Рисуем шаржи и карикатуры. Учимся поэтапно рисовать шаржи


Шарж на Альберта Эйнштейна (мастер-класс шаржа)

Продолжаем серию мастер-классов рисунка. На этот раз займемся головой одного из известных ученых - Альберта Эйнштейна. Почему он? Да, стариков, тем более таких лохматых, рисовать одно удовольствие. У него много характерных черт. Это и большой нос, и львиная грива, большие, по детски наивные глаза, густые, напоминающие мочалку усы. Фотографию я нашел в интернете.

Рисую как обычно. Начинаю с наброска. Для начала определяю общую форму, слегка преувеличивая ее в области, где располагаются волосы. Так что, в отличии от фотографии, где лицо смотрится больше чем волосы, я делаю лицо наоборот меньше, преувеличивая шевелюру.

Сразу же прорисовываю нос. На нем сделаем акцент. Вообще, когда рисуешь стариков, то всегда приходится рисовать большой нос. Это связано с возрастными изменениями пропорций лица. Именно в старческом возрасте нос выглядит более массивно по сравнению с другими частями лица.

По сути то, что получилось - это и есть основа для будущего шаржа. В изобразительном искусстве подобный прием называется "от общего к частному ". Мы сначала находим общую форму нашего будущего шаржа, а потом начинаем анализировать детали.

Прорисовываем форму носа. Конечно, не копируя ее такой, какая она есть на фото, а стараясь существующую форму как бы вытянуть вниз и в стороны, по направлению от переносицы к подбородку.

При этом глаза должны были бы смещаться к переносице. Однако не спешите делать быстрые выводы. У всякого правила есть свои исключения. В случае, если глаза большие, вытаращенные, их лучше немного увеличить. Главное при этом не упустить характерное выражение, которое обычно имеет человеческий взгляд.

На следующем этапе прорабатываем рисунок более детально. В шарже не обязательно точно следовать натуре, как это делают художники портретисты. Отнесемся к рисунку творчески. Попробуем создать некий образ, опираясь на имеющиеся у нас знания о том как нужно рисовать глаза, нос, волосы.

Постараемся передать объем. Для этого определим источник освещения. С освещением есть небольшой нюанс, который известен многим художникам, но который они держат в глубокой тайне от новичков. Еще начиная с Эпохи Возрождения, старые мастера обнаружили, что есть несколько выгодных точек освещения лица. Они то и стали рисовать портрет освещая его определенным образом, так чтобы тени как можно лучше подчеркивали форму лица. Чтобы получше познакомиться с этими шаблонами, советую посетить галерею художника Шилова. Почти все портреты, которые вы там увидите написаны при искусственном освещении определенного направления.

Это пожалуй самые распространенные шаблоны для освещения лица при рисовании портрета. Эти шаблоны служили сотни лет, они служат сейчас и они будут служить еще долго художникам. Поэтому советую заучить их и использовать в своем творчестве. Они дадут вам фору по сравнению с теми, кто этого не знает. Рисуете ли вы портрет или шарж, используйте шаблонное освещения и ракурс головы. Посмотрите, потом насколько я был прав.


Открываем еще один нижний слой, на котором мы будем раскрашивать наш рисунок.


Выбираем цвет для лица и закрашиваем им всю поверхность лица целиком, вместе с глазами, все, кроме волос и усов.

Как вы видите, верхний слой прозрачный. Цвет ложиться под нашим рисунком не закрашивая его. Это происходит благодаря тому, что в палитре слоев, мы установили флажок Multiply . Благодаря этому нам не нужно ломать глаза делая рисунок в Photoshop . Хватит с нас раскраски, если учесть тот фактор, что с непривычки рисовать на планшете не так-то легко.

А вот с раскраской все обстоит иначе. Единственное условие, о котором нужно не забывать. Перед тем, как начать раскрашивать что-либо, не забывайте открывать для этого новый слой.

Это даст вам возможность использовать весь набор инструментов программы, когда вы захотите скорректировать, цвет, тон или какое-нибудь иное свойство закрашиваемой поверхности. Может вы захотите, чтобы пиджак был темнее или светлее. Тогда вам не придется выделять его.

