Краткое житие святой великомученицы варвары. Икона святой великомученицы варвары сирийской


Святая икона мученицы Варвары Сирийской входит в число самых почитаемых образов в православии. Великая праведница является заступницей христиан и покровительницей женщин.

Святыня, написанная в честь великомученицы Варвары Сирийской, — знаменитый лик божьей страдалицы, которая умерла за свою веру . Её почитают как православные, так и католики. Святейший лик Варвары украшает гербы многих городов, и даже сам Рафаэль Санти изобразил святую мученицу на своей знаменитой картине, ставшей мировым шедевром, — «Сикстинская Мадонна».

История иконы Варвары Сирийской

Жизненный путь Варвары принадлежит к 4 веку. Она родилась в городе Илиополь, который был расположен на территории Египта. Поэтому многие христиане знают святую Варвару как «Илиопольскую». Ее семья относилась к благородному роду и имела огромное состояние. В те времена основным вероучением являлось многобожие. Большинство местных жителей исповедовали язычество, как и родители девочки. Сама Варвара с ранних лет прониклась глубокой любовью к Господу и интересовалась лишь .

Мать великомученицы умерла очень рано, и еще совсем маленькая девочка осталась на воспитании у своего отца — Диоскора. Когда праведница выросла, она целиком и полностью посвятила свою жизнь Господу, исповедуя христианскую веру. Тогда мирная и светлая жизнь Варвары наполнилась беспощадной жестокостью и страшными мучениями. Отец Варвары не одобрял ее религиозные взгляды и преданность Христу. Для Диоскора существовала только одна вера — идолопоклонничество. Он пытался склонить к язычеству и свою дочь, но она не поддавалась никаким убеждениям даже под пытками. Неоднократно сторонник многобожия сильно избивал мученицу за ее веру.

Однажды Варвару предали жестокому насилию: несколько язычников избили верующую хлыстами, не оставив на ее теле живого места. После безжалостного избиения мученицу бросили в темницу, где она услышала голос Господа, который сказал, чтобы она ничего не боялась, ведь Он рядом и защищает ее. Наутро Варвару обнаружили полностью здоровой, без каких-либо телесных повреждений. Увидев это, Диоскор окончательно разозлился и вновь предал свою дочь зверскому избиению. Но все равно не смог он оставить на ее теле ран, так как праведницу оберегал сам Бог . Тогда мужчина собственноручно отсек голову своей дочери, добившись ее смерти.

Великая поборница христианства, несмотря на все страшные испытания и зверские истязания, не отреклась от истинной веры и не пала духом. Она до последнего оставалась преданной Господу и с достоинством приняла на себя все страшные муки, выдержав жесткое самоуправство своего отца и его сторонников.

Своей стойкостью и храбростью Сирийская святая мученица Варвара заслужила любовь и доверие христиан со всего мира. Она является одной из четырнадцати православных великомучеников, кто своей божественной силой смог спасти тысячи людей от чумы. В честь заступницы христианства также назван известнейший американский город-курорт — Санта-Барбара.

Где находится чудотворный образ и мощи святой мученицы

Священный образ великой поборницы христианства украшает иконостас практически каждой святой обители нашей страны. Наиболее почитаемая и известная икона расположена в Московском храме на Воробьевых горах.

Также особенно чтимый и знаменитый лик святой Варвары хранится в Киевском Владимирском кафедральном соборе. Там же находятся и святейшие мощи благоверной. Католики и православные верующие с разных концов земли приезжают в храм, чтобы помолиться перед великим образом и прикоснуться к чудотворным нетленным останкам праведницы.

Описание иконы

Существует большое количество икон благоверной Варвары, поэтому варианты ее изображения различны. Но чаще всего великомученица изображена по пояс, в богатых одеяниях, главным из которых является мафорий, покрывающий Её голову и ниспускающийся до пят. В левой руке Варвара держит Потир — чашу для причастия . Благоверная христианка является единственной святой, удостоенной изображения на иконе со священным кубком в руках, прикасаться к которому вправе лишь священник. Ладонь левой руки страдалицы поднята вверх и раскрыта, символизируя чистые помыслы и честные намерения по отношению к молящимся верующим.

Иногда, в особенности у католиков, праведница изображена с короной на голове и с мечом в руке. Орудие знаменует казнь и жестокость. Также благоверная может держать в руке крест, а жестом другой даровать свое благословение христианам.

О чем молятся перед иконой святой Варвары

Православные верующие возносят молитвы перед великим образом с просьбами о защите и поддержке при любых жизненных трудностях и бедах. Христиане молятся перед иконой праведной Варвары об избежании непредвиденной кончины без возможности покаяться и не успеть исповедаться перед Господом. Но чаще всего люди молятся святой:

  • о защите от несчастных случаев, катастроф и трагедий;
  • об избавлении от душевных мук, грусти и депрессии ;
  • об избавлении от телесных недугов, в том числе неизлечимых;
  • о поддержке женщины во время родов, о защите от мучений и тяжких болей;
  • о спасении от огня, бурь и прочих природных бедствий;
  • об укреплении веры и силы духа .

