Музыкальное дерево. Породы дерева для изготовления музыкальных инструментов Из какого дерева изготавливают музыкальные инструменты


Потребительские свойства и показатели качества музыкальных инструментов в значительной мере определяются тем, какова их конструкция, из каких материалов они изготовлены и какие технологические процессы применялись при их изготовлении. Все материалы, используемые для изготовления музыкальных инструментов, подразделяются на основные и вспомогательные. Основными являются те материалы, из которых изготавливают основные узлы инструментов. Это древесина различных пород, металлы, кожа, пластмассы, клеи, лаки, краски и т.д. Наиболее широко в изготовлении музыкальных инструментов применяется древесина как лиственных пород (бука, березы, ольхи, граба, клена, груши, ореха, липы), так и хвойных (ели, сосны, кедра, пихты, лиственницы). Вспомогательные материалы используют не для самого изделия, а лишь в процессе изготовления инструмента. Это шлифовальные материалы, растворители, разбавители лаков, красок и т.д. Высокие технологические и акустические свойства щипковых, смычковых и клавишных инструментов обусловлены тем, что все их основные узлы изготовлены из древесины. Древесину легче обрабатывать, чем металлы. Она обладает высокой прочностью, легко склеивается, имеет красивую текстуру. Вместе с тем у древесины есть и отрицательные свойства. Это - усыхание, разбухание, коробление, растрескивание при изменениях температуры и относительной влажности воздуха. Недостаточно стойка древесина к воздействию различных микроорганизмов и насекомых. Кроме того, она легко воспламеняется. Тем не менее пока еще нет заменителей, которые обладали бы столь же высокими акустическими свойствами, что и древесина, а по остальным свойствам были более ценными. В частности, древесина обладает способностью резонировать на колебания первой колебательной системы - источника звука (вибратора), хотя по остальным свойствам другие материалы могут быть более ценными, чем древесина. Технологические, акустические и декоративные особенности строения древесины различных пород учитываются в процессе конструирования и изготовления музыкальных инструментов. Немаловажное значение имеет методика распиловки древесины. Разрез бывает радиальным, который образуется при распиловке ствола вдоль продольной оси по радиусу или диаметру, тангентальным - при распиловке вдоль продольной оси на том или ином расстоянии от центра, торцовым - древесина распиливается поперек продольной оси. При изготовлении музыкальных инструментов учитываются такие свойства древесины, как текстура и влажность. Текстура зависит от сочетания видимых элементов структуры древесины: годичных слоев, волокон, сосудов, расположения и вида сучков, неразвившихся почек и т.п. Красивую текстуру имеет древесина клена, ореха, карельской березы, красного дерева и пр. Однако эти виды древесины не обладают высокими акустическими свойствами, их используют для облицовки и украшения различных деталей и узлов инструмента. Влажность древесины, предназначенной для изготовления музыкальных инструментов, должна быть в пределах 82%. Для достижения необходимых показателей влажную древесину сушат. Основным показателем акустических свойств древесины является так называемая акустическая константа, которая косвенно выражает также и резонансные свойства. Она определяется по формуле:

где Е- динамический модуль упругости, кгс/см;

Плотность древесины, г/см.

При исследовании свойств древесины различных пород установлены средние значения акустической константы: для ели- 1250, пихты - 1240, кедра сибирского - 1180, клена - 720, березы - 745, бука - 600, дуба - 620. Поэтому из древесины ели, пихты, кедра изготовляются деки музыкальных инструментов - основные узлы, способствующие резонансу и, следовательно, увеличению громкости звучания источника звука. Другие породы древесины не обладают необходимыми акустическими свойствами. Акустическая константа металлов находится в пределах 100-300, пластических масс 240-450, в силу чего они не могут быть применены как резонансные материалы. Кроме ели, пихты и кедра, в производстве музыкальных инструментов используются бук, береза, граб, дуб, клен, ольха, липа, груша, орех, сосна, лиственница и некоторые редкие породы древесины. Так, из бука изготовляют твердые детали: корпусы щипковых инструментов, некоторые детали гармоней, баянов, аккордеонов, обод барабанов. Береза применяется для изготовления корпусов гитар, балалаек, многих деталей пианино, роялей. Граб идет на производство деталей пианино и роялей, требующих особой прочности. В производстве щипковых и смычковых инструментов граб заменяет черное дерево. Из дуба изготавливают неподвижные бруски, на которые опираются молоточки ударного механизма пианино и роялей. Древесина явора (белого клена) - единственный и незаменимый материал для изготовления лучших сортов всех смычковых и некоторых видов щипковых инструментов. Из явора делают нижние деки этих инструментов, боковые стенки корпуса, называемые обейчатками.

Ольха применяется для изготовления некоторых деталей смычковых и щипковых инструментов, гармоней, баянов, аккордеонов. Из ольхи изготавливают верхнюю и нижнюю части остова (футляра), крышку корпуса пианино и роялей. Липа идет на изготовление деталей корпуса струнных и язычковых инструментов, не требующих особой прочности. В производстве музыкальных инструментов груша заменяет черное дерево: из нее делают колки для натягивания струн. Подставки под струны, окрашиваемые в черный цвет клавиши. Ореховая древесина применяется для изготовления корпусов щипковых и смычковых инструментов, облицовки корпусов многих других инструментов. А также идет на изготовление декоративных прокладок между деталями корпуса щипковых и смычковых инструментов - усов и жилок. Кроме отечественных пород древесины, для изготовления музыкальных инструментов используются сорта древесины, которые вывозятся из-за границы: красное, лимонное, черное, розовое, эбеновое, палисандровое дерево. На изготовление музыкальных инструментов древесина идет в виде пиломатериалов, лущеного шпона - тонких листов, клееной и строганной фанеры.

