Восприятие и понимание людей. Восприятие и понимание собеседника А восприятие и понимание человека


Введение.

В человеческих взаимоотношениях, в понимании того, как личность влияет на группу и группа на личность, важное значе­ние имеет восприятие и понимание людьми друг друга. Оно всегда присутствует при контактах людей и является для них столь же естественным, как и удовлетворение повседневных ор­ганических потребностей. Трудно придумать более дьявольское наказание, писал У.Джемс, как если бы кто-нибудь попал в об­щество людей, где никто на него не обращал бы внимания. Если бы никто не оборачивался при нашем появлении, не отве­чал на наши вопросы, если бы всякий при встрече с нами наме­ренно не узнавал нас и обходился с нами, как с неодушевлен­ными предметами, то нами овладело бы известного рода бешен­ство, бессильное отчаяние, от которого были бы облегчением жесточайшие телесные муки, лишь бы при этих муках мы чув­ствовали, что при всей безвыходности нашего положения мы все-таки не пали столь низко, чтобы не заслуживать внимания. В этом психологически глубоком и жизненно правдивом вы­сказывании одного из лучших знатоков практической психоло­гии человека и межлюдских отношений очень точно схвачена не только потребность человека во внимании к себе людей, но и в определенном отношении. Оно же не в последнюю очередь зависит от того, насколько правильно нас воспринимают и оце­нивают люди.

Каковы же истоки понимания человека человеком?

1.Имплицитная теория личности.

Один из механизмов восприятия и понимания людьми друг друга получил название имплицитная теория личности. Она пред­ставляет собой представление человека о том, как в людях взаи­мосвязаны черты характера, внешний облик и поведение. Импли­цитная теория личности складывается в индивидуальном опыте общения с людьми и становится достаточно устойчивой структу­рой, определяющей восприятие человека человеком. Пользуясь ею, индивид на основе внешнего облика человека судит о его возможных чертах личности, вероятных поступках и заранее преднастраивается на определенные формы поведения по отноше­нию к соответствующему человеку. Имплицитная теория лично­сти формирует установку человека по отношению к людям, име­ющим определенные особенности внешности. Она же позволяет на основе ограниченной информации о другом судить о том, что ему присуще. Например, если в структуру имплицитной теории личности входит знание о том, что смелость как черта личности обычно сочетается с порядочностью, то индивид, обладающий соответствующим знанием, будет автоматически считать поря­дочными всех смелых людей (на самом деле связь между этими чертами личности может оказаться случайной).

Процесс формирования имплицитной теории личности у че­ловека можно представить себе следующим образом. Встреча­ясь в жизни с разными людьми, человек откладывает в своей памяти впечатления о них, которые в основном касаются внеш­них данных, поступков и черт характера. Множество жизнен­ных наблюдений, накладываясь друг на друга, образуют в со­знании нечто вроде гальтоновской фотографии: в долговремен­ной памяти от встреч с этими людьми остается только самое общее и устойчивое. Оно-то и образует ту тройственную струк­туру, которая лежит в основе имплицитной теории личности: взаимосвязи характера, поведения и внешнего облика челове­ка. Контактируя впоследствии с людьми, которые внешне чем-то напоминают индивиду тех, о ком впечатления отложились в его памяти, он бессознательно начинает приписывать этим лю­дям те черты характера, которые входят в сложившуюся струк­туру имплицитной теории личности. Если она правильна, имплицитная теория личности спо­собствует быстрому формированию точного образа другого человека, причем даже в отсутствие достаточной информа­ции о нем. В этом состоит положительная социально-психо­логическая роль обсуждаемого нами явления. Однако если имплицитная теория личности неверна, а такое случается нередко, то это может привести к построению ошибочного априорного (предполагаемого) образа другого человека, по­родить неправильное отношение к нему и, как следствие, отрицательную ответную реакцию с его стороны. Поскольку все это происходит обычно на подсознательном уровне, между людьми могут возникнуть неконтролируемые и неуправляе­мые взаимные антипатии. Именно искаженная имплицит­ная теория личности является часто встречающейся причи­ной разного рода расовых, национальных, социальных, ре­лигиозных и других предрассудков.

2. Эффекты.

Следующим фактом, который определенно влияет на пра­вильность восприятия и понимания людьми друг друга, являет­ся эффект первичности. Суть его состоит в том, что первое впе­чатление о человеке, первая по порядку личностная информация, полученная о нем воспринимающим лицом, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирова­ние его образа. Иногда соответствующее явление, обнаружива­ющееся в сфере восприятия и оценки людьми друг друга, назы­вают эффектом ореола.

Если, например, первое впечатление о другом человеке в си­лу сложившихся обстоятельств оказалось положительным, то на его основе в дальнейшем формируется положительный об­раз данного человека, который становится своеобразным филь­тром (ореолом), пропускающим в сознание воспринимающего только ту информацию о воспринимаемом, которая согласуется с первым впечатлением (срабатывают законы когнитивного дис­сонанса). Если, напротив, первое впечатление почему-то ока­залось отрицательным, то в сознание воспринимающего попа­дает лишь та информация о воспринимаемом, которая по пре­имуществу отрицательна. Такое происходит, по крайней мере, на первых порах межличностного общения данных людей. По­скольку обстоятельства встречи этих людей могут оказаться самы­ми разными, случайно зависящими от обстановки, настроения, состояния этих людей и многого другого, их первое впечатле­ние друг о друге может оказаться (и чаще всего оказывается) неправильным. Но нередко эффект ореола проявляется тогда, когда первое впечатление или первая личностная информация о человеке ока­залась правильной. Тогда он начинает играть в межличностных отношениях положительную роль, способствует быстрой и эф­фективной преднастройке людей в общении друг с другом.

С эффектом первичности логически связан противополож­ный ему эффект новизны. Он касается не первого, а последнего из полученных впечатлений о человеке. Та информация, кото­рая в памяти отложилась последней по порядку, также способ­на сильнее влиять на последующие восприятие и оценку дан­ного человека, чем предыдущая (за исключением самого перво­го впечатления). Над последними по порядку сведениями о дру­гом человеке индивид может поразмышлять, спокойно обду­мать и взвесить их. Они как бы заменяют, вытесняют на время из памяти то, что раньше было известно о данном человеке и в текущий момент времени выходит на первый план.

Оба рассмотренных нами феномена - эффект первичности (ореола) и аффект новизны - своим возникновением обязаны, в частности, уже известному нам закону долговременной памя­ти, согласно которому лучше всего запоминается то, что было в начале и в конце.

3. Межличностный процесс познания.

Много внимания в исследованиях восприятия людьми друг друга было уделено выяснению того, каков сам по себе процесс межличностного познания, на что в первую очередь обращает внимание воспринимающий, давая оценку воспринимаемому, в какой последовательности он «считывает» информацию о нем. Оказалось, что при восприятии нового для себя человека индивид главное внимание обращает на такие особенности его внешно­сти, которые являются наиболее информативными с точки зре­ния психологических особенностей воспринимаемого. Это - выражение лица, движения рук. В лице человека внимание вос­принимающего в первую очередь привлекают глаза и губы, а в руках - пальцы. Они, по-видимому, и несут в себе наиболь­шую информацию о психологии и состоянии человека в данный моментвремени. Вначале обычно оценивается общее отноше­ние воспринимаемого человека к воспринимающему, затем стро­ится и проверяется гипотеза о личности человека и, если она подтверждается, из долговременной памяти извлекается необ­ходимая информация о том, как целесообразно вести себя по отношению к данному человеку.

Психологи, кроме того, пытались выяснить, какие из состо­яний воспринимаемого человека оцениваются воспринимающим лучше и в какой последовательности. Вот результаты од­ного из подобных экспериментов. В нем для определения ха­рактера воспринимаемых эмоциональных состояний использовались отрывки из литературных произведений. Они выражали три группы состояний говорящего: эмоционально положитель­ное, безразличное и эмоционально отрицательное. Оказалось, что довольно часто, от 30 до 50% случаев, люди совершают ошиб­ки в точном определении эмоционального состояния говоря­щего. Правильнее других оцениваются положительные эмоции, а хуже всех - отрицательные (более 50% ошибок).

Из числа положительных эмоциональных состояний пра­вильнее других воспринимается и оценивается радость, не­сколько хуже - восхищение. В группе индифферентных эмо­циональных состояний точнее других идентифицировалось состояние удивления, несколько хуже - безразличия. Из чис­ла отрицательных эмоций одинаково плохо воспринимались обида, тоска и гнев.

Были обнаружены существенные межиндивидуальные раз­личия в правильности определения отдельных видов эмоци­ональных состояний человека. Оказалось, что эти различия связаны с культурой, национальностью, профессией, неко­торыми другими факторами. Они также касаются возраста и пола человека, его психологического состояния в момент вос­приятия.

