Проблема "униженных и оскорблённых" в произведениях. О соотношении образа «маленького человека» и «униженных и оскорбленных Гоголь шинель униженные и оскорбленные


Униженные и оскорбленные

Тема «маленького человека» является одной из сквозных тем русской литературы, которой постоянно обращались писатели. Первым ее затронул
А.С.Пушкин в повести «Станционный смотритель» и поэме «Медный всадник»
.Продолжателями этой темы явились Н.В.Гоголь,
Создавший в «Шинели» бессмертный образ Акакия Акакиевича, М.Ю.Лермонтов
,противопоставивший Печорину доброго штабс-капитана Максима Максимыча. С этой темой в русской литературе связаны лучшие гуманистические традиции.
Писатели предлагают людям задуматься о том, что каждый человек имеет право на жизнь и на счастье.
Ф.М.Достоевский является не просто продолжателем традиций русской литературы, но и дополняет ее, т.к открывает новый аспект этой темы.
Достоевский становится певцом «бедных людей» , униженных и оскорбленных.
Своим творчеством Достоевский пытается доказать, что всякий человек,кто бы он ни был, имеет право на сочувствие и сострадание.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» -это «психологический отчет одного преступления», преступления,которое совершил бедный студент
Радион Раскольников, убивший старуху- процентщицу.Однако в романе речь идет о необычном уголовном преступлении. Это,если так можно выразиться, идеологическое преступление,а исполнитель его –преступник- мыслитель убийца-философ.

Он убил ростовщицу отнюдь не во имя обогащения и даже не ради того, чтобы помочь своим близким: матери и сестре. Это преступление явилось следствием трагических обстоятельств окружающей действительности, результатом долгих и упорных размышлений героя романа о своей судьбе, о судьбе всех «униженных и оскорбленных» о социальных и нравственных законах, по которым живет человечество.
Жизнь предстают перед героем,как клубок неразрешенных противоречий.По всюду он видит картины нищеты, бесправия, подавления человеческого достоинства. На каждом шагу ему встречаются отверженные и гонимые люди, которым некуда деться. Их примером служат Соня Мармеладова, Катерина
Ивановна и многие другие. Да и сам Раскольников оказался не в лучшем положении. Ему тоже, по существу, некуда пойти. Живет он впроголодь, ютится в маленькой каморке, похожей на шкаф, откуда его вот-вот вышвырнут на улицу. Под угрозой оказалась судьба матери и сестры.
В разговоре Мармеладова с Раскольниковым в кабаке звучит мысль о том, что в нищем, а значит и в нем, никто не подозревает благородства чувств. Между тем Мармеладов способен глубоко чувствовать, понимать, страдать не только за себя, но и за голодных детей, оправдывать грубое отношение к себе жены, ценить самоотверженность Катерины Ивановны и Сони.
При всей, казалось бы, потере Мармеладовым человеческого облика его невозможно презирать. В словах Мармеладова- боль за то, что его, однажды выгнав из человеческой компании, уже больше никогда в нее не допустят.
Слушая вместе с Раскольниковым исповедь Мармеладова, некоторые из нас могут подумать: «зачем нам сегодня всё это? Какое нам дело до вечно пьяного чиновника с его витиеватыми речами, какой-то мазохистской склонностью рассказывать о своих пороках». В наш деловой век мы рассуждаем просто: Мармеладову был дан шанс, и тот его не использовал.
Его превосходительство Иван Афанасьевич зачислил его на службу и назначил жалованье. Словно в царство божье переселился наш герой: дома ходят на цыпочках, кофеем перед службой поят, сколотились и купили приличное обмундирование, жена стала ходить похорошевшая и по молодевшая. Казалось бы, живи да радуйся, да тянись на службе, выходи в люди. Так нет, на другой же день после получения, жалованье было выкрадено и пропито. «Сам виноват»,- сказали бы мы теперь. Осудить другого просто. Русская литература учит нас не судить, а сострадать. Это гораздо труднее, так как требует от нас огромного труда души. Русские писатели не просто называют нам бедных, задавленных жизнью и униженных сильными мира сего людей. Нет, в бедном человеке, они видят, прежде всего, человека.

Вспомним жизнь Катерины Ивановны. Она больна чахоткой, о чём говорят красные пятна на её лице, которых так боится Мармеладов. Из его рассказа о жене мы узнаём, что она из дворянской семьи, воспитывалась в губернском дворянском институте. Выйдя замуж без родительского благословения, оказавшись в отчаянном положении, с тремя детьми на руках, она после смерти мужа вынуждена была выйти замуж за Мармеладова. «Можете судить потому, до какой степени её бедствия доходили, что она, образованная и воспитанная и фамилии известной, за меня согласилась пойти! Но пошла!
Плача и рыдая и руки ломая, пошла! Ибо некуда было пойти. »

Но облегчение не наступила и после замужества: муж выгнан со службы и пьёт, грозит выгнать квартирная хозяйка, бьёт Лебезятников, плачут голодные дети. Не жестокость руководит ею, когда она посылает Соню зарабатывать деньги проституцией, а отчаяние и безысходность. Катерина
Ивановна понимает, что Соня принесла себя в жертву близким. Именно поэтому
, когда Соня вернулась с деньгами, она весь вечер в ногах у неё на коленях простояла, ноги ей целовала, встать не хотела. » Мармеладов даёт жене точную характеристику, говоря, что она « горячая, гордая, непреклонная.» Но человеческая гордость её , как и Мармеладова попирается на каждом шагу, о достоинстве и самолюбии заставляют забыть.

Бессмысленно искать помощи и сочувствия у окружающих, « некуда идти »
Катерине Ивановне, везде тупик. Рассказывая о Соне и встретившейся
Раскольникову девочке, писатель неслучайно останавливает внимание на их портретах: чистота и беззащитность показанные в портретах Сони и обманутой девочки, не соответствуют образу жизни, который они вынуждены вести, поэтому Раскольникову « странно и дико было смотреть на такое явление ».

Достоевский убедительно показывает, что иные отношения, кроме безразличия, любопытства, злорадной насмешки, противоестественны в этом мире. Люди смотрят друг на друга « враждебно и с недоверчивостью ». Все, кроме Раскольникова, слушают Мармеладова, « фыркая » , «улыбаясь » ,
«зевая » , а в общем равнодушно.Также равнодушна толпа зрителей, хлынувших посмотреть на муки умирающего Мармеладова. Во сне Раскольникова
, так похожем на явь, лошадь секут «с наслаждением» , «хохотом и остротами».

Роман «Преступление и наказание» отразил тревогу Достоевского за будущее человечества. Он показывает, что такой жизнью, которою сейчас живут «униженные и оскорблённые» жить дальше нельзя». Опираясь на реальный материал действительности Достоевский выдвигал и освещал проблемы, имеющие всемирное значение, проблемы борьбы добра и зла в социальной жизни. во внутренней природе человека., проблемы любви и сострадания к ближнему.

Всё это – вечные темы жизни и искусства. В нашей сегодняшней жизни бедные люди, униженные и оскорблённые. тоже есть. Но обратит ли на них своё внимание наша литература – большой вопрос. Найдётся ли у нас критик, который скажет, как когда-то Белинский: «Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди – ваши братья»!

