Спектакль лодочник. Спектакль лодочник Лодочник спектакль


Автор пьесы «Лодочник», замечательно талантливый украинский русскоязычный драматург Анна Яблонская, погибла год назад в аэропорту «Домодедово» при теракте. А незадолго до этого написала легкую, остроумную пьесу, где «женщина с косой» нанимает главного героя на непыльную работу - переправлять пассажиров через Стикс. Потом к действию подключается бывшая любовь героя, которая, родив дочь и дорастив ее до 15 лет, поняла, что без настоящего мужика жизнь ее ценности не имеет, и сиганула в лестничный пролет, а также йог, обманувший смерть. Есть еще персонаж Иосиф Лауреат, который сначала выглядит почти карикатурно, несмотря на то, что цитирует Бродского, а потом вдруг ­произносит ключевую фразу пьесы: «Свет - такая штука, он или внутри, или нигде» - из уст такого персонажа звучит она вовсе не пафосно, но попадает в десятку. Вообще у Ани Яблонской был на редкость тонкий вкус, и, решив поговорить с современниками об эросе и танатосе, она сделала все, чтобы сдобрить патетику отменным юмором. Между тем спектакль грешит главными проблемами «женской режиссуры» - настойчивыми попытками сделать сложным то, что проще простого, и заменить юмор сентиментальностью.

Сюжет пьесы - из мифологических. Лодочник и его Оля - это современные Орфей и Эвридика. У лодочника - Всеволода Цурило - вроде бы есть все данные, чтобы стать тем самым мужиком, которого ищет Оля, кроме одного: чувства юмора. В тексте-то его хоть отбавляй, но актеру явно велено утяжелять слова многократно и иллюстрировать мученической гримасой на лице, точно он не лодочник, а Сизиф какой-нибудь. И бедная Оля (Марианна Коробейникова), усевшись в лодку, мучается так нещадно, что убить из жалости хочется. На расстоянии вытянутой руки в этот мильон терзаний ни за что не поверить. Так что гораздо в более выигрышном положении оказываются те артисты, которым по­зволено играть анекдотических персонажей: патлатого и навсегда запуганного Иосифа Лауреата (Антон Багров), обретшую счастье дружбы среди покойников женщину с ведром (Надежда Федотова), сумасшедшего медбрата из реанимации (Петр Квасов), готическую смерть (Наталья Шамина) - вот только бы неуклюжий акробатический номер с лодочником ей взять и отменить. Повезло Артуру Вахе, лицо которого неожиданно показывает экран во весь задник: Ваха играет йога. Находки художника Сергея Лавора, задействовавшего флуоресцентные лампы и придумавшего лодку в виде большой ладони и пространственные фокусы с занавесами, позволяют перемещаться с того на этот свет, как в компьютерной игре, без усилий. Но вот стремление режиссера непременно напугать близостью смерти и силой заставить задуматься, какая это великая и непреложная ценность - семья, пробуждает почти непреодолимое желание сбежать с урока.

» состоялась премьера спектакля «Лодочник » по пьесе украинского драматурга - несерьезного разговора на серьезные темы, взрослой сказки про смерть и неверные повороты на дороге жизни. Для Косичкина это режиссерский дебют на подмостках «Et Cetera», в чью труппу его зачислили в 2013-м. Ранее восемь лет он посвятил театру « », где на два десятка актерских работ пришлось и две режиссерские - по пьесам «Большой проспект» Николая Железняка и «Пробка» . В «Et Cetera» Косичкин продолжает работать с современными драматургами, взявшись за пьесу одного из ярких имен новой драмы - Анны Яблонской, погибшей в 2011 году в результате террористической атаки на Домодедово.


Судьба драматурга резонирует с содержанием пьесы: «Лодочник» повествует о незадачливом пьющем Стороже ( ), которому деревья ( и ) сообщают о синекуре - вакансии лодочника на речке возле новехонького моста. Река оказывается не абы чем, а неназванным Стиксом, через который экс-Сторож обречен перевозить старушек, нобелевских лауреатов и других почивших. Всё бы ничего, и страх за деньги можно перебороть, но однажды в лодку к нему садится женщина - рыжие волосы, зовут Оля ( ), они любили друг друга еще до того, как он стал Сторожем, но по какой-то глупости расстались. И теперь ему нужно (да и очень хочется) повернуть вспять время и обмануть саму смерть, даже хуже - обмануть саму жизнь.

В эфросовском зале небольшая сцена расположена между двумя трибунами, на которых сидят зрители, - еще одна рифма к лодке, которая стоит на подмостках. По краям сцены два «шатра»: мир живых и мир мертвых - во втором притаилась группа «Папоротник», сопровождающая спектакль живой музыкой. «Лодочник» начинается с задорного группового кручения судна, на котором стоит Фонарный Столб ( ). Свист и крики «Лодочник! » обрываются с глухим ударом головы о борт: Сторож-Лодочник приходит в себя, исповедуется Столбу и встречает деревья. Далее начинаются приключения современного Орфея, который из нужды взялся подрабатывать Хароном.


