Написать рассказ по картине григорьева вратарь. Сочинение по картине С.А.Григорьева "Вратарь"


Картина «Вратарь» Григорьева была написана еще в 1949 году. Но смотреть на нее интересно и сейчас, потому что она посвящена никогда не устаревающей игре – футболу.

На картине изображен матч и наблюдающие за ним зрители. Картина привлекает внимание своей непринужденностью. Кажется, что ребята только что прибежали из школы на пустырь, сделали из портфелей ворота и начали игру. Любопытной особенностью картины служит то, что на ней не нарисовано полевых игроков. Мы видим только одного из них, вратаря.

Сочинение по картине «Вратарь» Григорьева

Вариант 1

Картина была написана в 1949 году. Она имела очень большой успех. За картины «Вратарь» и «Прием в комсомол» Григорьеву была присуждена государственная премия. Основная мысль картины, что футбол – увлекательной зрелище, которое нравится всем. На картине Григорьева изображен теплый осенний день, конец сентября – начало октября. Ветер, сметая, скручивает желтые листья, деревья и кустарники почти обнажены. Пока еще сухая, но уже не ранняя .

Небо затянуло, как будто пеленою. На заднем плане виднеется город в легкой дымке. Пейзаж – фон, на котором изображены дети. Он написан легко и свободно. Пейзаж подчинен главному рассказу о детях, увлеченных игрой в футбол. Ребята собрались после школы поиграть в футбол на пустыре. Ворота сооружены у них из портфелей, сумок и беретов.

Художник не изобразил самого футбольного состязания, поэтому полотно стало еще ценнее. Но туда, куда смотрит вратарь и зрители очень острое положение, может через несколько секунд мяч приблизится к воротам. Все зрители одеты тепло, они сидят в шапках и пальто. Только вратарь в одних трусах, словно на дворе лето. На руках у него перчатки, по которым видно, что мальчик очень опытный и не раз стоял на воротах.

Самым ярким пятном картины является красный спортивный костюм мальчика, стоящего позади вратаря. Вратарь стоит, слегка согнувшись, прикрыв ворота и живо реагируя на происходящие, на поле действия. Словно на скамейках, сидят болельщики на досках, сложенных у края дома. Зрители самых разных возрастов: и дети, и дяденька, и маленький ребенок. Все они очарованные игрой следят за ней пристально и очень увлеченно. Сильней всего захвачен матчем мальчик в темно-зеленом костюме.

Мужчина - прохожий, который увлекся игрой и остался понаблюдать за ней. Девочки тоже очень сосредоточены. Безразлична к футболу только белая собачка, что дремлет, свернувшись калачиком возле детворы. Художнику удалось объединить персонажей единым действием. Каждой детали найдено свое место и, вместе с тем, каждый персонаж раскрыт убедительно; не случайно картина «Вратарь» является одной из лучших. В ней сочетаются выразительные детали, удачная композиция, мягкий колорит.

Вариант 2

На картине С. Григорьева «Вратарь» мы видим футбольный матч, игроков и зрителей, расположившихся на пустыре. Из игроков изображен только вратарь, остальные на картине не видны. Вратарь, судя по одетым на руки перчаткам, по лицу, выражающему серьезность, по жилистым ногам, очень опытный и не раз стоял в воротах. Вратарь – мальчик двенадцати – тринадцати лет – стоял, ожидая атаки на его ворота.

Он сразу после школы. Это понятно по его портфелю, лежащему вместо штанги. Вратарь, игроки и зрители находятся не на футбольном поле, а на пустыре, не предназначенном для футбола. На втором плане – мальчик за воротами и зрители. Наверное, мальчик в красном костюме хорошо играет, но его не взяли, потому что он младше играющих. Ему на вид всего лет девять–десять, но по выражению лица он сильно хочет играть. Зрители же самых разных возрастов: и дети, и дяденька, и маленький ребенок. И все очень интересуются игрой. Только собака, наверное, чья-то из зрителей, не смотрит на игру.

Место действия картины – Москва. На заднем плане видны сталинские постройки. На дворе осень. Конец сентября – начало октября. Погода замечательная, теплая, потому что все одеты легко: в ветровках, некоторые – малыши – в шапках, вратарь – в шортах. Мне понравилась эта картина тем, что она «живая». Я чувствую эмоции, которыми переполнены ребята: и игроки, и зрители.

Вариант 3

Я вижу картину С. Григорьева «Вратарь». На этой картине изображены зрители и вратарь во время футбола. На переднем плане этой картины изображен мальчик, по его виду понятно, что он вратарь. У него очень сосредоточенное лицо, возможно, мяч приближается к воротам, или, скорее всего, ему сейчас пробьют пенальти.

У вратаря забинтована нога, это показывает на то, что этот мальчик регулярно играет в футбол. Ему лет двенадцать, я думаю, что учится он средне. Возможно, в будущем из него выйдет хороший футболист. За вратарем стоит другой мальчик, поменьше. Он очень опечален, что его не взяли в команду. Он стоит с надутым лицом. Учится он примерно в третьем классе. Он очень уверен в себе. Ведь вместо того, чтобы сидеть с другими зрителями, он стоит на поле.

Ребята играют во дворе, не предназначенном для игры в футбол. У них вместо штанг по бокам лежат портфели, что показывает на то, что они играют в футбол после уроков. На среднем плане на лавке сидят зрители, явно увлеченные игрой, кроме собаки, которая думает о чем-то своем, скорее всего, о еде. На скамейке помимо детей сидит взрослый дядя, явно чрезвычайно увлеченный игрой. Наверное, он вспоминает себя в школьные годы. Рядом с дядей сидят две девочки. Первая – в плаще с капюшоном – тоже очень внимательно следит за игрой, второй также не менее интересно происходящее.

