Роль заглавия в произведении. Художественные приемы в литературе: виды и примеры Роль заглавия в произведении


Дверь ворочается на крючьях своих, а ленивец на ложе своем.

(Кн. Пр. 26,14)

[О жизни в тюрьме, на цепи.] Никто ко мне не приходил, токмо мыши, и тараканы...

(«Житие протопопа Аввакума»)

[Царю Алексею Михайловичу]: Бедной, бедной ца- ришко! Что ты над собою зделал?

(«Житие протопопа Аввакума»)

Глуп ведь я гораздо.

Так, человеченко ничему негодной.

(«Житие протопопа Аввакума»)

Что ты лечил меня, слух этот, верно, лжив, - Я жив.

(Д. Хвостов)

Он, живучи в свете, был добрый человек, и только за ним было всего порока, что во всю жизнь не имел ни совести, ни чести.

(Ф.Амин, «Ведомости из ада»)

Носил ту шубу скот,

И скот и ныне носит.

(А.77. Сумароков, «Соболья шуба», по: Ходакова 1969)

Наш медик в рот больным без счету капли льет, Однако от того ни капли пользы нет.

(М.А.Херасков, «Эпиграмма», по: Ходакова 1969)

Врач - от слова враг часто отличается переменою буквы г на %

Брак - панихида по любви;

Яма - место, куда прилежные лекари прячут плоды своего искусства;

Лх! - затычка стихотворцев слабых и любовников охолоделых;

Шпага - висячая храбрость, которая иногда прицепляется к ходячей трусости.

(Я.Б. Княжнин, «Отрывок толкового словаря»)

Лекарь - квартирмейстер вечности.

(«Опыт вещественного Российского словаря», XVIII в.)

О, как велик На-поле-он!

Он хитр и быстр и тверд во брани;

Hb дрогнул, как простер лишь длани К нему с штыком Бог-рати-он.

(Г.РДержавин, «На Багратиона»)

Ужален небольшою Крылатой я змеей,

Которая пчелою Зовется у людей.

(Г.РДержавин," пример из: Никитина - Васильева 1996)

«У Державина есть ода «Ключ», посвященная Хераскову. Вяземский пишет, цитируя ее:

Священный Гребеневский ключ!

Певца бессмертной Россияды Поил водой ты стихотворства...

- «Лучшая эпиграмма на Хераскова. Вода стихотворства, говоря о поэзии Хераскова, выражение удивительно верное и забавное»! [Тынянов 1993:372].

Кай в митологии искусен без примера,

Понеже испытал, что Бахус, что Венера.

(«Анонимная эпиграмма XVIII века*)

Все говорят: он Вальтер Скотт,

Но я, поэт, не лицемерю.

Согласен я: он просто скот,

Но что он Вальтер Скотт, - не верю.

(«Лицейские эпиграммы»)

Поэт, не стану лицемерить,

Прослыть ты хочешь русским Беранже,

Я знаю, что ты бе, я знаю, что ты же,

Но Беранже? Нет, не могу поверить!

(С. Соболевский, по: Лук 1977).

Я пыль в глаза пускал;

Теперь - я пылью стал.

(Н. М. Карамзин, «Надгробие шарлатана», по: Ходакова 1969),

Простите, скромные диваны,

Свидетели нескромных сцен.

(Н.М.Карамзин, «Исправление»)

Триолет Лизете «Лизета чудо в белом свете, - Вздохнув, я сам себе сказал, - Красой подобных нет Лизете;

Лизета чудо в белом свете;

Умом зрела в весеннем цвете».

Когда же злость ее узнал...

«Лизета чудо в белом свете!» - Вздохнув, я сам себе сказал.

(Н.М.Карамзин)

Я не безмолствовал... о Министерстве Просвещения или затмения.

(Н.М.Карамзин, «Мнение русского гражданина»)

«Ты ль, Хвостов? - к нему вошедши,

Вскрикнул я. - Тебе ль здесь быть?

Ты дурак - не сумасшедший,

Не с чего тебе сходить!»

(А.Ф.Воейков, «Дом сумасшедших»)

[На АА.Кольцова-Мосальского]:

Под камнем сим лежит Мосальский тощий.

Он был весь в немощи - теперь попал он в мощи.

(Д.В.Давыдов)

Вы взобрались на своего конька, барон, а ведь пеший конному не товарищ.

(А.А.Беетужсв"Марлинский) «Ревельский турнир», Ш)

Змея ужалила Маркела.

Он умер? - Нет, змея, напротив, околела.

(B.JI.Пушкин, по: Лук 1977)

День блаженства настоящий Дева вкусит, наконец,

Час пробьет и...

Дева сядет...

(А.Пушкин (?Х по: Крученых 1924)

Ответ А.С.Хвостова на послание А.В.Храповнцко- го, обыгрывающий одинаковое начало их фамилий - на букву х («хер»):

От хера умного К посредственному херу Пришло послание.

Доволен я чрез меру.

(«Раут», Я/, 255, по: Гаспаров 2001)

Издателю журнала с эпиграфом «С нами Бог»

В чем разноречит он с читателем своим?

Он пишет: «С нами Бог!», тот говорит: «Бог с ним».

(А.Илличсвский)

Друзья и клад

Один мудрец сказал, хотя и не в стихах:

«Найди друзей - найдется клад в друзьях».

Я то же повторю обратными словами:

«Найди ты клад - друзья найдутся сами».

(А.Илличевский)

Мне объявили, что я должен прожить тут еще три дня, ибо «оказия» из Екатсринограда еще нс пришла и, следовательно, отправиться обратно не может. Что за оказия!.. Но дурной каламбур не утешение для русского человека.

(МЛермонтов, «Герой нашего времени», IV, по карм. БАС).

Как ни неприятно быть иногда с носом, но все-таки сноснее, нежели быть совсем без носа.

(Альманах «Картины света», 1836 г. по: Виноградов В.В., «Натуралистический гротеск»)

(Ф. Тютчев, по: Рус. лит. анекдот)

Он слитком погрузился в негу своей семейной жизни и не может из нее выбраться. Он подобен мухе, увязшей в меду.

Аграфена Кондратьевна. Как тебя звать-то, батюшко? Я всё позабываю.

Рисположенский. Сысой Псоич, матушка Аграфена Кондратьевна.

Аграфена Кондратьевна. Как же это так: Псо- вич, серебряный? По-каковски же это? (...) А Псович, так Псович; что ж: это ничего, и хуже бывает, брали- янтовый. (...) Так какую же ты, Сысой Псович, исто- рию-то хотел рассказать?

Рисположенский. Жил старец, маститый старец... Вот уж я, матушка, забыл где, а только в стороне такой... необитаемой.

(А.Н.Островский, «Свои люди - сочтемся!»)

Григорий, слуга [докладывает Турусиной, бары- не-благотворительнице о приходящих странниках] : Сударыня, странный человек пришел. Скитающие люди пришли-с.

Сударыня, уродливый пришел.

Турусина. Григорий, как тебе не стыдно! Какой уродливый? Юродивый. Вели его накормить. (А.Н.Островский, «На всякого мудреца довольно простоты»)

[Об актере Васильеве в роли Ивана Грозного]: Васильев в «Грозном» мог смешить,

Но вряд ли повод даст к суждениям серьезным: Иваном грязным он и грузным может быть,

Но мудрено ему быть грозным.

(П.А.Каратытн, «Закулисные эпиграммы»)

[О суфлере Серебрякове, имевшем восьмерых детей]: Из маленькой дыры глядит великий муж!

Хоть нет в самом души, но кормит восемь душ!

