пилотки стали неотъемлемой части форменного костюма моряков.
  5. Котелок армейский - удобный, легкий, овальной формы, которая позволяет компактно разместить котелок в вещмешке. Котелок солдатский применяется для приготовления пищи на огне, а также для ее хранения и транспортировки. Представляет собой емкость с овальным профилем дна, вогнутым с одной стороны. Крышка может быть использована как сковорода для разогревания в ней пищи и в качестве тарелки или кружки. Котелок снабжён рукоятью для подвешивания и переноски на поясе или рюкзаке, крышка закрывается на защелку. Изготовлен из пищевого алюминия и окрашен в цвет хаки. При раздаче пищи в полевых условиях (приготовлена на полевой кухне) повар первое блюдо наливает собственно в котелок, а второе блюдо и пайку хлеба накладывает в крышку.
  6. Следующий экспонат нашего музея необычен. Это противогаз. Он защищал война от химических отравляющих веществ, применяемый во время военных действий. Массово химическое оружие в годы Второй мировой не применялось. Исследователи говорят лишь о паре небольших эпизодов. Причин этому много. Отравляющие вещества не использовали, потому что применение газов не было высокоэффективным: на тот момент имелась масса средств защиты от химической атаки, поскольку массовый выпуск противогазов начался в 1941 году. Наполняя те же бомбы и снаряды ОВ, причем в большом количестве, войска понижали свою боевую мощь. При выбросе отравляющих газов должны быть благоприятные погодные условия. А это в свою очередь может вызвать затруднения, ведь атаку нужно производить в определенное время и в определенном направлении, а не тогда, когда создадутся нужные погодные условия. Боевое применение ОВ не могло вывести из строя военную технику, а лишь убивало людей. Другое же оружие было способно и выводить из строя технику, и было эффективно против людей, т.е. было универсальным по сравнению с химическим. К тому же главная цель боя ведь не в убийстве как можно большего числа людей, а в подчинении воли противника. Химическое оружие «не работало» в этом направлении. После выброса отравляющих веществ продвижение собственных войск затрудняется, а территория загрязняется. А ведь впоследствии немцы собирались заселять завоеванные территории. тем более не хотели отравлять родную землю.
  7. Сегодня в нашей экспозиции мы вспоминаем не только тех, кто погибал на полях битвы, но и о тех, кто жил и выживал в блокадном городе. Это дети блокадного Ленинграда. Из воспоминаний...Помню, как мама, когда она еще ходила, положив на стол три кусочка хлеба, резала каждый из них на три части и говорила: «Это - завтрак, это - обед, это - ужин». Кусочки были маленькие, а когда их делили на три части, то становились совсем крошечными. Мама учила меня, что хлеб нельзя откусывать, его надо отщипывать по крошке, класть в рот и не глотать сразу, а сосать. Теперь я думаю, что ей казалось, будто так наступает ощущение сытости. Завтрак, обед и ужин происходили в строго определенное время, ожидание которого, наверное, и составляло смысл всей моей детской жизни. От этой привычки - отщипывать кусочки и класть их в рот, а не откусывать хлеб - я не мог отвыкнуть очень долго, многие годы. Да и сейчас, по-моему, не избавился до конца. Иногда, когда у меня в руках хлеб, и я вдруг о чем-то глубоко задумаюсь, ловлю себя на том, что я отщипываю махонькие кусочки, механически кладу их в рот и сосу…Согласно положению «О знаке «Жителю блокадного Ленинграда», знак «Жителю блокадного Ленинграда» вручается прожившим не менее четырёх месяцев в Ленинграде в период блокады 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года ). Круглая латунная медаль диаметром 27,0 мм; на лицевой стороне - изображение разорванного кольца на фоне Главного Адмиралтейства, язык пламени, лавровая ветвь и надпись «900 дней - 900 ночей»; на оборотной - серп и молот и надпись «Жителю блокадного Ленинграда». Колодка прямоугольная металлическая, покрытая эмалью цвета ленты медали «За оборону Ленинграда» .
  8. В период войны существовала полевая почта по передаче «солдатских треугольников» их родным и была она для всех бесплатной. Полевые письма писали, как правило, в минуты затишья на листочках из обычной тетрадки, чаще всего химическим карандашом, смоченным слюной, на коленках, на пне, при свете лучины или луны. Текст писался от души и с новостью, что у солдата всё в порядке, что он живой. Написанные письма складывали по несложной схеме в «солдатский треугольник», указывали адрес назначения, вместо обратного адреса - номер воинской части, либо номер полевой почты. Далее все письма в холщовых мешках отправлялись на попутном транспорте в тыл. Все полевые письма читались военными цензорами, поэтому заклеивать их было запрещено. Не всегда письма доходили до адресата, поэтому писали их очень часто. По статистике только одно из десяти, написанных солдатами за день писем, доходило до их родных. Получить солдатский «треугольник» было большим счастьем. А вот писем в конвертах люди с фронта получать боялись, так как в них присылались похоронки или извещения о том, что кто-то пропал без вести. Желающих работать почтальонами было мало, потому что необходимо было приносить людям как хорошие, так и плохие вести в конвертах. Полевые письма во время Великой Отечественной войны вселяли надежду на победу, на долгожданную встречу с близкими. Во многих семьях такие фронтовые треугольники до сих пор хранятся и перечитываются по много раз.
  9. И заканчиваем мы нашу экспозицию таким простым, но очень символичным предметом – синим платочком. Предположите, пожалуйста, какое отношение имеет этот предмет к ВОВ? «Уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с коваными строками „Идет война народная, священная война“ в солдатском сердце теплятся тихие лирические слова песенки „Синенький скромный платочек“. Так и было. Более того - в солдатских окопах и землянках в короткие минуты отдыха пели не только прежний довоенный вариант „Синего платочка“. (использование видео)