4. Типичные формы восприятия и понимания.

Введение

Основная часть

1. Характеристика процесса восприятия человека человеком

1.1 Возрастные особенности восприятия человека человеком

1.2 Профессиональные особенности восприятия человека человеком

2. Характеристика процесса понимания человека человеком

2.1 Возрастные особенности понимания человека человеком

2.2 Индивидуальные особенности понимания человека человеком

2.3 Профессиональные особенности понимания человека человеком

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В последнее время во всем мире ученые включаются в разработку комплекса проблем, составляющих психологию познания людьми друг друга. Исследуются общие особенности формирования образа другого человека и понятия о его личности, выясняется значение пола, возраста, профессии и принадлежности человека к той или иной социальной общности для образования у него знания о других людях, выявляются типичные ошибки, которые допускает человек, оценивая окружающих его людей, прослеживаются связи между познанием им самого себя и пониманием других лиц.

Восприятие человека человеком – целостное отражение человека человеком в их чувственно временных и пространственных связях и отношениях.

Понимание человека человеком – психический процесс включения информации о человеке в прежний опыт, в усвоенные ранее знания и постижение на этой основе смысла и значения события, факта, содержания воздействия.

Проблема исследования, какие особенности восприятия и понимания человека человеком существуют?

Более подробно этой проблемой занимался А.А. Бодалев, поэтому в работе мы будем опираться на исследования и эксперименты этих авторов.

Актуальность исследования определяется тем, что названные формы психического отражения выполняют важнейшую функцию при объединении людей - они являются регулятором общения. Знание механизмов восприятия и понимания людей друг другом приведет к более продуктивному общению, а практики получают дополнительные возможности для более эффективного руководства организацией взаимоотношений людей, оптимизации процесса их общения в сфере труда, учения, быта.

Целью нашей работы является выявление и описание факторов, влияющих на восприятие и понимание людьми друг друга.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать процесс восприятия людьми друг друга;

2. Описать основные особенности процесса восприятия людьми друг друга;

3. Охарактеризовать процесс понимания людьми друг друга;

4. Описать основные особенности понимания людьми друг друга.

1. Характеристика процесса восприятия человека человеком

Основными процессами, посредством которых человек принимает и перерабатывает информацию, поступающую от другого человека, являются ощущение, восприятие, представление, мышление. В нашей работе мы рассмотрим процесс восприятия людьми друг друга.

Восприятие человека человеком, как и любое другое восприятие, характеризуется предметностью, которая в рассматриваемом случае заключается в том, что свойства облика человека отражаются в образе как принадлежащие человеку, т.е. как свойства этого человека. Восприятию человеком человека присущи и такие особенности, характеризующие отражение индивидуумом действительности, как объективированность и субъективность, как целостность и структурность. И.М. Сеченовым было показано, что очертание лица, общий силуэт тела являются важнейшими опознавательными признаками человека для воспринимающих его людей. Целостный образ возникает постепенно и становление его связано с пространственно-временными условиями, в которых человек отражает объект. Действие этих условий всегда сказывается и на формирующемся у нас образе другого человека. Изменение зрительного образа в условиях постепенного изменения расстояния между объектом наблюдения и наблюдателем были изучены М.Д. Александровой и Б.Ф. Ломовым. Исследователи выделяют в процессе становления зрительного образа пять фаз. На первой из них имеет место грубое различение общих пропорций объекта и его положения. Эту фазу сменяет фаза «мерцающей» формы. Для третей фазы характерно грубое различение основных деталей. Прежде всего, вычленяются наиболее крупные детали вне зависимости от того, где они расположены. Если детали примерно равны, то раньше всего воспринимаются детали, расположенные сверху и справа. Различение нижних частей отстает от различения верхних. На этой фазе характерные части контура хотя и отмечаются, но еще нет адекватного отражения их взаимоотношений. На четвертой фазе наблюдается глобально-адекватное восприятие. На пятой фазе образ становится дифференцированным. Контур объекта отражается в полноте его деталей .

Большое значение в формировании образа человека имеет ракурс, в котором обычно видят этого человека воспринимающие лица. Разница в росте между воспринимающим и воспринимаемым оказывает влияние на формирующийся образ.

Восприятию человека человеком присуща и такая черта, как константность. Несмотря на изменения в освещенности, удаленности от наблюдателя, образ воспринимаемого человека остается относительно постоянным. Константность, не будучи абсолютным свойством, не является изначальным свойством и возникает в процессе формирования образа восприятия, по мере все более тонкого различения элементов контура. .

Зрительное восприятие человека предполагает активные «ощупывающие» движения глаз, и эти движения - такой же необходимый компонент зрительного восприятия, как и отражение зрительного образа на сетчатке. В.П. Зинченко и Б.Ф. Ломовым было установлено, что макродвижения глаз являются составной частью механизма отражения пространственных признаков объектов: их формы, величины, положения.

Восприятие человека человеком характеризуется осмысленностью. Посредством слов, которыми обозначают воспринимаемого, в образ его включается обобщенное знание о данной категории людей, сложившееся в результате общественной практики и более или менее усвоенное воспринимающим субъектом.

Особенности облика и поведения воспринимаемого человека и изменения в них, фиксируемые в момент восприятия, не жестко определяют поведение воспринимающего человека, потому что воздействие этих особенностей опосредствуется всем его опытом, его внутренним миром, преследуемыми им целями. Не способный абстрагироваться от них субъект восприятия обычно связывает внешний облик, манеру поведения и стиль действования другого человека с определенными устремлениями, вкусами, моральными принципами, актуальными, а иногда и потенциальными возможностями воспринимаемого. Таким образом, другой человек воспринимается не только в своих исходных физических качествах (рост, пол, возраст, фигура, лицо, глаза), но и как личность, занимающая определенное положение в обществе и играющая ту или иную роль в жизни воспринимающего.

Занимаясь различными видами деятельности, человек, отвечая на требования каждого из них, обнаруживает то одни, то другие из присущих ему особенностей. Взаимодействующие лица по отношению друг к другу выступают в разных ролях. В связи с этим на первый план в восприятии выступают те качества в облике, экспрессии и действиях воспринимаемого, которые в данных условиях приобретают особое значение.

Внешний облик и действия людей могут по-разному отвечать этико-эстетическим требованиям, сформированным у человека и более или менее им осознаваемым. Потому люди вызывают у него к себе неодинаковое эмоциональное отношение. Возникнув, это отношение вносит свой корректив в дальнейшее формирование у индивида образа каждого из тех людей, с которыми он общается, затушевывая одни стороны этих людей и выпячивая другие.

Таким образом, мы изложили свое понимание восприятия человека человеком и выяснили, что оно подчиняется не только законам психологии восприятия, но и физиологическим, физическим и эстетическим законам, в то же время оно имеет свои особенности: возрастные, индивидуальные и профессиональные.

1.1 Возрастные особенности восприятия человека человеком

Выступая в качестве объекта познания и действия, человек отражается в сознании людей и определяет их поведение, лишь «преломляясь» через их внутренний мир, сложившийся строй мыслей и отношений. Развитие ребенка – с момента появления на свет и до зрелости – есть формирование его как члена общества. В ходе формирования ребенка как члена общества, как личности происходит и процесс развития его психики от элементарных форм отражения, присущих младенцу, до высших форм сознательного отражения, свойственных взрослому. Восприятие человеком человека развивается вместе с развитием самого воспринимающего, с формированием у него потребности в общении, познании и труде. Известно, что в конце первого - начале второго месяца жизни у ребенка появляются специфические формы реагирования на ухаживающих за ним взрослых, что свидетельствует о выделении им взрослого из окружающей обстановки .

М.Ю. Кистяковская указывает, что уже в возрасте от трех до шести месяцев у ребенка возникает избирательное отношение к взрослым. Трехмесячный ребенок выделяет свою мать из окружающего, а шестимесячный начинает отличать чужих от своих. В яслях, детском саду, во дворе резко увеличивается круг лиц, с которыми ребенок связан. Он сталкивается с необходимостью дифференцировать их, выделять в них сходное и различное. Углублением познания ребенком других людей является переход от называния взрослых в зависимости от выполняемых по отношению к нему функций (мама, папа, няня) к различению людей по внешним (возрастному и половому) признакам и особенно переход к использованию в разговоре местоимений для обозначения окружающих. В процессе овладения речью у ребенка устанавливаются временные связи между тем или другим человеком из его окружения и обозначающими их словами, между позой, выражением лица, жестом и их словесным обозначением. Зрительный образ другого человека обогащается за счет содержания, закрепленного в обозначениях человека, черт его внешности и различных проявлений. Смысловое содержание слова соединяется с чувственным образом человека. Общаясь с близкими взрослыми людьми, а затем и с людьми из более широкого окружения, дети учатся дифференцировать оттенки экспрессивного поведения и по ним «читать» переживаемое человеческое состояние. Об этом свидетельствуют переживаемые маленькими детьми сочувствия, страха, радости и иных переживаний. .

