Всё для урока и сочинения. Семь мифов о горьком


Сочинение

Максим Горький признавался: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать. Слова красивые, но всегда ли писатель был искренен в своем выборе? Недавно я узнал, что Горький вносил большие суммы в партийную кассу большевиков и был одним из главных, выражаясь современным языком, их спонсоров. Думаю, что пролетарское происхождение писателя, его бродячая жизнь смолоду и раннее знакомство с революционерами способствовали тому, что Алексей Максимович близко сошелся с людьми, которые поставили своей целью полностью изменить мир путем насилия. Но эти связи очень сильно отразились и на его творчестве. В наследии любого писателя что-то может нравиться, а что-то нет. Одно оставит равнодушным, а другое приведет в восторг. И это тем более верно для огромного и разнообразного творчества М. Горького. Ранние его произведения - романтические песни и легенды - суть проявления настоящего таланта.

Это настоящее искусство - сказочная метафоричность песен о Соколе и Буревестнике. Из них вошли в наш лексикон много выражений. «Безумство храбрых - вот мудрость жизни!», «Рожденный ползать - летать не может!». И другие. Легенды о Ларри и Данко, взятые отдельно, являются прекрасными образцами романтической сказки. Великий мастер сумел соединить их в одном произведении - «Старуха Изергиль», героиня которого тоже, кажется, взята из легенды. Центральной книгой М. Горького долгое время считался роман «Мать». Главным доказательством этому суждению служили слова Ленина о своевременности романа, поскольку многие рабочие участвовали в революции несознательно. Но если художественную ценность литературы мерить только политической направленностью, она вымрет, выродится. И в этом романе чувствуется, что Горький - выдающийся писатель. Страницы, посвященные переживаниям Ниловны, например, оставляют очень сильное впечатление. Образ же Павла кажется довольно ходовым. Думая о ненависти революционеров к правительству, удивляешься мягкости соответствующей реакции. В «тесной» тюрьме сидят в камерах всего по три-четыре, книги читают, свободно разговаривают, передачи принимают без ограничений. Сразу вспоминаются страшные картины сталинских лагерей, нарисованные в произведениях Шалимова, Солженицына, Домбровского и других. Можем сравнить и с тем, что сейчас творится в наших местах лишения свободы. И как подумаешь, что к этому привели страну такие непримиримые революционеры, как Павел Власов… Но самое главное, что делает роман «Мать» неприемлемым для нас - это оправдание идеи насилия, необходимости революционного диктата. С бедностью, неграмотностью, несправедливостью нужно было бороться, но не кровавым террором. И не такими представителями народа, как Горьковский Сатин (пьеса «На дне») или Челкаш (Рассказ «Челкаш»), надо было заменять Горьковскими же Артамоновыми или Гордеевыми («Дело Артамоновых», «Фома Гордеев»). А именно это и произошло. После романа «Мать» писатель создал еще немало выдающихся произведений, например трилогию о своей жизни. Но сотрудничество с новой властью сильно навредило ему. И я иногда думаю, как же Горький отвечал на свои три вопроса, когда писал о работе заключенных на Беломор-Балтийском канале? Мне интересно читать книги Алексея Максимовича. Неправы те, кто говорит о том, что нужно отбросить его за ненадобностью. Они видят в его творчестве одно плохое. Его творчество действительно было противоречивым. Однако, как сказал индийский писатель Р. Тагор, если закрыть дверь перед ложью, то как в нее войдет истина? Поэтому не будем закрывать двери, пусть судьей станет время. Но я думаю, Горький - великий писатель и заслужил право навсегда остаться в памяти людей.

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ И РЕФЕРАТОВ

1. Судьбы русской интеллигенции в произведениях А. П. Чехова и М. Горького.
2. "Безумство храбрых" и "мудрость жизни" в произведениях М. Горького.
3. Пафос романтических произведений Горького.
4. Идеи и стиль романтических произведений М. Горького.
5. Тема человека в ранних рассказах М. Горького.
6. Поиски правды и смысла жизни в произведениях М. Горького.
7. Трагические судьбы "людей дна" в произведениях М. Горького.
8. "Человек" в произведениях М. Горького ("Фома Гордеев", "На дне" и др.).
9. "Свинцовые мерзости" русской жизни в ранних рассказах М. Горького.
10. Мечта о героическом и прекрасном в раннем творчестве М. Горького.
11. Спор о правде и человеке в пьесе М. Горького "На дне".
12. Проблемы гуманизма в пьесе М. Горького "На дне".
13. Тема революционного насилия и нравственной ценности христианства в романе М. Горького "Мать".
14. "Очень своевременная книга" и "Несвоевременные мысли" М. Горького (по роману "Мать" и "Несвоевременным мыслям").
15. Жизнь, подобная смерти, и бессмертие (Ларра и Данко).
16. Кто из ночлежников вызывает у меня симпатии и почему? (по пьесе "На дне"),
17. "Человек- вот правда!" (по пьесе "На дне").
18. Проблема нравственного выбора в романе-эпопее "Жизнь Клима Самгина".
19. Художественное своеобразие пьесы М. Горького "На дне".
20. Роль афоризмов в раскрытии характеров героев в пьесе "На дне".
21. Традиции русской классики в творчестве М. Горького (на примере одного или нескольких произведений).
22. Что я принимаю и с чем спорю в произведениях М. Горького?

23. Согласны ли вы с высказыванием Горького: "Каждый сам себе судьба" (по рассказу М. Горького "Старуха Изергилъ").

24. Устарел ли Максим Горький?

По одной из последних трех тем написать сочинение – эссе.

