Менталитет польской элиты с веками не меняется. Поляки – ревностные католики


Национальный менталитет поляков столь же сложный и разнообразный, как и их история. Некоторые свои качества поляки переняли от своих предков, хорошие они или плохие, сложно сказать.

Польский профессор истории Войцех Рошковский в течение нескольких лет изучал менталитет своего народа, каждую из своих черт характера профессор предзнаменовал ряду исторических событий, которые по мнению Рошковского, сильно повлияли на польский менталитет. Профессор истории полагает, что слабая буржуазия, упадок дворянства в 18 веке, долгая и кровопролитная борьба за независимость своего государства и быстрое развитие крестьянства сыграло решающую роль в менталитете поляков.

Из-за сильно развитой индивидуальности, поляки любят спорить и ругаться абсолютно на всех уровнях своей государственности, начиная от местных советов до парламента. Европейцы уже давно подметили эту склонность и называют склочные и шумные места «польским парламентом».

Длительная борьба за независимость и трагедия второй мировой войны привела поляков к тому, что они склонны к излишнему мученичеству и повышенному чувству справедливости.

Жизнь поляков при социализме привела к тому, что большинство из них перестали беспокоиться за государство и каждый начал улучшать свою собственную жизнь, что привело к росту коррупции и большому хищению государственной собственности. Социологический опрос показал, что 20% поляков не волнует, при каком государственном строе они живут, их больше волнуют свои личные и семейные проблемы. В 1989 году впрочем, как и в остальные года, явка на выборы не превышает 50%, за исключение выборов 2007 года, когда молодые поляки решили сменить правящие круги и пошли массово на выборы, что привело к 54% явке избирателей.

Годы социализма оставили и позитивный след в польском менталитете, из-за постоянного экономического кризиса местное население научилось экономить и придумывать выход практически из безвыходных ситуаций. Европейские эксперты отмечают, у поляков такую черту характера, как креативность, и способность найти наиболее рациональный выход из сложившийся проблемы. Как только началось крушение Польской Народной Республики, некоторые предприимчивые поляки начали строить капитализм с нуля, начиная с уличной торговли и киосков.

По мнению профессора психологии Евгения Бзезицкого, у поляков сложный психологический портрет, в большинстве своем поляки имеют скиртотимический тип личности. Данный тип личности характеризуется кратковременным энтузиазмом, креативностью и фантазией и даже местами самоотверженностью и терпеливостью к сложным условиям жизни и труда. Но как только поляк получает первый успех, он становится безрассудным, беспечным и самоуверенным. Другой профессор психологии Каземиж Домбровский выделяет следующие недостатки: подозрительность и недоверие, чрезмерная эмоциональность, склонность к протесту и индивидуализму, слабо развитые организаторские способности и низкое самоуважение. К достоинству профессор относит следующие черты характеров поляков: мужество и героизм, мягкость и романтичность, верность и ответственность, глубокое чувство свободы и независимости.

Многим исследователям польского менталитета кидается в глаза большая религиозность, однако не все так хорошо выглядит на первый взгляд. Поляки часто посещают костелы и иногда фанатично преданы своей религии, но как только дело приходит к выполнению 10 заповедей и к морально облику, польская религиозность тает.

Многие польские женщины крайне консервативны, их ценности — семья, дети и религия. Польские мужчины более либеральны и больше чем женщины любят деньги, свободу и власть.

По статистике, поляки желают получать высшее образование, практически каждый 4 поляк имеет такое образование. Каждый шестой поляк возрасте до 30 лет, склонен к переезду в другую страну ради получения более высоко оплачиваемой работы. У молодых поляков тесно переплетаются как консервативные, так и либеральные взгляды на жизнь.

На майские праздники к нам приезжали друзья из Харькова - пара с ребенком. Глава семейства первый раз был в Европе, и не переставал отмечать отличия. Ко многим вещам мы уже привыкли, а я попробовал по новому на эти отличия взглянуть. Ведь я уже привык к хорошим дорогам, отсутствию хамства, автоматизации и помощи в приемных различных ведомств, наличию открытых спортивных площадок с инвентарем, некоррумпированным полицейским (список огромен) ......