Вот волосы я крашу уже на другом слое. А вдруг чего? Мало ли.

А кофточку на другом слое. Ведь открыть новый слой в палитре намного быстрее, чем выделять ту или иную область рисунка.


Медленно, не торопясь. Выбирая в палитре более темные или более светлые оттенки того же цвета, добиваемся более сильного объемного изображения.


Лучше не экспериментировать с цветами. В подобного рода работах импрессионизм нам не нужен. Попробуйте добиться ощущения живости работы используя минимальный набор цветов.


Как вы видите, в этом шарже я использую всего три цвета. Вполне достаточно. Даже темно-коричневые глаза - это всего лишь более темный оттенок телесного.


Немного приводим в порядок детали. Тут нужно быть очень осторожными, чтобы не переборщить. Иногда чрезмерное увлечение деталями приводит к потере выразительности целого.

Лично я прорабатываю детали настолько, насколько они важны для общего восприятия рисунка в целом.

4th Ноябрь 2013 T.S.V

Начинающие художники хотят попробовать себя во всех творческих проявлениях. Когда юное дарование начинает поиск себя, он часто сталкивается с одним интересным вопросом – как же грамотно нарисовать шарж?
Примечательно, что подробности описания техники шаржей не даются в высших учебных заведениях по причине отсутствия прикладного характера. Однако, как известно, у каждого автора свой почерк, и исполнения шаржей разными специалистами объединяются едиными критериями.
При изготовлении шаржа нужно помнить о том, что некоторые части или черты лица необходимо увеличить или выделить. Этот акцент должен быть выставлен очень грамотно, чтобы сохранить схожесть с оригиналом и, одновременно, забавно исказить портрет. Обратите внимание на некоторые рекомендации.
Если вы обратите внимание на портреты, то глаза в совокупности с носом, образуют некую букву Т. Как известно, не бывает абсолютно одинаковых людей, однако ниже приведены основные примеры форм глаз и носа, которые, чаще всего, используются в работе с шаржами.

Если вы начинаете пробовать себя в подобной стилистике, то нелишним будет воспользоваться данными примерами, как шаблонами. В дальнейшем, вы сможете набить руку и, без труда, усовершенствовать свои навыки, придумав свою форму изображения данных лицевых частей.
Для примера, представьте, что в названной букве Т существует некоторая нить, которая движется с помощью колесиков, которые расположены между глаз и в нижней части носа.
Если глаза расположены далеко от области переносицы, то визуально, с помощью невидимых ниточек, притягиваем нос ближе к внутренним уголкам глаз. Похожий зеркальный принцип используем в случае, если нос вытянут. Наверняка вы обратили внимание на интересный принцип – изменение формы некоторых черт лица приводит к, тому, что иные черты обратно меняются, относительно первых.
Обратите внимание на то, что помимо отображения Т-образного сочетания глаз и носа, вам необходимо фиксировать динамические преобразования формы лица. В зависимости от степени изменения форм, вы делаете лицевой набросок.

Помните о том, что шаржи не требуют детализаций в момент нанесения штриховки или цветовой гаммы. Нам важно показать основные акценты, выделить то, что, в первую очередь, должно бросаться в глаза. Бывалому художнику не составит особого труда работать в подобном стиле, в особенности, если он – профессиональный портретист и знает основные анатомические особенности лица.
В начале работы над шаржем учтите еще то, что лицо является основной зоной, которую необходимо выделить. Поэтому шея или остальное тело будут сравнительно уменьшены, по сравнению с масштабами головы. Первым этапам станет для Вас изображение неправильной формы овала, и намеченный контур бюста.

Следующим этапом станет наметка вспомогательных линий, благодаря которым мы намечает примерное месторасположение лицевых черт. Это – вертикальная линия, проходящая через центр носа, а также, перпендикулярные ей линии глаз и рта.

