Уроки по вокалу. Учимся правильно петь: упражнения на дыхание и голосовые связки


Целебная сила пения научно доказана. Звуковые вибрации положительно влияют на человеческий мозг и внутренние органы, эмоциональное и психологическое состояние, продолжительность жизни и развитие лидерских качеств личности. Кроме профессиональной деятельности, занятия вокалом – полезное хобби. Красивый поставленный голос ценится на сцене и дома, в кругу друзей и коллег.

Уроки пения придают голосу силу, глубину и богатство оттенков, а дикции четкость. На Youtube сегодня достаточно бесплатного контента для самостоятельных занятий в домашних условиях. Предлагаем несколько видео для начинающих вокалистов.

5 способов определить музыкальный слух


Степень развития музыкального слуха определяет уровень вокальных данных. При поступлении в музыкальную школу первым делом проводится проверка на наличие слуха: умение попадать в ноты, повторять ритм и подбирать мелодию. Существует несколько способов определить способности к музыке и пению. От результата зависит, насколько быстро пойдет прогресс в занятиях. В любом случае не стоит расстраиваться, если результат далек от желаемого: музыкальный слух поддается развитию.

Распевка голоса


Каждое занятие вокалисты, будь то новички или профессионалы, начинают с распевания. Голосовые упражнения нужны для разогрева связок, расширения диапазона и раскрытия гортани. Со стороны повторы странных слогов и буквосочетаний нараспев звучат смешно и нелепо. Но исполнение после разминки становится ровным, гладким и звучным. При исполнении высоких нот без предварительной распевки связки могут серьезно пострадать.

Как определить свой тембр голоса и подобрать песню


Перед каждым вокалистом рано или поздно встает вопрос выбора репертуара. Новички часто совершают ошибку, выбирая песни на свой вкус, и при исполнении замечают: то силы, то высоты звука не хватает или по стилю не звучит. На самом деле ориентироваться нужно на тембр голоса и ширину диапазона. Автор видео урока расскажет о самых популярных видах мужских и женских голосов и даст рекомендации по выбору песен для каждого из них.

Какие виды вокала бывают


С развитием арт-потенциала человечества искусство вокала становится сложнее и многообразнее. Отсюда и десятки манер исполнения: классическая, джазовая, соул, гроулинг, горловое пение и множество других. Чтобы подобрать свой стиль, попробуйте несколько видов пения и выберите подходящий. Помните: в искусстве все гармонично, и манера исполнения должна соответствовать сценическому образу и даже типажу внешности. Предлагаем ознакомительное видео с примерами разных техник.

Уроки вокала. Мелизмы


Хотите побеждать на конкурсах? Делайте упор на вокальные украшения, или мелизмы. Музыкальные украшалочки производят приятное впечатление на слушателя. Ярким примером служит шоу "Голос", когда жюри и зрители восторженно аплодируют и удивленно вскидывают брови, оценив очередной вокальный трюк. Хотите так же? Поработайте над голосом с видео уроком и овладейте мелодическими фишками популярных звёзд.

Раскрытие гортани


Между напеть и исполнить есть существенная разница. Напевать знакомые мотивы можно без особого мастерства, а для профессионального исполнения понадобится высокая степень владения голосовым аппаратом. Прежде всего речь идет о гортани. Свободно раскрытая гортань - залог ровного, мощного, глубокого звука. В видео ролике продемонстрирована новейшая методика постановки гортани с помощью коктейльной трубочки.

3 упражнения для развития дыхания вокалиста


Правильное дыхание и развитая диафрагма - азы профессионального пения. Существует специальное выражение "пение с опорой". Несведущим в вокальных вопросах сразу представляется облокотившийся на рояль исполнитель. На самом деле под опорой имеется в виду сильная диафрагма, которая тренируется дыхательными разминками. Разучите 3 простых упражнения с педагогом по вокалу и выполняйте их самостоятельно перед каждым домашним уроком пения.

