Жизненный и творческий путь баха кратко. Биография


Немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах создал за свою жизнь больше 1000 музыкальных произведений. Он жил в эпоху барокко и в своем творчестве обобщил все, что было характерно для музыки своего времени. Бах писал во всех имевшихся в 18-м веке жанрах, за исключением оперы. Сегодня произведения этого мастера полифонии и виртуозного органиста слушают в самых разных ситуациях – настолько они многообразны. В его музыке можно найти простодушный юмор и глубокую скорбь, философские размышления и острейший драматизм.

Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году, он был восьмым и самым младшим ребенком в семье. Отец великого композитора Иоганн Амброзиус Бах тоже был музыкантом: род Бахов с начала 16-го века известен своей музыкальностью. В то время создатели музыки пользовались в Саксонии и Тюрингии особым почетом, их поддерживали власти, аристократы и представители церкви.

Бах к 10 годам лишился обоих родителей, и его воспитанием занялся старший брат, работавший органистом. Иоганн Себастьян учился в гимназии, и одновременно с этим получал от брата навыки игры на органе и клавире. В 15 лет Бах поступил в вокальную школу и начал писать первые произведения. После окончания школы он недолго был придворным музыкантом у веймарского герцога, а затем стал органистом в церкви в городе Арнштадт. Именно тогда композитор написал большое количество органных произведений.

Вскоре у Баха начались проблемы с властями: он выражал недовольство уровнем подготовки певцов в хоре, а затем и вовсе на несколько месяцев уехал в другой город для того, чтобы познакомиться с игрой авторитетного датско-немецкого органиста Дитриха Букстехуде. Бах уехал в Мюльхаузен, куда его пригласили на ту же должность – органиста в церкви. В 1707 году композитор женился на своей кузине, которая родила ему семерых детей, трое из них умерли в младенчестве, а двое в дальнейшем стали известными композиторами.

В Мюльхаузене Бах проработал всего год, и переехал в Веймар, где стал придворным органистом и организатором концертов. К этому времени он уже пользовался большим признанием и получал высокое жалованье. Именно в Веймаре талант композитора достиг расцвета – он около 10 лет непрерывно занимался сочинением произведений для клавира, органа и оркестра.

К 1717 году Бах добился в Веймаре всех возможных высот и начал искать другое место работы. Cтарый работодатель сначала не хотел отпускать его, и даже на месяц посадил под арест. Однако Бах вскоре покинул его и направился в город Кётен. Если раньше его музыка во многом сочинялась для богослужений, то здесь из-за особых требований нанимателя композитор начал писать, в основном, светские произведения.

В 1720 году внезапно умерла жена Баха, но уже через полтора года он снова женился на молодой певице.

В 1723 году Иоганн Себастьян Бах стал кантором хора при церкви Святого Фомы в Лейпциге, а потом был назначен и «музыкальным директором» всех работавших в городе Церквей. Бах продолжал писать музыку до самой смерти – даже лишившись зрения, он диктовал ее своему зятю. Умер великий композитор в 1750 году, сейчас его останки покоятся в той самой церкви Святого Фомы в Лейпциге, где он проработал 27 лет.

Бах Иоганн Себастьян (31 (21) марта 1685, Эйзенах - 28 июля 1750, Лейпциг), немецкий композитор, органист, клавесинист. Философская глубина содержания и высокий этический смысл произведений Баха поставили его творчество в ряд шедевров мировой культуры. Иоганн Бах обобщил достижения музыкального искусства переходного периода от барокко к классицизму. Бах - непревзойденный мастер полифонии. Произведения композитора: "Хорошо темперированный клавир" (1722-44), Месса си-минор (ок. 1747-49), "Страсти по Иоанну" (1724), "Страсти по Матфею" (1727 или 1729), св. 200 духовных и светских кантат, инструментальные концерты, многочисленные сочинения для органа и др.