Далее мы продолжаем работу над детализацией. Укажем базовые формы глаз, носа и рта. Помните золотое правило художника – портретиста: главное – передать точный взгляд. Именно благодаря этому аспекту рисунок будет максимально схож с оригиналом. Также, штрихами можно выделить теневые области на лице и волосах.

    Нарисуем карикатуру на Альберта Эйнштейна. Выделим следующие этапы:

    Первый этап. Рисуем образ Эйнштейна, использую обычные геометрические фигуры:

    Второй этап. Прорисовываем детали лица, делаем это в два действия:

    Третий этап. Рисуем тени и получаем рисунок:

    Нарисовать смешную карикатуру я предлагаю, основываясь на вот это изображение:

    При рисовании карикатуры необходимо вытягивать лица и уменьшать по соотношению к голове тело, чтобы получалось забавно. Также можно и работать над изменением черт лица.

    Этапы рисования:

    1) Делаем вот набросок основных контуров:

    2) Размечаем направляющие лица, причску и костюм:

    3) приступаем к постепенной прорисовке карикатуры вот так шаг за шагом:

    4) наносим штриховку:

    А вот ещ видео к вашему распоряжению:

  • нарисовать смешную карикатуру поэтапно

    нужно помнить, что карикатура - это не портрет человека. Чем более неточно е нарисовать, тем будет смешнее. Однако, основные отличительные черты нужно отразить, чтобы в карикатуре можно было узнать человека.

    Сначала нужно нарисовать 2 квадрата, соединить их линией.

    Карикатурное лицо, как и любое другое, тоже должно быть симметричным. Аккуратно нарисуем большие уши, нос и губы по размеру тоже не отстают от ушей.

    Глаза можно нарисовать обычного размера, чтобы не получилось слишком страшно. Шею можно нарисовать тоненькой. Карикатура выглядит именно так - полностью непропорционально.

    Убрать вспомогательные линии и завершить портрет

  • Для того, чтобы научиться рисовать карикатуры, шаржи, нужно научиться различать мельчайшие детали человеческого лица. Это может быть форма лица, носа, ушей, рта и так далее. Все эти детали отличаются у каждого человека размером и формой.

    Пропорции лица обычно делятся на три части, так как соотношение расстояния между ртом, глазами и носом почти у всех людей одинаковы. Для того, чтобы вначале нарисовать пропорциональное лицо, нужны вспомогательные линии, делящие лицо на три части:

    • расстояние между бровями и корнями волос надо лбом
    • расстояние между нижним краем носа и бровями
    • расстояние между нижним краем подбородка и основанием носа.

    кроме того

    • расстояние между обеими бровями и кончиком носа обычно равно размеру ушей
    • если провести линию у основания нижней губы, она делит нижнюю часть лица на 2 симметричные части

    На этом рисунке видно, что линиями a,b,c,d лицо делится на равные части. Обратите внимание на то, как пропорционально размер глаза укладывается в лице.

    Что если кажется, что лицо непропорционально? Если сравнить два совершенно разных лица, одно пропорциональное, а другое нет, то мы увидим, что соотношение размеров деталей лица и расстояния между ними остатся практически таким же.

    Поэтому для художника пропорции - очень удобная вещь. Если не иметь представление о том, какие основные пропорции лица нужно соблюдать, очень сложно правильно рисовать лицо, портрет, так как мельчайшие ошибки в пропорциях делают лицо искажнным, кривым. Это является наиболее частой проблемой у начинающих портретистов.

    Если вернуться к карикатуре - изображение лица в ней, все пропорции также важно соблюдать. Почему? Если мы выделим только одну часть лица, сделав е больше, меньше, длиннее или короче, портрет совершенно не будет похож на оригинал. Сравните картинки выше.

    Невозможно изменить одну пропорцию, при этом оставив все другие такими же - портрет будет казаться уродливым, но совсем не смешным.

    Поэтому очень важно, чтобы изменение пропорций не было произвольным, а подчинялось определнным законам.