ТЕЗИСНЫЕ ПЛАНЫ СОЧИНЕНИЙ

СПОР О ПРАВДЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО "НА ДНЕ"

Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой.
Беранже


Пожалуй, и в наши дни на проходе через томительно жгучую неизвестность, горькое да упреждающее словцо

куда полезнее усыпительных гуслей.
Л. Леонов

I. Мечта М. Горького о Человеке. Гордые и сильные, красивые и вольные, люди "с солнцем в крови" герои ранних произведений писателя.
II. Человека Горький ищет везде, даже "на дне" жизни. Поиски смысла жизни, совести, назначения человека на земле, возвышенной любви занимают ночлежников, которые, казалось бы, утратили все (многие даже имя), но не утратили надежды.
III. Что может дать надежду на возрождение: суровая правда или красивая, утешительная ложь?
IV. Противопоставление утешительной, сострадательной лжи Луки и горькой, обличительной правды Сатина - основной драматургический конфликт пьесы.
V. Жизненная философия Луки: "Не всегда правдой душу вылечишь". Лука убежден, что люди нуждаются в жалости, потому что на земле все люди "странники" и найти здесь справедливость невозможно. Он призывает к терпению, состраданию, потому что человек переустроить жизнь не может, а может лишь "устроиться" в ней, "приспособиться". Его надежды связаны не с разумом, а с верой (притча о "праведной земле").
VI. Позиция Сатина в споре о правде. Сатин - обличитель лжи как "религии рабов и
хозяев", прибежища нищих духом. Правда Сатина - "бог свободного человека", правда Человека, который звучит гордо, верит в возможность переустройства жизни на земле, в возможность уничтожения зла.
VII. Человек Луки - отдельная, конкретная личность ("я всякого уважаю"), Человек-Сатина - это общность людей, человечество ("Это не ты, не я, не они... нет! Это - ты, они, старик" Наполеон, Магомет... в одном").
VIII. На чьей стороне Горький в споре о правде и человеке? Художественная правда характера и замысел писателя не совпали в изображении Луки - это утверждал первый исполнитель его роли И. Москвин, чья талантливая игра заставила многих критиков утверждать, что автор на стороне Луки, а не Сатина. Споры продолжаются.
XI. Гуманизм Горького в пьесе "На дне", философский смысл пьесы (разработка им в пьесе вечных тем; смысл бытия человека, ответственность перед собой и миром). Современные постановки и трактовки пьесы.

ЧТО Я ПРИНИМАЮ И С ЧЕМ Я СПОРЮ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ГОРЬКОГО

I. Посещение музея-квартиры М. Горького. Противоречивые впечатления; роскошный особняк в стиле модерн (реквизированный у миллионера купца-мецената Рябушинского) - для пролетарского писателя, редкая коллекция миниатюрных фигурок из кости и нефрита. Строгие шкафы с книгами до самого потолка, дорогие картины, фотографии сына, внучек, друзей и знакомых... Известно, что Горький не любил этот дом, чувствовал себя в нем как в золотой клетке. Побывавший у него в 1925 г. Р. Роллан записал в дневнике: "Он очень одинок, хотя никогда не бывает один", "в его душе происходит жестокая борьба, о которой никто ничего не знает". И уж совсем красноречивый вывод: "у старого медведя на губе кольцо".
II. Разные версии о гибели сына и смерти самого М. Горького. Секретарь Горького, оказывается, был агентом ГПУ... Все это требует осмысления и переоценки того, что знал раньше о Горьком и что знал? То, что в учебнике, особенного интереса не вызывало. Из прочитанного запомнилось лишь что-то из раннего творчества... Вероятно, написано талантливо.
III. Романтические песни "Старуха Изер-гиль" - все это, на мой взгляд, подлинное искусство; прекрасный, "цветистый" язык, сказочная метафоричность, яркость, необычайность героев, возвышенные мечты и чувства, великолепная пейзажная живопись.
IV. Ранние реалистические рассказы перекликаются с тем, что описано в автобиографической трилогии ("Детство", "В людях", "Мои университеты"). "Свинцовые мерзости русской жизни" и в то же время "здоровое, яркое, творческое", что есть в русском народе. Все это написано в традициях русской классики XIX в. и близко мне.
V. Драматургия Горького, по-моему, сродни чеховской, но более заострена социально. "Дачники", "Дети солнца", "Васса Железнова", увиденные по телевизору, достаточно интересны. "На дне" - пьеса, заставляющая спорить, размышлять о правде и лжи, о смысле человеческого существования, о сострадании,- об ответственности за свою личную судьбу. Афористичность языка привлекает, многое запоминается надолго. Поражает мастерство речевых характеристик: ночлежники - живые человеческие типы. Спорным представляется Сатин как антипод Луки. Он гораздо менее убедителен, чем Лука, к тому же сам признает его правоту ("молодец старик").
VI. Больше всего спорить хочется с романом "Мать". Многие страницы написаны с большой художественной выразительностью (описание жизни рабочей слободки, история жизни и смерти слесаря Михаила Власова, интересен Андрей Находка, волнуют переживания Ниловны, ее загадочный сон и др.), но в целом читать довольно скучно, а уж идея насильно осчастливить все человечество, оправдание революционного террора (чего стоит Николай Весовщиков, готовый "забрызгать кровью небеса" во имя идеи) - абсолютно неприемлема для меня. Думается, что "своевременность" этой книги в прошлом, и сухой, схематичный, холодный Павел никого уже увлечь не сможет. А вот материнская великая любовь Ниловны, которая, как библейская Мария, приносит своего сына в жертву людям, не может не привлечь.
VII. Послеоктябрьское творчество Горького мало знакомо мне. Изучено обзорно "Дело Артамоновых", "Жизнь Клима Самгина", последний роман, судя по телевизионной версии, грандиозное и, возможно, самое важное и талантливое из всего, что написано Горьким. Обязательно надо прочитать, если осилю.

VIII. Несмотря на то что я не все принимаю в Горьком, я думаю, не правы те, кто заявляет о том, что нужно отбросить его за ненадобностью. Мне интересна личность Горького, поскольку он один из тех, кто "сделал себя сам". Как это ни банально звучит, в разное время
Горький был разным (это доказывают его "Несвоевременные мысли"), и, следовательно, справедливо будет сказать, что никакой эпизод из жизни писателя не может характеризовать его полностью, что он лишь звено в цепи сложной, но исполненной глубокого смысла судьбы.