Но считаю ли я, что поляки лучше украинцев? Нет. Всё что я только что перечислил в предыдущем абзаце - ведь этого хотят и все украинцы (глупо не хотеть). Проблема только в том, что не все знают, как к этому прийти. А ведь всё просто, Конечно, нифига это не просто, но можно начать с малого - с себя. Не хамить, не мусорить, не нарушать ПДД - вот минимум с которого каждый может начать... И только не надо про окружение - уже проходили (см. Ч.I).

Постскриптум

Это отличие не попало ни в какую главу, но недавно вспоминали и обсуждали.

Знаете в чем основное отличие в культуре потребления алкоголя русского и европейца? У "русских" процесс состоит из выпивания и закусывания. У европейцев - наоборот. Они запивают еду алкоголем.

По русским меркам - поляки не умеют пить. Они почти не пьют чистую водку, разбавляя или запивая ее соком. Но иногда, кстати, могут пить вообще без еды. Это происходит во время оживленного общения. Тогда алкоголь потребляется очень долго, и либо это всякие джины с тониками, либо пиво, в крайнем случае - водка (опять же, запиваемая соком). Не без исключений, но я говорю о своем круге общения.

Помню во время второй поездки в Польшу с нами в вагоне ехал немецкий паренек. Очень общительный, и с большим запасом пива, который он попросил помочь уничтожить до границы. Я у него тогда допытывался, действительно ли в Германии сосиски - это самая популярная закуска к пиву. Он тогда долго не мог понять о чем я говорю, и говорил что да - сосиски они любят... и вообще разную еду они любят... запивать пивом.

ППС: Жду отзывов и комментариев. Единственный стимул, который заставляет продолжать писать в блог, это хоть какой-нибудь интерактив.

Думаю неверно характеризовать целую нацию или граждан всего государства как людей с одинаковыми характерами и привычками. Мне не нравится читать обобщенные статьи например “о русских женщинах” или “русском характере”. В свою очередь рассказать про поляков я могу только на основе своих впечатлений от взаимодействия с некоторыми из них. Все равно что-то ощущается остро, если ты сам другой нации и жил до этого 25 лет с людьми иного менталитета.

Для меня поляки это такая смесь немцев и славян. Говорят, в Польше есть свои оттенки в поведении и традициях у западных поляков и восточных, а столичные это свой особый народ. Гданьск особенен тем, что этот город очень либеральный и люди здесь такие же. Тут имеет место и история города как свободного, переходящего то к одному государству, то к другому. Плюс близость Гданьска к границам и туристическая привлекательность. Местные не агрессивны к приезжим и не удивляются зевакам в популярных местах. В Гданьске не чувствуешь себя чужаком, не ощущаешь неприязни и проблем от того, что ты не поляк.

Поляки достаточно участливые, помогающие. Такие милые и терпеливые люди по внешнему проявлению. Вам будут регулярно желать доброго дня, милого дня, доброй ночи. Все со всеми здороваются и постоянно говорят “prepraszam” - нечто между обращением и извинением. С поляками не стоит первым “быковать”, качать права, ругаться на повышенных тонах и вообще выходить из своих границ. Казалось бы правила приличного общества, но разве в России большинство конфликтов решается так?
Парни рассказывали, что сидели в клубе за столиком и огромный амбал поляк как-то споткнулся о чью-то ногу. Ребята думали сейчас будет разборка из разряда “чо расселись???”, но парень сам извинился что потревожил ¯ \ _ (ツ) _ / ¯

Главная проблема поляков - медлительность!
Все ооочень неспешно и никого это не смущает. Долго оформляют важные документы, контракты, справки и прочую бюрократию (это еще одна проблема:). Для получения разрешения на работу требуется полгода. Для подключения интернета подождать неделю. Для заказа справки в поликлинику неделя. И проблема не только с документами. Даже при желании оплатить услугу хорошими деньгами можно легко столкнуться с несоблюдением сроков или их необоснованной растянутостью. Остается только сказать “Ну это ж Россия Польша!”.