Мне кажется, вторая девочка обязательная. На руках у нее маленький ребенок. Рядом с ней сидят два мальчика, явно заинтересованные игрой. Первый мальчик нагнулся, чтобы лучше видеть игру, а второй вытянул шею, потому что за дядей ему ничего не видно. За этим мальчиком стоит девочка. Мне кажется, что она хорошо учится. Она одета в школьную форму, на ее голове бант. Рядом – сидит мальчик с маленьким братом. Я считаю, что этот мальчик очень ответственный, все время помогает маме и заботится о младшем брате. Все зрители очень увлечены и сосредоточены на игре, даже младший брат последнего мальчика с интересом смотрит на происходящее.

Возможно, что собака, лежащая рядом с братьями, им и принадлежит. На заднем плане изображены здания. Я думаю, действия этой картины происходят в крупном городе, вероятно, в Москве, где-то золотой осенью, примерно при Хрущеве, в годах 50–60‑х. Небо мне кажется пасмурным, да и на улице не так уж жарко.

Эта картина символизирует футбол. На ней изображено одиннадцать человек и черно-белая собака. Одиннадцать человек символизируют количество игроков в команде, а черно-белая собака – футбольный мяч. В целом картина мне понравилась, но лучше бы было, если на ней было изображено все поле и все игроки.

Вариант 4

В самых сложных ситуациях человек умеет находить отдушину, какое-то занятие для души. На картине Григорьева «Вратарь» художник показывает, что человек умеет приспосабливаться к самым непредсказуемым условиям.

В центре картины находится маленький мальчик, который поражает своей серьезностью и сосредоточенностью. От него зависит исход игры, поэтому к нему приковано всеобщее внимание. За игрой заинтересовано наблюдают не только дети, но и взрослые. Простая одежда, пустырь, который используется вместе стадиона, и полуразрушенные дома говорят о том, что люди живут тяжело, что им не хватает самого необходимого.

Самое удивительное – это любовь к игре, которая помогает отвлечься от несправедливости и проблем. Мальчики играют, а портфели лежат рядом. Получается, что игра перехватила их по дороге домой. Они так увлечены, что их не волнует время, уроки и прочие прелести жизни.

На первый взгляд картина кажется немного грустной, так как все герои и окружающие их предметы изображены в темных тонах. Правда, автор дает нам надежду на светлое будущее, которое непременно наступит. При этом художник подчеркивает, что оптимизм главного героя и его болельщиков поможет пережить любые трудности.

Описание картины Григорьева «Вратарь» - 7 класс, сочинение

Вариант 1

В центре картины вратарь - светловолосый парнишка в голубых шортах, темном свитере и перчатках. Его поза подчеркивает увлеченность и целеустремленность. Позади него стоит мальчик в ярком костюме и с восторгом смотрит на своего кумира - вратаря. Остальные зрители устроились на досках. По их напряженным позам и пристальному вниманию понятно, что игра по-настоящему захватывающая.

Среди зрителей взрослый мужчина в костюме, шляпе и блестящих ботинках. Видно, что он проходил мимо, присел на минутку и увлекся игрой. Малышка в пальтишке, укутанная в платок, девочка с куклой в руках - даже они внимательно наблюдают за игрой. Единственный бесстрастный участник действия - белый пес, свернувшийся клубком у ног зрителей.

На заднем плане картины видны очертания города на фоне светло-голубого осеннего неба. Приметы ранней осени - опавшие желтые листья, голые ветви деревца. Художник использует яркие краски: оттенки желтого, зеленого, красного, синего.

Мастерство знаменитого художника позволяет зрителям погрузиться в атмосферу жизни после войны. Несмотря на сложное время, люди умели радоваться и ощущать полноту жизни.

Картина “Вратарь” позволяет нам окунуться в мир детства наших родителей, когда, собравшись после занятий, школьники играли в футбол. Благодаря таланту художника, мы можем увидеть детали жизни наших сверстников середины прошлого века. Пустырь на окраине города - привычное место игр, о чем свидетельствует вытоптанная трава, - ребята превратили в футбольное поле. Ворота - небрежно брошенные портфели, зрительные места - штабеля досок. Ребята одеты в непривычную для нас школьную и спортивную форму.

Вариант 2

Сергей Алексеевич Григорьев - выдающийся советский художник. При жизни его талант очень ценили, о чем говорят многочисленные награды живописца. Самой известной его работой считается картина «Вратарь», которая в наше время нашла пристанище в одной из экспозиций Третьяковской галереи. В Третьяковской галереи хранятся еще два его полотна: «Обсуждение двойки» и «Вернулся». Другие картины Сергея Григорьева можно увидеть во многих художественных музеях России и Украины, откуда был родом выдающийся живописец.

Главный герой картины

На картине «Вратарь» изображена привычная для наших дворов сцена: мальчишки играют в футбол. Художник не стал показывать нам все поле, а сосредоточился только на одном персонаже - голкипере одной из команд. Это позволило как можно лучше передать напряжение вратаря, которое тот испытывает, наблюдая за игрой. Всего одного взгляда на мальчишку достаточно для того, чтобы понять, какое идет противостояние. Ни одна команда, пусть даже и дворовая, не хочет отдавать победу своему сопернику. Мальчишек в случае победы не ждут кубки и медали, но тем не менее ребята сражаются до последнего.

Зрители на картине

Кроме главного героя на картине изображены и другие персонажи: болельщики и те, кого не взяли в команду. К последним относится парнишка в красном, стоящий позади ворот. Его поза и выражение лица говорят о том, что он очень хочет оказаться на поле. Но видимо в силу его возраста, старшие ребята не разрешили ему играть. Наверное, паренек в красном подает мячи - так он хоть как-то сможет приобщиться к этому матчу.

Дети играют на обычном пустыре прямо после уроков. Видимо, не все из них несут со школы хорошие оценки, а потому матч решили провести, не заходя домой - вдруг родители из-за двойки не пустят поиграть. Портфели ребят нашли свое применение, они стали импровизированными штангами.

