Чем интересна повесть собачье сердце современному читателю. Повесть собачье сердце


>Сочинения по произведению Собачье сердце

Актуальность повести

Повесть «Собачье сердце» была написана в 1925 году и являлась последней сатирической повестью писателю. В этот период как раз зарождался социализм и М. А. Булгаков в своей повести затронул возникшие в обществе проблемы. Этот период он видел как эксперимент, во время которого разрушались старые идеалы, на которых издавна держалась царская Россия, и создавалось новое революционно настроенное общество с такими элементами как Шариков , Швондер . Они не любили интеллигенцию и пытались всяческие с ними бороться путем науськивания, доносов и даже насилия. Они проявляли неуважение к любым материальным и духовным ценностям в своем стремлении построить справедливое, коммунистическое общество.

В основе повести «Собачье сердце» также лежит эксперимент, в ходе которого профессор Преображенский , выдающийся хирург и светило медицины, превращает собаку в человека. Несмотря на то, что в прошлом бездомный пес Шарик внешне начинает походить на человека, ведет он себя как существо с задатками вечно голодного, униженного пса и алкоголика, уголовника Клима Чугункина, чьи органы ему были пересажены. Как только профессор не старался перевоспитать нового гражданина, ничего не выходило. Тогда на него успевает повлиять новый председатель домкома – товарищ Швондер. Он дает Шарику, теперь уже Полиграфу Полиграфовичу Шарикову, почитать Энгельса, «напичкивает» идеями о строительстве социализма, а также настаивает, чтобы профессор прописал нового жильца.

Швондер выступает этаким идеологом и духовным наставником наглого Шарикова. Такие, как они не стыдятся своего низкого происхождения и недостатка образования, а наоборот считают, что господа с высоким разумом и духом должны быть унижены и втоптаны в грязь. Только так Шариков и Швондер могли бы возвыситься, что и в наши дни нередко встречается. Однако в финале повести профессор проводит еще одну операцию на возвращение Шарику его собачьего естества. Эксперимент прошел удачно. Общество избавилось от назойливого Шарикова, а в квартире Преображенского вновь появился добросердечный пес.

В своей повести М. А. Булгаков акцентировал внимание на том, что Шариковых в обществе может быть сколько угодно. Внешне они ничем не отличаются от остальных, но внутри имеют «собачье» сердце. Они, не задумываясь, пройдут по головам других ради своих целей, предадут близких, напишут донос, подставят и т. д. Таких людей всегда предостаточно. Повесть была, есть и будет актуальной, потому что главная угроза общества в любую эпоху – это собачье сердце в союзе с человеческим разумом.

1.можно ли считать повесть М. А Булгакова только как занимательную историю превращение собаки в человека и на оборот человека в собаку?
2."шариковщина" и" швондеризм"-как понять эти термины. Собачье сердце.
3.как вы думаете почему повесть собачье сердце оказалась интересной многочисленным читателям и зрителям спустя много десятилетий после её создания

1.Повесть - шедевр булгаковской сатиры, которой помогает фантастика, отразить действительность 1920-х годов.
Е. Замятин назвал прозу Булгакова "фантастикой, корнями врастающей в быт".

2."Шариковщина"-это мелочная мстительность, когда невозможность укусить вполне может быть воз­мещена тявканьем издали. Это загребание жара чужи­ми руками и готовность в любой момент завизжать и поджать хвост.

"Шариковщина"-это нежелание вырваться из своей ограниченной и зачастую грязной среды обита­ния. Эта демонстративная темнота-"учиться читать совершенно ни к чему, когда мясо и так пахнет за версту".
Это умение даже из самых умных вещей де­лать примитивные выводы, подчиненные шкурным интересам.

Шариковщина-это неблагодарность во всех ее проявлениях, даже к тем, кто даровал тебе жизнь. Это болезненная гордость- "Я вас не просил".
Это эгоизм и нежелание понимать людей, отличающихся по обра­зу мысли. Их гораздо проще объявить несознательны­ми - обвинить в скудоумии другого всегда проще, чем признать собственную бедность ума.