Иоганн Себастьян Бах был шестым ребенком в семье скрипача Иоганна Амвросия Баха, и будущее его было предопределено. Все Бахи, жившие в горной Тюрингии, с начала XVI в. были флейтистами, трубачами, органистами, скрипачами, капельмейстерами. Их музыкальное дарование передавалось из поколения в поколение. Когда Иоганну Себастьяну исполнилось пять, отец подарил ему скрипку. Он быстро выучился на ней играть, и музыка заполнила всю его жизнь. Природа, окружавшая его родной город Ейзенах, пела на все голоса, и маленький скрипач пытался воспроизводить ее звуки. Его счастливое детство кончилось рано, когда будущему композитору исполнилось 9 лет. Сначала умерла его мать, а через год - отец. Мальчика взял к себе его старший брат, служивший органистом в соседнем городке. Иоганн Себастьян поступил в гимназию - брат же обучал его игре на органе и клавире. Но одного исполнения мальчику было мало - он тянулся к творчеству. Однажды ему удалось извлечь из всегда запертого шкафа заветную нотную тетрадь, где у брата были записаны сочинения знаменитых в ту пору композиторов. По ночам тайком он переписывал ее. Когда полугодовая работа уже близилась к завершению, брат застал его за этим занятием и отнял все, что уже было сделано... Эти бессонные часы при лунном свете в дальнейшем пагубно скажутся на зрении И.С.Баха.

В 15 Бах переехал в Люнеберг, где в 1700-1703 гг. учился в школе церковных певчих. Во время учебы посетил Гамбург, Целле и Любек для знакомства с творчеством знаменитых музыкантов своего времени, новой французской музыкой. К этим же годам относятся и первые композиторские опыты Баха - произведения для органа и клавира.

После окончания учебы Бах был занят поиском работы, обеспечивающей хлебом насущным и оставляющей время для творчества. С 1703 по 1708 он служит в Веймаре, Арнштадте, Мюльхаузене. В 1707 женится на своей кузине Марии Барбаре Бах. Его творческие интересы были сосредоточены тогда, главным образом, на музыке для органа и клавира. Известнейшее сочинение той поры - "Каприччо на отъезд возлюбленного брата".

Получив в 1708 место придворного музыканта у герцога Веймарского, Бах обосновывается в Веймаре, где проводит 9 лет. Эти годы в биографии Баха стали временем интенсивного творчества, в котором основное место принадлежало сочинениям для органа, в их числе многочисленные хоральные прелюдии, органная токката и фуга ре-минор, пассакалья до-минор. Композитор писал музыку дли клавира, духовные кантаты (более 20). Используя традиционные формы, Иоганн Бах доводил их до высочайшего совершенства.

В Веймаре у Баха родились сыновья, будущие известные композиторы Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил.

В 1717 Бах принял приглашение на службу герцога Анхальт-Кетенского Леопольда. Жизнь в Кетене поначалу была счастливейшим временем в жизни композитора: князь, просвещенный для своего времени человек и неплохой музыкант, ценил Баха и не мешал его творчеству, приглашал его в свои поездки. В Кетене были написаны три сонаты и три партиты для скрипки соло, шесть сюит для виолончели соло, Английские и Французские сюиты для клавира, шесть Бранденбургских концертов для оркестра. Особый интерес представляет сборник "Хорошо темперированный клавир" - 24 прелюдии и фуги, написанные во всех тональностях и на практике доказывающие преимущества темперированного музыкального строя, вокруг утверждения которого шли горячие споры. Впоследствии Бах создал второй том "Хорошо темперированного клавира", также состоящего из 24 прелюдий и фуг во всех тональностях.

Но безоблачный период жизни Баха оборвался в 1720: умирает его жена, оставляя четырех малолетних детей.

В 1721 Бах женится второй раз на Анне Магдалене Вилькен. В 1723 состоялось исполнение его "Страстей по Иоанну" в церкви св. Фомы в Лейпциге, и вскоре Бах получил должность кантора этой церкви с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви (латынь и пение).