Ко всему прочему, Варвара Сирийская является покровительницей военнослужащих, в особенности морских и воздушных сил, а также всех тех, кто работает в горах и шахтах.

Дни празднования

Согласно церковному календарю православных празднований, днем почитания и прославления великомученицы считается 17 декабря.

Во многих храмах России проводится специальное богослужение в честь памяти великой праведницы и божьей угодницы Варвары. В этот день многие христиане посещают священные обители, чтобы вознести свои молитвы перед иконой великомученицы. Большое количество православных приезжают в Патриарший Свято-Владимирский Кафедральный Собор, дабы прочесть слова молитвы перед священными мощами святой Варвары.

Молитва Варваре Сирийской перед иконой

Святейшая мученица Варвара наделена особой силой, которую даровал Ей сам Господь. Ей позволено принимать исповедь молящихся христиан и даровать им Божье прощение , отпуская им их грехи. Поэтому важно помнить, что молитву необходимо начинать с покаяния, слов благодарности благоверной за всю ее помощь и поддержку, а затем уже попросить о чем-то личном. Пример слов молитвы перед священным чудотворным образом страдалицы Варвары Сирийской:

«О, прославленная последовательница Божья! Услышь молебны мои, приди на помощь во времена тяжелые и мучительные. Прости мне грехи мои и подари свое благословение. Огради от уныния, нечестивых помыслов и неправедных поступков. Стань покровительницей всех нуждающихся, защити их от бед и злых недругов. Лишь Ты способна наполнить наши земные жизни счастьем, радостью и истинной, неугасаемой верой во Христа. Избавь от болей телесных, исцели душу от страданий, не позволь утратить чистую веру. Наполни сердца наши светом, теплотой и безграничной любовью к Всевышнему. Не перестану имя Твое праведное восхвалять и величать, о храбрейшая православная мученица Варвара! Да будет на все воля Божья. Отныне и на века. Аминь. Аминь. Аминь».

В католической и православной церкви великомученица Варвара Сирийская занимает особое положение. Её глубоко почитают христиане по всему миру. Святой образ благоверной творит поистине божественные чудеса.

Мученица помогает и покровительствует каждому верующему, чье сердце наполнено чистой любовью к Господу. Помните, что важно читать слова молитвы из добрых побуждений, от самого сердца. И, что немаловажно, по-настоящему верить в чудодейственные способности великой святой. Тогда поддержка великомученицы не заставит себя долго ждать, и вскоре вы увидите, как

17 декабря Православная Церковь чтит память святой великомученицы Варвары.
Эту же святую почитает и Католическая Церковь, 4 декабря, как святую Барбару.


Гробница (рака) с мощами святой Варвары в Киеве перед котоыми мне сподобилось помолиться в мае 2012 года

Одна из немногих всемирных святых, нетленные мощи которой находятся в Киеве в патриаршьем соборе Святого князя Владимира, принадлежащим Киевскому Патриархату.


Святая великомученица Варвара была дочерью знатного язычника Диоскора, жила с отцом в городе Илиополе Финикийском (нынешняя Сирия ), в царствование Максимиана Галерия (305—311). Она рано лишилась матери. Овдовев, Диоскор сосредоточил все свое внимание на воспитании единственной дочери. Варвара радовала его способностями и красотой. Он поселил дочь в башне, скрывая ее от посторонних глаз. К ней имели доступ только языческие учителя и служанки.

В уединении Варвара наблюдала жизнь природы, красота которой вносила в ее душу неизъяснимое утешение. Она стала задумываться над тем. Кто создал всю эту красоту? Бездушные идолы, сделанные человеческими руками, которым поклонялся ее отец, не могли быть источником жизни. Руководимая Духом Святым, Варвара пришла к мысли о Едином, Животворящем Боге, Создателе вселенной.

Многие знатные и богатые юноши, слыша о красоте и целомудрии Варвары, добивались ее руки. Диоскор предложил 16 летней дочери выбрать себе жениха, но Варвара решительно отказалась. Диоскор огорчился настойчивостью дочери и уехал из Илиополя, рассчитывая, что в его отсутствие Варвара будет скучать и переменит свое решение. Он предоставил ей полную свободу, надеясь, что беседы с разными людьми и новые знакомые повлияют на дочь и она согласится вступить в брак.