Шариковщина - это элементарная житейская подлость. Это метод кнута и пряника к заведомо безза­щитному человеку. Ты должна быть моей. И если сего­дня ты отказываешься от авто и ананасов, то завтра тебе будет устроено сокращение штатов. Можно было бы продолжить, но уже все ясно. Яс­но - и страшно. Ведь "шариковщина" - это не толь­ко средоточие мерзости и пороков. Это еще и верней­шее средство выжить среди людей. Тот, кто живет по методике Полиграфа Полиграфовича - неуязвим. Он сможет выйти из любой неурядицы, он победит любо­го противника, он преодолеет любое препятствие.

Главный союзник Шарикова-это председатель домкома Швондер. Швондер порождает "шариковщину" ничуть не хуже, чем сам Полиграф Полиграфович.
Швондер видит в Шарикове своего близнеца, со­брата. И потому принимает живейшее участие в фор­мировании судьбы продукта эксперимента. И имя ему дает и впоследствии на должность устраивает. А Ша­рикову только того и надо-он растет в собственных глазах, у него появляется все больше смелости и на­глости, чтобы выпячивать грудь перед Борменталем и Преображенским. Ведь на самом деле здесь имеет место точное повторение одомашнивания бродяги. Был бездомный пес Шарик - стал профессорским любим­цем, был безродный продукт медицинского опыта-стал заведующим по очистке. Только теперь Шарикова приручает Швондер.

3.Шариковщина оказалась живуча.

Нет..это иносказательное описание..реальности на тот момент. .
Шариковщина...Говорит о том как в те времена..кровавых расправ недалекие люди с улицы сброд..могли решать судьбы людей.. (кровавые расстрелы тройки)
Каждый находит что то свое в его рассказах... но в какие то рамки не в гонишь ответ

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ. 11 КЛАСС.

Эксперимент профессора Преображенского.

(Урок-размышление по повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»)

Орг.момент. Эксперимент с вопросом о кофе.

В повести тоже описывается эксперимент. Кто его проводит? Тема нашего урока: Эксперимент профессора Преображенского. Запишите. Какой главный вопрос? Что мы должны выяснить?

Каковы результаты?

Запишите цель: оценить эксперимент. Лежит ли на профессоре Ответственность?

Словарная работа. Прежде чем начать наш разговор, давайте вспомним значение слова эксперимент.

(Эксперимент – 1. Научный опыт. 2. Вообще – опыт, попытка сделать, предпринять что-нибудь.)

Чем он отлич от простого наблюдения? Экперимент – опыт, проба.

Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко главной задачей эксперимента служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение (так называемый решающий эксперимент ). В связи с этим эксперимент , как одна из форм практики, выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом.

Эксперимент - это опытное исследование воздействия отдельного фактора (или нескольких факторов) на интересующую исследователя переменную.

А теперь обратите внимание на слова, которые встречаются в тексте, значение их может быть вам непонятно. (Работа проводится по таблице.)

Гипофиз – железа у основания мозга, оказывающая влияние на рост, развитие, обменные процессы организма.

Евгеника – учение “об улучшении человеческой породы”, опирающееся на идеи и выводы генетики 20-х годов ХХ века.

Эволюция – развитие, процесс постепенного непрерывного количественного изменения чего-нибудь или кого-нибудь, подготавливающий качественные изменения.

- Вспомним композицию повести. Как описан эксперимент.

1 часть -- От чьего лица ведется повествование в повести? в I части это Шарик (особенно в 1-й главе) и автор, II часть (5-я глава) открывается дневником доктора Борменталя, а с 6-й главы рассказ опять ведет автор. Эпилог

Почему Булгаков многие события первой части дает глазами собаки?

Чтобы разобраться в сути эксперимента, заполните таблицу

1 группа. Профессор Преображенский.

Задание для группы.

Расскажите о профессоре: чем он занимается, как к нему относятся окружающие: Шарик, прислуга, пациенты? Перечислите по главам, какие правила жизни провозглашает профессор? Напишите на листе А4, с какой целью проводит профессор экспериментальную операцию?

Доп.вопр. О чем говорит фамилия Преображенский

2 группа. Шарик.

Задание для группы.