В Лейпциге (1723-50) Бах становится "музыкальным директором" всех церквей города, следя за личным составом музыкантов и певцов, наблюдая за их обучением, назначая необходимые к исполнению произведения и выполняя многое другое. Не умея хитрить и манкировать и не будучи в состоянии исполнять все добросовестно, композитор неоднократно попадал в конфликтные ситуации, омрачавшие его жизнь и отвлекавшие от творчества. Композитор достиг к тому времени вершин мастерства и создавал великолепные образцы в разных жанрах. В первую очередь, это духовная музыка: кантаты (сохранилось около двухсот), "Магнификат" (1723), мессы (в том числе бессмертная "Высокая месса" си-минор, 1733), "Страсти по Матфею" (1729), десятки светских кантат (среди них - комические "Кофейная" и "Крестьянская"), произведения для органа, оркестра, клавесина (среди последних необходимо выделить цикл "Ария с 30 вариациями", так называемые "Гольдберг-вариации", 1742). В 1747 Бах создал цикл пьес "Музыкальные приношения", посвященный прусскому королю Фридриху II. Последней работой стало произведение под названием "Искусство фуги" (1749-50) - 14 фуг и 4 канона на одну тему.

В конце 1740-х годов здоровье Баха ухудшилось, особенно беспокоила резкая потеря зрения. Две неудачные операции по удалению катаракты привели к полной слепоте. Дней за десять до смерти Бах неожиданно прозрел, но затем с ним случился удар, сведший его в могилу.

Торжественные похороны вызвали огромное стечение народа из разных мест. Композитора похоронили вблизи церкви св. Фомы, в которой он прослужил 27 лет. Однако позже по территории кладбища проложили дорогу, могила затерялась. Лишь в 1894 останки Баха случайно были найдены во время строительных работ, тогда и состоялось перезахоронение.

Сложной оказалась и судьба его наследия. При жизни Бах пользовался известностью. Однако после смерти композитора имя и музыка Баха стали предаваться забвению. Подлинный интерес к его творчеству возник лишь в 1820-е годы, начало чему положило исполнение в 1829 году в Берлине "Страстей по Матфею" (организованное Ф. Мендельсоном-Бартольди). В 1850 году было создано "Баховское общество", стремившееся выявить и опубликовать все рукописи композитора (за полвека было издано 46 томов).

Бах - крупнейшая фигура мировой музыкальной культуры. Его творчество представляет собой одну из вершин философской мысли в музыке. Свободно скрещивая черты не только разных жанров, но и национальных школ, Бах создал бессмертные шедевры, стоящие над временем. Будучи последним (наряду с Г. Ф. Генделем) великим композитором эпохи барокко, Бах вместе с тем пролагал пути музыке нового времени. Среди продолжателей исканий Баха - его сыновья. Всего у него было 20 детей, только девять из них пережили отца. Четверо сыновей стали композиторами. Кроме упомянутых выше - Иоганн Кристиан (1735-82), Иоганн Кристоф (1732-95).

Композитор Бах - биография.
Вы сейчас находитесь на портале

Распадаются на инструментальные и вокальные. К первым относятся: для органа – сонаты, прелюдии, фуги, фантазии и токкаты, хоральные прелюдии; для фортепиано – 15 инвенций, 15 симфоний, французские и английские сюиты, «Klavierübung» в четырех частях (партиты и др.), ряд токкат и других сочинений, а также «Хорошо темперированный клавир» (48 прелюдий и фуг во всех тональностях); «Музыкальное приношение» (сборник фуг на темы Фридриха Великого) и цикл «Искусство фуги». Кроме этого у Баха имеются сонаты и партиты для скрипки (среди них – знаменитая Чакона), для флейты, виолончели (гамбы) с сопровождением фортепиано, концерты для фортепиано с оркестром, а также для двух и более фортепиано и т. д., концерты и сюиты для струнных и духовых инструментов, а также сюиты для изобретенной Бахом пятиструнной viola pomposa (средний инструмент между альтом и виолончелью).