Тема «маленького человека» в литературе XIX века (по произведениям Пушкина, Гоголя, Достоевского)

Многие писатели–классики обращались к теме «маленького человека». В их произведениях это не знатный, а бедный, оскорбляемый высшими по чину людьми, доведенный до отчаянья человек. Это социально–психологический тип, то есть человек, ощущающий своё бессилие перед жизнью. Иногда он способен на протест. К бунту «маленького человека» всегда ведет жизненная катастрофа, но исход протеста - безумие, смерть. Именно так изображает его в произведениях «Медный всадник» и «Станционный смотритель», где в бедном чиновнике автору удалось открыть новый драматический характер. Несколько позже Гоголь продолжил развитие этой темы в «петербургских повестях» («Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Шинель»). Но в отличие от Пушкина продолжил своеобразно, опираясь на собственный жизненный опыт. Петербург поразил Гоголя картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф. По Гоголю, Петербург-город, где человеческие отношения искажены, торжествует пошлость, а таланты гибнут. Это город, где, «...кроме фонаря, все дышит обманом». Именно в этом страшном, безумном городе происходят удивительные происшествия с чиновником Поприщиным. Именно здесь нет житья бедному Акакию Акакиевичу. Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности. Человек и нечеловеческие условия его общественного бытия - главный конфликт, лежащий в основе «петербургских повестей».

Герой «Записок сумасшедшего» - Аксентий Иванович Поприщин, маленький, обижаемый всеми чиновник. Он дворянин, очень беден и ни на что не претендует. С чувством достоинства он сидит в кабинете директора и очинивает перья «его высокопревосходительству», преисполненный величайшего уважения к нему. По мнению Поприщина, репутацию человеку создает чин. Именно тот человек порядочен, кто имеет высокий чин, должность, деньги. Герой нищ духом, его внутренний мир мелок и убог; но не посмеяться над ним хотел Гоголь. Размышляя над жизнью, Поприщин постепенно теряет рассудок, в нём просыпается оскорблённое человеческое достоинство: «Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со мною!.. Что я сделал им? За что они мучают меня?». Блок заметил, что в вопле Поприщина слышен «крик самого Гоголя». «Записки сумасшедшего» - вопль протеста против несправедливых устоев обезумевшего мира, где все смещено и спутано, где попраны разум и справедливость. Поприщин - порождение и жертва этого мира. Крик героя в финале повести вобрал в себя все обиды и страдания «маленького человека».

Жертвой Петербурга, жертвой нищеты и произвола является Акакий Акакиевич Башмачкин - герой повести «Шинель». «Он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться», - так говорит о Башмачкине Гоголь. Автор не скрывает ироничной усмешки, когда описывает ограниченность и убожество своего героя. Гоголь подчеркивает типичность Акакия Акакиевича: «В одном департаменте служил один чиновник Башмачкин - робкий, задавленный судьбой человек, забитое, бессловесное существо, безропотно сносящее насмешки сослуживцев». Жалость и сострадание вызывает этот человек, который ни одного слова не отвечает и ведёт себя так, «как будто бы никого и не было перед ним», когда сослуживцы сыпали на голову ему бумажки. И вот таким человеком овладела всепожирающая страсть обзавестись новой шинелью. При этом сила страсти и ее предмет несоизмеримы. В этом ирония Гоголя: ведь решение простой житейской задачи вознесено на высокий пьедестал. Когда Акакия Акакиевича ограбили, он в порыве отчаяния обратился к «значительному лицу», обобщенному образу представителя власти. Именно сцена у генерала с наибольшей силой обнаруживает социальную трагедию «маленького человека». Из кабинета Акакия Акакиевича «вынесли почти без движения». Гоголь подчеркивает общественный смысл конфликта, когда бессловесный и робкий Башмачкин только в предсмертном бреду начинает «сквернохульничать, произнося самые страшные слова». И только мертвый Акакий Акакиевич способен на бунт и месть. Привидение, в котором был узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели «со всех плеч, не разбирая чина и звания».

Мнение критиков и современников Гоголя об этом герое разошлось. Достоевский увидел в «Шинели» «безжалостное издевательство над человеком». - «любовь общую, мировую, христианскую». И в «Записках», и в «Шинели» мы видим не просто «маленького человека», а человека вообще. Перед нами люди одинокие, неуверенные, лишенные надежной опоры, нуждающиеся в сочувствии. Поэтому мы не можем ни беспощадно судить «маленького человека», ни оправдать его: он вызывает и сострадание, и насмешку.

Социальное достоинство «маленького человека» защищает и в романе «Преступление и наказание». Мир отверженных здесь представлен Раскольниковым, его сестрой и матерью, семьёй Мармеладовых, безгласной и подчиняющейся Лизаветой и другими обитателями этого бедного района Петербурга. Автор показывает, что герои ждут от общества сочувствия и справедливости. Они выше окружающих по уму, культуре, образованию и хотят занять в обществе достойное положение, чтобы уважать себя. Но бедность, которая их окружает, таит в себе угрозу окончательно превратить человека в вещь.

Достоевский никогда раньше так широко не изображал нищету и страдания обездоленных, униженных и оскорблённых людей, бесчеловечие и жестокость современной жизни. Его по праву называют певцом «бедных людей», «униженных и оскорблённых». Выступая против социальной несправедливости, против унижения человека, они верят в его высокое призвание. Даже тяжёлые условия жизни не сломили души «бедных людей»; в изображении Достоевского они прекрасны, полны душевной щедрости и красоты.

И Пушкин, и Лермонтов, и Гоголь, и Достоевский в своих произведениях доказали, что всякий человек, кто бы он ни был и как бы низко ни стоял, имеет право на сочувствие и сострадание. «Все люди перед Богом равны, нет «маленьких» и «великих», каждый человек – личность», - к такому выводу приходит каждый, кто знакомится с произведениями писателей-классиков.

Тема самоутверждения, которую Достоевский поднимает в «Бедных людях», продолжается в его очередном произведении «Униженные и оскорбленные».