Картина была написана в 1949 году. Еще совсем недавно закончилась война. В это тяжелое время еще велись восстановительные работы. Стройка ведется и где-то рядом. Об этом говорит штабель досок, на которых сидят болельщики. Но даже в тяжелое время есть место для радости. И игрокам, и болельщикам ее приносит футбол.

Эта картина является еще одним подтверждением того, что футбол - это действительно игра миллионов, к которую играют все, везде и всегда. Художник искусно передал эмоции, которые испытывают люди за просмотром матчей, пусть и любительских.

Вариант 3

Недавно мы были в Третьяковской галерее, и мое внимание привлекла картина С.А. Григорьева “Вратарь». От экскурсовода я узнал, что она написана в 1949 году и отмечена высокими наградами. С.А. Григорьев создал немало картин, которые сегодня находятся в различных музеях Украины, России, Болгарии и Японии. Тема детства - одна из самых любимых для художника. Полотна “Обсуждение двойки”, “Прием в комсомол”, “Юные натуралисты”, “Пионерский галстук” и много других посвящены детям.

Поговорим о картине Вратарь.

На картине я вижу напряженный момент игры… Напряжение прямо чувствуется! Наверное, бьют пенальти или что-то подобное происходит. Я не очень сильна в футболе, но по напряженным позам игроков и зрителей всё ясно.

Картина так и называется – «вратарь». Не в середине, но чуть с краю главный герой. Мальчишка лет восьми, руки на коленях – ждёт удара мяча. За ним нет ворот, но это простая дворовая игра, поэтому ничего удивительного. Ребята просто договорились, что ворота «тут». За ним ещё серьезный мальчик в красном, он младше. Я думаю, что ему доверено ловить мяч, если старший не справится. А всё для того, чтобы окна не выбить, если мяч улетит из «ворот»!

С другой стороны – зрители. Тут есть даже взрослый, наверное, это молодой учитель. Он напряженно следит за игрой. Тут есть и девочка – школьница. Под ногами ребят лежит собачка – её всё это не волнует. Есть тут мальчик с младшим братом или сестрой – совсем мелким ребенком. Но малыш тоже внимательно смотрит. Все тянутся, наклоняются, ловят взглядом мяч. Портфели и учебники отброшены, игра не ждёт!

Осень – желтая трава и листья. Некоторые дети в шапках и капюшонах. Но это всё зрители – им прохладно сидеть. Дети уже точно пошли в школу (девочка вот в форме), но ещё не отвыкли играть во дворе. А скоро станет совсем холодно, дожди пойдут, поэтому, наверное, им хочется сейчас наиграться. Кроме того, этот матч, может быть, последний в этом году. И очень важно, кто уйдет на «футбольные каникулы» чемпионом. Может, две команды из соседних дворов играли всё лето!

Я так бросаю портфель, когда по телевизору мой любимый сериал, а я опаздываю. Мама ругается… Но она тоже так делает, когда опаздывает смотреть любимое шоу.

Вариант 4

На дворе осень. Листья и трава ещё не совсем пожелтели. Ещё с утра ребята договорились после школы играть в футбол. Погода для этого замечательная. Тепло, хотя и пасмурно. Небо серо-синее.

На картине С. Григорьева «Вратарь» я вижу напряженный момент игры. На переднем плане - вратарь на школьном дворе, одетый в коричневую кофту, синие шорты, перчатки. Лицо его спокойно и серьёзно. Он приготовился ловить мяч. Он не должен допустить гола! На вид мальчику лет двенадцать. Его колено перевязано бинтом. Думаю, это не первая его игра.

Недалеко от вратаря зрители, среди которых и взрослые, и совсем маленькие. Взгляд болельщиков направлен на ведущего мяч. Всем интересно, забьют ли гол? Мужчина наклонился вперёд, он увлечён игрой. Наверное, он раньше, как эти школьники, бросал свой портфель и кепку вместо ворот, часами играл в футбол. От долгой игры только лохматой собаке невесело. Она свернулась у ног болельщиков и преданно ждёт своего хозяина.

На заднем плане город, где давно ждут родители юных футболистов к обеду.

Мне понравилась картина. Интересны лица игроков и болельщиков. Художник сумел передать эмоции зрителей, напряженность игры. Это может почувствовать только тот, кто сам играл в футбол.

Сочинение репортаж по картине «Вратарь» Григорьева

Картина вратарь, написанная художником Сергеем Григорьевым, по праву находится в Третьяковской галерее. Мастер настолько красочно и правдоподобно изобразил любительский футбол, что спустя время, картина не перестает притягивать взгляды, восторженных людей.

Сегодня началось бабье лето, и на улице стоял теплый осенний денек. Мальчишки решили сыграть в футбол. Уроки в школе закончились, и они пошли выбирать безлюдное место для игры. Ворота соорудили из своих сумок и портфелей. Поддержать игроков пришли ребята из соседнего двора, а также случайный прохожий. В юности он сам любил погонять мяч, и теперь с энтузиазмом наблюдает за нарастающим напряжением.

На ворота решили поставить самого опытного игрока, именно от него зависит исход игры. Он главный герой всей игры и картины. Мальчик старается быть похожим на профессионального вратаря, об этом говорит его стойка и внешний вид одежды. Мальчишка одет в свитер темного цвета, удобные шорты, на его руках специальные кожаные перчатки, удобная обувь и спущенные носки, все это подчеркивает серьезность его намерений, не пропустить ни одного мяча.

Мальчик, как бывалый вратарь, позаботился о себе, пораненную коленку он перевязал перед ответственным матчем. Мы не знаем, сильно ли повреждено колено, но он твердо решил играть. Команда возлагает на него надежды, и он не может поступить иначе. Сильным и ответственным его сделал спорт.