(П.А.Каратыгин, по: Рус, лит, анекдот) К о ч е р г и н. Да, от той сухой партии в биллиард у меня и теперь лоб мокрый.

(Н.Некрасов, «Актер»)

И скучно, и грустно, и некого в карты задрать В минуту карманной невзгоды.

Жена? но что толку жену обыграть - Ведь ей же отдашь на расходы!

(Н.Некрасов)

Не лукавствуя и пылко Уважай родимый край:

Гордо мужествуй с бутылкой - Ни на пядь не уступай...

[Н.Некрасов, - намек на склонность пародируемого автора к спиртному.]

Он у нас осьмое чудо - У него завидный нрав.

Неподкупен - как Иуда,

Храбр и честен - как Фальстаф.

(Н.Некрасов,)

[Рассуждения гурмана]: - От хорошего блина глаза выскочат. А вот я посмотрю на господ... Какие они к блинам робкие: штуки четыре съест и сейчас отстанет...

(И.Горбунов, «Широкая масленица»)

[О консервативном писателе ВЛскоченском]:

Не трогал сердца ничьего Застоя добровольный пленник:

Проходит мимо «Современник»,

Едва взирая на него;

«Пчела» в него впускает жало,

Костыль заносит «Инвалид»,

И «Время» грозное шумит Косой звенящего металла

Гудеть сбирается «Гудок»,

«Свисток» неугомонно свищет - И тщетно он опоры ищет И робко смотрит на восток.

[Обыгрываются названия газет и журналов 60-х годов XIX в.]

(В.Курочкин, «Печальный рыцарь тьмы кромешной...»)

Успокою совсем

Старцев, покрытых сединами,

С тем, чтоб согреть их холодную кровь Фетом, балетом, паштетом.

(В.Курочкин, по: Черняева 1957)

Я люблю смотреть на звезды - Но не те, что в горнем мире;

Мне милее те, что светят На чиновничьем мундире.

Эти Сириусы, Марсы Для меня смешны и странны;

Мне милее Станиславы,

И Владимиры, и Анны.

(П.Вейнберг, «Взгляд на природу»)

Каждый, кто глуп или подл, наверно, предан престолу, Каждый, кто честен, умен, предан, наверно, суду.

(М.Михайлову по: Лук 1977)

Кто такой Победоносцев?

Для попов - Обедоносцев,

Для народа - Бедоносцев,

Для желудка - Едоносцев...

Для царя - он злой Доносцев...

(Л.Трефолев, «Действительный тайный советник Константин Петрович Победоносцев»)

[Поэт Иван Мятлев, желая обезопасить себя от пропажи шляпы, вложил внутрь шляпы стихи, написанные от ее имени]:

Я Мятлева Ивана,

А не твоя, болвана.

Свою ты прежде поищи!

Твои, я чай, пожиже щи.

(по: В.Новиков, «Книга о пародии»)

Кредитом страсти изнывая,

Красавица! У ног твоих Горю тобой, о кладовая Всех мук и радостей моих!

Тебе служить хочу и буду Я всем балансом сил моих,

Лишь выдай мне с рукою в ссуду Всю сумму прелестей твоих!

(И.Мятяев, «Признание в любви чиновника заемного банка»)

Так облегчи, господь, вериги Тому, кто много претерпел,

Кто в здешней жизни, кроме фиги,

Других плодов еще не ел.

(Н.Ломан, «Перед Милютиными лавками»)

[О поэте Николае Л Омане, который в 1860-х годах сотрудничал в «Искре» под странным псевдонимом - Гн)т]:

Судьбой ты мало избалован - Порою Гнут, порою Ломан.

(П.Степанов)

Раз архитектор с птичницей спознался...

И что ж? в их детище смешались две натуры:

Сын архитектора, он строить покушался;

Потомок птичницы, он строил только куры.

(А.К.Толстой)

А.КЛолстой написал шутливые стихи, перекликаю* щиеся с пушкинской «Царскосельской статуей»:

Урку с водой уронив, об утес ее дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой:

Дева над вечной струей вечно печальна сидит.

Чуда не вижу я тут. Генерал-лейтенант

Захаржевский,

В урне той дно просверлив, воду провел чрез нее.

Дело Скитских Кто убил? То шито-крыто,

Где убили? чем?

Много времени убито Над вопросом тем.

Тот бобра убьет, кто смело Это разъяснит...

О, убийственное дело...

Я совсем убит!

(Жури. «Словцо». Бенедикт)

Хожу, говорит, не в мундире, а во фраке я,

Что мне их Крит, а либо Фракия?

У меня, говорит, богатырские и усы и талия,

И королевство теплое - имя ему Италия.

(Н.П. Огарев, «Восточный вопрос в панораме»)

[Янов] в одной деловой бумаге, говоря о каком-то

Литературная смесь

умершем чиновнике, написал, что «покойный был беспокойного нравам.

(И.А.Гончаров, «Воспоминания», II, 6)

Фалалей видел карету, наполненную дамами и Фомой Фомичом.

(Ф.Достоевский, «Село Степанчиково и его обитатели»)

[Рассказ Семена Семеныча об ужасном происшествии]:

Наконец, глотнув окончательно, крокодил вобрал в себя всего моего образованного друга и на этот раз уже без остатка. На поверхности крокодила можно было заметить, как проходил по его внутренности Иван Матвеич со всеми своими формами.

(Ф Достоевский, «Крокодил, необыкновенное событие, или пассаж в Пассаже»)

В комнату, путаясь в соплях, вошел мальчик

(Ф Достоевский?)

Наши грамматики очень ошиблись, когда отнесли слова доброта, нежность и снисходительность к женскому роду, а гнев, сумасшествие и каприз - к мужскому и среднему.

(Из альманаха «Цефей», по: Одинцов 1982)

[Обращение к поэту, желающему описывать трудности жизни]:

Как живет у нас в столице Голь, голь, голь

Где лежит глубоким слоем Грязь, грязь, грязь

Где тяжел до изнуренья Труд, труд, труд.

- «Стой! - прервала Муза, - вникнет

В эту песнь сонм важных лиц,

И как раз тебе он крикнет:

Цыці цыц! цыц!

Лучше пой, брат, про прелестных Дев, дев, дев.

Обратись к луне, к природе,

Пой утехи юных лет - Ведь поёт же в этом роде Фет, Фет, Фет».

(В.Богданов)

Сказал раз медник, таз куя,

Своей жене, тоскуя:

«Задам-ка сыну таску я,

И разгоню тоску я».

(Я.Козлоѳский)

Но знаете ли, какая разница между ошибкою нашего брата [мужчины] и ошибкою женщины? Не знаете? Вот какая: мужчина может, например, сказать, что дважды два - не четыре, а пять или три с половиною; а женщина скажет, что дважды два - стеариновая свечка.

(И.Тургенев, «Рудин», II)

Итак, Вы опять отсрочили свой приезд, любезнейший Анненков. Боюсь я только, как бы Вы, все отсра- чивая да отсрачивая (экое странное слово), - совсем к нам не пожаловали.

(И.Тургенев - И.В.Анненкову)

[Пересказ «Травиаты»]:

При всем том я вас оченно люблю! Вот вам мой па- трет на память, а я, между прочим, помереть должна...

(И.Горбунов, «Травиата. Рассказ купца»)

Зима! Пейзанин, экстазуя,

Ренувелирует шоссе,

И лошадь, снежность ренифлуя,

Ягуарный делает эссе.

(Г.Е., Породил на И. Северянина)

Бланшит вуаль солютидитный В обскуре моря голубом...

Что шершит он в стране лонгитной,

Что обронил в краю родном?

