Достопримечательности Великих Болгар: остатки древней цивилизации на Волге. Мечевые бои и чеканка монет для детей


В далеком 921 году из Багдада по поручению Аббасидского халифа Аль-Муктадира Биллах в центр Азии, в Булгарские земли отправилось религиозно-политическое посольство, чтобы познакомить местных жителей с религией Пророка (мир ему и благословение). Представительство состояло из различных деятелей в сферах правоведения, политики и истории, а возглавлялось Ахмедом ибн Фадланом, который по праву считается первым арабским послом в России. С тех пор религиозные, культурные и исторические связи между народами двух государств только крепли.

С приходом Ислама на земли древних булгар, возникли новые задачи, началось постепенное приобщение местного населения к ирано-арабской мусульманской культуре, которая на тот момент признавалась самой передовой культурой всего Востока. Именно под влиянием быстро распространяющейся культуры у волжских булгар формируется не только собственная литература, поэзия, просвещение, но и различные науки, распространяется письменность, основанная на арабской графике, пришедшей на смену древнетюркскому руническому письму. Параллельно началось и расширение системы начальных учебных заведений (речь идет о мектебах, медресе), увеличение количество человек, получивших образование в именитых городах мусульманского Востока - Багдаде, Исфахане, Дамаске, Бухаре. Среди этих просвещенных мужей были и известные по всему миру ученые, среди которых философ Хамид ибн Идрис аль Булгари, поэт Кул-Гали, Мирхаджи Оглы.

Однако элита Волжской Булгарии не ограничилась одними учеными, историками, богословами и философами. Особенную прослойку населения того периода составляли зодчие, строители, художники, искусные ремесленники, каллиграфы, чьи творения не только являлись яркими примерами цвета булгарского искусства, но и демонстрировали самобытность художественной культуры средневековой Булгарии вплоть до пришествия Чингисхана. Характерно, что развитие духовной культуры и искусства во всех его вариантах проявления шло параллельно с распространением Ислама на территории государства Волжской Булгарии.

Сегодня мы расскажем Вам, нашим дорогим читателям, об особенностях культовой архитектуры государства волжских булгар с момента принятия Ислама до нашествия монгол (речь идет о домонгольском историческом периоде).

Эта историческая веха в истории Волжской Булгарии – то время, когда складываются основные типы не только оборонных строений и жилых построек, но и культовых религиозных сооружений, то есть мечетей. Нельзя упускать из внимания тот факт, что мечетям, помимо непосредственно религиозного значения, придавалось и большое политическое: ведь именно в этих стенах демонстрировалось торжество власти централизованного государства, воплощалась сама идея мусульманства. Параллельно со столь высокими целями религиозные постройки являли собой наглядное и неоспоримое свидетельство высокой инженерной и художественной одаренности булгарских мастеров и зодчих, достижений цивилизации народа, выражением его высокой культуры. Согласно историческим письменным источникам, во всех крупных городах средневекового государства булгар – Булгаре, Биляре, Суваре, Ошеле - наряду с квартальными действовали и соборные мечети.

До сегодняшних дней дошли лишь остатки подземных частей соборной мечети Биляра (а именно фундамент, некоторые фрагменты оснований стен), которая в свое время была величественной, притягивающей путников. Рядом с мечетью также были найдены остатки древнего мавзолея. Время строительства мечети относят к началу X века. Культовое сооружение в Биляре представляло собой местный вариант классического типа многоколонной арабской мечети.

Стоит отметить, что поначалу после появления Ислама для архитектуры Волжской Булгарии была свойственна многоколонная мечеть, рассчитанная на довольно большое количество молящихся. Лишь с X века начинают появляться характерные архитектурные типы мечетей, которые можно различить по их форме в странах Ближнего и Среднего Востока. Культовые мусульманские сооружения имели присущие раннесредневековым монументальным зданиям черты суровой крепостной архитектуры. Это была своеобразная перестраховка на случай нападения на город (мечеть, как и любое другое строение, за долю секунды превращалась в защитную крепость). С этим и был связан обороноспособный характер стен и само устройство минаретов как боевых башен. Тот факт, что при археологических раскопках на месте мечети были найдены облицовочные изразцы синего и зеленого цветов, говорит о том, что интерьер мечети был декорирован.

На первых порах мусульманский храм в Биляре представлял собой обширную и довольно высокую конструкцией, которую строители возвели из сосновых бревен, с громадной прямоугольной по форме многоколонной залой. Ровно посередине залы билярской мечети был помещен искусственный бассейн, традиционный для религиозных сооружений Востока. В одной из коротких стен залы была сделана ниша, обозначающая направление на Каабу. В противоположной стене залы располагался парадный вход в мечеть. Безусловно, имелись иные входы в мечеть, а сама их система возводилась в соответствии с использованием каждого направления молельной залы. С левой стороны от главного входа можно было увидеть деревянный минарет.

