Главный храм красной площади. Покровский собор (собор Василия Блаженного)


У храма очень много разных названий. Из них самые известные:

Храм Василия Блаженного, Покровский собор, храм Покрова Божией Матери, собор Покрова Божией Матери на Рву, Покровский храм, Троицкий храм.

Вплоть до 17 века, Покровский храм чаще всего называли Троицким, потому как первоначально на этом месте стоял Троицкий деревянный храм на рву — датированный серединой 16 века. На самом деле стоял он на возвышенности — рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль и засыпанным в XIX веке.

Построен был по приказу Ивана Грозного, в честь победы русского войска над Казанским ханством. (тогда ханство входило в состав Золотой Орды)

Кстати, многие историки утверждают, что Иван Грозный был беспощадным и злым тираном. Может ли тиран отдать приказ построить собор, выражая свою благодарность небесным покровителям? Рассуждать и заострять внимание не хочется… Правды мы все равно не узнаем. Но верится больше, что Иван был адекватным дядькой, и созидал он больше.

Почему храм Покрова Божьей матери

Все очень логично. Все исторические справки ссылаются на день, когда русская армия успешно штурмовала стены Казани. Всюду фигурирует точная дата 1 октября 1552года, в этот день на Руси отмечался праздник Покрова Божьей Матери. Над названием не пришлось долго думать.

Почему храм Василия Блаженного

И здесь все очень логично и просто — в честь Василия Блаженного. А вот с личностью последнего мало кто «знаком». И вообще почему Блаженный, почему Юродивый (не путать с уродливым).

Так вот: в старину юродивыми считали чудаков, отвергающих мирские ценности. Аскетический образ жизни, и немного безумия — основные черты во всех юродивых. А одним из синонимов «юродивый» и было слово — «блаженный». На старославянском блаженными считали тех, кто делал благие, хорошие дела, и в широком смысле блаженный - всякий, кто лицезреет Бога на небесах. По мне — блаженный тот, кто счастлив. А в христианстве, блаженный — особый лик святых.

О Василии Блаженном — интересная история.

Святой Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1468 года на паперти подмосковного Елоховского храма. Родители его были из простых и отдали сына в учение сапожному ремеслу. Во время учения Блаженного его мастеру пришлось быть свидетелем одного удивительного случая, когда он понял, что ученик его — не такой как все.

Один купец привез на баржах в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать их такими, чтобы не сносил их за год. Блаженный Василий прослезился: «Сошьем тебе такие, что и не износишь их». Купец не придал значения слезам чудака, заплатил и вышел. Мастер тот час спросил ученика, отчего тот плакал. Тогда ученик объяснил, что заказчик не обует сапоги, так как вскоре умрет. Через несколько дней пророчество сбылось.

В 16 лет святой пришел в Москву и начал тернистый подвиг юродства. В палящий летний зной и трескучий лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били Блаженного, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи были плохо испечены, а квас был и вовсе негодным. Почитание Блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды.


Графов Виталий Юрьевич Московский чудотворец Блаженный Василий

Вот еще один случай.

Однажды, один купец задумал построить на Покровке в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к Блаженному, а он направил его в Киев: «Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь». Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. «Кого ты качаешь?» — спросил купец. «Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание». Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, испросил у нее прощение и достроил церковь.

Проповедуя милосердие, Блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду.

Сурово осуждал Блаженный тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а надеясь легким путем привлечь благословение Божие на свои дела.

Ради спасения ближних Блаженный Василий посещал и корчмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть зерно добра, подкрепить их лаской, ободрить. Многие замечали, что, когда Блаженный проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, он со слезами обнимал углы того дома. Юродивого спрашивали, что это значит, и он отвечал:

«Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников».

В 1547 году он предсказал великий пожар Москвы; молитвой угасил пожар в Новгороде; однажды упрекнул царя Иоанна Грозного, что он во время Богослужения был занят мыслями о постройке дворца на Воробьевых горах.

Он постоянно обличал ложь и лицемерие. Современники отмечали, что это был чуть ли не единственный человек, которого боялся царь Иван Грозный. Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицей Анастасией.

мощи Василия Блаженного

Умер Василий Блаженный 2 августа 1552 года (иногда упоминается и 1551 год). Иван Грозный и бояре несли его гроб, а митрополит Макарий совершал погребение.

В описании облика святого сохранились характерные подробности: «наг весь, в руке посошок». Почитание блаженного Василия всегда было настолько сильным, что Троицкий храм и пристроенная Покровская церковь и доныне именуются храмом Василия Блаженного.

Основные даты

В 1552 году на Красной площади возле защитного рва, на том месте, где ранее стояла деревянная Троицкая церковь, и был похоронен самый почитаемый русский юродивый – Василий Блаженный, началось строительство нового каменного храма.

