Леонардо да винчи последний ужин. Как увидеть фреску Тайная Вечеря


«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи - одна из самых почитаемых, подробнейшим образом изученных и наиболее часто копируемых картин в мире. При этом трудно утверждать, что даже самый искушенный искусствовед знает про это произведение абсолютно все. Вот несколько малоизвестных фактов:

1. Картина довольно большая

Бесчисленные репродукции отпечатаны во всех возможных форматах, а вот оригинал имеет размеры приблизительно 10 на 5 метров.

2. На ней показан кульминационный момент

Всем (есть такая надежда) известно, что картина изображает последний ужин Иисуса с его учениками-апостолами, перед тем, как он был взят в плен, а затем распят. Меньше людей знают, что автор хотел показать наиболее драматичный момент, в который Сын Божий открывает присутствующим, что вскоре один из них предаст его. Этим объясняется выражение удивления и гнева на лицах апостолов. В интерпретации Леонардо да Винчи в этот миг рождается Причастие, так как Иисус потянулся за хлебом и вином, ключевыми символами этого христианского таинства.

3. Картина находится не в музее

Несмотря на то что «Тайная вечеря» - одна из самых знаменитых картин мира, местом ее постоянной экспозиции служит монастырь Санта-Мария делле Грацие в Милане. Переместить куда-то еще это произведение было бы сложно, если не сказать больше, оно написано на стене трапезной в 1495 году.

4. Картина написана на стене, но это не фреска

Фрески наносятся только по сырой штукатурке. Леонардо да Винчи отверг эту традиционную технику по нескольким причинам, но главная из них состояла в том, что он не хотел спешить.

5. При написании использовалась уникальная технология

Леонардо да Винчи изобрел собственную технику нанесения темперной краски на камень. Он загрунтовал стену материалом, который, как он надеялся, впитает темперу и защитит ее от сырости.

6. От оригинального письма осталось очень мало

Картина вышла прекрасной, но упомянутая выше технология себя не оправдала. Уже к началу XVI века слой краски начал отслаиваться и разрушаться. Первые попытки реставрации оказались неудачными. Пострадало произведение и во время нашествия Наполеона, и при бомбежках авиации союзников, когда монастырь содрогался от взрывов. Только в 1980 году начались серьезные работы по восстановлению картины, но большая часть живописи была утеряна навсегда.

7. Молоток и гвоздь были важными инструментами наравне с кистями

«Тайная вечеря» славится совершенством перспективы, зрителю кажется, что он лично присутствует при драматической сцене. Для достижения этой иллюзии художник забил в стену гвоздь, а затем привязал к нему бечевки, которые помогли создать нужные углы линий.

8. При ремонте уничтожена часть «Тайной Вечери»

В 1652 году в стене трапезной был прорублен дверной проем. В результате утерян нижний центральный фрагмент, на котором были изображены ноги Иисуса.

9. Иуда, возможно, писан с настоящего преступника

Известно, что моделями для образов апостолов служили реальные люди. Когда пришло время выбирать лицо для предателя Иуды (он пятый слева, держит мешок серебра), Леонардо да Винчи отправился в миланскую тюрьму в поисках лица идеального негодяя.

10. Фома не просто так поднял руку

Фома стоит справа от Иисуса боком, подняв пальцы. Есть предположение, что этот жест означает намек на дальнейшие события библейской истории. Когда Иисус воскрес из мертвых, Фома (как известно, «не верящий») сомневался и даже исследовал его раны, погружая в них пальцы.

11. Еда полна символизма

Рассыпанная перед Иудой соль намекает на его предстоящую измену. В сельди многие усматривают символическую ассоциацию с атеизмом.

12. Картина породила множество абсурдных теорий

В «Откровении тамплиеров» Линн Пикнетт и Клайв Принс предположили, что фигура слева от Иисуса изображает не Иоанна, а Марию Магдалину, и что «Тайная вечеря» может служить ключевым доказательством сокрытия Римско-католической церковью истинной личной идентичности Христа.