РАННИЕ РОМАНТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ М. ГОРЬКОГО

Он выдумал жизнь сильную, радостную, полную волнующих предчувствий... Этого невероятного и ожидала изнемогающая от самой себя действительность.
А. Н. Толстой


I. Своеобразие романтизма ранних произведений М. Горького. Романтика не уводит от жизни, а зовет к действию. Сокол, Данко, старуха Изергиль - герои, зовущие к подвигу.
II. Голос Горького-романтика был услышан, он помог многим обрести крылья в романтическом полете над пошлостью и косностью жизни.
III. Что такое подвиг в горьковском понимании. Ларра и Данко - подвиг есть следствие огромной любви к людям.
IV. "Безумство храбрых" и "мудрость жизни" в ранних произведениях А. М. Горького.
V. Концепция человека в романтических произведениях Горького. Человек творит подвиг, подвиг творит Человека.
VI. Афористичность языка, гиперболы, сравнения, емкость и выразительность метафор служат формированию идейного смысла произведений. И то и другое, как в фокусе, соединяется в понятие подвига, рисуя его в ярких, жизнеутверждающих тонах.
VII. Роль пейзажа в творчестве Горького романтического периода (море, постоянно меняющееся - "свободная стихия". Буря, бескрайние степи и неприступные горы, ущелья, колдовская ночь и непроницаемая темнота леса, во тьме которого вспыхивает гордое сердце Данко и т. д.). Символика пейзажных зарисовок.
VIII. Антитеза как основной композиционный прием ранних произведений Горького (Девушка - смерть, Уж - Сокол, Ларра - Данко, Буревестник-- глупый пингвин и т. д.).
IХ. Остро современное и вечное в романтических произведениях Горького. Написанные в период подготовки первой русской революции, они сыграли пропагандистскую роль. Однако размышления героев о смысле жизни, любви и смерти, чести и подвиге, высокие художественные достоинства этих произведений представляют ценность и для наших современников.


28 марта исполняется 150 лет со дня рождения Максима Горького - романтика, модерниста, создателя школы соцреализма и новой веры, во главе которой стал не Бог, а Человек. О значении «пролетарского писателя» и его влиянии на современную культуру «Известиям» рассказал автор его биографии, писатель, литературовед Павел Басинский.

В канун юбилея вышло переиздание вашей книги «Горький. Страсти по Максиму». Считаете, они не стихли до сих пор?

- Горький - одна из самых сложных личностей конца XIX - первой трети ХХ века. Кто-то считает, что Алексей Максимович недооценен. Другие утверждают, что имя раздуто. Символист Дмитрий Мережковский писал: «Как явление художественного творчества Толстой и Достоевский неизмеримо значительнее Горького. О них можно судить по тому, что они говорят; о Горьком нельзя: важнее всего не то, что он говорит, а то, что он есть».

Не просто писатель - создатель культурной и общественной ситуации. Тот, вокруг кого бурлило время. Он находил общий язык с Лениным и Розановым, Толстым и Гапоном. Стоял у истоков создания ведущих литературных организаций - Союза писателей, Литинститута, издательств «Знание», «Парус», «Всемирная литература»... Его стараниями писательство стало одним из главных дел страны.

Ведь прежде, будь ты хоть Чехов, хоть Достоевский, - иди на поклон к издателю. Потом над этим смеялись, говорили, что структуры Союза писателей - «писательский колхоз». Ерунда: впервые в мире литераторы получили государственную поддержку. Он и в СССР вернулся потому, что ему позволили развернуться в качестве культурного строителя.

Деятельной натуре Алексея Максимовича было тесно в эмиграции. Как верно заметил живший в его доме в Сорренто Владислав Ходасевич, Горький «продался, но не за деньги». Не роскошь его привлекала, а культуртрегерство. Он и до отъезда был таким: в его квартире на Кронверкской бывали оппозиционные большевики, меньшевики, эсеры, члены императорской фамилии, опальные писатели и художники. Просили обо всем: о защите, о протекции, о жилье, чуть ли не о новых штанах...

Шкловский шутил, что во время революции мы съели большого русского писателя: с 1917 по 1921 год Алексей Максимович вообще не успевал работать, устраивал какие-то зарплаты, вытаскивал из историй. Ленина как человека власти это раздражало. Он, кстати, и поспособствовал отъезду писателя в эмиграцию в 1921 году.

Зато Сталин верно рассчитал, что всемирно известного литератора выгоднее иметь в качестве рупора советской власти?

Горький был огромная знаменитость: имел пять номинаций на Нобелевскую премию, по случаю юбилея получал поздравления от Стефана Цвейга, Томаса и Генриха Маннов, Джона Голсуорси, Герберта Уэллса, Сельмы Лагерлеф... На привилегии не поскупились: особняк Рябушинского, дачи в Горках и в Тессели, сын Максим получил гоночную машину последней марки, а в Сорренто на мотоцикле ездил. Конечно, теперь Алексей Максимович был вынужден выполнять некоторые заказы.

- За это на него и повесили ярлык «песнопевца режима»?

Конечно, поездка на Соловки и на Беломорканал - позорные страницы его биографии. Писатель всё прекрасно понимал: нет ничего хорошего в том, что людей держат в заключении. Хотя массовые расстрелы на горе Секирка начались позже. А на момент визита Горького лагерь был образцовым: там театр держали, выпускали журналы, газеты. Но от этого Соловки не переставали быть концлагерем.

Да, Горький написал множество статей, прославляющих власть. Но есть тут и такой момент: мы судим о людях прошлого с сегодняшних позиций, уже зная, что произойдет. А они-то жили в своем времени. Вот, например, писал он о сотрудниках карательных органов. Теперь кажется - как он мог?! Но после революции и даже в первой половине 1930-х годов они воспринимались как рыцари без страха и упрека. Человек в форме ГПУ-НКВД с усиками, как у Ягоды, казался героем. Заходил такой «сокол» в ресторан, женщины глаз не сводили.

Политическая и социальная активность, кажется, очень навредила Горькому. Федор Сологуб писал о нем: мол, талант как топор, читаешь и досадуешь... Или это комплимент?