Расскажите о Шарике, как ему живется в холодной и голодной Москве?Какие качества Шарика вам симпатичны, какие нет? Что замечает Шарик в окружающей его действительности и как на это реагирует?Как воспринимает пес обитателей квартиры? Почему Булгаков наделяет пса человеческими чувствами? Напишите на листе А4, какие качества Шарика исчезли после операции?

3 группа. Последствия эксперимента. Шариков.

Задание для группы.

Расскажите о Шарикове. А что же наследовал Шариков от Клима Чугункина? Что мы знаем о Климе из текста повести? Каким постепенно становится Шариков? Какие требования предъявляет Ш. профессору? Напишите на листе А4, какие качества качества появились в Шарикове после операции?

Рассказывая о развитии Шарикова, автор подчеркивает в нем оставшиеся собачьи черты: привязанность к кухне, ненависть к котам, любовь к сытой, праздной жизни. Человек зубами ловит блох, в разговорах возмущенно лает и тявкает. Но не внешние проявления собачьей натуры тревожат обитателей квартиры на Пречистенке. Наглость, казавшаяся милой и неопасной в псе, делается невыносимой в человеке, который своим хамством терроризирует всех жильцов дома, отнюдь не собираясь «учиться и стать хоть сколько-нибудь приемлемым членом общества». Его мораль иная: он не нэпман, следовательно, труженик и имеет право на все блага жизни: так Шариков разделяет пленительную для черни идею «все поделить». Шариков взял самые плохие, самые страшные качества и у собаки, и у человека. Эксперимент привел к созданию монстра, который в своей низости и агрессивности не остановится ни перед подлостью, ни перед предательством, ни перед убийством; который понимает только силу, готовый, как всякий раб, отомстить всему, чему подчинялся, при первой возможности. Собака должна оставаться собакой, а человек - человеком.

Сведений о Климе в повести очень мало. Практически они все даны в дневнике доктора Борменталя:
"(В тетради вкладной лист)
Клим Григорьевич Чугункин, 25 лет, холост. Судился 3 раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий раз - условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия - игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти - удар ножом в сердце в пивной…"
Эта короткая запись доктора может рассказать читателю не так уж и мало. Телосложение Шариков наследует от Клима, как, наверное, и черты внешности, которые свидетельствуют об общей умственной неразвитости ее владельца (можно перечесть портрет Шарикова, данный Булгаковым в 6-й главе). Писатель делает акцент на алкоголизме и уголовном прошлом Клима, иронизируя над советскими законами (от наказания может спасти происхождение, 15 лет каторги могут быть применены условно!). Клим даже не пролетарий: он люмпен, ничего не создающий, добывающий средства к существованию кражами и игрой на балалайке (как выяснится, виртуозной, при скудости репертуара). Ничего о взглядах Чугункина на жизнь писатель нам не сообщает. Может быть, потому, что у этого человека нет вообще никаких серьезных взглядов: он живет, как живется, ведомый не разумом, а стремлением удовлетворить свои минимальные потребности, взяв то, что хочется: быть сытым (кражи) и пьяным. Но Булгаков оставляет Климу и человеческие чувства - балалайку. Согласитесь, виртуозная игра на любом музыкальном инструменте требует не только техники, но и души. "Залихватская ловкость", которую слышит профессор Преображенский в звуках "хитрой вариации" - это скрытые возможности души Чугункина, так и не вочеловечившейся окончательно. Почему? Но это уже совсем другая проблема.
На первый взгляд может показаться, что Клим Чугункин действительно воплотился в Шарикове, который похож на Клима ростом и привычками: он курит, пьет, сквернословит, играет на балалайке, дебоширит и ворует.

4 группа. Последствия эксперимента. Жизнь профессора.

Задание для группы.

Расскажите, какие изменения происходят в жизни профессора после того, как Шарик становится Шариковым. Почему он не может продолжать свою деятельность? Какие неудобства вносить Ш. в его жизнь? Как он относится к Шарикову? Какие воспитательные меры предпринимает? Напишите на листе А4, что нового принес опыт с Шариком в деятельность профессора?

5 группа. Швондер.