В 1588 году по велению царя Федора Иоанновича (великий князь Московский, третий сын Ивана Грозного) в Покровском храме был устроен придел Василия Блаженного, куда в серебряной раке поместили его мощи, и собор часто стали называть храмом Василия Блаженного.


Карл Иванович Рабус.

Еще одна версия — легенда

Покровский храм возводили в 1555-1561 годах русские зодчие Барма и Постник Яковлев, (а возможно, это был один мастер — Иван Яковлевич Барма).

Известна легенда, что, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли больше нигде построить такое чудо. Будто бы на вопрос царя, может ли мастер построить другой такой же прекрасный храм или еще лучший, тот с вызовом ответил: «Могу!» — и разгневал царя. «Ты лжешь!» — вскричал Грозный и приказал лишить обоих глаз, чтобы этот храм оставался единственным.

Народная молва разносила слух о том, что якобы этот храм Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: «Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили». Оттого будто бы храм и называется Василием Блаженным.

Уникальность архитектурной композиции собора и его символика.

Замысел Покровского собора основан на апокалиптической символике Небесного Иерусалима. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют геометрическую фигуру из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов, в которой нетрудно увидеть восьмиконечную звезду.

Число 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное — Царство «осьмого века» (или «осьмое царство»), которое наступит после Второго Пришествия Христа — после конца земной истории, связанной с апокалиптическим числом 7.

Квадрат выражает твердость и постоянство веры и является космическим символом Вселенной: его четыре равные стороны означают четыре стороны света, четыре ветра Вселенной, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия, четырех апостолов-евангелистов, четыре равносторонние стены Небесного Иерусалима. Совмещенные квадраты символизируют проповедь Евангелий на четыре стороны света, то есть на весь мир.


Фото: Слава Степанов

Восьмиконечная звезда — напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, — символизирует всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму.

Восьмиконечная звезда является и символом Пресвятой Богородицы — Владычицы Церкви и Царицы Небесной: в православной иконографии Божию Матерь изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства — до, во время и после Рождества Христова.

Престол в честь Покрова Богородицы размещен в центральном шатровом храме, который объединяет остальные главы, как бы собирая их вокруг себя. Это символизирует главенство, покровительство и заступничество Божией Матери над Церковью Христовой и над всей Русской землей. Шатер в русском храмостроительстве символизирует сень (навес), которая с глубокой древности возводилась над священным местом в знак его Богохранимости и святости.

Самое высокое здание в Москве

Покровский собор на Красной площади стал самым высоким строением Москвы (его высота равняется 60 метров) и являлся таковым до конца 16 века, когда при Борисе Годунове была построена колокольня церкви Иоанна Лествинчика высотой 81 метр.

При всем своем внешнем величавом великолепии Покровский собор внутри имеет достаточно скромные размеры. Во время проведения службы внутри могло поместиться очень небольшое количество людей, поэтому во время больших церковных праздников жители Москвы и священнослужители собирались на Красной площади.

В 1737 году во время грандиозного пожара храм Василия Блаженного очень пострадал и его пришлось реставрировать. Когда для предотвращения пожаров с Красной площади убрали деревянные церкви, то под его своды перенесли пятнадцать престолов снесенных деревянных церквей, а престол во имя трех патриархов Константинопольских был переименован во имя Иоанна Милостивого. Также был переименован престол Киприана и Устинии, он стал носить имя святых Адриана и Наталии. Всего на то время у собора было 11 приделов.

Во второй половине 18 века, в годы правления Екатерины II Покровский собор еще раз реконструировали. Были снесены 16 маленьких глав вокруг главных башен, а шатровую колокольню соединили со зданием самого собора. Именно тогда собор стал таким разноцветным, каким мы знаем его и сейчас.

Ещё одна легенда рассказывает о том, что Наполеон в дни оккупации Москвы его войсками, пожелал перевезти здание храма в Париж, а когда выяснилось, что технически это осуществить невозможно, то приказал взорвать собор вместе с Кремлем. И тогда, когда уже были зажжены фитили у взрывчатки, будто бы пошел дождь и погасил их.

Годы Великой Октябрьской революции принесли храму немало испытаний.

В сентябре 1918 года был расстрелян настоятель собора протоиерей Иоанн Восторгов. А имущество храма было конфисковано. Колокола сняли и отправили на переплавку, сам храм закрыли, но не уничтожили.

В тридцатые годы 20 века Кагановичем, занимавшимся составлением плана генеральной реконструкции Москвы в духе «пролетарской столицы» было вынесено предложение снести Покровский собор. Чтобы освободить место для проведения парадов и демонстраций, которые проводились на достаточно компактной Красной площади. И здесь стоит рассказать об ещё одной легенде.

Говорят, когда Каганович изготовил макет Красной площади со съемной Моделью Покровского собора и принес показать Сталину, то он начал показывать, как по Красной площади двигаются колонны и как им мешает собор. «А если бы его — р-раз!..» – говоря это он одним движением убрал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и неторопливо произнес знаменитую фразу: «Лазарь! Поставь на место!..»