Безусловно, Горький - большой мастер, философичный, точный, разноплановый. Великие книги - «Жизнь Клима Самгина», «Детство», «В людях», «Мои университеты». Прекрасен «Челкаш». «Макар Чудра», первый же его рассказ, - абсолютный шедевр.

На мой взгляд, он великолепен и как драматург. Пьеса «На дне», выдержавшая в Берлинском театре три сотни аншлагов и 500 спектаклей подряд, была прорывным событием в истории театра. Но не из-за зипунов и лохмотьев: они появились на сцене уже по время постановки «Власти тьмы» Льва Толстого. На самом деле это экзистенциалистская вещь, игра социальных масок, которые разрушаются прямо на глазах у зрителя.

Барон, Клещ, Татарин, Актер - все они оказываются в ситуации, когда их социальные роли ничего не значат, все обречены. Горький пророчески подписывает приговор не только царской России, но и всей рушащейся мировой цивилизации - и вскоре старый мир рухнет, появится новый.

Драматург ставит жесткий вопрос: что важнее - сострадание к человеку или правда о нем? Лука, герой «старой формации», пытается утешить, кормит сказочками, говорит умирающей Ане, что на том свете ей будет хорошо. Актеру сочиняет про лечебницу, где справятся с его болезнью. Но не срабатывает! Выход демонического Сатина, заложника маски шулера и пьяницы, вдруг сказавшего «правду», инспирирован Лукой. Ведь именно Сатин произносит знаменитый монолог: «Человек - это звучит гордо». Актер не выдерживает, вешается...

Вообще Горький не простой автор, он требует некоторой читательской подготовки. Кого-то могут раздражать его преувеличенные модернистские метафоры. Как остроумно заметил Корней Чуковский, он «овеществляет дух» и «одухотворяет материю». «Песня как грязь», «мысли как тараканы» - именно это и не нравилось Толстому и Бунину. При этом оба признавали, что Горький - большой мастер.

Бунин подозревал Горького в наигранности: корчит из себя человека из толпы, еще и нарочито окает, как бурлак.

Писатели часто друг друга не любят. Но если бы «бурлак» не опубликовал «Антоновские яблоки», мы бы долго не узнали об аристократе Иване Алексеевиче. Конечно, Горький - фигура масочная, это вообще характерно для модерна. Носил косоворотку, делал вид, что «прост». И при этом был великолепно образован: среди студентов Казанской духовной семинарии парень из пекарни народника Деренкова был легендой: разносит по утрам булочки и рассуждает о Марксе, Шопенгауэре, Лаврове. Вырваться из толпы, не слиться с массой для Алеши Пешкова было делом принципа, как раз об этом его повесть «В людях».

В книге вы представляете Алексея Максимовича создателем новой, революционной религии, где во главе угла встал не Бог, а Человек. О чем она, эта религия? Известно, что он был ницшеанцем.

- «Ницшеанство» Горького начинается гораздо раньше, чем он знакомится с трудами «базельского профессора». «Макар Чудра», написанный в 1892 году, - один в один «Несвоевременные размышления», которые тогда на русский переведены не были. Старый цыган говорит: «Иди - и всё тут. Долго не стой на одном месте - чего в нем? Вон как день и ночь бегают, гоняясь друг за другом, вокруг земли, так и ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить ее».

А Ницше пишет о Гамлете: задумался о жизни, и жизнь опротивела. И лишь позже Алексей Максимович прочел «Рождение трагедии из духа музыки» и «Так говорил Заратустра», а уже после смерти философа побывал в Германии, получил письмо от сестры Ницше Элизабет с приглашением посетить архив ее брата.

Для Горького важна тема не сверхчеловека, а сверхчеловечества. Мир, каким его создал Бог, казался ему несправедливым: почему люди в нем страдают, умирают? А раз Творец нас бросил, мы должны стать равными ему, взять бразды правления в свои руки, построить рай на земле. Причем не метафорически, а вполне практически.

Он, например, считал, что смерть бессмысленна, и людей нужно сделать вечными, как вечна Вселенная. Тогда это казалось достижимым - сильна была вера в силу науки. Философ и врач Александр Богданов проводил эксперименты с переливанием крови, считая, что постоянно омолаживая человека, можно сделать его вечным.

Благодаря инициативе Горького в СССР был создан Институт экспериментальной медицины, одной из задач которого было если не достижение земного бессмертия, то максимальное продление человеческой жизни. Хотели создать новых людей, стоящих на принципиально иной ступени развития.

- Больше похоже на чернокнижие, мистицизм, чем на атеизм.

Трудно сказать, во что верил сам Горький. Во всяком случае, атеистом в буквальном смысле он не был - хотя бы потому, что его страшно волновал вопрос о Боге. «Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться», - строка из несохранившейся ранней поэмы «Песнь старого дуба». Зато можно без тени сомнения сказать: у Пешкова-Горького были какие-то особенные интимные отношения с чертом. Мемуаристы свидетельствуют: на протяжении всей своей жизни Горький постоянно чертыхался.

Понятие «черт» имело у него множество оттенков. Но чаще это было слово ласкательное. «Черти лысые», «черти драповые», «черти вы эдакие», «черт знает как здорово». Конечно, и язычником он не был в точном значении этого слова; просто всё сумеречное, таинственное неизменно притягивало его внимание. Впрочем, это характерно для рубежа веков вообще.

- Язычник, ницшеанец, пролетарский писатель, певец режима - кем же он сам себя считал?

- «Проходящим». Это его собственное экзистенциальное изобретение. Мимо «людей». Мимо мира. Мимо себя. Не просто прохожим, для кого всё мелькающее перед глазами - привычный пейзаж; и не странником, стремящимся удалиться, получив еду и ночлег. «Проходящий» - это Миклухо-Маклай в среде своего народа. Своей интеллигенции. Своих священников. И своих «хозяев жизни». Он не просто живет среди людей, в том числе и соотечественников, он их непрерывно изучает как загадочный феномен. И здесь не столь важно, кто ты: бродяга и вор Челкаш или писатель и гений Толстой, консерватор Розанов или революционер Ленин, защитник людей Короленко или кровавый диктатор Сталин.

