Приложения для выработки чувства ритма. Чувство ритма, музыкальные способности


Чувство ритма необходимо не только танцорам и музыкантам. Оно должно быть развито у всех. Ведь оно напрямую связано с умением управлять своим телом, с координацией движений. В детском возрасте это влияет, в первую очередь, на умственные человека, да и на личностное развитие в целом. Ранее считалось, что чувство ритма, как бы ни хотелось, но развить невозможно, сейчас же доказано, что это вполне реально осуществить.

Можно ли развить чувство ритма?

Ранее упоминалось, что его можно и нужно развивать. Если казалось, что чувство ритма, как и музыкальных слух, - нечто из рубрики врожденных способностей, то наукой доказано, что с помощью специальных все это можно с легкостью развить.

Как развить чувство ритма в музыке и в танцах?

  1. Метроном . Все слышали о том, что занятия с ним в разы помогут улучшить чувство ритма. Всегда начинайте с медленных темпов, и каждый раз прибавляйте по 5 ударов.
  2. Запись . Записывайте на диктофон, видеокамеру все ваши занятия. Как не верти, но со стороны легче увидеть собственные ошибки.
  3. Объективный взгляд . Если речь идет о развитии чувства ритма в музыке, то во время игры важно слушать себя со стороны. Таким образом лучше слышны и видны ошибки.
  4. Внимательно слушаем . Танцорам рекомендуется тщательно вслушиваться в музыкальную композицию, мысленно раскладывая ее по частям: ритм, вокал и сама мелодия. В любом аудио есть фон. Вот к нему и следует прислушаться. Поначалу это нелегко, но со временем благодаря этому упражнению любая композиция будет воспринята совсем по-новому. К тому же нелишне отстукивать ритм по столу.
  5. Прохлопывания . И детям, и взрослым многие педагоги советуют прохлопывать музыку, выделяя хлопками сильные и слабые участки.
  6. Больше музыки . Анализируйте композиции различных жанров. Поначалу это должны быть мелодии, в создании которых используются разнообразные музыкальные инструменты. К примеру, это может быть латиноамериканская музыка.

На первый взгляд может показаться, что чувство ритма не нужно никому, кроме музыкантов и танцоров. Однако это большое заблуждение. Ребенку для нормального существования оно просто необходимо, поскольку напрямую связано с координацией движений и умением управлять своим телом.

Хорошая координация не только гарантирует относительную безопасность малыша, который меньше падает и легче уворачивается от хаотично бегающих сверстников, но и обеспечивает умение играть в подвижные игры, успешное развитие крупной и мелкой моторики. Все это, в свою очередь, непосредственно влияет на умственные способности ребенка и становление его личности в целом.

Совсем недавно считалось, что чувство ритма является врожденным и коррекции не поддается, но, к счастью, оказалось, что это не совсем так. С одной стороны, да, многие малыши чувствуют музыку и могут ритмично двигаться чуть ли не от рождения - сразу начинают производить осознанные движения. . С другой стороны, у детей, которые данной способностью обделены, можно ее развить, причем в доступной игровой форме : ребенок даже не заметит, что вы его чему-то учите.

7 игр для развития чувства ритма

Марш, марш левой!

Ребенок марширует под счет от одного до четырех. Взрослый задает ритмический рисунок, выделяя голосом, к примеру, первую и третью доли, на которые нужно топнуть сильнее. Затем ритмический рисунок меняется. Следующим этапом становится марширование под музыку.

Например:
РАЗ-два-ТРИ-четыре
или
РАЗ-ДВА-три-четыре
или
раз-два-три-ЧЕТЫРЕ и т.п.

Оркестр

Выбираем стихотворение, которое малышу уже знакомо (например, «Кошкин дом») и озвучиваем его, используя различные инструменты - бубен, барабан, ксилофон, свистульку или просто хлопая в ладоши на сильные доли. При этом партии у инструментов могут быть разными. Допустим, в барабан будем бить только на сильные доли, а свистулька будет свистеть всегда, только слабые доли тише, а на сильные - громче.

Например:
тили-бОм, тили-бОм,
загорЕлся кОшкин дОм.

Непослушные козлики

Дети (веселее, если их несколько) встают в кружок, они - козлики, которые играют на лугу. Взрослый произносит любые слоги, произвольно делая акценты. На слабые слоги козлики лягаются (машут ножками назад), а на сильные - бодаются (выставляют над головой руки с вытянутыми указательными пальцами, как рожки).

Например:
ТА-та-та-та-ТА-та-ТА-та-та-та-ТА-та-та-ТА.

Аплодисменты

Хлопаем в такт любимой песенке. Сначала - только на сильные доли, затем на все, выделяя акценты более сильным хлопком.