Особенную, ни с чем несравнимую роль в создании и дальнейшем развитии булгарской архитектурно-строительной школы, в том числе и в постройке культовых сооружений, сыграли мастера из стран Ближнего Востока и Закавказья. Однако стоит отметить, что все архитектурные каноны напрямую повиновались системе булгарской школы зодчества, исходя из местных климатических, природных и архитектурно-строительных особенностей.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Раннебулгарский период был связан с появлением в Поволжье булгарских племен. Основными источниками их изучения являются археологические памятники, оставленные булгарскими племенами, и в первую очередь могильники - Больше-Танкеевский в Тетюшском районе и Кайбельский в Ульяновской области.

Обряды захоронения ранних булгар

Их анализ позволяет сделать вывод о том, что в культуре булгарских племен много европеоидного «материала», но определяющими являются восточноазиатские элементы. Об этом свидетельствуют хозяйственный уклад и образ жизни раннебулгарских племен, нормы и традиции быта, отправления религиозных ритуалов.

Своих умерших соплеменников они хоронили, как правило, в глубоких ямах. Захоронения обкладывали костями лошадей, собак и других домашних животных, орудиями труда (железными ножами, иглами, глиняными пряслицами), оружием, украшениями (бусами, бисером, бронзовыми и серебряными нагрудными и поясными подвесками, накладками на ремни, браслетами, серебряными, реже золотыми серьгами и серебряными перстнями с сердоликом и цветным стеклом).

Обязательными элементами сопровождения в загробный мир были предметы быта - деревянные чаши, окованные медными и серебряными пластинами, костяными и бронзовыми пуговицами, бронзовыми зеркалами, а также керамические горшки и сосуды, изготовленные на ручном гончарном круге.

Погребальный обряд, большинство предметов и особенно керамика могильников раннебулгарского периода представляют собой один из самых северных вариантов средневековой салтово-маяцкой археологической культуры, созданной еще болгарами, аланами, савирами и другими тюркоязычными племенами во времена Хазарского каганата. Памятники Танкеевского и других могильников скорее всего принадлежат присоединившимся к тюркоязычным эсегелам, обитавшим ранее в Верхнем Прикамье и Вятско-Камском междуречье.

Результаты исследований убеждают в том, что различные группы раннебулгарского населения имели четко выраженные антропологические отличия. Так, большинство захороненных в Танкеевском и Тетюшском могильниках были людьми с явно выраженными европеоидными чертами, в отличие от погребенных на Болыпе-Тарханском и Кайбельском кладбищах.

История ранних булгар

На ранних этапах булгарской истории прослеживается серьезная конкуренция местных племен за местообитание и источники жизнедеятельности, поэтому важным содержательным материалом ранне-булгарского периода стала достаточно длительная борьба эсегелов с угро-венгерскими кочевыми племенами, располагавшимися в VIII- IX веке в левобережье Волги и Прикамье.

Это противоборство (военное, экономическое и культурное) завершилось в связи с уходом венгров на юго-запад. К тому времени конкурирующими сторонами уже был накоплен значительный опыт взаимодействия, взаимовлияния.

В IX-X веке численность булгарских племен в Среднем Поволжье заметно увеличивается, активизируется их хозяйственная деятельность по освоению новых земель и внедрению в жизненную практику прогрессивной технологии.

Социально-хозяйственной революцией стал переход булгар к оседлому образу жизни и освоению плужного земледелия. Оно заметно потеснило кочевое скотоводство. Принесенные болгарами из Причерноморья и с Северного Кавказа навыки ремесла, металлургии, строительства, кузнечного и оружейного дела, ткачества и обработки кож, гончарного и ювелирного искусства органично соединились с местными промысловыми традициями.

В условиях интенсификации хозяйственной деятельности булгар и усиления конкуренции с соседними племенами возросли роль и влияние булгарской военно-племенной знати, возглавившей в свое время переселение болгарских племен на Волгу. С ускорением процесса социальной дифференциации классообразования в обществе складываются предпосылки объединения племен и формирования раннефеодального государства.

Предпосылками этого процесса были переход к оседлому типу хозяйственной деятельности; освоение и закрепление за булгарскими племенами постоянных территорий; ускоренное развитие ремесла и торговли не только с соседними, но и с отдаленными племенами; усложнение социальной структуры общества; активизация и актуализация роли базовых элементов духовной жизни: научных знаний (в том числе исторических, философских, медицинских), образования, письменности, литературы, поэзии и искусства.

По политическим параметрам раннебулгарский период можно характеризовать как этап дружинной истории. Шла конкурентная борьба между различными группами военно-племенной знати. Заметную роль в этой борьбе играло ближнее военное окружение конкурирующих князей. К X веку конкуренция двух главных центров - Биляра и Сувара завершилась объединением булгарских племен в булгарскую конфедерацию. Создание конфедерации стало важным и необходимым шагом на пути к образованию единого и сильного Булгарского государства.