    Для того, чтобы, увеличивая или уменьшая пропорции лица, нужно представить себе, что линия глаз и носа составляют вместе букву Т. Теперь мысленно нужно представить себе, как изменяется эта буква Т пропорционально. Приблизительно таким же образом пропорционально меняются размеры этих частей лица. Возьмите себе в пример все основные наиболее характерные формы буквы Т и попробуйте рисовать карикатуры по ним. Наблюдайте за формами лица человека, анализируйте каждое лицо, которое Вы видите. Учитывайте, что форма носа в прямой последовательности соотносится с формой глаз и наоборот - если меняется одно, меняется и другое. Глаза и нос ВСЕГДА меняются одновременно.

    Дополнительную информацию можно найти здесь .

    Для меня карикатура - это не обязательно шарж (смешной портрет), но в первую очередь комическая (иногда абсурдная до смешного) ситуация. Изображенная графически.

    Иногда достаточно одной детали, чтобы превратить обычную ситуацию в карикатурную.

    Рисуем сначала обычную.

    Мальчик с девочкой дружил. У мальчика были романтические чувства.

    Трогательно, не так ли? Остается добавить одну деталь, ту самую.

    Это не единственный способ создать карикатуру, но один из самых простых - добавить к обычному изображению (иногда уже готовому) одну деталь. Главное - найти эту деталь.

    Карикатурой по сути является забавный шарж,которые специально и намеренно искажает лицо какого то человека.И это делает его смешным и оригинальным.

    И конечно рисование шаржев таких под силу только художникам, но можно тоже попробовать изобразить что то смешное.

    И для этого нужно для начала сделать макет лица,как на картинке ниже.И уже исходя из макета попробовать оформить лицо,прорисовывая неестественно больше глаза,или уши,делать длинный нос,ухмылку и лошадиный подбородок.

    Если рисуется тело,то его делают маленьким,а лицо наоборот большим,например вот так:

    Шаржи рисуют с юмором,чтобы не обидеть человека.

Как нарисовать карикатуру карандашом поэтапно

Не все искусство создано для того, чтобы от него восхищались и писали кипятком, а потом покупали за миллионы американских рублей. Есть и такие стили рисования, которые созданы для смеха, для позитивного рассмотрения и без излишней философии. Одним из таких стилей в рисовании считается карикатура, и сегодня я вам покажу пример таковой. Узнаем как рисовать карикатуру Вилла Смита.

На прямую с этим жанром связаны такие виды искусства, как шарж, лубок, гротеск. Основа сатиры и юмора тут создается методом увеличения или уменьшения черт лица, диспропорция тела и лица. В основном для карикатуры берутся портреты людей. Помню, на одном фестивале мне сделали бесплатную карикатуру, правда, забрать домой я её не смог, таковы были условия бесплатного рисования. Но посмеялся я от души. Тонкая, как спичка, шея, один глаз выпученный, другой будто вжали внутрь. Форма головы напоминала грушу времен Чернобыля.

До недавних времен карикатура служила не только в целях рассмешить. Можно считать, что это были первые политические демотиваторы. Самую известную карикатуру вы можете даже знать - это плакат, на котором мужчина непристойно тычет у вас пальцем и спрашивает: А ты записался добровольцем? Но власти СССР имели очень тонкое чувство юмора, и не любили выходок такого типа. Поэтому за основу карикатур всегда брался вымышленный чиновник или структура. Так сказать, и власть ни при чем, и автор не репрессирован.

  • Странные вещи творятся в мире. Я уже говорил, что иногда творение искусства не стоит даже рубля, но покупают его за тысячи. Так вот самая дорогая проданная карикатура стоила 2000 долларов, это был портрет Майкла Джексона, написанный неизвестным.
  • Известная компания пишущих принадлежностей Caran d’Ache получила свое название в честь карикатуриста Эммануэля Пуаре. Знаю, с первого раза вы даже не прочитали название, поэтому прочтите а заметите, что там пишет Карандаш. Эммануэль учился в Москве, и именно тогда придумал себе такой псевдоним, используя обычный карандаш.
  • Мы все время окружены карикатурами. Все троллинг-картинки, фейсы и комиксы являются карикатурой. Свободно можно считать, что это - самый распространенный стиль во всемирной паутине.