Вокальные резонаторы


Поиск резонаторов - одна из сложнейших тем для начинающих петь. Термин означает полости в голове (носовая, гортанная), где звук приобретает определенную окраску и полетность. Преподаватели по вкладу всегда строят объяснение на ассоциативных связях, для лучшего понимания. Ассоциации, как известно, вещь субъективная, поэтому понять бывает проблематично. Мы специально подобрали ролик от участника шоу голос, который неординарно подошел к объяснению темы резонаторов и способу их почувствовать.

Артикуляция и дикция в пении


Четкое произношение нужно для красивого звучания речи и успевания за песенным ритмом. Физиология каждого индивидуальна, и у всех свои ошибки в произношении. Вокалисты тренирует дикцию и артикуляцию скороговорками, чистоговорками и специальными упражнениями. Автор видео урока учит правильно фиксировать губы, равномерно распределять дыхание и направлять звук во время тренировки. Проделывайте показанное упражнение регулярно и перед каждым исполнением, чтобы подготовить речевой аппарат к идеальному исполнению.

Вокальные упражнения для развития голоса


Преимущество занятий вокалом перед другими видами хобби – отсутствие дополнительного оборудования и снаряжения. Главный инструмент – голос. Можно без труда подобрать удобное время и место для занятий и репетировать каждый день, даже на отдыхе. Запомните упражнения из онлайн уроков и регулярно повторяйте самостоятельно. Со временем заметите: диапазон станет шире, а голос и выдержка сильнее.

Не стоит разочаровываться в своих силах на первом уроке и бросать заниматься. От занятия к занятию голос неизбежно приобретает глубину и уверенность, и вы научитесь петь красиво с нуля.

Начальные занятия вокалом с учащимися.

Начальный период занятий с учеником и в особенности первый урок, являются для руководителя весьма ответственным моментом. От того как удастся провести первый урок, часто зависит судьба дальнейших занятий.

Первые занятия являются не только учебными. На них углубляется знакомство с учеником: как с его голосом, так и с психическим складом. На этих уроках выявляются отдельные черты психики, характера: активность учащегося на занятиях, его восприимчивость к навыкам и занятиям, память, способность собирать и удерживать внимание, волевые качества характера, такие как настойчивость и уверенность в себе.

В результате такого детального знакомства составляют индивидуальный план работы с учеником (наряду с воспитанием общих, необходимых навыков голосообразования, намечают и методические пути устранения отрицательных особенностей голосообразования, а также индивидуальный подход к личности ученика).

Уроки с начинающими должны быть кратковременными, по возможности ежедневными. Развивать голос следует в начале на центральном участке диапазона, отталкиваться от наиболее благоприятно звучащих гласных на примарных звуках, используя умеренную силу голоса. Для правильной организации работы необходим осмотр голосового аппарата врачом-фониатром. Посещение врача и его оценка строения голосового аппарата может быть полезной для определения типа голоса, который свойственен данному ученику. Диагностика типа голоса является одной из важных задач первого периода работы с учеником.

Учебные занятия следует начать с организации предварительных условий голосообразования - с установления правильного положения головы и корпуса. Для этого надо добиться, чтобы поза поющего была естественной – чтобы он стоял прямо без напряжения, раздвинув назад плечи, слегка приподняв грудь и прогнув поясницу. Голова не должна быть опущенной вниз или запрокинутой назад.

Непосредственно голосообразованию предшествует вдох, он во многом определяет выдох. Если вдох осуществляется при помощи движения (выпячивания) брюшной стенки при покое грудной клетки, то и выдох будет происходить за счёт движений диафрагмы и мышц живота. То же и при вдохе, взятом в верхний отдел грудной клетки – выдох в этом случае будет осуществляться в основном мышцами этой области. Вдох можно регулировать сознательно и поэтому его организации нужно уделить особое внимание. После этого необходимо добиться бесшумного и достаточно спокойного вдоха, характерного для нижнерёберно- брюшного дыхания.