Роман «Униженные и оскорбленные» впервые был опубликован в 1861 году в журнале «Время». В статье «Забытые люди» Добролюбов назвал Достоевского «одним из замечатель-шейших деятелей нашей культуры», а его роман «Униженные и оскорбленные» - лучшим культурным явлением года. Н.А.Добролюбов отметил, что новое произведение Федора Михайловича, как и первый его роман «Бедные люди», принадлежит тому «гуманистическому» направлению, которое начал Н. В. Гоголь - основатель «натуральной школы» в русской литературе. «В произведениях г. Достоевского,- писал критик,- мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о человеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже не в праве быть человеком, настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим собой». Действие романа «Униженные и оскорбленные» происходит в 40-х годах XIX века, но яркая антикапиталистическая направленность его свидетельствует о том, что Достоевский тонко чувствовал и реалистически воспроизводил политическую атмосферу 60-х годов: в романе показан Петербург с его вопиющими социальными противоречиями и контрастами, говорится о спорах по поводу вводимых правительством реформ, запечатлена тревога подымающейся демократии о судьбах униженных и обездоленных. Именно в этом сильная сторона романа. «Люди, которых человеческое достоинство оскорбляется,- писал Добролюбов,- являются нам в произведениях г. Достоевского в двух главных типах: кротком и ожесточенном». Кроткие - это те, кто не протестует, а смиряется со своим униженным положением (Наташа Ихменева, ее родители, Иван Петрович). Ожесточенные, наоборот, хотят бросить вызов тем, кто оскорбляет и унижает их, они бунтуют против несправедливости, существующей в мире. Но этот протест трагичен, ибо он приводит их к гибели, как это происходит с девочкой-подростком - Нелли. Такому разделению героев в романе соответствуют и две параллельные сюжетные линии: первая - история семьи Ихменевых, вторая - трагическая судьба Смитов. Первая сюжетная линия продолжает традицию сентиментальной русской литературы XIX века. Достоевский повествует о том, что дочь мелкопоместного дворянина Ихменева - Наташа, влюбившись в сына князя Валковского - Алешу и не получив родительского благословения, уходит из дома к нему. И за это ее проклинает отец. Однако ветреный и легкомысленный Алеша вскоре влюбляется в богатую дочь графини и по настоянию отца женится на ней. Униженная и оскорбленная в своиз лучших чувствах Наташа возвращается к бедным родителям, отец после мучительных колебаний признает ее. На семью Ихменевых обрушиваются все силы зла. Опозорен отец Наташи - Николай Сергеевич. Этого доброго, доверчивого человека, который приютил в доме Алешу и навел порядок в разоренном княжеском имении, Валковский обвиняет в мошенничестве; он безжалостно изгоняет Ихменева, который становится более не нужен ему. Страдания Николая Сергеевича усугубляются конфликтом с дочерью: для него уход Наташи из дома - позор. Не меньшие страдания испытывает и мать Наташи, вынужденная терпеть и уход дочери из дома, и гнев мужа. Но страдает и Наташа, любовь которой Достоевский изобразил в романе как самопожертвование. Во имя чувства к Алеше девушка забывает о своих прежних привязанностях, поступается собственным достоинством. Достоевский высоко оценивает любовь Наташи, видит в ее поступке силу характера. Однако жизнь не приносит Наташе счастья. Она страдает и оттого, что отец проклял ее, и от вероломства князя. Но непосредственный виновник страданий героини – некто иной, как Алеша. Это он оторвал ее о семьи, опозоренной его же отцом; он обманул ее обещанием жениться и бросил по настоянию отца ради богатой Кати. Казалось бы, есть все основания осудить виновника драмы Наташи - Алешу, но Достоевский этого не делает. В соответствии с кодексом христианского гуманизма, писатель «смягчает» вину молодого человека. Рассказчик, писатель Иван Петрович, от имени которого ведется повествование, смотрит на Алешу влюбленными глазами Наташи, он не видит эгоистичности поведения героя, а порой даже любуется, восхищается Алешей и склонен все низкие поступки молодого князя толковат как безобидное проявление милой детскости. Автор застави свою обесчещенную героиню, обманутую возлюбленным, призь вать к жалости и прощению: «Не вини его (Алешу), Ваня,- перебила Наташа...- его судить нельзя как всех других... его воспитали не так. Разве он понимает, что делает?.. У него нет характера...» Здесь Достоевский совершенно явно проповедует христианскую идею прощения обидчикам нашим, и это ослабляет социальную остроту романа. Ханжество этой «христианской добродетели» тонко было подмечено Добролюбовым, у которого Алеша не вызвал симпатии. Некоторые современные критики выдвигают на первый план искренность Алеши и даже склонны провести линию от этого «барчука» к герою романа «Идиот» - Мышкину или Алеше Карамазову из «Братьев Карамазовых», но такая параллель не основательна. Сама по себе искренность не защищает человека от плохих поступков, не гарантирует от эгоизма, не делает его безупречным. Да, Алеша искренен и, пожалуй, даже добр, но в нем, в отличие от Мышкина, есть эгоизм, себялюбие. И это проявляется в отношении к Кате и в любви к Наташе, когда Алеша убеждает ее согласиться на его брак с богатой наследницей Катей. В его словах проявляется жуткая логика: раз Наташа любит его, значит, она должна любить и его счастье, то есть согласиться на его брак с Катей. Всем ходом сюжета автор доказывает, что, если бы Алеша был действительно на стороне Наташи, если бы его любовь была верной, сильной, лишенной эгоизма, никто бы не нарушил их счастья, и ни Наташа, ни ее родители не стали бы жертвами князя Валковского. Однако как моралист Достоевский не осуждает Алешу. Напротив, он в данном случае проповедует идею всепрощения, сделав носительницей ее - Наташу. Но современный читатель, чуждый смирению и всепрощению, не может смотреть на Алешу глазами героини. Он судит его по поступкам и делам. Наша оценка Алеши расходится с авторской. В кодекс гуманизма Достоевского входило и такое понятие, как страдание. Писатель был искренне убежден, что страданием человек очищается. И потому в семье Ихменевых не возникает вопроса об активной борьбе против социальной несправедливости. Ихменев отказывается от социального протеста и призывает к гордому смирению: «О! Пусть мы униженные, пусть мы оскорбленные, но мы опять вместе, и пусть, пусть теперь торжествуют эти гордые и надменные, унизившие и оскорбившие нас!» Достоевский придавал большое значение этой пассивной солидарности всех прошедших через горнило страданий, смирившихся со своим бедственным, униженным положением и не ищущих выхода в борьбе. Поэтому призывая идти «рука в руку», Ихменев обращается к прощенной им Наташе. Но не эта сюжетная линия «Униженных и оскорбленных» - главное достижение Достоевского-реалиста. Ее перекрывает другая, получившая завершение в эпилоге,- история Нелли и всего семейства Смитов. Старик Смит со своей собакой Азоркой, судьба которой была «каким-то таинственными, неведомыми путями соединена с судьбою ее хозяина»; мать Нелли, отвергнутая отцом, просящая милостыню на улицах Петербурга и умершая в сыром подвале, и, наконец, сама Нелли, терпящая побои от мещанки сводни Бубновой и всяческие надругательства от ее клиентов,- все эти униженные и оскорбленные изображены в романе с еще большей социальной остротой. Именно трагическая судьба Нелли, этой гордой, не по-детски серьезной девочки, прошедшей через все муки и тиранства земного ада, взволнованно рассказанная Достоевским, позволяет глубоко раскрыть вопиющув несправедливость социальных отношений. Но Нелли не пассивна, она не может смириться и простить своих обидчиков. Девочка одержима жаждой мести. Ее бунт против князя и окружающих ее условий полон трагизма. Изображая судьбы Наташи и Нелли, писатель дает как бы два ответа на вопрос о поведении страдающей личности: с oдной стороны, пассивное, просвещенное смирение и с другой - непримиримое проклятие всему несправедливому миру. Роман «Униженные и оскорбленные» оказал большое влияние на русское общество и на последующую литературу, так как пробуждал ненависть к обидчикам, попирающим человеческое достоинство, звал к воспитанию подлинного благородства.


Образ маленького человека в романе Достоевского «Преступление и наказание»

В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» описывается необычное преступление, совершённое нищим студентом для проверки своей страшной теории, в романе она называется «кровь по совести». Раскольников делит всех людей на обыкновенных и необыкновенных. Первые должны жить в послушании, вторые «имеют право, то есть не официальное право, а сами имеют право разрешить своей совести перешагнуть...через иные препятствия единственно в том только случае, если исполнение их идеи того требует». Раскольников, насмотревшись на горе, на разбитые судьбы обыкновенных («маленьких») людей - обитателей петербургских трущоб, решает действовать, так как смиренно наблюдать безобразную окружающую жизнь более не в силах. Решительность, глубокий и оригинальный ум, стремление исправить несовершенный мир, а не подчиняться его несправедливым законам - вот черты, которые не позволяют отнести образ самого Раскольникова к типу «маленьких людей».

Чтобы поверить в себя, герою надо удостовериться, «тварь ли он дрожащая» (то есть обыкновенный человек) или «право имеет» (то есть выдающаяся личность), сможет он позволить себе «кровь по совести», как успешные исторические герои, или не сможет. Если проверка покажет, что он относится к избранным, тогда следует смело приниматься за исправление несправедливого мира; для Раскольникова это значит облегчить жизнь «маленьких людей». Таким образом, в теории Раскольникова счастье «маленьких людей» вроде бы является главной и конечной целью. Этому выводу не противоречит даже признание, которое герой сделал Соне: он убил не для того, чтобы помочь матери и сестре Дуне, а «для самого себя».