Сегодня мы попробуем нарисовать свою карикатуру, и жертвой я выбрал актера Вилла Смита. Будет весело.

Как нарисовать карикатуру карандашом поэтапно

Шаг первый. Помните, карикатура - не портрет, нарисуете чуть не точно - будет только смешнее. Сначала рисуем два квадрата и соединяем их линией.

Шаг второй. Как и любое лицо, карикатурное тоже должно быть симметрично. Аккуратно рисуем большие уши, огромные, я бы сказал. Голова будет формы прижатого мяча для регби, нос и губы не отстают по размеру от ушей.

Шаг третий. Нарисуем обычного размера глаза, чтобы не вышло слишком страшно. Какие-то волосы тоже нужны, и еще, нам нужная долгая и тоненькая шея, которая прикреплена к телу, меньшему за голову. Именно так выглядит карикатура - полностью непропорционально.

Карикатурные портреты - это смешные картины, на которых изображены искажённые лица людей, при этом сохраняя их сходство. В этом уроке вы узнаете, как нарисовать карикатурный портрет с помощью программы Adobe Photoshop и графического планшета Wacom Intuos.

Итак, давайте приступим!

Итоговый результат:

1. Делаем набросок карикатуры

Шаг 1

Создайте новый документ в программе Adobe Photoshop со следующими размерами 1110×1270 px, разрешение 300 dpi. Держите исходное изображение, с которого вы будете рисовать карикатурный портрет под рукой. Я использую исходное изображение мужчины, которое вы можете увидеть на скриншоте ниже.

Внимательно изучите ваш объект, обратите внимание на детали, которые особенно выделяются. Ключ к созданию карикатуры - это подчеркнуть особенные черты лица человека. В данном случае, можно увеличить уши, губы, а также линию подбородка.

Как только вы определились, какие черты лица вы будете увеличивать, приступайте к созданию карикатуры. с белым задним фоном. И с помощью Жёсткой Круглой Нажим Непрозрачность кисти (Hard Round Pressure Opacity Brush (B)), нарисуйте набросок вашего карикатурного объекта. В верхней панели управления кисти, не забудьте активировать режим Нажим управляет Непрозрачностью (Pressure for Opacity).

Нарисуйте набросок в серых полутонах, чтобы набросок был как можно более чётким. Это простой рисунок, поэтому нет необходимости добавлять задний фон или детально разрабатывать одежду. Сфокусируйтесь на увеличении черт лица, включая акцентирование линии подбородка.

Итоговый набросок.

2. Раскрашиваем

Шаг 1

Создайте новый слой ниже слоя с наброском. С помощью инструмента Градиент (Gradient Tool (G)), типа градиента Линейный (Linear), цвета градиента от приглушённого зелёного (#3e3726) до светло-зелёного (#695d50), залейте линейным градиентом этот слой.

Шаг 2

Чтобы начать раскрашивать карикатуру, нам нужна основа. Создайте ещё один новый слоя ниже слоя с наброском, назовите этот слой Основа (Base). С помощью жёсткой круглой кисти со 100% Жёсткостью (Hardness), прокрасьте базовыми цветами лицо, волосы и воротник рубашки. Т.к. мы поменяли режим наложения для слоя с наброском на Мягкий свет (Soft Light), то набросок идеально совместится с базовыми цветами.

На этом же самом слое, не забудьте покрасить базовыми цветами глаза, волосы на лице и губы. Номера базовых цветовых оттенков указаны на скриншоте ниже.

Шаг 3

Создайте новый слой поверх слоя с базовыми цветами Основа (Base) в качестве обтравочной маски. Назовите этот слой Тень (Shadows), поменяйте режим наложения для данного слоя на Умножение (Multiply). Мы используем инструмент Пипетка (Eyedropper Tool (I)) для выбора образцов цвета в качестве цвета переднего плана, далее, используя цветовые оттенки, которые уже присутствуют на холсте, добавьте первый этап теней к портрету.