Вскоре после отъезда отца Варвара познакомилась с девушками-христианками, которые рассказали ей о Боговоплощении Иисуса Христа и Его искупительной жертве, о всеобщем воскресении и будущем суде живых и мертвых, о вечных муках грешников и идолопоклонников и блаженстве праведников. В сердце Варвары, давно жаждавшей слышать слово истины, загорелась любовь ко Господу Иисусу Христу и желание быть христианкой. Промыслом Божиим в то время в Илиополе находился пресвитер из Александрии. От него Варвара научилась основам христианской веры и приняла святое Крещение.

Перед отъездом Диоскор приказал построить баню с двумя окнами в честь солнца и луны. Варвара же упросила рабочих сделать три окна, во образ Троичного Света. Рядом с баней была купель, обнесенная мраморной оградой. На восточной стороне ограды Варвара начертала пальцем крест, который запечатлелся на камне, как будто был выбит железом. След стопы святой отпечатался на каменной ступени, и из него забил источник целебной воды.

Вскоре вернулся Диоскор и, узнав о распоряжении Варвары, остался им недоволен. При объяснении с ней он с ужасом узнал, что его дочь — христианка. Диоскор в ярости выхватил меч и хотел ударить им Варвару, но она бросилась бежать. Когда Диоскор стал догонять ее, дорогу Варваре преградила гора. Святая обратилась к Богу за помощью. Гора расступилась, и она вошла в расселину, по которой вышла на вершину горы. Там Варвара укрылась в пещере.

Диоскор нашел дочь с помощью пастуха, жестоко избил ее, а затем закрыл в небольшой темной комнате и стал морить голодом и жаждой, чтобы заставить отречься от христианской веры. Не добившись этого, он предал свою дочь в руки правителя Мартиана, гонителя христиан.

Мартиан долго старался уговорить святую Варвару поклониться идолам. Он обещал ей всякие земные блага, а затем, видя ее непреклонность, отдал на истязания: святую Варвару били воловьими жилами до тех пор, пока земля вокруг не обагрилась кровью. После избиения раны натерли власяницей. Едва живую Варвару бросили в темницу. В полночь темницу осиял несказанный Свет, и Сам Господь Иисус Христос явился к страждущей великомученице, исцелил ее раны, ниспослал ее душе радость, утешил надеждою блаженства в Небесном Царстве.

На следующий день великомученица Варвара вновь предстала перед судилищем Мартиана. Видя ее исцеленной от ран, правитель не вразу-мился и вновь предложил ей принести жертву идолам, убеждая, что это они исцелили ее. Но святая Варвара прославила Господа Иисуса Христа — истинного целителя душ и телес. Ее подвергли еще большим мукам.

В толпе стояла христианка Иулиаиия (ум. ок. 306), которая с возмущением стала обличать жестокость Мартиана и объявила перед всеми, что она тоже христианка. Ее схватили и начали истязать так же, как и великомученицу Варвару. Мучениц подвесили и стали бить воловьими жилами и скрести железными скребками. Затем великомученице Варваре отрезали сосцы и обнаженную повели по городу. Но Ангел Господень прикрыл великомученицу: ее наготу не увидели смотревшие на это истязание.

Правитель приговорил обеих мучениц к усечению мечом. Над святой великомученицей Варварой казнь совершил ее отец. Это произошло около 306 года. Мартиан и Диоскор сразу после казни получили возмездие от Бога: они погибли от удара молнии.

В предсмертной молитве святая великомученица Варвара просила Господа, чтобы Он избавлял всех, прибегающих к ее помощи; от нечаянных бед, от внезапной смерти без покаяния и изливал бы на них Свою благодать. В ответ она услышала голос с Неба, обещавший исполнить просимое.


======================================== ======================================== =
Некий благочестивый муж Галентиан, взял останки Варвары и Иулиании и похоронил их в селении Геласии, находившемся в 12 милях от Евхаит в Пафлагонии (Малая Азия). На этом месте был воздвигнут храм, а мощи святых исцеляли больных проказой.

Монастырь посвященный Варваре находился в Эдессе (Месопотамия), где, хранилась часть ее мощей. В Константинополе, в квартале Василиска, Вириной, вдовой византийского императора Льва Великого, была был построен в её честь великолепный храм, давший целому кварталу название Варвара (т.е. часть города, где находится св. Варвара).

В VI в. при византийском императоре Юстине мощи Варвары были перенесены в Константинополь и положены в этом храме. Здесь, согласно Синаксарю Константинопольской церкви, торжественно совершалось ежегодное празднование ее памяти. По свидетельству Анны Комнен, в храме св. Варвары спасались, как в месте убежища, обличенные в преступлениях и подлежавшие каре закона. Может быть, этим объясняется существующее в народе убеждение, что св. Варваре дана от Бога благодать спасать от внезапной и насильственной смерти.

Этот храм упоминается в латинском описании Константинополя XII в. («Аноним Меркати») и в Хождении Антония Новгородца (1200), где говорится также о хранившейся там окаменевшей груди Варвары, из которой сочились кровь и молоко.