Из приведённых рассуждений следует, что тема «маленького человека» является одной из основных в романе, так как связана и с социальным, и с философским содержанием. У Достоевского в «Преступлении и наказании» эта тема прозвучала ещё сильнее и трагичнее, чем у Пушкина в «Станционном смотрителе» и у Гоголя в «Шинели». Местом действия своего романа Достоевский выбрал самую бедную и грязную часть Петербурга - район Сенной площади и Кузнечного рынка. Одну за другой разворачивает писатель картины беспросветной нужды «маленьких людей», оскорблённых и униженных бессовестными «хозяевами жизни». В романе более или менее подробно описаны несколько героев, которые безусловно могут быть отнесены к традиционному типу «маленьких людей»: сестра старухи процентщицы Лизавета, которая у Достоевского становится символом «маленького человека», мать Раскольникова Пульхерия Александровна, жена Мармеладова Катерина Ивановна. Однако самым ярким образом в этом ряду является, конечно, сам Семён Захарович Мармеладов, рассказывающий свою историю Раскольникову в трактире.

В этом герое Достоевский объединил пушкинскую и гоголевскую традиции в изображении «маленьких людей». Мармеладов, как и Башмачкин, жалок и ничтожен, бессилен изменить свою жизнь (покончить с пьянством), но в нём сохраняется, как в Самсоне Вырине, живое чувство - любовь к Соне и Катерине Ивановне. Он несчастлив и, сознавая своё безвыходное положение, восклицает: «А вы знаете, что значит, когда некуда пойти?». Так же, как Вырин, Мармеладов начинает пить с горя, от несчастья (потерял службу), страха перед жизнью и бессилия что-нибудь сделать для своей семьи. Как Вырин, Семён Захарович переживает из-за горькой судьбы своей дочери Сони, которая вынуждена «переступить» и пойти на панель, чтобы прокормить голодающих детей Катерины Ивановны. Разница, однако, в том, что дочь станционного смотрителя была счастлива (своей любовью к Минскому), а Соня несчастлива.

Достоевский выстроил в романе сюжетную линию семьи Мармеладовых так, чтобы подчеркнуть трагичность образа Семёна Захаровича. Пьяный Мармеладов попадает под колёса щегольской коляски по собственной вине и умирает, оставляя без средств к существованию свою большую семью. Он хорошо понимает это, поэтому его последние слова обращены к Соне - единственной опоре для Катерины Ивановны и детей: «"Соня! Дочь! Прости!" - крикнул он и хотел было протянуть к ней руку, но, потеряв опору, сорвался и грохнулся с дивана...»

Катерина Ивановна внешне не похожа на традиционного «маленького человека», безропотно принимающего страдания. Она, по отзыву Мармеладова, «дама горячая, гордая и непреклонная» , она хлопочет перед генералом за мужа, устраивает пьяному супругу «воспитательные» скандалы, доводит Соню упрёками до того, что девушка идёт на панель, чтобы заработать деньги на хлеб для семьи. Но, по сути, Катерина Ивановна, как и все «маленькие люди», сломлена жизненными неудачами. Она не может сопротивляться ударам судьбы. Её беспомощное отчаяние проявляется в последнем безумном поступке: она с маленькими детьми выбегает на улицу просить милостыню и умирает, отказавшись от последней исповеди. Когда ей предлагают пригласить священника, она отвечает: «Что? Священника?.. Не надо... Где у вас лишний целковый?.. на мне нет грехов!... Бог и без того должен простить... Сам знает, как я страдала!.. А не простит, так и не надо!..» Эта сцена свидетельствует, что «маленький человек» у Достоевского доходит даже до бунта против Бога.

Соня Мармеладова - главная героиня романа - внешне очень похожа на традиционного «маленького человека», который смиренно подчиняется обстоятельствам, безропотно идёт к гибели. Чтобы спасти таких людей, как Соня, Раскольников и придумал свою теорию, но, оказывается, Соня только на первый взгляд слабый по характеру человек, а на самом деле она сильная личность: увидев, что её семья дошла до крайней нищеты, она приняла тяжёлое решение и спасла хотя бы на время своих родственников от голодной смерти. Несмотря на свою позорную профессию, Соня сохраняет душевную чистоту. Она с достоинством переносит издевательства окружающих по поводу своего положения в обществе. Более того, благодаря своей душевной стойкости, именно она смогла поддержать убийцу Раскольникова, именно она помогает ему найти правильный, сточки зрения Достоевского, выход из морального тупика: через искреннее покаяние и страдание вернуться к нормальной человеческой жизни. Она и сама искупает свои невольные грехи, и поддерживает Раскольникова на каторге. Так неожиданно поворачивается тема «маленького человека» в романе «Преступление и наказание».

Совсем не похож на традиционного «маленького человека» друг Раскольникова Разумихин - очень привлекательный, цельный герой. Мужество, здравый смысл, жизнелюбие помогают Разумихину выдержать все невзгоды: «Он был ещё тем замечателен, что никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его» Таким образом, Разумихин не может быть отнесён к «маленьким людям» потому, что постоянно сопротивляется несчастьям и не сгибается под ударами судьбы. Верный товарищ, Разумихин ухаживает за больным Раскольниковым, приглашает к нему доктора Зосимова; зная о подозрениях Порфирия Петровича насчёт Раскольникова, пытается выгородить главного героя, объясняя странные поступки друга болезнью. Сам нищий студент, он опекает мать и сестру Раскольникова, искренне влюбляется в бесприданницу Дуню. Она, правда, неожиданно и очень кстати получает наследство-приданое от Марфы Петровны Свидригайловой.

Итак, в литературном типе «маленький человек» можно выделить общие признаки: маленький чин, бедность, а главное - неспособность противостоять жизненным неудачам и богатым обидчикам.

После гоголевской «Шинели» (1842) русские писатели в своих произведениях стали часто обращаться к образу «маленького человека». Н.А.Некрасов, выступая в роли редактора, выпустил в 1845 году двухтомный сборник «Физиология Петербурга», в который вошли очерки о людях из городских трущоб и закоулков столицы: В.И.Даль изобразил петербургского дворника, И.И.Панаев - фельетониста, Д.В.Григорович - шарманщика, Е.П.Гребёнка - жителей захолустной петербургской окраины. Эти очерки были в основном бытописательные, то есть содержали портретные, психологические и речевые характеристики «маленьких людей». Достоевский в своих повестях и романах предложил глубокое осмысление социального положения и характера «маленького человека», что приципиально отличало его произведения от повестей и очерков вышеназванных авторов.

Если у Пушкина и Гоголя главными чувствами по отношению к «маленькому человеку» были жалость и сострадание, то у Достоевского выражен другой подход к подобным героям: он критически оценивает их. «Маленькие люди» до Достоевского были преимущественно глубоко и безвинно страдающими, а Достоевский изобразил их людьми, которые во многом сами виноваты в своём бедственном положении. Например, Мармеладов своим пьянством подталкивает к гибели любимую семью, сваливая все заботы о малолетних детях на Соню и полусумасшедшую Катерину Ивановну. Иными словами, образ «маленького человека» у Достоевского усложняется, углубляется, обогащается новыми идеями. Это выражается в том, что герои Достоевского (Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня и другие) не просто страдают, но уже сами заявляют о своих страданиях, уже сами объясняют свою жизнь. Ни Самсон Вырин, ни Акакий Акакиевич Башмачкин не формулировали причины своих несчастий, а только безропотно терпели их, покорно подчиняясь ударам судьбы.

Для униженных и оскорблённых героев «Преступления и наказания» страшнее всего потерять самоуважение, человеческое достоинство. Об этом рассуждает Мармеладов в исповеди, кричит перед смертью Катерина Ивановна. То есть сами «маленькие люди» у Достоевского опровергают теорию Раскольникова, который считал их только «тварями дрожащими», материалом для экспериментов «необыкновенных» людей.