Огромную роль в развитии отражения ребенком действительности, в развитии восприятия им людьми играет школа. А.А. Бодалевым были выявлены следующие данные:

1. С возрастом при словесном воссоздании облика воспринимаемого человека в создаваемый портрет все более часто включаются в качестве существенных признаков компоненты, образующие физический облик. К 21 -26 годам процент фиксирований этой стороны внешности по сравнению с процентом фиксирования и отображения её детьми 7-8 лет возрастает почти в 2,2 раза.

2. С возрастом при словесном воссоздании облика все более часто включается в портрет другого человека описание черт его экспрессии как существенных признаков внешности. Процент фиксирований особенностей экспрессии к 21 - 26 годам по сравнению с процентом фиксирования этой стороны учениками 1 класса увеличивается почти в 3,6 раза.

3. С возрастом неуклонно падает включение в портрет воспринимаемого человека описаний элементов, образующих оформление внешности человека. Процент фиксирований этой стороны внешности в описаниях облика воспринимаемого человека по сравнению с процентом фиксирования ее детьми 7-8 лет падает к 21 - 26 годам в 14,9 раза.

Развитие восприятия внешнего облика другого человека характеризуется также тем, что с возрастом люди отмечают большее количество признаков в выделяемых ими частях лица, тела, экспрессии воспринимаемого человека. Если первоклассник может выделить сравнительно небольшое количество признаков, указывающих на размер, контур, положение, цвет и другие особенности того или иного элемента физического облика, то старшие видят и называют в тех же самых элементах большое число различных особенностей .

Сравнение восприятия человека испытуемыми разных возрастных групп, проведенное А.А. Бодалевым показывает, что по мере формирования индивида как субъекта познания возрастает степень точности отражения им признаков облика воспринимаемых людей. Это относится как к отражению и оценке испытуемыми черт физического облика, особенностей оформления внешности человека, так и его выразительного поведения, выполняемых им действий.

Воспринимая других людей и воссоздавая затем их облик, взрослые люди выделяют прежде всего рост, глаза (цвет), волосы (цвет), мимику (выражение глаз и лица), нос, особенности телосложения человека. А.А. Бодалевым были выявлены также и индивидуальные особенности восприятия человека человеком, отмечая физические черты человека в портрете, вместе с тем сравнительно полно и детально фиксирует особенности его экспрессии, обращая внимание как на мимику, так и на другие её стороны. Кроме того, есть люди, для которых не характерна тенденция выделять в облике воспринимаемых людей признаки по преимуществу какой-то одной категории. Отмеченная тенденция имеет устойчивый характер и в ней определенно находит выражение индивидуальная манера видения человеком других людей. Она проявляется не только при восприятии других людей, но и в представлениях памяти.

Существуют индивидуальные пороги различения изменений в экспрессии. С умением лучше или хуже видеть и дифференцировать особенности экспрессии человека прямо связано формирование способности личности психологически адекватно взаимодействовать с другими людьми -проявлять чуткость, тактичность, вовремя переживать. Более тонкое различение оттенков экспрессии и их значения одними людьми и более грубое - другими является следствием конкретной практики общения, которая формирует каждого человека как субъекта познания других людей .

Неодинаковость восприятия одного и того же человека разными людьми проявляется в том, что различна словесная форма, в которой они фиксируют и оценивают признаки его внешнего облика. Суждения, с помощью которых люди обозначают и осмысливают особенности внешнего облика других людей, А.А. Бодалев условно разделил на четыре вида:

1) обозначают вид, величину, цвет, положение, форму того или иного компонента во внешнем облике («худощавое телосложение», «круглое лицо»);

2) штампы обыденного сознания или представлений, почерпнутых из литературы, живописи («типичное русское лицо», «пальцы музыканта»);

3) истолкование выразительного поведения («угрюмое лицо», «печальные глаза»);

4) эстетическая оценка того или иного компонента или всей внешности.

Таким образом, отражая облик одних и тех же людей, испытуемые преломляют его через ту систему образно-понятийного знания о людях, которая у них к этому времени сложилась. И она у каждого человека индивидуально своеобразна, потому что индивидуально своеобразен опыт труда, познания и общения, который в каждом случае формировал эту систему. Поэтому и характер осмысливания разными испытуемыми облика одних и тех же людей также всегда более и менее различен.

1.2 Профессиональные особенности восприятия человека человеком

Непременным условием превращения каждого человека в субъекте познания других людей является деятельность, включаясь в которую человек оказывается связанным с этими людьми множеством определенных отношений.

Обычно в ситуациях непосредственного взаимодействия людей всегда решается какая-то определенная задача. И для каждого из участников взаимодействия в других партнерах по деятельности важны, прежде всего, те компоненты их облика и поведения, которые наиболее значимы для решения задачи деятельности. Отражение этих компонентов в облике и поведении друг друга участниками деятельности включает два взаимосвязанных момента: во-первых, непосредственное различение и опознание их среди других компонентов облика и в общей картине поведения и, во-вторых, интерпретацию того психологического содержания, которое, как кажется участникам деятельности, заключено в этих компонентах-сигналах и имеет отношение к решаемой задаче. Понятно, что индивид может получать информацию о другом человеке не только путем непосредственного восприятия его внешнего облика и поведения, но и через речь. В этом случае слова выступают как код реальных признаков внешнего облика другого человека, переживаемых им состояний, его действий, намерений, мнения.

Поскольку в каждом конкретном виде непосредственного взаимодействия людей (общение педагога и школьника, контакт врача и больного) для решения задачи деятельности имеют значение определенные компоненты облика и поведения, у общающихся лиц создается установка на отражение и осмысливание в другом человеке, прежде всего этих компонентов.

Таким образом, восприятие людьми друг друга, выполняя в деятельности, которая их объединяет, осведомительную и регулятивную роль, вместе с тем само оказывается под сильным влиянием этой деятельности: факт влияния профессиональной установки на формирование у человека образа восприятия другой личности отчетливо дает себя знать и тогда, когда люди взаимодействуют в иных, чем эта деятельность, условиях. Создавая устойчивый образ и фиксируя изменения в этом человеке и его поведении в связи с определенными причинами, восприятие дает личности возможность действовать в общении целесообразно.

2 Характеристика процесса понимания человека человеком

По данным Саймондса и Холландера правильное понимание человека как личности образуется у общающихся с ним людей при не очень длительном и, главное, при не очень тесном знакомстве. На характер оценки человека как личности другими влияет то, насколько много информации этот человек вольно или невольно представляет о себе людям, для которых он оказывается в роли объекта познания. Вместе с тем это количество информации о другом человеке не должно быть слишком большим – иначе у окружающих его людей сложится о нем неадекватное представление. Развитие тесных контактов между людьми может привести к тому, что субъект будет с опозданием фиксировать или даже вообще не замечать изменения во внутреннем мире другого человека и строить свое поведение по отношению к последнему исходя из устарелых представлений о его личности. В этом случае развивается явление «эффект ореола» - распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и качеств личности (в условиях дефицита информации). При формировании и развитии первичного впечатления о человеке эффект ореола может выступать:

1) в форме позитивной оценочной пристрастности - «ореол положительный»: если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то далее все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону; в них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные как бы недооцениваются или не замечаются;

2) в форме негативной оценочной пристрастности - «ореол отрицательный»: если общее первое впечатление о человеке оказалось отрицательным, то даже положительные его качества или поступки позднее или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам .

На понимание человека человеком влияет также:

1) «эффект первого впечатления» - выражается в том, что очень часто при оценке некоего человеке или черт его характера придается наибольшее значение первому впечатлению. Все последующие сведения о нем, противоречащие созданному образу, отбрасываются как случайные и нехарактерные .

2) «эффект дезинформации» - возникает тогда, когда человек, присутствовавший при другом человеке, получает ложную информацию о нем и позднее выстраивает эту дезинформацию в свою память .

В содержание понятия личности входят, как правило, лишь те качества, которые человек, исходя из своего опыта общения с людьми и познания их, успел в этой личности рассмотреть в конкретных условиях своего взаимодействия с нею. В очень многих случаях познание человеком другой личности сводится к отнесению её на основании оценки ее поведения и действий лишь к определенной категории людей. При таком неполном познании в личности неизбежно остаются нераскрытыми черты и признаки, составляющие её индивидуальность. Из-за неполноты фиксирования качеств, присущих личности, индивид понимает эту личность очень часто более или менее схематично и упрощенно 1, с. 170-179]. Умозаключения о внутренних качествах людей в таких случаях осуществляются на основе случайных ассоциаций внешнего сходства фактически совершенно различных людей.