Почти все виды музыкальных инструментов имеют детали и узлы, изготовленные из металлов или их сплавов, а для отдельных видов инструментов, например духовых, металлы являются основным материалом для производства. Такие инструменты как духовые трубы, альты, теноры, баритоны, саксофоны, валторны, изготавливаются полностью из металлов. При производстве других видов инструментов, у которых основным материалом является древесина, металлы играют второстепенную роль. Используются черные металлы (сталь,чугун), цветные (алюминий, медь), а также их сплавы. Из мягкой стали изготавливаются все крепежные детали: болты, шурупы, скобы, крючки, замки, детали колковой механики и т.п. Специальная сталь используется для изготовления струн, голосовых язычков гармоней, баянов, аккордеонов. Рамы роялей и пианино, которые должны обладать повышенной прочностью, делают из чугуна особого состава. Из сплавов цветных металлов применяют латунь. Мельхиор, нейзильбер и медно-оловянный припой. Латунь-это сплав меди и цинка; в виде листов определенной длины и ширины идет для изготовления многих духовых инструментов: альтов, теноров, баритонов, басов, труб, валторн, саксофонов и пр. Латунная проволока используется для колец, закладываемых в раструбы духовых инструментов, ладов щипковых инструментов и т.д. Мельхиор - сплав меди и никеля; применяется для изготовления колец и накладок на раструбы. Нейзильбер - сплав меди, цинка и никеля; из него делают более тонкие высококачественные духовые инструменты, например, флейты. Алюминий и его сплавы применяют, главным образом, для изготовления голосовых планок и деталей механики язычковых музыкальных инструментов.

Для производства музыкальных инструментов используют материалы: сатин, шелк, ситец, бязь, байка, плющ и др. Большинство из них идет на оклейку мехов, реже - на оклейку футляров; применяется в качестве декоративного материала под крышки корпуса язычковых инструментов. В производстве роялей и пианино широко используют сукно и войлок. Войлок имеет различное назначение: мягкий применяют для оклейки глушителей - деталей механизма, заглушающих звучание струн, более плотный - для фенгеров и фигур - деталей молоточкового механизма в качестве прокладки, наиболее плотный (хорошо уваленный) войлок, обладающий высокими механическими свойствами и в то же время упругостью, - для обтяжки молоточков в молоточковом механизме. Сукно применяют как прокладку между трущимися поверхностями деталей. Натуральная кожа в виде солевой (гармонной) лайки идет для изготовления клапанов в голосовых планках, используется в качестве «залоги», прикрывающей отверстия противоположного незвучащего язычка, для оклеивания углов мехов баянов, гармоней, аккордеонов. Оленью замшу применяют в клавишных инструментах для оклейки тех деталей, которые соприкасаются друг с другом. В последнее время для изготовления музыкальных инструментов широко применяют пластмассы. Ими заменяют некоторые породы древесины при изготовлении многих деталей: колков, струнодержателей, грифов, кнопок. Пуговиц, клавиатуры ударно-клавишных и язычковых музыкальных инструментов Пластические массы используются как облицовочный материал. При производстве музыкальных инструментов применяют аэрографию - нанесение раствора красителей с помощью распылителя и панелирование - облицовку поверхности непрозрачной пленкой или бумагой, имеющими желаемую текстуру. Для производства музыкальных инструментов необходимы лаки, краски, клеи и некоторые другие материалы. Для отделки инструментов наиболее часто применяют полиэфирные лаки и нитролаки. Чтобы скрыть строение древесины, поверхность музыкальных инструментов полируется, для чего применяют политуру. Для соединения отдельных деталей и узлов, а также для фанерования ценными породами наружных деталей инструментов служит клей. От качества соединений непосредственно зависит прочность инструментов.

Статьи о гитаре Просмотров: 157202

Почему гитары делают именно из дерева? Из какого дерева гитара лучше? Каково значение влажности и температурного режима хранения древесины? Итак, всё, что вы хотели знать о дереве для изготовления гитар, но боялись спросить

Влияние дерева на звучание гитары иногда недооценивают. Однако это крайне важный момент, давайте разберёмся в этом подробнее.
Что происходит, когда мы дёргаем струну? Правильно, она начинает вибрировать, а вибрация создаёт звук. Степень натянутости определяет высоту звука. Материал струны и её толщина влияют на тембр звука, т.е. на его окрас. Многие производители струн хвалятся своими новыми разработками, придающими гитаре особое неповторимое звучание. И это всё конечно иеет право на жизнь, но...
Если кто-нибудь играл на НЕподключённой электрогитаре, то он поймёт, о чём сейчас пойдёт речь. Представим, что перед нами не гитара, а просто натянутая струна. Если мы её дёрнем, то услышим жалкий писк. Звук образуется и тут же улетучивается. Никакой красоты звучания, силы, бархатистости мы не услышим.
Теперь дёрнем струну на акустической гитаре. Вот это уже звук! Откуда же он берётся? Звук, образуемый струной, загоняется в круглое (резонаторное) отверстие корпуса гитары. Там он резонирует о стенки корпуса и выходит обратно с многократным усилением. Резонирующее дерево здесь выполняет следующие функции:

  • Усиление звука
  • Придание звуку определённого тембра (окраски)
  • Увеличение сустейна (продолжительности звучания звука)

Почему именно дерево? Дело в том, что дерево придаёт струнным инструментам наиболее красивое звучание, это проверено тысячелетиями экспериментов. С развитием технологий появились и новые материалы, из которых иногда делают гитары, например, углепластик. На просторах интернета можно даже найти видео с гитарой, сделанной из воздуного шарика:)) В гонке за удешевением производства, многие бренды начали изготавливать бюджетные гитары из деревянной фанеры/ламината/шпона, причём многие из них звучат вполне прилично. Но всё равно нет ничего лучше гитары из массива дерева.
Дерево обладает уникальными характеристиками с точки зрения обработки звука. Оно плотное, но не настолько как камень. Оно гибкое и лёгкое, но при этом не хрупкое. В дереве есть множество глубоких пор, которых нет в пластике, это придаёт звучанию гитары особую бархатистость.