Расскажите о Швондере. Почему же профессор говорит, что "Швондер и есть самый главный дурак"? Понимает ли он, с кем имеет дело? Почему Шариков и Швондер так быстро находят общий язык? Напишите на листе А4, какую роль сыграл Швондер в воспитании Шарикова?

Швондер ненавидит профессора, так как, чувствуя враждебность ученого, не в силах доказать это и "разъяснить" его истинную антиреволюционную сущность (и здесь Швондеру в интуиции не откажешь!) Для Швондера Шариков - инструмент борьбы с профессором: ведь это Швондер подучил Шарикова потребовать жилплощадь, вместе они пишут донос. Но для Швондера - это правильный поступок, а донос - сигнал, потому что врага нужно вывести на чистую воду и уничтожить во имя будущей счастливой жизни. В бедной голове Швондера никак не укладывается, почему человек, по всем приметам являющийся врагом советской власти, находится под ее защитой!
Итак, "крестный отец" Полиграфа Полиграфовича внушает своему воспитаннику идеи о всеобщем равенстве, братстве и свободе. Попадая в сознание, в котором преобладают звериные инстинкты, они лишь умножают агрессивность "нового человека". Шариков считает себя полноценным членом общества не потому, что сделал что-то для блага этого общества, а потому, что он "не нэпман". В борьбе за существование Шариков не остановится ни перед чем. Если ему покажется, что Швондер занимает его место под солнцем, значит, его агрессивность будет направлена на Швондера. "Швондер - дурак", потому что не понимает, что в скором времени он сам сможет стать жертвой монстра, которого так усиленно "развивает".

Итак, профессор не ожидал таких последствий эксперимента. Почему же ученым не удалось воспитать Шарикова?
Хорошо, если ученики задумаются над тем, что же такое воспитание и почему оно бывает неэффективным. В повести булгакова нарушается главное условие воспитательного процесса - его двусторонний характер, его диалогическая природа; отсутствует связь между учителем и учеником. Для каждого это дело недобровольное, навязанное обстоятельствами, мешающее жить так как он хочет. Кроме того у Шарикова есть другой учитель - Швондер. Этот воспитывает вдохновенно (ведь большевики стремятся переделать всех), да и наука его куда как проще профессорской - "все поделить".

Вывод. Можем ли мы сказать, что эксперимент был удачный? Почему?
Профессор обнаружил, что ошибся в своих предположениях и получил неожиданный для себя результат - не омоложение, а полное очеловечивание. К этому он вовсе не стремился. Просчет заставил Филиппа Филипповича задуматься и понять, что исследователь должен "идти параллельно и ощупью с природой", а не "форсировать вопрос и приподымать завесу". Закон эволюционного развития - главный закон природы, и нарушать его опасно.

Ученый, по мнению Булгакова, должен нести ответственность за свои исследования. Если бы эта повесть была посвящена теме научных открытий, ее не запретили в СССР.

Почему же ее запретили?

Писатель использует иносказание – это? Иносказание, - аллегория ; в расширительном употреблении - скрытая форма выражения, литературный прием

Можно ли сопоставить эксперимент доктора Преображенского с тем социальным экспериментом, который проводили большевики в 1917 году? Почему оба эксперимента не удались?

Через иносказание, фантастическое допущение писатель рассматривает возможность мирного сосуществования старого, патриархального обывательского общества дореволюционной России и зарождающегося советского строя, нового порядка. Повесть написана в 1925 году, когда еще можно было не только опасаться сумрачного, непредсказуемого будущего, но и испытывать надежду на благополучный исход смутного времени. Оказывается, легче провести сложнейшую операцию, чем перевоспитать (а не воспитать) уже сформировавшегося «человека», когда он не желает, не чувствует внутренней потребности жить так, как ему предлагают. И опять невольно вспоминается судьба русской интеллигенции, подготовившей и практически свершившей социалистическую революцию, но как-то забывшей о том, что предстоит не воспитать, а перевоспитать миллионы людей, пытавшейся отстоять культуру, нравственность и заплатившей жизнью за иллюзии, воплощенные в действительности.