Создайте ещё один новый слой в качестве обтравочной маски к слою Основа (Base). Назовите этот слой Текстура (Texture). Поменяйте режим наложения для данного слоя на Умножение (Multiply). С помощью Трёхгранной Пастельной Кисти (Triangle Pastel Brush (B)), добавьте коричневую текстуру кожи на лицо и шею.

Шаг 4

Давайте добавим световые блики. Создайте новый слой в качестве обтравочной маски к слою Основа (Base). Назовите этот слой Световые блики (Linear Dodge (Add)) и с помощью инструмента Пипетка (Eyedropper Tool (I)), отберите образцы цветовых оттенков со смежных участков, чтобы добавить световые блики. Вам необходимо держать рядом своё исходное изображение в течение этого процесса, это поможет при добавлении световых бликов. Акцентируйте световые блики в верхней области лица.

Теперь выделите все слои с раскраской, включая слой с наброском кроме слоя с задним фоном, чтобы объединить их (Ctrl+E).

Назовите новый объединённый слой Карикатура (Caricature).

Шаг 5

Пришло время почистить наш рисунок и сделать его более чётким. Для этой цели используйте ту же самую кисть Жёсткая Круглая Нажим Непрозрачность (Hard Round Pressure Opacity) для коррекции текстуры на лице, волосах и воротнике. Проведите всю коррекцию на слое Карикатура (Caricature), это обеспечит более отчётливые края вместо мягких размытых.

Шаг 6

Создайте новый слой поверх слоя Карикатура (Caricature). Назовите этот слой Световые блики (Highlights). Поменяйте режим наложения для данного слоя на Перекрытие (Overlay), а затем с помощью белых и ярких тёплых красок, добавьте световые блики на кожу. Сделаете уши и щёки немного более розовыми, а верхнюю часть лба и волосы ярче.

Нельзя забывать про бороду! Чтобы наш рисунок ожил, нам необходимо нарисовать мелкие детали, отражающие световые блики. Вначале создайте новый слой поверх слоя Световые блики (Highlights), поменяйте режим наложения для данного слоя на Линейный осветлитель (Добавить) (Linear Dodge (Add)). Назовите этот слой Детали (Details) и с помощью инструмента Пипетка (Eyedropper Tool (I)), отберите образцы цветовых оттенков, которые уже есть на холсте, чтобы нарисовать световые блики в этой области.

Нарисуйте волосы для бороды в трёх различных направлениях. Нарисуйте мелкие тонкие волоски, чтобы показать отдельные волоски и придать изображению динамику.

Шаг 7

Объедините все слои, относящиеся к карикатуре, за исключением слоя с задним фоном, чтобы завершить нашу картину на двух отдельных слоях. Это поможет в исполнении и сэкономит размер файла.

Продолжайте рисовать детали, чтобы добавить больше индивидуальности к данному портрету. Добавьте больше мелких волосков ко всей растительности на лице, включая усы, бороду и брови. Добавьте световые блики на губы, а также проведите коррекцию краёв, чтобы получить идеальный портрет.

Если вы чувствуете, что можно ещё добавить деталей к рисунку, то добавьте детали одежды. В данном случае, я нарисовал плечи и часть рубашки. Вначале нарисуйте тёмно-синюю основу, а затем добавьте складки на рубашке, медленно нанося мазки мягкой круглой кистью.

Если вам понадобилось удлинить тело, то идём Фильтр - Пластика (Filter > Liquify) и с помощью инструмента Деформация (Forward Warp Tool (W)), потяните рубашку и плечи вниз.

Создайте новый слой поверх слоя Карикатура (caricature), поменяйте режим наложения для данного слоя на Линейный свет (Linear Light). Используя тот же самый синий цвет с рубашки, нарисуйте тени в нижней части рисунка, а также по бокам с помощью мягкой круглой кисти. Объедините все слои в одни слой.

Вы можете увидеть итоговый результат на скриншоте ниже.

И на этом всё! Для создания цифровых рисунков потребуется много практики, но получив этот опыт, вы сможете создать свой собственный карикатурный портрет! Надеюсь, что вам понравился этот урок. Удачи!

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...