(Mixtix. Стихозы Лермонтова. Подражание новым поэтам)

Солнце жаркое палит Кафра, кафриху и кафрика.

Бур за камешком лежит.

Это - Африка.

(«Чукоккала». Федор Сологуб)

Сила не есть еще право, как сказано в римском праве. .

[Римлянин - о похищенных сабинянках]:

Они все царапаются, как кошки! Я был в сотне сражений: меня били мечами, палками, камнями, стенами и воротами, но еще ни разу мне не было так скверно.

(Л.Андреев, «Прекрасные сабинянки», I)

Вампука (плачет):

Я плачу о зарытом В песках здесь мертвеце,

Я плачу об убитом Безвременно отце!..

(М. Волконский, «Принцесса африканская»)

Эти духи могут свести с ума даже Эйфелеву башню. На мужчин они действуют неотразимо.

(Н.Евреииов, «Кухня смеха»)

Троглодитов. Чиновника государственной службы так осрамить!.. Отечеству служил верой-правдой... до геморроя дослужился...

(Н.Евреииов, «Кухня смеха»)

[Некоторые из пародий на стихи А.Ахматовой Я на правую руку надела / Перчатку с левой руки] :

Только вздрогнула: - Милый! Милый!

О, господь мой, ты мне помоги!

И на правую руку стащила Галошу с левой ноги.

(С.Малахов)

Стынут уста в немой улыбке.

Сон или явь? Христос помоги!

На ногу правую по ошибке,

Надела туфель с левой ноги.

(В.Зоргенфрей)

Но теперь, уступивши мужскому насилью,

Я скорблю глубоко!..

Я на бледные ножки надела мантилью,

А на плечи - трико...

(Дон Аминадо)

Потом я чертил в тишине По милому бюсту орнамент,

А Алла нагнулась ко мне:

«Большой ли у вас темперамент?»

(Саша Черный, «Прекрасный Иосиф»)

Дородный бык мычал в недоуменья: «Ярмо... Труд в поте морды... О Эдем...»

(Саша Черный, по: Еськова Н.А., «О языковой игре»)

Зачем я здесь, не там,

И так наалкоголен,

Что даже плыть неволен По бешеным валам,

О белый Валаам,

К твоим грибам сушеным,

Зарям багряно-алым,

К твоим как бы лишенным Как бы хвостов шакалам.

(Ин. Анненский, пародия на Бальмонта)

Сразу видно - нахал,

Сразу видно - скотина.

Но - изящный,

Но - вежливый,

Но никогда - чересчурю

(И. Северянин!)

Преемники Магомета назывались «халифами». Они бывали и на час и на более продолжительный срок.

(О.Дымов, «Средние века»)

Они [германцы] одевались в звериные кожи, любили пить пиво и в мирное время, большей частью, нс воевали.

(О.Дымов, «Средние века») Когда вдали показывался какой-нибудь город, крестоносцы спрашивали:

Послушайте, это Иерусалим?

Нет? А евреи в нем есть?

А можно их перебить?

Да сделайте ваше одолжение.

(О.Дымов, «Средние века»)

Генрих отправился в кабинет папы. В лютую зиму, в вьюгу и холод пришлось переправляться через Альпы - потому что кабинет папы находился по ту сторону Альп.

(О.Дымов, «Средние века»)

На небесах горят паникадила,

А снизу - тьма.

Ходила ты к нему, иль не ходила?

Скажи сама!

Но не дразни гиену подозренья,

Мышей тоски!

Не то, смотри, как леопарды мщенья Острят клыки!

И не зови сову благоразумья Ты в эту ночь!

Ослы терпенья и слоны раздумья Бежали прочь.

Своей судьбы родила крокодила Ты здесь сама. .

Пусть в небесах горят паникадила, - В могиле - тьма.

(Вл. Соловьев, пародия на декадентов и символистов, не брезговавших зоологическими метафорами, всякими ослами терпенья,)

Вот девушка с газельими глазами

Выходит замуж за американца...

Зачем Колумб Америку открыл?

(Н.Гумилев)

Новости техники. Вчера с конвейера Семеновского автозавода сошли три пьяных слесаря.

(Л. Измайлов)

На собрании сотрудников «Сатирикона» кто-то уронил часы под стол... Красный (К.МАнтипов) серьезно дает рифмованный совет:

Теперь излишни ох и ах.

Но и дурак ведь каждый ведает:

Стоять возможно на часах,

Но наступать на них не следует.

[Петр Потемкин, поэт-«сатириконец», нацарапал на стене в ресторане «Вена»]:

В Вене - две девицы.

Veni, vidi, vici.

(Ю. Анненков, «Дневник моих встреч»)

Маяковский

полагается

(Г.Карейша, пародия на В.Маяковского)

Будет/ под / Маяковского делать.

Мокрые штанишки ручонками теребя,

Не ворота / мое / стопудовое тело!

Делай-/те / под / себя!

(М.Волъпин, пародия на В. Маяковского)

Нет, простите! Наш долг был и есть - довести страну до учредительного собрания!

Дворник, сидевший у ворот и слышавший эти горячие слова, горестно покачал головой:

До чего в самом деле довели, сукины дети!

(И.Бунин, «Окаянные дни») А комендант сучара развалился в мягкой кресле и языком ледве-ледве...

Мотнулись в порт.

Чур не хлопать. Ногой на суденышко - кока за свисток, лапой в котел... Ну-ну. Охолостим бачка два, штоб пузяко трещало.

(Артем Веселый)

Вышел на арапа. Канает буржуй.

А по пузу - золотой бамбер.

Мусью сколько время? Легко подхожу Дзззызь промеж роги!! и амба!

(И. Селъвинский)

Девушка пела Шуберта, Девушка пела Шумана...

Зачем производит шум она.

Когда не раскрыть и в шубе рта.

(И. Селъвинский, пародия на А.Блока)

Усадьба ночью, чингисхань!

Шумите, синие березы.

Заря ночная, заратустрь!

А небо синее, моцарть!

(В. Хлебников)

Верблюд угрюм, неразговорчив,

Стоит, насмешкой губы скорчив.

(В. Хлебников, «Хаджи-Тархан»)

К занятию Палестины англичанами

Сойнека жынэйра Липитароза куба Вейда лейдэ Цюбэ

Тука стука вэй Ойок кйок Эбь Хэпцуп Уп Пи

(И.Терентьев)

Умолкли все. И в мертвой тишине Стучали слезы в грязные тарелки.

(«Чукоккала». Е.Шварц)

Корнею Чуковскому

Корней! Зачем Вам фидлереть?

Вы проживете жизнь, корнея;

Корнеть, корнетъ, всегда корнетъ - Судьба несчастная Корнея!

[Городецкий продолжает обыгрывание фамилий и имен, начатое раньше образованием от фамилии Фид- лер глагола фидлсретъ (собирать рукописи и портреты знаменитых людей).]

(«Чукоккала». С.Городецкий)

[Обращение В.Казина к поэту А.Крученых]:

Трудно нам одолевать Кручи нэпа. Но круч оных,

Ну, не правда ли, Крученых,

Было нам не миновать.

(«Литературные шушу(т)ки». В. Козин)

Экспромт В.Казина на экспромт П.Орешина о Жице П. О р е ш и н: У тебя, мой милый Жиц,

Не лицо, а много лиц.

В. К а з и н: Что за вздор, что много лиц - Лишь всего двуличен Жиц!

(«Литературные шушу(т)ки»)

Хоть вы и Валтасар,

Хоть вы и Новуходоносор,

Но вы балда, сэр,

Вам в ухо дано, сэр!