Некоторые композиторы полагают, что в «Тайной вечере» закодирована некая информация, представляющая собой мелодию. В 2007 году итальянский музыкант Джованни Мария Пала создал 40 секунд мрачной гармонии, используя ноты, якобы зашифрованные в изображении. Три года спустя исследовательница из Ватикана Сабрина Сфорца Галиция выявила на картине «математические и астрологические знаки», которыми Леонардо да Винчи, по ее версии, оповещал человечество о грядущем конце света. Она утверждает, что на «Тайной вечере» есть предсказание апокалиптического наводнения, которое зальет всю планету в период с 21 марта по 1 ноября 4006 года. Ждать еще долго…

13. «Тайная вечеря» вдохновляла фантастов

Имеется в виду не только «Код да Винчи». Характерным примером мифологии может служить история про то, как художник искал натурщика для образа Иуды, а найдя его, понял, что это был тот же человек, который когда-то позировал для него как Иисус. Годы жесткой и неправедной жизни будто бы обезобразили его когда-то ангельское лицо. Сюжет занимательный, но совершенно не имеющий отношения к правде. Факт состоит в том, что на написание «Тайной вечери» Леонардо да Винчи потребовалось три года, работал он не очень быстро, часто делая перерывы в ожидании вдохновения. Но даже за это время молодой человек тридцати трех лет от роду (имеется в виду натурщик) никак не мог превратиться в неприятного вида пожилого мужчину. По всей видимости, имеет место попытка придать кем-то выдуманной притче историческую достоверность.

14. Картина стала объектом множества пародий и подражаний

Не только современное изобразительное искусство и поп-культура почтили вниманием «Тайную вечерю». Уже с XVI века появились картины, воспроизводящие ее новые интерпретации. Позже использовали аналогичный сюжет многие художники (Сальвадор Дали, Энди Уорхол, Сьюзан Уайт и др.), а Вик Мунис даже воспроизвел его из шоколадного сиропа. Большинство этих пародий в Ватикане считают кощунственными.

15. Увидеть эту картину не так просто

«Тайная вечеря» стала одним из символов Италии, но в этом случае туристическая популярность не стимулируется государством. В монастырскую трапезную пускают небольшие группы посетителей (20-25 человек) каждые 15 минут. Рекомендуется заказывать билеты заранее, по крайней мере, за два месяца. Туристов могут не пустить в монастырь, если они одеты неподобающим образом.

Каждая работа Леонардо да Винчи является уникальной и загадочной. Вот и вокруг «Тайной вечери» ходит много тайн. Даже само название полотна несет сакральный смысл. В работе прослеживается немало скрытых посланий и символов.

Не так давно легендарную работу было реставрировано. После реставрации полотна и удалось узнать много нового, хотя целиком смыл картины до сих не ясен. Постоянно появляются все новые и новые предположения по поводу скрытого смысла картины.

Именно Леонардо да Винчи справедливо считается наиболее загадочной личностью в изобразительном искусстве. По поводу его творчества есть кардинально разные мнения. Кто-то считается Леонардо практически святым человеком, кто-то уверен, что он продал душу дьяволу. Но, какие бы мнение не был по поводу творчества и личности Леонадро да Винчи, в его гениальности никто не сомневается.

История создания картины

С трудом верится, но монументальная роспись «Тайная вечеря» была сделана в 1495 году по заказу миланского герцога Людовико Сфорца. Несмотря на то, что правитель славился своим распутным нравом, у него была очень скромная и благочестивая жена Беатриче, которую он, стоит отметить, очень уважал и почитал.

Но, к несчастью, истинная сила его любви проявилась лишь тогда, когда его супруга скоропостижно скончалась. Скорбь герцога была столь велика, что он 15 дней не выходил из собственных покоев, а когда вышел, то первым делом заказал Леонардо да Винчи фреску, о которой некогда просила его покойная супруга, и навсегда поставил точку в своем разгульном образе жизни.