Так или иначе, а храм выстоял. Большую роль в этом сыграл и архитектор П.Д. Барановский – настоящий подвижник и энтузиаст сохранения русской культуры. Ему приказали готовить храм к сносу, а он категорически отказался это делать, после чего направил наверх довольно резкую телеграмму. Что происходило после этого на самом деле – неизвестно, однако Снос храма Сталин отменил, а Барановский получил несколько лет заключения.


Фото: Слава Степанов

Ещё в 1929 году Покровский собор стали использовать в качестве филиала Государственного исторического музея, посетить его можно и сейчас. В экспозиции находятся образцы холодного и огнестрельного оружия, доспехи 16-17 веков, в башнях-церквях можно увидеть собрание древнерусских икон 15-17 веков, художественное шитье, образцы тканей, поделки из металла. В 70-е годы проводилась очередная реконструкция храма, во время которой в одной из стен была обнаружена винтовая лестница, по которой нынешние посетители музея попадают в центральный храм.

От себя добавлю еще, что быть в Москве и не прийти к стенам Храма, это невежество в самом чистом виде. Несмотря на обилие вездесущих туристов, дорогого стоит немного постоять у величавых стен, задуматься о смысле жизни, насладиться потрясающей архитектурой, аналогов которой нет в мире (вспоминаем вышеупомянутую легенду).





Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

…в воспоминанье

о победе над Казанью

двум умелым мастерам

Царь велел построить храм.

И воздвигли люди эти

Небывалый в целом свете, пестрый, сказочный собор,

Что стоит до этих пор…

Н. Кончаловская

Каждый, кто приехал в Москву впервые, обязательно идет на Красную площадь.

Красная площадь, Кремль, Собор Василия Блаженного — это основные достопримечательности Москвы, которые нужно увидеть в первую очередь.

Покровский собор (Собор Василия Блаженного) — православный храм. Официальное его название Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Разговорное его название — Собор Василия Блаженного. Знаменитый собор Василия Блаженного воздвигнут при Иване Грозном в 1555-1561 годах.

Покровский собор — великолепный ансамбль удивительной гармонии и большой силы. Собор Василия Блаженного — символ Москвы и русского искусства.

Храм считается одним из лучших произведений древнерусского зодчества. Необычен он и как произведение инженерно-строительного искусства. Он является памятником мирового значения и входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. В настоящее время Покровский собор является филиалом

Постройкой храмов в России всегда отмечались значимые события.

По какому же случаю построен Покровский собор?

1 сентября 1552 года русские войска штурмом взяли Казань и присоединили ее к территории России. По приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством был возведен храм. Первоначально строение было деревянным. Простоял храм не более полугода. В 1555 году было начато строительство каменного собора, которое сохранилось до наших дней. Архитекторами столь великого сооружения были Постник и Барма.

Первоначально храм назывался собор Покрова на Рву. Почему Покрова?

Храм был построен в честь казанской победы. Решающий приступ к Казанскому Кремлю пришелся на день церковного православного праздника Покрова Богородицы, символизирующего защиту. По преданию, Богородица когда-то спасла Константинополь, укрыв его своим покрывалом.

Почему на Рву?

Собор был воздвигнут у Кремлевского рва.

Почему Собор Покрова на Рву имеет другое название — Храм Василия Блаженного?

По народным преданиям, жил в Москве нищий скиталец Василий. На улицах и площадях юродивый просил подаяния. Острый на язык он всем, даже царю, говорил правду в глаза. В народе Василий почитался Блаженным, то есть святым, Божьим угодником, предсказателем. Он умер в 1588 году и был погребен в северо-восточной части Покровского собора. Через шесть лет после смерти старец был причислен к лику святых. Его могила была очень почитаема москвичами. Позже над ней был сооружен придел — небольшой храм Святого Василия. С тех пор и по сей день все это великолепное сооружение стало называться Храмом Василия Блаженного. В народных преданиях хранились истории о чудесных исцелениях, происходивших с помощью его мощей, хранившихся в Васильевском приделе.

Собор предназначен для созерцания снаружи, внутри он суров и лаконичен.

Яркие, разноцветные купола радуют глаз. Всего их девять и все они разные.

Средневековое искусство всегда было символично. Храмовый ансамбль составляют восемь церквей, которые сгруппированы вокруг девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери. Каждая из церквей посвящена святому, день празднования которого совпадало с самыми упорными восемью сутками штурма Казани.

В 1552 году на великий славянский праздник Покрова Божьей Матери на далёкой чужбине русские рати взяли штурмом Казань, Иван Грозный в честь этого знаменательного для Руси события приказал заложить на величественный православный храм Покрова Божией Матери . Сейчас мы знаем его под названием Собор Василия Блаженного .