Оптимистичен ли эпилог повести?
Вынужденная самозащита, конечно, несколько смягчает в глазах автора и читателя ответственность ученых за смерть Шарикова, но мы в очередной раз убеждаемся, что жизнь никак не укладывается в какие-либо теоретические постулаты. Жанр фантастической повести позволил Булгакову благополучно разрешить драматическую ситуацию. Но предостерегающе звучит мысль автора об ответственности ученого за право на эксперимент. Любой эксперимент должен быть продуман до конца, иначе последствия его могут привести к катастрофе.

Что понял профессор Преображенский в результате своего эксперимента? Совпадает ли позиция профессора с мнением автора? В 1925 году повесть имела подзаголовок «Чудовищная история». Чувствуете ли вы отношение автора ко всему, что произошло с Шариковым? Он называет историю превращения Шарика и в Шарикова чудовищной.


- Прочитайте финал. Почему, казалось бы, счастливый финал повести «Собачье сердце» не производит на читателей оптимистического впечатления?

Почему повесть «Собачье сердце» интересна современному читателю?


Повесть «Собачье сердце», написанную в 1925 году, М. Булгаков не увидел напечатанной, так как она была изъята у автора вместе в его дневниками сотрудниками ОГПУ во время обыска. «Собачье сердце» - последняя сатирическая повесть писателя. Все, что именовалось строительством социализма, вос­принималось писателем Булгаковым как эксперимент. Автор повести скептично относится к попыткам создания нового, совершенного общества революционными, то есть не исключающими насилия, методами и к методам вос­питания нового человека. Для него это было вмешатель­ством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными, в том числе и для самих «экспериментаторов». Именно об этом автор своим про­изведением и предупреждает читателей. В основе повести лежит рискованный эксперимент. Когда профессор Преображенский в ходе своих научных опытов неожиданно для себя самого получает из собаки человека и затем пытается воспитывать это существо, у него есть основания рассчитывать на успех. Как-никак он крупнейший ученый, человек высокой культуры и вы­соких нравственных правил. Но он терпит поражение. Почему? Отчасти потому, что в процесс воспитания Шарикова вмешивается сама жизнь. Прежде всего в лице преддомкома Швондера, который норовит немедленно превратить это дитя эксперимента в сознательного строи­теля социализма. Лозунгами его «напичкивает». Энгель­са дает почитать. Это вчерашнему Шарику-то. А наслед­ственность?.. Задатки бездомного, вечно голодного и униженного пса соединились с задатками уголовника и алкоголика. Так и получился Шариков - существо, по природе своей агрессивное, наглое и жестокое. Только одного ему и не­доставало: известного революционного лозунга: «Кто был ничем, тот станет всем». Швондер вооружил Шарикова идейной фразой, то есть, он - его идеолог, его «духовный пастырь». Па­радокс же в том, что, помогая утвердиться существу с «собачьим сердцем», он и себе копает яму. Натравливая Шарикова на профессора, Швондер не понимает, что кто-то другой легко может натравить Шарикова на самого же Швондера. Человеку с собачьим сердцем достаточно указать на любого, сказать, что он враг, и Шариков его унизит, уничтожит. Как это напоминает советское вре­мя и особенно тридцатые годы... Да и в наши дни такое встречается. Финал истории с профессорским экспериментом поч­ти идилличен. Преображенский возвращает Шарикова в его исходное состояние, и с тех пор каждый занимает­ся своим делом: профессор - наукой, Шарик - собачьей службой профессору. Такие люди, как Шариков, гордятся своим низким происхождением, «усредненным» образованием, потому что это отличает их от тех, кто духом и разумом высок, а потому должен, по их разумению, быть втоптан в грязь. Только так над ними возвысится Шариков. Невольно за­даешь себе вопрос: сколько их было и сколько их есть среди нас сейчас? Тысячи, десятки, сотни тысяч? Внешне Шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Это, например, народный судья, который, в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступле­ний, осуждает невинного. Это может быть врач, который отворачивается от больного, или чиновник, у которого взятки стали уже в порядке вещей. Это известный депу­тат, который при первой же возможности ухватить ла­комый кусок сбрасывает маску, и, показывая свою ис­тинную сущность, готов предать своих избирателей. Все самое высокое и святое превращается в свою противопо­ложность, потому что в таких людях всегда живет жи­вотное. Шариковы со своей поистине собачьей живучестью не смотрят ни на что, пройдут везде по головам других. Со­бачье сердце в союзе с человеческим разумом - главная угроза нашего времени. Именно поэтому эта повесть, на­писанная в начале века, остается актуальной и в наши дни и служит предупреждением грядущим поколениям.