Портрет Иоганна Себастьяна Баха. Художник Э. Г. Хауссманн, 1748

Всем этим сочинениям свойственна в высокой степени искусная полифония , не встречавшаяся в подобной форме ни до, ни после Баха. С поразительным мастерством и совершенством Бах разрешает сложнейшие проблемы контрапунктической техники, как в больших, так и малых формах. Но было бы ошибочно отрицать у него в то же время мелодическую изобретательность и выразительность. Контрапункт являлся для Баха не чем-то заученным и с трудом применяемым, а был его естественным языком и формой выражения, уразумение и понимание которых должно быть раньше усвоено для того, чтобы выраженные в этой форме проявления глубокой и разносторонней духовной жизни были вполне поняты и чтобы гигантское настроение его органных произведений, а также мелодическая прелесть и богатство меняющихся настроений в фугах и сюитах для фортепиано были вполне оценены. Поэтому в большинстве относящихся сюда произведений, особенно в отдельных номерах из «Хорошо темперированного клавира», мы имеем наряду с законченностью формы, характерные пьесы чрезвычайно разнообразного содержания. Именно это соединение и обусловливает их особенное и единственное положение в музыкальной литературе.

Несмотря на всё это, сочинения Баха долгое время после его смерти были известны и оценены только некоторыми знатоками, публика же почти забыла их. На долю Мендельсона выпало, благодаря исполнению в 1829 г. под его управлением «Страстей по (евангелисту) Матфею» Баха, снова возбудить общий интерес к покойному композитору и завоевать его большим вокальным произведениям подобающее почетное место в музыкальной жизни – и не одной Германии.

Иоганн Себастьян Бах. Лучшие произведения

Сюда относятся, прежде всего, предназначенные для богослужения духовные кантаты , написанные Бахом (для всех воскресных и праздничных дней) в количестве пяти полных годовых циклов. Сохранилось до нас, вполне достоверных, только около 226 кантат. Текстом им служили евангельские тексты. Кантаты состоят из речитативов, арий, полифонных хоров и хорала, заключающего все произведение.

Далее следует «музыка страстей» (Пассионы ), которых Бах написал пять. Из них, к сожалению, до нас дошли лишь две: Страсти по Иоанну и Страсти по Матфею ; из них первая впервые была исполнена в 1724, вторая в 1729. Достоверность третьей – Страсти по Луке – подлежит большому сомнению. Музыкально драматическое изображение истории страданий Христа достигает в этих произведениях высочайшей законченности форм, величайшей музыкальной красоты и силы выражения. В форме, смешанной из эпических, драматических и лирических элементов, перед нашими глазами пластически и убедительно проходит история страданий Христа. Эпический элемент является в лице рецитирующаго евангелиста, драматический – в прерывающих речь словах библейских лиц, особенно самого Иисуса, а также в оживленных хорах народа, лирический – в ариях и хорах созерцательного характера, а противопоставляемый всему изложению хорал указывает на непосредственное соотношение произведения к богослужению и намекает на участие в нем общины.

Бах. Страсти по Матфею

Подобным же произведением, но более светлого настроения, является «Рождественская оратория » (Weihnachtsoratorium), написанная в 1734. Дошла до нас также «Пасхальная оратория ». Наряду с этими большими произведениями, связанными с протестантским богослужением, на одинаковой высоте находятся и так же совершенны обработки древнелатинских церковных текстов: Мессы и пятиголосное Magn if icat . Среди них первое место занимает большая Месса си-минор (1703). Подобно тому, как Бах с верой углублялся в слова Библии, здесь он с верой принялся за древние слова текста мессы и изобразил их в звуках с таким богатством и разнообразием чувства, с такой силой выражения, что они еще теперь, облеченные в строгую полифоническую ткань, глубоко захватывают и сильно волнуют. Хоры в этом произведении принадлежат к величайшему, что было когда-либо создано в области церковной музыки. Требования, которые предъявляются в здесь к хору, чрезвычайно высоки.

(Биографии других великих музыкантов – см. в блоке «Ещё по теме…» ниже текста статьи.)