Следующей педагогической задачей является организация нужной атаки звука. Обычно это мягкая атака. Надо помнить об индивидуальном подходе в выборе атаки в зависимости от голосообразования ученика.Главное надо добиться, чтобы атака была чёткой, чтобы поющий брал звук сразу, без « въездов» и призвуков, как бы «сверху». Воспитание такой атаки могут помочь упражнения на staccato . Взятие звука «сверху» связано с установкой ротоглотки в положении полузевка.

В начале обучения правильно организованные вдох и атака звука являются моментами первостепенной важности, так как они во многом определяют характер звучания.

Вместе с подачей звука осваивают умение выпевать, тянуть звук в приблизительно равной силе звука (mezzo forte ). Тем самым прививают элементарные навыки равномерного выдоха, дыхательной опоры и основанный на нём навык кантиленного пения. С этой целью используют примитивные упражнения на legato на несколько близко лежащих звуках.

Уже на первых уроках нужно обострять слуховое внимание ученика к изменениям в тембровой окраске певческого звука. Сначала учащийся будет определять самые общие свойства звука, такие как округлённый и неокруглённый звук, место его наибольшего резонирования. Затем слуховое восприятие и оценки станут всё более усложняться. Учащийся сумеет уже определить, достаточно или чрезмерно округлён звук, как он звучит – в высокой или низкой позиции, ярко ли и т.п. Вместе с оценкой звука будет развиваться и критическое отношение к нему.

Умение слышать различные особенности певческого звука, критически к ним подходить и распознавать по этим особенностям, как работает голосовой аппарат, принято называть вокальным слухом.

Воспитание умения тонко слышать и ориентироваться в певческом звучании – воспитание высоко развитого вокального слуха – является основным звеном всего учебного процесса.

И с самого начала, чтобы создать благоприятные условия вокальных навыков, учащегося прежде всего надо научить хорошо слышать себя, особенности своего звучания.

В начальный период формируются основные слуховые критерии, закладывается фундамент оценки вокального звучания, на котором в дальнейшем будет строиться не только вокально- техническое, но и художественное воспитание певца.

Чем занимаются на уроке вокала, из каких этапов состоит урок вокала? – Этот вопрос часто задают читатели. Давайте и поговорим сегодня о том, что такое урок вокала, и из каких разделов – этапов состоит урок вокала.

Начнем с того, что слово «вокал» в переводе с итальянского « voce» означает «голос».
Мы рассматриваем вокал как технологический процесс художественного пения. Потому что искусство пения – это образы и эмоции, это процесс, в котором участвует не только звук, но и осмысленное слово.
Каждый вокалист должен владеть вокальной техникой, то есть свободно управлять своим голосом. Чтобы управлять голосом, необходима постановка голоса, овладение различными приемами пения, а затем уже возможно формирование сценического образа и манеры исполнения.

.
Голос – универсальный инструмент, и поэтому урок вокала проходит в индивидуальной форме, то есть, преподаватель работает на уроке с одним учеником. Кроме преподавателя еще должен быть концертмейстер — человек, аккомпанирующий ученику, то есть играющий на музыкальном инструменте, в основном, на фортепиано. Зачастую эти функции совмещает преподаватель. Причины разные – банальная экономия часов, то есть денег, которые идут на оплату работы концертмейстера. Или это нехватка специалистов концертмейстеров.
С одной стороны, когда преподаватель сам играет на уроке, время используется оптимально – нет необходимости объяснять и ставить задачи концертмейстеру. Особенно, если ученик занимается эстрадным вокалом, и репертуар исполняет под фонограмму. В идеале, на уроке должен быть и преподаватель, и концертмейстер.

И в идеале ученик должен овладеть на уроке:
— теорией и методикой пения
— комплексом вокально-технических упражнений для развития голоса, направленных на выработку точной интонации, расширения диапазона, подвижности и гибкости голоса
— навыками певческого дыхания
— работать над усовершенствованием артикуляции и дикции
— изучать строение голосового аппарата, иметь представление о певческой установке, типах атаки звука, о резонаторах, знать правила гигиены и охраны голоса. Вот чем должны заниматься на уроке вокала.