И еще беда - необязательность..
Вам могут обещать перезвонить/сделать/прийти, но очень часто договоренности летят к чертям. Это мои наблюдения касательно деловых и рабочих ситуаций. Моя рекомендация такая: если вам что-то пообещали в строго установленное временными рамками или контрактом и не выполнили, начинайте жестко “тыкать палочкой” раздолбаев. Нам русским привычно, что если сказали “перезвоним”, то надо покорно ждать. А тут так не работает, надо самому 5 раз позвонить после. Правила приличия и разумное поведение никто не отменял, но придется добиваться своего, если возможно вообще. Когда был период поиска съемного жилья часто случалось, что например риелтор пообещает перезвонить и назначить время показа. Ждешь-ждешь, не выдерживаешь спустя пару дней, а за это время квартиру сдают. Можно назначить деловую встречу и ждать 15 минут. Или посылку напишут что доставили в руки, а ты ее потом ищешь на ресепшене офиса.
Как-то на занятии польским я поинтересовалась: как вежливо извиняться за опоздание? У преподавателя конечно нашелся ответ, но как мы поняли это не самые распространенные фразы, которые можно услышать:)

С другой стороны, если начнешь предъявлять претензию, перед тобой обязательно извинятся за свой косяк и расскажут историю почему так случилось и сколько несчастией случилось на пути к вам. Поляки хоть и считаются очень неотесанной нацией, но на самом деле большинство очень воспитанные и вежливые.


Ну вот не смотря на все свое раззвиздяйство отсупать от инструкции полякам словно не позволяет сознание и менталитет. Например, очень тяжело объяснить польским сотрудникам что нужно задержаться и доделать работу. В компании, где большинство русских ребят, непонимание возникает именно поляков. То есть как это работать после 17??
Или что касаемо негибкости сервисов и услуг. Была однажды тяжелая поездка из Вроцлава в Гданьск в дни рождественских праздников. Как уже писала раньше, никто или почти никто не работает в такие дни. И вот мы едем шестой час в поезде зимой, а буфет или разносчики напитков и снеков не работают. Мы не знали об этом и не купили ничего заранее. Поезд не останавливается на станциях более чем на 5 минут, автоматов на платформах нет! Короче пить хотелось ну просто невыносимо. Мы попробовали позвонить в доставку пиццы и попросить за лишние 100 злотых оформить доставку на перрон. У операторов всех 100500 доставок, что мы обзвонили, рвался мозг от такой просьбы.. В итоге не удалось заказать ничего:(


А почему никто не хочет работать в праздники или лишние часы в будни? Потому что дома ждет семья. Вот такие милые, семейные и домашние поляки. У них в традициях сохранять близкие отношения с семьей, проводить с родственниками много времени. Рождество/Новый год/Пасха/Любой другой праздник - все собираются за столом и сидят дома с семьей. Еще на удивление сложно найти столик в нормальном кафе в воскресенье. Все будет занято даже днем и наверняка семьями, в том числе с детьми.

Из-за особой толерантности к детям семьи можно увидеть в разных, казалось бы, неподходящих заведениях. Приходят с детьми в рестораны, кафе-бары, даже если там достаточно громкая музыка или показательно элегантная атмосфера. Везде могут предложить столик для ребенка (такой высокий для кормления), часто есть детское меню и обязательно столик для пеленания в туалетах. Это хорошо и очень удобно, но бывает раздражает, что комфорт посетителей с детьми превыше всего.
Однажды мы зашли в ресторанчик на берегу моря с недешевым меню и тихой приятной музыкой. Заняли столик у окна, с приятным видом на берег и набережную. Ресторан был почти пустой. Спустя полчаса пришла пара с ребенком, сели около и включили ребенку мультики на телефоне на полной громкости. Я всё понимаю, но как-то неуместно на мой взгляд.. Персонал совершенно не возражал как и другие посетители, а мне звуки веселых мультов испортили романтическое настроение. * Родишь, тогда поймешь!!!*

@gdansk_official


Что еще интересного о людях и городе:

Польки много курят по сравнению с русскими девушками. Причем часто на ходу, что у нас кажется совершенно не принято среди женщин.