Из какого дерева делают гитары?

В гитаростроении применяется очень большое количество сортов дерева, вплоть до редких экзотических пород. Однако большинство гитар делается из ограниченного количества пород дерева, которые были выведены методом проб и ошибком. Именно эти породы обладают наилучшими звуковыми характеристиками. Причём для разных видов гитар подходят разные сорта. Важное значение имеет также сочетание разных сортов друг с другом, т.к. гитара состоит из разных элементов и каждый из них делается из отдельного сорта дерева. Рассмотрим, какие породы дерева для изготовления гитар используются в наше время.

Акустические гитары

Дерево для акустических гитар. Наибольшее влияние на звук имеет верхняя дека корпуса гитары. Верхняя дека акустических (в том числе и классических) гитар чаще всего делается из ели (spruce) . Ель обладает ярким, звонким и чётким звуком. Большинство инструментов производится из ситхинской ели (sitka spruce). Более дорогие инструменты делают из ели Энгельмана (Engelmann spruce), эта порода обладает чуть более мягким звучанием. В дорогих гитарах можно встретить верхнюю деку из красной ели (adirondack spruce). Это очень редкая порода, обладающая звуком, близким к ситхинской ели, но при этом более глубоким.
Вторая порода, из которой часто делают верхнюю деку акустических гитар - это кедр (cedar) . В сравнении с елью кедр обладает более мягким, обволакивающим звучанием, но при это менее звонким. Глупо задавать вопрос, какое дерево для гитары лучше, ель или кедр - о вкусах не спорят, они просто разные. Стоит также отметить, что звучание кедра неизменно, а хороший массив ели со временем улучшает своё звучание, прям как вино.

Задняя дека и обечайка тоже играют важную роль в формировании звука, они обычно делаются из одной породы дерева.
Чаще всего задняя дека сделана из красного дерева (mahogany) . Это очень распространённая порода, придающая звуку гитары ровность, мягкость, сбалансированность и чёткость. Отлично прослушивается каждая нота, особенно на высоких частотах. Красное дерево придётся по душе любителям соло и переборов, а также универсалам.
Более дорогая порода задней деки - палисандр (rosewood) . Это очень красивый сорт - тёмно-коричневое дерево со светлыми кофейными прожилками. Звучит палисандр тоже прекрасно - глубокий, вязкий звук. Палисандр преображает звучание низких частот. Эта порода придётся по душе любителям глубокого, насыщенного звука, а также ритмовикам.
Иногда в задних деках можно встрерить другие породы дерева: клён, орех, коа, бубинга и др. Все они так или иначе будут ближе к красному дереву или палисандру.

Остальные элементы гитары (гриф, накладка, порожки) практически не влияют на звук, т.к. принимают минимальное участие в резонировании. Некоторые гитаристы говорят, что гриф влияет на сустейн (продолжительность звучания звука), а накладка грифа на "атаку". Насколько это правда, мне лично проверять не довелось. Гриф акустических гитар чаще всего делают из красного дерева, реже - из клёна. Накладка грифа в 90% случаев делается из палисандра (помягче), в дорогих профессиональных инструментах встречается чёрное дерево (ebony), которое обладает большей чёткостью и лучшей атакой. Но повторюсь, влияние этих элементов на общий звук мизерно.

Электрогитары

Одно время велись долгие споры влияет ли материал электрогитары на выходной звук? Аргументы против были довольно логичны: резонирующая коробка у электрогитары отсутствует, гитара резонирует мало, звук практически сразу улавливается звукоснимателями. Не так давно появился даже новый подвид - сайлент-гитара, у неё отсутствует корпус. Однако разбиваются о многочисленные эксперименты, которые показали, что дерево всё же влияет на характер звучания электрогитары, причём довольно ощутимо.

Больше всего на звук влияет корпус гитары. По сравнению с акустикой в электрогитарах можно наблюдать большее разнообразие сортов древесины. Вот наиболее распространённые:

  • Ольха (Alder). Это самая распространённая порода, из которой делается корпус электрогитар. Доступное дерево, звучит сбалансированно, ровно на всех частотных диапазонах. Это универсальное дерево, которое используется во всех жанрах.
  • Липа (Basswood). Примерно та же ситуация, что и с ольхой, у них даже структура древесины схожа. Однородное по структуре дерево, ровное и сбаланисрованное по звучанию, мало окрашивает звук. Выделяется середина, низы и верхи смягчены. В общем, универсальная порода, к тому же очень лёгкая. Липа является мягкой породой, поэтому её должен защищать хороший слой лака.
  • Красное дерево (Mahogany). Это дерево обожают поклонники тяжёлых стилей музыки, а таже сочного, плотного звука. Тембр тёплый, по частотам явный акцент на нижнюю часть середины, выраженные басы. Верхние частоты мягкие. Для того, чтобы придать верхам большую чёткость топ (верх) корпуса иногда делают из тонкого слоя клёна или его аналогов. Красное дерево относится к тяжёлым породам дерева.
  • Агатис (Agathis). Так называемое бюджетное красное дерево, хотя к красному дереву агатис никакого отношения не имеет, это отдельный сорт, относящийся к семейству сосновых. Просто по звучанию и цвету агатис ближе всего именно к красному дереву, отсюда и пошла путаница. Звук агатиса близок к махагону, но не такой сложный, более плоский. Это недорогое и лёгкое дерево, достаточно просто подвергается обработке. Используется в производстве бюджетных гитар.
  • Болотный ясень (swamp ash). Лёгкий сорт ясеня с большими порами и открытыми волокнами, произрастает на юге США в болотах. Благодаря своей нетипичной структуре дерево отлично резонирует, обладает широким динамическим диапазоном и хорошей акустикой. Певучесть, теплота, отличные басы, чистые "колокольные" верхи, - всё это болотный ясень.
  • Северный ясень (ash). В сравнении со своим болотным родственником это более тяжёлая и плотная порода. Очень звонкое звучание, долгий сустейн. Однако есть и приличный минус - высокий вес. В наше время используется нечасто в связи с широким распространением ольхи и липы.
  • Менее популярные и экзотические породы: орех (walnut), гавайское коа (koa), австралийский лэйсвуд (lacewood), корина (korina), падук (paduk) и др...