Родился Иоганн Себастьян Бах 21 марта1685г., в Эйзенахе, маленьком захолустном городке Тюрингии, в семье бедного городского музыканта. В десятилетнем возрасте, осиротев, И.С. Бах переехал в Ордруф, к своему старшему брату Иоганну Христофу, органисту, который и обучал поступившего в гимназию маленького брата игре на органе и клавире.

В 15 лет Бах переехал в Люнебург, где в 1700-1703 годах учился в вокальной школе Св. Михаила. Прекрасный голос, владение игрой на скрипке, органе, клавесине, помогли ему поступить в хор “избранных певчих”, где он получал небольшое жалованье. В обширной библиотеке люнебургской школы хранилось много рукописных сочинений старинных немецкий и итальянских музыкантов, и Бах погрузился в их изучение. Во время учёбы он посетил Гамбург - крупнейший город в Германии, а также Целле (где в почёте была французская музыка) и Любек, где он имел возможность познакомиться с творчеством знаменитых музыкантов своего времени. В этот период своей жизни Бах расширил свои знания о композиторах той эпохи, прежде всего, о Дитрихе Букстехуде, которого он очень уважал.

В январе 1703 года, после окончания учёбы, Бах получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. Но там он проработал недолго. Не удовлетворённый работой и зависимым положением, он охотно принял приглашение на должность органиста Новой церкви в город Арнштадт и в 1704 году туда переехал.
(

В 1707 году, после трёхлетнего пребывания в Арнштадте, И.С. Бах переезжает в Мюльхаузен и поступает на такую же должность церковного музыканта. Четыре месяца спустя, 17 октября 1707 года Иоганн Себастьян женился на своей кузине Марии Барбаре из Арнштадта. Впоследствии у них родилось шестеро детей, трое из которых умерли в детстве. Трое из выживших - Вильгельм Фридеман, Иоганн Кристиан и Карл Филипп Эммануил - стали впоследствии известными композиторами.

Проработав в Мюльхаузене около года, Бах вновь сменил место работы, на этот раз, получая место придворного органиста и устроителя концертов - намного более высокую позицию, чем прошлая его должность - в Веймаре, где и пробыл около десяти лет. Здесь впервые в своей биографии И.С. Баху представилась возможность раскрыть в разносторонней исполнительской музыке свой многогранный талант, испытать его во всех направлениях: в качестве органиста, музыканта оркестровой капеллы, в которой приходилось играть на скрипке и клавесине, а с 1714 года - и должности помощника капельмейстера.

Через некоторое время И.С. Бах опять занялся поисками более подходящей работы. Старый хозяин не хотел его отпускать, а 6 ноября 1717 года даже арестовал за постоянные просьбы об отставке, но уже 2 декабря отпустил на свободу «с изъявлением немилости». Леопольд, князь Ангальт-Кётенский, нанял Баха на должность капельмейстера. Князь, сам будучи музыкантом, ценил талант Баха, хорошо ему платил и предоставлял большую свободу действий.

В 1722 году И.С. Бах завершил работу над первым томом прелюдий и фуг *Хорошо темперированного клавира*. До того, в 1720 году появилось другое, не менее выдающееся сочинение для того же инструмента - *Хроматическая фантазия и фуга* ре минор, которая переносит в область клавира монументальность форм и драмматическую патетику органных композиций. Появляются и лучшие сочинения для других инструментов: шесть сонат для скрипки соло, шесть знаменитых Бранденбургских концертов для инструментального ансамбля. Все эти творения относятся к числу выдающихся творений композитора, но ими далеко не исчерпывается написанное Бахом в кётенский период.