Позади вратаря, расположился маленький мальчик в красном костюме. Он пристально наблюдает за игрой, ему тоже хочется погонять мяч, но его не берут. По его воодушевленному виду видно, что ему очень нравится этот вид спорта. Он непременно будет играть, когда чуточку подрастет.

По лицам зрителей видно, что они сильно увлечены игрой. Наступил решающий момент и все с волнением ждут исхода игры. Нервничает даже случайный прохожий.

Не зря, главной фигурой своего творения, художник изобразил мальчика. Такой уверенный и обязательный, точно поймает мяч, и его команда победит в этой игре.

Сочинение от лица вратаря

В дни моего детства футбол был очень популярен. Мы, мальчишки, просто болели футболом. Да и не только мальчишки. Каждую свободную минуту мы старались посвятить любимой игре. В те годы мало было специально оборудованных спортивных площадок. Футбольные матчи устраивались на любом подходящем для игры месте.

Один такой матч я помню до сих пор. Это была игра, принесшая мне славу лучшего вратаря. Как правило, играли мы больше осенью, потому что летом разъезжались кто куда. В эту осень мы играли как никогда много. За школой у нас был большой пустырь. Его мы приспособили под футбольное поле. И каждый день после уроков собирались там, чтобы устроить соревнования по футболу. Как-то само собой получилось, что о нашей команде узнали все ребята из соседних дворов. И к нам на пустырь стали приходить одна команда за другой.

Постепенно определились две сильнейшие дворовые команды. Одной из них была наша. Матч, о котором я хочу рассказать, был решающим. Он должен был определить, какая команда станет сильнейшей. После уроков мы собрались на пустыре. День был теплый, но пасмурный. С деревьев почти совсем облетели листья. Собственными ранцами мы обозначили ворота. Игра началась.

Она шла с переменным успехом. Сначала нам удалось поразить ворота соперников. Но в один момент я отвлекся на Петю, который всегда во время игр подавал улетевшие мячи (он стоял у меня за спиной и комментировал игру). На такой комментарий я и отвлекся. В результате мяч оказался у нас в воротах.

И вот наступила решающая минута. Болельщики, расположившиеся на брошенных на пустыре щитах, были в напряжении. За нас приходил болеть даже дядя Саша. Он жил в соседнем с нами домом и часто бывал на наших матчах, помогал нам выстраивать стратегию игры, потому что хорошо знал особенности футбола. Вот и теперь он сидел среди девчонок и мальчишек из нашего двора. Он был так увлечен нашей игрой, что готов был вскочить и отобрать мяч, который вел нападающий противника прямо ко мне в ворота.

Я приготовился поймать мяч. Пропустить его было нельзя. Я даже забыл про разбитое колено, которое мне перевязал дядя Саша. В ту минуту я не чувствовал боли. Согнувшись, я стоял на воротах весь в ожидании последнего удара, когда мяч с силой полетит ко мне. Я рассчитал каждое свое движение и был готов. И вот удар. Мяч летит прямо в меня. Я хватаю его и вдруг замечаю, что это ботинок, а мяч летит следом чуть в сторону, в правый угол. Кое-как изловчившись, я ударил по мячу. Он отлетел в сторону. Мы выиграли! А нападающий противника стоял в растерянности с босой ногой.

С тех пор я считался самым лучшим вратарем не только нашего, но и соседнего двора.

Сочинение от лица болельщика

В детстве я увлекался футболом. Стать настоящим футболистом мне не удалось. А вот увлечение осталось. Но не всегда получается попасть на футбольный матч. А иногда так хочется поболеть за любимую команду.

И вот не так давно я узнал, что неподалеку собираются на пустыре ребята из соседних домов и устраивают на импровизированном поле настоящие футбольные баталии. Вот я и решил однажды пойти посмотреть, как играют наши футболисты. Все какое-то развлечение, да и любимая игра все же. Пустырь был немаленьким.

Правда на футбольное поле он тоже мало походил. Но для игры годился. Играли ребята сразу же после школы. Границу ворот обозначили собственными портфелями.

Я и еще несколько болельщиков устроились на деревянных щитах. За своих друзей пришли поболеть девочки, одноклассницы одного из игроков. Были и ребята помладше. Все мы сидели рядышком.

Кое-кто из ребят пришел из дома: настолько интересен был им футбол. Игра началась довольно вяло. Но постепенно игроки входили во вкус.

И вскоре матч так захватил меня, что я забыл о том, что играют простые мальчишки. Я то вставал, то вновь опускался на импровизированную трибуну. Что-то кричал, давал советы.

Игра подходила к концу. Наша команда выигрывала. Но соперники не сдавались. Они всячески старались сравнять счет. Но вратарь нашей команды был всегда начеку.

На воротах стоял мой сосед Петя. Я его сразу даже не узнал. Встречая Петю на лестнице или во дворе дома, я думал о том, какой он неопрятный.

Вечно растрепанный с изорванным портфелем, он производил впечатление человека рассеянного, несобранного. Но сейчас он преобразился до неузнаваемости. Куда девалась его рассеянность и беспечность. Петя был одет просто: черная футболка, шорты. На ногах обычные ботинки.

Он был полностью сосредоточен на игре, внимательно следил за тем, что делалось на поле, и вовремя ловил летящий в ворота мяч. Наступил решающий момент игры. Все наше внимание было направлено на середину поля, где развернулась нешуточная борьба за мяч. Соперники всячески старались забрать его у наших защитников. Им это не удавалось. Но они не сдавались и шли в атаку вновь и вновь.

Петя, согнув ноги в коленях, упершись в них руками в перчатках, ждал, готовый в любой момент отразить удар. Но ему этого делать не пришлось. Старшеклассник, бывший на матче судьей, объявил, что время вышло.