По сравнению с выбором акустической гитары в случае с электрогитарой нужно большее внимание уделить грифу. Здесь гитарное дерево ощутимее влияет на звучание. Две самых распространённых породы грифа - это красное дерево и клён. Красное дерево обладает более тёплым, вязким звучанием, зато клён более верхастый и чёткий. Клён выбирают фанаты "стеклянного" фендеровского звука, а также любители виртуозных соло, где важна слышимость, "чеканность" каждой ноты. С накладкой грифа примерно та же ситуация, что и в акустических гитарах (читай выше). Правда тут добавляется ещё вариант с кленовой накладкой, для любителей особой чистоты и "кристальности" звука.

Какое дерево для гитары лучше?

Невозможно выделить лучшее дерево для гитары, это неправильно поставленный вопрос. Для начала определитесь с жанром - какая музыка вам больше нравится? Потом стиль игры - вы любителй ритм-партий или соло-пассажей? Если вы выбираете электрогитару, то расклад примерно такой. Любителям тяжёлой музыки советуем обратить внимание на красное дерево, агатис, эти породы будут лучше звучать в тяжёлых стилях. Если вы любите тяжёлую музыку, но при этом хотите стать виртуозным шреддером, то ищите сочетание красного дерева и клёна в топе или корпуса из красного дерева в сочетании с кленовым грифом. Фанатом чистого звука, чётких кристальных пассажей советуем обратить внимание на инструменты из болотного ясеня и клёна. Ну а если вы ещё не определились или хотите играть всё - выбирайте гитару из ольхи или липы.

© Копирование первоисточника допускается только со ссылкой на главную .


В последнее время многие задают вопрос о качестве дерева, идущего на изготовление гитар. Причем обсуждаются уже имеющиеся конструкции серийных инструментов, прогнозируется звучание инструментов в зависимости от пород дерева. Это говорит о том, что винницкая гитарная элита выросла в познании основ образования звука. Я говорю не о тех, кто уже десятилетия изучает это тонкое дело, а о тех, кто только начинает карьеру гитариста и познает первые свои инструменты. Думаю, что познание этого материала должно не только расширить кругозор музыканта, но и является необходимой частью знаний в выборе инструмента для озвучивания партии гитары в разных стилях и направлениях музыки. Учитывая уже изданный материал в интернете и свой опыт, я попытаюсь вкратце обобщить это все на примере наиболее часто используемых музыкальных пород дерева.

Наиболее распространенное в гитаростроении дерево- ольха (alder) . Это дерево- классика яркого, насыщенного обертонами звука. Спектр звучания достаточно широк и универсален для многих типов инструментов. Поэтому ольха, обладающая и яркостью и в тоже время глубиной звука, замечена практически во всех музыкальных направлениях: это и сверхтяжелая музыка и легкая и, даже, джаз. Подбирая датчики, можно как сузить, так и расширить спектр звучания инструмента. С ярким сингловым звуком, фирма «Fender», пожалуй, стала первым и самым крупным исследователем ольхового звука. Классика ольхового звука- гитары упомянутой фирмы в руках таких музыкантов, как Ств Рэй Воэн, Эрик Клэптон, Джимми Хендрикс, Ингви Малмстин и многие, многие другие.

Не менее звучное и звонкое дерево- ясень (ash) . Звук, как и у ольхи яркий, стеклянный, но с немного более подчеркнутым низом. Несмотря на свою звонкость, ясень хорошо ложится в звучание бас- гитар. В ясеневом исполнении бас имеет бархатный низ и подчеркнутую верхнюю середину. Такие инструменты дают плотный, хорошо читаемый звук, что в свою очередь дает возможность использования при игре слэпом. Очень неплох ясень для гитар с пониженным строем: из-за плотности структуры дерево хорошо резонирует на нижних частотах, давая четкий не размазанный звук. Первые гитары Лео Фендера были сделаны из ясеня. Внешне ясень выгодно отличается от ольхи и липы, у него красивая текстура, розоватый оттенок чистого дерева, но он имеет заметный вес. Свободен от этого недостатка болотный ясень, хотя по звуку он несколько ближе к ольхе, чем его равнинный собрат. Ясеневыми гитарами пользовался великий Ричард Блэкмор, Маадди Уотерс, Марк Кнопфлер и др. Ясень используется в гитаростроении как болотный (облегченный), так и лесной, более плотный.

Родственное звучание у липы (basswood) . Но у липы диапазон звука несколько сужен по сравнению с вышеуказанными породами как сверху, так и снизу звукового диапазона. Липа- дерево довольно мягкое и верха в нем имеют слабый резонанс. Хорошо выражена середина. Липа- прерогатива японских инструментов. Если взять гитары 70-х – 80-х годов, то там преобладают инструменты с декой из липы. В Японии липа – одно из наиболее распространенных и доступных деревьев. И если кто-то скажет, что липовые инструменты плохо или недостаточно профессионально звучат, то это будет неправдой: липа – хорошо звучащее дерево. Это могут подтвердить Джо Сатриани, Джон Петруччи, Джордж Линч и еще многие другие. Один недостаток есть: из-за мягкости волокон все бриджи «тремоло» быстро раскачиваются в гнездах корпуса и гитара не строит. Но и из этого положения есть выход и не один. Но лучше всего, конечно, на липовых корпусах использовать фиксированные бриджи. Мой опыт работы с этим деревом показал, что корпус гитары, сделанный из нижней части ствола липы, звучит плотнее, да и низких частот там заметно больше, чем в верхней части.