Как говорит Лука в «На дне»: «Ни одна блоха - не плоха: все - черненькие, все - прыгают...» Но и тут же возражение Сатина: «Всё - в человеке, всё для человека!.. Че-ло-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека!» Между этими двумя полюсами примерно и находится взгляд Горького на человека...

Справка «Известий»

Писатель, литературовед и критик Павел Басинский в 1986 году окончил Литинститут имени Горького.

Член Союза российских писателей. Входит в постоянное жюри премии Александра Солженицына. Автор биографии Максима Горького, изданной в 2005 году. Лауреат национальной премии «Большая книга».

Горький Максим

Максим ГОРЬКИЙ (1868-1936)

М. Горький, безусловно, один из крупнейших русских писателей XX века. Его творческое наследие по-прежнему представляет жи­вой интерес. Писатель работал в разных родах и жанрах литерату­ры, многое сделал в публицистике, оставил след как издатель (соз­дал знаменитые книжные серии «Жизнь замечательных людей», «Библиотека поэта») и редактор.

Велика роль Горького в развитии русского театра. Многие его пьесы до сих пор привлекают внимание театров и входят в репер­туар столичных и провинциальных коллективов.

В советский период Горького называли основоположником со­циалистического реализма. Его считали деятелем культуры, безо­говорочно принявшим революцию и служившим ей своим талан­том художника. Это упрощенное представление. Одним из шагов к более адекватному восприятию взглядов Горького и его таланта была публикация в начале 90-х годов его очерков о революции «Не­своевременные мысли». Очерки печатались в 1918 году в издавав­шейся Горьким газете «Новая жизнь». В них выражена тревога пи­сателя и гражданина по поводу происходящих событий и дана со­всем неоднозначная оценка революции. Горький в «Несвоевремен­ных мыслях» вступал в противоречие с созданным марксистской критикой образом писателя - «буревестника русской революции». Задача современных исследователей и читателей - попытаться по­нять творчество Горького как художественное явление, освободив­шись от идеологической предвзятости.

Принципиальное новаторство Горького связано с концепцией личности в его творчестве. Уже в ранний романтический период ге­рой писателя - активная созидающая личность, реализующая себя на общественном поприще (Данко - один из первых героев этого типа). Впоследствии в автобиографической повести «Детство» Горь­кий достаточно четко сформулировал новый принцип взаимосвязей героя и среды: «Я очень рано понял, что человека формирует сопро­тивление среде ». Герой - носитель идеалов автора - должен пре­одолевать и побеждать власть социума, к которому он принадлежит. Не случайно в пьесе «Мещане» машинист Нил так убежденно гово­рит: «Да, хозяин тот, кто трудится... И я на все средства души моей удовлетворю мое желание вмешаться в самую гущу жизни... месить ее и так и эдак...» . Он не просто уходит из мещанского дома Бессеме­новых: он строит свою жизнь на «сопротивлении» среде.

Концепция социально и духовно активной личности вытекала из системы взглядов Горького, из его миропонимания. Писатель был убежден во всемогуществе человеческого разума, в силе знания, опы­та жизни. В той же повести «Детство», произведении чрезвычайно важном для понимания художественного мира Горького, мы читаем: «В детстве я представляю сам себя ульем, куда разные простые, се­рые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щед­ро обогащая душу мою, кто чем мог. Часто мед этот бывал грязен и горек, но всякое знание все-таки мед» . Эта позиция обусловила тя­готение Горького к реализму, стремление отражать типические яв­ления жизни, создавать типические характеры, тем самым избегая субъективизма. Тем не менее, несмотря на богатство жизненных впечатлений, опору на реальную действительность, в концепции че­ловека Горького очевиден романтический утопизм.

В поэме «Человек» обобщенно-условный герой устремлен в бу­дущее. Вооруженный силой мысли, он героически преодолевает все преграды: «Так шествует мятежный Человек - вперед!» и - выше! все - вперед! и выше!» Ритмизованная проза, восклицательная интонация этой поэмы передают патетичность горьковской концеп­ции личности.

Представление писателя о человеке, его роли и месте во многом определило мировоззренческие и художественные искания Горь­кого и драматизм его судьбы. С одной стороны, вера писателя в че­ловека, его силы рождала оптимизм. Герой Горького, человек с боль­шой буквы учился распрямлять спину, осознавать свое достоинст­во. Герой Горького - личность в полном смысле этого слова. Таки­ми показаны Павел Власов и Пелагея Ниловна в романе «Мать». Раз­мышляя о феномене Горького, один из интереснейших писателей- современников А. Ремизов замечал: «Суть очарования Горького именно в том, что в круге бестий, бесчеловечья и подчеловечья за­говорил он голосом громким и в новых образах о самом нужном для человеческой жизни - о достоинстве человека» . С другой сторо­ны, переоценка Горьким возможностей человека, идеализация им нового человека привели его самого к компромиссам со сталинским режимом, к морализаторству и учительству в литературе.

Несмотря на противоречия мировоззрения Горького, его твор­чество - художественно значимое явление, оно заслуживает вни­мательного изучения и анализа.

Творческий путь писателя начался в 1892 году, когда в газете «Кавказ» (А.М. Пешков в это время находился в Тифлисе, куда его привели странствия по Руси) был опубликован его первый рассказ «Макар Чудра». Тогда же родился псевдоним - М. Горький.