Свое уникальное творение художник завершил в 1498 году. Размеры росписи составили 880 на 460 сантиметров. Лучше всего «Тайную вечерю» можно рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и приподняться на 3,5 метра вверх. Создавая картину, Леонардо пользовался яичной темперой, что, впоследствии, сыграло с фреской злую шутку. Полотно начало разрушатся всего через 20 лет после создания.

Знаменитая фреска расположена на одной из стен трапезной в церкви Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Если верить искусствоведам, художник специально изобразил на картине точно такой же стол и посуду, какими пользовались на тот момент в церкви. С помощью этого незамысловатого приема он пытался показать, что Иисус и Иуда (Добро и Зло) находятся гораздо ближе, чем мы думаем.

1. Личности апостолов, изображенных на полотне, неоднократно становились предметом споров. Судя по надписям на репродукции полотна, хранящейся в Лугано, это (слева направо) Варфоломей, Яков-младший, Андрей, Иуда, Петр, Иоанн, Фома, Яков-старший, Филипп, Матфей, Фаддей и Симон Зелот.



2. Многие историки считают, что на росписи изображена евхаристия (причащение), поскольку Иисус Христос обеими руками указывает на стол с вином и хлебом. Правда, существует и альтернативная версия. О ней пойдет речь ниже…

3. Многие еще со школьного курса знают историю о том, что сложнее всего да Винчи дались образы Иисуса и Иуды. Изначально художник планировал сделать их воплощением добра и зла и долго не мог найти людей, которые бы послужили моделями для создания его шедевра.

Однажды итальянец во время службы в церкви увидел в хоре юношу, настолько одухотворенного и чистого, что не оставалось сомнений: вот оно - воплощение Иисуса для его «Тайной вечери».

Последним персонажем, прототип которого художнику всё не удавалось найти, был Иуда. Да Винчи часами бродил по узким итальянским улочкам в поисках подходящей модели. И вот спустя 3 года художник нашел то, что искал. В канаве валялся пьянчуга, который уже давно находился на краю социума. Художник приказал привести пьяницу в его мастерскую. Мужчина практически не держался на ногах и слабо соображал, куда он вообще попал.


После того как образ Иуды был завершен, пьяница подошел к картине и признался, что где-то уже ее раньше видел. На недоумение автора мужчина ответил, что три года назад он был совсем другим человеком - пел в церковном хоре и вел праведный образ жизни. Именно тогда к нему подошел какой-то художник с предложением написать с него Христа.

Так, по предположениям историков, для образов Иисуса и Иуды позировал один и тот же человек в разные периоды своей жизни. Этот факт служит метафорой, показывая, что добро и зло идут рука об руку и между ними очень тонкая грань.

4. Самым спорным считается мнение о том, что по правую руку от Иисуса Христа сидит вовсе не мужчина, а не кто иной, как Мария Магдалина. Ее месторасположение указывает на то, что она была законной женой Иисуса. Из силуэтов Марии Магдалины и Иисуса образуется буква М. Якобы она означает слово matrimonio, которое переводится как «брак».


5. По мнению некоторых ученых, необычное расположение учеников на полотне не случайно. Дескать, Леонардо да Винчи разместил людей по знакам зодиака. Согласно этой легенде, Иисус был Козерогом, а его возлюбленная Мария Магдалина - Девой.

6. Нельзя не упомянуть тот факт, что во время Второй мировой войны в результате попадания снаряда в здание церкви было разрушено практически всё, кроме стены, на которой изображена фреска.

А до этого в 1566 году местные монахи проделали в стене с изображением «Тайной вечери» дверь, которая «отрезала» ноги персонажам фрески. Чуть позже над головой Спасителя повесили миланский герб. А в конце ХVII века из трапезной и вовсе сделали конюшню.

7. Не менее интересны размышления людей искусства о еде, изображенной на столе. К примеру, возле Иуды Леонардо нарисовал опрокинутую солонку (которая во все времена считалась плохой приметой), а также пустую тарелку.