Обязательным компонентом мыслительного процесса, направленного на постижение сущности того или иного конкретного человека как личности, является актуализация в сознании познающего субъекта психологических знаний, накопленных им в ходе взаимодействия с людьми, опора на обобщения, сформировавшиеся у субъекта при познании других людей.

Э.Холл в очерке «Наш безмолвный язык» обращает внимание на то, что обычаи народа или общественной группы, к которым принадлежит человек, непременно «говорят свое слово», когда у него складывается впечатление о новом для него человеке. У каждого человека под влиянием общества, членом которого он является, формируются общие нравственно-эстетические требования к другим людям и образуются воплощающие эти требования более или менее конкретные эталоны, пользуясь которыми он дает оценку окружающим его людям. Одновременно у него складываются и требования к людям, связанные с занимаемым ими конкретным положением в обществе и выполняемой ими ролью в том или ином виде деятельности. Соответственно этим требованиям у него возникают определенные эталоны, с которыми он сопоставляет лиц, выполняющих данную общественную функцию. На формирование этих эталонов, которые используются человеком при оценке окружающих его людей, в очень сильной степени влияет его личностный опыт труда, познания и общения..

Помимо эталонов, выполняющих при познании одним человеком другого роль мерок, которые прикладываются к познаваемой личности и которые дают возможность отнести эту личность к какому-то классу в той системе типов, которая у познающего субъекта сформировалась, у человека – субъекта познания других людей всегда могут быть выявлены и наборы качеств, которые он имеет тенденцию приписывать тем лицам, класс которых, как ему кажется, им установлен. Это явление «приписывания» получило у исследовавших его ученых Келли, Вайшнера и Аша название стереотипизации (восприятие, классификация и оценка объектов социальных (событий) путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы), а наборы качеств, которые человек придает познаваемой им личности, соответственно были названы оценочными стереотипами (неточное, общее знание о чертах личности, установках, взглядах, культуре поведения людей) . Это явление развертывается после того как познающий другого человека субъект установит его принадлежность к какой-то социальной общности, определит его социальную роль, статус. Стереотип дает некую схему, с помощью которой мы можем сориентироваться при знакомстве. Они способствуют закреплению традиции и привычек. С другой стороны, стереотипы выступают как средство защиты, они чаще содержат одни эмоции, так как это неточные образ реальности. Наиболее сильные этнические стереотипы – относительно устойчивые представления о моральных, умственных и физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. В их содержании обычно зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах, но могут содержаться и предписания в действии в отношении людей данной национальности. Этнические стереотипы подразделяются на: 1) автостереотипы – мнения, суждения, оценки, относимые к собственной этнической общности; обычно содержат комплекс положительных оценок; 2) гетеростереотипы - совокупность оценочных суждений о других народах; бывают как положительными, так и отрицательными – в зависимости от исторического взаимодействия данных народов .

Мы рассмотрели некоторые общие особенности, характеризующие процесс понимания о человеке как личности у окружающих его людей. В ходе рассмотрения мы смогли убедиться, насколько сложен этот процесс, насколько его итог - понятие о конкретной личности - зависит и от самого познаваемого лица, и от познающего субъекта.

2.1 Возрастные особенности понимания человека человеком

Начиная взаимодействовать с другими людьми в новом для себя виде деятельности, человек опирается на более или менее обобщенный им опыт познания людей и их поведения, накопленный им в иных, чем эта деятельность, условиях. Общение ребенка, начавшего посещать детский сад, с новыми для него людьми опирается на те первичные и элементарно обобщенные представления о людях, которые сформировались у него в семье и яслях.

Первоначальная оценка ребенком другого человека и его действий является простым повторением оценки, которые ему дают авторитетные для малыша лица. Характерной особенностью мнения, которое дошкольник высказывает о другом человеке, является его крайняя неустойчивость, большая изменчивость, ярко выраженная ситуационность.

С приходом ребенка в школу одним из главных объектов познания для него становится поведение товарищей: действия и поступки, характеризующие их как учеников. Перед ним раскрывается возможность увидеть поведение других людей с новых сторон. Это ведет к тому, что содержание формирующихся у учащегося понятий о чертах и сторонах личности существенно изменяется, у него развивается умение все более глубоко и правильно расшифровать психологический подтекст сложных действий и поступков и объективно оценивать личность в целом . Чем старше возраст ребенка, тем чаще в его характеристике, данной знакомым сверстникам, встречаются высказывания об убеждениях и кругозоре, о способностях, называются черты, выражающие отношение к труду, и фиксируются качества, говорящие об особенностях волевого развития характеризуемой личности.

Чем старше возраст, тем отчетливее проявляется понимание человеком человека. Большое значение имеет интуиция - способность постижения особенностей, характеризующих личность другого человека, путем непосредственного их усмотрения, без обоснования с помощью доказательств. Восприятие и понимание личности другого человека постоянно сопровождаются возникновением у познающих этого человека людей тех или иных моральных и эстетических чувств: эмпатии, сопереживания, сочувствия.

2.2 Индивидуальные особенности понимания человека человеком

Уже на ранней ступени развития ребенка, когда он идет в детский сад, представления его о других людях определяются не просто поведением и действиями этих людей, а и тем, что представляет собой этот ребенок как личность, какие первичные черты характера у него к этому времени сформированы, как он умеет трудиться, контактировать с другими детьми, слушаться взрослых. Влияние уровня воспитанности самого субъекта на характер поведения по отношению к нему окружающих, а стало быть, и на характер впечатлений, которые накапливаются у субъекта от общения с людьми, продолжается и на следующих ступенях формирования личности. Занимаясь самообслуживанием, играя, участвуя в обязательных занятиях, дети, руководимые воспитателем, учатся видеть и сравнивать особенности друг друга. Когда всем этим индивидуальным и коллективным занятиям придается характер соревнования (кто лучше, кто быстрее), тогда создаются особенно благоприятные условия для правильной ориентировки дошкольника в тех особенностях товарищей, которые ярче всего проявляются в данной деятельности. При этом разные качества сверстника осознаются и правильно оцениваются разными дошкольниками далеко не одновременно .

С ростом взаимодействия учащихся с другими людьми растут богатство и разнообразие наблюдаемых им фактов их поведения, расширяется возможность сравнения особенностей действий и поступков людей как в одинаковых, так и в различных обстоятельствах. Это означает, что у индивида непрерывно растет та конкретная основа, на которой у него развиваются понятия как об отдельных нравственно-психологических свойствах, так и о личности другого человека в целом. Но изменения, характеризующие развитие понимания одним человеком другого, затрагивают и само строение названных понятий, их структуру, о чем свидетельствует разная степень обобщенности тех признаков, называя которые люди каждой из возрастных групп раскрывают свой взгляд на содержание той или иной личности.

Личный опыт совместного труда с другими людьми и общения с ними во всех иных видах деятельности у каждого человека всегда индивидуально своеобразен, и в результате у него формируется только ему присущий взгляд на других людей и подход к ним. В этом взгляде и подходе находят отражение неповторимые черты жизненного опыта каждого человека. Этот личный взгляд человека других людей всегда несет на себе печать его убеждений, идеалов, его характера, всей личности.

Итак, каждый человек осознает и оценивает различные стороны одной и той же личности неодинаково. Это объясняется тем, что сам познающий этого человека индивид всегда лучше подготовлен к анализу и оценке одних сторон и качеств конкретной личности и хуже – к осмысливанию других ее сторон и особенностей.

2.3 Профессиональные особенности понимания человека человеком

Каждый человек становится субъектом познания других людей лишь при том непременном условии, если он включается в какой-то вид деятельности, благодаря чему между ним и окружающими его людьми возникает множество определенных отношений. Н.Ф.Федотовой была доказана определяющая роль деятельности в формировании у ее участников знаний о людях. Влияние деятельности, побуждающей её участников смотреть друг на друга под определенным углом зрения, из-за чего взгляд на окружающих людей может стать для человека устойчивой ее характеристикой, четко было прослежено также в работах О.Г. Кукосяна. Взяв большое число представителей профессий, в которых работа с людьми занимает резко неодинаковое место и заставляет выступать по отношению к ним с не во всем совпадающих позиций (физики, экономисты, юристы, физиологи, художники), он показал общее и особенное в психическом отражении ими человека и, учитывая продолжительность их профессионального стажа, рассмотрел становление у человека профессионального взгляда на других людей в развитии. Особенно убедительно он выявил и исследовал образование связанных со спецификой профессии оценочных стереотипов, актуализирующихся у юристов, художников при познании окружающих их людей.

