Гипотеза археологов: где появился первый человек. Следы доисторических людей, которые может увидеть каждый


«Урок Древнейшие люди» - Цель урока. Задачкино. Подведение итогов. Систематизация и контроль качества знаний по теме «Жизнь первобытных людей». Сделайте вывод. Повторительно-обобщающий урок. Задача №3. Задача №2. Жизнь первобытных людей. Задача №4. Карточка №2 Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос «Почему появилось неравенство?».

«Древняя Русь 3 класс» - Монах - летописец. Выпечка. Редактирование заметки для газеты. Запишите предложение на бересте. Хлеб – всему голова! Письмо хлеборобов. Зёрнышко. Кузнец. Как правильно найти основу слова? Древняя Русь X век. Путешествие в древнюю Русь. Древняя Русь. Где мы сегодня побывали? В 3 «в» классе состоялся открытый урок.

«Древний человек» - Древнейшие люди. 4. Овладение огнем. 3. Как охотились древнейшие люди? 2. Древнейшие орудия труда. Кения. Индийский океан. Танзания. Словом, в облике древнейших людей преобладали звероподобные черты. Саудовская Аравия. Походка у людей была еще не вполне прямая, прыгающая. Руки длинные и свисали ниже колен.

«Древнейшие пресмыкающиеся» - Рамфоринх. Морские ящеры. Группы динозавров. Летающие ящеры (птеродактили, рамфоринхи, птеранодоны) Морские ящеры (ихтиозавр, мезозавр) Травоядные (бронтозавр, диплодок, игуанодон, апатозавр) Хищные (тиранозавр, орнитозух, эупаркерия) Зверозубые. Травоядные гиганты. Древние пресмыкающиеся. Бронтозавр и диплодок имели длинную шею, чтобы доставать сочную листву на высоких деревьях, а игуанодон и анатозавр питаясь, вставали на сильные задние конечности.

«Древняя история» - Древние египтяне считали, что миром управляют боги. Средние века: время рыцарей и замков. Удивительно, что уже тогда существовало первобытное искусство. Новое время: встреча Европы и Америки. Во время разлива река выходила из берегов и орошала поля земледельцев. Город Сиена в Италии. Рисунки находились в глубинах пещер в полной темноте.

«Древний город» - Тигеш. Руководил профессор А.П. Смирнов. Где находился древний город Тигеш, сейчас известно всем. Через века в современность. Перед каждой стеной был вырыт глубокий ров, наполненный водой. Устройство города. Утсиень - круглая железная болванка с четырьмя длинными шинами. Город Тигеш был основан в Х веке.

Первобытные собиратели и охотники

2) Впишите недостающие слова.

    Ответ: Древнейшие люди жили на Земле более двух миллионов лет назад. Древнейший человек напоминал обезьяну тем, что у него были (какие - лицо? нижняя челюсть? лоб?) грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжелая челюсть без подбородка, уходящий на лоб. Главным отличием древнейших людей от животных было, что они умели делать орудия труда. Древнейшими орудиями труда были камни, палка-копалка, дубина, рубило. У древнейших людей было два главных способа добывания пищи: собирательством и охотой.

3) Заполните контурную карту «Древнейшие люди на Земле».

а) Напишите название материка, на котором археологами найдены кости и орудия труда древнейших людей.

б) Закрасьте предполагаемую область прародины человека.

в) Отметьте кружочками наиболее древние стоянки человека и его предков.

4) Ответьте на вопросы к рисунку современного художника (с. 6). Перед Вами африка более двух миллионов лет назад: стаи каких-то неведомых существ. Одни разыскивают пищу, другие тревожно вглядываются вдаль. Кто они? Обезьяны - далекие предки человека? Или древнейшие люди? В самом рисунке содержатся ответы на эти вопросы. Найдите эти ответы.

    Ответ: Они далёкие предки человека. Одни добывают пищу, а другие собирают камни. Изготавливают орудия. И осматривают окрестности.

5) Составьте по рисунку современного художника описание охоты на пещерного медведя. Где подстерегали охотники зверя? Как он выглядел? Как действовали охотники? Зачем они стремились убить медведя?

    Ответ: Над его пещерой. Я думаю это - медведь. Они напали на него. Чтобы согреться с помощью его шкуры и подкрепиться его мясом.

6) Впишите недостающие слова.

    Ответ: Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его «человеком разумным». Охота на быстро бегающих животных и птиц стала более успешной после изобретения орудий труда, копьём, острым наконечником, гарпун.

7) Составьте по рисункам современного художника рассказ об охоте первобытных людей на мамонтов.

    Ответ: Вот начало рассказа: «Действуя слаженно и дружно, охотники погнали стадо мамонтов….» Предположите, куда и зачем. На колья которые закопали в яме или на небольшой обрыв, это называют ловушкой

+ Для чего охотники подожгли траву, машут факелами, громко кричат? Опишите, как выглядели мамонты.


1) Какие источники помогают ученым получать информацию о жизни древнейших людей?