Игра была окончена. Расстроенные соперники нехотя побрели домой. А мы радовались нашей победе. Я поздравил Петю с великолепной игрой, и мы вместе направились к дому, обсуждая лучшие моменты.

С тех пор я часто бываю на пустыре, болею за команду нашего двора.

Сочинение от первого лица

Все творчество Григорьева полностью посвящено детской и школьной тематике. Не исключение и его картина «Вратарь». Эта картина была написана в 1949 году, но до сих пор не потеряла своей актуальности, ведь футбол – это любимое занятие ребятишек школьных возрастов, которые хотят отдохнуть от уроков.

Когда я смотрю на это полотно, то вижу таких же детей, как и сейчас, увлеченно играющих в веселую спортивную игру. На картине изображен теплый октябрьский денек, когда листья на деревьях уже пожелтели и начали постепенно опадать, но холода еще не пришли, что видно, по голым ногам одного из ребят.

При взгляде на картину, мое воображение рисует картину, как ребята собираются на пустынном местечке рядом со школой и размечают территорию футбольного поля, сложив по углам свои портфели и ранцы. После чего ребята разделились – кто-то из них сел на скамеечку, чтобы следить за игрой, а остальные разбились на две команды и азартно погнали по полю свой мяч.

И вот наступает тот момент, который и запечатлел на картине художник. Глядя на нее, я вижу, что мальчик с голыми ногами сделал напряженную стойку и всматривается прямо перед собой, куда повернуты также головы всех зрителей. Я не знаю, что там происходит, но ясно, что изображенный на картине момент будет переломным в игре – и мяч или влетит в ворота команды-противника вратаря с перебинтованной ногой, который изображен на переднем плане картины, или ему самому придется вступить в игру, защищая свои ворота…

Чем закончится эта игра, невозможно сказать, но одно знаю точно, что при взгляде на картину, меня охватил невероятный азарт от этой удивительной игры – футбола! Такой же азарт, который охватил и всех, кто изображен на картине – от самых маленьких детей до взрослого мужчины, который тоже не смог отказать себе в удовольствии посмотреть на увлекательное действо.

Разделы: Русский язык

Класс: 7

Цели урока:

  • подготовить учащихся к описанию действий людей, изображенных на картине;
  • закрепить умения использовать деепричастия в своей речи;
  • собрать материал для написания сочинения по картине;
  • дать понятие о композиции картины как одном из средств выражения замысла художника.

Оборудование урока:

Мультимедийная Презентация к уроку, опорный конспект.

ХОД УРОКА

Рассказ о художнике.

Сергей Алексеевич Григорьев – народный художник Украины, родился в Луганске (Донбасс) в многодетной семье железнодорожника.

Широкую известность приобрёл как автор произведений на тему семьи и школы. Лучшие полотна художника посвященным детям. Среди них известны картины: “Обсуждение двойки”, “Рыбачок”, “Первые слова”, “Юные натуралисты”. Заслуженную славу принесла художнику картина “Вратарь”. Автору была присуждена Государственная премия.

Беседа по картине:

Какое время года и суток изображено на картине? Как вы эта определили?

(Осень. Литья пожелтели и опадают с деревьев. Они разбросаны по земле. Художник изобразил погожий осенний день, вероятно полдень, потому что тени от людей и предметов короткие, прямые. Небо ясное, чувствуется, что светит солнце.)

Где происходит действие, изображенное на картине?

(Ребята играют на пустой площадке за домом, а не на настоящем футбольном поле: ворота они “соорудили”, возвращаясь из школы, из портфелей, сумок и беретов.)

Кто является главным действующим лицом картины?

(Мальчик-вратарь)

Каким изобразил художник вратаря? Опишите его позу, фигуру, выражение лица, одежду.

(Вратарь оперся о колени, стоит, согнувшись в напряженной позе, ожидая мяч, сосредоточенно следит за игрой. По его позе видно, что мяч далеко от ворот. Но вратарь готов в любой миг вступить в игру и защищать свои ворота. Мальчик хочет быть похожим на настоящего вратаря, он старается им подражать даже в одежде: на нем темный свитер, короткие штаны, на руках кожаные большие перчатки. На ногах спущенные носки, калоши, подвязанные тесемкой. Коленка перевязана, наверное, ему часто приходилось падать, защищая свои ворота. Видно, что вратарь смелый, бесстрашный мальчик.)

Опишите маленького мальчика, который стоит позади вратаря.

(За вратарем в невозмутимой позе стоит заложив руки за спину и выпятив живот, малыш в красном лыжном костюме. Он тоже считает себя знатоком футбола, ему хочется принять участие в игре, но его пока не принимают).

Как художник показал заинтересованность зрителей игрой футбол? Кто особенно сильно увлечен происходящим? Опишите их.

(Взгляды всех зрителей устремлены вправо, на поле, туда, где идет напряженная борьба за мяч. Взрослый болельщик, оказавшийся здесь случайно (он одет не для сидения на досках во дворе: в нарядной вышитой рубахе, на отвороте пиджака орденские планки, в руке папка с бумагами, на голове шляпа), всецело захвачен зрелищем игры, того и гляди сам ринется в бой. Сильно увлечен игрой и мальчик в темно-зеленом лыжном костюме с красным галстуком. Он смотрит, вытянув голову и открыв рот. Внимательно следят за игрой мальчик с малышкой на руках и девочка с красным бантом на голове. Другие девочки – с куклой, в красной шапочке, в капюшоне, - более спокойно наблюдают за происходящим, хотя и не отрывают глаз от игры).

Кто равнодушно относится к происходящему на поле?

(Малышка, укутанная в теплый платок и свернувшаяся у ее ног лопоухая собачонка).

Почему картина называется Вратарь?

(Вратарь - главное действующее лицо картины. Художник показал храброго увлеченного вратаря, который вызывает наши симпатии).

Как вы думаете, что хотел сказать художник своей картиной, какова ее основная мысль?