Возвели за 6 лет - с 1555 по 1561 гг, что по меркам того времени было просто очень быстро.
В июне 1557 года митрополит Макарий освятил тогда ещё не достроенный храм во имя Покрова Богородицы в присутствии Ивана Грозного.

Строительство продолжилось и после смерти царя, закончившись уже во время правления сына Ивана Грозного, Фёдора Ивановича. Поднявшись свои купола на высоту 60 метров, Покровский собор стал самым высоким строением в Москве, он оставался таким до конца 16 века, тогда при Борисе Годунове построили колокольню церкви Иоанна Лествинчика, высотой 81 метр.

Силуэт храма причудливой формы воцарился над Китай-городом, широко раскинувший свои территории. Новый собор восторгал москвичей и вызывал удивление у приезжих в Москву иноземцев.


Саша Митрахович 25.12.2015 12:10


Слова одного летописца про Собор Василия Блаженного: «И все послы и купцы дивились, говоря, что не видели мы ни в коих царствах, ни в своих, ни в чужих, такой красоты, и силы и славы великой».

До сих пор не умолкают споры среди исследователей о том, кто был архитектором такого чуда. По официальной версии храм возводило два зодчих, Плотник Яковлев и Барма. Но некоторые историки считают, что это был один человек - Иван Яковлевич Барма, прозванный народом - Плотник. Другие выдвигают предположение, правда ничем не подтверждённое, что архитектор был из Италии, за эту гипотезу свидетельствует оригинальный и несвойственный для русской архитектуры стиль - смешение русского зодчества и европейского Ренессанса.

После завершения строительства возникла легенда, согласно которой царь приказал ослепить великих мастеров, чтобы никто и нигде не смог построить храм краше . Но легенду опровергли историки, они нашли подтверждения тому, что зодчий Плотник занимался постройкой и других храмов на Руси, в частности Казанского кремля.

Покровский храм очень сильно пострадал от пожара в 1737 году, но был восстановлен, после чего под его купола были перенесены престолы пятнадцати церквей с Красной площади.

Во время Екатерины II, во второй половине 18 века, собор полностью реконструировали, сохранив восьмеричную символику маленькие купола вокруг башен убрали, шатровая колокольня объединилась с собором. В то же время собор разукрасили в современную цветовую палитру, собор стал ещё краше и нарядней, превратившись в настоящее архитектурное чудо.

Несколько раз за свою многовековую историю находился на грани полного уничтожения, но по Промыслу Божьему храм прекрасно пережил все исторические катаклизмы и сохранился до нашего времени практически в первозданном виде.

«Поставлен бысть храм каменный преудивлен, различными образцы и многими переводы, на одном основании девять престолов»

Первый раз собор оказался под угрозой уничтожения, когда Наполеон, войдя в и лицезрев такое чудо, захотел перенести собор в Париж, но воплотить такой проект в жизнь ему оказалось не под силу. Перед отступлением он приказал взорвать храм и Московский кремль, жители пытались помешать вандализму, но безуспешно, и тут случилось божественное вмешательство - внезапно хлынул проливной дождь и затушил горящие фитиля.

Также после революции 1917 года храму грозил снос. В сентябре 1918 года большевики расстреляли протоиерея Иоанна Восторгова, настоятеля собора Василия Блаженного, всё имущество храма было конфисковано, его звонницы и колокола переплавили, сам храм был закрыт.

Лазарь Каганович в 1936 году предлагал снести Покровский собор, чтобы расчистить Красную площадь для массовых праздничных демонстраций и парадов. Только героическое личное мужество и самопожертвование архитектора П.Д. Барановского спасло храм от уничтожения. Он наотрез отказался готовить собор к сносу и пригрозил покончить жизнь самоубийством, а потом отправил очень резкую телеграмму наверх.

Есть легенда, что Барановский стоя на коленях в Кремле умолял Сталина не сносить собор Василия Блаженного, он спас Покровский собор, но сам заплатил за это тюремным заключением.

Покровском собор стал музеем и стал принимать экскурсии туристов. В 70-е годы во время реставрации в стене обнаружили винтовую деревянную лестницу, по ней и попадают сейчас посетители музея в центральный храм, где могут видеть великолепный взмывающий в небо шатер, ценнейший иконостас и пройтись по узкому лабиринту внутренней галереи, сплошь расписанную дивными узорами.

Первое всенощное бдение и литургия в храме прошло в ноябре 1990 года, его колокола вновь зазвонили на освящении Казанского собора. В престольный праздник Покрова 13-14 октября, самый святой для храма праздник, здесь совершается божественная служба.


Саша Митрахович 26.12.2015 10:20

Главный собор на Красной площади - храм Василия Блаженного - всемирно известный памятник русской церковной архитектуры. Входит в реестр объектов культурного наследия Мирового уровня под эгидой ЮНЕСКО. Другое его название - Покровский собор.