Эти три породы я бы объединил c не менее важной- клен (maple )- породой, из которого делают грифы для гитар из ольхи, ясеня и липы. Из вышеназванных пород, кроме ясеня, ни одна не годится для изготовления грифов. Необходимое качество дерева для грифа- упругость. Клен упруг, тверд. Даже лады в нем хорошо держатся. Гриф из клена без накладки обладает стеклянным призвуком, подчеркнутой звонкостью. Накладка ведь тоже участвует в звукообразовании. На деку клен редко используют. Дерево не обладает достаточной глубиной звучания, но мягкие породы клена довольно неплохо звучат и внизу звукового диапазона. И при правильном подборе дерева на деку в сочетании с выбором датчиков, можно добиться довольно интересного звучания инструмента.

Это дерево занимает особое положение в гитаростроении. Клен- это грифы большинства гитар, это топы, блоки полуаккустических гитар, элементы корпусов акустических гитар. А если учесть красоту так называемого «огненного» и «стеганого» кленов, то это дерево королевских кровей, ибо трудно представить мировое гитарное производство без клена. Существует определенная градация фигурности узора дерева. И относится она не только к клену. От нее зависит и цена и благородство инструмента. Низшая ступень градации- А, а высшая зависит от поставщиков дерева. Количаство букв А говорит о качастве- например: ААААА – это очень круто. Реально я встречался с деревом АААА, но 5 букв А, а где-то я встречал информацию и о 6 буквах А, это все, я думаю, от лукавого, ибо никто не запретит поставщику самостоятельно дописать одну или две А и продать заготовку дороже. А количество букв А выставляет продавец. Лет 15-17 назад я читал статью о дереве, где упоминалась категория АААА- как высшая. Кстати, вопрос о том, что звучание фигурного клена лучше, чем клена с прямым волокном- очень спорный. Многие считают, что это скорее элемент инкрустации, красоты, если хотите, но не более. Вопрос интересный и спорный и нет пока единого мнения по этому поводу.

Нужно заметить, что звук зависит от плотности дерева, а его плотность зависит от места произростания ствола. Если дерево росло на сухой почве (городские скверы, уличные насаждения, пустыри) то такое дерево имеет более плотную структуру и малые расстояния между годовыми кольцами. Деревья росшие в лесах, на болотах и других местах с повышенной влажностью имеют менее плотную структуру, легче по весу и низкий резонанс. Кроме того, ствол дерева можно поделить на нижнюю(комлевую) и верхнюю часть, которые тоже по разному звучат.

Основное дерево «Гибсонов», а также «Ибанезов» и многих других фирм- махогани -красное дерево (mahogany) . Плотный низ, четкая середина, а в сочетании с кленовым топом широкая полоса воспроизводимых частот, так называемый классический плотный «гибсоновый» звук. Хоть и тяжеловато это дерево, но многие идут на эту жертву. Трудно отработать концерт с пятью килограммами вибрирующего дерева на плече. Но есть хтрости и, кто хочет иметь именно гибсоновый звук, используют их и отрабатывают на сцене с тяжелым инструментом, причем в довольно подвижной манере. Сегодня фирма "Gibson" уходят от веса LP путем фрезерования полостей в корпусе, отчего инструмент стал значительно легче. В тяжелой музыке гитары из красного дерева обосновались прочно из-за своего мелодичного звука и длинного сустейна, а также совокупности свойств самой древесины, которые дают так называемый жир в звуке.

Видов махогани довольно много: только африканских насчитывают до 5 разновидностей. Кроме того, махогани произрастает в Гондурасе, в Индийском регионе. К сожалению это дерево популярно не только в гитаростроении, но и в судостроении, мебельном производстве. Поэтому его запасы тают и зеленые уже провозгласили табу на вырубку этого дерева в Гондурасе. Поэтому махогани дорожает и стали появляться на гитарном рынке инструменты из агатиса, тополя, и пр. Раньше эти деревья использовались очень ограничено в гитаростроении.

Т ополь (poplar) - довольно музыкальное дерево. А вот одно «но» у него есть: слабость волокон, как и у липы. Если на такую гитару поставить «флойд» или другую качалку, то место крепления к корпусу быстро расшатывается. Тоже самое можно сказать и про агатис и ель. Эти оба дерева из породы хвойных и также не имеют прочности волокон. Из такого дерева можно делать инструменты с глухой машиной, без качалок, со сквозными струнами или со сквозным грифом в качестве добавочных боковых частей. Мне уже не раз приходилось вставлять блоки из твердого дерева в корпуса гитар из тополя и липы для укрепления позиции флойда.

Нельзя не упомянуть и такое дерево как орех (valnut) . Из-за своей плотности орех имеет резонанс несколько выше и звучит звонче махогани и тополя. Это довольно дорогое дерево и имеет красивую структуру и прочные волокна. Ореховые гитары хороши для пониженного строя: дерево имеет четкий и чистый резонанс на низких частотах. Но плотность дерева влечет за собой и его вес. Гитары из ореха тяжеловаты, как и из махогани и ясеня.

Из экзотических пород я отметил бы дерево коа (koa) У коа хороший резонанс как вверху, так и внизу. Верхние частоты скомпрессированы и звучат не так остро, как у ольхи, ясеня или ореха, у которых верха рассыпаются битым стеклом. У коа нет мощной атаки, но есть богатство гармоник, естественный сустейн. Я думаю, что лучшее применение – это гитары для блюза, тяжелой музыки и бас-гитары. Это дерево смело можно отнести к разряду элитных пород. Есть, правда одно «но»: цена дерева. А тут уже есть выбор: насколько гитарист готов ради своего второго «я» (гитары) уменьшить количество потребляемого пива и расходы на энтропию.