(Футбол интересен всем.
Футбол - любимый вид спорта.
Бесстрашный вратарь на стаже своих ворот.)

В отличие от писателя художник изображает на картине какой-то один определенный момент. Любопытно, что С.А. Григорьев не изобразил на своей картине самого футбольного матча: по напряженной позе вратаря, по выражению лиц зрителей мы догадываемся, что на поле сейчас острый момент игры. Для раскрытия своего замысла художник использует такие средства живописи как цвет, освещение, композицию.

Рассмотрим, как построена картина. Где - на переднем или на заднем плане - изобразил С.А. Григорьев главного героя, вратаря?

(Вратарь изображен на переднем плане, почти в центре картины, отдельно от других игроков команды. Он хорошо виден и сразу бросается в глаза, привлекает наше внимание)

Кто изображен на втором плане картины?

(Дети и молодой мужчина, при этом они расположены так, что все хорошо видны)

Что вы видите на заднем плане?

(Город, огромные здания, жилые дома)

Обратим внимание на детали в картине (ворота, сооруженные из портфелей, сумок и шапок, перевязанная коленка и кожаные перчатки вратаря и т.д.), выясним их роль в раскрытии замысла художника.

Какие цвета и оттенки использовал художник, чтобы подчеркнуть жизнерадостный характер изображенного на картине события?

(Теплые цвета и оттенки желтый, светло - коричневый, красный. Земля светло-коричневая, на кустарниках и на поле листья золотистые, оранжевые, доски, на которых сидят болельщики, светло - желтые. Красного цвета костюм на мальчике, который стоит позади вратаря, шапочка на девочке, вышивка на рубахе мужчины, бант у школьницы, галстуки. Эти цвета и оттенки помогают передать напряженность изображенного действия, радуют наш глаз, способствуют бодрому, хорошему настроению.)

Нравится ли вам эта картина?

(Да, потому что на ней все изображено так как бывает в жизни. Хочется самому оказаться на этом поле и играть в футбол.)

Словарная работа . В целях предупреждения орфографических ошибок проверяется написание таких слов, как футбол, состязание, матч, кожаные перчатки, пиджак, свитер (произносится твердое [т]), капюшон, в легкой дымке, очертания строек.

Увлекательный матч, футбольное состязание, слегка согнуться, начать игру, быстро реагировать, завладеть мячом, атаковать ворота, прикрывать ворота, бесстрашный вратарь, не прикасаясь рукой к мячу, растирая рукой ушибленное колено

Словарно-стилическая работа.

1.Подберите соответствующие деепричастные обороты.

1) Мальчик шел на ворота….
2) Никто не мог с такой резкостью, как игрок, рвануться с места и … столь же неожиданно затормозить.
3) Он мощно разгонялся и … наносил удар с ходу.
4) ... резко протягивал руку вперед, указывая, куда будет бить

Для справки:

Не доходя до мяча двух шагов, перед самым ударом; не теряя мяча; притормаживая и меняя направление; не меняя ритма шагов, не семеня.

2. Назовите деепричастия, которые можно употребить для описания позы и действий играющих в футбол. Составьте с ними словосочетания.

(Завладев мячом, бросив мяч, кидая мяч, забив гол, атакуя ворота, атаковав ворота, закрывая ворота, прикрыв ворота, кинувшись к воротам, слегка согнувшись, отставив ногу назад, рванувшись с места, начиная длинный разбег, начав игру, быстро реагируя, мгновенно притормозив.)

Составление плана описания картины.

Вначале назовем основные подтемы рассказа, например:

1) место и время действия;
2) спортсмены;
3) зрители;
4) художник и его картина.

Подчеркиваем условность названной последовательности описания и возможность иного построения рассказа, например, может начать с сообщения о художнике, потом описать спортсменов, затем зрителей, в конце - время, место действия и т. п.

После этого предлагаем превратить схему описания в план, т. е. конкретизировать каждый пункт схемы, сделать его более содержательным. В итоге такой работы ученики записывают (самостоятельно) план описания картины, например:

1 вариант

1) За домом в погожий осенний день.
2) Бесстрашный вратарь и его помощник.
3) Зрители “болеют” по-разному.
4) Мастерство художника: удачная композиция, выразительные детали, мягкий колорит картины.

2 вариант

1) Тема и основная мысль картины.
2) Описание картины С.А. Григорьева “Вратарь”:

а) на пустыре в погожий осенний день;
б) бесстрашный вратарь;
в) мальчик в красном костюме;
г) болельщики и зрители.

3) Особенности композиции картины.
4) Роль деталей в картине.
5) Колорит картины.
6) Мое отношение в картине.

Опорный конспект

Какое время года и суток изображено на картине?
Где происходит действие, изображенное на картине?
Каким изобразил художник вратаря? Опишите его позу, фигуру, выражение лица, одежду.
Опишите маленького мальчика, который стоит позади вратаря.
Как художник показал заинтересованность зрителей игрой футбол?
Что хотел сказать художник своей картиной, какова ее основная мысль?
Где - на переднем или на заднем плане - изобразил С.А. Григорьев главного героя, вратаря?
Кто изображен на втором плане картины?
Что вы видите на заднем плане?

Детали в картине

Какие цвета и оттенки использовал художник, чтобы подчеркнуть жизнерадостный характер изображенного на картине события?

Сочинение по картине Вратарь Григорьева для учеников 7 класса

План

1.С чем связан выбор картины для написания сочинения.

2.Описание эпизодов картины С.Григорьева «Вратарь»:

а) главный герой холста – вратарь;

б) место игры;

в) средний план картины – болельщики;

г) задний план картины – город.

3.Роль пейзажа в изображении.

4.Главная мысль произведения.

5.Личное впечатление (эмоции, настроение).