Мужчины не уступают женщинам место в транспорте. Есть специальные места для стариков и инвалидов, тут все строго. А вот если ты просто девчонка, то тут сама виновата, стой:)

И вот девчонки тут стоят, ходят, бегают. Польки почти не носят каблуков на улице, очень редко увидишь на шпильках или на чем-то неустойчивом.

В Гданьске и вообще в Польше много кондитерских, булочных, кофеен. Легко стать толстым:) Поляки любят немецкие пончики (есть такое около дома, так там вечно очередь) и гофры - вафли с кремом и топингами. Так же продают бельгийский шоколад, перед которым невозможно устоять.


Из алкоголя поляки в основном выбирают пиво, хоть знатоки и говорят, что оно тут так себе. А польская национальная кухня мне очень не нравится, она жирная, мясо часто в панировке, везде суют капусту и свеклу и очень много картошки. А вот после полуночи редкое заведение с кухней работает. Улицы почти пустые по вечерам, особенно в будни. Ходить вечером безопасно (по крайней мере в популярных районах).

Город дружелюбен к граффити. Не просто к надписям на заборах, а прям к таким художественным произведениям на стенах. Есть даже целый район Zaspa, где торцы многоэтажных домов украшены 30-метровыми рисунками или абстракциями на весь фасад дома.

В Польше нет бездомных животных. Или их быстро лишают статуса “бездомные”. В Труймясте три приюта и в них почти нет кошек, разбирают. Есть крупные собаки, с ними сложнее. Тем не менее ни разу не видела бездомного пса за год жизни в Гданьске!

Не перестаю приятно удивляться менталитету поляков. Уже месяц я живу в Варшаве, две недели я и супруг работаем среди поляков и каждый день испытываем удовлетворение. Здесь никто не смотрит свысока на человека низкого по статусу, иммигранта, работающего в сфере обслуживания. Уважительное обращение, свойственное Европе, здесь заметно ощущается.

Я работаю в небольшой частной школе для малышей. Детей принимают от 1,8 лет до 8 лет. Обучение, игры и общение здесь только на английском. Сейчас детей в день находится от 15 до 18 человек. Три воспитателя-учителя занимаются с ними, деля на группы по возрасту. Днем совсем маленькие спят, а другие играют-занимаются. Я прихожу к обеду, готовлю им суп на следующий день и обед на этот. Разница в обеде в Украине и в этом заведении существенна. Здесь есть завтрак, в половине первого дети едят суп, а в три часа едят второе (мясо, картофель и салат, к примеру). Чуть позже им дают что-то сладкое (фрукты, печенье, конфеты). До половины шестого детей забирают домой.

Дети здесь разного происхождения. Есть дети иностранцев: две девочки-двойняшки из Швеции, они понимают только французский и английский, есть ребенок из Франции, есть девочка, у которой папа русский, у одного мальчика мама русская, другие дети из Польши, но неплохо понимают и говорят на английском. Между собой и в разговоре с воспитателями детям нельзя разговаривать на другом языке, кроме английского. Родители, забирающие детей, обычно свободно общаются с воспитателями на английском. Есть учительница французского, которая иногда приходит на занятие с некоторыми детьми.

Все комнаты, стены лестницы увешаны работами детей (рисунки, аппликации) подписанные именем ребенка. Есть плакаты с фотографиями семей воспитанников, где они в домашней обстановке, на отдыхе. Есть музыкальные инструменты для маленьких, есть мини-сцена и костюмы, которые дети используют для занятий театром. В холле есть подвешенный детский гамак, кресла-качалки для детей, огромная машина и вообще много красивых больших игрушек, развивающих и полезных. В одной детской комнате на всю стену висит доска, где можно рисовать всем детям мелом. На ней нарисованы воспитанники школы, подписаны их имена. И художник, нарисовавший их, отлично передал выражения лиц детей, их особенности.

