Музей цирка на фонтанке. Первый в мире музей циркового искусства


История практически каждого циркового музея начинается с частной коллекции. Цирковая коллекция не создаётся с целью инвестиции капитала, она складывается в силу разных причин, например, у артистов - как отражение творческой индивидуальности, как утверждение династических основ искусства.

Есть и те, у кого она зарождается под воздействием детских или незабываемых впечатлений от представления, номера, артиста. Только после тщательного изучения хаотично собранные разнородные предметы выстраиваются в дружный ряд.

Коллекционер - это и учёный, систематизирующий найденный материал, и безумец, идущий на лишения ради обладания понравившимся осколком истории, и критик, всю жизнь пересматривающий отношение к своему «детищу». Но он всегда творец, который никогда не может завершить свои поиски, приносящие ему такое наслаждение, и философ, понимающий всю трагичность этих исканий. Скрупулёзно отбирая и помещая изъятые из действительности предметы в свою коллекцию, коллекционер создает определённую модель, которая способна характеризовать его как творческую личность. Так предметы получают способность «говорить» не только об обладателе, но и о цирковом искусстве, его месте в культурной жизни, об отношении к нему государства, деятелей искусства, общества в целом.

Коллекция артиста - это вырезки с рецензиями из периодической печати, фотографии, реквизит и костюмы прошлых выступлений, воплощение циркового образа в графическом или прикладном искусстве. Коллекция профессионала, связанного с цирком, включает в себя материалы, необходимые для творческого поиска или научного исследования. Коллекция любителя складывается из приоритетного направления отбора предметов (книги, значки, почтовые открытки, статуэтки), определяется цирковой тематикой, символикой, может включать в себя и элементы других зрелищ. Являясь основой будущего музея, она определяет тематический сбор и обработку материала, впоследствии утрачивает свою целостность, поскольку чаще бывает рассредоточена по различным фондам, и теряет индивидуальность своего собирателя.

В большинстве случаев личная коллекция дебютирует на выставке. Театральная коллекция Ивана Фёдоровича Горбунова - писателя, актёра, создателя «Артистического фойе» в Александринском театре - была принята и публикой, и актёрской средой. Наряду с другими частными собраниями и архивами дирекции Императорских театров она стала основой театрального музея в Петрограде в 1918 году. «Не говори с тоской - их нет, а с благодарностию - были» - эти строки В. А. Жуковского, написанные И. Ф. Горбуновым в альбом Алексею Александровичу Бахрушину, создателю первого в России театрального музея (Москва), хочется адресовать и создателю первого в мире Музея циркового искусства.

Василий Яковлевич Андреев (1874–1942) - офицер и личный дворянин, преподаватель фехтования на Драматических курсах при Санкт-Петербургском Императорском театральном училище. Его имя навечно вписано в историю двух музеев Петербурга: Театрального музея и Музея циркового искусства.

В. Я. Андреев принимал активное участие в создании Государственного театрального музея и был назначен старшим учёным хранителем по драме. Многие считали, что музей должен всегда находиться там, где создаются театральные реликвии, а основным источником материала для него должны были стать частные коллекции. «Надо думать, что любители и друзья театра, а равно и его историки разделят точку зрения, что частные коллекционеры, хранящие под спудом то, что должно составлять общественное достояние, с полным доверием Государственным Театрам внесут в учреждаемый Музей свои драгоценные лепты», - писал тогда В. Я. Андреев. Его призыв был услышан, и музей начал бурно развиваться.

В начале ХХ века театр, сценическое движение и цирк тесно соприкасались. Идея создания музея цирка и эстрады зародилась у В. Я. Андреева ещё в 1924 году, а весной 1928 года он был приглашён Институтом истории искусств принять участие в выставке «Искусство движения» (первой в Ленинграде). Здесь он впервые публично демонстрировал специально и систематически подобранный материал по цирку и эстраде, современной и старинной. Поскольку экспозиция вызвала интерес, ему было предложено организовать выставку по жанрам этих видов искусства. Видя неподдельное внимание к экспонатам, заместитель директора Ленинградского цирка по художественной части Евгений Павлович Гершуни обратился с докладом в вышестоящую организацию об основании специального музея.


Фрагмент дневника В. Я. Андреева.

В дневнике В. Я. Андреев пишет: «Сегодня, 8 августа 1928 года, - первый день жизни вновь созидаемого, первого в мире, Музея Цирка и Эстрады. Три года хлопотал я о его основании и только сегодня, благодаря энергии и настойчивости Е. П. Гершуни перед Центральным Управлением Государственными Цирками, моя мечта начинает осуществляться». А 9 августа, так же как и В. Я. Андреев, Е. П. Гершуни передал в музей своё собственное собрание.