Из «Хроникона» Андреа Дандоло известно, что большая часть мощей Варвары была привезена в Венецию и подарена венецианскому дожу по случаю бракосочетания его сына Джованни Орсеоло с Марией Аргиропулиной, родственницей византийского императора Василия II Болгаробойцы и сестрой императора Романа III Аргира. Это событие датируют 1005 -1006 годом. Первоначально в 1003 году они были положены в базилике Святого Марка, затем по просьбе Орсеоло, епископа Торчелло, святыня была перевезена в монастырь святого Иоанна, где оставалась вплоть до его упразднения при Наполеоне, после чего была перенесена в церковь святого Мартина на остров Бурано. В настоящее время часть мощей хранятся в оратории святой Варвары (oratorio santa Barbara) при церкви святого Мартина”
В 2007 году там побывала русская поломница и вот как она описала место в Венеции с частью мощей святой Варвары.


Венеция. Остров Бурано. Падающая Колокольня церкви Мартина с мощами Св. Варвары.

-Эту самую “ораторию” мы не смогли самостоятельно найти. Исходили весь храм, но бесполезно. Хотя нет, конечно не бесполезно, поскольку вблизи алтаря увидели заботливо охраняемую русскую православную икону Казанской Божией матери. Такая красавица! Помолились перед ней о здравии паломничающих… В конце концов обратились к местному католическому священнику. Он сразу же определил в нас русских православных паломников и молча пригласил следовать за ним. Вышли из церкви и вошли в дверь соседнего здания. Оно и оказалось той самой “ораторией”. Все в ней празднично и в цветах. Ведь идет Рождество Господне. Священнослужитель подвел нас к самым мощам, хранящимся в изящном мощевике и мы смогли не только коленопреклоненно помолиться, но и приложить к мощевику небольшие иконки святой великомученицы Варвары, которые здесь же продавались. Святая великомученица Варвара, моли Бога о нас… Не хотелось уходить их этого небольшого помещения ...

Оратория в Венеции с частью мощей святой Варвары (в наши дни)

Согласно западной традиции, мощи, представляющие нетленное тело Варвары без головы, были положены в храме св. Иоанна Евангелиста на острове Торчелло близ Венеции . Они описаны в «Хожении на Флорентийский Собор» анонимного суздальского книжника 1437-1440 гг.. Другая часть мощей, принесенная из Константинополя в Венецию в 1258 г. неким Рафаэлем, хранилась в церкви Санта-Мария дель Кроче.В 2003 году Папа Римский Иоанн Павел Второй передал их Элладской Православной Церкви в Грецию. Оставшуюся в Константинополе главу Варвары видел в ее церкви в 1348-1349 гг. Стефан Новгородец .

Согласно русской традиции, мощи святой были привезены из Константинополя в Киев Варварой Комниной, дочерью византийского императора Алексея I, вышедшей около 1103 г. замуж за кн. Святополка II. Они были положены в киевском Михайловском Златоверхом монастыре (построенном в 1108) . Во время монголо-татарского нашествия мощи были сокрыты церковнослужителями под ступенями каменной лестницы, и впоследствии об этом забыли. Они были обретены спустя несколько столетий, положены с почестями в храме и прославились многочисленными исцелениями . Об этих событиях известно из повести, написанной в 1670 г. Феодосием Сафоновичем, игуменом Михайловского Златоверхаго монастыря. Гипотеза о браке Святополка с Варварой, дочерью императора Алексея I Комнина, получившая распространение благодаря этой повести, опровергается новейшими исследованиями, которые считают Варвару Комнину вымышленным лицом и относят составление рассказа о ней к XVII в. в связи с прославлением мощей Варвары . Посетивший Киев в 1656 г. Антиохийский Патриарх Макарий слышал другое предание о перенесении мощей в Киев в связи с браком принцессы Анны с князем Владимиром Святославичем, Крестителем Руси. Однако наиболее вероятным представляется, что перенесение мощей Варвары в Киев состоялось уже после монголо-татарского нашествия и в период ослабления Византийской империи .

Почитание св. Варвары очень скоро сделалось всеобщим по всей России: уже в половине XII века св. Герасим переносит из Киева в северный Вологодский край икону св. Варвары вместе с другими особенно чтимыми иконами.

В 1644 г. при великом ревнителе православия Киевском митрополите Петре Могиле Киев посетил канцлер польского королевства Георгий Осолинский . Придя в церковь Михайловского монастыря для поклонения честным мощам великомученицы Варвары, он рассказал следующее:

- Я питаю глубокую веру в помощь святой великомученицы Варвары, ибо многие свидетельствуют, что тот, кто вручает себя ее заступлению, не умрет без покаяния и причастия Божественных Тайн. Я был в Риме и в западных странах и везде спрашивал, где находятся мощи святой великомученицы Варвары, на Западе или на Востоке. Мне сказали, что на Западе не обретается мощей святой великомученицы, нет их также и на Востоке, как утверждают бывшие там, но что они пребывают в здешних странах. Ныне верую, что именно здесь в Киеве находятся истинные мощи святой великомученицы Варвары .