Хотя я напрямую не работаю с детьми, а только вижу их дважды на обеде, я начинаю запоминать их необычные для меня имена. Например, одного малыша называют только Александр, другую девочку зовут Зужя, есть Оливер, есть Оливия… Некоторые дети перестают есть самостоятельно, отвлекаются, разговаривают и не едят. Тогда воспитатели их докармливают. Я тоже принимаю в этом участие, хотя мне сложно говорить по-английски. Я только говорю им: «Ит (кушай), гуд гёрл (хорошая девочка)». Называю имя, когда знаю, как зовут ребенка. Если я знаю, что ребенок знает польский, то говорю с ним немного по-польски.

Недавно я увидела, что один малыш идя, потерял один тапочек. Я его остановила и показываю на тапок. Так как хвост моих волос свисал над его головой, это вызвало у него неописуемый восторг. Он счастливо улыбался, трогал ручками мои волосы, как будто увидел чудо. Чуть позже он стал приносить мне на кухню свои машинки и показывать их. Я поняла, что вызвала симпатию у малыша и доверие. Но воспитатель сказала ему идти обратно в игровую.
Один мальчик лет четырех Жероми, по-польски меня часто спрашивает, что я готовлю. Ему интересна моя работа, и он любит кушать. Когда макароны не вмешаются в ротик, малыши часто их вталкивают пальчиками… Однажды я бросила в суп-пюре сухой розмарин, и он плавал маленькими палочками. Когда я кормила малышку, она трижды вынимала пальчиками изо рта крохотные палочки и показывала их мне. С тех пор я решила не использовать эту приправу.

Мне составляют меню, и обсуждают со мной. Некоторые блюда кажутся мне необычными. Например, недавно я готовила макароны, которые сверху поливала подливкой: взбитую блендером размороженную клубнику со сметаной и сахаром. Детки ели с удовольствием эту еду. Скоро я буду готовить русские пироги (так называют в Польше вареники с картошкой, творогом и жареным луком). Я неуверенна, что это будет вкусно… Хотя польский очень похож на украинский и русский, но есть слова, совсем разные. Например, когда мне не могут объяснить: что представляет собой блюдо, я смотрю его рецепт в Интернете. Например, пульпеки в соше – это фрикадельки в соусе, по составу, как котлеты. Или, полондвички – это отбивные.

Перед праздником католической Пасхи, хозяйка школы сделала подарки всем учителям и мне в том числе, хотя я работаю здесь только две недели. Одному мальчику было очень интересно узнать, что находится в пакете, он топтался от него недалеко и спрашивал меня о разрешении посмотреть. Я ему сказала на своем ломаном польском, что он может посмотреть, он заглянул, увидев вино и конфеты, и что-то говорил мне, что я уже не смогла понять…

Супруг работает дворником в офисном 46-этажном здании. В его обязанности не входит мыть окна и фасад здания, поэтому пригласили работников другой фирмы, выполняющих такую работу. Муж был удивлен, увидев только мужчин-работников от 35-45 лет. Один был с «тоннелями» в ушах, другой был с косичками-дредами. И что интересно, они настолько старательно мыли, чего не сказать о подобных работниках в Украине. Если мужа просили занести стулья и столы в конференц-зал, то за это ему дополнительно платили, так как это было в нерабочее время. В Украине эту работу заставили бы дворника делать в обязательном порядке.