Е. М. Кузнецов - театровед, историк циркового искусства и автор работ по этой тематике, так же передававший в музей любопытные предметы, - назвал музей чудесной затеей, которая «привьёт понимание, любовь и настоящую оценку циркового искусства и распространит их широко». Материалы музея до сих пор востребованы режиссёрами, художниками, искусствоведами, но в первую очередь они - источник для исследований по истории и теории циркового искусства. С первых дней в музее обобщался материал по мировой истории цирка, в нём создавалась база для будущих поколений цирковых артистов. В. Я. Андреев особо выделял, что «впервые в истории к труду артистов производство подошло не с узко коммерческой стороны, взглянуло на них не как на комедиантов, забавников праздных <…> а как на серьёзных тружеников…». «Все наши, а также иностранные цирки знают имя В. Я. Андреева и охотно шлют в музей свои экспонаты», - писал киноартист и режиссёр Б. П. Тамарин. В одном из писем, адресованных музею директором крупнейшего немецкого цирка Гансом Сарразани, сказано: «До некоторой степени успокаивает, что есть по крайней мере одно место, которое систематически собирает документы, относящиеся к моему предприятию. Материалы, хранящиеся в вашем музее, несомненно, со временем приобретут историческое значение…».

Сочетание музея с цирком оказалось очень удачным, так как для изучения этого искусства необходим постоянный контакт с ним. «Дайте мне огромное импозантное помещение, но отдельно от цирка, - писал В. Я. Андреев, - и весь мой музей превратится сразу в кладбище». В нём в свободное время бывали артисты, интересовались материалами не только по их специальности, но и по другим жанрам, пользовались собирающейся библиотекой, обращались к работникам музея за советами, делились с ними воспоминаниями, которые тщательно записывались. С момента создания музей являлся организующим центром, где артист мог восстановить старый номер или его усовершенствовать, создать новый. М. Н. Румянцев (клоун Карандаш) писал: «Артисты, особенно из числа молодых, часами просиживали в музее, любили копаться в его коллекциях. И, бесспорно, изучение нашей артистической цирковой молодёжью многих материалов музея оказывало неоценимую помощь в творческой работе».

Самым важным для основателя музея было «не только собирательство соответствующих материалов, но главное - изучение их, культурная работа вокруг спектакля и воспитание по собранным материалам и изысканиям по ним, молодого <...> поколения артистов цирка и эстрады». Этот его завет сотрудники музея свято берегут и по сей день. С 1935 по 1938 год музеем заведовал Евгений Михайлович Кузнецов - историк, теоретик, критик циркового и эстрадного искусства, затем около года - А. А. Дорохов, газетный корреспондент. Перед Великой Отечественной войной музей возглавляла Ольга Георгиевна Алексеева. Навыки работы она получила, будучи библиотекарем, а затем научным сотрудником в Государственном Русском музее. С 1933 года О. Г. Алексеева обрабатывала коллекции в музее ТЮЗа. Придя в Музей цирка и эстрады ещё при В. Я. Андрееве, она систематизировала поступавшие материалы по жанрам и размерам, заложив тем самым основы хранения фондов. После войны (с 1946 года) по путёвке-распределению молодых специалистов ГУУЗ Комитета по делам искусств заведовать музеем был направлен Александр Захарович Левин, выпускник театроведческого факультета Ленинградского государственного театрального института. О. Г. Алексеева вернулась на должность научного сотрудника. В 1962 году по её рекомендации пришла студентка театроведческого факультета Наталия Георгиевна Кузнецова, возглавлявшая музей с 1983 по 2008 год.

Ещё со времён В. Я. Андреева музей является творческой лабораторией и при этом сохраняет теплоту дома для артистов, где их всегда ждут. Чувствуя его родным, они щедро одаривают его материалами, отражающими их творчество. Бескорыстная передача, понимание особенностей музейно-выставочной работы не отталкивает и коллекционеров. Собрание музея пополняется. Сегодня оно насчитывает уже свыше ста тысяч единиц хранения.

Сотни личных архивов и сценариев, тысячи книг, фотографий и эскизов, десятки тысяч дарителей. Каждый из них не просто принёс в музей предмет, он оставил в нём частичку своей души. Берёшь в руки фотографию, смотришь на лицо из прошлого, а затем заглядываешь на оборотную сторону и, читая имя дарителя, мысленно благодаришь его за то, что он не пожалел, нашёл время и принёс в музей эту реликвию, за которой стоит история - и личная, и страны.