(«Литературные шушу(т)ки». М.Светлов, С.Кирсанов)

Отрывки из пародий, помещенных в сборнике «Парнас дыбом. Про козлов, собак и Веверлеев»

Книгопродавец Вам муза, вижу я, верна;

Вас балует и ублажает,

И, как примерная жена,

Стихи без устали рожает.

(«Разговор книгопродавца с поэтом»)

Одна в глуши лесов сосновых Старушка дряхлая жила,

И другом дней своих суровых Имела серого козла.

(«А. С. Пушкин»)

Смрад от козла пошел.

Пахкий, жеглый смрад. Заегозила старуха: «Ух, хорошо. Люблю».

(«Алексей Ремизов»)

Скрипела старуха, телега словно кха, кхо кхе кхи.

Великолепно мною уловлены старухины все грехи.

(«Владимир Маяковский»)

А в лесу думаете что? Волки, уй, какие волки! Серые, страшные, с зубами. Разве они имеют жалость к козленку? Ну, так они его таки да, съели».

(«Семен Юшкевич»)

Веверлей

Пошел купаться Веверлей, оставив дома Доротею,

С собою пару пузырей берет он, плавать не умея.

И он нырнул, как только мог, нырнул он прямо с головою, Но голова тяжеле ног, она осталась под водою.

Жена, узнав про ту беду, удостовериться хотела,

Но ноги милого в пруду она узрев, окаменела.

Прошли века; и пруд заглох, и поросли травой аллеи, но всё торчит там пара ног и остов бедной Доротеи.

Царь всех царей земных, властитель Всверлсй, торжественно грядет к священному Мериду.

Царь плавать не умел. И пару пузырей дает ему с собой владычица Изида...

(«Валерий Брюсов)

Там каждый вечер в час назначенный среди тревожащих аллей со станом, пузырями схваченным, идет купаться Веверлей...

(«Александр Блок»)

Всё как прежде: небо лилово, те же травы на той же земле, и сама я не стала новой, но ушел от меня Веверлей...

(«Апиа Ахматова»)

Вы заплесневели, как какая-то Балаклея, о, чтобы вас разорвало, чтоб!

А я лучше буду кричать про Веверлея, и про то, как он утоп.

(«Владимир Маяковский»)

Если вы спросите меня: «Как поживаете?», вынужден ответить: «Ничего себе!.. Все финотделу».

(«Чукоккала». Cm. Надеждин)

Однажды я вернулся домой и застал своих родных в панике. Судорожные звонки в неотложку. Шурик выпил чернила.

Ты действительно выпил чернила? - спросил я.

Шурик торжествующе показал мне фиолетовый

Глупо, если пьешь чернила, надо закусывать промокашкой...

(М.Светлов, по:Лук 1977)

[Разговор Михаила Светлова с вахтером Дома литераторов] :

Вахтер: - Член дома?

Светлов: - Нет, с собой.

Михаил Светлов - случайному собеседнику в кафе, который стал звать его Мишей:

Ну, что за церемонии! Зовите меня просто: Михаил Аркадьевич.

Первую рюмку хватаешь ты, вторая тебя хватает.

(В.Катаев, «Золотое детство»)

[Отрывок из произведения писателя Ниагарова]: Митька стоял на вахте. Вахта была в общем паршивенькая, однако, выкрашенная свежей масляной краской, она производила приятное впечатление. Мертвая зыбь свистела в снастях среднего компаса. Большой красивый румб блистал на солнце медными частями. Митька, этот старый морской волк, поко- 24 В. 3. Санников

вырял бушпритом в зубах и весело крикнул: «Кубрик!»

(В. Катаев, «Мой друг Ниагаров»)

«Почему бы вам не сделать положительную девушку метростроевкой?» - «К сожалению, нельзя. Она у меня уже вузовка». - «Простите за нескромный вопрос: какого вуза?» - «Медичка. На доктора учится».

(В. Катаев, «Парадокс»)

(Ю.Тынянов, «Восковая персона»)

Оставил Пушкин оду «Вольность»,

А Гоголь натянул нам «Нос»,

Тургенев написал «Довольно»,

А Маяковский «Хорошо-с».

(Ю.Тынянов)

[Записка В.Каверина К.Чуковскому на II Всесоюзном съезде писателей]:

Спасибо, дорогой Корней Иваныч, за прекрасное выступление, украсившее наш всесоюзный второй кто-кого съест!

(«Чуккокала»)

Один из посетителей Горького в последние годы его жизни спросил его, как бы он определил время, прожитое им в Советской России?

Максим Горький ответил:

Максимально горьким.

(Ю.Анненков, «Дневник моих встреч»)

Набирался ума-разума И скончался от маразма!

(«Литературные шушу(т)ки». Ю.Олеша)

Кошка шлепнулась, как сырое тесто.

(Ю.Олеша, «Три толстяка», 1)

«Он мною живет, как червь яблочком» (слова Ю.Олеши, сказанные им об одном пародисте) [Рус. лит. XX в.: 357].

Я сижу и охаю...

Та ли я? Не та ли?

Мажет солнце охрою Все мои детали...

(Литературные шушу(т)ки. Ю.Олеша)

Страшно жить на этом свете:

В нем отсутствует уют.

Лев рычит во мраке ночи,

Кошка воет на трубе,

Жук-буржуй и жук-рабочий Гибнут в классовой борьбе.

(Н.Олейников)

Неприятно в океане Почему-либо тонуть.

Рыбки плавают в кармане,

Впереди - неясен путь.

(Н.Олейников)

Прямые лысые мужья Сидят как выстрел из ружья.

(Н.Заболоцкий, «Свадьба»)

Однажды при- Детишки бе-

В избушку жали.

«Плывет, смотри,

Мертвец к тебе!» - Отцу сказали.

(ММустынин, пар. на С.Кирсанова)

Уважаемый старик Был неистово велик,

Цель такого старика Велика и широка!

(Н.Асеев, «Юбилейная шутка (о Л. Толстом)»)

Кости сбросивши с подушек,

Подставляй скорей под душ их!

(«Литературные шушу(т)ки». Н.Асеев)

С тактичной, хорошей Соседскою лошадью Встретился мордой к лицу.

(В.Инбер, «О мальчике с веснушками», по: Еськова Н.А., «О языковой игре»)

Отсюда, из села «Малые трудодни», уходил он ког- ца-то служить в армию.

(С.Лившин)

О владыка! - ответил Ходжа Насреддин. - О свет нашей области, и солнце ее, и луна ее, и податель счастья и радости всему живущему в нашей области, выслушай своего презренного раба, недостойного даже зытирать своей бородой порог твоего дворца. О нудрый эмир, о мудрейший из мудрых, о умудренный мудростью мудрых, о над мудрыми мудрый эмир!..

(Л. Соловьев, «Повесть о Ходже Насреддине»)

Облачившись в халат усердия и вооружившись посохом терпения, мы посетили все эти места.

(Л. Соловьев, «Очарованный принц». Вступление)

Гюльджан вздохнула, на ее ресницах повисла слеза. Ходжа Насреддин понял: глина ее сердца размягчена, - время вертеть гончарный круг своей хитрости и лепить горшок замысла.

(Л. Соловьев, «Очарованный принц», 3)

Пастух, конечно, рассказал об этом лавочнику; тот немедленно закрыл свою лавку и, приплясывая от нетерпения, побежал в чайхану с горячим, обжигающим язык и десны орехом новости во рту.

(Л. Соловьев, «Очарованный принц», 25)

Женщина судилась с Насреддином, утверждала, что ее ребенок от Насреддина. Насреддин яростно отрицал это. Наконец судья спросил его: «Скажи только одно: спал ты с этой женщиной?» Насреддин ответил: «Что вы, ваша милость, даже глаз не сомкнул».