8. Существует предположение, что сидящий к Христу спиной апостол Фаддей - это на самом деле автопортрет самого да Винчи. И, учитывая нрав художника и его атеистические взгляды, эта гипотеза более чем вероятна.

Думаю, даже если ты не относишь себя к ценителям высокого искусства, тебя всё равно заинтересовала эта информация. Если это так, делись статьей со своими друзьями.

Будьте интересными вместе с

  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы

    "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи. Мария Магдалина или апостол Иоанн?

    Истинно, нет на свете тайного, что когда-нибудь не стало бы явным, ибо рукописи не горят. И мы продолжаем развенчивать один из самых бессовестных исторических мифов, относительно опороченного христианской Церковью имени Марии Магдалины . От недавнего для нас стало иметь принципиально важное значение освещение этой темы, потому как сам Ригдена Джаппо с огромным уважением отзывается о ней и её "великом подвиге", в которому мы обязательно прийдем позднее, чему свидетельствуют изложенные в книге "Сэнсэй 4. Исконный Шамбалы " материалы, описывающие совершенно неизвестную историю этой загадочной и прекрасной женщины. Совсем скоро в разделе "Исконные Знания " мы выложим подробное содержание этого бесценного, на наш взгляд, литературного произведения.

    В канун Пасхи 15 апреля великому итальянскому художнику, скульптору, архитектору, ученому и инженеру Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452-1519), исполнилось бы 557 лет.

    Наиболее прославленное произведение Леонардо - знаменитая “Тайная вечеря” в доминиканском монастыре Санта Мария деллe Грацие (Santa Maria delle Grazie) в Милане - была выполнена между 1495 - 1497 годами.
    Кисть Леонардо запечатлела последнюю совместную трапезу (ужин) Иисуса Христа и двенадцати апостолов в канун дня (Страстной пятницы) крестной смерти Христа.

    "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи (1495-1497) до реставрации
    К миланской росписи Леонардо готовился тщательно и долго. Он выполнил множество набросков, в которых изучал позы и жесты отдельных фигур. “Тайная вечеря” привлекла его не своим догматическим содержанием, а возможностью развернуть перед зрителем большую человеческую драму, показать различные характеры, вскрыть душевный мир человека и точно и ясно обрисовать его переживания. Он воспринял “Тайную вечерю” как сцену предательства и поставил себе целью внести в это традиционное изображение то драматическое начало, благодаря которому оно приобрело бы совсем новое эмоциональное звучание.

    Обдумывая замысел "Тайной вечери", Леонардо не только выполнял наброски, но и записывал свои мысли о действиях отдельных участников этой сцены: "Тот, который пил и поставил кубок на место, обращает голову к говорящему, другой соединяет пальцы обеих рук и с нахмуренными бровями взирает на своего сотоварища, другой показывает ладони рук, приподнимает плечи к ушам и выражает ртом удивление..." В записи не указаны имена апостолов, но Леонардо, по-видимому, ясно представлял себе действия каждого из них и место, которое каждый призван был занять в общей композиции. Уточняя в рисунках позы и жесты, он искал таких форм выражения, которые вовлекли бы все фигуры в единый водоворот страстей. Он хотел запечатлеть в образах апостолов живых людей, каждый из которых по-своему откликается на происходящее событие.

    “Тайная вечеря” - самое зрелое и законченное произведение Леонардо.
    В этой росписи мастер избегает всего того, что могло бы затемнить основной ход изображенного им действия, он добивается редкой убедительности композиционного решения. В центре он помещает фигуру Христа, выделяя ее просветом двери. Апостолов он сознательно отодвигает от Христа, чтобы еще более акцентировать его место в композиции. Наконец, в этих же целях он заставляет сходиться все перспективные линии в точке, непосредственно расположенной над головой Христа. Учеников Леонардо разбивает на четыре симметрические группы, полные жизни и движения. Стол он делает небольшим, а трапезную - строгой и простой. Это дает ему возможность сосредоточить внимание зрителя на фигурах, обладающих огромной пластической силой. Во всех этих приемах сказывается глубокая целеустремленность творческого замысла, в котором все взвешено и учтено.
    Основной задачей, которую поставил себе Леонардо в “Тайной вечере”, была реалистическая передача сложнейших психических реакций на слова Христа: “Один из вас предаст меня”. Давая в образах апостолов законченные человеческие характеры и темпераменты, Леонардо заставляет каждого из них по-своему реагировать на произнесенные Христом слова.