В то время, когда мужчины занимаются уборкой и мойкой окон, много охранников и полицейских встречаются женщин! В Польше нет дискриминации по возрасту. Мне говорили, что есть закон, запрещающий увольнять работника за несколько лет до выхода не пенсию. В супермаркете много мужчин средних лет обслуживают в зале, за мясной витриной, на кассе. Кассиры обычно средних и старших лет. В канун праздника видела на кассе пенсионерку лет 65. На кассе каждому покупателю кассир говорит приветствие и прощание, называет сумму покупки и сумму сдачи. Одна кассир ничего не говорила никому, а только шевелила губами. На стене возле ее кассы висел знак: нарисованное перечеркнутое ухо. Я поняла, что она была глухонемой! Это не мешало ей отлично выполнять ее работу.

Водители трамваем и автобусов одеты в рубашки и галстуки. На каждой остановке есть таблица с графиком движения маршрута и указанным временем остановки транспорта. Многие подходят на остановку, смотрят на часы и в график, когда им ждать свой маршрут. Обычно интервал в пятнадцать минут. Но в час пик бывают пробки, из-за чего маршрут сбивается. Многие поляки в транспорте читают книжки, что-то из планшетов или телефонов. Практически не видела в транспорте возмущенных пассажиров, как в Украине. Лица у всех спокойные, удовлетворенные. Днем обычно в транспорте и в магазинах много пенсионеров. Они куда-то ездят, с сумками на колесиках, общаются между собой. И мне так нравится их довольный жизнью вид. Они хорошо добротно одеты, обуты, многие старушки подкрашиваются и выглядят вполне современно.

Я уже писала о добродушии поляков. Дети выглядят детьми, я не раз наблюдала их, когда они группами ездили в общественном транспорте. Молодые парочки ведут себя пристойно. Одеваются в основном все просто, без нарочитости. Редко встречаются люди, пытающиеся своим внешним видом привлечь на себя внимание. Здесь вообще никто ни на кого не обращает внимания. И это дает неописуемый дух свободы. Мне это очень нравится.

Национальные особенности поляков отражают сложную историю народа, которая оказала огромное и не всегда положительное влияние на взгляды и поведение поляков. Но некоторые из этих особенностей поляки унаследовали также и от своих предков.

Профессор истории Войцех Рошковский перечислил исторические факторы, повлиявшие на национальный характер поляков: отсутствие государственного абсолютизма в Содружестве, слабость буржуазии, упадок дворянской культуры в 18-м веке, потеря государственности, долгая неудачная борьба за независимость в 19-м веке, быстрое развитие крестьянства, нелепости и противоречия, существовавшие в Польской Народной Республике.

Трудное наследие

В отсутствие духа среднего класса с его трудолюбием и обширной экономической активностью, в Польше доминируют не всегда славные и достойные модели культуры – такие как склонность к спорам на местном, государственном и парламентском уровнях (в Европе словосочетание «польский парламент» имело очень негативное значение), скандалам и крайнему индивидуализму. Последняя особенность нашла отражение в очень популярной поговорке: «Дворянин у себя в поместье равен палатину» (она означает, что над дворянином в его имении нет начальников, и поэтому ему не нужно уважать других людей).

.

.

.

.

.

.

Дворяне: надгробный портрет, 17-й век.

Длительное отсутствие государственности, поражение национальных восстаний в 19-м веке, трагедии Второй мировой войны и послевоенного времени создали у поляков чувство несправедливости и склонность к мученичеству.

Многое можно было бы сказать по поводу негативного воздействия социалистического государства на сознание поляков. Социалистическое государство давало им работу, зарплату и жилье, и заботилось – по крайней мере, согласно официальной пропаганде – об основных потребностях своих граждан. С другой стороны, оно не слишком хорошо знало своих граждан; жителей страны контролировали, вознаграждали их не за их реальные заслуги, а по усмотрению власти (люди знали, что успех в жизни зависит не от работы, а от позиции в обществе и привилегий). Поэтому поляки не чувствовали ответственность за страну и место своего жительства. Отношение к государству, как к инопланетному существу, на решение проблем которого рядовой человек никак не мог повлиять, привело к потере интереса к социальным проблемам, о чем свидетельствует низкий уровень участия в выборах на государственном и местном уровнях после 1989-го года. Явка избирателей на выборы в Польше не превышает 50%, за исключением выборов 2007-го года (53,9%), когда молодые поляки спешили на избирательные участки для того, чтобы снять правительство Ярослава Качиньского из партии «Право и справедливость» (“Prawo i Sprawiedliwosc”, PiS) . Это подтверждают результаты недавнего социологического исследования «Общественная диагностика-2011», которое показало, что поляки прежде всего сосредоточены на своих собственных делах и своей семье и для 20% (!) поляков не имеет значения, живут ли они в демократическом обществе или нет.

