Помощь юриста по спорам о начислении неустойки подрядчику по государственному контракту. Помощь юриста по спорам о начислении неустойки подрядчику по государственному контракту Налог на прибыль


Федеральный закон о государственных закупках предоставляет право заказчику договориться с поставщиком об отсрочке уплаты неустойки или даже полностью списать начисленную сумму неустойки. Такая возможность ограничена определенным временным промежутком - 2015 и 2016 годы.

При предоставлении отсрочки или списании неустойки по 44-ФЗ заказчик должен руководствоваться соответствующим порядком, который разработан правительственными чиновниками (Постановление от 14.03.2016 года № 190).

Для предоставления отсрочки или списания неустойки важен факт выполнения поставщиком в полном объеме всех обязательств по контракту.

Случаи, когда возможно списание или отсрочка уплаты неустойки по 44-ФЗ

Правительственный нормативный акт закрепляет следующие варианты списания или отсрочки уплаты штрафных санкций в зависимости от их размера:

  1. Неустойка не более 5% от цены контракта - можно списать.
  2. Сумма неуплаченной неустойки от 5 - 20% от цены контракта:
    • отсрочка до конца текущего финансового года или;
    • списание 50% суммы штрафных санкций при условии уплаты остальных 50% до конца текущего финансового года.
  3. Поставщик должен заплатить неустойку в размере более 20% от цены контракта - только отсрочка до конца года.

Как произвести списание или предоставление отсрочки по уплате неустойки по 44-ФЗ

Для того чтобы «простить» поставщику штрафные санкции или отложить их уплату, заказчику необходимо направить в адрес поставщика официальное письмо. В данном письме-уведомлении можно указать следующие сведения:

  • номер или дата договора, по которому происходит списание (отсрочка уплаты) неустойки;
  • сумма штрафных санкций, которые теперь поставщику не придется платить или срок для их уплаты увеличен;
  • срок, в течение которого необходимо уплатить неустойку (в случае предоставления отсрочки).

Списать можно только ту задолженность, которая уже принята к учету заказчиком. Списание будет происходить по правилам, которые установлены соответствующим финансовым органом.

Исключение. Нельзя списать или отсрочить уплату неустойки по 44-ФЗ, если условия контракта были изменены по ч. 1.1 ст.95 закона о госзакупках. Напомним, что в соответствии с данной нормой закона в период 2015-2016 г. стороны могут договориться об изменении условий контракта. Изменить можно срок исполнения, цену, количество поставляемого товара по контрактам, которые должны быть исполнены в указанный период.

Как автоматизировать процесс закупок по 44-ФЗ?

Для этого удобно использовать программу "Эконом-Эксперт". Скачать бесплатную версию программы можно .

Неисполнение подрядчиком обязательств по государственному контракту может стать основанием для начисления неустойки по 44-ФЗ.

Ситуация для подрядчика неприятная и ему может потребоваться помощь юриста по 44-ФЗ. Если вы уже столкнулись с требованием заказчика выплатить неустойку, то вам полезно будет узнать, какие меры можно предпринять, чтобы избежать взыскания пени полностью или уменьшить неустойку.

Условия взыскания неустойки по 44-ФЗ с подрядчика

Ответственность подрядчика за ненадлежащее исполнение договора подряда может выражаться в начислении неустойки.

Ответственность может наступить, если подрядчик:

  • просрочит исполнение обязательства по контракту (в том числе и гарантийного обязательства);
  • допустит иные нарушения условий контракта.

Неустойка по 44-ФЗ делится на следующие виды взысканий:

  • пени;
  • штраф.

Пени по 44-ФЗ заказчик может взыскать с подрядчика, если последний просрочил исполнение обязательства. При этом пеня начисляется за каждый день просрочки. Конкретный размер пени устанавливается в контракте с учетом положений Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.

Штраф по 44-ФЗ необходимо уплатить, если подрядчик не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по контракту. Размер штрафа отражается в контракте в виде фиксированной суммы с учетом положений Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.

Так, штраф за нарушения по контракту (исключение просрочка) будет составлять:

  • 10% от общей суммы по контракту – для контрактов стоимостью до 3 млн. рублей;
  • 5% от общей суммы по контракту — для контрактов стоимостью от 3 до 50 млн. рублей;
  • 1% от общей суммы по контракту – для контрактов стоимостью от 50 до 100 млн. рублей;
  • 0,5% от общей суммы по контракту – для контрактов стоимостью свыше 100 млн. рублей.