В 1723 году состоялось исполнение его «Страстей по Иоанну» в церкви Св. Фомы в Лейпциге, и 1 июня Бах получил должность кантора хора Святого Фомы с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви, заменив на этом посту Иоганна Кунау. Первые шесть лет жизни в Лейпциге оказались очень продуктивными: Бах сочинил до 5 годовых циклов кантат. Преодолеть скупость и косность лейпцигских заправил Бах был не в силах. Зато на “ строптивого” кантора ополчилось всё чиновное начальство. “Кантор не только ничего неделает, но не хочет на сей раз давать объяснений ”. Решают, что “кантор неисправим ”, и, что в виде наказания следует снизить ему жалованье и перевести в младшие классы. Тяжесть положения Баха несколько скрашивалось артистическими успехами. Издавна завоёванная слава несравненного виртуоза на органе и клавире доставляла ему новые триумфы, привлекала почитателей и друзей, среди которых были такие выдающиеся люди, как композитор Гассе и его знаменитая супруга – итальянская певица Фаустина Бордони.

В марте 1729 года Иоганн Себастьян стал руководителем Музыкальной коллегии (Collegium Musicum), светского ансамбля, существовавшего ещё с 1701 года, когда его основал старый друг Баха Георг Филипп Телеман. Бах с увлечением отдался работе, свободной от назойливого вмешательства и постоянного контроля. Он выступает в качестве дирижёра и исполнителя в публичных концертах, которые устраивались в различных общественных местах. Новая форма музыкальной деятельности выдвигала и новые творческие задачи. Нужно было создавать произведения, сообразовываясь со вкусами и потребностями городской аудитории. Для выступлений Бах написал огромное количество разнообразной музыки; оркестровой, вокальной. В ней много выдумки, шутки и изобретальности.

В последнее десятилетие жизни заметно падает интерес Баха к общественно – музыкальной деятельности. В 1740 году он отказался от руководства Collegium Musicum; не принял участия в основанной в следующем, 1741 году новой концертной музыкальной организации.

Со временем зрение Баха становилось всё хуже. Тем не менее, он продолжал сочинять музыку, диктуя её своему зятю Альтникколю. В 1750 году в Лейпциг приехал английский офтальмолог Джон Тейлор, которого многие современные исследователи считают шарлатаном. Тейлор дважды прооперировал Баха, но обе операции оказались неудачными, Бах остался слепым. 18 июля он неожиданно ненадолго прозрел, но уже вечером с ним случился удар. Бах умер 28 июля 1750г.

В течение жизни Бах написал более 1000 произведений.

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – великий немецкий композитор, капельмейстер, виртуозный органист. Более двух веков прошло после его смерти, а интерес к написанным произведениям не угасает. По версии «Нью-Йорк Таймс» был составлен рейтинг мировых композиторов, которые создали шедевры, стоящие над временем, и Бах занимает в этом списке первое место. Его музыку как лучшее, что смогло сотворить человечество, записали на Золотую пластинку Вояджера, прикрепили к космическому аппарату и запустили с Земли в Космос в 1977 году.

Детство

Иоганн Себастьян родился 31 марта 1685 года в немецком городке Эйзенах. В многодетной семье Бахов он был младшим, восьмым ребёнком (четверо из них умерли в младенческом возрасте). Их род ещё с начала XVI века славился своей музыкальностью, многие из его родственников и предков были профессионалами в музыке (исследователи их насчитали около полусотни). Прапрадед композитора Фейт Бах имел профессию пекаря и отлично играл на цитре (это такой щипковый музыкальный инструмент в виде ящичка).

Отец мальчика, Иоганн Амброзиус Бах, играл в церкви Эйзенаха на скрипке и работал придворным концертмейстером (на этой должности он занимался организацией светских концертов). Старший брат, Иоганн Кристоф Бах, служил в церкви органистом. Из их рода вышло столько трубачей, органистов, скрипачей и флейтистов, что фамилия «Бах» стала нарицательной, так называли любого более или менее стоящего музыканта сначала в Эйзенахе, а потом и во всей Германии.

При такой родне естественно, что маленький Иоганн Себастьян начал обучаться музыке раньше, чем научился говорить. Первые уроки игры на скрипке он получал от отца и очень радовал родителя своею жадностью к музыкальным познаниям, усердностью и способностями. Мальчик обладал превосходным голосом (сопрано) и, будучи ещё совсем маленьким, солировал в хоре городской школы. В его будущей профессии не сомневался никто, из Себастьяна обязательно должен был получиться музыкант.