Например:
пусть всегдА будет сОлнце,
пусть всегдА будет нЕбо

или
пусть всегдА будет сОлнце,
пусть всегдА будет нЕбо.

Ёжик и барабан

Взрослый произносит стихотворение про ежика, а ребенок на каждое «бум» ударяет в барабан (хлопает в ладошки или бьет ладошками по коленям). Ведущий может произвольно менять ритмический рисунок в каждом случае, а малыш должен его повторить.

Например:
С барабаном ходит ёжик.
Бум-бум-бум!
(или, например, БУМ-БУМ-бум-бум-бум )
Целый день играет ёжик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами —
Бум-бум-бум! —
Ёжик в сад забрёл случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!

Дождик

Взрослый произносит слова, а ребенок хлопает в ладошки все быстрее и быстрее (в ритм стихотворения попадать не нужно).

Например:
Капля – раз! Капля – два!
Капли медленно сперва…
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
До свиданья, лес густой!
Побежим скорей домой!

или
Маша (имя ребенка) вышла на прогулку. Вдруг набежали тучки, и начался дождик. Маша открыла зонтик. Сначала на него падали редкие капельки, затем они стали сильнее, потом еще сильнее и превратились в настоящий ливень! Потом ливень стал затихать… и т.д.

Повторюшка

Взрослый отстукивает ритм (хлопает, топает, бьет в бубен или в барабан), а ребенок должен повторить ритмический рисунок. Игра станет еще интереснее, если инструменты у ребенка и взрослого будут разные, или взрослый будет прохлопывать ритм, а ребенок - протопывать.

Например:
2-2-3
или
3-3-1-3-1
или
1-2-2-2
(цифры обозначают количество ритмических ударов, а тире - паузы между ударами).

Материал подготовлен педагогами Центра развития и образования «Элитора»

Я преподаю вокал по Skype.

Ученикам отправляю аккомпанемент вокальных упражнений в формате mp3 для самостоятельного разучивания.

В этих аудио файлах звучит сначала моё исполнение — образец того, как надо петь, потом идёт пауза, для повтора учеником, опять моё пение, опять пауза. И в эти паузы нужно вписываться, вовремя вступать, петь не только чисто, но и в заданном ритме.

На первых порах, если ученики никогда раньше музыкой не занимались и никогда не пели ничего подобного, у них возникают трудности при первом знакомстве с упражнениями: они не знают, когда им нужно вступать, им сложно вписаться в эти паузы. Тут нужна помощь педагога! Разбираем упражнения на уроке — и всё получается.

Для того, чтобы красиво петь, необходимо не только учиться управлять своим голосом и развивать музыкальный слух. Нужно ещё и развивать чувство ритма.

Хорошее чувство ритма необходимо, чтобы

  • петь вокальные упражнения,
  • исполнять песни под фонограммы-минусовки или под караоке,
  • петь в хоре или вокальном ансамбле,
  • играть на музыкальных инструментах

Так что же следует делать, чтобы развить ритмическое чувство?

Нужно больше двигаться под музыку.

Обязательно в соответствии с темпом, ритмом и характером музыки!

  • танцевать,
  • выполнять любые спортивные упражнения, хоть утренней гимнастики, хоть аэробики и т. п.,
  • маршировать, бегать, прыгать (обязательно в согласии с музыкой),
  • хлопать в ладоши, шлепать по коленкам, топать ногами,
  • стучать в барабаны,
  • играть на ложках,
  • бить в бубен,
  • дирижировать под музыку.

Самые ритмичные люди — это танцоры.

Если учитесь петь или играть на музыкальном инструменте, отправляйтесь ещё и в класс хореографии. Это невероятно полезно.

Ну а самое простое и доступное для исполнения ритмическое упражнение — это хлопки в ладоши. С группами маленьких детей я это упражнение практикую регулярно, практически на каждом занятии.

Можно хлопать в ладоши, шлепать по своим коленям, по коленям соседа, по предплечьям, по плечам. Много вариантов.

Например под такую веселую музыку:

В музыке, как и в речи, есть фразы, предложения. Музыка развивается во времени. Это время нужно как-то измерять. В быту время измеряем в долях секунды, в секундах, минутах, часах.

А как измерить время в музыке? Музыка делится на равные промежутки времени, которые называются метрическими долями. Обычно одна фраза или музыкальное предложение равно восьми долям, то есть в музыке удобно считать до восьми. Не всегда, конечно, но в большинстве произведений.

Вот послушайте. Сначала я считаю до восьми, а потом отстукиваю доли на ложках:


Как в словах есть ударные и безударные слоги, так и в музыке есть сильные и слабые доли.