Также важно отметить, что именно Мармеладов, Катерина Ивановна, Дунечка помогают раскрыть Достоевскому тему маленького человека. Но страдания униженных и оскорбленных с наибольшей силой раскрыты в судьбах Мармеладовых. Семен Мармеладов находится на последней ступени нищеты и нравственного падения. "В бедности, - говорит он Раскольникову, - вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя. И отсюда питейное!"

Можно также привести примеры из текста в подтверждение оскорбления нравственного чувства героя?

«Пропивает не только башмаки, но даже косыночку и чулки своей больной жены, выпрашивает на похмелье последние тридцать копеек у дочери, вынужденной пойти на панель, бахвалится о злой судьбе в грязном кабаке под шуточки и насмешки случайных собутыльников».

Образ Мармеладова показателен для Достоевского, в нем он стремится вскрыть противоречивость поступков и сознания человека. Автор с позиций "стороннего наблюдателя" раскрывает образ Мармеладова, мы узнаем его через восприятие окружающих и прежде всего Раскольникова. Исповедующийся старый чиновник воспринимается нами как доморощенный философ. Так о чем же он любил порассуждать?

В первую очередь, о своих "чувствованиях", о себе, о своей семье.

Но есть в нем какая-то неоднозначность, которая передана в портретной характеристике героя. Найдем в тексте описание внешности Мармеладова: "Это был человек лет уж за 50, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глаза. Но что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, - пожалуй, был и смысл и ум, - но в то же время мелькало как будто и безумие".

В портрете Мармелалова много необычного. В опустившемся старом чиновнике Достоевский подмечает глубоко волновавшую писателя черту - внутреннее беспокойство, тоску.

Мармеладов - человек, задумавшийся о своем образе жизни, он поражен собственным бесчеловечным отношением к близким людям, он сломлен накалом страданий жены и детей. В нем живет чувство, которое, Достоевский считал, есть у каждого образованного человека, и называл его "самоказнью", "стремлением к лучшему и невозможностью достичь его".

"Позвольте, молодой человек, - обращается Мармеладов к своему собеседнику, - можете ли вы... Но нет, изъяснить сильнее и изобразительное: не можете ли вы, а осмелитесьли вы, взирая в сей час на меня, сказать утвердительно, что я не свинья?"

Вот что его тревожит, заслуживает ли он человеческого отношения со стороны жены и дочери, которых сам толкает на гибель.

Ему, слабому, очень хотелось бы, чтобы его пожалели, приняли и полюбили таким, каков он есть: "Я звериный образ имею, а Катерина Ивановна, супруга моя, - особа образованная. Пусть я подлец, она же сердца высокого и чувств облагороженных воспитания исполнена. А между тем... о, если б она пожалела меня!"

Он еще и считает себя виновным в трагедии Сони, страдает от своей слабости и беспомощности, считает, что по этой причине "его единородная дочь... по желтому билету пошла". "Соня! Дочь! Прости!" - кричит он перед смертью.

Мармеладов не способен воспротивиться против безнадежности. Ведь даже бессловесный Акакий Акакиевич Башмачкин в предсмертном бреду начинает "сквернохульничать, произнося самые страшные слова", которые следовали за обращением "ваше превосходительство ". В нем созревает утопическая мечта, что всем воздается по заслугам. Должно быть на земле место, куда можно пойти несчастному Мармеладову, должен быть и тот, кто поймет, пожалеет всех "пьяненьких, слабеньких, соромников". "Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти".

Причина падения Мармеладова в нищете, несомненно. Это говорит о нравственном падении человека, но и о вине самого человека. Мармеладов снова стал пить не потому, что стал нищим, а напротив, он обнищал окончательно из-за пьянства.

Тогда возникает вопрос, почему он не может подняться "со дна"? Мармеладов сам отвечает: "Пью, ибо сугубо страдать хочу!" В разговоре с Раскольниковым герой называет себя "свиньей", "подлецом", "скотом". Скорее всего, он относится к тому типу людей, которые чувствуют наслаждение в своем пороке, в своем падении. Мучая себя, он испытывает удовлетворение в состоянии "свиньи", "подлеца", "скота". Порок безобразен и удовлетворителен одновременно.

Как же началось падение Мармеладова? Он протянул руку помощи Катерине Ивановне, оказавшейся "в нищете безнадежной с тремя маленькими детьми, ибо не мог смотреть на такое страдание". Герой почувствовал ответственность за принятое решение, год к вину не прикасался, "обязанность соблюдал". В этот год судьба испытывала его по двум направлениям: Катерина Ивановна не увидела принесенной ей жертвы от мужа-трезвенника и "по изменению в штатах" Мармеладов лишился места. И герой сорвался и "тогда прикоснулся" к вину, пустился во все тяжкие.

Итак, Мармеладов "не мог угодить" "даме великодушной, но несправедливой". Он сделал над собой усилие и сходил с нижайшей просьбой о службе к "его превосходительству" после того, как Соня первый раз пошла на улицу. Все разом изменилось: "Только что узнали они обе, Катерина Ивановна и Сонечка, Господи, точно я в царствие Божие переселился. Бывало, лежишь, как скот, только брань. А ныне: на цыпочках ходят, детей унимают: "Семен Захарович на службе устал, отдыхают, тш!" Кофеем меня перед службой поят, сливки кипятят!" Мармеладов окружен вниманием и заботой, но срыв наступает после первого жалованья. Им нужны только деньги: "А между тем... о, если б она пожалела меня! Милостивый государь, ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно место, где бы и его пожалели!".

Семья для героя - главная опора в жизни, она может дать ему силы и терпение вынести все. А если Катерина Ивановна его не любит, не жалеет, тогда все теряет смысл, тогда "всему конец", тогда лучше забыться в кабаке.

Последний срыв Мармеладова можно объяснить как эмоциональную реакцию на заботу Катерины Ивановны, как желание испытать наслаждение от окончательного падения.

Такую точку зрения высказывает Г. Померанц: "У Мармеладова надежда на спасение - на одном сознании своей грешное, на смирении"

Трагедия судьбы Мармеладова в том, что нищета и безволие толкают героя к пьянству. Восторженное безумие в глазах его - это отблеск мечты Мармеладова о высшей справедливости, которую он топит в вине.

Судьба Катерины Ивановны не менее трагична.

А ведь, если задуматься, что мы знаем о прошлом героини? Первый муж сбежал, и осталась Катерина Ивановна "с тремя малолетними детьми в уезде далеком и зверском... и оставалась в такой нищете безнадежной....что описать невозможно".

Образ Катерины Ивановны раскрывает социально-этическую тему в романе - безвинные страдания и их искупление. Понять Мармеладова и простить его - для нее не проблема. Она готова его простить, но что станет с ее детьми после смерти мужа?

"Исповедь и причащение кончились. Катерина Ивановна снова подошла к постели мужа. Священник отступил и, уходя, обратился было сказать два слова в напутствие и утешение Катерине Ивановне. "А куда я этих-то дену?" - резко и раздражительно перебила она, указывая на малюток. "Бог милостив; надейтесь на помощь всевышнего", - начал было священник. "Эх! Милостив, да не до нас!" "Это грех, грех, сударыня", - заметил священник, качая головой. "А это не грех?"- крикнула Катерина Ивановна, показывая на умирающего". В этом эпизоде Достоевский показал предел отчаяния Катерины Ивановны.
Екатерина Ивановна всячески старается защитить свое человеческое достоинство. В день похорон мужа ее выгнала из дому за долги квартирная хозяйка. Ей отказался помочь генерал, бывший начальник Мармеладова. Катерина Ивановна окружена злом. И она решилась выставить нищету и свой позор на всеобщее обозрение, показав всем, до чего ее довели злоба и равнодушие людей: "...она возьмет детей и пойдет на улицу шарманку носить, а дети будут петь и плясать, и она тоже, и деньги собирать, и каждый день под окно к генералу ходить...". "Пусть, - говорит, - видят, как благородные дети чиновного отца по улицам нищими ходят!"