Позитивным наследием периода социализма является то, что живя в состоянии постоянного экономического кризиса, поляки научились находчивости, и за рубежом многих из них воспринимают как сотрудников, которые могут хорошо справляться с работой при любых обстоятельствах. Когда в конце существования Польской Народной Республики начали появляться более благоприятные для этого условия, люди начали активно строить капитализм с нуля – в буквальном смысле, с уличной торговли.

Сатирическое изображение поляков в телепрограмме «Кабаре Ольги Липинской».

Психологический портрет поляков

Психологический портрет поляков богат цветами и оттенками, в том числе и темными. По словам профессора психиатрии Евгения Бжезицкого, у поляков скиртотимический тип личности, характеризующийся недолго удерживающимся энтузиазмом, вычурностью и фантазией, смелостью, самоотверженностью, настойчивостью и терпением в трудных ситуациях, но также беспечностью и безрассудством в периоды успеха. Другой психолог, профессор Казимеж Домбровский, составил свой собственный каталог достоинств и недостатков типичного поляка. К недостаткам можно отнести чрезмерную эмоциональную возбудимость, подозрительность и недоверие, легкомыслие, поверхностность, восприимчивость к внешним впечатлениям (жестам, улыбкам, образу жизни), склонность к крайнему индивидуализму и протесту, низкие организаторские способности, отсутствие достаточного самоуважения, склонность выражать мнения, основанные на эмоциях, а не на рационально обдуманных фактах. К достоинствам относятся: склонность к романтизму и духовность, мужество, героизм, мягкость, отсутствие жестокости, верность, выполнение обязательств, глубокое чувство свободы, самостоятельность, независимость и индивидуальность, а также большой потенциал в различных областях.

В повседневной жизни эти достоинства и недостатки соединяются друг с другом, что не всегда приводит к лучшим результатам. Примеры:

  • стремление к свободе сильно во время ее отсутствия, но полученная свобода не всегда используются надлежащим образом (борьба за независимость во времена Польской Народной Республики и неучастие в общественных делах после 1989-го года);
  • мобилизация сил при необходимости, но отсутствие сотрудничества далее, споры и расколы (например, разделение бывшей «Солидарности» и враждебное отношение некоторых ее активистов к ее бывшему лидеру Леху Валенсе);
  • стремление к законности, но при этом подобное антизаконное поведение.

Религиозность

Для среднестатистического иностранца особенно отличительной чертой польского характера кажется религиозность. Но выясняется, что даже здесь не все так благополучно. Как отметил социолог Эдмунд Левандовски, польская религиозность «интеллектуально мелка, избирательна, фанатична и морально неэффективна. (…) Более всего уважается церковная мораль (участие в церковных службах), слабо осознаваемая строго религиозная мораль (евангельские идеалы) и по-разному принимается естественная мораль (связанная с Десятью заповедями).

Паломничество в Ченстохов, 2010;-й год; паломники одеты в народные костюмы города Ловича

Две Польши

Несмотря на эти универсальные черты характера, можно легко заметить, что поляки глубоко различаются по своему образу мыслей, что прекрасно иллюстрируют карты политических выборов. И снова драматическая история этой страны – разделы и послевоенные миграции – играет в этом огромную роль. Как видно из этих карт, разделение Польши на консервативную (Восточная и Южная Польша) и либеральную (Западная и Северная Польша) часто точно совпадает с границами старых разделов.