Любой конкретный вид деятельности всегда требует от человека проявления совершенно определенных качеств личности, и по мере того как участники этой деятельности усваивают ее задачи, у них создается тенденция отмечать в человеке такие качества, а также соотносить уровень их развития с требованиями деятельности. Таким образом, в формирующееся у участника деятельности знание о личности другого человека, сотоварища по деятельности, прежде всего, включаются качества личности этого человека, наибольшему проявлению (а, следовательно, и познанию) которая данная деятельность благоприятствует. При включении человека в другую деятельность, требующую от него актуализации иных качеств, в формирующемся о нем мнении участников этой деятельности на первый план выступят новые качества, а те, которые были значимы в условиях первой деятельности, отходят на второй план или подвергаются переоценке . Таким образом, содержание представлений и понятий человека о других людях и поведение, которое он повседневно по отношению к ним практикует, составляют звенья одной цепи. И зная, как человек оценивает других, что в них для него значимо, на чем он, прежде всего, фиксирует свое внимание, можно с большой долей вероятности предположить, как он поведет себя; как проявит себя в отношении с конкретным лицом. С другой стороны, когда старая истина «о человеке надо судить не по словам его, а по его делам» реализуется в психологическом исследовании общения, она позволяет нам на основе изучения действий и стиля поведения человека по отношению к другим людям выявить особенности, характеризующие отражение им этих людей. По тому, как в совместной деятельности с другими людьми мы ведем себя по отношению к ним, можно с большей долей определенности сказать, насколько глубоко мы их понимаем и правильно оцениваем.

Заключение

1. Восприятие и познание людьми друг друга является обязательной стороной их взаимодействия и условием регулирования каждым из них своего поведения в соответствии с обстоятельствами и решаемыми в этом взаимодействии задачами.

2. Восприятие человека человеком – это непосредственное наглядно-образное отражение одним человеком другого. Понятие, складывающееся у индивида о конкретной личности, - это форма его мышления о ней, в которой обобщенно фиксируются признаки данного человека, характеризующие его как субъекта труда, познания и общения.

3. Деятельность, в которой взаимодействуют люди, определяет формирование у них понятий о личности каждого из участников деятельности

4. В образе, который у индивида возникает в процессе общения с другим человеком, в характере понимания им других людей всегда находит выражение сформированность самого познающего человека как субъекта труда, познания и общения.

5. Видами деятельности, в которых очень важна точность восприятия и понимания человеком облика и поведения других людей, является, например, работа педагога, врача, руководителя коллектива, следователя. Без знания возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников педагог не может психологически обоснованно проектировать и успешно руководить развитием каждого из школьников в том коллективе, где этот педагог работает.

Список использованной литературы

1. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. - М.: Педагогика, 1983.-272с.

2. Бодалев А.А. Психология о личности. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1988. -188с.

4. Мясищев В.Н. Психология отношений: Под редакцией А. А. Бодалева/Вступительная статья

5. А.А. Бодалева. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.-368с.

6. Психологический словарь/авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; Под общей ред. Ю.Л. Неймера. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 640с.

7. Человек и общество. 4.1. Человек, природа, общество: Учеб. пособие для основной школы. - 2-е изд./Под ред. Л.Н. Боголюбова и Л.Ф. Ивановой. -М.: Новая школа, 1995. - 144с.

Монография посвящена Восприятию и пониманию людьми друг друга. В ней рассматриваются закономерности и механизмы восприятия и понимания человека как объекта познания, дается анализ психологической интерпретации личности личностью и показывается, как на эту интерпретацию воздействуют характеристики личности, связанные с ее возрастом, профессией и индивидуально-неповторимым своеобразием. Монография рассчитана на специалистов, представляющих гуманитарные науки, но ее с интересом прочтут все читатели, которые хотят разобраться в законах, по которым строится общение людей.

Глава 1. Познание человека человеком как научная проблема 5

Глава 2. Человек как объект познания 16

Глава 3. Восприятие человека человеком (характеристика процесса) 32

Глава 4. Возрастные и индивидуальные особенности восприятия человека человеком 56

Глава 5. Профессиональные особенности восприятия человека человеком 99

Глава 6 Общие особенности понимания людьми друг друга 111

Глава 7. Возрастные и индивидуальные особенности понимания человека человеком 145

Глава 8. Влияние рода деятельности и положения человека на понимание им других людей 157

Глава 9. Формирование первого впечатления о другом человеке 178

Заключение

Предисловие

В настоящее время во всем мире все новые ученые включаются в разработку комплекса проблем, составляющих психологию познания людьми друг друга. Каждый ученый интересуется, как правило, отдельными и частными вопросами, относящимися к этому большому комплексу, но все вместе они создают предпосылки для глубокого проникновения в существо процесса формирования у человека знания других людей, а также для подлинного постижения роли этих знаний в поведении и деятельности человека. Исследуются общие особенности формирования образа другого человека и понятия о его личности, выясняется значение пола, возраста, профессии и принадлежности человека к той или иной социальной общности для образования у него знания о других людях, выявляются типичные ошибки, которые допускает человек, оценивая окружающих его людей, прослеживаются связи между познанием им самого себя и отражением других лиц. Ранее неизвестными фактами, таким образом, обогащаются многие отрасли психологической науки, а практики получают дополнительные возможности для более эффективного руководства организацией взаимоотношений людей, оптимизации процесса их общения в сфере труда, учения, быта.

Накапливаемые факты, проясняющие все новые взаимозависимости характеристик человека, когда он выступает одновременно как объект и субъект познания других людей и как объект и субъект общения и воздействия на других и со стороны других, дают все больше оснований для выделения психологии познания людьми друг друга в относительно самостоятельную область научного исследования. Бесспорно, формирование образов людей и формирование понятий о личностных качествах их подчиняются тем же законам, по которым развертывается формирование у человека образа предмета или обобщенного о нем знания. Но поскольку в этом случае в качестве объекта познания выступает человек, а не предмет, не вещь, познание его приобретает новые черты. Он отражается в образах и понятиях, которые возникают у познающих его людей, не только своими пространственно-временными характеристиками и даже не только как лицо определенного физического склада, пола, возраста, но и непременно как личность, т е. как член социальной общности, как индивид, обладающий каким-то характером, способностями, конкретно проявляющимися у него и в том, что он делает, и в том, что он говорит, и в том, что он познает.

Говоря о специфичности познания человеком человека, необходимо также видеть, что оно, как правило, связано с установлением и сохранением коммуникаций. Будучи проявлением такого познания, образы других людей и складывающееся у человека обобщенное знание о них постоянно зависят от целей и характера его коммуникаций с другими людьми, а на эти коммуникации в свою очередь всегда влияет та деятельность, которая объединяет людей, ее содержание, ход и результаты.

Образы и понятия, которые формируются у людей друг о друге, неся людям информацию об объективных характеристиках каждого участника деятельности и о его возможностях, позволяют им вести себя в соответствии с отмечаемыми ими у другого человека свойствами и целесообразно планировать свое поведение. Таким образом, названные формы отражения выполняют важнейшую функцию при объединении людей — они являются регулятором общения.

Человек в роли объекта познания, как и любой объект действительности, вызывает у познающих его людей определенное отношение. Но по причине того, что он сам способен «творить мир», активно влиять на ход общения, на результаты труда с другими, он своим поведением сильнейшим образом воздействует на отношение к нему со стороны окружающих его людей. А имеющиеся у этих людей оценочные эталоны, стереотипы и установки, актуализируясь при взаимодействии с оцениваемым человеком, в свою очередь в громадной степени обусловливают конкретное своеобразие впечатления, которое этот человек затем у каждого из них вызывает.

В познании человеком других людей без большого труда могут быть выделены этическая, эстетическая и аксиологическая характеристики. Этическим, эстетическим и просто широким ценностным нормам человек постоянно следует в своем выразительном поведении, оформлении внешности и поступках, когда он оказывается в роли объекта познания для других. И он более или менее сознательно исходит из этих же норм, когда ему приходится оценивать любого из окружающих его людей. Во всех таких случаях сформированные у него критерии нравственного и безнравственного, важного и неважного, ценного и не имеющего цены неизменно определяют характер восприятия им других людей и интерпретацию их внутреннего мира. В этих образах и в этом понимании, в конце концов, всегда отражается положение, которое вообще занимает человек в той системе ценностей, на которую познающий субъект ориентируется в своем повседневном поведении. Положение человека в системе ценностей проявляется четко в том, насколько устойчиво субъект стремится к раскрытию индивидуально-неповторимых характеристик каждого из познаваемых им лиц и, стало быть, насколько он тяготеет к выбору оптимальных способов поведения по отношению к этим лицам. Как свидетельствуют факты, устойчивость такого стремления у лиц, для которых работа с людьми является их профессиональным делом, оказывается одним из важнейших условий общего успеха их деятельности.