    "Злотое сечение" Леонардо да Винчи
    Именно эта тонкая психологическая дифференциация, основанная на разнообразии лиц и жестов, и поражала более всего современников Леонардо, особенно при сопоставлении его росписи с более ранними флорентийскими изображениями на эту же тему кисти Тадео Гадди, Андреа дель Кастаньо, Козимо Росселли и Доменико Гирландайо. У всех этих мастеров апостолы сидят спокойно, наподобие статистов, за столом, оставаясь совершенно безучастными ко всему происходящему. Не имея в своем арсенале достаточно сильных средств для психологической характеристики Иуды, предшественники Леонардо выделяли его из общей группы апостолов и располагали в виде совершенно изолированной фигуры перед столом. Тем самым Иуда искусственно противопоставлялся всему собранию как изгой и злодей. Леонардо смело ломает эту традицию. Его художественный язык достаточно богат, чтобы не прибегать к подобным, чисто внешним эффектам. Он объединяет Иуду в одну группу со всеми прочими апостолами, но придает ему такие черты, которые позволяют внимательному зрителю сразу же опознать его среди двенадцати учеников Христа.

    Каждого из учеников Леонардо трактует индивидуально. Подобно брошенному в воду камню, порождающему все более расходящиеся по поверхности круги, слова Христа, упавшие среди мертвой тишины, вызывают величайшее движение в собрании, за минуту до того пребывавшем в состоянии полного покоя. Особенно импульсивно откликаются на слова Христа те три апостола, которые сидят по его левую руку. Они образуют неразрывную группу, проникнутую единой волей и единым движением. Молодой Филипп вскочил с места, обращаясь с недоуменным вопросом к Христу, Иаков старший в возмущении развел руками и откинулся несколько назад, Фома поднял руку вверх, как бы стремясь отдать себе отчет в происходящем. Группа, расположенная по другую сторону Христа, проникнута совершенно иным духом. Отделенная от центральной фигуры значительным интервалом, она отличается несравненно большей сдержанностью жестов. Представленный в резком повороте Иуда судорожно сжимает кошель со сребрениками и со страхом смотрит на Христа; его затененный, уродливый, грубый профиль контрастно противопоставлен ярко освещенному, прекрасному лицу Иоанна, безвольно опустившего голову на плечо и спокойно сложившего руки на столе. Между Иудой и Иоанном вклинивается голова Петра; наклонившись к Иоанну и опершись левой рукой о его плечо, он что-то шепчет ему на ухо, в то время как его правая рука решительно схватилась за меч, которым он хочет защитить своего учителя. Сидящие около Петра три других апостола повернуты в профиль. Пристально смотря на Христа, они как бы вопрошают его о виновнике предательства. На противоположном конце стола представлена последняя группа из трех фигур. Вытянувший по направлению к Христу руки Матфей с возмущением обращается к пожилому Фаддею, как бы желая получить от него разъяснение всего происходящего. Однако недоуменный жест последнего ясно показывает, что и тот остается в неведении.

    Далеко не случайно Леонардо изобразил обе крайние фигуры, сидящие по краям стола, в чистом профиле. Они замыкают с обеих сторон идущее от центра движение, выполняя здесь ту же роль, которая принадлежала в “Поклонении волхвов” фигурам старика и юноши, поставленных у самых краев картины. Но если психологические средства выражения у Леонардо не поднимались в этом произведении ранней флорентийской эпохи выше традиционного уровня, то в “Тайной вечере” они достигают такого совершенства и глубины, равных которым напрасно было бы искать во всем итальянском искусстве XV века. И это прекрасно понимали современники мастера, воспринявшие “Тайную вечерю” Леонардо как новое слово в искусстве.