И, наконец, ее величество, королева акустического звука - ель (spruсe) Дерево с уникальными звуковыми характеристиками. Каркас из годовых колец имеет большую жесткость, что дает отличный верхний резонанс, а промежуток между ними заполнен мягкой древесиной, что дает низ. Это накладывание гармонических составляющих мягкой части дерева и его каркаса из годовых колец будут давать низкий рокочущий резонанс, что в сочетании с чистыми верхними гармониками дает этому дереву преимущество при выборе материала на верхнюю деку акустических инструментов и не только гитар, это дерево незаменимо также для резонирующих дек роялей, фортепьяно и огромного числа других музыкальных инструментов.

По этой теме можно говорить без конца, насколько интересна сама тема звука. Да и пород дерева, используемых в гитарах значительно больше. Повторяю, что я упомянул наиболее популярные у изготовителей и у музыкантов. А при приблизительном подсчете, кроме названных, можно назвать еще 20-30 видов и пород дерева, используемых в гитаростроении. Отдельная тема- накладки на гриф. Это тема для еще одной заметки на тему "О дереве для гитар".

Материал может быть использован в качестве дополнительного для учащихся 3-4 классов на факультативных занятиях по окружающему миру. Здесь Вы найдете исторические сведения о возникновении некоторых музыкальных инструментов: балалайка, скрипка, гитара. О первых известных мастерах их изготавлявших: Антонио Страдивари, Иван Батов... А также некоторые интересные данные из науки "музыкальная аккустика".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

На фабрике музыкальных инструментов. Вторая жизнь дерева. Удивителен и разнообразен мир музыкальных инструментов - культурного наследия человечества. Интересна и своеобразна история создания каждого из них. Мир музыкальных инструментов таит в себе много необыкновенных, а порой и шокирующих фактов…

Из древесины ели с древнейших времен делали музыкальные инструменты. Скрипка Гудок Балалайка

Клён-явор очень любим у музыкальных дел мастеров. Гусли Гитара Электрогитара

Древесина эбенового дерева имеет уникальные свойства, которые ценят мастера музыкальных инстументов. Флейта Фортепиано Гобой Кларнет

Антонио Страдивари за работой Скрипка Страдивари

Первый знаменитый русский мастер по изготовлению музыкальных инструментов Иван Андреевич Батов (примерный портрет). Виолончель работы Ивана Батова

– Берегите русский лес, Он источник всех чудес. Чтобы всюду зеленели Сосны, вязы, клёны, ели Берегите русский лес!

Предварительный просмотр:

Еще в древности люди изготавливали примитивные деревянные музыкальные инструменты. Их использовали как на охоте, так и в минуты отдыха. С течением времени интерес к музыке и музыкальным инструментам возрастал. Человек заметил, что каждое дерево «поёт» по-своему. В результате возникла целая наука - музыкальная акустика.

Самым поющим деревом считается ель. Из её древесины с древнейших времен люди делали музыкальные инструменты. О любимом инструменте Древней Руси народ сложил такую загадку: «В лесу вырос, на стене вывис, на руках плачет, кто слушает - скачет». Это гудок - прообраз будущей скрипки, который делали из ели. Из ели делали и другой инструмент, играя на котором русские музыканты удивляли даже царей Византии. Речь идёт о гуслях, которые в те далёкие времена изготавливали из долблёной сухой доски ели или клёна.

«В лесу-то тяп-тяп, дома-то ляп-ляп, на колени возьмешь - заплачет». – А это уже загадка о балалайке. О ней говорят: «Рождена из полена». Конечно, полено было еловое или кленовое.
Ещё французский исследователь XIX века Савар подсчитал скорость прохождения звука в еловой древесине. Оказалось, что она в 15 - 16 раз больше, чем скорость звука в воздухе. Широко используется ель и в производстве гитар, потому что каркас из годовых колец имеет большую жесткость, что дает отличный чистый верхний резонанс, а промежуток между ними заполнен мягкой древесиной, что дает низкий рокочущий резонанс. Такое свойство древесины даёт этому дереву преимущество при выборе материала на верхнюю деку акустических инструментов, причём не только гитар.

По своим акустическим свойствам сразу за елью идет клён. Его музыкальные свойства открыли ещё наши предки-славяне в ӀХ веке. Наверное, Вы слышали выражение «гусли звонкие, гусли яровчатые»? Изначально гусли назывались яворчатые. Клён-явор был очёнь любим у музыкальных дел мастеров. С того же времени идет традиция отбирать самый свилеватый материал, то есть с большим размещением волнистых волокон древесины. Эти правила существуют и сегодня. В звучании электрогитары клён повышает звонкие, высокие частоты. Гитары с кленовыми грифами звучат красивее и ярче, даже в случае применения более дорогих пород деревьев. А свилеватость делает гитару более привлекательной.

Так же для изготовления музыкальных инструментов используют эбеновое (чёрное) дерево. Древесина этого дерева имеет уникальные свойства. Во-первых, она очень плотная и тяжелая (даже тонет в воде). Во-вторых, твердость в 2 раза выше, чем у дуба. И, в-третьих, хорошо отталкивает воду. Эти свойства древесины как раз и ценят мастера. Клавиши для пианино и роялей, панцири, ручки и накладки гитарных грифов, духовые инструменты – флейты, гобои, кларнеты – делают из чёрного дерева. Гитаристы-профессионалы особо ценят то, что центр тяжести смещается на гриф, изготовленный из чёрного дерева, панцирь от медиатора, соскочивший со струн, не даёт призвуков, а накладка грифа прекрасно держит ладовые пластинки и почти не изнашивается.