Когда ему было девять лет, умерла мама Элизабет Леммерхирт. Спустя год скончался и отец, но ребёнок не остался одинок, его забрал к себе старший брат Иоганн Кристоф. Он был степенным и уважаемым в городе Ордруф музыкантом и учителем. Вместе со своими учениками Иоганн Кристоф учил младшего брата играть церковную музыку на клавесине.

Однако юному Себастьяну эти занятия казались однообразными, скучными и мучительными. Он стал заниматься самообразованием, тем более когда прознал, что у старшего брата в закрытом шкафу имеется тетрадка с произведениями известных композиторов. По ночам юный Бах проникал в шкаф, доставал тетрадь и при свете луны переписывал ноты.

От такой утомительной ночной работы у юноши начало портиться зрение. Как же было обидно, когда старший брат обнаружил Себастьяна за таким занятием и отобрал все записи.

Образование

В Ордруфе юный Бах окончил гимназию, где изучил богословие, географию, историю, физику, латынь. Школьный учитель посоветовал ему продолжить учёбу в известной вокальной школе при церкви Святого Михаила в городе Люнебурге.

Когда Себастьяну исполнилось пятнадцать лет, он решил, что уже вполне самостоятелен, и отправился в Люнебург, прошагав пешком из Центральной Германии на север почти 300 километров. Здесь он поступил в школу и в течение трёх лет (с 1700 по 1703 годы) находился на полном пансионе и даже получал небольшую стипендию. За время учёбы побывал в Гамбурге, Целле, Любеке, где познакомился с творчеством современных музыкантов. В это же время он попробовал создавать свои собственные произведения для клавира и органа.

Окончив вокальную школу, Себастьян имел право поступления в университет, но не воспользовался им, так как нужно было добывать средства на жизнь.

Творческий путь

Бах поехал в Тюрингию, где устроился в частную капеллу герцога Иоганна Эрнста Саксонского придворным музыкантом. В течение полугода он играл на скрипке для господ и приобрёл первую исполнительскую популярность. Но молодому музыканту хотелось развиваться, открывать для себя новые творческие горизонты, а не ублажать слух богатеев. Он уехал в Арнштадт, что в 200 километрах от Веймара, где стал работать придворным органистом в церкви Святого Бонифация. Бах трудился всего три дня в неделю и при этом получал достаточно высокое жалование.

Церковный орган был настроен по новой системе, у молодого композитора появилась масса новых возможностей, которыми он воспользовался и написал около тридцати каприччио, сюит, кантат и других органных произведений. Однако через три года Иоганну пришлось покинуть город Арнштадт, так как у него сложились напряжённые отношения с властями. Церковному начальству не нравился его новаторский подход к исполнению культовых духовных произведений. При этом слава о талантливом органисте распространялась по Германии быстрее ветра, и Баху во многих немецких городах предлагали выгодные должности.

В 1707 году композитор приехал в Мюльхаузен, где поступил на службу в церковь Святого Власия. Здесь он начал подрабатывать мастером по ремонту органов и написал праздничную кантату «Господь – мой царь».

В 1708 году он с семьёй переехал в Веймар, где задержался надолго в должности придворного композитора и органиста. Считается, что именно здесь и в этот период начался его творческий путь как сочинителя музыки.

В 1717 году Бах уехал из Веймара, чтобы устроиться придворным капельмейстером в Кётене у князя Леопольда Ангальта, ценившего талант композитора. Князь хорошо платил Баху, предоставил ему полную свободу действий, но он исповедовал в религии кальвинизм, что исключало использование в богослужениях утончённой музыки. Поэтому в Кётене Бах в основном занимался написанием мирских произведений:

  • сюиты для оркестра;
  • шесть Бранденбургских концертов;
  • французские и английские сюиты для клавира;
  • 1-й том «Хорошо темперированного клавира»;
  • сюиты для виолончели соло;
  • двухголосные и трёхголосные инвенции;
  • сонаты;
  • три партиты для скрипки соло.