Поклонившись с усердною молитвою святым мощам и с благоговением облобызав их, канцлер просил, чтобы ему дана была некая часть сих святых мощей. Ради его великой веры, ему была дана часть перста правой руки святой великомученицы, которую он и принял с великою благодарностью .

В 1650 г., при митрополите Киевском Сильвестре Коссове, литовский гетман князь Януш Радзивилл взял приступом город Киев. По его желанию, ему даны были две части мощей святой великомученицы Варвары, взятые от персей и от ребра . Часть от персей великомученицы гетман отдал своей жене, княгине Марии, благочестивой дочери молдовлахийского господаря Василия. Когда же Мария скончалась, то хранившаяся у нее часть мощей досталась киевскому митрополиту Иосифу Тукальскому и была принесена им в город Канев, а по его смерти была перенесена в город Батурин, где и ныне почивает в монастыре святого Николая Чудотворца и, благоговейно почитаемая, источает чудесные исцеления. Другую же часть от ребра великомученицы тот же князь Радзивилл послал в дар Виленскому католическому епископу Георгию Тишкевичу, исполняя его желание и усердные просьбы. Приняв этот дар, епископ хранил его с честью в своей палате в богато украшенном ковчеге. Спустя некоторое время, дом епископа сгорел, но ковчег с частью мощей святой великомученицы Варвары остался цел и невредим. Узнав об этом, все пришли в великое изумление и прославили Бога и святую великомученицу Варвару. Весть об этом чуде была принесена в Михайловский монастырь в 1657 г. А за год перед этим, в 1656 г., был в Киеве Антиохийский патриарх Макарий . С великою верою и любовью и со слезами он поклонился честным мощам святой великомученицы и поведал следующее:

- В моей патриархии, недалеко от Антиохии, есть город Илиополь, в котором пострадала святая великомученица Варвара. Когда я там расспрашивал о ее святых мощах, то мне сказали, что с глубокой древности их нет не только там, но и ни в другом каком-либо месте на востоке, но что они пребывают в Русской земле, которая некоторыми называется страною варварскою. Ныне несомненно верую, что здесь почивают истинные мощи святой великомученицы.

Патриарх усердно просил, чтобы ему дана была часть от сих святых мощей. Его просьба была исполнена Киевским митрополитом Сильвестром, и патриарх принял часть святых мощей с великою радостью и благодарением.

В Михайловском Златоверхом монастыре первоначально мощи Варвары покоились в кипарисовом гробу, затем в позолоченной раке из серебра, устроенной на средства гетмана Ивана Мазепы и, наконец, в драгоценной гробнице замечательной чеканной работы, созданной в 1847 г. петербургским мастером Андреевым на средства графини А. А. Орловой-Чесменской . Молитвами святой монастырь миновали эпидемии чумы и холеры, свирепствовавшие в Киеве в 1710, 1770, 1830, 1853 и 1855 гг.

В 30-х гг. XX в. мощи были перенесены в Киево-Печерский музей-заповедник. Очевидцы описывают мощи (без головы и кистей обеих рук) как нетленные, темные и очень твердые по сравнению с мощами печерских подвижников. В настоящее время они хранятся в киевском Владимирском соборе.

Левая рука Варвары, привезенная в XVII в. на Западную Украину греком Александром Музелем, происходившим из императорского рода Кантакузинов, была похищена иудеями, раздроблена и сожжена. Пепел и коралловый перстень хранились в соборной церкви апостола Иоанна Богослова города Луцка, а затем были перенесены митрополитом Гедеоном (Четвертинским) в храм Святой Софии Киевской. В 30-х гг. XX в. они были вывезены из СССР липковцами и теперь находятся в Эдмонтоне (Канада, провинция Альберта).

Антоний Новгородец, ставший после возвращения из Константинополя архиепископом Новгородским, в 1218 г. заложил на месте деревянной (существовавшей еще в 1138) церкви новый каменный храм во имя Варвары. Предполагают, что Антоний привез с собой частицу мощей этой святой. Из описей Новгородского собора Святой Софии известно, что в этом храме хранились частицы мощей Варвары и часть гроба этой святой.

О руке Варвары в монастыре Святого Креста (Иерусалим) упоминается в Хожении гостя Василия 1465-1466 гг. Частица ее мощей также была в Хальберштадте. В наст. время часть честной главы Варвары находится в церкви Агиа Епискепси в Трикале (Фессалия), часть руки - в монастыре Симонопетра (Афон), другие частицы хранятся в разных монастырях Греции и Кипра .