    Художник, как почти все гении, работал очень хаотично. То не отрывался по целым дням от своего произведения, то наносил всего несколько мазков.

    Последняя вечеря - это единственное большое законченное произведение мастера. Он выбрал необычный вид росписи - масляными красками, а не темперой, что позволяло более медленный темп работы, с возможностью дополнений и изменений. Стиль, которым написано произведение, создаёт впечатление, что мы смотрим на него через запотевшее стекло. Многочисленные пятна сливаются между собой в единую картину.
    Освящение, изображённое великим гением, даёт впечатление реального света, поскольку из соседнего окна перпендикулярной стены просачивается слабый свет и картина предстаёт в глазах зрителей реальностью. К сожалению, в настоящее время это окно полностью затемнено, чтобы не испортить хрупкой работы. Поэтому произведение в своём комплексе немного теряет. Специалисты предлагают поставить специальный фильтр на окно, но пока это только разговоры.

    Метод росписи масляными красками оказался очень недолговечным. Уже через два года Леонардо пришёл в ужас, видя своё произведение так сильно изменившимся. А через десять лет он вместе с учениками пробует произвести первые реставрационные работы. Всего в течение всей жизни картины было сделано восемь реставраций. В связи с этими попытками на роспись были неоднократно нанесены новые слои красок, значительно исказившие оригинал. К тому же, к началу XX века, ноги Иисуса Христа оказались полностью стёрты, так как постоянно открывающаяся дверь столовой соприкасалась как раз с этим местом. Дверь прорубили монахи для прохода в трапезную, но поскольку это было сделано в 1600-ых годах, то она является исторической дырой и замуровать её нет никакой возможности.

    Милан по праву гордится этим шедевром, являющимся единственным произведением эпохи Возрождения такого масштаба. Безрезультатно два французских короля мечтали перевезти роспись вместе со стеной в Париж. Наполеон тоже не остался равнодушен к этой идее. Но к большой радости миланцев и всей Италии эта неповторимая работа великого гения осталась на своём месте. Во время II Мировой войны, когда английская авиация бомбардировала Милан, крыша и три стены знаменитого здания оказались полностью снесёнными. И представьте себе, осталась стоять только та, на которой сделал свою роспись Леонардо. Это было настоящее чудо! Этому "Чуду" мы обязаны не в последнюю очередь монахам, заботливо обложившим стену с фреской мешками с песком.

    Долгое время гениальная работа находилась на реставрации. Для реконструкции произведения использовались самые последние технологии, позволившие постепенно убрать слой за слоем. Таким образом, были сняты вековая затвердевшая пыль, плесень и всевозможные другие инородные материалы. Причём скажем прямо, от оригинала, в течение 500 лет было потеряно 1/3 или даже половина первоначальных красок. Но общий вид росписи намного преобразился. Она как бы ожила, заиграв весёлыми, живыми красками, которыми одарил ее великий мастер. И, наконец, весной 26 мая 1999 года, после реставрации, длившейся 21 год, произведение Леонардо да Винчи было вновь открыто для всеобщего обозрения. В городе по этому случаю устроили большой праздник, а в церкви - концерт.

    Чтобы предохранить эту деликатную работу от повреждений, в здание, через специальные фильтрующие устройства, поддерживаются постоянная температура и влажность воздуха. Вход производится не более 25 человек, каждые 15 минут. Входной билет необходимо заказать заранее.

    Доминиканский монастырь "Санта Мария делле Грацие" в Милане
    Есть несколько легенд-преданий, рассказывающих о великом Мастере и его картине.

    Так по одной из них при создании фрески "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи столкнулся с огромной трудностью: он должен был изобразить Добро, воплощённое в образе Иисуса, и Зло - в образе Иуды, решившего предать его на этой трапезе. Леонардо на середине прервал работу и возобновил её лишь после того, как нашёл идеальные модели.