В 1723 году Себастьян переехал в Лейпциг, где устроился в церковь Святого Фомы кантором хора. В скором времени ему предложили занять должность «музыкального директора» всех Лейпцигских церквей. Этот период его творческой деятельности ознаменовался написанием следующих произведений:

  • «Страсти по Матфею»;
  • «Рождественская оратория»;
  • «Страсти по Иоанну»;
  • месса си минор;
  • «Высокая месса»;
  • «Величальная оратория».

За всю жизнь композитор написал более тысячи произведений.

Семья

Осенью 1707 года Иоганн сочетался браком со своей троюродной сестрой Марией Барбарой. В семье родилось всего семеро детей, но трое из них умерли в младенческом возрасте.

Двое из тех, кто выжил, стали впоследствии довольно известными в музыкальном мире людьми:

  • Вильгельм Фридеман так же, как и отец, был органистом и композитором, импровизатором и мастером контрапункта.
  • Карл Филипп Эммануил тоже стал музыкантом, композитором, известен как Берлинский или Гамбургский Бах.

В июне 1720 года Мария Барбара скоропостижно умерла, и Бах остался вдовцом с четырьмя малолетними детьми.

Когда боль от утраты немного стихла, Себастьян вновь задумался о полноценной семье. Он не хотел привести в дом мачеху для своих детей, но и одному было уже невмоготу. Как раз в этот период в Кётене выступала с концертами певица Анна Магдалена Вильке – дочка его старинного друга, придворного музыканта в Вейсенфельде. Молоденькая Анна несколько раз бывала в гостях у Баха и мило играла с его детьми. Себастьян долго не решался, но, в конце концов, сделал ей предложение. Несмотря на шестнадцатилетнюю разницу в возрасте, девушка согласилась стать супругой композитора.

В 1721 году Бах и Анна Магдалена обвенчались. Его молодая жена принадлежала музыкальной династии, обладала потрясающим голосом и слухом. Этот брак стал для композитора более счастливым, чем первый. Добрая и покладистая Анна приняла детей, как своих родных, к тому же была отличной хозяйкой. В их доме теперь всегда было чисто и уютно, вкусно, шумно и весело. Для своей любимой Иоганн Себастьян создал «Нотную тетрадь Анны Магдалены Бах».

По вечерам в доме зажигали свечи, собирались в гостиной, Бах играл на скрипке, а Анна пела. В такие моменты под их окнами собирались толпы слушателей, которых потом пускали в дом поужинать вместе с хозяевами. Семья Бахов была очень щедрой и гостеприимной.

В этом браке родилось тринадцать детей, выжило из них только шестеро.

К сожалению, после смерти Иоганна начались разногласия между его детьми. Все разъехались, с Анной Магдаленой остались лишь две младшие дочери – Регина Сузанна и Иоганна Каролина. Материальной помощи никто из детей не оказывал, и остаток жизни супруга великого композитора провела в полной нищете. После смерти её даже похоронили в безымянной могиле для нищих. Самая младшая дочь Баха Регина влачила ужасное существование, в конце жизни ей оказал помощь Людвиг ван Бетховен.

Последние годы жизни и смерть

Иоганн Себастьян прожил 65 лет. В последние годы у него сильно ухудшилось зрение, подпорченное ещё в юности. Композитор решился на операцию, которую ему сделал британский офтальмолог Джон Тейлор. Репутацию доктора нельзя было назвать хорошей, но Себастьян цеплялся за последнюю надежду. Однако оперативное вмешательство оказалось неудачным, и Бах полностью ослеп. При этом он не перестал сочинять, теперь свои произведения диктовал жене или зятю.

За десять дней до смерти произошло чудо, и к Баху вернулось зрение, словно для того, чтобы он последний раз смог увидеть лица любимой жены и детей, свет солнца.

28 июля 1750 года сердце великого музыканта остановилось. Похоронили его в Лейпциге на церковном кладбище.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...