В Москве в церкви Иоанна Воина на Якиманке чтится часть перста Варвары с перстнем, перенесенная из церкви вмц. Варвары на Варварке. В храме Воскресения Словущего в Филипповском переулке (подворье Иерусалимского Патриархата) хранится частица мощей Варвары, подаренная подворью Иерусалимским Патриархом Иерофеем (1875-1882) .

В 1998 г. Варвару выбрали небесной покровительницей Ракетных войск стратегического назначения РФ, а в 2000 г. ее икона, находящаяся в наст. время в Самаре, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, побывала на борту орбитальной станции «Мир».

Жизнь и страдания ее давали материал вдохновению поэтов и художников; ее авторитетом доминиканцы защищали свое мнение в споре с францисканцами. По мнению набожных католиков, св. Варваре, кроме дара спасать от внезапной и насильственной смерти, принадлежит дар спасать от бури на море и от огня на суше; ее считают покровительницей шахтеров и артиллеристов .


Католический храм Святой Варвары в Витебске (Беларусь)


МОЛИТВА: Святая славная и всехвальная великомученице Христова Варваро! Собрании днесь в храме твоем Божественном люди, раце мощей твоих поклоняющиися и любовию целующии, страдания же твоя мученическая, и в них самаго Страстоположника Христа, давшаго тебе не точию еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, похвалами ублажающе, молим тя, известная желания нашаго ходатаице: моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нужная прошения, и дарует христианскую кончину живота нашего безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Таин причастну; и всем на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии, требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здравии пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Святая великомученица Варвара родилась в г. Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и вместе с тем лишить ее общения с христианами, он построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца.
Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира. Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает ее отец, то она мысленно говорила: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие». Так святая Варвара училась от творений видимого мира познавать Творца, и на ней сбывались слова пророка «Поучихся во всех делех твоих, в творении руку твоею поучахся» (Пс. 142, 5).
Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от нее решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству.
Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге, о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой Девы и о Его вольном страдании и Воскресении. Случилось так, что в то время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший вид купца. Узнав о нем, Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней Таинство Крещения. Священник изложил ей основы святой веры и затем крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. Просвещенная благодатью Крещения, Варвара еще с большей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь.
За время отсутствия Диоскора при его доме велось строительство каменной башни, где рабочие по приказанию хозяина намеревались соорудить два окна с южной стороны. Но Варвара, зайдя однажды посмотреть строительство, упросила их сделать третье окно - во образ Троичного Света. Когда же вернулся отец, то он потребовал у дочери отчета о сделанном, «Три лучше чем два, - говорила Варвара, - ибо у неприступного, неизреченного Света, Троичного, Три Окна (Ипостаси или Лица)». Услышав от Варвары христианские веро-учительные наставления, Диоскор пришел в ярость. Он бросился на нее с обнаженным мечом, но Варвара успела выбежать из дома. Она укрылась в горной расселине, которая чудным образом расступилась перед ней.
К вечеру Диоскор по указанию одного пастуха все же нашел Варвару и с побоями притащил мученицу в дом. Наутро он отвел Варвару к городскому правителю и сказал: «Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью. Мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле». Долго уговаривал градоначальник Варвару не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца. Но святая мудрою речью обличала заблуждения идолопоклонников и исповедала Иисуса Христа Богом. Тогда ее начали сильно бить воловьими жилами, и после этого растирать глубокие раны жесткой власяницей.
В конце дня Варвару отвели в темницу. Ночью, когда ее ум был занят молитвой, ей явился Господь и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моем". На следующий день все были удивлены, увидев Варвару, - на ее теле не осталось никаких следов недавних истязаний. Видя такое чудо, одна христианка, по имени Иулиания, открыто исповедала свою веру и объявила желание пострадать за Христа. Обеих мучениц начали водить обнаженными по городу, а затем повесили на дереве и долго пытали. Их тела терзали крючьями, жгли свечами, били по голове молотком. От таких пыток невозможно было остаться человеку живым, если бы мучениц не укрепляла сила Божия. Оставаясь верными Христу, по приказанию правителя, мученицы были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор. Но безжалостного отца вскоре поразила молния, превратив его тело в пепел.
Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081-1118 гг.), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь - в кафедральном соборе святого князя Владимира.

Святая великомученица Варвара родилась в г. Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и вместе с тем лишить ее общения с христианами, он построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца (кондак 2). Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира. Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает ее отец, то она мысленно говорила: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие». Так святая Варвара училась от творений видимого мира познавать Творца, и на ней сбывались слова пророка «Поучихся во всех

делех твоих, в творении руку твоею поучахся» (Пс. 142, 5) (икос 2).

Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от нее решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству.

Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге, о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой Девы и о Его вольном страдании и Воскресении. Случилось так, что в то время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший вид купца. Узнав о нем, Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней Таинство Крещения. Священник изложил ей основы святой веры и затем крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. Просвещенная благодатью Крещения, Варвара еще с большей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь.