    Однажды, когда художник присутствовал на выступлении хора, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.
    Прошло три года. "Тайная вечеря" была почти завершена, однако Леонардо пока так и не нашёл подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил его, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.
    И вот после многодневных поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека - молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не оставалось, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор, что те и сделали.
    С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Он толком не понимал, что происходит, а Леонардо запечатлевал на холсте греховность, себялюбие, злочестие, которыми дышало его лицо.
    Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного протрезвел, открыл глаза, увидел перед собой полотно и вскричал в испуге и тоске:
    - Я уже видел эту картину раньше!
    - Когда? - недоуменно спросил Леонардо.
    - Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа.

    Согласно другой легенде недовольный медлительностью Леонардо, приор монастыря настойчиво требовал от него, чтобы он скорее закончил свое произведение. “Ему казалось странным видеть, что Леонардо целую половину дня стоит погруженный в размышление. Он хотел, чтобы художник не выпускал кисти из рук, наподобие того, как не прекращают работу на огороде. Не ограничиваясь этим, он пожаловался герцогу и так стал донимать его, что тот был вынужден послать за Леонардо и в деликатной форме просить его взяться за работу, всячески давая при этом понять, что все это он делает по настоянию приора”. Затеяв с герцогом разговор на общие художественные темы, Леонардо затем указал ему, что он близок к окончанию росписи и что ему остается написать лишь две головы - Христа и предателя Иуды. “Эту последнюю голову он хотел бы еще поискать, но в конце концов, если он не найдет ничего лучшего, он готов использовать голову этого самого приора, столь навязчивого и нескромного. Это замечание весьма рассмешило герцога, сказавшего ему, что он тысячу раз прав. Таким-то образом бедный смущенный приор продолжал подгонять работу на огороде и оставил в покое Леонардо, который закончил голову Иуды, оказавшуюся истинным воплощением предательства и бесчеловечности”.

    "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи (1495-1497) после реставрации

    Само название знаменитой картины да Винчи «Тайная вечеря» несет в себе сакральное значение. Действительно многие полотна Леонардо овеяны ореолом загадочности. В «Тайной вечере», как и во многих других работах художника, прослеживается много символизма и скрытых посланий.
    Недавно была завершена реставрация легендарного творения. Благодаря этому удалось узнать немало интересных фактов, связанных с его историей. Смысл картины до сих пор остается для многих мутным и не совсем ясным. Вокруг скрытого смысла «Тайной вечери» рождаются всё новые и новые догадки.
    Леонардо да Винчи - одна из самых загадочных личностей в истории изобразительного искусства. Одни чуть ли не причисляют художника к лику святых и сочиняют ему хвалебные оды, другие, напротив, считают его богохульником, продавшим душу дьяволу, при этом никто не сомневается в гениальности великого итальянца.

    История создания картины

    Сложно верится, но картина «Тайная вечеря» была написана в 1495 году на заказ миланского герцога Людовико Сфорца. Несмотря на то, что правитель славился своей распутной жизнью, у него была очень скромная и благонравная жена Беатриче, которую он, стоит отметить, очень уважал и почитал.
    Но, к несчастью, истинная сила его любви проявилась лишь тогда, когда его супруга скоропостижно скончалась. Скорбь герцога была столь велика, что он 15 дней не выходил из собственных покоев, а когда вышел, то первым делом тзаказал Леонардо да Винчи фреску, о которой некогда просила его покойная супруга, и навсегда поставил точку в своем разгульном образе жизни.