А в 1895 году три апрельские номера «Самарской газеты» позна­комили читателей с рассказом «Старуха Изергиль ». Стало очевидно, что в литературу пришел новый яркий писатель. Горький начал свой литературный путь как романтик. Его первые произведения вполне вписывались в философию и поэтику романтизма как творческого метода. Герой в произведениях романтиков - исключительная лич­ность, вступающая в борьбу с целым миром. Он подходит к действи­тельности с позиции своего идеала. Люди, окружающие романтиче­ского героя, не понимают его. Герой-романтик одинок. Равное себе начало он видит лишь в стихийных силах природы. Поэтому огром­ную роль в романтическом произведении играет пейзаж, передаю­щий таинственную могучую и неукротимую силу природы. Только она может быть адекватна романтическому сознанию. Романтиче­ский герой не соотносим с реальными жизненными обстоятельст­вами. Он отторгает реальность, живя в мире своих идеальных уст­ремлений. Этот принцип романтического художественного мира называется принципом романтического двоемирия. Противостоя­ние героя и действительности - одна из важнейших черт роман­тизма как литературного метода. Герои вышеназванных рассказов писателя именно романтические. Все художественные средства подчинены раскрытию романтического характера.

И Макар Чудра, и Изергиль (их именами названы оба произве­дения) не случайно в центре авторского внимания. Они герои-рас­сказчики. Из их уст мы слышим удивительные легенды о красивых людях Лойко Зобаре и красавице Радде («Макар Чудра»), о герое, спасшем свой народ, Данко («Старуха Изергиль»). Но, пожалуй, эти рассказы в рассказе (использование легенд, преданий, былей, ска­зочных элементов - характерный прием в творчестве писателей- романтиков) прежде всего выражают представления об идеальном и антиидеальном в человеке самих рассказчиков и автора.

Макар Чудра и Изергиль как романтические герои устремлены к одной цели, они носители одной мечты, страсти. Для Макара Чудры - это безудержное стремление к свободе, воле; Изергиль подчинила всю свою жизнь любви. И герои рассказанных ими легенд также носите­ли единственного начала, доведенного до максимальной степени. Дан- ко воплощает крайнюю степень самопожертвования во имя любви к людям. Ларра - его романтический антипод - крайний индивидуа­лизм, эгоцентризм (по представлениям автора - антиидеал).

Романтический герой - цельная натура, ни при каких обстоятель­ствах не способная к компромиссу. Когда жизнь искушает, «провоци­рует», в его сознании возникает неразрешимое противоречие. Так происходит с Лойко и Раддой. Они не в силах сделать выбор между гордостью, вольнолюбием и любовью. Верные своему идеалу, они предпочитают смерть. И герой-рассказчик, Макар Чудра, сам роман­тик, воспринимает такое разрешение как естественное и единствен­но возможное. По представлению Макара, только таким образом мож­но было сохранить свою свободу, дороже которой для Лойко и Радды нет ничего. Закономерен вывод рассказчика из романтической исто­рии о гордых цыганах: «Ну, сокол, ...век свой будешь свободной пти­цей» , - но при одном условии - надо запомнить историю молодых цыган на всю жизнь. Таким образом, можно сказать, что идеал ге­роев и рассказчика единый. Композиция повествования - встав­ные легенды и были - помогает раскрыть представления о ценно­стях жизни, идеалы автора и рассказчика.

Немаловажную роль играет композиция в создании образа Изергиль. Две легенды, рассказанные ею, - о Данко и Ларре - как два выраже­ния идеала и антиидеала. Между ними автор помещает рассказ Изер- гиль о своей мятежной жизни, в которой главным началом была лю­бовь. Изергиль полагает, что сама она близка Данко силой любви, но в ее рассказе о бывших возлюбленных читатель видит эгоистический характер любви героини. Она совершенно равнодушно отвечает на рас­спросы повествователя о судьбе ее возлюбленных. Даже о смерти их говорит безразлично. Это сближает Изергиль с Ларрой. Ее любовь, дей­ствительно всепоглощающая, не несла в себе света ни тем, кого она любила, ни ей самой. Не случайно, в старости она показана как испепе­ленная и опустошенная, она даже напоминает тень. Как мы помним, и Ларра вечной тенью бродит по свету. В портрете, данном глазами пове­ствователя, оценка личности Изергиль дается средствами поэтической образности, которые подчеркивают ее близость с Ларрой: «...Сидит ря­дом со мной живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с серд­цем без желаний, с глазами без огня, - тоже почти тень» . Антиэстетич­ные детали портрета «тусклые черные глаза», «черные ямы щек» гово­рят об отношении автора к героине. Он не считает ее жизнь служением идеалу любви. Напротив, Изергиль так же эгоистична, как и Ларра. И потому одинока, далека от людей.

Очевидно, что представление об идеале повествователя в этом рассказе связано с образом Данко. Именно такой герой, любовь которого к людям ведет его к подвигу самопожертвования, близок автору. Свет его подвига из древних времен дошел до наших дней. Его сердце рассыпалось искрами по степи, и эти голубые искры, как живые, являются людям перед грозой.

Кроме композиции повествования, особую роль, как уже отме­чалось, в горьковских романтических рассказах играет пейзаж. Природа у Горького одушевлена. Она дышит свободой и тайной. Старый цыган Макар показан во «мгле осенней ночи». Ночь, как живая, «вздрагивала и пугливо отодвигалась, открывала на миг сле­ва - безграничную степь, справа - бесконечное море». Еще более торжествен и выразителен пейзаж в рассказе «Старуха Изергиль»: «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точ­но прыгал через что-то невидимое, и рождая сильный порыв, раз­вевая волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся во­круг их голов. Это делало женщин странными и сказочными» . Пей­заж кроме того играет роль фона для героя.

Важнейшим средством создания образа и необычной атмосфе­ры у Горького является язык. Язык и стиль повествования экспрес­сивен, насыщен изобразительно-выразительными средствами. То же относится и к языку героя-рассказчика. Прием инверсии (в дан­ном случае расположение эпитета после определяемого слова) уси­ливает выразительность тропов: «Их волосы, шелковые и черные», «ветер, теплый и ласковый». Сравнения характеризует тенденция к гиперболизации, выявлению исключительного; «Сильнее грома крикнул Данко»; сердце «пылало так ярко, как солнце». Нередко портрет персонажа строится на сравнении: «очи, как ясные звез­ды, горят, а улыбка целое солнце... стоит весь, как в огне крови, в огне костра» (портрет Лойко Зобара в рассказе «Макар Чудра»).