Еще один расположен на углу Никольской улицы, возле Монетного Двора. Этот храм обладает своей собственной историей. Соборы Москвы на Красной площади были построены в разное время и каждый из них по-своему интересен и знаменит.

Многие москвичи и гости столицы считают, что на Красной площади не два собора, а гораздо больше. Это мнение ошибочно, так как другие шедевры русского храмового зодчества, хоть они и видны с Красной площади, находятся за на территории Московского Кремля. Таким образом, ответ на вопрос о том, сколько соборов на Красной площади, однозначен.

Центр Москвы отличается обилием памятников архитектуры.

Покровский собор на Красной площади, фото которого представлены в данной статье, расположен напротив Спасской башни Кремля, в начале Васильевского спуска. Недалеко находится бронзовый мемориал Минина и Пожарского, установленный в 1818 году.

Собор Покрова на Красной площади является самой грандиозной Группы туристов и отдельные посетители часами ходят по галереям. И если спросить японца, француза или датчанина о том, какой собор на Красной площади им понравился больше, они, не задумываясь, назовут собор Покрова. То же самое скажут и москвичи.

Покровский собор на Красной площади - это непревзойденный шедевр храмовой архитектуры середины 16 века, построенный в честь великого события, произошедшего на Руси в октябре 1552 года - взятия Казани и победы над казанским ханством. Царь Иван Грозный распорядился выстроить такую церковь, "какой не может быть подобия". Этой "церковью" и стал Покровский собор на Красной площади, который возвели за шесть лет, в период с 1555 по 1561 год. Позже было сделано несколько пристроек культового характера.

Структура

Архитекторы Барма и Постник создали проект собора, состоявшего из центрального столпа и восьми приделов, которые они расположили по сторонам света, в соответствии с канонами церковного строительства того времени:

  • Центральный столп - Покрова Пресвятой Богородицы.
  • На восток - придел Святой Троицы.
  • На запад - придел "Вход Господень в Иерусалим".
  • На северо-запад - придел "Григория каталикоса Армянского".
  • На юго-восток - придел "Свирского Александра".
  • На юго-запад - придел "Варлаама Хутынского".
  • На северо-восток - придел "Иоанна Милостивого".
  • На юг - придел "Николая Чудотворца".
  • На север - придел "Киприана и Устиньи".

В соборе нет подвалов, основанием служит фундаментальный подклет, своды которого опираются на кирпичные стены трехметровой толщины. До 1595 года подклет Покровского собора использовался для хранения царской казны. Кроме золота, в хранилищах размещались самые ценные иконы.

Второй этаж храма - это непосредственно все приделы и центральный столп Покрова Богоматери, окруженные галереей, из которой можно попасть через арочные входы во все помещения, а также пройти из одной церкви в другую.

Церковь Свирского Александра

Придел юго-восточного направления освящен во имя Александра Свирского, преподобного. В день его памяти, в 1552 году, произошло одно из решающих сражений Казанского похода - разгром конницы хана-царевича Япанчи.

Церковь Александра Свирского - один из четырех малых приделов, состоящий из нижнего четверика с восьмериком и барабаном с окнами. Придел венчает купол с крестом.

Церковь Варлаама Хутынского

Церковь Варлаама Хутынского, преподобного, освящена во имя его. Четверик в основании переходит в невысокий восьмерик и далее в купольное навершие. Апсида церкви смещена в сторону Царских ворот. Внутреннее убранство включает в себя тябловый иконостас с иконами 16 века, среди который выделяется икона новгородская "Видение Тарасия, пономаря".

Церковь "Вход Господень в Иерусалим"

Придел западного направления освящен в честь праздника "Вход в Иерусалим". Большая церковь в форме двухярусного восьмигранного столпа, переход от третьего яруса к барабану осуществляется с помощью промежуточного пояса из кокошников, расположенных "вперебежку".

Внутреннее убранство носит богатый декоративный характер, не лишенный торжественности. Иконостас унаследован из собора Александра Невского, ранее находившегося в Московском Кремле. Четырехъярусная тябловая конструкция украшена золоченными накладками и резными деталями из палисандра. Нижний ряд икон повествует о Сотворении мира.

Церковь Григория, коталикоса Армянского

Придел, обращенный на северо-запад, освящен во имя просветителя Армении. Малая церковь, четверик с переходом в невысокий восьмерик с тремя ярусами кокошников "вперебежку", взятых из крестово-купольного стиля кубических храмов второй половины 15 века. Купол своеобразной формы, ромбовидные выступы перетянуты "сеткой" из темно-зеленых полос.

Иконостас разнообразный, в нижнем ряду - бархатные пелены и на них изображены кресты Голгофы. Интерьер церкви полон "тощими" свечами - деревянными подсвечниками, в которые вставляли тонкие По стенам расположены витрины с облачениями для священников, фелони и стихари, расшитые золотом. В центре кандило, украшенное финифтью.