    Свое уникальное творение художник завершил в 1498 году. Его размеры составили 880 на 460 сантиметров. Лучше всего «Тайную вечерю» можно рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и приподняться на 3,5 метров вверх. Создавая картину, Леонардо пользовался яичной темперой, что, впоследствии, сыграло с ним злую шутку. Полотно начало разрушатся всего через 20 лет после создания.
    Знаменитая фреска находится в церкви Санта-Мария-делле-Грацие на одной из стен трапезной в Милане. Если верить искусствоведам, художник специально изобразил на картине точно такие же стол и посуду, какие были на тот момент в церкви. С помощью этого незамысловатого приема он пытался показать, что Иисус и Иуда (добро и зло) находится гораздо ближе, чем мы думаем. 1. Личности апостолов, изображенных на полотне, неоднократно были предметом споров. Судя по надписям на репродукции картины, хранящейся в Лугано, это (слева направо) Варфоломей, Яков-младший, Андрей, Иуда, Петр, Иоанн, Фома, Яков-старший, Филипп, Матфей, Фаддей и Симон Зелот.




    2. Многие историки считают, что эта картина изображает евхрастию (причащение), поскольку Иисус Христос обеими руками указывает на стол с вином и хлебом. Правда, существует и альтернативная версия. О ней пойдет речь ниже…
    3. Многие еще со школьного курса знают историю о том, что сложнее всего да Винчи во время написания картины дались Иисус и Иуда. Изначально художник планировал сделать их воплощением добра и зла и долго не мог найти людей, которые бы послужили моделями для создания его шедевра.
    Однажды итальянец во время службы в церкви увидел в хоре юношу, настолько одухотворенного и чистого, что не оставалось сомнения: вот оно - воплощение Иисуса для его «Тайной вечери».
    Последним персонажем, прототип которого художнику так и не удавалось до последнего найти, был Иуда. Художник часами бродил узкими итальянскими улочками в поисках подходящей модели. И вот спустя 3 года, да Винчи нашел то, что искал. В канаве валялся пьяный мужчина, который уже давно находился на краю социума. Художник приказал привести пьяницу в его мастерскую. Мужчина практически не держался на ногах и слабо соображал, куда он вообще попал.


    После того как образ Иуды был завершен, пьяница подошел к картине и признался, что где-то уже ее раньше видел. На недоумение автора мужчина ответил, что три года назад его было не узнать: он пел в церковном хоре и вел праведный образ жизни. Именно тогда к нему подошел какой-то художник с предложением написать с него Христа.


    Так, по предположениям историков, Иисус и Иуда были написаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни. Этот факт служит метафорой того, что добро и зло идут рука об руку и между ними очень тонкая грань.
    4. Самым спорным считается мнение о том, что по правую руку от Иисуса Христа расположен вовсе не мужчина, а не кто иной, как Мария Магдалина. Ее месторасположение указывает на то, что она была законной женой Иисуса. Из силуэтов Марии Магдалины и Иисуса образовывается буква «М». Якобы она означает слово «Matrimonio», которое переводится как «брак».


    5. По мнению некоторых ученых, необычное расположение учеников на полотне не случайно. Дескать, Леонардо да Винчи разместил людей по знакам зодиака. Согласно этой легенде, Иисус был козерогом, а его возлюбленная Мария Магдалина - девой.
    6. Нельзя не упомянуть тот факт, что во время Второй мировой войны в результате попадания снаряда в здание церкви, было разрушено практически всё, кроме стены, на которой была изображена фреска.
    Однако в 1566 году местные монахи проделали в стене с изображением «Тайной вечери» дверь, которая «отрезала» ноги персонажам картины. уть позже над головой Спасителя повесили миланский герб. А в конце ХVII века из трапезной и вовсе сделали конюшню.
    7. Не менее интересны размышления жрецов искусства о еде, изображенной на столе. К примеру, возле Иуды Леонардо нарисовал опрокинутую солонку (которая во все времена считалась плохой приметой), а также пустую тарелку.


    8. Существует предположение, что сидящий к Христу спиной апостол Фаддей - это на самом деле автопортрет самого да Винчи. И, учитывая нрав художника и его атеистические взгляды, эта гипотеза более, чем вероятна.
    Выбор редакции
    Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

    Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

    Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

    Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
    Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
    Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
    Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
    Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
    Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...