Синенький скромный платочек

Падал с опущенных плеч.

Ты говорила,

Что не забудешь

Ласковых, радостных встреч.

Порой ночной

Мы распростились с тобой.

Нет прежних ночек,

Где ты, платочек,

Милый, желанный, родной?..

А на фронте про синий платочек удивительно душевно пела Клавдия Шульженко. Но все чаще и чаще мучило ее чувство: не те слова... В начале апреля сорок второго года, в последние дни существования Дороги жизни (машины уже шли по талой воде), певица со своими музыкантами приехала из блокадного Ленинграда в Волхов. После концерта познакомилась с сотрудником газеты 54-й армии Волховского фронта «В решающий бой» лейтенантом Михаилом Максимовым. Узнав, что ее собеседник пишет стихи, попросила: «Может, сложите новые слова «Синего платочка»? Песня очень популярна в народе, но сегодня требуются другие стихи - о нашей битве с фашизмом». И вот боевое задание: написать новые слова на старую мелодию. Стихи родились в ночь с 8 на 9 апреля, а 12-го Клавдия Шульженко в железнодорожном депо станции Волхов впервые пела:

Помню, как в памятный вечер

Падал платочек твой с плеч,

Как провожала

И обещала

Синий платочек сберечь.

И пусть со мной

Нет сегодня любимой, родной,

Знаю: с любовью

Ты к изголовью

Прячешь платок дорогой.

Успех превзошел все ожидания: и певицу и поэта наградили неслыханным по тем временам подарком - куском торта и стаканом клюквы.

Вскоре текст песни напечатали многие фронтовые газеты. «Синий платочек» появился на почтовой открытке, зазвучал с граммофонной пластинки. Ни одно выступление Шульженко без него уже не обходилось...

Письма твои получая,

И между строчек

Синий платочек

Снова встает предо мной.

И часто в бой

Провожает меня образ твой.

Чувствую рядом:

Любящим взглядом

Ты постоянно со мной.

Как-то после концерта в 4-м гвардейском истребительном полку ВВС Краснознаменного Балтийского флота летчик, гвардии капитан Василий Голубев, сказал певице: «Земной поклон за ваше искусство, за душевные песни... Ваш «Синий платочек», Клавдия Ивановна, будет с нами во всех боях, и первый же сбитый нами «юнкерс» или «мессер» мы посвятим вам». Ждать артистке пришлось недолго: на следующий день Голубев поджег фашистского стервятника. И снова немало повидавший автофургон с фронтовой концертной бригадой прибыл в расположение авиационной части, и снова звучал «Синий платочек», целых пять раз!

Сколько заветных платочков

Носим в шинелях с собой...

Нежные речи,

Девичьи плечи

Помним в страде боевой.

За них, родных,

Желанных, любимых таких,

Строчит пулеметчик -

За синий платочек,

Что был на плечах дорогих!

IV Первичная проверка понимания

А сейчас я задам несколько вопросов и проверю, как внимательно вы слушали экскурсию.

1. Применялись ли во время ВОВ противогазы и почему?

2. Как называется нательная рубашка моряка? Почему она полосатая?

3. Почему солдатское письмо не заклеивали в конверт?