Церковь Киприана и Устиньи

Большая церковь, обращенная на север. В день памяти Киприана и Устиньи царское войско штурмовало Казань. Восьмигранный столп с фронтонами переходит через ярус кокошников в граненый барабан. Купол, сложенный из вертикальных долей синего и белого цвета, увенчивает столп. Внутреннее убранство церкви состоит из резного иконостаса и многочисленных настенных росписей со сценами жития святых.

Церковь многократно реставрировалась, последнее обновление датируется 2007-м годом, финансовая поддержка поступила от АО "Железные Дороги России".

Придел Николы Великорецкого

Придел, обращенный на юг, освящен во имя Николая Чудотворца, названного Великорецким в честь иконы обретенной в Хлынове на реке Великой. Церковь представляет собой двухярусный восьмигранный столп с фронтонами, переходящими в ряд кокошников. Над кокошниками высится восьмигранник, увенчанный главой с православным крестом. расписной, несет на себе волнистые полосы красного и белого цвета.

Церковь Святой Троицы

Еще один большой придел Покровского собора, обращенный на восток, освящен во имя Великой Троицы. Двухярусный столп восьмигранной конфигурации, обрамленный остроконечными фронтонами на нижнем ярусе, окруженный кокошниками в средней части и увенчанный восьмериком с куполом, является самым красочным во всей композиции Храма Василия Блаженного.

Придел "Трех Патриархов"

Обращенный на восток придел освящен в честь трех патриархов Константинопольских: Иоанна, Павла и Александра. Отличается большим пятиярусным иконостасом барочного типа, с иконами местного ряда, деисусного, жития с клеймами. Интерьер был отреставрирован в 2007 году.

Василий Блаженный

В 1588 году собор на Красной площади был достроен с северо-восточной стороны. К столпу "Григория Армянского" добавили придел в честь Василия Блаженного, умершего в 1552 году, останки которого были погребены как раз на месте строительства собора.

Покровский собор на Красной площади, помимо своей архитектурной, а также исторической ценности, обладает еще и сакральными признаками в плане культовых захоронений. В в подклете собора был погребен Иоанн Московский. В 1672 году в Покровском соборе произошло захоронение мощей Иоанна Блаженного, чудотворца московского.

Казанский собор на Красной площади

В 1625 году на Никольской улице был выстроен деревянный Храм Казанской Божьей Матери на средства московского князя Пожарского. Спустя девять лет Казанская церковь сгорела и на ее месте возвели каменный Казанский собор. На этот раз строительство храма оплатил царь а освящена новая постройка была в 1636 году патриархом Иоасафом Первым.

В период сталинской реконструкции Манежной площади собор снесли, это произошло в 1936 году. Храм Казанской Божьей Матери воссоздали в начале девяностых годов, по инициативе Московского общества охраны памятников культуры. В настоящее время Казанский собор, расположенный на Красной площади, является одним из самых заметных шедевров московской храмовой архитектуры.

Сегодня 12 июля Покровский собор, более известный как храм Василия Блаженного, отмечает свое 450-летие. Эта дата не случайна: 2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года была освящена центральная Покровская церковь собора.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный как храм Василия Блаженного , расположен в южной части Красной площади в Москве, близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке. Он построен в середине XVI века по распоряжению царя Ивана IV Грозного в ознаменование покорения Казанского ханства - части бывшей Золотой Орды - в знак благодарения за одержанную победу.

Что стояло раньше на месте Покровского собора точно не известно. Русские летописи содержат отрывочные и противоречивые сообщения о деревянных и каменных церквях. Это порождало немало догадок, версий и легенд.

По одной из версий, вскоре после возвращения Ивана IV Грозного из Казанского похода 1552 г. на месте будущего храма Покрова на Рву на бровке Москвы-реки, на возвышенности была заложена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с семью приделами.

Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал Ивану Грозному создать здесь каменную церковь . Митрополиту Макарию принадлежала и основная композиционная идея будущего храма.

Первое же достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор. Он простоял немногим более полугода и был разобран перед началом строительства каменного собора весной 1555 г.

Покровский собор возводили русские зодчие Барма и Постник (есть версия о том, что Постник и Барма - имена одного человека). По легенде, чтобы зодчие не смогли создать нового лучшего творения, царь Иван IV по завершении строительства выдающегося шедевра архитектуры велел их ослепить. Впоследствии была доказана несостоятельность этого вымысла.

Строительство храма велось всего 6 лет и только в теплое время года. В летописи содержится описание "чудесного" обретения мастерами девятого, южного престола, после того, как все сооружение было практически завершено. Однако четкая симметрия, присущая собору, убеждает в том, что у зодчих изначально было представление о композиционном строении будущего храма: предполагалось поставить восемь приделов вокруг центральной девятой церкви. Храм строили из кирпича, а фундамент, цоколь и некоторые элементы декора были выполнены из белого камня.