Стакановец. [Вм. стахановец.]

Хорошо положили, а? За полдня. Без подъемника, без фуемника.

Шесть их, девушек, в купе закрытом ехало, ленинградские студентки с практики. На столике у них маслице да фуяслице, плащи на крючках покачиваются, чемоданчики в чехолках...

(А. Солженицын, «Один день Ивана Денисовича»)

[О стихах Хлебникова]:

А что касается до смысла - Он вообще куда-то смылся.

Осторожность - дело хорошее,

Только надо с ней осторожнее.

(К. Симонов, по: Земская 1959)

Ах, у Веры, ах, у Инбер Что за щечки, что за лобі Всё глядел бы, всё глядел бы На нее 6.

(К. Симонов?)

[Запись в «Чукоккале» по поводу выступлений на сьез- де писателей Федора Гладкова и Михаила Шолохова]: Вначале съезд шел довольно гладковато, а потом пошел шолоховато.

Пусть ты черт.

Да наши черти Всех чертей В сто раз чертей.

(А. Твардовский, «Василий Теркин»)

И не раз в пути привычном,

У дорог, в пыли колонн,

Был рассеян я частично,

А частично истреблен.

(А. Твардовский, «Василий Теркин») [Обыгрывается известный штамп военных годов: Про- тивнше был частично истреблен, частично рассеян.]

Не зарвемся, так прорвемся,

Будем живы - не помрем,

Срок придет, назад вернемся,

Что отдали - всё вернем.

(А.Твардовский, «Василий Теркин»)

Твой Чехов [рассказ о Чехове В.Конецкого], зануда, ...иод сомнением. Слишком нету своего взгляда на этого хмурого представителя светлой литературы.

(ІО.Казаков - В.Копецкому, 23/1X4959 г.)

За десять дней написал очерк про Закопане и рассказ. Рассказ небольшой, но препоганый.

(Ю.Казаков - В.Копецкому, 18 мар. 1962).

Застаю за секретарским столиком кудреватую девицу выше-среднего возраста.

(Л.Леонов, «Русский лес», 10; по: Земская 1959).

Ардальон Панкратьевич (нос свеклой, глаза - тусклые) вошел в палату и (кислым голосом):

Мать, поднеси чарочку.

Ардальоновы девы всполохнулись, закивали туловищами, учиняли политес с конверзационом:

Пуркуа, фатер, спозаранку водку хлещете?

Цыц, кобылища! Я те плетку^га! (Это - старшей Степаниде, широкозадой бабище.)

Взревел. Выпил. Поскреб под мышками.

(А.Флит, пародия на А.Толстого, по: Новиков 1989)

Он сидел в пятом углу.

Каково вам? - спросил я.

Никаково, - сказал он.

Ну, а все-таки, каково? - спросил я.

Никаково, - сказал он, - мне никаково...

(В.Голявкин, по: Новиков 1989)

[О «Правилах пользования лифтом»]: Запрещалось всем без исключения производить шалости, заниматься сном и совершать подпрыгивания.

[Зам. директора по АХЧ]:

У нас лозунг: лифт для всех. Невзирая на лица. Лифт должен выдерживать прямое попадание в кабину самого необученного академика.

(А. и Б. Стругацкія, «Сказка о тройке»)

Дверь распахнулась, движимая властной рукой, и в комнате появилась Тройка в полном составе - все четверо.

(А. и Б. Стругацкие, «Сказка о тройке»)

[Из записок школьника]: Судьбе было угодно, чтобы я родился в семье инженерно-технического работа ника, в самом начале второй половины нашего века. Родители наши сумели дать своим детям хорошее образование: Костя студент, и я тоже учусь.

(А.Алексип, «Очень страшная история»)

Режиссер долго ко мне присматривался и вдруг сказал: «Из вас, по-моему, выйдет незаурядный подлец». И вот - роль моя.

(А.Вампгиюв, «Успех»)

Паровоз и проводница взвыли одновременно.

(Н.В.Думбазде, по: Береговская 1984)

Замечено, что грудь у кормящей матери, как правило, находится спереди. Ввиду этого рекомендуется сделать у блузки в соответствующем месте застежки. Посредством расстегивания последних облегчается доступ молока потребителю.

(Н.Ильина, пародия на «полезные советы» в женских журналах, по: Новиков 1989)

Из быта переводчиков

На чистый глядя небосвод,

Он тронул друга за манишку:

Ну как твой новый перевод?

В порядке! Послан на сберкнижку.

(С.Василъев)

Два вопроса, два ответа (Григорий Рыклин)

Ну, как вам Рыклин?

Что ж, читаем...

Смеетесь после?

После? Да!

Мы после Рыклина за чаем

Читаем Чехова всегда.

(С.Василъев)

[О деятельности шпионки Порции Уиски в СССР]:

Подрывную работу среди творческой интеллигенции Порция Уиски вела в постели. В промежутках между поцелуями она успевала подсказать молодому поэту сомнительную рифму, уговорить художника писать не маслом, а маргарином, композитора - сочинять музыку только в тональности «ми минор».

(С.Василъев, «Чего же ты хохочешь?»; пародия на роман В.Кочетова «Чего же ты хочешь?»)

После обеда у нас мертвый час... или два.

Налицо вымогательство, порочащее и без того высокое звание советского официанта.

(С. Альтов, «Мир дому твоему»)

Впрочем, Серапионовы Братья - вовсе не братья: отцы у них разные, и это никакая не школа и не направление: какое же направление, когда одни правят на восток, а другие на запад?

(Ю.Замятии, по: Ю.Анненков, «Дневник моих встреч»)

Трагедия одного эпика Он любит большие калибры,

А сам не крупнее колибри.

(С.Швецов)

Верное средство

В ателье немало брака,

Он исчез бы весь, однако,

Если б каждый бракодел Сам себя в свой брак одел.

(С. Швецов)

Всех удивляют обычаи странные,

Дикие методы критики нашей:

Одних она кормит кашею манною,

Других - березовой кашей!

(С.Швецов)

Идеальный писатель

В его трудах нас всё пленило:

Бумага, почерк и чернила!

(С.Швецов)

Руководил - Рукой водил:

«Мы - умы,

А вы - увы!»

(ССмирнов)

Призналась Мышь:

~ Люблю тебя, Крупа, - К тебе

не зарастет

моя тропа!

(С Смирнов)

Из КОЖИ Лезет вобла:

Я раньше

Во! - была!..

(С. Смирнов)

И не то чтобы в Бразилии «маде»,

А написано ж внизу на наклейке»

Что, мол, «маде» в СССР, в маринаде,

В Ленинграде, рупь четыре копейки!

(А.Галич, «О том, как Клим Петрович восстал...»)

«История города Глупова в новые и новейшие времена»

Редактор: - Дай вам, сочинителям, волю, вы, пожалуй, таких гадостей понапишете, что государственность может рухнуть. Ведь вы какой народ: в каждый горшок норовите плюнуть...

[Комиссар Стрункин]: - Кто был ничем, тот станет всем - такая у нас программа.

На эти слова глуповцы призадумались, потому что они знали много таких сограждан, которым было бы так ничем и остаться, которые если вдруг станут всем, то это избави бог.

Что ты за принц такой, что тебе слова сказать нельзя? Или у тебя высокопоставленная родня?

Родня у меня среднепоставленная, обыкновенная...