Вместе с тем к настоящему времени накоплено значительное количество данных, которые в разных планах освещают процесс психологической интерпретации человеком другого человека как личности. В предлагаемой читателю монографии предпринята попытка свести все эти данные вместе и в единой системе представить особенности, которые характеризуют формирование понятия у личности о личности.

Заключение

Мы закончили рассмотрение основных вопросов, относящихся к проблеме познания людьми друг друга в условиях повседневной жизни. Как видно из содержания нашей работы, названная проблема, являясь самой психологической из всех психологических проблем, чрезвычайно сложна и представляет большую трудность для изучения. Она включает в себя множество аспектов, научное освещение которых невозможно без самого тесного содружества психологии и других наук: диалектического и исторического материализма, этики, эстетики, социологии, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, этнографии.

Как видно из изложенного, познание людьми друг друга является обязательной стороной их взаимодействия и условием регулирования каждым из них своего поведения в соответствии с обстоятельствами и решаемыми в этом взаимодействии задачами. Образы восприятия, представления и формирующиеся у индивида понятия о других людях, концентрируя в себе информацию об этих людях, дают ему возможность действовать по отношению к каждому из них целесообразно.

Восприятие человека человеком — это непосредственное наглядно-образное отражение одним человеком другого. Понятие, складывающееся у индивида о конкретной личности,— это форма его мышления о ней, в которой обобщенно фиксируются признаки данного человека, характеризующие его как субъекта труда, познания и общения.

Занимаясь различными видами деятельности, человек, отвечая на требования каждой из них, обнаруживает то одни, то другие из присущих ему особенностей. Взаимодействующие люди по отношению друг к другу выступают в разных ролях (рабочий, начальник, партнер по команде, артист, зритель, учитель, учащийся и пр.). В связи со всем этим значение сигнализирующих чувственных признаков партнеров по деятельности не остается для воспринимающего их человека постоянным: на первый план выступают те из них, которые в данных условиях особенно важны для успешного решения конкретной задачи.

Деятельность, в которой взаимодействуют люди, определяет и формирование у них понятий о личности каждого из участников деятельности. В формирующееся у индивида понятие о личности другого человека, сотоварища по деятельности, всегда включаются прежде всего те его качества, наибольшему проявлению (а значит, и познанию) которых данная деятельность больше всего благоприятствует.

Любой вид непосредственного взаимодействия людей друг с другом, будь это совместный труд рабочих на производстве, работа учителя и учеников на уроке, встреча спортсменов на стадионе, неторопливая беседа пенсионеров на скамейке парка, всегда предполагает опору общающихся на многокомпонентную систему знаний и умений, формирующуюся в течение всей жизни человека. При общении человека с другими людьми у него так или иначе актуализируются и функционируют представления и понятия, в которых аккумулированы его знания о моральном и аморальном, прекрасном и безобразном и т. п., т. е. нормы и ценности, характерные для общества, сформировавшего личность этого человека. У него также проявляется в большей или меньшей степени выработанное обществом умение «читать» экспрессию, психологически истолковывать поведение людей, сопереживать им, давать оценку.

В условиях повседневного взаимодействия с различными людьми человек постепенно учится типизировать и классифицировать их, причем в эту классификацию включается большее или меньшее число типов. Наличия такой «классификации» человек у себя, как правило, не осознает, тем не менее отдельные ее «звенья» при познании им других людей постоянно «говорят свое слово», что особенно заметно, когда ему приходится воспринимать незнакомых людей и давать оценку их личности. При обнаружении у познаваемого лица таких же признаков, как те, на основании которых у человека прежде сформировалось понятие об определенном типе личности, он, зная, как ведет себя данный тип в той или иной ситуации, прогнозирует поведение названного лица и избирает для себя по отношению к нему способ действий, которому он привык следовать при общении с представителями указанного типа.

В образе, который у индивида возникает в процессе общения с другим человеком, в характере понимания им других людей всегда находит выражение сформированность самого познающего человека как субъекта труда, познания и общения. В них проявляется уровень развития его как представителя определенного народа, общественного класса, группы, как члена определенного коллектива. В них выступает также его гражданская и психологическая зрелость, его профессия, сформированные у него нравственно-эстетические требования к людям.

Система образов и понятий, в которых обобщен опыт познания людей и выражены требования к их облику и поведению, складывается в основном под влиянием общества, членом которого он является, и вместе с тем всегда несет на себе печать того неповторимого пути, который прошел человек, формируясь как личность. В связи с этим названная «система» может в одних случаях очень далеко отстоять от действительности и включать в себя большое число неверных представлений и понятий о внутреннем мире людей, мотивах их поведения, их возможностях, общественной ценности. В других же случаях эта система состоит из образов и понятий, верно отражающих и обобщающих психологию тех людей, с которыми индивид так или иначе сталкивался в своей жизни.

Образы и понятия, в форме которых у человека, принадлежащего к современному обществу, отлагается и существует знание людской психологии, складываются у него как при непосредственном общении с другими людьми, так и опосредованным путем — через печать, радио, телевидение и пр. У одних людей может преобладать первый путь накопления психологических знаний, и непосредственное общение с другими людьми может быть широким и разнообразным. У других накопление психологических знаний может идти главным образом вторым путем. При ограниченных личных контактах такие люди могут накапливать знания о других людях, сталкиваясь с продуктами их труда, слыша из различных источников об их деятельности, воспринимая оценки, которые дают им коллективы, общество. У третьих преобладания какого-то одного из названных способов познания людей может и не быть, и оба пути могут достаточно плодотворно вооружать индивида знанием человеческой психологии, в одних случаях дополняя друг друга и действуя в одном направлении, а в других — больше или меньше противореча один другому.

Но хотя обычно познание психологии людей и выработка конкретных «эталонов» их оценки формируются у человека благодаря анализу и обобщению впечатлений, получаемых из многих источников, вместе с тем его личному опыту совместного труда с разными людьми и непосредственному общению с ними принадлежит в этом процессе важнейшая роль. Знания, получаемые человеком о других людях при прямом контакте с ними, имея, как правило, сильнейшую эмоциональную окраску, облегчают выработку одних психологических обобщений и критериев оценки людей и затрудняют формирование других.

Дела, поступки конкретных людей, все их поведение в целом в разных обстоятельствах, являясь для отдельного человека источником формирования знаний о каждом из них, вместе с тем в конечном итоге оказываются и показателем правильности этих знаний и оценок. Практика общения, совместного труда, совместной жизни людей является, таким образом, не только источником познания людьми друг друга и не только сферой приложения накапливаемых индивидом знаний о людях, но вместе с тем эта практика выполняет функцию мерила объективности таких знаний.

Образы восприятия людей, понятия о личности каждого из них, участвуя в регуляции действий познающего субъекта, тем самым играют роль фактора, который обусловливает выработку у него определенных форм поведения по отношению к другим людям, ощутимо влияющего на развитие его характера. Наличие в характере человека таких черт, как доверчивость, искренность, общительность, или таких, как подозрительность, неискренность, замкнутость, всегда свидетельствует о том, какого рода люди преобладали в ближайшем окружении человека и своими поступками способствовали формированию у него соответствующих обобщенных представлений о человеческой психологии и развитию адекватных этим представлениям способов поведения.

Образующиеся у человека представления о собственной соматической организации, осознание им этического и эстетического действия своей наружности на окружающих и прежде всего складывающаяся у него оценка своих возможностей как личности также постоянно участвуют в организации его поведения по отношению к другим людям, влияя как на форму, так и на содержание его поступков.

Однако, как правило, образы и понятия, сформировавшиеся при познании человеком самого себя, не прямо определяют характер его поведения по отношению к другим людям. Обычно человек сначала соотносит их с теми представлениями, которые у него складываются о людях, окружающих его.

Хотя знание человеком самого себя всегда образуется на основе многократных сопоставлений и сравнений себя с другими людьми, оно, возникнув и постоянно развиваясь, в свою очередь влияет на формирование знаний о других людях, на оценку их, на отношение к ним.

Переоценка или недооценка себя или верные суждения о своей личности всегда приводят к соответствующему поведению человека по отношению к окружающим. Таким образом, характер поведения человека по отношению к другим людям всегда является показателем не только того, как этот человек представляет себе личность каждого из них, но и того, как он оценивает самого себя.

В повседневной жизни разные виды взаимодействия людей требуют от них неодинаковой меры точности восприятия и понимания друг друга.