Принципиальное отличие пени от штрафа по 44-ФЗ заключается в том, что пени начисляются, если подрядчик нарушил сроки исполнения обязательства, например, не вовремя сдал работы. Тогда как штраф может применяться за нарушения, не связанные с просрочкой, например, подрядчик обязан был предоставить заказчику какую-либо информацию, но не сделал этого.

Поэтому, если за одно и тоже нарушение по государственному контракту заказчик установил и пытается взыскать сразу и пени, и штраф, такие действия незаконны.

Можно ли списать неустойку по 44-ФЗ?

Действительно, в 2015 и 2016 годах законодатель предоставил заказчикам возможность списывать начисленную неустойку, если она не превышала 5% от суммы контракта. Эти годы были тяжелыми для нашей экономики, и многие подрядчики нарушали обязательства не по своей вине. Но с начала 2017 года такую практику отменили. Теперь заказчики не имеют права списать неустойку по 44-ФЗ.

И если вам начислена неустойка, то отстоять свое право на уменьшение штрафа или пени по 44-ФЗ можно уже в арбитражном суде.

В каких случаях суд «отменит» неустойку по 44-ФЗ?

Подрядчик может быть полностью или частично освобожден от уплаты штрафных санкций, если нарушения были допущены им не по его вине, а именно присутствовали:

  • обстоятельства непреодолимой силы или;
  • вина заказчика.

Отсутствие в контракте подобного положения является нарушением, и заказчик может быть привлечен к ответственности Федеральной антимонопольной службой России (Определение Верховного Суда РФ от 25.04.2016 N 309-КГ16-2910 по делу N А76-7702/2015).

В судебной практике нередко встречаются дела, когда суд полностью или частично отказывал заказчикам во взыскании неустойки по 44-ФЗ:

  • суд частично удовлетворил требования заказчика о взыскании неустойки в связи с тем, что в просрочке подрядчика была и вина заказчика, который несвоевременно передал подрядчику ряд исходных данных и предоставил подрядчику задания на подготовку документации по планировке территории (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.11.2015 N Ф02-5932/2015 по делу N А33-22269/2014);
  • заказчик включил в проект контракта несправедливое условие, согласно которому подрядчик должен был предоставить проектно-сметную документацию, прошедшую государственную экспертизу, в течение 2 месяцев с момента подписания контракта. Такое условие суд посчитал злоупотреблением права со стороны заказчика, потому что согласно нормативному акту прохождение такой экспертизы составляет 60 рабочих дней с момента предоставления заявления. В связи с этим суд отказал заказчику во взыскании неустойки (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.01.2017 N Ф03-6209/2016 по делу N А73-8100/2016)
  • заказчик задержал подписание контракта, и суд отказал во взыскании неустойки (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.07.2016 N Ф03-2753/2016 по делу N А37-1224/2015);
  • суд лишь частично удовлетворил требования заказчика о взыскании неустойки по 44-ФЗ в связи с тем, что присутствовала и вина заказчик, который никак не отреагировал на уведомление подрядчика о значительном увеличении стоимости работ (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.11.2016 N Ф04-4990/2016 по делу N А70-253/2016);
  • суд отказал заказчику во взыскании штрафных санкций, поскольку последний длительное время согласовывал эскизный проект, неоднократно вносил изменения в задание на проектирование, повлекшее изменение характеристик проектируемого объекта (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.10.2016 N Ф04-5061/2016 по делу N А70-918/2016);
  • заказчик поздно передал строительную площадку подрядчику, поэтому судебные органы лишь частично удовлетворили его требования о взыскании неустойки (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.02.2017 N Ф05-20908/2016 по делу N А40-199307/15).

Несмотря на всю кажущуюся простоту, доказать вину заказчика в просрочке подрядчика или в ином ненадлежащем исполнении обязательств в суде бывает достаточно сложно. Вы можете воспользоваться услугами юриста по 44-ФЗ, и мы поможем вам выстроить линию защиты и собрать необходимые доказательства, которые свидетельствуют о вине заказчика в нарушении обязательств по контракту.