4.Что такое гюйс? Вспомните историю его появления.


Переход на новые образовательные стандарты кардинальным образом изменили подходы к системе, как обучения, так и воспитания. Перед образовательными учреждениями встала необходимость обеспечить развитие учащихся не только в урочной, но и внеурочной деятельности по основным направлениям.

Одним из значимых направлений внеурочной деятельности является гражданско-патриотическое воспитание, которое наилучшим образом получается реализовать в рамках экскурсионной работы школьного музея.

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык оно проникло в 19 веке и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем «вылазка, поездка». Определение школьной экскурсии заключается в следующем: «Экскурсия – особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях или в специально созданных хранилищах комплекций (музей, выставка)».

В настоящее время в школьную музейную практику всё шире внедряются инновационные формы проведения экскурсий. Одной из них является «Музей в чемодане» – мини-экскурсия (история одного экспоната, события, предмета), включённая чаще всего в урочную экскурсию или внеурочную деятельность.

Экскурсия в учебное время входит в систему уроков по темам учебных предметов, а внеурочная проводится на кружке, факультативе, классном часе, выступает дополнением к школьному курсу или несет в себе отвлечённую развивающую информацию. Подобные экскурсии способствуют расширению культурного кругозора детей, воспитанию их в духе патриотизма, любви и уважения к труду, дают всестороннее гражданское воспитание личности.

Идея экскурсии «Музей в чемодане» даёт возможность, во-первых, быстро, мобильно развернуть выставку, представить экспонат, манипулировать музейными предметами – всё это важно для активного, практического освоения мира детей. Во-вторых, экскурсию можно проводить в любом помещении и даже на открытых площадках. В-третьих, необходимая тематическая экспозиция и экспонат размещаются в чемодане, что является очень удобным для его транспортировки.

Благодаря «Музею в чемодане» создаётся эффект таинственности, заинтересованности, удивления от происходящего; усиливается их любознательность, яркость эмоций, создаётся атмосфера обучения с развлечением.

Длительность подобной экскурсии, так же, как и тематика может быть различной, например, «История измерительных приборов» проходит интегрировано на уроках математики, физики, химии, географии. Школьники знакомятся с историей появления треугольника, транспортира, штангенциркуля и других предметов. Ребята открывают мир, который был им неизвестен, учатся строить высказывание, формулировать проблему и анализировать её с целью выявления общего признака, проводят самооценку.

Звучит негромко старая пластинка, и экскурсия «От граммофона к патефону» (интеграция предметов музыка и физика) уносит нас в далекие 40–60 гг. прошлого столетия…

Взрослые, наверняка, хорошо помнят слова знаменитого танго «Утомленное солнце нежно с морем прощалось…» из фильма Никиты Михалкова, но для детей вопрос, чем отличается патефон от граммофона, звучит скорее, как разные названия одной музейной редкости.

«Музей в чемодане», благодаря своей мобильности, может быть использован для организации выставок непосредственно в учебных кабинетах. Такая форма музейной работы позволяет решить целый ряд поисково-исследовательских, образовательно-воспитательных и социально значимых задач, стоящих перед школьными музеями, повышает интерес учащихся к изучаемым предметам.

Занятия проводятся в интерактивной форме с использованием элементов театрализации, ролевых игр. Они базируются на школьном или местном краеведческом и историческом материале. Используются электронные средства обучения. В ходе проведения экскурсии в данном формате обучающиеся могут приобщиться к культурным и историческим традициям своей малой родины. Соприкоснуться с прошлым через живое восприятие музейного экспоната. Могут стать непосредственными участниками действий.

Общими усилиями собираем предметы для очередной экспозиции, связанной с часами (экскурсия «В мире часов»), игрушками прошлого столетия (экскурсия «История ёлочных игрушек»), и, конечно, в память о Великой Отечественной войне кто-то принес армейский котелок, солдатский вещмешок, а вот пилотка и письмо с фронта (экскурсия «Вехи Победы»). Особой популярностью среди школьников пользуются экскурсии «Предметы быта XX века», «Учебники наших родителей», «О чём рассказала пуговица», «Школьные принадлежности».

Я надеюсь, что благодаря «Музею в чемодане», у ребят нашего Лицея сформируется устойчивый интерес к истории страны, а главное – к работе школьного музея.

Литература

1. Драгни О.В. Школьный музей: методические рекомендации по созданию и организации деятельности музеев образовательных учреждений СЗОУО. М., 2011.

2. Сластенин В.А. Учебное пособие «Педагогика».

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...