    Ответ: Раскопки и рисунки в пещерах

2) Как вы думаете, можно ли сравнить современное и первобытное искусство? Свой ответ аргументируйте.

    Ответ: Я думаю, что да. Потому что первобытные люди тоже лепили из глины и рисовали на стенах пещер

3) Узнайте на территориях каких современных стран жили древнейшие люди (при поиске информации используйте Интернет).

    Ответ: В Африке, в России, в Европе, в Египте, в Аравии.

1. Что называли племенем?
а) Несколько родов, живущих в одной местности+
б) Коллектив родственников
в) Жителей одного города
г) Коллектив охотников

2. Где были обнаружены следы древнейших людей, живших более 2 миллионов лет на­зад?
а) в Северной Америке
б) в Восточной Африке +
в) в Южной Австралии
г)в Западной Европе

3. Как был, назвал учеными человек около 40 тысяч лет назад человек, когда стал похожим на современ­ного?
а) «человек умелый»
б) «человек прямоходящий»
в) «человек разумный» +
г) «человек малограмотный»

4. Какие из перечисленных занятий способствовало возникновению земледелия?
а)Скотоводство
б)Ремесло
в) Собирательство+
г) Охота

5. Какие признаки характерны для облика древнейшего человека?
а) выступающие челюсти +
б) прямая походка
в) прыгающая походка +
г) руки, свисающие ниже колен +

6. Как назывался первобытный коллектив людей, где действовал обычай «один за всех и все за одного»?
а) человеческое стадо
б) родовая община +
в) соседская община
г) племя

7. Кто был первым домашним животным?
а)Корова
б) Свинья
в) собака+
г) коза

8. На какое животное стала более удачной охота С изобретением первобытными людьми гарпуна?:
а) сидящих птиц
в) крупную рыбу +
б) мелкую рыбу
г) быстро бегающих животных

9. Какая способность была главным отличием древнейшего человека от животного?
а) Охотиться
б) Строить жилище
в) Прожить в одиночку
г) Изготавливать орудия труда+

10. На каких животных охотились 40-12 тысяч лет назад первобытные люди?
а) лошадей, оленей, бизонов+
б) мамонтов, пещерных медведей +
в) волков, лисиц, тигров
г) зайцев, собак, куниц

11. Каким трудом люди добывали себе пищу?
а) охотой +
в) земледелием
б) ремеслом
г) собирательством.+

12. С помощью чего общались первобытные люди?
а) речи +
б) жестов
в) разнообразных звуков
г) рисунков.

13. Чем помогло древнейшему человеку умение изготавливать орудия труда?
а) лучше общаться друг с другом
б) удачнее охотиться+
в) жить в одиночку
г) заниматься собирательством

14. Если первобытный человек терял огонь, то его:
а) заставляли разжигать огонь снова
б) изгоняли из коллектива +
в) заставляли охранять сон сородичей всю жизнь
г) требовали в одиночку добывать огонь снова

15. Какое событие произошло примерно 40 тысяч лет назад?
а) Появился Человек разумный+
б) Люди научились обрабатывать металлы
в) Люди перешли к земледелию и скотоводству
г) Появились первые стоянки первобытных людей

Задача: «Какими были древнейшие орудия труда?»

Ученые предполагают, что люди, жившие более 2 млн. лет назад, изготавливали и использовали такие орудия труда, как заостренные камни, палки-копалки и дубины.

На чем основаны предположения ученых? Откуда они об этом знают?

Раскопки не могут дать представления о деревянных орудиях труда, ведь дерево гниет. Об этом можно только догадываться, прямых доказательств нет. Кое-где на островах Океании, в глубинах Африканского материка живут племена, отставшие в своем развитии. Эти племена не выращивают растений, не разводят скот, не знают металлов. Они занимаются охотой и собирательством. Изучая жизнь этих племен, ученые предполагают, что и 2 млн. лет назад древнейшие люди делали орудия труда не только из камня, но и из дерева.

Точно так же, изучая наскальные рисунки первобытных людей, живших несколько десятков тысяч лет назад, ученые находят на этих рисунках орудия из дерева (рисунки в учебнике). На этом основании можно предположить, что и далекие предки первобытных художников тоже использовали дерево как материал для орудий труда.

Задача: «Пятно от костра»

Как вам известно, почти все, что мы знаем о жизни первобытных людей, добыто трудом археолога. Подумайте, что может рассказать о древних людях то место, где когда-то горел костер?

Первобытные люди, о которых идет речь в задаче, умели пользоваться огнем.

Толщина пепла расскажет о том, как долго жили люди на этой стоянке.

Специальный анализ сохранившихся в костре угольков позволяет ученым определить, сколько тысяч лет назад было срублено дерево, сгоревшее в костре.

Задача: «Древние могилы»

Археологи находят следы жизни первобытных людей при раскопках древних поселений, мусорных ям, а также древних могил.

Объясните, почему в могилах археологи нередко находят сосуды, оружие, орудия труда, украшения, тогда как в мусорных ямах можно найти лишь обломки предметов и кости животных.