Смерть Мармеладова означает начало гибели всей семьи. Скоротечная чахотка его жены лишь подчеркивает объективную неизбежность подобного исхода. Умирая, Катерина Ивановна отказывается от Бога в пользу детей: "Что? Священника? Не надо... Где у вас лишний целковый? На мне нет грехов... Бог и без того должен простить... Сам знает, как я страдала..."

А последние слова умирающей Катерины Ивановны: "Довольно! Пора! Прощай горемыка! Уездили клячу! Надорвала-а-сь! - крикнула отчаянно и ненавистно и грохнулась головой на подушку". Писатель соотносит умирающую Катерину Ивановну с замученной клячей из сна Раскольникова, убитой ради озорства толпой пьяных мужиков. Судьба бедной женщины схожа с судьбой доброго, умного, трудолюбивого животного. Достоевский большое внимание уделяет изображению душевной жизни героев, используя такие художественные подробности, которые делают персонажей романа живыми, неповторимо своеобразными, например, "старый, совершенно оборванный черный фрак, с осыпавшимися пуговицами", из которых "одна только держалась кое-как у Мармеладова". Или былинки сена, прилипшие к платью и волосам героя, и продранные его рукава на локтях. Или красные пятна на щеках Катерины Ивановны и ее хриплое, порывистое дыхание. Или фигурка девятилетней Полечки, "высоконькая и тоненькая, как спичка, в одной худенькой и разодранной всюду рубашке". Девочка обнимает маленького брата "своею длинною, высохшею, как спичка, рукой". Спичка... мера судьбы Полечки - вспыхнет и тотчас сгорит.

"Маленькие" Мармеладовы находятся в тупике. Им "некуда больше идти". Некуда идти не только им, но и Дуне, и матери Раскольникова. Дуня - умная и гордая, великодушная и отзывчивая, терпеливая и благородная, с твердым характером и пылким сердцем "осуждена", по словам Раскольникова, "таскаться в гувернантках". Она вынуждена сносить оскорбления "глупой и взбаламошной жены Свидригайлова, страдать от притеснений ее мужа, переживать "дурную славу", распространенную о ней "во всех домах".

Также, мы задаемся вопросом «Почему Дуня согласилась выйти замуж за негодяя Лужина?» Надо сказать, что ее гордость была уязвлена зависимой жизнью у чужих людей. Она страдала из-за несложившейся судьбы брата. Дуня решилась на нравственное самоубийство, посчитав, что материальная стабильность Лужина поможет ей решить все проблемы разом. Дуня для собственного спасения, даже от смерти, себя не продаст, а за брата, за мать продаст: "О, тут мы, при случае, и нравственное чувство наше придавим; свободу, спокойствие, даже совесть, все, все на толкучий рынок снесем. Пропадай жизнь! Только бы эти возлюбленные существа наши были счастливы".

В страшном товарном мире коверкаются духовные ценности: любовь, пройдя через самоотверженность, превращает самое святое в предмет продажи и купли, святость в бессовестность. Раскольников, ради которого Дуня жертвовала собой, бросает ей в лицо: "Ты не можешь уважать Лужина: я видел его и говорил с ним. Стало быть, продаешь себя за деньги и, стало быть, во всяком случае, поступаешь низко..."

Всем добрым, слабым, безответным - всем приуготовлена одна участь.

Стоит также отметить, как именно описывает Достоевский жизнь матери Дуни и Раскольникова. Она влачит жалкое существование на нищенскую вдовью пенсию, страдает от того, что не имеет возможности облегчить страдания своих детей. Даже Лизавета Ивановна, покорная раба своей сестры, и та заканчивает жизнь трагически, "тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на все согласная". Мир устроен так, что нищета в нем не только несчастье, но и вина, и безнравственность.
Заключение:

Своим творческим кредо Достоевский считал потребность “при полном реализме открыть человека в человеке”. Это ему удалось. Образы «маленьких людей» из романов «Униженные и оскорбленные», «Бедные люди», «Преступление и наказание» стали одной из главных тем всего творчества писателя.

Федор Михайлович Достоевский создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно вглядывался в душу так называемого "маленького человека" и открыл в ней залежи огромного духовного богатства, душевной щедрости и красоты, не сломленных тяжелейшими условиями жизни. И это было новым словом не только в русской, но и во всей мировой литературе. Достоевский - гениальный писатель, рассматривающий больные стороны современного ему общества и рисующий живые картины русской действительности.

Созданные автором образы "маленьких людей" проникнуты духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человека и верой в его высокое призвание. Миропонимание Достоевского основывается на одной непреходящей фундаментальной ценности - на любви к человеку, на признании духовности человека за главное. И все искания Достоевского направлены на создание лучших, достойных человека условий его жизни.


Список используемой литературы:

1. Булин А.П. «Художественные образы Ф.М. Достоевского».
Москва, Наука, 1974 г.
2. Волкова Л.Д. «Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Ленинград, Просвещение, 1977 г.
3. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX – начала XX века: Учеб. –4-е изд., доп.и перераб.– М.: Высш. шк.; Изд. центр Академия, 2000.
4. Кирпотин В.Я. «Разочарования и крушения Р. Раскольникова».
Москва, Художественная литература, 1986 г.
5. Набоков В.В. «Лекции по русской литературе».
Московская Независимая газета, 1998 г.
6. Турьянская Б.И. «Литература в 9 классе, урок за уроком».
Москва, Русское слово, 2002 г.

7.Е.П. Педчак. Русская литература конца XVIII-XIX века. Зарубежная литература. –М: Феникс, 2003.
8. Храмцев Д.В. Пушкин и Достоевский // Журнал Самиздат от 06.09.2004.

1. Кто главный герой повести «Шинель»? Каков его характер и образ жизни? Что вы могли бы сказать об отношении автора к герою? Против чего направлена повесть и как в ней раскрывается тема возмездия?
Главный герой повести «Шинель» - Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник. Он живет крайне бедно, хотя отдает работе очень много сил и времени и искренне любит переписывание документов. Впрочем, более трудную работу Акакий Акакиевич и не способен выполнять, хотя был в его жизни эпизод, когда добрый начальник пытался повысить Башмачкина в должности и поручить ему делать извлечения из документов.
Акакий Акакиевич ведет полунищенское существование, он едва может оплатить самую скудную еду и плохонькое жилье, но уже покупка одежды становится для него неразрешимой проблемой. На шинель взамен вовсе пришедшей в негодность он вынужден долго копить, отказывая себе в самом необходимом.
Шинель становится для героя сверхценностью. Поэтому Башмачкин гибнет, лишившись ее, ведь она была уже смыслом его жизни.
Гоголь, безусловно, очень сочувствует герою, показывая, что даже нищий и глупый человек – это все равно человек, и относиться к нему надо по-человечески. В то же время автор осуждает героя за то, что он неодушевленную вещь – шинель – сделал смыслом своего существования.
Не в этом ли причина того, что после смерти чиновник становится привидением, срывающим шинели с прохожих. Он ожидает своего обидчика – «значительное лицо», когда-то распекавший бедного Башмачкина. Так реализуется идея возмездия. Интересно, что реализуется возмездие только в фантастической плоскости: автор, похоже, не верил в реальность возмездия.