Вл. Волин в фельетоне под названием «И шестикрылый кое-кто» («Лит. газета», 1983 г.) пишет, как в книжке стихов А. Блока о русской природе, выпущен-

ной в свет издательством «Детская литература», в стихотворении «Летний вечер» «крамольное» слово ангел было заменено на кто-то:

Свирель запела на мосту,

И яблони в цвету,

И кто-то поднял в высоту Звезду зеленую одну...

«Вот, к примеру, «Демон», адаптированный для малышей:

«Печальный кто-то, дух изгнанья,

Летал над грешною землей...»

Пушкинский «Пророк» для дошколят:

«И шестикрылый кое-кто На перепутье мне явился...»

(Вл. Волин, по: Кузьмина 1989)

Нет, нет, доктор, я скорее умру, чем соглашусь на операцию.

Не беспокойтесь, мадам, одно не исключает другое.

(Б.Василъев, «Вы чье, старичье?»)

Товарищ полковник! Товарищ генерал приказал долго жить!

Выполняйте приказание!

(А. Ковалев)

Когда вокруг несут дичь - звереешь.

(А.Сегедюк)

На носу «Анны Карениной» развевался трехцветный российский флаг.

Изящная корма «Анны Карениной» колыхалась в волнах.

(И. Виноградский)

[В бывших республиках бывшего СССР вводят свои деньги]:

в Латвии - латы, в Литве - литы, в Мордовии - ...нет, не то, что вы подумали, а личики.

(И. Виноградский)

Жители Кривого Рога и Санкт-Петербурга - криво- рожцы и криворожицы, санкт-петербуржцы и санкт- петербуржуйки.

(И. Виноградский)

Люд, шедший мимо, был щупл, зябл, ириезж.

(Саша Соколов, «Палисандрш»)

Инструмент непременно распахнут, расстроен иль по-рахмановски разбит. Не избегайте услуг настройщика, но прибегните к ним. Стремглав приведите себе на память, а то и сразу в гостиную, это неимоверно взвинченное действующее лицо. То нередко студент всевозможных учебнейших заведений, но чаще - потенциальный студент. Выходя из дворян, хлопнул дверью и сделался разночинцем. Влюблен, недостаточен. Чахоточен и хаотичен.

(Саша Соколов, «Палисандрш»)

И граммофон наяривал за речкой,

И пахло репами, как жизнь тому назад.

(Саша Соколов, «Между собакой и волком»)

[Разговор любимого вождя диктатории Огогондия с народом]:

Ну что вы заладили: «Браво, браво»? Так и зазнаться можно. А я такой же, как все. Равный среди Равных!

Да здравствует Равный среди Равных! Сто тысяч лет жизни самому Равному! Слава Равнейшему!

(В.Бахнов, «Как погасло солнце...»)

Гражданин Сидоров осужден на 15 суток за то, что после 11 вечера осквернял тишину песнями советских композиторов.

(Л.Измайлов)

Вот подходит недавно один:

Слушай, ты не мог бы одолжить трешку?

Мог бы, - говорю. И иду своей дорогой.

Куда ты? - спрашивает.

В булочную, - отвечаю.

Мне трешка нужна, - говорит.

Мне тоже, - говорю.

Так ты не можешь одолжить, что ли? - спрашивает.

Почему? Могу, - отвечаю.

Так чего же не одалживаешь? - спрашивает.

Так ты же не просишь, - отвечаю.

(М.Зубков)

Наш директор как бы ни был завален работой, ему всегда удается ее развалить.

Господи, когда уж ты сдашь эту свою ничертане- понимательную геометрию? [вм. начертательную] (по: Гридина 1996).

Застойные годы. Призывы на заводских плакатах: Выполним - перевыполним... Догоним - перегоним... Сделаем - переделаем... Добьемся - перебьемся...

(Пантелеймон Корякин)

[Стихи начинающего поэта]: Лети, голубь мира! Лети, голубь мира!

Ни пуха тебе, ни пера!

(Е.Евтушенко)

Говорят, экспрезидент Это бывший президент.

Говорят, эксчемпион,

Это бывший чемпион.

И выходит, что экспресс Означает - бывший пресс.

И выходит, что экстракт Означает - бывший тракт.

И выходит, что эксперт Это некий бывший перт.

И выходит, что экстаз Это просто старый таз.

(В.Рич, «Филологические стихи», по: Земская 1992)

Даже очень хорошая острота должна быть как шприц: одноразового пользования.

(Л.Лиходеев)

Кесарю - кесарево, а слесарю - слесарево.

(Вл. Владин)

Евг. Сазонов - душелюб и людовед.

(Вл. Владин)

[Н.Ильина сердится на мужа, профессора А.А.Ре- форматского за его «прибеднения»]: «Хватит. Перестань. Типичный Фома Опискин!» Или: «Ну, опять начинается фомизм-опискизм!»

(Н.Ильина, «Реформатский»)

Радиоактивные соседи.

(Н.Еськова)

Своя бумажка ближе к делу.

[Вм.: Своя рубашка ближе к телу.]

(В.Меламед, по: Новиков 1989)

Глубинка

Хорошо тому, об ком Позаботился обком!

(В.Берестов)

Туристские впечатления

Тяжко на Западе людям живется:

Все покупается, все продается!

(В.Берестов)

Не может быть Надежной спайки,

Покуда есть Пайки и п£йки.

(В. Орлов)

Я - в пирожковую: «Дайте нам с другом С мясом, с капустой, с повидлом и луком».

А иностранец по имени Билл Был с нами рядом и всех удивил:

«Дайте, - сказал он, пожалуйста, с луком,

С мясом, с капустой, с повидлом и с другом...»

(А.Кушнер, по: Береговская 1984)

Пенсионерский возраст крут!

Мне за заслуги дали орден...

А дамы если и дают, то исключительно по морде.

(В.Лагунов)

Его нужно мести из Института каленой метлой. [Контаминация из: каленым железом + грязной метлой]

(Л.Крысин)

Щихлебалка - лапоть (от фразеологизма Лаптем щи хлебать [«быть крайне необразованным, невежественным»].

(«Бестолковый этимологический словарь», по: Гридина 1996)

Легендарный козовладелец с садистскими замашками - Сидор [ср. фразему драть, как Сидорову козу].

(по: Гридина 1996)

Страдал манией преследования... других.

(Ю. Шанин)

И долго буду тем любезен я и этим...

(В.Вишневский)

О, оторви недвижимость от стула!..

(В. Вишневский)

Разве удержишь язык за зубами, если зубы уже на полке?

(А.Бакиев)

Снес яичко поросенок,

Снес его соседке,

Курочке-наседке.

(Ясное, по: Береговская 1984)

(А.Крыжановский)

Снимем квартиру, джинсы, ондатровую шапку.

(А. Крыжановский, «Три холостяка»)

Еще чуть-чуть, Ленин и вправду окажется живее всех живых.

(А.Трушкин)

Человек... Чего добился? Добился, что его самого от окружающей среды спасать пора. В водоемах можно купаться? Нельзя. Полной грудью можно вдохнуть? Можно, но врачи не советуют.

(А.Трушкин)

У них: «Живи как хочешь».

У нас: «Как хочешь, так и живи».

(А.Трушкин)

Из обращения к народу: «ТоварИЩИ!..»

(В. Сумбатпов)

Талант, не зарывайся!

(К.Елисеев [по: Новиков 1989: 249])

[Оппоненту, во время ученого спора]:

У нас с вами не разногласие, а разноглазие!

(А. А. Реформатский)

Жена моя шагала на выставку Шагала.

(А.А.Реформатский)

Есть, тесть, вино?

Естественно,

(А.А.Реформатский)

Переделки фамилий: Смердюченко (Сердюченко), Бесстыжев-Рюмкин (Бестужев-Рюмин), Подлянасий (Полянский).