Как уменьшить неустойку по 44-ФЗ?

Гражданское законодательство предоставляет возможность суду снизить размер штрафных санкций, если они завышены и не соответствуют последствиям нарушения обязательства (ст. 333 ГК РФ).

В Государственной Думе Российской Федерации во вторник 3 апреля 2018 года рассмотрен проект федерального закона № 344300-7 «О внесении изменения в статью Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Авторы проекта в пояснительной записке напоминают, что Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 390-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», было предусмотрено что в 2015 и 2016 годах заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации .

Такие случаи и порядок были предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2016 г. № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)», утратившим силу с 1 января 2017 года .

Согласно данному постановлению, списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) распространялось на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществлялось в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Поскольку часть 6.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ, предусматривавшая предоставление заказчиком отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней), утратила силу, предлагается законодательно закрепить за заказчиками возможность списания задолженности по государственным и муниципальным контрактам, возникшей в 2015 и (или) 2016 годах.

На данный момент проект рассмотрен и принят во втором чтении депутатами Государственной Думы Российской Федерации.

Информационный портал закупок

Текст проекта федерального закона 344300-7 « О внесении изменения в статью 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Проект № 344300-7

во втором чтении

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменения в статью 112

Федерального закона «О контрактной системе в сфере

закупок товаров, работ, услуг для обеспечения

государственных и муниципальных нужд»

Внести в статью 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1652; № 27, ст. 3480; № 52, ст. 6961; 2014, № 23, ст. 2925; 2015, № 1, ст. 51; № 29, ст. 4342, 4375; 2016, № 15, ст. 2058; № 27, ст. 4254; 2017, № 24, ст. 3477; 2018, № 1, ст. 59, 88) изменение, дополнив ее частью 42 1 следующего содержания:

«42 1 . Начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015 и (или) 2016 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.».

Президент

Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ


В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 14 марта 2016 года N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 12, ст.1669)

приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок списания заказчиком в 2016 году начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) по контрактам, заключенным в целях обеспечения федеральных нужд.

Министр
А.Г.Силуанов

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
24 мая 2016 года,
регистрационный N 42238

Порядок списания заказчиком в 2016 году начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) по контрактам, заключенным в целях обеспечения федеральных нужд

УТВЕРЖДЕН
приказом
Министерства финансов
Российской Федерации
от 12 апреля 2016 года N 44н

1. Настоящий Порядок устанавливает правила списания заказчиком в 2016 году начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) по контрактам, заключенным в целях обеспечения федеральных нужд в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст.1652; N 27, ст.3480; N 52, ст.6961; 2014, N 23, ст.2925; N 30, ст.4225; N 48, ст.6637; N 49, ст.6925; 2015, N 1, ст.11, 51, 72; N 10, ст.1418; N 14, ст.2022; N 27, ст.3979, 4001; N 29, ст.4342, 4346, 4352, 4353, 4375; 2016, N 1, ст.10, 89; N 11, ст.1493), исполнение обязательств по которым (за исключением гарантийных обязательств) завершено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в полном объеме в 2015 или 2016 году (далее - соответственно Федеральный закон, задолженность) в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящего Порядка.

2. Задолженность подлежит списанию в соответствии с настоящим Порядком в следующих случаях:

а) если общая сумма неуплаченной задолженности не превышает 5 процентов цены контракта;

б) если общая сумма неуплаченной задолженности превышает 5 процентов цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены контракта, и до окончания 2016 года поставщик (подрядчик, исполнитель) уплатил 50 процентов задолженности.

3. Списание задолженности осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания задолженности обеспечивает сверку с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) неуплаченной задолженности.

4. При наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной задолженности, основанием для принятия решения о списании задолженности является:

а) в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 2 настоящего Порядка, - исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме в 2015 или 2016 году, подтвержденное актом приемки или иным документом;

б) в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка, в дополнение к основанию и документам, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, - информация администратора доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) о зачислении уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм задолженности в федеральный бюджет (бюджет государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) (если задолженность возникла перед государственным заказчиком) или информация о зачислении средств, уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на счет заказчика (если задолженность возникла перед федеральным государственным бюджетным, автономным учреждением, федеральным государственным унитарным предприятием).