2. Какие повести вошли в состав «Петербургских повестей»? подумайте, каким предстает Петербург в повести «Шинель». Проиллюстрируйте отрывками из текста, как Гоголь описывает зиму, ветер, вьюгу. Почему они получают символическое значение?
В состав «Петербургских повестей» вошло несколько произведений: «Шинель», «Невский проспект», «Портрет», «Нос», «Записки сумасшедшего»; иногда добавляют еще повести «Коляска» и «Рим», хотя они написаны позже. Все эти произведения изображают город в более или менее фантастическом стиле. В «Шинели» город страшен и жесток в своей зимней неумолимости. Стужа убийственна для тех, кто беден, у кого нет теплой одежды и обуви.
Гоголь пишет: «Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров»; «Ветер, по петербургскому обычаю, дул на него со всех четырех сторон, из всех переулков»; «…порывистый ветер, который, выхватившись вдруг бог знает откуда и невесть от какой причины, так и резал в лицо, подбрасывая ему туда клочки снега, хлобуча, как парус, шинельный воротник или вдруг с неестественною силою набрасывая ему его на голову и доставляя, таким образом, вечные хлопоты из него выкарабкиваться». Эти описания имеют и символическое значение: мороз и ветер, вынудившие Башмачкина пошить новую шинель и затем убившие чиновника, лишившегося своей отрады, теперь являются союзниками призрака, верша вместе с ним возмездие.

3. В книге «Гоголь в Петербурге» читаем: «В «Шинели» и в «Повести о капитане Копейкине» реалистически запечатлен непримиримый социальный контраст Петербурга. Недаром Достоевский писал о последующих русских писателях: «Мы все вышли из «Шинели» Гоголя». Тема униженных и оскорбленных, тема забитых и замученных вечной нуждой людей, ютящихся в сырых подвалах петербургских домов, начинает свою родословную в произведениях Пушкина и Гоголя».
Как вы понимаете это высказывание ученых? Подтвердите свои мысли примерами из прочитанных произведений или подготовьте собственное рассуждение на эту тему на основе прочитанного (на выбор).

Я думаю, ученые имели в виду, что Пушкин в «Станционном смотрителе» и Гоголь в «Шинели» впервые изобразили бедного чиновника, которого каждый может обидеть. Их беспомощность останавливает одних насмешников (тех, в ком еще осталась совесть) и подстегивает одновременно других, совестью и милосердием уже не обремененных. Вслед за этими писателями к теме «униженных и оскорбленных» обращаются и многие другие писатели. Например, В.Короленко в своем произведении «В дурном обществе» или Ф.М.Достоевский в повестях «Белые ночи» или «Неточка Незванова». Русские писатели стремились всегда призывать людей любить и жалеть тех, кому судьба дала более тяжкую долю, нежели им. Мысль о страдающих и несчастных людях должна заставлять тех, кто может, хоть чем-нибудь помогать нуждающимся. Сейчас тоже много тех, кто нуждается в нашей помощи, и хорошо, что многие стремятся делать что-то для других.

Ролдугина Алена

Творческий проект

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Творческий проект «Тема «униженных и оскорбленных» в романах Ф.М.Достоевского» Выполнила: Ролдугина Алена 10В

Федор Михайлович Достоевский «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…» Ф. М. Достоевский.

Образ «маленького человека» На протяжении XIX века писателей волновала проблема «униженных и оскорблённых», и они писали об этом в своих произведениях. Первым тему «маленького человека» раскрыл А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель», продолжил эту тему Н.В. Гоголь, создавший в «Шинели» образ Акакия Акакиевича Башмачкина. Развитием типа «маленького человека» стал литературный тип «униженного и оскорбленного» человека, который ярче всего представлен в произведениях Ф.М.Достоевского («Униженные и оскорбленные» - название романа Достоевского). Впервые образ «униженного и оскорбленного» человека - Макара Девушкина - создан Достоевским в романе «Бедные люди» (1846). Этот герой, бедный петербургский чиновник, был внешне похож на многочисленных «маленьких людей», изображавшихся писателями «натуральной школы» 1840-х гг. Но, в отличие от своих современников, Достоевский не ограничился социальной характеристикой Девушкина. Он показал, что его герой понимает и остро переживает свое унизительное положение, не может смириться с ним, хотя и не способен к протесту. Акакиевича Башмачкина.

Новаторство Достоевского в изображении «маленького человека » Его герой окружен «двойниками». Он не изолирован от общения с людьми: мир «маленького человека» разрастается. Герой не только призывает к сочувствию, но и оказывает деятельную помощь ближнему. Мечты героя Достоевского не ограничиваются удобствами быта

Тип «униженного и оскорбленного» стал подлинным художественным открытием Достоевского. В его изображении мелкие чиновники, студенты, несчастные женщины и дети из низов общества - люди гордые, мыслящие, глубоко чувствующие, со сложным и своеобразным духовным миром. Некоторым «униженным и оскорбленным» в произведениях Достоевского присущи черты романтических героев. Это романтики, оказавшиеся на «дне» жизни, несущие свой крест, но внутренне не смирившиеся со своим унизительным положением. Яркие образы «униженных и оскорбленных» созданы писателем в романе «Преступление и наказание».

«Бедные люди» (1845) – тема бедных людей «Двойник» (1846) – тема распада личности «Белые ночи» (1848) – тема мечтателя «Униженные и оскорбленные» (1861) – тема бунта  «Преступление и наказание»  синтез всех прежних тем Причины униженности у всех свои, ибо все, и даже книжные герои, имеют разные характеры и разную судьбу. Кто-то сознательно унижает себя, кто-то, наоборот, терпит это унижение.

1845 год "Бедные люди" « Тут уж я чувствую, что и последние силы меня оставляют, что уж все, все потеряно! Вся репутация потеряна, весь человек пропал».

В центре романа Достоевского – история чистой и возвышенной любви чиновника Макара Девушкина и бедной девушки Вареньки Доброселовой. Избранная писателем форма романа в письмах позволила ему с необыкновенной теплотой и лиризмом раскрыть душевную красоту и благородство своих героев.

Первый роман «Бедные люди» Достоевского написан в 1846 году. Его вскоре печатают в «Петербургском сборнике» Писатель считал, что «маленький человек» не заслуживает такого обращения, какое показано во многих произведениях, «Бедные люди»- это был первый роман в русской литературе, где «маленький человек» заговорил сам. Ужасен мир вокруг Вареньки Доброселовой, молодой женщины, пережившей много горестей в своей жизни (смерть отца, матери, любимого, преследования низких людей), и Макара Девушкина, бедного пожилого чиновника. Достоевский написал роман в письмах, иначе герои вряд ли смогли бы раскрыть сердца, они были очень робки. Такая форма повествования придала душевность всему роману и показала одну из основных позиций Достоевского: главное в «маленьком человеке» – это его натура Протест против несправедливости безнадежен. Макар Алексеевич очень амбициозен, и многое, что он делает, он делает не для себя, а для того, чтобы это увидели другие (пьет хороший чай). Он пытается скрыть свой стыд за себя. К сожалению, мнение со стороны ему дороже собственного. Макар Девушкин и Варенька Доброселова – люди огромной душевной чистоты и доброты. Каждый из них готов отдать последнее ради другого. Макар – это человек, который умеет чувствовать, сопереживать, мыслить и рассуждать, а это лучшие качества «маленького человека» по Достоевскому. Для бедного человека основа жизни - это честь и уважение, но герои романа знают, что «маленькому» в социальном плане человеку этого добиться практически невозможно: «И ведомо каждому, Варенька, что бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там не пиши».