Главный этап работы урока вокала

Главный этап урока вокала – это развитие голоса и овладение певческим дыханием.
Первая, основная часть урока, уделяется специальным упражнениям для выработки певческого дыхания и формирования правильных голосовых качеств.
После распевок и упражнений начинается работа над разучиванием репертуара, который поможет в освоении техники пения. Освоение репертуара осуществляется с использованием фонограмм-минусовок и под живой аккомпанемент.

.
Репертуар можно разделить на три категории:

.
1 — песни высокой сложности

Отличаются широким диапазоном, большим количеством вокальных эффектов. Исполнение такого репертуара начинающим вокалистом – невыполнимая задача. Одного желания петь сложные песни мало, нужно реально оценивать свои возможности. Исполнение такого репертуара вызовет у слушателей, мягко говоря, недоумение, а преподаватель, допустивший исполнение сомнительного уровня получит нарекание администрации и коллег. Петь песни завышенной сложности – это не адекватно поставленная цель для начинающего вокалиста. Разучивать – возможно, петь для себя и своих близких – пожалуйста. Ваши родные и друзья лояльно к вам относятся, и, скорее всего, выступление не будет подвергнуто критике. Так поступают учащиеся музыкальной школы, которых часто привлекают к выступлениям на классных и школьных мероприятиях.

Задача преподавателя вокала – подкорректировать исполнение – «причесать», «пригладить». Это в том случае, когда преподаватель поставлен перед фактом – «я буду петь завтра в школе такую-то песню…». Зачастую в общеобразовательной школе при составлении концертных программ не уделяется внимание соответствию репертуара возрастным и вокально-техническим возможностям ребенка, который поет взрослые песни, не понимая, естественно, смысла и не имея возможности передать характер и образ произведения. В этом случае необходимо проводить воспитательную работу, объяснять, убеждать, подыскивать соответствующий интересный материал.

песни известных исполнителей, которые очень нравятся ученику и близки по характеру и настрою. Такие песни лучше брать как учебный материал. Песни должны быть отработаны по максимуму — насколько позволяют возможности ученика. И опять-таки, подумайте, выставлять ли эти песни на концертное выступление. Ведь песни – известные, и ваше исполнение вольно или невольно будет сравниваться с исполнением известного певца. И, скорее всего, это сравнение — не в вашу пользу. Хорошо, если версия ученика будет лучше, или, хотя бы, не хуже. А если нет?

песни для начинающих исполнителей, в которых можно показать свои возможности – вокальные, технические и артистические.
Самый лучший вариант – искать песни, не известные широкому кругу слушателей. Этот путь долгий и кропотливый. Но преподаватели знают, что поиск учебного, а тем более, концертного и конкурсного репертуара – постоянный труд. Зато песня, соответствующая возрасту, характеру, вокальным данным ученика – это уже сам по себе успех. Осталось только выучить и отработать по максимуму.

.
И так, песня, выбранная для работы, а тем более, для концертного выступления должна:

— нравиться – это обязательное условие!
— иметь соответствующий диапазон
— подходить по тональности. (Тональность можно и поменять!)
— быть без завышенной исполнительской сложности
— подходить по характеру, соответствовать возрасту

.
Песня подобрана. Начинаем работу над ней. В первую очередь, рабочий материал нужно несколько раз прослушать, проанализировать вокальные нюансы, выяснить тональность, диапазон, характер и содержание песни. Слова песни написать, а лучше отпечатать на отдельном листе как стихотворение, разделяя текст на строки по музыкальным фразам, разделить на куплеты и припевы.