Видами деятельности, в которых очень важна точность восприятия и понимания человеком облика и поведения других людей для решения задач деятельности, являются, например, работа педагога, врача, руководителя коллектива, следователя. Так, без знания возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников педагог не может психологически обоснованно проектировать и успешно руководить развитием каждого из школьников в том коллективе, где этот педагог работает. Необходимым условием правильного планирования процесса лечения и его последующей эффективности является хорошее понимание врачом особенностей личности больного. С. П. Боткин, К. М. Быков, П. Б. Ганнушкин, А. Р. Лурия, В. Н. Мясищев, Г. И. Россолимо и многие другие деятели медицины постоянно подчеркивали, что нет болезней, а есть больные люди, и что в конечном итоге каждый человек болеет по-особенному. «Часто не так важно знать,— пишет Пэрри,— какая болезнь у больного, сколько важно хорошо понимать, у какого человека развивается болезнь». К. М. Быков выражает ту же мысль, когда говорит: «Недостаточно вдумчивое отношение к личности больного приводило и приводит всегда к неполному и несовершенному диагнозу, к неправильному предсказанию и неумелому лечению».

Задача хорошего знания людей стоит всегда и перед руководителями производственных коллективов, администраторами и организаторами. Они должны постоянно изучать кадры и ясно представлять себе сильные и слабые стороны каждого члена того коллектива, которым они руководят.

В решениях нашей партии красной нитью проходит мысль о необходимости учета психологии людей при работе с ними. Чем бы ни был занят, какой бы специальностью ни обладал коммунист, он прежде всего должен иметь дело с людьми, знать и понимать их и уметь к каждому из них подойти.

В ходе строительства коммунизма достигаются все новые высоты в развитии производства, науки, в подъеме технической и общей грамотности народа, его культурного уровня. Между людьми создаются подлинно коммунистические общественные отношения (экономические, трудовые, идеологические, социально-психологические, семейные и т. д.). В личности строителя коммунистического общества происходят глубочайшие изменения. Моральный и идейный облик человека, складывавшийся на протяжении тысячелетий в условиях недостатка материальных благ, нищеты масс, эксплуатации трудящихся, все дальше уходит в прошлое.

Человек, строящий коммунизм, изменяется и как объект, и как субъект познания. Массовое занятие физкультурой, а также широкое внедрение в жизнь норм, обеспечивающих нервно-психическое здоровье, приводят к постепенному совершенствованию физического облика как младшего, так и среднего и старшего поколения людей. Развитие в людях коммунистической целеустремленности, внутренней собранности, душевной бодрости и оптимизма, формирование в них уважения и доверия к человеку закономерно вызывают у все большего числа людей изменения в экспрессии, закрепляя одни ее оттенки и проявления и затормаживая другие. С исчезновением пережитков прошлого в сознании все реже встречаются люди, не желающие и не умеющие трудиться, не ценящие общенародного достояния, равнодушно или хамски-высокомерно относящиеся к другому человеку. Таким образом, по мере строительства коммунистического общества одни вариации личности в окружении каждого человека постепенно исчезают, но все чаще каждый человек будет встречать людей, внутреннее содержание и дела которых полностью отвечают требованиям морального кодекса строителей коммунизма.

Эти изменения, происходящие в облике и внутреннем мире советских людей, необходимо сказываются на содержании тех образов и понятий, которые формируются у познающего этих людей человека.

Но советский человек меняется не только как объект, но и как субъект познания. Обогащение и усложнение его внутреннего мира необходимо влияет на отражение им других людей. Формирующиеся у него коммунистические идеалы, духовное богатство, моральная чистота сказываются на содержании и уровне тех оценок, которые он дает окружающим его людям. «Другой человек» — это товарищ по общему делу. Его облик, личность, поступки, судьба становятся предметом действенного интереса каждого гражданина Советской страны. И иначе не может быть: поведение в соответствии с принципом: «Человек человеку — друг, товарищ и брат» обязательно предполагает наличие у каждого стремления к хорошему знанию другой личности, к верному пониманию ее внутреннего мира, ее потребностей и возможностей.

Широкое и глубокое внедрение этого принципа в практику повседневного общения и совместной деятельности советских людей потребует и будет сопровождаться непрерывным подъемом не только политической и общефилософской образованности их, но и невиданным ранее повышением уровня грамотности граждан нашей страны в сфере человековедения.

В ходе строительства коммунистического общества связи отдельного человека с другими людьми будут неуклонно развиваться, становиться богаче, шире. Это будет означать создание объективных условий для формирования у каждого человека разносторонних, содержательных и правдивых представлений о людях, которые являются его товарищами по общему делу.

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru . В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Личность. Развитие личности. Ленинградская психологическая школа тесно связана с именами таких классиков советской психологической науки, как Борис Герасимович Ананьев, Борис Федорович Ломов, Алексей Александрович Бодалев и др. традиции научной школы Ананьева оказали существенное влияние на современные психологические исследования в различных сферах, прежде всего – в сфере изучения личности.

Подход к изучению личности, реализовывавшийся в работах Ананьева, получил название “онтопсихологический” и в свое время явился новым словом в отечественной психологической науке. Этот подход предполагал системное изучение всех возрастных стадий психического развития с их многоуровневой организацией и сложной детерминацией, закономерный характер проявления которой определяется гетерохронной сменой фаз созревания и старения различных функциональных составляющих и структурных блоков индивидных и личностных качеств человека.

Индивидуальное развитие Ананьев рассматривает как внутренне противоречивый процесс, зависящий от действия множества факторов: наследственности, среды, воспитания и т.д. Сложность структуры и многофакторность развития объясняют неравномерность изменений и гетерохронность фаз развития человека на всех его стадиях. Особенности гетерохронности Ананьев исследовал не только на примере индивида, но и личности. Изменчивость является основной характеристикой личностных свойств человека и проявляется она на протяжении всего жизненного цикла человека. Механизмом этой изменчивости является гетерохронность развития.

Ананьев и его коллеги в своих исследованиях рассматривали характеристики человека в их взаимосвязи и с учетом становления человека в различные возрастные периоды. В результате этих исследований удалось доказать, что природа психофизиологического развития в период зрелости разнородна и противоречива. Эта противоречивая структура развития характеризует как самые сложные образования (интеллект, логические и мыслительные функции), так и элементарны процессы (метаболизм) и индивидуальные, в частности, нейродинамические показатели.



Обобщая данные различных наук, Ананьев пришел к выводу, что неравномерность изменений и гетерохронность фаз развития различных систем характерны для всего онтогенеза и являются его общей закономерностью. Признание этих закономерностей позволяет активно управлять развитием.

Сенсорно-перцептивная организация личности. Основной принцип – принцип комплексности исследований человека – в наиболее полной форме был реализован Ананьевым при изучении сенсорно-перцептивных процессов.

Целостный подход в изучении сенсорно-перцептивных процессов предусматривает выделение структурно-функциональных связей сенсорно-перцептивных процессов и индивидной и личностной характеристик человека. В результате многочисленных исследований Ананьев сформулировал тезис о сенсорной организации человека как единой системе анализаторов всех без исключения модальностей, включенных в общую структуру человеческого развития. Сенсорная организация связана с образом жизни и деятельностью человека.

Генетическим началом этой организации являются тактильные функции, которые образуют сенсорные цепи. Эти цепи представляют собой информационные потоки, сходящиеся внутри сенсорной организации индивида. В процессе исторического развития и на его основе внутри этой организации образуются межанализаторные интермодальные сенсорные системы (речеслуховая, зрительная и т.д.). более того, существуют не только частные виды чувствительности отдельных анализаторов, но и общий для данного человека способ чувствительности, являющийся свойством сенсорной организации человека в целом и входящий в структуру темперамента - сензитивность. Изучение сензитивности и сензитивных периодов развития человека (периодов, в которые та или иная функция действует особенно эффективно) позволило изменить подходы к обучению и воспитанию.

Для теории развития большое значение имеет открытие оптимумов чувствительности многих модальностей в периоды после завершения основных процессов роста и созревания. Оптимумы модальностей, находящихся под постоянной нагрузкой перемещаются в более поздние периоды жизни. Исследования данной школы позволили описать явление сенсибилизации сенсорных функций и показали ее значение для практической деятельности человека.

Многочисленные исследования Ананьева и его сотрудников позволили показать сложную, многоуровневую взаимосвязь сенсорно-перцептивной, индивидной и личностной характеристик человека, выявить закономерности возрастно-половых различий чувствительности, установить зависимости между сенсорными, интеллектуальными мнемическими и другими процессами.

Личность и общение. Следующей важнейшей категорией, изучением которой занимался Ананьев и его сотрудники, было общение. Представители данной психологической школы в рамках общей, возрастной, педагогической и дифференциальной психологий подчеркивали, что человек развивается в мире, развивая и формируя бесконечное число связей с предметным миром и с миром людей. Механизмом, посредством которого эти отношения у человека с миром предметов” и “миром людей” устанавливаются и развиваются, является деятельности – труд, общение, учение, игра и другие ее виды.