1860 год. Роман «Униженные и оскорблённые»

Название первого романа, написанного Достоевским после каторги – «Униженные и оскорбленные» (1886), должно было напомнить читателям о «Бедных людях». Здесь также на первом плане изображение противоречий большого города, ясно звучит моральный протест против угнетения и преследования «маленьких людей», униженных и оскорбленных богатыми и знатными. В новом романе сочетается злободневная общественно-политическая проблематика с вопросами нравственно-философскими. Традиционная для реалистических произведений манера повествования (отчасти в духе «натуральной школы») перебивается (не всегда убедительно в художественном отношении) романтической историей девочки Нелли, изложенной в стиле авантюрного романа. С образом Нелли связана тема городских трущоб, нищеты, всего мира насилия и обмана, с которыми читатели отчасти были уже знакомы по ранним произведениям писателя.

Странное довольство Наташи Ихменевой собственным унижением, связано с судьбой ее отца, доверчивого и чадолюбивого Николая Сергеевича. Зло, воплощенное в князе Валковском, - вот что, как мне кажется, ломало жизнь Ихменева и что болезненно отозвалось в психологии Наташи. Коварный и подлый человек Валковский втянул мирного Ихменева в судебный процесс и, разумеется, выиграл его. Обедневший помещик превращается в городского разночинца. Опять нищета. Сколько горя несет она в себе! В судьбе Наташи такой семейный крах отозвался безрассудностью ее поступков, которые она пытается оправдать не столько отчаянием, сколько жертвенной покорностью мужчине. Наташа покидает отца, становится духовной рабыней Алеши, готовая радоваться тому, что он любит открыто другую девушку.

В романе «Униженные и оскорбленные» особый интерес автора привлекает исследование глубин души человеческой, новое понимание тайн человеческой личности. Наташа, смертельно обиженная князем Валковским, говорит: «Надо как-нибудь выстрадать наше будущее счастье; купить его какими-нибудь новыми муками. Страданием все очищается…» Это одно из самых заветных убеждений автора: с этими мыслями он вернулся из каторги. Они останутся для него центральными и во всем последующем творчестве.

Впервые в этом романе появляется у Достоевского тема страдания ребенка (судьба Нелли) которая станет впоследствии ключевой в его творчестве. В своем последнем романе «Братья Карамазовы» писатель устами Ивана скажет, что ему, как и всему человечеству, не нужны всеобщая гармония, всеобщее благоденствие, если в основе их лежит хоть одна слезинка ребенка.

1866 год. Роман "Преступление и наказание"

О замысле романа «Это - психологический отчет одного преступления. Молодой человек, исключенный из студентов университета по легкомыслию, поддавшись некоторым странным "недоконченным" идеям, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решается убить одну старуху обобрать, чтобы сделать счастливою свою мать... избавить сестру... докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым, непреклонным в исполнении "гуманного долга к человечеству"... Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести. Чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое. Преступник сам решает принять муки, чтобы искупить свое дело...» (Из письма Достоевского к издателю Каткову) 

Во-первых унижен и оскорблен, конечно, главный герой – Раскольников. Он живет в крайней нищете, вынашивает наполеоновские планы покорения всех и вся и наконец видит крушение этих планов, и крушение своей собственной жизни... Он зол и циничен, но он ничего не делает для изменения себя. Он намеренно продолжает унижать и проверять себя, не заботясь ни о своей жизни, ни о своей семье. Очевидно, что униженность Раскольникова проистекает из его внутренних, неспособных разрешится противоречий и от извращенности ума, изыскивающего великие планы изменения всего мира, вместо того, чтобы изыскать средства на образование Он знает, что грешен, но нет в нем сил бороться с собой, и потому везде у Раскольникова самоунижение: "О боже! как это все отвратительно! И неужели, неужели я... нет, это вздор, это нелепость! - прибавил он решительно. - И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!.. И я, целый месяц..."

Униженной и оскорблённой была и Сонечка Мармеладова. Не имея возможности заработать деньги честным трудом, чтобы прокормить мачеху и её маленьких детей, вынуждена была переступить нравственные законы: она идёт на панель. Принося домой деньги, омытые слезами, она как бы отдавала частицу себя, своего горя и стыда. Эта девушка не думала о себе. Намного важнее для неё жизнь любимых ею людей, их малые радости. Хотя Сонечка и вынуждена была перешагнуть через себя, душа её осталась чистой, неразвращенной. В ней продолжала жить «живая совесть». У Сони чёткая граница между добром и злом, у неё непоколебимая опора – вера в Бога. В этом она черпала силы, чтобы пережить все обиды и унижения, сохранить нравственную чистоту, живую душу и связь с миром в той грязи, в которую бросила её жизнь. Сонечка среди голода и унижений сохраняет веру в жизнь, в человека, отвращение к злу, насилию и преступлению.

А судьба Мармеладова? В его разговоре с Раскольниковым в кабаке звучит мысль о том, что в нищем, а значит и в нем, никто не подозревает благородства чувств. А в нем это благородство есть. Жалок Мармеладов с его речью, с солидной осанкой, шут, своим ораторством потешающий всех. Этот человек трагической судьбы. В пьянстве он пытается утопить своё горе, хотя понимает, что это не выход их положения. Катерина Ивановна – супруга Мармеладова. После смерти мужа она осталась с тремя малыми детьми в нищете. Дети Катерины – это её страдание, потому что она бессильна им помочь. Самой маленькой нет шести лет. Раскольников видит её спящей на полу, «сидя, скорчившись и уткнувшись в диван». Она привыкла уже к нищете и вряд ли представляет, что может быть какая-то другая, счастливая жизнь. Самой старшей было девять лет.

Драматична жизнь сестры Раскольникова, красавицы Дуни, которая вынуждена терпеть издевательства и незаслуженный позор, обладая гордостью и самолюбием брата. Сестра Родиона Раскольникова Дуня готова выйти замуж за преуспевающего дельца Лужина, не любя его, а значит, сознательно обрекая себя на жизнь, лишенную радости. Она решается на этот шаг по той же причине, что и Соня, - вытащить семью из нищеты, помочь брату завершить образование в университете. Особняком стоит фигура Свидригайлова, покончившего с собой в конце. Думается, он тоже унижен и оскорблен, и, вообще, однозначно трактовать его нельзя. Характер его выписан достаточно ярко, и иногда читатель сочувствует ему и жалеет его. Его чаша хороших и плохих поступков всегда чуть-чуть наклонена в какую-либо сторону, но никогда не уровновешена. Свидригайлов слаб и порочен, и он знает об этом, и постоянно придумывает себе наказания в виде поздних признаний и больших сумм денег.

В этих произведениях показывается масса обездоленных людей, на долю которых выпали несчастье, обиды, хотя они, может быть, их и не заслужили. Самое страшное, что эти люди никому не нужны, их жизнь никого не волнует. Такое положение «униженных и оскорбленных» - боль самого Достоевского. Вступиться за обездоленных - вот что созревает в сознании читателя при знакомстве с этими произведениями.

Список литературы Ф.М.Достоевский « Преступление и наказание», «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные» Ф.М. Достоевский: Избранные произведения в кратком изложении. – М.: Айрис-пресс, 2005 год. стр. 5-32 4. Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Выпуск 24. Москва 1962 год. стр. 1-14, 16-32, 34-50 5. Краткий биографический словарь. Издательский дом «РИПОЛ КЛАССИК» 2004 год. стр.182-186 6. Кулешов В. Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского: Дет. лит. 1979 год. стр.3-8, 14-30, 32-36, 51-57, 62-72, 185-204 7. Лебедев Ю. В. Литература. Учебное пособие для учащихся 10 класса сред. шк. Часть 2 . М.: Посвящение, 1994 год. стр.24-43, 58-74 8. Ленинград. «Художественная литература». Ленинградское отделение 1977 год. стр. 5-8 Интернет - ресурсы

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...