Сочетание клёна, ели и чёрного дерева используется практически во всех струнно-деревянных инструментах: смычковые, гитара, балалайка, домра, лира, цитра, арфа и другие.

Многие поколения мастеров экспериментировали с различными материалами для изготовления музыкальных инструментов: тополь, ясень, ольха, дуб, груша, вишня, акация, кипарис, орех…Некоторые остались навсегда в прошлом, другие используют и сегодня, но лучше всего отвечают требованиям акустики клён и ель. Это подтверждается и всеми современными исследованиями.

Требования к музыкальной древесине особые: она должна быть без сучка и задоринки в прямом и переносном смысле - не иметь сучков, завитков, крени и других пороков. Годичные слои должны быть одинаковой ширины, а на радиальном разрезе прямыми и параллельными. Выбрать материал для будущей скрипки или гитары непросто. Отбирается древесина для этого на складах леспромхозов, где из тысяч сваленных кряжей только с десяток бывают перспективными. Или же, прежде чем срубить дерево, лесоруб долго ходит по лесу, ударит по ели и слушает: поёт долго и звонко – значит, будет отменный инструмент. Еще один секрет – дерево нужно рубить зимой, когда в нём минимум влаги, а промышленная сушка древесины не допускается, такие инструменты будут непрочные.

Отличным материалом для изготовления скрипки мастера считают дерево, выросшее высоко в горах. Здесь дело в климате. В горах дерево подвергается резким перепадам температур и не перенасыщено влагой. Таким образом, летние слои становятся меньше, чем на равнине и в целом повышается относительная упругость, а значит и звукопроводимость.
В поисках хорошего материала мастера и реставраторы музыкальных инструментов часто отправляются на разборку старых домов, ведь эта древесина за десятилетия стабильного микроклимата приобретает поистине чудесные музыкальные свойства. Дело в том, что при постепенном высыхании в капиллярах смоляных ходов древесины образуются микроскопические резонансные камеры, и она как бы обретает голос.

Процесс изготовления подавляющего большинства музыкальных инструментов, невероятно сложен и требует от мастера большого опыта, знаний и умений. Мастер обязан знать не только свойства и все нюансы используемого им дерева, но также иметь первоклассный музыкальный слух. Такие люди большая редкость, чтобы стать настоящим творцом порой требуется целая жизнь.

Имена великих мастеров щипковых инструментов сквозь века дошли до наших дней: это династия Амати и Гварнери, Якоб Штайнер, Иван Батов и, конечно же, непревзойденный виртуоз Антонио Страдивари.

Свою первую скрипку А. Страдивари изготовил, будучи ещё совсем юнцом в мастерской Николо Амати, а последнюю девяностотрехлетним старцем и великим мастером.

Над разгадкой секрета волшебного звучания его скрипок бьётся уже не одно поколение учёных и музыкантов. Датские учёные считают, что секрет Страдивари кроется в древесине, из которой он делал скрипки. Выяснилось, что её плотность отличается от аналогичных характеристик в современных инструментах. Поэтому учёные предположили, что в ХVII веке деревья росли несколько иначе, чем сейчас, и причиной тому изменения климата.

Американские ученые утверждают, что неповторимым звукам инструменты Страдивари обязаны особому химическому процессу, в ходе которого погибли жившие в древесине личинки и грибок.

Некогда был проанализирован лак, которым покрыты инструменты Страдивари. Выявилось, что его состав содержит наномерные структуры. Получается, что ещё три столетия тому назад создатели скрипок опирались на нанотехнологии.

Существует много гипотез, почему скрипки Страдивари звучат так величественно и неповторимо, но ни одну из них доказать учёным так и не удалось. Секрет великого мастера не раскрыт до сих пор.

В России первый знаменитый мастер по изготовлению музыкальных инструментов был крепостным графа Шереметьева - Иван Андреевич Батов. Учился ремеслу в Москве у мастера Владимирова, но вскоре превзошёл своего учителя. В пушкинскую эпоху о Батове знала вся Россия. Его называли «русским Страдивари». Сам император Александр Ӏ приобрёл у Ивана Андреевича скрипку для своей коллекции за громадную по тем временам сумму – 2 тысячи рублей. А одну из своих удивительных виолончелей Иван Батов подарил графу Шереметьеву, и тот, растроганный таким щедрым подарком, отпустил мастера на свободу, даруя вольную.

В городе Санкт-Петербурге, в Государственном Эрмитаже, в зале, где выставлены музыкальные инструменты самых выдающихся мировых мастеров, хранятся скрипки и виолончели, на которых стоит клеймо их автора «Иван Батов». Уникальные творения хранят память о выдающемся человеке, олицетворявшем собой целую эпоху в музыкальной культуре нашей страны…

Тема нашего исследования очень глубока и обширна, поэтому, как говорил Козьма Прутков, « нельзя объять необъятное» и рассказать сразу обо всех мастерах и созданных ими музыкальных инструментах. Мы остановились на самых известных инструментах и любимых русским народом. Все эти инструменты «родом из леса». Так давайте же будем любить и беречь наши леса, и тогда они нам подарят много волшебных мелодий.

Для изготовления щипковых инструментов среднего качества можно использовать отходы деревообрабатывающих предприятий, бруски и доски домов, идущих на слом, детали мебели и негодной тары.

Однако эти материалы требуют соответствующей сушки и отбора.

Для изготовления инструментов высокого и высшего качества необходимо применение редких пород.

Ель

Деки музыкальных инструментов и некоторые другие детали делают из резонансной ели.

Различные виды ели произрастают практически на всей территории России. В качестве резонансной используют ель, отобранную в основном в Архангельской и Вологодской областях. Ель северных районов нашей страны обладает лучшими физико-механическими свойствами. Одно из главных ее преимуществ - это мелкие годовые слои, которые обеспечивают высокий модуль упругости и пригодность древесины в качестве резонансной.