На уроке русского языка учитель предложила нам написать сочинение на одну из картин, которые она принесла нам показать. Я решил написать сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь». Почему она меня привлекла? Сейчас об этом я вам и расскажу.

На этой картине художник изобразил мальчишек, которые играют в футбол. Это очень увлекательная игра! Я сам люблю футбол. И мы с друзьями часто собираемся во дворе, чтобы погонять мяч.

У нас нет специализированной площадки для игры и, к сожалению, нет возможности посещать футбольную секцию. Но мы находим свободное подходящее место и играем, играем, играем с удовольствием. Играем и после уроков, и на выходных, и в жаркий день, и дождливый вечер. Вот поэтому-то произведение С.Григорьева мне очень близко и понятно.

Главным персонажем картины нам представлен мальчик лет двенадцати. Он стоит с очень серьезным видом. По его позе и месту мы понимаем, что он вратарь. Его ноги согнуты, руки положены на колени, он напряженно следит за игрой. Может, он готовится к атаке? У него самая ответственная роль: пропустит мяч – даст шанс противнику на выигрыш.

В отличие от других героев картины одет он очень легко: рубашка и шорты. На руках черные перчатки, чтобы было удобнее брать мяч. Колено мальчика перевязано бинтом, наверное, он повредил ногу, или поцарапал, но это ему не мешает, он все равно в игре. Вратарь стойко стоит на воротах, ведь без него игра не состоялась бы.

Кстати, ворота у ребят придуманы. Вместо штанги лежат портфели и ребячьи вещи. А сама футбольная игра проходит на пустынном участке за домами. Место уже вытоптано, лишь маленькие кустики травы виднеются кое-где. Видимо, этот пустырь оказался самой подходящей площадкой для игры, и мальчишки играют здесь неоднократно. Наверное, они прибежали поиграть в футбол сразу после школы, ведь портфель здесь не один. Каково же желание ребят успеть на матч, если они даже не сходили домой, чтобы отнести вещи и отдохнуть после уроков. Я думаю, что лучшего отдыха, чем футбол они и не представляют!

На картине изображены болельщики. Они все разных возрастов. Есть совсем маленькие, есть ребята постарше, а на краю мнимой трибуны сидит взрослый мужчина. Он, наверное, проходил мимо, а игра его так увлекла, что он с не наигранной увлеченностью наблюдает за ходом матча. Широко расставленные ноги мужчины, наклон корпуса вперед показывают его напряженность и готовность в нужный момент вскочить с криком: «Го-о-о-ол!»

Рядом сидящие ребята тоже с интересом наблюдают за игрой. Кто-то сидит, наклонившись, кто-то стоит, а кто-то выглядывает из-за спины товарища, чтобы лучше видеть все происходящее на поле. Среди них есть и мальчики, и девочки. У ног ребят лежит безучастный ко всему пес черно-белого окраса. Вероятно, он ждет своего маленького хозяина. Он единственный участник картины, которого игра не интересует.

Позади вратаря стоит мальчик в ярко-красном костюме. Он видит игру с самой удобной позиции. Может, это помощник вратаря – когда мяч летит за ворота, он успевает его принести? Или он самый рьяный болельщик? Его поза очень уверенная, он крепко стоит на ногах, а руки его упираются в бока для физической поддержки тела.

На заднем плане видятся очертания каких-то зданий. Это город, и в нем, конечно, нет места для игры в футбол. Поэтому центральной площадкой на картине является как раз песчаный пустырь. Чем-то это место похоже на стройку. Уложенные в пачки пиломатериалы послужили скамейкой для зрителей, за которыми виднеются еще и разбросанные доски.

Пейзаж на этой картине не занимает центрального места, но он очень важен для понимания всего содержания. По всему изображению мы делаем вывод, что на улице осень. Об этом говорят пожелтевшие листья на кустах, пожухлая трава, голый ствол дерева с редкими листочками на ветках. Серый осенний день не красит солнце. Мне даже представляются небольшой ветерок и легкий холодок приближающей поздней осени.

Природа уныло смотрит вокруг. И на фоне этого не совсем радостного дня идет настоящая игра. Именно она и разбавляет осенний колорит и вносит яркость во все изображение. Ведь главной мыслью картины является то настроение, которое дает персонажам футбольный матч. Мы даже не видим хода игры, не видим мяча, не видим всех игроков. У нас перед глазами только вратарь и болельщики. Все, что происходит за кадром, мы придумываем себе сами, каждый по-разному.

Художник не ошибся, выбрав такой прием. Он дает возможность каждому человеку увидеть свою игру! Кому какую хочется. Самое главное, с каким задором мы все это представляем себе! Согласитесь, что эта картина не статична, она вся в движении, хотя все ее герои стоят на месте. Удивительное свойство этого холста и, наверное, просто мастерство художника.

Я написал сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь» с большой увлеченностью. Для меня это было нетрудно, потому что интересно. И, закончив задание, я с радостью побегу собирать своих друзей, чтобы где-то на дворовой площадке сыграть футбольный матч. И испытать такие же эмоции, как и герои картины Григорьева.

картина Вратарь Григорьева фото

В детстве я увлекался футболом. Стать настоящим футболистом мне не удалось. А вот увлечение осталось. Но не всегда получается попасть на футбольный матч. А иногда так хочется поболеть за любимую команду. И вот не так давно я узнал, что неподалеку собираются на пустыре ребята из соседних домов и устраивают на импровизированном поле настоящие футбольные баталии.

Вот я и решил однажды пойти посмотреть, как играют доморощенные футболисты. Все какое-то развлечение, да и любимая игра все же. Пустырь был немаленьким. Правда на футбольное поле он тоже мало походил. Но для игры годился. Играли ребята сразу же после школы. Границу ворот обозначили собственными ранцами. Я и еще несколько болельщиков устроились на деревянных щитах. За своих друзей пришли поболеть девочки, одноклассницы одного из игроков. Были и ребята помладше. Все мы сидели рядышком. Кое-кто из ребят пришел из дома: настолько интересен был им футбол.