Вот удары приходятся на сильные доли , на счет «раз», «три», «пять», «семь»:

А вот как звучат удары на слабые доли на счёт «два», «четыре», «шесть», «восемь»:


А вот только на счет «раз», на начало музыкальных предложений:


А вот на счет «раз» и «пять»:

А теперь сами определите на какие доли приходятся удары ложек и поупражняйтесь в этих разных ритмах самостоятельно. Я рассказала об основных понятиях. А Вы экспериментируйте, импровизируйте как угодно:

Желаю успехов и хорошего настроения!

Ритмы c нами везде и всюду. Жизнь наша пропитана ритмами. Нельзя представить себе сферу деятельности, где бы человек ни обнаруживал ритмов. Ученые даже привели доказательства того, что ритм сердца матери успокаивает ребенка во время беременности. Таким образом, ритм приходит в жизнь к человеку еще до его рождения! На свете было бы меньше людей, страдающих комплексом «ритмической» несостоятельности, если бы это чувство ритма рассматривалось как чувство, которое, подобно обонянию или осязанию, было у человека всегда. Ведь чувство ритма — оно же чувство! Однако – не все так просто. Как много встречается людей, у кого с чувством ритма существуют явные проблемы. Вроде и слышит такой человек ритм, а повторить его ну никак не может. И как же нужно развивать чувство ритма? Так же как и остальные. Просто чувствуем. Чувствуем и анализируем. Анализируем и воспроизводим.

Что же даст нам улучшение чувства ритма путем специальных тренировок?

  1. Уравновешенность, слаженность всех движений при любых видах деятельности: ходьба, монотонная скучная работа, более сложные действия – наклоны, повороты туловища, переноска грузов, танцевальные движения, игра на музыкальных инструментах. Тренированное чувство ритма позволяет человеку лучше чувствовать, понимать и ощущать свое тело и, как следствие, более качественно управлять им. Повышается выносливость, сокращается время на физическое восстановление после значительных нагрузок.
  2. Речь и пение становятся более управляемыми, выразительными, правильно акцентированными. Это дает человеку возможность сознательно правильно оперировать смысловыми оттенками речи или пения. А это способствует раскрытию художественного образа для певцов и артистов речевого жанра. В обычной жизни такие навыки обогащают речь человека дополнительными интонационными и эмоциональными красками.
  3. Тренированное, сбалансированное чувство ритма создает предпосылки хорошего кровотока во всем организме, ликвидирует психические и физические зажимы. А это – улучшение тканевого обмена и питания. Естественно все это укрепляет организм в целом, повышает сопротивляемость инфекциям, улучшает трудоспособность. При этом улучшается самочувствие и настроение.

Здесь можно было еще много перечислять положительные стороны хорошо развитого чувства ритма. Однако цель этой статьи не в этом.

СВЯЗЬ РИТМА СО СЛУХОМ.

Главное отличие чувства ритма от других — он тесно, напрямую связан со слухом. Это, по сути, часть того, что мы слышим. Поэтому все упражнения на развитие чувства ритма развивают так же и слух. У музыкантов есть понятие «врожденный слух», подразумевающее музыкальный дар - абсолютный слух человека, который способствует различению высотности и тембра звуков со стопроцентной точностью.

Но есть ли, по аналогии, «врожденный ритм»? Несомненно. Ведь многие дети самого раннего возраста могут свободно повторить за вами довольно сложные ритмические рисунки без всяких предварительных тренировок. Занимаясь с детьми «ясельной группы» в детском саду, я имею возможность наблюдать, как эволюционирует музыкальный слух и чувство ритма у детей раннего возраста. Малыши реагируют на музыку просто: заиграл баян – пришли в движение ручки, ножки. Веселая музыка – притопывание, прихлопывание. Медленная музыка – покачивание туловища из стороны в сторону и т.д.

Если ритм сопровождает нас еще до рождения, то чувство ритма есть у каждого, только в разной степени развитости. Конечно, взрослому человеку сложнее его развивать, чем ребенку, но все равно — возможно.

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ

Стишки, песенки, чередование звуков в определенной ритмической последовательности — все это может являться содержимым понятия «развития чувства ритма». Существует довольно много упражнений для развития чувства ритма у детей младшего возраста. Их без великого труда можно найти в интернете. Но вот, что я хотел подчеркнуть: не упустите время, как можно раньше внедряйте в комплексное воспитание ваших детей упражнения на развитие чувства ритма. Помните, что в более старшем возрасте начинать ритмическое развитие будет сложнее.

Ребятам постарше — дошкольникам и младшим школьникам — предлагается следующее:

-Во время чтения стихов хлопать или притопывать на сильную и слабую долю поочередно, или маршировать.

-Играть в ударно-шумовом оркестре.

-Исполнять элементарные ритмичные танцевальные движения под музыку.