Уже к осени 1559 г. собор был в основном завершен. В праздник Покрова Богоматери освятили все церкви, за исключением центральной, так как "болшая церковь средняя Покров того году не совершена".

Освящение Покровской церкви и, соответственно, всего собора произошло 12 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года. Освящал храм митрополит Макарий.

Каждая церковь собора получила свое посвящение . Восточная церковь была освящена во имя Святой Живоначальной Троицы. Исследователи до сих пор ищут ответ, почему эта церковь получила свое название. Существует несколько гипотез. Известно, что в честь "Святой Живоначальной Троицы" в 1553 г. был основан монастырь в покоренной Казани. Предполагают также, что на месте Покровского собора первоначально стояла деревянная Троицкая церковь, давшая наименование одному из приделов будущего храма.

Четыре боковых придела освящены в честь святых, в дни памяти которых совершались важнейшие события Казанского похода: Киприана и Иустины (2 (15) октября - в этот день завершился штурм Казани), Григория, просветителя Великой Армении (в день его памяти 30 сентября (13 октября) произошел взрыв Арской башни г. Казани), Александра Свирского (в день его памяти 30 августа (12 сентября) была одержана победа над войском царевича Епанчи, спешившего из Крыма на помощь татарам), Трех Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового (поминаемых также 30 августа).

Еще три придела посвящены Николаю Великорецкому, Варлааму Хутынскому и празднику Входа Господня в Иерусалим. Центральный престол назван в честь Покрова Богородицы, так как 1(14) октября в день этого праздника, символизировавшего заступничество Матери Божией за христианский род, начался главный штурм Казани. По наименованию центральной церкви и был назван весь собор.

Приставка "на Рву" , встречающаяся в летописных свидетельствах о соборе, связано с тем, что через всю площадь, названную впоследствии Красной, вдоль кремлевской стены c XIV века шел глубокий и широкий оборонительный ров, который был засыпан в 1813 г.

Собор имел необычную архитектурную композицию - 9 самостоятельных храмов были построены на едином основании - подклете - и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, окружающими центральный храм. Снаружи все церкви были окружены первоначально открытой галереей-гульбищем. Центральная церковь завершалась высоким шатром, приделы были перекрыты сводами и увенчаны куполами.

Ансамбль собора дополняла трехшатровая открытая звонница, в арочных пролетах которой висели массивные колокола.

Первоначально Покровский собор венчали 8 больших куполов и маленькая главка над центральным храмом. Чтобы подчеркнуть значимость строительного материала, а также уберечь собор от атмосферных воздействий, все его стены снаружи были расписаны в красно-белых тонах. Роспись имитировала кирпичную кладку. Материал первоначального покрытия куполов остается неизвестен, так как они были утрачены во время опустошительного пожара 1595 г.

В первозданном виде собор просуществовал до 1588 г. Тогда с северо-восточной стороны к нему была пристроена десятая церковь над могилой юродивого Василия Блаженного, который проводил много времени у строящегося собора и завещал похоронить себя рядом с ним. Известный московский чудотворец умер в 1557 г., а после его канонизации сын царя Ивана IV Грозного, Федор Иоаннович повелел соорудить церковь. В архитектурном отношении она представляла собой самостоятельный бесстолпный храм с отдельным входом.

Место обретения мощей Василия Блаженного обозначили серебряной ракой, которая впоследствии была утеряна во времена Смуты, в начале XVII в. Богослужения в церкви святого вскоре стали ежедневными, а начиная с XVII столетия, имя придела переносится постепенно и на весь собор, становясь его "народным" наименованием: Храм Василия Блаженного.

В конце XVI века появились фигурные главы собора - взамен первоначального сгоревшего покрытия.

В 1672 г. с юго-восточной стороны к собору пристроили одиннадцатую церковь: небольшой храм над могилой Иоанна Блаженного - чтимого московского юродивого, похороненного у собора в 1589 г.

Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения. Деревянные навесы над гульбищем, то и дело сгоравшие при пожарах, заменили кровлей на арочных кирпичных столбах. Над папертью церкви Святого Василия Блаженного пристроили церковь святой Феодосии Девы. Над открытыми ранее белокаменными лестницами, ведущими на верхний ярус собора, появились сводчатые шатровые крыльца, устроенные на так называемых "ползучих" арках.

В этот же период появляется полихромная орнаментальная роспись. Она покрывает вновь выстроенные крыльца, опорные столбы, наружные стены галерей и парапеты гульбищ. Фасады церквей сохраняют в это время роспись, имитирующую кирпичную кладку.

В 1683 г. весь собор по верхнему карнизу был опоясан изразцовой надписью. Большие желтые буквы на темно-голубом фоне поливы изразцов сообщали об истории создания храма и его поновлении во второй половине XVII в. Надпись была уничтожена спустя столетие во время очередного ремонта.