В случае, если государственный заказчик не осуществляет полномочия администратора доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) от применения мер гражданско-правовой ответственности по государственному контракту в части образовавшейся задолженности, то информация о зачислении уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм задолженности направляется государственному заказчику администратором доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), наделенным соответствующими полномочиями, в порядке, установленном правовым актом соответствующего главного администратора доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации).

5. В случае если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие задолженности, принятие решения о ее списании не допускается.

6. При возникновении оснований и наличии документов, указанных в пунктах 2-4 настоящего Порядка, заказчик оформляет решение о списании задолженности и не позднее 20 рабочих дней со дня наступления соответствующего основания направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомление о списании начисленной и неуплаченной задолженности с указанием ее размера по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

7. Формирование уведомления, указанного в пункте 6 настоящего Порядка, осуществляется заказчиком в соответствии с информацией и документами, включенными в реестр контрактов в соответствии с (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 февраля 2015 года, регистрационный N 36216; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27 февраля 2015 года).
________________
С изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 августа 2015 года N 137н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 сентября 2015 года, регистрационный N 38971; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25 сентября 2015 года).

8. Решение о списании задолженности принимается комиссией по поступлению и выбытию активов заказчика и оформляется внутренним распорядительным документом заказчика (приказом, распоряжением), содержащим информацию о неуплаченной задолженности, включенную в реестр контрактов, и обязательные реквизиты первичных учетных документов в соответствии с пунктом 7 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений , утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года N 157н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2010 года, регистрационный N 19452; Российская газета, 2011, 19 января).
________________
С изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 12 октября 2012 года N 134н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 декабря 2012 года, регистрационный N 26060; Российская газета, 2012, 21 декабря), от 29 августа 2014 года N 89н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 октября 2014 года, регистрационный N 34361; Российская газета, 2014, 5 ноября), от 6 августа 2015 года N 124н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 августа 2015 года, регистрационный N 38719; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 1 сентября 2015 года), от 1 марта 2016 года N 16н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 марта 2016 года, регистрационный N 41570; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30 марта 2016 года).

9. Государственный заказчик, не осуществляющий полномочия администратора доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) от применения мер гражданской ответственности по государственному контракту в части образовавшейся задолженности, не позднее трех рабочих дней после осуществления списания задолженности направляет администратору доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), указанному в абзаце четвертом пункта 4 настоящего Порядка, информацию о произведенном списании задолженности с указанием суммы списанной задолженности и кода классификации доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Приложение к Порядку. Форма. Уведомление о списании начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) по контрактам, заключенным в целях обеспечения федеральных нужд, исполнение обязательств по которым (за исключением гарантийных обязательств) ...

Приложение
к Порядку списания заказчиком в 2016 году
начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)
по контрактам, заключенным в целях
обеспечения федеральных нужд,
утвержденному приказом
Министерства финансов
Российской Федерации
от 12 апреля 2016 года N 44н
(Рекомендуемый образец)

Уведомление N ____
о списании начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) по контрактам, заключенным в целях обеспечения федеральных нужд, исполнение обязательств по которым (за исключением гарантийных обязательств) завершено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в полном объеме в 2015 или 2016 году

от "__" _____________ 20__ г.

Наименование заказчика

(полное наименование)

Наименование организационно-правовой формы заказчика

(сокращенное наименование)

дата постановки на учет

Место нахождения заказчика

Наименование поставщика (подрядчика, исполнителя)

(полное наименование юридического лица/ фамилия, имя, отчество физического лица)


Наименование организационно-правовой формы поставщика (подрядчика, исполнителя)

(сокращенное наименование юридического лица)

дата постановки на учет

Место нахождения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Номер контракта

Дата заключения контракта

Номер реестровой записи в реестре контрактов

В соответствии с

(внутренний распорядительный документ заказчика)

от "__" _____________ 20__ года N ___ заказчик уведомляет о списании неуплаченных неустоек (пеней, штрафов) в сумме (руб)

Руководитель заказчика
(уполномоченное лицо)

(должность)

(подпись)

(расшифровка подписи)

"__" ___________ 20__ г.



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 26.05.2016,
N 0001201605260032

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...