Синопсис, впрочем, может настроить на неверный лад: интонация полуторачасового спектакля не серьезная, а балаганная, задаваемая в первой сцене. Это сказка для взрослых, сыгранная на языке детского спектакля: с переодеваниями, с упрощенными характерами, с осознанием игры. Дочь Оли ( ), хоть и похожа на девочку в гриме Карлсона, говорит про энергетики и секс, а смерть и болезнь не скрываются за метафорой - они неотъемлемая часть этого фантасмагорического сюжета, неизменный двигатель жизни. Дополнительным акцентом оказывается обилие травести: все роли исполняют актеры-мужчины - и старушку из анекдота, и поэтичную женщину Олю, и девочку-подростка, и, наконец, принимающую Сторожа на работу Смерть ( ). В этом есть и новый виток фарса, и заявка на равноправие (если уж не в социуме, так перед кончиной).

Эту разницу между оболочкой и содержанием и подчеркивает режиссер Иван Косичкин, предлагая поговорить «о вещах серьезных и умных, но… смеясь ». «Лодочник» действительно в определенной степени забавен - и в гэгах, и в диалогах, и в парадоксальных наблюдениях (например, смерть ненавидит йогов, потому что те её не боятся и достигают схожего состояния в медитации). Формат как-бы-детского спектакля серьезные вопросы по преимуществу лишь обозначает и одновременно сбивает пафос любой экзистенциальной подоплеки: мы же, в конце концов, взрослые люди, однажды возьмемся за голову и всё исправим. Да и у суровых фигур в темных балахонах на том берегу есть свои бюрократические заморочки - есть, значит, везде что-то человеческое.

ЛОДОЧНИК

Современные пьесы - это всегда интересно. Не так уж много у нас ныне драматургов. И видимо, еще меньше театров, готовых ставить ими написанное.

В данном случае реальность явно превзошла мои ожидания.

Играют исключительно мальчики, в т.ч. женские роли. Я где-то прочитала, что это мол намек на равенство всех перед смертью или что-то подобное. Ну... на мой взгляд, если это правда, то намек неубедительный и неоправданный.

Во-первых, я не поняла, почему Смерть - женщина с бородой?Ну ладно, мужчина в юбке (я правда, сначала заподозрила шотландца, мало ло ли). Но борода? Опять-таки коса. Ну пусть нигде не сказано, что коса - это сельскохозяйственный инструмент. Но это жалкое волосяное нечто сзади - коса? Я и разглядела-то ее лишь к середине действия.

Во-вторых, в какой-то момент внезапно возникает любовь (старая и почти забытая, а это всегда опасно), а ее объект - то бишь прекрасная дама, она опять-таки не дама. И мягко-говоря, не прекрасная. Ну точно не до такой степени, чтобы влюбиться без памяти. И потому в это невероятное прекрасное, огромное и возвышенное чувство не верится от слова совсем. Станиславский бы точно возопил свое любимое.

В-третьих, товарищи с того берега до неприличия напоминали мне дементоров. Эти черные балахоны с капюшонами... Пришлось сделать над собой усилие, чтобы отделаться от ассоциаций с Гарри Поттером.

Поставлен спектакль довольно необычно. Сцена представляет собой реку. Зритель моментально признает в ней Стикс, хотя, вроде бы ни разу не видел его вживую. В реке - лодка, местами больше похожая на комфортабельный гроб. Зрительские места расположены с двух сторон от реки, так что мы смотрим вроде как с берегов. С другой стороны, и лодка плавает между берегами, так что здесь наблюдается некая геометрическая некорректность. Впрочем, с учетом того, что лодочник соединяет тот и этот мир, такая мелочь кажется несущественной.

Перемещение из этого мира в тот почти каждый раз сопровождалось звуком кардиомонитора, символизирующим остановку сердца. Удачная, хоть и жуткая находка. На этом фоне даже существа в черных плащах не казались страшными. Кстати, с музыкой тоже получилось уместно - в меру таинственная и пугающая (правда, порядочно заглушающая актеров тем зрителям, кто сидел с краю).

Сюжет такой: некий товарищ сильно перепил, на этой почве пообщался с фонарным стобом, просветлел лицом (что неудивительно) и неожиданно для себя устроился на работу. Вот только его работодателем оказалась Смерть. Вас это смущает? А его - нет, ничуть. Работа на свежем воздухе, река, зарплата хорошая, квартира в центре и вообще. Даже лауреаты Нобелевской премии попадаются. Но вслед за лауреатом ему пришлось везти ту самую даму, которая - любовь всей жизни... На экскурсию. Вроде как. Или насовсем?

До этого момента было любопытно. Это была игра. Ироничная и насмешливая. Хотя местами и по краю. А вот дальше пьеса превратилась в мелодраму с набором штампов. Почти взрослая дочь, найденная 15 лет спустя. Герой на белом коне, спасающий прекрасную принцессу. Любовь, побеждающая смерть. И несколько размытый водами Стикса финал, в котором снова появляется столб и бутылка. Было ли что или не было?

Честно скажу, я осталась в некотором недоумении. Первая половина обещает гораздо больше, чем обнаруживаешь во второй. Абсурд несколько заслоняет все остальное. Тем не менее, опыт был интересным.

Про места. Рядов с правой стороны четыре, с левой - шесть. Справа - подъем равномерный, видно хорошо отовсюду. Слева третий ряд находится на уровне второго, так что лучше покупать билеты на 1 или 4-й. И мне показалось, что левая сторона удобнее в плане просмотра (актеры больше обращаются к "левым" зрителям).
У меня было место в 6 ряду (и с него вообще ничего не было видно, повезло, что удалось пересесть поближе). Так что, если вдруг туда будут продавать билеты - на 6 ряд даже и не смотрите.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...