(АЛ.РЬформатсхий)

Упавшего Поля Синьяка В плечо укусила собака.

Укус и синяк - Подумал Синьяк,

Довольно обидно, однако.

(О.Седакова, «Лимерики»)

Один из героев Лесажа Становился все гаже и гаже;

Когда, наконец,

Его хлопнул подлец.

Отлегло на душе у Лесажа.

(О. Седакова, «Лимерики»)

Конец - телу венец.

(В.Лаеупов)

Хренометр.

(В. Лагунов)

Формалист

Я в марте Марте поклонялся,

А в мае Майю полюбил.

В июле Юлии отдался,

Их август с Августой сменил.

Там Октябрина в октябре Пересекла мой долгий путь...

Фу, вроде совпаденья все...

До марта можно отдохнуть!..

(ВЛагунов)

Собакалипсис (из: собака + апокалипсис)

(А.Вознесенский)

Стоял Январь, не то Февраль, какой-то чертовый Зимарь.

(А.Вознесенский, Песенка травести из спектакля «Антимиры»)

Нет женщин - есть антимужчины,

В лесах ревут антимашины.

(А.Вознесенский, «Антимиры») [Ср. пародирование этих стихов Вознесенского пародистом А.Ивановым:

Нас постоянно гложет страх И аргумент волнует веский:

Что если вдруг в антимирах Живет и Антивознесепский?]

Все репутации подмочены.

Трехспальная кровать.

(А.Вознесенский, «Ода сплетникам»)

Что это за стук в соседней комнате?

Это моей сестре стукнуло 30 лет.

Я так долго живу, что еще помню порядочных людей.

(Ф. Раневская)

Весь советский народ знает меня как исключительно порядочного, честного и скромного человека...

(Гтдар Алиев (президент Азербайджана), из реки 1992 г.).

[О К.И. Бабицком, который одним из первых использовал в лингвистике математическое понятие графа]: До этого мужика настоящего графа в лингвистике не было.

[Перефразировка известного высказывания Ленина о Льве Толстом: «До этого графа настоящего мужика в литературе не было».]

(А.Жолковский)

Пока лечишь - покалечишь.

(С.Кузьмина)

Обувной магазин: «Испанский сапожок».

(С.Кузьмина).

Все ходят в передовиках, ватниках и сапогах.

(по: Береговская 1984)

[О сатирике М.Жванецком]:

Какой же он сатирик? Он сатир, сатирищс!

(Алла Пугачева)

Девочка, ты хочешь на дачу или чтобы тебе оторвали голову?

(К/ф «Подкидыш»)

«Программа Неменского по Изо» - Модификация программы "Дизайн и архитектура в жизни человека" в 8 классах общеобразовательной школы. Тема эксперимента. Программа Б. Неменского. "Дизайн и архитектура в жизни человека". 3. Повысился уровень знаний учащихся о родном городе. учитель ИЗО. Результаты диагностики 2005-2006 уч. год.

«Урок ИЗО в 5 классе» - Лес зимой. Цель: Подумай... Передать картину зимнего леса на основании наблюдений. Физминутка для глаз. Урок ИЗО в 5 классе.

«ИКТ на уроках ИЗО» - Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства открывает новые возможности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества знаний учащихся, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

«Игра по изо» - Чарушин. Русские народные промыслы. Фарфоровые изделия. Статуя. Композиция. Жанры. Фигуры людей. Наличники. Сарафан. Рожь. Понятие. Цветок. Ландшафтная архитектура. Орнамент. Феофан Грек. Цветоведение. Искусство народов мира. Мозаика. Цвета. Спортсмен. Боевые сражения. Эпоха Возрождения. Лопасть. Заморские гости.

«Урок ИЗО» - Урок в 8 классе на тему: «Цвет в архитектуре и дизайне». Косухин Дёма. Алексеева Алёна. Степанова Екатерина. Примеры детских работ. Губанов Денис. Урок ИЗО в 5 классе на тему: «Дымковская роспись». Урок ИЗО в 5 классе на тему: «Гжельская роспись». Примеры работ учащихся. Емельянов Александр. Примеры игровых тренажёров по ИЗО.

«Уроки ИЗО во 2 классе» - Изделия хохломских мастеров. «Золотая Хохлома». Вот игрушки расписные, Хохотушки вятские – Щеголихи слободские, Кумушки посадские. Дымковская игрушка. Сегодня на уроке: Тема урока: Урок ИЗО во 2 классе. Повторим познакомимся научимся. Повторение. Сказ о Хохломе.

Всего в теме 20 презентаций

Литературный жанр - это группа литературных произведений, имеющая общие исторические тенденции развития и объединённая совокупностью свойств по своему содержанию и форме. Иногда этот термин путают с понятиями «вид» «форма». На сегодняшний день нет единой чёткой классификации жанров. Литературные произведения подразделяются по определённому количеству характерных признаков.

Вконтакте

История формирования жанров

Первая систематизация литературных жанров была представлена Аристотелем в его «Поэтике». Благодаря этому труду стало складываться впечатление, что литературный жанр – это закономерная стабильная система, которая требует от автора полного соответствия принципам и канонам определённого жанра. Со временем это привело к формированию ряда поэтик, строго предписывающих авторам, как именно они должны писать трагедию, оду или комедию. Долгие годы эти требования оставались незыблемыми.

Решительные изменения в системе литературных жанров начались лишь к концу XVIII века.

В то же время литературные произведения, направленные на художественный поиск , в своих попытках максимально отдалиться от жанровых разделений, постепенно приходили к появлению новых уникальных для литературы явлений.

Какие литературные жанры существуют

Чтобы понять, как определить жанр произведения, необходимо ознакомиться с существующими классификациями и характерными чертами каждого из них.

Ниже приведена примерная таблица для определения вида существующих литературных жанров

по родам эпические басня , былина, баллада, миф, новелла, повесть, рассказ, роман, сказка, фэнтези, эпопея
лирические ода, послание, стансы, элегия, эпиграмма
лиро-эпические баллада, поэма
драматические драма, комедия, трагедия
по содержанию комедия фарс, водевиль, интермедия, скетч, пародия, комедия положений, комедия загадок
трагедия
драма
по форме видения новелла повесть эпос рассказ анекдот роман ода эпопея пьеса эссе скетч

Разделение жанров по содержанию

Классификация литературных направлений на основе содержания включает в себя комедию, трагедию и драму.

Комедия – разновидность литературы , которая предусматривает юмористический подход. Разновидностями комического направления являются:

Различают также комедию характеров и комедию положений. В первом случае источником юмористического содержания являются внутренние черты действующих лиц, их пороки или недостатки. Во втором случае комичность проявляется в сложившихся обстоятельствах и ситуациях.

Трагедия - драматургический жанр с обязательной катастрофичностью развязки, противоположность жанру комедии. Обычно трагедия отражает наиболее глубокие конфликты и противоречия. Сюжет носит максимально напряжённый характер. В некоторых случаях трагедии пишутся в стихотворной форме.

Драма – особый вид художественной литературы , где происходящие события передаются не через их прямое описание, а через монологи или диалоги действующих лиц. Драма как литературное явление существовала у многих народов даже на уровне произведений фольклора. Изначально в греческом языке этот термин означал печальное событие, поражающее одного конкретного человека. Впоследствии драма стала представлять собой более широкий спектр произведений.

Наиболее известные прозаические жанры

К разряду прозаических жанров относятся литературные произведения различного объёма, выполненные в прозе.