Необходимо отметить и роль синтаксиса: повтор однотипных син­таксических конструкций делает повествование ритмичным, усили­вает эмоциональное воздействие на читателя всего произведения.

Романтическое творчество Горького, его мечта о свободном че­ловеке, воспетый им герой, совершающий подвиг самопожертво­вания во имя любви к людям, оказали определенное революциони­зирующее влияние на русское общество того времени, хотя автор не вкладывал прямой революционный смысл в образ своего Данко.

Романтический период в творчестве Горького был достаточно коротким, но цельным в содержательном и стилевом отношении. Горьковский идеал свободной, активной, созидающей личности нашел воплощение в романтически приподнятом стиле его расска­зов. Для них характерна обобщенно-лирическая характеристика героев, использование сказочно-легендарных образов и сюжетов, торжественная лексика.

Пьеса «На дне» (1902) - одна из лучших пьес М.Горького. В статье «О пьесах» он писал: «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюде­ний над миром «бывших людей», к числу которых отношу не только странников, обитателей ночлежки, вообще люмпен-пролетариат, но и некоторую часть интеллигентов, «размагниченных», разочарован­ных, оскорбленных и униженных неудачами в жизни. Я очень рано понял, что люди эти - неизлечимы» . Спектакль в Московском худо­жественном театре был сначала запрещен цензурой, но после упор­ной борьбы все-таки выпущен на сцену. Он принес автору славу и стал настоящим событием в общественной и культурной жизни Рос­сии. Красноречив отзыв современницы Щепкиной-Куперник: «На­стоящее впечатление разорвавшейся бомбы произвело «На дне». Зрителя словно бичом хлестнуло. «На дне» прозвучало настоящим воплем о справедливости. Многие после него не спали ночей... И про­шумела эта пьеса над Россией настоящим буревестником» .

Пьеса поразила современников не только неожиданными для те­атра героями - выброшенными из жизни «бывшими людьми», бося­ками, - мрачным и беспросветным колоритом костылевской ночлеж­ки, но и смелым экспериментом в драматургической форме. Горький в этой пьесе продолжал новаторские опыты Чехова-драматурга.

Критика социальной действительности, доводящей человека до положения люмпена, потерявшего живые связи со своей средой, в пьесе, несомненно, была. «Ужас жизни» ощущается в вариантах названия пьесы - «Без солнца», «Ночлежка», «На дне жизни». Со­циальный конфликт в пьесе есть. Так, антагонистичны отношения хозяев ночлежки супругов Костылевых и ночлежников. Но вряд ли можно сказать, что именно эти отношения определяют драматур­гическое действие. У обеих сторон своя, ставшая привычной роль, и они исполняют ее монотонно, лишь время от времени возникает некая напряженность в их извечном противостоянии. Есть свои социальные драмы и у каждого обитателя ночлежки, например, у Васьки Пепла. Отец его был вором, и это определило судьбу сына. Но истории эти в прошлом, за сценой. В драматургическом действии перед нами результат. Социальный конфликт не является основным, несмотря на впечатляющую констатацию социального неблагополу­чия в России, очевидным фактом которого является самое существо­вание костылевской ночлежки и ее обитателей, выброшенных из жизни людей. Есть в пьесе и любовные истории: любовный треуголь­ник Василиса - Пепел - Наташа и другой - Костылев - Василиса - Пепел. Разрешение любовного конфликта трагично: Наташа изуве­чена, Пепла ждет каторга (он убил Костылева). Только Василиса мо­жет торжествовать. Она отомстила изменившему ей Пеплу, распра­вилась с соперницей (искалечила родную сестру) и освободилась от ненавистного мужа. Но и любовный сюжет периферийный в этой драме. Он не захватывает всех персонажей, они всего лишь сторон­ние наблюдатели разыгравшейся драмы.

По всей видимости, конфликт пьесы не связан с внешним дейст­вием, прямо не определяется социальными противоречиями жизни. Экспозиция откровенно статична, все герои, кроме Клеща, смири­лись со своим положением. Внутреннее движение в драме начина­ется с появления в ночлежке Луки. Это завязка конфликта. Именно Лука - битый жизнью, снисходительный человек - пробуждает сознание ночлежников. Казалось бы, безнадежно потерянные люди (актер - без имени, аристократ - без прошлого, женщина - без любви, рабочий - без работы) под влиянием Луки, его интереса к каждому, его способности пожалеть и поддержать обретают надеж­ду. Они задумываются о смысле своей жизни, о возможности выхо­да из того социального тупика, в который загнала их жизнь. Таким образом становится очевидной философская проблематика пьесы. Действие движет философский спор о человеке, его достоинстве, о правде и лжи. Носители различных представлений о человеке - Буб­нов, Лука, Сатин. Но в спор так или иначе втянуты все персонажи.

Важно разобраться в философской позиции Луки. Она сложна и противоречива, как и отношение к ней автора. Желая добра, он не способен бороться за него. Лука - тип утешителя пассивного. Он не задумывается об истинном положении вещей, об их объек­тивной сути: «Во что веришь, то и есть...» Главное, по его мнению, с добром и состраданием отнестись к человеку. Он искренне хочет помочь людям. И вряд ли можно назвать его советы намеренной ложью. Теоретически и от алкоголизма можно излечиться, и настоя­щую любовь наконец найти... Ночлежники, поддержанные со­страдательным словом Луки, раскрываются лучшими сторонами личности. Они обретают возможность хотя бы на время стать людь­ми, у которых есть будущее. Но как только Лука исчезает, они теряют едва обретенную надежду. Благородные устремления ночлежников, да и самого Луки не переходят в поступки. У ночлежников не хватает сил бороться с тяжелыми обстоятельствами своей жизни. Всем ходом сюжета позиция Луки ставится под сомнение, а его исчезновение в кульминационный момент действия демонстрирует несостоятельность этого героя в столкновении с реальными конфликтами жизни. Он и сам предпочитает скрыться, предвидя неизбежную драматическую развязку. А в случае с Актером драматическое противоречие оказы­вается неразрешимым, и он кончает жизнь самоубийством. Авторская точка зрения выражается именно в сюжетном развитии. Все обещан­ное Лукой приводит к прямо противоположным результатам. Актер удавился, как и герой притчи о праведной земле, рассказанной Лукой. Хотя Лука говорил в ней о необходимости надежды. Жизнь ночлеж­ников возвращается в прежнее страшное русло.