Совсем недавно после ремонтно-реставрационных работ открылся Цирк Чинизелли, и музей с нетерпением ожидает возвращения из цирковой гостиницы к себе домой. Впереди большая работа по размещению фондов, созданию новой развёрнутой экспозиции, с блеском рассказывающей о цирковых жанрах, таящей загадки и неожиданные открытия. Костюмы, живопись, графика, реквизит артистов и животных заполнят один из этажей обновлённого здания на радость петербургскому зрителю. Насыщенность и неординарность подачи материала, красочность экспозиции дополнят праздник, происходящий на манеже.

Василий Яковлевич Андреев сумел создать музей, ставший для многих поколений артистов родным, подарил им уверенность в том, что память об их труде сохранится, сколько бы лет ни прошло. Всего через несколько месяцев минет 88 долгих, интересных, наполненных событиями лет, но музей по-прежнему готов и дальше служить Его Величеству Цирку! Уважаемые коллекционеры, спасибо, что сохраняете вместе с нами цирковое наследие! Глубокочтимые исследователи, спасибо и вам, что изучаете то, что накоплено десятилетиями! Дорогие друзья, горячо любимые труженики манежа, спасибо за то, что вы есть! Пусть мы сентиментальны и оптимистично смотрим на жизнь, но так хочется и через 100 лет услышать в адрес музея: «Мой дорогой друг! Ты столько пережил за эти годы!!! Столько великих артистов перевстречал в своих стенах! Со столькими делился своими тайнами и секретами!!! Я желаю тебе не сдаваться!!! У тебя есть верные друзья и хранители, которые никогда не дадут тебя в обиду!!! Процветания, нужности и незабвенности!!! Мой сердечный друг!!!»

À PROPOS

«Странное существо - человек! Все духовные и вещественные предметы, окружающие его, напечатлеваются на душе и на уме его, а душа и ум, в свою очередь, отпечатлеваются на всём, его окружающем».(Петербургские записки, 1833)

Екатерина Юрьевна Шаина - начальник фондово-экспозиционного отдела Цирка Чинизелли («Музея циркового искусства»), музеевед, кандидат культурологии, искусствовед, член СПбСХ

В фильме «Укротительница тигров» роль начинающей дрессировщицы Лены Воронцовой в 1954 году исполнила талантливая артистка Театра Советской Армии Людмила Касаткина. Однако она категорически отказалась сниматься с тиграми. Дублёром Людмилы в опасных сценах выступила Маргарита Назарова, актриса,
уже имевшая опыт такой работы в фильме «Опасные тропы». Для подготовки заключительного эпизода, когда Лена Воронцова выступает на арене с группой дрессированных тигров, нужны были опытные специалисты. Дрессировал хищников муж Маргариты - режиссёр Константин Константиновский, а консультировал опытный Борис Эдер. В фильме ему тоже досталась роль - старого дрессировщика Телегина. Борис Афанасьевич Эдер полвека дрессировал разных зверей - тигров, львов, белых и бурых медведей, даже зебр и страусов. Но теперь ему впервые в жизни предстояло готовить животных не для себя, а приучать их к Маргарите. Для этого он применил новую форму дрессировки, шутливо называя ее «методом конфликтов». Эдер и Константиновский обращались с тиграми сурово, стреляли холостыми патронами, крича и грозя вилами. Совсем иначе вела себя Маргарита. Она успокаивала зверей, ласково разговаривала с ними, гладила, причёсывала им бакенбарды и, конечно, сама кормила. Прошло некоторое время, и тигры стали побаиваться дрессировщиков-мужчин. Но зато привыкли к Маргарите, увидев в ней друга и защитника. После триумфального успеха «Укротительницы тигров», став знаменитой дрессировщицей, в 1961 году Маргарита Назарова снялась уже в главной роли в фильме «Полосатый рейс».

Все фотографии из фондов Большого Санкт-Петербургского государственного цирка («Музея циркового искусства»).

Музей циркового искусства, расположенный при Санкт-Петербургском цирке, был открыт свыше восьми десятилетий назад и являлся на тот момент первым в мире музеем, экспозиции которого освещали историю циркового искусства. В разные годы музейные коллекции неоднократно предоставлялись для тематических выставок не только в России, но и за рубежом. В настоящее время Музей циркового искусства предлагает посетителям несколько экскурсионных программ по помещениям цирка и периодические экспозиции в выставочных залах музея.