Для решения задачи необходимо знание того, что еще в первобытные времена зародилась вера в душу и ее посмертное существование. Задача может быть предложена как до изучения материала о «стране мертвых» (§3, п.4), так и после (как закрепление изученного).

«Для археолога погребения – очень ценный и особенный исторический источник. Дело в том, что вещи и вообще все остатки прошлого, которые находят на стоянках, селищах, городищах, в большинстве случаев сильно попорчены временем. Строения разрушены или сожжены, вещи были когда-то или потеряны, или брошены как пришедшие в негодность. Время разбросало и перемешало все это. В погребениях же царит полный порядок, если они не были разрыты и ограблены, все вещи находятся в том же положении, в каком они были поставлены и положены во время захоронения. Украшения находятся на тех местах, где их обычно носили: височные кольца у висков черепа, перстни и браслеты на пальцах и запястьях скелета, пуговицы лежат в том порядке, в каком они были пришиты. Пусть сама одежда истлела, но если ряд пуговиц доходит до колен костяка, то можно уже с уверенностью предположить, что и платье доходило до колен или ниже. Глиняная посуда хранит остатки пищи, и если даже сосуд раздавлен землей, то все черепки остались на месте и их легко склеить.

По погребениям легко установить имущественное различие покойников, а следовательно, и того общества, которое оставило погребение. Могилы бывают богатые и бедные – от роскошных гробниц египетских фараонов и с грудами золота до скромного холмика над прахом простого земледельца или пастуха с каменным топором и горшком с полбой».

Задача: «Почему не погиб однорукий охотник?»

Археологи обследовали стоянку первобытных охотников, живших несколько десятков тысяч лет назад. При раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было около 50 лет, а свою правую руку он потерял еще в юношеском возрасте.

Можно ли на основании этой находки что-либо сказать о жизни первобытных охотников? Об отношениях между людьми в этой родовой общине?

Охота была в те времена очень опасна, в схватках часто погибали люди или лишались части тела

Племя жило в пещере и не строило хижин

Люди знали целебные травы или могли приготовить како-нибудь снадобье против заражения крови, иначе мужчина бы умер, потеряв руку.

Коллектив родственников продолжал кормить его и заботиться о нем.

Задача: «О чем может рассказать мусорная яма?»

Представьте себе, что на месте древнего поселка в древней мусорной яме археологи нашли груду костей животных. Ученые определили, что большинство костей принадлежат диким животным – оленям, кабанам, бизонам. Совсем мало костей домашних животных – свиней и коз.

Какие выводы о занятиях живших в древнем поселке людей вы сделаете? Какой способ добывания пищи, судя по этим находкам, был главным, а какой второстепенным?

Главным занятием продолжала оставаться охота (об этом говорит количество костей диких животных), но уже заметную роль начинало играть скотоводство

Задача: «Каким первым арифметическим действием овладели люди?»

Известно, что первобытные охотники и собиратели, жившие родовыми общинами, научились считать по пяткам и десяткам (по числу пальцев на руках), знали арифметические действия.

Предположите, каким из арифметических действий люди овладели в первую очередь. Что, по-вашему, приходилось делать чаще: умножать, делить, складывать, вычитать?

По мнению ученых, раньше всего люди могли овладеть не сложением и вычитанием, а делением (конечно, и это лишь гипотеза, но она вытекает из анализа практических потребностей первобытных людей и выглядит правдоподобной). Все, что добывалось на охоте, и все, что собирали съедобное женщины, - все принадлежало всей родовой общине. Все это надо было разделить между родичами. И такое случалось постоянно. Поэтому раньше всего возникло деление.

Задача: «Можно ли жать там, где не сеял?»

Все знают поговорку: «Что посеешь, то и пожнешь». Между тем ученые утверждают, что некогда люди жали серпами то, что не сеяли. Правы ли ученые? Обоснуйте ответ.

Еще до возникновения земледелия первобытные люди при сборе дикорастущих злаков (ячменя, пшеницы) использовали жатвенные ножи – серпы, имевшие деревянную или костяную основу, в которую были вставлены острые кусочки кремня или иного камня.

Задача: «Для чего изучать черепки от горшка?»

Одну из наук, играющих большую роль в изучении истории, в шутку можно назвать наукой о битых горшках.

Какая это наука? Что в ее шуточном названии правильно, а что нет?

Археология.

Гончарство, т.е. изготовление посуды из глины, было изобретено приблизительно 10-12 тысяч лет назад.Когда в наши дни ведутся раскопки тех поселений, жители которых умели изготовлять сосуды из глины, археологи находят очень много черепков.(одежда, обувь, дерево гинет, а глина нет).

Изучение черепков позволяет сделать выводы о том, что жители изучаемого археологами поселения:

    знали (или не знали) гончарное ремесло;

    изготавливали сосуды на гончарном круге (или же лепили примитивным способом без круга);

    торговали (или не торговали) с ближниими и дальними поселениями. Так, восстанавливая по черепкам форму разбитых сосудов, изучая состав глины, можно определить, были ли они сделаны на месте или привезены из другой области.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...