Работа над характером и содержанием песни

Работая над характером и содержанием песни, следует
— выразительно прочесть текст с логическими ударениями по фразам и предложениям.
— поработать над четкостью произношения согласных звуков в медленном, а затем в подвижном темпе. Текст учить отдельными частями, лучше совмещая с музыкальными фразами и предложениями.
— хороших результатов можно достичь, проговаривая текст нараспев — речитативом. Это поможет выработке кантилены и пропеванию гласных звуков. Ведь мы знаем, что в пении поются только гласные звуки, а согласные – произносятся четко и коротко.
Не забудьте выявить в песне и в каждой её части – куплете, предложении, фразе – кульминацию — самую яркую по динамике и накалу страстей точку. Полезно пропевать песню, а лучше отдельные части мысленно, контролируя исполнение внутренним слухом.

.
При исполнении могут возникнуть следующие трудности:
— сложно петь крайние звуки (высокий или низкий)
— скачки в мелодии
— неточности в интонировании
— не удобна для воспроизведения мелодическая линия
— сложности при исполнении в очень быстром или очень медленном темпе. В быстром темпе страдает четкость произношения, а в медленном – проявляются дефекты певческого дыхания – не хватает воздуха на долгую фразу. Звук на долгих звуках угасает, теряется смысловая нагрузка
— не удается передать характер песни
— песня не нравится

.
Давайте разберем возникающие трудности

.
— Если трудно петь высокие или низкие звуки – нужно выявить крайние звуки, хорошо звучащие у вокалиста и поменять тональность, чтобы звуки не выходили за границы удобных для вокалиста нот.

.
— Сложность мелодического хода. Решение проблемы – подобрать мелодию сложного мелодического хода на инструменте, проанализировать мелодию, выявить движение, найти тонику и опорные звуки трезвучия, выявить взаимосвязи звуков, — то есть, привлечь в работу знания по сольфеджио и применить на практике. Далее следует представить движение мелодии и показать поступенное движение рукой. Просольфеджировать мелодию, на память сыграть её на фортепиано. Привлечь в работу внутренний слух – перед воспроизведением представлять мысленно каждый звук и сочетание звуков.

.
— Сложность исполнения в быстром темпе
Текст, для начала, проговариваем в медленном темпе, как скороговорку, без музыки. Произносить четко и внятно. Постепенно подвигаем темп.
Затем для лучшего закрепления пропеваем отдельные фразы — без аккомпанемента и фонограммы, без подыгрывания на инструменте. Произнесение текста в быстром темпе сделать легковесным при активной и подвижной артикуляции. Определить опорные слова и слоги, а остальной текст — произносить легко, со стремлением к опорному слову.

.
— Не удается передать характер песни
Рекомендация – развивайте артистические данные, подбирайте песни, близкие по эмоциональному настрою и характеру.

.
— Не нравится песня
Да не учите вы её – и все решение проблемы. Все знают поговорку — на вкус и цвет… — обязательно примените её при выборе программы. Из предложенного преподавателем репертуара ученик выбирает произведения, которые ему нравятся. В свою очередь, ученики предлагают песни, которые им нравятся, а преподаватель должен проанализировать песни на соответствие возрасту ученика и его опыту – жизненному и вокальному, а также на соответствие вокально-техническим возможностям. И затем совместными усилиями принять правильное решение — выбрать качественный репертуар. И начать работу по изучению репертуара.

.
С уважением,
Ирина Анищенко

Меня зовут Мария. Мне 28. Полгода назад я осознала, что боюсь петь. И это было странно. Ведь я пела на всех школьных праздниках, дружеских посиделках и юбилеях родственников.

Урок первый

Боюсь петь

В детстве я пела на всех школьных праздниках, позже, когда выросла, на дружеских посиделках и семейных застольях. У меня есть слух, приятный голос и не прокуренные связки. Ещё я помню необъяснимое состояние блаженства от пения в хоре , где сорок неокрепших тембров объединялись в один, крепкий и волшебный. Мне всегда нравилось петь, ведь это так же естественно для человека, как спать или есть. А тут вдруг - психологические зажимы, страхи и ощущение, что какая-то важная часть тебя сломалась, вышла из строя. И можно было бы плюнуть, напиться и забыться. Но я начала следовать правилу: если боишься - иди на страх! Там ты столкнёшься с чем-то важным.