За время отсутствия Диоскора при его доме велось строительство каменной башни, где рабочие по приказанию хозяина намеревались соорудить два окна с южной стороны. Но Варвара, зайдя однажды посмотреть строительство, упросила их сделать третье окно - во образ Троичного Света (икос 3). Когда же вернулся отец, то он потребовал у дочери отчета о сделанном, «Три лучше чем два, - говорила Варвара, - ибо у неприступного, неизреченного Света, Троичного, Три Окна (Ипостаси или Лица)». Услышав от Варвары христианские веро-учительные наставления, Диоскор пришел в ярость. Он бросился на нее с обнаженным мечом, но Варвара успела выбежать из дома (икос 4). Она укрылась в горной расселине, которая чудным образом расступилась перед ней.

К вечеру Диоскор по указанию одного пастуха все же нашел Варвару и с побоями притащил мученицу в дом (икос 5). Наутро он отвел Варвару к городскому правителю и сказал: «Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью. Мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле». Долго уговаривал градоначальник Варвару не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца. Но святая мудрою речью обличала заблуждения идолопоклонников и исповедала Иисуса Христа Богом. Тогда ее начали сильно бить воловьими жилами, и после этого растирать глубокие раны жесткой власяницей.

В конце дня Варвару отвели в темницу. Ночью, когда ее ум был занят молитвой, ей явился Господь и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моем". На следующий день все были удивлены, увидев Варвару, - на ее теле не осталось никаких следов недавних истязаний (икос 6). Видя такое чудо, одна христианка, по имени Иулиания, открыто исповедала свою веру и объявила желание пострадать за Христа (кондак 8). Обеих мучениц начали водить обнаженными по городу, а затем повесили на дереве и долго пытали (кондак 9). Их тела терзали крючьями, жгли свечами, били по голове молотком (икос 7). От таких пыток невозможно было остаться человеку живым, если бы мучениц не укрепляла сила Божия. Оставаясь

верными Христу, по приказанию правителя, мученицы были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор (икос 10). Но безжалостного отца вскоре поразила молния, превратив его тело в пепел.

Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081-1118 гг.), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь - в кафедральном соборе святого князя Владимира.


Сегодня 4/17 декабря Русская Православная Церковь торжественно чтит память святой древнехристианской мученицы Варвары. Варвара - уникальная святая, единственная святая, которой Церковь усвоила на иконе держать святой потир (по канонам Церкви его не может касаться никто из мирян - только священник). В православной иконографии только святой Иоанн Кронштадтский изображается с потиром в руке. Из потира совершается причащение священнослужителей и мирян.

Великомученице Варваре Господь дал особый дар - молитвы и ходатайства о последнем причастии человека. В своей предсмертной молитве святая великомученица Варвара просила Господа, чтобы Он избавлял всех, прибегающих к ее помощи, от нечаянных бед, от внезапной смерти без покаяния и изливал бы на них Свою благодать. В ответ она услышала голос с Неба, обещавший исполнить просимое. Поэтому святой Варваре молятся о том, чтобы не умереть без исповеди и Святого причастия, просят оградить от тяжких болезней и внезапной и скоропостижной смерти. Святой молятся также о помощи и заступничестве за детей, об избавлении от тяжких недугов и болезней, о помощи в унынии и грусти, утешении в печали.

В современном мире у святой мученицы Варвары появились новые области покровительства. 17 декабря 1959 года были образованы Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), поэтому этот день стал профессиональным праздником воинов-ракетчиков. Совпадение дня памяти святой Варвары с днем образования ракетных войск сделало святую Варвару небесной покровительницей ракетных войск. В любой ракетной дивизии на командном пункте есть икона великомученицы.

Широко известно, что за горнопромышленников перед Богом отвечает святая мученица Варвара. В новой России возобновление официального почитания горняками святой великомученицы Варвары связано с именем Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, который благословил почитать святую Варвару небесной покровительницей всех горно-добывающих отраслей и их вузов. Благословение Святейшего Алексия II было оглашено на Втором съезде горнопромышленников России в 2002 году. И сегодня горняки, как и все православные христиане, молятся святой великомученице Варваре об избавлении от внезапной смерти, других неожиданных неприятностей и бед.

Из Жития святой великомученицы Варвары

Святая Варвара жила в IV веке в период царствования Максимиана Галерия, жестокого гонителя христиан. Рано потеряв мать, святая Варвара жила вместе с отцом в городе Илиополе Финикийском (нынешняя Сирия). Отец девочки - знатный человек, язычник Диоскор, лишившись жены, сосредоточил все свое внимание на воспитании единственной дочери. Рано заметив редкую красоту и способности дочери, Диоскор поселил святую Варвару в башне, скрывая от посторонних глаз.