Парламентские выборы

2007-го года:

Президентские выборы 2010-го года:

Польша А

Поляки из северо-западных районов – так называемой Польши А, в которую входят экономически развитые земли, ранее принадлежавшие Германии (Нижняя Силезия, Померания), – это иммигранты: в основном репатрианты с восточных территорий, утраченных Польшей после Второй мировой войны, а также принудительные рабочие из Германии, солдаты с Запада, люди, переехавшие сюда из переполненной центральной Польши – теперь эту территорию населяют, очевидно, их потомки. Мобильность жителей этих районов способствует развитию либеральных взглядов, так как она подразумевает открытость миру, восприимчивость к любой новой информации и принятие более цивилизованных культурных моделей. Следовательно, западные и северные поляки менее зависимы от мнения местного окружения, и, несмотря на свою традиционно польскую (но менее выраженную) религиозность, католическая церковь имеет гораздо более слабое влияние на них. Немаловажным для мировоззрения и менталитета населения, исконно проживающего в Польше А (Wielkopolska – Великой Польше) оказался длительный контакт с культурой протестантской Пруссии и подход ее жителей к жизни. В результате, население этой территории Польши более открыто и экономически активно, а не пассивно ждет каких-либо милостей от государства (ранее – от царя) или Бога, что характерно для Польши Б.

Польша Б

Районы восточной и южной Польши, так называемой Польши Б, беднее, менее экономически развиты (захватчики не развивали здесь промышленность) и ранее принадлежали Российской империи. Именно здесь набирает на выборах больше голосов консервативная правая партия (ПиС), которая обращается к романтической модели патриотизма, основанной на святости символики и чувств. Из-за отсутствия мобильности (80% населения жили здесь поколениями) люди здесь выступают за сохранение традиционного уклада, проявляют отвращение к любым изменениям, испытывают глубокое недоверие к внешнему миру (который кажется не очень интересным) и уважение к мнению соседей и священника, который часто является консультантом по социальным и политическим вопросам. Религия в этой части Польши является очень важной частью жизни, она влияет на политические взгляды и поведение людей.

Поляки нашего времени (2011)

Самый последний портрет поляков содержится в социологическом исследовании «Общественная диагностика-2011» (проводится каждые два года), которое проводит профессор Януш Чапиньский из Варшавского университета. Самый удивительный в условиях нынешнего кризиса, хотя и отражающий устойчивую тенденцию в обществе, результат этого исследования – это очень высокий (до 80%) уровень удовлетворенности условиями жизни. Это ставит под вопрос традиционную польскую любовь к жалобам: когда на вопрос «Как дела?» поляк отвечает: «Все так же беден». Однако подтвердилась также и типичная тенденция поляков сосредотачиваться на сугубо личных делах.

Условиями счастья для среднего поляка являются хорошее здоровье (63,7%), успешный брак (53,2%) и дети (47,2%). Ценности более высокого порядка ценятся меньше: лишь 3% поляков назвали условием успешной жизни свободу, 4,5% – образование, 4% – дружбу.

  • Oбраз современной польской женщины очень консервативен. Для средней полячки наиболее важными ценностями являются семья, дети и религия. Работа, друзья и деньги ценятся женщинами меньше, чем мужчинами. (Читайте также: , ).
  • Поляки хотят получать образование – процент людей с высшим образованием составляет 24%.
  • Польша также занимает второе место в мире по количеству 19-летних студентов (80%).
  • Еще одна тенденция – это снижение интереса к религии – только 42,7% поляков подтвердили, что посещают мессы четыре и более раз в месяц (в 1992-м году таковых было 55,7%).
  • Каждый шестой студент хочет эмигрировать из Польши.

У молодых поляков либеральных взгляды смешиваются с консервативными.

школьники

Несмотря на то, что они открыты миру и не имеют никакого предубеждения по отношению к Западу (в отличие от их родителей), знают иностранные языки, они также поддерживают и старомодные иерархические структуры общества.

Поляки 2016

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...