Игра началась довольно вяло. Но постепенно игроки входили во вкус. И вскоре матч так захватил меня, что я забыл о том, что играют простые мальчишки. Я то вставал, то вновь опускался на импровизированную трибуну. Что-то кричал, давал советы. Игра подходила к концу. Наша команда выигрывала. Но соперники не сдавались. Они всячески старались сравнять счет. Но вратарь нашей команды был всегда начеку.

На воротах стоял мой сосед Петя. Я его сразу даже не узнал. Встречая Петю на лестнице или во дворе дома, я думал о том, какой он неопрятный. Вечно растрепанный с изорванным портфелем, он производил впечатление человека рассеянного, несобранного. Но сейчас он преобразился до неузнаваемости. Куда девалась его рассеянность и беспечность. Петя был одет просто: черная футболка, шорты. На ногах обычные ботинки. Он был полностью сосредоточен на игре, внимательно следил за тем, что делалось на поле, и вовремя ловил летящий в ворота мяч.

Наступил решающий момент игры. Все наше внимание было направлено на середину поля, где развернулась нешуточная борьба за мяч. Соперники всячески старались забрать его у наших защитников. Им это не удавалось. Но они не сдавались и шли в атаку вновь и вновь. Петя, согнув ноги в коленях, упершись в них руками в перчатках, ждал, готовый в любой момент отразить удар. Но ему этого делать не пришлось. Старшеклассник, бывший на матче судьей, объявил, что время вышло. Игра была окончена. Расстроенные соперники нехотя побрели домой. А мы радовались нашей победе. Я поздравил Петю с великолепной игрой, и мы вместе направились к дому, обсуждая лучшие моменты. С тех пор я часто бываю на пустыре, болею за команду нашего двора.

Картина «Вратарь» Григорьева была написана еще в 1949 году. Но смотреть на нее интересно и сейчас, потому что она посвящена никогда не устаревающей игре – футболу.

На картине изображен матч и наблюдающие за ним зрители. Картина привлекает внимание своей непринужденностью. Кажется, что ребята только что прибежали из школы на пустырь, сделали из портфелей ворота и начали игру. Любопытной особенностью картины служит то, что на ней не нарисовано полевых игроков. Мы видим только одного из них, вратаря. Именно с его описания, как я думаю, нужно начинать описание картины «Вратарь» Григорьева.

Это мальчик лет двенадцати-тринадцати. Он стоит, полусогнувшись, ожидая мяча. Его лицо выражает серьезность, он очень увлечен игрой. Видно, что мальчик – опытный вратарь. У него уверенная поза и сильные, жилистые ноги. Даже своей одеждой он хочет походить на настоящих футболистов. На нем надеты шорты (а ведь судя по одежде зрителей, на дворе уже прохладная осень), а на руках – перчатки. Они помогают вратарю в игре. На ноге у него повязка – наверное, ему не повезло в одном из предыдущих матчей.

Что происходит на поле, зрителю не видно, и из-за этого лично мне картина кажется еще интереснее. Можно только догадываться, где сейчас мяч, когда он прилетит в ворота и повезет ли вратарю. Но, судя по лицам наблюдающих за матчем, игра в самом разгаре. А если приглядеться к сосредоточенному лицу вратаря, можно уверенно сказать, что он мяча не пропустит!

Нарисованные зрители в картине играют не меньшую роль, чем фигура главного героя. Их достаточно много. В основном это такие же, как и мальчик-вратарь, школьники. Но в самом углу картины виднеется фигура взрослого человека в костюме, в шляпе и с папкой на коленях. Похоже, что он шел куда-то по делам, но остановился, увлеченный сражением. Мне очень нравится его поза и лицо, потому что видно, что он по-настоящему заинтересован игрой и не считает ее детскими глупостями. Если бы он мог, он бы и сам побежал на поле.

Не меньше захвачен событиями и маленький мальчик в красном спортивном костюме. Его явно не взяли в игру из-за того, что он еще маленький, но он отчаянно хочет оказаться среди игроков. Вот он и застыл за спиной у вратаря, чуть отклонившись назад, так, что вся его фигура выражает протест. Думаю, он обижен на школьников, но не может уйти – слишком уж интересно все происходящее.

А еще среди зрителей изображены девочки. Одна из них, с ярко-красным бантом, внимательно наблюдает за игрой. Видно, что у нее боевой характер и что она бы тоже могла играть. Вторая, совсем маленькая зрительница, сидит на коленях у брата. Неизвестно, понимает ли она что-нибудь, но смотрит очень внимательно.

Выбор редакции
Денежная единица РФ "...Статья 27. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100...

Техника "100 желаний" Научиться исполнять желания может каждый. Для этого нужно всего лишь договориться со своим подсознанием! А как это...

Получив атеистическое воспитание, я долгое время не испытывал интереса, а уж тем более священного трепета от религиозных святынь да...

Скакать во сне на белой лошади - прекрасный знак. В первую очередь он сулит Вам прочность дружеских связей и радость встреч с товарищами...
Заранее говорю, никогда не пробовала делать с другим сыром, только с твердыми сортами. В данном рецепте я использовала остатки трех...
Будьте чуткими к изменениям настроения любимых людей! Помните: мы получаем от мира ровно то, что ему даем. Хотите, чтобы окружающие...
Татуировка - практически такое же древнее явление, как и существование человечества. Тату были обнаружены даже на телах мумий, найденных...
Святой Спиридон Тримифунтский - очень почитаемый подвижник во всем христианском мире. К его мощам, на острове Корфу в Греции, постоянно...
Праздники, кто же их не любит? А что же легло в основу праздника День Народного Единства в России ? Праздник единства подчеркивает: какой...