В то же время нельзя сказать, что в пьесе «На дне» однозначно осуж­дается утешительная позиция, ложь Луки во спасение, и утверждается беспощадная правда. Это противопоставление сузило бы философский смысл пьесы. Не случайно антагонист Луки правдолюб Бубнов, умный и злобный, показан автором негативно. Он говорит правду, желая ули­чить, разоблачить и унизить человека. В его позиции нет места любви к человеку и веры в него. Такая правда неприемлема и отрицаема авто­ром. Горький убежден, что человеку необходима любовь, но только со­единенная с истиной. Любовь и правда, преобразующие жизнь.

По мысли автора, самая возможность гуманистического отно­шения к человеку, вера в ценность личности, составляющие осно­ву мировосприятия Луки, пробуждают способность к активному сознанию. Не зря Сатин говорит: «Старик? Он - умница!.. Он по­действовал на меня, как кислота на старую и грязную монету...» В авторском отношении к Луке мы ощущаем противоречие: несо­мненное неприятие философии героя и симпатия к его личности. не случайно так колоритна речь Луки, она насыщена пословицами и поговорками, мелодична.

Призыв к новому отношению к человеку прозвучал в пьесе, прав­да, среди ее персонажей нет никого, кто смог бы воплотить его в жизнь. В знаменитом монологе о человеке Сатин как герой-резо­нер лишь озвучивает авторскую мысль.

Пьеса «На дне» - реалистическая социально-философская дра­ма. Ее основной предмет - социальные конфликты русской дейст­вительности и их отражение в сознании героев. В противоречивом сознании ночлежников - неудовлетворенность жизнью и неспо­собность к ее изменению - отразились некоторые черты русского национального характера. Особое значение имеет философская проблематика - философский диспут о человеке. В «На дне» Горь­кий продемонстрировал блестящее искусство диалога, речевого ансамбля. И хотя среди персонажей пьесы автор не нашел носите­ля своего положительного идеала, в реальной жизни он уже видел людей активной жизненной позиции.

В статье «О пьесах», осмысляя свой опыт в драматургии, Горький писал: «Пьеса-драма, комедия - самая трудная форма литературы, трудная потому, что требует, чтобы каждая действующая в ней еди­ница характеризовалась и словом и делом самосильно, без подска­зываний со стороны автора». В пьесе «На дне» он продолжал и раз­вивал чеховскую драматургическую традицию. Эта драма с «подвод­ным течением»: в ней два плана - социальный и философский. Так же, как и у Чехова, судьба общества, состояние мира - источник драматургического действия. Столкновения персонажей в пьесе ско­рее в сфере различия мировосприятия, разного понимания ценно­стей жизни, чем в сфере поступков. Процесс действия по сути про­цесс размышлений персонажей, поэтому так велика в горьковской пьесе роль речевых характеристик, речевого ансамбля.

Пьеса «На дне» имеет счастливую сценическую судьбу, привле­кая различных режиссеров до сих пор. Ее многоплановость, ост­рота философской проблематики делают ее постановку актуаль­ной и в наши дни.

Горький - писатель далеко не столь однозначный, каким его представляли долгое время историки литературы. На всех этапах творческого пути в нем совмещались, то противоборствуя, то образуя единство, две тенденции - человеколюбие и открытая идеологичность. Преобладание конкретно-социального, ориенти­рованного на пролетариат взгляда в определенный (после рево­люции 1905 г.) отрезок времени было распространено на все творчество, и Горький вошел в сознание многих поколений преимущественно как писатель социалистического реализма. Творческий путь Горького начинается с 1892 г. рассказом «Макар Чудра». Для произведений 90-х годов характерно роман­тическое мироощущение, изображение героя, стремящегося к свободе. Правда, в этот период свобода понимается Горьким как независимость от общества. Но романтический герой должен был «усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против действительности, против всякого гнета ее». На рубеже веков наступает новый период в творчестве Горь­кого. В 1899 г. печатается роман «Фома Гордеев», реализовавший принципы критического реализма. Горький обращается к дра­матургии («Мещане», «На дне», «Дачники», «Дети солнца», «Варвары»). Его интересует тема интеллигенции. После революции 1905 г. Горький пишет роман «Мать» и пье­су «Враги», в которых проявились черты нового творческого метода - социалистического реализма. С 1906 по 1913 г. Горький живет на Капри, где увлекается тео­рией богостроительства, в которой социализм превращался в но­вую религию, основанную на вере в неизбежное торжество социа­листических идей, а народ становился богостроителем. Творчество этого периода очень плодотворно - повесть «Городок Окуров», роман «Жизнь Матвея Кожемякина», пьесы «Последние» и «Васса Железнова», сатирические «Русские сказки». Возвратившись в Россию в 1913 г., Горький до 1921 г. пере­живает вместе со страной катаклизмы Первой мировой войны, революции, гражданской войны. «Сказки об Италии», «По Руси», «Детство», «В людях» написаны до революции. С октября 1917 по июнь 1918 г. в газете «Новая жизнь» публикуются статьи под общим названием «Несвоевременные мысли». В них Горький критикует отрицательные явления, которые принесла с собой революция. С позиций писателя-гуманиста он оценивает страш­ные факты насилия над человеческой жизнью, творимые «анархо-коммунистами». С 1921 по 1929 г. Горький живет в Италии, где написаны «Мои университеты», «Дело Артамоновых», начата эпопея «Жизнь Клима Самгина». В этот же период писатель работает над литературными портретами Л. Толстого, Чехова, Королен­ко и др. В 1931 г. Горький возвращается в СССР, проводит очень большую работу по подготовке Первого Всесоюзного съезда советских писателей, положившего начало унификации лите­ратуры, сведению ее стилевого многообразия к социалистиче­скому реализму.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...