Окруженная только служанками и языческими учителями, святая Варвара часто наблюдала за жизнью природы. Действительно, с высоты башни открывались прекраснейшие виды. У Варвары было много времени для размышлений, и она стала задумываться о том, кто создал такую красоту, созерцание которой приносило ей необъяснимое утешение. Языческие учителя рассказывали ей о своих богах, но святая Варвара не могла поверить в то, что каменные идолы, которым поклонялись учителя и ее отец, могли создать такую красоту и наполнить ее жизнью.

Слухи о необыкновенной красоте и целомудрии святой Варвары привлекали многих знатных женихов, и отец предложил Варваре выбрать себе будущего мужа. Не ожидавший столь решительного отказа со стороны дочери, который он получил в ответ на свое предложение, Диоскор решил оставить дочь на некоторое время и разрешил ей свободно ходить, где она хочет, надеясь, что разлука с ним и общение с другими людьми смогут повлиять на ее согласие вступить в брак.

Сердце святой Варвары, давно ищущее слово истины, привело ее к девушкам-христианкам, которые рассказали ей о Создателе мира, о Боговоплощении Иисуса Христа и Его искупительной жертве, о всеобщем воскресении. Святая Варвара сразу поверила в Единого, Животворящего Бога, Создателя Вселенной и загорелась любовью к Господу Иисусу Христу. Пресвитер из Александрии, находившийся в то время в Илиополе, научил святую Варвару основам христианства. Спустя некоторое время она приняла Святое крещение.

Согласно Преданию, перед своим отъездом «… отец святой Варвары приказал построить баню с двумя окнами в честь солнца и луны. Варвара же упросила рабочих сделать три окна, во образ Троичного Света. Рядом с баней была купель, обнесенная мраморной оградой. На восточной стороне ограды Варвара начертала пальцем крест, который запечатлелся на камне, как будто был выбит железом. След стопы святой отпечатался на каменной ступени, и из него забил источник целебной воды».

Когда Диоскор узнал о распоряжениях дочери, он начал гневаться, но когда при объяснении он понял, что его дочь христианка, - пришел в совершеннейшую ярость, выхватил меч и хотел ударить им Варвару, но она бросилась бежать. Варвара бежала до тех пор, пока не уперлась в гору, преградившую ей дальнейшее бегство. Понимая безвыходность ситуации, она обратилась с молитвой о помощи к Господу. По ее молитве гора расступилась, образовав расселину, по которой девушка вышла на вершину горы. Там, в пещере она и укрылась от гнева отца.

Пастухи, видевшие Варвару на склоне горы, рассказали отцу, где прячется его дочь. Диоскор никак не мог допустить, чтобы его дочь была христианкой, он жестоко избил Варвару и посадил в темницу, оставив без еды и воды, надеясь, что она одумается и отречется от христианской веры. Когда Диоскор понял, что ничего не добьется, он передал свою дочь в руки правителя Мартиана, гонителя христиан.

Ни уговоры, ни обещания богатства и всяческих других земных благ не могли пошатнуть недавно обретенную Варварой веру, тогда Мартиан отдал приказание о пытках. Согласно Преданию, в «полночь темницу осиял несказанный Свет, и Сам Господь Иисус Христос явился к страждущей великомученице, исцелил ее раны, ниспослал ее душе радость, утешил надеждою блаженства в Небесном Царстве». На следующий день, когда Варвара предстала перед судом Мартиана исцеленной, он попытался убедить ее в том, что это идолы исцелили ее, уговаривая Варвару принести им жертву. Но святая Варвара прославила Господа Иисуса Христа как истинного целителя душ и тел. Ее подвергли еще большим мукам.

Не в силах вытерпеть наблюдаемого, христианка Иулиания, стоящая в толпе, с возмущением стала обличать жестокость Мартиана и объявила перед всеми, что она тоже христианка. Пытки продолжались еще несколько дней. Когда стало понятно, что девушки не отрекутся, Мартиан приговорил обеих мучениц к усечению мечом. Над святой великомученицей Варварой казнь совершил ее отец. Согласно легенде, Мартиан и Диоскор сразу после казни получили возмездие от Бога: они погибли от удара молнии.

Мощи святой Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина княгиня Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла их с собой в Киев, где они находятся и сейчас - в кафедральном соборе Святого князя Владимира.

Сразу после Крещения Руси великомученица Варвара стала одной из самых почитаемых святых русского народа. И вот сегодня во всех православных церквах звучат слова:

Агнице всеблаженная Варваро,
Божественне озарившися светом Святыя Троицы Трисолнечным
и в купели ут вердившися в побеждение лести отеческия,
веру исповедала еси Христову.
Тем, всечестная, свыше благодать тебе дарова Бог,
исцеляти недуги и болезни вся.
Егоже моли, великомученице, да спасет души наша.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...