Резонансные бревна отбирают из общей массы заготовленных бревен на нижнем складе леспромхозов. Отобранные бревна поступают на лесопильные рамы, где их распиливают на доски толщиной 16 мм. В целях получения наибольшего выхода древесины бревна распиливают за шесть приемов. Пример раскроя бревна диаметром 0,34-0,36 м показан на рисунке.

Отсутствие сучков, смоляных карманов, свилеватости и прочих пороков - обязательное условие качественной резонансной древесины.

Древесина ели белая со слабым желтоватым оттенком. На открытом воздухе с течением времени сильно желтеет. Резонансная ель строгается и циклюется по слою очень хорошо. Срез получается чистым, глянцевитым. После шлифовки поверхность ели становится бархатистой на ощупь со слабым матовым блеском.

Пихта

В качестве резонансного материала используют кроме ели еще и пихту кавказскую. По внешнему виду и физико-механическим свойствам кавказская пихта мало отличается от ели.

Береза. Хорошо просушенная и выдержанная березовая древесина вполне пригодна для изготовления ручек грифов и клепок корпусов щипковых музыкальных инструментов. Кроме этого березовая древесина идет на изготовление фанеры, которая может служить материалом для дна гитар. Березовый шпон употребляют для отделки инструментов в чистом и крашеном виде.

Береза

Занимает 2/3 площади лиственных лесов нашей страны. Промышленное значение имеет береза бородавчатая и береза пушистая.

Древесина березы белого цвета с красноватым, реже желтоватым, оттенком хорошо обрабатывается режущим инструментом. При окрашивании древесина березы равномерно впитывает краситель и дает ровный тон.

Бук

Древесина бука широко применяется в музыкальной промышленности. Ручки, пятки и головки грифов, подставки, корпуса гуслей и другие детали щипковых инструментов в промышленных условиях делают из бука.

Бук произрастает в южной и восточной частях нашей страны. Буковая древесина имеет характерный рисунок (крапчатый) и розоватый цвет. Древесина бука обладает высокими физико-механическими свойствами.

Бук хорошо обрабатывается ручным инструментом и шлифуется. Его поверхность хорошо выглядит под прозрачной отделкой и удовлетворительно воспринимает красители, но сохраняет в виде полос непрокрашенные зоны (ложные ядра).

Граб

Благодаря хорошей прокрашиваемости черными красителями, высокой твердости и прочности древесину граба применяют как имитацию черного дерева в изготовлении накладок грифа, панцирей и др.

Граб произрастает в Крыму и на Кавказе, а также на Украине и в Белоруссии. Цвет древесины граба белый с сероватым оттенком. Строгается древесина граба хорошо, но в отличие от черного дерева плохо полируется.

Клен

По потребляемым количествам в производстве высококачественных щипковых инструментов клен стоит в одном ряду с резонансной елью. Кленовые корпуса гитар, домр, балалаек и т. д. дают инструментам высокое качество звучания.

Из всех видов кленов наибольшее применение имеет клен остролистный и явор, или белый клен. Эти виды кленов произрастают в Крыму и на Кавказе, а также на Украине.

Древесина клена плотная, вязкая, хорошо поддается гнутью. Текстура клена остролистного представляет собой узкие темные полосы на серо-розовом фоне. Особенно красива текстура клена явора, которая под лаковым покрытием дает перламутровые блики. При правильном окрашивании поверхности клена явора этот эффект текстуры усиливается.

Красное дерево

Такое название имеет ряд пород древесины, которые обладают красным цветом разных оттенков и интенсивности. Наиболее часто под этим названием встречается порода древесины из Центральной Америки - американское махагони. Обладая достаточно высокими механическими характеристиками, древесина махагони может быть использована в изготовлении грифов.

Радиальный распил красного дерева под прозрачной отделкой имеет прекрасный вид, но чрезвычайно неудобен в обработке. Слои древесины с чередованием 1,5-3 см идут через один "в задор". Таким образом при строгании ручным инструментом, если 1-й и 3-й слои строгаются "по слою", то 2-й и 4-й - "в задор". Нередко только строгание цинубелем с последующим усиленным шлифованием позволяет подготовить поверхность красного дерева под чистовую отделку.

Палисандр

Очень твердая и механически прочная древесина палисандра с красивой шоколадно-коричневой, бурой, фиолетовой переходящей в черноту окраской нашла применение в изготовлении накладок и ручек грифов, панцирей, а в некоторых случаях и корпусов щипковых инструментов.

Породы, объединенные под названием палисандр, произрастают в лесах Южной Америки. Палисандр хорошо обрабатывается резанием и полируется, но имея выход крупных сосудов на срезанную поверхность, так же как и красное дерево, требует перед чистовой отделкой проведения операции порозаполнения. При обработке выделяет специфический приторный запах.

Черное дерево

Так называют породы семейства эбеновых. Произрастают эти породы в Южной Индии. Из черного дерева получаются лучшие накладки и ручки грифов, а также панцири. Очень высокие физико-механические свойства древесины придают инструментам необходимую прочность, жесткость.

Увеличение веса грифа в случае применения черного дерева смещает центр тяжести инструмента в сторону грифа, что особенно ценится исполнителями-профессионалами.

Изготовленный из черного дерева панцирь после качественной полировки не дает призвуков от соскочившего со струн медиатора. Накладка грифа из черного дерева мало истирается, а кроме того хорошо держит лады.

При всей красоте импортных пород следует предостеречь работающих с ними от заноз и попадания опилок в глаза и дыхательные пути. Многие из них содержат в древесине смолы и масла, способные вызвать раздражение слизистых оболочек или нарывы при попадании вместе с занозой под кожу. Занозы следует вытаскивать сразу и обрабатывать рану. При работе с электроинструментом рекомендуют надевать очки и марлевую повязку, закрывающую рот и нос.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...