Все, о чем писал М. Булгаков, проходило через его сердце. Особенно волновали писателя насильственные преобразования, происходящие в обществе. Эта тема раскрывается в двух сатирических повестях Булгакова: “Роковые яйца” и “Собачье сердце”.

Повесть “Собачье

Сердце” отличается оригинальностью идеи. Свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного социально-экономического и духовного развития, а безответственным и преждевременным экспериментом. Революцию можно сравнивать с операцией на живом организме.

В основе повести лежит великий эксперимент. Герой повести – профессор Филипп Филиппович Преображенский – задумал улучшить саму природу: создать нового человека, пересадить собаке часть человеческого мозга.

И вот профессор свершает главное дело своей жизни – уникальную операцию-эксперимент: он пересаживает псу Шарику человеческий

Гипофиз от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины. Человек этот – Клим Петрович Чугункин, двадцати восьми лет, судим три раза. “Профессия – игра на балалайке по трактирам, маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти – удар ножом в сердце в пивной”. В результате сложнейшей операции появилось безобразное, примитивное существо – нелюдь, целиком унаследовавший “пролетарскую” сущность своего “предка”. Первое произнесенное им слово было “буржуи”. А потом – ругань: “не толкайся!”, “Подлец”, “…слезай с подножки”. Это был омерзительный “человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие… Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными ниточками бровей начиналась густая головная щетка”.

Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, “основой” которого был люмпен-пролетарий Клим Чугункин, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Конфликт между профессором Преображенским, его помощником доктором Борменталем и человекообразным люмпеном абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. “Человек у двери мутноватыми глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом…”; “Окурки на пол не бросать – в сотый раз прошу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова. В квартире не плевать! С Зиной всякие разговоры прекратить. Она жалуется, что вы в темноте ее подкарауливаете. Смотрите!” – негодует профессор. “Что-то вы меня, папаша, больно утесняете, – вдруг плаксиво выговорил он (Шариков)… Что вы мне жить не даете?”

Шариков наглеет с каждым днем. К тому же он находит союзника – управдома Швондера, который воспитывает в собаке Шарике Шарикова и рекомендует его на государственную службу.

Люмпен Шариков инстинктивно “учуял” главное кредо новых хозяев жизни, всех Шариковых: грабь, воруй, растаскивай все созданное, а также главный принцип создавшегося так называемого социалистического общества: всеобщая уравниловка, называемая равенством. К чему это привело – общеизвестно. Шариков, поддерживаемый Швондером, все более распоясывается, хулиганит открыто.

Звездным же часом для Полиграф Полиграфовича явилась его “служба” в отделе чистки города от бродячих животных.

Итак, булгаковский Шарик совершил головокружительный прыжок: из бродячих собак – в санитары по очистке города от бродячих собак и кошек.

Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, кроме подлости, ненависти, злобы. Он нагло претендует на жилплощадь Преображенского, “строчит” донос на профессора.

На страницах повести хирургу-чародею удается вернуть собаке ее собачье обличье. Профессор понял: природа не терпит насилия над собой.

Булгаков в повести “Собачье сердце” не только посмеялся над всеми сторонами новой жизни, когда тот, “кто был никем”, стал “всем”, но и показал, что может получиться в результате такой метаморфозы. Писатель предупреждает об этом всех нас, говорит о том, что нельзя насильственным путем изменить образ мысли человека, нравственные устои общества. Можно разрушить, но создать в одночасье нельзя. Это длительный эволюционный процесс.

Сочинения по темам:

  1. Михаил Афанасьевич Булгаков – художник необыкновенно правдивый и чуткий. Мне кажется, он видел далеко вперед, предчувствуя все несчастья государства, которое...
  2. В повести “Собачье сердце” М. А. Булгаков поднимает ряд острых нравственных вопросов, во все времена тревоживших русских писателей: тему преступления...
Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...