Ананьев считал основной характеристикой общения как деятельности то, что через него человек строит свои отношения с людьми. Являясь обязательным компонентом всех других видов деятельности, которые предполагают взаимодействие людей, оно (общение) оказывается условием, без которого невозможно познание окружающей действительности, формирования эмоционального отклика и основанного на этом поведения.

Анализируя процесс общения с точки зрения его составляющих, исследователи (Ананьев, Веккер Л.М.) выделяют в нем помимо речевых и неречевых средств общения внутреннюю сторону – познание участников общения друг другом и преобразование себя в общении.

Восприятие и понимание человека человеком. Восприятие человека человеком характеризуется предметностью (свойства облика человека отражаются как свойства, принадлежащие этому человеку), объективированностью и субъективностью, а также целостностью и структурностью.

Исследования Б.Ф. Ломова, А.А. Бодалева и др. показали роль условий в становлении образа другого человека (расстояния, ракурса, освещенности), а также роль активности субъекта восприятия и фактора установки.

Доказана связь между полнотой, правильностью и яркостью восприятия и таким фактором, как отношение к объекту восприятия. Также рассматривалось влияние фактора возраста при восприятии человека. Указано, что с возрастом в восприятии другого человека происходят определенные изменения (увеличивается количество характеристик физического облика, увеличивается количество экспрессивных характеристик, падает количество описания физического оформления, становится богаче воспринимаемая палитра чувств, повышается степень точности восприятия и т.д.). Описаны индивидуальные и профессиональные различия в восприятии другого человека. Выявлены индивидуальные различия в фиксировании различных этапов внешности, в точности восприятия и фиксирования особенностей выразительного поведения. Описан факт влияния профессиональной установки на формирование образа другого человека. Данные особенности восприятия, связанные с родом деятельности, явно проявляются у врачей, артистов, писателей, следователей, педагогов и т.д. (Кто наиболее точно и полно воспринимает внешность другого человека? – Художник. Кто наиболее точно воспринимает особенности пластики другого человека? – Хореограф. Чье восприятие в наибольшей степени искажено профессиональными установками? – Учителей и работников правоохранительных органов. Почему?)

Проблема понимания человека человеком сводится к несовпадению отношения и внешних форм поведения. Здесь были проведены исследования процесса формирования понятий о личности другого человека. Выявлено, что на этот процесс оказывают влияние следующие факторы:

1. теснота и длительность знакомства;

2. сформированность как личности субъекта восприятия;

3. личностный опыт предыдущего общения.

Показана важность в процессе понимания таких явлений, как “житейское общение”, социальных и индивидуальных образцов – эталонов, с которыми сопоставляется воспринимаемое лицо, а также стереотипов. Показана важность в понимании таких качеств личности субъекта, как наблюдательность, воображение, эмпатия, интуиция и т.д. Указывалось, что накопление у человека понятийного знания о других людях приводит к совершенствованию его перцептивных процессов и увеличению точности в восприятии других людей и себя.

Описаны возрастные и профессиональные особенности понимания человеком других людей. Показано, что характер понимания ребенком других людей связан с развитием ребенка как субъекта познания (с возрастом происходит увеличение числа отражаемых сторон личности, изменяется значение, придаваемое тому или иному личностному качеству). Указано, что при взаимодействии в условиях деятельности у субъектов общения происходит трансформация понятий о личности друг друга, которое определяется ходом этой деятельности, вкладом каждого в ее исход и результатами.

Как объект восприятия человек отличается особой социальной значимостью. При восприятии нового для себя человека субъект выделяет в нем те особенности его внешности, которые дают информацию о его психических и социальных качествах. Психологи А.А.Бодалев, В.Н.Панферов специально изучали в экспериментальных условиях, что производит наиболее сильное впечатление при знакомстве. Оказалось, первое, что бросается в глаза и запоминается человеку - это прическа, которая может менять лицо до неузнаваемости. Например, если женщина надевает парик и долго его носит, стоит ей появиться без парика - она становится неузнаваемой. Обычно экстравагантная мода, особенно среди молодежи, начинается с прически, вспомним панков, хиппи и др. Это резко выделяет их на фоне других людей. Практический совет: если Вы хотите, чтобы на Вас обратили внимание в обществе - смените прическу. И еще: всегда следите (особенно женщины) за своей прической, чтобы всегда производить хорошее впечатление.

После прически мы обращаем внимание на глаза человека, которые, как известно, зеркало души. Глаза могут быть добрыми, холодными, лучистыми, хитрыми, злыми, колючими. Они как бы настраивают другого человека на определенный лад: доверительный, настороженный, агрессивный. И, конечно же, улыбка человека нас очень привлекает, особенно, если она добрая и приветливая, а не злая и натянутая. Не зря известный американский специалист по общению Дейл Карнеги в качестве первой заповеди хорошего общения провозгласил: если хотите понравиться человеку - улыбайтесь, учитесь улыбаться, делайте специальные упражнения перед зеркалом.

В целом, выражение лица формируется мимикой, которая у одних людей очень динамичная, разнообразная, а у других бедная, от чего создается впечатление угрюмости, неприветливости, скрытности.

При восприятии человека особенно выделяются: его осанка, походка, жестикуляция, мимика, голос, речь, поведенческие привычки и манеры. Ведущими признаками являются профессиональные характеристики человека, его социальный статус, основные нравственные и коммуникативные качества: злой, добрый, веселый, замкнутый, общительный и др.

Восприятие лица человека также происходит избирательно. Чтобы лучше понять психологические особенности восприятия человека человеком на рис. показано лицо урода, построенное компьютером на основе математических формул без учета социальной значимости восприятия человека.

Каждого человека отличает также определенная манера поведения, жесты, походка, движения тела. Интересно, что когда люди долго не видятся (допустим, сокурсники встречаются через 30 лет после окончания института), они узнают друг друга чаще всего не по лицу, которое очень изменилось, а по отдельным жестам и манере движения. Один как-то особенно пожимал плечами, другой размахивал руками, третий вздергивал головой.

Избирательный характер восприятия лица человека проявляется в том, что в первую очередь срабатывает механизм влияния прошлого опыта и мышления, выделяющий в воспринимаемом изображении наиболее информативные места, на основе которых, соотнеся полученную информацию с памятью, можно составить о нем целостное представление. Изучение движений глаз человека, рассматривающего изображение человека, проведенное А. Л. Ярбусом, показало, что изображения содержат участки, несущие в себе наиболее интересную и полезную для восприятия информацию. При анализе таких элементов, на которых более всего останавливается взор в процессе рассматривания, обнаружено, что движения глаз фактически отражают процесс мышления. Установлено, что при рассматривании человеческого лица наблюдатель больше всего внимания уделяет глазам, губам и носу (рис. 45).

Отличаются и опорная роль различных элементов лица при его опознании (рис. 46).

Рис. Запись движения глаз

в процессе рассматривания

фотографии лица женщины

в анфас в течение 1 мин

Глаза и губы человека действительно являются наиболее выразительными и подвижными элементами лица, по характеру и движениям которых мы судим о психологии человека и его состоянии. Они многое могут сказать наблюдателю о настроении человека, о его характере, отношении к окружающим людям и о многом другом.

Опорная роль различных элементов лица при его опознании показана на рис. 46.

Мимика и позы человека являются также весьма информативными. Известно, что как позы, так и мимика человека регулируются его подсознанием, поэтому они являются самыми искренними информаторами о психическом состоянии человека. Так, например, наблюдение за жестами партнера дает много различной информации. Замечено, что курящий партнер в случае принятия им положительного решения выпускает дым вверх, а при отрицательном – выпускает дым вниз. Обратите внимание на положения рук, плеч и головы партнера. Плечи поднимаются при напряжении и опускаются при расслаблении. Опущенная голова, например, информирует о замкнутости и неудовлетворенности, а поднятая голова – об интенсивном самоконтроле. Голова, склоненная набок, свидетельствует о любопытстве, интересе, стремлении к общению. Если слова собеседника соответствуют его мыслям, то это сигнализируется прямыми линиями в положении тела стоящего человека. При расхождении слов и мыслей тело стоящего человека начинает посылать двойные сигналы – линия, соединяющая голову и ступни, становится ломаной.

Интересно отметить, что сложившийся по внешним признакам обобщенный образ человека часто влияет на взаимодействие с этим человеком. Психологи различают три типа установки на восприятие другого человека: позитивная, негативная и адекватная. При позитивной установке мы переоцениваем положительные качества и даем человеку большой аванс, который проявляется в неосознаваемой доверчивости. Негативная установка приводит к тому, что воспринимаются в основном отрицательные качества другого человека, что выражается в недоверчивости, подозрительности.

Лучше всего, конечно, адекватная установка на то, что у каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества. Главное, как они сбалансированы и оцениваются самим человеком. Наличие установок рассматривается как неосознаваемая предрасположенность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат в основе типичных искажений представления о другом человеке.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...