Страх навел меня на мысль об уроках по вокалу. Я «включила» сарафанное радио, искала в соцсетях профессиональных педагогов. Если мне не нравилось пение потенциального учителя, пусть даже супер-пупер-заслуженного, мои поиски продолжались.
Потом я вспомнила про приятельницу, работающую в музыкальной школе для взрослых и позвонила ей.
«Даша, - говорю, - у вас есть педагог, который еще и способностями психолога обладает?»

Оказалось, что такой человек есть. Более того, я могу сходить на первый бесплатный урок и познакомиться с учителем. Было бы глупо не воспользоваться ситуацией!

И вот я пришла в школу. Пока жду своего часа, рассматриваю с удовольствием уютный интерьер школы, попиваю чай с сушками - тут всегда угощают горячим чаем. Знакомлюсь с 14-летней Забавой, ожидающей своего урока по игре на скрипке. Интересная, намного смышлёнее многочисленных сверстников, она рассказала, как обрадовалась, узнав о существовании музыкальной школы для взрослых. В её возрасте «музыкалку» уже заканчивают.

Пока болтаем с Забавой, я слышу, как за дверью кто-то из учеников поёт-надрывается и думаю, что через 10 минут и я буду так же выть, распугивая ворон за окном. И меня одолевает неловкость.

Мой час наступил. Захожу в очаровательную фиолетовую комнату (я бы в такой жить осталась). Знакомлюсь с педагогом Анарой Ариповной СложнаяФамилия :)). Она тут же спрашивает, чего я хочу и какую цель преследую. Я всё честно выкладываю, мол, так и так, хочу убрать зажимы.

Начинаем прослушивание. Идём по стандартной лестнице аккордов. Буквально с первых секунд с удивлением обнаруживаю, что стеснение, которое я испытывала только что, почти исчезло. Я думаю о Забаве, сидящей на удобном диване за дверью класса и плетущей фенечку на день рождения подруге, о том, что она слышит мой не поставленный голос, но это почему-то не пугает (мне даже приятно её невидимое присутствие).

Первое, что я осознала, - я могу петь! Осталось только разбудить эти дремлющие силы.

Второе - я хочу петь! Этот процесс приносит мне необъяснимое удовольствие. И пусть я не стану новой «бабушкой рок-н-ролла», как Дженис Джоплин или Патти Смит.

И третье, что меня зацепило, - это педагог. Когда Анара Ариповна начала стучать по моей спине кулаками (не больно, конечно!), я поняла: эта женщина знает, что делает. Я журналист, работавший на радио, и мне известно, что голос не существует сам по себе, а речевой аппарат не работает отдельно от всего тела. Актёры, журналисты, политики долго учатся правильно дышать, расслаблять мышцы, говорить грудью. Если ты будешь напуган и зажат, твой голос станет плоским, зазвучит выше, станет ненатуральным и фальшивым. Нужно, чтобы заговорили не связки, а потроха. Тот, кто видел фильм «Король говорит», поймёт, о чем я. И поймет, почему этот мини-сеанс массажа на уроке вокала так меня порадовал.

А когда я еще и без особого труда взяла ре диез второй октавы, то над вывеской музыкальной школы «Виртуозы» для меня загорелся зелёный свет. (вообще-то, ре диез второй октавы - это совсем не высоко. Но даже в хоре я никогда не осмеливалась туда забраться).

Мне было достаточно пятнадцати минут пробного урока, чтобы на последние деньги купить абонемент на 8 занятий. Я буду вести дневник о том, как меня учат петь заново. Буду описывать свои ощущения от урока к уроку.

Урок второй

Отключи голову

«Удивительная картина, - говорит Анара Ариповна, - в России девушки обладают мужской энергией. Живут не сердцем, а головой».

И это правда. Я слишком много анализирую, вместо того чтобы просто делать и кайфовать. А петь башкой нельзя.

Ну нельзя.

Ну не возможно это.