История музея

История Музея циркового искусства началась в 1928 году, когда на базе Ленинградского цирка было открыто первое в мировой музейной практике учреждение – Музей цирка и эстрады, которое собирало, систематизировало и изучало материал, имеющий отношение к истории циркового искусства. Инициатива создания музея принадлежала В. Я. Андрееву, который преподавал сценическое движение в театральной школе и уже имел опыт основания Театрального музея. В основу музейной коллекции были положены материалы, касающиеся цирка и эстрады, которые были собраны лично В. Я. Андреевым и цирковым деятелем, режиссером Е. П. Гершуни.

Благодаря материалам Музея циркового искусства было существенно расширено исследование по истории цирка, которое изложено в книге «Цирк. (Происхождение. Развитие. Перспективы.)», написанной в 1931 году историком и теоретиком циркового искусства Е. М. Кузнецовым. Практически с первых месяцев своего существования музей обустраивал выставки, посвященные различным жанрам циркового искусства (жонглирование, клоунада, конный цирк и др.), которые располагались непосредственно в фойе здания Ленинградского цирка. Самыми первыми экспозициями музея, организованными в 1928 году, стали выставки под названием: «Хищники в цирке» и «Дрессировка животных». С 1975 года Музей циркового искусства располагается в помещениях на втором этаже здания, которое ныне носит название Большой Санкт-Петербургский государственный цирк на Фонтанке.

Здание это, созданное в 1877 году по проекту архитектора В. Кенеля, является по ряду причин уникальным: во-первых, оно стало первым в России каменным стационарным цирком. Во-вторых, купол этого цирка был самым большим среди европейских цирков той эпохи. В-третьих, при возведении купола впервые были использованы ребристо-сетчатые конструкции, которые позволили отказаться от поддерживающих купол колонн, использовавшихся традиционно в таких зданиях. Такое архитектурное новшество сделало интерьеры цирка легкими и воздушными и замечательно усилило эффект открытого пространства. Впоследствии, купол Санкт-Петербургского цирка был внесен в список выдающихся памятников науки и техники.


В наши дни основные коллекции Музея циркового искусства расположены в двух помещениях, над интерьером которых работал в 1989 году художник М. Горелик. Фонды музея насчитывают около 90 тысяч различных экспонатов русского и иностранного происхождения, которые распределены по коллекциям: библиотека, фототека, видеотека, отдел плаката, отдел костюмов и реквизитов, отдел цирковых программок, отдел газетных вырезок и рукописного материала, отдел пластических форм и др. Огромную поддержку в формировании фондов музея в разные годы оказывали артисты цирка, передававшие в коллекции личные вещи, плакаты, программки, фотографии и другие материалы. С коллекциями Музея циркового искусства часто работают специалисты, изучающие искусство цирка и использующие материалы коллекций при написании книг или диссертаций по истории и теории циркового искусства.


В разные годы деятельности музея его коллекции использовались при организации сторонних выставок в различных городах страны, а также в Германии (1972), Чехословакии (1976), Бельгии (1996), Финляндии (2002, 2004-06). В выставочном зале музея за последнее десятилетие были организованы обширные экспозиции по нескольким темам: «Цирк глазами детей», «К 100-летнему юбилею клоуна Карандаша (артист М. Румянцев)», «Цирк о времени и о себе» (125-летие Санкт-Петербургского цирка), «Артисты цирка в годы войны» и др. Одна из последних экспозиций музея (2012 г.) носит название «Магический круг манежа» и посвящается двум знаменательным событиям: 185-летию циркового здания на берегу Фонтанки и 135-летию Большого государственного цирка, существовавшего до революции под именем цирк Чинизелли.


Экскурсии в музее

Огромной популярностью пользуются у посетителей музея специальные экскурсии, которые включают в себя (помимо рассказа об экспозиции) интерактивные занятия с экскурсоводом. В ходе занятий посетителям предоставляется возможность детально узнать о некоторых цирковых профессиях и даже попробовать свои силы в качестве акробата, жонглера или эквилибриста. Такие экскурсии проводятся по предварительной записи по средам, четвергам и пятницам для группы экскурсантов не более 15 человек. Экскурсия длится около полутора часов, во время которых посетителям демонстрируют закулисную часть цирка, проводят интерактивное занятие, а также обзор экспозиции на выбранную тему. Для иностранных посетителей желательно иметь собственного переводчика.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...