Детские игрушки, подобные барабанам, погремушкам, колокольчикам, очень хороши для развития чувства ритма. Если вы приобрели подобное для своего ребенка и хотите заниматься с ним самостоятельно, то предложите ему повторять за вами последовательности простых одинаковых ударов, или наоборот — нескольких ударов в каком-либо неприхотливом ритме.

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ВЗРОСЛЫХ

Самый главный принцип развития чувства ритма неизменный для всех возрастов. «Слушаем — анализируем — повторяем». Просто для взрослых нужна более сложная версия. Существует несколько простых правил:

1.Слушать много музыки, а затем воспроизводить услышанное с помощью голоса.Причем, слушать музыку нужно не автоматически, жуя при этом жвачку, как делают это в подавляющем большинстве подростки и молодежь. Слушание музыки для развития чувства ритма должно быть целенаправленным. Цель — развитие чувства ритма, задача для достижения цели — отслеживание ритмических секций прослушиваемых композиций. Хорошо развивает чувство ритма прослушивание произведений со сложными, часто меняющимися ритмами. Это классика. Да, симфоническая музыка богата самыми разнообразными ритмическими рисунками и может стать хорошей школой для развития у вас чувства ритма.

2.Играть на музыкальных инструментах с метрономом. Подойдет любой инструмент. Блок флейта, губная гармошка, бубен, колокольчик и т.д. А если владеете баяном, гитарой, фортепиано — это вообще здорово.

3.Воспроизводить ритмы с помощью хлопков и постукиваний, постоянно усложняя ритмические рисунки. Этим можно заниматься когда угодно и где угодно: в общественном транспорте, на скучной лекции, дома на диване и т.д.

4.Танцуйте или обучайтесь этому. Танец очень хорошо способствует развитию чувства ритма.

5.Работайте в группе или в паре. Это относится к пению, игре на инструментах, танцам. Если вы можете посещать занятия оркестров или ансамблей — то участвуйте, играйте с ними, или пойте в хоре, или танцуйте с партнером!

Следует отметить, что чувство ритма нужно развивать целенаправленно. Настоящий комплект видео упражнений разработан специально для тренировки ритмических данных обучающихся.При должном подходе результаты не заставят себя долго ждать - буквально после освоения нескольких упражнений вы почувствуете изменения в лучшую сторону. Не стоит бояться кажущейся сложности ритмов. Они все достаточно просты и понятны, чтобы в них можно было разобраться, хотя и кажутся на первый взгляд громоздкими и невыполнимыми.

Пример ритмического упражнения для начинающих баянистов и аккордеонистов

Пример аудио упражнений на улучшение ритмических данных из комплекта:

Музыка – это движение звуков во времени. Понимание времени в музыке – один из главных факторов для начинающего гитариста. Ведь во многом степень точности в ощущении времени определяет уровень и класс мастерства, как музыканта так и слушателя. Отсюда следует, что для развития понимания времени в музыке необходимо заниматься.

Шаг 1 – это понимание теории музыки с точки зрения самого времени. Такт, размер такта, темп, длительности нот и т.д. Проще сказать, нужно уяснить для себя организацию нот во времени. ()

Шаг2 – научится слышать и четко исполнять, все то, о чем говориться в на шаге №1. Другими словами, нужно перейти с теории на практику.

Шаг3 – довести все практические навыки до автоматизма, а значит уверенно и свободно.

Для того, чтобы пройти первые два шага, вам понадобиться метроном . ()

Занятия под метроном должны быть четкими и ясными для музыканта. Если вы будете попросту тупо играть под метроном, то это не принесет нужных результатов. Поэтому и нужно в обязательном порядке пройти шаг-1, а именно до полного понимания уяснить всю теорию. Это в будущем сэкономит ваше время, т.к построит верную теоретическую структуру в голове.

Как правильно играть (заниматься) под метроном?

С ритмической точки зрения игра под быстрый темп метронома имеет ту же сложность, что и игра под медленный темп. Поэтому для начала лучше всего будет поставить определенный темп, а именно – 40 BPM (кол-во долей в минуту). Для лучшего усваивания ритма играйте для начала только правой рукой.

УПРАЖНЕНИЯ:

Включив метроном, сначала играем по открытой первой струне вместе с каждым ударом, стараясь попадать совершенно точно:

А теперь 4 звука:

Это довольно сложный момент – совместить 3 удара с 2-мя, но он дает некую ритмическую свободу, так невольно начинаешь ощущать себя пританцовывающим.

А сейчас сыграем все вместе – разные ритмические варианты:

Эту третью долю уловить сложно, но важно. Это очень часто используется в более быстром темпе в роке (пример):

Частые ошибки во время упражнений:

Внутренняя скованность при игре из-за излишней концентрации на процессе. В результате ритм сбивается. Нужно учиться быть максимально расслабленным.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...