Я всегда была благоразумным и послушным ребёнком. И моя мама не могла нарадоваться пятеркам в дневнике и тому, что я делала всё, как мне скажут. Лишь изредка программа самоконтроля давала сбой. Тогда учителя недоумевали, как лучшая ученица могла вылить ведро с грязной водой из окна третьего этажа. Но подобные истории случались оооочень редко.

И вот оборотная сторона самоконтроля - я не могу отключить голову на уроках вокала. Я анализирую, как звучит "ми" второй октавы сегодня и как - на прошлом занятии. Я анализирую, как реагирует моей педагог и думаю о том, чего от меня ждут. Я даже думаю о том, а нужно ли исполнителю думать во время пения... Ужас какой-то! Бррр))

Как-то раз были мы с друзьями на фортепианном концерте Миши Лузина. И с ним пела девушка. Симпатичная, с высоким чистым голосом, всё вроде круто, но что-то не так.

Что не так, Марусь? - спрашивает меня Лиза (питерский самородок, автор и реп-исполнитель 21-го года из Пушкина).

Да жалеет себя, - говорю. - Слишком много думает о том, понравится ли она публике. И поэтому бережёт себя, не отдается полностью чувствам.

(Ха-ха. Через пару месяцев я сталкиваюсь с той же проблемой).

Чем больше я думаю и контролирую себя, тем хуже я пою. Каждый раз меня это поражает.

Урок третий

Дыши

Первое, что ты слышишь на уроках вокала , - это фразу «чтобы хорошо петь, надо правильно дышать». Правда, звучит странно? Как вообще можно дышать неправильно?

Я начинаю приходить к выводу, что почти всё «неправильное» в жизни - это то, что я делаю неосознанно. Как я научусь петь, если я не понимаю, каким образом рождается звук. Если я не знаю, что воздух внутри меня может не только насыщать клетки кислородом, но и способен стать крепким стержнем, опорой для песни, которую я запою через минуту. Осознавать свое дыхание действительно очень важно. Но кто из нас задумывается о вещах, которые происходят в нашем теле сами собой?

К счастью, в разное время и в разных ситуациях мне приходилось осознавать дыхание:

  • когда я занималась фридайвингом (мне объясняли, что в легких всегда остается больше воздуха, чем кажется, и если ты это знаешь, ты можешь оставаться под водой гораздо дольше);
  • когда погружалась в море с аквалангом (тут, наоборот, ты должен дышать непрерывно, ни в коем случае нельзя задерживать дыхание)
  • я уже не говорю о моем недавнем опыте медитации Випассана, где ты первые несколько дней учишься только лишь осознавать дыхание как нечто естественное, постоянное, реальное. Только после этого ты способен концентрировать внимание на материальной оболочке - теле.

Еще со времен детской музыкальной школы я знала, что певец дышит не грудью, а диафрагмой. Эта мышца разделяет брюшную полость от грудной, и на ней «сидят» наши лёгкие. Когда мы делаем вдох, диафрагма опускается на пару сантиметров, и тогда лёгкие расширяются. Так вот, если диафрагму натренировать, научиться держать в тонусе, тогда «и тонус будет в тебе», и ты красиво запоёшь:))

Забавная причинно-следственная связь: если диафрагма начинает сокращаться непроизвольно (когда мы этого не хотим специально) - мы начинаем икать, если мы осознанно управляем нашей диафрагмой - мы красиво поём.

Правильное дыхание даёт максимальное психологическое расслабление. Тогда нет места для многих зажимов.

Иногда на уроках вокала я совершаю ошибку - набираю очень много воздуха, хоть и набираю животом. И вот я чувствую себя шариком, который обожрался тяжелой пищи. Как ни странно, если воздуха слишком много, это тоже плохо - опять же могут появиться зажимы (слишком много сил тратится на то, чтобы удержать воздух внутри). Если дышать не диафрагмой, а верхней частью лёгких, то это будет так называемое «ключичное дыхание» - при этом поднимаются плечи и блокируется шея. Кстати, женщины преимущественно дышат грудью, а мужчины, животом, так уж сложилось физиологически.