Лето в этом году в Поволжье, прямо скажем, не удалось. И вот выдались погожие деньки и грех было не воспользоваться таким случаем. Наконец-то выехал на своем кабанчике дальше чем за город, все же Road star создан для трассы, это его стихия. Решено было поехать на Фестиваль средневекового боя «Великий Болгар».

Поехали втроем утром с товарищем и его отцом на Yamaha FZX 750, Honda 1000 F. Ехать, если честно, не о чем, примерно 140 км в одну сторону. Дорога местами хорошая, местами не очень. Тошнили 100-110, наблюдая как нас обгоняют автомобили, летящие на фестиваль.

Заправились на всякий Случай с Старой Майне, это примерно на пол пути к Великому Болгару. Выезжал из Ульяновска с полным баком, но на всякий случай заправился, аппарат довольно прожорливый.




Въехав в село, мы попали на здоровенную парковку, которую можно сравнить со взлетной полосой аэродрома.


В основной палаточный лагерь не поехали, разбили палатки прямо у парковки в поле.

Следует упомянуть, что Болгарский государственный историко-археологический музей-заповедник входит в список всемирного наследия Юнеско. Ныне небольшое село Болгар, больше тысячи лет назад было одним из крупнейших городов Волжско-Камской Булгарии. До наших дней сохранились, конечно в восстановленном виде, минареты, ханская усыпальница, а также мусульманские мавзолеи тех далеких времен.


Вид с малого минарета



На входе нас встречали палатки реконструкторов, со всевозможной продукцией, растянувшиеся вдоль памятников. На Фестивале можно было пострелять из лука или арбалета, примерить кольчугу булгарского воина, прикупить головной убор средневекового западно-европейского горожанина.


Бармица реплики средневекового шлема

Территория на которой проводились соревнования по средневековому бою, рыцарские состязания и турнир была дополнительно огорожена, вход с досмотром полиции, немудрено народу было тьма тьмущая.


По сообщениям организаторов фестиваль посетило около 40 тысяч человек в 2016 году. Конечно не московский «Времена и эпохи», но я считаю уровень высокий! Очень достойно! Вход на фестиваль бесплатный, но на трибуны естественно нужно было покупать билет на определенное кол-во часов. Топать от парковки до самого действа примерно километр, так что решили отдохнуть и вздремнуть на траве))

Фестиваль международный. В Великий Болгар прибыли люди, увлеченные эпохой Средневековья, реконструкторы, спортсмены по средневековому бою. Видел флаги Чехии, бывших союзных республик, и даже Израиля.
Парни в доспехах дубасили друг по другу затупленными мечами, секирами и алебардами довольно азартно, полный контакт и травмы норма на таких состязаниях. Не хотел бы я оказаться под их горячую руку, даже в полном доспехе))





Ну и конечно же изюминка этого фестиваля рыцарские состязания и турнир. Ради чего стоит приехать в Великий Болгар! Турнир рыцарей состоит из нескольких состязаний: Жюст -конно-копейная сшибка, на мой взгляд самое зрелищное действо, Миле -имитация сражения двух отрядов рыцарей. Французские слова «Алле Лите», то есть команда для рыцарей начать поединок, пустив коня в галоп, кричали даже маленькие дети!))

На ристалище появляются всадники в полном турнирном вооружении, маршал (судья и ведущий турнира) представляет благородных рыцарей публике! У каждого участника свой пышный псевдоним и легенда, откуда он прибыл, называются его цвета, герб и девиз. Кстати, именно от этого пошли знаменитые Colors заокеанских байкеров.



Соревнования начинаются с упражнений рыцарей: Сарацин - на этом тренажере нужно попасть копьем в маленький щит на перекладине, на конце которого закреплен противовес мешок с песком, и попасть так что бы он не ударил всадника. Подцепить копьем кольца, и поднять с земли платок.

Не отставали от благородных рыцарей и их верные спутницы. Прекрасные дамы со знанием дела рубили капусту и яблоки!))









За сломанное копье начисляется больше очков, чем за попадание копьем в щит или шлем, ну и конечно же показывает мастерство всадника и силу его удара.






На этом фестивале были довольно редкие случаи выбивания сразу обоих соперников из седел, пробивания копьем щита. Очень эффектно и зрелищно!

Отдельно стоит упомянуть об археологическом музее Болгара. Здание в 5 этажей спускается к набережной, все современно, эскалаторы, интерактивные экспозиции, все доступно и с размахом! Посещал архео-парк в 1999 году с экскурсией, вся экспозиция находилась в церкви. Никаких дорожек асфальтированных, все было очень скромно. А тут целый комплекс для этого построили! Очень масштабно, всем кто интересуется историей родной страны рекомендую!







Провели два фестивальных дня, впечатлений море! Само действо находится в очень живописном месте на слиянии рек Волги и Камы. Отдохнули отлично! До этого рыцарский турнир видел только в кино и на фотографиях! Очень интересный фестиваль!

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...