Роман

Роман – прозаический литературный жанр, который подразумевает развёрнутое повествование о судьбе героев и определённых критических периодов их жизни. Название этого жанра берёт своё начало в XII веке, когда зарождались рыцарские истории «на народном романском языке» как противоположность латинской историографии. Сюжетной разновидностью романа стала считаться новелла. В конце XIX - начале XX века в литературе появились такие понятия, как детективный роман, женский роман, фантастический роман.

Новелла

Новелла – разновидность прозаического жанра. Рождению её послужил знаменитый сборник «Декамерон» Джованни Боккаччо . Впоследствии было выпущено несколько сборников по образцу «Декамерона».

Эпоха романтизма внесла в жанр новеллы элементы мистицизма и фантасмагоричности - примерами могут служить произведения Гофмана, Эдгара Аллана По. С другой стороны, произведения Проспера Мериме несли в себе черты реалистических рассказов.

Новелла как короткий рассказ с острым сюжетом стала характерным жанром для американской литературы.

Характерными чертами новеллы являются:

  1. Максимальная краткость изложения.
  2. Острота и даже парадоксальность сюжета.
  3. Нейтральность стиля.
  4. Отсутствие описательности и психологизма в изложении.
  5. Неожиданная развязка, всегда содержащая необычайный поворот событий.

Повесть

Повестью называется проза относительно небольшого объёма. Сюжет повести, как правило, носит характер воспроизведения естественных событий жизни. Обычно повесть раскрывает судьбу и личность героя на фоне происходящих событий. Классический пример - «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А.С. Пушкина .

Рассказ

Рассказом называется малая форма прозаического произведения, которая берёт своё начало у фольклорных жанров – притч и сказок. Некоторые специалисты-литературоведы в качестве разновидности жанра рассматривают очерк, эссе и новеллу . Обычно рассказ характеризуется небольшим объёмом, одной сюжетной линией и малым количеством персонажей. Рассказы характерны для литературных произведений XX века.

Пьеса

Пьесой называется драматическое произведение, которое создаётся с целью последующей театральной постановки.

В структуру пьесы обычно включаются фразы действующих лиц и авторские ремарки, описывающие окружающую обстановку или действия героев. В начале пьесы всегда имеется список действующих лиц с кратким описанием их внешности, возраста, характера и пр.

Вся пьеса делится на большие части - акты или действия. Каждое действие, в свою очередь, подразделяется на более мелкие элементы – сцены, эпизоды, картины.

Большую известность в мировом искусстве завоевали пьесы Ж.Б. Мольера («Тартюф», «Мнимый больной») Б.Шоу («Поживём- увидим»), Б.Брехта.(«Добрый человек из Сезуана», «Трёхгрошовая опера»).

Описание и примеры отдельных жанров

Рассмотрим наиболее распространённые и значимые для мировой культуры примеры литературных жанров.

Поэма

Поэма представляет собой крупное стихотворное произведение, имеющее лирический сюжет или описывающее последовательность событий. Исторически поэма «родилась» из эпопеи

В свою очередь, поэма может иметь много жанровых разновидностей:

  1. Дидактическая.
  2. Героическая.
  3. Бурлескная,
  4. Сатирическая.
  5. Ироническая.
  6. Романтическая.
  7. Лирико-драматическая.

Изначально ведущими темами для создания поэм выступали всемирно-исторические или важные религиозные события и темы. Примером такой поэмы может быть «Энеида» Вергилия , «Божественная комедия» Данте, «Освобождённый Иерусалим» Т. Тассо, «Потерянный рай» Дж. Мильтона, «Генриада» Вольтера и пр.

Одновременно развивалась и романтическая поэма - «Витязь в барсовой шкуре» Шота Руставели, «Неистовый Роланд» Л. Ариосто. Такая разновидность поэмы в определённой степени перекликается с традицией средневековых рыцарских романов.

С течением времени на первое место стала выдвигаться нравственно-философская и социальная тематика («Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона, «Демон» М. Ю. Лермонтова).

В XIX-XX веках поэма все более начинает приобретать реалистический характер («Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского).

Эпос

Под эпосом принято понимать совокупность произведений, которые объединены общей эпохой, национальной принадлежностью, тематикой.

Возникновение каждого эпоса обусловлено определёнными историческими обстоятельствами. Как правило, эпос претендует на объективность и достоверность изложения событий.

Видения

Этот своеобразный повествовательный жанр, когда сюжет излагается от лица , якобы переживающего сновидение, летаргию или галлюцинацию.

  1. Уже в эпоху античности под видом реальных видений стали описываться вымышленные события в форме видений. Авторами первых видений были Цицерон, Плутарх, Платон.
  2. В Средние века жанр стал набирать обороты популярности, достигнув своих вершин у Данте в его «Божественной комедии», которая по своей форме представляет развёрнутое видение.
  3. Некоторое время видения были неотъемлемой частью церковной литературы большинства стран Европы. Редакторами таких видений всегда были представители духовенства, получив, таким образом, возможность выражать свои личные взгляды якобы от имени высших сил.
  4. Со временем в форму видений было вложено новое остросоциальное сатирическое содержание («Видении о Петре-пахаре» Ленглэнда,).

В более современной литературе жанр видений стал использоваться для введения элементов фантастики.

Очерк является одной из разновидностей рассказа - малой формой эпической литературы. Очерк отличается от новеллы, другой разновидности рассказа, отсутствием быстрого и острого разрешающегося конфликта. Также в очерке нет значительной развитости описательного изображения.

Очерк как эпический жанр

Зачастую очерки затрагивают гражданские и нравственные проблемы общества. Об очерке говорят, как о сочетании художественной литературы и публицистики. Выделяют такие виды очерка, как портретный, проблемный и путевой.

Знаменитыми примерами очерка являются "Записки охотника" И. Тургенева, очерки К. Паустовского и М. Пришвина, и сатирические очерки М. Салтыкова-Щедрина.

Композиция очерков может быть многообразной - это отдельные эпизоды, которые рассказывают о встречах и разговорах, это описание условий и обстоятельств жизни отдельных героев и общества в целом.

Для очерка в больше мере важна обобщающая мысль автора, которая будет раскрываться всего лишь в нескольких эпизодах. Поэтому для очерка важен колоритный и выразительный язык, который сумеет подчеркнуть главную суть повествования.

Роль заглавия в художественном произведении

Очевидно, что заглавие представляет собой общее определение содержания художественного произведения. Заглавие выражает тематическую сущность произведения, поэтому играет важную роль для него.

Основную функцию, которую оно играет - это в нескольких словах донести до читателей главную тему художественного произведения. Но это не просто удобное и короткое обозначение ключевой мысли текста, чаще всего в заглавии содержится символическое обозначение именно той мысли, на которую писатель просит обратить внимание.

Это своеобразный композиционный прием, который подчеркивает тематику произведения. Заглавие играет очень важную роль - оно помогает читателям правильно интерпретировать и понимать замысел писателей.

Ярким примером оригинального и содержательного заглавия является произведение Н. Гоголя - "Мертвые души", которое можно понимать как в прямом, так и в переносном смысле.

Способы выражения авторской позиции и оценки героя

В своих произведениях автор пытается выразить свою личную позицию по поводу той или иной темы, и делает это художественным образом. Но для того, чтобы правильно и достоверно донести до читателя свое виденье ситуации, писатели используют определенные методы выражения.

Самыми распространенными способами выражения авторской позиции являются символика произведения, его заглавие, портретный и пейзажные зарисовки, а также детали.

Все эти художественные элементы очень важны для того, чтобы придать определенным событиями и повествованию художественную выразительность. Без этого автор не может выразить собственную оценку главного героя, он показывает это через его портретной описание, символику и ассоциации.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...