Профессиональные певцы учатся дышать годами! Когда я думаю об этом, то немного пугаюсь. Но у меня есть в запасе кое-что воодушевляющее:) Пусть я не родилась Лучано Паваротти, я всё равно научусь хорошо петь. И каждый может научиться, несмотря на разные возможности, голосовые аппараты и зажимы. Дыхание есть у всех. Пора лишь начать его осознавать...

Урок четвёртый

Забудь про потолок

На очередном уроке по вокалу в «Виртуозах» преподаватель замечает, как моя зажатость отражается на теле. Иногда я чуть-чуть склоняю голову набок перед тем как взять ноту повыше. Иногда - «рисую» рукой воображаемую лестницу, но она всё равно оказывается ниже моих возможностей.

«Машка, представь, что над тобой бесконечное небо, а не слой белой штукатурки», - говорит Анара Ариповна. Я ей, несомненно, верю, но продолжаю упираться макушкой в собственный психологический потолок.

Когда он появился? Точно и не сказать. Надстраивался по чуть-чуть, год от года, с каждым новым разочарованием.

Например, я помню, как в 8 классе впервые не смогла перепрыгнуть планку на уроке физкультуры (по научному это называется «прыжок в высоту с разбега»). Я всегда прыгала как сайгак, но в ту осень что-то случилось. И планка высотой 75 сантиметров превратилась в Великую Китайскую стену. Почему это произошло?

Кажется, в то лето я заставила себя разлюбить. Первая настоящая и очень сильная любовь была задушена первой гордостью. В протоколе так и записано: «Эльдар Л., находясь со мной в одном отряде летнего лагеря "С.", предложил моей лучшей подруге Ленке А. дружбу на десять дней».

Потолки, стены, планки - всё придётся разрушить, чтобы начать петь. Самое забавное, что разрушать эти преграды я буду при помощи пения. Для этого есть Анара Ариповна, специальные упражнения и моё осознание, что «наша крыша - небо голубое»)))

Пойду-ка я распеваться и петь буду «на улыбке» (это один из приемов для расшатывания столетних сводов).

Пение – это не просто увлекательное и приятное хобби, но и удобный метод эмоциональной разгрузки. Исполнение любимых композиций поможет отвлечься от трудовых будней, успокоится и получить эстетическое удовольствие. Уроки вокала от профессионалов – это курс, состоящий из нескольких десятков занятий. В домашних условиях без поддержки экспертов трудно добиться желаемого результата и сформировать певческий голос.

Работа профессионала с учеником будет включать:

  • Анализ навыков. Вокальные способности от природы развиты у каждого на разном уровне. Преподаватель первоначально определяет индивидуальные способности. Для некоторых пение не становится проблемой и дается легко уже с первых занятий.
  • Формирование индивидуальной программы. Уроки начинаются с теории и простых упражнений. На первых порах важно подготовить связки и голос к будущим нагрузкам. Тренировка исключает срывы и хрипоту и формирует правильную постановку.
  • Выбор инструмента и репертуара. Вокал проще изучать при игре на инструменте. Преподаватели чаще работают с клавишными, реже со струнными. Это обеспечивает дополнительную музыкальную поддержку и помогает исполнителю сориентироваться.

Как научиться сочинять композиции?

Работа с преподавателем поможет расширить музыкальные навыки. Перепевка известных композиций и сочинение собственных – качественно разные технологии. Учитель расскажет, из чего состоит песня, как совмещать разные стили, в чем состоит секрет будущего хита.

Отдельное внимание уделяется записи. Занятия подразумевает работу с раскладкой вокальных партий, голосовыми аранжировками, которые делают композицию выразительной, насыщенной и не похожей на другие.

Программа обучения строится на индивидуальных предпочтениях. Это помогает определить удобные сроки проведения занятий, подобрать комфортный репертуар и уточнить эксклюзивные предпочтения.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...