В 1680-е гг. перестроили звонницу . На месте открытого сооружения возвели двухъярусную колокольню с открытой верхней площадкой для звона.

В 1737 г. во время грандиозного пожара храм Василия Блаженного сильно пострадал, особенно его южная церковь.

Кардинальные изменения в его программе росписей произошли при ремонте в 1770-1780-е гг. На территорию собора и под его своды перенесли престолы деревянных церквей, снесенных для предотвращения пожаров с Красной площади. Тогда же престол Трех патриархов Константинопольских был переименован во имя Иоанна Милостивого, а церковь Киприана и Иустины стал носить имя святых Адриана и Наталии (первоначальные посвящения церквям были возвращены в 1920-е гг.).

Внутри церкви расписали масляным "сюжетным" письмом с изображением святых и сцен житийного содержания. Масляная роспись поновлялась в 1845-1848 гг. и в конце XIX века. Снаружи стены покрыли росписью, которая имитировала кладку из крупных валунов - "дикий камень". Были заложены арки подклета (нижний нежилой ярус), в западной части которого разместили жилье для причта (служителей храма). Колокольню объединили пристройкой со зданием собора. Верхнюю часть придела Василия Блаженного (церковь Феодосии Девы) перестроили в ризницу - хранилище церковных ценностей и святынь.

В 1812 г. был отдан приказ французским артиллеристам взорвать собор. Однако он был лишь разграблен войсками Наполеона, но сразу же после войны отремонтирован и освящен. Территория вокруг собора была благоустроена и обнесена ажурной чугунной решеткой, выполненной по проекту известного архитектора О. Бове.

В конце XIX века впервые встала задача возвращения собору первоначального облика. В специально созданную Комиссию по реставрации памятника вошли известные архитекторы, ученые и живописцы, которые определили основные направления исследования и восстановления Покровского собора. Однако отсутствие средств, Октябрьская революция и последующий за ней период разрухи в истории России не позволили осуществить задуманную программу.

В 1918 г. Покровский собор одним из первых был взят государством под охрану как памятник национального и мирового значения. С 21 мая 1923 года он открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. При этом до 1929 года в церкви Св. Василия Блаженного проводились богослужения.

В 1928 г. Покровский собор стал филиалом Государственного исторического музея и является им и поныне.

В 1920-е гг. на памятнике развернулись широкие научно-реставрационные работы, благодаря которым стало возможным восстановление первоначального облика собора и воссоздание в отдельных церквах интерьеров XVI - XVII веков.

С этого момента по настоящее время были проведены четыре глобальные реставрации, включавшие архитектурные и живописные работы. Была восстановлена первоначальная роспись "под кирпич" XVI века снаружи, в церкви Покрова Богоматери и в церкви Александра Свирского.

В 1950-1960-е гг. проводились уникальные реставрационные работы: в интерьере центральной церкви открыли "храмозданную летопись", в которой древние зодчие указали точную дату завершения строительства собора - 12 июля 1561 года (день равноапостольных Петра и Павла); впервые железные покрытия куполов заменили на медные. Удачный выбор материала способствовал тому, что до сих пор покрытия куполов остаются невредимыми.

В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы , практически полностью состоящие из икон XVI - XVII веков, среди которых есть подлинные шедевры древнерусской школы иконописи ("Троица" XVI в.). Гордостью собрания являются иконы XVI- XVII вв. "Видение пономаря Тарасия", "Никола Великорецкий в житии", "Александр Невский в житии", а также иконы из первоначального иконостаса церкви Покрова Пресвятой Богородицы "Василий Великий" и "Иоанн Златоуст". В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII - XIX веков. Среди них два иконостаса были перенесены в 1770-е гг. из соборов Московского Кремля (алтарные преграды в церкви Входа Господня в Иерусалим и в центральной церкви).

В 1970-е гг. на внешней обходной галерее под поздними записями была обнаружена фреска XVII века. Найденная живопись послужила основой для воссоздания первоначальной орнаментальной росписи на фасадах собора.

1990-й год стал важной вехой в истории музея: Покровский собор был включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. После длительного перерыва в церкви Покрова Пресвятой Богородицы возобновили богослужения. В следующем году собор был утвержден в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской православной церкви.

В 1997 г. в церкви Василия Блаженного, закрытой с конца 1920-х гг., завершилась реставрация интерьера, монументальной и станковой живописи. Церковь введена в экспозицию Покровского собора, и в ней возобновлены богослужения.

В Покровском соборе Русской православной церковью проводятся богослужения: в дни главных престолов (Покрова и святого Василия Блаженного) проходят патриаршие или владычные службы. У раки Святого Василия Блаженного каждое воскресенье читается акафист.

В 2001-2011 гг. полностью отреставрированы семь церквей собора, поновлены фасадные росписи, и частично темперная живопись внутренней галереи. В 2007 г. Покровский собор стал номинантом конкурса "Семь чудес России".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...